Сметное нормирование является важным элементом в регулировании экономических отношений, которые существуют между заказчиками и подрядчиками в строительной отрасли.
Когда зародилось сметное нормирование в России?
О зарождении системы сметного нормирования можно говорить с 1811-1812 годов. В это время были разработаны Урочные реестры в отношении гражданского строительства и военных работ. Документы содержали нормы расхода материалов, рабочей силы и транспортных средств. В дальнейшем Урочные реестры уточняли исходя из практических наблюдений.
Результаты этих наблюдений и собранная статистика легли в основу общего нормативного сборника, созданного в 1832 году. Сборник выпустили под названием Урочное положение. Документ распространялся на все общие работы, производимые при крепостях, государственных зданиях и гидротехнических сооружениях.
Урочное положение неоднократно пересматривали и дополняли, в основном нормы снижали. В 1869 году правительство утвердило документ.
Ценообразование и сметное нормирование в строительстве | Учебный Центр «ТехноПрогресс»
В 1920-е годы после Октябрьской революции Урочное положение пытались адаптировать к новым условиям. Но в итоге был пересмотрен коренным образом. В 1927-30 годах издали новый сборник по форме и содержанию «Свод производственных строительных норм».
Серьёзные перемены в 50-х годах
В 1955-56 годах произошли серьёзные перемены в системе сметного нормирования. В составе Строительных норм и правил (СНиП) появились сметные нормы и правила (СНиП IV).
СНиП IV содержали элементные сметные нормы (ЭСН), предусмотренные для строительных конструкций и работ. Принцип их разработки – усреднение и укрупнение. Тогда же появились среднерайонные сметные цены:
- на стройматериалы и конструкции;
- на грузоперевозку;
- на эксплуатацию спецтехники и строительных машин.
Элементные сметные нормы и цены на ресурсы стали основой для составления сборников единых районных единичных расценок для строительных работ (ЕРЕР).
Для определения цен на монтажные работы произвели разработку стоимости монтажа оборудования. В результате сформировалась государственная сметно-нормативная база ценообразования в строительстве.
На рубеже 1950-60-х годов ЭСН и ЕРЕР использовали для разработки укрупненных сметных норм:
- УР — укрупненные расценки;
- УСН — укрупненные сметные нормы;
- ПРЗС — прейскурантные цены для зданий и сооружений.
О системном подходе СНиП IV-84
СНиПы пересматривали и совершенствовали. Наиболее системным в смысле правил расчета сметной стоимости получился СНиП IV-84. Документ содержал 16 глав, объединяющих все существующие сметные нормативы:
- элементные сметные нормы для строительных работ и конструкций (ЭСН-84);
- сметные расценки на ресурсы;
- расценки для монтажа оборудования (РМО-84);
- единые районные единичные расценки для строительных работ (ЕРЕР-84);
- нормы на лимитированные затраты;
- укрупненные сметные нормы и так далее.
СНиП IV-84 — это уникальная по объему и содержанию сметно-нормативная база, в которую вошло в свое время более 300 000 норм и цен.
Ценообразование и сметное нормирование в строительстве
Это результат огромного опыта сметного нормирования, над которой работали специалисты проектных и научно-исследовательских институтов.
О недостатках. Нормы и цены были приняты на общесоюзном уровне в условиях жесткой регламентации, их разрабатывали методами усреднения. Поэтому невозможно было учитывать конкретные условия выполнения работ. Уровень сметной стоимости строительства постоянно ограничивался. Некоторые статьи сметных затрат искусственно занижались:
- зарплата рабочих;
- эксплуатация спецтехники;
- нормы плановых накоплений и так далее.
Сметное нормирование в 90-х гг.
С 1992 года данной работой по регулированию ценообразования в строительной отрасли занялся Госстрой России.
К ценообразованию в строительстве начали применяться новые подходы. Итог — Свод правил СП 81-01-94, который стал основополагающим методическим документом.
- цели и принципы ценообразования;
- структуру сметных нормативов;
- порядок расчета стоимости строительства.
Позже Свод конкретизировали в Методических указаниях МДС 81-1.99, которые установили порядок подготовки сметной документации и расчета сметных цен для ресурсов.
Сметное нормирование развивалось в сторону разработки ресурсных сметных норм и укрупненных показателей, взятых в ценах 1991 года.
К концу 1990-х годов цены в строительной сфере стабилизировались. Новые сметные нормативы разрабатывали с учётом накопленного опыта. Программа формирования обновленной сметно-нормативной базы состояла из создания государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001) и федеральных единичных расценок (ФЕР-2001) на строительные, специальные строительные, монтажные, пусконаладочные работы.
Единая методология и общая государственная система элементных сметных норм стали основой для разработки территориальных единичных расценок (ТЕР-2001). В случае необходимости могут быть созданы отраслевые единичные расценки (ОЕР).
Сборники сметных расценок на ресурсы составляются на федеральном, территориальном и отраслевом уровне.
В 2004 году Свод и Методические указания заменили на Методику МДС 81-35.2004. В эту методику были включены не только общие положения относительно ценообразования и сметного нормирования, но и конкретные рекомендации, касающиеся составления любых видов сметной документации на широкий перечень работ.
Вместе с методикой используются регулярно обновляющиеся методические указания, письма и рекомендации от правительственных органов, относящиеся к отдельным частным вопросам, например, таким как:
- ценообразование в строительной сфере:
- определение сметных цен для ресурсов;
- разработка и использование единичных расценок и элементных сметных норм;
- нормирование сметной прибыли и накладных расходов и так далее.
В 2004 году Госстрой России был ликвидирован, его функции начало выполнять Министерство регионального развития РФ. В регионах регулированием вопросов ценообразования в строительстве занимаются специальные органы — РЦЦС (региональные центры по ценообразованию в строительстве).
Источник: ceur.ru
Сметное нормирование и ценообразование в строительстве. Повышение квалификации
Пособие по составлению и расчету сметной документации на DVD-диске.
Мультимедийные материалы с комментариями преподавателя по каждой теме.
Учебная версия программного продукта SmetaWIZARD.
Доступ к индивидуальному Интернет-кабинету для обучения
Слушателю почтой России высылается комплект учебных пособий по курсу.
После активации учетной записи слушатель приступает к обучению.
Максимальный срок обучения — 3 месяца, фактический зависит от интенсивности обучения.
На учебный сайт слушатель попадает через логин / пароль в личный кабинет.
Заходить и учиться можно в любые дни, любое, удобное для Вас время.
На время всего обучения за слушателем закрепляется преподаватель, который ведет учащегося весь курс и консультирует на протяжении всего обучения.
Материал на сайте разбит на 8 учебных блоков, доступ к ним открывается последовательно, по мере изучения материала. С блока на блок слушатель переводится после сдачи промежуточных тестов.
С сайта устанавливается учебная версия программного продукта SmetaWIZARD и в ней выполняются практические задания, которые проверяет преподаватель.
Все материалы с сайта доступны для скачивания, после курса они остаются у слушателя (лекции, презентации, видеоуроки).
После изучения всего материала, в конце курса слушатель выполняет итоговую практическую работу, заключающуюся в создании многораздельной сметы на программном продукте.
г. Нижний Новгород,
ул. Варварская 32 оф.407
Учебная программа по курсу
«Сметное дело в строительстве»
Повышение квалификации специалистов сметного дела
строительных предприятий
I. Целевая установка
Теоретический курс «Сметное дело в строительстве» предназначен дня повышения квалификации слушателей, работающих в качестве специалистов-сметчиков строительных предприятий.
В результате изучения курса они должны:
- систему ценообразования и сметного нормирования стоимости строительной продукции на всех стадиях инвестиционного процесса;
- порядок определения стоимости строительной продукции по принципу «от частного элемента к общей стоимости»: от калькулирования транспортных расходов на одну тонну грузов до составления сводного сметного расчета стоимости строительства;
- формы сметной документации, необходимые для расчета стоимости строительства;
- основные правовые и нормативные акты, устанавливающие и регулирующие правила определения сметной стоимости строительной продукции.
- пользоваться новой сметно-нормативной базой ценообразования в строительстве 2001 года, включая укрупненные сметные нормативы;
- определять стоимость элементов прямых затрат и составлять единичные расценки на конкретные виды строительных работ, включая новые технологии;
- составлять локальные сметы и сметные расчеты на отдельные виды работ и затрат, а также акты (справки) для оплаты выполненных работ;
- формировать договорную цену на комплекс работ по объекту и на объект в целом.
- рассчитывать величину компенсации фактических затрат подрядчика в соответствии с условиями договора.
II. Организационно-методические указания
Теоретический курс «Сметное дело в строительстве» рассчитан на слушателей, имеющих базовую подготовку по строительной специальности. Объектом изучения является строительная продукция, воспроизводство которой осуществляется в различных формах и с различными размерами требуемых реальных инвестиций. В теме №1 рассматривается предпроектная и проектная подготовка строительства. В теме № 2 рассматриваются система затрат, составляющих стоимость строительной продукции. Под эти элементы подведена новая сметно-нормативная база ценообразования 2001 года, состав которой подробно изучается в теме №3.
Далее идет процесс формирования стоимости по принципу от «частного к общему»; от мелкого элемента к более крупному элементу работ и затрат; от единичной расценки до сводного сметного расчета стоимости строительства (темы № 4-13). Этот процесс заканчиваются формированием договорных цен (тема 14). Особенности определения стоимости капитального ремонта зданий и сооружений рассматривается в теме № 9. В теме № 15 рассматривается порядок расчета за выполненные работы на основе договорных цен.
Изучение материала производится слушателем самостоятельно (дистанционное обучения). В процессе изучения материала слушатель использует выложенный на сайт учебный материал, включающий текстовые файлы, дополнительные задания с решением и мультимедиа. Весь материал обучения разделен на блоки, после изучения каждого блока проводится тестирование. Итоговый контроль за усвоением материала курса обеспечивается экзаменационной работы, состоящей из трех теоретических вопросов и практического задание на составление сметной документации в программе Smeta WIZARD.
III. Распределение учебного времени по темам и видам занятий
Наименование тем занятий
Тема №1. Проектная подготовка строительств
Тема № 2. Стоимость строительной продукции в современных условиях.
Тема № 3. Система ценообразования и сметного нормирования в строительстве
Тестирование по блоку 1
Тема № 4. Единичные расценки и определение стоимости ресурсов.
Тема № 5. Определение сметной стоимости строительных работ и порядок составления локальных смет.
Тема № 6. Определение объемов работ
Тестирование по блоку 2
Тема № 7. Определение стоимости оборудования и его монтажа
Тема № 8. Определение сметной стоимости пусконаладочных работ.
Тестирование по блоку 3
Тема № 9. Определение стоимости реконструкции и ремонта
Тестирование по блоку 4
Тема №10. Составление и утверждение индивидуальных (фирменных) расценок
Тестирование по блоку 5
Тема № 11. Определение сметной стоимости объектов.
Тема № 12. Определение сметной стоимости проектно-изыскательских работ.
Тестирование по блоку 6
Тема № 13. Определение общей сметной стоимости строительства.
Тема № 14. Подрядные торги и договорные цены на строительную продукцию
Тестирование по блоку 7
Тема № 15. Составление документов первичного учета в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работах.
Тема № 16. Другие формы, создаваемые по локальной смете и акту выполненных работ в программе Smeta WIZARD
Тестирование по блоку 8
Итоговая работа
Всего по курсу
Тема №1. Проектная подготовка строительства
- Этапы проектной подготовки строительства.
- Обоснование инвестиций и бизнес-план инвестиционно-строительных проектов.
- Проектная документация на строительство предприятий, зданий и сооружений.
- Состав проектно-технологической документации.
Тема №2. Стоимость строительной продукции в современных условиях
- Формы производства и влияние рыночных условий на стоимость строительной продукции.
- Состав стоимости строительства с учетом технологического состава реальных инвестиций.
- Классификация капитальных работ и состав их стоимости по трем группам: прямые затраты, накладные расходы и сметная прибыль.
- Классификация капитальных приобретений и подходы к определению их стоимости.
- Классификация прочих капитальных затрат и основные принципы определения их стоимости.
- Формы сметной документации для определения стоимости строительства на предпроектной стадии и в составе проектной документации.
- Принципиальная последовательность разработки.
Тема № 3. Состав новой сметно-нормативной базы и направления ее развития
- Основные положения системы ценообразования и общие правила определения стоимости.
- Уровни цен: базисный, текущий и прогнозный учет инфляции при ценообразовании.
- Элементарные сметные нормы – основа всей системы нормирования.
- Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) на строительные, монтажные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы.
- Особенности их построения и применения.
- Переход от сметных цен к сметным ценам.
- Федеральные единичные расценки на строительные, монтажные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы.
- Условия их применения. Особенности составления, построения и применения территориальных единичных расценок.
- Система руководящих и методических документов для применения сметно-нормативной базы на федеральном, территориальном и местном уровнях определения сметной стоимости строительства.
- Методы определения сметной стоимости капитальных работ приобретений и сопутствующих (лимитированных) затрат.
Тема № 4. Единичные расценки и определение стоимости ресурсов
- Состав единичной расценки.
- Нормы расхода строительных материалов. Порядок определения сметной стоимости материальных ресурсов.
- Калькулирование стоимости транспортных расходов и материалов.
- Виды «франко» цен приобретения материалов. Учет заготовительно-складских расходов.
- Тарифная система оплаты труда работников строительства. Тарифные коэффициенты и часовые тарифные ставки. Состав расходов на оплату труда рабочих и прямых затратах. Расчет среднего разряда работ.
- Нормы времени использования строительных машин и нормы расхода ресурсов на их эксплуатацию.
- Порядок определения сметных затрат на эксплуатацию строительных машин.
- Состав фонда оплаты труда рабочих-машинистов. Калькулирование стоимости одного машино-часа работы строительной машины.
Тема №5. Определение стоимости строительных работ
— Вид работ присваивается к каждой расценке, при этом начисление индексов, накладных расходов и сметной прибыли производится в самой расценке;
— Вид работ присваивается к каждой расценке, при этом начисление индексов, накладных расходов и сметной прибыли производится в расчете перехода в цены;
— Вид работ присваивается к разделу, при этом начисление индексов, накладных расходов и сметной прибыли производится в расчете перехода в цены.
Тема № 6. Определение объема работ
- Общие понятия: строительный объем здания, площадь застройки, этажность здания, общая площадь квартир, общая площадь общежитий, площадь жилого здания, площадь помещений жилых зданий, полезная и расчетная площади общественного здания.
- Правила подсчета объемов работ.
- Ведомость подсчета объемов работ.
- Правила подсчета объемов работ по видам работ и конструктивным элементам: земляные работы, бетонные и железобетонные монолитные и сборные конструкции, кирпичные конструкции, металлические конструкции, деревянные конструкции, полы, кровля, отделочные работы, свайные работы, внутренние санитарно-технические работы, благоустройство и озеленение.
Тема № 7. Определение стоимости оборудования и его монтажа.
- Классификация видов монтажных работ.
- Особенности построения сборников единичных расценок на монтажные работы.
- Закрытые и открытые расценки по видам монтажных работ.
- Методика определения накладных расходов и сметной прибыли при определении стоимости монтажных работ.
- Основные положения определения сметной стоимости оборудования.
- Виды цен на приобретаемое оборудование.
- Расчет стоимости запасных частей и упаковки, расходов на комплектацию оборудования, заготовительно-складских расходов и других затрат, относимых на стоимость оборудования.
- Порядок составления локальных смет (сметных расчетов) на монтажные работы.
Тема № 8. Особенности определения сметной стоимости пусконаладочных работ
- Состав пусконаладочных работ (ПНР) и условия их проведения.
- Особенности построения сборников ГЭСНп – 2001 и соответственно сборников ФЕРп (ТЕРп) – 2001.
- Порядок составления локального сметного расчета на ПНР.
- Источники финансирования выполнения ПНР.
- Порядок составления форм на ПНР в программе Smeta WIZARD.
- Особенности сметно-нормативной базы на ПНР. Порядок заполнения сводной сметы на ввод в эксплуатацию.
- Составление смет базисно-индексным и ресурсным методами.
Тема № 9. Определение стоимости реконструкции и ремонта.
- Классификация видов капитального ремонта.
- Состав сметной стоимости работ по капитальному ремонту.
- Сметно-нормативная база для определения стоимости капитального ремонта, особенности ее построения и применения. Определение стоимости демонтажных работ. Возвратные материалы.
- Нормы накладных расходов, сметной прибыли других лимитированных затрат.
- Формы сметной документации и порядок их оформления.
- Договорные цены на капитальный ремонт зданий и сооружений.
- Особенности ценообразования реконструкции.
- Особенности формирования сметы по дефектной ведомости в программе Smeta WIZARD.
- Заполнение дефектной ведомости строками, особенности создания строк.
- Условия добавления строк из дефектной ведомости в локальную смету.
- Заполнение локальной сметы остальными данными.
Тема № 10. Составление и утверждение индивидуальных (фирменных) расценок
- Порядок разработки индивидуальных (фирменных) расценок на основе государственных элементных сметных норм.
- Составление калькуляции.
- Порядок утверждения фирменных расценок.
- Определение фактической стоимости неучтенного (основного материала) с учетом заготовительско-складских, транспортных и других затрат в программе через окно «Расчет стоимости транспортировки материала».
- Создание персональной расценки в локальной смете и в форме калькуляции на расценку в программе Smeta WIZARD.
- Сохранение расценки в персональной базе.
Тема № 11. Определение сметной стоимости объектов
- Понятие объекта и назначение объектной сметы.
- Порядок учета стоимости капитальных работ, производственного оборудования и его монтажа.
- Порядок определения стоимости инструмента и инвентаря производственных объектов.
- Расчет стоимости оборудования, мебели и инвентаря общественных и административных зданий.
- Порядок определения стоимости лимитированных затрат, относимых и не относимых на стоимость капитальных работ.
- Расчет укрупненных показателей в составе объектных смет.
- Создание формы в программе Smeta WIZARD.
- Структура формы.
- Заполнение заголовка объектной сметы.
- Заполнение таблицы затрат объектной сметы локальными сметами (создание новой локальной сметы и копирование ранее созданной локальной сметы).
- Распределение стоимости локальной сметы по графам объектной сметы.
- Заполнение перехода в цены объектной сметы (строки: Итого и Коэффициент).
- Изменение настроек строки Коэффициент. Сохранение объектной сметы как шаблон.
Тема № 12. Определение сметной стоимости проектных работ
- Порядок применения справочников базовых цен на проектные работы.
- Определение стоимости проектных работ: определение базовых цен на проектные работы в зависимости от натуральных показателей объектов проектирования; экстраполяция и интерполяция при расчете цены; при наличии только показателя «а».
- Порядок определения базовый цены от общей стоимости строительства. Определение базовых цен по себестоимости и сложившемуся уровню рентабельности.
- Определение базисной и договорной цены инженерных изысканий
- Работа в программе Smeta WIZARD.
- Создание формы 3п. Заполнение заголовка формы.
- Добавление строк и внесение необходимых данных в таблицу.
- Разбиение стоимости на проектные и изыскательские работы.
- Формирование сметы, состоящей из нескольких разделов.
- Создание формы 2п. Выбор стадии ПИР.
- Заполнение таблицы строками затрат и способы определения стоимости ПИР. Применение коэффициентов к расценкам.
- Разбиение стоимости на проектные и изыскательские работы.
- Формирование сметы, состоящей из нескольких разделов.
- Создание формы 1п. Заполнение формами 3п и 2п.
Тема № 13. Определение общей стоимости строительства
- Понятие стройки.
- Назначение и состав сводного сметного расчета (ССР) и основа для его разработки.
- Порядок определения средств, включаемых в главу 1. «Подготовка территории строительства». Порядок формирования стоимости по главам 2-7. Определение стоимости затрат строительство временных зданий и сооружений. Порядок определения величины средств, включаемых в главу 9 «Прочие работы и затраты». Порядок определения размера средств по главам 10-12 ССР, на непредвиденные работы и затраты. Учет налогов при определении стоимости строительства.
- Создание формы в программе Smeta WIZARD. Структура формы. Заполнение заголовка сводного сметного расчета. Заполнение таблицы 1-7 глав сводного сметного расчета объектными и локальными сметами (создание новой объектной или локальной сметы; копирование ранее созданной объектной или локальной сметы; создание объектной сметы через ранее сохраненный шаблон). Распределение стоимости локальной сметы по графам сводного сметного расчета. Распределение объектных и локальных смет по главам сводного сметного расчета. Заполнение 7-12 глав сводного расчета (строки: Коэффициент, Коэффициент из базы и Дополнительная сумма). Изменение настроек строки Коэффициент. Особенности коэффициента НДС.
- Особенности добавления стоимости ПИР и смет на ПНР в Сводный сметный расчет стоимости строительства.
Тема № 14. Подрядные торги. Договоры подряда и формирование договорных цен на строительную продукцию
- Порядок проведения подрядных торгов по форме конкурсов. Порядок проведения подрядных торгов по форме аукционов.
- Общие сведения о предметах контрактов и договорных ценах. Виды договорных цен в соответствии с законодательством РФ. Методы определения сметной стоимости строительной продукции для расчета договорных цен.
- Инвесторские сметы и расчеты подрядчиков в процессе подготовки к заключению договоров на строительный подряд. Состав работ и затрат, включаемых в договорные цены. Процедура рассмотрения спорных вопросов. Юридическое оформление договорных цен. Протокол согласования (ведомость) договорной цены по ф. № 7. Условия реализации договорных обязательств.
Тема № 15. Составление документов первичного учета в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работах.
- Способы расчетов за выполненные работы. Оформление документов по формам № КС – 6 А; № КС – 2; № КС – 3; № М – 29. Расчет затрат по удержанию материалов, энергоресурсов, транспортных расходов и порядок их компенсации.
- Создание форм в программе Smeta WIZARD.
- Акт выполненных работ (КС-2). Создание акта выполненных работ. Работа с мастером создания акта. Изменение даты составления акта. Объемы работ по акту. Удаление строк с нулевыми объемами. Добавление строк из локальной сметы. Пересчет стоимости работ на текущий период.
- Справка о стоимости выполненных работ (КС-3). Создание справки. Работа с мастером создания справки. Изменение даты составления и отчетного периода. Изменение НДС. Работа со строкой «Предоплата». Изменение отступов в строках. Сохранение параметров страницы формы, как стандартные. Создание формы КС-3 на несколько несвязанных актов.
- Накопительная ведомость (КС-6 и КС-6а). Создание накопительной ведомости. Работа с мастером создания накопительной ведомости.
Тема №16. Создание форм на локальную смету.
- Создание форм компенсации на материалы и машины и механизмы. Черный список.
- Создание форм расчета фактического индекса на материалы и машины и механизмы. Черный список.
- Создание форм универсального мастера.
V. Список литературы, необходимой для изучения теоретического курса «Сметное дело в строительстве»
Источник: bazisnn.ru
Краткосрочные курсы повышения квалификации «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве»
В ходе курса будут рассмотрены: особенности разработки и состава сметной документации с учетом последних изменений, примеры составления смет для выполнения работ по договору (контракту), а также работа по новым методикам определения сметных цен, более того будет разобрана практика утвержденной методики определения сметной стоимости строительства в соответствии с приказом Минстроя № 421/пр. от 04.08.2020г. и рекомендации по введению и использованию ФСНБ-2020.
Эксперт представит подробный разбор спорных вопросов по составлению смет на ремонтно-строительные работы, объектные и сводные сметные расчеты и даст пояснения по ответственности сметчика при составлении отчетных документов по окончании курса у специалистов будет возможность получить ответы на интересующие вопросы, касающиеся практической работы.
Для руководителей и специалистов экономических, сметно-договорных, планово-финансовых отделов строительных компаний, проектных институтов, руководителей и специалистов отделов капитального строительства предприятий и организаций.
сентября 2023 г.
Краткосрочные курсы повышения квалификации
«Ценообразование и сметное нормирование в строительстве»
На сайте представлена предварительная программа, которая будет актуализирована за месяц до проведения мероприятия.
Новшества и изменения в основных нормативно-законодательных документах системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве 2022 года:
Статус нормативов и срок их действия: федеральные, территориальные, отраслевые и индивидуальные сметные нормативы;.
Воздействие на общественные отношения Федерального закона от 3 июля 2016 № 369-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Воздействие на общественные отношения Федерального закона от 3 июля 2016 № 369-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Гармонизация действующей ФСНБ 2020 с ОСНБЖ, ТСНБ, ТСН, с последними изменениями дополнениями.
Переходный период сметного ценообразования, составление смет ресурсно-индексным способом.
Практические примеры составления сметы ресурсным методом (заработная плата, эксплуатация машин, материалы).
Функционирование федеральной информационной системы «Ценообразование в строительстве» (ФГИС ЦС) и системы мониторинга строительных ресурсов:
Выявление положительных и негативных факторов качества функционирования ФГИС ЦС.
Предложения по решению проблемных вопросов, связанных с осуществлением мониторинга строительных ресурсов в составе ФГИС ЦС.
Новый подход к расчету индексов изменения сметной стоимости. Учет инфляционных процессов: действующая система индексов, их классификация и особенности применения. Правила разработки индексов в соответствии с приказами Минстроя России № 326/пр от 05.06.2019 и № 79 от 20.02.2021, разъяснения ФАУ ГГЭ по разработке индексов.
Методика определения сметной стоимости строительства в соответствии с приказом Минстроя № 421/пр от 04.08.2020. Правила применения, учет недоработок методики, типичные ошибки, выявляемые экспертизами при проверке:
Утверждение новой методики определения сметной стоимости строительства в соответствии с приказом Минстроя от 04.08.2020 № 421/пр. Разбор основных моментов данной методики.
Учет дополнительных ценообразующих и усложняющих факторов. Разбор сложных моментов ценообразования.
Прочие работы и затраты (технологические присоединения, банковские гарантии, страхование и др.).
Порядок учета пусконаладочных работ.
Определение затрат на проведение авторского надзора.
Особенности определения затрат на материалы (ценообразующие и прочие) и технологическое оборудование:
Включение в смету стоимости материалов и оборудования по сметным ценам ФССЦ и предложениям поставщиков.
Порядок формирования в 2022 году НР и СП с учетом последних изменений:
Отмена методик о сметной прибыли (МДС 81-25.2001) и накладных расходах (МДС 81-33.2001 и МДС 81-34.2001) в строительстве (приказ Минстроя России № 245/пр от 21.04.2021).
Приказ от 21 декабря 2020 г. № 812/пр. «Об утверждении методики по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства».
Приказ Минстроя России от 11.12.2020 N№ 774/пр. «Об утверждении Методики по разработке и применению нормативов сметной прибыли при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2021 № 62465).
Особенности применения НР и СП при УСН и проведения работ хозяйственным способом.
Сводный сметный расчет строительства (реконструкции) объектов капитального строительства. Состав затрат по главам, сложные вопросы при отнесении затрат:
Особенности учета и индексации затрат по главам ССРСС для различных объектов.
Методика определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства (Приказ Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр.).
Методика определения дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время (Приказ Минстроя России от 25.05.2021 № 325/пр). Учет дополнительных затрат на снегоборьбу и ветреность.
Методика определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом (Приказ Минстроя России от 15.06.2020 № 318/пр). Перебазировка строительной техники и организации.
Содержание технического заказчика в соответствии с приказом Минстроя 297/пр. от 02.06.2020 и затраты заказчика на проведение строительного контроля при строительстве.
Подготовка эксплуатационных кадров.
Проведение экспертизы проектной документации в 2022 году с учетом изменений законодательства.
Технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций. Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 382 и от 02.04.2020 № 421.
Особенности применения новой нормативной базы ФСНБ-2020:
Ввод в действие с 31.03.2020 г. новой ФСНБ-2020 и перспективы её развития (доработки и корректировки) на 2022 год.
Анализ изменений состава нормативной базы.
Краткий анализ стоимостных характеристик расценок и ценников.
Какие проектные решения включают обязательное применение ФСНБ-2020.
Вопросы по разработке (актуализация) сметных норм, применяемых для определения стоимости высотного домостроения.
Разработка проектной документации. Сметная документация как основная часть проекта:
Проектная продукция как основание для составления смет.
Указания Застройщика при выборе способа расчета сметной стоимости.
Порядок внесения изменения в проектную документацию. Особенности внесения изменений в проектную документацию и изменение сметной стоимости работ.
Изменения в системе государственной экспертизы проектной документации и достоверности сметной стоимости, вызванные внесением изменения в Градостроительный Кодекс РФ.
Особенности прохождение экспертизы, на достоверность сметной стоимости примеры грамотного подхода по устранению замечаний при применении ФСНБ-2020.
Порядок разработки и утверждения сметных нормативов. Взаимосвязь процедуры разработки и утверждения нормативов с порядком определения сметной стоимости:
Об утверждении Порядка утверждения сметных нормативов, кроме НЦС, утверждённого приказом Минстроя от 13.01.2020 № 2/пр. (зарег. в Минюсте 15.02.2020 № 57527).
Действующие документы (приказы, письма) Минстроя России и других министерств, и ведомств, с учетом последних изменений. Обзор документов, рекомендации и комментарии к Приказам Минстроя России от 04.09.2019: № 507/пр.; № 509/пр.; № 511/пр.; № 513/пр.; № 515/пр.; № 517/пр.; № 519/пр.; № 521/пр.
Основные положения методических рекомендаций по разработке сметных норм на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы утверждённых приказом Минстроя от 04.09.2019 № 509/пр.
Основные положения методических рекомендаций по разработке сметных норм на монтаж оборудования и пусконаладочные работы утверждённых приказом Минстроя от 04.09.2019 № 511/пр.
Методика разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства (НЦС), а также порядок их утверждения в соответствии с приказом Минстроя от 25.05.2019 №314/пр.
Составление сметной документации по видам строительных работ:
Особенности применения единичных расценок, правила учета дополнительных затрат, неучтенных единичными расценками (приказ Минстроя РФ от 04.09.2019 № 519/пр.).
Методика применения сметных цен строительных ресурсов (приказ Минстроя РФ от 08.02.2017 № 77/пр) — порядок применения сметных цен на затраты труда; на эксплуатацию машин и механизмов; на материалы, изделия, конструкции, оборудование; услуги на перевозку грузов для строительства.
Методика по разработке и применению нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве (Приказ Минстроя от 16.01.2020 № 15/пр).
Методика по разработке и применению нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве (Приказ Минстроя от 16.01.2020 № 15/пр).
Правила ценообразования на этапах жизненного цикла инвестиционного проекта:
Определение этапов жизненного цикла инвестиционного проекта.
Особенности определения стоимости строительства для стадии обоснования инвестиций. Расчёты по НЦС с учетом изменений и дополнений.
Формирование стоимости проектной продукции. Схема формирования стоимости ПИР. Примеры расчётов.
Особенности применения единичных расценок, правила учета дополнительных затрат, неучтенных единичными расценками.
Практические примеры составления смет: базисно-индексным, ресурсно-индексным и ресурсным способом.
Роль сметных служб при проектном финансировании. Понятие банковского сопровождения, в том числе понятие эскроу-счетов:
Проектное финансирование, как механизм привлечения средств для обеспечения долгосрочного инвестиционного проекта. Обзор нормативных правовых актов.
Обзор федерального законодательства, регламентирующего банковское сопровождение и ведение эскроу-счетов.
ФЗ 05.04.2013 № 44 в редакции от 30.12.2020 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:
Нормативно — правовые акты, регулирующие вопросы формирования контрактной стоимости строительства и расчеты за выполненные работы: «смета контракта».
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Обзор ключевых изменений и проектов изменений в 44 ФЗ РФ в 2022 году, касающиеся формирования начальной максимальной цены контракта.
Типовые государственные контракты. Типовые условия контрактов на основании приказов Минстроя от 14.01.2020 № 9/пр и 10/пр.
Правила приемки выполненных работ законченного строительства. Состав документов, утверждённых Минстроем России. Типичные ошибки при приемке выполненных работ.
Отдельные вопросы проведения контрольных проверок объемов и стоимости выполненных работ в системе исполнения государственных (муниципальных) контрактов.
Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта и Методика составления сметы контракта, утвержденные приказом Минстроя РФ от 23.12.2019 № 841/пр. Сложные вопросы, правила взаиморасчета за выполненных работы, исправление ошибок без финансовых потерь, приемка работы, оформление дополнительных работ и затрат.
Корректировка контракта и стоимости строительства при существенном изменении условий строительства:
Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 и от 22.10.2021 № 1812 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Приказ Минстроя России от 21.07.2021 г. № 500/пр «О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. № 841/пр».
Заключение договоров в 2022 году с организациями, работающими на общем режиме работ и на УСН:
Заключение договоров с организациями, работающими на общем режиме работ.
Заключение договоров с организациями, работающими на упрощенной системе налогообложения в связи с изменениями в Бюджетном кодексе с 01.01.2019 г., порядок взаиморасчетов с контрагентами на УСН.
Гражданский кодекс: правила заключения договора (контракта) с последними изменениями на 2022 год.
Обзор судебной практики и результатов проверок (претензий и заключений) надзорных органов при проверке выполненных работ:
На что обращают внимание органы финансового контроля, СК, СП, МВД, ФСБ, налоговая инспекция при проверке смет и актов выполненных работ.
Правила приемки выполненных работ законченного строительства. Состав документов, утверждённых Минстроем России. Типичные ошибки при приемке выполненных работ.
Отдельные вопросы проведения контрольных проверок объемов и стоимости выполненных работ в системе исполнения государственных (муниципальных) контрактов.
Примеры решений арбитражного суда.
Ответы на вопросы слушателей, индивидуальные консультации.
По окончании выдается удостоверение о повышении квалификации, установленного государством образца.
- ★
- ★
- ★
- ★
- ★
Организация мероприятия прошла на отлично. Компетентный преподаватель очень доступно и интересно доводит информацию.
- ★
- ★
- ★
- ★
- ★
Очень радует возможность задавать интересующие меня вопросы преподавателю, на которые я получаю подробные ответы. Все замечательно и располагающе.
- ★
- ★
- ★
- ★
- ★
Совершенно не жалею о посещении курсов. Хотела бы еще посетить, более подробно изучить новое законодательство, ресурсный метод.
Мероприятие проведено успешно и своевременно. Замечательная организация проведения курсов, все сделано для удобства слушателей.
Источник: inter-regional.ru
Статья 8.3 Градостроительного кодекса РФ. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности
1. Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров.
2. В случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях , установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.
(в ред. Федеральных законов от 26.07.2017 N 191-ФЗ , от 03.08.2018 N 342-ФЗ , от 31.07.2020 N 264-ФЗ )
Сметная стоимость объектов капитального строительства, указанных в ч. 2.1 ст. 8.3 определяется в порядке, установленном до 26.07.2017, до дня утверждения порядка определения сметной стоимости, предусмотренной п. 7.17 ч. 1 ст. 6 (в ред. ФЗ от 26.07.2017 N 191-ФЗ).
2.1. Сметная стоимость строительства в отношении объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории Российской Федерации и финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Сметные нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке .
Включение в реестр информации о ФЕР к сметным нормам, сведения о которых включены в реестр после 30.09.2017, и их применение допускается до размещения в ФГИС ЦС сметных цен строительных ресурсов, определенных по ч. 5 ст. 8.3 (ФЗ от 26.07.2017 N 191-ФЗ (ред. от 27.06.2019)).
5. Сметные цены строительных ресурсов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, по результатам мониторинга цен строительных ресурсов.
6. Методики определения сметных цен строительных ресурсов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
7. Порядок мониторинга цен строительных ресурсов, включая виды информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, порядок ее предоставления, а также порядок определения лиц, обязанных предоставлять указанную информацию, устанавливается Правительством Российской Федерации.
8. Сбор, обработка и хранение информации, предусмотренной частью 9 настоящей статьи, осуществляются с учетом требований о защите информации ограниченного доступа, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
9. Сметные цены строительных ресурсов являются общедоступной информацией и размещаются в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.
10. Мониторинг цен строительных ресурсов осуществляется на основе информации, содержащейся в классификаторе строительных ресурсов. Формирование и ведение классификатора строительных ресурсов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке .
11. Укрупненные нормативы цены строительства разрабатываются и применяются в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, методиками разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства. Укрупненные нормативы цены строительства утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.
Источник: ppt.ru