Что такое жилищное строительство для налоговой

Содержание

После приобретения участка земли под индивидуальное жилищное строительство у гражданина появляется обязанность платить за него налог. Однако далеко не все знают, каковы его размеры и есть ли льготы при оплате. Поэтому важно рассмотреть этот вопрос более подробно. Расскажем в статье, как рассчитывается налог на ИЖС, укажем его ставки и особенности.

Размер налога на ИЖС

Налог на ИЖС является платежом федерального и регионального значения. Основным законом, который регулирует его уплату, естественно, является Налоговый кодекс. Размер налоговой ставки устанавливается региональными властями. Она определяется с учетом с учетом предназначения земельного участка.

В Налоговом кодексе предусмотрены только максимальные ставки. Региональные же власти имеют право на вверенных им территориях снижать эту норму. Так как налоговая ставка может устанавливаться региональными властями самостоятельно, лучше всего уточнять ее размеры в каждом конкретном случае. Предельные ставки для различных типов земель представлены в таблице.

Налог на имущество физических лиц

Порядок расчета налоговой базы

Размер налога на ИЖС = Кадастровая стоимость участка х Налоговая ставка

Кадастровая стоимость может изменяться. Поэтому для расчета налога следует принимать во внимание тот ее размер, который действовал на 1 января года, за который производится уплата налога .

Например, при покупке земли 20 февраля, коэффициент будет равен 10/12. На это число следует умножить сумму налога, чтобы понять, сколько следует заплатить.

Пример расчета налога при долевой собственности на землю

Предположим, что у земельного участка под ИЖС два собственника. Первому принадлежит 2/5, а второму – 3/5 площади земли. Кадастровая стоимость на 1 января 2016 года составляла 987 000 рублей. Ставка налога в регионе равна предельной. Получается, что налог уплачивается исходя из ставки для участка ИЖС, равной 0,3%.

Размер налога в соответствии с правилами расчета будет равен:

  • Для первого собственника = 987 000 х 2/5 х 0,3% = 1 184,40 рублей.
  • Для второго собственника = 987 000 х 3/5 х 0,3% = 1 776,60 рублей.
  • Общая сумма налога, подлежащего уплате в бюджет за рассматриваемый участок в 2016 году, составляет 2 961 рубль.

Льготы по налогу на ИЖС

В 2016 году Налоговым кодексом устанавливается две категории льготников по налогу на ИЖС. Одна из них полностью освобождается от обязанности перечислять такие платежи, другая имеет право уменьшить налоговую базу. Категории льготников представлены в таблице.

Герой социалистического труда

Кавалер Ордена Славы

Члены семьи военнослужащего, погибшего при выполнении воинского долга

Граждане, получающие пенсию по утере кормильца

Инвалиды с детства

Гражданин, ставший на ВОВ инвалидом

Ветераны, а также инвалиды прочих боевых действий

Граждане, участвовавшие в ядерных испытаниях

Лица, ликвидировавшие последствия ядерных катастроф

Налог на имущество физических лиц. Подводные камни, о которых важно знать.

Один из родителей либо усыновителей в семье, признанной многодетной

Некоторые региональные власти освобождают от уплаты налога на ИЖС пенсионеров. Такой льготой они могут воспользоваться с момента назначения пенсии.

Пример расчета налога на ИЖС для льготных категорий граждан

Предположим, что на 1 января 2016 года кадастровая стоимость участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, составила 1 200 000 рублей. Ставка налога составляет 0,3%. Произведем расчет налога при отсутствии льгот, а также для каждой из категорий льготников.

  1. При отсутствии льготы Размер налога = 1 200 000 х 0,3% = 3 600 рублей
  2. При льготе 1 000 000 рублей Размер налога = (1 200 000 – 1 000 000) х 0,3% = 600 рублей
  3. При льготе 50% суммы налога Размер налога = 1 200 000 х 0,3% х 50% = 1 800 рублей
  4. Скидка 25% Размер налога = 1 200 000 х 0,3% — 25% = 2 700 рублей

Порядок оплаты налогового уведомления

Физические лица производят оплату налога на основании направленного им налоговыми органами уведомления. Этот документ должен прийти налогоплательщику не позднее, чем за месяц до даты, когда наступает срок платежа.

Существует несколько способов направления уведомления:

  1. вручение лично с обязательным взятием расписки;
  2. заказным письмом по почте;
  3. в личный кабинет налогоплательщика.

Если уведомление не придет за 30 дней до даты уплаты налога, гражданину рекомендуется самостоятельно обратиться в налоговые органы с целью его получения.

В уведомлении должна содержаться следующая информация:

  • данные налогоплательщика;
  • информация об участке земли, к которому относится платеж;
  • расчет налога с учетом полагающихся налогоплательщику льгот;
  • срок внесения платежа.

Иногда в уведомлении неверно рассчитан налог. Такое может происходить при отсутствии в налоговых органах информации о предоставлении гражданину льгот либо изменении кадастровой стоимости участка ИЖС. В этом случае следует подать в налоговые органы заявление, приложенное к уведомлению и предназначенное для обратной связи.

Тем не менее, рекомендуется оплатить налог в установленные законодательством сроки. После рассмотрения вопроса можно будет произвести пересчет налога и перенос излишне уплаченных сумм на будущие периоды. Если этого не сделать, существует риск начисления пеней. Доказать их неправомерность бывает достаточно сложно.

Налог вносится на счет ИФНС. Сделать это можно несколькими способами:

  • через кошелек Яндекс деньги;
  • с использованием электронных денег WebMoney;
  • через кошелек Qiwi;
  • через любое отделение банка.

Кроме того, для удобства клиентов некоторые кредитные организации предлагают оплачивать через различные кабинеты в режиме онлайн. При этом не стоит производить платеж через непроверенные сайты или организации, так как существует риск мошенничества .

Штрафы и пени по налогу на ИЖС

Налог на участок ИЖС должен быть уплачен не позднее 1 декабря года, следующего за тем, в котором произведен расчет. Если налог оплачен не вовремя, налогоплательщику может грозить штраф в размере 20% от суммы, подлежащей уплате.

При просрочке также взимается пеня за каждый день неуплаты. Она составляет 1/300 часть ставки рефинансирования. В расчет принимается ее размер, который действует на день возникновения долга.

Налоговая имеет право взыскать долги по налогам на ИЖС путем приказного производства. Иными словами, не требуется проведения предварительного разбирательства, чтобы подать в суд. Если и при решении суда налог оплачен не будет, в дело вмешаются судебные приставы. Отменить взыскание сможет только суд.

Ответы на часто возникающие вопросы про налог на участки ИЖС

Налог на участки ИЖС введен относительно недавно, поэтому возникает огромное количество вопросов о порядке его исчисления и уплаты. Поэтому возникает достаточно большое количество вопросов на эту тему. Попытаемся ответить на наиболее популярные из них.

Вопрос №1. Треть земельного участка под ИЖС стоимостью 900 000 рублей принадлежит моему дедушке, который является инвалидом первой группы. Остальная часть оформлена на меня. Я льгот не имею. Нужно ли уплачивать налог и в каком размере?

Налоговые льготы предусмотрены только на ту часть участка, которая принадлежит льготнику. В Вашем случае это только третья часть. Инвалиды I группы имеют право на уменьшение налоговой базы на 1 000 000 рублей. Дедушке принадлежит участок стоимостью 300 000 рублей. Поэтому с этой части оплачивать налог не придется.

Остальная часть (2/3) стоимостью 600 тысяч рублей подлежит налогообложению на общих основаниях. Уточните размер налоговой ставки для Вашего региона. Предположим, что ставка максимальная и равна 0,3%. Тогда расчет налога производится следующим образом:

Размер налога = 600 000 х 0,3% = 1 800 рублей

Вопрос №2. Мне кажется, что при расчете налога была неверно указана кадастровая стоимость. Как это проверить?

Уточнить кадастровую стоимость участка ИЖС можно в режиме онлайн через сайт Росреестра. Также стоимость земли должна быть указана в кадастровом паспорте. Если будет доказано, что в налоговой информация о стоимости земельного участка неверная, следует обратиться в налоговую за разъяснениями. Кроме того, при неправильном расчете этой величины, изменить ее можно в судебном порядке.

Вопрос №3. Земельный участок продан 2 года назад. Однако из налоговой продолжают приходить уведомления об уплате налога за него. Как быть?

Следует обратиться в налоговую инспекцию, которая находится по месту расположения участка. Для подтверждения передачи права собственности на земельный участок третьему лицу понадобится предъявить соответствующие документы.

Вопрос №4. По наследству от отца мне достался земельный участок под ИЖС. Я подала заявление о вступлении в наследство, но пока в него не вступила. С какого момента я буду должна платить налог за участок?

Обязательство по уплате налога переходит к наследнику с месяца, когда было открыто наследственное дело. То есть с того момента, когда было подано соответствующее заявление.

Вопрос №5. Земельный участок принадлежит мне по договору аренды. Должен ли я платить с него налог?

Налог на ИЖС уплачивается гражданином, которому участок принадлежит на праве собственности или получившим такой участок в наследство. Арендаторы платежи в бюджет не перечисляют. Вместо этого они уплачивают арендную плату собственнику участка.

Таким образом, владельцы участков под ИЖС обязаны оплачивать соответствующие налоги. Делать это рекомендуется в установленный законодательством срок. Если не производить оплату вовремя или не платить налог вообще, будут начислены пени и штрафы, а взыскание будет произведено через судебных приставов. Начисленные ИФНС суммы обязательно следует проверять. В случае обнаружения каких-либо ошибок нужно немедленно обратиться к налоговому инспектору.

Отныне собственники земельных участков, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), не смогут избежать уплаты повышенного земельного налога, если в течение трех лет с момента покупки земли не построили жилой дом и не зарегистрировали его. Об этом сообщил замдиректора департамента недвижимости минэкономразвития Вячеслав Спиренков на пресс-конференции в медиацентре «Российской газеты».

По его словам, ведомство подготовило поправки в Налоговый кодекс, стимулирующие хозяев земель не держать их в запустении, а обустраивать. Пока жилого дома на участке нет или дом не зарегистрирован, налог на землю собственнику придется платить вдвое больше. С учетом кадастровой стоимости участков, сумма получается внушительная.

Дачников, членов садовых и дачных товариществ, нововведения не касаются. «В министерстве юстиции попросили внести в наш законопроект отдельную оговорку о том, что повышающие налоговые коэффициенты распространяются лишь на участки для индивидуального жилищного строительства, за исключением садово-дачных участков», — сказал Спиренков.

В России сегодня 16 миллионов гектаров земли выделено под строительство ИЖС. И если для всех видов земельных участков ставка земельного налога — 1, 5 процента, то для участков под ИЖС она в пять раз ниже, чтобы хозяевам легче было возводить жилье.

Однако, если спустя три года после покупки земли участок не застроен, то по закону, он облагается повышенными коэффициентами при расчете налога. В России эта действующая норма не выполняется. При этом около 5 миллионов участков зарастают бурьяном, уточняет чиновник. Например, нет денег, а продавать участки люди не хотят, ждут, когда цены вырастут.

Большинство граждан от повышенных налогов уклоняются, используя лазейки в налоговом законодательстве. Например, перепродают через три года аффилированным лицам или строят сараюшки и никакого повышенного коэффициента не платят. Сейчас ситуация меняется.

Во-первых, вводится норма, что если такой земельный участок перепродается, то коэффициент не обнуляется, а покупатель платит, как и продавец, повышенный налог. Во- вторых, в законопроекте вместо размытого понятия «объект недвижимости» вводится термин — «жилой дом». Его критерии прописаны в Градостроительном кодексе.

Жилой дом предназначен для проживания одной семьи, высотой он не более трех этажей. Так что обойтись сараюшкой теперь не удастся. По словам Спиренкова, на следующем этапе законотворчества будут рассмотрены несоизмеримые пропорции жилого дома и огромного земельного участка. По статистике, 60 процентов владельцев незастроенных участков — юридические лица.

И некоторые из них сегодня владеют тысячами гектаров пустующих земель под строительство индивидуального жилья. В данном случае, они смогут возвести один коттедж и на этом успокоиться. «Но этот пробел мы учтем», — пообещал Спиренков. Кстати, третий важный момент касается крупных застройщиков жилых комплексов от 0,5 миллиона квадратных метров. Для них срок застройки без повышенного земельного налога продлевается с трех до пяти лет.

Спрос на паркинг в столичных ЖК → «>Скидки при аренде жилья ненадолго» url=»http://zem.ru/analitika/detail/?id=5149″>

Изменения в порядке начисления, налогооблагаемой базе и ставке, новшества в области налоговых льгот и вычетов – все это заставляет граждан ждать очередных налоговых извещений с некоторой опаской. Попробуем разобраться: какие налоги вам придется уплатить в 2016 году как владельцу ?

Земельный налог

Налог на подмосковную землю в 2016 году не претерпел особых изменений и по-прежнему начисляется на кадастровую стоимость земли. Последняя оценка земли, проводившаяся в 2013 году, по сей день сохраняет актуальность и в нынешнем году пересматриваться не будет.

Информация по кадастровой стоимости участков представлена на портале Росреестра. Максимальная налоговая ставка по землям для личного пользования и ИЖС составляет 0,3 %, однако местные органы власти вправе пересмотреть ее в сторону понижения. Для многодетных семей, инвалидов и других незащищенных слоев населения сохранены налоговые льготы, также в некоторых областях и районах предусмотрены налоговые послабления для пенсионеров.

Налоговые льготы не применяются автоматически. Если вы имеете право на сокращение налоговых выплат, необходимо особым заявлением известить об этом налоговую инспекцию.

При начислении налога на земельный участок, помимо кадастровой стоимости, учитывается и зарегистрированное право. Например, налог не применяется к арендуемым участкам – в этом случае фискальные отчисления заменяет арендная плата.

Другие налоги

Земельный налог не единственный, который приходится выплачивать хозяевам земельных владений. Для тех, у кого на участке имеются какие-либо строения (а таких среди подмосковных землевладельцев большинство), предусмотрен имущественный налог. Здесь 2016 год может принести неприятные новости: если раньше базой для начисления налога служила инвентаризационная стоимость имущества, то сейчас во многих регионах налог насчитывается на кадастровую стоимость построек, приближенную к рыночной. В зависимости от стоимости строения ставка налога составит 0,1–0,3 %, причем заплатить придется даже за недостроенный дом.

Законом предусмотрены налоговый вычет (50 кв. м от площади жилого дома) и льготы для малоимущих слоев населения. Например, закон освобождает пенсионеров от уплаты имущественного налога на один из объектов различных видов недвижимости (дом, гараж, хозяйственная постройка).

Чтобы немного сгладить впечатление от налогового «сюрприза», применять новую схему решили поэтапно, ежегодно увеличивая налоговую нагрузку на 20 %, чтобы к 2020 году довести налоговые сборы до 100 %.

Серьезные изменения произошли и в налоге на доходы (НДФЛ), связанном с продажей имущества. Если раньше от налога освобождались сделки с собственностью, которая находилась в одних руках три года, то с 2016 года этот срок был продлен до пяти лет. Таким образом, если вы продаете земельный надел (или дачу), купленный менее пяти лет назад, вам придется уплатить 13 % от стоимости объекта, указанной в договоре, за минусом 1 млн рублей (налоговый вычет), либо от суммы, за которую вы приобрели данное имущество. При этом налогооблагаемая база должна превышать 70 % от кадастровой стоимости объекта.

Таким образом, хотя радикальных изменений в налоговом законодательстве не произошло, в 2016 году многих собственников ждет чувствительное увеличение налоговой нагрузки. Однако вряд ли стоит ожидать, что дачные и коттеджные поселки в Подмосковье опустеют, ведь в кризисные времена земельный участок – это надежный актив.

Для владельцев земельных участков начали отправлять уведомления о регистрации дачных домов . И в этом году впервые будет начислен новый повышенный налог на землю тем, кто не построил на ней дом. Что это за налог и почему придется платить собственник у дачи двойной налог?

Уведомления о регистрации дачных домов

Владельцам земельных участков, расположенных в Московской области, начали направлять требования о необходимости регистрации домов в ЕГРН, чтобы на такие объекты можно было начислять налог на имущество.

В качестве подтверждения обоснованности своих претензий налоговики прикладывают фотопланы – фотографии местности, где расположены незарегистрированные строения, сделанные с воздуха. Сведения о существовании нелегализованных строений налоговым службам предоставляет Минимущество Московской области.

В письме собственнику напоминают о том, что не совершение им действий по госрегистрации можно рассматривать как бездействие, целью которого является уклонение от уплаты налога на имущество. В письме дается разъяснение, что на земельные участки, которые были приобретены физическими лицами и предназначены для индивидуального жилищного строительства, по истечении 10 лет с даты госрегистрации прав на данные объекты начисляется налог по ставке с коэффициентом 2 до момента оформления права собственности на возведенный объект недвижимости (п. 16, ст. 396 НК РФ).

Читайте также:  Подготовка всех документов для строительства

Также владельца уведомляют, что к нему могут быть применены меры ответственности как в случае совершения налогового правонарушения (п.3 ст. 129.1 НК РФ). Неправомерное непредставление, включая несвоевременное представление, физическим лицом в налоговые органы сведений о наличии у него объектов налогообложения (недвижимости, транспортных средств) предполагает наложение штрафа в 20% от неуплаченной суммы налога. Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются только те лица, что обладают правом собственности на объект налогообложения (ст. 400 НК РФ).

Двойной налог на землю тем, кто не построил на ней дом

Повышенный земельный налог впервые рассчитают для владельцев участков, которые приобрели их в 2008 году, но не построили дома. Списки таких земельных участков и разрешений на них формируют сейчас в Росреестре. Об этом предупредил на пресс-конференции в медиацентре «Российской газеты» замруководителя ведомства Максим Смирнов. Он пояснил, что с этого года начинает применяться «спящая» норма Налогового кодекса, по которой пустующие участки для индивидуального жилищного строительства будут облагаться двойным налогом. Норма, предусматривающая десятилетний переходный период, была принята еще в 2008 году и теперь «проснулась», чтобы стимулировать людей к освоению земли.

В России сегодня 16 миллионов гектаров земли выделено под индивидуальное жилищное строительство. Около 5 миллионов зарастают бурьяном. В зоне риска повышенного налога и «недооформленные» земельные сотки, которые граждане поставили на кадастровый учет до 1 марта 2008 года, но так и не зарегистрировали на них право собственности. Росреестр может снять их с учета.

Впрочем, сначала уведомит владельцев наделов, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, но не имеющих официальных прав собственности, о начале процедуры. Если вы не оформите право собственности, то через полгода после рассылки уведомлений участок будет снят с кадастрового учета. И сделки купли-продажи с ним станут невозможны.

Есть и хорошая новость. Оформлять права собственности на недвижимость в этом году стало гораздо проще и вдвое быстрее, рассказал Смирнов. «Если раньше человеку нужно было обращаться сразу в два органа — Федеральную кадастровую палату (поставить имущество на кадастровый учет) и в Росреестр (оформить документ о праве собственности), то сейчас достаточно один раз все бумаги и заявление подать в многофункциональный центр «Мои документы».

Кроме того, благодаря новому Федеральному закону «О государственной регистрации недвижимости», оформить права на квартиру или землю в Москве или Вологде теперь можно в любом МФЦ страны, а не как раньше — по месту нахождения недвижимости. Как подчеркнул Смирнов, с начала года по такому экстерриториальному принципу уже подано более 40 тысяч заявлений.

Сегодня 16 миллионов гектаров земли выделено под жилье. Около 5 миллионов зарастают бурьяном

Как оценивают в Росреестре законопроект о том, чтобы вернуть к жизни отмененные год назад , замглавы ведомства недоуменно пожал плечами. По его словам, это отбросит назад развитие электронного сервиса, в котором сейчас указан статус имущества в его текущем состоянии, а не на конкретную дату, как в бумажном свидетельстве.

Кроме того, значительно увеличатся затраты государства на изготовления свидетельств. При этом Смирнов успокоил, что закон предусматривает массу различных уведомлений хозяев квартир и домов в случае притязаний других лиц на это имущество. Кроме того, персональную и финансовую ответственность за учетные и регистрационные действия отныне несут государственные регистраторы, то есть госслужащие. И если регистрация вдруг влечет для заявителей убытки или прошла с нарушениями, то платит за это не только государство, но и сами регистраторы.

Гарантию защиты прав собственников повышает и межведомственное взаимодействие. Например, ЗАГСы отныне обязаны информировать Росреестр о событиях, связанных с регистрацией актов гражданского состояния — рождениях детей, разводах, браках, смертях. А Федеральная нотариальная палата в течение трех дней уведомлять о вступлении в наследство наследников.

Генеральный директор Московского областного Владислав Мурашов привел свежие данные о масштабном проекте, который проходит в области уже полгода по выявлению неоформленной недвижимости — коттеджей, жилых домов, гаражей, бань и других загородных построек площадью свыше 50 квадратных метров. Таких объектов, по его словам, власти обнаружили примерно полмиллиона. 230 тысяч невидимок частного сектора уже накрыли.

«Возникает много слухов, мол, дроны летают. Это не так. Мы проводим аэрофотосъемку, сопоставляем ее данные с данными Росреестра, ФНС, — поясняет Мурашов. — Если по факту дом есть, а никаких документов по нему в государственных базах нет — строение помечается красными точками. Информация о земельном участке, на котором оно обнаружено, заносится в специальный реестр».

По словам Мурашова, сегодня существует уже пять методов выявления домов-невидимок. Ценный опыт перенимают в других регионах страны — в Татарстане, Владимирской области, Краснодарском крае, Петербурге.

Реестр под названием «неузаконенные объекты» размещен в открытом доступе на портале госуслуг Московской области, а также на сайтах Минмособлимущества и муниципалитетов. Муниципальные власти уже работают с собственниками из «красной зоны», добавил Мурашов.

На кадастровый учет за полгода поставлены 127 тысяч домов-невидимок. Поиски продолжаются

За что нужно будет платить?

Что касается регистрации прав на эти объекты, то за шесть месяцев число оформленных объектов: домов и гаражей выросло в пять раз, до 127 тысяч. А ведь это будущие налоги, которыми пополнятся местные бюджеты.

Налогом облагаются все строения, площадь которых больше 50 кв. м. Если на участке есть дом площадью 100 кв. м, баня в 60 кв. м и хозпостройка 30 кв. м, то при оформлении всех этих объектов платежки придут только за 50 квадратных метров дома и 10 квадратных метров бани.

За хозпостройку платить не придется , так как ее метраж меньше 50 метров. Точно так же не окажется в почтовом ящике налоговой квитанции за заборы, бассейны, навесы и тенты. По закону, эти объекты не налогооблагаемы, и регистрировать их не нужно. Сейчас акцент сделан на информировании нерадивых собственников о том, что недвижимость им оформлять-таки придется.

Каждую неделю комиссии при муниципалитетах обходят свыше 2 тысяч земельных участков с неучтенными домами. Разговаривают с владельцами, вручают пошаговые инструкции. Просвещают о роли кадастровых инженеров. Их сегодня в России 28 тысяч. Каждый должен быть членом саморегулируемой организаций (СРО) кадастровых инженеров.

Ответственность каждого застрахована минимум на 2, 5 млн. рублей.

Прежде всего несколько слов о самом земельном налоге. Правила его исчисления и уплаты установлены в Законе РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» (далее — Закон о плате за землю). Региональные и местные власти вправе в пределах полномочий, предоставленных им данным законом, определять особенности взимания налога на своей территории.

Налог платят собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Основанием для налогообложения служит документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком. За налогоплательщиков-граждан налог рассчитывают налоговые инспекции и ежегодно не позднее 1 августа высылают им налоговые уведомления об уплате налога.

В статье 12 Закона о плате за землю приведен перечень льготных категорий налогоплательщиков и земель, которые освобождены от налога или облагаются по меньшим ставкам. Сразу скажем, что предмета нашей статьи — земельных участков, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство, — в этом списке нет. Однако региональные и местные власти могут его дополнить, предоставив отдельным категориям налогоплательщиков дополнительные льготы по той части налога, которая поступает в их распоряжение. Об этом гласят статьи 13 и 14 Закона о плате за землю.

Для земель в границах городской или поселковой черты, занятых жилищным фондом, в Законе о плате за землю (ст. 8) предусмотрена пониженная ставка налога. В этом году она составляет 3% от ставки налога, установленной в данном городе или поселке городского типа, но не менее 51,84 коп. за 1 кв. м. Эта ставка распространяется на землю как под государственным и муниципальным, так и под общественным, кооперативным и индивидуальным жилищным фондом.

Данное положение закона и стало камнем преткновения. А точнее, что же такое жилищный фонд, и относится ли к нему жилищное строительство.

От этого зависит, по какой ставке следует платить за землю, отведенную под индивидуальное жилищное строительство: по обычной или пониженной. Попробуем разобраться.

Недостроенное жилье — это не жилищный фонд

Понятие «жилищный фонд» определено в Жилищном кодексе РСФСР. В статье 4 говорится, что жилищный фонд, в частности, включает в себя жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан. Это так называемый индивидуальный жилищный фонд. Из документа следует, что индивидуальное жилищное строительство не относится к жилищному фонду.

То же самое можно сказать и о другом законодательном акте, в котором расшифровано понятие «жилищный фонд», — о Законе РФ от 24.12.92 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики». В нем к жилищному фонду отнесены, в частности, жилые дома и другие помещения, пригодные для проживания. Об индивидуальном жилищном строительстве снова ни слова.

Чтобы окончательно убедиться, что недостроенные дома к жилищному фонду не относятся, обратимся к подзаконному акту — Положению о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации. Оно утверждено постановлением Правительства РФ от 13.10.97 № 1301. Из него следует, что жилищное строительство не считается жилищным фондом, пока не окончится строительство и бюро технической инвентаризации (БТИ) не включит построенный дом в состав этого фонда.

Положение гласит: жилищный фонд подлежит государственному учету. Учет заключается в проведении технической инвентаризации и в регистрации документов об обязанностях правообладателя по содержанию жилых строений и жилых помещений. Подобное требование распространяется на весь жилищный фонд независимо от принадлежности.

При приемке жилых строений в эксплуатацию или при включении жилого помещения в жилищный фонд составляется технический паспорт домовладения, строения и жилого помещения. При вводе в эксплуатацию жилых строений и жилых помещений обязательны инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда. Исполнительная учетно-техническая документация на законченный строительством жилой дом, составляемая БТИ, включается в состав документации, которую заказчик (застройщик) предъявляет приемочной комиссии.

Итак, мы выяснили, что к жилищному фонду относятся только оконченные строительством жилые дома. Недостроенные же дома жилищным фондом не считаются. Поэтому земля, отведенная под индивидуальное жилищное строительство, до его окончания и приема дома в эксплуатацию облагается по обычной, а не по пониженной ставке.

Закон суров, но он закон

МНС России является исполнительным органом власти. Оно обеспечивает неукоснительное выполнение федерального законодательства, а также решений органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятых в рамках их компетенции.

Строго следуя закону, министерство разъяснило: федеральное законодательство не предусматривает льготных ставок налога на земли, предоставленные для строительства жилья в период строительства до ввода дома в эксплуатацию. Эта позиция доведена до налоговых инспекций.

В соответствии с налоговым законодательством инспекции в прошлом году направили налогоплательщикам налоговые уведомления, указав в них суммы земельного налога за год, которые нужно было уплатить до 15 сентября и 15 ноября 2002 года. Эти суммы в каждом конкретном случае были рассчитаны с учетом регионального законодательства о земельном налоге.

В случаях когда налог по земельным участкам, отведенным под индивидуальное жилищное строительство, за прошлые годы был уплачен по пониженной ставке, налоговые инспекции доначислили его. Основание — статья 17 Закона о плате за землю.

Опыт Московской области

В прошлом году в Московской области сложилась непростая ситуация, связанная с доначислением земельного налога по землям, предоставленным под индивидуальное жилищное строительство. Ее разрешению активно содействовали налоговые органы. По их инициативе проводились совещания у заместителя председателя областного правительства. В них участвовали все заинтересованные ведомства и главы муниципальных образований.

Представители Управления МНС России по Московской области вошли в специальную рабочую группу в Комитете по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики Московской областной Думы. В задачу группы входила разработка проектов областных законов по предоставлению налоговых льгот по земельным участкам, полученным гражданами для индивидуального жилищного строительства.

В результате проведенной работы был принят Закон Московской области от 31.12.2002 № 165/2002-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области «О льготном налогообложении в Московской области»». На основании данного закона граждане получили право на льготу по уплате налога на земли, полученные ими для индивидуального жилищного строительства. Льгота заключается в уменьшении исчисленной за 1999-2002 годы суммы земельного налога на земли городов и поселков, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, в части средств, зачисляемых в областной бюджет. Также предусмотрена льгота на 2003 год. Она освобождает граждан от уплаты 90% земельного налога, исчисленного на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство в части площади этих участков, не превышающей 1500 кв. м.

Советы депутатов и администрации 25 городов и районов Подмосковья также приняли на своем уровне нормативные акты о льготировании данной категории налогоплательщиков в части налога, поступающего в местные бюджеты.

В настоящее время налоговые органы Московской области проводят большую разъяснительную работу в местных СМИ по вопросу исчисления налога на земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства.

Опыт подмосковной налоговой службы нужно учесть налоговым органам других регионов. Им следует обратиться в законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении льгот по земельному налогу гражданам, ведущим индивидуальное жилищное строительство на территории данного региона.

В соответствии с ней допускается пересмотр неправильно произведенного налогообложения, но не более чем за три предшествующих года.

В среднем по России в расчете на 10 соток суммы земельного налога в 2001-2002 годах не превысили 1500-3000 руб. Однако в регионах, в которых ошибочно применялась пониженная ставка налога, в результате перерасчета за три года налогоплательщики получили уведомления на значительные суммы. Характерный пример — Московская область.

Статьями 2 и 9 Закона Московской области от 16.06.95 № 18/95-ОЗ «О плате за землю в Московской области» предусмотрены повышающие коэффициенты, увеличивающие размер налога в 10 раз по сравнению со ставками, установленными федеральным законодательством. Устанавливать такие коэффициенты регионы вправе на основании Закона о плате за землю. В частности, можно вводить коэффициенты, увеличивающие средние ставки земельного налога в курортных зонах и зонах отдыха, а также коэффициенты, учитывающие статус города и развитие социально-культурного потенциала.

Кроме того, в ряде муниципальных образований Подмосковья решениями местных органов власти прямо предусмотрено взимание налога с земельных участков, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство, по полным налоговым ставкам. Примером служат Шатурский и Луховицкий районы.

Как следствие, многие жители Подмосковья, владельцы недостроенного жилья, получили уведомления на весьма значительные суммы. Если быть точным, то на территории Московской области в 2002 году было зарегистрировано 1 163 636 физических лиц — плательщиков земельного налога.

С 1991 по 2001 год для индивидуального жилищного строительства в городской или поселковой черте выделено 80 883 земельных участка. Из них 58 261 жилой дом введен в эксплуатацию. На 25 351 земельном участке строительство не завершено. Причем на долю пенсионеров, работников бюджетной сферы и малоимущих многодетных семей приходится 12% от этого числа. Средняя сумма начисленного земельного налога при норме выделения земельного участка 1200 кв. м в среднем по области составила в 2002 году 8395 руб., за предыдущие три года — 5294 руб.

Стоит ли говорить, что многие просто не в состоянии единовременно выплатить такие суммы. Сложившаяся ситуация стала предметом громкого обсуждения в прессе. Причем некоторые СМИ несправедливо обвинили в ее возникновении налоговую службу, в то время как последняя всего-навсего строго выполняла требования закона. Впрочем, сейчас важнее другое — как будет решаться возникшая проблема.

Что делать?

МНС России видит два пути выхода из сложившейся ситуации.

Первый — задействовать механизм отсрочек и рассрочек по уплате налога. Граждане, для которых исчисленная сумма земельного налога превысит их финансовые возможности, вправе обратиться за отсрочкой или рассрочкой в финансовые органы субъекта РФ и муниципального образования. Такое право предоставлено налогоплательщикам статьей 64 НК РФ.

Второй путь — внести поправки в региональное и местное законодательство о земельном налоге. Как было сказано, региональные и местные власти могут предоставить отдельным категориям налогоплательщиков дополнительные льготы по земельному налогу в той его части, которая поступает в соответствующие бюджеты.

Право на льготу имеют налогоплательщики, получившие земельные участки под индивидуальное жилищное строительство. Причем данная льгота, как улучшающая положение налогоплательщиков, будет иметь обратную силу, если это прямо предусмотреть в соответствующем нормативном акте (п. 4 ст. 5 НК РФ). Тем самым налоговые органы получат законное основание пересчитать сумму земельного налога в сторону уменьшения за прошлые годы.

С 2003 года в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ земельный налог на земли городов и поселков поступает только в региональные и местные бюджеты. Поэтому законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут полностью освободить от его уплаты отдельные категории граждан — тех, которым их финансовое положение не позволяет уплачивать налог на общих основаниях.

Читайте также:  Тендеры на строительство условия

В настоящее время уже есть регионы, в которых проблема успешно разрешена. Скажем, та же Московская область. Здесь в решении вопроса активно участвовали работники налоговых органов (см. «Опыт Московской области»). Их примеру не помешало бы последовать и налоговым органам других регионов, в которых данный вопрос продолжает оставаться открытым.

Источник: promstall.ru

Чем отличается и что такое личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство?

Чем отличается и что такое личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство?

Отличие между ЛПХ и ИЖС заключается в разных аспектах. Подробнее читайте в статье.

Владеть земельным участком — это всегда престижно. Поэтому каждый человек, особенно, житель большого города, мечтает иметь загородный дом с участком земли. Но купить готовый коттедж не всем по карману. Люди стараются сначала брать в собственность землевладение, и только потом выращивать на ней урожай и строить жилье.

  • При приобретении надела, каждый человек сталкивается с такими определениями, как личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство.
  • В юридической практике используется аббревиатура ЛПХ и ИЖС.
  • Чтобы решить, в какой вид собственности оформить земельный надел, необходимо сначала разобраться, что значат эти понятия. Об этом читайте ниже.

Что такое ЛПХ?

Личное подсобное хозяйство

Личное подсобное хозяйство

  • Хоздеятельность не может вестись с целью получения прибыли.
  • Выращенные животные, а также фруктовые деревья, ягоды, огурцы, помидоры, зелень и так далее, могут быть использованы только для питания владельцев, а не для продажи.

Такой аспект владения действовал еще при Советском Союзе, когда взращенные на даче растения, а также коровы, свиньи, козы, кролики не могли служить для обогащения владельцев. Все это действует до сих пор — использование ЛПХ в плане коммерции запрещено. Поэтому заполучить право на землевладение в данном случае будет невозможно.

Что такое ИЖС?

Индивидуальное жилищное строительство в коттеджном поселке

Индивидуальное жилищное строительство в коттеджном поселке

Индивидуальное жилищное строительство — форма землевладения, которая предназначается для строительства жилища — дома, коттеджа. Документация на землевладение выдается на основании кадастрового паспорта.

Важно знать: Если вы возвели домик на наделе земли, который предназначен для посадки огородных культур, тогда стоит это строение записать в налоговый отчет — декларацию.

Землевладения для ИЖС предназначены для реализации каждым человеком своего правообладания на владение жилым помещением, которое предусмотрено в Конституции РФ. Вам следует знать, что:

  • Застройка выполняется из ваших собственных средств.
  • Такой жилой дом имеет конкретные ограничения: он должен быть на одну семью, допускается строение в несколько этажей (2,3). Все остальные строения на таком наделе земли должны быть одноэтажными и их нельзя записывать, как жилые. Например, если на вашем землевладении есть домик для охранника или домработниц, то строение лучше записать, как подсобное помещение.
  • Высота строения не может быть более 3-х этажей.

Важно знать: На приобретение и строение жилого сооружения на хозучастке с формой собственности ИЖС можно взять ссуду в банковском учреждении. Даже существуют госпрограммы по поддержке отдельных категорий граждан с предоставлением займа на льготных условиях: молодые семьи, учителя, военнослужащие и так далее.

Чем отличается личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство?

В чем разница между лпх и ижс?

В чем разница между ЛПХ и ИЖС?

Само предназначение земельного надела, которое описано в документации на право владения, влияет на получения шанса по использованию. Это базовое различие между ИЖС и ЛПХ.

  • ИЖС — это право собственности на землевладение, которое предусматривает возведение жилища. На нем не предусматривается разводить скот или растить культуры, хотя возле дома можно посадить несколько деревьев, культурных растений и цветов.
  • ЛПХ — это форма собственности земллевладения, при которой надел можно применять только для взращивания культур. Возводить здания на таком наделе земли можно, но только хозпостройки. Многие владельцы строят дачные строения. В этом случае, такую постройку нужно приватизировать.

Кроме этого, если ЛПХ расположено в пределах городской черты, то на таком наделе можно возвести жилой дом с дальнейшей его приватизацией. Если личное подсобное хозяйство находится за пределами городской черты, тогда жилой дом строить на таком наделе запрещено.

Важно знать: При ИЖС и ЛПХ, если на землевладении возведен жилой дом, то такой статус — это гарантия подключения к газо- и гидрокоммуникациям.

Налоговый вычет, льгота

Законодательством предусмотрено право на налоговый вычет, если вы возвели дом на наделе под ИЖС. Однако, если строение не было возведено в течение 10 лет, тогда придется наоборот, заплатить налог и в двойном размере. То есть, если вы взяли участок под строительство, то должны в обязательном порядке возвести строение.

Стоит отметить: ЛПХ в этом случае имеет явное достоинство, так как законодательство не обязывает вас строить или садить растения — вы владелец и сами решаете, что делать.

Еще некоторые отличия:

  • ЛПХ облагается пошлиной по минимальной ставке, по сравнению с ИЖС.
  • В личном хозвладении ниже ставки на свет, газ и воду. Но при этом администрация района не обязуется подводить газо- и гидрокоммуникации к участку, так как ЛПХ не предназначен для жилья.
  • Возможность прописки есть только у ИЖС. Но даже и в этом случае, регистрация будет допустима только после сдачи домовладения в эксплуатацию и оформлении в гос-органе.

Что лучше?

Если говорить про то, что лучше — ИЖС или ЛПХ, то в плане необходимости проживания, можно сказать с уверенностью, что ИЖС лучше. В этом случае администрация обязуется провести газо- и гидрокоммуникации и организовать инфраструктурные объекты. В ЛПХ это все делается на свой страх и риск.

Что выгоднее?

Если говорить про выгоду, то земли внутри города со статусом ЛПХ намного дешевле, чем ИЖС. За пределами города, участок с формой собственности ЛПХ можно купить вообще за бесценок. Это связано с тем, что за чертой населенных пунктов, расположены пахотные земли, которые не используются под стройку, но могут выданы гражданам для обработки.

Изменение целевого назначения

В земельном фонде предусмотрено переводить земли из одного вида владения в другой. Но это возможно после проведения инвентаризации, составления специальных территориальных планов, и с разрешением районных властей.

Теперь вы знаете, что такое ЛПХ и ИЖС. Если вам нужно построить жилище, тогда стоить оформить земельный надел под ИЖС, а если надел необходим для выращивания растений, тогда вам подойдет ЛПХ. Удачи!

Источник: heaclub.ru

Статья 394 НК РФ. Налоговая ставка

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);

не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

3. В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 394 Налогового кодекса

Абзац 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает налоговые ставки, которые могут устанавливаться нормативно-правовыми актами представительных органов муниципального образования и городов федерального значения, а также их максимальный размер.

Подпункт 1 пункта 1 статьи 394 устанавливает ставку не более 0,3% в отношении ряда категорий земельных участков.

При этом Налоговым кодексом не предусмотрено применение различных налоговых ставок к одному земельному участку сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3 процента.

В случае если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель и не превышающей 1,5 процента, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.

Одновременно сообщается, что исчерпывающий перечень признаков неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 369.

Первая категория земельных участков, к которым применяется налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3%, — это земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемые для сельскохозяйственного производства.

На основании пункта 1 статьи 77 ЗК РФ под землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Также в пункте 2 статьи 77 ЗК РФ раскрывается, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Для применения такой ставки к указанной категории земель необходимо соблюдение следующих условий одновременно:

Во-первых, земельные участки должны быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.

Во-вторых, такие земельные участки должны использоваться по целевому назначению — для сельскохозяйственного производства.

Для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

На основании статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, в частности, Россельхознадзором, осуществляющим государственный земельный надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Если земельный участок признан органом Россельхознадзора неиспользуемым для сельскохозяйственного производства и представлены в налоговый орган копии протокола об административных правонарушениях и постановления по делам об административных правонарушениях, то при налогообложении такого земельного участка земельный налог исчисляется в отношении всего этого участка по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель и не превышающей 1,5 процента.

В отношении периода применения повышенной налоговой ставки следует руководствоваться разъяснениями Минфина России, изложенными в письме от 16.07.2014 N 03-05-04-02/34879, согласно которым, в случае если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по повышенной ставке начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.

Перечень признаков неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369.

По мнению ФНС России, налогообложение земельных участков данной организации должно производиться по повышенной ставке начиная с налогового периода 2014 года до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.

Так, в письме Минфина России от 10.12.2014 N 03-05-06-02/63414 рассматривается вопрос об исчислении земельного налога в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, не используемых по целевому назначению. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующее разъяснение.

В случае если данные земельные участки не используются для сельскохозяйственного производства, для исчисления земельного налога применяется повышенная налоговая ставка в размере, не превышающем 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Таким образом, при нецелевом использовании земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, налоговая ставка может увеличиться в 5 раз.

При этом обращаем внимание, что статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц за использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, полагаем, что применение дополнительных условий при исчислении земельного налога в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, не используемых по целевому назначению, не требуется.

В абзаце втором пункта 1 комментируемой статьи закреплена следующая категория земельных участков, к которым применяется налоговая ставка, не превышающая 0,3%, — это земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства.

Понятие жилищного фонда содержится в статье 19 ЖК РФ. Под ним понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Раньше понятие системы коммунальной инфраструктуры содержалось в Федеральном законе от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее — Закон N 210-ФЗ). Однако Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Закон N 210-ФЗ, в соответствии с которыми данная норма утратила силу.

Для того чтобы к данным категориям земель применять ставку, не превышающую 0,3%, данные категории земель должны использоваться по назначению — для строительства жилищного фонда.

Может возникнуть вопрос, имеет ли право организация — налогоплательщик земельного налога применять ставку, не превышающую 0,3%, если к ней перешли земельные участки с разрешенным использованием «для жилищного строительства» на основании договора об отступном, но данная организация не планирует использовать данные земельные участки по их назначению. Организация планирует передать их по договору купли-продажи другому лицу.

В данном случае указанная организация не будет иметь права применять к таким земельным участкам ставку, не превышающую 0,3%.

В письме Минфина России от 13.10.2014 N 03-05-05-02/51417 содержится ответ на запрос по вопросу о ставке земельного налога в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с разрешенным использованием «для комплексного освоения в целях жилищного строительства», кадастровая стоимость которого соответствует виду разрешенного использования «жилищное строительство».

Финансовое ведомство указало, что если в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с разрешенным использованием «для комплексного освоения в целях жилищного строительства» установленная кадастровая стоимость соответствует виду разрешенного использования «жилищное строительство», то в отношении такого земельного участка при исчислении земельного налога должна применяться налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Читайте также:  Способы строительства многоквартирных домов

На практике возникает еще один вопрос: если организация является собственником нежилого помещения в многоквартирном доме, то имеет ли она право уплачивать земельный налог по ставке, не превышающей 0,3%?

В такой ситуации организация-налогоплательщик не имеет право применять ставку, не превышающую 0,3%, так как такое помещение не относится к объекту жилого фонда, хоть и находится фактически в многоквартирном доме.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под системой коммунальной инфраструктуры понимается комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

При этом законодательство Российской Федерации не содержит определения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также на тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (далее — Классификатор) к объектам жилищно-коммунального хозяйства отнесены объекты, используемые в сфере теплоснабжения, указанные по кодам 4527391 — 4527393 (котельная отопительная и отопительно-производственная — код 4527391, сеть тепловая магистральная — код 4527392, пункт тепловой центральный — код 4527393).

Теплоэлектроцентраль промышленно-отопительная (ТЭЦ) (код 4521111) отнесена Классификатором к зданиям и сооружениям топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий (код 4521000).

Учитывая изложенное, к земельным участкам, приходящимся на объекты, не относящиеся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, при исчислении земельного налога применяется ставка, предусмотренная для прочих земельных участков.

В абзаце 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ закрепляется, что к земельным участкам, приобретенным (предоставленным) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, применяется также ставка, не превышающая 0,3%.

Правовой статус земельных участков, предназначенных для личного подсобного хозяйства, регулируется Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее — Закон N 112-ФЗ). В данном Законе уточняется, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Минфин России указал, что при установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований определяют конкретные налоговые ставки, которые не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для садоводства, огородничества, дачного хозяйства (статья 394 Кодекса), а также в силу пункта 2 статьи 387 НК РФ представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать налоговые льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Учитывая изложенное, вопросы, касающиеся снижения налоговых ставок и предоставления налоговых льгот по земельному налогу для некоммерческих садоводческих объединений и владельцев садовых участков, могут быть решены представительными органами муниципальных образований по месту нахождения земельных участков.

Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 2 статьи 80 НК РФ лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Может на практике возникнуть вопрос, когда организация со специальной правоспособностью приобретает земельный участок с разрешенным использованием, например, «для ведения личного подсобного хозяйства», но в силу своей такой правоспособности не может его использовать по данному назначению. Вопрос в том, имеет ли право такая организация к данному земельному участку применять ставку по земельному налогу, не превышающую 0,3%?

Проиллюстрируем данную ситуацию примером из судебной практики.

Налоговый орган принял решение о привлечении банка к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату суммы земельного налога. Банком были приобретены земельные участки с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства». В налоговой декларации банк исчислил земельный налог в отношении данных земельных участков по абзацу 3 пункта 1 статьи 394 НК РФ. Посчитав, что решение налогового органа о привлечении к ответственности неправомерно, банк обратился с иском в арбитражный суд о признании такого решения недействительным.

Судами всех инстанций в удовлетворении требований банку было отказано.

Суд высшей инстанции по данному делу — ВАС РФ в Определении от 21.01.2013 N ВАС-15663/12 указал, что разрешенный вид использования спорных земельных участков «для дачного строительства» в силу абзаца 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ предусматривает применение пониженной ставки земельного налога в отношении этих участков, являлись предметом оценки судов и были отклонены. Названной нормой Кодекса предусмотрено применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в том числе для дачного хозяйства, которым в силу статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон N 66-ФЗ) признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, то есть некоммерческое землепользование, в то время как банк к таким организациям не относится. Кроме того, в силу специфики своей уставной деятельности, банк не может использовать спорные земельные участки по целевому назначению и спорные земельные участки приобретались банком не в этих целях.

В абзаце 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ установлено, что в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, также применяется также налоговая ставка по земельному налогу, не превышающая 0,3%.

Данная норма применяется с 1 января 2013 года. Она была введена Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 202-ФЗ).

Ограниченность обороноспособности таких земельных участков установлена статьей 27 ЗК РФ.

Понятие земель обороны и безопасности закреплено в статье 93 ЗК РФ.

Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

ФНС России на официальном сайте — https://www.nalog.ru — разместила официальную разъяснительную информацию следующего содержания относительно новой нормы.

ФНС России сообщает о вступлении в действие с 1 января 2013 года Закона N 202-ФЗ, согласно которому в том числе не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

Кроме того, согласно указанному Закону учитываемые на балансе организаций в качестве объектов основных средств железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, с 1 января 2013 года подлежат налогообложению по ставкам, устанавливаемым законами субъектов Российской Федерации. В отношении земельного налога согласно данному Федеральному закону с 1 января 2013 года включены в состав объектов налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Возникает вопрос: имеет ли право налогоплательщик земельного налога применять ставку, не превышающей 0,3% в отношении земельного участка, предоставленного для обеспечения обороны, если такой земельный участок занят жилыми домами со ссылкой на абзац 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ?

По общему правилу, для того, чтобы применять пониженные ставки, предусмотренные пунктом 1 статьи 394 НК РФ, необходимо использовать земельные участки непосредственно по целевому назначению. Если земельный участок используется для строительства жилых домов или они на нем уже расположены, то можно к таким земельным участком применять пониженную ставку по земельному налогу, но со ссылкой на абзац 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории), является Минэкономразвития России.

Таким образом, рассмотрение вопросов, связанных с порядком подтверждения статуса земельных участков как ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, находится в компетенции Минэкономразвития России.

На данный аспект также особое внимание обращают официальные органы в своих разъяснениях (см., например, письмо Минфина России от 29.05.2014 N 03-05-04-02/25629).

В письме Минэкономразвития России от 06.06.2014 N Д23и-1999 сообщается, что для отнесения земельного участка к землям, предоставленным для нужд безопасности, таможенных нужд, принципиальным является его использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности», Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» соответственно.

При этом документов, подтверждающих отнесение земельного участка к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Вывод о том, что земельный участок относится к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, следует из документов, подтверждающих основания для отнесения земельного участка к изъятым из оборота или ограниченным в обороте землям.

В связи с вышеизложенным, а также исходя из видов разрешенного использования, названных в обращении, земельных участков («под существующие здания и сооружения», «под размещение Радиоцентра», «для размещения антенных сооружений и производственной деятельности», «для инженерных сооружений, антенных полей и жилой застройки», «техническая категория») представляется, что такие земельные участки не относятся к ограниченным в обороте земельным участкам.

В подпункте 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ закрепляется, что ставка 1,5% по земельному налогу применяется в отношении прочих земельных участков, которые не перечислены в подпункте 1 пункта 1 комментируемой статьи.

В пункте 2 статьи 394 НК РФ установлено, что допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

— земли сельскохозяйственного назначения;

— земли населенных пунктов;

— земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

— земли особо охраняемых территорий и объектов;

— земли лесного фонда;

— земли водного фонда;

Так, например, в письме Минфина России от 29.12.2014 N 03-05-06-02/68061 рассмотрен вопрос об установлении ставок по земельному налогу на территории г. Анапы. Департамент финансового ведомства по данному вопросу дал нижеследующее разъяснение.

Налоговые ставки для исчисления земельного налога на территории муниципального образования «Город-курорт Анапа» установлены решением Совета муниципального образования «Город-курорт Анапа» от 25 ноября 2010 г. N 97.

Согласно пункту 2 статьи 34.2 НК РФ письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах дают соответственно финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Таким образом, предоставление разъяснений по вопросам, связанным с применением налоговых ставок, установленных решением Совета муниципального образования «Город-курорт Анапа», относится к компетенции финансового органа муниципального образования «Город-курорт Анапа».

В письме Минфина России от 07.02.2013 N 03-05-06-02/14 разъяснено, что вопросы, связанные с определением понятий «категория земель», «разрешенное использование земельного участка», а также с определением кадастровой стоимости земельных участков, находятся в компетенции Минэкономразвития России.

Полномочия минэкономразвития России закреплены в Положении «О Министерстве экономического развития Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437.

На основании данного Положения Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории), государственной кадастровой оценки земель.

Новая редакция пункта 2 статьи 394 НК РФ была введена Федеральным законом от 29.06.2012 N 96-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 96-ФЗ). До вступления в силу Закона N 96-ФЗ данная норма закрепляла только то, что допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Как мы видим, новая редакция расширена.

Пример из судебной практики.

Так, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.06.2014 по делу N А78-6088/2013 дается толкование пункту 2 комментируемой статьи.

Данным Постановлением было удовлетворено требование индивидуального предпринимателя о признании недействительным решения налогового органа. Основанием послужило доначисление налоговым органом этим решением индивидуальному предпринимателю земельного налога в связи с необоснованным применением пониженной ставки.

Суд указал, что совокупное толкование норм права позволяет сделать вывод о том, что при разрешении рассматриваемого вопроса о правомерности применения той или иной ставки земельного налога в отношении спорного участка надлежат установлению категория земельного участка и вид разрешенного (фактического) использования земельного участка.

Можно ли установить дифференцированную налоговую ставку по критерию «занятие предпринимательской деятельностью»? Обратимся к разъяснению по данному вопросу к официальной позиции Минфина России.

Так, в письме Минфина России от 11.03.2013 N 03-05-06-02/37 разъяснено, что в статье 394 НК РФ установление дифференцированных налоговых ставок по земельному налогу в зависимости от видов деятельности не предусмотрено.

Таким образом, законодательным (представительным) органом муниципального образования или города федерального значения не может быть установлена дифференцированная налоговая ставка по такому критерию, как занятие предпринимательской деятельностью.

Пункт 3 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Данная норма дополнена еще одним городом федерального значения — Севастополем.

Таким образом, если налоговая ставка не определена актом законодательного (представительного) органа муниципального образования или города федерального значения, то применяется предельная налоговая ставка по земельному налогу, установленная пунктом 1 статьи 394 — 0,3%.

В связи с введением в действия данной нормы возникает три вопроса:

Во-первых, может ли нормативно-правовой акт представительного органа местного самоуправления, изменяющий положение о земельном налоге, действующее на территории муниципального образования, вступать в силу со дня его официального опубликования, а не с 1-го числа очередного налогового периода по налогу, если он принят исключительно с целью приведения изменяемого положения в соответствие с НК РФ?

Во-вторых, вправе ли указанные органы не устанавливать ставку по земельному налогу в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд?

В-третьих, требуется ли в обязательном порядке определение размера ставки по налогу в отношении этих участков?

Ответы на данные вопросы содержатся в официальных разъяснениях Минфина России.

Например, в письме ФНС России от 16.05.2014 N БС-4-11/9448 рассмотрен вопрос о применении ставки по земельному налогу в отношении земель предприятия оборонно-промышленного комплекса, занятых общежитием, профилакторием и физкультурно-оздоровительным комплексом. Официальный орган разъяснил, что если нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования г. Казани налоговые ставки в отношении земель, занятых профилакторием, физкультурно-оздоровительным комплексом, не определены, то указанные земельные участки подлежат налогообложению по максимальной ставке 1,5 процента.

В отношении налогообложения земельного участка, занятого общежитием, сообщается, что в соответствии со статьями 92 — 97 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях, которые предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, относятся к специализированному жилищному фонду и облагаются по ставке, установленной органами муниципального образования.

Источник: www.nalkod.ru

Рейтинг
Загрузка ...