Проектирование систем автоматизации — это, пожалуй, самая увлекательная и творческая часть работы инженера-автоматизатора. И в этом разделе я буду рассказывать о том, как это делается.
Основные темы раздела будут такими:
- Проектирование. Способы проектирования систем автоматизации.
- Средства разработки. SCADA. CAD-системы. Средства разработки ПО ПЛК и т.п.
- Программирование. Особенности программирования приборов АСУ. . Здесь будем рассматривать примеры учебных и действующих проектов.
Но по мере своих скромных сил я буду расширять этот список. А теперь немного подробнее об основных принципах разработки АСУ.
Чем проектирование отличается от разработки
Вообще я не очень люблю официальную терминологию, потому что в ней, как говорится, без бутылки не разобраться. Но из песни слов не выкинешь. Поэтому приходится иногда приводить определения тех или иных терминов. Итак…
Проектирование — это процесс определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других характеристик системы или её части. Результатом проектирования является проект — целостная совокупность моделей, свойств или характеристик, описанных в форме, пригодной для реализации системы (ISO 24765).
Курсы по проектированию на которые стоит пойти | Проектирование зданий
Разработка — это процесс проектирования и создания изделия (системы). Результатом разработки является изделие (система).
То есть проектируя АСУ, мы создаём проект — чертежи, схемы, модели, алгоритмы, документацию, может быть даже программное обеспечение.
А разрабатывая АСУ, мы выдаём заказчику готовую систему “под ключ”.
Таким образом проектирование — это лишь часть (этап) разработки. Поэтому, если будете когда-нибудь работать с юридически подкованным заказчиком, то ни в коем случае не пишите в договоре “я обязуюсь разработать АСУ”, если вы не собираетесь выполнять её монтаж и пуско-наладку.
Этапы проектирования АСУ
Проектирование, как и любой сложный процесс, состоит из нескольких шагов (этапов, стадий — называйте как хотите). Вообще это долгая история, и я буду рассказывать об этом более подробно (но в другой раз). А сегодня просто перечислю основные этапы:
- Получение технических условий (требуется не всегда).
- Обследование объекта и предварительное формирование требований к АСУ.
- Проведение научно-исследовательских работ (очень редко, в большинстве случаев не выполняется).
- Разработка технического задания (ТЗ). В случае, когда выполняются только проектные работы, это может называться заданием на проектирование.
- Эскизный проект. Это некие наброски будущей АСУ: архитектура, структура, предварительный выбор ТСА. Предварительное определение списка документов проекта.
- Технический проект (техническая документация). Проектные решения по АСУ и/или её частям.
- Рабочий проект (рабочая документация). Сюда же входит разработка программного обеспечения и его отладка.
Следующие этапы уже выходят за рамки проектирования, поскольку являются этапами разработки. Но я их тоже приведу для полноты картины.
Состав участников процесса проектирования и строительства (Часть 1)
- Ввод в эксплуатацию (в действие, в работу). Пуско-наладка, обучение персонала, испытания, пробная эксплуатация…
- Сопровождение. Выполнение работ по гарантийным обязательствам.
Это, так сказать, список шагов по разработке АСУ, приближённый к ГОСТовскому. Но у меня по итогам моей практической деятельности сложился свой список шагов. Он похож на этот, но всё-же немного отличается. И я об этом обязательно расскажу, но в другой раз. Так что подписывайтесь на новости, чтобы ничего не пропустить (кнопка вверху страницы справа).
Программирование АСУ
В отличие от НЕ автоматизированных инженерных систем, разработка современных АСУ ТП практически всегда включает в себя программирование.
Виды программирования я бы разделил так:
- Программирование приборов. Это даже не столько программирование, сколько конфигурирование (настройка). Обычно вы просто устанавливаете какие-то параметры, например, для таймеров, терморегуляторов, частотных преобразователей и т.п.
- Программирование панелей оператора, программируемых реле. В большинстве случаев это тоже не программирование, а конфигурирование. Хотя некоторые панели оператора позволяют писать макросы на каком-либо языке программирования. Если панель позволяет создавать полноценные программы, то это уже не панель, а панельный ПЛК (программируемый логический контроллер).
- Программирование ПЛК. Вот это уже настоящее программирование, хотя и специфическое. ПЛК — это основа современной АСУ. Соответственно, большая часть времени программиста будет потрачена на разработку ПО ПЛК.
- Программирование SCADA-систем. Это тоже программирование. Точнее, SCADA-системы позволяют писать программы на каком-либо языке программирования (обычно на простом, таком как Паскаль или VBScript). Однако в простых случаях это может и не понадобиться, потому что можно будет обойтись конфигурированием. SCADA-системы — это отдельная большая тема, которой я буду посвящать отдельные статьи.
Сколько времени занимает проектирование
Лично для меня это больной вопрос. Потому что я фрилансер и мне очень важно не ошибиться с оценкой трудозатрат ещё на этапе переговоров с заказчиком. Иначе можно потратить кучу времени, а заработать копейки. Поэтому я стараюсь работать по тарифу за час, а не за проект. Но не все заказчики на это соглашаются.
На самом деле предвидеть все неожиданности невозможно. Поэтому оценить трудозатраты, только прочитав техзадание, можно очень приблизительно.
И хотя есть специальные методики, и есть даже типовые расценки на проектные работы, из опыта могу сказать, что это фигня. Точно определить трудозатраты невозможно (поэтому я и стараюсь брать деньги за час работы, а не за проект).
Если вас ждёт крупный проект, то здесь, с моей точки зрения, лучшее решение — разбить задачу на маленькие этапы, и работать с заказчиком поэтапно. То есть вы называете цену за этап, выполняете этап, получаете деньги, и только потом озвучиваете цену за следующий этап и продолжаете по аналогии. Правда, опять же не все заказчики на это согласятся.
Если же вы сам заказчик, то вы можете поступать таким же образом — разбить задачу на маленькие подзадачи, и каждую подзадачу отдать на выполнение, например, фрилансерам. Правда, это не всегда возможно.
Ниже приведу некоторые цифры, основанные на моём опыте. Быть может, кому-то это поможет оценить трудозатраты.
- Обследование объекта. Обычно занимает 1-2 рабочих дня (с учётом поездок в пределах города и близлежащих населённых пунктов).
- Разработка ТЗ — примерно 1. 2 страницы в час. ТЗ для системы средней сложности обычно содержит 20. 30 страниц.
- Эскизный проект. Обычно 1. 2 рабочих дня, если не углубляться в подробности (в эскизном проекте этого и не надо).
- Технический и рабочий проект:
- Чертёж формата А4 — примерно 1 час
- А3 — 1,5. 2 часа
- А2 — 3..4 часа
- А1 — 7. 8 часов
- А0 — 12. 16 часов
Разумеется, это приблизительно. Но отталкиваться от этого можно. А потом уже наработаете свой опыт и будете оценивать трудозатраты с учётом ваших особенностей.
Средства разработки АСУ ТП
Здесь я буду краток, потому что средствам разработки будут посвящены отдельные статьи и даже подразделы. Итак, проектировщики и разработчики АСУ используют примерно такой набор инструментов:
-
, такие как КОМПАС или AutoCAD. Эти системы применяются для разработки схем, чертежей, 3D-моделей и т.п. . Например, CoDeSys. С помощью этих средств разрабатываются и отлаживаются программы для ПЛК. Загрузка программ в ПЛК выполняется этими же средствами.
- SCADA-системы. С помощью этих систем создаются программы для компьютеров. Эти программы необходимы для взаимодействия с оператором, для хранения данных АСУ, для формирования отчётов и т.п.
- Конфигураторы. Используются для настроек разных приборов, таких как терморегуляторы, панели оператора, преобразователи интерфейсов, программируемые реле и т.п.
- Программы для расчётов и составления смет. Здесь есть куча всяких маленьких и больших программ, которые помогают делать инженерные расчёты, составлять сметы и т.п. Примеры: Гранд-СМЕТА, разные калькуляторы.
- Математические программы и симуляторы. Это используется реже, в основном для каких-то достаточно узких направлений. Но всё же иногда может быть полезно. Примеры: MathCAD, Maple, Multisim.
- Средства разработки ПО для микроконтроллеров и Ардуино. Вообще на микроконтроллерах АСУ не делают. Но есть любители, которые этим занимаются. Во всяком случае на просторах Интернета вы можете найти их проекты. Иногда довольно сложные.
Как видите, практически все средства разработки — это программы. В цифровой век живём, товарищи.
Особенности проектирования АСУ ТП
Ну в общем-то в каждом инженерном направлении есть свои особенности. Есть они и в проектировании систем автоматизации. Я бы назвал следующие:
- Довольно сложный выбор из огромного разнообразия датчиков, приборов, ПЛК и другого оборудования. Здесь надо много чего знать и иметь практический опыт использования. Иначе можно просто приобрести, например, датчики, которые не будут работать в ваших условиях.
- Множество средств разработки, каждое из которых надо изучить и знать в совершенстве, чтобы снизить трудозатраты на проектирование.
- Сложности общения с заказчиками, которые в большинстве случаев просто не знают, чего хотят, потому что, например, в строительстве почти все заказчики хоть как-то разбираются, а в автоматике — вообще никто.
- Много программирования на разных уровнях и в разных направлениях. Требуются соответствующие специалисты, которых на рынке труда большой дефицит.
Документация для разработчиков АСУ
В любой инженерной деятельности приходится иметь дело с огромным количеством документации. И эту огромную кучу можно разделить на две части:
- Документы, которыми руководствуются при проектировании. Это ГОСТы, Правила, законы, технические условия, руководства и т.п.
- Документы, которые создаются при проектировании. Ну а это уже непосредственно проектная и рабочая документация, которая появляется в ходе выполнения проектных работ. Если кратко, то всё, что было рассмотрено ранее, надо описать и задокументировать.
Но если говорить именно о документации ДЛЯ разработчиков, то это, конечно, документы из первой части.
Например, если вы разрабатываете электрические схемы для систем автоматизации, то вы должны “как отче наш” знать ПУЭ (Правила Устройства Электроустановок).
Если вы создаёте АСУ для взрывоопасного объекта, то вы обязаны знать соответствующие ГОСТы и законодательство, определяющее правила проектирования для таких объектов.
Ну и так далее. Как видите, жизнь простого инженера-автоматизатора не легка.
Стоимость проектирования систем автоматизации
Лично для меня это самый больной вопрос (как и в случае с трудозатратами — это связанные вопросы). Потому что, в отличие от других вопросов, он почти неразрешим.
Про трудозатраты я уже говорил выше. И из сказанного понятно, что рассчитать их заранее можно только очень-очень приблизительно.
Но кроме трудозатрат есть ещё и стоимость инструмента, оборудования и материалов. И здесь тоже немало подводных камней. Особенно в нашей стране, где в течение года стройматериалы могут подорожать в три раза, а электрические кабели и провода — в 2. 2,5.
И если раньше можно было ориентироваться хотя бы на курс доллара, то сейчас и это уже не спасает. Потому что, например, в 2021 году, когда произошёл дикий скачок цен, курс доллара практически не менялся.
А ещё добавьте сюда стоимость средств разработки, налоги, аренду помещений, зарплату и т.п. Всё это надо учитывать и включать в себестоимость.
Конечно, в крупных проектных компаниях этим занимаются экономисты. Но, как правило, и они ничего толком не могут рассчитать с нужной точностью.
Я, например, когда-то работал программистом на машиностроительном предприятии, и плотно общался с экономистами. Одной из задач был как раз расчёт себестоимости продукции. И, чтобы сделать это в программе, мне нужно было знать алгоритмы этого расчёта.
Я упорно пытал экономистов, но конкретного ответа так и не получил. Точнее, получил такой ответ: все расчеты очень приблизительны. То есть по сути цифры берутся “с потолка”.
Но если всё-таки попытаться определить себестоимость, то, в первую очередь, конечно, надо исходить из трудозатрат. По крайней мере для меня, как для фрилансера, время — это единственная точка отсчёта.
И я стараюсь договариваться с заказчиками на почасовую оплату. Это, кстати, более выгодно и для заказчика. И те, кто это понимает, соглашаются.
Ну а те, кто не понимает, переплачивают. Потому что в таком случае я не могу заранее с нужной точностью сказать, сколько времени потребует разработка. Поэтому, например, если предварительно я оцениваю трудозатраты 50 часов, то я закладываю 100. На всякий случай. И, как правило, реальность получается где-то посередине. То есть 70.
80 часов (с учётом мелких доработок и исправления ошибок).
Ну а вообще оценка трудозатрат — это очень сложный вопрос. И рассказывая об этом, я пришёл к выводу, что надо-бы об этом написать отдельно. Так что если будет время, то я обязательно это сделаю. Поэтому подписывайтесь на новости, чтобы ничего не пропустить.
Советы начинающим проектировщикам
Ну вообще весь этот сайт задуман как большой сборник советов проектировщикам и разработчикам. Но несколько, так сказать, ключевых вопросов, я здесь отмечу.
- Не бойтесь делать. Это главное. “Глаза боятся, а руки делают” — народная мудрость. Или “не боги горшки обжигают”. Да, это сложно. Но разобраться можно во всём. Невыполнимых задач не существует.
- Не бойтесь ошибаться. Вроде бы это входит в первый пункт, но на самом деле нет. Это всё-таки другое. Многие боятся совершить ошибку, “облажаться”. Напрасно. Открою вам тайну — ошибаются все. Даже самые матёрые профессионалы. Иначе бы самолёты не падали. И так уж человек устроен, что лучше всего он учится именно НА СВОИХ ошибках.
- Не бойтесь показаться глупым. Не бойтесь спрашивать. Отбросьте все комплексы — все мы когда-то пИсали в штаны. И если вас кто-то гнобит за ваши незнания, не обращайте внимания. Так поступают только люди с комплексами неполноценности — им надо самоутверждаться за счёт других. Настоящий же мастер всегда поможет разобраться со сложным вопросом, потому что он помнит, что когда-то и он был таким.
- Изучайте законы, ПУЭ, ГОСТы и другие официальные документы, касающиеся вашей отрасли.
- Изучайте средства разработки — это поможет вам повысить эффективность использования рабочего времени (снизить трудозатраты). Особенно это вам пригодится, если вы будете фрилансером. Потому что вы сможете делать больше за то же время, что позволит вам больше зарабатывать и получать больше клиентов.
- Как можно больше практики на этапе входа в профессию. Делайте любые проекты. Даже если вам за это не платят или платят мало. Платить хорошо будут, когда вы наберётесь опыта. Но этого опыта вы никогда не наберётесь, если будете отказываться от работы.
Что вас ждёт дальше на пути проектировщика АСУ ТП
Ну что же, написано довольно много. Мало кто смог добраться до этого места. Но самым настойчивым — уважуха. Потому что настойчивость — это самое главное условие успеха в любом деле.
Не талант. Не связи. Не образование. А именно настойчивость.
Почему простой деревенский мужик Ломоносов стал всемирно известным учёным? Ведь у него не было ничего: ни связей, ни денег, ни образования. Талант, возможно, был. Но он так и остался бы в глухой деревне, если бы Ломоносов не был НАСТОЙЧИВЫМ и не пошёл бы пешком в столицу.
Путь автоматизатора также сложен и долог. Поэтому настойчивость — это то, что поможет вам достичь успеха на этом пути.
И можете считать это ещё одним — главным советом начинающему проектировщику — будьте настойчивы, не сдавайтесь.
Ну а я постараюсь сделать так, чтобы ваша настойчивость не пропала даром и помочь хоть чуть-чуть облегчить этот путь.
Что почитать о проектировании АСУ ТП
Справочник инженера по АСУТП: Проектирование и разработка. Том 1
Справочник инженера по АСУТП: Проектирование и разработка. Том 2
Порядок создания, модернизации и сопровождения АСУТП
Библия электрика: ПУЭ, ПОТЭЭ, ПТЭЭП
Я не прощаюсь.
Статья получилась достаточно большой. Но я не сказал даже сотой части того, чего мог бы сказать. Поэтому данный раздел будет постоянно обновляться. И по всем подразделам мы будем продвигаться углублённо. Так что “не переключайтесь”.
Подписывайтесь на новости и ждите новых статей.
Источник: asu-app.ru
Проектирование металлоконструкций
В настоящее время, металл – это сырье, занимающее лидирующее место во всех сферах человеческой деятельности. Ни одно строительное или промышленное направление не может обойтись без этого материала. Будь то внутренние отделочные работы помещений или возведение зданий – металлические конструкции применяются везде.
Выполнить все работы на профессиональном уровне могут только специалисты. Проектирование металлоконструкций требует ответственного и грамотного подхода. Об особенностях этого процесса читайте далее.
Проектирование металлоконструкций как один из этапов создания объектов
Проектирование металлоконструкций представляет собой начальный этап создания объектов. Они могут иметь разные габариты и цели конечного использования, поэтому уровень сложности тоже отличается.
Важно правильно сделать все расчеты, чертежи, объемные модели с изображением объекта, а также пояснительные записки для расшифровки необходимых характеристик и материалов.
Не рекомендуется заниматься таким процессом в одиночку, особенно если нет опыта в проектировании и изготовлении металлоконструкций. Новичок не сможет учесть все нюансы, что неизбежно приведет к просчетам или неточностям. В результате конструкции получатся ненадежными, а риск их поломки и нанесения людям травм возрастет в разы.
VT-metall предлагает услуги:
Лазерная резка металла Гибка металла Порошковая покраска металла Сварочные работы
Для того чтобы предотвратить наступление такой ситуации, лучше сразу же обратиться к профессионалам. Они отлично справятся с проектом, который станет основой для создания отличных металлоконструкций для любого здания или другого объекта.
Все составные части металлических сооружений выполняются в заводских условиях. Если учитывать при проектировании КМД металлоконструкций ГОСТ, качество проекта обязательно будет выше, так как там обозначены все существующие стандарты и нормы выполнения процесса.
Отдельно следует поговорить о выборе металлических конструкций и о том, почему они лучше других решений:
- Дешевизна, особенно в сравнении с каркасом из кирпича или дерева.
- Легкость материала.
- Высокая надежность.
- Возможность проведения монтажа в любой сезон.
- Сокращение времени установки объектов.
- Появление возможностей для реализации множества конструкторских идей.
Сфера применения получившихся металлоконструкций достаточно широкая. Обычно их используют в качестве опорных элементов при возведении:
- действующих опор для ЛЭП;
- жилых зданий – мало- и многоэтажных;
- хранилищ для продукции сельского хозяйства;
- ангаров;
- спорткомплексов;
- помещений общественного назначения (развлекательных центров, объектов городской инфраструктуры);
- стропильных систем;
- различных лестничных комплексов;
- сооружений в сфере торговли (магазинов, ларьков, навесов, торговых площадок);
- чердачного пространства;
- балконов;
- перекрытий, что особенно актуально для частных и многоэтажных домов;
- множества других объектов, в том числе и в специфических сферах деятельности.
Необходимость проектирования металлоконструкций
В строительстве проектирование металлоконструкций – это незаменимый процесс. Благодаря экономности, надежности и скорости монтажа он стал распространяться в самых различных сферах деятельности человека. Проектирование позволяет воплотить различные идеи любой степени сложности, при этом обеспечив их безопасность.
Также целями проектной документации выступают:
- Разработка проекта, который обеспечит качество и устойчивость конструкции. Таким образом, строительному объекту не навредят негативные факторы извне, он прослужит в разы дольше. Для этого необходимо проанализировать все характеристики, габариты, материалы будущей опоры и учесть их в проекте.
- Предварительный расчет даты завершения строительных работ. Он осуществляется благодаря точно продуманному плану и визуальному отображению того, как должен выглядеть строительный объект. Если следовать разработанному проекту, задержек и простоев точно не будет. Ориентируясь на сроки, можно практически идеально рассчитать бюджет на стройку, защитив себя от переплаты.
- Подбор таких видов металла, которые обеспечат защиту от негативного воздействия природного, ландшафтного и иного характера. Индивидуальный подход к работе поможет создать конструкцию, которая прослужит хозяину много лет.
Задачи проектирования металлоконструкций
При проектировании строительных металлоконструкций стоят немаловажные для клиента задачи. Скорее всего, он захочет увидеть безопасную, надежную и долговечную опору.
Именно от проектной и конструкторской документации зависит, насколько будут выполнены заданные критерии. Важно соблюдать современную нормативную базу и учитывать все факторы, которые могут негативно повлиять на качество металлоконструкции.
Главные задачи, о которых важно помнить при проектировании металлоконструкций, – это:
- обеспечение основных характеристик, гарантирующих высокое качество опоры (надежность, безопасность, прочность);
- соответствие всем нормативам;
- оптимизация расходов при проектировании, производстве, монтаже металлоконструкций;
- минимизация количества материала, требуемого для изготовления надежной опоры;
- наделение объекта привлекательным внешним видом;
- соблюдение техники безопасности, требований по энергоэффективности и правил по предотвращению пожара.
Чтобы все пункты списка соблюдались, необходимо привлечь к работе опытных, квалифицированных специалистов. Их можно найти в проверенной компании, которая также обеспечит мастеров профессиональным оборудованием.
Этапы проектирования металлоконструкций
Можно выделить два основных этапа, которые осуществляются при проектировании:
- Составление ТЗ (технического задания). Оно должно включать в себя все обязательные требования, которые должны соответствовать и нормативной документации, и пожеланиям клиента.
- Эскизное проектирование. Специалисты разрабатывают объемно-планировочные решения, готовят 3D-модель проектируемой опоры, делают расчеты, которые помогут заранее определить допустимую нагрузку.
По другой классификации отмечают такие этапы, как создание чертежей металлоконструкций (общепринятое сокращение – КМ) и деталировочных металлоконструкций (КМД). Рассмотрим их более подробно.
Создание чертежей КМ
На этом этапе необходимо заранее определить марку стали, нагрузки, схемы и узлы в виде проектных планов, так как перечисленные критерии будут использоваться при возведении металлоконструкций. Узлам сопряжения нужно уделить повышенное внимание.
Увязывание технологических решений с архитектурной составляющей – также часть первого шага. Необходимо продумать как проектируемый каркас из металла, так и конструкционные железобетонные части.
Расчет в проектировании металлоконструкций – не менее важный раздел чертежей. Данная часть может быть оформлена в виде расчетно-пояснительной записки или в виде листов, куда записываются наиболее важные расчеты.
То, что должно входить в пакет документов, обычно зависит от конкретной ситуации и условий в договоре.
В большинстве случаев присутствуют такие пункты:
- Титульный лист, где стоит подпись и печать разработчиков проекта.
- Спецификации, характерные для используемых в проекте материалов.
- Ведомость нужных элементов.
- Расчеты нагрузок на металлические конструкции.
- Основные сведения о проекте, куда входят и элементы технического задания.
- Данные, необходимые для проектирования фундаментов и оснований.
- Необходимые для работы схемы металлических конструкций, включающие в себя разбивки по высоте, разрезы и планы.
- Расчетно-пояснительная записка либо расчетная часть.
- Расчеты усилий для разработанных узлов металлических конструкций.
- Расчетная часть или расчетно-пояснительная записка.
Создание чертежей – это основа для следующего этапа, выполняемого при проектировании металлоконструкций.
Создание чертежей КМД
Если в чертежах КМ содержалась общая информация, то для чертежей КМД важна конкретика. В них должна быть вся наиболее точная информация, которая используется в процессе изготовления. Необходимо уточнить габариты каждой составляющей, перепроверить типы и марки проката, которые будут использованы в дальнейшем.
Основная задача создания чертежей КМД – это унификация проектных решений. Благодаря им не будет переплаты за ненужный металл и стоимость строительных работ. Но важно видеть грань между урезанием лишних издержек и расходов, которые влияют на качество конечного объекта.
Чертежи КМД чаще всего включают в себя такие документы:
- Титульный лист, где стоит подпись и печать разработчиков проекта.
- Основные сведения о проекте, куда входят и элементы технического задания.
- Ведомости деталей и метизов.
- Чертежи сборки.
- Узлы, схемы и технологии монтажа.
- Ведомость отправочных марок.
- Выборку металла.
Ускорить и упростить процесс проектирования смогут справочные и вспомогательные программы. Но даже в таком случае проект будет нуждаться в квалифицированных специалистах, так как его качество напрямую влияет на безопасность.
Так, при проектировании зданий из металлоконструкций нельзя забывать о том, что в них потом будут находиться и спокойно перемещаться люди. Ответственность за качество постройки во многом берут на себя именно проектировщики.
Особенности изготовления металлоконструкций
Спрос на услуги, связанные с возведением металлоконструкций, растет ежедневно. Разумеется, проектирование также остается на пике популярности. Чаще всего прибегают к проектированию из металлоконструкций складов, башен, спортивных сооружений, мачт, промышленных объектов и зданий.
Металлические изделия также используют в монолитном строительстве, чтобы создать каркасы многоэтажных построек, большепролетные перекрытия или железобетонные элементы любой конфигурации.
Чаще всего выделяют семь этапов в процессе создания металлических конструкций:
- Заготовка. Прежде чем приступить к созданию конструкций, необходимо узнать вес имеющейся заготовки. Если нужно внести корректировки, то выполняется рубка, механическая либо термическая резка, правка с использованием особых приспособлений.
- Далее осуществляется полноценная обработка элементов, которая включает в себя все требования из проекта (гибка, сверление, шлифовка, обработка стыков и не только).
- Сборка металлической конструкции. Этот процесс можно разбить на механизированную сборку, заключительную сборку (включает в себя разметку, установку и прихватку деталей оформления) и контроль качества.
- Сварка для скрепления между собой составляющих. Работы важно проводить строго по технологическим картам, которые были продуманы и составлены заранее. Именно на них будет ориентироваться специалист, выбирающий режим и тип сварки, а также регулирующий возможные отклонения в процессе работы.
- Покрытие получившихся деталей специальными антикоррозийными средствами.
- Маркировка, упаковка, а также контроль качества получившихся металлоконструкций.
- Доставка металлоконструкций, их выгрузка и установка на объект.
Установка металлических конструкций происходит после того, как готовы все необходимые опорные точки или полностью заложен фундамент. Чтобы соединить элементы конструкции в цельный механизм, следует использовать сварочный аппарат или болты.
Если изделие многокомпонентное и сложное, то можно применить оба перечисленных метода. Монтаж металлоконструкции проводится с помощью техники (подъемники, краны).
Рекомендуем статьи
Цена полного процесса установки зависит от многих критериев, основные из которых – уровень сложности работы, масштаб, габариты сооружения, а также сезон, когда проводятся работы.
В результате можно сказать, что проектирование металлоконструкций – это сложный и важный процесс, но в последнее время его активно упрощают разработчики справочных и вспомогательных программ. Однако это не значит, что в работе могут участвовать неопытные новички.
Металлические конструкции должны быть надежными и безопасными, а любая ошибка может привести к утрате этих показателей. Только внимательный и профессиональный подход гарантирует высокое качество проекта, а впоследствии и конструкции.
Почему следует обращаться именно к нам
Мы с уважением относимся ко всем клиентам и одинаково скрупулезно выполняем задания любого объема.
Наши производственные мощности позволяют обрабатывать различные материалы:
- цветные металлы;
- чугун;
- нержавеющую сталь.
При выполнении заказа наши специалисты применяют все известные способы механической обработки металла. Современное оборудование последнего поколения дает возможность добиваться максимального соответствия изначальным чертежам.
Для того чтобы приблизить заготовку к предъявленному заказчиком эскизу, наши специалисты используют универсальное оборудование, предназначенное для ювелирной заточки инструмента для особо сложных операций. В наших производственных цехах металл становится пластичным материалом, из которого можно выполнить любую заготовку.
Преимуществом обращения к нашим специалистам является соблюдение ими ГОСТа и всех технологических нормативов. На каждом этапе работы ведется жесткий контроль качества, поэтому мы гарантируем клиентам добросовестно выполненный продукт.
Благодаря опыту наших мастеров на выходе получается образцовое изделие, отвечающее самым взыскательным требованиям. При этом мы отталкиваемся от мощной материальной базы и ориентируемся на инновационные технологические наработки.
Мы работаем с заказчиками со всех регионов России. Если вы хотите сделать заказ на металлообработку, наши менеджеры готовы выслушать все условия. В случае необходимости клиенту предоставляется бесплатная профильная консультация.
Источник: vt-metall.ru
Проектирование педагогического процесса: суть, основные этапы, реализация
Что это такое? Проектирование педагогического процесса – это создание прототипа будущей исследовательской работы учителя. Он позволяет оптимизировать его деятельность, поскольку дает возможность прогнозировать возможные результаты.
Как осуществляется? Достигается за счет предварительной разработки ключевых моментов предстоящих опытов, гипотез и наблюдений. Подобное структурирование педагогического процесса позволяет добиться большей эффективности и прийти к правильным выводам.
Понятие проектирования педагогического процесса
Многое из того, что создает человек в процессе своей деятельности, изначально проходит стадию проектирования. В результате этого формируется прототип или проект предполагаемого продукта, процедуры или явления, который необходимо воплотить в жизнь. На основании этого определения под проектированием педагогического процесса понимается следующее:
- Деятельность, направленная на внедрение результатов разработки новых образовательных систем и видов образовательной деятельности.
- Новейшие научные достижения в области знаний, помогающие преобразовать существующую педагогическую действительность.
- Прикладная часть педагогики, организующая практическую деятельность для решения основных задач развития и образования подрастающего поколения.
- Особая технология, направленная на развитие личности.
У педагога должны присутствовать глубоко и разносторонне развитые творческие качества, так как технология проектирования педагогического процесса это предусматривает.
Технология проектирования процесса с точки зрения педагогики представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных частей:
- Общая культура.
- Гуманизм.
- Профессионализм.
- Творческие способности.
- Профессиональная компетентность.
Как подготовится к проверке
Как подготовится к родительскому собранию
Как подготовится к открытому уроку
Чтобы получить доступ к чек-листам
нажмите на кнопку ниже.
Эффективность технологии проектирования целостного педагогического процесса зависит от того, есть ли у педагога соответствующие технологические знания, определить которые помогают следующие критерии:
Технология проектирования компонентов педагогического процесса и деятельности педагога – это все те практические умения и навыки, которые помогают ему творчески подойти к своей профессии.
Объекты технологии проектирования педагогического процесса
Объектами педагогического проектирования являются:
- педагогические системы;
- педагогические процессы;
- педагогические ситуации.
Педагогическая система – это объединение в единое целое всех существующих факторов, направленных на гармоничное развитие человека.
В педагогике термин «система» имеет два значения. Первое – это обозначение качественного состояния педагогических явлений. К примеру, такие понятия, как педагогический процесс, личность учащегося, деятельность педагога носят системный характер, поэтому они относятся к системам. Второе – это обозначение ряда структур. Например, работа в системе образования.
Системы в педагогике обладают своей спецификой:
- у них всегда есть цель – дальнейшее развитие учащихся и педагогов, их защита от возможных негативных воздействий той среды, в которой они находятся;
- главное звено в такой системе – учащийся (или воспитанник);
- проектирование системы педагогического процесса предполагает ее открытость, то есть система способна изменяться под влиянием внешних факторов; она может принимать эти воздействия, смягчать их, усиливать или нивелировать.
Педагогические системы создаются для того, чтобы формировать благоприятные условия для процессов, происходящих в педагогике.
Педагогический процесс – это и есть главный объект проектирования для педагога.
Педагогическая ситуация – это тоже объект проектирования, но она всегда существует внутри какого-либо процесса, который в свою очередь находится в рамках определенной системы.
Педагогическая ситуация возникает как часть процесса и характеризует его состояние в данных условиях.
Ситуации всегда носят конкретный характер, они возникают на экзамене, уроке, экскурсии, обычно их решают сразу же. Проектирование ситуаций в педагогике входит в проектирование педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения или любой подобной организации.
Основные этапы проектирования и осуществления педагогического процесса
Заниматься в педагогике проектированием систем, процессов или ситуаций не так просто – работа происходит поэтапно. Существует три основных этапа (ступени) проектирования:
- Моделирование.
- Проектирование.
- Конструирование.
Педагогическое моделирование (создание модели) заключается в разработке общей идеи создания систем, процессов или ситуаций и основных путей достижения поставленной цели.
Педагогическое проектирование (создание проекта) – это дальнейшая работа над созданной моделью для внедрения ее в практику.
Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это последовательная детализация созданного проекта для того, чтобы можно было его использовать уже в реальных условиях с детьми.
Формы проектирования учебно-материальной базы педагогического процесса – это документы, в которых отражены все моменты создания и действия систем, процессов или ситуаций.
Перечень этапов реализации технологии проектирования процесса в педагогике
- Проведение диагностики реального педагогического процесса.
- Постановка целей, определение ценностей и смыслов образования.
- Формирование результата, который хотелось бы получить.
- Планирование каждого этапа работы, приближающей достижение общей цели.
- Корректировка действий в процессе реализации проекта.
- Рефлексия осуществленных действий с последующим анализом полученных результатов.
Если в основу анализа и проектирования педагогического процесса положены прикладные цели, то его этапы можно представить в более подробном виде. Надо лишь сохранить общую логику, в которой заключена сущность всей технологии.
Основные этапы технологии проектирования процесса в педагогике с детализацией внутренних процедур
- Предпроектный (предварительный или стартовый):
- Диагностика (исследование).
- Постановка проблемы.
- Концептуальная основа.
- Определение цели.
- Самоопределение смысла и основных ценностей.
- Общее форматирование технологии.
- Проведение предварительной социализации.
- Непосредственная реализация технологии проектирования содержания педагогического процесса:
- Уточнение основных компонентов технологии (цель, задачи, функции, план работы, число участников и т.д.).
- Поэтапное выполнение всех предусмотренных действий.
- Необходимая корректировка хода технологии (ее проекта), действий участников и т.д.
- Внутренняя оценка продукта, полученного в процессе внедрения технологии.
- Демонстрация окончательных результатов и проведение их внешней экспертизы.
- Рефлексия:
- Диагностика соответствия между достигнутыми и запланированными результатами.
- Определение качества полученного продукта технологии.
- Выявление степени качества совместной работы и взаимоотношений участников технологии.
- Определение перспективности полученного в ходе технологии продукта.
- Послепроектный:
- Тестирование.
- Распространение полученных результатов и продуктов технологии среди педагогов.
- Определение и поиск вариантов возможного продолжения или расширения технологии.
Каждый этап технологии проектирования педагогического процесса детского сада или другого учреждения системы образования равнозначен, поскольку выступает как часть образовательного процесса. В рамках любого из них формируются ценности, нормы и установки личности учащегося или воспитанника, осуществляется развитие их способностей к коммуникации и творчеству.
Технология будет успешно реализована в том случае, если все этапы и процедуры будут применяться комплексно, с использованием адекватных приемов и способов.
Эффективность диагностики, проектирования и планирования педагогического процесса зависит от того, на каком уровне находятся профессионализм и мастерство педагога. Каждый преподаватель обязан владеть несколькими технологиями проектирования, не помешают и навыки научного исследования.
Подобное исследование будет иметь важное значение для системы образования, если оно решает определенную проблему, существующую в работе системы, в процессе воспитания и образования, взаимоотношениях между педагогом и учащимися и т.д.
Изучения могут потребовать и назревшие противоречия внутри самой педагогической системы, между результатами ее деятельности и запросами общества (государства), взаимодействием образовательной организации и окружающей среды, между затратами сил педагогов и результатами их труда и т.д.
Так что без высокого профессионализма, мастерства и владения навыками реализации различных технологий и исследований преподаватель не сможет использовать технологию проектирования процесса в педагогике.
Для работы преподавателя все этапы (процедуры) проектной деятельности имеют одинаково важное значение. Прохождение любого из них можно считать частью образовательного процесса, в котором не только проявляются особенности продукта технологии, но и формируются ценности, нормы, установки людей, проявляются навыки общения и творческие способности.
Успехи преподавателя в области проектирования педагогического процесса зависят от того, насколько хорошо он овладел адекватными способами и приемами, необходимыми для каждого этапа, чтобы воспитать необходимые черты в субъектах проектирования.
Проектирование и реализация педагогического процесса на практике
Технология проектирования педагогического исследования состоит из следующей последовательности действий:
- Провести анализ педагогической системы и ее работы, выявить проблемы.
- Определить тему исследования по одной из выявленных проблем, ограничивающую работу.
- Определить объект исследования – проблемную область, противоречие, где потребуется найти новые знания.
- Определить предмет исследования – часть педагогического процесса, изучение которого дает новые знания.
- Определить цель исследования – знания, которые надо получить в ходе исследования.
- Сформировать задачи – те шаги, или этапы, которые надо пройти для достижения цели исследования.
- Сформировать гипотезу (истину, которая имеет право на существование, но это пока не доказано). Гипотеза – исходная точка исследования, предполагающая связь объекта и предмета исследования, а также те закономерности, которые определятся в ходе исследования и будут научно обоснованы.
- Выбрать методы научного исследования – беседа, опрос, наблюдение, заполнение анкет, тестирование, теоретический анализ источников, изучение и обобщение педагогического опыта, сравнительно-исторический метод, метод теоретического моделирование, педагогический эксперимент и др.
- Определить направление и этапы исследовательской работы, сроки ее проведения.
- Определить участников исследования, если оно проводится коллективом или группой учителей.
Из сказанного следует, что польза от обобщения и описания передового педагогического опыта будет очевидной только в том случае, если педагог, выполняющий эту работу, использует определенный алгоритм действий и комплекс методов, помогающих в объективной оценке его эффективности. Проектирование педагогического процесса как технология может быть использовано учителем в любом виде творчества. Технология учебного проектирования усиливает роль и позицию преподавателя в учебном процессе.
Источник: solncesvet.ru