Свод правил «Справный дом»: выбор места и ведение строительства дома у древних славян
Об даосском искусстве организации пространства и увеличении положительных энергических потоков Фен-шуй знают многие россияне. И нередко можно увидеть, что строительство деревянных домов идет в соответствии с принципами фен-шуй. Но ведь это искусство не совсем соответствует нашему менталитету, традиции и поверья древних славян намного ближе нам, русским людям!
Славяне знали, что семейное счастье и финансовое благополучие владельцев дома тесно связаны с тем, насколько правильно было выбрано место для строительства дома. До сих пор существует свод правил «Справный дом», в котором отражены многие аспекты выбора места для дома и его строительства.
Правила выбора места
- Нельзя строить на месте бывшего кладбища или пепелища.
- Нельзя начинать строительство возле действующих или разрушенных часовни, церкви, монастыря.
- Нельзя возводить дом там, где пролегала большая дорога — счастье будет «уходить» из семьи.
- Нельзя строить в геопатогенной зоне. Определить такое место просто – здесь мало кустарников и зеленых насаждений, рельеф очень ровный, на поверхности земли много разнокалиберных камней. Это признаки разлома земной коры, энергия такого участка мало подходит для счастья и долголетия. Древние люди заметили, что жители домов, построенных в таких неподходящих местах, страдают от головных болей и бессонницы, злоупотребляют спиртными напитками.
- При выборе месте для строительства деревянного дома выбирали красивые природные пейзажи, участки возле водоемов и лесов.
- По растительности также можно определить хорошее место или плохое. Присутствие хвойных деревьев, рябины и клена считалось добрым знаком, а вот дубы, ясени, верба, ива и осина растут там, где близко проходят грунтовые воды. Это неблагоприятно для фундамента, приводит к большим проблемам во время строительства и эксплуатации дома.
- Деревья с «корявыми» стволами – это тоже плохо. Такие изъяны свидетельствуют о неплодородной почве.
Правила строительства дома от древних славян
- Начинать возведение избы советовали в новолуние и ранней весной (во время Великого поста). В этом случае можно добиться удачи во всех делах, а не только в строительстве. Время строительства должно было «захватывать» Троицу.
- Если начинать строительство в день, который посвящен «по святкам» Великому Мученику, то закончить стройку будет очень сложно. А вот дни, которые посвящены Преподобным, очень благоприятны для начала любого крупного дела.
- Кроме праздников «по святкам» важны и дни недели в обычном календаре – рекомендовалось делать «зачин» во вторник и четверг — это дни традиционной «мужской работы».
Где прятали монеты в старом доме ? Потеряшки и закладуха!
КАК НА РУСИ Дома строили
- Начинать кладку печи необходимо в новолуние (такие конструкции будет лучше отдавать тепло). На убывающей луне начинать такое важное дело, было запрещено — такая печь будет недолговечной или очень холодной.
- Первые венцы избы закладывали вдоль, а только потом поперек. Это сулило избавление от многих жизненных трудностей.
- Старались, чтобы «зачин» строительства закладывала девушка – тогда дом будет очень теплым.
- Столбы комлем верх запрещено было ставили — счастье может уйти навсегда из такого дома.
- В передний угол во время первой закладки клали: монету (для финансового благополучия), шерсть от упитанной овцы (для тепла) и кусочек ладана (для усмирения домового).
- Полы закладывали строго по направлению к порогу, вдоль стен дома, другое направление досок пола «грозило» отсутствием счастливой жизни.
- До того момента, пока окладной венец не заложен, мастера не отходили с рабочего места, нельзя было вставлять топор в дерево или бить по древесине обухом топора.
- «Закладочные» — это был нерушимый обычай: после закладки двух нижних венцов хозяин давал мастерам по стопке водки.
- Дом никогда не ориентировали оконными проемами, дверями или входной калиткой на север.
- При закладке фундамента для сруба приметы советовали посадить во дворе рябину, а после возведения окладного венца (чтобы стены были прочными) высадить саженец дуба.
Приметы перед заселением
- Прежде, чем переехать в построенный сруб, туда на ночь запускали кота или взрослого петуха. Наши предки верили, что животное и птица чувствуют присутствие «нечисти». Если на утро «живность» чувствовала себя хорошо и бодро, значит, жизнь в новой избе обещала быть хорошей. Плохое самочувствие «первых жильцов» предвещало беспокойную жизнь, суету.
- Переселяться в новый сруб рекомендовалось на большой церковный праздник и желательно на рассвете.
- Вечером, на закате солнца, вселяться было запрещено.
- Праздник новоселья проводили не сразу, а только через три дня после окончательного заселения.
В древности строительство деревянных домов связывали с большим количеством примет, существовало много суеверий по этому поводу. Верить или нет народной мудрости, решать вам, но стоит отметить, что каждая примета была проверена веками и многие из них подтверждали свое «право на жизнь»!
Источник: srubimdom.com
Как строили на Руси
Традиции народа древней Руси в первую очередь связаны с домом, с тем, как строились отношения в семье, как велось хозяйство, с обычаями, обрядами и праздниками. Строительство дома — акт творения, созидания. А плотники на Руси уподоблялись творцам, считались причастными к сакральной сфере и наделенными сверхъестественной силой и особым знанием о внешнем мире. Чтобы узаконить новую модель мира, мира, преобразованного совершившимся творением, строительство сопровождалось определенными таинствами…
Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Пилы, хотя и известны с X века, но применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу».
И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.
Русь издавна считалась страной дерева — обширных могучих лесов вокруг было предостаточно. Так уж сложилась русская жизнь, что почти все на Руси строили из дерева. Из мощных сосен, елей и лиственниц русские всех сословий — от крестьянина до государя возводили храмы и избы, бани и амбары, мосты и изгороди, ворота и колодцы. Как отмечают историки, русские столетиями жили в деревянном веке. Да и наиболее распространенное название русского поселения — деревня — говорило о том, что постройки здесь деревянные.
Конец 1940-х. Постройка сруба в селе Буховое Чаплыгинского района Рязанской области, улица Центральный порядок, домовладение Торопчина Алексея Макаровича. Два плотника устанавливают оконную коробку: у хозяина дома в руках уровень (слева- А.М.Торопчин), третий член бригады конопатит зазоры между брёвнами.
Дерево — один из самых древних, традиционных и любимых русским народом строительных материалов. А почему не камень? Ведь и камень у нас был!
На этот вопрос еще в XVI веке ответил Д. Флетчер в книге «О государстве Русском»:
«Деревянная постройка для русских удобнее, нежели каменная или кирпичная, потому что в тех много сырости, и они холоднее, чем деревянные дома, что важно в суровом климате Руси; дома из сухого соснового леса дают тепла больше всего» .
Дереву на Руси издревле был почет. К нему, как к живому, обращались в самых разных случаях: «Свято дерево, помоги». И дерево, внимая просьбе-мольбе, помогало. Великая сила земли и неба сосредоточена в деревьях. А предки наши чистым своим сердцем чувствовали это и потому деревянные избы-хоромы, построенные: «как красота и мир скажут», так любили.
Дух дерева продолжал жить в бревнах сруба, в досках пола и потолка, в отполированной до блеска столешнице и в лавках. Поэтому и саму избу, свое жилище, крестьянин рассматривал как часть природы, ее одухотворенное продолжение.
Зайдя в такой дом, понимаешь, что его пространство наполнено мерным шумом леса и потоками свежего воздуха; это пространство дышит умиротворением и безмятежностью. В доме всегда витает тонкий «лесной» аромат сибирской сосны или лиственницы, кедра, ели. Солнце царит здесь с утра до вечера, мягкие пастельные тона выглядят естественно, смола солнечной слезой стекает по бревнам, и с темной иконы смотрит всепроникающим взглядом светлый лик Богоматери.
Дом выглядит неподдельно величественно, как и сама природа. Создается впечатление, что дом этот прижился, «пустил корни» в окружающую среду, стал неотъемлемой частью окружающих лесов и полей, всего того, что мы называем Россией.
Дом — то уникальное место на земле, где человек чувствует себя уверенно и спокойно, где ощущает себя полноправным хозяином. Отсюда отсчитывает он все свои перемещения во времени и пространстве, сюда возвращается, здесь ждет его семейный очаг, здесь он растит и воспитывает детей, здесь протекает его жизнь. «Дом — это там, где твое сердце», — писал римский ученый и историк Плиний старший.
При создании дома для себя и своей семьи наш предок вступал в теснейшие и весьма сложные связи и отношения с окружающей средой. Умело используя её особенности, он стремился вжиться в природу, гармонично и непротиворечиво слиться с нею, вписаться в ее живую и легкоранимую структуру. Существуя рядом и вместе с природой, развиваясь в постоянном контакте с нею, он, добивался, порой поразительных результатов в сложнейшем и ответственейшем деле формирования полноценного жилища, практичного и выразительного.
Природная наблюдательность, опыт предков, наработанные веками традиции, способность воспринимать и объективно оценить особенности естественного ландшафта пробуждали в русиче удивительное «чутьё» — он устраивался, обживался в действительно наилучшем месте, где было не только удобно, но и красиво — красота окружающей природы имела для него очень большое, а иногда и определяющее значение. Оно возвышало душу, давало ощущение свободы и простора.
Русская изба. Мудрым добром детских сказок обволакивает она, растворяя в сердце в покое. Для русского человека обычная деревенская изба является неким изначальным памятником его бытия, с ней связано начало Отечества — корневая основа его жизни.
Спокойной уверенностью веет от простых русских изб, добротно и обстоятельно обосновались они на родной земле. При взгляде на потемневшие от времени постройки старых русских селений не покидает ощущение, что они, однажды созванные человеком и для человека, живут вместе с тем какой-то своей, отдельной жизнью, тесно связанной с жизнью окружающей их природы — так сроднились они с тем местом, где появились на свет.
Древние северорусские избы повествуют нам о том, как жили наши предки времен Новгорода Великого и Московской Руси. Сделанное нашим предком — это практически сказанное им. Каждая изба — история.
Мы много знаем о том, как строятся современные деревянные дома, какой строительный материал, инструмент, средства защиты используется для этого. Также мы знакомы с другой информацией, благодаря которой легко сможем построить дом своими руками. Все это хорошо, да вот только, чтобы построить будущее, нужно хорошо знать наше прошлое, собственно, чем мы сегодня и займемся. В этой статье мы заполним информативную пустоту в нашей памяти и узнаем, как строили деревянные избы на Руси.
Инструмент для строительства
Итак, прежде чем говорить о самом строительстве, давайте разберемся в том, какой инструмент использовали наши предки. Здесь, особенно рассказывать не о чем, так как у наших предков был один-единственный, надежный и безотказный инструмент – топор, который использовался на любых этапах строительства. С его помощью руби деревья, снимали с них кору, очищали от сучков, подгоняли бревна друг к другу. Одним словом, делали все, что могло потребоваться в момент строительства дома. Из-за повсеместного использования топора при строительстве, в то время широко использовалось выражение – «срубить дом».
Именно поэтому сегодня, по привычке, называем деревянные дома срубами, хотя топор, почти не используем.
Заготовка материалов
Итак, вооружившись топором, наши недалекие предки шли в лес и рубили деревья. Стоит отметить, что приоритетным строительным материалом того времени, были хвойные деревья, в основном сосны и ели. Это объяснимо тем, что данные породы имеют ровную структуру, благодаря чему они просты в обработке и укладке. Кроме того, эти деревья, в большинстве, имеют подходящий уровень влажности, что делало дом устойчивее к усадке. Конечно, в то время про влажность дерева не знали, но зато заметили, что при использовании той же сосны, стены дома реже давали деформацию и трескались, как это происходило с другими породами.
Деревья старались рубить зимой. Прежде всего, это было обусловлено тем, что зимой было больше свободного времени, так как работы по хозяйству почти не было. Кроме того, наши предки считали, что дерево зимой спит, поэтому боли от ударов топора оно просто не ощущает. Удивительно, но они были правы, так как дерево в зимнее время прекращает жизненные процессы, связанные с обменом веществ, в результате чего, внутренняя влажность дерева уменьшается в несколько раз, что, в свою очередь, благоприятно отражается на строительстве. Конечно, ничего этого люди не знали, а лишь пользовались тем, что подсказывало им сердце.
Срубленные деревья притаскивали домой на лошадях. Далее, при помощи того же топора с дерева счищали кору и производили сортировку, где больные деревья, на которых была замечена гниль или насекомые, выбраковывали на распил. После чего, дерево некоторое время сушили, перекладывая с места на место, а затем, непосредственно, приступали к строительству, в котором участвовали мужчины с улицы города или со всего села.
Строительство деревянного сруба
Итак, приступая к строительству сруба, наши предки использовали все тот же инструмент – топор, с помощью которого, предварительно отступив от края бревна определенное расстояние, они вырубали специальные лунки, в которых и закреплялись другие бревна. Никакого бетона, щебня, прочного камня, в то время не было, поэтому фундамент никто не оборудовал.
Первые бревна, которые укладывались в венец, клали на уплотненный грунт. Для уплотнения грунта, снимали некоторый слой земли. Таким же способом выравнивали поверхность относительно горизонта. Положив первый венец, плотники того времени приступали к укладке следующего, потом еще один и так далее, пока стены дома будут полностью не готовы.
Стоит отметить, что при укладке, плотники подписывали каждые бревна, независимо от ряда. Это делалось для того, чтобы обезопасить себя от лишней работы, если вдруг, что-то пойдет не так и придется разбирать весь дом до бревнышка.
В строительстве сруба прошлого времени, поражает тот факт, что строители не использовали ни одного гвоздя, и это никак не влияло на прочность дома. Кроме того, раньше не было никаких утеплителей, средств защиты, лакокрасочных материалов, но деревянные дома, при должном уходе, всегда были теплыми и могли простоять 50 и более лет. Оказывается, дело было вот в чем.
С целью того, чтобы сделать дом теплым, закрыть все щели и уплотнить бревна, плотники того времени шли на хитрость. На поверхность каждого следующего бревна клали обыкновенный лесной мох, который, при усадке деревянного дома, прижимался так сильно, что вовсе закрывал все сквозные отверстия. Кроме того, эти дома были небольших размеров, поэтому отапливать их было очень просто.
Строили дом не так быстро, как в былую современность. Как правило, начинали строить ранней весной, а заканчивали уже осенью. Ждать год или два, пока дом даст усадку, у хозяев просто не было времени, поэтому к строительству крыши приступали сразу после окончания строительства стен дома.
Что касается строительства крыши, то, в своем большинстве, крыша была двухскатная. Это объяснялось тем, что на строительство данного типа крыши использовалось минимум строительного материала. В качестве кровельного материала люди выбирали солому, так как она была бесплатной и хорошо защищала дом от дождя и снега.
Сама конструкция крыши, сильно напоминает современную крышу в два ската, несущие балки, «межэтажные балки перекрытия», примитивная обрешетка, конек и сама кровля. Чердачное помещение того времени люди использовали для того, чтобы сушить одежду, хранить некоторые запасы с огорода, а также для ненужных вещей. Это объяснялось тем, что в доме, из-за отсутствия свободного пространства, этим вещам просто не было места. В свою очередь, на пустом чердаке, воздух был гораздо теплее, чем на улице, что достигалось, благодаря дымоходу.
В качестве облицовки стен, но в большей мере с целью утепления, наши предки использовали солому, которую, как бы это странно ни звучало, они смешивали с коровьим пометом и глиной. Глину гладко затирали, придавая контуру дома идеально ровные грани стен и поверхности. Поверх глины наносили побелку, которую обновляли, как правило, несколько раз в год.
Определение центра
Строительство начиналось с определения ритуального центра. Такой точкой признавалась середина будущего жилища или его красный (передний, святой) угол. Сюда сажалось или втыкалось молодое деревце (березка, рябина, дубок, кедр, елка с иконой) или сделанный плотниками крест, который стоял до окончания строительства. Деревце или крест уподоблялись мировому древу, символизирующему миропорядок, космос. Так устанавливались отношения подобия между структурой будущего строения и структурой космоса, а сам акт строительства мифологизировался.
Жертва
В центре, обозначенном мировым древом, закладывалась так называемая строительная жертва. Подобно миру, который в мифологическом представлении был «развернут» из тела жертвы, дом также «выводился» из жертвы.
На ранних этапах истории у славян не исключались человеческие жертвоприношения при закладке строений, затем ритуальным эквивалентом человеческой жертвы стали домашний скот(чаще всего конь) и мелкие животные (петух, курица).
Отрывок из христианского номоканона гласит: «при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент — тому наказание — 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или бычка, или козла». Позже строительная жертва стала бескровной. Устойчив набор из трех жертвенных символов: шерсть, зерно, деньги, которые соотносятся как с идеями богатства, плодородия, достатка, так и с олицетворением трех миров: животного, растительного и человеческого.
Укладка первого венца
Обряд жертвоприношения совмещался с укладкой первого венца. Этой операции уделялось особое внимание, ведь первый венец – это образец и остальным венцам, из которых состоит сруб.
С укладкой первого венца реализуется пространственная схема жилища, и теперь все пространство делится на домашнее и недомашнее, внутреннее и внешнее.
Обычно в этот день плотники кладут только один венец, после чего следует «окладное» («обложейное», «закладочное») угощение, во время которого мастера приговаривают: «Хозяевам доброе здоровье, а дому доле стоять, пока не сгниет». Если же плотники желают хозяевам будущего дома зла, то и в таком случае укладка первого венца — наиболее подходящий момент: ударяя крестообразно топором по бревну и держа в уме задуманную порчу, мастер говорит: «Гак! Нихай будиць так!» — и что он задумал, то и сбудется.
Укладка матицы
Центральный момент строительства – укладка матицы (бруса, служащего основанием для потолка) – сопровождался ритуальными действиями, целью которых было обеспечить тепло и достаток в доме.
Один из плотников обходил самое верхнее бревно («черепной венец»), рассеивал по сторонам хлебные зерна и хмель. Хозяева все это время молились богу.
Мастер-жрец переступал на матицу, где лыком была подвязана овчинная шуба, а в карманах ее положены хлеб, соль, кусок мяса, кочан капусты и в бутылке зеленое вино. Лыко перерубалось топором, шуба подхватывалась внизу, содержимое карманов поедалось и выпивалось. Могли поднимать матицу с привязанным к ней пирогом или караваем хлеба.После установки матицы и «матичного» угощения катались на лошадях с песнями, чтобы все селение видело, что матицу положили. И только через день продолжали достраивать дом.
Прорубание окон и дверей
Пристальное внимание уделялось процессу изготовления дверных и оконных проемов, дабы регламентировать, обезопасить связь внутреннего мира (дома) с внешним. Когда вставляли дверную раму, говорили: «Двери, двери! Будьте вы на заперти злому духови и ворови», — и делали топором знак креста. То же происходило, когда устанавливали притолоки и подоконники для окон, и так же обращались к окнам с просьбой не впускать в дом воров и злых духов.
Покрытие дома
Небо – крыша земли. Отсюда упорядоченность мира, гармония, ведь все, что имеет верхний предел, закончено, безусловно. Дом, подобно картине мира, становится «своим», жилым и безопасным, только будучи покрытым.
С укладкой крыши связано последнее, самое обильное угощение плотников, которое называлось «замочка» крыши.
На Севере устраивали«саламатник» — торжественный семейный обед для плотников и родственников. Основными блюдами была саламата нескольких сортов — густая затируха из муки (гречневой, ячменной, овсяной), замешанная на сметане и заправленная топленым маслом, а также каша из поджаренной на масле крупы.
Окончание строительства
Странными представляются обряды, завершающие строительство дома. В течение определенного срока (7 дней, год и т.п.) дом должен был оставаться незаконченным с той целью, чтобы избежать смерти кого-либо из членов семьи. Например, могли оставить непобеленным кусок стены над иконами или год не делали крышу над сенями, чтобы «всякие беды вылетали в это отверстие». Так незавершенность, незаконченность связывалась с идеями поддержания существующего порядка, вечности, бессмертия, продолжения жизни.
Источник: www.stena.ee
Секреты, тайны и загадки русской избы
Русская изба – это дом, сколоченный из бревен, в котором обитали славяне. Наши предки бережно относились к семейному очагу, вся их жизнь проходила в стенах добротной и самобытной избушки. Обязательным элементом жилья был печной угол, также существовали зоны для мужчин и женщин. В переводе с древнеславянского языка слово «истьба» означает «дом» или «баня».
История русской избы
До десятого века жильё представляло собой что-то наподобие полуземлянки. Бревенчатые сооружения не имели твердого фундамента и порой уходило под землю. От почвы, как правило, достраивали буквально два-три ряда досок, этого считалось достаточно.
В строении отсутствовали двери и окна. В качестве входа использовали небольшое отверстие высотой до одного метра. Внутри помещения имелся очаг, сложенный из булыжников. Дымоход отсутствовал, полы были земляными. Доски стали укладывать немного поздней.
Для вывода дыма использовали отверстие, исполняющее роль двери.
Однако развивалась не только культура славян, но и внешний облик их жилища. Постепенно дома совершенствовались и в итоге приобрели вид, знакомый современникам.
Виды изб
Все жильё славян можно разделить на несколько категорий, в зависимости от типа отопления и количества стен.
По способу нагрева помещений избы делились на:
В первом случае речь идет о древнем сооружении. Отличительная черта строения – отсутствие трубы для вывода дыма. Народ часто использовал выражение «топить по-чёрному». Печи в таких домах именовали «курными». Дым покидал комнату через входное отверстие. В результате на стенах и потолке оседала копоть.
Чуть позже стали появляться окошечки с задвижками.
Изба шестнадцатого века – это видоизмененное строение, принявшее облик «белого дома». В них уже были печные трубы, которые исключали риск проникновения дыма в помещение. Первыми позволить себе такие постройки могли только состоятельные люди. |
В восемнадцатом веке Петр I запретил возведение «курных изб» в Санкт-Петербурге. Несмотря на указ правителя, черные дома продолжали строить вплоть до девятнадцатого столетия.
По количеству стен жильё делили на следующие виды:
- Четырехстенная. Классическая изба, которую возводили с сенями или без них.
- Пятистенка. В подобном жилище внутреннее помещение делилось с помощью дополнительной перегородки. Одна часть называлась горницей, вторая – сенями. Если сени пристраивали, то в подобных случаях вторую зону помещения делали жилой комнатой.
- Шестистенка. Конструкция строения аналогична пятистенке, только вместо одной перегородки использовали две поперечные.
- Крестовик. Русская изба, в которой каркас из четырех стен делили с помощью двух пересекающихся перегородок. В таком жилище получалось четыре отдельные комнаты, где спокойно могла разместиться большая семья.
Строительство русской избы
Перед возведением жилища наши предки много времени уделяли поиску подходящего места для строительства. Самым благоприятным участком считалась территория на возвышенности с хорошим освещением. Крайне нежелательно возводить дом на местах бывших захоронений и там, где ранее стояла баня.
Огромное значение имел подбор строительных материалов. Оптимальным вариантом славяне считали бревна из сосны, ели или лиственницы. Но выбрать правильную породу недостаточно. Не менее важен был возраст дерева.
В строительстве нельзя использовать сухие бревна, поскольку они считаются мертвыми. Также для возведения дома не подходили деревья, растущие на краях обочины. Жители Руси именовали и «буйными» и верили, что они способны разрушить сруб.
Выбрав подходящее сырьё, приступали к возведению дома. В современно мире основой любой постройки является фундамент. Избы на Руси чаще всего устанавливали без него. |
Очутившись в деревне, незнающий человек, увидев два домика, подумает, что они абсолютно идентичны. На самом деле один может быть на фундаменте, второй на колоннах из дуба.
При сборе избы в качестве основы брали временные подкладки, чтобы в дальнейшем уложить фундамент. Затем устанавливали сруб, являющийся главной конструкцией и представляющий собой прямоугольно уложенные бревна. Один ряд называли венцом.
Бруски соединяли, используя одну из двух методик, распространенных на Руси:
- В обло (в форме чаши с выступающими краями).
- В лапу (чистый и ровный угол без выступов).
Для утепления жилья в замковые соединения укладывали мох или паклю изо льна. Также их порой стелили между бревен, чтобы добиться максимального удержания высокой температуры в помещении.
Чем больше в здании венцов, тем выше дом. Первый ряд бревен именовали окладной, для него выбирали самые крупные бруски. Затем шел основной венец (нижняя обвязка), в который врезали лаги, применяемые для укладки пола.
Ряд от основы до оконного проема называли подоконным. Затем шли венцы для окошек. Когда проем заканчивался, укладывали надоконный ряд. Первый из них именуется замыкающий. |
Следующий шаг возведения избы – монтаж кровли. Изначально крепили верхнюю обвязку, которая играла роль основы крыши. Она состояла из прогонов и подстропилин, на них устанавливали стропила, являющиеся каркасом кровли. Если планировали установку веранды, то перед монтажом верхних прогонов ставили столбы для террасы.
Далее оставалось закрепить саму кровлю. Главное преимущество подобной крыши заключалось в том, что при появлении испорченных элементов, не нужно было полностью разбирать покрытие. Поврежденная доска заменялась легко и быстро.
На верхушке избы крепили охлупень или конёк. Он не только украшал крышу, но и соединил две части кровли. Его установка помогала исключить риск перекоса дома, поэтому монтаж конька считался одним из основных элементов строительства. Установка охлупеня обозначала скорое окончание зодческих работ.
После кровли приступали к креплению причелин, боковых досок, которые удерживали крышу со всех сторон. Также они выполняли защитную функцию, исключая риск проникновения снега под покрытие.
Заключительным шагом в возведении избы являлась установка резных деталей, например, наличников на окнах. Их крепление означало, что дом находится в ожидании своего хозяина.
Вернуться к оглавлению
Общий вид
Как же наши прадеды строили избы? Во многом это зависело от региона проживания. Ведь даже сейчас, посетив юг и север России, нельзя не отметить разницу в домах. Традиции зодчества зависели и от климатических условий, наличия необходимых материалов. Например, в северных краях была влажная почва и соответственно, большое количество сырья для строительства домов.
В южных регионах с древесиной было тяжело, поэтому до пятнадцатого века там возводили хаты-мазанки, напоминающие землянки, на один метр врытые в грунт. Северяне быстрей пришли к наземному типу жилья, благодаря влажному климату и большому количеству леса.
Изба девятого столетия представляла собой квадратную постройку со стороной от четырех до пяти метров. Сруб привозили на место строительство в готовом виде либо собирали по бревнам.
Пол в жилище чаще всего был земляным, чуть позже его начали застилать досками. Состоятельные славяне строили двухэтажные терема. К избе обычно пристраивали сени, шириной примерно два метра.
Крыша была из дерева, теса или драни. С шестнадцатого века кровлю покрывали корой березы, чтобы защитить от сырости. Оконное стекло появилось в десятом столетии, до этого жильё строили без проемов, оборудуя лишь маленькие окошечки для вывода дыма. |
Крыльцо русской избы
Архитектура данного элемента продумывалась до мельчайших деталей. Крыльцо удивительным образом сочетало в себе высокий художественный вкус, вековые традиции и уникальное мастерство зодчих. Элемент соединял жилое помещение с улицей, его открывали для гостей и простых путников.
На крылечке поздним вечером любили собираться всей семей, приглашали соседей. Здесь хозяева избы и их гости танцевали, пели, ребятишки бегали и резвились.
В зависимости от региона размеры крыльца и его форма существенно отличались. На севере оно было громоздким и высоким, устанавливали его преимущественно с южной стороны дома. Асимметричное расположение и неповторимая архитектура придавали внешнему облику избы «изюминку» и красоту.
Часто крылечко устанавливали на столбы и декорировали ажурными дощечками из дерева. Это было оригинальным украшением дома, которое добавляло фасаду добротности.
Южане предпочитали крепить крыльцо с передней части избы, привлекая к нему внимание путников и соседей с помощью ажурной резьбы. Элемент мог состоять из пары ступенек или целой лестницы.
Некоторые хозяева украшали крылечко навесом, другие считали подобную деталь лишней.
Чтобы в доме в течение длительного времени сохранялось тепло от печи, славяне предпочитали отделять жилую зону от улицы. Для этой цели использовали сени. Это то помещение, куда человек попадает сразу при входе в дом. Помимо сохранения тепла сени использовали для размещения необходимых вещей (подобие кладовки), некоторые организовали в помещении чулан для продуктов.
Для отделения сенок от жилой зоны выстраивали высокий порог. Это предотвращало попадание холодного воздуха в избу. Согласно древним традициям, каждый гость при входе в дом должен поклониться. А попадая в избу через высокий порог, было нереально не склонить голову. В противном случае человек стукался об косяк.
Вернуться к оглавлению
Внутреннее пространство избы
У крестьян дом состоял из одного или двух жилых комнат, в редких случаях встречалось три. Самая распространенная конструкция избы – это отапливаемое помещение и сени. Зажиточные славяне дополнительно строили горницу. Комната, предназначенная для летнего периода, активно использовалась в бытовой жизни. Для ее отопления приобретали печь-голландку.
Изба внутри отличалась простотой, основную часть помещения занимала печка. Стол занимал почетное место в углу, по диагонали от отопительного прибора. На нем размещали иконы. Вдоль стен устанавливали скамейки, над которыми висели полки. |
В задней части дома оборудовали полати – деревянный настил, предназначенный для сна и отдыха. Также в жилище имелся женский, мужской и красный угол. В последнем отмечали все значимые события в семейной жизни.
Небольшое пространство дома на Руси (около двадцати пяти квадратных метров) было настолько грамотно организовано, что в нем без проблем размещались семь человек. Поскольку каждый член семейства знал свое место в хате.
Русская печь
Интерьер избы славян сложно представить без печки. Ее использовали для обогрева помещений, приготовления еды, отдыха и проведения гигиенических процедур. Наверх вели небольшие ступеньки, в стенках печи делали миниатюрные выемки для хранения домашней утвари. Топку оснащали заслонками из железа.
Устройство «сердца» избы было уникальным и одновременно функциональным. Печку размещали в центральной зоне дома, с левой или правой стороны от входа. Ее считали главным украшением и достояния жилища.
Научно доказано, что пища, приготовленная в печи, является самой полезной, поскольку сохраняет все питательные вещества и витамины. С отопительным прибором связано огромное количество приданий и традиций.
Древние славяне верили, что на печи облюбовал себе местечко домовой. Сор никогда не выносили из избы, его сжигали. Таким образом, наши предки сохраняли энергию в пределах жилища, что способствовало повышению благосостояния семейства.
В некоторых регионах печь применяли для проведения банных процедур и лечения тяжелых недугов. Древние лекари утверждали, что от серьезной болезни можно избавиться, просто полежав пару часов на прогретой полати.
Печной угол
Порой его именовали «бабьим», поскольку именно здесь хранилась домашняя утварь. Для отделения угла использовали обычную тканевую занавеску либо выстраивали перегородку из дерева.
В эту зону практически никогда не заглядывали мужчины семейства. Если посторонний парень осмеливался заглянуть за занавеску, то оскорблял подобным поведением хозяев избы. |
Печной угол применяли для стирки и высушивания белья, здесь занимались приготовлением пищи, лечили малышей и гадали. Практически каждая барышня в русском селении увлекалась каким-либо видом рукоделия. А самое тихое и спокойное место, идеально подходящее для этого занятия – печной угол. Чаще всего девушки занимались вышиванием, росписью, шитьём.
Мужской угол (Коник)
Он располагался с правой стороны от входа. Здесь размещали широкую лавку, огороженную досками из дерева. Их вырезали в форме конской головы, отсюда такое необычное название мужского угла.
Под скамьей парни размещали инструменты, используемые для проведения ремонтных или иных работ. В «конике» мужчины плели корзинки, создавали красивые вещи из лозы, латали обувь и ремонтировали утварь.
На лавку, расположенную в углу, присаживались все гости, даже заглянувшие в дом на пару минут. Здесь же мужчина спал и отдыхал в свободное время.
Женский угол (Середа)
Это было важное пространство в девичьей судьбе. Ведь именно из-за занавески барышня выходила в праздничном наряде, когда жених со сватами приезжали на смотрины. Там же она поджидала суженого в день свадьбы. В «середе» женщины рожали детей и кормили их грудью, подальше от посторонних глаз.
Если девушке нравился парень, то в «середе» его дома, она прятала обметалочку, чтобы в ближайшее время выйти замуж. Существовало поверье, что подобный обряд поможет невестке поладить с будущей свекровью и стать хорошей хозяйкой в своем доме.
Красный угол
Самое светлое пространство в комнате, которое считалось священным. При возведении избы его размещали на восточной стороне, где пара смежных оконцев образует угол. Благодаря необычному расположению проемов, свет падал на участок и максимально освещал его.
Здесь хранили лики святых и расшитые рушники, некоторые размещали снимки предков. В красном углу ставили стол и кушали пищи только здесь. Под иконостасом размещали свежую выпечку.
Вернуться к оглавлению
Мебель и убранство
Русская изба внутри обязательно имела стол, который использовали для праздничного или повседневного приема еды. Это один из древнейших типов передвижной мебели. В доме славян он имел постоянное место, в красном углу, где располагались иконы.
Наши предки придавали особое значение правилам поведения за столом. Об этом символизирует четкое закрепление места мебели в пространстве. Передвижение предмета происходило в исключительных случаях. |
Стол покрывали скатертью, которую создавали из домотканины. Для повседневного использования шили пестрые полотнища или применяли грубый холст.
Во время приема пищи стол покрывали скатертью, после завершения трапезы убирали. Для праздничных изделий использовали ткань лучшего качества, декорировали кружевами или кисточками по краям.
Обязательным элементом убранства русской избы являются скамейки. Славяне использовали три типа лавок: переметную, переносную и приставную. Первая имела перекидную спинку, подходила для сидения или ночного отдыха. Переносная скамья оснащена четырьмя ножками или парой глухих досок, ее приставляли к столу по мере необходимости.
Приставная лавка имела две ножки, размещенные на одном конце. Чаще всего для ее изготовления брали цельный кусок древесины.
Роль кровати в старинные времена выполняла скамейка, приставленная к стене или другой лавке. На них размещали постель, включающую в себя перину, подушку и изголовье. Для простыни брали шелк или полотно. В праздничные дни постели убирали понарядней, в будние – поскромней. Роль изголовья выполняла подставка из дерева с резными столбиками по углам, которую клали под подушку.
Невероятно, но факт, в давние времена постель была прерогативой состоятельных людей. Крестьяне предпочитали отдыхать на печи или голых скамейках.
Посуду размещали в поставцах – столбы, оснащенные многочисленными полочками. На нижних хранили тяжелые изделия, на верхних размещали мелкую утварь. Главное украшение избы – иконы. Их ставили на открытую полку или шкафчик, именуемый божницей. Его готовили из дерева, декорировали резьбой или росписью.
Обычно божница состояла из двух ярусов. В верхний ставили старые иконы, в нижнем – новые. Также там хранили важные документы и предметы, освященные в храме.
Утварь
Сложно представить крестьянскую избу без многочисленной посуды и предметов домашнего обихода. Утварь (чугунки, сковороды, латки из глины) хранили в печи или возле неё. А вот фарфоровые изделия размещали на видном месте, чтобы их красоту смог оценить каждый гость. Она символизировала достаток и была предметом гордости славянских хозяек.
Посуду для праздничных мероприятий расставляли в горнице, в шкафчике-заблюднике размещали тарелки. Для хранения повседневной утвари использовали навесные полки. Обеденная посуда состояла из глиняной или деревянной миски, ложки, солонки из бересты или меди, чашек для кваса.
Для хранения хлеба использовали расписные короба, оформленные красочно и ярко. Это выделяло предмет, символизируя его важность и значимость. Чай пили из самовара. |
Для просеивания муки применяли сито. Наиболее распространенная посуда – глиняный горшок. В них готовили вкусную кашу и наваристые щи. Также в хозяйстве использовали бочки и кадушки для солений.
Жарили на сковороде, тесто замешивали в деревянных емкостях. Для хранения и ношения воды брали ведра либо кувшины.
Чтобы достать еду из печи использовали ухват. В девятнадцатом веке глиняные горшочки сменились металлической утварью, которая именовалась чугунками.
Для приема пищи использовали чашу, которая отличалась по величине. Часто по краям предмета имелась роспись из растительного орнамента. Для питья применяли деревянную или глиняную кружку, покрытую узорами.
Традиционная русская изба сегодня
Давно канули в небытие времена, когда славяне жили в курных домах. По мере развития народа, менялись и избы. Конечно, существуют уникальные шедевры от русских умельцев, которые не имеют аналогов.
Но посетив в наши дни любое сельское поселение, можно отметить тот факт, что практически все дома напоминают братьев-близнецов. Именно этот вариант жилья и является окончательной формой русской избы.
Несмотря на внешнюю схожесть, каждое строение остается уникальным, благодаря необычной отделке.
Вернуться к оглавлению
Отношение к русской избе в русской народной культуре
Крестьяне относились к дому, как к живому существу. Изба считалась сокровенным местом, в котором человек мог выразить собственное представление о мире и жить по своим законам. По внешнему виду строения легко определить статус его владельца. В одном поселении невозможно было встретить две одинаковые избы.
Внутреннее убранство дома ассоциировалось с женщиной, ведь она наводила там порядок и следила за уютом. А вот внешнее пространство (двор, усадьба и т.д.) считалось мужским владением.
Одной из главных функций избы была защита. Изображение солнца под кровлей символизировало счастье и благополучие, рисунок льва считался оберегом от дурного глаза. Дом на Руси содержали в чистоте и порядке. Даже в семьях с большим количеством детей изба поражала красотой и уютом. |
Пословицы и поговорки, приметы о русской избе
В новое жилище первой обязательно запускали кошку. В северных районах России к животному до сих пор относятся с большим уважением.
О русской избе сложено невероятное количество разнообразных поговорок и пословиц:
- В чужом доме не осуждай!
- Добрая то речь, что в избе есть печь.
- Кто хвалит горницу, тот хвалит дворницу.
- Горе тому, кто непорядком живет в дому.
- И мышь в свою норку тащит корку.
- Кошка да баба завсегда в избе, а мужик да собака завсегда на дворе.
- Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
Заключение
Русская изба – это уникальное строение с грамотно организованным внутренним пространством. Дома славян были наполнены уютом, поражали набором замысловатой утвари и простой мебелью. Обитатели Руси с любовью относились к жилищу, украшали его и заботились о чистоте не только внутри избы, но и во дворе. Несмотря на огромное хозяйство и многочисленную детвору, славянская хата по-прежнему считается образцом для подражания. Здесь всегда царила теплая атмосфера и главенствовал порядок.
Источник: 7kul.ru
История дома из сруба фундамент в старину
История дома из сруба, фундамент, способы изготовления дома из сруба, отбор древесины для изготовления дома. Как строили фундамент, исходя из этих полученных сведений, всё больше застройщиков предпочитают дома бревенчатые. Которые срублены из бревна по технологии ручная рубка с протеской бревен вручную. Именно срубленные, поскольку при их создании с успехом используют старинные способы рубки.
История дома из сруба на Руси, дерево в строительстве использовали с незапамятных времён. Жилые дома, бани и амбары, мосты и изгороди, ворота и колодца. Мы отечественная строительная фирма, из Вологодской области активно возрождаем традиции деревянного зодчества.
В нашей компании есть свои профессионалы, посвятившие жизнь изучению способов деревянного строительства. Секретов рубки, без которых сооружение качественного бревенчатого дома из сруба просто немыслимо. Восстановленные старинные способы рубки, подсечки, протёски они с умением применяют для рубки современных бревенчатых домов из сруба.
История рубленного дома
История дома из сруба, для начала заглянем в историю.
- Небольшой жилой дом на Руси назывался избой (от др.- слав. истьба, истопка – «отапливаемый жилой сруб»).
- Большой дом именовался хоромами. Как избу, так и хоромы составляли из нескольких срубов-клетей – по их количеству дома давали название – «двойня», «тройня», «четверня» и т.д. При этом каждая из клетей-срубов могла иметь определённое количество разгораживающих её внутренних стен (пятистенок, крестовый).
- В средней полосе наиболее часто рубили избу из трёх клетей (трёхчастная), отапливаемую жилую и холодную (летнюю) горницу которой разделяли сенями. Как правило, именно сени служили входом в дом из бревна, к которому вёл всход -крыльцо. Чтобы превратиться в хоромы, такая избы должна вырасти вверх.
- Над сенями надстраивали вышку-терем (теремом называли отдельно стоящую высокую жилую постройку, соединявшуюся с основным домом переходом). Над центральной границей делали помещение для застолий-пиров – повалушу, которая иногда приобретала вид башни и становилась композиционным центром постройки.
- На чердаке летней части избы с главного фасада устраивали не отапливаемую женскую комнатку с низким потолком (при входе в неё мужчины обычно склоняли голову) – светёлку. Бревенчатые стены сруба дома служили дополнительными опорами крыши.
Проект будущего сруба дома нужен не только строителям, сколько вам: необходимо тщательно продумать планировку рубленого дома. Ведь бревенчатое здание, не кирпичное, где можно относительно легко заложить дверной проём в одной перегородке и прорубить в другой.
Комфорт- уют рубленного дома из бревна
История дома из сруба, бревенчатый дом из бревна ручной рубки прекрасен внешним видом. И дополнительный уют приносит янтарно-золотистая цветовая гамма, природный цвет нашей северной древесины. Достаточная прочность, хорошие теплотехнические качества, а так же богатые художественные выразительные возможности дерева.
И станет понятно, почему спрос на деревянные дома с дерева в последние годы растёт. Из широко используемых для строительства из хвойных пород дерева (сосны, ели). Наибольшей популярностью пользуется сосна, ель что обусловлено практичностью и свойствами древесины.
Бревенчатые дома, брёвна для изготовления колодца сруба отбирают поштучно и самым тщательным образом. При этом предпочтения отдают бревнам ровным, из первого става и без дефектов. Для удаления коры применяют обработку ручным скобелем, что помогает максимально сохранить верхний защитный слой древесины. А это, в свою очередь, является гарантией долговечности (обработанное оцилиндрованное бревно защитный слой, как правило, теряет).
Только ручная рубка сруба дома позволяет использовать брёвна большим диаметром и длиной до 11 метров. Укладку венцов ведут по правилу «комель к вершине». Понятно, что такие брёвна ни кто искусственным способом не сушит, они имеют естественную влажность (25-40%).
Затем срубленный колодец из бревна должен отстоятся. Кстати, «ручная рубка» называется ещё и потому, что профили угловых соединений(чаша, лапа) и горизонтальных стыков. Выполняемые на каждом венце, отличаются индивидуальной формой (каждое бревно имеет собственный, неповторимый профиль). Именно по этому механизация процесса их «создания» практически невозможна даже в наше время.
История фундамента сруба дома
История дома из сруба, фундамент в старину, что мы об этом знаем? Одно правило, точно знаем, во все времена для строительства домов, основой был фундамент. Не важно как он изготавливался и каким способом.
- В старину нижний окладной венец сруба часто клали прямо на землю, а чтобы он меньше гнил, бревна подбирали более толстые и смолистые.
- В некоторых случаях их дополнительно обжигали на медленном огне.
- При этом вокруг стен для тепла устраивали земляную насыпь – завалинку.
- В Сибири для нижних венцов обязательно использовали лиственницу, древесина которой не боится влаги, а, следовательно, гнили.
- Ещё один способ борьбы с грунтовой влагой – подкладывание под углы и середину окладных венцов крупных плоских валунов. Между ними и бревном раньше помещали– бересту.
- Обрезки толстых брёвен – «стульев» — или так называемых лап – стоящих вниз корнями выкорчеванных пней. У современных застройщиков значительно шире возможности выбора конструкции фундамента и материалов.
- Так, для Севера и Центра России характерна высокая изба с подклетям. Подклеит имел отдельный выход на улицу и использовался как кладовая, мастерская, помещение для скота и птицы .
- Конечно, основанное на значение подклети иное — предохранить расположенную над ним дом со сруба. От идущего от земли холода, защитить от снеговых заносов зимой и паводков весной.
Повал
История дома из сруба, в русском деревянном зодчестве понятие «повал» означает расширение верхней части сруба. По плавной кривой путем постепенного выпуска наружу венцов, образующих подобие бревенчатого карниза.
Имеющие такую опору свесы крыши могут быть значительно увеличены, а значит, лучше защитят бревенчатые стены сруба дома от дождевой воды. Это так сказать, практическая сторона. Если говорить о стороне эстетической, этот не хитрый приём позволяет придать дому некоторую величественность.
Гульбище
История дома из сруба в старину, жилые рубленые дома ручной рубки имели ещё и такой архитектурный элемент, как гульбище. Это галерея, опоясывающая стоящий на высоком подклети дом на уровне первого, а иногда и второго этажа. Опирается конструкция на выпущенные концы балок перекрытия, усиленные упирающимися в стену деревянными подкосами, либо на выпуске брёвен повала.
Настил дощатый, боковое ограждения – перила, лежащие на балясинах (плоских или объемных).
Над гульбищем обычно делают на вес. Если эта конструкция располагается на уровне второго этажа, навесом служит свес ската крыши, который поддерживает резные стойки.
Источник: xn--b1aafeqcbxpcbxdjdebh.xn--p1ai