Темпы строительства небоскребов напрямую связаны с темпами роста экономики: каждый 1% глобального роста приводит к такому же увеличению числа высоток. Коронакризис замедлит «вертикальный рост» городов, но вряд ли его остановит.
Темпы строительства небоскребов напрямую связаны с темпами роста экономики: каждый 1% глобального роста приводит к такому же увеличению числа высоток. Коронакризис замедлит «вертикальный рост» городов, но вряд ли его остановит.
Самый первый из известных проектов небоскреба, библейский, провалился: Вавилонскую башню людям не удалось возвести «до небес». Строительство небоскребов до сих пор нередко сопряжено с иррациональными мотивами, однако небоскребы являются не только «памятником» их создателям, но и следствием экономического роста и технологического прогресса.
В 1885 г. архитектор Уильям Ле Барон Дженни построил в Чикаго Home Insurance Building , прототип современного небоскреба высотой всего в 10 этажей, применив технологическую новацию: перенес часть нагрузки с каменной кладки здания на железный каркас, который крепился к стенам. В обычных домах вес здания держат на себе стены, а железная клетка, в которую Дженни «заковал» здание, в более поздних проектах трансформировалась в прочный стальной каркас, способный выдерживать практически любые нагрузки. Вместе с изобретением электрических лифтов эта новация сняла ограничения на высоту зданий и послужила началом строительного бума, кардинально изменившего облик современной городской среды.
Почему не падают небоскребы? Как делают фундамент для высотных зданий
Рост небоскребов
За 100 с лишним лет с момента возведения Дженни первого в мире высотного здания средний «рост» небоскреба увеличился в семь раз. К 2000 г. средняя высота 100 самых высоких зданий мира возросла до 285 метров, а в 2018 г. составляла уже 385 метров: с начала XXI века небоскребы ежегодно становились выше в среднем на 1,8%.
В последней четверти XX в. количество возводимых небоскребов не превышало 45 в год, но примерно с середины 1990-х гг., начала быстрого роста экономики Китая, это число стало стремительно увеличиваться за счет азиатского региона. В пиковых 2016–2018 гг. в мире ежегодно возводилось более 300 небоскребов высотой от 150 метров и выше. К ноябрю 2020 г., по данным базы Skyscraper Center, зданий высотой от 150 метров насчитывалось более 5300 и еще 740 находятся в стадии строительства. Почти 70% небоскребов расположены в Азии.
Небоскребы мира
Половина всех небоскребов мира расположены в 17 городах, но хотя бы один небоскреб есть в 315. Из 20 городов с наибольшим количеством небоскребов – 7 городов Китая и Гонконг. По данным Emporis на ноябрь 2020 г., больше всего высоток – 1712 – в Гонконге, в занимающем второе место по этому показателю Нью-Йорке их вдвое меньше (834). Москва входит в мировой топ-20 городов с самым большим числом небоскребов, а в топ-20 самых высоких зданий мира, введенных в эксплуатацию, 13-ю строчку занимает петербургский «Лахта-центр» (по итогам 2020 г. его, как ожидается , должен потеснить нью-йоркский Central Park Tower).
ВЫСОТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО — Символ мегаполиса или Уродство?
Единого определения того, какой высоты здание считать небоскребом, нет. База Emporis учитывает здания высотой от 100 метров, Skyscraper Center относит к небоскребам здания от 150 метров. Совет по высотным зданиям и городской среде (Council on Tall Buildings and Urban Habitat, CTBUH ) – международная некоммерческая организация по обмену информацией между профессионалами в области высотного строительства и разработчик международных стандартов определения высотных зданий – отдельно выделяет супервысокие здания (от 300 метров) и мегавысокие (от 600 метров).
Мегавысоких небоскребов в мире всего три: 828-метровый Burj Khalifa в Дубае, Шанхайская башня в крупнейшем финансовом центре Китая и Королевская часовая башня в Мекке, служащая отелем и рассчитанная на размещение более 100000 паломников. В 2013 г. в Саудовской Аравии, посреди пустыни, началось строительство небоскреба Jeddah Tower высотой более 1 км, но по состоянию на 2020 г. оно еще не завершено.
Экономика и небоскребы
Чем быстрее развивается город или регион, тем быстрее растет спрос на аренду офисов и жилье в центральных локациях, горизонтальная застройка которых ограниченна . Рост спроса ведет к «битве за место», и стоимость земли здесь возрастает. Вместе со стоимостью земли растет и высота зданий – девелопер максимизирует прибыль, объясняет профессор экономики Ратгерского университета Джейсон Барр , автор книг и десятков экономических исследований о небоскребах.
Два главных фактора, движущих здания вверх, – рост экономики и урбанизация, считает Барр. Первые небоскребы появились в Чикаго и Нью-Йорке в тот момент, когда эти города превратились в центры торговли и коммерции, а рынки акций переживали бум; с конца XX в. лидерство по числу возводимых высоток принадлежит быстрорастущим азиатским странам – более 40% всех зданий в мире высотой более 150 метров построены в Китае и Гонконге. С 2010-х небоскребы начали появляться в странах Африки.
По оценкам Барра, рост глобального ВВП на каждый 1% приводит к примерно такому же росту числа небоскребов: «Это означает, что каждый год, когда мир увеличивает свои доходы, будет строиться все больше небоскребов».
При этом лишь треть стран в мире имеют хотя бы одно здание высотой более 150 метров. За пределами США первый небоскреб был построен в 1947 г. в Бразилии ( Altino Arantes ), а в некоторых богатых странах Европы их до сих пор нет (например, в Норвегии и Дании).
В начале XX в. увеличение числа жителей американского города на 10% повышало вероятность строительства в нем сооружения в 21 этаж или выше на 2,5 п.п., а когда численность перешагивала отметку в 315000, вероятность оказывалась 100%-ной. Сегодня вероятность появления высоток в городах с населением менее 1 млн невелика, но при превышении этого порога она резко возрастает, рассчитали Барр и его соавтор Габриэль Альфельдт.
Высота тщеславия
В 1900 г. американский архитектор Кэсс Гилберт убеждал , что небоскреб – это инструмент, который заставляет землю платить, и в 1913 г. по его проекту на Манхэттене был построен Woolworth Building, удерживавший титул высочайшего здания мира на протяжении 17 лет. Однако, в отличие от Гилберта, власти Нью-Йорка находили , что хорошую прибыль дают «только некоторые» небоскребы. С появлением самых первых небоскребов появились и их ненавистники, считавшие высотки «удушающими символами деспотизма», уродующими городскую среду и строящимися из тщеславия, а не для экономических целей.
Здание Empire State Building на Манхэттене на полвека стало символом не только небоскреба, но и «белого слона» (см. врез). Завершение строительства башни совпало с началом Великой депрессии, и в 1930-е владельцам удавалось сдавать в аренду лишь немногим более 20% площадей, служащие вынуждены были включать свет на верхних этажах, чтобы создать иллюзию деловой жизни. Здание было прозвано Empty (пустое) State Building. Оно почти до 1950 г. не приносило прибыли и до сих пор остается не до конца заполненным.
«Белый слон»
Так называют крупные, очень дорогие и зачастую политически значимые проекты, которые сложно окупить. В монархиях Юго-Восточной Азии обладать белым слоном было престижно, но дорого его содержать, а использовать это священное животное для работ запрещалось. Короли дарили белых слонов придворным, которые им не нравились, чтобы разорить получателей.
С момента появления самых высоких проектов зданий к их экономике добавлялся элемент соревнования за высоту, писали в 2008 г. в своей знаменитой работе Роберт Хелсли из Университета Британской Колумбии и Вильям Стрэндж из Университета Торонто. Американский предприниматель Фрэнк Вулворт пересмотрел проект названного его именем нью-йоркского небоскреба только затем, чтобы превзойти Metropolitan Life Building, которое на тот момент было самым высоким зданием мира после Эйфелевой башни, а проектировщики Empire State Building добавили зданию пять этажей и шпиль только для того, чтобы обойти в высоту самое высокое на тот момент здание компании-конкурента – Chrysler Building, которое автомобильный магнат Уолтер Крайслер называл «памятником мне». Небоскребы – скорее воплощение эго их заказчиков и архитекторов, чем проект в обычном понимании этого слова, а само возведение таких сооружений – по сути, гонка за приз, писали Хелсли и Стрэндж.
Политические лидеры, желающие себя увековечить, нередко строят «белых слонов», показало исследование Университета Осло. Высота зданий, сооружаемых в странах с автократическими режимами, выше, чем в демократических государствах, и к тому же часто дополняется «символической высотой» – шпилями и незанятыми помещениями. Например, символическая высота Burj Khalifa в Дубае составляет почти треть (29%) от всей высоты здания.
Надежная основа
Строительство небоскребов и их высота в большинстве случаев отвечают задаче максимизации прибыли, утверждает Барр. Кривая, отображающая корреляцию между стоимостью строительства небоскребов и их высотой, имеет форму буквы U, то есть до определенного момента увеличение высоты снижает затраты. Вот почему большая часть небоскребов (почти 70%) в мире не превышает 200 метров. При этом экономически обоснованный предел высоты сильно различается по регионам и зависит от множества факторов, в частности от особенностей местности и стоимости земли , технологий, затрат на материалы и оплату труда.
Например, строительство одного этажа второй по высоте в мире Шанхайской башни обошлось вдвое дороже, чем этажа самого высокого здания мира – Burj Khalifa, но вдвое дешевле, чем одного этажа Башни Банка Америки, которая в 1,4 раза ниже. В США снижение затрат в результате технического прогресса компенсируется ростом стоимости рабочей силы и материалов, в Азии быстрый экономический рост и интенсивная урбанизация в сочетании с более низкими затратами на строительство и использованием инноваций приводят к строительному буму.
В июне 2020 г. правительство Китая запретило строительство зданий высотой 500 метров и более. В последние годы строительство новых высоток в Китае сокращалось – многие проекты реализовывались с высоким уровнем долгового финансирования, и правительство пыталось обуздать спекулятивное строительство, отмечает в обзоре CTBUH.
Не выше дерева
Реализация возможности «вертикального роста» нередко сдерживается неоднозначным отношением к высотному строительству. Многие города ограничивают высоту зданий, стремясь сохранить историческую застройку и изначальный архитектурный облик. Например, на Бали дом не должен превышать высоту кокосового дерева (15 метров), в Афинах здание не может быть выше Парфенона, а в центре Рима нельзя строить здания выше собора Святого Петра.
По данным базы Emporis, самый дорогой в мире небоскреб – построенный в 2014 г. в Нью-Йорке 541-метровый One World Trade Center стоимостью $3,9 млрд. Строительство самого высокого в мире здания Burj Khalifa обошлось в $1,5 млрд.
Небоскребы позволяют реализовать амбиции не только архитекторам и девелоперам, но и арендаторам, которые готовы платить дополнительную премию за локацию выше конкурентов. Самые высокие и дорогие этажи в небоскребах занимают наиболее продуктивные и крупные компании, для которых центральная локация – часть имиджа, показало исследование на данных об аренде в знаковых американских небоскребах.
В городах Китая экономические основы строительства небоскребов сопряжены с неэкономическими – например, стремлением чиновников к продвижению по службе, показало исследование : там, где работают более молодые чиновники, стремящиеся к общественному одобрению, строят более высокие небоскребы, которые зачастую становятся предметом национальной гордости.
Empire State Building девять десятилетий спустя остается одной из самых популярных туристических достопримечательностей и частью идентичности Нью-Йорка, а среднегодовые темпы роста его стоимости на всем горизонте составили около 5%, защищает небоскреб Барр. Да и само решение о его строительстве вряд ли можно назвать иррациональным, считает он: расчеты показывают , что на момент планирования оно могло приносить 10% годовых, а Великая депрессия оказалась цунами, которого никто не ожидал.
«Индекс небоскреба»
В 1999 г. экономист Dresdner Kleinwort Benson Эндрю Лоуренс создал «индекс небоскреба», который сигнализирует, что возведение очередного здания-гиганта может предсказывать экономические кризисы. Банковской панике 1907 г. в США предшествовало начало строительства на Манхэттене небоскреба Singer Building, который на тот момент был самым высоким зданием в мире. Церемония закладки камня Chrysler Building, также ставшего на время самым высоким зданием мира, прошла в Нью-Йорке в сентябре 1928 г., а через год, в октябре 1929 г., произошел крах Уолл-стрит, ставший началом Великой депрессии.
Рост индекса небоскреба совпал и с другими событиями: например, завершение строительства зданий Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в 1972 и 1973 гг. и Sears Tower в Чикаго в 1974 г. сопровождалось коллапсом Бреттон-Вудской системы и началом очередной рецессии. «Нездоровую корреляцию» между строительством небоскребов и кризисами Лоуренс связал с избыточным инвестированием и ростом объемов спекулятивных операций в периоды бумов, на которые, как правило, приходится большинство решений о строительстве самых амбициозных зданий.
В 2012 г. Barclays дополнил список Лоуренса новыми примерами, в число которых, например, вошло строительство Burj Khalifa, начатое за несколько лет до глобального экономического кризиса. Возведение зданий рекордной высоты совпадает с пиком строительного бума, который характеризуется нерациональным использованием капитала, объясняли аналитики. Строительство начинается на поздней фазе экономического подъема, а завершается на этапе экономической коррекции, если только вхождение в нее не заставило заказчиков вовремя изменить планы. Правда, индекс небоскребов не предсказал серьезные экономические спады в 1920-х, конце 1930-х и начале 1980-х.
В 2011 г. Барр и его коллеги из Ратгерского университета сравнили даты принятия решений о крупнейших проектах «вертикального роста» и показали , что они далеко не всегда приходились на пик бизнес-цикла, но строительство небоскребов коррелирует с ростом ВВП: появление экстремально высоких зданий в той или иной стране поддержано фундаментальным фактором – повышением уровня ВВП. Строительство небоскребов действительно чувствительно к бизнес-циклу: его объемы и сама высота зданий растут в ответ на ускорение экономики и снижаются в ответ на рецессии, но с временным лагом в 3–5 лет, что обусловлено достаточно большим временем, необходимым для планирования такого строительства, пишут Барро и Альфельдт. Но это не имеет ничего общего с убеждением, что появление очередной мегавысотки служит индикатором пузыря, который скоро лопнет, убеждены они.
Небоскребы и пандемия
Небоскреб дает возможность сосредоточить тысячи людей в одном месте, обеспечивая девелоперу максимальную прибыль на пике деловой активности. Однако во время экономических спадов спрос на аренду сокращается, как и финансовые возможности для инвестиций в новые проекты. Во время мирового экономического кризиса к марту 2009 г. девелоперы заморозили более 10% из начатых на тот момент высотных проектов. В их число вошли 1,4-километровая башня Nakheel в Дубае, претендовавшая на звание самого высокого здания мира, 600-метровый Chicago Spire, московская башня «Россия» – все эти проекты так и не были завершены.
Неудивительно, что пандемия коронавируса заставила заговорить о конце эры небоскребов. Целый ряд проектов, включая возведение башни Creek Harbour в Дубае, которая по высоте должна была превзойти Burj Khalifa, были приостановлены.
По расчетам CTBUH, в первом полугодии 2020 г. индикатор «здоровья» рынков коммерческой недвижимости (рассчитывается как разница между площадями, занятыми арендодателями, и пустующими площадями), опустился в США и Азиатско-Тихоокеанском регионе на 10-летний минимум, а в Европе лизинг высоток сократился почти наполовину. К концу 2020 г. инвестиции в коммерческую недвижимость в мире упадут на 38% в годовом выражении, ожидает CTBUH.
Это сократит, но не остановит «вертикальный рост» городов, прогнозирует CTBUH, перечисляя в качестве аргумента более 40 проектов по всему миру, работа над которыми продолжается, несмотря на пандемию. Среди них строительство 390-метровой Tokyo Torch , которая, если будет завершена, станет высочайшим зданием в Японии, 320-метровых Jiuzhou Bay и North Bund в Чжухае и Шанхае, 313-метровой Sky Tower в Торонто, 230-метровой Queens Plaza Park в Нью-Йорке.
Высотное строительство продолжалось даже после самых серьезных шоков, пишет редактор лондонского отраслевого издания Construction News Зак Гарнер-Паркис. После терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. казалось , что эра небоскребов завершилась, однако крупнейшие города, включая Нью-Йорк и Лондон, пережили бум высотного строительства.
Отрасль недвижимости получит серьезный удар, но его последствия будут краткосрочными, пишет архитектор Ро Шрофф в последнем номере CTBUH Journal. Паранойя относительно физического контакта между людьми только обостряет ситуацию, но когда кризис отступит, жизнь вернется в прежнее русло, уверен архитектор.
Как ни странно, лучшее время для начала строительства – рецессия, когда ставки, а значит, стоимость фондирования, труда и материалов снижаются, а само строительство завершится как раз к началу нового подъема на рынках, писали Филип Олдфилд и Энтони Вуд из CTBUH в разгар мирового финансового кризиса, прогнозируя, что ввод новых высоток снизился лишь на время, – и оказались правы.
Источник: econs.online
Высотные жилые и офисные здания
До настоящего времени нет четкого определения понятия «высотное здание». Высотными зданиями в России со времен СССР считают здания высотой более 75 м или более 25 этажей. В других странах высотным зданием считается здание высотой от 35 до 100 м. Здания выше 100 м, а в США и Европе – выше 150 м считаются небоскребами, выше 300 м – супернебоскребами.
Небоскребы возникли по одной простой причине – это дороговизна земли. В параграфе 5.1 приведен один из вариантов классификации зданий по этажности. На симпозиуме CIB, проходившем в 1976 г. в Москве, была принята общая классификация зданий но их высоте в метрах. Сооружения высотой до 30 м были отнесены к зданиям повышенной этажности; до 50, 75 и 100 м – соответственно к I, II и III категориям многоэтажных зданий, свыше 100 м – к высотным. Для классификации небоскребов был принят критерий высоты в метрах, а не этажности.
В высотных зданиях размещают гостиницы, офисы, учебные заведения, жилые комплексы. Жилые высотные здания составляют в общем объеме высотного строительства незначительную часть, их высота – в пределах от 30 до 70 этажей. Здания офисов составляют преобладающую группу сооружений в высотном строительстве.
Высотный тип здания в конце XIX в. сформировался именно для размещения аппарата управления и банков. В настоящее время развернулись дискуссии по проектам зданий высотой более 500 м. Концепция эксплуатации подобных зданий не ограничивает их применения только для офисов.
Наоборот, темой дебатов стал смешанный характер эксплуатации, при котором люди, работающие в конкретном здании, там и живут. Гостиничные комплексы строят высотными чаще, чем жилые дома. Объемно-планировочное решение гостиниц подчинено общему для высотного строительства требованию компактности формы плана – треугольного, прямоугольного, овального, круглого.
В подавляющем большинстве случаев высотное здание многофункционально, т.е. включает в себя автостоянки, кинотеатры, офисы, жилые помещения. Многофункциональные высотные здания стали появляться с начала XX в., однако наибольшее распространение они получили позднее. Здание Бурдж-Халифа (Дубай) – на сегодня самое высокое многофункциональное строение на нашей планете (рис. В.17).
Небоскреб высотой 828 м насчитывает 163 этажа. В нем размещаются офисы, гостиницы и рестораны. До 2003 г. башни Петронас (Малайзия) считались самыми высокими небоскребами в мире. Башни насчитывают 88 этажей, а между 42-м и 43-м этажами они соединены переходом (рис. В.18).
Некоторые архитекторы считают, что к концу XX в. число функций в высотных зданиях сокращалось. Сейчас растет число однофункциональных зданий – офисов или отелей, вторая функция которых (торговля и развлечения) концентрируется только на первых этажах. Характерным остается сочетание двух функций.
Чаще всего офисы размещают на нижних этажах, а жилые номера гостиниц – на верхних отметках. Встречается и обратное решение. Обязательным является размещение между разными функциональными зонами технического этажа.
Можно привести десятки примеров оригинальных небоскребов и сотни примеров высотных зданий, однако самым известным небоскребом по-прежнему остается Empire State Building в Нью-Йорке, 102 этажа, высота без мачты – 381 м. Он был построен в 1931 г. Количество небоскребов высотой более 400 м во всем мире – более десяти; высотой от 300 до 400 м – около 30, от 200 до 300 м – немного превышает 100, а здания высотой от 100 до 200 м являются самыми распространенными.
Высотное строительство в Европе началось в конце 1950-х – начале 1960-х гг. с отставанием от США более чем на полвека. В Японии высотное строительство получило развитие с 1970-х гг., а в крупнейших городах Китая – с 1990-х гг. В Японии его стимулировали наряду с экономическими технические успехи в создании высотных сейсмостойких конструкций; в Китае, как и в целом ряде других стран, – бурное экономическое развитие. Специфический характер оно приобрело в городах-странах Сингапуре и Гонконге в связи с их ролью международных финансовых центров Востока. Таким образом, центр возведения наиболее высоких зданий смещается в крупнейшие города Восточной и Юго-Восточной Азии.
История строительства высотных общественных и жилых зданий в России начинается в 1947–1951 гг. с семи «сталинских высоток» в Москве. Отечественная инженерная школа стала пионером исследований и внедрения в высотное строительство железобетонных конструкций с жесткой арматурой. Это произошло при возведении «сталинских высоток» у Красных ворот и на Смоленской площади.
В 1960–1980-х гг. в Москве продолжали строить многоэтажные здания. Таковы модернистское бывшее здание гостиницы «Интурист» и гостиница «Космос», здание мэрии Москвы (бывшее здание СЭВ), институт «Гидропроект» на Волоколамском шоссе, гостиничный комплекс «Измайлово», «Дом туриста» и некоторые другие.
Через 50 с лишним лет в Москве у Поклонной горы появилась следующая восьмая высотка, построенная по проекту ЦНИИЭП жилища. Высотный жилой комплекс «Эдельвейс» (рис. 6.43) превратился в визитную карточку столицы. Строительство этого жилого комплекса стало началом работ по реализации программы «Новое кольцо Москвы» по возведению высотных домов.
Согласно этому документу до 2015 г. в столице будет возведено более 60 высотных жилых, гостиничных и офисных комплексов, в состав которых войдет около 200 зданий высотой более 30 этажей. Благодаря успешной реализации строительства комплекса «Эдельвейс» по распоряжению Правительства Москвы ЦНИИЭП жилища был назначен головной научно-исследовательской и проектной организацией по разработке нормативно-методической документации для проектирования, строительства и эксплуатации высотных зданий.
В 2005 г. специалистами института с привлечением ученых 16 научно-проектных и научно-исследовательских институтов впервые в Российской Федерации и мировой практике были разработаны нормы проектирования высотных зданий МГСН 4.19–2005 «Временные нормы проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий- комплексов», ставшие после переработки в 2009 г. Стандартом организации СТО 01422789-001-2009 «Проектирование высотных зданий». Этот документ
Рис. 6.43. 43-этажный жилой дом «Эдельвейс» со встроенными нежилыми помещениями на первых этажах. Москва, ул. Давыдковская, д. 3
стал основным руководством в процессе проектирования высотных зданий.
Отсутствие современной нормативной базы в России препятствовало успешному развитию этого вида строительства. Действовавшие СНиПы устанавливали нормативные требования для жилых зданий высотой только до 25 этажей (75 м) и общественных зданий высотой до 16 этажей (50 м), поэтому при проектировании высотных объектов разрабатывают специальные технические условия для каждого конкретного здания. Эти технические условия разрабатываются ЦНИИЭП жилища совместно с генеральным проектировщиком, согласовываются в установленном порядке, в том числе на федеральном уровне, и утверждаются заказчиком строительства. С целью обеспечения надежности проектных решений, проведения инженерных изысканий и выполнения строительномонтажных работ надлежащего качества Комитетом но архитектуре и градостроительству города Москвы совместно с Комитетом города Москвы по государственной экспертизе проектов и ценообразования в строительстве, Мосгосстройнадзором и государственным учреждением города Москвы «Городской координационный экспертно-научный центр “Энлаком”» при участии ОАО «ЦНИИЭП жилища» разработано Положение о технических условиях на проектирование и строительство уникальных, высотных и экспериментальных объектов капитального строительства в городе Москве. Уже разработаны специальные технические условия на проектирование высотных зданий различного назначения для строительства в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Казани, Красноярске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Сочи, Уфе и в других городах Российской Федерации.
Рис. 6.44. Высотное здание «Февральская революция». Екатеринбург
Самым высоким зданием в России считается 75-этажный небоскреб «Меркурий Сити Тауэр» (рис. В. 19), построенный на 14-м участке Московского международного делового центра «Москва- Сити». Высота здания – 338,8 м, что позволяет считать башню самым высоким небоскребом и Европы. Небоскреб «Высоцкий» в Екатеринбурге – самое высокое здание России за пределами Москвы (высота – 188,3 м, 54 этажа).
Высотное здание (рис. 6.44), построенное в центре Екатеринбурга на ул. Февральской революции, до 2012 г. было самым высоким жилым домом России за пределами Москвы (высота – 139,6 м, 42 этажа). Сейчас первенство принадлежит 40-этажному жилому зданию
«Олимп» высотой 145 м в г. Грозном.
Изначально планировалось, что высота «Февральской революции» будет составлять 26 этажей, но позже архитекторы увеличили здание вначале до 33, а затем и до 42 этажей. В здании высотой около 140 м расположено 215 квартир. С 1 -го по 3-й этаж находятся магазины, торговый центр и места бытового обслуживания, с 4-го по 32-й этажи – типовые квартиры, с 35-го по 40-й этаж – пентхаузы, на последнем этаже расположена художественная мастерская.
В доме есть пять технических этажей и четыре скоростных бесшумных лифта. Под зданием находится двухуровневый подземный паркинг.
При строительстве высотного комплекса «Континенталь» (рис. 6.45) была применена в полном объеме инновационная система мониторинга состояния грунтов основания и основных несущих конструкций здания. Наблюдения ведутся с начала нулевого цикла. При возведении основных несущих конструкций система была запущена в автоматическом режиме.
Такая система является уникальной не только в России, но и во всем мире. Кстати, впервые эта система была применена в процессе возведения высотного здания «Эдельвейс» (см. рис. 6.43). Она действует по настоящее время.
Представляют интерес объемно-планировочные и конструктивные решения выеотных многофункциональных зданий на пересечении ул. Фонвизина с ул. Добролюбова (рис. 6.46) и около станции метро «Юго-Западная» в Москве (рис. 6.47).
Рис. 6.45. 48-этажный жилой комплекс «Континенталь». Москва, пр-т Маршала Жукова
Рис. 6.46. Многофункциональный высотный жилой комплекс. Москва, пересечение ул. Фонвизина с ул. Добролюбова
Рис. 6.47. Высотное многофункциональное жилое здание. Москва, ул. 26-ти Бакинских Комиссаров
А вот в форме высотного здания в г. Екатеринбурге (рис. В.20) можно увидеть знакомые ступенчатые черты московских «сталинских высоток». Сходство со старыми советскими высотками заметно также в архитектуре жилых домов на Можайском шоссе, Новом Арбате, в Кунцево, на Долгоруковской улице и проспекте Вернадского, в жилом комплексе «Алые паруса» на берегу Москвы-реки, высотного жилого дома «Триумф-Палас».
Как уже отмечалось ранее, проектирование высотных домов и небоскребов осуществляется по индивидуальным техническим условиям. Во всем мире этим занимаются считанные проектные организации и фирмы, например в Чикаго (США) только четыре фирмы фигурируют на рынке проектирования высотных домов. Поэтому трудно дать всеохватывающие сведения о конструктивных решениях высотных зданий и небоскребов.
С. В. Николаев, генеральный директор ЦНИИЭП жилища, в своей статье «Проектирование высотных зданий», опубликованной в № 9 журнала «Жилищное строительство» за 2005 г., перечисляет основные технические сложности, ожидающие проектировщиков, взявшихся за проектирование высотного здания. Он считает, что оценка несущей способности грунта является основным фактором риска в высотном строительстве.
Ошибки в оценке приводят к повреждению здания, невыполнению сроков строительства и возникновению дополнительных расходов. Основным правилом для высотных зданий является соблюдение симметричной центрированной нагрузки на фундамент.
Классическим примером возникновения проблем при нарушении этого правила является 97-метровое здание GZ банка во Франкфурте, построенное в 1970 г., которое из-за особой геометрии имело смещенный центр тяжести. Осадка прекратилась только через 10 лет после завершения строительства здания и достигла максимальной величины в 31 см.
Для высотных зданий ветер является негативным фактором, увеличивающим стоимость проекта. Проектировщики лишь недавно осознали серьезное влияние ветра на вытягивание дыма в случае пожара небоскреба. С середины высоты высотных зданий 40% ветровых потоков на здание движется вниз.
Энергия этих потоков создает локальные ветровые нагрузки на фасад здания и на уровне входа в высотные здания ветровые нагрузки могут быть больше, чем на высоте 100 м. Последние образцы высотных зданий демонстрируют, что теории «чистой» стали или железобетона сегодня уже устарели. быстрое развитие высокопрочного бетона стало значительным вкладом в высотное строительство. Развитие насосных технологий, позволяющих сегодня закачивать материал на самые верхние уровни высоток, повысило статус этого материала и поставило его в один ранг со сталью. Современное бетонное оборудование открыло перед строителями принципиально новые возможности доставки бетона как по высоте (до 400 м), так и по дальности (до 2 км).
В заключение приведем еще несколько общих сведений, полезных для понимания сложности создания проекта высотного здания.
При проектировании высотных зданий используют уже разработанные рамно-каркасные, каркасные, поперечно-стеновые, коробчатые, ствольные, ствольно-коробчатые и оболочковые конструктивные схемы. Для высотных зданий высотой до 40 этажей применяют рамно-каркасную и каркасную схемы; в зданиях до 50–60 этажей высотой применяют ствольную систему; по коробчатой и ствольно-коробчатой схеме проектируют высотные здания до 80–90 этажей.
Проектирование супервысотных зданий на сегодняшний день происходит по принципу конструкции «труба в ферме». Стеновая система, которая на протяжении столетий была основной для зданий любого назначения, в высотном строительстве применяется редко и преимущественно для жилых зданий и гостиниц, где мелкоячеистая планировочная структура совпадает с конструктивной.
Самое высокое из построенных зданий стеновой системы – 47-этажный жилой дом «Конкордия Хаус» в Кельне – имеет поперечно-стеновую конструктивную систему (шаг стен 4,5 м) и выполнен с монолитными железобетонными несущими внутренними стенами и перекрытиями. На применении рамно-каркасной схемы основано проектное решение таких объектов, как 59-этажное многофункциональное здание «Пан-Америка» (арх. В. Гропиус) в Нью-Йорке или 48-этажное «Трансамерика-билдинг» (рис. 6.48) в Сан-Франциско (арх. У. Перейра).
Ствольная конструктивная система в качестве основной несущей конструкции здания, воспринимающей нагрузки и воздействия, содержит вертикальный пространственный стержень – ствол жесткости закрытого или открытого сечения на всю высоту здания. Наибольшее распространение в строительстве зданий различного назначения высотой до 60 этажей получила комбинированная каркасно-ствольная система, преимущественно с расположением каркаса только но наружному контуру здания. Совместность горизонтальных перемещений каркаса и ствола обеспечивают горизонтальные аутригеры-ростверки, расположенные через 18–20 этажей. Несущие конструкции ствольных зданий преимущественно железобетонные. Сечение стен монолитного ствола в зависимости от этажности меняется от 40–100 см в нижних этажах до 20–30 см в верхних. Оболочковая конструктивная система отличается максимальной жесткостью сре-
Рис. 6.48. «Трансамерика-билдинг» (Transamerica Pyramid), высота 260 м. США, г. Сан-Франциско, 1969–1972 гг.
ди рассмотренных схем, потом)’ что несущие конструкции расположены по внешнему контуру. Она наиболее часто применяется в проектировании самых высоких зданий – от 200 м и выше. Основной оболочковой системе сопутствуют две комбинированные – оболочково-ствольная («труба в трубе») и оболочково-диафрагмовая («пучок труб»).
В основной оболочковой и в комбинированной (оболочково-ствольной) системах в центре плана располагают ствол с размещенными в его пространстве лифтовыми шахтами и холлами. Конструкцию оболочки выполняют из стальных элементов или железобетона. Железобетонные оболочки выполняют монолитными или сборными, но чаще всего из конструктивного легкого бетона, совмещая несущие и теплоизолирующие функции стены. В последние годы оболочки в Европе выполняют преимущественно монолитными из тяжелого бетона с последующим утеплением и внешней облицовкой. Для элементов стальных оболочек чаще всего применяют прокатные или сварные элементы закрытого прямоугольного сечения с последующими утеплением и облицовкой.
По сравнению с малоэтажными зданиями высотное здание работает в большей степени как комплексное целое, и это является фундаментальным отличием процесса их проектирования. Гибкость большинства высоток, т.е. отношение высоты к ширине, обычно имеет значение от одного до восьми. Более высокие значения коэффициента гибкости приводят к возникновению недопустимых боковых ускорений наверху здания и необходимости использования демпфирующих элементов для обеспечения нормальной эксплуатации этих зданий. Нормативные горизонтальные перемещения верха здания с учетом крена фундаментов должны составлять для зданий высотой до 150 м не более 0,002//, свыше 250 м – до 0,001//, где Я – высота здания. Для промежуточных высот значение принимается по интерполяции.
В связи с преобладающим влиянием ветровых воздействий на устойчивость здания с учетом возможности резонансного вихревого возбуждения его колебаний горизонтальное сечение высотного здания или небоскреба существенно развивают (40 х 40, 50 х 50, 40 х 60 м в зависимости от высоты). Таким образом, площадь этажа высотного здания не превышает 2–2,5 тыс. м2 даже в 80–100-этаж- ных небоскребах. В целях снижения ветровых воздействий выбирают эффективную в аэродинамическом отношении цилиндрическую, пирамидальную или призматическую форму здания (рис. В.21). Для повышения устойчивости здания прибегают к расширению его сечения к основанию в одном или двух направлениях.
Фундаменты целесообразно использовать плитные, свайные и комбинированные плитно-свайные. В сложной грунтовой обстановке Москвы требования обеспечения допускаемых осадок диктуют применение наиболее дорогой и материалоемкой конструкции плитно-свайного фундамента.
Несущие конструкции высотных зданий выполняются из железобетона и стали, используется жесткая и гибкая арматура. Горизонтальные несущие конструкции высотных зданий, как правило, однотипны и обычно представляют собой жесткий железобетонный диск (монолитный, сборно-монолитный, сборный) либо сталежелезобетонный. Специальные конструктивные мероприятия должны обеспечивать защиту здания от прогрессирующего обрушения при природных, антропогенных и техногенных чрезвычайных ситуациях. Они состоят в резервировании прочности несущих конструкций, обеспечении неразрывности и непрерывности армирования.
Окна выше 20–22 этажей из соображений безопасности следует оснащать неоткрывающимися створками (МГСН 4.19–2005). При строительстве каждого объекта обязательно осуществлять постоянный авторский и технический надзор, проводить научно- техническое сопровождение с привлечением ведущих научно-исследовательских организаций и мониторинг всего цикла возведения здания, с обязательной проверкой физико-механических характеристик строительных материалов.
Главное в высотном жилом или офисном здании – это комфорт его жильцов или персонала, напрямую зависящий от подвалов и технических этажей. Расположенное в них оборудование дает тепло в квартиры или офисы, обеспечивает функционирование вентиляции, водоснабжения, канализации и других инженерных коммуникаций, потушит пожар в случае чрезвычайной ситуации. Интересно, что 20–30% кубатуры небоскреба используется на размещение вертикального транспорта и его обслуживание (лифтовые холлы, лифтовые шахты, машинные отделения и проч.).
Проектами должны быть предусмотрены площадки для эвакуации людей спасательными вертолетами в случае возгорания.
Источник: studme.org
Влияние высотной застройки на город и городскую среду
Цитировать:
Смирнов О.О. Влияние высотной застройки на город и городскую среду // Жилищные стратегии. – 2019. – Том 6. – № 1. – С. 45-64. – doi: 10.18334/zhs.6.1.40471.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=38239360
Цитирований: 10 по состоянию на 26.03.2022
Аннотация:
В статье анализируются аспекты воздействия высотных зданий на городскую среду. В связи с постепенным охватыванием градостроителями типологии высотной застройки, актуальность исследования продиктована сложившейся ситуацией массового заполнения городского пространства многоэтажными зданиями, что обязывает принимать в расчёт современные объективные данные о воздействии жилой высотной среды на город и его территорию.
В связи с этим, целью исследования является систематизация и анализ актуальных положений о влиянии высотной застройки на городскую среду. Базис работы составляют зарубежные источники. Полученная в них информация условно разделена на три вида последствий от строительства и эксплуатации многоэтажной застройки: экономические, социальные и экологические.
В своей сумме, они образуют те негативные влияния, с которыми может столкнуться город, прибегающий к неэффективным пространственным решениям. Параллельно с этим, в тексте упомянуты факторы, не зависящие от высоты здания, а также приводятся преимущества высотной застройки. Подобный контраст позволил сформулировать объективные положения о целесообразности высотной застройки в ситуациях качественного регулирования среды. Результаты исследования раскрывают необходимость особого подхода к проектированию урбанистических образований. Применение представленных в статье выводов возможно в теории и практике градостроительного планирования при формировании будущих жилых территорий.
Ключевые слова: городская среда, высотные здания, многоэтажные здания, жилая застройка, строительство и эксплуатация
JEL-классификация: O18, R00, R22
Введение
«Высокое здание» – это многоэтажная крытая структура, соответствующая малоэтажному устройству в силу общих характеристик, но в которой целесообразнее осуществлять передвижение между этажами используя лифты. Наиболее выступающие рельефно высокие здания в большинстве стран мира называются «высотными» (high-rise buildings) и «многоэтажными» (tower blocks) – в Великобритании и некоторых европейских странах [1]. Для удобства терминологии следует признать эквивалентность данных двух понятий, поскольку они не имеют согласованных на международном уровне определений.
Не существует также и общего определения высоты, над которой здание следует считать высотным. Как правило, она определяется пожарными и строительными нормами страны, региона, штата или города, где здание находится [1]. Например, в государствах Европы минимальная высота высокого здания в среднем варьируется от 22 до 28 метров [2] (Hasanvand, Bemaniyan, Aminkhojastehghamari, 2014). В США конструкции до 50, 75 и 100 метров отнесли к I, II и III категориям многоэтажных зданий, более 100 метров – к высотным. Практика многоэтажного строительства в России также имеет тенденцию классифицировать здания от 75 метров как высотные [3] (Gravit, Mikhailov, Svintsov, Kolobzarov, Popovych, 2016).
Кроме того, для определения высоты сооружений допустимо использовать данные международных организаций, таких как CTBUH и Emporis [4]. Так, согласно стандартам Emporis, здания в 12 этажей или 35 метров высотой и выше, а также многоэтажные здания высотой более 100 метров классифицируются как высотные здания и небоскребы соответственно [1].
Поскольку нет взаимного согласия по данному вопросу, можно условно обозначить, что высотная среда формируется на уровне 20–30 метров или 6–10 этажей. Уже подобная этажность позволяет решить проблему расселения значительного числа людей, расположить их на ограниченной городской территории и осуществить это в короткие сроки.
Несмотря на это, высотная застройка порождает ряд негативных влияний, обращать внимание на которые начали уже во второй половине ХХ века: Джейн Джекобс выразила опасения по поводу безопасности многоэтажных зданий, где лифты и коридоры являются отражением улиц, формируя обезличенную и небезопасную среду [5] (Jacobs, 1961). Ханс Блюменфельд осудил высокие здания, поскольку те наносят ущерб исторической структуре городов [6], Кристофер Александер отверг концепцию высотного города, где здания разрушают социальную жизнь и градостроительное пространство рядом с собой, способствуют увеличению преступности и одиночеству, недешевы при строительстве и дороги в обслуживании [7] (Alexander, Ishikawa, Silverstein, 1977). Уильям Уайт описал такие здания как сложные структуры, которые влияют на ветреные потоки и изменяют микроклимат территорий, создавая тени, препятствующие солнцу [8].
Зарождающаяся в то время критика связана с резко возрастающей послевоенной урбанизацией – окончание Второй мировой войны способствовало возникновению урбанизированных образований, включающих большие территории, где стало проблематично определить пространственные границы, поскольку города разрастались в агломерации, резко увеличивая при этом свою среднюю этажность.
Движущими силами такого строительства следует считать желание изменить образ (статуса) города, стремительное повышение цен на землю, намерение создать компактный город [2] (например, в рамках микрорайона), а также глобализация, быстрое обновление городов и массовая миграция людей из сельских районов в городские. В своем многообразии подобные силы обостряют целый ряд пространственных проблем.
Особенно проблема массового многоэтажного строительства проявилась в Советском Союзе, влияние которого сказывается на опыте Российской Федерации и в наши дни. Так, как отмечает В. П. Генералов и Е. М. Генералова, сравнивая планировки типовых жилых серий советского и современного периодов, становится очевидна деградация планировочных решений, неумелое копирование старого без адаптации к новым условиям и технологиям строительства, а в некоторых ситуациях попытка переизобрести уже надежные и проверенные решения [9] (Generalov, Generalova, 2014). Однако в итоге авторы больше сосредотачиваются на истории советско-российского многоэтажного сектора, приводя в сравнение опыт Гонконга в обеспечении государственным жильем массового потребителя.
Наиболее интересен опыт коллектива авторов из Ростова-на-Дону, которые, анализируя проблемы высотного строительства своего города, вынуждены экстраполировать их на всю ситуацию в России в целом [10] (Evtushenko, Oleynikova, Ageeva, Baramiya, Khvan, Nor-Arevyan, 2017). К их числу они относят: отсутствие подобающих нормативно-правовых документов; недостаток или отсутствие опыта в высотном строительстве и проектировании; проблемы, сопряженные с возведением и размещением высотной застройки. Авторы резюмируют, что развитие высотной застройки в Российской Федерации будет невозможно до тех пор, пока строительная индустрия не эволюционирует, устранив присущие ей недостатки.
Более того, в России существует противоречивая ситуация в сегменте многоэтажного строительства на самом рынке недвижимости. Так, другой коллектив авторов из Волгоградского государственного технического университета последовательно обосновывает преимущество малоэтажных разработок перед многоэтажными.
Но, как отмечают авторы, Россия не совсем готова к массовому малоэтажному строительству. Основная проблема – высокий спрос на чрезмерную этажность за последние 25 лет, что, в свою очередь, обеспечивает для бизнеса более высокий уровень доходов на сопоставимых по площади участках застройки. Кроме того, более высокая инвестиционная привлекательность площадок под многоэтажную застройку делает развивающийся кластер малоэтажного строительства менее конкурентоспособным. Подобное градостроительное доминирование в городах привело к закреплению в документах территориального планирования многоэтажной типологии, выделению для нее приоритетных зон в генеральных планах, правилах землепользования и застройки, а также созданию соответствующего земельного рынка. С точки зрения авторов, все это сдерживает развитие территориальных рынков малоэтажного жилья, требуя изменений в экономическом механизме функционирования как у заказчиков – застройщиков, так и в государственно-муниципальном регулировании [11] (Pershina, Tyurina, Tikhonova, 2017).
Таким образом, всеобщее признание недостатков высотной среды в России и мире позволяет говорить о серьезных пространственных и эксплуатационных последствиях подобной типологии застройки. Однако практически не существует исследований, в рамках которых комплексно освещались бы проблемные аспекты строительства и эксплуатации многоэтажных зданий. В связи с чем целью данной работы является систематизация и анализ актуальных положений о влиянии высотной застройки на городскую среду.
Методика исследования
Основные положения работы строятся на идеях и практиках зарубежного градостроительства, подкрепляясь примерами современной российской ситуации. Представленные в статье сведения и материалы собраны из открытых источников, в том числе научных публикаций, материалов конференций, информационно-аналитических обзоров и монографий.
Так, на основе данных из той или иной сферы градостроительной науки формулируются основные недостатки соответствующей области исследования для последующей их группировки по трем видам. Далее происходит переход к последовательной критике, когда каждый из сформированных видов разбирается и анализируется по отдельности. Исходными данными здесь уже выступают результаты исследований ученых и специалистов из стран Европы, Ближнего Востока, Азии, США, Японии и Австралии и некоторых других. Их идеи систематизируются и сравниваются с данными опыта России. Подобный подход позволяет одновременно как определить наиболее значимые для городской среды последствия, так и продемонстрировать их актуальность на совпадающих примерах.
Кроме того, помимо анализа критических положений в работе также представлены обозримые преимущества высотной среды, смысл демонстрации которых состоит в создании ситуации контраста мнений для получения наиболее объективного результата на выходе.
Критика и проблемы
Так, Леон Крие, видный сторонник движения «Нового урбанизма», объясняет в своей книге «Архитектура сообщества» [12], что исторически города всего мира задумывались со зданиями от двух до пяти этажей. В связи с этим не существует обоснованных оправданий для возведения утилитарных небоскребов, поскольку они строятся лишь для спекуляций, получения прибыли в короткие сроки или просто из-за обычной претенциозности. Аргументируя свою позицию, Крие утверждает, что сдерживание высоты зданий защищает исторические центры от угрозы сверхэтажности, поощряет перестройку пригородов. Вместо раздувания стоимости зданий в центре такое ограничение внесет вклад в увеличение ценности имущества в те области города, которые часто остаются недооцененными.
Таким образом, по мнению Крие, высоту здания следует ограничивать не метрически (поскольку такая регуляция всегда произвольна и ведет к равномерному единообразию), а числом этажей, уделяя внимание характерности поселения, природной среде, статусу и функциональности здания, ширине дорог и скверов, а также престижу места. При этом здания выше пяти этажей радикально изменяют эту концепцию, поскольку для их эксплуатации необходима специальная структура стен, лифтов, дорогого обслуживания, пожарной безопасности и пр.
С этой стороны Л. Крие выступает против высотного строительства не столько с эстетической точки зрения, хотя и это верно, сколько с позиции экономической целесообразности. Он считает, что города должны быть удобными и интуитивно понятными, экономически сообразуясь с потребностями населения.
Аналогичным образом датский архитектор Ян Гейл в своей книге «Города для людей» критиковал [13] высотные и высокого оценил малоэтажные города, где существует возможность для здорового социального взаимодействия.
Гейл полагает, что пока множество людей живут и работают в плотно населенных зданиях, окружающее городское пространство опустошается. Так, Манхэттен Нью-Йорка имеет множество примеров мрачных кластеров небоскребов с непримечательными улицами вокруг. В противоположность ему существует Гринвич-Виллидж и Сохо в том же Нью-Йорке, которые менее густо населены. Здесь здания ниже, поэтому солнечные лучи достигают усаженных деревьями улицы, а от здания к зданию, имея более низкую этажность и более привлекательную среду, обеспечивается значительно большая социальная жизнь, чем в условиях высотной среды.
Проблему здесь Гейл также видит в том, что люди на верхних этажах – как апартаментов, так и рабочих мест – выходят в город менее часто, чем те, кто живет и работает на нижних четырех–пяти этажах. Все дело в том, что эти нижние этажи дают людям визуальный контакт с городским пространством и поход туда и обратно не воспринимается долгим и сложным процессом.
Для Я. Гейла город важен c точки зрения социальной восприимчивости, которая, по его мнению, широко раскрывается лишь в средне- и малоэтажной средах, поскольку те в полной мере связываются с природным пространством. При этом природное окружение играет решающую роль как в контексте понимания города, так и при культивировании чувства сообщества у людей. Напротив, по мнению Гейла, высотные здания создают лишь пустые и обезличенные пространства.
Роль природы также высокого оценивает Кен Янг – малазийский архитектор и ученый в области зеленой архитектуры. Рассуждая о влиянии высотных зданий на окружающую среду, он утверждает [14], что многоэтажные здания, в частности, небоскребы являются губительными для природы. Янг полагает, что высотные здания, в отличие от зданий меньшей этажности, затрачивают в три раза больше энергетических и материальных ресурсов как в процессе строительства и эксплуатации, так и во время сноса после нее. По его мнению, подобная ситуация может приводить к огромному числу вредных выбросов в атмосферу.
Неэкологичность во многом обусловлена высотой здания, которая требует большого материального содержания своей структурной системы. Такое здание должно выдерживать высокую скорость ветра в верховьях, иметь возможность транспортировки и перекачивания материалов по этажам здания, нуждается в дополнительном потреблении энергии для перемещения людей по лифтам, а также затрагивает другие аспекты, связанные с чрезмерной вертикальностью.
Будучи сторонником зеленого строительства, стремясь минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, К. Янг ставит целью внедрение принципа устойчивого развития городов. В этом смысле, высотные зданий стоят в одном ряду с неэкологичными автомобилями и заводами, а также отходами и прочими загрязнениями, мешающими гармоничному функционированию городского пространства, а значит, понижающими качество и комфорт внутренней среды.
Таким образом, все три автора отмечают негативное влияние высотных зданий в отношение городской среды. По отдельности они затрагивают экономические, социальные и экологические проблемы. В действительности перечисленные проблемы имеют место, что находит отражение в существующих исследованиях, охватывающих тот или иной аспект данного воздействия. При этом негатив связан, прежде всего, с экономической неэффективностью высотных зданий.
Экономический аспект. Например, исследователи из Австралии и Пакистана [15] (Ahmad, Aibinu, Thaheem, 2017) полагают, что высотные здания часто связаны с высоким потреблением ресурсов, требуют в больших объемах материалов во время постройки, значительного количества энергии для строительных работ, а также создают огромные объемы отходов после их сноса к концу жизненного цикла. Более того, многоэтажные здания электро- и энергозатратны – более 75 % потребления энергии в высотных зданиях выделяется для ОВК.
Это означает, что здания большой высоты, например, небоскребы требуют дорогостоящих механических, электрических и сантехнических систем для охлаждения и обогрева внутренних помещений и подачи воды, особенно в местах с резким перепадом температур – например, жарким летом в Дубае и холодной зимой в Москве.
Более того, в условиях многоэтажности существует нужда в большом количестве лифтов [16] (Al-Kodmany, 2018). Это происходит потому, что они являются там основным способом передвижения – люди обычно не хотят подниматься по лестнице. Однако лифты добавляют не только значительные затраты на строительство, но и потребляют значительную полезную площадь, требуют тщательного мониторинга и обслуживания.
Исследователи из Бельгии [17] утверждают, что многоэтажные здания больше, нежели малоэтажные, подвержены огромным потерям жизней и разрушениям, вызванных пожаром. Так, существуют большие трудности для доступа пожарных к объекту возгорания, требуется продолжительное время для эвакуации, затрудняется сама эвакуация. Длительное время горения увеличивает шансы, что пламя и дым достигнут других жителей, тем самым нанося не только более серьезный экономический ущерб зданию, но и вызывая большое число жертв.
Еще одной проблемой является неэффективное использование земли вокруг высотных зданий – большая часть полезной площади отводится под парковочные места, поскольку повышение этажности прямо пропорционально увеличению количества людей с автомобилями [16]. Так как дороже расположить паркинг под землей, архитекторы размещают его над землей, тем самым убирая с улицы социальную жизнь, что порождает пространственные беспорядки, уменьшая потенциальное экономическое взаимодействие с элементами бизнеса и инфраструктуры.
Подобная ситуация, например, отсутствует в кварталах исторической застройки, где земля расходуется рациональнее. Однако по мере того, как города становятся плотнее, а стоимость земель возрастает, старые исторические структуры подвергаются давлению, что иногда приводит к их сносу и освобождению места для новых, часто более высоких зданий. Эта проблема усложняется по мере увеличения спроса на пространство.
В некоторых местах из-за созданного трафика и большой плотности населения стоимость имущества в соседних районах может уменьшиться. С другой стороны, рост территории способствует концентрации рабочих мест и услуг, что может создать более высокий спрос на землю, а значит, ведет к увеличению ее стоимости [18] (Ali M.M., Al-Kodmany, 2012). Однако все же рост цен на недвижимость в городах создает ситуацию, когда жилье становится недоступным для населения.
Важно также упомянуть о значительных нагрузках на инфраструктуру, дорожные системы и общественный транспорт в районах с высокой плотностью населения, что потенциально приводит к переполненности и пробкам [19].
Перечисленные проблемы присуще сегодня и России. Например, с точки зрения группы авторов НИУ ВШЭ, городская среда и планировка территорий российских городов пока сохраняют отпечаток «административного градостроительства», в том числе дефицит общественных пространств, малого розничного бизнеса на городских улицах, а также перепады плотности застройки между центром и окраинами, приводящие к пробкам [20] (Kosareva, Puzanov, Polidi, 2015).
Кроме того, не сформирован конкурентный рынок услуг профессиональных управляющих компаний, то есть отсутствует комплексное обеспечение текущего потребления жилищных и коммунальных услуг, включая своевременное проведение ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Все это проявляется в плохом состоянии жилищного фонда, 3 % которого официально признано ветхим или аварийным. Более того, состояние продолжает ухудшаться: ежегодный дополнительный износ жилищного фонда превышает инвестиции на его восстановление в пять раз. [20].
В сумме оказывается, что высотные здания представляются экономически сложными системами, что сказывается на процессах и технологиях их строительства и эксплуатации. Если расположение в них офисных предприятий может приносить стабильный рентный доход, который окупает потребности здания в обслуживании, то поддержка городом высотного жилья оказывается неспособна покрыть все издержки от эксплуатации.
При отсутствии же своевременного финансирования вкупе с упомянутыми пространственными проблемами подобные здания начинают постепенно приходить в негодность, провоцируя тем самым появление дальнейших дефектов, отрицательно сказываясь на восприятии людьми городской среды. В связи с чем внимание исследователей часто направлено на те процессы многоэтажной среды, которые могут повлиять на психологическое состояние людей и социальное взаимодействие между ними.
Социальный аспект. Так, профессор психологии Роберт Гиффорд утверждает, что арендаторы высоких зданий испытывают эмоциональный стресс и напряжение, поскольку высотной среде присуща высокая плотность населения, большой уровень трафика людей внутри и снаружи, а также отсутствие надлежащих наружных рекреационных и социальных пространств для взаимодействия [21] (Verhaeghe, Coenen A., Putte van de B., 2016). Более того, несмотря на то, что жители высотных домов могут иметь больше соседей-знакомых для подобного взаимодействия, люди становятся лишь знакомыми, поскольку условия среды не способствуют тесным дружеским отношениям.
Норвежский исследователь Костас Муратидис поддерживает эту мысль [22] (Mouratidis, 2018). Он считает, что жители многоэтажных зданий сталкиваются друг с другом чаще, даже что-то знают друг о друге, но имеют меньше дружеских связей, чем жители малоэтажных домов. По его мнению, структура многоэтажного жилья обычно такова, что люди разных этажей встречаются лишь только в лифтах или лобби, которые не сильно отличаются от уличного пространства. Таким образом, человек живет физически близко к другим, но на практике он ограничивается лишь теми, кто находится с ним на одном этаже.
Оба исследователя также сходятся во мнении, что просоциальное поведение в высотных зданиях ниже. Все дело в том, что социальная среда в многоэтажном жилье поддерживает анонимность и деперсонализацию соседей, так что живущий в таких условиях имеет как преимущества (большая конфиденциальность и свобода от нежелательного социального взаимодействия), так и недостатки (менее близкое социальное взаимодействие и отсутствие эмпатии). Из-за менее частого социального взаимодействия жители высотного жилья, как правило, имеют меньше информации о своих соседях, что ведет к отсутствию социальной поддержки, препятствует формированию сообщества жильцов, а также создает условия для появления страха перед преступностью.
В последнем случае, если здание не обеспечивается надлежащей охраной в виде ворот или человека, этот страх может быть оправдан. Гиффорд [23] (Gifford, 2007) связывает это с тем, что неохраняемая высотная среда имеет плохие защитные свойства: простой доступ посторонних на территорию, низкая видимость, большое количество укрытий, углов, переходов. Поэтому уровень преступности также может сильно зависеть от того, насколько правильно спроектировано внутренне и наружное пространство здания.
Более того, эти страхи являются реальными, поскольку подобная закрытость и анонимность [24] создает объективную возможность совершения преступления, так как внутреннее пространство многоэтажного здания (лестничная площадка, лифт, лестницы и пр.) может скрывать преступную деятельность от потенциального наблюдения, особенно, когда в здание могут войти посторонние. Такая ситуация приводит к закрытости многоэтажных комплексов от других людей, появлению охраны, видеонаблюдения и прочих мер предосторожности. Кроме того, бедность – главный фактор преступности в таких случаях.
Плохая безопасность, скученность, неадекватные условия и просто плохие отношения с соседями также уменьшают физическую активность детей и увеличивают их пассивность, что может привести как к проблемам со здоровьем, так и к обострению социальных проблем в будущем [25] (Hanapi, Sh Ahmad, 2017). Кроме того, в многоэтажных зданиях за досугом детей на улице становится следить сложнее, что является причиной ограничения их уличной активности.
При этом нельзя однозначно утверждать о позитивном или негативном влиянии высотной среды на ребенка [26] (Fujiwara, Michikawa, Suzuki, Takebayashi, Yamagata, 2014). Например, небезопасные улицы, скудные просторы и экология высотных домов могут негативно влиять на его становление и склонности, однако подобные условия являются неприемлемыми и для людей других возрастов. Поэтому следует констатировать, что детские проблемы относятся уже не столько к многоэтажности, сколько к городской среде вообще.
Помимо всего вышеперечисленного высотные здания разрушают человеческий масштаб, поскольку пешеходы на уровне улицы часто не могут визуально связываться с архитектурой, особенно с плотно застроенными высотными зданиями, например, в жилых микрорайонах, так как люди часто дезориентируются в подобной среде и чувствуют себя потерянными – однообразие домов вокруг воспринимается как искусственные горы или каньоны [27] (Golovina, Oblasov, 2018).
Сама по себе современная практика градостроительства привносит в города эстетическое единообразие. Например, центр города Мельбурна выглядит так же, как в Пудуне, Шнахае, Майями или Дубае. Иными словами, общий недостаток высоких зданий заключается в том, что их дизайн не учитывает местные традиции и исторические рамки [28]. Так, любая башня заставляет выглядеть однородной и схожей городскую среду, игнорирую идентичность и культуру.
В условиях высотной среды наблюдаются ритмы плотности населения – появляется маятниковая миграция. Люди перемещаются с места на место в течение дня с работы и обратно. В случае жилой застройки создается ситуация, когда в будние дни и часы районы «вымирают», а вечером и ночью вновь заполняются [29] (Romanova, 2018). В такие часы город испытывает огромную нагрузку на свою транспортную систему, а в часы затишья, наоборот, городские пространства оказываются невостребованными. При этом проблема маятниковой миграции из микрорайонов стоит намного острее, чем из той же субурбии поскольку количество резидентов там намного больше.
Приведенные особенности соответствуют российской ситуации, когда вопреки желанию жителей города строят из многоэтажных жилых зданий почти без учета климатических факторов, шумовой нагрузки улиц, вообще особенностей среды жизни и психологии человека. В такой ситуации при значительном территориальном пространстве около 70 % населения проживают в многоэтажных домах, в то время как, например, в США до 90% населения – в малоэтажных жилых помещениях [30] (Mosorova, Ioda, 2017).
С точки зрения З. К. Петровой, специалиста ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России», имеет место рост числа психических заболеваний из-за низкого качества среды обитания в многоэтажной панельной застройке и высокий уровень суицидов у жильцов верхних этажей. Жители не могут в полной мере вести «естественный» здоровый образ жизни. Она также упоминает о нарушении санитарных норм инсоляции, недостатке озелененных пространств, площадок для игр детей и хозяйственных нужд, мест занятий физкультурой, отдыха и иных удобств, в том числе парковочных мест. [31] (Petrova, 2017). Более того, на сегодняшний день, наблюдается ситуация, что большинство жителей крупных город не готово жить в подобном жилье.
В общей сложности перечисленные проблемы препятствуют установлению устойчивых социальных отношений. Люди, проживающие в многоэтажных жилых районах, подвергаются влиянию неблагоприятной и агрессивной среды. Социально неблагоприятный город способствует разобщению жителей, появлению неудовлетворенности и преступности, а обезличенная среда порождает депрессивных и негативно мыслящих людей.
Более того, недостаток рекреационных и природных пространств в таких средах лишь усугубляет социальные проблемы, сопровождаясь косвенным причинением зданиями урона окружающей среде.
Экологический аспект. В этой связи, коллектив ученых из университета Койя отмечает, что урбанизация городов усложняет экологическую обстановку – здания блокируют потоки ветра, приходящего с открытых природных пространств, предотвращая естественную вентиляцию [32] (Baiz, Khoshnaw, Byze, 2016). В городе это ведет к ограничению воздушного потока, что увеличивает стагнацию и накопление загрязненного воздуха. Люди задыхаются и подвергаются воздействию вредных для организма веществ.
Другим аспектом выступает тень, которую высотные здания бросают на соседние здания, улицы, парки и открытые пространства, тем самым уменьшая доступ к естественному свету. Аффекты этой тени изменяются в разном климате. Например, в зоне жаркого климата затенение многих городских пространств в течение длительного периода времени следует считать полезным для повседневной деятельности человека [32,]. С другой стороны, при проектировании высоких зданий в холодном климате это приводит к отсутствию какого-то ни было тепла вообще.
Также тень оказывает воздействие на растительность и зеленые зоны, которые представляются жизненно важным явлением для социальной деятельности людей. Отсутствие прямых солнечных лучей приводит к отказу от концепции зеленой архитектуры и препятствует массовому озеленению. По этой причине в плотных жилых микрорайонах отсутствует какая-то бы ни было богатая растительная среда.
Исследователи из Малайзии и Германии [33] (Taslim, Parapari, Shafaghat, 2015) связывают многоэтажные здания с повышенной температурой в городе, поскольку из-за массивности городских районов, состоящих из теплоизоляционных материалов, таких как асфальт, бетон, сталь, кирпич и непроницаемые поверхности земли и крыши, которые в совокупности выступают в качестве огромной тепловой массы, происходит поглощение солнечного излучения в течение дня и разрядка в виде длинноволнового теплового излучения ночью. Вкупе с темными поверхностями, поглощающими тепло от солнца, отсутствием растений, и использованием большого количества транспортных средств как основного способа передвижения достигаются более высокие температуры в городах, чем в сельских районах вокруг них.
Этот эффект получил название «городской остров тепла». Он постепенно снижает качество воды и воздуха. Так, горячие крыши и пешеходные поверхности переносят свое тепло на ливневую воду, которая стекает в реки или озера. Из-за повышения температуры воды многие рыбы и водные обитатели могут быть травмированы повышенной температурой этих водоемов, а излишняя температура воздуха может доставлять дискомфорт самим жителям.
В такой ситуации появляется проблема с охлаждением, что создает большую потребность в энергии для кондиционирования помещений. Однако энергия, необходимая для нагрева и охлаждения зданий, вредит окружающей среде, создавая углекислый газ в больших количествах. В совокупности «остров тепла» способствует изменению климата и глобальному потеплению.
Еще одной проблемой представляется генерация большого объема отходов, увеличивающегося пропорционально количеству жильцов. В среднем, на одну квартиру приходится около одной тонны отходов в год [16]. В то время как это количество не отличается от малоэтажного жилого дома, метод сбора отходов в высотных зданиях отличается своей усложненностью и массовостью.
Так, одним из популярных способов утилизации в высотных зданиях является система мусоропроводов, каковая состоит из вертикальных шахт, которые переносят отходы в центральную ячейку на более низком уровне здания под действием силы тяжести [34]. Тем не менее большое количество отходов, накопленных на первом этаже, представляет проблему, поскольку отходы могут быстро накапливаться и без своевременной утилизации способствуют увеличению количества паразитов и грызунов [16].
Более того, сегодня все более значительным становится вопрос об управлении отходами. Городам часто не хватает мест по переработке, а большинство из них сталкиваются с проблемами незаконного захоронения и нехватки мест для захоронения, включая издержки на вывоз и последующую утилизацию [35].
Процессы и инструменты трансформации городской среды (Завьялов Д.В.) // Экономика, предпринимательство и право. № 3 / 2022
Все перечисленные проблемы присущи сегодня российским крупным промышленным городам и мегаполисам. Так в условиях «высокого» и «очень высокого» загрязнения живет 65 миллионов россиян. Так, город с населением более одного миллиона потребляет в среднем за один год не менее 5–20 млн тонн кислорода, 400–500 млн куб. м. воды, один млн тонн продовольствия.
По всей России ежегодно производится около 3,8 млрд тонн всех видов отходов, а объем бытовых стоков превышает 2 млрд. куб. м. в год в Москве, 1 млрд куб. м. в год в Санкт-Петербурге и свыше 200 млн куб. м. в год в крупных городах [31]. Растет уровень загрязнения атмосферного воздуха, почвы, водоемов, снижения флоры и фауны, а также скопления мусора. Разумеется, следует понимать, что подобная статистика затрагивает вопрос многоэтажной застройки лишь косвенно, однако долю ее влияния на этот процесс нельзя не учитывать.
В общих чертах, высотные здания могут отрицательно воздействовать на окружающую среду. Это влияние сказывается как на качестве городского воздуха, так и на количестве производимых материалов и отходов. Безусловно, многоэтажные здания являются лишь частью того комплекса экологических вызовов, с которым может столкнуться город, поэтому проблемы, связанные с чрезмерной этажностью, занимают лишь малую долю от общего их количества. Однако все же это не отменяет те последствия, к которым может привести многоэтажность в отношении экологии.
Подводя промежуточные итоги, здания повышенной этажности формируют часть городской среды, которая, на первый взгляд, обладает ярко выраженным негативным оттенком. Исходя из такого влияния городам следовало бы либо качественно решать обозначенные выше проблемы, либо постепенно отказываться от подобной типологии застройки. Однако, на сегодняшний день, города неспособны обойтись без высотных зданий, что заставляет обратить внимание на существующие объективные преимущества многоэтажных проектов.
Обозримые преимущества высотности
Профессор психологии университета Атабаски Чеук Фан Энг обосновывает позитивный характер многоэтажности пространственным расположением высотных зданий. Так, во-первых, подобные здания предлагают великолепные виды (по крайней мере, для жителей верхнего уровня) и относительную приватность. Во-вторых, высокие здания могут иметь небольшое основание, нежели эквивалентное количество малоэтажных жилых единиц, и поэтому могут занимать меньше площади земли – все зависит от места размещения. В-третьих, те, кто живут на высших этажах, испытывают меньше шума снаружи здания и могут дышать менее загрязненным воздухом [36] (Ng, 2017).
Группа ученых из университета Де Монтфорт заметной положительной стороной многоэтажных домов называют возможность приспосабливать людей ближе к местам работы, тем самым уменьшая продолжительность рабочих поездок и расход топлива. По их мнению, высотные здания могут поддерживать большое количество удобств на первом этаже, таких как бассейны, спортивные залы, торговые холлы и иные общественные места для социального взаимодействия [37] (Kalcheva, Taki, Hadi, 2016). Более того, в некоторых случаях проживание в многоэтажном комплексе может ассоциироваться с престижем и статусом.
Еще одним важным преимуществом многоэтажной застройки выступает наибольшая вместимость жителей на единицу площади земли. Эта особенность позволяет, во-первых, сэкономить и защитить дополнительную землю от строительства и, во-вторых, сократить потребление энергии и выбросы углерода в окружающую среду, связанные с маятниковой миграцией, если район расположен ближе к местам приложения труда [29].
Кроме того, некоторые исследователи отмечают, что системы крупнопанельного домостроения (КПД), присущие России, обеспечивают градостроительную маневренность, возможность варьирования протяженностью, ориентацией по условиям инсоляции, конфигурацией и этажностью, технологиями оформления фасадов зданий, а также использованием первых этажей зданий для размещения общественно значимых объектов и подземного пространства [38] (Buzyryov, Nuzhina, Zolotareva, 2017).
В основном позитивные последствия высотной среды сводятся к условиям, связанным с высокой транспортной полезностью, при наличии подходящего расположения, а также возможности размещения большого количества жителей, но в большинстве случаев оказываются подходящими для людей высшего и высшего классов. Возможно, это связано с высокой стоимостью эксплуатации как самих зданий, так и пространства вокруг них, поскольку в случае заселения подобных зданий бедными людьми, как правило, многоэтажные комплексы доказывают свою неэффективность. Достаточно вспомнить печально известные жилищные проекты Пруитт-Айгоу и Кабрини-Грин в США, разрушению которых способствовало массовое их заселение социально неблагонадежными жителями.
Кроме того, при анализе преимуществ и недостатков, важно также учитывать факторы, которые не зависят от высоты здания. Они могут быть разделены на две категории: связанные с жителями (их личные характеристики и социальные отношения) и контекст (окружающая среда и окрестности). Предполагается, что они влияют на результаты в сочетании с высотой здания.
Роберт Гиффорд выделил восемь таких факторов [23], где четыре из них связаны с экономическим статусом жителей, количеством альтернативных видов жилья, расположением здания в городской структуре и плотностью населения. Так, стоит ожидать, что если жители (а) не будут бедными, (б) сами предпочтут жить в высоких многоэтажных домах, в то время как у них есть иные варианты для проживания, (в) многоэтажный дом находится в хорошем районе и (г) плотность населения в жилых помещениях низкая, то они вполне могут избежать большинства отрицательных результатов и даже испытают перечисленные положительные результаты. Такое возможно, например, на Манхэттене, где недвижимость дорога, обычно просторна и находится в благополучном районе.
Остальными четырьмя возможными факторами результатов проживания жителя в высотном здании являются (е) возраст, (ж) пол, (з) культура и (и) дизайн жилья. Так, жизнь в высотном доме может быть более подходящей для определенных жизненных этапов, а одни культуры приспособят людей лучше, чем иные, в зависимости от устройства пространства. Например, можно предполагать, что многоэтажные условия менее всего приспособлены для маломобильных и взрослых людей, или в некоторых странах, таких как Сингапур, превосходный дизайн в сочетании с культурной практикой привел к социально успешным многоэтажным разработкам.
Таким образом, высотная застройка целесообразна в тех ситуациях, когда она расположена в благополучных районах, ориентирована на обеспеченных людей, просторна, а также сами жители выбрали именно этот вид жилья из иных альтернатив (личный дом, малоэтажная застройка и пр.). Подобная ситуация обосновывает массовое появление качественной высотной среды в таких городах, как Дубай, Нью-Йорк, Эр-Рияд и пр. В этом смысле важно понимать, что высотные здания являются частью общей структуры застройки города и они не могут сами по себе являться причиной проблем. Следует считать, что проблемы возникают лишь в ситуации неправильного проектирования и последующего неэффективного градостроительного регулирования.
Заключение
В общем и целом, высотные здания являются сложными объектами, комплексно воздействующими на городскую среду. Конечно, у такой типологии есть определенные проблемы, начиная от высокой стоимости строительства и обслуживания и заканчивая возможным негативным влиянием на социальную и экологическую обстановку. Но, несмотря на это, она обладает и своими преимуществами, в число которых можно включить большую вместимость и чрезмерную функциональность.
В связи с чем, отталкиваясь от таких примеров, как Сингапур или Дубай, можно предположить, что, если высокие здания грамотно спроектировать и интегрировать в городскую среду, они смогут эффективно размещать большое количество жителей, одновременно увеличивая взаимодействие, синергию и экономическую активность города. Единственно важным в таком случае представляется качественный расчет на этапе градостроительного проектирования.
В конечном итоге, охватывая современные технологии, местную культуру и контекст, природную среду и экономически эффективные решения, мы сможем создать удобные и практичные города, основной положительный вклад в среду которых будут вносить именно высотные здания.
[1] Emporis standards [Электронный ресурс]. – URL: https://www.emporis.com/building/standard/3/high-rise-building (дата обращения: 03.12.2018).
Craighead G. High-Rise Security and Fire Life Safety. Butterworth-Heinemann, 7th May 2009, 696. ISBN: 9781856175555
2. Hasanvand S., Bemaniyan M.R., Aminkhojastehghamari M. The consideration of high-rise building role in utilization of urban open space // American Journal of Engineering Research. – 2014. – № 4. – С. 135-143.
3. Gravit M., Mikhailov E., Svintsov S., Kolobzarov A., Popovych I. Fire and Explosion Protection of High-Rise Buildings by Means of Plaster Compositions // Materials Science Forum. – 2016. – № 871. – С. 138-145. – doi: 10.4028/www.scientific.net/MSF.871.138.
Günel M.H., Ilgin H.E. Tall Buildings: Structural Systems and Aerodynamic Form. Routledge, September 2014, 214. ISBN: 978-1138021778
Jacobs J. The Death and Life of Great American Cities. — New York: Vintage Books, 1961. – 458 с.
Blumenfield H. The Modern Metropolis: Its Origins, Growth, Characteristics, and Planning. The MIT Press, 1971, 396. ISBN: 9780262520287
Alexander C., Ishikawa S., Silverstein M.A. Pattern Language: Towns, Buildings, Construction. — Oxford University Press, 1977.
Whyte W.H. The Social Life of Small Urban Spaces. The Conservation Foundation, 1980, 125
9. Генералов В.П., Генералова Е.М. Проблемы формирования массового доступного жилья в России // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. – 2014. – № 4(17). – С. 10-18. – doi: 10.17673/Vestnik.2014.04.2 .
10. Евтушенко А.И., Олейникова Е.В., Агеева В.А., Барамия А.Л., Хван О.П., Нор-Аревян С.Л. Развитие высотного строительства в Ростове-на-Дону // Инженерный вестник Дона. – 2017. – № 4)47). – С. 150.
11. Першина Т.А., Тюрина Е.Ю., Тихонова Т.А. Проблемы развития малоэтажного строительства в условиях современного спроса на рынке недвижимости // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2017. – № 6. – С. 39-43.
Krier L. The Architecture of Community. Island Press, March 17 2011, 496. ISBN: 978-1597265799
Gehl J. Cities for People. Island Press, November 30 2010, 288. ISBN: 978-1597265737
Yeang K. Ecoskyscrapers and Ecomimesis: New tall building typologies, CTBUH 2008 8th World Congress, Dubai, 2008, pp. 1-11
15. Ahmad T., Aibinu A., Thaheem M.J. The effects of high-rise residential construction on sustainability of housing systems // Procedia Engineering. – 2017. – № 180. – С. 1695-1704. – doi: 10.1016/j.proeng.2017.04.332.
16. Al-Kodmany K. The Sustainability of Tall Building Developments: A Conceptual Framework // Buildings. – 2018. – № 7. – С. 1-31. – doi: 10.3390/buildings8010007.
Martin Y., Eckhout S., Lassoi, L., Winnepenninckx E., Deschoolmeester B. Fire safety of multi-storey building facades, BBRI, September 2017, 58
18. Ali M.M., Al-Kodmany K. Tall Buildings and Urban Habitat of the 21st Century // Global Perspective. Buildings. – 2012. – № 2. – С. 384-423. – doi: 10.3390/buildings2040384.
Prasetyoadi T. Next Level – Public Transport and Density in Metropolitan Jakarta. CTBUH 2014 Shanghai Conference Proceedings, 2014
20. Косарева Н.Б., Пузанов А.С., Полиди Т.Д. Основные тенденции жилищной экономики российских городов // Городские исследования и практики. – 2015. – № 1. – С. 33-54.
21. Verhaeghe P-P., Coenen A., Putte van de B. Is Living in a High-Rise Building Bad for Your Self-Rated Health? // Journal of Urban Health: Bulletin of the New York Academy of Medicine. – 2016. – № 5. – С. 884-898. – doi: 10.1007/s11524-016-0066-5.
22. Mouratidis K. Built environment and social well-being: How does urban form affect social life and personal relationships? // Cities. – 2018. – № 74. – С. 7-20. – doi: 10.1016/j.cities.2017.10.020.
23. Gifford R. The Consequences of Living in High-Rise Buildings // Architectural Science Review. – 2007. – № 1. – С. 1-16. – doi: 10.3763/asre.2007.5002.
Soomeren P. van Kleuver J. de. High-rise in trouble. COST Action TU1203: Crime Prevention through Urban Design Opportunities and Challenges, Amman, Jordan, November 2016
29. Romanova E. Increase in Population Density and Aggravation of Social and Psychological Problems in Areas with High-Rise Construction // E3S Web Conf. – 2018. – С. 8. – doi: 10.1051/e3sconf/20183303061.
30. Мосорова П.О., Иода Ю.В. Формирование муниципальной среды экологической безопасности // Социально-экономические явления и процессы. – 2017. – № 4. – С. 24-29. – doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-4-24-29.
31. Петрова З.К. От плотной многоэтажной застройки мегаполисов к жизненному пространству малоэтажных поселений // Сборник научных трудов РААСН. – 2017. – № 1. – С. 413-423. – doi: 10.22337/9785432302205-2017-413-423.
32. Baiz W.H., Khoshnaw D.S., Byze A.H. High-Rise Buildings Aspects and Significant Impacts in Urban Areas // Journal of Engineering Research and Application. – 2016. – № 10. – С. 20-26.
33. Taslim S., Parapari D.M., Shafaghat A. Urban Design Guidelines to Mitigate Urban Heat Island (UHI) Effects In Hot- Dry Cities // Jurnal Teknologi (Sciences and Engineering). – 2015. – № 4. – С. 119-124. – doi: 10.11113/jt.v74.4619.
Battersby S. Clay’s Handbook of Environmental Health. Routledge, 2013, 942
Cohen S., Martinez H., Schroder A. Waste Management Practices in New York City, Hong Kong and Beijing, December 2015
36. Ng C. F. Living and working in Tall Buildings: Satisfaction and Perceived Benefits and Concerns of Occupants // Front. Built Environ. – 2017. – № 3. – С. 70. – doi: 10.3389/fbuil.2017.00070.
37. Kalcheva E., Taki A., Hadi Y. Sustainable high-rises in a sustainable development-the case of Salford Quays // Procedia — Social and Behavioral Sciences. – 2016. – № 216. – С. 960-973.
38. Бузырёв В.В., Нужина И.П., Золотарева М.В. Влияние социальных и экологических факторов на градостроительную деятельность на развивающихся урбанизированных территориях // Проблемы современной экономики. – 2017. – № 2(63). – С. 210-214.
Подробнее об авторе:
Смирнов Олег Олегович
студент, 4 курс
Санкт-Петербургский государственный университет
ORCID: 0000-0003-2684-2217
SPIN (elibrary.ru): 1330-9163
Источник: 1economic.ru