Стационарные цирки и цирки Шапито всегда имеют круглую форму и центрально расположенный манеж диаметром 13 —14 м («Правила строительного надзора», § 96 и далее). Имеются также цирки с двумя-тремя манежами, расположенными в ряд.
Местоположение цирков, устройство в них мест для сидения и стояния, проходов и т.п. регламентируется в основном теми же указаниями, которые относятся к театрам. Отступлением от этих указаний является требование о размещении зрительских мест, которые разделяются на самостоятельные концентрические ярусы, отделенные друг от друга надёжными барьерами.
Каждый ярус делится на отсеки радиально расположенными проходами со ступенями. В нижнем ярусе может быть не более восьми ступенчатых рядов, в остальных — не более шести. Число мест на участке между проходами не может быть больше 16. Глубина рядов со скамьями для сидения ≥ 90 см. Уровень пола верхнего ряда мест не может быть выше уровня земли более чем на 15 м. Ширина лестничных маршей от 1,25 до 2,50 м; лестницы следует устраивать из расчета 1 м ширины маршей на каждые 125 зрителей.
Как это устроено. Цирк
К манежу ведут 2 — 4 прохода: один из зрительного зала и другой из конюшен, которые в свою очередь должны иметь выходы на улицу или сообщаться с улицей по проезду шириной ≥ 4м.
Источник: arx.novosibdom.ru
ЗДАНИЯ ЦИРКОВ
устраивается кольцо, в котором монтируется колосниковая решетка для подвески и крепления гимнастической аппаратуры.
Амфитеатр с рядами мест для зрителей окружает манеж сплошным кольцом. Уклон амфитеатра определяется условиями видимости всего манежа с каждого места и является одним из наиболее крутых среди зрелищных сооружений [2]. Уровень пола манежа и уровень первого ряда амфитеатра находятся на одной отметке.
Помещение для оркестра проектируется в виде эстрады над главным осевым проходом со стороны, противоположной артистическому проходу. Над помещением для оркестра располагается осветитель-ская ложа. Это продиктовано ориентацией на выход артистов.
Кольцевой осветительский мостик служит для размещения на нем прожекторов, обеспечивающих освещение манежа и подкупольного пространства.
Особенности технологии цирковых представлений диктуют ряд требований к размещению производственных помещений. Помещения для животных проектируются с естественным освещением и могут быть расположены только на уровне отметки пола манежа.
Архитектурная композиция цирка может иметь два ярко выраженных типа построения: двухчастное решение с четким членением на основной объем зрелищной части и примыкающий к нему с противоположной стороны от главного входа блок производственных помещений; решение единым компактным объемом.
Передвижной цирк Как это сделано
Источник: studref.com
Цирк (здание)
Цирк (лат. circus ) — вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление, как правило, на арене специального здания (круглой формы с высоким куполом). Основой циркового искусства считается демонстрация необычного (эксцентрика) и смешного; характерной принадлежностью современного цирка является демонстрация фокусов, пантонимы, клоунады, исключительных способностей, часто связанных с риском (шпагоглотание, огнеглотание, физическая сила, акробатика, прыжки), дрессированных животных. Цирковая труппа может постоянно базироваться в городе и иметь определённое здание, большую роль в истории жанра играл бродячий цирк.
История
Римский цирк
У древних римлян цирк («круглое здание») — это одно из основных римских «зрелищ», место прежде всего конских скачек и состязаний в скорости езды на колесницах, а впоследствии и некоторых других зрелищ (единоборства гладиаторов (включая венаторов — дресировщиков, формально тоже считавшихся гладиаторами, несмотря на то, что они не сражались), травли зверей и т. п.), происходивших в известные праздничные дни и называвшихся ludi circenses. Цирк играл в Риме большую общественную роль, сохранявшуюся также в первые века Византии.
Средние века
После распада Римской империи цирк мало-помалу потерял своё значение главного места для развлечения народа. Внук Хлодвига I, Хильперик, король франков, построил в Париже и Суассоне цирки, где давались народу различные представлении, но последние особенного успеха не имели, и потому цирки вскоре были заброшены и сломаны. Получившие в Средние века значительное развитие мистерии и, наконец, театральные представления, в собственном смысле этого слова, окончательно подорвали значение цирка как общественного увеселения.
XIX век
Цирк современного типа появился впервые лишь в конце XVIII в. во Франции. Создателями его явились два английских наездника, отец и сын Астлеи. В 1774 г. они выстроили в Париже, в предместье Temple, круглую залу, названную ими цирком, и стали давать здесь представления, состоявшие из различных упражнений на лошадях и акробатических.
Преемники Астлеев, итальянцы Франкони, вскоре выстроили новый цирк уже на 2700 человек. Они ввели в программу представлений ещё и пантомимы, а также борьбу диких зверей между собой и с собаками. Из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе.
В XIX в. в цирках, все равно, выстроены ли они на 500 зрителей или на 5000, пространство, оставляемое для арены, имело одни и те же размеры. Объяснялось это профессиональной необходимостью. Арена цирка отделялась от поднимающихся кругом неё амфитеатром мест для публики небольшим, довольно широким барьером, высота которого должна была быть такова, чтобы лошадь среднего роста могла, положив копыта передних ног на барьер, продолжать двигаться задними ногами по арене. В двух противоположных пунктах арены, покрытой обыкновенно слоем песка или опилок толщиной в 6—8 см, этот барьер разбирался для образования проходов при впуске и выпуске лошадей; когда лошадь была на арене, барьер был закрыт.
Представления с дрессированными животными начали даваться в цирке с конца XIX в. К концу века постоянные цирки существовали почти во всех столицах и главных городах Западной Европы и России. Лучшими считались цирки Парижа (фр. Cirque d’hiver , Cirque d’été и др.). Кроме того, по Западной Европе и России постоянно кочевало весьма значительное число подвижных цирков.
В Италии XIX века не было постоянных цирков, но зато большая часть наиболее значительных театров была устроена так, что партер мог быть превращён в цирковую арену. Наибольшее распространение цирки получили в Испании, где сохраняется с античности коррида.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Современный цирк
Современные цирковые искусства включают клоунаду, акробатику, эквилибристику (удержание равновесия при неустойчивом положении тела, на проволоке, шаре и др.), музыкальную эксцентрику, иллюзионизм, пантомиму, интермедию и др.
Цирковые специальности, помимо работы с животными, включают в себя разнообразные акробатические и гимнастические дисциплины, в том числе: хождение по канату, воздушную гимнастику, например, номера на трапеции и различные наземные упражнения.
Клоунада — наиболее сложный цирковой жанр. Клоун мастерски владеет несколькими дисциплинами, и его участие в «чужих» номерах — популярное явление в любом цирке.
Источник: dic.academic.ru
Цирк, цирк, цирк… В России стартовала федеральная программа реконструкции цирковых комплексов
Shutterstock/FOTODOM
Проектами в Иркутске, Волгограде, Екатеринбурге, Воронеже и Твери открылась федеральная программа реконструкции цирковых комплексов. Публично-правовая компания (ППК) «Единый заказчик в сфере строительства», выступающая фактически единым оператором программы, заключила контракты по всем пяти зданиям государственных цирков. Сегодня эти объекты, построенные около 50 лет назад, обветшали и морально устарели, зачастую находятся в состоянии, не позволяющем осуществлять их нормальную эксплуатацию и эффективно использовать площади. В рамках новой концепции цирки должны стать не просто местами проведения шоу и представлений, но и центрами культурной жизни в своих городах.
Подрядчикам ППК предстоит провести обследование зданий, разработать концепцию модернизации с учетом потребностей цирков, выполнить проектирование и произвести сами строительные работы. Затраты на комплексную реконструкцию всех пяти цирков составят более 7 млрд рублей. Важно заметить, что контракты на выполнение реконструкции цирков заключены «под ключ». По словам генерального директора ППК «Единый заказчик в сфере строительстве» Карена Оганесяна, реализация проектов по этому принципу является наиболее эффективной.
«В настоящее время проводятся обследование зданий и оценка состояния конструкций и инженерных систем, — пояснила директор департамента по строительству объектов культуры компании Наталья Зарубина. — Параллельно осуществляются разработка и согласование архитектурно-планировочных решений, исходя из потребностей артистов цирка и нормативных требований. До конца года планируется согласовать концепцию, а также разработать и утвердить проекты». После этого начнутся активные строительно-монтажные работы, завершение которых намечено к концу 2024 года, а открытие модернизированных цирков — на 2025 год.
В ходе реконструкции необходимо не только обновить здания цирков, но и установить современное оборудование, позволяющее запускать и использовать сложные и уникальные программы выступлений. Немаловажно для артистов и то, что новые мультимедийные системы будут унифицированы и удовлетворят требования всех гастролирующих цирков.
Особо отметим, что текущее состояние зданий требует замены инженерной инфраструктуры и систем безопасности. Реконструкция должна решить и этот вопрос: после завершения работ все цирки будут полностью отвечать современным нормативам безопасности массовых и развлекательных мероприятий.
Еще одним важным принципом планируемой реконструкции станет обеспечение современных условий содержания животных. Для этой цели при проектировании будут учтены действующие современные нормативные документы по содержанию животных, включающие в себя требования к технической и планировочной организации зданий цирка.
Учитывая объемы предполагаемых работ, очевидно, что без участия федерального правительства и заказчика местные власти не смогут выполнить столь масштабное и сложное обновление цирков. В частности, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев позитивно оценил внимание федеральных властей к этим проектам. «Екатеринбургский государственный цирк — одно из самых любимых мест подрастающего поколения свердловчан. Отрадно, что сегодня на федеральном уровне цирку Екатеринбурга уделяется повышенное внимание. Мы с нетерпением ждем реализации проекта по его реконструкции», — подчеркнул глава региона.
Карен Оганесян, генеральный директор ППК «Единый заказчик в сфере строительства»:
«Для себя мы приняли решение, что эффективнее всего управлять проектом по принципу «под ключ». Это предполагает проектирование, строительство и поставку оборудования в одном контракте с единым исполнителем. Такой подход позволяет значительно сократить сроки реализации проекта и финансовые издержки, а также более эффективно контролировать качество выполняемых работ»
7 млрд рублей будет потрачено на реконструкцию цирков в Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске и Твери
Источник: stroygaz.ru
ИСТОРИЯ ЦИРКА
Прошлое волнует нас не меньше будущего. Ведь именно там, в прошлом, можно увидеть ответы на многие вопросы, познакомиться с великими людьми, прикоснуться к знаковым событиям.
Предлагаем вам прокатиться сегодня на самой настоящей машине времени. И очутиться там, где все только начиналось. Узнать, где и как зарождалось это великое и так восхищающее нас цирковое искусство.
Мы с вами окажемся далеко-далеко, за многие тысячи лет отсюда. Вы слышите рев трибун? Видите это бесчисленное скопление людей? Там, наверху, в специальной ложе уже ждет начала император со своей свитой и внимательно смотрит на арену. Поспешим, буквально через секунду в эти огромные ворота с ревом и под улюлюканье публики на огромной скорости влетят 12 колесниц, запряженных лошадьми!
Представление начинается!
Восторженные овации, шквал аплодисментов и бесконечный восторг зрителей. Цирк неизменно вызывает у нас бурю эмоций. И так было всегда. Но, безусловно, все течет, все меняется. И со времен своего возникновения цирк претерпел немало изменений.
Сегодня мы приглашаем вас в невероятное путешествие во времени — туда, где все только начиналось. В те далекие времена, когда на земле еще существовали великие империи. Именно тогда и появился первый в истории человечества цирк.
Все дороги ведут в Рим. И неудивительно, что история цирка как такового начинается именно в этом вечном городе. Нет, зачатки циркового искусства существовали и в Древнем Китае, и в Древнем Египте, у народов Азии и Африки: исторические артефакты рассказывают нам о жонглерах и акробатах, дрессированных животных при дворце великих правителей.
Испанцем Кортесом был обнаружен музей монстров у вожака древних ацтеков, а на наскальной фреске фараона Хнумхотепа II можно увидеть изображения девушек, выполняющих акробатические упражнения. Но именно в Риме появился прообраз того самого цирка, который мы знаем и любим сегодня: зрелищное представление на круглой арене, неизменно собирающее тысячи восхищенных зрителей. Что и говорить, древние римляне знали толк в развлечениях!
Как водится, вначале было слово: “сircus” в переводе с латинского означает фигуру безо всяких углов. Существует также мнение, что слово “цирк” произошло от имени колдуньи Цирцеи Гомера, превратившей в свиней товарищей Одиссея. Ведь “circenses” означает игры в древнеримском цирке, то есть то самое представление и цирковые номера. А превращения Цирцеи и были вполне себе цирковыми номерами.
Появление цирка неразрывно связано с культурой и образом жизни, традициями и обычаями. Сражения и войны — неотъемлемая часть жизни древних римлян, а как еще отпраздновать победу, если не грандиозным пиршеством и празднеством? Так появились гонки на колесницах и бои гладиаторов, неизменно прославляющие великих императоров и империю.
Примерно в период 500-600 лет назад до н.э. Луций Тарквиний провел первое “цирковое представление” — а именно соревнования между наездниками на колесницах — на новом месте: в удобной долине длиной около 600 метров и шириной 150 метров. Считается, что именно этому римскому правителю мир обязан появлением Большого цирка — Circus Maximus, ставшего легендой на века.
Его называют Большим, Великим, гигантским — и это действительно так. Как вы думаете, какое число зрителей вмещал этот цирк? Это сложно даже представить. Но мы сохраним интригу и расскажем об этом в самом конце статьи.
До 329 года до н.э. никаких специализированных построек и укреплений в цирке не было. После в оформлении Большого цирка стали появляться статуи, сиденья, ворота, клетки для зверей и другие атрибуты. Первоначально состязания проводились по длине долины: участники должны были проехать ее вдоль, от одного конца до другого, развернуться и проделать обратный путь.
Но в период правления Юлия Цезаря на территории долины был вырыт канализационный канал, над которым образовался холм. Этот холм создавал препятствие на пути колесниц, и траектория их движения была изменена: именно с тех пор они стали ездить по кругу. И арена цирка навсегда стала круглой. Это добавило зрелищности представлениям, ведь колесницы довольно часто заваливались на поворотах.
Все последующие правители улучшали и совершенствовали цирк, добавляя в его убранство роскоши и помпезности. Достраивали арки, места для зрителей, императорские ложи, различные строения для торговцев, ворота и обелиски. Но Великий цирк был не единственным в Римской империи, хотя и самым большим и самым известным. В то время в Риме насчитывалось 3 цирка.
Несмотря на жестокость и кровавость римских игр, их очень любили и уважали, ведь это было практически единственным развлечением того времени такого масштаба и зрелищности. Великий цирк просуществовал почти 6 веков, последние игры на нем состоялись в 529 году.
Представления древнеримских цирков включали в себя и такие “номера”, как бега и упражнения на лошадях. Но основная роль в них, конечно, отводилась гладиаторским боям, соревнованиям на колесницах и травле животных, а также боям животных между собой. В перерывах между соревнованиями гладиаторов нередко показывали какие-то комические сценки с участием животных или выступления джигитов. Цирки того времени были живым воплощением политики властей Рима: грандиозные представления и шикарные пиршества как нельзя лучше олицетворяли лозунг “хлеба и зрелищ”. Обустройство и проведение таких зрелищ и пиршеств требовало огромных усилий и подготовка к ним занимала больше 2-х месяцев.
В появившихся амфитеатрах, в том числе и римском Колизее, представления стали более разноплановыми и многожанровыми. Поединки гладиаторов и звероборцев по-прежнему занимали в них основную часть. Существовали специальные школы, где будущих гладиаторов обучали искусству рукопашного боя и умению фехтовать.Но появились и номера, более близкие к современному цирковому искусству: на аренах амфитеатров выступали дрессированные животные, демонстрировали ловкость рук акробаты, жонглеры и фокусники. В представлениях участвовали оркестры и танцоры.
Особо стоит выделить древнеримский пантомим: сольный танец одного актера, в котором тот, попеременно играя то мужскую, то женскую роль, воплощал на сцене мифологические сюжеты. В отличие от современной пантомимы, римский пантомим не был беззвучным: целый хор певцов “аккомпанировал” игре актера.
Спектакль нескольких актеров, наполненный танцем и музыкой, назывался пиррихией, число участников в нем могло достигать ста человек. Этот спектакль отличался также невероятными световыми и зрелищными эффектами: в процессе представления на сцене могла появиться летательная машина, родник, гора, а потом все это исчезало в мгновение ока. Действо было чрезвычайно эмоциональным и выразительным, игра актеров насыщена чувственным подтекстом и эротическим смыслом. Пантомимисты — и мужчины, и женщины — пользовались небывалой любовью и популярностью, за ними бегали восторженные почитатели и даже высокопоставленные особы окружали их поистине царским почетом и обожанием.
После развала Римской империи пришел конец и Великому цирку. Ставшие модными и популярными театральные постановки и представления, невероятно красочные и пышные, вытеснили кровавые и жестокие цирковые зрелища. Примечательно, что несмотря на то, что прошла уже не одна тысяча лет, место, на котором прежде был Великий цирк, до сих пор не застроено. Тут и сегодня проводятся концерты и различные фестивали. И есть в этом особое удовольствие: прикоснуться к миру искусства и музыки в том месте, где когда-то ступала нога Юлия Цезаря, Нерона, Константина Великого и других знаменитых римлян.
Позже один из наследников короля франков Хлодвига 1 попытался открыть цирк в Париже, где зрители могли увидеть выступления акробатов, жонглеров и клоунов, но представления не завоевали большой любви и популярности зрителей. И попытка с треском провалилась. Мистерии и театральное искусство приобретали все больший размах, отодвигая на задний план развитие цирка.
Само цирковое искусство, разумеется, не исчезло совсем: при всех королях и правителях большую роль играли придворные шуты и дрессированные зверинцы. Еще в 4 веке до нашей эры в Египте появились те, кто поражал публику невероятными возможностями человеческого тела, ловкостью рук и артистизмом — бродячие артисты, канатоходцы и жонглеры, которых горячо любила публика.
В то время, когда цирки терпят крах, бродячие артисты, которые особо никогда не теряли своей популярности, выходят на первый план и становятся главными действующими героями на различных праздниках и ярмарках. Жизнь уличных артистов не отличалась стабильностью, несмотря на обожание публики и интерес со стороны царских особ: сегодня они могли купаться в роскоши и аплодисментах, а завтра — впасть в немилость.
Нередко это происходило и по вине самих артистов, которые начинали злоупотреблять своим особым положением. Тем не менее именно из числа бродячих артистов зародились и продолжили свою историю немало известных цирковых династий. В 15-16 веках начинаются сильные и массовые гонения бродячих артистов: их обвиняют в колдовстве, магии, связью с темными силами. Это вынуждает их скрываться в различных тайных обществах, масонских ложах и прочих подобных объединениях, где они продолжают развивать свое искусство, тайно пользуясь помощью покровителей.
Но все же в этот период цирк как отдельно взятое направление был практически в зачаточном состоянии.
В 1683 году англичанин Сэндлер — который торгует лекарственной травой — устраивает для привлечений клиентов бесплатные представления, похожие на выступления бродячих артистов: публику развлекают бродячие акробаты и жонглеры.Театр Сэндлера начинает пользоваться популярностью, постепенно в программу выступлений добавляются выступления канатоходцев и номера с лошадьми. Подобные театры начинают постепенно появляться повсеместно в Европе: хотя публике недостает размаха и зрелищности древнеримских игр, она с восхищением восторгается ловкими трюками наездников, акробатов и жонглеров.
Но если бы не один предприимчивый англичанин, не видать бы нам сегодня цирка как своих ушей. Дело в том, что примерно с 16 века в Европе большую популярность начинают приобретать школы верховой езды. В которых не только муштровали будущих наездников, но и обучали акробатическим номерам на лошадях.
Во второй половине 17 века кавалерист Филипп Астлей (Philip Astley), прекрасный наездник и довольно предприимчивый человек, открывает школу верховой езды. И начинает давать платные представления, на которых не только демонстрируются трюки конной акробатики и мастерство верховой езды, но и в перерывах между заездами выступают клоуны, жонглеры и дрессированные собаки.
Эти представления приобретают все большую известность и популярность, и довольно скоро шоу Астлея начинает выезжать на гастроли за пределы родного города. В 1770 он был приглашен во Францию и демонстрировал свое искусство перед самим королем Людовиком XV. Астлей покупает небольшой участок земли в районе современного вокзала Ватерлоо в Лондоне и строит там манеж под открытым небом наподобие римских амфитеатров: посередине круглая арена, а вокруг нее многоярусные трибуны для зрителей. Так появился первый стационарный цирк.
Безусловно, Астлей не был единственным и у него довольно быстро появились подражатели. Но именно его называют “праотцом” современного цирка, ведь его заслуга в развитии циркового искусства несказанно велика. Он первый представил новую программу, где были не только выступления на лошадях, но и другие артисты и жанры. В его цирке наравне с мужчинами стали выступать и женщины.
И именно Филипп Астлей рассчитал, что идеальный диаметр манежа должен быть 13 метров: при таком размере арены лошадь бежит по кругу под определенным углом и создается центробежная сила, которая помогает наезднику удерживаться на спине лошади. Помимо перечисленных заслуг, Филиппу Астлею принадлежит еще одна: именно с него и его сына начинается традиция цирковых династий.
Что интересно, сам Астлей называл свой цирк исключительно “амфитеатром”. И печально, что после закрытия в 1897 году последнего цирка сержанта Астлея, в Англии остался всего один стационарный цирк. Который тоже был закрыт в 1909 году и с тех пор в Лондоне, ставшем когда-то колыбелью циркового искусства, по сей день больше нет ни одного стационарного цирка.
В течение жизни талантливый и одаренный англичанин Филипп Астлей открывает еще 19 цирков по всей Европе. И один из них в Париже — первый цирк в этом городе. Джон Астлей, наследник Филиппа, успешно управлял цирком и сам выступал на манеже. Но война между Англией и Францией помешала его успешной цирковой карьере и Джон поспешно покинул Францию.
Во время его отсутствия цирк заняла труппа итальянцев Франкони. Они построили новое здание большей вместимостью и доработали программы выступлений, добавив в них борьбу диких зверей, пантомимы и различные акробатические номера. Практически все цирки того времени именовались “амфитеатрами”, это было емкое и понятное название.
Однако в 1806 году Наполеон 1, предпочитавший театральное искусство и считающий его высшим из искусств, издает указ, в котором запрещает называть “театром” простые и “приземленные” конные представления. И в 1807 году братья Франкони открывают первое здание, на вывеске которого черным по белому написаны 4 заветные буквы: “цирк”. С Парижа и с этого момента началось триумфальное развитие и шествие цирка по миру. Потомки итальянцев Франкони и сегодня работают на манеже, а парижские цирки считаются лучшими в мире.
19 век продолжил тенденцию развития циркового искусства. Стационарные цирки начали появляться во многих городах и странах мира. Очень распространенными становятся передвижные цирки-шапито. Программы выступлений расширяются и дополняются все новыми и новыми номерами, появляется образ клоуна в рыжем парике.
Нарабатывается все больше и больше спортивных трюков, требующих большой ловкости, отточенной техники и физической подготовки. При подготовке номеров и на выступлениях начинают использовать дополнительное оборудование и реквизит: трапецию, кольца, мостик и страховочную сетку вместо специальных матов для приземления.
В 1859 году в парижском цирке французский воздушный гимнаст Леотар впервые показывает воздушный номер “полет с трапеции на трапецию”. Его имя примечательно также тем, что оно до сих пор в обиходе: так называют спортивный купальник для тренировки гимнастов и других спортсменов (от английского “leotard” — купальник). Именно в таком костюме выступал Жюль Леотар.
Выступление Леотара дало толчок развитию воздушного искусства: многие артисты начали подражать, пытаясь усовершенствовать и “перепрыгнуть” трюк Леотара. Это приводит не только к изменениям в программе выступлений, но и к реконструкциям, меняет подход к строительству зданий цирка: для исполнения номеров в воздухе необходим купол сферической формы. Качественно другими становятся и выступления канатоходцев, благодаря тому, что на замену пеньковому канату приходит прочный металлический трос. В начале 20 века появляется подкидная доска, которая позволяет создавать акробатам еще более зрелищные и эффектные номера. Технический прогресс способствует еще большему усложнению цирковой программы и добавляет в нее яркие спецэффекты.
В 1873 году в Америке открывается цирк Барнума, дающий представление одновременно на 3-х манежах. В Париже в 1886 году строится цирк, арена которого постепенно заполняется водой для последующих номеров.
Что касается России, то считается, что в нашей стране до 1806 года были только отголоски циркового искусства, проявляющиеся в выступлениях уличных бродячих артистов. А расцвет цирка приходится на эпоху правления Николая 1, который сам был отличным наездником и крайне любил театральные постановки и другие зрелищные представления.
В 1849 году появляется первый стационарный цирк в Санкт-Петербурге, но он будет “благополучно” уничтожен пожаром в 1859 году. В 1873 году братья Никитины строят новый стационарный цирк в Пензе, в 1876 году — в Саратове, а после — в Казани, Киеве и других городах.
Торжественное открытие первого в Российской империи каменного цирка состоялось в 1877 году — в Санкт-Петербурге начинает работу цирк под руководством Гаэтано Чинизелли (Gaetano Ciniselli), имевшем тесные дружественные и не только связи с царской семьей. Что и позволило ему построить цирк на крайне льготных условиях и полном попечительстве царственных особ. Цирк Чинизелли считался аристократическим, завоевал небывалую популярность и билеты на представления выкупали за год. Кстати, этот цирк жив до сих пор, правда, полностью реконструирован и носит название Петербургского государственного цирка.
Программы цирка продолжали меняться и теперь больше походили на “сборную солянку” из отдельных номеров, не связанных между собой единым смыслом. Зато могли удовлетворить вкусу любого зрителя и по возрасту, и по социальному положению: здесь были и демонстрация красоты и физической мощи в борьбе силачей, красота и изящность — в выступлениях красавиц-канатоходок и гимнасток, дрессированные звери, смешные и любимые многими клоуны. Верховая езда и трюки на лошадях остались в программах, но занимали гораздо меньшую их часть и были всего лишь одним из многочисленных номеров. Именно разнообразие и разноплановость номеров программы становится главным преимуществом цирка по сравнению с другими увеселительными мероприятиями.
20 век со своим техническим прогрессом привел сильных конкурентов цирковому искусству: появилось кино, мюзиклы, а потом и телевидение, позволяющее насладиться разнообразными зрелищами, не выходя из дома.
Но, несмотря на это, цирк и сегодня остается величайшим и любимейшим из искусств. И дело не в том, что артисты цирка могут изрядно пощекотать нервы зрителям, исполняя “смертельный номер”. И даже не в том, что смеясь над глупостью и чудачествами клоунов, мы где-то узнаем себя и смеемся над собой.
Просто и тогда, и сейчас цирк — это постоянное стремление к совершенству и дорога к мечте. Это гордость и преклонение перед смелостью и талантом, упорством и трудолюбием. Цирковые артисты не соревнуются между собой и не ведут борьбу за призы. Их цель — это эстетическая красота, демонстрация чувств и возможностей человека.
Цирк — это восторг и восхищение теми, кто смог прикоснуться к чуду и преодолеть невозможное. Цирк — это увидеть своими глазами, что выйти за пределы обыденности и совершить невероятное можно. Если очень захотеть.
Именно поэтому цирк всегда собирает многочисленные залы благодарных и восторженных зрителей. И только размеры самих цирков сегодня не позволяют собирать залы в 350 с лишним тысяч зрителей, как когда-то в древнеримском Императорском цирке, ставшим началом начал великого циркового искусства.
Источник: artareaproject.ru