Дата начала строительства метро

Содержание

Мистическая станция Волоколамская, находящаяся между Тушинской и Щукинской (кто ездит в сторону Планерной наверняка замечал, что поезд резко набирает ход и идут столбы, столбы. )

Станции-призраки

Особый интерес составляют так называемые станции-призраки. Своды красивейшего в мире метрополитена таят под собой четыре закрытые станции Советскую на Замоскворецкой линии, Первомайскую на Арбатско-Покровской, Калужскую в здании депо на Калужско-Рижской и Волоколамскую на Таганско-Краснопресненской ветке.

Все они строились в разное время, и залы некоторых из них сейчас находятся в эксплуатации, хотя нога пассажира и не ступает там. Михайловские диггеры сумели досконально изучить эти территории, поэтому о них имеются определенные сведения. Советская была запроектирована на второй очереди метро на перегоне между Театральной и Маяковской.

Она должна была расположиться в районе Советской (ныне Тверской) площади. Ее строительство началось, но не было завершено, так как из-за тяжелой гидрогеологической обстановки подвести перегонные тоннели к станции, увы, не удалось. Впоследствии центральный зал Советской был трансформирован в отлично защищенный бункер.

Строительство Второй очереди Московского метрополитена

В отличие от Советской, Первомайская была реально действующей станцией и первоначально располагалась за Измайловским парком, в здании электродепо Измайлово. По наблюдениям последних вылазок Михайлова, ее вестибюль до сих пор хорошо сохранился, но табличка с надписью Метрополитен им. Л.М. Кагановича Станция Первомайская была недавно снята.

В помещении самой станции сейчас размещен цех подъемочного ремонта, однако следы былой Первомайской остались. На стенах уцелел кафель и характерные для того времени лепные украшения, а на некоторых участках орнамента сохранились едва заметные остатки позолоты.

Станция Преображенская площадь

Далее в списке аномальных зон московского метрополитена следует станция Преображенская площадь. Начиная с XVIII в. здесь было старообрядческое Преображенское кладбище. Если следовать этой логике, получается, что каждый раз, когда мы спускаемся в метрополитен, то сталкиваемся с нечистой силой.

Конечно, кто-то отмахнется с извечной фразой: «Да чушь все это!», а кто-то на себе испытавший полнейшее бессилие после посещения нехорошей станции задастся вопросом: «А как с этим бороться?». По словам специалистов, способов защиты множество. Например, крещеным всегда нужно носить нательный крестик или икону с изображением святого, в честь кого они были названы. Кроме того, есть специальные амулеты, которые помогают справиться с влиянием отрицательной энергии.

Станции метро из надгробий

Из засекреченных источников стало известно, что оказывается некоторые станции метро сделаны из надгробий, которые раньше были на месте Новоспасского монастыря (уцелевшие надгробия так и остались на территории монастыря), именно с этим связано большое количество несчастных случаев на некоторых станциях метро. Видимо энергетика мертвечины даёт о себе знать.

Проект Большого кольца

На станции Курская висит табличка Курская Большого кольца. Дело в том, что в конце 1940-х годов, когда появился проект нынешней Кольцевой линии, была также задумана и Малая Кольцевая, проходящая под бульварами. Однако проект так и не был осуществлен. Сейчас Большим кольцом называют линию, которая, возможно, когда-нибудь свяжет между собой спальные районы. В нее войдут современная Каховская линия и участок Сокольнической линии от Черкизовской до Преображенской.

Метро-2

С начала 90-х появились слухи о существовании секретного метро. Якобы три или четыре ветки ведут от Кремля к военным объектам в Подмосковье (Подольск, Чехов, Внуково-2). Если американцы сбросят на Москву атомную бомбу, правительство сможет эвакуироваться в безопасное место. По одним сведениям, эта система получила название Метро-2,по другим — Д-6.

Собаки в метро

В метрополитене живет порядка 500 особей. Здесь они греются зимой и попрошайничают. Одни собаки толкутся в вестибюлях станций, другие ездят в поездах. Насколько хорошо ориентируются животные в системе линий ипересадок московского метро,неизвестно.Однако ходят упорные слухи, что многие псы живут на одних станциях, а на работу ездят на другие.

Станция Советская

Эту станцию Замоскворецкой линии планировалось построить прямо под зданием Моссовета (ныне мэрии). Говорят, ее и впрямь построили,но почти сразу закрыли, засекретили, и теперь даже следов не найти тоннель как тоннель. Несомненно одно с 1938 до 1979 года,пока не открыли Тверскую, между Маяковской и Театральной был длинный перегон без остановок.

Загадочный переход на Ленинском Проспекте

В середине станции находится закрытый переход. Он ведет на уже построенную пассажирскую станцию Площадь Гагарина Малого кольца Московской железной дороги. Когда-нибудь здесь организуют пассажирское движение и переход пригодится.

Закрытый выход на Битцевском Парке

Закрытый выход в город находится тоже на Калужско-Рижской линии — конечной станции Битцевский Парк. В конце 80-х годов в Битце планировали построить гигантский зоопарк c отдельным выходом к нему, но не построили. Есть только портик, и на портике — железный флюгер с изображениями зверей и птиц.

Исчезнувшие станции

Две станции метро закрыты для пассажиров навсегда. Первомайская (не путать с действующей современной одноименной станцией) и Калужская раньше были конечными и располагались на поверхности одноименных депо.Потом линии продлили, построили новые подземные станции, а старые закрыли.

Метро при царе

Первые проекты строительства метро в Москве относятся к 1890 году. Линии планировалось проложить в тоннеляхи по эстакадам. Любопытно, что метровокзал должен был располагаться на Красной площади, примерно в том месте, где сейчас находится Мавзолей. Постройке помешали извозчики и духовенство.

Подземный Кремль

В 1934 году был разобран белокаменный Серпуховский кремль. Камень, из которого он был построен,пошел на отделку станций первой очереди — Сокольнической линии от Сокольников до Парка Культуры и нескольких станций Филевской линии.Говорят, что несколько камней досталось и открытой в 1983 году станции Серпуховская.

Потопы

В 84-м сразу после открытия движения на участке Каширская — Орехово в один из тоннелей прорвались воды Царицынского пруда. На восстановление участка ушло два месяца. Крупные прорывы происходили здесь в 2001 и 2003 годах.

Бодрая корова

Это сейчас метро не хватает, а в 1960-е годы оно прокладывалось с опережением так, в 1963 году открылось движение по участку Университет — Юго-Западная. Во время строительства тоннелей случился казус в котлован упала корова.

Машинист-африканец

Долгие годы ходят слухи о том, что в Москве есть чернокожий машинист. Известна история про эфиопа Ильма Мидексса Тебеко, который приехал в Москву учиться на летчика, но не смог вернуться на родину из-за государственного переворота.Он водит электропоезда на Замоскворецкой линии. Другая версия гласит, что юноша всю жизнь прожил в Москве и наполовину русский.

Бюро находок

За забытыми в метро вещами отправляйтесь на Университет. Склад забытых вещей находится в южном вестибюле (выход из центра зала). Если ваше имущество не украли бомжи, есть шанс получить его назад.

Падение на рельсы

Если вы оказались на путях, ложитесь в специальный лоток между рельсами — здесь поезд вас не заденет.Не лезьте на платформу вы рискуете наступить на контактный рельс,по которому проходят 850 вольт.

Как первым войти в вагон

Если присмотреться к перрону станций, то за белой полосой обнаружатся протоптанные дорожки к дверям вагонов. Состав всегда останавливается в одном и том же месте. Встаньте посередине светлого промежутка,и двери откроются перед вами.

Парк Победы

Это самая глубокая станция в Москве — 84 м до поверхности. Однако в мире есть станции и глубже например, киевская Днiпро — 100 м. У Парка Победы два зала и четыре пути — здесь должны были пересекаться Арбатско-Покровская линия и хорда, ведущая из Митина в Бутово. Также была запланирована отдельная третья станция для линии в Солнцеве.Но недополучающий финансирования метрострой с трудом осилил нынешние два зала, а проекты хорд отпали сами собой.

Доисторические животные в метро

Их можно встретить в любое время на тридцати станциях — тех, что выложены мрамором. Аммониты и наутилусы, морские ежи и брюхоногие моллюски — все чувствуют себя в безопасности, навечно вмурованные в мрамор. Отыскивать их на станциях занимательно, особенно если вы кого-то ждете.

Рекордсмены по переименованиям

Больше всех не повезло Александровскому Саду. Станция называлась и Коминтерн, иИмени Коминтерна, и Улица Коминтерна, с 1946 по 1990 год носила название Калининская. В 1990 году станция буквально несколько дней называлась Воздвиженкой.

Станция Римская

В Москве есть станция метро Римская, а вот в Риме Московской нет. Зато станция Mosсova есть в Милане. Названа она в память о миланских солдатах, участвовавших в Бородинской битве, естественно, на стороне Наполеона.

Русские горки

На Кольцевой линии перед станцией тоннель идет немного вверх, на выезде — немного вниз. Так сделано, чтобы поездам было проще тормозить и разгоняться.

Станция Физтех

В 1996-м в некоторых вагонах появились схемы линий, на которых была отмечена строящаяся станция Физтех. Она располагалась сразу за станцией Алтуфьево. Меж тем тянуть ветку через леса и поля к МФТИ, в город Долгопрудный, никто не собирался. Это была просто шутка студентов Физтеха.

Подобрали соответствующий шрифт и цвет, на дорогом принтере распечатали усовершенствованные схемы и отправились их расклеивать по вагонам. По самым хвастливым оценкам, в акции участвовали 600 человек, по более реалистичным — 40. Еще несколько лет станция всплывала на самых различных ветках метро.

Читайте также:  Совместное или долевое строительство

Как поезда оказываются в метро

Поезда для московского метро делают в Мытищах на заводе Метровагонмаш. Готовые вагоны прицепляют к тепловозу и везут сперва по Ярославской железной дороге до станции Северянин, оттуда по окружной до пересечения с веткой Рижского направления и дальше до станции Подмосковная. Отсюда есть ветка в депо Сокол.

Рекорды строительства

Долгое время рекорд скорости в прокладке тоннелей в Москве составлял 460 метров в месяц. Он был установлен в 1965 году на строительстве перегона Кузьминки — Рязанский Проспект. Этот результат удалось улучшить при строительстве тоннелей от Парка Победы к Кунцевской рабочие за месяц прошли 650 метров. Абсолютный же мировой рекорд принадлежит метростроевцам Петербурга.

Там в 1970-е годы проходили до 1200 метров в месяц. Скорость строительства определяется многими факторами, из которых главные — качество оборудования, подготовка рабочих и инженеров, состав грунта, через который пробивают тоннель, и, разумеется, финансирование строительства.

Близнецы Арбатско-Покровская и Филевская линии

Многих пассажиров удивляет, что Арбатско-Покровская и Филевская линии дублируют друг друга. Дело в том, что сначала был построен радиус мелкого заложения. От Площади Революции поезда шли к Александровскому Саду, после Арбатской и Смоленской пересекали Москву-реку по метромосту и прибывали на Киевскую. Однако во время войны тоннель пробила бомба.

Сталин велел прорыть радиус глубокого заложения. В 1953 году был открыт новый участок. Теперь от Площади Революции поезда следовали к новым Арбатской и Смоленской, пересекали реку по тоннелю и приходили на новую, глубокую, Киевскую. Старый участок был закрыт, и здесь устроили склад для сломанных вагонов.

Но в 1958-м начали строить наземную ветку в сторону Филей, и вот тогда пригодился участок от Александровского Сада до Киевской. С тех пор линии дублируют друг друга, путая приезжих.

Монеты, жетоны и билеты

В 1935 году в метро проходили по специальным картонным талонам, которые действовали всего 35 минут, а проезд стоил 50 копеек. Турникеты появились в 1959-м, а в 1960-м, в связи с денежной реформой, проезд стал стоить 5 копеек. Так продолжалось до 1991 года, когда цену подняли до 15 копеек. В 1992-м появились пластиковые жетоны, в ноябре — железные, которые действовали до февраля 1999-го.

Вышедшие из употребления московские жетоны используются в метро других городов, например в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. В Москве же теперь используются только магнитные билеты (с 1993 года) и бесконтактные карты (с 1998-го).

Метромосты

Иногда линии метро выходят на поверхность — чаще всего для того,чтобы пересечь реку. Три моста пересекают Москву-реку Киевский на Филевской линии, Автозаводский на Замоскворецкой и Лужнецкий со станцией Воробьевы Горы — на Сокольнической. На севере Сокольнической линии есть также небольшой мост через Яузу. Во всех остальных случаях метротоннели проходят под реками и каналами.

Воробьевы Горы

Эта станция, расположенная на двухэтажном Лужнецком метромосту, открылась в 1959 году и стала любимым местом для встреч влюбленных парочки шли гулять по парку или поднимались по построенным рядом эскалаторам наверх, на самую вершину Воробьевых (в те времена Ленинских) гор. Строилась станция в спешке, торопились к Международному фестивалю молодежи в результате и станция, и мост начали осыпаться.

К 80-м годам ситуация стала критической. В 1983 году станцию закрыли, а в 1986-м поезда пустили по специально проложенным временным обходным путям. Реконструкция станции затянулась, и лишь в 2002 году ее открыли заново. А эскалаторы так и не восстановили; впрочем, их остатки и сейчас можно увидеть слева от южного выхода.

Площадь Революции

В нишах-арках станции Площадь Революции установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских героев. У статуи красноармейца периодически воруют револьверв среднем оружие пропадает 3-4 раза в год. А студенты предпочитают скульптурную группу Пограничник с собакой. Поверье гласит, что, если потереть нос сторожевого пса, экзамен будет непременно сдан успешно. В итоге собачий нос блестит, как хорошо начищенный самовар.

Источник: places.moscow

Когда появилась первая станция метро в Москве, кто придумал и история создания

Московский метрополитен считается достаточно удобным и надежным. Многие из станций, которые входят в его структуру, обладают статусом архитектурных шедевров. При этом далеко не каждому современному человеку известно, когда конкретно появилось метро в Москве. Это случилось еще в 1935 году. За время существования столичный метрополитен претерпел много изменений и усовершенствований.

Разработка проекта метрополитена

Прежде чем в Москве открыли метрополитен, было предложено много проектов. Еще в 1875 году инженер Василий Титов выступил с предложением продолжить подземную железнодорожную линию. Она должна была идти от Курского вокзала до Марьиной рощи. Но до проекта дело не дошло. Есть мнение, что этому решению сопротивлялась православная церковь.

Однако официальным поводом для отказа стала экономическая нецелесообразность.

Впервые планы создать подземку в Москве были озвучены в 1897 году. Тогда началось проектирование окружной железной дороги. При этом первый проект московского метро предложил инженер путей сообщения Антонович. Это произошло в 1901 году.

Однако самый известный проект разработали инженеры Балинский и Кнорре. Это произошло в 1902 году. Он подразумевал создание внеуличной железной дороги, которая соединяла Замоскворечье с Тверской заставой. В августе того же года проект был вынесен на рассмотрение городской думы. Но после бурной дискуссии план был отклонен.

До начала Первой мировой войны предлагалось и много других проектов создания метро в Москве. Однако во время Гражданской войны транспорт в столице пришел в упадок.

Следующие проекты, которые сыграли важную роль в строительстве московского метрополитена, датируются 1930 годом. К моменту в столице наметился транспортный коллапс. Трамваи не могли обеспечить перевозку увеличившегося населения города, и потребность создания метро снова вышла на первый план.

Когда была запущена первая линия метро

Запуск первого в России метрополитена стал настоящим праздником. Это произошло 15 мая 1935 года. Первая линия связывала «Сокольники» с «Парком культуры». При этом от станции «Охотный ряд» до «Смоленской» шло ответвление. Длина первого метро составляла 11,6 километра.

В сутки оно перевозило 180 тысяч человек.

первая станция метро в Москве

Дальнейший рост и развитие

Для московского метро характерна достаточно интересная история. С момента своего образования метрополитен превратился в одну из главных строительных площадок столицы. При этом строительство столичной подземки не останавливалось даже в военные годы. Так, в январе 1944 года закончилось сооружение третьей очереди метро. Именно тогда была создана Арбатско-Покровская линия, которая пролегала от станции «Курская» до «Измайловской».

После окончания войны снова начались активные строительные работы. Именно тогда запустили станции Кольцевой линии. В январе 1950 года ввели в эксплуатацию первый участок подземки, который проходил от «Курской» до «Парка культуры».

В 1958 году на станциях подземки стали активно вводить автоматические контрольные пункты. Уже спустя 3 года ими оснастили все станции.

В период пятидесятых-шестидесятых годов начали активно развиваться радиальные линии, которые связывали центральную часть города с новыми районами. Именно тогда получили продолжение Кировско-Фрунзенская, Рижская, Горьковская линии.

К концу шестидесятых станции метро появились на Каширском и Варшавском шоссе. Также они были сооружены в районе улицы Каховки и в Коломенском. В период с 1961 по 1965 годы Филевскую линию дополнили 5 новыми станциями.

К концу 1979 года стали перемещаться поезда по новой Калининской линии, которая стала связующим звеном между Таганкой и Новогиреевом. Это направление получило последующее развитие в 1982 году. Именно тогда была открыта станция «Третьяковская».

первая станция метро в Москве фото

В восьмидесятых и первой половине девяностых годов получили развитие линии в районах новостроек. При этом новые станции активно соединяли со старыми и сооружали все новые и новые переходы.

В декабре 2002 года была открыта станция «Бульвар Дмитрия Донского». Именно она первой вышла за границы Московской кольцевой автодороги.

Метро в Москве активно развивается по сей день. В последнее время было открыто много новых станций. Среди них стоит выделить «Тропарево», «Лесопарковую», «Спартак». Также был открыт новый участок Калининской линии. Сейчас московская подземка насчитывает 196 станций, которые расположены на 12 линиях.

Общая протяженность метрополитена составляет 327,5 километра.

Интересные факты

Создание метро в Москве связано со множеством интересных фактов:

  1. Многие станции подземки оформлены лепниной. Однако «Новокузнецкая» – это единственная, на которой такой декор присутствует даже в туннеле над эскалаторами.
  2. На строительство кольцевой линии московского метро ушло 11 лет.
  3. Станция «Комсомольская» имеет больше всего колонн. Их общее количество составляет 146 штук.
  4. Все вагоны для метрополитена Москвы изготавливаются в Мытищах.
  5. Первой станцией, на которой поставили турникеты, стали «Красные ворота».
  6. Мозаика для станции «Новокузнецкая» была собрана в блокадном Ленинграде.
  7. Все старые станции московской подземки имеют очень тяжелые двери. Это связано с тем, что при их создании выдвигались особые требования к прочности и долговечности. При этом масса таких элементов никого не интересовала.
  8. Имя Ленина метрополитен стал носить лишь с 1955 года. До того момента он назывался в честь Кагановича.
  9. В 1938 году «Маяковская» стала первой в мире станцией глубокого заложения с колоннами.

первая станция метро в Москве

  • В 1941 году придумали план затопления метро на случай входа немецких войск в Москву. Но город удалось защитить, и эта мера не потребовалась.

Московский метрополитен имеет весьма интересную историю создания, которая началась еще в 1935 году. С того момента столичная подземка пережила много изменений и усовершенствований. При этом инженеры не останавливаются на достигнутом и предлагают новые проекты.

Источник: history-doc.ru

Метро Москвы

Метро Москвы — рельсовый внеуличный, преимущественно подземный, городской общественный транспорт на электрической тяге, находящийся в Москве и в Московской области. Московский метрополитен является исторически первым и крупнейшим СССР и России. Московское метро — шестое в мире по интенсивности использования после метрополитенов Пекина, Токио, Шанхая, Сеула и Гуанчжоу, шестое — по длине эксплуатируемых линий. Эксплуатацию метрополитена осуществляет ГУП «Московский метрополитен». Первая линия открылась 15 мая 1935 года и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую».

Читайте также:  Строительство монолитного дома что это

Московское метро состоит из 14 линий, четыре из которых впоследствии соединятся попарно, общей протяжённостью 381 км в двухпутном исчислении, без учёта монорельса и МЦК. В Московском метрополитене 224 станции. Из них 221 расположены на территории Москвы, 1 целиком в Московской области, 2 расположены на границе регионов. Многие станции меняли свои названия, некоторые — по нескольку раз.

Большая часть станций — подземные, только 12 станций — наземные, и 5 — надземные. Из подземных станций 84 глубокого заложения, 123 — мелкого. В Московском метрополитене есть одна «станция-призрак». Это станция «Деловой центр», при этом, несмотря на режим консервации, на станции работает обычное освещение.

Длина платформ подавляющего количества станций — 155 м — это стандарт де-факто, действующий ещё с момента строительства первой очереди метрополитена. На новых станциях длина платформы была увеличена до 162 м. Платформы снабжены громкой связью, по которой осуществляются объявления. Практически на всех станциях характерный звуковой сигнал извещает пассажиров о скором прибытии очередного поезда. Спуск на подземные станции и подъём на надземные осуществляется при помощи эскалаторов и лестничных маршей. В большинстве случаев эскалаторы однокаскадные, трёх- или четырёхниточные.

Все подземные станции имеют наземные или подземные вестибюли, часто совмещённые с подуличными пешеходными переходами. Наземные вестибюли могут как представлять собой отдельные здания, так и быть встроенными в другие дома или объединёнными с ними. Подземные вестибюли часто имеют выход на поверхность в виде лестничных пролётов, вырезанных посреди улицы, которые иногда закрываются остеклёнными павильонами. Часть вестибюлей также играют роль перехода с одной станции на другую.

Существует большое количество разнообразных схем Московского метрополитена, как официальных, используемых в вагонах, на станциях и в вестибюлях; так и неофициальных, выполненных сторонними изготовителями в тех или иных целях. Оформление официальной схемы за время существования метрополитена в Москве неоднократно менялось, следуя за веяниями моды и дизайна различных периодов истории страны. Первая официальная схема, опубликованная в 1935 году. Со временем на схеме появились обозначения не только самого метрополитена, но и другого скоростного транспорта Москвы: Московского монорельса, Аэроэкспрессов и автобусов до аэропортов, Московского центрального кольца. МЦК, как и Кольцевая линия, на официальной схеме изображается в виде идеального круга, что далеко от реальной формы этой линии.

В Московском метрополитене имеются более 30 эксплуатационных служб и различных формирований, каждое из которых выполняет определённые функции. Служба тоннельных сооружений периодически осматривает все элементы тоннелей, занимается удалением пыли и промывкой поверхностей, а также выполняет косметический ремонт станций и вестибюлей. Для контроля за состоянием пути используются дефектоскопные вагоны. Службы пути и тоннельных сооружений выполняют работы ночью в специально отведённое «окно».

Лёгкое метро

В 2001 году началась проработка проекта лёгкого метро в составе системы Московского метрополитена. Было решено провести линии в «спальные районы», остро нуждающиеся в высокоскоростном транспортном сообщении. Первый участок лёгкого метро из пяти станций Бутовской линии был открыт 27 декабря 2003 года. Однако по своим техническим характеристикам линия полностью соответствует обычному метро.

Московский монорельс

В систему Московского метрополитена административно входит монорельсовая дорога. Участок монорельсовой дороги длиной 4,7 км с шестью станциями соединяет станции метрополитена «Тимирязевская» , «Фонвизинская» и «ВДНХ». Первые поездки в «экскурсионном» режиме начались 20 ноября 2004 года, в полноценном режиме система заработала с 10 января 2008 года. Технологической связи между монорельсом и метрополитеном нет

Московское центральное кольцо

В 2012 году началась реконструкция Малого кольца Московской железной дороги под пассажирскую эксплуатацию. Линия пассажирских электропоездов представляет собой частично интегрированную с Московским метрополитеном систему городской электрички. Московское центральное кольцо открылось для пассажиров 10 сентября 2016 года. На линии расположены 31 станция, из них 6 имеют «прямые» переходы на станции метро.

Рекорды:

— Самая глубокая станция — «Парк Победы», 73 м.
— Подземная станция, расположенная ближе всех к поверхности земли, — «Печатники», 5 м.
— Самая длинная станция по длине платформы — «Воробьёвы горы», 282 м.
— Самая широкая станция — «Партизанская», а 2-е место занимает «Полежаевская», обе эти станции трёхпутные.
— Самая узкая станция — «Международная»
— Самый длинный перегон — «Крылатское» — «Строгино», 6625 м.
— Самый короткий перегон — «Арбатская» — «Александровский сад», 328 м, и «Выставочная» — «Международная», 500 м.
— Самый длинный эскалатор — 126,8 м, высота подъёма 63,4 м, «Парк Победы».
— Самый маленький по объёму вестибюль — южный выход станции «Аннино», открытый 15 июня 2012 года.
— Самый долгий промежуток от начала строительства станции до её открытия — 39 лет, станция «Спартак».
— Станции, выходы которых располагаются сразу в нескольких городах: «Котельники» — в Москве, Котельниках и Люберцах; «Новокосино» — в Москве и Реутове.
— Единственная станция, расположенная полностью за пределами Москвы — «Мякинино», в Красногорске.
— Единственная полуподземная станция — «Мичуринский проспект».
— Самый короткий статус конечной станции — «Румянцево», 4 недели.
— Самый продолжительный статус конечной станции — «Александровский сад».
— В 2018 году было введено в строй наибольшее за всю историю московского метростроения количество станций — 17.

Линии метрополитена и интегрированных с ним городских транспортных систем

Большинство линий московского метро проходит через центр города, за исключением Каховской и Бутовской, расположенных на окраинах. Кольцевая линия соединяет все остальные линии, кроме Каховской, Бутовской, Солнцевской, Большой Кольцевой, Монорельса и МЦК. Большая часть путей и станций находится под землёй, однако есть и исключения.

Также в московском метро есть 5 открытых метромостов. Из них 4 пересекают Москву-реку и 1 — Яузу. Кроме того, существуют 6 крытых метромостов. На большинстве линий Московского метрополитена эксплуатируются 8-вагонные составы.

№ Название Год открытия Год открытия последней станции Длина, км Число станций
Сокольническая 1935 2016 32,5 22
Замоскворецкая 1938 2018 42,8 24
Арбатско-Покровская 1938 2012 45,1 22
Филёвская 1958 2006 14,9 13
Кольцевая 1950 1954 19,3 12
Калужско-Рижская 1958 1990 37,6 24
Таганско-Краснопресненская 1966 2015 42,2 23
Калининская линия 1979 2012 16,5 8
Солнцевская линия 2014 2018 24,9 12
Серпуховско-Тимирязевская 1983 2016 41,2 25
Люблинско-Дмитровская 1995 2018 38,3 23
Большая кольцевая 2018 2018 12,4 6
Каховская 1995 1969 3,3 3
Бутовская 2003 2014 10,0 7
Монорельс 2004 2004 4,7 6
Московское центральное кольцо 2016 2016 54 31

27 марта 2020 года состоялось открытие нового участка Некрасовской линии метро Москвы от «Косино» до «Лефортово». В церемонии принял участие Мэр Москвы Сергей Собянин. По его словам строительство было очень сложным, были возведены десятки переходов через магистрали, железнодорожные пути, линии метро, автодороги, множество коммуникаций газа и водопровода.

Помимо самой линии создан крупнейший транспортно-пересадочный узел «Нижегородская», где сходятся МЦК, Большая кольцевая линия метро, Горьковское направление железной дороги, Некрасовская линия, Северо-Восточная хорда, Рязанский проспект. Общая протяженность участка составила 22 км, на котором расположились десять станций. Ветка улучшит транспортную доступность около миллиона граждан и разгрузит «Таганскую» ветку метро.

21 февраля 2020 года в электродепо «Красная Пресня» состоялась торжественная церемония запуска нового тематического поезда «Путь к Победе», посвященного 75-й годовщине Победы в Великой отечественной войне. В оформлении состава использованы фотографии и истории героев войны, которые расскажут пассажирам о подвигах советских солдат на пути к победе. В частности, в поезде отражены оборона Брестской крепости, битва за Москву, блокада Ленинграда, Курская и Сталинградская битвы, битва за Днепр, освобождение стран Восточной Европы, взятие Берлина. Поезд будет курсировать по Кольцевой линии метро Москвы в течение шести месяцев.

27 января 2020 года Мэр Москвы Сергей Собянин дал старт строительству проходки двухпутного перегонного тоннеля от станции «Текстильщики» до «Печатников» Большой кольцевой линии столичного метро. К 11 работающим на БКЛ щитам добавляется 12-й проходческий комплекс. Такие масштабы использования техники позволят в течение трех-четырех лет завершить строительство большинства участков Большого кольца. Длина участка составляет 11,4 км с четырьмя станциями.

2 января 2020 года Сергей Собянин провел технический пуск сразу шести станций метро: двух на Большой кольцевой и четырех — на Некрасовской. Таким образом, основные строительные работы завершены, и начинаются финальные испытания перед стартом пассажирского движения. На новом участке Некрасовской линии четыре станции: «Нижегородская», «Стахановская», «Окская» и «Юго-Восточная». Этот сегмент строился с помощью 10-метрового проходческого щита — машина такого класса впервые применена в отечественном метростроении.

17 декабря 2019 года в столичном метро состоялся запуск нового тематического поезда, посвященный будущему. Пассажиры могут представить, насколько легче, безопаснее и удобнее может стать жизнь через 10-50 лет благодаря развитию технологий. Каждый его вагон посвящен отдельной теме: «Экология и здоровье», «Экономия денег», «Свободное время», «Разнообразие и свобода выбора» и «Личный комфорт». «Поезд будущего» — разработка команды проекта «Привет, Москва!» при участии «Яндекса». Узнать его можно по желтым полосам на дверях и красному головному вагону. Внутри на плакатах с QR-кодами, переходя по которым пассажир попадает на сайт проекта, где собраны все прогнозы, сообщения, посты и новости от «пассажиров будущего».

17 декабря 2019 года на станциях Кольцевой линии московского метро — «Комсомольской» и «Проспекте мира» установили часы обратного отсчета времени до Нового года. Планируется, что они появятся еще на 29 станциях, а также в павильоне МЦД на площади Киевского вокзала.

16 декабря 2019 года на линии Московского метро вышли тематические новогодние поезда. Восемь составов курсируют на Арбатско-Покровской, Кольцевой, Серпуховско-Тимирязевской, Большой и Солнцевской кольцевой линиях. Объявления станций и поздравления в новогодних поездах записаны известными российскими актерами и исполнителями. Среди них: Александр Розенбаум, Леонид Агутин, Анжелика Варум, Олег Газманов, Баста, Вера Брежнева и другие. Самый главный брендированный праздничный поезд типа «Еж-3» выйдет на одну из линий метро позже.

Читайте также:  Письмо министерство строительства и жилищно коммунального

8 ноября 2019 года на Кольцевую линию метро вышел тематический поезд «Дальневосточный экспресс». Состав расскажет о регионах, достопримечательностях, истории и уникальной природе края. Поезд состоит из пяти вагонов, посвященных одиннадцати регионам Дальнего Востока: от Сахалина до Бурятии. Снаружи поезд украшен фотоколлажами, на стенах размещены исторические факты, заметки о знаковых местах, информация о инвестиционных проектах, образовании, работе на Дальнем Востоке. В каждой секции представлена зона программы «Дальневосточный гектар».

12 сентября 2019 года в метро Москвы запущен тематический поезд, посвящённый артисту Олегу Табакову, состав будет курсировать на Калужско-Рижской линии. Во внешнем оформлении поезда использованы изображения фрагментов витражей новой сцены и размещены портреты Табакова в образах, созданных им в театре, кино и мультипликации.

15 июля 2019 года запущен новый тематический поезд «Москва промышленная». Он будет курсировать по Кольцевой линии и расскажет о разных отраслях производства. Поезд состоит из пяти сдвоенных вагонов. Каждая секция знакомит с отдельным направлением промышленности: авиа-, автомобиле- и машиностроением, радиоэлектроникой, пищевой, лёгкой и химической промышленностью, фармацевтикой. Дизайн внешней стороны желто-оранжевый.

12 июля 2019 года в Москве открылся северный терминал транспортно-пересадочного узла «Стрешнево», объединяющий крытым переходом станцию Московского центрального кольца Стрешнево и платформу Ленинградская на Рижском направлении. Данная платформа является одной из станций будущего МЦД-2 «Нахабино — Подольск».

20 июня 2019 года на Сокольнической линии открылись четыре станции «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка». Общая протяженность нового участка метрополитена составляет около 12 км. Станции «Филатов луг» и «Прокшино» — наземные. В оформлении использовался гранит и мрамор. Участие в событие принял мэр столицы Сергей Собянин.

12 июня 2019 года Метро Москвы стало лауреатом Международного саммита общественного транспорта в номинации «Лучшая маркетинговая компания». Столичная подземка получила приз за проект «Привет, Москва». В его рамках запущен поезд, в котором представлена информация о столице. Затем в вагонах и на станциях стали появляться различные факты по истории города.

11 июня 2019 года на северо-восточном участке Большой кольцевой линии метро завершено строительство правого тоннеля от станции «Нижегородская» до станции «Авиамоторная». За восемь месяцев щит «Татьяна» проложил 1 тысяч 400 м тоннеля. В будущем со станции «Нижегородская» можно будет пересесть на Некрасовскую линию Московского метро и МЦК.

3 июня 2019 года запущено движение метро по первому участку Некрасовской линии. На ней открыли станции «Косино», «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка». После запуска всей Некрасовской ветка целиком, улучшится транспортная доступность для 800 тысяч жителей Москвы и Подмосковья. На схеме метро линия обозначена розовым цветом.

23 мая 2019 года на северном участке Серпуховско-Тимирязевской линии метро в обоих направлениях было прервано движение поездов. Между станциями «Бибирево» и «Алтуфьево» в тоннеле остановилось три состава. Движение отсутствовало 35 минут. Остановившиеся составы направили в обратном направлении. Причиной стала техническая неисправность поезда.

21 мая 2019 года на Солнцевской и Большой кольцевой линиях московского метро от станции «Раменки» до станции «Хорошевская» в связи с остановившимся в тоннеле поездом. Сбой произошел из-за потери напряжения в контактном рельсе. Станции были закрыты для входа. Всех пассажиров эвакуировали, на линию были выведены дополнительные маршруты автобусов.‬

22 марта 2018 года В Москве торжественно открыли новый участок Люблинско-Дмитровской линии метрополитена со станциями «Селигерская», «Окружная» и «Верхние Лихоборы». В открытии принял участие мэр города Сергей Собянин. Станция «Селигерская» — мелкого заложения, с двумя вестибюлями, расположена вдоль Дмитровского шоссе, в районе развилки с Коровинским шоссе.

Станция «Окружная — глубокого заложения с двумя вестибюлями, находится вдоль Локомотивного проезда. Станция «Верхние Лихоборы» — глубокого заложения с двумя вестибюлями, расположена вдоль Дмитровского шоссе в районе примыкания к нему Бескудниковского бульвара. 26 февраля 2018 года В Москва открылось пассажирское движение на участке Большой кольцевой линии метрополитена.

Поезда будут ходить на участке между «Петровским парком» и «Деловым центром» на западе столицы. Всего открыто пять новых станций московского метро. Открывал движение пассажирских поездов на новом участке мэр Москвы Сергей Собянин.

17 января 2017 года Государственное предприятие «Московский Метрополитен» выпустило первое официальное приложение для смартфонов. Информация об этом появилась в сети. Приложение позволяет проложить кратчайший маршрут от одной точки города к другой, в том числе через станции Московского центрального кольца, наземный транспорт и аэроэкспрессы.

5 февраля 2001 года На платформе станции метро «Белорусская-кольцевая» в 18 часов 45 минут по московскому времени произошел взрыв. Бомба была спрятана в хозяйственной сумке под одной из скамеек на перроне станции. В результате взрыва получили ранения 10 человек. Вход на станцию для прохода был немедленно закрыт. На место взрыва прибыли оперативные группы ФСБ и главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям столицы.

Источник: rus.team

История метро: от планов и мечтаний к реализации

В 1935 году, 83 года назад, «Вечерняя Москва» написала об открытии первой линии столичного метрополитена — Сокольнической. Сегодня мы решили вспомнить, как развивалась столичная подземка.

На самом деле метро в Москве хотели построить еще до революции. Тогда планы по созданию метро в Москве были скорее просто завистливыми рассуждениями. Дело в том, что в Лондоне в 1863 году было открыто метро, которым восхищались многие наши соотечественники.

О метро в своей книге «Москва и москвичи» говорил еще писатель и журналист Владимир Гиляровский.

— В Городской думе не раз поговаривали о метро, но как-то неуверенно. Сами отцы города чувствовали, что при воровстве, взяточничестве такую панаму разведут, что никаких богатств не хватит, — писал Гиляровский.

А предложил эту идею в 1875 году инженер Василий Титов. Его проект предполагал строительство подземной железнодорожной линии от Курского вокзала до Марьиной рощи. Существует мнение, что против строительства первой российской подземки выступала церковь.

— Возможно ли допустить сию греховную мечту? Не унизит ли себя человек, созданный по образу и подобию Божию, спустившись в преисподнюю, — писал митрополит Исидор другому митрополиту, Иннокентию.

Впрочем, официально метро решили не строить из-за высоких денежных затрат. После этого в Москве еще неоднократно поднимали вопрос о необходимости строительства, однако ни одно из предложений не получило развития.

Самый яркий дореволюционный проект строительства метро разработали в 1902 году инженеры Петр Балинский и Евгений Кнорре.

— Они предложили на Красной площади построить центральный вокзал, от которого в разные районы отходят радиусы. Таким образом планировалось решить проблемы загруженности московских дорог. Проект долго обсуждался, но потом пришли к мнению, что нет ресурсов на это строительство, — рассказывает историк и москвовед Филипп Смирнов.

Всерьез о метрополитене задумались только после установления Советской власти.

— Где-то с 1927 года в Москве серьезно задумались о строительстве метро. К 1933 году решение о строительстве было принято окончательно, и российские инженеры и архитекторы отправились в европейские города с целью набраться метростроевского опыта. С 1933 года началось активное строительство, которое 15 мая 1935 года завершилось открытием 15 станций Сокольнической линии, — говорит Смирнов

При этом строительство метро не обошлось без достаточно серьезных проблем. Так, крупнейшая из них произошла при прокладке путей в районе Краснопрудной улицы. При прохождении тоннеля произошел прорыв плавуна, который затопил комсомольскую стройку.

— Погибло много людей — сколько именно, до сих пор неизвестно. Может, учет тогда не вели, а может, информация была утеряна за давностью лет. Известно, что трагедия была серьезной, о ней упоминалось даже и в советской, и в зарубежной прессе, — сказал москвовед.

Из-за этого происшествия с метростроевцами было принято решение прокладывать пути открытым способом от «Кропоткинской» до «Парка культуры» — там строители раскапывали улицу, возводили тоннель на глубине восьми метров, после чего улица закрывалась бетонной подушкой.

Следующий виток строительства метрополитена пришелся на 60–70-е годы прошлого века, когда было открыто наибольшее число станций московского метрополитена. В это время в Советском Союзе изменилась концепция подхода к архитектуре, и станции стали строится по типовым проектам.

— При этом некоторое количество станций, построенных в это время, были зарезервированы. К примеру, под Китайгородским холмом расположена станция, отрезанная от всех линий. Предположительно, ее должны были назвать именем Богдана Хмельницкого. На этой станции не построены пути, нет отделки, только платформа и тоннельный выход. Планировалось, что станция станет продолжением Калининской линии метро, но ее заморозили, — рассказывает Филипп Смирнов.

Одним из ярких примеров таких замороженных станций можно назвать «Спартак» Таганско-Краснопресненской линии, которая была закрыта до августа 2014 года.

Последние восемь лет московский метрополитен развивается особенно активно. С 2010 года подземка получила почти две тысячи новых вагонов, то есть более 40 процентов всего подвижного состава. И это еще не все — в течение ближайших двух лет планируется поставить в метрополитен еще 1,6 тысячи вагонов. Таким образом, 65 процентов парка будет состоять из новых вагонов.

Кроме того, в 2016 году было открыто пассажирское движение по Московскому центральному кольцу, которое раньше использовалось только для грузоперевозок. Протяженность МЦК составляет 54 километра. На нем построены 31 транспортно-пересадочный узел, с которых пассажиры могут пересесть на наземный транспорт, радиальные направления железной дороги и станции метро.

Всего с 2011 года введено более 120 километров линий метрополитена и МЦК, построено 64 новые станции. В феврале этого года в метро открыли первый участок Большой кольцевой линии метро от станции «Деловой центр» до «Нижней Масловки». Полностью завершить строительство новой ветки планируется в 2021–2022 годах. Она станет самой длинной кольцевой линией метро — ее протяженность составит 69 километров.

В метро работает даже вай-фай! Во всех вагонах метрополитена у пассажиров есть возможность выйти на просторы всемирной паутины совершенно бесплатно.

Источник: news.rambler.ru

Рейтинг
Загрузка ...