Что является дефицитом в строительстве

Содержание

Дефицитом бюджета называют такое стечение обстоятельств, при котором расходные обязательства, рассчитанные на следующий отчетный период, больше, чем запланированные поступления в бюджет, что сопровождается формированием отрицательного сальдо в дальнейшем.

В ситуации дефицита бюджета правительству необходимо определиться с курсом и изыскать какие-либо источники финансирования возникших проблем. Они могут внешними и внутренними. К последнему типу относят доходы, полученные в результате размещения ценных бумаг.

Также в качестве источников используют кредитные средства, предоставляемые международными финансовыми компаниями и кредитными организациями для дальнейшего погашения, доходы от продажи акций. Внешние источники представляют собой средства, которые пополняют бюджет за счет государственных займов путем выпуска ценных бумаг от имени определенного региона или государства.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Государственный бюджет — просто о сложном

Данные бумаги по номинальной стоимости учитываются в иностранной валюте. Кроме того, используют кредиты, предоставляемые международными юридическими лицами или кредитными организациями в иностранной валюте.

Дефицит бюджета может стать причиной следующих проблем:

  • ограничения для поиска дополнительных источников прибыли;
  • при увеличении налогов наблюдается снижение деловой активности в экономической сфере, объем теневой экономики растет, как следствие поиска бизнесом путей ухода от налогов и ликвидации законной деятельности.

Во избежание подобных проблем в отдельных случаях целесообразно сохранять дефицит бюджета. В том случае, когда такая ситуация обусловлена значительными тратами, уровень опасности достаточно высок, и требуется вмешательство высококлассных и опытных специалистов.

Как правило, дефицит является последствием кризиса. Подобные обстоятельства возникают из-за неэффективной налоговой политики и усугубления финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае от государства требуется разработать действенную стратегию, направленную на стабилизацию экономики, финансово-кредитной системы, проведение реформ в области бюджетной политики.

Исходя из степени управления, дефицит государственного бюджета классифицируют на следующие типы:

  • циклический дефицит, при котором ситуация напрямую определяется действиями государства, а причиной является снижение в производственном секторе;
  • структурный дефицит формируется в том случае, когда в процессе экономического спада государство снижает налоги для физических лиц и бизнеса с целью снизить доход, увеличивает дотации и пособия для улучшения общего финансового положения в стране.

Ориентируясь на понятие конкретной части бюджета, для которой характерен дефицит, его подразделяют на следующие виды:

  • пассивный, возникающий при уменьшении доходов страны;
  • активный, формируется в результате увеличения затрат по сравнению с государственными доходами, как следствие структурных изменений в экономике и войн.

По причинам возникновения дефицит бывает:

Ошкуривание начинается! Добровольный взнос в бюджет / Дмитрий Потапенко и Дмитрий Дёмушкин

  • кризисным, который спровоцирован экономическим спадом;
  • форс-мажорным, к которому приводят катастрофы, стихийные бедствия, войны;
  • управленческим, сформированным в результате оттока денежных средств за границу, неэффективной инвестиционной политики, коррупции, других проблем из-за неграмотного управления.

По продолжительности дефицит подразделяют на следующие виды:

  • долгосрочный;
  • краткосрочный, возникающий на фоне форс-мажорных обстоятельств и ошибок в управлении.

К распространенным причинам образования дефицита бюджета относят проблемы, связанные с планированием доходов и расчетов. Данные обстоятельства формирует тенденция экономического спада. Нередко дефицит формируется на фоне природных катастроф, санкций или военных конфликтов.

Долгосрочным дефицитом называют системное явление, возникающие в сущности по причине экономического кризиса.

Классификация бюджетного дефицита:

  • действительный, отраженный в законодательных актах о бюджете в виде предельной величины, которая может быть нестабильна в зависимости от исполнения бюджета;
  • случайный, преимущественно затрагивающий местные бюджеты по причине зависимости от единственного источника финансирования, представляет собой причину снижения роста дохода по отношению к расходам;
  • временный, не представляющий большой опасности для экономики по причине непродолжительного действия, причиной являются случайные колебания расходов и доходов;
  • хронический, в виде ежегодного явления, сформированного по причине экономического кризиса.

Государству необходимо снизить негативное влияние дефицита и защитить экономику. Предпринимаемые меры, как правило, касаются эмиссионного покрытия дефицита, внешних и внутренних займов или повышения налогов.

Чем отличается от профицита

Финансовый план государственного бюджета включает две основных статьи: расходы и доходы. В том случае, когда сумма расходов сопоставима с суммой доходов, бюджет является сбалансированным. При возникновении ситуации, когда доходы выше, чем расходы, формируется профицит бюджета. При обратном соотношении статей возникает бюджетный дефицит.

Правительство старается поддерживать стабильность экономики страны, сдерживая дефицит государственного бюджета в пределах 10% от ВВП. Как правило, дефицит учитывают при формировании государственного бюджета. Наличие последнего приводит к инфляции, так как он обычно покрывается за счет выпуска дополнительных денег в обращение.

Доход, который при этом получен, называют сеньоражем. По распространенному мнению, профицит лучше, чем дефицит, так как такая ситуация позволяет сдерживать инфляцию. Однако оценивать бюджетную политику целесообразно, принимая во внимание структуру и статьи расходов бюджета.

Основные элементы и функции государственного бюджета

Любая денежная государственная система основана на бюджете. В процессе планирования оперируют данными о прошедшем периоде и готовят предложения на будущий срок. В целом, государственный бюджет является определенной формой расходования и формирования финансов, благодаря чему обеспечиваются федеральные функции и задачи местного самоуправления.

Государственный бюджет является сводным планом сбора доходов и реализации полученных средств с целью покрытия расходов на федеральном и местном уровнях в рамках конкретного периода.

Государственный бюджет готовит правительство, а утверждает высший законодательный орган власти. В Российской Федерации бюджетный проект федерального значения выносят на обсуждение каждый год и принимают, как закон Федерального собрания. В конце отчетного периода Правительство РФ предоставляет отчет о том, как исполнен бюджет.

Доходная часть бюджета включает:

  • налоги;
  • акцизы;
  • таможенные сборы;
  • доходы от государственной собственности;
  • средства от фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов;
  • займы;
  • денежная эмиссия.

Расходная часть бюджета состоит из статей:

Согласно государственному устройству страны, доходы классифицируют, таким образом:

  • в унитарном государстве – доходы центрального и местных бюджетов;
  • при федеративном строе – доходы федерального бюджета, доходов субъектов федерации, доходы местных бюджетов.

В Российской Федерации принят трехуровневый бюджет:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Путем корректировки бюджета государство регулирует процессы в экономике. Соблюдается принцип баланса расходов и доходов. На практике наблюдается дефицит или профицит бюджета, исходя из преобладания определенной статьи.

Бюджетная система государства представляет собой основу финансовой стабильности страны. Суть централизованного фонда денег и финансовых инструментов заключается в оплате потребностей общества и аппарата власти. Бюджет складывается из средств, поступающих от реального сектора экономики и домашних хозяйств.

  • распределение совокупного общественного дохода;
  • контроль и стимулирование хозяйственной деятельности;
  • обеспечение социальной политики;
  • контроль целесообразного расхода централизованных средств.

Основной задачей государственного бюджета является распределение денежной массы и финансов, исходя из заранее принятого плана. Средства направляют на финансирование приоритетных направлений в реальном секторе, а также экономических отраслей, не приносящих существенной коммерческой выгоды, включая медицину, культуру, образование и науку.

С тех пор, когда сформировалась государственность, началось становление бюджетной системы. В процессе развития и совершенствования налогово-бюджетной структуры сложились основные принципы разработки бюджета:

  • полнота;
  • единство;
  • правдивость;
  • гласность.

Полнота бюджета заключается в отражении всех доходов и расходов. Бюджет брутто состоит из всех валовых расходов и доходов. Бюджет нетто включает лишь чистые показатели, относительно расходов и доходов.

Единство бюджета достигается путем единообразия действий в процессе его планирования. Его компоненты должны сопоставляться друг с другом без противоречий, что обеспечивает единая бюджетная классификация, в рамках которой формируются доходные и расходные группы по отдельным статьям.

Приняты основные формы бюджета:

  • административная;
  • отраслевая;
  • экономическая;
  • смешанная форма.

Суммы, которые включают в бюджет, должны соответствовать действительности и подкрепляются доказательствами. Бюджет разрабатывается путем публичного обсуждения и утверждается публично законодательным органом власти. В Российской Федерации бюджет пополняется с помощью:

  • налога на прибыль;
  • акцизных платежей;
  • налога с продаж;
  • налогов на доходы домашних хозяйств и других.

Кроме того, бюджет пополняется средствами от эксплуатации государственного имущества, применения фондовых инструментов на фондовых биржах. Доходы поступают в виде иностранных кредитов и процентов от использования национальных денег иностранными государствами.

Плюсы и минусы бюджета

При определенных обстоятельствах дефицит бюджета могут оценивать положительно, ориентируясь на конкретные факторы. К примеру, такая ситуация возможна при расходе большей части средств внутри государства. В данном случае дефицит не является полностью негативным явлением.

Проблемы возникают в том случае, когда формируется отрицательное сальдо внешней торговли. Следует отметить, что такое утверждение справедливо только при стабильном экономическом росте.

В кризисные времена средства, как правило, утекают за пределы государства в страны с более сильной экономикой. При сравнении с Европой, в России данные процессы проявляются особенно ярко.

Минусы бюджетного дефицита:

  1. Когда дефицит формируется в условиях сокращения расходов, снижается степень влияния государства на общественные и экономические процессы. Это приводит к потере правительством контроля за ситуацией в целом и кризису в социальных и определенных экономических сферах.
  2. Как правило, в России дефицит покрывается с помощью продажи государственного имущества и кредитов, что позволяет отложить решение проблем без необходимости влиять на ключевую причину дефицита. При принятии решения о печати новых денег национальная валюта обесценивается. Увеличение налоговой нагрузки ведет к росту теневой экономики.

Причины образования дефицита

Наиболее распространенными причинами формирования бюджетного дефицита являются:

  • реализация слишком сложных с финансовой точки зрения социальных программ;
  • уменьшение прибыли в кризисное время;
  • процветание коррупции на разных уровнях;
  • неграмотная проработка финансовой системы;
  • убытки из-за структурной перестройки экономики, необходимость в поддержке промышленного комплекса;
  • агрессивная налоговая политика, рост теневого бизнеса;
  • возникновение чрезвычайных ситуаций, в том числе стихийных бедствий, катастроф и войн.

Особенности финансирования дефицита из внешних и внутренних источников

Временная нехватка средств, которая не приводит к возникновению глобальных кризисных процессов в экономике, является нормальным явлением. В такой ситуации требуется принятие мер по снижению рисков формирования последствий дефицита бюджета.

Безопасным считается уровень дефицита не более 3% от ВВП. В качестве источников покрытия используют внешние и внутренние займы, печатают новые деньги, реализуют государственное имущество. Такие действия, как правило, приводят к инфляции и экономическому спаду.

К внутренним источникам покрытия дефицита относят продажу ценных бумаг, золота и других активов. В некоторых случаях реализуют предприятия. В данную категорию также включают кредиты Центрального банка. Такие стратегии реализуют при финансировании бюджета объектов Российской Федерации, но при этом роль Центробанка может играть другой кредитор.

Решение проблем, связанных с дефицитом бюджета, путем продажи предприятий, находящихся на балансе государства, и кредитных займов является неэффективным. Это связано с краткосрочностью подобных мер, так как в будущем кредиты должны быть погашены, а реализованные предприятия не будут приносить прибыль.

К внешним источникам относят кредиты, выданные МВФ, а также крупными иностранными компаниями. Здесь же подразумевается продажа иностранной валюты из Резервного фонда страны. Данный метод является наиболее привлекательным по той причине, что другие стратегии связаны с политической и экономической зависимостью от государств, которые выступают в роли кредиторов.

Пути снижения бюджетного дефицита

Центральный Банк является юридическим лицом, обладающим собственными правами и обязанностями. Согласно закону, предусмотрена независимость функционирования этой структуры по отношению к другим органам государственной власти.

Таким образом, банк не является государственным в определенной степени. Его управление осуществляет финансовый совет и совет директоров. Члены системы управления назначаются конкретными государственными структурами на ограниченный срок.

Можно сделать вывод, что при формировании дефицита бюджета государство кредитуется у самого себя. Исходя из механизмов возврата этого кредита, складывается ситуация, когда государство заимствует средство для предоставления их в кредит населению.

Правительство и Центральные банки решают проблемы возникновения бюджетного дефицита такими способами, как:

  1. Включение печатного станка, то есть эмиссия фиатных денег. Такие действия характеризуются кратковременным позитивным эффектом, к примеру, в результате обесценивается внутренний долг, и сокращаются расходы на его обслуживание. В качестве дополнительной меры повышают зарплаты работникам бюджетной сферы и увеличивают льготы. Благодаря избыточной эмиссии, растет инфляция, и может возникать гиперинфляция. По итогам подобных действий резко обесцениваются сбережения населения, происходит девальвация национальной валюты, растут процентные ставки по государственным облигациям.
  2. Ввод новых налогов, либо повышение существующих налогов. Такая мера носит краткосрочный характер. Налоги являются основой пополнения государственного бюджета. В дальнейшем производство сокращается, уровень безработицы растет, уменьшается ВВП. По итогам прекращается рост доходов госбюджета, а экономике наносится значительный ущерб.
  3. Бюджетный секвестр. В процессе снижают все расходы государственного бюджета на пропорциональную долю.

В том случае, когда сокращение бюджетных расходов достигло предела, бюджетный дефицит финансируют следующими способами:

Источник: wiki.fenix.help

Что такое дефицит в экономике: понятие, причины, виды и способы устранения

Что такое дефицит

Кандидат экономических наук. 20 лет преподаю финансы и инвестиции в университете. Инвестирую на фондовом рынке.

На бытовом уровне, наверное, нет человека, который бы не понимал, что такое дефицит. Россияне старше 40 лет могли наблюдать его своими глазами во время существования Советского Союза. Например, из Иванова, где я жила, ежедневно отправлялись “колбасные” поезда в Москву за продуктами, а на полках наших магазинов мгновенно не заканчивалась только морская капуста.

Те времена давно закончились, но само явление никуда не делось. Можно говорить о дефиците семейного бюджета, человеческого внимания, времени и всего, что угодно. Но мы сегодня рассмотрим его в государственном масштабе: что это такое простыми словами, откуда берется и как победить.

Понятие дефицита и причины его возникновения

Дефицит в экономике – это нехватка товарных запасов, превышение спроса над предложением, расходов над доходами, импорта над экспортом, что может негативно отразиться на развитии и требует комплексных мер по устранению или снижению до оптимальных значений.

Определение простое, понятие ничем не отличается от его проявления в жизни обычного человека. Применяется к государству, отдельной территории внутри государства (например, к региону или городу), предприятию.

Читайте также:  Чистый пол в строительстве что это

Противоположным понятием является профицит – это, наоборот, избыток запасов, превышение предложения над спросом, доходов над расходами, экспорта над импортом.

Причины возникновения дефицита:

  • Неэффективная экономическая политика

Например, сейчас многие экономисты предрекают дефицит некоторых продуктов питания после введения государственного регулирования закупочных цен на них или установления максимальной торговой наценки. Предприятия просто будут придерживать их на складах до отмены ограничений или направлять потоки товаров на экспорт по более выгодным расценкам. Неспособность оперативно реагировать на увеличение спроса на тот или иной вид продукции тоже может сказаться на недостаточном ее производстве.

  • Низкая собираемость налогов

Налоги являются основными статьями пополнения доходной части бюджета разных уровней. В свою очередь, низкая собираемость может быть связаны с уходом налогоплательщиков в тень по причине высоких налогов, излишней бюрократией по их уплате или бесконечными проверками налоговых инспекций, кризисом в стране, когда наблюдается массовые банкротства мелких и средних предприятий и пр.

  • Масштабные инфраструктурные проекты

Это в целом нужные и позитивные для любой страны мероприятия. США вышли из Великой депрессии в том числе за счет того, что привлекли огромное количество людей на строительство мостов, дорог, каналов. Но это и большие затраты, которые приводят к росту бюджетного дефицита.

  • Чрезвычайные ситуации

От них не застрахованы ни одна страна, регион или предприятие: пожары, наводнения, техногенные катастрофы, засуха и прочие природные катаклизмы. Сюда же отнесу войны, в том числе и торговые, санкции, революции, забастовки, эпидемии.

Виды дефицита и меры по их устранению

В экономике можно наблюдать следующие виды дефицита: товарный, бюджетный, торгового и платежного балансов. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Товарный

Товарный дефицит, судя по названию, связан с нехваткой товаров. Как раз такой мы наблюдали в плановой экономике Советского Союза. Спрос на отдельные виды продукции превышал предложение. Предприятия не могли или не хотели его удовлетворять.

В то время первостепенное значение имели не запросы населения, а победа в социалистическом соревновании – кто быстрее и больше других выпустит продукции. Изделия были качественные, но не отвечали требованиям людей к внешнему виду (цвет, фасон, материал), запаху (я про духи) и пр.

Устранение товарного дефицита возможно не только за счет увеличения объемов производства, но и за счет повышения цены на дефицитный товар, что снизит спрос на него, сбалансирует спрос и предложение.

Бюджетный

Бюджетный дефицит встречается чаще других. Означает превышение доходов государства над расходами. Но образовавшийся минус или дыру в бюджете надо заполнить. Для этого используются следующие способы:

  1. Эмиссия денег или простым языком включение печатное станка и выпуск в обращение новых денежных купюр. Опасный способ, который может привести к росту инфляции.
  2. Увеличение доходной части бюджета. Если основную его часть составляют налоговые поступления, то добиться этого можно за счет повышения существующих налоговых ставок или собираемости налогов без их повышения. Первый путь – опасный, может привести к прямо противоположным результатам: люди и предприятия уйдут в тень, повысится напряженность в обществе. Второй – более реальный. Сокращение бюрократии, числа проверок, введение льгот приведет к увеличению общей суммы собираемых налогов при тех же ставках.
  3. Снижение расходной части бюджета. Замечательно, когда ведется работа по обоснованной экономии бюджетных средств. Но когда это приводит к оптимизации в сферах образования и медицины, мне становится страшно. Я работаю в университете и хорошо вижу, куда такая оптимизация нас довела – катастрофическому снижению качества образования. Уверена, что такой же результат и в других оптимизированных сферах экономики.
  4. Увеличение государственного долга. Это внешние и внутренние заимствования через выпуск облигаций и получение международных кредитов. Государства охотно прибегают к таким способам. Например, в России госдолг к началу 2021 г. составил 17,8 % от ВВП, в США – 101 %, Японии – 266 %, Германии – 69,8 %.

Платежного баланса

Дефицит платежного баланса – это превышение переводов, которые делают все субъекты экономики за пределы своей страны, над поступлениями денег из-за границы. Другими словами, уходит больше иностранной валюты, чем приходит. Используют термин “отрицательное сальдо платежного баланса”.

В результате, растет спрос на валюту, обесценивается национальная валюта. Причинами могут быть: низкая конкурентоспособность отечественной продукции на внешнем рынке, отток капитала за границу в результате экономического кризиса, недоверие со стороны иностранных инвесторов государственной власти, снижение объемов производства, рост инфляции и пр. Платежный баланс тесно связан с торговым балансом, о котором речь пойдет ниже, и дефицит может являться результатом дисбаланса в экспорте и импорте.

Правительство в случае отрицательного сальдо может применить следующие способы исправления ситуации:

  • мероприятия по повышению привлекательности инвестиций в страну со стороны иностранных инвесторов, например путем повышения ключевой ставки, что приводит к росту доходности облигаций;
  • валютные интервенции – операции Центробанка на валютном рынке по поддержанию национальной валюты и защиты ее от девальвации путем продажи крупных партий валюты;
  • комплекс мер по повышению конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке;
  • покрытие дефицита за счет использования золотовалютных резервов;
  • привлечение иностранных кредитов;
  • проведение политики протекционизма, когда отечественные производители получают преимущества перед иностранными, тем самым добиваются роста внутреннего производства, ограничения импорта.

Торгового баланса

Торговый баланс является частью платежного баланса. Дефицит образуется, когда импорт товаров превышает экспорт. Другими словами, страна больше закупает за границей, т. е. тратит деньги, чем зарабатывает на продаже своей продукции. Используют термин “отрицательное сальдо торгового баланса”.

Идеальное состояние – это равенство экспорта и импорта, т. е. когда баланс приближен к 0. Но в реальной жизни такого нет. Развитые страны вполне благополучны и на фоне отрицательного сальдо. Для развивающихся такое положение опасно – можно полностью утратить собственное производство, поставить под удар продовольственную безопасность и обесценить национальную валюту.

Меры по стабилизации баланса аналогичны описанным выше. Задача – добиться повышения экспорта и снижения импорта. Это можно сделать за счет проведения политики импортозамещения, когда стимулируется развитие национального производства товаров, ранее ввозимых из-за рубежа. Или развивать отрасли-экспортеры, чтобы они могли успешно конкурировать на внешних рынках с иностранными поставщиками.

За 5 лет в России дефицита торгового баланса не наблюдалось ни разу. Для нашей развивающейся экономики это хорошо – экспортные отрасли конкурентоспособны в мире и пополняют государственный бюджет.

Торговый баланс России за 5 лет

В США обратная картина. На 5-летнем сроке наблюдается устойчивый дефицит. Крупные предприятия выводят свои производства за пределы страны. Этот факт вызывает опасения у некоторых представителей власти. Но пока стремления что-то изменить нет.

Того, кто грозил вернуть всех на родину, у власти больше не наблюдается.

Торговый баланс США за 5 лет

Заключение

Когда чего-то не хватает, это всегда вызывает негативные эмоции. К сожалению, добиться идеального состояния, когда доход равен расходу или спрос не превышает предложения, в реальной жизни практически невозможно. Но в этом и заключается задача государства – стремиться к сбалансированному состоянию экономики, которое обеспечит стабильное и уверенное развитие страны. Очень хочется верить, что и в России это начнет получаться.

Источник: iklife.ru

Товарные ниши 2022: каких товаров в России может стать меньше и почему

Товарные ниши 2022: каких товаров в России может стать меньше и почему

В марте 2022 года Россия стала лидером среди стран мира по числу введенных против нее санкций, опередив Иран, Сирию и Северную Корею. Помимо самих санкций еще больший удар экономике страны, вероятно, нанесут иностранные компании, решившие свернуть бизнес и связи с Россией по своей воле и из-за желания избежать репутационных потерь.

Уже в марте 2022 года многие товары оказались либо под угрозой дефицита либо существенного удорожания для конечных клиентов. Где-то причиной явилось прямое прекращение или ограничение поставок из-за рубежа и введенных санкций, а какие-то сферы пострадали по косвенным и экономическим причинам — из-за роста курса валют, ажиотажного спроса, инфраструктурных проблем, разрыва логистических цепочек. И порой именно эти косвенные причины выходят по объему экономического ущерба на первое место.

В частности, колоссальное влияние на ситуацию оказывает логистика. Еще до эскалации ситуации в Украине, в связи с пандемией коронавируса, в мире сложился кризис в глобальной цепочке поставок. Так называемый Контейнерный кризис привел, в том числе, и к подорожанию продуктов питания и сырья для сельскохозяйственных товаров в России. Теперь же, из-за ограничений авиаперелетов, проблем с судоходством (запрещено судоходство в Азовском море) и отказом работать с РФ крупнейших логистических компаний, ранее глубоко интегрированных в операции в стране, ситуация еще больше усугубилась.

Свой тренинговый центр за 69 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

О сворачивании бизнеса в России заявил крупнейший в мире контейнерный перевозчик Maersk. О приостановке букингов также сообщили Mediterranean Shipping Company и CMA CGM. Таким образом, с российского рынка ушли три ведущие мировые контейнерные линии с совокупной долей мирового рынка в 46,9%.

В связи с тем, что морской фрахт временно встал, авиасообщения в части российских городов нет, с автомобильными грузоперевозками из-за рубежа порой возникают большие трудности (в частности, образуются большие заторы на границах Белоруссия-ЕС), идет переориентация компаний на железнодорожные перевозки, выстраиваются новые альтернативные логистические цепочки. Во многих отраслях новым логистическим звеном в поставках могут стать соседние с Россией страны вроде Турции, Армении, Узбекистана, Монголии, Азербайджана. Большие надежды связаны с Китаем, однако далеко не всегда в Поднебесной находится достойная по качеству альтернатива европейской продукции.

Уход зарубежных компаний и импортной продукции — это время возможностей для отечественных производителей.

Однако стоить отметить, что импортозамещение не всегда возможно просто в силу объективных причин (например, как выращивание кофе и бананов, которым нужны подходящие климатические условия), либо оно невозможно в ближайшей перспективе. В последнем случае можно привести в пример технологические отрасли, в которых для создания устойчивых производств могут уйти долгие годы.

1. Автозапчасти

О недостатке автозапчастей заявила Ассоциация дистрибьюторов автомобильных комплектующих (АДАК). Так как большинство производителей и независимых поставщиков прекратили ввозить детали и расходники в Россию, запасы на складах стремительно заканчиваются. Автовладельцы кинулись приобретать запчасти по спекулятивным ценам, поэтому часть позиций уже исчезла из продажи, а официальные дилеры обслуживают лишь гарантийные авто, заказывая детали под конкретные автомобили. Возможно уже в апреле 2022 года будет не хватать масляных и воздушных фильтров, тормозных колодок, дисков, амортизаторов, элементов подвески.

Так как в России много чего не производится (своя электроника, автомобильные платформы, коробки передач, двигатели, некоторые виды кузовных изделий и т.д.) замещать импортные товары своими не представляется возможным. В связи с этим запчасти из Европы и США наверняка будут поставляться в обход через другие страны. Увеличение цепочки поставки, соответственно, увеличит и итоговую стоимость товара для покупателей.

Другой вариант — доставлять аналоги запчастей из Китая. Но нужно понимать, что по многим позициям китайских альтернатив не существует, а мощности китайских производителей уже серьезно загружены. Новую продукцию с китайских заводов после размещения заказов можно получить не ранее, чем через восемь месяцев. Если ситуация не поменяется в ближайшее время, многие автомобили просто станет невозможно обслуживать и эксплуатировать. В связи с этим будет возрастать потребность в б/у комплектующих, увеличится популярность разборок, кустарных автосервисов.

2. Стоматологические изделия

Хотя прямых санкций на медицинские услуги и изделия никто не накладывал, с трудностями из-за скачка курса валют, нарушенной логистикой столкнулись и стоматологи. По словам вице-президента Стоматологической ассоциации России Егора Данилова, цены на стоматологические услуги уже в среднем выросли на 15-20%, и это еще далеко не предел. Дело в том, что запасы расходных материалов заканчиваются, а 90% материалов, а также стоматологического оборудования поставляется в Россию из-за рубежа. Это и материалы для пломб, и импланты, и слепочные массы, и сами боры, и многое другое.

И хотя поставщики не прекратили работу, закупки стали обходится значительно дороже и проходить со скрипом. Многие запасы застревают еще за границей, так как проходят дополнительные проверки, например, на “двойное назначение” технологии. Основная проблема в том, что отечественных или китайских альтернатив материалам по качеству мало.

Поэтому, если ситуация не переменится, на стоматологическом рынке ожидают серьезную трансформацию. В связи с этим в качестве мер поддержки предлагается облегченная регистрация отечественных изделий. Однако для того, чтобы создать линию производства высокого уровня и выйти на устойчивое производство, по оценкам экспертов, потребуется срок от двух лет.

3. Лекарственные средства

Согласно данным опросов врачей сообщества “Врачи.рф”, российские врачи в марте 2022 года столкнулись с недостатком более 80 препаратов. Не хватало противовоспалительных, гастроэнтерологических, противоэпилептических, противосудодорожных препаратов, антидепрессантов, а также инсулина, лекарства для поджелудочной и щитовидной железы, лекарств для страдающих диабетом, оральных контрацептивов и препаратов для менопаузальной гормональной терапии.

Основной причиной нехватки часто называется ажиотажный спрос среди населения, которые решили закупиться впрок и трудности с транспортировкой, отменой и корректировкой транспортных путей. Хотя отечественных производителей лекарств существует множество, проблема в том, что около 80-90% российских производителей зависят от импортного фармсырья. Китай и Индия везут его обычно морским путем. Но теперь же, при усугублении контейнерного кризиса для РФ, цены на перевозку возрастут, а сроки доставки могут растянуться.

4. Бананы

Недешевым и редким продуктом для россиян могут оказаться бананы. Связано это с тем, что из-за санкций от работы в России отказались крупнейшие логистические компании мира, такие как датская Maersk, Mediterranean Shipping Company и CMA CGM, владеющие почти половиной контейнерного парка планеты. В связи с их уходом со сложной ситуацией столкнулись компании-экспортеры из Эквадора — из-за ограничений они просто не могут разгрузить сотни тысяч коробок с бананами. На Россию приходилось 20% экспорта эквадорских бананов, 90% бананов в России поставляются именно оттуда. Из-за сложившейся ситуации без работы рискуют остаться около 50 тысяч эквадорских рабочих, занимавшихся выращиванием и упаковкой плодов.

5. Термобумага для чековых лент

В марте 2022 года российские предприниматели столкнулись с нехваткой чековой ленты — у поставщиков этого товара стали заканчиваться складские запасы. Дело в том, что ранее термобумага для чековых лент, а также термоэтикетки для штрихкодов на 60-70% ранее поставлялись из Германии. Бизнес начал закупаться кассовыми лентами впрок, и уже к середине марта цены подскочили в 4 раза.

Альтернативой дефицитному товару остался Китай, переориентироваться на который поставщики смогут примерно за полтора месяца. На фоне бурного спроса китайские производители подняли цену. Кроме того, теперь в конечную стоимость товара будут вложены и возросшие на 50-70% цены на грузоперевозки из Китая.

Читайте также:  Долевое строительство признание права собственности

На фоне этих событий снова поднялся вопрос о полном переходе на электронные чеки. Еще в 2017 году ФНС дала старт переходу на онлайн-кассы с автоматической передачей данных в налоговую. Однако до сих пор реформа охватила не всех продавцов, так как процесс перехода на онлайн-кассы сопровождается большими операционными издержками.

Теперь же владение традиционной кассой из-за подорожания термобумаги для чеков становится невыгодной. Магазины пытаются сокращать размер чеков или полностью избавляться от них, а ФНС объявила, что пока не будет привлекать к ответственности бизнес за их отсутствие. Процесс же полного перехода на онлайн-чеки затруднен тем, что до конца непонятно, как отправлять чеки покупателю: вводить почту или телефон при продаже — долго, сканировать QR-код на устройстве — далеко не все покупатели, особенно в возрасте это смогут сделать, так как для этого необходим смартфон и умение им пользоваться, и т.д.

6. Корма для домашних животных

Неясной остается ситуация с кормами для домашних животных. 11 марта 2022 года о приостановке поставок продукции в Россию объявила компания Mars, производящая корма Whiskas, Kitekat, Chappi, Sheba, Cesar, Perfect Fit, Royal Canin, Dreamies, Catsan. Ограничил поставки в Россию Colgate, владеющая брендом Hill’s. Еще один крупный производитель кормов, Nestle, который производит Friskies, Purina One, Felix и другие корма, хоть и отказался уходить из страны, но это не гарантирует, что решение было изменено.

Отсутствие некоторых популярных кормов может сказаться на здоровье животных, особенно для тех, которым необходимы лечебные корма. Особенно сильно сейчас дорожают именно корма диетические, цены на них выросли иногда возрастают в 2-3 раза. Ведь если здоровых животных легко перевести на другие корма или натуральное питание, то питомцам с пищевой непереносимостью это будет сделать трудно. Поэтому отечественным производителям как раз стоит подумать над альтернативами (пример бизнес-плана по производству сухих кормов для животных).

7. Полупроводники

От сферы полупроводников зависит производство электроники и смартфонов, развитие интернета вещей и телекоммуникаций. В конце февраля 2022 года прошла новость об отказе крупнейшего в мире производителя полупроводников, тайваньской компании TSMC, сотрудничества с России. Такое развитие событий означает, что планировавшееся импортозамещение в стране будет замедлено, так как производство российских чипов осуществлялось именно в этой компании.

Отечественные процессоры “Байкал” и “Эльбрус” должны были стать альтернативой Intel и AMD, что будет с ними теперь — неизвестно. Прекращение производства может ударить по оборонной промышленности и безопасности госучреждений, требующих повышенной информационной безопасности.

В период действия санкций Россия пока может приобретать чипы у Китая, однако Поднебесная сможет поставлять микросхемы низкого класса — на передовые продукты существует очередь от 20 до 52 недель. Да и быстро перестроить торговые цепочки и начать оперативные поставки у китайских производителей вряд ли получится. Отладка же своего производства микрочипов на территории России, вполне возможно, может занять десятилетия.

8. Тетрапак

В марте 2022 года в торговых сетях начались перебои с поставками молока и соков. Причиной стал дефицит упаковочных материалов — картона и тетрапака. О нехватке упаковки уведомили и молочные предприятия. Причина в том, что асептическую упаковку, которую ранее производили в России два завода, Tetra Pak и Elopak, теперь стал производить только первый.

Также покинула российский рынок и компания Stora Enso, производящая бумажную упаковку и гофроупаковку. Кроме того, компоненты для изготовления упаковки в РФ тоже импортные.

Теперь компании вынуждены рассматривать других поставщиков, а также упаковку из стекла или пластика в качестве альтернативы. В конце марта компания Tetra Pak из-за нехватки некоторых компонентов решила приостановить в России выпуск упаковок для вина, а также упаковок напитков объемом два литра.

9. Швейцарский шоколад

Редким продуктом в России может стать швейцарский шоколад. О выходе с российского рынка заявил крупный производитель швейцарского шоколада и кондитерских изделий Lindt M, Caffarellino, Swiss Classic, Excellence и прочими.

10. Офисная бумага

Если в феврале 2022 года пачка бумаги формата А4 стоила в районе 250-300 рублей, то в марте цена подскочила в разы, стоимость к концу марта колеблется в районе 750-2000 рублей. Во многих магазинах даже появились ограничения по количеству продаваемых пачек — не более пачки в одни руки. Причиной тому послужила приостановка поставок финской химической компании Kemira поставок хлората натрия на заводу по производству бумаги.

Хлорат натрия используется для отбеливания целлюлозы — без него невозможно производство белой офисной бумаги. Как следствие ограничений, цены на оставшиеся запасы бумаги на складах значительно подскочили. На данный момент, в России стал гораздо активнее обсуждаться вопрос перехода на электронный документооборот везде, где это только возможно.

11. Импортная кола и газировка

Об уходе из России заявила компания PepsiCo, которая заявила, что приостановит в России производство и продажи Pepsi-Cola, 7Up, Mirinda и других напитков. Противоречивые заявления звучат и со стороны другого гиганта — Coca-Cola. На сайте компании на момент написания статьи указано, что компания также приостанавливает деятельность в РФ. Что будет дальше с этими брендами, и закроются ли заводы на территории страны — пока точно неизвестно. В случае ухода одной или двух компаний, в любом случае, на рынке освободится место для других производителей, ранее находившихся на третьих и четвертых позициях.

12. Рыба

Из-за падения рубля рыбодобывающие предприятия стали массово отказываться от поставок белой рыбы на внутренний рынок. Ключевые добытчики минтая предупредили трейдеров о том, что рынок в ближайшее время не увидит филе минтая и трески, не будет поставок рыбной муки и сурими. При покупке продуктовыми сетями филе по новой цене, цена для потребителя филе может возрасти до 700 рублей за килограмм. Для граждан России это цены слишком высокие, вероятно, что население по таким цену рыбу покупать не будет, и спрос сильно упадет, поэтому дальневосточные предприятия, имеющие право на добычу сотен тысяч тонн и отправляющие более 90% своей продукции на экспорт, могут и вовсе проигнорировать российский рынок.

В связи с этим ожидается, что правительство РФ должно ввести обязательную реализацию на внутреннем рынке определенных видов рыбы (от 30 до 50%), квоты на вылов которых выдает правительство. Другим дефицитным товаром может стать лосось. По квоте рыбакам можно добыть всего 260 тыс. тонн, если же на внешний рынок уйдет хотя бы часть, около 100 тыс. тонн, то переработчики останутся без красной рыбы, так как не будет поставок лосося из Европы и Фарерских островов.

13. Сахар-песок

Одним из заметных эпизодов начавшегося кризиса в 2022 году стал дефицит сахара, который стал стремительно исчезать с прилавков. Возник ажиотажный спрос, при котором люди стали скупать его впрок в том количестве, в котором буквально можно унести.

Из-за обилия спекулянтов торговые сети решили продавать сахар-песок с ограничениями, а правительство запретило экспорт сахара до конца лета. Интересно, что сахар, продающийся в России — не импортный, а свой, то есть санкции его должны были коснутся не так сильно, как многие другие отрасли. Уже ближе к концу марта сахар снова стал появляться из задерживаться на полках, подтверждая, что причина была скорее в панике. Кроме того, на сахар-рафинад подобного спроса не было, и с полок магазинов он не исчезал.

14. Импортное пиво

С пивного рынка уходят не только небольшие пивоварни, но и лидеры — датская пивоваренная корпорация Carlsberg Group, владеющая брендами Carlsberg, Tuborg, Holsten, Kronenbourg 1664, «Балтика», Somersby и другой пивной гигант, голландская компания Heineken N.V (более 300 брендов, включая Heineken и Amstel). Сообщается, что компании продают свой бизнес в России — речь идет о “Балтике” (имеет долю в РФ 27,3%) и российском бизнесе Heineken (доля около 10%).

Другая крупная транснациональная корпорация AB InBev Efes с долей порядка 25% пока остается. Но по сообщениям СМИ, компания запросила контролирующего акционера приостановить действие лицензии на выпуск и продажу пива под брендом Bud в России. Уходят из РФ и крупнейшие чешские пивоварни: Plzeňský Prazdroj, Pivovary Staropramen, Budějovický Budvar и Bernard. Также будет недоступна продукция под брендами Velkopopovický Kozel и Gambrinus.

Как итог можно заключить, что если ситуация резко не переменится, то доля импортного пива в России существенно сократится. И хотя это открывает новые возможности для российских производителей, вкладывать деньги в пивной бизнес на данный момент, как и во многие другие виды деятельности, сейчас крайне рискованно.

15. Кофе

С перебоями в поставках сырья в Россию столкнулись производители кофе, несмотря на то, что страны Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии, где выращивается кофе, не присоединялись к антироссийским санкциям. Причины здесь опять же, не политические, а экономические. Дело в том, что рост курсов валют спровоцировал появление долгов у импортеров перед владельцами кофейных плантаций. Компании-импортеры имеют запасы, которые были приобретены до эскалации ситуации в Украине, но если они не увеличат отпускные цены, то не смогут закупить новые партии в достаточном размере.

На это накладываются проблемы, связанные с логистикой. Кофейные зерна, необходимые для производства жареного, молотого и растворимого кофе в Россию полностью привозятся из-за рубежа. Так как кофе импортируется по морю через европейские порты, крупные перевозчики просто отказываются поставлять продукцию на территорию России. Заявки на выдачу пустых контейнеров для транспортировки кофе в РФ не принимаются.

Источник: www.openbusiness.ru

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021

Государственный бюджет — профицит, дефицит и пути преодоления дефицита

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Значительную роль в формировании и развитии экономики любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках экономической политики избранной властью. Важнейшим звеном в государстве, является его финансовая система, позволяющая осуществлять экономическое и социальное регулирование, а также её главное звено – государственный бюджет.

Сейчас бюджет является неотъемлемой частью любого государства, так как он необходим для создания комфортных условий жизни населения и удовлетворения его потребностей за счёт средств казны. Я считаю, выбранную мной тему актуальной, так как государственный бюджет является основой функционирования национальной экономики. Государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, чем обеспечивает выполнение государственными органами функций, возложенных на них, главная из которых экономическое и социальное регулирование жизни страны. Такие явления, как дефицит и профицит бюджета важны и требуют очень внимательного исследования, ввиду значительного влияния на формирование сбалансированного государственного бюджета, от которого зависит развитие и процветание страны.

Государственный бюджет является экономической основой государства и обеспечивает выполнение возложенных на него функций. Он участвует в создании условий для реализации социальных проектов, поддержании обороноспособности государства, стимулировании внедрения инноваций, решении вопросов финансового регулирования и помогает реализовывать многие другие задачи. За счет государственного бюджета формируются государственные резервы, для удовлетворения общественных потребностей, и различные экономические показатели, например, конечный спрос приобретаются большие партии товаров, через него проходят значительные финансовые потоки, что составляет его значение как экономического понятия.

Объектом реферата является государственный бюджет. Субъектами – уровень развития экономики в стране, источники поступления и каналы расходования средств.

Цель реферата состоит в изучении понятия государственного бюджета, а именно его сущности, принципов построения, доходов и расходов, и других категорий; определении причин дефицита и профицита государственного бюджета, а также поиск методов их преодоления.

Чтобы достичь данную цель, поставлены задачи:

1) повторить, расширить и систематизировать теоретические знания;

2) закрепить понятие и структуру бюджета в рыночных экономиках;

3) раскрыть принципы построения бюджетной системы:

5) выявить экономические причины возникновения дефицита и профицита бюджета, а также найти способы и пути преодоления дефицита;

6) проанализировать концепции балансирования государственного бюджета.

1 Понятие и структура государственного бюджета в рыночных экономиках

Государственный бюджет – это важнейший финансовый документ, представляющий собой план доходов и расходов государства на определенный период, в России он составляет год. В этом документе указываются сферы куда будут направлены средства из государственной казны на удовлетворение различных потребностей, а также размеры и источники ожидаемых поступлений. Сосредоточить денежные ресурсы на наиболее важных сферах экономического и социального развития государству помогает бюджет.

Структура бюджетной системы зависит от государственного устройства страны. Если она имеет унитарное устройство, то у неё двухъярусная бюджетная система, состоящая из государственного и местного бюджетов. Если же это страны с федеративным государственным устройством, к ним относятся США, ФРГ, Российская Федерация, то в их бюджетной системе есть промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из следующих уровней:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2. Бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов.

3. Местные бюджеты: бюджеты муниципальных районов, округов, городских и сельских поселений.

Бюджет состоит из доходной и расходной части.

Государственные доходы имеют огромное значение для формирования бюджетов любых уровней. Они представляют собой денежные средства, которые поступают в государственный бюджет безвозмездно и безвозвратно, а также являются частью национального дохода страны, поступающего в собственность и распоряжение государства для создания финансовой базы для реализации задач и функций, стоящих перед ним.

Доходы поступают в бюджет в виде обязательных безвозвратных платежей. Их можно разделить на три основные группы:

1) налоговые поступления;

2) неналоговые поступления;

3) безвозмездные перечисления.

Главное место в системе государственных доходов занимают налоговые поступления, они могут быть от физических и юридических лиц. К таким поступлениям относят: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на прибыль, доходы от государственной собственности, государственной торговли, и другие. Налоги предоставляют необходимые источники денежных средств для органов государственной власти и представляют собой основной инструмент перераспределения национального дохода. Они, для большинства расходов бюджета, основной источник денежных средств. Так, чем меньше доходы, тем больше дефицит бюджета, что негативно влияет на привлечение инвестиций.

Ещё одной составной частью государственных доходов являются неналоговые поступления, включающие разнородные платежи: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от продажи этого имущества; доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями; средства от применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности и иные.

Безвозмездные и безвозвратные поступления состоят из дотаций, субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и других межбюджетных трансфертов, а также безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Читайте также:  На основании чего производится списание материалов в строительстве

Государственные расходы также могут быть разделены на категории:

– потребление в государственном секторе;

– государственные инвестиции, включающие разнообразные капитальные расходы, такие, как затраты на дорожное строительство или строительство портов;

– трансферты частному сектору включающие пенсию за выслугу лет, страхование по безработице, льготы ветеранам и другие платежи;

– проценты по государственным долгам.

Главная задача бюджета состоит в предоставлении возможности накапливать в руках государства денежные средства и в дальнейшим использовать их для финансирования различных программ.

Чтобы раскрыть сущность бюджета, как экономической категории, необходимо выделить две основные функции – распределительную и контрольную.

Первая из них заключается в формировании и перераспределении центральных финансовых ресурсов по уровням органов власти государственного и местного управления. С помощью распределительной функции государство регулирует хозяйственную жизнь страны и концентрирует в своих руках денежные средства с целью их рационального использования для удовлетворения общегосударственных потребностей. Так как в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса, ограничений по действию этой функции почти не существует. Одним из проявлений данной функции является перераспределение национального дохода и ВВП, которое происходит во время распределения бюджетных ресурсов и образования доходов.

Контрольная функция действует одновременно с распределительной. Она позволяет органам государственного и местного контроля следить, как фактически распределяются бюджетные средства и насколько эффективно они используются. Данная функция может проявляться как контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды и за эффективным и экономным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

2 Дефицит и профицит государственного бюджета

2.1. Профицит – благо или вред

Говоря о государственном бюджете необходимо рассмотреть такое понятие как профицит – это положительное сальдо баланса бюджета государства, то есть превышение доходов бюджета над его расходами. Выделяют два вида профицита бюджета:

– первичный, когда положительное сальдо рассчитывают после покрытия всех расходов;

– вторичный, где положительное сальдо рассчитывается после покрытия всех расходов и выплаты внутреннего и внешнего долга.

Исходя из определения можно подумать, что профицит – это всегда благо, но это не так. Определить положительное или отрицательное влияние оказывает профицит бюджета на экономику можно только путем исследования причин его возникновения. Среди благоприятных причин профицита государственного бюджета выделяют экономический рост, при котором увеличиваются объемы продаж, начинается рост доходов всех субъектов экономики и активизируется хозяйственная деятельность. Если государство смогло экономно и эффективно использовать бюджетные средства, но не в ущерб экономике и населению, то есть при полном финансировании запланированных расходов, или же цены на различные виды энергоносителей выросли на мировых рынках, то профицит бюджета также считается положительным явлением.

Если же профицит формируется из-за жесткой экономии, нехватки финансирования социальной сферы жизни или благодаря выгодно сложившейся экономической конъюнктуре рынка, повышению налоговых ставок, то это явление становится крайне негативным. Увеличение доходов в бюджет за счет снижения инвестиций в производство, науку или образование, лишает государство дополнительных доходов в будущем, поэтому никак не может оцениваться как благоприятный феномен.

В основном профицит бюджета предназначен для выплаты государственного долга и формирования финансового резерва на случай непредвиденных ситуаций. Помимо этого, излишние денежные средства могут использоваться для строительства объектов государственного значения, улучшения и развития отдельных субъектов, территорий страны, инвестирования целевых проектов и программ.

2.2 Экономические причины дефицита

Так как экономика развивается циклично, сбалансированный государственный бюджет практически невозможен. Например, в период экономического спада развивается бюджетный дефицит. Дефицит государственного бюджета – это превышение расходной части над доходной, когда расходы государства больше, чем поступления в казну и пополняются за счёт золотовалютных резервов Центрального банка. Дефицит бюджета показывает крайне неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности.

Как и любое экономическое явление бюджетный дефицит имеет свои причины, которыми могут быть:

– увеличение государственных расходов, которые вызваны необходимостью развития промышленности и структурных изменений в экономике;

– активное сокращение доходов в период экономического кризиса;

– накопление государственного долга и, соответственно, рост расходов на его обслуживание;

– неэффективная финансовая система и политика государства;

– политический популизм, который выражается в увеличении расходов, не обеспеченных финансовыми ресурсами, на социальные программы поддержки населения;

– теневой сектор экономики, вызванный неэффективной налоговой политикой;

– чрезвычайные обстоятельства, такие как войны, крупные катастрофы, массовые беспорядки, стихийные бедствия, которые нарушают запланированный темп развития экономики, сокращают доходы и значительно увеличивают расходы бюджета.

Дефицит государственного бюджета может отражать не только кризис, но и государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление вызвать прогресс в общественном производстве, если расходы возникают в следствии крупных финансовых вложений в развитие экономики.

Но чаще всего дефицит становится чрезвычайно тревожным явлением, которое требует срочного принятия действенных экономических мер и политических решений, так как он показывает все промахи и провалы в экономике страны, если проводится неэффективная денежно-кредитная политика и власти не способны держать под контролем экономическую ситуацию.

Например, в России по заявлению Антона Силуанова на стратегической сессии Московского финансового форума дефицит федерального бюджета по итогам 2020 года составит 4% ВВП. Для сравнения, в 2019 году дефицит государственного бюджета составил 3,7%, а в 2018 – 1,6% ВВП. Антикризисные действия правительства по поддержке экономики «попали в точку» и спад ВВП России окажется меньше, чем в других странах, считает глава Минфина. Однако для стимулирования экономики во время пандемического кризиса Минфину пришлось временно отступить от бюджетного правила.

В начале июля замминистра финансов Владимир Колычев допускал, что дефицит федерального бюджета в 2020 году может достигнуть 5 трлн руб., что составляет около 5% ВВП. Однако Минфин понизил оценку дефицита бюджета в 2020 году до 4% ВВП, так как для поддержки экономики и доходов населения во время пандемического кризиса были распечатаны резервы и увеличены государственные заимствования. «Нам пришлось резко увеличить заимствования, нам пришлось прибегнуть к нашей подушке безопасности — Фонду национального благосостояния, нам пришлось и выделять приоритеты среди расходов. Действительно, в этом году у нас дефицит бюджета будет около 4% ВВП, а изначально мы планировали профицит чуть менее 1% ВВП», — сказал глава Минфина, добавив, что пришлось сконцентрировать все ресурсы для того, чтобы отреагировать должным образом на вызовы.

Окончательный объем дефицита федерального бюджета будет зависеть от того, как поведут себя цены на нефть в оставшуюся часть года, предупредила директор Центра развития НИУ ВШЭ, призвав не считать озвученную оценку окончательной.

2.3 Методы преодоления бюджетного дефицита

Дефицит бюджета всегда требует покрытия, для которого используются такие способы, как:

– поиск новых источников доходов;

– заимствование денег у банков, фирм, других государств и иностранных финансовых организаций;

– выпуск государственных займов;

–«сеньораж», то есть производство или печатание денег.

Однако не все перечисленные способы являются высокоэффективными.

Так, например, не является эффективным такой метод преодоления дефицита, как выпуск в обращение государственных займов, то есть доходных государственных обязательств, которые обращаются на фондовом рынке. В результате погашения государственного займа прироста денежной массы не происходит, что приводит к образованию внутреннего и внешнего долга. Поэтому в случае использования государством только этого способа покрытия дефицита, он может увеличится настолько, что его дальнейшее финансирование станет невозможным.

Ошибочным является представление о том, что увеличение ставок налогообложения, а также введение дополнительных налогов будут способствовать пополнению бюджета. Конечно вначале введения этих мер так и будет, но в дальнейшем данный способ преодоления дефицита бюджета может привести к тому, что инвестиций станут невыгодными, а предпринимательской активность начнет стремительно сокращаться, что означает уменьшение объемов производства и распространение теневой экономики.

Сейчас под определением «сеньораж» понимают не просто увеличение денежной массы, которое приводит к инфляции, а создание резервов коммерческих банков, сконцентрированных в Центральном Банке и используемых для покрытия дефицита. Но данная политика Центрального Банка приводит к недовольству коммерческих банков, так как ослабляет их положение, а также усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

При регулировании дефицита государственного бюджета необходимо учитывать долгосрочные перспективы бюджетной политики, а не только её текущие задачи. Если правительства стремятся иметь лишь бездефицитный бюджет, то могут начаться сокращения запланированных расходов по общественно важным статьям, резкое повышение налогов, что ещё больше усугубит циклические колебания в экономике и, ввиду названных и многих других причин, является нерациональным.

3 Три концепции балансирования государственного бюджета

Чтобы избежать дефицита или профицита государственного бюджета, он должен быть сбалансированным. Для этого существуют три основных концепции балансирования государственного бюджета.

Первая из них заключается в том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Данная концепция говорит о равенстве расходов и доходов бюджета каждый год, независимо от экономического цикла. То есть, например, в период спада доходы бюджета уменьшаются, соответственно и расходы для сбалансированности государство должно сокращать. Ввиду того, что баланс в государственном бюджете может быть только при сокращении расходов и повышении налоговых ставок, или же при применении обеих мер одновременно, совокупный спрос не стимулируется, а сокращается, что негативно влияет на экономику.

Например, когда экономика находится в состоянии спада государственные закупки и трансферты уменьшаются, сокращается совокупный спрос, и, вместе с тем, объем производства. То есть данная мера является неэффективной, так как не только не способствует балансированию, но и приводит к еще более глубокой фазе спада. Или, во время активного роста экономики, когда бюджет получает максимальные налоговые платежи, чтобы уравнять доходы с расходами правительство должно значительно увеличить последние, чем будет спровоцирован еще больший перегрев экономики, и, следовательно, большая инфляция. Таким образом, данная концепция помогает на короткий срок, а в длительном периоде только усугубляет колебания экономического цикла.

Вторая концепция, циклическое балансирование бюджета, состоит в том, что бюджет должен быть сбалансирован на протяжении всего экономического цикла, а не за каждый год. Данная теория заключается в том, что в период наивысшего подъема экономики, на её пике, когда доходы являются максимальными, государство использует положительное сальдо или бюджетный излишек, чтобы покрыть дефицита и государственный долг, которые образовались в фазе рецессии. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, состоящая в том, что довольно сложным является определение конкретных границ экономического цикла, так как спады и подъемы различаются по глубине и продолжительности, поэтому объем излишка бюджета, накапливаемого в период подъема и пика не совпадает с дефицитом, который образуется на спаде, из чего не удается обеспечить сбалансированный государственный бюджет.

Основы теории, которая отвергла необходимость ежегодно сбалансированного бюджета, были заложены ещё в 30-е гг. Дж. Кейнсом. Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе фактически легализовала бюджетные дефициты для стимулирования экономики и получила практическое распространение во многих развитых странах.

Третья концепция говорит о том, что целью денежно-кредитной политики государства должна быть стабильность экономики, а не сбалансированность бюджета и связана с идеей функциональных финансов. Эта теория заключается в использовании инструментов государственного бюджета в качестве антициклических регуляторов, которые будут стабилизировать экономику в различных периодах.

Например, когда наблюдается спад, нужно увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования деловой активности и экономического подъема. Когда экономика находится на пике своего роста, государство наоборот должно сдерживать деловую активность, «остужать» и стабилизировать экономику путём увеличения налоговых поступлений и сокращения расходов. При этом состояние самого бюджета значения не имеет. Проблемы, связанные с дефицитом или профицитом бюджета, являются малозначимыми по сравнению с продолжительными спадами или устойчивой инфляцией.

Государственный бюджет имеет статус закона и представляет собой финансовый план государства на год. Содержащиеся в бюджете средства предназначены для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления и успешной реализации финансовой политики государства.

При формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета появляется такое понятие, как бюджетные отношения – финансовые отношения государства и участников бюджетного процесса, связанные с использованием централизованного фонда денежных ресурсов на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными предприятиями и другими организациями, а также с населением называются бюджетными отношениями.

В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе как один из основных принципов построения бюджетной системы. При планировании различных проектов бюджетов необходимо соблюдение принципа сбалансированности бюджета, которое в свою очередь достигается при полном, последовательном соблюдении принципа общего покрытия расходов.

Сейчас нередким состоянием для многих государств стал бюджетный дефицит – это финансовое явление, заключающееся в превышении расходов над доходами. Он имеет разные причины, бюджетный дефицит может быть как следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры, так и результатом целенаправленной бюджетной политики. Более редкое, но всё же существующее явление профицит государственного бюджета, является антиподом дефициту и заключается в превышении доходов над расходами. В зависимости от причин возникновения и последствий, бюджетный дефицит и профицит могут рассматриваться одновременно как положительные, так и отрицательные явления.

Для борьбы с дефицитом и профицитом и установления баланса в государственном бюджете и экономике применяют одну из трех основных концепций: ежегодное балансирование бюджета, балансирование на протяжении всего экономического цикла или же балансирование экономики. Все эти методы направлены на достижение стабильности и процветания экономики страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гребенников П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. — 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 300 с.

Грязнова А.Г., Эскиндаров М.А., Юданов А.Ю. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник; ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ»; под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н.

Думной. – М: Кнорус, 2019.

Долганова Ю.С., Истомина Н.А. Бюджетная система Российской Федерации: учебник – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019 – 356 с.

Лобачева Е.Н. Экономическая теория: учебник для бакалавров – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 516 с.

Нуреев Р.М. Макроэкономика: Практикум – М.: Норма, 2018. – 400 с.

Нуреев Р.М. Макроэкономика: пособие для семинарских занятий — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. — 384 с.

Серегина С.Ф. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: учебное пособие для академического бакалавриата — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 184 с.

Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник для бакалавриата и специалитета— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 527 с.

Источник: scienceforum.ru

Рейтинг
Загрузка ...