Новые строения Санкт-Петербурга часто вызывают скептическое к ним отношение со стороны жителей северной столицы. Не желая видеть в исторически сложившихся районах новые, ультрасовременные здания, портящие привычную картину старого города, петербуржцы устраивают пикеты и митинги в защиту своего архитектурного консерватизма. Именно поэтому планы строительства — Охта-центра были перечеркнуты на корню.
Строительство
В истории строительства Лахта Центра тоже было много скептических выступлений. Проект называли убийственным для экологии, опасным для птиц, комаров-эндемиков и щавелевых клещей.
Были и те, кто предостерегал, что в случае «сдувания» ветром башни Лахта Центра в сторону Финского залива волна смоет стадион на Крестовском острове. А в случае падения на север – перекроет Приморское шоссе
Однако мнения ученых, хоть и противоречивые, сошлись на том, что место для нового грандиозного сооружения выбрано верно: здесь скальные породы — сверхпрочные вендские глины — залегают всего на глубине 30 метров и это позволит заложить максимально прочный фундамент. Проведенные еще в 2013 году, на этапе подготовки работ, многочисленные исследования показали, что конструкция устойчива к землетрясениям и спокойно выдержит даже толчки в 6 баллов по шкале Рихтера, и значит, здание будет надежным, а строительство безопасным. Строители уверяют, что возведение МФК улучшит также экологическую обстановку в Приморском районе.
Строительство «Лахта Центра». Котлован под фундамент небоскреба
И вот Лахта Центр строится, а скепсис жителей проявляется в различных прозвищах, даваемых этому объекту. В соцсетях остряки нарекли башню центра кукурузным початком, или просто кукурузиной, а имеющие представление о фэнтези – Башней Саурона или Башней Огненного Ока. Но время идет, и мечты человеческие воплощаются в жизнь…
Среди всех прочих неординарных дат 2018 года появилась еще одна знаменательная – в октябре закончилось строительство Лахта Центра в Санкт-Петербурге. Это уникальное сооружение появилось на северном берегу Финского залива, рядом с поселками Лахта и Ольгино — название дано от поселка Лахта, существовавшего здесь еще в XVII веке. Оно возводится уже шесть лет, и все жители северной столицы, а также приезжие с интересом наблюдают за ходом строительства. Процесс наконец подходит к концу, идет обустройство территории, деловых и общественных зон, и осталось совсем немного времени, когда эта стеклянная стрела на берегу Финского залива станет местом паломничества тех, кто хочет рассмотреть ее поближе. Открытие произойдет в 2019 году.
Трехсотпятнадцатилетняя история Петербурга еще не знала такого проекта. Его задача:
- реализовать полицентричный подход к обустройству города
- создать за пределами его исторической части большой деловой центр с экологичными офисными помещениями, современным многофункциональным комплексом
- направить транспортные потоки города по-новому,
Поэтому вокруг Центра реконструируются старые и строятся новые дороги, планируется ввод новых пешеходных переходов. Кроме того для жителей Приморского района будут созданы тысячи рабочих мест и решена проблема досуга.
Многофункциональный Общественно-деловой центр
Давайте представим себе, что включает в себя этот комплекссооружений – Лахта Центр:
- Башня Центра высотой 462 метра — 87 надземных и 3 подземных этажа
- Многофункциональное здание с атриумом
- Входная арка
- Причал аквабусов
- Крытый пешеходный мост до парка 300-летия Петербурга
- Крытый паркинг
- Амфитеатр на 2000 зрителей для просмотра водных шоу
- Детский образовательный центр «Мир науки»
- Планетарий в форме шара 16 метров в диаметре вместимостью до 100 человек
- Конгресс-центр с залом-трансформером и кинотеатром-мультиплексом
- Выставочные пространства
- Кафе и рестораны, расположенные на пяти уровнях
- Торговые зоны
- Офисные площади
- Медицинский центр с поликлиниками для взрослых и детей
- Спортивный комплекс
- И конечно, штаб-квартира государственного концерна«Газпром», офисы которого займут 40% площадей. Именно «Газпромнефть» является единственным инвестором этого строительства
ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ ПОМЕЩЕНИЙ – 400 ТЫСЯЧ КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ
Здание, которое приковывает внимание всех, башня Лахта Центра, включает в себя:
- входную зону
- технические и пересадочные этажи
- двухуровневый панорамный ресторан с обзором 360 градусов
- обзорную площадку – вид на город с высоты 360 метров
- разнофункциональные лифты: экспресс-шатл до обзорной площадки, экспресс до средней и верхней зон, лифты нижней, средней и верхней зон
В БАШНЕ – 38 ЛИФТОВ. ЕЕ ВЕС – 150 ТЫСЯЧ ТОНН. ВРЕМЯ ОЖИДАНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ЛИФТА – 40 СЕКУНД. СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ – ДО 8 МЕТРОВ В СЕКУНДУ
ДЛЯ УСТАНОВКИ ФУНДАМЕНТА БАШНИ ВБИЛИ 264 СВАИ НА ГЛУБИНУ 82 МЕТРА, ЧТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ОСОБУЮ ПРОЧНОСТЬ КОНСТРУКЦИИ.
Этот необычный объект берет свое начало в 2011 году, когда прозвучала идея создания крупного многофункционального центра в Петербурге. Главным инвестором и инициатором проекта является группа компаний «Газпром», а реализация поручена АО «МФК Лахта Центр». 17 августа 2012 года получено разрешение на строительство. В 2014 году был создан проект дизайна интерьера, согласно которому убранство помещений и внутренних площадок будет выполнено в футуристическом стиле.
СТОИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА – 120,7 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ или 1, 77 МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ
Кто строит
Кроме уже названных выше, ключевыми подрядчиками является несколько фирм:
- RMJM – фирма из Эдинбурга — Шотландия, автор архитектурной идеи. Тони Кеттл, глава авторского коллектива RMJM, видит концепцию в том, чтобы создать нечто легкое и элегантное, что отражало бы свет так же, как золотые купола и шпили Петербурга. Башня, по его замыслу, должна отражать течение воды в стеклах с ассиметричным расположением и служить ориентиром в северной части города. Здание состоит из пяти отдельных закрученных башен, которые, объединяясь и уменьшаясь вокруг сужающегося железобетонного ядра, переходят в единый шпиль.
- Kettle Collective – одно из известных в мире архитектурных бюро.
- Renaissance Construction – компания, основанная в Петербурге в 1993 году турецким инженером Эрманом Ылыджаком. На счету этой фирмы более 15 миллионов квадратных метров построенных площадей в 500 проектах. Является генеральным подрядчиком этого масштабного строительства.
- «Samsung Chttps://peterburg.guide/zdanija/lahta-centr/» target=»_blank»]peterburg.guide[/mask_link]
«Лахта-призрак»: зачем Петербургу еще два небоскреба, если пока не открыт первый?
Первый петербургский небоскреб «Лахта-центр» был достроен в октябре 2018-го, но спустя три с лишним года он по-прежнему официально не открыт. А не так давно было анонсировано строительство еще двух небоскребов в Лахте. Циан.Журнал выяснял, нужны ли они Петербургу и когда откроется хотя бы первый гигант.
Высокий ансамбль
За строительством «Лахта-центра» наблюдал весь город. Петербуржцы охали: вот, его уже видно с набережной, из центра, с Пулковских высот. Несколько лет он рос, обещая горожанам множество новых развлечений, офисные площади, общественные пространства, научно-образовательный центр, открытый амфитеатр, торговые зоны, рестораны с панорамными видами и смотровую площадку. Здание было построено в 2018 году, но до сих пор так и не открылось для горожан.
Тем временем появилась информация о строительстве еще двух небоскребов в Петербурге — предположительно, недалеко от первого. Один из них вырастет над городом на 703 м (для сравнения: высота уже построенной башни — 462 м).
Визуализация проекта «Лахта-центр 2»/Изображение: пресс-служба «Газпрома»
Это будет спиральная башня «Лахта-центр 2», ее концепция была представлена правительству города в мае 2021 года. Она станет вторым по высоте зданием в мире.
«Высота башни в 703 метра очень-очень символична. Это дань уважения истории — году основания великого города с богатейшей культурой, историей, своим неповторимым характером».
Алексей Миллер, председатель правления ПАО «Газпром»
В декабре 2021 года стало известно о планах строительства третьего небоскреба. «С его появлением на побережье Финского залива сложится гармоничный архитектурный ансамбль из трех современных высотных зданий», — говорится на сайте «Газпрома». Высота постройки составит 555 м.
«Наносит ущерб историческому городскому ландшафту»
Концепции строительства новых небоскребов не выносятся на суд общественности. Это вынуждает градозащитные организации обращаться напрямую к высшему руководству страны.
31 января открытое письмо министру иностранных дел Сергею Лаврову написал Сергей Горбатенко, вице-президент Научного комитета по культурным ландшафтам Национального комитета ИКОМОС Россия.
Эксперт по наследию называет планы строительства еще двух зданий «войной, объявленной Петербургу». По его мнению, «апелляции к имени Петра Великого в год его 350-летия, равно как и к архитектурным традициям созданного им города, представление небоскребов их продолжением иначе как бесчинством назвать нельзя». Сергей Горбатенко напоминает, что ЮНЕСКО уже высказывала сожаления относительно строительства «Лахта-центра».
«После того как небоскреб был возведен и нанесенный им вред стал очевидным, в 2019 году совместная международная миссия ЮНЕСКО и ИКОМОС заявила: «Башня […] видна из нескольких важных видовых точек в историческом центре Санкт-Петербурга и тем самым наносит ущерб историческому городскому ландшафту».
Из открытого письма Сергея Горбатенко Сергею Лаврову
Сергей Горбатенко просит министра иностранных дел обратить внимание экспертов ЮНЕСКО на высотную застройку Петербурга на юбилейной, 45-й сессии Комитета всемирного наследия, которая пройдет летом 2022 года в Казани. «Прошу Вас […] обратиться к Президенту Российской Федерации с просьбой указать г-ну Миллеру, равно как и администрации Санкт-Петербурга, на недопустимость жестоких градостроительных экспериментов над городом, высочайшая ценность которого является международно признанной», — завершает письмо вице-президент Научного комитета по культурным ландшафтам Национального комитета ИКОМОС Россия.
Мы спросили мнения архитекторов и урбанистов: хорошо это или плохо — три небоскреба в городе-памятнике?
Новый морской фасад
Идею создания в Петербурге делового центра эксперты поддерживают, считая, что это пойдет на пользу городу. «Если в новых объектах будет реализован многофункциональный подход и там можно будет работать и отдыхать, появятся не только офисы, но и отели, ритейл, смотровые площадки, дополнительная транспортная инфраструктура, то они будут востребованы», — уверен Сергей Никешкин, генеральный директор архитектурного бюро «Крупный план».
Эксперт видит триаду небоскребов новым морским фасадом города: именно на «Лахта-центр» и вантовые мосты открывается красивый вид с воды. И три небоскреба тут будут смотреться не хуже, чем один.
«Лахта-центр» — ультрасовременный комплекс площадью 400 тыс. кв. м […] на берегу Финского залива. Офисные пространства комплекса займут структуры группы «Газпром», порядка трети площадей отведено под концептуальные общественные пространства: открытый амфитеатр, пешеходная набережная, обзорная площадка, концертный зал-трансформер, детский научно-образовательный центр с планетарием, панорамные рестораны и галереи.
Информация пресс-службы «Лахта-центра»
С этим мнением соглашается и Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate: «Для дальнейшего развития необходимо рассматривать Санкт-Петербург не только как музей, но и как второй бизнес-город России с огромным потенциалом для роста. Проект “Газпрома” не затрагивает историческое наследие, и его развитие в отдалении от центра — логичная практика». Он уверен, что на сегодняшний день это самое технологичное и инновационное здание в стране, а практику строительства таких проектов стоит масштабировать по всей России.
Скорее позитивно оценивает первый небоскреб в Северной столице основатель AI Studio Антон Хмельницкий. Он замечает, что Петербург не остановился в своем развитии, как, например, Венеция. И появление в Петербурге крупных компаний, современных штаб-квартир и новых «магнитов» для туристов — это хорошо прежде всего для самого города.
Они хотели бы жить на Манхэттене
Но одно дело — доминанта. Совсем другое — три небоскреба, один из которых собирается стать (если будет построен) вторым по высоте зданием в мире. Выше него — только дубайский «Бурдж-Халифа». Он обгонит и малазийских, и китайских рекордсменов высоты.
Аналогов нет ни в одном историческом городе Европы, самым высоким зданием которой является как раз «Лахта-центр 1». Впишется ли второе по высоте здание мира в канву Петербурга — города-памятника, славного своей исторической архитектурой?
«Одна доминанта, уже построенный «Лахта-центр», гораздо сильнее как iconic building с точки зрения города. Есть города, где физически отсутствуют площадки для нового строительства и создание ультравысоких небоскребов оправданно (как, к примеру, в Гонконге), а есть подход Дубая, где высота — это символ города. И для Петербурга, считаю, один высотный символ уже выполняет эту роль».
Антон Хмельницкий, основатель AI Studio
Эксперты сравнивают деловые районы разных мегаполисов, пытаясь примерить на Петербург опыт «Москва-Сити» или нью-йоркского Манхэттена. Получается так себе.
Визуализация проекта «Лахта-центр 2» в панораме города/Изображение: пресс-служба «Газпрома»
Строительство небоскребов в Петербурге с учетом его грунтов — очень сложная техническая задача, поясняет Джон Марк Кланси, основатель Clancy Engineering. Создание такого проекта должно быть обосновано с экономической точки зрения — например, как в «Москва-Сити» или любом другом районе высотных деловых центров, где грунты прочнее, транспортная доступность лучше, а инфраструктура более развита.
«Санкт-Петербург далек в этом аспекте от Манхэттена или Гонконга. Поэтому небоскреб в этом случае имеет больше символическое значение», — подытоживает эксперт.
Вопросом экономического обоснования для создания в Петербурге Манхэттена задается и Антон Хмельницкий. По его словам, если такая необходимость есть, это куда важнее проблемы архитектуры башен. Но тогда на первый план выступают экономические и социальные факторы, надо учитывать транспортную доступность проекта. А об этом петербуржцы почти ничего не слышат.
Когда откроется «Лахта-центр»?
«Лахта-центр» был достроен несколько лет назад, но открытия до сих пор не было. Горожанам не удастся попасть в общественные пространства, на обзорную площадку или в ресторан с уникальными видами. По официальной информации — была заминка с проведением отделочных работ, сейчас они вовсю ведутся и открытие не за горами.
«В настоящее время в комплексе «Лахта-центр» продолжаются работы по отделке и обустройству помещений, а также благоустройству прилегающих территорий. Дата открытия будет определена после завершения работ».
По неофициальной информации — проблема не в отделке, а в том, что городская инфраструктура, в первую очередь транспортная, не готова к открытию такого масштабного проекта.
«За счет своих подрядчиков “Газпром” построил башню в срок, выполнив эту работу качественно. Задержки случились в вопросе строительства транспортной инфраструктуры, за которую ответственен город. Когда инфраструктура запустится, проект заработает в полную силу», — комментирует Валерий Трушин.
Сами горожане высказываются в соцсетях и на неофициальных сайтах, посвященных строительству небоскреба, более жестко: «Вокруг самой Лахты строят развязки и дороги, туда даже не подьехать сейчас, всё разворочено… Учитывая, что по развязкам еще и конь не валялся, скорее всего эти работы закончат через полтора–два года», — предполагает петербуржец Алексей.
Сегодня основной путь из других районов города к «Лахта-центру» лежит по Приморскому шоссе, которое соединяет с центром западную часть Приморского района, которая активно застраивается. Если открыть небоскреб сегодня, шоссе встанет.
Расширить «бутылочное горлышко» — задача, которую сейчас решает город. В помощь Приморскому шоссе для перераспределения транспорта было решено продлить на восток улицу Южную: она обойдет озеро Лахтинский Разлив и соединится с Шуваловским проспектом. Фактически она должна стать дублером Приморского шоссе.
Но что-то пошло не так: подрядчик не торопится достраивать объект, который уже должен быть сдан. «Предварительно летом возобновится строительство улицы Южная, если к этому времени удастся согласовать выполнение работ с АО «ИНТЕР РАО-Электрогенерация». На сегодняшний день ее строительная готовность составляет 56%», — сообщает Комитет по развитию транспортной инфраструктуры.
Но строительство вокруг самого небоскреба ведется активно. Как пояснили Циан.Журналу в пресс-службе «Лахта-центра», объекты дорожной и транспортной инфраструктуры, предназначенные для связи комплекса с городской улично-дорожной сетью, строятся с привлечением средств городского бюджета, федерального софинансирования и ПАО «Газпром».
Изображение: пресс-служба «Лахта-центра»
Во-первых, сейчас к небоскребу достраивается два новых съезда по четыре полосы движения — с шоссе и улицы Савушкина, рассказали Циан.Журналу в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры. На начало января их строительная готовность была около 70%.
Согласно условиям госконтракта, работы должны завершиться не позднее ноября 2023 года, но благодаря федеральному финансированию в комитете надеются завершить строительство и открыть движение в декабре 2022-го. Во-вторых, уже за свой счет город строит рядом с небоскребом подземный переход.
Также в планах — строительство трассы М49, которая от Лахты пойдет на север к ЗСД, и магистрали М32, которая соединит Приморское шоссе с будущей трассой М49.
Опираясь на эти вводные, открытия «Лахта-центра» стоит ждать в 2023–2024 годах, полагает Ольга Шарыгина, вице-президент Becar Asset Management.
В необозримом будущем
Учитывая сложности, которые возникли у города с подключением к городской транспортной сети первого небоскреба, сложно сказать, как и в какие сроки Петербургу удастся обеспечить аналогичную доступность еще двум гигантам.
«Строительство новых башен определенно потребует дополнительной транспортной инфраструктуры, причем не только строительства метро или автобусных остановок, но и, возможно, линии высокоскоростных поездов для обеспечения междугородного трафика в деловом центре, — считает Джон Марк Кланси. — Транспортная инфраструктура в данном случае не может быть недостаточной».
Его поддерживает и Ольга Шарыгина: «Понадобятся дороги для автомобилей, метро или легкорельсовый транспорт, чтобы обеспечить доступность. Водный маршрут тоже не помешал бы».
Готов ли город к многолетнему продолжению строительства инфраструктуры в этой локации — вопрос открытый, особенно если вспомнить, что в Петербурге есть много других проблемных районов, которые очень ждут дорог, развязок и станций метро.
Источник: www.cian.ru
Лахта-центр
Информация может быстро меняться по мере развития события.
Вы просматриваете статью в версии от 15:33 24 декабря 2012 (UTC). ( обновить )
Не забудьте добавить сообщение о текущем событии на портал «Текущие события».«Лахта центр» Местонахождение Санкт-Петербург, Россия Строительство Строится Использование Офисы компании «Газпром нефть» Высота Антенна / Шпиль 462,7 м [1] Технические параметры Количество этажей 86 Архитектор RMJM Ла́хта-це́нтр [2] — официальное название проекта строительства официальной штаб-квартиры «Газпром нефти» и других офисов компании [3] в Приморском районе Санкт-Петербурга. Проект осуществляется вместо отменённого сооружения «Охта-центра». Предполагается, что здание станет самым высоким в России и Европе, превзойдя московский небоскрёб «Федерация».
Предыстория
Внешние видеофайлы «Из Охты в Лахту». Анимационный фильм, рассказывающий о причинах перемещения «Лахта центра» из Охты в Лахту, формат — Flash Video В конце 2000-х годов прорабатывался проект строительства делового квартала Охта-центр в Красногвардейском районе Санкт-Петербург на Охтинском мысе. В декабре 2010 года после длительных дискуссий городское руководство приняло решение перенести реализацию проекта на окраину Петербурга — в Лахту. [4]
Характеристики «Лахта центра»
Функционал здания
- Офисные пространства
- Спортивный комплекс с двумя катками: крытым и открытым
- Детский технопарк
- Медицинский центр с педиатрическим отделением
- Многофункциональный зрительный зал
- Открытый амфитеатр для просмотра водных шоу
- Смотровая площадка
- Выставочные пространства
- Магазины, кафе
- Зелёная зона и пешеходный мост, соединяющий «Лахта центр» с Парком 300-летия Петербурга
- Зона отдыха [5]
Использование «зелёных» и энергосберегающих технологий
При проектировании «Лахта центра» были использованы «зелёные» и энергосберегающие технологии, такие как:
- двойной фасад, обеспечивающий теплоизолирующий слой, который позволит снизить затраты на отопление и кондиционирование;
- использование для обогрева помещений избыточного тепла, которое будет образовываться при работе техники;
- экономичные инфракрасные излучатели;
- датчики присутствия, для экономии электроэнергии и воды;
- системы, следящие за поддержанием оптимального температурно-влажностного режима;
- «льдохранилища», которые ночью будут накапливать до 1000 тонн льда для кондиционирования воздуха в дневное время, что позволит потреблять электричество более равномерно в течение суток и сократить расходы за счет разницы в дневных и ночных тарифах.
В целом проект включает около 100 технологических новшеств, которые позволят увеличить показатели энергосбережения на 40% по сравнению со зданиями, где используются стандартные технологии. [6]
На данный момент архитекторы считают использование «зелёных» технологий одним из основных трендов в европейском строительстве. [7] Тем не менее, среди российских застройщиков отношение к эко-строительству прохладное [8] , и крупные здания, построенные с применением «зелёных» технологий, в России пока являются редкостью.
Проект «Охта центра» был внесён в список «10 самых экологичных небоскребов мира», составленный Consumer Energy Report. Эксперты считают, что этот статус может быть присвоен и «Лахта центру», поскольку новый проект будет обеспечивать те же, а, возможно, и большие показатели энергоэффективности. [9] [10]
Транспортная доступность проекта и транспортные решения в Приморском районе
На данный момент инвестором и администрацией Петербурга предпринят ряд мер по обеспечению транспортной доступности «Лахта центра» и решению основных транспортных проблем Приморского района. В частности, строительство Западного скоростного диаметра, прокладка Шуваловского проспекта, «пробивка» Стародеревенской и Мебельной улиц, завершение строительства Богатырского проспекта позволят увеличить количество дорог, соединяющих северо-западную и южную части Приморского района. Вместе с расширением Приморского шоссе в районе Лахты с двух до шести полос и строительством развязки на перекрестке улиц Савушкина и Планерной пропускная способность магистралей, соединяющих район с остальной частью города, увеличится в два раза. Кроме того, в рамках проекта планируется развитие новых видов транспорта (наземного рельсового экспресса и водного сообщения) и расширение существующих магистралей и развязок, которые дадут возможность автомобилистам двигаться в любом направлении, минуя центр города. Современная транспортная развязка на перекрестке улиц Савушкина и Планерной позволит автомобилистам проезжать проблемный перекресток без светофоров.
Внешние видеофайлы «Транспортное развитие в районе «Лахта центра»». Анимационный фильм, иллюстрирующий влияние «Лахта центра» на транспортное развитие Приморского района, формат — Flash Video Прокладка новых 32-й и 49-й автомагистралей положит начало решению проблемы транспортного затора у Лахтинского разлива. 49-я магистраль возьмет на себя транспортный поток, двигающийся в выборгском направлении. Следуя параллельно КАД, она пересечет Западный скоростной диаметр и замкнется на Суздальский проспект.
Расширение дорожной полосы у поста ГАИ за счет удлинения Шуваловского проспекта и строительство транспортной развязки на пересечении Приморского шоссе и Лахтинского проспекта окончательно решат проблему транспортного сообщения в данном районе. Свободному въезду и выезду на территорию нового делового центра будет способствовать новая транспортная развязка, имеющая выходы на все крупные магистрали. Эти мероприятия позволят заблаговременно сформировать удобные транспортные маршруты, связывающие будущий деловой район с административным центром и другими районами города. В ближайших планах городской администрации — запуск линии для легкорельсового транспорта по существующей железной дороге от Финляндского вокзала до планируемого делового центра в Лахте, новой трамвайной линии от станции метро «Приморская». Также в этом районе планируется строительство новой станции метро. [11]
«Лахта центр» в контексте развития Петербурга
- Полицентрическая модель развития. Сегодня мир уходит от концентрации деловой активности в центре мегаполисов: в центрах европейских столиц с исторической застройкой бизнесу просто «негде развернуться». Петербург уже столкнулся с этой проблемой: объединение функций делового и исторического центра города привело к очевидной «перегруженности» Центрального и Адмиралтейского района и транспортному коллапсу. Для Петербурга единственный разумный выход — создание за пределами туристического центра пояса общественно-деловых районов, объединенных общей транспортной инфраструктурой. Таким проектом может стать деловой квартал в Лахте, который проектируется по принципу смешанной застройки, что позволит создать не очередную комфортабельную «резервацию для клерков», а настоящий мини-город, район для работы и комфортного проживания. [12]
- Система «умный город» — новая необходимая ступень развития городской инфраструктуры. «Умный город» представляет собой тщательно спланированную и хорошо управляемую систему, которая формирует спрос на новые технологии в транспортной логистике, ЖКХ, промышленности, строительстве, управлении зданиями и других аналогичных сферах. По словам директора ОДЦ «Охта» Александра Бобкова, основной целью использования современных технологий в таких масштабных комплексах, как «Лахта центр» является снижение стоимости строительства и эксплуатации здания. [13]
- Развитие транспортной инфраструктуры. При реализации проекта «Лахта центра» особое внимание будет уделено развитию транспортной инфраструктуры. В рамках проекта планируется как развитие новых видов транспорта (наземного рельсового экспресса и водного сообщения), так и расширение существующих магистралей и развязок, которые дадут возможность автомобилистам двигаться в любом направлении, минуя центр города.
- По мнению экспертов, «Лахта центр» может способствовать инвестиционной привлекательности Петербурга. Генеральный директор компании London Real Invest Зося Захарова считает, что помещения в новом здании смогут арендовать представительства крупных брендов, в том числе международных компаний. [14]
- Петербургские архитекторы считают, что высотная доминанта «Лахта центра» станет важной составляющей частью «морского фасада» Петербурга и будет стимулировать его дальнейшее развитие. По словам экспертов, функция петербургского «морского фасада» будет прежде всего деловой, что внесёт серьёзные изменения в архитектуру побережья. [15][16]
Хронология
Подготовка к строительству
10 марта 2011 года Газпром приобрел под строительство офисного здания участок площадью 140 тыс. м² на Лахтинском проспекте, 2. [17] [18] В 2007 году экологи рекомендовали отнести данную территорию к охранной зоне Юнтоловского заказника. [19] [20]
18 марта 2011 года пресс-служба ЗАО Общественно-деловой центр «Охта» сообщила о том, что Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга выдал компании документ об отсутствии на территории участка в Лахте историко-культурных ограничений. [21]
В апреле 2011 год было объявлено, что архитектурная концепция «Лахта центра» будет создаваться на основе проекта Охта-центра [22] , а грунты в Лахте позволяют построить высотное здание общественно-делового центра, высота которого будет достигать от 300 до 500 метров, существенно оптимизировав инженерные решения по фундаментам [23] .
24 июня 2011 года в администрации Приморского района состоялись общественные слушания по проекту «Лахта центра». В ходе обсуждения проекта, директор по проектированию международных проектов компании RMJM Тони Кеттл представил предварительные проработки архитектурной концепции «Лахта центра», а также данные исследований возможного влияния высотного здания на городские панорамы. На слушаниях помимо обоснования запроса на отклонение от предельных параметров строительства, обсуждались возможное влияние высотного объекта, при расположении на участке в Лахте, на городские панорамы. Большая часть вопросов к инвесторам была посвящена возможному влиянию высотной доминанты на исторические панорамы города, решению проблемы автомобильных пробок и развитию транспортной инфраструктуры, также поднималась тема экологической обстановки в районе строительства и возможного влияния на пути миграции перелетных птиц [24] . По данным «Коммерсанта», участники слушаний активно протестовали против проекта. При этом в итоговый протокол слушаний было подано множество замечаний, в том числе по процедурным нарушениям их проведения и представленной на них документации [25] .
Инвестор запросил для будущей высотки 500 метров. Как пояснил собравшимся главный инженер проекта Андрей Никандров, участок размером около 14 га власти наделили тяжелыми обременениями, возможная площадь застройки участка значительно сократилась, поэтому реализация проекта возможна только ввысь. По словам представителей инвестора, очертания башни будут просматриваться на отдельных панорамах, но из-за удаленности от центра более чем на 9 км силуэт здания не будет выделяться среди других доминант, к примеру, телебашни. Кроме того, инвестор убежден, что воздействие на экологию района при реализации проекта будет сведено к минимуму за счет применения экологичных технологий и создания обширных парковых зон. По его словам, на участке в Лахте планируется реализовать модель пилотного энергоэффективного района [26] .
Внешние видеофайлы «Презентация «Лахта центра» на общественных слушаниях 24 июня 2011 года». Анимационный фильм, иллюстрирующий влияние «Лахта центра» на исторические виды Петербурга, формат — Flash Video 13 июля 2011 года состоялось заседание комиссии по землепользованию и застройке (КЗЗ). Члены КЗЗ должны были проанализировать представленный инвестором пакет документов с обоснованием необходимости «отклонения» от городских Правил землепользования и застройки и доказательством его безопасности для исторических городских панорам, а также оценить результаты публичных слушаний.
Из 13 членов комиссии 3 выступили против одобрения проекта, 10 проголосовали «за». По мнению «Коммерсанта», никто из членов комиссии не сомневается, что формальное разрешение инвестор получит в ближайшие дни. Член комиссии Сергей Малков заявил, что «у градозащитников уже готовы судебные иски». Об опасности проекта уже заявили эксперты ЮНЕСКО, а российские эксперты и общественность уже обратились с открытыми письмами протеста против «Лахта центра» к губернатору, премьеру и президенту. Глава центра экспертиз «Эком» Александр Карпов заявил, что «Газпром» в очередной раз открыто «пренебрег историко-культурными ценностями Санкт-Петербурга и вместе с властями продемонстрировал откровенное издевательство над правом» [25] .
5 октября 2011 стало известно, что ОДЦ «Охта» определил подрядчика на разработку проектной документации «Лахта центра». Им стал ЗАО «Городской проектный институт жилых и общественных зданий» (ЗАО «Горпроект»). Договор на генпроектирование заключён по итогам открытых конкурентных переговоров. В соответствии с представленным «Горпроектом» графиком, весной 2012 года будет спроектировано высотное здание и вспомогательные сооружения, а летом — два здания стилобатной части. [27] 26 января 2012 года стало известно, что «Газпром» планирует построить в районе «Лахта центра» и Крестовского острова новые марины. Для управления этими морскими активами будет создана специальная компания. [28]
16 марта 2012 года стало известно, что недалеко от «Лахта центра» планируется расположить новую станцию метро «Лахта». По словам директора Бюро территориальных информационных систем и градостроительного моделирования городского НИПИГрад Михаила Петровича, это строительство было предусмотрено ещё в Генплане развития Ленинграда 1980 года, но актуализируется только сейчас в связи со строительством «Лахта центра». На данный момент проектирование находится на начальной стадии, разработчики рассчитывают, что в течение 2012 года проект выхода будет завершен. [29]
Внешние видеофайлы ««Лахта центр». Архитектурная концепция». Анимационный фильм, рассказывающий об архитектурной концепции «Лахта центра», формат — Flash Video 4 июля 2012 года стало известно, что к октябрю 2012 года будет завершена дорожная развязка, находящаяся в непосредственной близости от «Лахта центра». Об этом сообщил в ходе пресс-конференции председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Борис Мурашов. [30]
18 июля 2012 года стали известны компании, которые инвестор выбрал для инженерно-геодезических и инженерно-экологических изысканий на территории будущего строительства. Ими стали ОАО «Трест ГРИИ» (инженерно-геодезические изыскания) и ООО «Проектный институт «Петрохим-технология» (инженерно-экологические изыскания). [31]
3 августа 2012 года начальник по проектированию ОДЦ «Охта» Юлия Гуляк заявила, что офисные помещения будут занимать только 43% общей площади «Лахта центра». Около трети площадей будет отдано под социальные объекты. [32]
17 августа 2012 года Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга выдала ОДЦ «Охта» разрешение на строительство первого этапа «Лахта центра», включающего высотное здание и прилегающую к нему стилобатную часть. [33]
27 августа по адресу ул.Хвойная, 35 состоялась встреча жителей МО «Лахта-Ольгино» с Юлией Гуляк, руководителем управления по проектированию «Лахта-центр» и Светланой Газизовой, руководителем проекта по подготовке проектной документации. Представители инвестора ответили на вопросы участников встречи о самом проекте, его планировке и функционале. [34]
Внешние видеофайлы «Общественные слушания по проекту планировки территории «Лахта центра»». Главный инженер проекта В.Б.Барабанов рассказывает об объектах, которые планируется разместить на участке, формат — Flash Video 31 августа 2012 года в администрации Приморского района Санкт-Петербурга прошли общественные слушания по проекту планировки и межевания территории «Лахта центра». На слушаниях были представлены вниманию общественности объекты. которые планируется разместить на участке, схема коммуникаций и транспортной инфраструктуры. Кроме того, представители ОДЦ «Охта» дали ответы на вопросы общественности. [35]
12 сентября 2012 года ОДЦ «Охта» заключил с дубайской компанией Arabtec Holding договор на выполнение части работ нулевого цикла «Лахта центра». Компания выполнит строительство стены в грунте и свайного поля для башни, а также внутриплощадочные работы. Срок выполнения контракта — 28 месяцев, стоимость — 95 миллионов евро. [36]
1 октября 2012 года директор ОДЦ «Охта» Александр Бобков заявил в интервью, что «Лахта центр» потребует меньшего вложения инвестиций, чем на Охте благодаря меньшей стоимости работ нулевого цикла, а также более благоприятной, чем на Охте, структуре грунта, так что дополнительного укрепления или образования грунта не потребуется. [37]
12 ноября 2012 года Смольный утвердил проект планировки и межевания территории «Лахта центра». [38] [39]
16 ноября 2012 года начался нулевой цикл строительных работ. Нулевой цикл включает в себя работы по устройству ограждающих конструкций котлована, постройку стен в грунте, а также закладку фундамент с длиной свай в 65 метров и фундаментной плиты на глубине 14 м. [40]
10 декабря 2012 года представитель ОДЦ «Охта» заявила, что общий объём инвестиций в строительство «Лахта центра» будет известен в 2013 году. По её словам, сметная стоимость проекта определится в ближайшее время и будет озвучена после разработки проектной документации. [41]
18 декабря 2012 года в администрации МО «Лахта Ольгино» состоялась встреча экспертов ОДЦ «Охта» с главой и жителями муниципального образования. Со стороны застройщика во встрече участвовали начальник Управления по проектированию Юлия Гуляк и специалист-эколог Татьяна Оболонская.
Эксперты рассказали о программе экологического мониторинга, который будет проводиться во время строительства и эксплуатации «Лахта центра», озвучили расчётные показатели по шуму и загрязнению воздуха в период строительства. По словам эколога, шумовые нагрузки не будут превышать верхней границы санитарных норм. Если от жителей района поступят жалобы, и превышение будет зафиксировано, застройщик примет меры по снижению уровня шума. Кроме того, Юлия Гуляк передала участникам встречи копию проектной документации с трассировкой нового коллектора, который строители прокладывают для площадки Лахта центра. Проект предусматривает подключение к коллектору домов в Лахта Ольгино: на плане были отмечены точки для возможного подсоединения коммуникаций. [42]
Дискуссии вокруг проекта
Мнение ЮНЕСКО
Пристальное внимание ЮНЕСКО к первоначальному проекту на Охте был перенесен и на «Лахта центр». 15 мая 2012 года постоянный представитель РФ при ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова заявила в интервью, что вопрос о строительстве высотной штаб-квартиры компаний группы «Газпром» после переноса стройки в Лахту больше не является актуальным для ЮНЕСКО. «Что касается «Лахта центра», вопрос не стоит, проектная документация в разработке. Насколько я понимаю, «Лахта центр» вообще находится в 9 километрах от исторического центра, за пределами буферной зоны, поэтому обсуждать его нет необходимости» – сказала она. [43]
В ходе 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, прошедшей в Санкт-Петербурге с 22 июня по 6 июля 2012 года, члены Комитета отметили, что решение о переносе проекта в Лахту является позитивным для Петербурга. Это было отмечено в резолюции, принятой по итогам 36 сессии Комитета. [44] Ознакомившись с проектом, участники сессии заключили, что «Лахта центр» будет в достаточной мере удалён от исторического центра Петербурга. [45]
6 июля 2012 года в ходе 36 сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова сказала также, что строительство «Лахта центра» не испортит историческую панораму Петербуга. «Конечно, я выражаю сейчас свое личное мнение, и мне кажется, что это здание ничего не испортит, ничего не будет загораживать. Оно планируется к постройке, насколько мне известно, очень далеко от центра города» — заявила она. [46]
24 августа Элеонора Митрофанова заявила, что решение о строительстве «Лахта центра» должны принимать только власти Петербурга. По её словам, ЮНЕСКО не регулирует это строительство, поскольку объект находится за пределами охранной зоны. «У всех эта ошибка, журналисты все время пишут: Митрофанова и Комитет Всемирного наследия — ИФ что-то разрешили или не разрешили. Это только вопрос самих властей. Просто есть определенная процедура, чтобы Комитет был в курсе — сказала Элеонора Митрофанова — Публикации о том, что «ЮНЕСКО ничего не разрешило» ничего, кроме имиджевого негатива, не несут. ЮНЕСКО ничего не должно разрешать, потому что «Лахта центр» очень далеко от объекта Всемирного наследия, поэтому власти совершенно спокойно могут решать этот вопрос и без ЮНЕСКО». [47]
Мнение официальных лиц
11 апреля 2012 года спикер Совета Федераций Валентина Матвиенко заявила в интервью, что проект «Лахта центр» мог бы стать новым символом города, привлечь в него деловых людей со всего мира. [48]
16 мая 2012 года губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко в ежегодном отчёте о работе правительства перед Законодательным собранием отметил необходимость создания в Петербурге нового делового центра. По словам губернатора, он видит для такого центра три варианта расположения в «Лахта центре», в Пулково и на намывных территориях Морского фасада. [49]
Мнение девелоперов и специалистов рынка недвижимости
27 октября 2011 года в Высшей школе менеджмента СПбГУ состоялся круглый стол из серии «Территории, меняющие город», посвящённый перспективам развития северных районов Петербурга. Девелоперы, участвовавшие в дискуссии, отметили, что проект «Лахта центр» послужит серьёзным стимулом для развития этих территорий, в частности, Приморского района [50] .
21-23 ноября 2011 года состоялся форум «Будущий Петербург», одной из ключевых тем которого был проект «Лахта центр». Эксперты высоко оценили значение этого строительства в связи с необходимостью выноса логистической, транспортной и деловой функции за пределы исторического центра Петербурга и формированием вокруг «Лахта центра» нового делового района [51] . [52]
24 ноября 2011 года на круглом столе «Девелопмент городских территорий: варианты и альтернативы» в ИНЖЭКОН участники дискуссии отметили значение «Лахта центра» как одного из «ядер» делового развития Петербурга и площадки для мероприятий международного уровня. «Тот объём деловой недвижимости, который будет введён в строй и, может быть, послужит международному сотрудничеству — с этой точки зрения строительство было бы полезно» — сказал заведующий кафедрой экономики и менеджмента недвижимости ИНЖЭКОН Сергей Максимов [53] .
27 марта 2012 года в ходе круглого стола «Формирование территориальных стратегий города: Север Санкт-Петербурга» «Лахта центр» стал одним из проектов, сыгравших важную роль в объединении усилий девелоперов по разработке комплексной стратегии развития северных окраин Петербурга [54] . [55]
Возможные препятствия к строительству
В марте 2011 года были озвучены некоторые возможные препятствия к строительству:
- Высотный регламент. Высотный регламент на соответствующем участке составляет 27 метров. [56][57][58]
- Нарушение традиционных полётных коридоров для птиц [56][57] . По мнению орнитолога, старшего научного сотрудника Зоологического института РАН Владимира Храброго говорить о том, станет ли здание мешать пролету птиц, можно будет только после изучения ночной миграции, для чего потребуется два года. [58] По мнению ведущего научного сотрудника биолого-почвенного факультета СПбГУ Дмитрия Ковалева, опасность нарушения коридоров полёта птиц надуманная. [59]
- Нарушение исторических ландшафтов. По мнению некоторых градозащитников, башня «Лахта-центра» испортит ландшафты Дворцовой площади, Стрелки Васильевского острова. [56] По мнению директора бюро межевания городских территорий «Петербургский НИПИ Градостроительства» Павла Никонова, объект достаточно активно вторгается в панораму Петропавловской крепости и Стрелки при виде с Дворцовой площади и Дворцовой набережной. [58]
- Неблагоприятные свойства грунтов. Почвы в Лахте болотистые и рыхлые. [56]
- Возможная культурная ценность места строительства. В районе Лахты ранее были обнаружены стоянки древних людей эпохи неолита [60] , однако маловероятно, что прямо на земельном участке «Лахта-центра» будет обнаружен артефакт времен неолита, который потребует его музеефикации прямо на месте. [56] Данный участок не входит в зону археологического слоя, закреплённую в составе Закона Санкт-Петербурга «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга…» [61] . Места находок артефактов находятся западнее на побережье в районе Ольгино и северо-западнее в посёлке Ольгино. По мнению Александра Карпова, археологических проблем не должно быть, так как в предполагаемом месте строительства находится намытая ранее пескобаза. [62]
- Транспортные проблемы. Проходящее рядом Приморское шоссе зажато в узкое «бутылочное горло» — в случае реализации проекта «Газпром-Нефти» придется значительно вложиться в постройку дорог и развязок в соответствующей части города. [62] Также в районе отсутствует метрополитен, единственная возможность добраться до ближайшей станции Старая Деревня без пробок — трамвай, поездка займет около получаса. Администрация Санкт-Петербурга и инвестор уже предприняли ряд мер по улучшению транспортной ситуации в Приморском районе, что поможет решить проблему транспортной доступности проекта.
Предполагаемое влияние на городские панорамы
В марте 2011 года новостной сайт Правда.ру провёл анализ видимости проекта при условии сохранения параметров, предлагаемых для Охта-центра. [63]
24 июня 2011 года на общественных слушаниях в администрации Приморского района были представлены результаты выполненной по заказу инвестора компьютерной оценки визуального влияния башни на основные панорамы. по мнению «Коммерсанта», они подтвердили, что небоскреб будет заметен на фоне Петропавловской крепости и других памятников. Однако, как сообщил «Коммерсанту» источник в Смольном, башня находится за пределами зоны «четкой видимости», предусмотренной городским законом о режимах зон охраны культурного наследия. А «нечеткую видимость» при рассмотрении вопроса власти вполне могут проигнорировать [64] .
Внешние видеофайлы Анимационный фильм о результатах ландшафтно-визуального анализа предполагаемого влияния «Лахта центра» на панорамы Петербурга, формат — Flash Video 13 июля 2011 года на заседании комиссии по землепользованию и застройке (КЗЗ) впервые был представлен видеоролик, подготовленный на основе компьютерной модели визуального влияния будущего небоскреба на ключевые историческое панорамы. Член комиссии, депутат ЗАКС Сергей Малков заявил изданию «Коммерсантъ», что видео продемонстрировало еще более «шокирующее», чем на графических документах, вмешательство в самые ценные панорамы — в том числе вид Ростральных колонн на Стрелке Васильевского острова. Один из членов комиссии на условиях анонимности заявил изданию «Коммерсантъ», что «Лахта-центр» все же смотрится из центра города не так «чудовищно», как «Охта-центр», за который он и его коллеги также проголосовали два года назад. «Тогда на душе кошки скребли, а к «Лахта-центру» будет нетрудно привыкнуть — как к дымовым трубам или телебашне»,— уточнил чиновник [25] .
Тем не менее, многие петербургские архитекторы при оценке влияния будущего «Лахта центра» на панорамы Петербурга придерживаются иного мнения. В комментариях журналистам многие эксперты заявили, что высотное здание вряд ли внесёт искажение в исторические виды города.
Испортятся ли открыточные виды? Думаю, с Дворцовой площади башню не увидеть. Да и вообще — открытки сейчас зависят от мастерства фотографа. — говорит руководитель архитектурной мастерской «Интерколомниум» Евгений Подгорнов.
По мнению архитектора Михаил Кондиайна, любое мнение, даже высказанное профессионалом, субъективно, если оно не подкреплено серьёзным анализом. Особенно это касается оценки архитектурных объектов Петербурга в условиях его постоянно меняющейся погоды.
Виден ли «Лахта центр» с берегов Невы? Эпизодически — из-за погоды — вообще ничего не видно, а в ясную погоду воздушная перспектива для расстояния в 9 км абсолютно не преграда. Главный вопрос — это адекватность материалов анализа, представленного в интернете. Если все действительно так, то с берегов Невы будет виден лишь тонкий силуэт. Это ужасно или нет? На Охте это было ужасно.
Здесь, в Лахте, во много-много раз мягче — утверждает советник Российской академии архитектуры Михаил Кондиайн — Я не знаю ни одного человека, которого бы раздражал силуэт Дефанса с Елисейских полей. У нас же на этой градозащитной теме не все абсолютно честны, часто используют её для собственного пиара, не вникая во все детали.
Специалисты уверены, что предварительные прогнозы видимости небоскрёба в любом случае будут недостаточно точны. По их мнению, чтобы обоснованно судить о влиянии здания на панорамы, его нужно сначала построить.
Наверное, Лахта — лучшее место для такого рода вещи. Чтобы понять, как она будет смотреться с девятикилометрового расстояния, надо ее построить — заранее это просчитать невозможно — заявляет заслуженный архитектор России Никита Явейн.
Влияние на структуру воздушного пространства
После оценки влияния проектируемого «Лахта центра» на структуру воздушного пространства и безопасность полетов в районе аэродромов Санкт-Петербургского авиаузла, проведённой научно-технической компанией «Аэротехнический центр», Северо-Западное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) согласовало строительство многофункционального общественно-делового комплекса «Лахта центр».
Согласно данным пресс-службы ОДЦ «Охта», также предварительно получены согласования аэропорта «Пулково»; аэродрома «Левашово» (Министерство обороны, аэродром совместного базирования); аэродрома «Пушкин» (Министерство обороны, аэродром совместного базирования); аэродрома «Горелово»; аэродрома «Кронштадт» (Министерство обороны); аэродрома «Горская» (Министерство обороны), а также ООО «Воздушные ворота Северной столицы» и научно-образовательного учреждения «Санкт-Петербургский авиаклуб РОСТО». [65]
Опросы общественного мнения
В июне 2011 года, накануне общественных слушаний по проекту исследовательский холдинг РОМИР провел социологический опрос, согласно данным которого большинство жителей Приморского района Санкт-Петербурга позитивно оценивают решение о строительстве высотного делового комплекса «Газпром нефти» в Лахте. Что касается отношения к проекту строительства делового комплекса «Лахта центр», то 67 % жителей настроены по отношению к проекту положительно или нейтрально, 9 % — затруднились с ответом, и 24 % — «отрицательно» или «скорее отрицательно». По мнению исследователей, в целом, можно говорить о положительном настрое жителей Приморского района в отношении к проекту «Лахта центр»: подавляющее большинство опрошенных воспринимает его положительно или нейтрально, что подтверждает желание видеть свой город развивающимся разносторонним центром [нет в источнике] . [66] [67]
Общественное признание
22 ноября 2011 года РБК присудил ОДЦ «Охта» звание Компании года за развитие диалога между бизнесом и обществом. Согласно мнению экспертного жюри, эта награда — результат «готовности инвестора к поиску гибкого решения, которое сочетало бы интересы исторического города, общественных организаций и бизнеса». [68] .
19 апреля 2012 года в приложении к газете «Коммерсантъ» «Лица города» исполнительный директор ОДЦ «Охта» Александр Бобков был назван в числе десяти наиболее открытых для диалога с общественностью топ-менеджеров Петербурга. По мнению пресс-службы компании, это является ещё одним подтверждением ведения конструктивного диалога с общественностью, властью и бизнес-сообществом. [69] [70]
Высказывания о проекте
Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами.
Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке.Александр Бобков, директор ОДЦ «Охта»: «Мы рассматриваем наш проект как цельное произведение архитектурного искусства, как единое целое. Он может нравиться или не очень, но его нельзя резать или кромсать. А еще мы надеемся, что наш объект станет символом. Символ не режут.
Это как с флагом: можно было, наверно, сделать без красного, чтобы ничего не напоминало о прошлом, но тогда это будет уже не символ. Наш проект — символ того, что в России происходит нечто значительное, и не только в Москве.
Символ того, что Петербург не может навсегда оставаться только лишь петровским городом, и чтобы в нем при этом проживало 5 млн человек, и он был четвертым по величине европейским мегаполисом. Символ того, что, как бы ни больно нам было, будущее нашего города не за промышленностью и заслуженными производствами, а за новыми технологиями в нематериальных отраслях, наукой и образованием.
Символ того, во что еще верит какая-то часть молодежи: что и здесь можно жить, не обязательно уезжать; здесь можно работать, учиться, здесь не только музей. Здесь свои Google и Apple, Microsoft и IBM не на уровне продавцов, а на уровне разработчиков. Здесь автомобилестроение не на уровне сборки, а на уровне разработки. Здесь финансы не на уровне зарплатных схем и отправки денег за границу, а на уровне формирования и пакетирования инвестпроектов. Все то, что очевидно, но до него так далеко, если не начинать двигаться в этом направлении».
Санг Дэ-Ким, эксперт Всемирного совета по высотным зданиям и городской среде: «Я впервые в Санкт-Петербурге. Раньше я видел эти прекрасные здания великих архитекторов прошлого только по телевизору и на картинках. Сейчас могу оценить воочию.
Замечательно, что у вас есть такое историческое наследие, но нужно создавать что-то новое, что можно было бы показать новым поколениям через 200—300 лет. Для них то, что вы создаете сегодня, будет такой же историей, какой для нас сегодня является архитектура ХVIII-ХIХ веков. Что касается «Лахта-центра», он не будет располагаться в центральной части города.
И это напоминает мне восточную концепцию «инь-ян»: с одной стороны — историческая часть города с горизонтальными зданиями и водная гладь, с другой — вертикаль, которая добавит городу своего очарования. Эти две эпохи в архитектуре города не конкурируют друг с другом, они находятся на расстоянии.
Когда я ознакомился с проектом, то увидел, что здание — комфортабельное, его форма — современная. Раньше небоскребы строились в основном в виде прямоугольников. Сейчас архитекторы пытаются найти оригинальные формы — от прямоугольников все уже устали.
Конечно, на любое творение человеческих рук всегда существует множество точек зрения, но мое личное мнение о «Лахта-центре» — проект хороший. В нем соединяются интересная форма и современные технологии. Думаю, что со временем он вполне способен стать новым символом Санкт-Петербурга».
Георгий Полтавченко, новый губернатор Петербурга не против строительства «Лахта-центра». Он не видит ничего плохого в строительстве «Лахта центра» в Приморском районе Петербурга. «Главное, чтобы проект не испортил образ города» — заявил журналистам Полтавченко. При этом он подчеркнул, что строительство башни Газпрома приведёт в город инвестиции, «которые так необходимы экономике Петербурга».
Евгений Елин, председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли: Про «Охта центр» уже все говорили и всё знают, хотя это действительно путь к созданию делового центра Сити, путь к созданию глобального города… Мы должны совершить переход от компактного города к какой-то более сложной агломерации. Как вы знаете, сейчас реализуется проект «Невская ратуша», в который должна переехать вся администрация города. Если мы ставим задачу создания Сити, и «Газпром» там уже строит — давайте мы туда перенесём всю администрацию. Тогда Сити появится уже автоматом.
Олег Барков, директор Hansa SPb: «Лахта центр» является источником развития города как крупный проектов комплексного развития территории. Деловые проекты на greenfield — штука очень опасная, но здесь опять же локомотивом является «Лахта центр». Проекты типа «Лахта центра» в этих районах должны иметь очень мощного, волевого и необидчивого инвестора, каким является «Газпром».
Михаил Возиянов, генеральный директор ЮИТ Лентек: На мой взгляд, сейчас формируется зона: Петроградка, две набережные вдоль от центра Невы, Выборгская и Петроградская, дальше возникнет «Лахта центр». Если смотреть по ЗСД — это Пулково, потом «Морской фасад» — и опять же выходим на «Лахта центр». Вот эти два вектора было бы разумно развивать как деловую функцию. Они бы позволили бизнесу нормально коммуницировать: не ехать на встречу по три часа, а потом три часа обратно.
Роман Могилевский, научный руководитель Агентства социальной информации: Я считаю очень важным понять, кто формирует запрос на будущее. Если привести пример «Охта центра»… это гениальный совершенно проект с точки зрения того, что он иллюстрирует всё, во что мы погружены, наши реалии и проблемы.
Сейчас во всём мире строят высотные здания не потому, что так требует эстетика, а потому что таковы вызовы природе и обществу. От создания искусственной среды нам никуда не уйти, нам придётся создавать искусственную среду. Этим мы не только предлагаем новые эстетические ценности. Вспомните прошлую зиму, когда все прятались от холода в метро и торговых центрах. Это как раз формирование и использование искусственной среды.
Дмитрий Козак, вице-премьер РФ: Отмечу, что это не инфраструктурный, а инвестиционный проект, который должен принести городу дополнительные доходы. Решение по нему принималось с учетом результатов широкого обсуждения петербуржцев. Надеюсь, что оптимальное решение найдено. Архитектурный облик города не пострадает, а Петербург в конечном счете выиграет, получив дополнительные бюджетные доходы для решения многих социальных и инфраструктурных проблем.
Михаил Блинкин, директор института экономики и транспортной политики НИУ ВШЭ: Идея «Лахта-Центра» – очень прогрессивная, имеющая множество европейских аналогов. Но, действительно, успех ее – в реализации. Принципиально это должен быть деловой центр со смешанной застройкой – «микс-девелопмент», то есть нужно постараться замкнуть эту территорию, чтобы люди там могли и жить, и работать». [71]
Источник: dic.academic.ru