Что за строительство в белокаменке

В мурманской судоверфи Белокаменке построили производственный цех высотой в 93 метра. Гигантский объект относится к Центру строительства крупнотоннажных морских сооружений проекта «Арктик СПГ-2» компании НОВАТЭК, сообщается на сайте Проектного офиса развития Арктики (ПОРА).

Цех – часть завода для круглосуточного производства линий сжиженного природного газа, поставленных на платформы гравитационного типа. Серийная линия состоит из модулей, конечная сборка которых располагается в цеху, оснащенном эксклюзивными мостовыми кранами «Уралмашзавода» на 50 и 300 тонн. Максимальная нагрузка цеха – 15 модулей.

Габариты цеха уже назвали самыми солидными в России. Высота – 93 метра, ширина – 280 и длина – 345 метров. Откатные ворота могут пропускать сквозь себя модули высотой в 20-этажный небоскрёб.

Для обслуживания цеха в дневную смену потребуется 5000 специалистов. Собранные модули, после установки на основания гравитационного типа и пусконаладочных работ, планируется отправлять по Севморпути на гыданское месторождение Утреннее, что в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО).

Гигантская стройка в Белокаменке. НОВАТЭК Арктик СПГ2.

Новости

Его главными темами станут государственная политика России в Арктике и развитие человеческого капитала в регионе, сообщили в межрегиональной «Ассоциации полярников».

13 октября 2022 «Газпром нефть» получила лицензию на Усть-Енисейский участок в акватории Карского моря

Новый участок соединяет геологоразведочные активы на Гыданском и Таймырском полуостровах.

Проектирование круглогодичной арктической станции «Снежинка», которая разместится в Ямало-Ненецком автономном округе, завершено.

Резидент Арктической зоны РФ построит на Чукотке завод на сваях

Резидент Арктической зоны РФ открыл хинкальную в Воркуте

Резидент АЗРФ открыл медпункты на месторождениях Ямала

Резидент Арктической зоны РФ открыл трехзвездочный гостинично-деловой комплекс в Нарьян-Маре, который стал первым завершенным проектом резидентов АЗРФ на территории Ненецкого автономного округа (НАО)

Резидент Арктической зоны России открыл в Мурманске современный офтальмологический центр

Резидент АЗРФ строит необычный туристический комплекс в Мурманской области

Резидент Арктической зоны России построит на Чукотке медучреждения и гостиницы

На Чукотке появился первый частный авиаперевозчик в статусе резидента Арктической зоны России

Резидент АЗРФ построит базу отдыха в заполярном селе

Резидент АЗРФ к концу 2024 года создаст новый туристический комплекс, где отдыхающих будут знакомить с традициями и бытом поморов.

Новый резидент АЗРФ создаст тыловой железнодорожный терминал в Архангельске

Резидент АЗРФ сформирует в ЯНАО крупный транспортный узел

На севере Якутии реализуются первые проекты по добыче олова, золота и алмазов

Проект резидента Арктической зоны РФ стал лучшим семейным предприятием, открытым для туристов

Чукотские деликатесы – залог успеха новой арктической сети фастфуда

Важнейший этап строительства ЦСКМС компании «Новатэк» в Белокаменке

Гостей нового дайвинг-центра на берегу Баренцева моря ждет крабовое сафари

Маленький бизнес по выращиванию овощей доказал, что работать в ТОР выгодно для всех

Резидент Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) наладит производство генераторов жидкого льда

Как собираются распорядиться своими арктическими гектарами их получатели

Почему работа за Полярным кругом может стать работой мечты и как ее найти

Самый высокогорный ресторан на Северо-Западе России – новая достопримечательность Кировска

Зеленые энергетические технологии в экстремальных условиях Арктики

Резидент Арктической зоны РФ займется добычей и переработкой морепродуктов с уникальными свойствами

Самая близкая к склонам гостиница разместится в Кировске (Мурманская область) в историческом здании 1935 года и будет посвящена мифической северной стране Гиперборее

Источник: arctic-russia.ru

Готовность первого плавучего завода по сжижению газа в Белокаменке приближается к 100%

Новости из Белокаменки. Готовность первого плавучего завода по сжижению газа приближается к 100%, а при строительстве второго завода будет применяться больше российских компонентов. Об этом рассказали журналистам, посетившим в составе большой делегации центр строительства крупнотоннажных морских сооружений. К ним присоединилась и наша съемочная группа.

За два года построить на голых сопках целый город – в такое не верилось. Мол, это осталось в другой жизни, где прокладывали БАМ и ехали за туманом и запахом тайги. Но вахтовый поселок под Белокаменкой – действительно, город: с жилыми пятиэтажками, улицами, столовыми, спортивным комплексом. Проектная вместимость – 17 тысяч, сейчас проживают – 14, что сопоставимо, например, с населением Ковдора. Еще больше впечатлила коллег-журналистов промышленная площадка центра строительства крупнотоннажных морских сооружений – «Завода по строительству заводов» – именно так его называют представители компании «НОВАТЭК».

«Преимущество данной площадки заключается в том, что в одном месте локализовано производство технологических линий и оснований гравитационного типа по сжижению природного газа. Также здесь у нас незамерзающий Кольский залив, который может обеспечивать круглогодичную поставку материалов и удобные логистические решения», – отметил начальник управления сопровождения строительно-монтажных работ ООО «НОВАТЭК-Мурманск» Евгений Селищев.

«В журналистском пуле сегодня представители 20 регионов и это не случайно. Ведь центр строительства крупнотоннажных морских сооружений создавался всей страной, участвовали более 800 предприятий. Конечно, нашим коллегам в первую очередь интересно, какой вклад внес конкретно их регион. К примеру, вот эту факельную установку собирали в Челябинске. У нас есть коллеги с ГТРК «Южный Урал», сейчас мы с ними пообщаемся», – рассказал корреспондент Владимир Костров.

«– Такой большой вклад области в строительство, сколько металлоконструкций было доставлено!

– Горды?

– Горды!», – поделилась с Владимиром Костровым корреспондент ГТРК «Южный Урал» Кристина Крайнова.

Первый плавучий завод по сжижению природного газа готов более, чем на 90%. Завершаются пуско-наладочные работы. А в соседнем доке уже дожидается монтажа модулей гравитационное основание для второго завода СПГ.

«Просто взгляда не хватает, чтобы все это осмотреть, осознать, и нужно какое-то время, чтобы понять, что эта огромная бетонная платформа еще может плавать. У нас два предприятия участвуют в этом проекте: одно предприятие делает все, что связано с водой – резервуары, отведение и так далее, а второе предприятие занимается металлоконструкциями», – поделилась впечатлениями корреспондент ГТРК «Воронеж» Анна Авдеева.

Из-за санкций НОВАТЭК начал создавать модули из российских компонентов, в основе модуля – мощный металлический каркас. Монтаж происходит в этом цехе – самом большом в России. Девять миллионов кубических метров.

«То, что мы впереди планеты всей наконец-то освоили эту сложнейшую технологию, от которой мы зависели, от зарубежных партнеров, это очень! У меня вот на душе стало спокойно, гордость берет. Я бы даже пошел сюда работать», – признался специальный корреспондент ГТРК «Ямал» Виталий Торопов.

У каждого из 14 модулей своя роль. После сборки их медленно перевозят из цеха к бетонной платформе, потом спецкранами монтируют в единую технологическую линию по сжижению газа. Здесь очень много эксклюзивных инженерных решений – специально для «Арктик СПГ-2».

«В Петербурге делают дизель-генераторы, в Петербурге делают части для модулей, трубопроводы и прочее. Насколько я понимаю, таких систем, таких платформ для работы в сложных условиях Крайнего Севера больше не строят нигде. И мне кажется, это может быть хорошим драйвером для мурманской экономики», – отметил специальный корреспондент ГТРК «Санкт-Петербург» Леонид Апанасов.

Первому плавучему заводу проекта «Арктик СПГ-2» осталось меньше года до транспортировки к полуострову Гыдан. Буксировку запланировали на август – время самой благоприятной ледовой обстановки.

Источник: murman.tv

Завод заводов

Ну кому из журналистов не хотелось бы побывать в самом начале строительства объекта настолько серьезного и масштабного, который сам Путин назвал мегапроектом? Думаю, никому. А мне вот — одному из первых — довелось там побывать.

Компания «НОВАТЭК» приступила к реализации проекта «Арктик СПГ 2». Для этого в Кольском заливе, в районе Белокаменки, возводят ЦСКМС — Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, «завод по изготовлению заводов (СПГ)». Стройки таких масштабов разворачивались в нашей области лишь в советскую эпоху в Заполярном, Оленегорске, Кировске, Полярных Зорях.

Еще в 2015 году во время проведения Санкт-Петербургского международного экономического форума председатель правления ОАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон и губернатор Мурманской области Марина Ковтун подписали соглашение о сотрудничестве для создания Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. Два года ушло на согласование, принятие необходимых постановлений, проведение госэкспертиз, и в июне 2017 года начались работы на площадке, где будет создано крупнейшее предприятие Кольского края.

Молодые профессионалы

Прежде чем попасть на строительную площадку, в Мурманске прошел инструктаж по технике безопасности, получил теплую куртку и светоотражающий жилет, каску с очками, специальную обувь. 55 километров пути, и мы на месте, где круглые сутки идут активные земляные и буровзрывные работы.

Поразил своей молодостью генеральный директор ООО «НОВАТЭК-Мурманск», которое ведет строительство, Дмитрий Агеев. Он провел экскурсию по стройплощадке, дал пояснения. Возглавить столь грандиозное предприятие в 33 года — явление неординарное, но руководство компании не ошиблось в выборе.

Читайте также:  ПСД в строительстве образец

Еще старшекурсником Санкт-Петербургского госуниверситета путей сообщения Агеев участвовал в проектировании вантового моста в Санкт-Петербурге, после окончания вуза работал в известной компании «KVAERNER», где занимался проектированием и строительством в Находке двух оснований гравитационного типа для буровых платформ проекта «Сахалин-2». Трудился в Норвегии в рамках проекта Ормен Ланге, затем участвовал в реализации проекта «Сахалин-1», строил дальневосточный завод «Звезда», а с весны 2015 года возглавил нынешнее свое предприятие. Опыт, как видим, огромный, грех не использовать.

Место стройки поразило размерами и темпом работ. По серпантинам дорог снуют самосвалы грузоподъемностью 30-40 тонн, вывозящие раздробленный взрывами скальный грунт. По словам Алексея Попова, начальника отдела технического надзора ООО «НОВАТЭК-Мурманск», из запланированных 12 миллионов кубических метров грунта в ходе земляных и буровзрывных работ за полгода уже переработана четвертая часть. Попов, кстати, тоже очень молод — ему 31, но тоже опытный профессионал, три года работал на строительстве «Ямал СПГ».

Сейчас тут трудятся специалисты пяти подрядных организаций. Для работников развернут городок из жилых модулей, построены столовая, баня. Но это только начало. В перспективе на площади в 32 гектара здесь появится целый город на 15 тысяч жителей с общежитиями, административным и хозяйственным корпусами, прачечной, столовой, спортивным центром — всем, что необходимо для нормальной, комфортной жизни.

Масштаб предстоящих работ впечатляет: предстоит в скальном грунте сформировать 7 километров откосов, фактически сровнять сопку с землей.

Взорванный скальный грунт вывозят для отсыпки четырех искусственных земляных участков и формирования двух перспективных площадок, часть здесь же перерабатывают на щебень.

Габариты впечатляют

Что касается отсыпки скального грунта в Кольский залив, то на это имеются соответствующие разрешения, и делается все под постоянным и неусыпным контролем экологов, которые на специальном судне делают необходимые замеры. Кстати, строители, не нанося ущерба морской среде, уже выпустили в море более 80 тысяч мальков семги.

Так выглядит будущее Белокаменки.

Вообще, руководству ООО «НОВАТЭК-Мурманск» приходится значительную часть времени тратить на согласования, но и без них нельзя. К примеру, при проведении взрывных работ, чтобы обеспечить безопасность, заранее предупреждают Северный флот, капитана порта, экипаж рейдового перевалочного комплекса «Умба», стоящего невдалеке в Кольском заливе, перекрывают автомобильную дорогу.

Объемы и темпы возрастут нынешним летом. Станет больше и подрядных организаций, и специалистов, занятых в строительстве. Уже доставлены два буровых станка BAUER, которые будут бурить скважины для стен сухого дока. Всего предстоит выполнить около 1000 метров таких стен в двух доках — там, где заканчивается скальный грунт.

Когда же закончится стройка, когда Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений приступит к работе? По словам Дмитрия Агеева, первый сухой док и вся инфраструктура для изготовления оснований гравитационного типа (ОГТ) — участок бетонного завода, цеха механического оснащения, технического обслуживания, цех опалубки, арматурный — будут готовы к осени будущего года. Уже в марте 2019-го начнется заготовка арматуры, а летом планируется осуществить закладку первого ОГТ.

К строительству сухого дока № 2 и гидротехнических сооружений (причального фронта и берегоукреплений) привлекут крупную китайскую компанию, имеющую огромный опыт строительства портов по всему миру. Док планируется завершить в 2020-м, а первый завод СПГ отправить в Обскую губу два года спустя после этого.

Габариты создаваемых заводов впечатляют! Каждая железобетонная платформа будет размером 300х150х30 метров, вес ОГТ — 480 тысяч тонн. Внутри железобетонного основания — резервуар СПГ объемом 230 тысяч и резервуар газового конденсата объемом 75 тысяч кубических метров.

На изготовление одного основания уйдет 420 тысяч тонн бетона и 55 тысяч тонн арматуры. Вес верхнего строения (непосредственно технологической линии сжижения), насчитывающего 15 модулей, составит около 120 тысяч тонн. Размеры модулей весьма серьезны: ширина от 30 до 40 метров, длина от 40 до 64, высота от 18 до 66 метров. Чтобы собрать в единый комплекс все 15 модулей, предстоит построить поистине циклопическое здание, не имеющее аналогов в России: цех окончательной сборки модулей — длиной 350, шириной 280 и высотой около 88 метров. В едином комплексе с этим зданием рядом будут располагаться цеха техобслуживания, изготовления трубопроводов, металлоконструкций, комплекс окраски.

Инвестиции десятки миллиардов

Понятно, что при строительстве ОГТ потребуется огромное количество бетона. Его будут поставлять четыре завода по производству этого материала.

Электроэнергией ЦСКМС обеспечит подстанция 150 кВ и две ЛЭП длиной 18 и 55 километров. Общая площадь верфи превысит 180 гектаров.

Появится причальный фронт протяженностью 1290 метров из шести причалов. Это вполне объяснимо, ведь к месту строительства завода заводов нет железнодорожной ветки. Большую часть грузов проще переваливать с «железки» через Мурманский морской торговый порт и дальше — морем. В перспективе будет задействован и пассажирский причал — доставлять часть работников Центра придется из Мурманска, а это проще сделать по воде.

Всего на ООО «НОВАТЭК-Мурманск» будут работать более 10 тысяч человек. Для них построят вахтовый поселок.

Планируется, что на ЦСКМС будет выполняться 80 процентов работ по изготовлению завода СПГ. Остальные — в Обской губе.

На начальном этапе построят три плавучих завода СПГ мощностью 6,6 миллиона тонн каждый, которые будут установлены в Обской губе на железобетонных платформах гравитационного типа. Понятно, что тремя заводами дело не ограничится. Суммарные инвестиции в проект могут составить 80-90 миллиардов рублей.

Для Мурмана и всей России

А какая выгода Мурманску, всему нашему краю и его жителям от появления на берегу Кольского залива завода заводов? Прежде всего, как вы уже поняли, это новые рабочие места — в пиковые периоды до 15 тысяч.

Понятно, что часть специалистов прибудет в наши края со своими подрядными организациями, но, разумеется, не все. Замечу, для того чтобы получить работу на новом предприятии, нужно уже сейчас осваивать специальности, которые там потребуются.

Безусловно, Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, который пришел к нам не на час, а на многие годы, позволит развивать кадровый потенциал региона, увеличить конкурентоспособность предприятий области в масштабах России.

На Кольский Север придут многомиллиардные инвестиции, которые станут мощным импульсом для развития высокотехнологичного производства.

В логистических схемах работы ЦСКМС активно задействованы судоходные компании, доставлявшие строительную технику из Сабетты и Архангельска, Мурманский морской торговый порт, железная дорога. И объемы этой работы будут только возрастать.

А обеспечение, по сути дела, целого города под боком у Мурманска численностью 10 тысяч человек продуктами питания, предметами первой необходимости? Разве это не поле деятельности для малого бизнеса?

Безусловно, будет востребован и научный потенциал края.

ЦСКМС обеспечит дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Уже сейчас руководством ООО «НОВАТЭК-Мурманск» дано указание всем подрядным организациям создать в Кольском районе обособленные подразделения и платить НДФЛ в местный бюджет.

Повторюсь, впервые за постсоветский период в нашей области реализуется столь масштабный проект, имеющий огромное значение не только для Северо-Западного региона, но и для всей России. В добрый путь!

Источник: www.mvestnik.ru

В Белокаменке обсудили будущее «Арктик СПГ-2»

В Белокаменке обсудили будущее «Арктик СПГ-2» В Белокаменке обсудили будущее «Арктик СПГ-2» В Белокаменке обсудили будущее «Арктик СПГ-2» В Белокаменке обсудили будущее «Арктик СПГ-2» В Белокаменке обсудили будущее «Арктик СПГ-2» В Белокаменке обсудили будущее «Арктик СПГ-2» В Белокаменке обсудили будущее «Арктик СПГ-2» В Белокаменке обсудили будущее «Арктик СПГ-2» В Белокаменке обсудили будущее «Арктик СПГ-2»В Белокаменке обсудили будущее «Арктик СПГ-2»

В Мурманской области в районе поселка Белокаменка на берегу Кольского залива реализуется уникальный проект по возведению ООО «НОВАТЭК-Мурманск» крупнейшего Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС).

На этом заводе заводов в рамках проекта «Арктик СПГ-2» планируется построить три газосжижающих завода на основаниях гравитационного типа, которые по завершению работ будут отбуксированы к Гыданскому полуострову, подключены к газопроводу и начнут поставлять потребителям сжиженный природный газ.

15 октября 2021 года в Белокаменке на круизном лайнере «Принцесса Анастасия» состоялся форум подрядных организаций и поставщиков «Расширение сотрудничества в области капитального строительства», в котором приняли участие
председатель правления, генеральный директор ПАО «НОВАТЭК» Леонид
Михельсон, заместитель Министра промышленности и торговли Михаил Иванов, губернатор Мурманской области Андрей Чибис, представители 153 отечественных и зарубежных компаний.

Увидеть своими глазами

Выступая на Российской энергетической неделе Президент России Владимир Путин заявил, что к 2035 году в нашей стране будет производиться 140 миллионов тонн СПГ, что составит 20% от мирового уровня, а роль газа, в отличие от нефти и угля, будет расти. Большую роль в увеличении объемов производимого СПГ должен сыграть Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС), который поставит на поток создание заводов СПГ на основаниях гравитационного типа. Именно они будут наращивать объемы сжижения газа, который станет отправляться на экспорт и отечественным потребителям.

Попасть на стройку в условиях пандемии дело не простое. Прежде чем попасть на строительную площадку, пришлось сдать ПЦР тест, получить светоотражательный жилет и каску. Не повезло с погодой. Небо было затянуто тучами, моросил мелкий дождь. Но, тем не менее, вид с вертолетной площадки, расположенной на вершине сопки на промышленную площадку, впечатлял своим размахом.

Читайте также:  Проект строительства аэс в Турции

Нынешняя строительная площадка разительно отливается от того, что видел ранее. Даже не верится, что на месте строительной площадки высилась сопка высотой 82 метра, и плескались воды залива. 9 миллионов м3 скального грунта были взорваны, вывезены и отсыпаны для создания четырех искусственных островов, общей площадью 15,2 гектара, часть — здесь же переработана на щебень и использована для формирования производственных площадок. Некогда пустынный берег Кольского залива превратился в одну гигантскую стройку, в которой задействованы более 20 тысяч человек, сотни единиц техники. Здесь круглосуточно кипит работа.

Не только в Мурманской области, но и в России вряд ли найдется строительный объект, соизмеримый по своим масштабам и возводимым циклоскопическим объектам с ЦСКМС. Достаточно сказать, что площадь ЦСКМС равна площади 500 футбольных полей. Построенные здесь доки и цеха впечатляют не только своими размерами, но и той продукцией, которая будет здесь создана.

ЦСКМС состоит из пяти основных секторов:
1. Площадки ОГТ, включающей два сухих дока.
2. Площадки верхних строений.
3. Объектов морской инфраструктуры.
4. Объектов инженерного обеспечения.
5. Жилого комплекса и административных объектов.

По словам Леонида Михельсона, которые он озвучил во время встречи с Президентом России Владимиром Путиным, при реализации проектов НОВАТЭК по строительству заводов СПГ, необходимого технологического оборудования, перевалочных комплексов и судов-газовозов будет задействовано более 800 заводов, создано 20 тысяч рабочих мест в Мурманской области, а по России – 80 тысяч.

Без цифр, характеризующих размеры продукции ЦСКМС не обойтись. Каждый из построенных заводов СПГ будет производить 6, 5 миллиона тонн сжиженного природного газа.

Заводы по сжижению газа будут размещаться на железобетонных основаниях гравитационного типа (ОГТ) морского базирования. Каждая платформа будет иметь размеры 330х153х30 метров. На ОГТ будет находиться оборудование завода СПГ высотой 70 метров и весом 160 тысяч тонн. Масса ОГТ составит 480 тыс. тонн. Изготовление каждого основания потребует 420 тыс. тонн бетона и 55 тыс. тонн арматуры.

Внутри ОГТ будут располагаться резервуар СПГ объемом 230 тыс. м3 и резервуар газового конденсата на 120 тыс. м3. Общий вес ОГТ и верхнего строения – 640 тысяч тонн.

ОГТ будут строиться в двух сухих доках гигантских размеров, длиной 415, шириной 175 и высотой стенок 20,2 метра. Строительство первого основания гравитационного типа уже завершено и на нем ведется монтаж оборудования завода СПГ – устанавливаются гигантские модули. Второй сухой док находится в стадии строительства с июня 2020 года. В нем уже ведется заливка основания второго ОГТ. Бетон, для возведения ОГТ готовится здесь же, на специально построенных пяти бетонных заводах.

Верхние строения, а это и есть заводы СПГ, будут собираться из 14 крупных модулей. Общий вес этой конструкции составит 160 тысяч тонн. Сами модули также впечатляют своими размерами и весом от 5 до 17 тысяч тонн.

Что касается линий проекта «Арктик СПГ-2», то первые модули трубной эстакады для Технологической линии1 — поступили в Белокаменку 21 сентября. Длина каждого модуля 60, ширина 40 и высота 50 метров. Вес более 9 тысяч тонн. Эти модули, как и оставшиеся для первого завода СПГ из Китая доставит на своих судах норвежская компания GPO Heavylift. В момент посещения ЦСКМС с борта огромного транспортного судна «BLUE MARLIN» выгружали эти модули.

Модули для первой линии СПГ изготовила китайская компания Wison OffshoreCo JOGMEC-Japan Arctic LNG.

За проектирование и строительство заводов СПГ отвечает консорциум компаний TechnipFMC (Франция), Saipem (Италия) и «НИПИгаз» (Россия). За проектирование и изготовление ОГТ отвечает компания Saren, подконтрольная турецкому холдингу Renaissance и SaipemS.p.A.

Проблемы импортозамещения не решены

Санкции, объявленные в отношении России Соединенными Штатами Америки и Европейским Союзом оказали негативное влияние на развитие нашей экономики. Особенно серьезный удар был нанесен по отечественным нефтегазовым компаниям.
К сожалению, основное оборудование для заводов СПГ импортного производства. И это не вина российских нефтегазовых компаний и того же «НОВАТЭКа», а беда. Ведь приходится закупать технику и оборудование у иностранных компаний значительно дороже, чем, если бы это была отечественная продукция, платить приходится валютой, которую вынуждены брать в зарубежных банках, компании попадают в зависимость от поставок импортных запасных частей. Такие закупки вынуждают привлекать иностранных специалистов для монтажа оборудования и его сервисного обслуживания.

В нефтегазовой отрасли отечественная промышленность так и не смогла перейти к импортозамещению, к созданию надежного оборудования. Еще при строительстве МЛСП «Приразломная» генеральный директор ООО «Газпром добыча шельф» Александр Мандель, выступая на конференции в рамках Мурманской международной деловой недели в 2012 году, сетовал на то, что большая часть оборудования платформы, которую строил Севмаш – импортного производства, а 80% оборудования, производимого отечественными предприятиями – брак, который приходится возвращать производителям. Прошло почти десять лет с той поры, а ситуация почти не изменилась, несмотря на то, что еще 4 июня 2014 года на заседании комиссии по ТЭК Президент России Владимир Путин поставил задачу разработать программу импортозамещения. 14 ноября Минпромторг внес в Правительство России соответствующую программу по 45 позициям импортозамещения. Нашей стране предстояло развивать свои базовые технологии, создавать собственную технику.

В апреле 2015 года Москве в РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина под председательством министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова прошло первое заседание Межведомственной рабочей группы (МРГ), созданной для проработки вопросов импортозамещения в ТЭК. Его участники обсудили меры по снижению зависимости отечественной отрасли от импорта оборудования, комплектующих и запасных частей, услуг иностранных компаний и использования иностранного программного обеспечения, а также перспективы развития нефтегазового комплекса России.

Комплексная реализация всех этих мер должны была способствовать достижению целевого показателя: снижения к 2020 году доли импорта с 60% до 43%. Важным звеном в этой работе должен был стать Научно-технический совет по развитию нефтегазового оборудования — своего рода, коммуникационная площадка для синхронизации инвестиционных проектов российских нефтегазовых компаний — заказчиков и возможностей отечественных машиностроителей.

2020 год ушел в прошлое, но прорыва не произошло. Это относится и к созданию оборудования для заводов СПГ. К примеру, кроме трех импортных линий по сжижению газа в рамках проекта «Ямал СПГ», строилась четвертая линия «Арктический каскад». Но, как заявил в ходе брифинга на Восточном экономическом форуме во Владивостоке председатель правления компании «НОВАТЭК» Леонид Михельсон, четвертая линия работает плохо из-за оборудования, которое полностью сделано в России.
«Надо признать, что нашим заводам-производителям еще учиться и учиться делать хорошую продукцию. У нас претензии ко всем поставщикам оборудования», — сказал Леонид Михельсон. Прежде всего, эти претензии относятся к производителям компрессорного оборудования.

В тоже время, Леонид Михельсок положительно отозвался о продукции «ОКБМ Африкантова», который изготовили криогенные насосы для перекачки СПГ. «Если их быстро сертифицируют, будем использовать», — сказал Леонид Михельсон. А их только для танкеров СПГ потребуется 120. По 8 на каждый танкер-газовоз.

Следует отметить, что в процессе эксплуатации четвертой линии СПГ «Арктический каскад», недостатки в работе оборудования устраняются.

Но беда и в том, что «НОВАТЭК» вынужден перенести сроки реализацию проекта «Обский СПГ», производительностью 4,5-5 миллиона тонн СПГ в год с использованием отечественного оборудования. Возможно, придется использовать германскую технологию компании Linde AG, как и для проекта «Арктик СПГ-2».

К сожалению, сейчас отечественные нефтегазовые компании находятся в тотальной зависимости от импорта нефтегазового оборудования. Шанс, данный нам западными странами в виде санкций, не в полной мере использован для возрождения отечественной промышленности, которая была бы способна обеспечить российский нефтегазовый комплекс необходимым оборудованием.

Россия не использовала опыт Норвегии в создании своей промышленности для производства собственного оборудования. Норвегия, привлекая иностранные компании к сотрудничеству, исходила из требования: иностранные партнеры не только обучают норвежский персонал, но и занимаются локализацией производства, которая с 10% выросла до 95%. И сегодня 1/3 экспорта Норвегии составляют технологии и оборудование для нефтегазовых шельфовых проектов.

Одним из путей ликвидации технологического отставания может быть использование предприятий ОПК по выпуску высокотехнологичной гражданской продукции. 18 сентября 2020 года на заседании Военно-промышленной комиссии в режиме видеоконференции, Президент России Владимир Путин поставил задачу предприятиям ОПК увеличить долю высокотехнологичной гражданской продукции в общем объеме производства до 30 процентов к 2025 году, а к 2030 году до 50 процентов. Хочется верить, что что в эти 50 процентов войдет и оборудование для нефтегазовых компаний.

Читайте также:  Изменение договорных цен строительство

Радует, что в рамках проекта «Арктик СПГ-2» 15 танкеров-газовозов ледового класса Arc-7, вместимостью 172,6 тыс.м3 будут строить на отечественном судостроительном заводе «Звезда» в городе Большой Камень, Приморского края. Ранее такие суда заказывались за рубежом. Всего для проектов ПАО «НОВАТТЭК»до 2030 года на ССК «Звезда» будет построено 35-37 танкеров, включая 15-17 судов для проекта «Арктик СПГ-1», следующего за «Арктик СПГ-2».

На форуме подрядных организаций и поставщиков «Расширение сотрудничества в области капитального строительства» вновь шла речь о необходимости перехода к импортозамещению, выпуску отечественными предприятиями более качественной продукции. Ведь они поставили в рамках проекта «Ямал СПГ» продукции на 600 миллиардов рублей.

При строительстве объектов ЦСКМС, по словам Леонида Михельсона, до 90% объема работ выполнили отечественные предприятия. Локализация при строительстве ОГТ достигла 70%. Но отечественной промышленности необходимо освоить производство высокотехнологичного оборудования для заводов СПГ. В качестве положительного примера он назвал отечественное предприятие, освоившие выпуск криогенной изоляции с получением международного сертификата для мембранных резервуаров.

«Одна из наших важнейших задач – завоевание значимой доли мирового рынка СПГ. Это можно обеспечить за счет максимальной доли локализации производства оборудования и импортозамещения при реализации масштабных СПГ-проектов, что снижает капитальные затраты и повышает конкурентоспособность российского СПГ. Совместная работа при поддержке Правительства позволит сформировать новый СПГ-сектор российской промышленности», — сказал Леонид Михельсон.

Всего в рамках проекта «Арктик СПГ-2» более 400 компаний-поставщиков. Но, к сожалению, как показывает ситуация с вводом в строй 4 линии «Ямал СПГ» с отечественным оборудованием «Арктический каскад», поставки оборудования идут с отставанием по срокам, с низким качеством, срываются сроки пусконаладочных работ.

И это притом, что поставщики получили инвестиции для создания оборудования. Это вынуждает при строительстве первой линии проекта «Арктик СПГ-2» использовать зарубежное оборудование. Инвестиции в проект «Арктик СПГ-2» огромные, но участие отечественных компаний зависит от самих компаний. «Все от вас зависит. Все в ваших руках. Вы можете работать на наши проекты десятки лет.

Но продукция должна быть качественной, конкурентоспособной и поступать в срок», — сказал Леонид Михельсон. Он выразил надежду, что при строительстве четвертой линии будет использовано уже отечественное оборудование, которое пройдет сертификацию, и будет испытано на специальном стенде, созданном в Санкт-Петербурге. Таких стендов всего два в мире. На его создание было потрачено 1,5 миллиарда рублей.

Заместитель министра промышленности и торговли Михаил Иванов также обратил внимание на необходимость локализации оборудования для СПГ, его выпуска на отечественных предприятиях, подвергнув резкой критике поставщиков оборудования для четвертой линии проекта «Ямал СПГ». «Так работать нельзя», — сказал Михаил Иванов, призвав руководителей компаний увеличить выпуск качественной продукции для реализации проектов СПГ.

Продукция «Арктик СПГ-2» будет востребована

Несмотря на стремление западных стран отказаться от углеводородного сырья и перейти на экологически чистую зеленую энергетику, спрос на газ не только не уменьшился, но и увеличился, причем, при резком скачке стоимости на газ, когда за 1000 кубометров газа готовы были выложить до 2000 долларов. По оценкам экспертов, мировой спрос на газ увеличится, и что особенно важно, наиболее активно будут развиваться поставки именно сжиженного газа. Россия способна и должна занять на этом рынке достойную нишу. Понятно, что американский сжиженный сланцевый газ ситуацию в Европе не спасет, да и американцы заинтересованы продавать его в страны АТР, где цены выше. В этой ситуации реализация проекта «Арктик СПГ-2», с его ежегодными поставками 19,8 миллиона тонн СПГ, как нельзя кстати.

На Российском энергетическом форуме Владимир Путин отметил, что в условиях роста потребления газа, его добыча в Европе падает, и будет падать дальше. И в ситуации нехватки газа в Европе, «поставки американского СПГ «уплыли» из Европы в Азию, когда сложилась соответствующая ценовая конъюнктура. Из всего объема выпадающих объемов поставок СПГ на европейский рынок, а он свыше 14 миллиардов кубических метров газа в перерасчете на газ – в СПГ, я имею в виду, — примерно половина иедопоставлена операторами США».

Интерес к данному проекту проявляет и Саудовская Аравия, и Франция, и Корея, и Испания. Более того, в рамках Петербургского международного экономического форума в присутствии Президента России Владимира Путина и Президента Франции Эммануэля Макрона, председатель правления «НОВАТЭК» Леонид Михельсон и исполнительный директор Тоталь Патрик Пуянне подписали соглашение об условиях вхождения в проект «Арктик СПГ-2».

Японская компания согласно договора на долгосрочной основе будет ежегодно приобретать не менее 2 миллионов тонн СПГ. И Япония и Китай являются крупными потребителями СПГ. К тому же обе эти страны имеют опыт создания оборудования для заводов СПГ.

В начале июня 2019 года во время визита в Москву Председателя КНР Си Цзиньпина было подписано базовое соглашение «НОВАТЭК», Газпромбанк и китайской Sinopecо создании совместного предприятия по реализациигаза конечным потребителям на рынке Китая. Таким образом удалось замкнуть цепочку «добыча – сжижение – транспортировка – сбыт». Предполагается поставка СПГ и во Вьетнам в объеме 4,5 миллиона тонн в год.

Подписано соглашение с компанией Repsol, которое предусматривает поставки в течении 15 лет 1 миллиона тонн СПГ с проекта «Арктик СПГ-2» и с других проектов «НОВАТЭК» на рынки Пиренейского полуострова, туда, куда до этого не поставлялся трубопроводный газ.

Опять же в присутствии Президента России Владимира Путина и Президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина был подписан документ о сотрудничестве «НОВАТЭК» и КОGAS в рамках реализации проекта «Арктик СПГ-2» и создании на Камчатке перевалочного комплекса СПГ.

Леонид Михельсон отметил, что в России создается целая отрасль по производству СПГ. И заводы СПГ на Гыдане могут дать потребителям 70 миллионов тонн СПГ. За рубежом СПГ отрасль развивали десятки лет. В России такого времени на раскачку нет. И, тем не менее, только в 2020 году «НОВАТЭ» реализовал 6,4 миллиона тонн СПГ.

Продано 85 танкерных партий крупнотоннажного СПГ, включая 81 с завода «Ямал СПГ». Поставлена первая партия СПГ на рынок Объединенных Арабских Эмиратов, впервые осуществлены поставки на рынок Японии по Северному морскому пути танкером ледового класса. По итогам летенй навигации 2020 года объем поставок с «Ямал СПГ» на рыной АТР вырос в 2 раза и составил 2,4 миллиона тонн. Использование СМП для доставки СПГ, а не через Суэцкий канал снизили срок доставки на 40% и снизили транспортные затраты.

В 2020 году в Кильдинском проливе Баренцева моря впервые выполнена операция перегрузки СПР «борт–в-борт» с танкера ледового класса «Николай Евгенов»на конвенциональный танкер «Ямал Спирит» на временном рейдовом перегрузочном комплексе.

Всего же, потребителями СПГ компании «НОВАТЭК» являются 29 стран.

Приоритет Мурманской области

ЦСКМС присвоен статус стратегического инвестиционного проекта, а также масштабного инвестиционного проекта Мурманской области. Компания «НОВАТЭК-Мурманск» стала первым резидентом ТОР (Территории опережающего развития) «Столица Арктики». Получение такого статуса способствует ускоренной реализации проекта ЦСКМС, что привлечет социальные инвестиции в Мурманский регион, создаст дополнительные рабочие места, значительные налоговые поступления, а это несколько десятков миллиардов рублей. Ведь объем инвестиций в ЦСКМС составляет 200 миллиардов рублей. За счет этих налоговых поступлений, сказал Андрей Чибис, мы увеличиваем финансирование образования, медицины, строим дороги.

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис отметил, что достигнута договоренность с Леонидом Михельсонов о выделении в течение 10 лет 6 миллиардов рублей на разработку новых образовательных программ и профессиональных стандартов в целях подготовки кадров для СПГ проектов в техническом университете и колледжах города Мурманска.
Леонид Михельсон подчеркнул, что Мурманская область становится одним из центральных регионов для «НОВАТЭК» и компания готова участвовать в социальном развитии региона присутствия.

И эти слова не расходятся с делами. Еще 20 августа 2019 г. Председатель правления ПАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон и Губернатор Мурманской области Андрей Чибис подписали соглашение, в соответствии с которым ПАО «НОВАТЭК» направит 320 миллионов рублей на развитие социальной инфраструктуры Мурманской области.
«Стройка у нас идет, стройка такая немаленькая. Мурманская область становится ключевым для компании регионом, и мы обязаны и будем участвовать в его социальном развитии», — подчеркнул Леонид Михельсон.

Еще одним важнейшим, социально значимым проектом, который ждут жители Мурманской области, и который может быть воплощен в жизнь благодаря компании «НОВАТЭК» — газификация Мурманской области благодаря СПГ. Первыми планируется газифицировать два военных гарнизона, расположенных рядом с будущим перевалочным комплексом СПГ в Ура-губе.

ЦСКМС позволит также развивать кадровый потенциал области, увеличить конкурентоспособность предприятий региона в масштабах России. Сюда будут привлечены многомиллиардные инвестиции, которые станут мощным импульсом для развития высокотехнологичных производств.

Источник: www.hibiny.com

Рейтинг
Загрузка ...