Библиотечная сеть входит в число четырех главных информационных систем России (нарядy с Архивным фондом России, государственной системой статистики, государственной системой научно-технической информации). В ней занятo более 200 тыс. человек. В нее входит 130 тыс. учреждений.
Содержание
В соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» в Российской Федерации функционируют несколько видов библиотек. Прежде всего, это библиотеки, учрежденные органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Библиотечная сеть входит в число четырех главных информационных систем России (нарядy с Архивным фондом России, государственной системой статистики, государственной системой научно-технической информации). В ней занятo более 200 тыс. человек. В нее входит 130 тыс. учреждений.
Система библиотек России включает в себя множество типов (например, научные, публичные и др.) и видов библиотек. Одни из них сложились в советский период и отражают подходы к управлению народным хозяйством в СССР.
Миллиардер РЫБАКОВ — как разбогатеть в России? Ответ Тинькову и Дудю*. Пьяное интервью / 50 вопросов
Это касается, прежде всего, библиотек pазличных ведомств Другие библиотеки, например, библиотеки политических объединений, возникли лишь в постсоветский период, в условиях перехода от тоталитарного общества к гражданскому правовому, и демократическому. Впервые после нескольких десятилетий регламентации и строгого контроля за деятельностью библиотек, предполагавшего функционирование преимущественно государственных библиотек, появились библиотеки, не вписывающиеся в «раз и навсегда» устоявшиеся типологические рамки.
На территории России начали свою работу библиотеки, финансируемые зарубежными государствами. Смогли сделать общедоступной свою работу библиотеки различных религиозных конфессий, национально-культурных объединений. Принципиально изменилась деятельность сложившихся библиотек, например, библиотек пенитенциарных учреждений. С другой стороны, перестали функционировать целые сети библиотек, которые были наиболее привилегированными, например, сеть библиотек домов и кабинетов политпросвещения КПСС. Но наиболее значимые изменения коснулись сферы деятельности библиотек публичных.
Сеть публичных библиотек является самой крупной библиотечной сетью страны. Она включает в себя общероссийские национальные и другие федеральные библиотеки. В сеть публичных библиотек входят также центральные библиотеки всех субъектов Российской Федерации — центральные региональные научные/публичные библиотеки универсального профиля, а также детские, юношеские, специальные библиотеки для слепых. Важнейшей составляющей сети публичных библиотек является сеть муниципальных публичных библиотек, которые находятся в ведении системы местного самоуправления.
В советский период управленческие функции по отношению к сети публичных библиотек (она называлась сетью государственных массовых библиотек) выполняло Министерство культуры РСФСР, в силу чего ее называли сетью библиотек Министерства культуры. В настоящее время Министерство культуры и массовых коммуникаций выполняет по отношению к публичным библиотекам функции, прежде всего, центра координации, инициирующего разработку и реализацию общероссийских библиотечных программ и проектов, осуществление которых способствует достижению взаимодействия публичных библиотек и библиотек различных систем и ведомств.
Евгений Чебатков х Хетаг Хугаев. «ОХ» Гарика Харламова и Тимура Батрутдинова
Федеральные библиотеки
В сеть публичных библиотек России входят девять библиотек федерального ведения:
- Российская государственная библиотека (РГБ. фонд — 42 млн ед. хр.)
- Российская национальная библиотека (РНБ, фонд — 33 млн ед. хр.)
- Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино (ВГБИЛ, фонд — 4 млн ед. хр.)
- Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ, фонд — 3,2 млн ед. хр.)
- Государственная общественно-политическая библиотека (ГОПБ, фонд — 2.2 млн ед. хр.)
- Российская государственная библиотека по искусству (РГБИ. фонд— 1,7 млн ед. хр.)
- Государственная российская юношеская библиотека (ГРЮБ. фонд— 1 млнед. хр.)
- Государственная российская детская библиотека (ГРДБ. фонд— более 0.5 млнед.хр.)
- Российская государственная библиотека для слепых (РГБС, фонд — 1 млнед. хр.).
Крупнейшими библиотеками России являются две общероссийские национальные библиотеки, имеющие равный статус, — Российская государственная библиотека (РГБ) в Москве и Российская национальная библиотека (РНБ) в Санкт-Петербурге, занимающие особое место в системе библиотек страны. В соответствии со статьей 18 3акона «О библиотечном деле» они «удовлетворяют универсальные информационные потребности, организуют библиотечную, библиографическую и научно-информационную деятельность в интересах всей Российской Федерации, развития отечественной и мировой культуры, науки, образования. формируют, хранят и предоставляют пользователям библиотек наиболее полное собрание отечественных документов, научно значимых зарубежных документов, организуют и ведут библиографический учет россики, участвуют в разработке и реализации федеральной политики в области библиотечного дела». Таким образом, эти библиотеки, как и другие национальные библиотеки мира, выполняют, прежде всего, функцию формирования фонда отечественных документов, основными принципами которого являются исчерпывающая полнота комплектования и вечность сохранения.
Функция формирования фонда иностранных документов осуществляется на основе принципа максимальной полноты комплектования в пределах интересов и возможностей государства. Тем самым эти библиотеки выполняют функцию центральных универсальных научных библиотек. И в этом качестве они ведут работу по обслуживанию документами и библиографической информацией граждан страны, которое осуществляется ни основе сочетания принципов общедоступности с приоритетностью удовлетворения запросов, связанных с решением задач государственного значения.
Обе библиотеки обеспечивают и выполнение функции создания источников библиографической информации. В условиях специфики Российской Федерации они дополняют работу Российской книжной палаты (РКП). РГБ и РНБ обеспечивают максимально полный ретроспективный библиографический учет отечественных публикаций за годы, предшествовавшие началу издания текущей государственной библиографии, а также обеспечивают создание системы национального сводного каталога.
РГБ и РНБ на началах координации выполняют функции управления реализацией в государственном масштабе основных библиотечных функций путем их централизации и координации, разработки и внедрения основных методических принципов деятельности библиотек страны; разработки научных основ библиотечного дела; международного библиотечного сотрудничества по всемирным программам, осуществляемого путем исполнительного и организационного обеспечения национальной доли участия. Они стремятся к взаимодействию, о чем свидетельствуют договора о сотрудничестве, выполнение ряда взаимосогласованных программ в области научных исследований. Благодаря этому в значительной степени устранено дублирование в их работе.
Среди библиотек федерального уровня выделяется ВГБИЛ, выполняющая функции международного библиотечного сотрудничества и являющаяся инициатором подключения библиотек к масштабным международным проектам, проведения международных семинаров, конференций, школ.
ГРДБ и РГЮБ являются методическими и координационными центрами по отношению к системе детских и юношеских библиотек России и непосредственно контактируют с детскими и юношескими библиотеками в субъектах Российской Федерации, то есть с республиканскими, краевыми и областными детскими и юношескими библиотеками, которые, в свою очередь, выполняют названные функции по отношению к детским и юношеским библиотекам своего региона.
Эти библиотеки России принципиально отличаются от публичных библиотек развитых индустриальных и постиндустриальных стран, в которых обслуживание детей ведется, как правило, в специализированных читальных залах, находящихся в здании единой публичной муниципальной или какой-либо другой библиотеки. Юный читатель обслуживается, соответственно, самой публичной библиотекой так же. как и взрослый читатель. Но при этом следует учесть и то обстоятельство, что в этих странах традиционно уделяется особенно большое внимание школьным библиотекам.
Библиотечные системы регионального уровня
Особую роль в системе библиотек России играют и центральные библиотеки субъектов РФ. В соответствии со ст. 20 Федерального закона Российской Федерации о библиотечном деле «органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут присваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральной библиотеки».
В республиках РФ функции центральной библиотеки выполняют национальная или республиканская библиотека. В крае или области ими являются, соответственно, краевая или областная библиотека. К центральным библиотекам на уровне района отнесена центральная районная библиотека, а в городе — центральная городская библиотека.
Центральная библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотек наиболее полное универсальное собрание документов в пределах обслуживаемой территории, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов и оказывать методическую помощь библиотекам. В настоящее время в их число входят 88 центральных библиотек субъектов РФ. Центральные региональные библиотеки субъектов федерации выполняют определенные обязанности по отношению ко всей стране, гарантируя исчерпывающее комплектование документами, опубликованными на территории региона.
Основные функции центральной библиотеки определены ее главными обязанностями по отношению к самому региону: всестороннее и максимально полное раскрытие уникальности данного региона, его духовного наследия, научной и культурной деятельности. В свою очередь, будучи ведущей библиотекой региона, эта библиотека отвечает за развитие в нем библиотечного дела. Она выполняет функции сбора, хранения и распространения документов, вышедших в регионе, и документов о регионе (функции региональной памяти). Центральные библиотеки являются центрами оказания научно-методической помощи библиотекам, создания основ для обеспечения координации и кооперации региональных библиотек (функции региональной библиотечной политики).
Именно активная деятельность библиотек этого типа определила в 1990-е гг. и продолжает определять сегодня жизнеспособность системы библиотек регионов России и всей системы библиотек Федерации в целом. В условиях сложившейся здесь уникальной горизонтальной системы библиотек, которая дополняя вертикальную систему (систему федеральных библиотек), именно система центральных библиотек субъектов РФ определяет характер развития библиотечного дела в стране.
На рубеже XX-XXI вв. в условиях глобализации различных сфер общественной жизни центральные региональные библиотеки играют все более значимую роль в самых разных странах мира. По мере развития этих процессов стало очевидной потребность в особом внимании к региональным библиотекам как уникальному культурному и духовному наследию отдельных стран и народов, так и культурному и духовному наследию отдельных регионов. В Европейском Союзе эта тенденция определена рассмотрением самого Союза как «Европы регионов».
Традиционно центральная региональная библиотека представляет собой библиотеку, имеющую официальный статус центральной библиотеки административной единицы того или иного государства — преимущественно с федеративным устройством (федеральной земли в ФРГ, штата — например, в Бразилии, Индии. Малайзии или США). Наличие таких библиотек характерно и для многих других стран — центральные библиотеки воеводств (Польша), провинций (например, во Вьетнаме), префектур (Япония) и т. д. В конце XX вв. центральные региональные библиотеки появились в том или ином виде и в тех странах, в которых ранее потребность в них отсутствовала, например, в Дании и Финляндии.
Современные центральные региональные библиотеки рассматриваются как своего рода эталоны библиотечного обслуживания населения своего региона, а также как уникальные информационные, образовательные и культурные центры, которые предоставляют своим пользователям широкий спектр услуг. Во многих странах не случайно первостепенное внимание уделяется строительству новых зданий по индивидуальным проектам и коренной реконструкции старых зданий для этих библиотек, что особенно масштабно осуществляется в Германии, Китае и Испании.
Востребованность центральных региональных библиотек, в том числе и центральных библиотек субъектов РФ, определена масштабами процессов формирования и развития общенациональных (общегосударственных) систем библиотек и информационных центров, развитием процессов кооперации библиотек в общенациональных масштабах.
В соответствии со ст. 18 Закона «О библиотечном деле «. в республиках Российской Федерации, автономных округах, автономной области соответствующими органами государственной власти могут образовываться национальные библиотеки».
Их создание связано с процессами развития самих республик как субъектов Федерации — принятием рядом республик деклараций о суверенитете, последующим подписанием соглашений с федеральным центром. Этот процесс сопровождался стремлением к оформлению новых институтов государственности, среди которых были и национальные библиотеки. Специфика этих библиотек выражается, прежде всего, в выполнении функции сбора с исчерпывающей полнотой документов на языке «титульной нации», давшей название самой республике, изданных как в самой республике, так и за ее пределами. Национальные библиотеки республик РФ обеспечивают постоянное хранение таких документов и занимаются их многоаспектным раскрытием.
Для национальных библиотек республик России характерно стремление к консолидации, которое выражается в стремлении установить более тесное сотрудничество по линии образования ассоциаций и объединений этих библиотек на основе этнической и языковой общности (например, объединения финно-угорских или тюркоязычных народов). Эти объединения носят международный характер и связывают национальные библиотеки республик России с национальными библиотеками других стран мира.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона РФ о библиотечном деле органы местного самоуправления, как и федеральные органы государственной власти, «. могут учреждать специальные центральные библиотеки по отраслевому принципу и по обслуживанию особых групп пользователей библиотек (детского и юношеского возраста, слепых и слабовидящих и других)».
В условиях РФ сложилась самостоятельная сеть детских библиотек, что отличает нашу страну от других стран мира. Отдельные вопросы развития этих библиотек широко обсуждаются в профессиональной печати. Но при этом именно эта сеть нуждается сегодня в особом внимании в силу той важной социальной роли, которую выполняют эти библиотеки.
Вопрос же о статусе юношеских библиотек как самостоятельных учреждений является дискуссионным. С начала 1990-х гг. просматривается тенденция к их ликвидации путем слияния либо с региональными детскими, либо региональными универсальными научными библиотеками. В ряде регионов такие библиотеки упразднены, в других — созданы единые областные библиотеки для детей и юношества.
Муниципальные публичные библиотеки
Муниципальные публичные библиотеки в новой правовой среде
В соответствии с Федеральным законом (ФЗ) «О библиотечном деле, в Российской Федерации функционируют несколько видов библиотек, одним из которых являются библиотеки, учрежденные и финансируемые органами местного самоуправления (ОМС), то есть муниципальные. Общее число этих библиотек на 1.01.2001 г. составило 48536.
В современных условиях муниципальные публичные библиотеки ориентируются на интересы местного сообщества, выступая информационными. культурно-досуговыми, образовательными центрами для обслуживаемого района. Важной особенностью их деятельности является проведение культурной политики муниципальной администрации, ресурсом которой они выступают. ОМС несут полную ответственность за сохранение библиотек, их финансирование и регламентацию деятельности.
В настоящее время в связи с укреплением института местного самоуправления, формированием его новой территориальной системы, продолжаются изменения организационно-правового статуса муниципальных публичных библиотек. Они продиктованы принятием ряда Федеральных законов, в частности:
- «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6.10.2003.
- «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных Законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 122-ФЗ от 22.08.2004.
- «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» № 199-ФЗ от 29.12.2004.
Соответствующие изменения были внесены и в Федеральный закон «О библиотечном деле» № 78-ФЗ от 29.12.1994.
Муниципальные библиотеки поставлены в условия необходимости преобразований, поскольку осуществляемые ныне административная и бюджетная реформы существенно меняют устоявшиеся принципы функционирования социально-культурной сферы.
Так, в соответствии с новым Законом о муниципальном самоуправлении № 131-ФЗ, реализующим идею двухуровневой системы территориальной организации России, все населенные пункты субъектов РФ относятся к городским или сельским поселениям и формируемым на их основе муниципальным районам и городским округам, то есть создаются муниципальные образования трех видов:
- поселения (территории с численностью сельского населения не менее 1000 жителей),
- муниципальные районы (объединяющие территории нескольких мелких поселений).
- городские округа (города с прилегающими к ним ближайшими поселками).
Ожидается, что в Российской Федерации будет создано более 31 000 муниципальных образований, для каждого из которых устанавливаются границы и статус, разграничиваются собственность и бюджет, приводятся в соответствие с действующим законодательством их правовые акты.
К вопросам местного значения поселения и городского округа в области культуры отнесены:
- организация библиотечного обслуживания населения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения (городского округа) услугами учреждений культуры;
- охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников историк и культуры) местного (муниципального значения), расположенных в границах поселения (городского округа).
К вопросам местного значения муниципального района в области культуры отнесена лишь организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора). К сожалению, закон не дает разъяснения, в каком значении использовано понятие «библиотечного коллектора», что приводит в замешательство библиотечную общественность, поскольку эти государственные структуры, обеспечивавшие комплектование библиотек в советское время, ныне изжили себя, превратившись в коммерческие книготорговые организации. Специалисты высказывают мнение, что зафиксированную норму закона можно трактовать как закрепляющую функции Центральной районной библиотеки (или некоего сетевого центра для поселковых библиотек) по обработке литературы, ведению баз данных, электронных каталогов, книгообмену, организационно-методической работе и др.
Таким образом, для развития библиотечного дела наиболее существенным является выделенное отдельной строкой положение Закона № 131-ФЗ об организации библиотечного обслуживания населения, закрепляемого за муниципальными образованиями разных уровней — поселением (ст. 14), муниципальным районом (ст. 15), городским округом (ст. 16).
В соответствии с перечисленными видами муниципальных образований библиотеки должны стать:
- поселенческими (сельские, районные, городские библиотеки),
- межпоселенческими (то есть, организующими библиотечное обслуживание нескольких поселений ).
Решать вопросы обеспечения жизнедеятельности библиотек на своей территории и нести ответственность за них будут непосредственно органы власти соответствующего муниципального образования, в чью собственность передаются библиотеки. В связи с этим неизбежны изменения и в структуре библиотечной сети, ее реорганизация (децентрализация) и оптимизация в соответствии с потребностями и ресурными возможностями муниципального образования.
Первый этап этого процесса относится еще к началу 1990-х гг., но в субъектах РФ он происходил с разной динамикой и не стал повсеместным. С 2003 г. начался новый виток реорганизации.
В новой ситуации ни в городах, ни в сельской местности не гарантируется сохранение традиционных ЦБС, которые почти тридцать лет были основной организационно-правовой формой общедоступного библиотечного учреждения. Очевидно, что теперь создание новых организационных форм библиотек и библиотечных сетей будет инициироваться и осуществляться на муниципальном уровне самими библиотекарями-практиками при участии местного населения, а не централизованным порядком по указанию государственных органов власти. Этому способствует и Закон № 131, в котором формам непосредственного участия населения в местном самоуправлении отведена глава 5 «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления» (ст. 22-32). Эти нормы подчеркивают, что субьект местного самоуправления — не органы власти, а сами люди, проживающие на территории муниципального образования, — местное сообщество, которое своей волей определяет создание или сохранение необходимых для обеспечения его жизнедеятельности социальных инфраструктур.
Сегодня на территории России действуют следующие организационно правовые формы общедоступных муниципальных библиотек:
- традиционные ЦБС (как государственные, так и муниципальные); объединения муниципальных библиотек (на договорной основе) (МОБ):
- самостоятельные муниципальные библиотеки; муниципальные библиотеки — структурные подразделения культурно-спортивных комплексов (КСК) или сельских культурных комплексов (СКК).
Самой перспективной формой организации библиотек, особенно а сельской местности, в настоящее время признается межмуниципальное объединение библиотек, которое необходимо рассматривать, прежде всего, как профессиональное объединение для сохранения единого библиотечного пространства, координации деятельности и взаимоиспольэования ресурсов. Очевидно, что библиотекам России необходимо активнее осваивать эту форму существования, поскольку расформирование ЦБС и обособление библиотек в большей степени приводит к негативным последствиям, и не только для библиотечной отрасли, но и для пользователей библиотек. Во многих странах библиотечное обслуживание организуется путем взаимодействия нескольких библиотек, связанных с крупной центральной библиотекой территории.
В случае создания межмуниципального объединения библиотек должен решаться вопрос об определении статуса центральной библиотеки. которая будет выполнять ряд функций для всего объединения в силу своих кадровых, материально-технических и иных возможностей (каталогизация, доставка литературы, ведение СБА, повышение квалификации кадров, создание переменного фонда для внестационарного обслуживания мелких населенных пунктов и др.), либо о разделении этих функций между библиотеками объединения. Конечно, второй вариант менее осуществим из-за маломощности сельских библиотек, однако совершенно исключать его не стоит, например, для библиотек городских округов.
Другим важнейшим вопросом является организация финансирования такого объединения, что должно осуществляться на долевой основе на принципах договоренности между органами местного самоуправления разных муниципальных образований. Безусловно, что такой подход может быть реализован только при условии понимания муниципальными властями необходимости поддержания на должном уровне библиотечного обслуживания населения данной территории и готовности софинансировать библиотечное объединение. Закон № 131 ФЗ не содержит препятствий для подобных действий органов местного самоуправления. Разумеется, решающая роль в постановке перед муниципальной властью данного вопроса и его лоббировании принадлежит самим библиотечным работникам.
Разновидностью межмуниципального библиотечного объединения может быть неформальное объединение библиотек различных организационно-правовых форм и форм собственности одной или нескольких территорий, в которые могут войти кроме общедоступных, например. школьные библиотеки, или профсоюзные. Целостность объединения при этом обеспечивается одним общим или системой договоров между ее субъектами. Количество структурных самостоятельных единиц в составе объединения не регламентируется.
Другая модель может представлять единую библиотечную систему территории, включающую все библиотеки, финансируемые ОМС, — муниципальные общедоступные, школьные, библиотеки профессиональных училищ, других учреждений и предприятий муниципального уровня. Не исключены и любые сочетания первой и второй моделей. Однако на данном этапе муниципализации, реализация подобных моделей сопряжена с большими трудностями, прежде всего, финансового характера.
Вероятно, в ближайшей перспективе, кроме объединений, включающих только библиотеки, сохранятся муниципальные территориальные структуры, включающие и другие родственные учреждения и организации, в частности, как указано выше, сельские культурные комплексы (СКК), объединяющие в своем составе сельскую библиотеку, Дом культуры, киноустановку, музей, другие досуговые учреждения. К сожалению, не всегда объединение библиотеки, в том числе, сельской или детской с клубным учреждением, бывает благоприятным для первой, а напротив, вызывает ухудшение ее положения, так как финансовые и материальные средства, и даже ставка библиотекаря «перетекают» в распоряжение клуба. Средством защиты прав библиотеки как особого сегмента СКК или КСК может служить Модельный кодекс сельской (городской) библиотеки, позволяющий сохранить ее статус. Опыт создания подобного документа уже накоплен в библиотеках России.
Таким образом, активизация процесса развития МС непосредственно сказалась на деятельности муниципальных библиотек, вызвав структурную перестройку их сети.
Другие библиотечные системы
Среди других библиотечных систем страны необходимо назвать, как одну из самых основных, сеть библиотек Российской академии наук. Она включает в себя 375 библиотек. Из них крупнейшими наряду с Библиотекой РАН (фонд — более 20 млн ед. хр.) являются библиотека Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН. фонд — 12 млн ед. хр.), Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) в Новосибирске (10 млн ед. хр.) и Библиотека по естественным наукам (БЕН РАН) в Москве (12,5 млн ед. хр.)
Особую систему образуют библиотеки высших и средних специальных учебных заведений. В нее входит около трех тысяч библиотек университетов, академий, институтов и колледжей. Крупнейшими и старейшими из них являются научные библиотеки Московского государственного университета (10 млн ед. хр.) и Санкт-Петербургского государственного университета (8 млн ед. хр.).
Систему библиотек сферы общего образования возглавляет Государственная научно-педагогическая библиотека нм. К. Д. Ушинского (фонд — 1.6 млн ед. хр.), а всего в эту систему входит более 63 тыс. школьных библиотек.
Возможно, наибольшие изменения претерпела одна из ранее самых обеспеченных и самых сильных систем — система наично-технических библиотек. С 1990 г. продолжается тенденция к сокращению их численности. Ликвидированы в большинстве случаев центральные научно-технические библиотеки территориальных центров научно-технической информации Выжили лишь те из них, которые адаптировались к рыночным условиям и стали самоокупаемыми. Перестали существовать и некоторые отраслевые ведомственные библиотеки, что закономерно, ибо количество библиотек и соответствующих сетей, охватывавших всю страну, определялись не столько реальными потребностями в столь гигантском количестве библиотек, созданных в советское время, сколько интересами той системы управления народным хозяйством, которая сложилась на рубеже 1920-1980 гг. — системы, основанной на интересах ведомств.
В настоящее время в сфере промышленности, транспорта и связи насчитывается более 350 научно-технических библиотек.
Крупнейшей библиотекой этого профиля является Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ РФ. фонд — 8 млн ед. хр.)
К крупнейшим отраслевым библиотекам относятся Центральная научная сельскохоэяйственная библиотека (ЦНСХБ РАСХН, фонд — более 3 млн им чр ) и Государственная центральная научно-медицинская библиотека (ГЦНМБ, фонд—около 3 млн ед. хр.). В сеть специальных сельскохозяйственных библиотек входит более 700 библиотек, а сеть медицинских библиотек включает в себя примерно 1500 библиотек. Среди других крупных центральных отраслевых библиотек следует выделить Центральную научно-техническую библиотеку железнодорожного транспорта (фонд—более 1,5 млн ед. хр.) и Центральную научно-техническую библиотеку по строительству и архитектуре (фонд — более 1,2 млн ед. хр. ). Разветвленной сетью библиотек располагают Министерство обороны РФ и другие силовые ведомства.
Среди библиотек, специализирующихся на сборе, хранении и распространении определенного вида документов, особо следует выделить Всероссийскую патентно-техническую библиотеку (фонд около 15 млн ед. хр.).
Обслуживанием высших органов государственной власти в России занимаются библиотека Администрации Президента Российской Федерации (фонд — 2 млн ед. хр.) и Парламентская библиотека Российской Федерации (фонд — 0 .5 млн ед. хр.).
Определенную положительную роль в модернизации современных российских библиотек играют и зарубежные библиотеки, которые открыты в 1990 гг. в Москве, Санкт-Петербурге и ряде регионов России. Это библиотеки зарубежных культурных центров. Среди них наиболее активно проявили себя Немецкий культурный центр (известный также как «Гете-институт») и Французский институт. Большую работу ведут Британский совет, Институт Финляндии, Датский культурный центр и другие организации. Эти библиотеки обеспечивают жителей регионов страны новейшей научной и другой литературой.
20.04.2020, 6921 просмотр.
Источник: myfilology.ru
Цбс что это такое в строительстве
Каждая библиотека формирует, обеспечивает хранение и использование своего библиотечного фонда. Библиотечный фонд — упорядоченная совокупность книг, других произведений печати, рукописей, видеозаписей, звукозаписей и иных материалов, формируемая библиотекой в соответствии с ее функциями для общественного пользования и хранения, всесторонне раскрываемая с помощью справочно-библиографического аппарата. В состав фонда, как правило, входят непериодические, периодические и продолжающиеся издания, рукописи, аудиовизуальные материалы и электронные документы.
Непериодические издания чаще всего имеют форму книг и брошюр.
Книгой считается издание в обложке или переплете объемом более 48 страниц.
Брошюра — это издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц, обычно без переплета, в мягкой обложке.
Важнейшими типами изданий произведений печати являются издания отдельных произведений, сборники, избранные работы, собрания сочинений.
Классификация непериодических изданий по целевому назначению.
Официальные издания. В официальных изданиях материалы публикуются от имени государственной или общественной организации. Они носят законодательный, нормативный или, директивный характер.
Научные издания отражают ход и результаты исследований в различных областях науки, техники, культуры.
Научно-популярные издания характеризуют достижения науки и техники, литературы и искусства в форме доступной читателю — не специалисту. Эти издания широко представлены в фондах библиотек. Они предназначены очень широкому кругу читателей, начиная с тех, кто имеет подготовку в объеме 6 — 8 классов общеобразовательной школы заканчивая учеными, работающими в смежных областях. Научно-популярные издания выходят большими тиражами, разнообразны по содержанию и назначению.
Учебные издания содержат сведения из какой-либо области науки и техники, изложенные в определенной системе. К учебным изданиям относятся учебные программы, учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, хрестоматии, наглядные пособия. Учебные пособия, в отличие от учебников, содержат сведения по отдельным разделам и темам программы. Они могут частично заменить учебники, а в некоторых случаях дополняют их.
Справочные издания содержат сведения (справки) по различным областям науки, техники, культуры, располагающиеся в том порядке, который позволяет их быстро найти. Важнейшими разновидностями справочных изданий являются энциклопедии и энциклопедические словари, словари, справочники, календари, путеводители.
К непериодическим изданиям относятся также изоиздания, нотные и картографические издания и некоторые другие. Изоиздания представляют собой художественные изображения с сопроводительным текстом или без него. Репродукции, плакаты и другие изоиздания печатаются в форме отдельных листов или альбомов. Нотные издания содержат запись музыкальных произведений
Классификация периодических и продолжающихся изданий
Отличительная черта периодических изданий — регулярность их выхода в свет. Разновидностями периодики являются газеты, журналы, некоторые сборники, бюллетени.
Газеты. Большинство газет выходит каждый день, но есть и еженедельники. Газеты бывают центральными и региональными (республиканскими, краевыми, областными, городскими, районными). По своему содержанию газеты делятся на универсальные, отраслевые, специализированные.
Журналы выходят по всем отраслям знаний. В отличие от газет журналы подразделяются на научные, профессионально-производственные, научно-популярные, литературно-художественные, универсальные.
Бюллетени являются, как правило, официальными изданиями, информирующими о приказах, распоряжениях, постановлениях, которыми обязаны руководствоваться учреждения и организации, непосредственно подчиненные данному министерству или ведомству.
Приемом и технической библиотечной обработкой документов занимается отдел комплектования и обработки центральной библиотеки (ЦБ).
Библиотека-филиал на основе изучения состава и использования имеющегося фонда, потребностей читателей принимает участие в комплектовании и докомплектовании книжного фонда.
Каждая книга в фонде библиотеки на титульном листе имеет штемпель и инвентарный номер, а на обложке в верхнем левом углу и на обороте титульного листа в верхнем левом углу — шифр (классификационный индекс и авторский знак). Шифр указывает точное месторасположение книги в библиотечном фонде.
Шифр
28.4 —Классификационный индекс
В 16 —Авторский знак.
Классификационный индекс — условное обозначение отрасли знания, вопроса или предмета, к которому относится по своему содержанию книга. Книги классифицируются по Таблицам библиотечной классификации (ББК), в которых дается перечень делений с соответствующими индексами.
Структура ББК.
1. Общенаучное и междисциплинарное знание
2. Естественные науки
20. Естественные науки в целом
20.1 Человек и окружающая среда. Экология в целом
20.18 Рациональное природопользование. Охрана природы
22. Физико-математические науки
24. Химические науки
26. Науки о Земле
26.8 Географические науки
26.89 Страноведение
28. Биологические науки
28.0 Общая биология
28.1 Палеонтология
28.3 Вирусология
28.4 Микробиология
28.5 Ботаника
28.6 Зоология
28.7 Биология человека. Антропология
3. Техника. Технические науки
30. Техника и технические науки в целом
31. Энергетика
32. Радиоэлектроника
32.97 Вычислительная техника
33. Горное дело
34. Машиностроение. Приборостроение
35. Химическая технология. Химические производства
36. Пищевые производства
36.99 Кулинария
37. Технология древесины. Производства легкой промышленности. Полиграфическое производство. Фотокинотехника.
37.24 Швейное производство
37.248 Рукоделие
38. Строительство
39. Транспорт
4. Сельское и лесное хозяйство
41/42 Растениеводство
43. Лесное хозяйство
44. Защита растений
45/46 Животноводство
47. Охотничье хозяйство. Рыбное хозяйство.
48. Ветеринария
5. Здравоохранение. Медицинские науки
51. Организация здравоохранения. Гигиена. Эпидемиология
52. Общая патология. Фармакология
53/57 Клиническая медицина
58. Прикладные отрасли медицины
6/8 Общественные и гуманитарные науки
60.5 Социология
60.6 Статистика
60.7 Демография
63. История. Исторические науки
63.3 История
63.3(0) Всемирная история
63.3(2) История России и СССР
63.4 Археология
63.5 Этнография
65. Экономика
65.02 История экономической мысли
65.04 Экономическая география
65.5 Мировая экономика 24
65.6 Экономика развитых стран
65.7 Экономика развивающихся стран
65.8 Экономика социалистических стран
65.9 Экономика отдельных стран
65.9 (2 Рос) Экономика Российской Федерации
66. Политика. Политические науки
66.0 Политология
66.1 История политической мысли
66.3 Внутренняя политика
66.4 Внешняя политика
66.5 Национальная политика
66.6 Политические партии
66.7 Общественно-политические организации.
67. Право
67.0 Общая теория права
67.3 История права
67.4 Отрасли права
67.7 Органы юстиции
68. Военное дело. Военная наука
71. Культура. Культурология
72. Наука. Науковедение
73. Научно-информационная деятельность
74. Образование. Педагогическая наука
75. Физическая культура и спорт
76. Средства массовой информации. Книжное дело
77. Социокультурная деятельность в сфере досуга
78. Библиотечное дело
79. Охрана памятников природы, истории и культуры. Музейное дело
81. Языкознание
82. Фольклор
83. Литературоведение
83.3(0) Мировая литература
83.3(2Рос=Рус)1 Русская литература до 1917 года
83.3(2Рос=Рус)6 Русская литература XX века (1917 — <)
84. Художественная литература
85. Искусство
85.1 Изобразительное искусство и архитектура
85.12 Декоративно-прикладное искусство
85.3 Музыка и зрелищные искусства
85.7 Художественная самодеятельность
86. Религия. Мистика. Свободомыслие
86.3 Отдельные религии
87. Философия
88. Психология
9. Литература универсального содержания
91. Библиографические пособия
92. Справочные издания
Авторский знак — это условное понятие для обозначения первого слова библиографической записи. Авторский знак состоит из начальной буквы первою элемента библиографического описания и цифр, соответствующих первым, а иногда последующим слогам или буквосочетаниям этого первого слова. Какие именно цифры требуются в каждом случае, помогает определить таблица авторских знаков.
Авторский знак входит в состав шифра хранения документа. По авторскому знаку легко расставлять в алфавитном порядке и каталожные карточки.
В таблице авторские знаки расположены в строго алфавитном порядке. Они обозначены соответствующей буквой и двоичными числами от 11 до 99.
Учет библиотечного фонда — комплекс операций, обеспечивающих получение точных сведений о величине, составе и движении фонда. Учету подлежат все виды произведений печати и материалы, включаемые в библиотечный фонд. Основными единицами учета библиотечного фонда для всех видов изданий и неопубликованных материалов являются экземпляр (кроме газет). Основной единицей учета газет является годовой комплект, дополнительной — подшивка
В библиотеках применяются два вида учета — суммарный и индивидуальный.
Суммарный (количественный) учет устанавливает точные сведения о составе и величине фонда, обо всех происходящих в нем изменениях. Формы учета: «Книга суммарного учета», «Книга учета библиотечного фонда».
Индивидуальный учет — регистрация каждого отдельного экземпляра издания, поступившего в фонд или выбывшего из него. Инвентарные номера не присваиваются журналам, специальным видам технической литературы и документации. Инвентарный номер проставляется на карточке учетного каталога. В ЦБС суммарный и индивидуальный учет осуществляет отдел комплектования и обработки. Учет журналов ведется каждым структурным подразделением на основании регистрационных карточек.
Учет изданий, принятых взамен утерянных, ведется в специальной тетради учета сведений об утерянных и принятых взамен изданиях.
Подразделения ЦБС в установленные отделом комплектования и обработки сроки составляют акт об исключении утерянных изданий и акт о поступлении принятых изданий. Акты вместе с карточками топографического каталога на утерянную литературу и с принятыми изданиями направляются в отдел комплектования и обработки. Дальнейший учет этих изданий производится обычным порядком.
Исключение литературы. Библиотека-филиал не предназначена для вечного хранения документов, поскольку не является библиотекой депозитарного типа. Практически все скомплектованное ею, за малым исключением, по мере уменьшения спроса и потери актуальности должно исключаться из фонда для того, чтобы уступить место более актуальной литературе. Если книги относятся к числу «нестареющих», они подвергаются физическому износу.
По причине «устаревшие» исключаются из фондов массовых библиотек издания, полностью утратившие свою информативность и актуальность в политическом, научном и производственном отношениях или в связи с выходом аналогичных произведений, освещающих вопрос более полно и точно, в свете современных научных знаний, в форме, соответствующей современным требованиям.
По причине ветхости, наступившей вследствие воздействия одного из перечисленных ниже факторов, документы исключаются из библиотечных фондов в следующих случаях:
- естественное старение полиграфических материалов;
- физическая изношенность изданий в результате использования читателями (книговыдачи);
- преднамеренная порча изданий читателями (в тех случаях, когда конкретный виновник не может быть установлен);
- порча в результате хранения изданий в условиях, не соответствующих установленному стандарту;
- порча в результате стихийного бедствия.
Ветхими считаются документы, пришедшие в непригодное для использования состояние и, не поддающиеся реставрации.
Учет изданий, выбывающих из фонда, производится на основе актов.
В ЦБС акты на списание из фонда изданий и материалов оформляются в структурном подразделении системы. Затем акты, составленные в подразделениях ЦБС, направляют в отдел комплектования и обработки, где на основании их исключают издания из единого фонда ЦБС.
Расстановка фонда — порядок размещения документов на стеллажах, определяемый объемом фонда, его назначением и составом документов. Расстановка фонда должна быть понятной, способствовать рациональному использованию полезной площади книгохранилища, приближать к месту выдачи наиболее важные части фонда, создавать условия для правильного хранения фонда, обеспечивающие сохранность.
Виды расстановки: систематическая (расположение изданий по отраслям знания); тематическая (расположение изданий в пределах той или иной темы различных отраслей знания), предметная (расположение изданий по определенному предмету в целях удовлетворения повышенных запросов читателей). Выбор того или иного вида расстановки зависит от условий обслуживания читателей.
Открытый доступ дает возможность читателям осуществлять непосредственный поиск и выбор произведений печати и других документов в фонде библиотеки.
Книги и брошюры расставляются в систематическо-алфавитном порядке в соответствии с полочными индексами.
При систематической расстановке документы расставляются по отраслям знаний, а внутри — по алфавиту авторов или заглавий. Систематический порядок устанавливается в соответствии с таблицами библиотечной классификации. Чтобы точно установить место документов в алфавитном ряду, пользуются таблицей авторских знаков. Систематическо-алфавитная расстановка может сочетаться с тематической расстановкой и внутриполочными выставками.
Общее направление расстановки книг на стеллажах — сверху вниз и слева направо. Журналы и газеты подшивают в подшивки и расставляют отдельно от книг.
Организация фондов в детских библиотеках при открытом доступе определяется принципом дифференцированного обслуживания читателей разных возрастных групп. Расстановка книг для детей производится в соответствии с таблицами ББК для детских библиотек. Литература для дошкольников и учащихся 1-х классов расставляется в общем алфавите в соответствии с условным обозначением «Д», которое проставляется над авторским знаком. Систематическо — алфавитная расстановка детской литературы применяется в сочетании с тематическими и жанровыми выставками.
В библиотеках для взрослых, обслуживающих детей, фонд детской литературы должен быть выделен на отдельные стеллажи.
На торцевой части каждого или группы стеллажей должны быть указатели с наименованием отдела согласно полочным индексам, а также отсылки в смежные отделы. Библиотекарь должен постоянно проверять правильность расстановки фонда.
Как сохранить и проверить библиотечные фонды
Сохранность фондов — не только профессиональная, технологическая, но и социальная проблема. Все проводимые библиотекой мероприятия направлены на то, чтобы ее фонд мог быть полноценно использован читателями.
Гарантией сохранности фонда является сознательное отношение к библиотечному документу как к общественному достоянию, личная заинтересованность читателя в выполнении им правил пользования библиотекой, умения, навыки и привычки бережно обращаться с документом. Все это обязан привить абоненту библиотекарь. Причем бережное отношение читателя к книге должно прививаться непрерывно. Разъяснительная работа начинается с момента записи читателя в библиотеку. Это, прежде всего, знакомство с «Правилами пользования библиотекой».
Переступая порог библиотеки, пользователь вступает с ней в юридические отношения, наиболее важную часть, которых составляют его обязательства по отношению к библиотечному фонду. Подписью в читательском формуляре пользователь удостоверяет, что он знает и обязуется выполнять библиотечные правила. Кроме того, подписью он же удостоверяет взятые документы на дом. Следовательно, его подпись — не пустая формальность, она налагает на него правовую ответственность.
При записи в библиотеку необходимо предупредить читателя о необходимости сдавать книги в обусловленный срок, сообщать о перемене адреса. Также целесообразно выяснить, не был ли он записан ранее и не числятся ли за ним источники информации взятые раньше.
При перерегистрации читателей каждый из них обязан сдать числящиеся за ним документы.
Детей записывать в библиотеку нужно под ответственность родителей. Все ограничения такого рода обуславливаются в «Правилах пользования библиотекой». Подробное ознакомление с правилами столь важно потому, что именно неосведомленность — самый распространенный источник их нарушения.
Кафедра выдачи (рабочее место библиотекаря) должна быть расположена так, чтобы посетитель не мог миновать его бесконтрольно. Под наблюдением библиотекаря должны быть и каталожные шкафы. Библиотекарь обязан при приеме возвращенных документов убедиться в их целостности и комплектности.
Проверка фонда — это определение наличия зарегистрированных в документации изданий и других документов в библиотечном фонде, осуществляется путем сличения записей в учетной документации с фондом.
В соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» (1996 г.) обязательная проверка библиотечного фонда производится:
• при смене материально ответственного лица;
• при выявлении фактов хищения, злоупотребления и порчи документов;
• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуациях, вызванных экстремальными условиями;
• при передаче фонда библиотеки или ее части в аренду; при реорганизации и ликвидации библиотеки.
Результаты проверки фиксируются в акте и рассматриваются комиссией по сохранности.
Проверка фонда проводится:
• редчайшие фонды — один раз в 3 года;
• ценные фонды — один раз в 5 лет;
• фонды библиотек до 100 тыс. учетных единиц — один раз в 5 лет;
Проверку фонда уместно сочетать с его изучением. Это способствует своевременному выявлению, изъятию непрофильных, дублетных, устаревших, ветхих, дефектных изданий и их оперативному исключению из фонда.
Использованные материалы:
Советы начинающему библиотекарю: методические рекомендации для библиотекарей /составитель Ж.Б. Воробьева. – Текст: электронный// ГУК «Централизованная библиотечная сеть Бобруйского района» : (дата обращения 17.08.2021)
Источник: mcbs-novozybkov.ucoz.ru
Структурная организация библиотечных систем
Существенной характеристикой библиотечной системы является присущая ей организационная структура, которая зависит от типа отношений между компонентами библиотечной системы. Усиление и углубление устойчивых, сохраняющихся, повторяющихся связей и отношений библиотек, возрастающая взаимодополняемость библиотечных ресурсов приводят к развитию различных библиотечных объединений, охватывающих организационно и технологически взаимосвязанные библиотеки одного и разных ведомств.
Виды, регулярность, ритмичность и интенсивность межбиблиотечных связей во многом зависят от того, расположены ли соответствующие библиотеки в пределах одного населенного пункта, в нескольких соседних, в одном экономическом районе или значительно удалены друг от друга. Поэтому важной научной категорией теории библиотечных систем является территориальная общность библиотек. Она характеризует их взаиморасположение, территориальное взаимодействие. С ее помощью можно определить территориальный уровень (ранг) различных библиотечных объединений.
По масштабам территории, количеству библиотек, объему и характеру библиотечных ресурсов, уровню организации взаимодействия библиотек можно выделить первичные
(специализированные), локальные (местные), областные и региональные (межобластные) библиотечные объединения. Первичный уровень библиотечных объединений — централизованная библиотечная система (ЦБС), включающая библиотеки одного типа и одного ведомства на определенной компактной территории. Это прежде всего ЦБС государственных массовых библиотек, представляющие собой структурно-целостное учреждение, которое функционирует на основе единого книжного фонда и штата, организационного и технологического единства.
Специальные библиотеки крупных организаций (фирм, акционерных объединений, концернов и др.) образуют первичное специализированное объединение библиотек. Назначение ЦБС этого уровня состоит в том, чтобы, используя преимущества специализации, концентрации и централизации библиотечных ресурсов, обеспечить переход от внутрибиблиотечной интеграции к межбиблиотечной. Это наименее сложное по своей структуре библиотечное объединение.
При организации первичного библиотечного объединения приходится решать два важных вопроса общей проблемы соотношения централизации и децентрализации. Первый — это вопрос о том, какими должны быть библиотеки структурных подразделений организации (промышленного предприятия): самостоятельными или филиальными.
Здесь необходимо учитывать юридическую самостоятельность научных, конструкторских, технологических и других подразделений, их расположение, структуру и величину библиотек, а также возможности головной (центральной) библиотеки, имеющей системообразующее значение. Практика показала, что эти факторы играют существенную роль при определении степени самостоятельности библиотек. В состав специализированного (первичного) объединения наряду с головной могут входить как самостоятельные специальные библиотеки, так и филиалы — стационарные, справочные, передвижные библиотеки, пункты выдачи литературы. В связи в распределением функций между головной и другими библиотеками объединения возникает второй вопрос — о степени централизации (полной или частичной) библиотечных процессов, и прежде всего комплектования фондов. Этот вопрос на практике решается по-разному, важно, чтобы все библиотеки активно участвовали в коллективном руководстве всей деятельностью библиотечного объединения.
По производственному признаку объединяются библиотеки разных типов и видов, обслуживающие одну организацию
(профсоюзные, технические, учебные и др.). Примеры библиотечных объединений подобного типа немногочисленны, поскольку централизация эффективна в рамках библиотечных сетей, имеющих единый орган управления, единую собственность. Целесообразно не создавать межведомственных ЦБС, а заключать с администрацией организации договора на библиотечное обслуживание. На крупных предприятиях, имеющих службы научно-технической информации, создаются единые библиотечно-информационные центры (БИЦ).
Совокупность однородных и тесно взаимосвязанных первичных (специализированных) объединений или самостоятельных специальных библиотек, расположенных на компактной территории, образует ведомственно-отраслевую библиотечную систему. Модель такой системы включают различные варианты библиотечных объединений.
Создаются библиотечные системы с «вертикальной» подчиненностью, т. е. управляемые в соответствии с организационно-функциональной структурой отрасли. В зависимости от степени территориальной отдаленности организаций и предприятий возможны различные модификации этих систем с разной степенью централизации и децентрализации основных библиотечных процессов. Следует выделить результаты многолетнего функционирования библиотечных объединений в Российской Академии наук (Москва, С.-Петербург, Новосибирск) во главе с БАН, БЕН, ГПНТБ СО РАН. В то же время на базе ведомственно-отраслевых библиотечных систем во многих регионах действуют межведомственные специализированные объединения. Их деятельность направлена на создание региональной системы обслуживания разнообразных информационных запросов. Выделяются следующие объединения этого рода по удовлетворению;
профессиональных запросов — объединения библиотек по обслуживанию работников промышленности, агропромышленного комплекса, медиков, педагогов и др.;
учебных запросов — объединения библиотек вузов и средних специальных учебных заведений;
запросов, связанных с самообразованием и организацией досуга населения.
Распространение получили единые территориальные справочно-информационные фонды (ЕТСИФ), в состав которых входят отраслевые объединения научно-технических библиотек и отделов научно-технической информации, а также объединения, включающие библиотеки родственных отраслей региона и
других ведомств (министерств культуры, здравоохранения вузов, Академии наук и др.). Целью такого объединения является обеспечение удовлетворения общенаучных, межотраслсевых и узкоспециальных запросов научных и инженерно-технических работников.
Отраслевые системы являются более сложными по структуре и обладают более широкими и крупными ресурсами. В то ж время для них характерна меньшая по сравнению с первичными (специализированными) объединениями степень централизации библиотечных процессов, финансирования, штатов.
При формировании отраслевых систем необходимо учитывать следующие особенности территориальной концентрации отраслевых библиотечных сетей. Во-первых, каждая отдельно взята сеть региона (страны) входит в состав любой территориальной системы только частью своих библиотек и поэтому очень редко представлена там всеми «структурными элементами». Во-вторых, далеко не все отраслевые сети функционируют одновременно в каждой территориальной библиотечной системе. В-третьих, библиотеки одной и той же сети в разных по специализации и структуре территориальных системах создают неповторимые (по величине, составу, пропорциям) сочетания с библиотеками других отраслевых систем.
Термин «отрасль» употребляется преимущественно в трех значениях: для обозначения крупных, комплексных (энергетика металлургия, машиностроение, пищевая промышленность и др.) самостоятельных (угольная промышленность, текстильная промышленность, железнодорожный транспорт) отраслей народного хозяйства, а также для обозначения мелких и составных частей, обычно называемых подотраслями (значительная часть подотраслей сосредоточена в машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности).
Формирование библиотечных систем в рамках широкой или узкой отрасли определяет соответственно широкий или узкий профиль их фондов. Наряду с системами, имеющими более или менее однородные (однопрофильные) библиотечные ресурсы, су-] шествуют отраслевые системы с близкими по характеру библиотёчными ресурсами, где, кроме специализированной части, большой удельный вес занимает общеотраслевая тематика (например, система библиотек отраслей машиностроения). Наконец, можно выделить системы, включающие библиотеки с разнопрофильными и четко дифференцированными фондами (отрасли пищевой и легкой промышленности, черной металлургии). Сложность
взаимосвязанного формирования и использования библиотечных ресурсов в этих системах — в их многопрофильности.
Важной особенностью отраслевых библиотечных систем является то, что одна и та же реально cуществующая система одновременно может рассматриваться и как межотраслевая, и как отраслевая. Это бывает в двух случаях.
Во-первых, тогда, когда заведомо известно, что некоторая, как правило, крупная территориальная система состоит из библиотек нескольких связанных между собой подотраслей, дифференцировать которые по ряду причин нет необходимости. Так, система технических библиотек некоторой территории, если специально не фиксировать отдельных ее взаимодействующих отраслей, представляет собой отраслевую систему. Во втором случае объединяются библиотеки нескольких отраслей различных сфер материального производства (например, промышленности и сельского хозяйства), образующих на определенной территории единую агропромышленную отрасль. Библиотечная система агропромышленного комплекса объединяет библиотеки трех крупных сфер: а) отраслей промышленности, производящих и поставляющих средства производства для сельского хозяйства, а также отраслей, оказывающих ему производственные услуга; б) отраслей сельскохозяйственного производства; в) отраслей, осуществляющих заготовку, транспортировку сельскохозяйственного сырья, его хранение, переработку и реализацию готовой продукции.
Опыт показывает, что отраслевые библиотечные системы могут размещаться на сравнительно ограниченной территории и обслуживать один город. В других случаях отдельные библиотеки отстоят друг от друга на значительном расстоянии, но находятся в одной области (крае, республике). В предельном случае отраслевая система может охватывать территорию экономико-географического района (Урал, Западная Сибирь и т. д.). Дифференциация различных отраслей системы зависит от объема библиотечных ресурсов и территориального размещения библиотек в данной отрасли.
Следует, видимо, признать возможным и нужным образование отраслевых библиотечных систем строго в определенных границах городов и областей в тех отраслях, где имеется достаточно библиотек с однородными библиотечными ресурсами. В ряде случаев целесообразно создавать отраслевые системы по укрупненным отраслям (машиностроение, химия и др.), чтобы не выходить за пределы административно-территориальных единиц. В то же время границы отраслевой системы не должны жестко зависеть от существующего административного деления. Объединение
происходит, когда рациональные уровни концентрации и специализации библиотечных ресурсов переходят городские или областные рамки (например, в соседней области остаются вне объединения одна — две библиотеки какой-либо узкой отрасли или, наоборот, объединяются библиотеки многопрофильной отрасли, когда головная библиотека не способна руководить). Учет территориального фактора при создании отраслевых систем очень важен, но во всех случаях должен соблюдаться примат отраслевого принципа, поскольку именно он обеспечивает единство библиотечных ресурсов и библиотечного обслуживания. При образовании отраслевых систем необходимо использовать гибкие организационные формы, позволяющие успешно сочетать отраслевой и территориальный принципы размещения библиотечных ресурсов, преодолевать ведомственные тенденции.
7.4.2. Универсальные территориальные библиотечные объединения(комплексы)
Функционирование отраслевых библиотечных объединений, способствуя углублению специализации библиотечных ресурсов, приводит, однако, к ведомственной разобщенности смежных отраслевых систем. В «чистом» виде отраслевые системы встречаются довольно редко. Как правило, на определенной территории оптимальными могут быть условия для размещения библиотек не одной, а нескольких отраслей народного хозяйства. Поэтому отраслевые библиотечные системы «перекрывают» друг друга, находясь в составе библиотечной системы территории.
Если на концепцию библиотечных объединений смотреть со стороны территориальной, т. е. межотраслевой (межведомственной) организации библиотечных ресурсов, то она — прежде всего научное отражение комплексности библиотечного дета страны, т. е. объективно существующих организационных, технологических, информационных я других связей и отношений между библиотеками разных типов и ведомств. Формирование универсальных межведомственных библиотечных объединений поставлено на повестку дня всем ходом развития библиотечного дела.
С одной стороны, они служат естественным продолжением достигнутых результатов ведомственно-отраслевого взаимодействия библиотек, а с другой — свидетельствуют о качественно новой ступени его развития. Выработанные в ведомственных сетях межбиблиотечные взаимодействия обогащаются в
Главное достоинство ТБК заключается в межведомственном комплексном характере взаимодействия библиотек, позволяющем’; максимально использовать преимущества, которые дает территориальная концентрация библиотечных ресурсов. Именно в рамках ТБК существует возможность преодолеть потери от несогласованных действий смежных библиотечных систем, от разобщенности и ограниченности ведомственных библиотечных ресурсов.
Структура и статус ТБК зависят от масштаба, таксономического ранга территории, на которой он возник и функционирует. Наименее развернутая структура ТБК формируется на небольшой территории (административный район, небольшой город). В условиях [Российской Федерации, характеризующейся большими территориальными различиями и особенностями отдельных районов, нужен дифференцированный подход в определении перспектив локальных ТБК, с учетом величины и места городов в системе групповых форм расселения, а также характера и уровня производства.
Наилучшие условия для комплексного развития библиотечных ресурсов имеют небольшие и средние города, входящие в городские агломерации. Концепция комплексной системы организации библиотечных ресурсов позволяет отказаться от традиционного взгляда на городскую библиотечную сеть как на территориально обособленную, замкнутую автономную систему, независимую от библиотечной сети окружающих
населенных мест. В условиях крупной городской агломерации возникает естественная тенденция к созданию взаимоувязанной и взаимообусловленной библиотечной системы. Появляется возможность шире использовать библиотечный потенциал городов-центров.
В то же время можно избежать чрезмерной концентрации библиотечных ресурсов в крупном городе и размещать в малых и средних городах отделения и филиалы крупных библиотек, а также новые специальные библиотеки. Менее благоприятны для комплексного развития библиотечных ресурсов малые и средние города, удаленные от крупных центров.
Так, например, в Новгородской, Тверской, Смоленской, Кировской, Омской, Тюменской областях преобладают города с населением от 10—20 до 40 тыс. жителей. Здесь, как правило, расположены мелкие предприятия местной промышленности, не имеющие специальных библиотек. Типичными для таких городов являются районные и городские библиотеки с фондами не более 20—30 тыс. томов, они-то в основном и обслуживают специалистов. К этому следует добавить, что как части единой системы библиотечного обслуживания эти города по отношению к библиотекам окружающих сельских поседений играют организующую роль. Малые и средние города являются связующим звеном, обеспечивающим организационное единство формирования и использования сельских и городских библиотечных ресурсов.
Объективно необходимой и наиболее оптимальной в этих условиях организационной формой будет создание единых межведомственных библиотечных объединений (комплексов). Однако изолированное развитие локальных ТЕК в небольших городах и сельских районах в силу ограниченности их информационных ресурсов бесперспективно. Формирование локальных ТБК — часть обшей задачи совершенствования системы библиотечного обслуживания, поэтому лучше создавать их в зоне действия более крупного ТБК.
Важную роль в функционировании локальных библиотечных объединений играют крупные промышленные города, не являющиеся областными центрами (столицами республик) (например, Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Ангарск, Сургут к др.). В них есть крупные массовые, вузовские и научно-технические библиотеки. ТЕК этих городов, по существу, выполняют функции среднего звена (межрайонного или внутриобластного), объединяющего несколько тяготеющих к нему локальных ТБК.
Выделяя межрайонные (внутриобластные) объединения, следует создавать в таких городах библиотеки общегородского значения (на базе центральной городской или наиболее крупной головной
научно-технической библиотеки). Эти библиотеки должны иметь более высокую категорию и соответствующие ресурсы (фонды, штаты, материально-техническое обеспечение) для выполнения функций центра межрайонного ТБК.
Связанные между собой общими библиотечными процессами, локальные и межрайонные ТБК в своей совокупности образуют ТБК более высокого порядка — областной, охватывающий уже значительную и в то же время компактную территорию. Областной ТБК объединяет все основные типы библиотек: технические, сельскохозяйственные, медицинские, вузовские, академические, массовые и др.
Это сложный многоуровневый ТБК. Центральное место в нем занимает библиотечная система областного центра, где, как правило, сосредоточено до 50% всех библиотечных ресурсов области.
Ведущую роль играют библиотечные системы Москвы и Петербурга. Библиотечные ресурсы этих городов, не имеющие себе равных, столь развиты, что их влияние выходит далеко за пределы области. Оно охватывает всю страну и имеет международное значение. Мощные библиотечные системы сформированы в Нижнем Новгороде, Саратове, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Иркутске, Хабаровске. Им, по сути дела, уже давно тесно в границах области, их системообразующее влияние простирается за ее пределы. На базе этих ТБК функционируют региональные (межобластные) депозитарии, центры МБА, краеведческой библиографии, и т. д. 1
В условиях внедрения информационной технологии на базе автоматизации библиотечных процессов поуровневое объединение библиотек в рамках ТБК является наиболее перспективным. Оно позволяет восполнять библиотечными системами более высоких уровней пробелы и недостаточность библиотечных ресурсов низовых (локальных) объединений.
Принципиально важным теоретическим вопросом является вопрос об устойчивости связей библиотек. Она непосредственно зависит от ранга библиотечного объединения: наибольшая устойчивость в объединениях низших рангов, а наименьшая — в крупных. Это обусловлено относительно небольшим количеством связей в микрообъединениях и компактностью последних. В крупных.
1 Наиболее развита деятельность региональных библиотечных объединений в Сибири и на Дальнем Востоке. См.: Методические материалы покоординации деятельности научных библиотек Сибири и ДальнегоВостока. Новосибирск, 199!. 36с, Артемьева Е.Б.
и дрВзаимодействие библиотек Сибири и Дальнего Востока в новойобщественной ситуации I’ КГБ.! 993. № 4. С. 5—15.
объединениях сильнее выражен вероятностный характер межбиблиотечных отношений. Кроме того, в них всегда есть объединения с различным уровнем межбиблиотечных связей.
Незаменимыми, главными отношениями между библиотеками, определяющими эффективность функционирования библиотечного объединения, являются различные связи по координации и кооперированию формирования и использования фондов, обслуживания читателей. Если в том пли ином объединении эти связи необязательны, неустойчивы, в зависимости от конъюнктуры заменяются другими, то такое объединение библиотек либо не является комплексом, либо еще только формируется.
С этой точки зрения нужно различать первоначальные, формирующиеся и сложившиеся библиотечные комплексы. Необходимо подчеркнуть, что сложившийся и завершенный комплекс — не идентичные понятия. По нашему мнению, понятие «условная завершенность» можно относить лишь к комплексам небольших территорий.
В принципе же абсолютная завершенность комплексов невозможна уже потому, что любой ТБК — часть общегосударственной библиотечной системы. С ее развитием непрерывно возникают одни и отмирают другие библиотечные отношения. Это ведет к динамике комплексов, в том числе и к появлению в них тех или иных новых элементов или существенному преобразованию имеющихся.
Формирование ТБК не означает слияния библиотек, отмирания ведомственно-отраслевых и других различий, они объединяются, сохраняя свои качественные особенности. При этом следует обратить внимание на опасность как абсолютного противопоставления библиотек разных типов и ведомств, так и абсолютного их отождествления. Учет ведомственно-отраслевых особенностей остается важной задачей формирования ТБК. Однако научная неразработанность сущности и механизма образования библиотечных комплексов и сохраняющееся ведомственное мышление порождают представление о библиотечном комплексе как о механическом суммировании функций, методов, результатов деятельности отдельных библиотек или же как о процессе, ведущем к стиранию граней между библиотеками, утрате каждой библиотекой своего лица. Ошибочность оценок возникает и при отождествлении библиотечных комплексов и централизованных библиотечных систем.
ЦБС и ТБК являются библиотечными системами с различными уровнями системной организации. ЦБС — это совокупность библиотек, представляющая собой структурно-целостное учреждение, функционирующее па основе общего фонда, штата,
организационного и технологического единства. ЦБС — единая система (моносистема) с постоянными подсистемами одного уровня, которые составляют филиальные библиотеки определенного типа и одной ведомственной подчиненности. Библиотечный комплекс — полисистема, его образуют несколько систем с самостоятельно функционирующими библиотеками (точнее, библиотечными системами) разного типа и различной ведомственной подчиненности. Как видим, ЦБС объединяют библиотеки, а библиотечный комплекс — самостоятельные библиотечные системы.
Развитие идет следующим образом: отдельные библиотеки объединяются в ЦБС, а те образуют библиотечные комплексы. Составляющие библиотечного комплекса могут функционировать независимо друг от друга, ибо они соподчинены функционально, а не структурно. Тип их отношений определяется ситуацией и зависит от этапа и характера взаимодействия.
Структура библиотечного комплекса существует только в деятельности (взаимодействии) библиотек. С прекращением взаимодействия снимается вопрос о системе библиотечного комплекса или анализе его структуры. Библиотечный комплекс не стирает качественную определенность входящих в него систем. Они продолжают сохранять свою структуру, особенности функционирования, вследствие чего интегрированность библиотечного комплекса по сравнению с интегрированностью ЦБС на порядок ниже.
Неодинаковы характер и формы взаимоотношений между библиотеками. В ЦБС все библиотеки, как правило, связаны либо с центральной библиотекой, либо друг с другом. В ТБК связи между отдельными библиотеками, входящими в ведомственно-отраслевые системы, возможны, но не обязательны.
Нельзя представить, чтобы все библиотеки крупного города, особенно узкоспециальные, имели между собой постоянные тесные связи. В таких системах обязательны связи лишь между центральными библиотеками, которые через подчиненные им библиотеки обеспечивают комплексное развитие всей системы территории. В ЦБС основной формой управления являются централизованное планирование и регулирование, а в ТБК развиваются многообразные формы библиотечной координации и договорных отношений.
Формирование библиотечных объединений— не единовременный акт, а относительно длительный, поэтапный, сложный многоуровневый процесс. Начав от самой дробной единицы, какой являются первичные объединения, и переходя к локальным отраслевым и межведомственным комплексам, а от них 208
к областным и, наконец, к объединениям крупных экономических районов, можно обеспечить взаимосвязь библиотечных ресурсов на значительной территории, составляющей органическую часть библиотечной системы страны. Создаются, следовательно, объективная возможность и необходимость расширения границ взаимодействия библиотечных ресурсов до масштабов библиотечного дела страны в целом.
7.5. Развитие (динамичность) библиотечной системы
Проведенный анализ сущности и особенностей библиотечной системы приводит к выводу, что ее формирование — это объективно обусловленный, планомерно направляемый, сложный и длительный процесс взаимодействия и объединения библиотек различных типов и ведомств. Таким образом, существенной чертой и общей закономерностью формирования библиотечных систем является их динамичность. Каждая го них имеет свою историю, свое начало, переживает процесс зарождения и становления, развили и совершенствования, функционирует во времени. Естественно, что такие черты развития, как единство, преемственная связь старого и нового, скачкообразность, превращение количества в качество, противоречивость (противоречие как источник развития) присущи и развитию библиотечной системы. Поэтому дою ее научного познания необходимо знать историю ее возникновения, этапы развития, ее настоящее и исторические перспективы.
Библиотечная система возникает не фазу, не в готовом, уже сформировавшемся виде, а сначала в виде определенных предпосылок — тех или иных компонентов, связей и отношений, форм взаимодействия, механизма управления. Сначала библиотечная система имела лишь некоторые системные качества, которые в процессе своего функционирования и развития укреплялись и расширялись. В орбиту библиотечной системы вовлекаются, интегрируются новые компоненты и связи. Более того — библиотечная система сама создает и формирует новые компоненты, которых ей недостает для осуществляется системных функций и целей. В развитии библиотечных систем имеет место, таким образом, историческая преемственность.
Чтобы библиотечная система стала реальной, нужен целый ряд преобразований. Во-первых, необходимо обеспечить внутреннее функциональное единство, взаимодействие и целостность библиотек и ведомственно-отраслевых сетей как компонентов
библиотечной системы. Во-вторых, нужно, чтобы в процессе перс-хода к ней утвердились новые, интегративные, системные качества. В-третьих, следует создать механизм управления библиотечной системой. Таким образом, создание библиотечной системы — это превращение не вполне целостной, пока еще складывающейся (формирующейся) библиотечной системы во вполне целостную, это дозревание всех элементов системы до их полной согласованности, достижение зрелости библиотечной системы во всех важнейших компонентах.
Условно можно выделить три этапа формирования библиотечной системы: возникновение (начальный), становление (средний) и период зрелости (высший). Каждому этапу соответствует определенный уровень развития, характеризуемый следующими признаками: степень пропорциональности и комплексности библиотечных ресурсов, степень и эффективность их использования, масштабы и уровень организации взаимодействия библиотек. Установление последовательности процесса формирования библиотечной системы сопряжено с определенными трудностями и усложняется целым рядом обстоятельств.
Прежде всего, это процесс во многих отношениях не равномерный. Он охватывает в, неодинаковой степени и в относительно разное время различные стороны деятельности библиотек разных типов и ведомств. Неравномерность развития библиотечных систем обнаруживается и в том, что различные библиотеки, ведомственные и отраслевые сети в зависимости от уровня их организации осуществляют взаимодействие со значительными колебаниями в темпах и масштабах, И хотя библиотечное взаимодействие выступает сейчас как универсальное явление, оно, естественно, протекает быстрее в одних и медленнее в других ведомствах, отраслях, регионах. Это не может не приводить к разрыву в уровне взаимодействия библиотек между различными библиотечными сетями.
Были попытки перейти сразу из незавершенного периода в единую централизованную библиотечную систему, основанные на облегченном представлении о библиотечной системе как результате лишь количественных изменений на основе административных методов (нарушалось необходимое сочетание ведомственных и межведомственных интересов библиотек, принципов дифференциации и интеграции, централизации и децентрализации, игнорировалась роль материально-технической базы и др.). Отсутствие теоретической и организационно-методической базы приводило к тому, что новые формы системного развития библиотечного дела отыскивались опытным путем, методом «проб и ошибок».
Состояние народного хозяйства России отразилось на системе управления библиотечным делом, разрушив или ослабив взаимодействие библиотек на разных уровнях, в том числе к на региональном. Изменяются направления их координационной деятельности. Новая общественная ситуация актуализирует совместную работу библиотек по формированию фондов, перераспределению малоисполъзуемой литературы, МБА в пределах республики, области, города. Немаловажным в оперативном обслуживании читателей является наличие разветвленной системы информирования о местонахождении изданий, закрепление за библиотеками тематики справочно-библиографических запросов потребителей, издание и доведение до потребителей библиографических указателей.
Редко координируются в комплексе все процессы библиотечной работы, объективно взаимосвязанные, вследствие чего различные направления и формы взаимодействия характеризуются неустойчивостью. Межведомственное взаимодействие не стало обязательным, оно основывается на сложившихся традициях, устных соглашениях, и только в некоторых региональных центрах разрабатываются соответствующие нормативные документы. Функции координационных центров официально не закреплены. Они не располагают необходимыми организационно-методическими правами, соответствующей материально-технической базой и штатами, а поэтому часто ограничиваются сбором и регистрацией тех или иных фактов и сведений о взаимодействии библиотек. Все это дает возможность библиотекам вступать в системы взаимодействия и выходить из них в любое время, не выполнять координационные планы и т. д.
Процесс межведомственного взаимодействия носит обратимый характер — при распадении библиотечного объединения восстанавливалось прежнее положение — ведомственная разобщенность
библиотек. Разработанные до конца 80-х гг. на государственном и местном уровнях «Основные направления развития библиотечного дела» и «Единые планы библиотечного обслуживания населения» носили сводный, констатирующий характер и слабо регулировали взаимодействие ведомственно-отраслевых библиотечных сетей. Сложившуюся сегодня на практике ситуацию можно охарактеризовать как сумму множества в значительной степени стихийно возникающих в рамках одной территории локальных библиотечных объединений, не являющихся комплексными и ограничивающихся взаимодействием библиотек либо по определенному направлению, либо по обслуживанию отдельных групп населения.
С одной стороны, факт этот несомненно положителен, так как свидетельствует о развитии межведомственного взаимодействия библиотек. С другой — отсутствие между ними связей, единых организационно-правовых и методических основ функционирования библиотечных объединений приводит к их автономности, не обеспечивает полноты библиотечного фонда по профилю региона, а следовательно, не может гарантировать безотказности удовлетворения запросов всех групп населения.
По степени и характеру развития взаимодействия библиотеки и библиотечные сети можно подразделить на три основные группы: первая — библиотеки (сети), имеющие тесные межотраслевые и межведомственные связи; вторая — библиотеки (сети), имеющие локальные, частные ведомственно-отраслевые, но слабо развитые межведомственные связи; третья — библиотеки (сети) со слабо развитыми отраслевыми и ведомственными связями. 90-е гг. характеризуются активными поисками и усилиями библиотек в их стремленииразрешить противоречие между высокой потребностью в системном развитии библиотечного дела и фактическими возможностями ее удовлетворения. Опыт подтвердил правильность курса, взятого на повышение роли комплексного взаимодействия библиотек по всем направлениям их деятельности,’ но в то же время выявил, что эффективность этого курса сопряжена с необходимостью изменении в методах руководства библиотечным делом: внутри ведомств, участвующих во взаимодействии, идальнейшего совершенствования всего механизма управления процессами формирования и функционирования библиотечных систем.
Сейчас библиотечное дело страны переживает сложный этап, основной целью которого является устранение недостатков предшествующего периода (элементов неравномерности, неустойчивости и неполноты межведомственного взаимодействия
библиотек), создание условий (предпосылок) для (формирования библиотечных систем и механизма их эффективного функционирования. Необходимость библиотечной интеграции диктуется всем
Источник: infopedia.su