Что такое закупка в строительстве

Содержание

Закупки малого объема по 44-ФЗ — отличный способ потренироваться на небольших заказах перед участием в крупных тендерах. Войти в эту нишу проще и быстрее, а первый контракт можно подписать за пару дней. Рассказываем, как поставщику участвовать в малых закупках, какие есть преимущества и сопутствующие траты.

Что вы узнаете

Что такое малые закупки

Малые закупки — это покупка товаров и услуг по 44-ФЗ на электронной площадке с ускоренным оформлением сделки до 5 рабочих дней.

До какой суммы проводят малые закупки:

  1. 600 тыс. руб., если годовой объем закупок не превышает 2 млн руб., или 10% от всех закупок. Максимальный лимит 50 млн руб. Он не распространяется на закупки сельских поселений, но в этом случае стоимость одного контракта не должна превышать 600 тыс. руб. (ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44) — закупки малого объема .
  2. 3 млн руб. при условии, что закупка проводится на государственной электронной площадке и заказчик соблюдает лимиты, описанные выше, — закупки по принципу «товар с полки» .

Закупки «товар с полки» не так популярны, как закупки малого объема, несмотря на лимит в 3 млн руб. В этом случае поставщик выкладывает товары и услуги на электронную площадку — витрину — и ждет, когда его заметит оператор. Оператор сам выбирает поставщиков по принципу «только самые дешевые» и приносит список заказчику.

новая карьера JNSQ перед KSP2 — глава 2 — часть 10 — строительство станции ДИАМАНТ глава 1

Преимущества малых закупок перед тендерами

С учетом повышения лимитов закупки до 3 млн и 600 тыс. руб. и относительно простым сценарием участия — малые закупки стали отличной альтернативой тяжелым тендерам.

Можно быстро заключить несколько контрактов вместо долгой борьбы над одним тендером. И головной боли в этом случае меньше:

  • нет аукционов на понижение цены
  • быстрое заключение контракта в течение пары дней после закрытия закупки
  • один этап выбора поставщика
  • не нужно готовить десятки документов для подачи заявки
  • не нужно иметь на счете 30% стоимости сделки для ее обеспечения, достаточно 5%

Для участия в малой закупке достаточно зарегистрировать компанию на площадке — магазине — и добавить товары на витрину. В этот же день вы уже можете откликаться на закупки без ограничений по количеству контрактов. Все остальное за вас сделает площадка.

Кто в них участвует и где их проводят

Можно быстро заключить несколько контрактов вместо долгой борьбы над одним тендером. И головной боли в этом случае меньше. Для участия в малых закупках нужно иметь:

  • квалифицированную электронную подпись
  • подтвержденную учетную запись на Госуслугах
  • регистрацию в системе госзакупок

Самый большой и известный магазин малых закупок — агрегатор «Березка». Его используют органы исполнительный власти и их подведомственные учреждения. Березка собирает данные с восьми площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1447 от 12.07.2018. На сайте агрегатора также можно напрямую разместить объявление о закупке и продаже в обход утвержденных площадок, это не считается нарушением.

Особенности закупок строительных работ 44-ФЗ

Региональные органы и органы местного самоуправления самостоятельно решают, работать с Березкой или нет. Например, администрация Краснодара работает с площадками «РТС Тендер» и «Сбербанк АСТ». Некоторые регионы создают собственные площадки для закупок малого объема, например у Калужской области есть своя площадка. А у поставщиков Московской области — своя.

Не все региональные подразделения исполнительной власти работают с «местными магазинами». Проще вести закупки централизованно — через Березку. Например, УФСИН по Ярославской области закупает канцтовары через единый агрегатор, а не на площадке госзакупок Ярославской области.

СБИС собирает информацию со всех торговых площадок по вашему запросу: сумма, ключевая фраза, регион поставки. Выбирайте торги по всей России и участвуйте в них в одном окне.

Найти тендеры по своему запросу в один клик

Как участвовать в закупках малого объема

Порядок проведения малой закупки по ФЗ № 44 разъяснил Минфин в Письме № 24-06-08/9591 от 12.02.202. Разберем инструкцию по малым закупкам для поставщика на сайте ЕАТ «Березка».

  1. Зарегистрироваться на сайте агрегатора

Для этого нужно подтвердить учетную запись компании или физлица на Госуслугах. И получить квалифицированную электронную подпись. И только после этого можно заполнять заявление на аккредитацию поставщика Березки. Анкета довольна простая: реквизиты и контактные данные организации. В конце нужно выбрать сертификат ЭП и завершить регистрацию.

Решение об аккредитации пришлют в течение одного рабочего дня.

Вы можете использовать сертификат, который получили для работы на ЕИС «Закупки».

  1. Добавить информацию о товарах в каталог ТРУ

Внести данные можно вручную или через классификатор ЕАТ. Можно также загрузить фотографии товаров. Оператор проверит качество описания и изображений. В случае нарушений исключит позицию из каталога ТРУ и вернет вам для исправлений.

  1. Перевести деньги на обеспечительный счет

Это нужно для откликов на заявки. Когда вы предлагаете свои услуги или товары по закупке, Березка блокирует на вашем счете 5% от стартовой цены. Если на счете денег нет, подать предложение не получится.

Деньги разблокируют через одни рабочие сутки в любом случае:

  • заказчик отменит закупку до окончания подачи предложений
  • вы проиграете в закупке

В случае победы деньги разблокируют после того, как подпишете контракт.

  1. Откликнуться на закупку и дождаться результата

После окончания закупочной сессии в течение часа оператор сформирует итоговый протокол, в котором победителем автоматически будет компания с самым дешевым предложением. Но заказчик может отказаться от сотрудничества с ней и выбрать из списка другого поставщика. Если вас выбрали победителем, есть 5 дней на то, чтобы принять предложение.

  1. Подписать контракт с заказчиком

В течение первых 2 дней нужно отправить замечания к контракту заказчика. А в течение 4 дней суммарно — подписать его.

Поставщик-победитель платит комиссионный сбор 1–1,2% от стартовой цены заявки. Сбор списывают с обеспечительного депозита. Остальную сумму разблокируют после подписания контракта.

Какие есть риски у поставщика и заказчика

Если поставщик не подписал контракт

В случае с Березкой можно потерять до 10% от стартовой цены закупки:

  • Оператор заблокирует дополнительные 5% (комиссионный сбор). Итого на счете заблокировано 10% от стартовой цены
  • Спустя 30 дней просрочки подписания оператор спишет в свою пользу комиссионный сбор 5, а 5% обеспечительного депозита переведет заказчику по письменному заявлению
  • Если заказчик не напишет заявление, обеспечительный депозит вернут поставщику спустя 60 дней

У поставщика может быть на счете 10% от стартовой цены. В этом случае при списании 5% комиссионных счет станет отрицательным.

Если поставщик нарушил срок поставки

Заказчик может взыскать пени. Условия прописывают в контракте, который подписывают с поставщиком.

Как посчитать размер пени: (1/300 от ключевой ставки ЦБ) × Стоимость контракта × Число дней просрочки

Пени капают со следующего дня после окончания срока поставки. Ключевую ставку указывают на момент подписания контракта.

Например, больница заключила контракт с поставщиком постельного белья на 500 тыс. руб. Срок доставки 10.11.2021. А фактически товар привезли 15.11.2021. Поставщик должен заплатить за 5 дней просрочки 62 500 руб.

Если поставщик привез товар неподходящего качества

Товар может быть бракованным или другой спецификации. В этом случае штрафы также прописывают в договоре.

Размер штрафа для малых закупок до 3 млн руб. — 10% от стоимости контракта.

Пример: Росгвардия заказала патриотические венки из искусственных цветов с георгиевскими лентами. Стоимость контракта 200 тыс. руб. Поставщик привез венки в срок, но из живых цветов и без лент. В этом случае сумма штрафа 20 тыс. руб.

Заказчик может использовать и пени, и штраф одновременно. Пени для компенсации просроченных дней поставки. Штрафы в случае поставки неподходящего товара.

Если заказчик просрочил оплату по контракту

Оплатить весь заказ нужно в течение 15 календарных дней после подписания актов приемки. Если поставщик СМП — в течение 10 рабочих дней. Наказание за просрочку оплаты согласно ст. 7.32.5 КоАП РФ:

  • штраф от 30 до 50 тыс. руб. сотруднику, который вовремя не перевел деньги
  • дисквалификация сотрудника от 1 до 2 лет за повторное нарушение

Еще один вид санкций — пени за количество дней просрочки оплаты. Формула расчета: 1/300 ключевой ставки ЦБ × Неуплаченную сумму. Пени начисляют за каждый день просрочки оплаты, рабочий или выходной.

Поставщик выполнил контракт на 150 тыс. руб. Заказчик задержал оплату на 6 дней после приемки товара и перевел деньги не 10.11.2021, а 16.11.2021. В итоге набежали пени на 22 500 руб. (3750 руб. за день просрочки).

Если заказчик не прислал контракт выигравшему поставщику или не подписал его

Никаких санкций по отношению к заказчику не будет. Поставщику разблокируют 5% обеспечительного депозита.

СБИС проверит заказчика на надежность и покажет, какие компании и как часто выигрывали его прошлые тендеры. Вы сможете принять верное решение — стоит ли участвовать в закупке.

Источник: sbis.ru

Закупки основных средств: каким законом руководствоваться?

Государственное автономное учреждение является исполнителем Федерального закона от 18.07.2011 № 223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223 ФЗ) и должно руководствоваться им при всех закупках, кроме закупок за счет субсидий на капитальные вложения. В последнем случае мы обязаны применять Федеральный закон от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44 ФЗ). Однако финансовый орган субъекта РФ считает, что капитальные вложения – это вложения в любые основные средства, поэтому в рамках Закона № 44 ФЗ должны приобретаться все основные средства (в том числе закупаемые за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания). Просим разъяснить ситуацию.

Читайте также:  Земля под строительство куда обратится

Законодательные нормы контрактной системы для АУ.

Как уже указано в вопросе и следует из норм ч. 4 ст. 15 Закона № 44‑ФЗ, автономные учреждения применяют положения законодательства о контрактной системе при выделении им из бюджета соответствующего уровня средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. Данная норма распространяется на планирование, а также осуществление (определение подрядчика и заключение с ним гражданско-правового договора) закупки, проводимой за счет субсидии на капвложения.

Руководствоваться законодательством о контрактной системе АУ обязано и при передаче ему органом власти полномочий государственного (муниципального) заказчика (ч. 6 ст. 15 Закона № 44‑ФЗ) – эти полномочия передаются в целях осуществления учреждением бюджетных инвестиций (ч. 4 ст. 79 БК РФ).

Другие случаи распространения законодательства о контрактной системе на автономные учреждения не предусмотрены.

Отметим, что в ст. 15 Закона № 44‑ФЗ и ст. 78.2, 79 БК РФ говорится не о капитальных вложениях в целом, а о конкретном их виде – капвложениях в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.

Определение таких объектов дано в п. 10 ч. 1 ГрК РФ: к ним относятся здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. В то же время понятие «капитальные вложения» уточняется в положениях ст. 78.2, 79 БК РФ: эти вложения ведут к последующему увеличению стоимости основных средств и помимо строительства объекта могут направляться в его реконструкцию (в том числе с элементами реставрации) и техническое перевооружение.

Таким образом, автономное учреждение должно применять нормы Закона № 44‑ФЗ лишь при покупке, строительстве или качественном улучшении недвижимого имущества, а финансирование на это оно может получить только в виде субсидии на капвложения или бюджетных инвестиций. Однако федеральное законодательство не содержит указаний на то, чтобы АУ руководствовалось Законом № 44‑ФЗ при закупке иных основных средств (движимого имущества). Для этого существуют формы субсидии на иные цели и субсидии на выполнение государственного задания.

Проблема разграничения сфер действия законов № 223‑ФЗ и 44‑ФЗ

Вместе с тем на практике проблема разграничения сфер действия законов № 223‑ФЗ и 44‑ФЗ решается не так однозначно, как предписывается федеральным законодательством. В этом вопросе субъекты РФ идут разными путями.

Первый из них – расширение понятия «капвложения в объекты государственной собственности». Например, Правительство Москвы в Постановлении от 28.01.2014 № 28-ПП [1] установило, что капвложения осуществляются (в том числе подведомственными автономными учреждениями) в следующих целях:

  • возведение объектов капитального строительства, включая создание и (или) приобретение основных средств, входящих в сметную стоимость указанного объекта (в том числе приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря);
  • реконструкция, в том числе с элементами реставрации, объектов капстроительства, находящихся в собственности субъекта РФ, включая создание и (или) приобретение основных средств, входящих в сметную стоимость объекта (в том числе приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря);
  • приобретение объектов недвижимого имущества.

Как видим, в данном случае субсидии на капвложения (бюджетные инвестиции), расходуемые в соответствии с Законом 44‑ФЗ, могут направляться не только на возведение здания, но и на обеспечение его техникой и иным необходимым для функционирования здания оборудованием. Однако здесь приобретение основных средств не выходит за рамки субсидии на капвложения.

Второй путь, который избрали некоторые регионы, – распространение на автономные учреждения законодательства о контрактной системе помимо осуществления ими капвложений. Напомним, что в прошлом, до вступления в силу Закона № 223‑ФЗ, такая практика уже существовала. В частности, подобным образом поступили Республика Татарстан [2] и Пермский край [3] , посчитав, что подведомственные АУ должны расходовать бюджетные средства в соответствии с действовавшим на тот момент Законом № 94‑ФЗ [4].

Сегодня тоже существуют случаи распространения законодательства о контрактной системе на текущую закупочную деятельность АУ. Так, согласно Постановлению Кабинета министров Республики Татарстан от 06.12.2012 № 1060 [5] автономные учреждения передают полномочия на закупку отдельных видов товаров республиканскому управлению государственных закупок, а оно, в свою очередь, осуществляет централизованное размещение заказов в соответствии с Законом № 94‑ФЗ (в настоящее время – Законом № 44‑ФЗ). В перечень товаров входят в том числе некоторые основные средства: компьютеры, оргтехника, транспортные средства, мебель и бытовая техника. А обязанности АУ заключаются в своевременном формировании электронных заявок на закупки, предоставлении информации для обоснования начальной (максимальной) цены и подписании гражданско-правовых договоров, заключенных по результатам закупки.

Данный нормативный акт указывает, что закупки производятся для нужд АУ, но не определяет, за счет каких источников это делается. Следовательно, можно предположить, что перечисленные в постановлении основные средства должны приобретаться по установленным правилам во всех случаях – как за счет субсидий на иные цели и выполнение государственного задания, так и за счет доходов от внебюджетной деятельности.

Из сказанного можно сделать следующий вывод. Автономному учреждению, у которого возникли разногласия с финансовым органом по поводу сфер применения законов № 223‑ФЗ и 44‑ФЗ, прежде всего следует ориентироваться на нормативные акты, изданные в его регионе. Если такие документы существуют и в них предписывается руководствоваться в тех или иных случаях законодательством о контрактной системе, АУ необходимо исполнять данные нормы. Если соответствующих нормативных актов нет, учреждение может попытаться убедить вышестоящий орган в своей правоте.

[1] «Об утверждении Порядка осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности города Москвы и внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2011 г. № 587-ПП».

[2] Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 17.03.2008 № 161 «О комплексе мер, направленных на оказание содействия финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений Республики Татарстан» (утратило силу).

[3] Постановление Правительства Пермского края от 20.08.2008 № 349-п (в ред. от 18.01.2010) «Об утверждении Положения об осуществлении исполнительными органами государственной власти Пермского края функций и полномочий учредителя краевого государственного автономного учреждения».

[4] Федеральный закон от 21.07.2005 № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

[5] «Об организации централизованного размещения заказов на поставку отдельных видов товаров для нужд автономных учреждений Республики Татарстан».

Г. Г. Зайцева
/ главный редактор журнала
«Руководитель автономного учреждения» /

Источник: www.audar-urist.ru

Проведение закупок у единственного поставщика по Закону № 223‑ФЗ

С момента появления Закона № 223-ФЗ[1] в него вносились и продолжают вноситься многочисленные изменения, которые направлены на «закручивание гаек» в отношении закупочной деятельности заказчиков. Такая деятельность становится все более и более регламентированной самим законом и его подзаконными нормативно-правовыми актами. Но все-таки этот документ, в отличие от Закона № 44-ФЗ[2], где регламентируется, как говорится, «каждый чих», пока остается в большой степени рамочным законом, поскольку очень много условий и правил закупок могут устанавливать сами заказчики в своих положениях о закупке. Это касается и закупок у единственного поставщика (ЕП).

Закупка у единственного поставщика унитарными предприятиями.

Напомним читателям, что в 2018 году в Законе № 223-ФЗ появилась отдельная ст. 3.6, посвященная этому виду закупок. Сформулирована она крайне лаконично – порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. Собственно, единственное требование закона заключается в том, чтобы заказчик в своем положении о закупке установил закрытый, а не открытый перечень случаев, когда он может провести такую закупку.

Поэтому «вольница» для заказчиков здесь сохраняется. В полной степени воспользоваться ей не могут только государственные и муниципальные автономные и бюджетные учреждения, а также ГУП и МУП, но только в том случае, когда их учредитель (орган государственной власти или местного самоуправления), пользуясь появившимся у него не так давно правом (ч. 2.1 – 2.7 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), устанавливает типовое положение о закупке, обязательное для применения этими заказчиками, и в нем сам четко обозначает, что, как и в каких случаях эти заказчики будут закупать у единственного поставщика.

Например, в Хабаровске утверждено типовое положение о закупке, применение которого обязательно для всех городских муниципальных бюджетных и автономных учреждений, всех МУП при утверждении ими своих положений о закупке[3]. В соответствии с этим документом закупка у единственного поставщика может проводиться данными заказчиками в 39 случаях, перечень которых во многом напоминает аналогичный перечень в ч. 1 ст.

93 Закона № 44-ФЗ. В частности, любые закупки у ЕП разрешается осуществлять на сумму, не превышающую 500 тыс. руб., установлены и годовые лимиты таких закупок (4 млн руб. или не более 50 % утвержденного совокупного годового объема закупок).

Для образовательных, физкультурно-спортивных учреждений и учреждений культуры порог таких закупок в два раза больше – 1 млн руб., а их годовой объем уже не должен превышать 20 млн руб. и 50 % утвержденного совокупного годового объема закупок. Отметим, что эти пороги все же больше, чем в Законе № 44-ФЗ – 300 тыс. и 600 тыс. руб. соответственно (п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 закона).

Среди случаев закупки у единственного поставщика также можно встретить случаи, которые полностью скопированы из Закона № 44-ФЗ, – закупки услуг естественных монополий, преподавательских услуг у физических лиц и т. д. Но есть и интересные «послабления», в отличие от Закона № 44-ФЗ. Например, у ЕП допустимо закупать:

услуги связи (телефонной, мобильной и интернет-связи);

услуги по обучению и повышению квалификации;

информационно-справочные и консультационные услуги;

услуги по диагностике, текущему обслуживанию и ремонту новых автотранспортных средств в автосалоне или сервисном центре официального дилера завода-изготовителя, с целью сохранения гарантийного срока на транспортные средства.

Если же вышеуказанные ограничения отсутствуют (иными словами, если заказчик не обязан применять «спущенное свыше» типовое положение о закупке), то заказчик самостоятельно устанавливает случаи закупки у единственного поставщика в своем положении о закупке (ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, Письмо ФАС России от 27.02.2019 № 17/15158/19).

О закупках в электронной форме.

На практике заказчики могут столкнуться с такой позицией ФАС: на правовые возможности заказчика осуществлять ту или иную закупку у единственного поставщика влияет и то, относятся ли закупаемые товары, работы, услуги (ТРУ) к тем, которые согласно ч. 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ заказчики обязаны закупать в электронной форме по Перечню[4].

В связи с этим весьма интересен конкретный случай, когда территориальный орган ФАС, рассматривая жалобу на неправомерную закупку заказчиком у ЕП работ по изготовлению единых платежных документов в виде бесконвертных отправлений с последующей доставкой абонентам, пришел к выводу, что, поскольку код ОКПД 2 этих работ есть в перечне ТРУ, которые должны закупаться в электронной форме, заказчик обязан был проводить данную закупку в электронной форме, а следовательно, конкурентным способом[5].

Читайте также:  Взыскание пени долевое строительство

Напомним, что в Перечне таких ТРУ несколько десятков и они далеко не экзотичны, к ним относятся, например, услуги по чистке и уборке, мебель, канцелярские товары. Поэтому следование вышеприведенной позиции может серьезно усложнить закупочную деятельность заказчика. Вместе с тем эта позиция далеко не бесспорна, ведь в соответствующем правительственном постановлении прямо говорится о том, что закупка ТРУ, включенных в «электронный» перечень, не проводится в электронной форме, если осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) согласно положению о закупке заказчика (п. 2 Постановления № 616).

Отметим, что в принципе возможна даже такая ситуация: через закупку у единственного поставщика заказчик пытается вообще избежать электронных закупок, установив в своем положении о закупке норму о том, что такие закупки в числе прочего могут осуществляться в случае, когда закупаются ТРУ, определенные в соответствующем правительственном постановлении для электронных закупок.

Примеры закупок у единственного поставщика.

Так или иначе, существующие правовые возможности устанавливать случаи закупки у единственного поставщика, имеющиеся либо у самих заказчиков, либо у их учредителей, ведут к тому, что наблюдается великое разнообразие этих закупок. Их можно разделить на следующие группы:

Закупка ТРУ, в отношении которых нет конкурентного рынка поставщиков. Примеры – закупка услуг естественных монополий, услуг водоснабжения, газоснабжения. К этой же группе можно отнести ситуацию, когда исключительными правами или возможностями в отношении поставки тех или иных ТРУ обладает только один поставщик (например, заключается договор с организатором конкретного мероприятия, участие в котором планирует принять заказчик, или с лицом, обладающим авторскими правами на предмет интеллектуальной собственности).

Закупка ТРУ, при которой требуется обеспечение совместимости таких ТРУ с уже используемыми заказчиком оборудованием, инструментами, транспортом, программным обеспечением и т. п. Сюда же можно отнести случай, когда заказчик проводит дополнительную закупку ТРУ к уже закупленным ТРУ.

Закупка ТРУ в результате признания той или иной конкурентной закупки несостоявшейся в связи с тем, что в закупке участвовал только один поставщик (подрядчик, исполнитель).

Закупка ТРУ, в которых у заказчика возникает срочная потребность, которую невозможно оперативно удовлетворить, используя конкурентные способы закупок.

Закупка ТРУ на ограниченную сумму (малая закупка, закупка малого объема и т. п.). Отметим, что понятие «малой закупки» у разных заказчиков может быть очень разным. Например, в приведенном выше примере у муниципальных учреждений и унитарных предприятий Хабаровска размер такой закупки составляет 0,5 – 1 млн руб., а, скажем, у МУП «Мирнинский молокозавод» (Республика Саха (Якутия)) он составляет 5 млн руб. Здесь «творчество» заказчиков может выражаться в самых разнообразных правилах – например, встречаются случаи, не оспариваемые ФАС, когда заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на любую сумму, но не чаще двух раз в календарный год[6]. В целом же заказчик вправе самостоятельно в положении о закупке определить максимальную цену договора с единственным поставщиком, это тоже подтверждается практикой ФАС[7].

Закупка ТРУ в случае расторжения ранее заключенного договора по причине его неисполнения поставщиком и в условиях, когда у заказчика нет времени на проведение конкурентной закупки.

Прочие случаи, когда заказчик полагает наиболее удобным для себя проводить закупку тех или иных ТРУ у единственного поставщика. Такие закупки можно назвать «закупками у единственного поставщика исключительно ради удобства». И именно таких случаев наблюдается огромное множество. Отметим, что достаточно часто заказчики «разрешают себе» закупать у единственного поставщика те ТРУ, в отношении которых существует достаточно развитый конкурентный рынок поставщиков. В качестве примера можно назвать закупки банковских услуг, услуг мобильной связи, проектных работ, транспортных средств, спецодежды, офисного оборудования и вычислительной техники, рекламных услуг и т. д. Пока законодательство не накладывает на заказчиков в этом плане каких-либо ограничений, «вольница» заказчиков имеет здесь самый большой размах.

Обратите внимание:

Чтобы не вызвать нареканий у ФАС, при проведении закупок у единственного поставщика заказчику необходимо, прежде всего, соблюдать свои же собственные правила в отношении таких закупок.

Например, на практике один из случаев закупки у ЕП – ситуация, когда поставщик закупаемых ТРУ является единственным поставщиком в данном регионе, а расходы заказчика, связанные с привлечением поставщиков из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным. Причины понятны, но если ФАС установит, что заказчик на основании этого пункта своего положения о закупке произвел закупку ТРУ, поставщики которых все-таки существуют в данном регионе во множественном числе, претензия к заказчику может иметь место на том основании, что он нарушает порядок осуществления закупок, установленный в его же собственном положении о закупке10.

Другой подобный пример – заказчик в своем положении о закупке установил, что закупка у единственного поставщика независимо от суммы закупки может осуществляться в случае, если предмет закупки имеется в наличии только у какого-либо конкретного поставщика или какой-либо конкретный поставщик обладает исключительными правами в отношении предмета закупки и не существует никакой разумной альтернативы или замены, и по этой причине использование какого-либо другого способа закупки не представляется возможным. Однако при осуществлении такой закупки заказчик не смог обосновать перед ФАС и судами, что поставщик, с которым был заключен договор, действительно в отношении предмета закупки является единственным и неповторимым[8].

О жесткой позиции контролирующих органов.

Нельзя не отметить, что на практике позиция отдельных контрольных органов по отношению к закупкам у единственного поставщика по Закону № 223-ФЗ может быть и «огульно жесткой». Такие контрольные органы считают, что установленный в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принцип отсутствия необоснованного ограничения конкуренции не нарушается только в трех случаях:

когда производится закупка ТРУ на низкоконкурентном рынке;

когда закупка проводится в результате признания конкурентной закупки несостоявшейся;

когда закупка носит экстренный характер (например, для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации).

Соответственно, во всех остальных ситуациях, с точки зрения сторонников такого подхода, заказчик просто злоупотребляет своей свободой.

Более того, в отдельных случаях и территориальные органы ФАС, и суды доходят в своих решениях до следующего весьма радикального вывода: поскольку заказчики по Закону № 223-ФЗ должны руководствоваться в своей деятельности и «другими федеральными законами» (ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), то нормы Закона № 44-ФЗ должны применяться к закупкам по Закону № 223-ФЗ в части, не урегулированной Законом № 223-ФЗ, а условия и правила закупок у единственного поставщика Закон № 223-ФЗ как раз и не регулирует[9]. И раз, например, закупка ГСМ у единственного поставщика не допускается по Закону № 44-ФЗ, то она не должна допускаться и по Закону № 223-ФЗ.

Такие выводы очень опасны для большинства заказчиков, которые достаточно вольно устанавливают в своих положениях о закупке различные случаи закупки у единственного поставщика. Но точку в этой спорной ситуации, вероятно, сможет поставить только ВС РФ, если дело дойдет до него. Ведь такой глобальный вывод одновременно может значить и то, что в своих положениях о закупке заказчики должны ориентироваться на нормы Закона № 44-ФЗ не только в отношении закупок у единственного поставщика, а вообще в отношении любых ситуаций, которые не регулируются нормами самого Закона № 223-ФЗ. А это, нужно признать, уже не что иное, как полный пересмотр подходов, сложившихся в практике.

Дробление закупок.

Еще один важный вопрос, имеющий отношение к закупкам у единственного поставщика, касается темы дробления закупок. Не секрет, что закупки одних и тех же ТРУ посредством заключения нескольких договоров с одним и единственным поставщиком вместо проведения конкурентной закупки и заключения одного крупного договора не так уж редки. Как правило, в ситуации, когда заказчик ограничен стоимостным порогом однократной закупки у единственного поставщика, установленным в его положении о закупке (см. выше).

Следует помнить, что в самом Законе № 223-ФЗ не содержится норм, которые запрещали бы такое дробление, но одним из принципов закупок является отсутствие необоснованного ограничения конкуренции (п. 2 ч. 1 ст. 3). При рассматриваемом дроблении конкуренция однозначно отсутствует: заключая несколько «мелких» договоров с одним поставщиком, заказчик лишает возможности других поставщиков принять участие в «крупной» конкурентной закупке. Поэтому ключевое значение здесь имеет вопрос о том, обоснованно ограничивается конкуренция или нет.

Например, если заказчик вместо одной конкурентной закупки «монолитных» работ для строительства здания в течение трех месяцев заключает семь договоров на эти работы с одним и тем же подрядчиком (все договоры не превышают установленного в положении о закупке порога для закупок у ЕП) и при этом не может обосновать необходимость оперативного и срочного удовлетворения своих нужд в этих работах, то его действия могут быть признаны нарушающими вышеуказанный принцип осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ[10].

«Косо смотрят» на дробление закупок и регулирующие органы. Так, Минэкономразвития указывало, что в таких случаях злоупотребление заказчиком правом осуществления закупки у единственного поставщика приводит к недобросовестной конкуренции[11].

В ряде случаев ФАС и суды не считают дробление закупок нарушением Закона № 223-ФЗ.

Например, суд не усмотрел нарушения Закона № 223-ФЗ в случае, когда заказчик заключил несколько договоров подряда на устройство поручней для инвалидов по зрению отдельно в отношении каждого этажа здания. В решении суда отмечается, что установка поручней на каждом этаже здания может осуществляться как одновременно, так и с перерывом во времени, технологических препятствий для установки поручней на одном из этажей без их установки на другом этаже нет, разделение работ по этажам не является нарушением закона[12].

В другом случае суд счел незаконным решение ФАС о нарушении заказчиком Закона № 223-ФЗ в виде искусственного дробления закупки на два договора по оценке технического состояния аттракционов, поскольку ФАС в рамках административного дела не привела правовых норм, указывающих на невозможность заключения заказчиком двух договоров с одним поставщиком, и не доказала факт искусственного дробления договоров[13].

Дробление закупки у единственного поставщика.

Конечно, стоит учитывать, что случаи дробления закупки у единственного поставщика реже попадают в поле зрения контрольных органов, поскольку здесь меньше вероятности подачи жалобы со стороны недовольных поставщиков, чем при конкурентной закупке. Вместе с тем во избежание претензий контрольных органов заказчикам рекомендуется следующее.

Осуществлять дробление закупки, если заказчик в случае необходимости сможет доказать обоснованность нескольких закупок, то есть указать объективную причину, по которой было невозможно или нецелесообразно провести одну конкурентную закупку. Например, обосновать срочную необходимость в закупаемых ТРУ, которая не позволила использовать конкурентные способы закупки, требующие для своей реализации больше времени, и т. д. Отметим, что в негативном смысле дробление закупки – это преднамеренная и умышленная разбивка стоимости отдельной закупки на несколько договоров при условии, что заказчику заранее известна потребность в ТРУ на плановый период и не существует препятствий технологического или экономического характера, не позволяющих провести одну процедуру для приобретения всего объема ТРУ.

Читайте также:  Строительство дома в лесу можно ли

По возможности не заключать договоры одномоментно (например, в один день).

По возможности не закупать посредством заключения разных договоров одноименные ТРУ. Например, если планируется приобретение у одного поставщика компьютеров и программного обеспечения для них, то лучше по одному договору закупить только компьютеры, а по другому – только программное обеспечение.

Если в положении о закупке заказчика установлена максимальная доля «мелких» закупок у единственного поставщика от общего годового объема закупок (см. выше), это может стать лишним аргументом в споре в пользу права заказчика дробить закупку. Здесь имеет значение позиция ФАС в отношении закупок по Закону № 44-ФЗ, согласно которой за исключением требования о соблюдении максимальной доли малых закупок у ЕП в общем годовом объеме закупок в Законе № 44-ФЗ не содержится ограничений на осуществление таких закупок у единственного поставщика, в том числе на приобретение одноименных ТРУ[14]. В принципе, эта ограничительная доля в свое время и появилась в Законе № 44-ФЗ, чтобы снизить возможные масштабы злоупотреблений заказчиков с дроблением закупок. Поэтому данная позиция ФАС может быть распространена и на спорную ситуацию с закупками по Закону № 223-ФЗ – при условии, что в положении о закупке также установлена аналогичная доля.

Нередко и сам заказчик устанавливает в своем положении о закупке запрет на дробление закупки. Например, в положении о закупке МУП «Водоканал» (г. Подольск) имеется целая статья «Запрет на дробление закупок», в которой устанавливается, что под дроблением понимается умышленное уменьшение объема отдельной закупки (НМЦД) при условии, что заказчику заранее известна потребность в такой продукции на плановый период и не существует препятствий технологического или экономического характера, не позволяющих провести одну процедуру для закупки всего объема требуемых ТРУ. Рассматриваемое положение запрещает дробить объем закупки на части с целью снижения НМЦД для получения возможности осуществления закупок путем запроса предложений, запроса котировок, у единственного поставщика, применения каких-либо процедур закупки с установленными ценовыми порогами.

Как видим, здесь дробление закупок рассматривается не только как основание для применения закупки у ЕП, но и как возможность использовать более простые конкурентные способы закупки. Такие же запреты могут устанавливаться в типовых положениях о закупке государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий их учредителями[15].

[1] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[2] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[3] Постановление администрации г. Хабаровска от 04.10.2018 № 3479 «Об утверждении типового положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципальных бюджетных, автономных учреждений, муниципальных предприятий» (ст. 26).

[4] Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616.

[5] Решение Северо-Осетинского УФАС от 28.11.2018 по делу № АМЗ34-11/18.

[6] Решение Тульского УФАС от 27.12.2018 по делу № 5/53-2018.

[7] Решение Чукотского УФАС от 28.08.2019 по делу № 087/01/10-111/2019.

[8] Постановление АС ДВО от 15.06.2016 № Ф03-1948/2016 по делу № А51-17219/2015.

[9] См. Решение Арбитражного суда Красноярского края от 02.10.2019 по делу № А33-22225/2019.

[10] См. Постановление ФАС СКО от 10.08.2015 по делу № А32-31858/2014.

[11] См. письма Минэкономразвития России от 11.02.2015 № Д28и-205, от 15.06.2016 № ОГ-Д28-7314.

[12] См. Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2014 по делу № А05-15085/2013.

[13] См. Решение Арбитражного суда Курганской области от 11.03.2016 по делу № А34-24/2016.

[14] Письмо ФАС России от 25.04.2017 № РП/27902/17.

[15] См., например, ч. 4 ст. 26 Типового положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципальных бюджетных, автономных учреждений, муниципальных предприятий, утв. Постановлением администрации г. Хабаровска от 04.10.2018 № 3479.

Источник: www.audit-it.ru

Что такое государственные и муниципальные закупки

Как известно, основной целью любой коммерческой организации является получение прибыли. А для того, чтобы получать прибыль необходимо продавать. Не важно, что именно производит Ваша компания — товары, работы, услуги. Главное — это поддержание уровня продаж, позволяющего покрывать затраты и получать прибыль. Низкие продажи способны похоронить любую, даже очень успешную ранее компанию.

Рано или поздно, любая компания или индивидуальный предприниматель сталкиваются с необходимостью расширения рынка сбыта, увеличения объемов продаж, привлечения новых клиентов и партнеров. Для этого существует множество различных способов. Мы рассмотрим только один из них – участие в государственных закупках.

Государственные закупки это часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие закупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупки оборудования, вооружений) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, государственные закупки зерна и продовольствия). Такое определение государственным закупкам дается в Современном экономическом словаре.

Основным законодательным актом, регулирующим государственные закупки в Российской федерации, является Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Статья 3 указанного Федерального закона определяет понятие заказчика при проведении государственных закупок:

Государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.

Муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Попробуем сформулировать то же самое простым понятным языком.

Государственным или Муниципальным заказчиком является юридическое лицо, которое в процессе осуществления закупочной деятельности действует от лица государства или конкретного муниципалитета. К ним относят государственные и муниципальные органы власти и казенные учреждения. Кроме того, при в отдельных случаях размещать госзаказ могут бюджетные учреждения и иные юридические лица, напрямую с государственными и муниципальными органами не связанные. Но при этом, средства на проведение закупочной деятельности должны выделяться напрямую из бюджетного фонда.

Другой стороной при проведении государственных закупок является участник закупки. Обратимся все к той же статье 3 Закона № 44-ФЗ.

Участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Коротко и ясно. Думаю, что никаких комментариев здесь не требуется. Хочу только обратить внимание читателей на то, что данное в Законе № 44-ФЗ определение участника закупки допускает возможность участия в качестве исполнителя государственных или муниципальных контрактов физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Чем определяется важность государственных закупок для экономики страны? В первую очередь, масштабами рынка. Государство является самым крупным потребителем товаров и услуг. При этом речь идет как о глобальных поставках, например, для нужд обороны, или строительстве крупнейших инфраструктурных объектов, стоимость которых исчисляется десятками и сотнями миллиардов рублей, так и об обеспечении функционирования относительно небольших структур, например, покупка игрушек для детских садов или прокладка водовода в небольшом сельском поселении.

Услуги для поставщиков госзаказа по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 185-ФЗ

Банковские гарантии, кредиты и займы, факторинг и страхование,

тендерное сопровождение и многое другое

По данным Единой информационной системы в сфере закупок в 2018 году объем государственных и муниципальных закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» составил 8, 381 трлн. рублей. А если принять во внимание закупки государственных корпораций, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (16,928 трлн. рублей), общий объем госзакупок в 2018 году превысил 25,3 трлн. рублей.

Получается, что при общем объеме ВВП России в 2018г. в 103,6 трлн. рублей более 24,4 % произведенных в стране товаров, работ и услуг закупается государством или государственными корпорациями. Впечатляет, не правда ли?

Но привлекательность рынка государственных закупок не только в его гигантских размерах. Любой предприниматель знает, что мало выполнить работу, продать товар или услугу. Надо еще и получить за них оплату. А сделать это не всегда просто. Часто приходится сталкиваться с недобросовестными партнерами и откровенными мошенниками.

В условиях тяжелейшего экономического кризиса даже проверенные партнеры не всегда могут рассчитаться за поставленную продукцию из-за финансовых проблем. И наличие судебного решения о взыскании долга в Вашу пользу не гарантирует Вам получение причитающейся оплаты.

Для исполнителей государственных и муниципальных контрактов такие проблемы не являются актуальными. Да, за каждой из государственных закупок стоят конкретные должностные лица, а значит, в отдельных случаях имеют место и личная заинтересованность, и коррупция, и некомпетентность, и многие другие негативные моменты. Но при этом, государство всегда платит по своим долгам. Часто неохотно, не всегда своевременно, но все же платит. И шансы получить оплату с заказчика за добросовестно выполненный государственный или муниципальный контракт всегда намного выше, чем шансы взыскать задолженность с коммерческой организации.
Итак, подведем итоги. В условиях финансового кризиса в стране функционирует огромный платежеспособный рынок по закупке работ, товаров и услуг для нужд государства и государственных корпораций. Рынок не стихийный, а упорядоченный, работающий в соответствии с федеральным законодательством и контролируемый государством, которое взяло на себя обязательство обеспечить равные права всех участников.

Хотите ли Вы расширить свои возможности, приняв участие в государственных закупках, решать Вам. Но даже если эта статья не убедила Вас до конца, почему бы не попробовать!

Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор — все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.

Кредитно-Страховое агентство – Ваш проводник в мире Госзакупок.

Источник: kb52.ru

Рейтинг
Загрузка ...