отрасль растениеводства, занимающаяся выращиванием цветочно-декоративных растений для получения цветов на срезку, высадки их в садах, парках, скверах, для внутреннего украшения помещений. В зависимости от назначения и состава растений различают Ц. открытого и закрытого (теплицы, оранжереи, парники) грунта. В открытом грунте возделывают приспособленные к местным условиям многолетние и однолетние цветочные культуры (флоксы, пионы, ирисы, анютины глазки, шалфей, лобелию, петунию и др.). В закрытом грунте выращивают теплолюбивые растения (розу, гвоздику, цикламен), комнатные растения (пальмы, кактусы, алоэ, аспарагусы), проводят зимнюю выгонку сирени, тюльпанов и др. (см. Выгонка растений).
Ц. занимаются с глубокой древности. Священные рощи Древней Греции изобиловали розами, гвоздиками, нарциссами, лилиями, маками, маргаритками, примулами и др. цветочными растениями. Садовники Древнего Египта и Месопотамии в течение всего года выращивали розы, ландыши, маки; в папирусах упомянуты любимые цветы египтян — лотос, лилия, мирта, резеда. В Древнем Риме увлечение декоративными садами с красивоцветущими растениями (розами, крупноцветным левкоем, гвоздикой и др.) было очень велико. Римляне ввозили цветы из Греции, Египта, Карфагена и Индии.
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ КОМНАТНОГО ЦВЕТОВОДСТВА!!!
В Древней Руси цветниками славились монастырские сады, сады князей и бояр, называвшиеся «раем» или «райгородами». Много цветов было в усадьбе основателя Москвы Юрия Долгорукого. В саду Московского Кремля в 16—17 вв. выращивали махровые пионы, белые и жёлтые лилии, алые мальвы, жёлтые и лазоревые ирисы, тюльпаны, нарциссы и др. цветочные растения.
С 17 в. в Москве известны махровые розы. В начале 18 в. в России стали создавать архитектурные сады и парки с цветниками — Летний сад (1704) в Петербурге, сады Петергофа (1714—25), позднее парки в Царском Селе, в крупных подмосковных имениях — Архангельском, Останкино и др., а в 18—19 вв. — и за пределами Петербурга и Москвы (например, Алупкинский и Ливадийский парки на Южном берегу Крыма). Крупное любительское Ц. было сосредоточено в основном в помещичьих и городских усадьбах; промышленным Ц. и продажей цветов и их семян занимались в России главным образом иностранные фирмы.
За годы Советской власти Ц. достигло значительных успехов. Этому способствовал ряд постановлений партии и правительства, связанных с реконструкцией и благоустройством городов, промышленных центров, рабочих посёлков, сельских населённых пунктов, с развитием озеленения (см. Озеленение населённых мест) и садово-паркового строительства.
В 1950—70 созданы крупные оранжерейно-тепличные комбинаты, цветоводческие хозяйства (в Москве, Ленинграде, Краснодарском крае, в Крыму, на Кавказе, в Прибалтике, Сибири и др.), выращивающие цветы на срезку, рассаду, семенной и посадочный материал. Промышленным Ц. занимаются многие овощные тепличные комбинаты, а также колхозы и совхозы.
На многих промышленных предприятиях созданы «зелёные цехи», в которых выращивают цветочно-декоративные растения для внутризаводского озеленения. Значительно расширилась работа по селекции цветочных растений. Получено много новых сортов; некоторые из них были отмечены золотыми и серебряными медалями на международных выставках.
Дуй на стажировку: управление зелёного строительства
Больших успехов добились селекционеры, создавшие новые сорта роз (И. П. Ковтуненко, И. И. Штанько), сирени (Л. А. Колесников) и др. цветочно-декоративных растений. В 1957 было организовано государственное сортоиспытание цветочно-декоративных культур в РСФСР, а в 1964 — в общесоюзном масштабе. В 1975 на сортоучастках Государственной комиссии по сортоиспытанию с.-х. культур была дана оценка 2353 сортам, районировано 836 сортов.
Особенно много было сделано для развития Ц. в 9-й (1971—75) пятилетке. В основном определилась сеть хозяйств, занимающихся Ц., и их специализация, значительно изменен и расширен ассортимент цветочных растений, освоен выпуск теплиц с автоматическим регулированием температуры и влажности воздуха.
Совершенствовалась технология выращивания цветочно-декоративных культур, что дало возможность увеличить выход цветов с 1 м 2 в 1,5—2 раза (по сравнению с 1970), например к 1976 выпуск срезанных роз с 1 м 2 увеличен до 140 шт. Производство цветочных семян, которые в основном выращивают совхозы объединения «Союзсортсемовощ», за 1965—75 возросло в 8 раз (в 1975 заготовлено 751,6 ц). В ряде хозяйств внедрена новая технология выращивания гладиолусов на срезку в осенне-зимний период, позволяющая получать с 1 м 2 защищенного грунта 120—150 шт. (вместо 70—80 шт.) цветов. Наиболее развито промышленное Ц. в РСФСР, Прибалтике, на Украине, в республиках Средней Азии.
В РСФСР цветоводческие хозяйства объединения «Цветы» — основные поставщики посадочного материала цветочных растений для озеленения городов республики, а также срезанных цветов для продажи населению. В 9-й пятилетке совхозы объединения ежегодно выращивали около 0,5 млн. саженцев роз, до 4,5 млн. укоренённых черенков гвоздики, до 23 млн. луковиц тюльпанов, нарциссов и др., 35 млн. шт. цветов для срезки.
В хозяйствах построено свыше 1,2 млн. м 2 оранжерей и теплиц, созданы новые цветочные комбинаты, что позволит выпускать больше цветочной продукции зимой. Только в Москве выращено 214,6 млн. шт. цветов, в том числе 104,8 млн. в закрытом грунте. Ежегодно на Цветники в садах, парках, скверах столицы высаживают более 50 млн. шт. цветочной рассады. Ц. в РСФСР занимаются также хозяйства и научно-исследовательские учреждения министерства сельского хозяйства.
Цветоводы Латвии в 9-й пятилетке продали населению более 100 млн. шт. цветов, в основном роз, гвоздик, гладиолусов, цикламенов. Большинство их выращено в закрытом грунте. В 1971—75 построено 45 тыс. м 2 теплиц для выращивания цветов и декоративно-лиственных растений. Выделены хозяйства (в Риге, Тукумсе, Лиепае), специализирующиеся на размножении луковичных культур — нарциссов и тюльпанов.
Основные задачи Ц. в 10-й (1976—80) пятилетке: увеличить производство цветов, улучшить их ассортимент (путём выведения новых сортов и введения в культуру растений дикорастущей флоры) и качество семенного и посадочного материала; ликвидировать сезонность поступления цветочной продукции; уменьшить себестоимость продукции за счёт механизации посадки и ухода за растениями, особенно в защищенном грунте, и др. Научной работой в области Ц. в СССР занимаются научно-исследовательские институты плодоводства и садоводства, в которых созданы специальные отделы, ботанические сады (например, Главный ботанический сад АН СССР, Никитский ботанический сад), Академия коммунального хозяйства им.
К. Д. Панфилова, Станция декоративного садоводства, Московская с.-х. академия им. К. А. Тимирязева, специализированные совхозы (например, «Южные культуры» и «Цветы Кубани» в Краснодарском крае). Большую работу проводят секции обществ охраны природы, цветоводы-любители. Издаётся журнал «Цветоводство».
За рубежом Ц. развито во многих странах, особенно в европейских. В ФРГ, Нидерландах, Италии, Франции, Болгарии, Дании, Польше, ГДР и др. Ц. составляет важную отрасль экономики, а его продукция является предметом экспорта.
Например, Нидерланды, специализирующиеся на производстве луковиц тюльпана, гиацинта, нарцисса, ежегодно выращивают их более 2 млрд. шт. и около 850 млн. шт. экспортируют (1970). В ФРГ производят более 94 млн. шт. срезанных роз и 113 млн. шт. гвоздик (основные культуры), в Нидерландах соответственно 1170,5 млн. и 354,5 млн., Дании — 52,4 млн. и 16 млн. (1970). Большое внимание Ц. уделяется также в Японии, США, Индии, Мексике и др.
Лит.: Кланг И. И., Городское цветочное хозяйство. (Оранжереи и парники), М., 1953; Волошин М. П., Забелин И. А., Кормилицын А. М., Южное цветоводство, Симферополь, 1959; Киселев Г. Е., Цветоводство, 3 изд., М., 1964.
ежемесячный научно-производственный журнал министерства сельского хозяйства СССР. Издаётся в Москве с 1958 для агрономов-цветоводов, работников в области озеленения и декоративного садоводства, селекционеров, цветоводов-любителей и др. Освещает опыт работы цветоводческих хозяйств и секций цветоводства обществ охраны природы СССР, зарубежный опыт, публикует статьи о новинках селекции, механизации цветоводства, проекты цветников и т.п. Тираж (1977) 200 тыс. экз.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Источник: dic.academic.ru
Использование цветочно-декоративных растений в зеленом строительстве
7.2. Виды декоративно-цветочных оформлений в открытом грунте (клумбы (ковровые и цветочные), рабатки, арабески, бордюры, группы, одиночные (солитерные) посадки, миксбордер, модульные цветники).
7.3. Цветы в переносных контейнерах.
7.4. Рокарии (каменистые сады). Водоемы.
7.5. Вертикальное озеленение. Декоративные стенки и балконы.
Назначение цветников
Обязательным элементом любого зеленого строительства являются цветники, в которые входят клумбы, рабатки, группы, одиночные и другие посадки на фоне газона.
При проектировании цветника руководствуются главным принципом – подчинять цветочное оформление общей цели данного объекта озеленения, учитывать, у какого объекта его разбивают — Дворца культуры, мемориала, сквера, административного здания и т.д. В этом случае цветники должны привлекать внимание к архитектурному сооружению (монументу, зданию и пр.) и подчеркивать их особенности. Но может быть и другая цепь – создать у зрителя (отдыхающего) хорошее настроение благодаря красоте цветов, их окраске, форме, аромату. В этом случае не оформление подчиняют общему архитектурному замыслу, а, наоборот, архитектурные ансамбли и детали их подчеркивают многообразие форм растений, сливаются и гармонируют с ними.
Для лучшего выявления всех качеств цветов и других растений можно руководствоваться классическими приемами, называемыми некоторыми авторами стилями – регулярным (геометрическим, французским) и ландшафтным (английским).
Создание цветников состоит из проектирования и перенесения проектов в натуру. Проект цветочного оформления нельзя составлять оторвано от той территории, где намечается разбивка сквера, сада, парка и т. д.
Под цветником понимают площадь предназначенную для оформления различных объектов, на которой расположены газоны, дорожки, однолетние и многолетние цветущие и декоративно-лиственные растения, а так же малые архитектурные формы. Цветники служат для кратковременного отдыха и украшения и в зависимости от конфигурации участка могут быть различной формы – квадратной, овальной, прямоугольной, трапециевидной, неправильной формы и т. п.
Цветники состоят из клумб различного размера и формы, рабаток и бордюров на зеленом фоне газона. Их площадь колеблется от 5-20 м 2 до 1 га и более.
Источник: studopedia.ru
Программа элективного курса «Цветоводство и икебана» для основной общеобразовательной школы
Программа элективного курса «Цветоводство и икебана» включает 4 раздела:
Раздел 1. «Биологические основы цветоводства».
В этом разделе предусмотрено изучение закономерностей строения, роста и развития декоративных растений, их классификация.
Раздел 2. «Использование декоративных растений в зеленом строительстве».
Дается морфолого-биологическая характеристика декоративных растений открытого и защищенного грунта, изучаются основные формы цветочного оформления.
Раздел 3. «Декоративные растения в доме».
Знакомство с многообразием комнатных растений, условиями их выращивания.
Раздел 4. «Аранжировка цветов. Икебана».
Раскрываются основы технологии составления букетов и композиций.
На изучение программы данного курса отводится 17 часов, из которых 4 часа – экскурсия, 2 часа – практические занятия.
В результате изучения элективного курса учащиеся будут
иметь представление:
– о целях и задачах цветоводства;
– о современных технологиях в области промышленного и приусадебного цветоводства;
– об области и объектах профессиональной деятельности цветовода;
– об истории цветоводства;
– биологические основы цветоводства;
– ассортимент цветочных растений, используемый при озеленении объектов;
– биологию роста и развития цветочных растений;
– приемы цветочного оформления;
– пользоваться справочной литературой;
– осуществлять размножение, посевы, посадки цветов, уход за ними;
– выполнять комплекс работ по созданию цветников различных композиций;
– дарить цветы.
Содержание курса «Цветоводство и икэбана» разработано в соответствии с задачами данного курса, в нем раскрыты основные понятия и некоторые основополагающие приемы выращивания культурных цветочных растений. Курс содержит занимательный фактологический материал, углубляет и расширяет знания школьников о цветущих декоративных растениях.
Оценка знаний производится по системе «зачет/незачет».
Содержание программы элективного курса «Цветоводство и икебана»
Введение (3 часа, из них 2 часа – экскурсия).
Цветоводство и его роль в зеленом строительстве. Задачи цветоводства в благоустройстве городов и других населенных пунктов. Области и объекты профессиональной деятельности техника садово-паркового и ландшафтного строительства.
Экскурсия в Краснодарский государственный гуманитарно-технологический колледж (2 часа). (Специальность: 2605 «Садово-парковое и ландшафтное строительство». Квалификация: техник.)
Раздел 1. «Биологические основы цветоводства» (3 часа).
Строение декоративных травянистых растений.
Классификация декоративных травянистых растений по биологическим и хозяйственным признакам.
Требования декоративных растений к комплексу внешних условий: тепловой режим, водный режим, световой режим, воздушный режим, питание растений.
Основные способы размножения декоративных травянистых растений.
Основные приемы ухода за декоративными культурами.
Практическая работа № 1 «Размножение комнатных растений».
Раздел 2. «Использование декоративных растений в зеленом строительстве» (5 часов, из них 2 часа – экскурсия, 1 час – практическая работа).
Организация территорий цветочного хозяйства. Современные конструкции оранжерей и парников.
Однолетние декоративные травянистые растения (ковровые растения, вьющиеся цветочные растения, сухоцветы, горшечные растения).
Двулетние декоративные травянистые растения.
Многолетние декоративные травянистые растения, зимующие в открытом грунте.
Многолетние декоративные травянистые растения, не зимующие в открытом грунте.
Луковичные и клубнелуковичные культуры.
Красивоцветущие и декоративные кустарники открытого грунта.
Горшечные декоративно-лиственные и красивоцветущие растения.
Вечнозеленые растения.
Ампельные и вьющиеся растения.
Водяные растения.
Суккуленты.
Приемы цветочного оформления при создании цветников различных композиций.
Устройство цветника. Формы цветочных насаждений: партер, клумбы, рабатки, арабески, пристенные группы, свободнорастущие группы, бордюры, массивы, альпинарии, миксбордеры, бассейны, декоративные стенки, крытые переходы, беседки. Подбор растений для озеленения по времени цветения, по окраске цветков или листьев.
Типы газонов: луговой, мавританский, парковый, партерный.
Практическая работа № 2 «Закладка цветника и уход за ним».
Экскурсия в ботанический сад КубГУ. Видовое многообразие цветочно-декоративных растений их размещение на территории сада.
Раздел 3. «Декоративные растения в доме» (3 часа, из них 1 –практическая работа).
Роды и виды комнатных растений. Декоративнолистные растения. Горшки и другие сосуды для выращивания комнатных растений. Декоративнолистные растения в открытом грунте. Размножение семенами, черенками, воздушными отводками, наземными отводками, делением куста, детками.
Практическая работа № 3 «Паспортизация растений кабинета биологии».
Раздел 4. «Аранжировка цветов. Икебана» (3 часа).
История возникновения букета. Основы составления букетов и композиций. Заповеди икебана – японского искусства аранжировки цветов.
Стили композиций. Признаки правильно составленной композиции. Выбор цветовой гаммы.
Уход за композицией. Сроки срезки цветов и их сохранность. Обработка стебля. Восстановление свежести цветов. Требования к воде, воздуху, свету.
Совместимость и несовместимость цветов.
Композиции из сухих и искусственных цветов.
Размещение цветочных композиций в жилых помещениях. Умение дарить цветы. Зимний букет. Композиции для особых случаев. Символика и «язык» цветов. «Цветочные часы».
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
1. Бунин В. А. «Цветоводство. Практикум».– Львов: «Высшая школа», 1987 г.
2. Головкин Б. Н. «Декоративные растения СССР». – Москва: «Мысль»,1986г.
3. Клинковская Н. И., Пасечник В. В. «Комнатные растения» . – Москва: «Просвещение», 1986 г.
4. Николаенко Н. П. «Икэбана. Японское искусство аранжировки цветов». – Москва: «Изограф», 1996 г.
5. Рогожкин А. Г. «Энциклопедический словарь юного натуралиста». – Москва: «Педагогика», 1981 г.
6. Родина В. А. «Цветоводство в школе». – Москва: «Просвещение», 1974 г.
7. Смирнов Н. А. «Парники и теплицы в приусадебном хозяйстве». – Москва: «Россельхозиздат», 1981 г.
8. Федорук А. Т. «Справочник цветовода». – Минск: «Ураджай», 1984 г.
9. Хессайон Д. Г. «Все об аранжировке цветов». – Москва: «Кладезь-Букс», 2002 г.
10. Чувикова А. А. «Учебная книга цветовода». – Москва: «Колос», 1980 г.
11. Янтра Гельмут. «Комнатные растения». – Москва: «АСТ», 2003 г.
Источник: urok.1sept.ru