Государственная экспертиза проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства
Главгосэкспертиза России оказывает консультации по вопросам, связанным с порядком проведения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.
Для записи на консультацию можно обратиться в Контактный центр Учреждения по телефонным номерам:
+7 (495) 625-95-95 (г. Москва);
8 (800) 775-95-95 (Бесплатный звонок по России).
С 17 января 2020 г. проверка достоверности определения сметной стоимости осуществляется в рамках государственной экспертизы проектной документации в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном Положением о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145.
Минстрой России разъяснил вопросы по применению Методики определения сметной стоимости строительства
Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе на предмет ее непревышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Главгосэкспертиза России проводит государственную экспертизу проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта, работ по сохранению объектов культурного наследия), финансируемого с привлечением средств, указанных в части 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении:
- объектов, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
- объектов обороны и безопасности, иные объекты, сведения о которых составляют государственную тайну (за исключением объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении Минобороны России, Росгвардии, ФСБ России, ФСО России);
- объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального значения (в случае если при проведении работ по их сохранению затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов);
- особо опасные и технически сложных объектов:
- объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
- гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
- линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
- объекты космической инфраструктуры;
- объекты инфраструктуры воздушного транспорта (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов и перроны аэродромов с искусственным покрытием с длиной взлетно-посадочной полосы 1300 метров и более, аэровокзалы (терминалы) пропускной способностью 100 пассажиров в час и более, региональные и районные диспетчерские центры единой системы организации воздушного движения, командно-диспетчерские и стартовые диспетчерские пункты высотой более трех этажей или площадью 1500 квадратных метров и более, за исключением командно-диспетчерских и стартовых диспетчерских пунктов модульного (контейнерного) типа, а также объекты инфраструктуры воздушного транспорта, в состав которых входят объекты, относящиеся к особо опасным, технически сложным объектам);
- объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (тоннели длиной более 500 метров, мостовые переходы с опорами высотой от 50 до 100 метров, железнодорожные вокзалы расчетной вместимостью свыше 900 пассажиров, сортировочные горки с объемом переработки более 3500 вагонов в сутки, а также объекты инфраструктуры, в состав которых входят объекты, относящиеся к особо опасным, технически сложным объектам);
- объекты инфраструктуры внеуличного транспорта (за исключением объектов инфраструктуры внеуличного транспорта, размещаемых на территории г. Москвы);
- портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
- тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
- подвесные канатные дороги;
- опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
- объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
- объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
- объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;
- высота более чем 100 метров, для ветроэнергетических установок — более чем 250 метров;
- пролеты более чем 100 метров;
- наличие консоли более чем 20 метров;
- заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров;
Система учета предварительных заявок на проведение государственной экспертизы
Требования экспертизы к предоставлению документов для проверки сметной стоимости проведения обязател
Цель создания Информационной системы учета предварительных заявок на проведение государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости — повышение эффективности взаимодействия Главгосэкспертизы России с заявителями.
Через «личный кабинет» заявители получают доступ к базе данных о сформированных ими предварительных заявках на проведение государственной экспертизы.
Органам власти ресурс позволяет проводить мониторинг процесса формирования заявок, поступающих от курируемых государственных структур и подведомственных организаций, контролировать представление ими документов для проведения государственной экспертизы и формировать отчетные материалы.
Организации вносят в базу данные о предварительных заявках, а также информацию о поданных на государственную экспертизу документах.
В Системе учета предварительных заявок предусмотрен механизм получения обратной связи, который позволяет оперативно обеспечивать достоверность и актуальность хранимых сведений по каждой заявке.
ИсточникЧто такое заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства
IV. Проведение проверки сметной стоимости
18. Предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, а также в целях установления непревышения сметной стоимости над укрупненным нормативом цены строительства.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.06.2017 N 712, от 13.12.2017 N 1541)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1159.
(см. текст в предыдущей редакции)
При отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, также осуществляется изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, на соответствие предполагаемой (предельной) стоимости строительства, рассчитанной на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1159; в ред. Постановления Правительства РФ от 13.12.2017 N 1541)
(см. текст в предыдущей редакции)
При принятии Правительством Российской Федерации решения о неприменении критерия экономической эффективности проектной документации в части сметной стоимости строительства объекта капитального строительства, которая не должна превышать предполагаемую (предельную) стоимость строительства, определенную с применением укрупненных нормативов цены строительства или с использованием документально подтвержденной органами и организациями, уполномоченными на проведение государственной экспертизы, сметной стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия укрупненным нормативам цены строительства или предполагаемой (предельной) стоимости строительства, рассчитанной на основе подтвержденной органами государственной экспертизы сметной стоимости проектов-аналогов, не производится.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1159)
В случаях, если разработка проектной документации не требуется, проводится оценка соответствия указанных в абзаце первом настоящего пункта расчетов физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ или акт технического осмотра объекта капитального строительства и дефектную ведомость при проведении проверки сметной стоимости капитального ремонта.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1159)
19. Проверка сметной стоимости проводится в предусмотренный договором срок, который не может быть более 30 рабочих дней. В случае если проверка сметной стоимости проводится одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий или подготовкой заключения о модификации проектной документации, такая проверка осуществляется в пределах срока проведения государственной экспертизы или подготовки заключения о модификации проектной документации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1159)
(см. текст в предыдущей редакции)
20. При проведении проверки сметной стоимости внесение изменений в сметную документацию может осуществляться в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором. При этом срок проведения проверки сметной стоимости может быть продлен на основании договора или дополнительного соглашения к нему, но не более чем на 30 рабочих дней.
20(1). Срок проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства, указанный в пункте 19 настоящего Положения, может быть сокращен, но не менее чем до 10 рабочих дней, в случае наличия соответствующего поручения (решения) Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
(п. 20(1) введен Постановлением Правительства РФ от 13.12.2017 N 1541)
21. В случае если при проведении проверки сметной стоимости выявляются недостатки (отсутствие либо неполнота сведений, описаний, расчетов, чертежей, схем и т.п.), не позволяющие сделать выводы о достоверности или недостоверности представленных расчетов, заявителю в течение 3 рабочих дней направляется уведомление о выявленных недостатках и при необходимости устанавливается срок их устранения.
22. Организация по проведению проверки оформляет заключение о недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, работ по сохранению объекта культурного наследия, если:
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.11.2016 N 1159, от 13.12.2017 N 1541)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) выявленные недостатки невозможно устранить в процессе проведения проверки сметной стоимости или заявитель в установленный срок их не устранил;
б) расчеты, содержащиеся в сметной документации, произведены не в соответствии с утвержденными сметными нормативами, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.12.2017 N 1541)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) в сметной документации выявлены ошибки, связанные с неправильностью и (или) необоснованностью использованных в расчетах физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, принятых в проектной документации.
23. При отсутствии сметных нормативов, подлежащих применению при расчете сметной стоимости строительства, заинтересованное лицо вправе подготовить необходимые сметные нормативы и представить их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для включения в установленном порядке в федеральный реестр сметных нормативов.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.09.2013 N 840, от 26.03.2014 N 230)
ИсточникЧто такое заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства
(указывается номер заключения)
В первых двух квадратах указывается номер соответствующего кадастрового округа Российской Федерации, в котором располагается организация по проведению государственной экспертизы, выдавшая заключение;
в четвертом квадрате — результат проверки сметной стоимости;
в шестом — девятом квадратах — порядковый номер выданного заключения (присвоение номера заключениям осуществляется последовательно, по истечении текущего календарного года происходит его обнуление, нумерация начинается с номера 0001);
в двух последних квадратах — последние две цифры года выдачи заключения.
а) номер кадастрового округа Российской Федерации оформляется цифрами, которые проставляются, начиная с крайнего правого квадрата, при этом в оставшемся свободном квадрате должна быть проставлена цифра 0;
в случае выдачи заключения государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, указанный номер оформляется цифрами 00;
б) результат проверки сметной стоимости оформляется в случае выдачи:
положительного заключения — цифрой 1;
отрицательного заключения по причине несоответствия расчетов, содержащихся в сметной документации, сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, а также превышения сметной стоимости над укрупненными нормативами цены строительства — цифрой 2;
отрицательного заключения по причине несоответствия расчетов, содержащихся в сметной документации, над предполагаемой (предельной) стоимостью строительства, рассчитанной на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах — цифрой 3;
отрицательного заключения по причине несоответствия расчетов, содержащихся в сметной документации, физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ или акт технического осмотра объекта капитального строительства и дефектную ведомость — цифрой 4;
в) порядковый номер выданного заключения оформляется цифрами, которые проставляются, начиная с крайнего правого квадрата, при этом в оставшихся свободными квадратах проставляется цифра 0.
Заполняется при отсутствии укрупненных сметных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство.
Заполняется в случае, если разработка проектной документации не требуется.
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
от 29 марта 2017 г. N 655/пр
ОФОРМЛЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О ПРОВЕРКЕ ДОСТОВЕРНОСТИ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ,
КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
1. Настоящий Порядок устанавливает правила оформления заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов (далее — заключение о проверке сметной стоимости).
2. Заключение о проверке сметной стоимости содержит следующие разделы:
2.1. Раздел «Общие положения», в который включаются:
сведения об основании для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости (перечень поданных документов, реквизиты договора о проведении проверки сметной стоимости);
сведения об объекте капитального строительства (почтовый (строительный) адрес объекта капитального строительства, основные технико-экономические характеристики объекта капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность);
сведения о лицах, осуществивших подготовку проектной документации и (или) выполнивших инженерные изыскания, а также сводного сметного расчета, в случаях, когда в отношении объектов капитального строительства не требуется подготовка проектной документации и такая проектная документация разрабатывалась по инициативе застройщика (фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес индивидуального предпринимателя, полное наименование и место нахождения юридического лица);
сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес застройщика (технического заказчика) — физического лица, полное наименование юридического лица, место нахождения застройщика — юридического лица, а в случае, если застройщик (технический заказчик) и заявитель не одно и то же лицо, — указанные сведения также в отношении заявителя);
сведения о документах, подтверждающих полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика (если заявитель не является застройщиком, техническим заказчиком);
сведения о составе представленной проектной документации (перечень томов (с указанием шифра, номера) проектной документации), результатах инженерных изысканий (за исключением случаев проведения проверки сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в отношении которых не требуется подготовка проектной документации и такая документация не разрабатывалась по инициативе застройщика), иных представленных документах и материалах;
сведения об источниках финансирования (полностью за счет средств федерального (регионального, местного) бюджета; с использованием средств федерального (регионального, местного) бюджета; за счет средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов);
сведения о решении (письме) по объекту капитального строительства, предусмотренном подпунктами «з» и «з(1)» пункта 8 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 427 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2576; 2012, N 29, ст.
4124; 2013, N 23, ст. 2927; N 39, ст. 4992; 2014, N 14, ст. 1627; N 40, ст. 5434; 2015, N 39, ст. 5404; 2016, N 29, ст. 4814; N 36, ст. 5418; N 48, ст.
6764; 2017, N 5, ст. 799).
2.2. Раздел «Описание сметы на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт)», в который включаются:
сведения об общей стоимости объекта строительства в ценах на дату представления сметной документации для проведения проверки с разбивкой на следующие составляющие: стоимость проектно-изыскательских работ, строительно-монтажных работ, стоимость оборудования, стоимость прочих затрат;
перечень представленной сметной документации (сводки затрат, объектные и локальные сметы (расчеты), сметные расчеты на отдельные виды затрат);
информация об использованных сметных нормативах;
информация о цене строительства объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство в случае, если при расчетах не применялись сметные нормативы в связи с их отсутствием;
сведения об оперативных изменениях, внесенных в сметную документацию в процессе проведения проверки сметной стоимости;
сведения о превышении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства над предполагаемой (предельной) стоимостью строительства, рассчитанной с использованием укрупненных нормативов цены строительства, либо о превышении цены строительства объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство. В случае если сметная стоимость превысила предполагаемую (предельную) стоимость строительства, рассчитанную с использованием укрупненных нормативов цены строительства, или цены строительства аналогичных объектов не более чем на 20 процентов, по результатам проверки выдается положительное заключение.
2.3. Раздел «Выводы по результатам проверки сметной стоимости», в который включаются:
информация о соответствии (несоответствии) расчетов, содержащихся в сметной документации, сметным нормативам (в том числе сметным нормативам, определяющим потребность в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции), внесенным в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией;
при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, также указывается информация о результатах изучения и оценки расчетов, содержащихся в сметной документации, на соответствие предполагаемой (предельной) стоимости строительства, рассчитанной на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах;
в случаях, если разработка проектной документации не требуется, указывается информация о соответствии (несоответствии) расчетов, содержащихся в сметной документации, физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ или акт технического осмотра объекта капитального строительства и дефектную ведомость при проведении проверки сметной стоимости капитального ремонта;
итоговый вывод о достоверности или недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.
Каждый вывод должен быть мотивирован и содержать ссылку на конкретный сметный норматив, его часть, пункт, таблицу и (или) ссылку на соответствующие разделы проектной документации или иных документов, если разработка проектной документации не требуется.
3. Уровень детализации сведений, отражаемых в заключении о проверке сметной стоимости, определяется руководителем организации по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
4. Заключение о проверке сметной стоимости должно быть конкретным, объективным, аргументированным. Формулировки выводов должны иметь однозначное толкование и соответствовать результатам проведенной проверки.
5. Заключение о проверке сметной стоимости не должно иметь подчисток или приписок, зачеркнутых слов или исправлений. В случае выдачи заключения на бумажном носителе листы такого заключения должны быть прошиты (с указанием количества сшитых страниц), пронумерованы и скреплены печатью организации по проведению проверки сметной стоимости.
6. Заключение о проверке сметной стоимости подписывается лицами, аттестованными на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее — эксперт) по соответствующему направлению деятельности эксперта, указанному в квалификационном аттестате, с указанием их должности, и участвовавшими в проведении проверки сметной стоимости.
7. Заключение о проверке сметной стоимости утверждается руководителем организации по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства либо должностным лицом, уполномоченным этим руководителем.
8. В случае выдачи заключения о проверке сметной стоимости в электронной форме, такое заключение подписывается и утверждается с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи и направляется заявителю в формате PDF.
Источник