Контрольная работа № 1 выполняется в виде письменных ответов на поставленные преподавателем вопросы.
При изложении материала используется лекционный курс, учебная и нормативно-справочная литература. Контрольную работу рекомендуется начинать с заполнения задания.
Порядок выполнения задания
Излагается в форме описания методики формирования сметных цен на строительные материалы, изделия и конструкции в текущем уровне цен в соответствии с перечисленными вопросами раздела 3 «Содержание работы» настоящих методических указаний со ссылками на используемую литературу.
Содержание работы
Теоретическая часть должна включать введение, содержать краткие ответы по темам, перечень которых приводится ниже:
1. Сметные цены на материалы, изделия и конструкции. Понятие, состав.
3. Состав сметной цены на строительные материалы.
4. Определение транспортной схемы перевозки строительных материалов. Виды транспортных схем.
5. Подразделение строительных материалов по условиям ценообразования.
Виды цен и ценообразование (теория)
6. Методология ценообразования привозных и местных строительных материалов в базисном уровне цен (2001 г.).
7. Виды оптовых цен, их характеристика.
8. Определение затрат на перевозки строительных материалов автотранспортом.
9. Определение затрат на тракторные перевозки строительных материалов.
10. Порядок определения затрат на железнодорожные перевозки.
11. Определение затрат на погрузо-разгрузочные работы.
12. Калькуляция транспортных расходов. Понятие, порядок формирования.
13. Определение затрат на тару, упаковку и реквизит.
14. Заготовительно-складские расходы. Понятие, порядок их расчета.
15. Порядок составления калькуляции сметных цен на строительные материалы.
16. Составление сборника сметных цен на строительные материалы.
17. Определение текущего уровня сметных цен на строительные материалы.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Введение
В составе сметной стоимости строительно-монтажных работ стоимость строительных материалов занимает от 40 до 75 % (особенно в жилищно-гражданском строительстве). Характерная черта формирования стоимости строительных материалов – её зависимость от разнообразных условий перевозки материалов от поставщиков до стройки и большой удельный вес транспортных расходов в сметной цене строительных материалов.
В данных методических указаниях подробно излагается методология формирования сметных цен на строительные материалы и в соответствии с заданием выполняются расчеты по определению сметных цен на строительные материалы в базисном (2001 г.) и текущем уровнях цен.
Определение сметной стоимости материалов изделий и конструкций. Общие положения
В период либерализации экономики в 1990-е годы на смену жесткому государственному регулированию сметного ценообразования в строительстве пришла система свободных (договорных) цен, формируемых совместно заказчиком и подрядчиком. Но чтобы прийти к соглашению о цене, стороны должны руководствоваться единым подходом к определению стоимости строительства.
УТ 11 Ценообразование Виды цен
Поэтому и в этих условиях сохранилась необходимость регулирования ценообразования в строительстве как в части методики составления смет, так и системы сметных нормативов. Начиная с 1992 г. эту работу проводил Госстрой России, после его ликвидации в 2004 г. эти функции перешли к Министерству регионального развития Российской Федерации. Регулирование вопросов ценообразования в субъектах Федерации осуществляют Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС). В своей работе они руководствуются Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) [12].
Сметные цены на материалы определяют нормативную сумму затрат (на установленную единицу измерения) франко-приобъектный склад строительной площадки.
Сметные цены на материалы предназначены для определения сметной стоимости строительно-монтажных, ремонтно-строительных работ и применяются при составлении сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, а также при разработке расценок на конструкции и виды работ. При составлении смет, в зависимости от согласованных с заказчиком условий, стоимость материалов, изделий и конструкций для строительных работ может приниматься в базисном (на 01.01.2000 г.) или текущем уровнях цен на основании:
· сборников (каталогов) средних сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений федерального, территориального или отраслевого уровней;
· фактических текущих сметных цен, которые формируются по условиям поставки (комплектации) конкретных объектов строительства на основании данных бухгалтерского, складского и производственного учета, а по материалам поставки заказчика – по данным заказчика;
· различных справочно-информационных материалов, «банков цен» на материалы, прайс-листов.
Сборники (каталоги) сметных цен на материалы разрабатываются на основе МДС 81-2.99 [5] и по своему назначению подразделяются на федеральные, территориальные, отраслевые.
Федеральный сборник сметных цен на материалы разработан в уровне цен для базового района страны (Московская область), а транспортные расходы, включая заготовительно-складские, приняты в размере 13 % от оптовой цены.
Территориальные сборники на материалы включают в свой состав набор материалов, применяемых в соответствующем регионе, и разрабатываются для административно-территориальных единиц Российской Федерации (регионов).
Отраслевые сборники на материалы включают в свой состав набор материалов, используемых для производственных объектов, и разрабатываются для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горнокапитальное, газопроводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и т.д.). Отраслевые сборники на материалы, привязанные к местным условиям строительства, предназначены для составления сметной документации по специализированным стройкам.
Источник: megalektsii.ru
Основы ценообразования и его особенности в строительстве
Известно, что строительство представляет собой процесс последовательного выполнения многочисленных работ, которые подразделяются на общестроительные и специальные. Для выполнения любых строительных работ требуются материальные и трудовые ресурсы, включающие материалы (м 3 , т, шт. и др.), затраты труда рабочих (чел.-ч), машины и механизмы (маш.-ч).
Потребность в указанных ресурсах определяется на основе сметных норм на измеритель работ, объемы которых указаны в рабочих чертежах проектной документации. Нормы расхода ресурсов могут быть государственными, отраслевыми, территориальными и фирменными.
Произведение норм расхода ресурсов на цены ресурсов и объемы работ дает сумму прямых затрат в сметной стоимости работ. Прямые затраты на единицу измерения работы называются сметной единичной расценкой.
В строительном деле, однако, прямых затрат недостаточно. Требуются еще затраты на организацию, управление и обслуживание строительства — так называемые косвенные, накладные, расходы. Сумма прямых затрат и накладных расходов образует сметную себестоимость — издержки производства на выполнение строительных работ.
Формирование цены на любую продукцию себестоимостью не завершается. Подрядчику (исполнителю работ) необходима, еще нормативная, сметная, прибыль на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование работников. Кроме того, при необходимости начисляется резерв средств на непредвиденные работы и затраты.
Окончательное решение по выбору нормативов и метода определения стоимости строительной продукции принимается заказчиком и подрядчиком в договоре строительного подряда.
Для определения сметной стоимости работ и затрат составляются локальные сметы, на основе которых разрабатываются объектные сметы и сводный сметный расчет стоимости строительной продукции в целом. При этом главным условием является правильное и обоснованное составление смет с последующей квалифицированной экспертизой (проверкой) выполненных сметных расчетов.
Глава 1
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Основы ценообразования и его особенности в строительстве
Для составления и проверки смет необходимо владеть основами сметного дела в строительстве. Сметное дело вытекает из теоретических основ ценообразования.
В условиях конкурентной рыночной экономики цена любого товара, в том числе цена рабочей силы, формируется под воздействием основного закона рынка — закона спроса и предложения. В качестве примера можно привести цены на нефть и жилье. При увеличении спроса растет цена барреля нефти. В последнее время в Москве и Санкт-Петербурге в результате снижения объемов предложений в связи с проблемами получения земельных участков и.соответствующего увеличения спроса, в том числе за счет расширения ипотечного и простого кредитования, наблюдается значительный рост цен на рынке строительства жилья.
В цене как центральной экономической категории рынка отражается вся система ценообразующих факторов: динамика издержек (затрат) производства (себестоимости), монополизация рынка, коррупционные явления, соотношение спроса и предложения и др.
Цены могут быть регулируемыми и договорными. Государственное (административное) регулирование цен осуществляется на продукцию так называемых естественных монополий (железнодорожный транспорт, газ, энергетика, связь, услуги жилищно-коммунального хозяйства). На остальные товары (работы, услуги) производители устанавливают свободные (договорные) цены. Различают оптовые (для крупных партий товаров) и розничные (для продажи товаров мелкими партиями) цены.
Кроме того, в зависимости от отраслевых особенностей применяют следующие виды цен:
• отпускные цены на промышленную продукцию;
• закупочные цены на продукцию сельского хозяйства;
• сметные цены в строительстве;
• тарифы на перевозки грузов и услуги связи;
• тарифы на электроэнергию;
• тарифы и цены на жилищно-коммунальные, бытовые и другие платные услуги.
В общем виде формула ценообразования имеет следующее классическое выражение:
где W— цена продукции (работ, услуг); с — стоимость материальных ресурсов (материалы, топливо, электроэнергия, амортизация и др.), т. е. стоимость прошлого труда, овеществленная в материальных ресурсах; v — заработная плата, размер средств на оплату труда работников, участвующих в изготовлении продукции (стоимость живого труда, стоимость рабочей силы);т — прибавочный продукт, прибавочная стоимость, прибыль предпринимателя (работодателя); (с + v) — себестоимость продукции (издержки производства); (v + m) — вновь созданная стоимость, добавленная к стоимости материальных ресурсов живым трудом работников.
В строительстве ценообразование имеет общие для всех отраслей принципы и единый методический подход. В условиях рынка оно проходит определенные этапы (рис. 1.1).
Определение объекта ценообразования | Изучение спроса и предложения | Анализ издержек производства и реализации | Анализ цен конкурентов | Выбор метода ценообразования | Установление договорной цены |
Рис. 1.1. Этапы ценообразования
Чаще используют три метода ценообразования,
основанные на издержках производства, спросе покупателей и ценах конкурентов.
В современном жилищном строительстве, например, преобладают два последних метода. Себестоимость (издержки производства), как известно, растет в пределах инфляции (около 12% в год), а рост цен на жилье под воздействием спроса опережает рост себестоимости многократно, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.
В условиях неопределенности рыночной экономики покупатели, диктующие спрос, знают, что недвижимость является надежным способом сохранения и приумножения средств (доходов).
Цены растут не только на жилье. Наблюдается также постоянный рост цен и тарифов на квартплату, топливо, транспортные перевозки, телефон, электроэнергию и т. д. В связи с этим, а не в результате роста производительности труда, как должно быть, вынужденно растут заработная плата и пенсии.
Строительная продукция отличается спецификой и имеет индивидуальный характер. Этим обусловлены особенности ценообразования в строительстве, основные из которых заключаются в следующем:
• в формировании цены на строительную продукцию одновременно участвуют проектировщик, заказчик и подрядная организация;
• стоимость строительной продукции в значительной мере зависит от места строительства, региональных и природно-климатических условий;
• особенности учета сметной прибыли и формирования стоимости эксплуатации машин и механизмов;
• стоимость строительной продукции определяется сметой, составляемой на основе проекта (чертежей, спецификаций), сметных норм, расценок и других данных.
Особенности финансирования и кредитования строительства связаны в первую очередь с длительностью возведения зданий и сооружений.
В сметном деле используют два понятия: смета и сметный расчет. Смета является более точной ценой и составляется на основе объемов работ по рабочей документации (РД) или рабочим чертежам (РЧ). Сметные расчеты составляются на предпроектной или проектной стадии, когда рабочая документация еще не разработана и объемы работ окончательно не определены.
Цена на строительную продукцию определяется инвестором и подрядчиком в процессе заключения и исполнения договора подряда на строительство. Заказчик-инвестор для переговоров с подрядчиком предварительно разрабатывает (самостоятельно или с помощью проектировщика) инвесторскую смету (расчеты по определению стартовой цены). В свою очередь, подрядная организация для обоснования предложений по договорной цене составляет сметные расчеты (калькуляции издержек производства) подрядчика.
Свободная (договорная) цена обеспечивает подрядчику возврат издержек производства и причитающуюся прибыль в размере обусловленной нормы, а инвестору (заказчику) — определение объема инвестиций на строительство объекта. При этом договорная цена может определяться как на основе сметной стоимости, так и по соглашению сторон с использованием соответствующих нормативов.
Используемые сметно-нормативная база и метод формирования цены определяются инвестором и подрядчиком в процессе переговоров и фиксируются в договоре подряда (приложение 19).
Договорная цена формируется, как правило, на основании согласованных и утвержденных методических документов в строительстве (МДС) в виде методик, методических указаний (рекомендаций) и нормативной документации. Пользуясь единым подходом в части методики составления смет и определения сметных нормативов, стороны приходят к соглашению.
Регулирование вопросов ценообразования в субъектах Российской Федерации осуществляют региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС).
1.2. Современная методическая и нормативная база
определения стоимости строительной продукции
Составление смет в строительстве требует разработанной и согласованной методической и сметно-нормативной базы. В условиях развития рыночных отношений, начиная с 1992 г., Госстрой России проводил работу по выпуску нормативных документов для определения стоимости строительной продукции: свода правил (СП), руководящих и методических документов в строительстве (РДС, МДС). По мере совершенствования сметного дела Госстрой Российской Федерации постановлением от 08.04.2002 г. № 16 «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве» с 01.09.2003 г. отменил сметно-нормативные базы 1984 и 1991 г. и обязал перейти на новую сметно-нормативную базу 2001 г. в ценах по состоянию на 01.01.2000 г.
Основные составляющие современной методической и сметно-нормативной базы определения стоимости строительной продукции показаны на рис. 1.2
Действующая в настоящее время система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные, отраслевые, территориальные, а также фирменные сметные нормативы и расценки. Основным государственным методическим документом является новая Методика Госстроя России по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004, далее Методика).
Методика принята и введена в действие с 9 марта 2004 г. вместо Свода правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94), Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99) и ряда других МДС и методических указаний.
В Методике даны общие сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, положения по определению стоимости строительства, порядок составления сметной документации и определения стоимости строительства в составе предпроектных проработок.
В восьми приложениях к Методике приведен ценный материал по рекомендуемым коэффициентам для учета в сметах влияния условий производства работ, предусмотренных проектами, даны единые образцы (взамен форм) сметных документов, показана расшифровка основных видов прочих работ и затрат, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства, уточнены другие вопросы составления смет. Существенные изменения внесены Методикой в перечень основных видов прочих работ и затрат по главам 1 и 9, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства (приложение 17).
Вместе с тем не все то, что было пересмотрено, есть в новой Методике (в частности, «Порядок определения сметных затрат по оплате труда рабочих»).
Госстроем России приняты также новые Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004), введенные в действие с 12 января 2004 г. вместо МДС 81-4.99. Методика исчисления сумм накладных расходов в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, естественно, сохранилась, но изменены многие нормативы, как укрупненные, так и по видам работ. В МДС 81-33.2004 дополнительно даны нормативы накладных расходов по видам ремонтно-строительных работ. Внесены изменения и в структуру накладных расходов по статьям затрат. Все изменения нашли отражение в приложениях 6-8.
Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001) сохранились, за исключением материала приложения 3 к ним (нормативы сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ), которые с выходом письма Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству «О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве» от 18.11.2004 г. № АП-5536/06 утратили силу.
В настоящее время по нормативам сметной прибыли на строительные, монтажные, ремонтно-строительные и ремонтно-реставрационные работы следует руководствоваться данными документов в приложениях 9,10,16.
В практической работе для строителей весьма полезны Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций (МДС 83-1.99). Документ разработан в соответствии с решением Госстроя России от 24.02.1999 г. № 5 «О ходе выполнения работ по реформированию сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве». В Методических рекомендациях отражены практические предложения по оплате труда работников строительных организаций в соответствии с договорными ценами, сметами на строительство и договорами подряда. В них также приводятся: общая нормативно-расчетная база определения средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство; база организации заработной платы в строительно-монтажных и ремонтно-строительных организациях; методы определения размера средств на оплату труда, характеристика систем и форм оплаты труда, принципы разработки и применения единой тарифной сетки для оплаты труда работников любой строительной организации с конкретными примерами.
Достаточно ценным с практической точки зрения является материал приложений к МДС 83-1.99 (перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, районные коэффициенты к заработной плате работников по регионам Российской Федерации и др.).
Отметим также Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (МДС 81-3.99). Они разработаны структурными подразделениями Госстроя России во главе с Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления в строительстве, приняты и введены в действие с 01.01.2000 г. постановлением Госстроя России от 17.12.1999 г. № 81. В них подробно, с конкретными примерами расчетов освещены все вопросы разработки сметных норм и расценок в расчете на 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин и механизмов. Даны рекомендуемые показатели годового режима работы строительных машин и автотранспортных средств в маш.-ч и поправочные коэффициенты по температурным зонам. На основе приведенного в МДС 81-3.99 методического материала можно решать любые вопросы, касающиеся затрат машинного времени в маш.-ч и стоимости эксплуатации машин в расчете на 1 маш.-ч, включая оплату труда рабочих, управляющих машинами (руб.).
Перечень других нормативных документов по строительству, используемых в сметном нормировании, приведен в списке литературы в конце этой книги.
В новой структуре федеральных органов исполнительной власти бывший Госстрой России с 01.12.2004 г. вошел в состав Министерства регионального развития Российской Федерации в качестве Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Вопросами ценообразования и сметного нормирования в строительстве занимается соответствующий департамент, а по регионам — региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) и комитеты по строительству при администрациях регионов.
Основным нормативным документом в строительстве, как известно, являются СНиП (Строительные нормы и правила) в 4 частях.
Действующая система ценообразования и сметного нормирования включает ч. 4 СНиП — Сметные нормы и правила, Государственные федеральные сметные нормативы и другие нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.
Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, цен и расценок, объединенных в различные сборники.
Отдельной сметной нормой называется совокупность ресурсов (затраты труда рабочих в чел.-ч, время работы строительных машин в маш.-ч, потребность в материалах в натуральных показателях), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ.
Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества материальных и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения единицы измерения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям (расценкам).
Состав и потребность ресурсов в сметных нормах должны соответствовать современному техническому уровню в строительном производстве, прогрессивным проектным решениям с использованием достижений промышленности строительных материалов. Сметные нормы, как и нормы затрат труда, должны быть технически и экономически обоснованы, отражать реальные условия выполнения работ. Использование сметных норм и расценок начинается в проектных организациях при разработке проектно-сметной документации, проекта организации строительства (ПОС) и проекта производства работ (ППР).
Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных условиях. При выполнении работ в особых условиях к соответствующим элементам сметных норм и расценок применяются коэффициенты, приводимые как в приложении 1 МДС 81-35.2004, так и в Общих указаниях к сборникам расценок.
• Суммарный результат умножения элементов сметной нормы на соответствующие цены ресурсов дает единичную расценку — стоимость прямых затрат на измеритель работы (см. рис. 1.2).
Сметные нормативы подразделяются на государственные (федеральные), производственно-отраслевые, территориальные и фирменные. При этом различают элементные (на единицу измерения ресурсов и работ) и укрупненные (на комплекс работ и относительные показатели в процентах) нормативы. Соответственно составляются единичные (на измеритель работ) и укрупненные (на комплекс работ) расценки.
К действующим элементным сметным нормам относятся:
• государственные элементные (ГЭСН-2001);
• территориальные элементные (ТЭСН);
• единичные расценки (прямые затраты на единицы измерения работ) в сборниках федеральных единичных расценок (ФЕР-2001), территориальных единичных расценок (ТЕР-2001);
• сметные цены в сборниках цен на материалы, изделия, конструкции; цены на перевозки грузов для строительства; средние сметные цены на основные строительные ресурсы (сборники «ССЦ», «Стройка», «Строймаркет» и др.).
К действующим укрупненным сметным нормативам относятся:
• относительные сметные нормативы, выраженные в процентах и коэффициентах:
♦ нормативы сметной прибыли (общеотраслевые и по видам работ);
♦ нормативы накладных расходов по основным видам строительства и видам работ;
♦ сметные нормы затрат на строительство и разборку временных титульных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001, ГСНр 81-05-01-2001);
♦ сметные нормы дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001, ГСНр 81-05-02-2001);
♦ резерв средств на непредвиденные работы и затраты (п. 4.96 МДС 81-35.2004);
♦ индексы (коэффициенты) изменения стоимости работ, устанавливаемых к базовому уровню цен;
• укрупненные сметные нормативы, расценки и показатели стоимости (сборники и удельные показатели):
♦ укрупненные показатели на виды работ (УПВР);
♦ укрупненные показатели базисной стоимости на виды работ (УПБС BP);
♦ укрупненные показатели базисной стоимости строительства зданий и сооружений (УПБС);
♦ прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС);
♦ укрупненные сметные нормативы (УСН) и расценки (УР) на здания, сооружения, конструкции и виды работ;
♦ укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР);
♦ укрупненные расценки на конструкции и виды работ жилищно-гражданского строительства (УР-2001 СПб);
♦ прейскурант на наружные сети водопровода и канализации (ПР-2001 СПб);
♦ укрупненные показатели базисной стоимости строительства по объектам-аналогам (УПБС-2001);
♦ дельные показатели стоимости строительства (УПСС) в текущих ценах, публикуемые в официальных изданиях, например в журнале «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве» (ЦиСН) РЦЦС СПб.
Основными элементными сметными нормами являются нормы сборников ГЭСН-2001. Они предназначены для определения состава и потребностей материальных и трудовых ресурсов на измеритель работ. Используются в сметных расчетах ресурсным методом и разработки единичных расценок. ГЭСН-2001 обязательны для всех предприятий и организаций, осуществляющих строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. В других случаях они могут иметь рекомендательный характер.
Показатели ГЭСН-2001 могут служить основой для разработки производственных норм расхода материалов и их списания.
Состав сметно-нормативной базы 2001 г. в строительстве показан на рис. 1.3. Здесь следует обратить внимание на издание новых сборников на многие виды работ как на федеральном, так и территориальном уровне.
Кроме того, вышли следующие новые указания:
1.МДС 81-36.2004 — Указания по применению ФЕР-2001 на строительные и специальные строительные работы.
2.МДС 81-37.2004 — Указания по применению федеральных единичных расценок на монтажные работы (ФЕРм-2001).
3. МДС 81-38.2004 — Указания по применению федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы (ФЕРр-2001).
Сборники государственных элементных сметных норм(ГЭСН-2001) на виды работ | Территориальные элементные сметные нормы (ТЭСН) | Сборники единичных расценок в сметных ценах на 01.01.2000 г. | ||||||
Федеральные (ФЕР-2001, ФЕРр-2001, ФЕРм-2001, ФЕРп-2001) | территориальные на виды работ | |||||||
строительные (ГЭСН-2001 | ремонтно-строительные (ГЭСНр-2001) | монтаж-ные (ГЭСНм- 2001) | пускона- ладочные (ГЭСНп- 2001) | Строительные (ТЕР-2001) | Ремонтно-строительные и ремонтно-реставрационные (ТЕРр-2001 иТЕРрр-2001) | Монтажные (ТЕРм-2001) | ||
ГЭСН-2001-01-24, 24-29, 29-33, 34, 35, 36, 36-41, 37-47, 42^*7 Дополнения и изменения к сборникам ГЭСН-2001. Выпуски 1,2 | ГЭСНр-2001 с № 51 по № 62 (ч. I), с № 63 по №69 (ч. II) Комплект, части I и II вместе | ГЭСНм-2001-01-12, 14-17, 19-20, 21-24, 26-41 Изменения и дополнения кГЭСНм-2001. Выпуск 1 | ГЭСНп- 2001-01- Комплект ГЭСНп 01-09 Изменения и дополнения к ГЭСНп-2001. Выпуск 1 | ТЭСН, ТСН, ЭСНр и др.КЦЦС и РЦЦС-СПб | На строительные работы ФЕР-2001: МДС 81-36.2004 — Указания по применению ФЕР-2001 на строительные и специальные строительные работы ФЕР-2001-01-05, 05-47 На ремонтно-строительные работы ФЕРр-2001: МДС 81-38.2004 — Указания по применению ФЕР на ремонтно-строительные работы. ФЕРр-2001 в одном томе На монтажные работы ФЕРм-2001: МДС 81-37.2004 — Указания по применению ФЕР на монтажные работы. ФЕРм-2001-02, 03, 05-12, 14-17, 20. 23, 24, 26-41 На пусконаладочные работы ФЕРп-2001: Указания по применению ФЕРп-2001. ФЕРп-2001-01-09 | Общие указания по применению ТЕР- 2001 СПб. ТЕР-2001-01, 04,05, 05-20, 22-24, 24, 26-36 Комплект «Гидротехнические работы». ТЕР-2001 -36-41 ТЕР-2001-42-47 Дополнения и изменения к сборникам ТЕР-2001 СПб. Выпуски 1, 2 | ТЕРр-2001 СПб Сборники с № 51 по № 69 (в одном томе) ТЕРрр-2001 СПб Комплект (4 тома) Том1:ТЕРрр-2001-01-05 Том 2: ТЕРрр-2001 -06-12 Том З: ТЕРрр-2001-13-20. 22 Том 4: ТЕРрр-2001-21, 23-30 | Общие указания по применению ТЕРм- 2001 СПб. ТЕРм-2001-01-12, 15-17, 23, 24, 26-40 ТЕРмр-2001-41 СПб — капитальный ремонт и модернизация оборудования лифтов УР Сборник укрупненных сметных норм и расценок на конструкции и виды работ в жилищно-гражданском строительстве. Дополнения к сборнику (выпуск 1) |
Рис. 1.3. Состав сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве Российской Федерации и Санкт-Петербурга 2001г.
В связи с этим РЦЦС СПб скорректировал Общие указания по применению ТЕР-2001 СПб, ТЕРр-2001 СПб и ТЕРм-2001 СПб, включая размеры коэффициентов, учитывающих усложняющие факторы при производстве работ. [1]
Положительным моментом в развитии сметно-нормативной базы 2001 г. является разработка территориальных единичных расценок на ремонтно-реставрационные работы (ТЕрр-2001 СПб).
В соответствии с Порядком разработки, согласования, утверждения и введения в действие территориальных строительных норм Санкт-Петербурга (ТСН 10-301-2003 СПб) от 07.07.2003 г. РЦЦС СПб разработаны и утверждены приказом Министерства культуры РФ от 01.07.2003 г. № 930 Территориальные единичные расценки на ремонтно-реставрационные работы по объектам культурного наследия (памятникам культуры) Санкт-Петербурга и пригородов (ТЕРрр-2001 СПб) в составе 4 томов: от земляных работ до реставрации и воссоздания янтарного набора предметов декоративно-прикладного искусства.
При составлении смет на ремонтно-реставрационные работы используются также нормативы, принятые Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга. Распоряжением от 23.06.2003 г. № 26-р «Об утверждении размеров лимитированных затрат, включаемых в сметную документацию на ремонтно-реставрационные работы по объектам культурного наследия (памятникам культуры) Санкт-Петербурга и пригородов» (приложение 16).
1.3. Основные требования и правила разработки сметной документации
Основные требования к проектированию, составлению смет и строительству изложены в строительных нормах и правилах (СНиП). Этот государственный нормативный документ состоит из четырех частей, каждая из которых делится на главы.
Часть 1 «Строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование»
содержит главы относительно:
• номенклатуры, основных размеров и требований к качеству строительных материалов и деталей;
• указаний по выбору и применению строительных материалов, деталей и конструкций в зависимости от класса зданий и сооружений;
• основных правил перевозки, хранения и приемки строительных материалов, деталей и конструкций.
Часть 2 «Нормы строительного проектирования» содержат главы, касающиеся:
• основных положений по:
♦ классификации зданий и сооружений;
♦ единой модульной системе;
♦ строительной климатологии и геофизике;
♦ строительным конструкциям и основаниям;
♦ естественному и искусственному освещению;
♦ нагрузкам и воздействиям;
♦ строительству в сейсмических районах и др.;
• норм проектирования конструкций:
♦ каменных и армокаменных;
♦ бетонных и железобетонных;
♦ оснований зданий и сооружений и др.;
♦ генеральных планов промышленных предприятий;
♦ планировки и застройки населенных мест;
♦ жилых, общественных и промышленных зданий;
♦ наружного и внутреннего водопровода;
♦ морских и речных гидротехнических сооружений;
♦ железных и автомобильных дорог;
♦ мостов, труб и тоннелей.
♦ Часть 3 «Правила производства и приемки строительных работ» содержит:
• общие положения по организации и механизации строительства и организации строительных работ;
• правила производства строительных работ;
• требования к качеству строительных работ и основные допуски;
• правила промежуточной и окончательной приемки строительных работ, а также указания по приемке в эксплуатацию предприятий, зданий и сооружений.
Часть 4 «Сметные нормы и правила» содержит:
• правила определения сметной стоимости строительных материалов, деталей и конструкций;
• правила определения сметной стоимости эксплуатации строительных машин;
• определение средств на оплату труда;
• правила определения лимитированных и прочих затрат, включаемых в сметы на строительство;
• правила разработки и применения сметных норм и др.;
• сборники сметных норм и расценок (приложения к СНиП).
Относительно СНиП следует добавить, что в связи с принятием Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2006 г., в соответствии с которым будут разработаны регламенты стандартов, в том числе по сметному нормированию, все части СНиП в настоящее время носят рекомендательный характер.
Согласно «Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (СНиП 11-01-95), сметная документация является составной частью проекта на возведение строительной продукции и входит в проект отдельным разделом.
Проект — это комплекс инженерных решений, оформленных в виде комплекта инженерно-экономических документов, расчетов, позволяющих судить о целесообразности и качестве будущего здания или сооружения. Он включает пояснительную записку, чертежи и сметы.
Работу по проектированию выполняют по договору с заказчиком проектные, проектно-строительные организации и другие юридические и физические лица, имеющие лицензионные права на проектирование.
Проектирование осуществляется в одну или две стадии. При одностадийном проектировании разрабатывается рабочий проект на технически несложные и типовые здания. Двухстадийное проектирование предусматривает разработку проекта и рабочей документации.
Рабочий проект разрабатывается на основании утвержденного задания на проектирование и представляет собой проект, совмещенный с рабочей документацией. При двухстадийном проектировании сначала согласовывается и утверждается проект, а затем разрабатывается рабочая документация.
По чертежам рабочей документации (рабочего проекта) составляются спецификации материалов, локальные и сводные ведомости потребности в материалах, конструкциях и изделиях (ВМ и СВМ), ведомости ресурсов и объемов работ, локальные и объектные сметы, выполняются все строительно-монтажные работы (СМР) по запроектированному объекту.
Проектирование осуществляется на основе исходно-разрешительной документации, архитектурно-планировочного задания (АПЗ) Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) региона, задания на проектирование и других исходных данных.
КГА выдает АПЗ на проектирование по заявке заказчика (инвестора) в месячный срок со дня регистрации заявки.
Вместе с утвержденным заданием на проектирование заказчик передает проектировщику исходные данные, необходимые для проектирования в соответствии с договором.
Государственные службы, отраслевые ведомства и другие заинтересованные организации предоставляют технические условия и требования для проектирования объекта по заявке заказчика в срок не более 15 дней со дня регистрации заявки, часть которых используется при предпроектной подготовке строительства объекта — ТЭО или ТЭР стоимости проекта для обоснования экономической целесообразности проектирования и строительства.
Сметная документация в составе проекта разрабатывается в соответствии с требованиями СНиП 81-01-2004 («Инструкция о порядке определения стоимости строительной продукции на территории РФ»), МДС 81-35.2004 и начинается с краткой пояснительной записки и сводного сметного расчета стоимости строительства.
Правительство РФ Постановлением от 27.12.2000 г. № 1008 утвердило «Положение о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации», в соответствии с которым проектная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе независимо от источников финансирования и формы собственности объектов.
До утверждения и экспертизы проектная документация подлежит обязательному представлению на рассмотрение:
• главному архитектору Санкт-Петербурга;
• в Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Санкт-Петербурга (ЦГСЭН);
• в Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД);
• в Управление садово-паркового хозяйства (УСПХ).
Государственную экспертизу проектов застройки и проектной документации на строительство объектов на территории Санкт-Петербурга проводят:
• Северо-Западный филиал государственной экспертизы проектов МЧС РФ (по соответствующим объектам);
• Служба Государственного строительного надзора и экспертизы в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.10. 2004 г. № 1747;
• специализированные государственные экспертные организации.
Экспертиза объектов государственного значения проводится в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы (Главгосэкспертизе России).
В соответствующих министерствах и ведомствах действуют отраслевые экспертные подразделения.
Основная цель экспертизы — контроль соблюдения государственных норм и правил. Продолжительность проведения государственной и специализированных экспертиз устанавливается договором, но не, должна превышать 30 дней. Для особо сложных объектов продолжительность экспертизы может быть увеличена, но не более чем на 10 дней.
По результатам экспертизы составляется заключение, которое является обязательным документом для исполнения заказчиками, проектными, подрядными и другими заинтересованными организациями.
Работы по экспертизе предпроектной и проектной документации оплачиваются заказчиком с отнесением данных затрат на главу 12 сводного сметного расчета стоимости строительства по нормативам от стоимости проектных и изыскательских работ (графы 7 и 8).
Источник: poisk-ru.ru