Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона 1. Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и…
Техническое регулирование строительной деятельности
Тип документа:
Дата начала действия: None
Опубликован:
-
Кодекс РФ Федеральный закон Федеральный закон Международное соглашение Распоряжение Правительства РФ Комментарий, разъяснение, статья
Материал актуален на 08.09.2014
Техническое регулирование строительной деятельности
Техническое регулирование в Российской Федерации
С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании». Целью принятия данного закона было снятие избыточных административных барьеров за счет разграничения ответственности по безопасности и качеству продукции между государством и бизнес сообществом, создание условий для вступление в ВТО.
ФЗ N 184-ФЗ «О техническом регулировании» введены принципиальные новые документы — технические регламенты, которые должны содержать минимальные необходимые требования безопасности.
Внимание!
Технический регламент о безопасности зданий и сооружений вступил в силу с 1 июля 2010 года . При этом к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до 1 июля 2010 года, а также строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до указанной даты, требования регламента не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания.
Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к зданиям и сооружениям в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.
Объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Технический регламент устанавливает восемь видов минимально необходимых требований к безопасности строительной продукции, к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) ч.6 ст.3 Закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» национальные стандарты и своды правил, включенные в упомянутый «обязательный перечень», являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.
В письме Минрегиона от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-05 «О разъяснении статуса сводов правил», даны разъяснения, что в целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил.
Нарушение требований Технического регламента при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте влечет административную ответственность предусмотренную ч.1 ст.9.4 КоАП РФ.
См. также презентацию «О развитии системы технического регулирования в строительстве», которая была подготовлена руководителем Технического Комитета N 465 Бариновой Л.С. и представлена на I Международном Форуме «Комплексное освоение подземного пространства мегаполисов — как одно из важнейших направлений государственного управления развитием территорий» в рамках заседания секции «Правовое поле. Инвестиции. Техническое регулирование».
Техническое регулирование в рамках Таможенного Союза
18 ноября 2010 года было заключено Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18.11.2010 «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации». Это Соглашение положило начало формированию новой структуры технического регулирования, которая ориентировочно к 2015 году заменит собой структуру технического регулирования, которая за 10 лет сформировалась под влиянием Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», принятых впоследствии технических регламентов, документов в их развитие и правоприменительной практики.
Базовый консолидированный технический регламент Таможенного союза «О безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий» пока не принят. Он существует только в виде проекта Технического регламента «О безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий».
Проект технического регламента разработан в соответствии с Графиком разработки первоочередных технических регламентов Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 N 492 (пункт 42), ответственная сторона за разработку технического регламента — Российская Федерация, а также включен в План разработки технических регламентов Таможенного союза на 2012-2013 годы, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2012 N 103 (пункт 7), ответственная сторона за разработку технического регламента — Российская Федерация.
Проект ТР ТС был подготовлен на основе второй редакции проекта ТР ЕврАзЭС, подготовленной ФАУ ФЦС (на базе ФАУ «ФЦС» организован секретариат Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве — МНТКС) и прошедшей публичное обсуждение в 2011 году.
В проекте технического регламента и в подготовленном проекте Перечня документов, применением которых обеспечивается соблюдение требований регламента, предусмотрена возможность применения на альтернативной основе для соблюдения требований регламента:
- межгосударственных строительных норм (далее — МСН) и в комплексе с ними — межгосударственных сводов правил по проектированию и строительству (далее — МСП), а также межгосударственных стандартов, принятых в рамках системы нормативных документов в строительстве государств-участников СНГ;
- национальных документов государств-членов Таможенного союза, идентичных или модифицированных по отношению к международным и (или) европейским стандартам; зарубежных нормативных документов, принятых в государствах-членах Таможенного союза для прямого применения.
Предусматривается, что МСН будут носить обязательный характер и будут устанавливать требования к зданиям и сооружениям в форме конкретных задач по обеспечению безопасности в развитие общих требований регламента. Способы решения этих задач (проектные решения, методы расчета, материалы, технологии и т.д.) предусматривается устанавливать в МСП, применяемых на добровольной основе.
Национальные нормативные документы, могут включаться в перечни и применяться в государствах-членах Таможенного союза также в случаях отсутствия соответствующих МСН и МСП, если они обеспечивают достижение целей технических регламентов Таможенного союза, не противоречат требованиям этих регламентов и не нарушают их.
В дальнейшем проект ТР ТС изменялся неоднократно. Существуют редакции от 06.04.2012, от 21.03.2013, от 01.07.2013 и от 13.11.2013.
Самой острой проблемой, вызывающей несогласованность позиций между сторонами, является отсутствие четкой процедуры обмена мнениями. Прописанная в административных документах схема согласования на практике не работает.
В результате, по редакции проекта ТР ТС от 01.07.2013 Межотраслевым советом по техническому регулированию и стандартизации в строительной отрасли было принято решение, в котором, в частности, отмечено, что принятие ТР ТС в «закрытом» непрозрачном режиме без учета мнения профессионального строительного экспертного сообщества противоречит требованиям Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО и Положения о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены ТР ТС и создаст существенные трудности на этапе его реализации и практического применения.
После этого проект ТР ТС был направлен для дополнительного рассмотрения в Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).
Однако, работа над проектом не закончена.
Минрегион России в письме от 02.07.2013 N 11557-СН/10 согласился с Минэкономразвития России в том, что в настоящее время разработка Перечня документов, применение которых обеспечивает соблюдение требований регламента, необоснованна. В этом письме Минрегион просил Минэкономразвития согласовать новый проект ТР ТС и представить в Евразийскую экономическую комиссию для утверждения его в установленном порядке. Проект ТР ТС все еще не согласован. Основная причина — разные точки зрения Минрегиона и Минэкономразвития на то, кем должны утверждаться МСН — Таможенным союзом или МНТКС.
ИсточникТехническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. … Закон РФ «О техническом регулировании », основные его положения … Правительство РФ отменив для большинства объектов технического …
Что является объектом технического регулирования в строительстве
Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на безопасность технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений. Учету подлежат лишь возможные опасные воздействия этих процессов на состояние здания, сооружения или их частей.
4. В отношении объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов по хранению и уничтожению химического оружия и средств взрывания, иных объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении связанных с указанными объектами процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) наряду с соблюдением требований настоящего Федерального закона должны соблюдаться требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами).
5. Дополнительные требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) могут устанавливаться иными техническими регламентами. При этом указанные требования не могут противоречить требованиям настоящего Федерального закона.
6. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:
1) механической безопасности;
2) пожарной безопасности;
3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;
4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;
5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;
6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
7) энергетической эффективности зданий и сооружений;
8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
ИсточникТехническое регулирование в соответствии со ст. 3 Закона о техническом регулировании осуществляется при соблюде-нии принципов применения единых правил установления требований к продукции и процессам жизненного цикла дан-ной продукции, выполнению работ или оказанию услуг; со-ответствия технического регулирования уровню развития на-циональной экономики, развития материально- технической базы, а также уровню научно- технического развития; единст-ва применения требований технических регламентов незави-симо от. … В первой главе даются понятия основных определений в об-ласти технического регулирования , общее понятие об…
Техническое регулирование в строительстве
Техническое регулирование в строительстве – совокупность технических регламентов и требований к качеству строительных работ и используемых материалов, целью которых является обеспечение безопасности строительства зданий и сооружений.
Нормативно-правовая база технического регулирования
- Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании»
- Федеральный закон №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
- Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Федеральный закон №184-ФЗ определяет основы единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации. В соответствии с ним разрабатываются технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила в различных отраслях. Дополнительно для строительной отрасли в 2009 г. был принят Федеральный закон №384-ФЗ. Он устанавливает обязательные требования к безопасности зданий и сооружений и инженерно-технических сетей и охватывает весь цикл строительства – от изысканий и проектирования до сдачи в эксплуатацию и сноса.
Закон включает требования:
- Механической безопасности;
- Пожарной безопасности;
- Требования безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;
- Требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;
- Требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;
- Требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
- Требования энергетической эффективности зданий и сооружений;
- Требования безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
Автоматизация ключевых процессов строительных компаний
Комплексное решение БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО
- Учет и отчетность по объектам строительства;
- Оперативная и достоверная отчетность по всем объектам;
- Модуль управления строительными проектами и контроля хода выполнения;
- Полный цикл планирования, учета и контроля стройматериалов.
Перечень документов, обязательных к применению
В рамках технического регулирования государство создало перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Постановление №815 от 28.05.2021). Нормативные документы (их части), на которые имеются ссылки в национальных стандартах и сводах правил, применяются на обязательной основе в случае, если они включены в данный перечень.
- ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований»
- ГОСТ 31385-2016 «Резервуары вертикальные цилиндрические стальные для нефти и нефтепродуктов. Общие технические условия»
- ГОСТ 18105-2018 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности»
- ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения»
Перечень также включает своды правил (СП), в т.ч. СП 16.13330.2017 « Стальные конструкции», СП 22.13330.2016 «Основания зданий и сооружений».
Перечень документов, применяемых на добровольной основе
В остальных случаях применяется принцип добровольности (добровольного соблюдения стандартов и правил). Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований №384-ФЗ (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии №365).
В перечень документов, применяемых на добровольной основе, входят более 150 ГОСТов, в т.ч.:
- стандарты на оформление проектной документации (СПДС),
- стандарты на методы измерений показателей зданий и сооружений,
- а также различные своды правил (СП).
Технический регламент устанавливает требования по безопасности зданий и сооружений. На государственном уровне устанавливаются требования по безопасности, но не регламентируются способы и методы по достижению определенного уровня качества продукции.
Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку
1. Объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются … 2. Настоящий технический регламент не распространяется на пищевую продукцию, производимую гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и утилизации пищевой продукции, предназначенной только для личного потребления, и не предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, выращивание сельскохозяйственных культур и продуктивных животных в естественных условиях.
Что является объектом технического регулирования в строительстве
СОГЛАШЕНИЕ
о единых принципах и правилах технического регулирования
в строительстве в государствах-участниках СНГ
Члены Межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной деятельности государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ), именуемые в дальнейшем Сторонами,
руководствуясь Концепцией технического регулирования в государствах-участниках СНГ, принятой на тридцать третьем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ постановлением N 33-22 от 3 декабря 2009 года,
учитывая положения проекта Соглашения о технических регламентах государств-участников СНГ, подготовленного Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации совместно с департаментом экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ и одобренного в основном на заседании Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ 6 апреля 2011 г., протокол N 4 (167),
принимая во внимание работу в области технического регулирования, проводимую в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза,
признавая необходимость укрепления единства нормативной базы проектирования и строительства государств-участников СНГ, ее реформирования на основе современных принципов и правил технического регулирования и исходя из общих экономических интересов строительства в государствах-участниках СНГ,
в развитие одобренных на ХХХ заседании Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ 11 ноября 2010 г. (г.Киев) «Рекомендаций по реализации Концепции технического регулирования в государствах-участниках СНГ в сфере строительства и производства изделий строительного назначения»,
согласились о нижеследующем.
Статья 1. Термины и определения
Для целей настоящего Соглашения используемые понятия означают следующее.
1. Технические регламенты
Технический регламент СНГ
Документ, принятый международным договором государств-участников СНГ и устанавливающий обязательные для применения и исполнения в государствах требования к объектам технического регулирования
2. Нормативные документы
Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу потребителей
Межгосударственные строительные нормы
Региональный нормативный технический документ государств-участников СНГ в области проектирования и строительства, утвержденный для применения на обязательной основе и содержащий требования к продукции строительства, а также к связанным с ней процессам
Межгосударственный свод правил по проектированию и строительству
Региональный нормативный технический документ государств-участников СНГ в области проектирования и строительства, утвержденный межгосударственной научно-технической комиссией по техническому нормированию, стандартизации и оценке соответствия в строительстве (МНТКС) и содержащий предназначенные для применения на добровольной основе технические правила и проектные решения, а также процедуры инженерных изысканий, проектирования, строительства или эксплуатации продукции строительства, определяющие способы достижения ее соответствия предъявляемым к ней обязательным требованиям технических регламентов и межгосударственных строительных норм
Межгосударственный стандарт в строительстве
Региональный стандарт государств-участников СНГ, принятый Межгосударственной научно-технической комиссией по техническому нормированию стандартизации и оценке соответствия в строительстве (МНТКС)
Стандарт, принятый Международной организацией по стандартизации (ИСО)
3. Гармонизация нормативных документов
Гармонизированные нормативные документы (стандарты)
Нормативные документы (стандарты), которые утверждены различными органами, распространяются на один и тот же объект и обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации.
Гармонизированные нормативные документы (стандарты) могут иметь различия в форме представления или даже в содержании
Идентичные нормативные документы (стандарты)
Гармонизированные нормативные документы (стандарты), идентичные по содержанию и по форме представления.
Идентичные нормативные документы (стандарты), как правило, отличаются друг от друга обозначениями
Модифицированные норма-тивные документы (стандарты)
Гармонизированные нормативные документы (стандарты), которые имеют технические отклонения и различия по форме представления при условии их идентификации и объяснения
Односторонне согласованный нормативный документ (стандарт)
Нормативный документ (стандарт), согласованный с другим нормативным документом таким образом, чтобы продукция, процессы, работы, услуги и информация, представляемые в соответствии с первым документом, отвечали требованиям последнего, а не наоборот.
Указанные документы не являются гармонизированными
Неэквивалентные нормативные документы (стандарты)
Нормативные документы (стандарты), которые имеют неидентифицированные технические отклонения друг от друга и различия по форме представления
Эксплуатационное положение нормативного документа (стандарта)
Положение нормативного документа (стандарта), которое содержит характеристики продукции, связанные с поведением этой продукции при ее использовании (эксплуатационные харак-теристики)
Описательное (предписывающее) положение нормативного документа (стандарта)
Положение нормативного документа (стандарта), которое содержит характеристики продукции, связанные с ее производством (описание проекта, конструктивных деталей и т.д. с указанием размеров и состава материалов).
4. Объекты технического регулирования
Законченные строительством здания и другие строительные сооружения, а также их комплексы. Объектом технического регулирования в строительстве является строительная часть зданий и сооружений, включая внутренние системы инженерного обеспечения
Единичный результат строительной деятельности, предназначенный для осуществления определенных потребительских функций в соответствии с его назначением
Строительное сооружение, состоящее из наземной и, при необходимости, подземной частей с помещениями для проживания и (или) осуществления деятельности людей, размещения производств, хранения продукции или содержания животных
Наружная сеть инженерно-технического обеспечения
Строительное сооружение (комплекс сооружений), предназначенное для выполнения функций по водоснабжению, канализации, тепло и энергоснабжению, обеспечению сигнализацией и связью зданий и других строительных сооружений
Замкнутое пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное со всех сторон строительными конструкциями
Часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции
Внутренняя система инженерно-технического обеспечения здания или сооружения
Часть здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, энергоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, транспорта, мусороудаления, связи, управления и обеспечения безопасности
Изделие, предназначенное для применения в качестве элемента строительных конструкций зданий и сооружений и (или) систем инженерного обеспечения
Материал (в т.ч. штучный), предназначенный для возведения строительных конструкций зданий и сооружений, а также изготовления строительных изделий
Статья 2. Общие положения
1. Стороны отмечают, что принятой Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ Концепцией технического регулирования в государствах-участниках СНГ поставлена задача в ближайшей перспективе — пять лет — создать систему технического регулирования государств-участников СНГ, включая разработку, принятие и введение в действие технических регламентов СНГ. Подготавливается проект межправительственного Соглашения о технических регламентах государств-участников СНГ.
На решение этой задачи направлены положения одобренных на ХХХ заседании Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ 11 ноября 2010 г. (г.Киев) «Рекомендаций по реализации Концепции технического регулирования в государствах-странах СНГ в сфере строительства и производства изделий строительного назначения», предусматривающих формирование межгосударственной нормативной базы проектирования и строительства, необходимой для функционирования системы технического регулирования на основе соответствующих механизмов.
В настоящее время в рамках ЕврАзЭС разрабатывается проект технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», соблюдение требований которого в соответствии с принятыми межправительственными соглашениями стран ЕврАзЭС намечается обеспечивать применением в основном региональных, т.е. межгосударственных и в различной форме европейских нормативных документов.
2. Стороны проводят согласованную политику в области технического регулирования строительства, руководствуюсь положениями настоящего Соглашения, в том числе:
вырабатывают единые позиции органов управления строительством по вопросам технического регулирования строительства, основанные на общих задачах государств-участников СНГ в области технического регулирования и отражающие существующие отличия продукции строительства — зданий и сооружений — от продукции промышленности;
представляют эти позиции в вышестоящих органах власти своих государств и в органах управления ЕврАзЭС и принимают необходимые меры по их учету при подготовке общих организационных правовых документов ЕврАзЭС и при разработке национальных законодательных и нормативных правовых актов;
разрабатывают технические регламенты СНГ в области строительства и участвуют в разработке регламентов, затрагивающих вопросы строительства;
обеспечивают создание в соответствии с настоящим Соглашением единой межгосударственной нормативной базы проектирования и строительства, отвечающей общим интересам государств-участников СНГ, а также применение в странах нормативных документов этой Системы.
Статья 3. Объекты технического регулирования в области строительства
Объектами технического регулирования в области строительства, на которые распространяется действие настоящего Соглашения, являются:
продукция строительства — здания и другие строительные сооружения всех отраслей экономики независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, вводимые в эксплуатацию после завершения нового строительства, реконструкции или капитального ремонта;
процессы инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации и ликвидации зданий и других строительных сооружений;
строительные материалы и изделия, применяемые для изготовления и (или) возведения строительных конструкций и устройства внутренних систем инженерного оборудования зданий и других строительных сооружений.
Статья 4. Межгосударственная нормативная база проектирования и строительства
1. Межгосударственная нормативная техническая база проектирования и строительства для государств-участников СНГ формируется с учетом принятых на ХХХ заседании Межправительственного совета Рекомендаций в развитие межгосударственных нормативных правовых актов (соглашений, договоров и др.) по общим вопросам технического регулирования в государствах-участниках СНГ в соответствии со следующей структурой:
технические регламенты СНГ в области строительства, введенные и применяемые на территории государств-участников СНГ в соответствии с установленным в СНГ порядком;
межгосударственные строительные нормы, применяемые на обязательной основе в присоединившихся к ним государствах-участниках СНГ в соответствии с требованиями введенных в этих государствах технических регламентов СНГ в области строительства;
межгосударственные своды правил по проектированию и строительству, применяемые на добровольной основе в присоединивших к ним государствах для обеспечения соблюдения обязательных требований технических регламентов СНГ и межгосударственных строительных норм;
межгосударственные стандарты, применяемые на добровольной основе в присоединившихся к ним государствах для обеспечения соблюдения требований технических регламентов СНГ и межгосударственных строительных норм, а также решения других технических задач, связанных с экономической интеграцией стран в области строительства.
2. Межгосударственные строительные нормы, межгосударственные своды правил по проектированию и строительству и межгосударственные стандарты в области строительства составляют Систему межгосударственных нормативных документов и применяются для обеспечения соблюдения требований технических регламентов СНГ в области строительства в соответствии с требованиями этих технических регламентов наряду с международными, европейскими и национальными нормативными документами с учетом статьи 10 настоящего Соглашения, если применение этих документов не противоречит общим целям технического регулирования строительства в государствах-участниках СНГ.
3. Основные принципы формирования и правила применения межгосударственных нормативных документов устанавливаются межгосударственными строительными нормами «Система межгосударственных нормативных документов в строительстве. Основные положения», которые должны быть пересмотрены с учетом настоящего Соглашения.
Статья 5. Технические регламенты СНГ в области строительства
1. Технические регламенты СНГ в области строительства разрабатываются с учетом основных положений Рекомендаций по типовой структуре технического регламента ЕврАзЭС с учетом особенностей, связанных с отличиями продукции строительства от промышленной продукции, и применяются в государствах в соответствии с требованиями общих нормативных правовых межгосударственных актов СНГ по вопросам технического регулирования.
2. В технических регламентах СНГ в области строительства устанавливаются, как правило, общие требования безопасности в целях защиты жизни и здоровья человека, защиты имущества, охраны окружающей среды, обеспечения энергоэффективности возводимых зданий и сооружений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение покупателей, а также требования к процедурам оценки соответствия, включая подтверждение пригодности новых материалов и изделий для применения в строительстве.
3. В качестве основополагающего технического регламента СНГ в области строительства разрабатывается проект технического регламента СНГ «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». За основу для разработки указанного межгосударственного технического регламента принимается соответствующий технический регламент ЕврАзЭС, положения которого должны уточняться с учетом интересов государств-участников СНГ, не являющихся членами ЕврАзЭС.
По вопросам о необходимости и целесообразности разработки последующих технических регламентов СНГ, затрагивающих вопросы строительства, члены Межправительственного Совета будут согласовывать свои позиции.
Статья 6. Межгосударственные строительные нормы
1. Межгосударственные строительные нормы разрабатываются в рамках Межгосударственной научно-технической комиссии по техническому нормированию, стандартизации и оценке соответствия в строительстве (МНТКС) при Межправительственном Совете по сотрудничеству в строительной деятельности государств-участников СНГ, согласовываются голосованием членов МНТКС в соответствии с установленным порядком и утверждаются Межправительственным Советом по сотрудничеству в строительной деятельности государств-участников СНГ.
2. При разработке новых и пересмотре действующих межгосударственных строительных норм, в них на основе и в развитие требований технических регламентов СНГ в области строительства должны устанавливаться эксплуатационные требования к зданиям и сооружениям в форме конкретных задач по обеспечению безопасности, которые должны быть решены при проектировании и строительстве. Нормы, как правило, не должны содержать описательных (предписывающих) характеристик, относящихся к конструктивным и объемно-планировочным решениям, методам расчета и проектирования, применению конкретных типов и марок материалов и т.п., за исключением случаев, когда это необходимо для достижения целей технического регламента.
3. Межгосударственные строительные нормы должны основываться на современных достижениях науки и техники, опыте государств-участников СНГ проектирования, строительства и эксплуатации объектов, требованиях международных и европейских стандартов, национальных обязательных строительных норм и строительных правил зарубежных государств, требования которых соответствуют общим целям технического регулирования строительства в государствах-участниках СНГ.
Статья 7. Межгосударственные своды правил по проектированию и строительству
1. Межгосударственные своды правил утверждаются Межгосударственной научно-технической комиссией по техническому нормированию, стандартизации и оценке соответствия в строительстве (МНТКС) при Межправительственном совете по сотрудничеству в строительной деятельности государств-участников СНГ и предназначены для применения на добровольной основе совместно с соответствующими межгосударственными строительными нормами для обеспечения соблюдения обязательных требований по безопасности технических регламентов СНГ и межгосударственных строительных норм.
2. В межгосударственных сводах правил приводятся проверенные на практике положения по проектированию и строительству, определяющие требования к объемно-планировочным, конструктивным и технологическим решениям, методам расчета и проектирования, применению материалов и изделий и другим способам достижения целей технических регламентов СНГ и решения задач, поставленных в межгосударственных строительных нормах по вопросам безопасности.
3. Положения межгосударственных сводов правил по проектированию и строительству должны быть технически и экономически обоснованы, учитывать современные достижения науки, техники и технологии, передовой опыт проектирования и строительства, требования международных и европейских стандартов, национальных нормативных документов государств-участников СНГ и зарубежных стран, которые соответствуют условиям строительства и эксплуатации объектов на территории государств-участников СНГ и общим целям и задачам технического регулирования строительства в этих государствах.
Статья 8. Межгосударственные стандарты в области строительства
1. Межгосударственные стандарты в области строительства разрабатываются и принимаются Межгосударственной научно-технической комиссией по техническому нормированию, стандартизации и оценке соответствия в строительстве (МНТКС)при Межправительственном совете по сотрудничеству в строительной деятельности государств-участников СНГ и предназначены для применения на добровольной основе в целях:
обеспечения соблюдения обязательных требований по безопасности технических регламентов СНГ в области строительства и межгосударственных строительных норм;
обеспечения размерной и функциональной совместимости и взаимозаменяемости в строительстве, общих подходов к оценке качества строительства и взаимопоставляемых строительных материалов и изделий, а также в целом технического единства и взаимопонимания в строительстве.
ИсточникСтроительные материалы и изделия, используемые при возведении зда-ний и сооружений, сами здания и сооружения, процесс их создания являются объектами технического регулирования в строительстве . С вводом в действие Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регу — лировании » полномочия регионов урезаны в части установления террито-риальных строительных норм, которые переведены в разряд добровольных.
184-ФЗ «О техническом регулировании» при эксплуатации зданий
Федеральный закон No184 « О техническом регулировании », является первым из всех нормативно-правовых документов используемых при эксплуатации зданий , который я советую изучить .
Именно согласно нему , создана и успешно внедрена современная система нормативных документов не только в области технического обслуживания , но и проектирования , строительства , монтажа , наладки и других сфер .
Закон регламентирует нормативно-правовую базу , говорит , какие документы по стандартизации первичны , а какие выполняются на добровольной основе . Порядок их разработки и принятия , взаимодействие и зависимость между собой , контроль за выполнением и многое другое .
В конце статьи будет ссылка на полный текст актуального на сегодняшний день 184-ФЗ в формате PDF , и вы сможете его изучить .
Сейчас же я расскажу подробнее о его содержании , дам выжимку основных норм , которые непременно нужно знать специалистам служб эксплуатации зданий и сооружений .
В первую очередь стоит сказать несколько слов о том , почему появился этот закон , почему потребовалось менять сложившуюся еще при СССР систему .
Толчком к этому послужило стремление нашей страны к вступлению во Всемирную Торговую Организацию ( ВТО ). Именно для этого потребовалось привести в соответствие с нормами и положениями ВТО отечественное законодательство .
Тогда и началась разработка , а позже был создан ФЗ 184 « О техническом регулировании ». Он заменил действовавший ранее « Закон о стандартизации », который устанавливал правовые основы стандартизации .
Основная функция Федерального закона 184-ФЗ :
— Регулирует отношения между участниками , которые возникают при : разработке , принятии , применении и исполнении обязательных требований не только при эксплуатации зданий , но и в процессах проектирования ( включая изыскания ), производства , строительства , монтажа , наладки и т . д .;
— Определяет права и обязанности участников , регулируемых законом отношений ;
— Устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам тех . регулирования ;
О важности 184-фз говорит тот факт , что любые другие нормативно-правовые акты , могут применяться лишь в части не противоречащей ему .
Основными документами , нормы которых беспрекословно должны выполняться – становятся Технические регламенты .
В законе подробно описаны все этапы их обращения от финансирования при разработке до вступления в силу и последующего редактирования .
Все остальные знакомые нам ранее – СП и ГОСТы , теперь являются лишь дополнением к ТР и делятся на обязательные и добровольные .
Они служат лишь инструментом , используя который вы подтвердите соответствие объекта требованиям тех регламента .
При этом , в течении месяца ДО выхода какого-либо технического регламента , обязаны быть подготовлены и опубликованы перечни документов по стандартизации – стандарты , нормы и правила . Выполнение которых является достаточным условием , говорящем о соблюдении ТР .
Сам и регламенты , не содержат конкретных инструкций или правил , а лишь представляют собой набор требований , к объекту регулирования , например , к эксплуатации зданий , чтобы оно было безопасным .
А вот уже конкретные СП и ГОСТы подсказывают , что нужно делать , чтобы эти требования считались выполненными .
Наглядным примером работы этой системы является регулирование сферы эксплуатации и технического обслуживания зданий и сооружений .
Этому посвящена отдельная статья 5 _ 1 . Она очень короткая , и гласит буквально следующее :
Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом « Технический регламент о безопасности зданий и сооружений «.
К этому ФЗ , выпущено два основных перечня документов по стандартизации :
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 26 декабря 2014 года N 1521 – с перечнем обязательных стандартов и правил , необходимых для соблюдения норм 384-ФЗ
ПРИКАЗ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли РФ от 30 марта 2015 года N 365 , со списком документов по стандартизации , применяемых на добровольной основе . Выполнение которых также говорит о соблюдении норм ФЗ .
Именно так и работает современная система по техническому регулированию .
А для того , чтобы все описанное выше гарантированно выполнялось и действовало как задумано , существует государственный контроль ( надзор ).
Государственный контроль ( надзор ) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти , органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации , уполномоченными на проведение государственного контроля ( надзора ) в соответствии с законодательством Российской Федерации
При этом , представителя гос . контроля вправе :
— требовать предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия , подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов — осуществлять мероприятия по государственному контролю ( надзору ) за соблюдением требований технических регламентов в порядке , установленном законодательством Российской Федерации ;
— выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок , установленный с учетом характера нарушения ;
— привлекать изготовителя ( исполнителя , продавца , лицо , выполняющее функции иностранного изготовителя ) к ответственности , предусмотренной законодательством Российской Федерации ;
— требовать от изготовителя ( лица , выполняющего функции иностранного изготовителя ) предъявления доказательственных материалов , использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента
Есть у них и обязанности :
— проводить в ходе мероприятий по государственному контролю ( надзору ) за соблюдением требований технических регламентов разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о техническом регулировании , информировать о существующих технических регламентах ;
— соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну ;
— соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю ( надзору ) за соблюдением требований технических регламентов и оформления результатов таких мероприятий , установленный законодательством Российской Федерации ;
— принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю ( надзору ) за соблюдением требований технических регламентов меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов ;
— направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в соответствии с положениями главы 7 настоящего Федерального закона ;
— осуществлять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия .
Но как вы понимаете , быстро разработать , согласовать и выпустить Технические регламенты , на все сферы задача невыполнимая . Именно для этого в ФЗ 183 « О техническом регулировании » есть статья о переходном периоде . В которой описывается , что будет происходить , до момента выхода , соответствующего ТР .
Там сказано , что до момента разработки и внедрения Технического регламента в определенной сфере тех . регулирования , действуют установленные нормативными правовыми актами РФ документы . Как вы понимаете , это известные нам ранее законы , нормативные акты , своды правил , СНиПы , ГОСТы и т . д .
Есть только одно важное « НО » — все они подлежат выполнению лишь в части :
— соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан , имущества физических или юридических лиц , государственного или муниципального имущества ;
— охраны окружающей среды , жизни или здоровья животных и растений ;
— предупреждения действий , вводящих в заблуждение приобретателей , в том числе потребителей
— обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения
Другими словами , если в какой-то области еще не выпущен закон – Технический регламент , кодекс и т . д . Необходимо пользоваться старой нормативно-правовой базой и то лишь её частью , касающейся безопасности , энергоэффективности , защиты здоровья и окружающей среды .
Как видите , закон о техническом регулировании вводит довольно важные правила в нашу жизнь , формирует общую структуру и порядок выполнения документов , которые регламентируют отношения в области эксплуатации , разработки , изысканий , строительства и т . д .
Эта та база , которая позволит вам лучше ориентироваться в выпускаемых законах , технических регламентах , кодексах , а также документах по стандартизации – сводах правил и стандартах . Практически вся деятельность по эксплуатации построена именно на этом и отталкивается от этих норм .
Актуальную версию настоящего федерального закона N184 , вы можете изучить по ссылке ниже , документ доступен в формате PDF
184-ФЗ « О техническом регулировании »
ИсточникФедеральный закон No184 «О техническом регулировании », является первым из всех нормативно-правовых документов используемых при эксплуатации зданий, который я советую изучить. Именно согласно нему, создана и успешно внедрена современная система нормативных документов не только в области технического обслуживания, но и проектирования, строительства , монтажа, наладки и других сфер. … — Устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам тех. регулирования ; О важности 184-фз говорит тот факт, что любые другие нормативно-правовые акты, могут применяться лишь в части не противоречащей ему.