Ценообразование в строительстве виды цен

Контрольная работа № 1 выполняется в виде письменных ответов на поставленные преподавателем вопросы.

При изложении материала используется лекционный курс, учебная и нормативно-справочная литература. Контрольную работу рекомендуется начинать с заполнения задания.

Порядок выполнения задания

Излагается в форме описания методики формирования сметных цен на строительные материалы, изделия и конструкции в текущем уровне цен в соответствии с перечисленными вопросами раздела 3 «Содержание работы» настоящих методических указаний со ссылками на используемую литературу.

Содержание работы

Теоретическая часть должна включать введение, содержать краткие ответы по темам, перечень которых приводится ниже:

1. Сметные цены на материалы, изделия и конструкции. Понятие, состав.

3. Состав сметной цены на строительные материалы.

4. Определение транспортной схемы перевозки строительных материалов. Виды транспортных схем.

5. Подразделение строительных материалов по условиям ценообразования.

Виды цен и ценообразование (теория)

6. Методология ценообразования привозных и местных строительных материалов в базисном уровне цен (2001 г.).

7. Виды оптовых цен, их характеристика.

8. Определение затрат на перевозки строительных материалов автотранспортом.

9. Определение затрат на тракторные перевозки строительных материалов.

10. Порядок определения затрат на железнодорожные перевозки.

11. Определение затрат на погрузо-разгрузочные работы.

12. Калькуляция транспортных расходов. Понятие, порядок формирования.

13. Определение затрат на тару, упаковку и реквизит.

14. Заготовительно-складские расходы. Понятие, порядок их расчета.

15. Порядок составления калькуляции сметных цен на строительные материалы.

16. Составление сборника сметных цен на строительные материалы.

17. Определение текущего уровня сметных цен на строительные материалы.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Введение

В составе сметной стоимости строительно-монтажных работ стоимость строительных материалов занимает от 40 до 75 % (особенно в жилищно-гражданском строительстве). Характерная черта формирования стоимости строительных материалов – её зависимость от разнообразных условий перевозки материалов от поставщиков до стройки и большой удельный вес транспортных расходов в сметной цене строительных материалов.

В данных методических указаниях подробно излагается методология формирования сметных цен на строительные материалы и в соответствии с заданием выполняются расчеты по определению сметных цен на строительные материалы в базисном (2001 г.) и текущем уровнях цен.

Определение сметной стоимости материалов изделий и конструкций. Общие положения

В период либерализации экономики в 1990-е годы на смену жесткому государственному регулированию сметного ценообразования в строительстве пришла система свободных (договорных) цен, формируемых совместно заказчиком и подрядчиком. Но чтобы прийти к соглашению о цене, стороны должны руководствоваться единым подходом к определению стоимости строительства.

УТ 11 Ценообразование Виды цен

Поэтому и в этих условиях сохранилась необходимость регулирования ценообразования в строительстве как в части методики составления смет, так и системы сметных нормативов. Начиная с 1992 г. эту работу проводил Госстрой России, после его ликвидации в 2004 г. эти функции перешли к Министерству регионального развития Российской Федерации. Регулирование вопросов ценообразования в субъектах Федерации осуществляют Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС). В своей работе они руководствуются Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) [12].

Сметные цены на материалы определяют нормативную сумму затрат (на установленную единицу измерения) франко-приобъектный склад строительной площадки.

Сметные цены на материалы предназначены для определения сметной стоимости строительно-монтажных, ремонтно-строительных работ и применяются при составлении сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, а также при разработке расценок на конструкции и виды работ. При составлении смет, в зависимости от согласованных с заказчиком условий, стоимость материалов, изделий и конструкций для строительных работ может приниматься в базисном (на 01.01.2000 г.) или текущем уровнях цен на основании:

· сборников (каталогов) средних сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений федерального, территориального или отраслевого уровней;

· фактических текущих сметных цен, которые формируются по условиям поставки (комплектации) конкретных объектов строительства на основании данных бухгалтерского, складского и производственного учета, а по материалам поставки заказчика – по данным заказчика;

· различных справочно-информационных материалов, «банков цен» на материалы, прайс-листов.

Сборники (каталоги) сметных цен на материалы разрабатываются на основе МДС 81-2.99 [5] и по своему назначению подразделяются на федеральные, территориальные, отраслевые.

Федеральный сборник сметных цен на материалы разработан в уровне цен для базового района страны (Московская область), а транспортные расходы, включая заготовительно-складские, приняты в размере 13 % от оптовой цены.

Территориальные сборники на материалы включают в свой состав набор материалов, применяемых в соответствующем регионе, и разрабатываются для административно-территориаль­ных единиц Российской Федерации (регионов).

Отраслевые сборники на материалы включают в свой состав набор материалов, используемых для производственных объектов, и разрабатываются для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горнокапитальное, газопроводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и т.д.). Отраслевые сборники на материалы, привязанные к местным условиям строительства, предназначены для составления сметной документации по специализированным стройкам.

Источник: megalektsii.ru

Основы ценообразования и его особенности в строительстве

Известно, что строительство представляет собой процесс последовательного выполнения многочисленных работ, которые подразделяются на общестроитель­ные и специальные. Для выполнения любых строительных работ требуются ма­териальные и трудовые ресурсы, включающие материалы (м 3 , т, шт. и др.), затра­ты труда рабочих (чел.-ч), машины и механизмы (маш.-ч).

Потребность в указанных ресурсах определяется на основе сметных норм на измеритель работ, объемы которых указаны в рабочих чертежах проектной доку­ментации. Нормы расхода ресурсов могут быть государственными, отраслевыми, территориальными и фирменными.

Произведение норм расхода ресурсов на цены ресурсов и объемы работ дает сумму прямых затрат в сметной стоимости работ. Прямые затраты на единицу измерения работы называются сметной единичной расценкой.

В строительном деле, однако, прямых затрат недостаточно. Требуются еще за­траты на организацию, управление и обслуживание строительства — так называ­емые косвенные, накладные, расходы. Сумма прямых затрат и накладных расхо­дов образует сметную себестоимость — издержки производства на выполнение строительных работ.

Формирование цены на любую продукцию себестоимостью не завершается. Подрядчику (исполнителю работ) необходима, еще нормативная, сметная, при­быль на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирова­ние работников. Кроме того, при необходимости начисляется резерв средств на непредвиденные работы и затраты.

Окончательное решение по выбору нормативов и метода определения стоимо­сти строительной продукции принимается заказчиком и подрядчиком в договоре строительного подряда.

Для определения сметной стоимости работ и затрат составляются локальные сметы, на основе которых разрабатываются объектные сметы и сводный сметный расчет стоимости строительной продукции в целом. При этом главным условием является правильное и обоснованное составление смет с последующей квалифи­цированной экспертизой (проверкой) выполненных сметных расчетов.

Глава 1

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Основы ценообразования и его особенности в строительстве

Для составления и проверки смет необходимо владеть основами сметного дела в строительстве. Сметное дело вытекает из теоретических основ ценообразо­вания.

В условиях конкурентной рыночной экономики цена любого товара, в том чис­ле цена рабочей силы, формируется под воздействием основного закона рынка — закона спроса и предложения. В качестве примера можно привести цены на нефть и жилье. При увеличении спроса растет цена барреля нефти. В последнее время в Москве и Санкт-Петербурге в результате снижения объемов предложений в связи с проблемами получения земельных участков и.соответствующего уве­личения спроса, в том числе за счет расширения ипотечного и простого кредито­вания, наблюдается значительный рост цен на рынке строительства жилья.

В цене как центральной экономической категории рынка отражается вся си­стема ценообразующих факторов: динамика издержек (затрат) производства (се­бестоимости), монополизация рынка, коррупционные явления, соотношение спро­са и предложения и др.

Цены могут быть регулируемыми и договорными. Государственное (админи­стративное) регулирование цен осуществляется на продукцию так называемых естественных монополий (железнодорожный транспорт, газ, энергетика, связь, услуги жилищно-коммунального хозяйства). На остальные товары (работы, услу­ги) производители устанавливают свободные (договорные) цены. Различают опто­вые (для крупных партий товаров) и розничные (для продажи товаров мелкими партиями) цены.

Кроме того, в зависимости от отраслевых особенностей применяют следующие виды цен:

• отпускные цены на промышленную продукцию;

• закупочные цены на продукцию сельского хозяйства;

• сметные цены в строительстве;

• тарифы на перевозки грузов и услуги связи;

• тарифы на электроэнергию;

• тарифы и цены на жилищно-коммунальные, бытовые и другие платные услуги.

Читайте также:  Документы для строительства многоэтажного жилого дома

В общем виде формула ценообразования имеет следующее классическое выражение:

где W— цена продукции (работ, услуг); с — стоимость материальных ресурсов (материалы, топливо, электроэнергия, амортизация и др.), т. е. стоимость прошло­го труда, овеществленная в материальных ресурсах; v — заработная плата, размер средств на оплату труда работников, участвующих в изготовлении продукции (стоимость живого труда, стоимость рабочей силы);т — прибавочный продукт, прибавочная стоимость, прибыль предпринимателя (работодателя); (с + v) — себе­стоимость продукции (издержки производства); (v + m) — вновь созданная стои­мость, добавленная к стоимости материальных ресурсов живым трудом работников.

В строительстве ценообразование имеет общие для всех отраслей принципы и единый методический подход. В условиях рынка оно проходит определенные этапы (рис. 1.1).

Определение объекта ценообразования Изучение спроса и предложения Анализ издержек производства и реализации Анализ цен конкурентов Выбор метода ценообразования Установление договорной цены

Рис. 1.1. Этапы ценообразования

Чаще используют три метода ценообразования,
основанные на издержках про­изводства, спросе покупателей и ценах конкурентов.

В современном жилищном строительстве, например, преобладают два послед­них метода. Себестоимость (издержки производства), как известно, растет в пре­делах инфляции (около 12% в год), а рост цен на жилье под воздействием спроса опережает рост себестоимости многократно, особенно в Москве и Санкт-Петер­бурге.

В условиях неопределенности рыночной экономики покупатели, диктующие спрос, знают, что недвижимость является надежным способом сохранения и при­умножения средств (доходов).

Цены растут не только на жилье. Наблюдается также постоянный рост цен и та­рифов на квартплату, топливо, транспортные перевозки, телефон, электроэнер­гию и т. д. В связи с этим, а не в результате роста производительности труда, как должно быть, вынужденно растут заработная плата и пенсии.

Строительная продукция отличается спецификой и имеет индивидуальный характер. Этим обусловлены особенности ценообразования в строительстве, основ­ные из которых заключаются в следующем:

• в формировании цены на строительную продукцию одновременно участву­ют проектировщик, заказчик и подрядная организация;

• стоимость строительной продукции в значительной мере зависит от места строительства, региональных и природно-климатических условий;

• особенности учета сметной прибыли и формирования стоимости эксплуата­ции машин и механизмов;

• стоимость строительной продукции определяется сметой, составляемой на основе проекта (чертежей, спецификаций), сметных норм, расценок и дру­гих данных.

Особенности финансирования и кредитования строительства связаны в пер­вую очередь с длительностью возведения зданий и сооружений.

В сметном деле используют два понятия: смета и сметный расчет. Смета явля­ется более точной ценой и составляется на основе объемов работ по рабочей доку­ментации (РД) или рабочим чертежам (РЧ). Сметные расчеты составляются на предпроектной или проектной стадии, когда рабочая документация еще не разра­ботана и объемы работ окончательно не определены.

Цена на строительную продукцию определяется инвестором и подрядчиком в процессе заключения и исполнения договора подряда на строительство. Заказ­чик-инвестор для переговоров с подрядчиком предварительно разрабатывает (са­мостоятельно или с помощью проектировщика) инвесторскую смету (расчеты по определению стартовой цены). В свою очередь, подрядная организация для обо­снования предложений по договорной цене составляет сметные расчеты (кальку­ляции издержек производства) подрядчика.

Свободная (договорная) цена обеспечивает подрядчику возврат издержек производства и причитающуюся прибыль в размере обусловленной нормы, а инвестору (заказчику) — определение объема инвестиций на строительство объекта. При этом договорная цена может определяться как на основе смет­ной стоимости, так и по соглашению сторон с использованием соответствую­щих нормативов.

Используемые сметно-нормативная база и метод формирования цены опреде­ляются инвестором и подрядчиком в процессе переговоров и фиксируются в до­говоре подряда (приложение 19).

Договорная цена формируется, как правило, на основании согласованных и ут­вержденных методических документов в строительстве (МДС) в виде методик, методических указаний (рекомендаций) и нормативной документации. Пользу­ясь единым подходом в части методики составления смет и определения сметных нормативов, стороны приходят к соглашению.

Регулирование вопросов ценообразования в субъектах Российской Федерации осуществляют региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС).

1.2. Современная методическая и нормативная база

определения стоимости строительной продукции

Составление смет в строительстве требует разработанной и согласованной мето­дической и сметно-нормативной базы. В условиях развития рыночных отноше­ний, начиная с 1992 г., Госстрой России проводил работу по выпуску норматив­ных документов для определения стоимости строительной продукции: свода правил (СП), руководящих и методических документов в строительстве (РДС, МДС). По мере совершенствования сметного дела Госстрой Российской Федера­ции постановлением от 08.04.2002 г. № 16 «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве» с 01.09.2003 г. отменил сметно-нормативные базы 1984 и 1991 г. и обязал перейти на новую сметно-нормативную базу 2001 г. в ценах по состоянию на 01.01.2000 г.

Основные составляющие современной методической и сметно-нормативной базы определения стоимости строительной продукции показаны на рис. 1.2

Действующая в настоящее время система ценообразования и сметного норми­рования в строительстве включает в себя государственные, отраслевые, терри­ториальные, а также фирменные сметные нормативы и расценки. Основным го­сударственным методическим документом является новая Методика Госстроя России по определению стоимости строительной продукции на территории Рос­сийской Федерации (МДС 81-35.2004, далее Методика).

Методика принята и введена в действие с 9 марта 2004 г. вместо Свода правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94), Методических указаний по определе­нию стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99) и ряда других МДС и методических указаний.

В Методике даны общие сведения о системе ценообразования и сметного нор­мирования в строительстве, положения по определению стоимости строитель­ства, порядок составления сметной документации и определения стоимости стро­ительства в составе предпроектных проработок.

В восьми приложениях к Методике приведен ценный материал по рекоменду­емым коэффициентам для учета в сметах влияния условий производства работ, предусмотренных проектами, даны единые образцы (взамен форм) сметных до­кументов, показана расшифровка основных видов прочих работ и затрат, включа­емых в сводный сметный расчет стоимости строительства, уточнены другие во­просы составления смет. Существенные изменения внесены Методикой в перечень основных видов прочих работ и затрат по главам 1 и 9, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства (приложение 17).

Вместе с тем не все то, что было пересмотрено, есть в новой Методике (в част­ности, «Порядок определения сметных затрат по оплате труда рабочих»).

Госстроем России приняты также новые Методические указания по определе­нию величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004), введен­ные в действие с 12 января 2004 г. вместо МДС 81-4.99. Методика исчисления сумм накладных расходов в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строите­лей и механизаторов, естественно, сохранилась, но изменены многие нормативы, как укрупненные, так и по видам работ. В МДС 81-33.2004 дополнительно даны нормативы накладных расходов по видам ремонтно-строительных работ. Внесе­ны изменения и в структуру накладных расходов по статьям затрат. Все измене­ния нашли отражение в приложениях 6-8.

Методические указания по определению величины сметной прибыли в строи­тельстве (МДС 81-25.2001) сохранились, за исключением материала приложе­ния 3 к ним (нормативы сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ), которые с выходом письма Федерального агентства по строительству и жи­лищно-коммунальному хозяйству «О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве» от 18.11.2004 г. № АП-5536/06 утратили силу.

В настоящее время по нормативам сметной прибыли на строительные, мон­тажные, ремонтно-строительные и ремонтно-реставрационные работы следует руководствоваться данными документов в приложениях 9,10,16.

В практической работе для строителей весьма полезны Методические реко­мендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций (МДС 83-1.99). Документ разработан в соответствии с решением Госстроя России от 24.02.1999 г. № 5 «О ходе выпол­нения работ по реформированию сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве». В Методических рекомен­дациях отражены практические предложения по оплате труда работников строи­тельных организаций в соответствии с договорными ценами, сметами на строительство и договорами подряда. В них также приводятся: общая нормативно-рас­четная база определения средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство; база организации заработной платы в строительно-монтажных и ремонтно-строительных организациях; методы определения размера средств на оплату труда, характеристика систем и форм оплаты труда, принципы разработки и применения единой тарифной сетки для оплаты труда работников любой строи­тельной организации с конкретными примерами.

Читайте также:  Заявление о формировании земельного участка для строительства

Достаточно ценным с практической точки зрения является материал приложе­ний к МДС 83-1.99 (перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, районные коэффициенты к заработной пла­те работников по регионам Российской Федерации и др.).

Отметим также Методические указания по разработке сметных норм и расце­нок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (МДС 81-3.99). Они разработаны структурными подразделениями Госстроя России во главе с Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управ­ления в строительстве, приняты и введены в действие с 01.01.2000 г. постанов­лением Госстроя России от 17.12.1999 г. № 81. В них подробно, с конкретными примерами расчетов освещены все вопросы разработки сметных норм и расценок в расчете на 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин и механизмов. Даны ре­комендуемые показатели годового режима работы строительных машин и авто­транспортных средств в маш.-ч и поправочные коэффициенты по температурным зонам. На основе приведенного в МДС 81-3.99 методического материала можно решать любые вопросы, касающиеся затрат машинного времени в маш.-ч и стои­мости эксплуатации машин в расчете на 1 маш.-ч, включая оплату труда рабочих, управляющих машинами (руб.).

Перечень других нормативных документов по строительству, используемых в сметном нормировании, приведен в списке литературы в конце этой книги.

В новой структуре федеральных органов исполнительной власти бывший Гос­строй России с 01.12.2004 г. вошел в состав Министерства регионального разви­тия Российской Федерации в качестве Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Вопросами ценообразования и сметного нормирования в строительстве занимается соответствующий департамент, а по регионам — региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) и комитеты по строительству при администрациях регионов.

Основным нормативным документом в строительстве, как известно, являются СНиП (Строительные нормы и правила) в 4 частях.

Действующая система ценообразования и сметного нормирования включает ч. 4 СНиП — Сметные нормы и правила, Государственные федеральные сметные нормативы и другие нормативы, необходимые для определения сметной стоимо­сти строительства.

Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, цен и расценок, объединенных в различные сборники.

Отдельной сметной нормой называется совокупность ресурсов (затраты труда рабочих в чел.-ч, время работы строительных машин в маш.-ч, потребность в ма­териалах в натуральных показателях), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количе­ства материальных и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения единицы измерения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям (расценкам).

Состав и потребность ресурсов в сметных нормах должны соответствовать со­временному техническому уровню в строительном производстве, прогрессивным проектным решениям с использованием достижений промышленности строитель­ных материалов. Сметные нормы, как и нормы затрат труда, должны быть техни­чески и экономически обоснованы, отражать реальные условия выполнения работ. Использование сметных норм и расценок начинается в проектных организациях при разработке проектно-сметной документации, проекта организации строи­тельства (ПОС) и проекта производства работ (ППР).

Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных усло­виях. При выполнении работ в особых условиях к соответствующим элементам сметных норм и расценок применяются коэффициенты, приводимые как в при­ложении 1 МДС 81-35.2004, так и в Общих указаниях к сборникам расценок.

• Суммарный результат умножения элементов сметной нормы на соответствую­щие цены ресурсов дает единичную расценку — стоимость прямых затрат на из­меритель работы (см. рис. 1.2).

Сметные нормативы подразделяются на государственные (федеральные), про­изводственно-отраслевые, территориальные и фирменные. При этом различают элементные (на единицу измерения ресурсов и работ) и укрупненные (на комп­лекс работ и относительные показатели в процентах) нормативы. Соответствен­но составляются единичные (на измеритель работ) и укрупненные (на комплекс работ) расценки.

К действующим элементным сметным нормам относятся:

• государственные элементные (ГЭСН-2001);

• территориальные элементные (ТЭСН);

• единичные расценки (прямые затраты на единицы измерения работ) в сбор­никах федеральных единичных расценок (ФЕР-2001), территориальных еди­ничных расценок (ТЕР-2001);

• сметные цены в сборниках цен на материалы, изделия, конструкции; цены на перевозки грузов для строительства; средние сметные цены на основные строительные ресурсы (сборники «ССЦ», «Стройка», «Строймаркет» и др.).

К действующим укрупненным сметным нормативам относятся:

• относительные сметные нормативы, выраженные в процентах и коэффици­ентах:

♦ нормативы сметной прибыли (общеотраслевые и по видам работ);

♦ нормативы накладных расходов по основным видам строительства и ви­дам работ;

♦ сметные нормы затрат на строительство и разборку временных титуль­ных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001, ГСНр 81-05-01-2001);

♦ сметные нормы дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001, ГСНр 81-05-02-2001);

♦ резерв средств на непредвиденные работы и затраты (п. 4.96 МДС 81-35.2004);

♦ индексы (коэффициенты) изменения стоимости работ, устанавливаемых к базовому уровню цен;

• укрупненные сметные нормативы, расценки и показатели стоимости (сбор­ники и удельные показатели):

♦ укрупненные показатели на виды работ (УПВР);

♦ укрупненные показатели базисной стоимости на виды работ (УПБС BP);

♦ укрупненные показатели базисной стоимости строительства зданий и со­оружений (УПБС);

♦ прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС);

♦ укрупненные сметные нормативы (УСН) и расценки (УР) на здания, со­оружения, конструкции и виды работ;

♦ укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ре­сурсов (УПР);

♦ укрупненные расценки на конструкции и виды работ жилищно-гражданского строительства (УР-2001 СПб);

♦ прейскурант на наружные сети водопровода и канализации (ПР-2001 СПб);

♦ укрупненные показатели базисной стоимости строительства по объектам-аналогам (УПБС-2001);

♦ дельные показатели стоимости строительства (УПСС) в текущих ценах, публикуемые в официальных изданиях, например в журнале «Ценообра­зование и сметное нормирование в строительстве» (ЦиСН) РЦЦС СПб.

Основными элементными сметными нормами являются нормы сборников ГЭСН-2001. Они предназначены для определения состава и потребностей мате­риальных и трудовых ресурсов на измеритель работ. Используются в сметных расчетах ресурсным методом и разработки единичных расценок. ГЭСН-2001 обя­зательны для всех предприятий и организаций, осуществляющих строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых вне­бюджетных фондов. В других случаях они могут иметь рекомендательный харак­тер.

Показатели ГЭСН-2001 могут служить основой для разработки производ­ственных норм расхода материалов и их списания.

Состав сметно-нормативной базы 2001 г. в строительстве показан на рис. 1.3. Здесь следует обратить внимание на издание новых сборников на многие виды работ как на федеральном, так и территориальном уровне.

Кроме того, вышли следующие новые указания:

1.МДС 81-36.2004 — Указания по применению ФЕР-2001 на строительные и специальные строительные работы.

2.МДС 81-37.2004 — Указания по применению федеральных единичных рас­ценок на монтажные работы (ФЕРм-2001).

3. МДС 81-38.2004 — Указания по применению федеральных единичных рас­ценок на ремонтно-строительные работы (ФЕРр-2001).

Сборники государственных элементных сметных норм(ГЭСН-2001) на виды работ Террито­риальные элемент­ные смет­ные нормы (ТЭСН) Сборники единичных расценок в сметных ценах на 01.01.2000 г.
Федеральные (ФЕР-2001, ФЕРр-2001, ФЕРм-2001, ФЕРп-2001) территориальные на виды работ
строи­тельные (ГЭСН-2001 ремонтно-строитель­ные (ГЭСНр-2001) монтаж-ные (ГЭСНм- 2001) пускона- ладочные (ГЭСНп- 2001) Строительные (ТЕР-2001) Ремонтно-строи­тельные и ремонтно-реставрационные (ТЕРр-2001 иТЕРрр-2001) Монтажные (ТЕРм-2001)
ГЭСН-2001-01-24, 24-29, 29-33, 34, 35, 36, 36-41, 37-47, 42^*7 Допол­нения и изме­нения к сбор­никам ГЭСН-2001. Выпуски 1,2 ГЭСНр-2001 с № 51 по № 62 (ч. I), с № 63 по №69 (ч. II) Комплект, части I и II вместе ГЭСНм-2001-01-12, 14-17, 19-20, 21-24, 26-41 Изме­нения и допол­нения кГЭСНм-2001. Выпуск 1 ГЭСНп- 2001-01- Комплект ГЭСНп 01-09 Измене­ния и до­полнения к ГЭСНп-2001. Выпуск 1 ТЭСН, ТСН, ЭСНр и др.КЦЦС и РЦЦС-СПб На строительные работы ФЕР-2001: МДС 81-36.2004 — Указания по применению ФЕР-2001 на строительные и специ­альные строительные работы ФЕР-2001-01-05, 05-47 На ремонтно-строитель­ные работы ФЕРр-2001: МДС 81-38.2004 — Указания по применению ФЕР на ремонтно-строительные работы. ФЕРр-2001 в одном томе На монтажные работы ФЕРм-2001: МДС 81-37.2004 — Указания по при­менению ФЕР на монтаж­ные работы. ФЕРм-2001-02, 03, 05-12, 14-17, 20. 23, 24, 26-41 На пусконаладочные работы ФЕРп-2001: Указания по применению ФЕРп-2001. ФЕРп-2001-01-09 Общие указа­ния по приме­нению ТЕР- 2001 СПб. ТЕР-2001-01, 04,05, 05-20, 22-24, 24, 26-36 Комплект «Гидротех­нические работы». ТЕР-2001 -36-41 ТЕР-2001-42-47 Дополнения и изменения к сборникам ТЕР-2001 СПб. Выпуски 1, 2 ТЕРр-2001 СПб Сборники с № 51 по № 69 (в одном томе) ТЕРрр-2001 СПб Комплект (4 тома) Том1:ТЕРрр-2001-01-05 Том 2: ТЕРрр-2001 -06-12 Том З: ТЕРрр-2001-13-20. 22 Том 4: ТЕРрр-2001-21, 23-30 Общие указа­ния по приме­нению ТЕРм- 2001 СПб. ТЕРм-2001-01-12, 15-17, 23, 24, 26-40 ТЕРмр-2001-41 СПб — капитальный ремонт и мо­дернизация оборудования лифтов УР Сборник укрупненных сметных норм и расценок на конструкции и виды работ в жилищно-гражданском строительстве. Дополнения к сборнику (выпуск 1)
Читайте также:  Незаконное строительство что это

Рис. 1.3. Состав сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве Российской Федерации и Санкт-Петербурга 2001г.

В связи с этим РЦЦС СПб скорректировал Общие указания по применению ТЕР-2001 СПб, ТЕРр-2001 СПб и ТЕРм-2001 СПб, включая размеры коэффици­ентов, учитывающих усложняющие факторы при производстве работ. [1]

Положительным моментом в развитии сметно-нормативной базы 2001 г. явля­ется разработка территориальных единичных расценок на ремонтно-реставрационные работы (ТЕрр-2001 СПб).

В соответствии с Порядком разработки, согласования, утверждения и введе­ния в действие территориальных строительных норм Санкт-Петербурга (ТСН 10-301-2003 СПб) от 07.07.2003 г. РЦЦС СПб разработаны и утверждены прика­зом Министерства культуры РФ от 01.07.2003 г. № 930 Территориальные еди­ничные расценки на ремонтно-реставрационные работы по объектам культурного наследия (памятникам культуры) Санкт-Петербурга и пригородов (ТЕРрр-2001 СПб) в составе 4 томов: от земляных работ до реставрации и воссоздания янтар­ного набора предметов декоративно-прикладного искусства.

При составлении смет на ремонтно-реставрационные работы используются также нормативы, принятые Комитетом экономического развития, промышлен­ной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга. Распоряжением от 23.06.2003 г. № 26-р «Об утверждении размеров лимитированных затрат, включа­емых в сметную документацию на ремонтно-реставрационные работы по объек­там культурного наследия (памятникам культуры) Санкт-Петербурга и пригоро­дов» (приложение 16).

1.3. Основные требования и правила разработки сметной документации

Основные требования к проектированию, составлению смет и строительству из­ложены в строительных нормах и правилах (СНиП). Этот государственный нор­мативный документ состоит из четырех частей, каждая из которых делится на главы.

Часть 1 «Строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование»

содержит главы относительно:

• номенклатуры, основных размеров и требований к качеству строительных материалов и деталей;

• указаний по выбору и применению строительных материалов, деталей и конструкций в зависимости от класса зданий и сооружений;

• основных правил перевозки, хранения и приемки строительных материалов, деталей и конструкций.

Часть 2 «Нормы строительного проектирования» содержат главы, касаю­щиеся:

• основных положений по:

♦ классификации зданий и сооружений;

♦ единой модульной системе;

♦ строительной климатологии и геофизике;

♦ строительным конструкциям и основаниям;

♦ естественному и искусственному освещению;

♦ нагрузкам и воздействиям;

♦ строительству в сейсмических районах и др.;

• норм проектирования конструкций:

♦ каменных и армокаменных;

♦ бетонных и железобетонных;

♦ оснований зданий и сооружений и др.;

♦ генеральных планов промышленных предприятий;

♦ планировки и застройки населенных мест;

♦ жилых, общественных и промышленных зданий;

♦ наружного и внутреннего водопровода;

♦ морских и речных гидротехнических сооружений;

♦ железных и автомобильных дорог;

♦ мостов, труб и тоннелей.

♦ Часть 3 «Правила производства и приемки строительных работ» содержит:

• общие положения по организации и механизации строительства и организа­ции строительных работ;

• правила производства строительных работ;

• требования к качеству строительных работ и основные допуски;

• правила промежуточной и окончательной приемки строительных работ, а также указания по приемке в эксплуатацию предприятий, зданий и соору­жений.

Часть 4 «Сметные нормы и правила» содержит:

• правила определения сметной стоимости строительных материалов, деталей и конструкций;

• правила определения сметной стоимости эксплуатации строительных ма­шин;

• определение средств на оплату труда;

• правила определения лимитированных и прочих затрат, включаемых в сме­ты на строительство;

• правила разработки и применения сметных норм и др.;

• сборники сметных норм и расценок (приложения к СНиП).

Относительно СНиП следует добавить, что в связи с принятием Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2006 г., в соответ­ствии с которым будут разработаны регламенты стандартов, в том числе по смет­ному нормированию, все части СНиП в настоящее время носят рекомендатель­ный характер.

Согласно «Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и со­ставе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооруже­ний» (СНиП 11-01-95), сметная документация является составной частью проекта на возведение строительной продукции и входит в проект отдельным разделом.

Проект — это комплекс инженерных решений, оформленных в виде комплекта инженерно-экономических документов, расчетов, позволяющих судить о целесообразности и качестве будущего здания или сооружения. Он включает поясни­тельную записку, чертежи и сметы.

Работу по проектированию выполняют по договору с заказчиком проектные, проектно-строительные организации и другие юридические и физические лица, имеющие лицензионные права на проектирование.

Проектирование осуществляется в одну или две стадии. При одностадийном проектировании разрабатывается рабочий проект на технически несложные и типовые здания. Двухстадийное проектирование предусматривает разработку проекта и рабочей документации.

Рабочий проект разрабатывается на основании утвержденного задания на про­ектирование и представляет собой проект, совмещенный с рабочей документаци­ей. При двухстадийном проектировании сначала согласовывается и утверждает­ся проект, а затем разрабатывается рабочая документация.

По чертежам рабочей документации (рабочего проекта) составляются специ­фикации материалов, локальные и сводные ведомости потребности в материалах, конструкциях и изделиях (ВМ и СВМ), ведомости ресурсов и объемов работ, ло­кальные и объектные сметы, выполняются все строительно-монтажные работы (СМР) по запроектированному объекту.

Проектирование осуществляется на основе исходно-разрешительной докумен­тации, архитектурно-планировочного задания (АПЗ) Комитета по градострои­тельству и архитектуре (КГА) региона, задания на проектирование и других ис­ходных данных.

КГА выдает АПЗ на проектирование по заявке заказчика (инвестора) в месяч­ный срок со дня регистрации заявки.

Вместе с утвержденным заданием на проектирование заказчик передает проек­тировщику исходные данные, необходимые для проектирования в соответствии с договором.

Государственные службы, отраслевые ведомства и другие заинтересованные организации предоставляют технические условия и требования для проектиро­вания объекта по заявке заказчика в срок не более 15 дней со дня регистрации заявки, часть которых используется при предпроектной подготовке строитель­ства объекта — ТЭО или ТЭР стоимости проекта для обоснования экономиче­ской целесообразности проектирования и строительства.

Сметная документация в составе проекта разрабатывается в соответствии с тре­бованиями СНиП 81-01-2004 («Инструкция о порядке определения стоимости строительной продукции на территории РФ»), МДС 81-35.2004 и начинается с краткой пояснительной записки и сводного сметного расчета стоимости строи­тельства.

Правительство РФ Постановлением от 27.12.2000 г. № 1008 утвердило «Поло­жение о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроитель­ной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации», в со­ответствии с которым проектная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе независимо от источников финансирования и фор­мы собственности объектов.

До утверждения и экспертизы проектная документация подлежит обязатель­ному представлению на рассмотрение:

• главному архитектору Санкт-Петербурга;

• в Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Санкт-Петербурга (ЦГСЭН);

• в Управление государственной инспекции безопасности дорожного движе­ния (ГИБДД);

• в Управление садово-паркового хозяйства (УСПХ).

Государственную экспертизу проектов застройки и проектной документации на строительство объектов на территории Санкт-Петербурга проводят:

• Северо-Западный филиал государственной экспертизы проектов МЧС РФ (по соответствующим объектам);

• Служба Государственного строительного надзора и экспертизы в соответ­ствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.10. 2004 г. № 1747;

• специализированные государственные экспертные организации.

Экспертиза объектов государственного значения проводится в Главном управ­лении государственной вневедомственной экспертизы (Главгосэкспертизе Рос­сии).

В соответствующих министерствах и ведомствах действуют отраслевые экс­пертные подразделения.

Основная цель экспертизы — контроль соблюдения государственных норм и правил. Продолжительность проведения государственной и специализирован­ных экспертиз устанавливается договором, но не, должна превышать 30 дней. Для особо сложных объектов продолжительность экспертизы может быть увеличена, но не более чем на 10 дней.

По результатам экспертизы составляется заключение, которое является обяза­тельным документом для исполнения заказчиками, проектными, подрядными и другими заинтересованными организациями.

Работы по экспертизе предпроектной и проектной документации оплачивают­ся заказчиком с отнесением данных затрат на главу 12 сводного сметного расчета стоимости строительства по нормативам от стоимости проектных и изыскательс­ких работ (графы 7 и 8).

Источник: poisk-ru.ru

Рейтинг
Загрузка ...