Собор Парижской Богоматери (фр. Notre-Dame de Paris) – величественный католический храм на острове Сите в центре Парижа. Этот выдающийся памятник архитектуры воспет в искусстве и является одним из самых известных культовых сооружений мира.
Каждый год посмотреть на Нотр-Дам де Пари приезжает 13-14 миллионов туристов, желая лично увидеть устремленный вверх готический силуэт, украшенный живописными витражами и жуткими горгульями. Собор Парижской Богоматери является географическим центром не только Парижа, но и всей страны. Именно здесь находится так называемый «Нулевой километр», от которого ведут отсчет все расстояния во Франции.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Нотр-Дам де Пари
История строительства собора
Храмы располагались в этом месте с незапамятных времен, еще в эпоху римлян тут стоял храм, посвященный Юпитеру. Позднее Меровинги, правившие Галлией в 500-571 годах, построили здесь собор Св. Этьена.
Обнаружены гробницы при восстановлении Нотр-Дам-де-Пари #находка #новости
Собор Парижской Богоматери был заложен в 1163 году Морисом де Сюлли, епископом Парижа, а краеугольный камень был заложен папой римским Александром III. Его возведение продолжалось до 1345 года, то есть заняло почти два века. За это время проектом руководили десятки архитекторов, что не помешало им воздвигнуть прекрасный и органичный ансамбль. Согласно историческим данным, ранее на этом же месте существовало еще несколько церквей, как христианских, так и языческих.
Строительство собора Нотр-Дам де Пари проходило с участием многих архитекторов, но основными его создателями, внесшими наибольший вклад, считаются Пьер де Монтрей и Жан де Шель. Закладывалось здание во времена царствования Людовика VII. Именно тогда стал популярен готический стиль в архитектуре, который и был использован зодчими. Это направление удачно смешалось с романским стилем из традиций Нормандии, что придало собору уникальный облик.
Картина «Коронация Наполеона I» (2 декабря 1804 г.), написанная Жак-Луи Давидом в 1807 г. Восточный фасад собора, 1860-е
Историю Франции и Нотр-Дама невозможно разделить, ведь именно здесь возносили свои молитвы рыцари, отправляясь в Крестовые походы, проходили коронация Наполеона, празднование победы над гитлеровскими войсками и многие другие события.
Норт-Дам окутан атмосферой мистицизма и темной романтики Западный фасад собора Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери сильно пострадал от неумелых реконструкций в ходе событий конца XVIII века, а позже – из-за народного забвения. Так, французская революция чуть не лишила мир этого уникального памятника архитектуры, его даже хотели сжечь. Множество скульптур были разбиты или обезглавлены, витражи уничтожены, драгоценная утварь разграблена.
Постройку объявили Храмом Разума, затем — центром Культа Высшего Существа, а позже просто превратили в продовольственный склад. От полного разрушения архитектурный ансамбль уберег роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», занявший центральное место в истории любви горбуна к красотке-цыганке. Публикация произведения не только сделала писателя знаменитым, но и обратила внимание широкой публики на исключительную историческую, а также эстетическую ценность древнего здания.
Именно здесь находится «Нулевой километр» – точка отсчета всех расстояний во Франции
Было принято решение реконструировать Нотр-Дам по всем правилам старинных технологий. Виолле-ле-Дюка успешно справился с такой непростой задачей, поскольку архитектор владел знаниями о способах строительства древних мастеров, работавших над постройкой храма. Реставрация собора Парижской Богоматери продолжалась более четверти века. За это время восстановили фасады и внутреннее убранство, реконструировали загубленную революционерами галерею скульптур и часть горгулий, вернули на свое законное место всех сохранившихся инфернальных «охранников».
Дополнительно был сооружен и установлен на крышу шпиль высотой более 95 метров. В последующие годы парижане крайне трепетно относились к своей святыне. Примечательно, что храм практически не пострадал за период двух Мировых войн. В конце XX века была инициирована еще одна реставрация, позволившая полностью очистить здание от городской пыли, вернуть песчанику, из которого сложен фасад, первоначальный золотистый оттенок.
Вид на собор Парижской Богоматери через арку
Видео: Последствия пожара в соборе
Фасад и горгульи
Самым популярным атрибутом внешнего убранства собора Парижской Богоматери остаются каменные демонические существа. Горгульи присутствуют здесь в большом количестве и предназначены не только для украшения, но и для отведения воды из многочисленных стоков на кровле. Дело в том, что необыкновенно сложная конструкция крыши способствует накоплению влаги из-за осадков, поскольку она не может стекать так же свободно, как с обычных домов. Это способно привести к развитию плесени, отсыреванию и разрушению камня, поэтому качественные водостоки просто необходимы любому готическому собору.
По традиции малопривлекательные выходы труб маскировали фигурами горгулий, химер, драконов, реже – людей или реальных животных. Многие усматривают в этих демонических образах скрытые смыслы, поэтому здесь открывается большой простор для фантазии. Примечательно, что на момент постройки каменных демонов на соборе не было, их установили с подачи реставратора Виолле-ле-Дюка, использовавшего данную средневековую традицию.
Барельеф собора Дева Мария с младенцем и ангелами Горгульи Нотр-Дама
Собор Парижской Богоматери на закате
Главный фасад украшен каменными статуями и имеет три портала. Основной находится посередине, его арки поддерживают по семь изваяний с каждой стороны, а главным декором являются рельефные сцены Страшного Суда. Правый портал посвящен Святой Анне, где изображены Пресвятая Дева с Младенцем, а левый – Богородице, со знаками зодиака и изображением коронации Девы Марии. Огромные двери украшены коваными рельефными изображениями.
Уже упомянутый шпиль на крыше заменил тот, что был разобран в конце XVIII века. Конструкция украшена четырьмя группами апостолов, а также соответствующими евангелистам животными. Все изваяния обращены лицом к французской столице, за исключением покровителя архитекторов Святого Фомы, который словно любуется шпилем.
Практически все витражи довольно современны, выполнены при реставрации храма в XIX веке. Только в центральной розе ветров сохранились некоторые средневековые части. Узор этой масштабной конструкции (диаметр 9,5 метров) из цветного стекла изображает Марию, а также сельские работы, знаки Зодиака, людские достоинства и грехи. Северный и южный фасады оборудованы самыми крупными розами, которые существуют в Европе. Каждая из них имеет около 13 метров в диаметре.
Фасад Нотр-Дама, включающий 3 портала: Богородицы, Страшного Суда и Святой Анны, а также Галерею Королей сверху
Внутреннее убранство собора Парижской Богоматери
Конструкция в продольном сечении представляет собой крест, по центру которого располагается комплекс скульптурных изображений различных евангельских сцен. Интересно, что внутренние поддерживающие стены здесь отсутствуют, их функцию выполняют многогранные колонны. Большое количество художественной резьбы залито неземным светом, который окрашивается в разные цвета, проходя сквозь стекла нескольких роз. В правой части Нотр-Дама туристы могут полюбоваться на замечательные скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые традиционно преподносятся в дар Богоматери каждый год первого мая. Величественная центральная люстра выполнена по эскизам Виолле-ле-Дюка, после реконструкции она заменила паникадило, переплавленное во время Французской Революции.
Интерьер Нотр-Дама
Витраж Нотр-Дама. Из-за обилия библейских сцен в Средние века собор называли «Библией для нечитающих»
Между порталом и более высоким ярусом находится Галерея Царей, где выставлены скульптуры Ветхозаветных правителей. Революционеры безжалостно уничтожили изначальные статуи, поэтому они были сделаны заново. В конце XX века фрагменты отдельных скульптур были найдены под одним из парижских домов. Оказалось, что владелец выкупил их в смутное время, чтобы похоронить с почестями, а позже построил на этом месте свое жилище.
Нельзя не упомянуть о величественном органе, установленном в соборе Парижской Богоматери. Он был оборудован еще при возведении храма, множество раз перестраивался и реконструировался. На сегодняшний день этот орган является самым крупным во Франции по количеству регистров и вторым по числу труб, часть из которых сохранилась со времен Средневековья.
Орган в соборе Парижской Богоматери
Южная колокольня
Если вы хотите насладиться парижскими панорамами, не уступающими по красоте виду с Эйфелевой башни, обязательно стоит подняться на Южную башню собора Парижской Богоматери. Сюда ведет спиральная лестница из 387 ступеней, поднявшись по которым, вы увидите главный колокол собора, Эммануэль, а также сможете в непосредственной близости рассмотреть горгулий. Считается, что они так внимательно смотрят на запад, потому что ожидают захода солнца, после которого каждую ночь оживают.
Музей и сокровищница
В соборе функционирует музей, где каждый посетитель сможет узнать об истории храма во всех подробностях, послушать множество знаменитых и малоизвестных рассказов, связанных с этим местом. Здесь хранятся различные экспонаты, которые непосредственно касаются многовековой жизни Нотр-Дама.
В Сокровищнице Норт-Дама де Пари
Из святыни можно пройти в подземную Сокровищницу, вынесенную под площадь перед собором. В ней находятся исторические и религиозные реликвии: утварь, драгоценные предметы искусства и так далее. Но самыми главными экспонатами являются Терновый венец Христа, один из гвоздей, которыми Иисус был распят, и фрагмент того самого креста.
Порядок и стоимость посещения
Чтобы попасть внутрь собора Парижской Богоматери, вам придется отстоять большую очередь. По статистике, каждый день порог Нотр-Дама, в зависимости от времени года, переступает от 30 до 50 тысяч людей. Вход в сам собор бесплатный, но чтобы подняться на колокольню каждому взрослому человеку придется заплатить 15 евро. Те, чей возраст меньше 26 лет, могут пройти бесплатно.
Стоимость посещения Сокровищницы составляет 4 евро для взрослых, 2 € – для молодых людей 12-26 лет, 1 € – для посетителей 6-12 лет. Бесплатно могут входить дети до 6 лет. Кроме того, во все пятницы Великого Поста, а также в первые числа каждого месяца сокровища бесплатно выносятся для всеобщего обозрения. Такие выставки начинаются обычно около трех часов дня.
Около собора можно покормить птиц
Каждый посетитель имеет возможность воспользоваться аудиогидом на английском, немецком, французском, португальском, испанском, китайском или японском языках. Стоимость этой услуги составляет 5 евро.
Как добраться
Полный адрес святыни: 6 place du Parvis Notre-Dame, Ile de la Cit, 75004 Paris. В пяти минутах ходьбы расположены станции метро «Шалете», «Остров Сите» и «Отель-де-Виль». Кроме того, можно воспользоваться автобусными маршрутами № 21, 38, 47 или 85. По будням собор Парижской Богоматери открыт с 8.00 до 18.45, по субботам и воскресеньям – с 7.00 до 15.00. Каждую субботу здесь проходят службы в 5.45, а также в 18.15.
Источник: wikiway.com
История собора Парижской Богоматери
ТАСС-ДОСЬЕ. 15 апреля 2019 года произошел пожар в соборе Парижской Богоматери. В результате, по данным СМИ, обрушились верхняя часть шпиля и часы собора. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этом памятнике истории и архитектуры.
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари, франц. Notre Dame de Paris) — католический храм на острове Сите — был заложен в 1163 году на месте христианской базилики Святого Стефана, которая была возведена на месте языческого храма, посвященного Юпитеру. В 1182 году был освящен главный алтарь собора, а к 1196 году завершен его продольный неф, окончательно строительные работы закончились через 182 года — в 1345 году. Ныне католический храм — один из символов столицы Франции.
Архитектурный стиль собора — готика. Собор имеет две башни-колокольни — Северную и Южную. Высота собора — 35 метров, длина — 130 м, ширина — 48 м. Главный фасад храма украшен скульптурными группами, изображающими эпизоды из Евангелия. Над центральным входом изображены сцены Страшного суда, над левым из жизни Богородицы, и над правым Святой Анны. На дверях — орнаменты из кованого железа.
В верхней части фасад украшен фигурками гаргулий и химер.
В храме хранится одна из наиболее почитаемых христианских реликвий — терновый венец Христа. Здесь находится один из самых больших в мире органов. Он насчитывает 111 регистров и около 8 тыс. труб.
На протяжении нескольких столетий Собор Парижской Богоматери несколько раз перестраивался. Во время Французской революции были разрушены статуи королей на фасаде, уничтожены большие скульптуры, повреждены витражи и порталы. В XIX веке обсуждался вопрос о сносе собора, однако было принято решение его отреставрировать. Во многом этому способствовал легендарный роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».
Сегодня собор является самой посещаемой достопримечательностью Парижа — ежегодно сюда приходят свыше 13 млн человек (в среднем более 30 тыс. в день). Таким образом, по своей популярности Нотр-Дам-де-Пари превосходит Эйфелеву башню. Является действующим храмом, где ежедневно проводятся богослужения.
Источник: tass.ru
Нотр-Дам де Пари: история и значимость собора, последствия пожара и перспективы
Строившийся на протяжении почти двух веков, собор Парижской Богоматери тесно связан с историей французского государства и является выдающимся образцом готической архитектуры. Запечатленный на картинах Матисса и Пикассо, воспетый в романе Гюго и десятках кинофильмов и мюзиклов, Нотр-Дам де Пари заслуженно считается одной из самых популярных достопримечательностей французской столицы. Ежегодно собор посещает несколько миллионов туристов, и сложно представить, что его современная история могла внезапно завершиться из-за пожара, охватившего средневековое строение в апреле 2019 года. Нотр-Дам де Пари после пожара, апрель 2019
К счастью, каменные своды уберегли основную часть здания от полного разрушения, но даже специалисты затрудняются давать точные прогнозы о том, когда же теперь прославленный собор будет вновь открыт для посещений.
Ранняя история собора
История всемирно известного собора началась в эпоху Высокого Средневековья, когда Париж укрепился в статусе столицы новой европейской державы. Процветание города во многом зависело от торговли, но не меньшую славу и богатство сулило Парижу существование в качестве духовного центра страны. Вокруг местного мученика, святого Дионисия Парижского уже несколько веков развивался священный культ, ставший причиной основания аббатства Сен-Дени – главного монастыря средневековой Франции, который пользовался покровительством монархов. В первой половине 12 века в Сен-Дени была возведена новая церковь, ставшая первым сооружением в стиле готика и поразившая своим обликом епископа Мориса де Сюлли настолько, что он решил создать конкурирующее строение. Новый собор по его задумке должен был стать настоящим чудом христианского мира и посвящаться не святому, а самой Деве Марии. Ранняя история собора
Место для строительства нового собора честолюбивый епископ выбрал также очень удачное – на укрепленном острове Иль-де-ла-Сите, в самом сердце Парижа, рядом с королевской резиденцией и епископским дворцом. Удача сопутствовала проекту Сюлли: Франция переживала в этот период экономический подъем, и щедрая финансовая поддержка со стороны короны не заставила себя долго ждать. В 1160 году епископ заключил контракт с архитектором, чье имя не сохранилось в анналах истории. Чтобы освободить место в тесном средневековом районе пришлось снести старый романский собор, посвященный святому Этьену, который в свою очередь несколько веков назад был воздвигнут на месте древнего галло-римского храма Юпитера. Первый камень в фундамент будущего собора Нотр-Дам де Пари заложили в июне 1163 года на торжественной церемонии, главными гостями которой были Людовик VII и Римский папа Александр III.
Долгие годы строительства
Нотр-Дам де Пари строили почти два века, поэтому Морису де Сюлли не удалось увидеть свое детище во всем его величии. Работы над алтарной частью и нефом начались в первую очередь, и уже в 1182 году, в период правления короля Филиппа II Августа главный алтарь собора был освящен посланником папы, кардиналом Анри де Марси.
Морису де Сюлли довелось отслужить первую мессу в соборе, но окончательное сооружение Нотр-Дам де Пари завершилось только в 1345 году, почти через полтора века после смерти епископа. В первоначальном проекте церковь имела тяжелую крышу, которая требовала массивных и крепких стен, что приводило к уменьшению количества и размеров окон. Из-за этого собор страдал от недостатка естественного освещения, и в 1220 году проблему решили с помощью перестройки потолка в нервюрный свод (ребристый свод). Такой свод оказывал меньшее давление на стены, поэтому стало возможно установить больше окон в соборе, а сами стены сделать выше и тоньше.
Строительство собора
В 1240-х годах Жан де Шелль, первый из архитекторов собора, чье имя сохранилось в истории, завершил работы над нефом и двумя башнями главного (западного) фасада. Преемник де Шелля, Пьер де Монтрей завершил фасады трансепта, а также был ответственным за установку новых, просторных окон, включая прославленные ныне окна-розы в северной, южной и западной стенах.
Последние значимые работы в 1300-х годах проводил Жан Рави, который одним из первых среди мастеров средневековья применил великое новшество готической архитектуры – аркбутаны. Эти наружные каменные полуарки, за счет которых удалось освободить внутреннее пространство собора от опор, сохранились до сих пор и считаются одной из самых характерных черт Нотр-Дама. В 1351 году завершились последние строительные работы, и с этой поры вплоть до 18 века Нотр-Дам де Пари сохранял свой облик практически без изменений. Конечно, в разные века производились некие мелкие переделки, согласно модным веяниям эпохи. Так, например, в эпоху Ренессанса колонны и стены собора были покрыты гобеленами, а при Людовике XIV в интерьерах появился мраморный декор.
Блеск и бесславие
Несмотря на выдающуюся архитектуру и все усилия, которые были затрачены на постройку собора, Нотр-Дам так и не занял главное место в духовной и светской жизни французских монархов. Путь на трон начинался для них с коронации в Реймсском соборе, а местом погребения почти для всех французских королей являлась базилика Сен-Дени.
По иронии судьбы, единственным средневековым королем, коронованным в соборе Нотр-Дам де Пари в 1431 году, оказался не француз, а британец Генрих VI, которого во время Столетней войны провозгласили здесь королем Англии. Впрочем, для многих поколений простых парижан собор был более привлекательным местом, и не только в качестве культового сооружения. В средневековье у стен собора проводился ежегодный Праздник дураков, корни которого, возможно, уходили в более ранние, языческие ритуалы. На шумной церемонии этого праздника народ избирал шутовского папу или архиепископа, который затем главенствовал на торжествах дня.
Нередко собор выступал ориентиром для различных публичных собраний, а также являлся местом, рядом с которым происходили громкие судебные процессы и казни. В 1314 году Собор Парижской Богоматери был немым свидетелем того, как горел на костре последний Великий магистр тамплиеров Жак де Моле. Жак де Моле
В середине 16 века, в разгар французских религиозных войн ряд скульптурных композиций собора был разрушен гугенотами, которые считали изображения святых идолопоклонством. Но настоящее разграбление и опустошение собора произошло в годы Французской революции, лидеры которой считали церковь одним из символов монархии. Обезумевшая толпа после казни короля решила «обезглавить» и статуи в Галерее королей над главным входом в собор. В результате 28 старинных статуй, изображающие библейских правителей Иудеи и Израиля, лишились своих голов, поскольку народ считал, что скульптуры представляют ненавистную династию французских королей. Значительно пострадали и внутренние интерьеры собора, а свинцовые покрытия куполов и бронзовые колокола были отправлены на военные нужды революционеров.
Триумфальное возвращение
После нескольких лет забвения и поругания, когда собор был дехристианизирован и по задумке Робеспьера посвящен некоему культу Разума и Высшего Существа, казалось, что от прежнего великолепия Нотр-Дама осталась лишь слабая тень. Его окна были разбиты, скульптуры и реликвии осквернены, в галереях под высокими сводами гнездились птицы, а стены грозили превратиться в руины. Но счастливый случай дал Собору Парижской Богоматери еще один шанс – честолюбивый Наполеон Бонапарт по неведомой причине желал принять титул императора именно в этом соборе. В 1801 году правительство передало Нотр-Дам вновь в руки Святого Престола, и к 1804 году собор был поверхностно восстановлен до состояния, позволяющего провести тут церемонию коронации Наполеона и Жозефины.
С этого момента слава Нотр-Дам де Пари медленно, но неуклонно возрастала, пока не достигла поистине мировых масштабов. Во многом это произошло благодаря роману Виктора Гюго, французского светоча стиля романтизм, который возродил у нации интерес к средневековому прошлому и готическому искусству. Масштабная реставрация собора началась в 1840-х годах, одним из ведущих мастеров-реставраторов был назначен молодой архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк. Почти четверть века своей жизни он посвятил тому, чтобы возродить Нотр-Дам де Пари в его былой мощи и красоте. Стараниями Виолле-ле-Дюка был восстановлен западный фасад собора и статуи Галереи королей, а также добавлены некоторые новые элементы: более высокий и богато декорированный шпиль, скульптуры 12 Апостолов, Галерея химер, фантасмагорические существа которой теперь считаются одним из символов собора Парижской Богоматери.
Трагический апрель 2019
Почти два столетия прошло с той поры, как с облика собора исчезли «шрамы», оставленные Французской революцией, и вот в истории Нотр-Дам де Пари началась новая печальная глава. 15 апреля 2019 года загорелась крыша собора, в котором в данный период проводились работы по реставрации и реконструкции здания, что и явилось причиной пожара в Соборе Парижской Богоматери. Огонь бушевал около 15 часов, и хотя для тушения огня было задействовано свыше 400 пожарных, собор получил серьезные повреждения.
Пожар
Каменный сводчатый потолок не дал огню распространиться на все здание, но при пожаре был полностью разрушен шпиль и большая часть деревянной крыши, которая находилась под свинцовой кровлей. Часть произведений искусства и других ценных предметов была эвакуирована в самом начале пожара, но есть и безвозвратные утраты исторических сокровищ. Все три окна-розы с витражами 13 века уцелели, в то время как некоторые окна 19 века получили разрушения.
Перспективы восстановления
Ужасная трагедия всколыхнула мировое сообщество, и уже через несколько часов после начала пожара была запущена кампания по сбору средств на восстановление Нотр-Дама. За сутки было собрано свыше 800 млн. евро, но в данном случае материальная составляющая не является главным фактором. Специалисты утверждают, что процесс восстановления может занять двадцать или более лет, поскольку для сохранения исторического облика собора необходимо использовать материалы (древесину, камень и прочее) идентичные или схожие с первоначальными конструкциями. Кроме того, сейчас открыта дискуссия о возможности восстановления Собора Парижской богоматери в измененном виде или с использованием современных материалов (титан, сталь) вместо дерева и свинца.
Источник: wmuseum.ru