Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отмена сро с 1 июля 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С июля этого года законодатель отменил все свидетельства о разрешении СРО на строительные, проектировочные и изыскательские работы. Теперь государственные органы, организаторы тендеров и аукционов, а также контрагенты не могут требовать эти документы от исполнителя работ.
Что появилось взамен?
Вместо свидетельства предприниматель или организация должны представить выписку из Единого электронного реестра СРО, которая подтверждает членство субъекта в саморегулируемой организации. Она также удостоверяет тот факт, что ее обладатель вправе производить определённые виды работ. Период действия выписки составляет 1 месяц. Таким образом, данная новелла целиком и полностью продолжает политику государства последних лет по отмене всех и всяких свидетельств.
Кто в 2021 году вернёт компфонд членам СРО, добровольно прекратившим членство?
Государство конкретизировало перечень лиц, от которых оно вообще не требует быть членами саморегулируемой организации. Прежде всего, это граждане, строящие, ремонтирующие или реконструирующие индивидуальный жилой дом, а также предприниматели и фирмы, занимающиеся возведением построек временного или подсобного характера. К ним относятся гаражи, павильоны, навесы и другие подобные сооружения.
Допуск СРО: что нужно знать при вступлении в СРО
Далее, индивидуальные предприниматели и юрлица, могут не входить в СРО, если они не работают напрямую с застройщиками, техзаказчиками, местными операторами, лицами управляющими зданиями и сооружениями, а также с субъектами, получившими право использовать муниципальную или федеральную землю. При этом сам предмет договора — строительство, реконструкция, инженерные исследования, подготовка проектной документации — значения не имеет. Следовательно, под эту категорию подпадают многочисленные субподрядчики. Заказчики не вправе требовать от них членства в СРО.
Более того, лица, не являющиеся участниками СРО, могут заключать и прямые контракты с застройщиками, техзаказчиками и операторами, если сумма соглашения не превышает 3 миллиона рублей. Это хорошая новость для малого бизнеса. Правда данное уточнение относится только к строительно-монтажным работам. Если же предметом договора являются инженерные изыскания или проектные работы, то подрядчик должен быть членом СРО независимо от суммы контракта.
Кроме того, законодатель освободил от необходимости вступать в СРО госкомпании и муниципальные предприятия, а также частные фирмы, если государственные или муниципальные предприятия являются их участниками и владеют долей не менее 50%.
Ну и наконец, юрлица, созданные Российской Федерацией, республиками, областями или местными органами власти, а также компании, в уставном капитале которых РФ, ее субъект или муниципалитет имеют долю размером более 50% — также не входят в саморегулируемые организации.
Собственно говоря, данный перечень включает все ИП и юрлица, кроме вышеперечисленных. Прежде всего, это техзаказчики и компании, самостоятельно занимающиеся строительством, ремонтом, реконструкцией, а также проектными и изыскательскими работами. Далее, участниками саморегулируемой организации должны быть все субъекты, заключающие прямые контракты на сумму более 3 миллионов рублей с застройщиками, техническими заказчиками, региональными операторами, компаниями, эксплуатирующими здания или сооружения, а также с лицами, получившими право на использование государственных или муниципальных участков.
Кроме того, ИП и юрлица, участвующие в госзакупках также обязаны числиться в СРО.
Вступившие в силу новеллы приведут к радикальным изменениям на строительном рынке России. Отмена системы допусков означает, что все свидетельства утрачивают силу. Теперь необходимость участия в СРО поставлена в прямую зависимость от правового статуса заказчика.
Если он является застройщиком, техзаказчиком, фондом капитального ремонта, лицом эксплуатирующим здание или получившим право на использование муниципальной либо государственной земли, то генеральный подрядчик просто обязан быть членом СРО. Единственное исключение касается производства строительно-монтажных работ на сумму менее 3 миллионов рублей. В этом случае генеральный подрядчик может и не быть членом саморегулируемой организации.
Ну и наконец, федеральные и муниципальные компании, а также фирмы с их участием получили серьезное преимущество на рынке. Они освобождены от участия в СРО и могут серьезно влиять на стоимость услуг и даже применять демпинговые цены.
Теги: саморегулируемые организации
НОСТРОЙ раcсказывает, как вывести деньги
После выхода Федерального закона от 03.07.2021 № 372-ФЗ в строительных компаниях заговорили о том, что СРО с 1 июля 2021 года отменят.
Как и ожидалось, в указанную дату произошло вступление в силу закона, который прекратил действие соответствующего свидетельства о допуске СРО. Строителям необходимо состоять в членстве саморегулируемой организации, но это требование относится не ко всем.
При этом ответственность оставшихся участников в соответствующем некоммерческом объединении усилилась. Разобраться в нюансах закона и узнать, отменили СРО или нет, вы можете из нашей статьи.
СРО – это некоммерческие организации, куда входят предприниматели, производящие в определенной отрасли товары. Они также объединяют субъектов профессиональной деятельности конкретного вида услуг. В конце декабря 2021 года Минюст зарегистрировал приказ Ростехнадзора об отмене с 1 июля 2021 года допусков СРО к работам, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства.
Реформа саморегулирования подошла к очередному важному рубежу: 1 июля вступили в силу поправки в Градостроительный кодекс, которые кардинально меняют механизм работы СРО.
По каким правилам теперь будут играть строители, разбирался портал .
Все это, по замыслам авторов законопроекта, должно в итоге усилить контроль за строительными компаниями, обеспечить сохранность и целевое использование средств компенсационных фондов, повысить ответственность СРО и их членов, что, в свою очередь, будет играть на руку потребителю, поскольку повлечет улучшение качества строительных работ.
И именно для того, чтобы работодатель мог убедиться в том, что специалист, которого он берет на работу, или тот, который у него уже работает, соответствует требованиям рынка и профессии, он пока еще может, а с 01 июля 2021 года будет обязан направлять на такую оценку квалификации работников.
Подтвердить свою квалификацию работники смогут в центрах оценки квалификаций (ЦОК). Каждый ЦОК – это независимое юридическое лицо, на базе которого проводится оценка квалификации специалистов.
Он должен обладать серьезной материальной базой, позволяющей проводить практическую часть экзамена, а также штатными экспертами, которые прошли проверку в Совете по профессиональным квалификациям и сдали соответствующий экзамен. Аккредитацию ЦОКа проводит Совет по профессиональным квалификациям (СПК).
Более того, СПК проводят ежегодные проверки уже аккредитованных ЦОКов.
23 апр 2021 Указанный Федеральный закон не отменил саморегулируемые организации в строительной сфере, но установил новые правила их работы, заметно отличающиеся от действовавших ранее.
Если ранее для этого требовалось оформление допуска СРО, то сегодня этот документ отменен и вполне достаточно членства в саморегулируемой организации. Подобное нововведение заметно облегчает административную и бюрократическую нагрузку на строительные организации и индивидуальных предпринимателей.
Саморегулируемая организация (СРО) – это объединение компаний для контроля их деятельности. Работа СРО регулируется . В зависимости от направления деятельности различают три вида саморегулируемых организаций: строительные, изыскательные и проектировочные СРО.
рублей, для строителей – 100 тыс. рублей, для проектировщиков – 50 тыс.
рублей); оформление страховки.
Если её не оформлять, то суммы взносов значительно увеличиваются; оплата членских взносов.
Данные средства необходимы для функционирования самого СРО.
Вопросы саморегулирования в области инженерного изыскания, проектирования и строительства раскрываются в гл. 6.1 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ). С начала июля 2021 года действуют нормы закона «О внесении изменений…» от 03.07.2021 № 372-ФЗ, затрагивающие почти каждый аспект деятельности СРО и ее участников.
Так, в числе наиболее значимых можно назвать такие моменты: Из употребления убрано понятие «свидетельство о допуске к работам». Теперь компания должна быть членом профильной СРО (ч.
1 ст. 55.8 ГрК РФ). В качестве подтверждения предъявляется выписка из реестра.
Предприятие может числиться только в одной СРО по своей отрасли (ч.
14 ст. 55.6 ГрК РФ). В требования для вступления в СРО по строительству внесено правило о том, что ее члены должны иметь регистрацию в том же регионе, где и сама организация (ч.
3 ст. 55.6 ГрК РФ).
Отмена сро с 1 июля 2021 закон
Принятие указанного Федерального закона привело к тому, что заметно изменились практически все стороны деятельности органов саморегулирования в строительстве. Наиболее заметные корректировки законодательства можно разделить на несколько основных направлений, среди которых:
- отмена допусков СРО;
- изменение требований, делающих членство в СРО необходимым;
- увеличение числа участников рынка, для кого членство в профобъединении не требуется;
- новые требования для потенциальных участников профильных профобъединений;
- создание второго компфонда.
Каждое из перечисленных новшеств является крайне важным как для самих саморегулируемых организаций, так и для участников строительной отрасли. Это объясняется тем, что они затронули практически каждую подрядную, проектную или инженерно-изыскательскую компанию или предпринимателя. Поэтому целесообразно рассмотреть их более детально.
Это кратко о новой схеме работы СРО согласно закону, принятому в июле 2016 года. Он направлен на усиление контроля за строительными компаниями, а также сохранность и целевое использование средств компенсационных фондов. Это приведет к улучшению качества строительных работ, повышению ответственности СРО и ее членов.
Теперь в СРО обязаны будут вступать не все строительные организации. В список участников войдут:
— генподрядные организации, заключающие договоры строительного
подряда на конкурсной основе на сумму свыше 3 млн рублей;
— застройщики, которые строят самостоятельно;
Деньги строительных СРО разместили 12 банков
Одной из ключевых реформ стала необходимость для СРО перевести деньги компенсационных фондов на спецсчета уполномоченных банков, требования к которым установлены правительством РФ.
В этот список вошли 12 кредитных организаций: Газпромбанк, Юникредитбанк, ВТБ, Альфа-банк, Сбербанк, «ВТБ 24», «Московский кредитный банк», ФК «Открытие», Росбанк, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк и Россельхозбанк.
При переходе в региональное СРО компания имеет право потребовать перевода денег из компенсационного фонда в новую СРО.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Новый закон более четко урегулировал вопрос разработки и применения стандартов. Саморегулируемые организации получили возможность разрабатывать единые стандарты деятельности и применять лучшие практики контроля за работой членов и процессов строительства.
Важное место в новой системе отводится квалификации специалистов. С целью создания единой базы данных по специалистам для государственных органов и заказчиков, а также определения наличия у конкретной строительной организации квалифицированных специалистов к 1 июля 2017 года будут созданы Национальные реестры специалистов строительной отрасли.
Руководящие сотрудники компаний должны соответствовать профессиональным стандартам. Такой подход повысит ответственность руководителей строительных и проектных компаний.
Обо всех нарушениях со стороны СРО нужно сообщать в НОСТРОЙ или НОПРИЗ, специалисты которых будут принимать все меры, чтобы саморегулируемые организации исполняли закон. Предварительные итоги реформы саморегулируемых организаций Минстрой РФ планирует подвести к осени 2017 года.
До вступления в силу №372-ФЗ деятельность СРО в строительной сфере регулировалась №315-ФЗ, принятом еще в конце 2007 года и начавшим свое действие с 01.01.2010 года. За прошедшие годы накоплен серьезный опыт работы трех видов саморегулируемых организаций — строителей, изыскателей и проектировщиков.
Естественно, далеко не все задачи, стоявшие перед разработчиками №315-ФЗ, были успешно решены. Более того, практика показала несколько серьезных проблем, для устранения которых и был создан №372-ФЗ. Насколько успешными окажутся новые правила деятельности СРО, покажет время.
Ключевой задачей введенного в действие со второй половины 2017 года №372-ФЗ стало уменьшение административной и бюрократической нагрузки на строительную отрасль и ее участников. Практика показала, что поставленные цели в значительной степени были достигнуты. При этом работа велась по двум основным направлениям — сокращение количества оформляемых документов и снижение количества условий для обязательного членства в СРО.
Второй важной задачей стало сокращение общего количества СРО, многие из которых осуществляли свою деятельность лишь формально. Третьим важным участком работы законодателей выступило ужесточение контроля над средствами участников саморегулируемых организаций, собранными в виде компенсационных фондов. В результате, были разработаны и введены следующие наиболее важные изменения в законодательство о СРО.
Главным нововведением №372-ФЗ обоснованно считается освобождение от обязательного участия в СРО большого количества работающих на строительном рынке компаний и ИП, имеющих относительно небольшие обороты. Естественно, это в первую очередь коснулось наиболее многочисленную категорию хозяйствующих субъектов — подрядчиков. Начиная с 01.07.2017 года от участия в СРО освобождены строительные организации, которые работают по подрядным и субподрядным договорам, величина которых не превышает 3 млн. руб.
Конечно же, при этом существует ряд оговорок. Например, вступление в СРО является обязательным, если подрядчик:
заключает договора напрямую с инвестором, застройщиком или техническим заказчиком;
сотрудничает с региональными операторами различных федеральных программ, самыми масштабными из которых в настоящее время являются две — по сносу и расселению ветхого и аварийного жилья, а также капремонту многоэтажных многоквартирных домов;
самостоятельно выступает в роли застройщика или технического заказчика;
выполняет работы на условиях генподряда или подряда по договорам, величина которых превышает 3 млн. руб.
Очевидно, что в результате подобных нововведений количество участников СРО должно было резко сократиться. Это и произошло на практике в течение второй половины 2017 — первой половины 2018 годов.
Второе важное новшество — отмена допуска СРО. Сегодня для подтверждения права осуществлять некоторые виды работ или заключать контракты на определенную сумму вполне достаточно просто вступить в профессиональное объединение. Для подтверждения этого факта оформляется выписка из реестра СРО. Никаких дополнительных документов составлять не требуется.
Нет особого смысла говорить о том, что данное изменения в несколько раз снизило документооборот, связанный с деятельностью СРО. Кроме того, новая схема работы намного проще и понятнее, чем действовавшая ранее, когда нередко разобраться, имеет ли право компания заниматься той или иной работой, было достаточно проблематично.
Не менее важной корректировкой работы СРО стало введение регионального механизма их формирования. Необходимость такой меры связана с тем, что многие саморегулируемые организации занимались только приемом участников со всех уголков страны, сбором небольших взносов, но не выполняли при этом никаких контролирующих функций.
Проверить деятельность подобных объединений было достаточно сложно. При этом их существование облегчало работу нерадивым подрядным организациям, бесконтрольно получающим допуск СРО вместе с конкурентным преимуществом, по сравнению с добросовестными участниками рынка. Конечно же, подобную ситуацию сложно было назвать справдливой.
Со второй половины 2017 года подрядная организация или ИП имеет право состоять членом той СРО, которая создана в его регионе. При отсутствии таковой — разрешается вступать в объединение соседнего субъекта РФ.
Для того, чтобы упорядочить работу с финансовыми средствами, собранными в виде компенсационного фонда, в №372-ФЗ были включены два новшества. Во-первых, создание второго КФ, деньги которого предназначаются для компенсации нарушения обязательств по госконтрактам. Это вполне оправдано, учитывая, что именно госзакупки сегодня являются одним из основных и самых крупных сегментов российского рынка.
Во-вторых, введение списка уполномоченных банков. Сегодня размещать средства компфонда разрешается только на счетах финансовых организаций, перечень которых периодически одобряется Минфином. В настоящее время в него входят 14 самых крупных и стабильных российских банков.
Отмена сро с 1 июля 2017, что дальше
Еще недавно для получения допуска к проектным работам организациям и индивидуальным предпринимателям приходилось соответствовать определенным требованиям, устанавливаемым конкретной саморегулируемой организацией проектировщиков, а именно:
- как минимум 3 сотрудника с высшим образованием и со стажем труда от 3 лет или 5 работников со средним образованием и стажем работы от 5 лет (для ЮЛ);
- наличие профильного образования и стажа работы по специальности от 5 лет (для ИП).
После получения заявки и документ комитет СРОП рассматривал кандидата на соответствие установленным требованиям, организуя выездные проверки и тщательное изучение предоставленного пакета документов. После получения положительного решения претендент оплачивал вступительный и членский взносы в компенсационный фонд, после чего получал свидетельство о допуске к работам, на которых он специализируется.
Согласно действующему законодательству, правила выполнения работ по проектированию на индивидуальных предпринимателей распространяются те же, что и на организации, а именно:
- работы по контрактам о подготовке проектной документации, заключенным с техническим заказчиком, застройщиком, региональным оператором или иным лицом, ответственным за эксплуатацию сооружения, должны выполняться только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися членами СРО в сфере архитектурно-строительного проектирование, если другое не предусмотрено соответствующей статьей. При этом выполнение работ обеспечивается специалистами по организации проектирования: главными архитекторами и инженерами проектов;
- работы по контрактам о подготовке проектной документации, заключенным с другими лицами, могут выполняться лицами, не являющимися членами СРОП.
Согласно действующему законодательству стоимость вступления в СРОП, как правило, состоит из:
- взноса в компфонд возмещения вреда – от 50 тысяч рублей;
- взноса в компфонд обеспечения договорных обязательств – от 150 тысяч рублей;
- вступительного взноса – от 5 тысяч рублей;
- ежемесячного членского взноса – от 5 тысяч рублей;
- страхования гражданской ответственности – от 5 тысяч рублей в год.
Таким образом, минимальная стоимость вступления в СРО в области проектирования составляет около 215 тысяч рублей.
В заключение стоит подвести итоги, сказав, что основные новации заключаются, прежде всего, в ужесточении требований к саморегулируемым организациям и к их регионализации, ведь теперь работы могут осуществляться только в регионе регистрации СРО. Кроме того, требование обязательного членства СРО распространяется только на генеральных подрядчиков, участвующих в муниципальных и государственных закупках. В то же время компании и предприниматели, не являющиеся членами саморегулируемых организаций, могут выполнять любые проектные работы на сумму до 3 миллионов рублей, что существенно облегчило жизнь множества учреждений и индивидуальных предпринимателей.
Как Вы относитесь к отказу от саморегулирования и возвращению института лицензирования в строительной сфере?
с 07.04.2017 по 12.05.2017
За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент 0% (0)
За сохранение саморегулирования, при условии внесения кардинальных изменений 0% (0)
За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года 0% (0)
За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования 0% (0)
За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования 0% (0)
За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере 0% (0)
Большие изменения коснулись участников закупки, отменив обязательство быть членом в СРО, если начальная максимальная цена контракта в аукционе на проведение строительных работ, реконструкции или капитального ремонта менее 3 млн. руб.
Если при проведении аукциона на данные виды строительных работ цена заключаемого контракта более 3 млн. руб, то участник закупки должен иметь членство в СРО в области строительства, реконструкции и капитального ремонта.
В данном случае, подрядчик должен предоставить выписку из реестра членов СРО во второй части своей заявки.
Она должна быть выдана не ранее, чем за месяц до даты окончания приема заявок.
Исключения составляют унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
Также, если в процессе проведения аукциона НМЦК снизилась до 3 млн. руб. и подрядчик готов заключить контракт по этой цене, то он не обязан быть членом СРО (ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ).
В случае, если объект закупки при проведении конкурса — инженерные изыскания или проектирование, то участники закупок должны быть членами СРО в области инженерных изысканий (архитектурно-строительного проектирования).
Есть исключения, организации, которым членство СРО для выполнения данных работ не требуется:
государственные и муниципальные учреждения;
юридические лица с государственным участием в случаях, перечисленных в ч.2.1 ст. 47 и ч.4.1 ст 48 ГрК РФ.
При подаче заявки на такой конкурс, участник должен предоставить выписку из реестра членов СРО (действующую, сроки такие же, как указаны выше) по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 №58.
Если участник, который должен подтверждать свое членство в СРО в указанных выше случаях, будет исключен из него, то заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 44-ФЗ).
Важно: заказчик, изучая выписку участника должен обратить внимание на:
графа 3 не должна содержать сведения об исключении участника из членов СРО;
проверить графу 4, имеет ли право поставщик осуществлять деятельность, являющуюся объектом закупки;
необходимо сверить уровень ответственности с предложенной поставщиком ценой. Эти данные указаны в графе 6.
Изменения в законодательстве о СРО на проектирование с 1 июля 2017 года
Теперь СРО несет ответственность за исполнение обязательств по контрактам, заключенных в течение года членами саморегулируемой организации.
Для реализации этого нововведения планируется проводить проверки. Ежегодно, до 1 марта, члены СРО должны направлять информацию о всех заключенных ими контрактах.
С 1 июля 2017 года добавляется второй компенсационный фонд. Первый, базовый фонд, предусмотрен для компенсации вреда. Второй, новый, предназначен для обеспечения договорных обязательств.
Базовый фонд формируется из взносов всех участников СРО, а вносить денежные средства во второй фонд должны только те компании, которые хотят участвовать в госзаказе.
Сумма, внесенная участником в компенсационный фонд возмещения вреда, определяет его уровень ответственности и стоимость одного договора. Минимальный размер взноса на одного члена СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
Первый уровень ответственности:
взнос 100 тыс. руб. — стоимость одного договора не более 60 млн. руб.
Второй уровень ответственности:
взнос 500 тыс. руб — стоимость одного договора не более 500 млн. руб.
Третий уровень ответственности:
взнос 1.5 млн. руб. — стоимость одного договора не более 3 млрд. руб.
Четвертый уровень ответственности:
взнос 2 млн. руб. — стоимость одного договора не более 10 млрд. руб.
Пятый уровень ответственности:
взнос 5 млн. руб — стоимость одного договора более 10 млрд. руб.
Шестой уровень ответственности:
100 тыс руб в случае, если планируется осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства.
Минимальная сумма, внесенная участником в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, на каждого члена СРО в области строительства, которые желают принимать участие в конкурентных торгах на заключение договора строительного подряда, составляют:
Первый уровень ответственности:
взнос 200 тыс. руб рублей — в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 60 млн.руб.;
Второй уровень ответственности:
взнос 2,5 млн. руб. — в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 500 млн. руб.;
Третий уровень ответственности:
взнос 4,5 млн. руб. — в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 3 млрд. руб.;
Четвертый уровень ответственности:
взнос 7 млн. руб. — в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 10 млрд. руб.;
Пятый уровень ответственности:
взнос 25 млн. руб. — в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет 10 млрд. руб.
Совет: специалисты РусТендер советуют всегда прикладывать выписку из реестра членов СРО с уровнем ответственности участника, согласно начальной максимальной цене контракта, даже если в процессе торгов поставщик планирует снизиться на уровень ответственности ниже.
Например, НМЦК в извещении указана 90 млн. руб. (что превышает первый уровень ответственности участника), но подрядчик планирует снизиться до 58 млн. руб. и поэтому прикладывает СРО с первым уровнем ответственности. Т.к. выписка из реестра членов СРО проверяется вместе со второй частью заявки, то при допуске нескольких участников к торгам, у данного подрядчика будет возможность снизить цену до планируемой. Вследствие этого, выписка из реестра членов СРО будет действительной.
Но может произойти ситуация, в которой такой поставщик окажется единственным из допущенных по результатам проверки первых частей. И тогда комиссия будет проверять вторую часть заявки, а соответственно, и выписку из реестра членов СРО, т.к. самого процесса аукциона проведено не будет.
В этом случае, указанная выписка поставщика не будет соответствовать уровню по НМЦК — и его заявка также будет отклонена и поставщик упустит шанс заключить выгодный контракт по НМЦК.
Данные нововведения сильно повлияют на закупки в строительной сфере. Изначально задумывалось, что реформа в СРО позволит лучше контролировать строительные компании, повысить ответственность за выполняемые контракты, а следовательно улучшить качество производимых работ.
Но со стороны самих организаций, осуществляющих свою деятельность в строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, а также в области инженерных изысканий и проектирования, и желающих участвовать в госзакупках — эти новшества приведут к более крупным финансовым затратам, вследствие формирования дополнительного компенсационного фонда.
Обязанность компании закрепляться за СРО по месту своей деятельности, может привести к ограничению в росте организации и снижению конкуренции в закупках в определенном регионе.
К чему в итоге приведет отмена допусков СРО в сфере строительства будет видно только со временем. Обзор об изменениях Вы можете скачать тут.
- До 01.12.2016 уведомить СРО о намерении остаться, перейти или выйти
- До 01.07.2017 определиться и подать заявление в СРО о размере взносов в компенсационный фонд (фонды), в соответствии с ст. 55 16 ГрК РФ
- До 01.09.2017 подать заявление на возврат средств КФ в «прежнюю» СРО (для перешедших в региональную СРО)
- В 2021 году подать заявление на возврат средств КФ (для вышедших и «молчунов»)
Отмена СРО в строительстве с 1 июля 2017 года
- Действует свидетельство о допуске на выполнение видов строительных работ в соответствии с Приказом № 624 Минрегиона
- Условия участия в Заключении Договоров (Контрактов) строительного подряда с использованием конкурентных способов определения подрядчиков, не изменяются
- Определить необходимость своего участия в системе саморегулирования в строительстве после 01 июля 2017 года
- Направить уведомление в СРО о своем решении до 01 декабря 2016 года
- Осуществить переход в саморегулируемую организацию своего субъекта Российской Федерации до 01 июля 2017 года, при необходимости (только для СРО в области строительства)
- Определить необходимость своего участия после 01 июля 2017 года в системе формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств
- При необходимости дополнить размер взноса (взносов) в компенсационный фонд (фонды) саморегулируемой организации (не позднее II квартала 2017 года)
- Подготовить комплект документов для вступления — в «новую» СРО
- Подать документы в «новую» СРО, с учетом указанной в уведомлении даты выхода из «прежней» СРО
- Определить уровни ответственности по договорам строительного подряда (ст. 5516 ГрК РФ — определить размер взноса (взносов) в компенсационный фонд (фонды
- Направить в «прежнюю» СРО копию решения о приеме в «новую» СРО и требование (заявление) о переводе средств КФ
- Оплатить вступительный взнос в «новую» СРО, если такой взнос установлен
- Убедиться в переводе средств КФ от «прежней» СРО в «новую» СРО, в полном объеме ранее уплаченных средств КФ, в течение 7 рабочих дней*
*Самостоятельно внести средства в компенсационный фонд (фонды) «новой» СРО, при необходимости
- необоснованно назначает проведение внеплановой проверки
- в нарушение процедур установленных внутренними документами исключает из членов
- не исполняет надлежаще оформленное волеизъявление члена (не исключает, не переводит средства КФ или иное)
- запрашивает сведения и документы не предусмотренные действующим законодательством
- не переводит средства компенсационного фонда в установленный законом срок, при переходе «бывшего» члена по региональному принципу
- переводит средства компенсационного фонда в меньшем размере, чем они были ранее уплачены «бывшим» членом
- Выписка из реестра членов СРО является условием допуска к заключению договоров подряда, а также к участию в конкурентных закупках. Такая выписка Содержит информацию о внесенном взносе (взносах) в компенсационный фонд (фонды)
- В случае прекращения членства, действует запрет на ПОСЛЕДУЮЩЕЕ вступление в члены сро в течение года
- Завершить переход (перевод средств КФ) в саморегулируемую организацию своего субъекта Российской Федерации до 01.09.2017
- Предоставить в саморегулируемую организацию сведения подтверждающие соответствие юридического лица или индивидуального предпринимателя новым требованиям СРО
- Соблюдать требования законодательства (Градкодекс и Техрегулирование), стандартов на процессы выполнения работ, утвержденных НОСТРОЙ
- договор строительного подряда заключён с иным лицом, кроме указанных ГрК РФ (в том числе – субподрядчики)
- цена договора строительного подряда не превышает 3 млн рублей
- физическое лицо осуществляет строительство ИЖС
- выполняются работ на объектах, не являющихся ОКС
- для отдельных категорий юридических лиц
- (созданными публичными образованиями)
С 01 июля 2017 года отменяются допуски СРО. А что взамен?
СРО – это некоммерческие организации, куда входят предприниматели, производящие в определенной отрасли товары. Они также объединяют субъектов профессиональной деятельности конкретного вида услуг.
Надо получать допуск СРО или нет?
В конце декабря 2016 года Минюст зарегистрировал приказ Ростехнадзора об отмене с 1 июля 2017 года допусков СРО к работам, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства. При этом об отмене свидетельств объявлено давно, но прекращение их действия произошло лишь в указанный срок, и то не полностью.
С 1 июля 2017 года отменили допуски к определенному типу или видам работ в области инженерных изысканий, а также составлении проектной документации, подготовке реконструкционных работ, капитального ремонта объектов строительства, влияющих на их безопасность. Также перестало существовать понятие «виды работ, которые влияют на безопасность объектов капстроительства». До этого срока строители работали на основе ранее полученных допусков.
Обратите внимание!
Вступление в СРО по новому закону 2017 предусматривает отмену допусков на строительство для компаний, заключающих договоры на сумму до 3 млн. рублей. К ним относятся и УК, в которых доля государственного участия достигает более 50%.
Остальные строительные организации, заключающие соглашение на выполнение работ, должны иметь соответствующий допуск.
В объединения обязаны входить предприятия, выполняющие любую работу в сфере строительства, а также при проектировании либо изысканиях по договору подряда.
Законом внесены основные изменения и новые правила с 1 июля 2017 года для организаций – участников некоммерческой саморегулируемой организации.
Прекращается действие свидетельства о допуске СРО (оно больше не нужно). Вместо него вводится обязательное членство для определенных категорий предприятий, данные о которых включают в Реестры участников саморегулируемых организаций. Для подтверждения своего членства в СРО, компания обязана получить выписку из Реестра.
Участие в саморегулируемой компании нужно только в случае, если:
- генподрядчики заключают договор строительного подряда с застройщиком на конкурсной основе, техническим заказчиком, региональным оператором, субъектом, который ответственен за эксплуатацию сооружения, на сумму более 3-х млн. рублей;
- застройщики самостоятельно выполняют строительные работы;
- сделка заключается с техническим заказчиком, либо генеральным проектировщиком.
Компания, которая намерена принять участие в оформлении договоров подряда на конкурсной основе, обязана внести взнос в компенсационный фонд СРО. Минимальная сумма взноса зависит от совокупного размера обязательств предприятия по договорам.
Членами саморегулируемой организации могут являться фирмы, имеющих в штате хотя бы двух специалистов, подходящих установленным квалификационным требованиям. Сведения о них должны быть включены в НРС (Национальный реестр специалистов). При этом участник СРО может быть исключен, если до 1 декабря 2016 года не уведомил о прекращении либо сохранении членства.
Работы по договору о подготовке проектных документов, заключенному с застройщиком, а также техническим заказчиком, субъектом, ответственным за эксплуатацию строения, сооружения, регионального оператора, могут выполнять лишь лица, состоящие в проектной саморегулируемой организации.
К исключениям относятся субъекты, отмеченные в статье 48 ГрК РФ. Работы по составлению проектной документации по таким соглашениям выполняют профессионалы по организации архитектурно-строительного проектирования (архитекторы проектов, главные инженеры).
Обратите внимание!
Работы по договору о подготовке проектных бумаг, заключенному с прочими лицами, вправе исполнять те, кто в СРО не состоит.
Закон позволяет создание 2-х компенсационных фондов саморегулируемой организации – для обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО) и возмещения вреда.
Размер взноса в последний – от 100 тыс. до 5 млн. рублей в зависимости от цены договора. Взнос в КФ ОДО варьируется в размере от 200 тыс. до 25 млн. рублей исходя из суммы обязательств по договорам.
Наличие у СРО компенсационного фонда дает возможность членам оформлять сделки за счет конкурентных методов заключения договоров.
Изменения в законе о саморегулируемых организациях (СРО)
» Требования к выдаче свидетельств о допуске к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных объектов, объектов использования атомной энергии):1. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках 1.1. Разбивочные работы в процессе строительства 1.2.
» Некоторые виды деятельности в Российской Федерации могут осуществляться только при наличии специального разрешения – лицензии. Строительство и ремонт до недавнего времени входили в перечень таких видов работ.
В 2010 году ситуация изменилась, было принято решение на государственном уровне перейти на более прогрессивную систему контроля.
Саморегулируемые организации (СРО) заменили лицензирование в некоторых отраслях экономики. Однако строительство включает целый ряд работ, которые не требуют жесткого внешнего контроля, например, отделка помещений. Расскажем подробнее, нужно ли СРО на отделочные работы в 2021гг.
Этот вопрос тем более актуален, что в 2017 году были внесены серьезные изменения в Градостроительный кодекс и пересмотрены основные принципы регламентирования деятельности СРО в строительстве.
СРО – это сокращенно саморегулируемая организация. Сама же организация, согласно закона ФЗ-315 о СРО, имеет несколько признаков:
- созданная в целях, предусмотренных законом;
- объединяющая субъектов предпринимательства по отраслевому принципу.
- основанная на членстве;
- некоммерческая;
СРО строителей должны отвечать требованиям, указанным в ст. 5.4 Градостроительного кодекса РФ, в частности, иметь определенное количество членов и сформированный компенсационный фонд.
Для вступления в СРО необходимо соответствовать установленным требованиям. Декларируемая идея образования СРО – передача контрольных и надзорных функций от государства самим субъектам бизнеса с обеспечением гарантий в случае причинения вреда в процессе исполнения обязанностей, разгрузка госорганов.
Сами строители существенной разницы не заметили, просто изменился адресат перечисления денег и бумаг, и, конечно, взносы стали значительно выше по сравнению с госпошлиной за получение лицензии. Специалисты отмечают проблемы в деятельности СРО, которые связаны с недостатками закона. Фактически большая часть компаний вступает в СРО, расположенные в Москве и Санкт-Петербурге, при этом находясь от них на значительном расстоянии.
Какого-либо действительного контроля многие СРО не осуществляют, вся процедура сводится к банальной покупке членства. Требуется ли СРО для отделочных работ — этот вопрос постоянно возникал на практике и ответ на него дали соответствующие госорганы практически сразу же после введения системы саморегулирования. До 1 июля 2017 года госорганы утверждали, что СРО на отделочные работы не требуется.
Сейчас ситуация изменилась. Дело в том, что до 2014 года ФЗ-315 непосредственно регламентировал СРО в строительстве. Затем был принят ФЗ-359, который предусматривал, что особенности саморегулирования в области строительства устанавливаются в ГрК РФ. Значительная часть норм изначально была сосредоточена именно в этом кодифицированном документе.
С 1 марта 2021 года начнут аннулировать диагностические карты автомобилей, которые были получены без фактического заезда на станцию техосмотра (ТО). Изменения вступают в силу на основании Федерального закона от 06.06.2019 №122-ФЗ, который вносит поправки в Федеральный закон от 01.07.2011 №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств…».
С указанной даты изменится и сам порядок получения диагностических карт. Их будут выдавать только в специальных пунктах, где автомобиль сфотографируют перед началом диагностики и после. Только после этого водителю выдадут диагностическую карту, защищенную цифровыми подписями.
Законодательно предусмотрено 4 основания для признания диагностической карты недействующей:
- диагностическая карта была куплена (фактически ТО не пройден);
- при прохождении контроля не удалось проверить все узлы и агрегаты авто;
- процедура техосмотра прошла с нарушениями;
- в конструкцию автомобиля внесены изменения, которые не были зарегистрированы в ГИБДД (например, карта выдана на авто с незаконной тонировкой или нештатным ксеноном).
Нововведение распространяется на все транспортные средства, которые подлежат техосмотру. Легковые автомобили младше 4 лет проходить ТО не обязаны, авто от 4 до 10 лет должны проходить осмотр раз в два года, старше 10 лет – ежегодно.
Никто не аннулирует диагностическую карту при условии честного прохождения ТО, то есть если автовладелец фактически заезжал на станцию, проходил все необходимые проверки и не вносил конструктивных изменений – например, не изменял тип фар, не тонировал авто, не устанавливал не прошедший испытаний фаркоп.
Диагностическую карту смогут аннулировать, даже не останавливая водителя. Для признания ее недействительной у ГИБДД должны быть сведения о фиктивном ТО.
Узнать статус своей диагностической карты можно будет на основании данных Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИСТО). Карта может иметь три статуса:
- Действительная – это значит, что карта действует.
- Архивная – означает, что сроки действия карты завершились.
- Аннулированная – это тот статус, который могут применить к карте после 1 марта 2021 года.
Таким образом, процесс аннулирования диагностической карты предполагает изменение ее статуса в ЕАИСТО сотрудником ГИБДД. Каким образом ГИБДД будет проверять, нарушил ли водитель правила прохождения ТО или нет, в законе не освещается. Возможно, может учитываться информация о том, что конкретный оператор техосмотра выдавал фиктивные карты и у него отозвали аттестат.
В части 3 статьи 5 №122-ФЗ подчеркивается, что диагностические карты, выданные до 1 марта 2021 года, признаются действующими до окончания сроков действия.
Цель нововведений
Целью нововведений являются исключение случаев фальсификации техосмотра, обеспечение качественной проверки транспортного средства, очистка дорог от машин, которые представляют опасность для дорожного движения.
По статистике, до 80% диагностических карт выдается с нарушениями. Доля автомобилей старше 10 лет превышает 50% от общего числа машин, и такие транспортные средства могут представлять угрозу безопасности движения для автовладельцев и пешеходов.
Неисправность автомобиля является одной из причин аварий на дорогах, поэтому после внедрения новых правил в МВД надеются сократить число ДТП на дорогах.
Источник: styledr.ru
СРО-система – под ключ?
С принятием нового 159-ФЗ идея гипотетического слияния НОСТРОЙ и НОПРИЗ приобретает уже вполне законченные черты
Новые реалии в строительном саморегулировании становятся всё ближе. В комментариях на недавнюю статью о майском заседании ностроевского Совета, в ходе которого его члены в очередной раз радикально ограничили свои собственные полномочия и усилили власть главы НОСТРОЙ, форумчане высказали мнение, что подготовка к «стыковке» двух Национальных объединений под одной крышей идёт полным ходом.
На организационном уровне в НОСТРОЙ её архитектором выступает опытный Сергей Кононыхин, переформатирующий возглавляемый Аппарат Национального объединения строителей под понятные стандарты и решения, которые могут быть удобны для обеих структур. А на уровне законодательном мы всё чаще слышим про общие подходы, которые должны ещё больше сблизить строительное сообщество с проектным и изыскательским. Не в смысле довольно абстрактных «общих интересов», а уже прямо предусмотрев механизмы работы всего проектно-изыскательского и строительного процесса в рамках единой структуры.
Новой ласточкой стал Федеральный закон № 159-ФЗ от 11 июня 2022 года «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Документ, подписанный Президентом России Владимиром Путиным в минувшую субботу, направлен на сокращение случаев закупок госкомпаний у взаимозависимых с ними лиц без соблюдения требований закона, регулирующего их закупки.
Иными словами, речь идёт о так называемых «закупках под ключ». В 2018 году заказчики получили возможность не применять Федеральный закон № 223-ФЗ при осуществлении внутригрупповых сделок, когда материнской компанией осуществляется закупка у дочерней структуры. Для реализации такого права заказчик в составе положения о закупках ведёт перечень взаимозависимых с ним лиц, у которых он проводит закупки без применения 223-ФЗ.
Вносимые изменения допускают возможность закупок таких заказчиков у взаимозависимых лиц без применения указанного закона лишь в случаях, когда зависимое лицо само является заказчиком по 223-ФЗ, либо закупка осуществляется в целях обеспечения единого производственного процесса. Предполагается, что закон должен вступить в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Это было сделано для того, чтобы облегчить закупки внутри вертикально-интегрированных компаний, пояснял ранее заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров. Однако проведённый Минфином России мониторинг показал, что объём нерегулируемых 223-ФЗ сделок вырос и является существенным. При этом сейчас отсутствует механизм, позволяющий определить предмет и характер закупок, осуществляемых у взаимозависимых лиц, поскольку информация о них не включается в госреестры
В связи с этим в отношении таких закупок не обеспечивается прослеживаемость и имеется риск намеренного ухода от применения 223-ФЗ. Это негативно сказывается на состоянии конкуренции в сфере закупок, а также не позволяет распространить на такие закупки положения, связанные с обязательной минимальной долей закупок отечественной продукции (работ, услуг) и закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, поясняли ранее в Правительстве РФ.
Поэтому вместо того, чтобы бороться за конкуренцию ради конкуренции, федеральная власть приняла решение легализовать фактическое положение дел. И разрешить крупным холдингам вести комплексные работы, где один субъект экономической деятельности ведёт и изыскания, и проектирование, и стройку. А заказчикам, соответственно – работать с такими компаниями, не боясь окриков со стороны ФАС и бесконечных жалоб со стороны оказывающихся не у дел малых и средних фирм.
С одной стороны, конечно, можно проехаться по поводу монополизации рынка и сокращения пула компаний, причастных к госзаказу. Но, с другой стороны, вполне понятны и мотивы разработчиков федерального закона. Речь идёт о строительстве важных социальных объектов, на которых можно будет пригласить одного серьёзного подрядчика (и с него спрашивать за результат), а не искать несколько фирм, теряя время на торги и состыковки. По оценкам саморегуляторов, с которыми пообщались представители нашей редакции, это может дать ускорение проведения закупок на 3-4 месяца. Вполне серьёзный срок даже для большого объекта.
Очевидно, что альтернативные варианты, вроде параллельного проектирования и строительства или различных компьютерных ухищрений с быстрой передачей цифровой модели, будет паллиативной, создадут дополнительные трудности и проблему не решат. А так заказчик будет работать с одним подрядчиком, который отвечает за весь комплекс работ, их качество и сроки. И, например, будут исключены ситуации, когда одним подрядчиком дорогостоящее оборудование уже поставлено, а другой ещё не выполнил внутренние отделочные работы. Такой подход обеспечит прямую экономию бюджетных средств, ускорит строительство, а главное – даст возможность при необходимости вносить актуальные правки в контракты.
Очевидно, что, сказав «А», власть вспомнит и про остальные буквы алфавита. А именно, «ключевой подрядчик» должен состоять в нескольких саморегулируемых организациях. И резонно, если эти СРО сами постепенно будут становиться многопрофильными. В общем-то для этого и изобретать ничего принципиально нового не придётся. Если есть проектно-изыскательские союзы и ассоциации, то почему не может быть строительно-проектно-изыскательских?
Для этого придётся переформатировать СРО в строительстве, приведя в соответствие положению части 1 статьи 3 Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». А именно – объединение субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг). Вернуться к недоработанному в 2016 году Федеральному закону № 372 и всё-таки провести второй этап реформы, объединив изыскателей, проектировщиков и строителей в одну СРО, которую можно назвать «комбинированной». Возможно, с дальнейшим развитием принципа региональности (привет проектным и изыскательским саморегуляторам!). А возможно и с введением одной СРО на регион (привет саморегуляторам Москвы других крупных регионов!).
Понятно, что проводить такие серьёзные преобразования можно, имея единую точку управления – в виде общего Национального объединения. В связи с чем идея гипотетического слияния НОСТРОЙ и НОПРИЗ приобретает уже вполне законченные черты. Теперь это не интеграция ради интеграции, а следующий этап развития системы саморегулирования в стране. Когда заказчики работают со строительными проектами «под ключ», а общие СРО решают вопросы по обеспечению обязательств, качеству и безопасности.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Источник: zsrf.ru
Вопрос-ответ
Вступая в члены Ассоциации, имеющей статус саморегулируемой организации, юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по строительству или проектированию объектов капитального строительства, работают в рамках правового поля, установленного государством, а обеспечивая прозрачность своей деятельности, избегают нарушения законодательства.
Свидетельства о допуске к работам отменены с 01.07.2017 г. Взамен выдаётся Выписка из реестра членов СРО.
Ассоциация «Нижегородское объединение строительных организаций» выдаёт выписки из реестра членам СРО, которые имеют право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору строительного подряда, в том числе в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Кроме того, административным (ст. 9.5.1 КоАП РФ) законодательством РФ предусмотрена ответственность за выполнение инженерных изысканий, подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ, выдаваемого саморегулируемой организацией.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса РФ лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
В соответствии с частью 2 статьи 55.7 Градостроительного кодекса РФ и другими актами РФ саморегулируемая организация принимает решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица в случае:
1) несоблюдения членом саморегулируемой организации требований технических регламентов, повлекшего за собой причинение вреда;
2) неоднократного в течение одного года или грубого нарушения членом саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований технических регламентов, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций и (или) требований правил саморегулирования;
3) неоднократной неуплаты в течение одного года или несвоевременной уплаты в течение одного года членских взносов;
4) невнесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в установленный срок;
5) отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случая, указанного в части 7 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ.
6) В соответствии с ст. 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, не выразившие до 1 декабря 2016 года намерение добровольно прекратить или сохранить членство в некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, исключаются из членов такой некоммерческой организации по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации с 1 июля 2017 года.
Согласно ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается перечисление средств компенсационного фонда, за исключением случаев:
1) возврат ошибочно перечисленных средств;
2) размещение и (или) инвестирование средств компенсационного фонда в целях их сохранения и увеличения их размера;
3) осуществление выплат из средств компенсационного фонда в результате наступления солидарной или субсидиарной ответственности;
4) уплата налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств компенсационного фонда в кредитных организациях, и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда в иные финансовые активы;
5) перечисление средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации Национальному объединению саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, в случаях, установленных настоящим Кодексом и Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.4 ст.55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 29.12.2004 г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
В соответствии с ч.2 ст.55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске осуществляется саморегулируемой организацией при приеме в члены саморегулируемой организации, а также не реже чем один раз в год.
С 1 июля 2017 года приказ Минрегиона России от 30.12.2009 г. №624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» не применяется для целей саморегулирования (письмо Минстроя России от 17.08.2018 г. №35217-АГ/08).
Документальным подтверждением членства индивидуального предпринимателя или юридического лица в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства является выписка из реестра членов саморегулируемой организации, форма которой утверждена приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 г. № 86 (взамен приказа Ростехнадзора от 16.02.2017 г. № 58). Данной формой не предусмотрено указание видов работ, выполняемых членов саморегулируемой организации.
Исходя из изложенного, с 01.07.2017 г. выписка из реестра членов саморегулируемой организации с указанием видов работ не выдается.
Членство в саморегулируемой организации применительно к строительной отрасли даёт право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства (или выполнять инженерные изыскания, или разрабатывать проектную документацию), заменив ранее действующую разрешительную систему лицензирования этих видов деятельности.
Частями 1 и 6 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ (в ред. от 18.02.2020 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – № 99-ФЗ), касательно случаев переоформления лицензии, установлено, что лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, либо её переоформление допускается в случае реорганизации юридических лиц в форме слияния при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности.
Проводя аналогию с законом № 99-ФЗ в части порядка переоформления лицензии, переоформление членства в СРО строителей (или изыскателей, или проектировщиков) в случае реорганизации в форме присоединения юридического лица к другому юридическому лицу, не являющемуся членом СРО того же вида и не обладающему правом осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства (или выполнять инженерные изыскания, или осуществлять подготовку проектной документации), признается недопустимым.
Статьёй 58 Гражданского кодекса Российской Федерации определено правопреемство при реорганизации юридических лиц. Частью 5 указанной статьи установлено, что при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией, в связи с чем сам факт реорганизации юридического лица не является основанием для прекращения его членства в саморегулируемой организации.
Проводя аналогию со статьёй 18 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования лицензия подлежит переоформлению на преобразованное юридическое лицо.
Учитывая изложенное, при реорганизации юридического лица – члена саморегулируемой организации в форме преобразования, членство реорганизованного юридического лица в саморегулируемой организации переоформляется на правопреемника.
Соответствующие изменения в реестр членов саморегулируемой организации должны вноситься на основании заявления юридического лица.
Пунктами 3 и 4 «Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. № 468 установлено, что строительный контроль проводится:
«лицом, осуществляющим строительство (далее – подрядчик);
застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлечённой заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее – заказчик).
Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля».
Застройщик для осуществления своих функций вправе уполномочить (привлечь по договору) юридическое лицо – технического заказчика.
Согласно части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) строительный контроль в процессе строительства является одной из функций технического заказчика.
Технический заказчик осуществляет строительный контроль в интересах застройщика.
В соответствии с пунктом 22 статьи 1 функции технического заказчика на стадии строительства выполняются только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 и 2.2 статьи 52 Кодекса.
Следует иметь ввиду, что указанное в части 2.1 статьи 52 Кодекса исключение из общего правила обязательности членства в саморегулируемой организации в соответствии с частью 3 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих строительный контроль за выполнением работ по договорам строительного подряда, заключённым со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Учитывая изложенное, организация не вправе без членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства осуществлять строительный контроль по договору с заказчиком.
Согласно Перечню видов инженерных изысканий, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 г. № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (в ред. от 19.06.2019 г.), вид работ «Обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций» является специальным видом инженерных изысканий.
В соответствии с частью 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые выполняют работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключённым с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, за исключением случаев, указанных в части 2.1 статьи 47 Кодекса.
Исходя из изложенного, для выполнения работ по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений для подготовки проектной документации по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, заключённому с указанными выше лицами, требуется членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, за исключением юридических лиц, перечисленных в части 2.1 статьи 47 Кодекса.
Подготовка проектной документации по договорам подряда, заключённым с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, согласно части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), должна выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.
Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования юридическим лицам, указанным в части 4.1 статьи 48 Кодекса.
Дата и время создания информации на сайте: 05.11.2009 00:00:00
Дата и время обновления информации: 28.02.2017 12:32:03
Источник: www.sronoso.ru
С 1.07.2017 прекращается действие Свидетельства о допуске
С 1 июля 2017 года не требуется осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, единственным документом, подтверждающим членство юридического лица или индивидуального предпринимателя в саморегулируемой организации в сфере архитектурно-строительного проектирования, с 01.07.2017 будет являться выписка из реестра членов саморегулируемой организации.
Часть 1¹ Статьи 3³ Федерального закона от 18 июня 2017 года №126-ФЗ «О внесении изменений в статью 55² Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 3³ Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»:
До 1 июля 2017 года индивидуальные предприниматели и юридические лица при отсутствии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, имеют право выполнять:
1) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с лицом, не являющимся застройщиком, техническим заказчиком, лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий;
2) работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенных с лицом, не являющимся застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором;
3) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с лицом, не являющимся застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором.
Источник: xn--80adkulfbcikfv.xn--p1ai