Дата строительства петропавловской крепости

Петропавловская крепость — уникальный военный, исторический и архитектурный памятник, судьба которого тесно переплелась с судьбой всей России. Она была заложена 16 (27) мая 1703 г. и предназначалась для защиты земель, отвоеванных в ходе Северной войны со Швецией. После взятия шведской крепости Ниеншанц Петр I с приближенными, объезжая острова невской дельты в поисках места для нового русского укрепления, обратил внимание на этот удобно расположенный остров.

Сэкономь на путешествии!

История Петропавловской крепости

Согласно легенде, едва русские суда пристали к острову, над ним появилась царственная птица — орел. Приняв это за божье благословение, царь вышел на берег, вырезал заступом две полосы дерна, сложил их крестом и, как повествует сочинение анонимного автора XVIII в. «О зачатии и здании царствующего града Санкт-Петербурга», «сделав крест из дерева и водружая в дерны, изволил говорить: «Во имя Иисус Христово на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла. » Таким образом началось строительство крепости Санкт-Петербург (так она называлась вначале, и лишь позже, когда вокруг нее вырос новый город, название Санкт-Петербург стало обозначать город, а крепость стала именоваться Петропавловской).

История и легенды Петропавловской крепости

Петропавловская крепость — символ российского влияния на Балтийских берегах

Петропавловскую крепость строили с большой поспешностью, опасаясь нападения шведов. Для ускорения дела царь и его приближенные сами руководили работами. Строилась она как образцовое фортификационное сооружение бастионной системы, и, как писали современники, «сам Его Величество сочинил чертеж оной крепости». В плане крепость представляет собой вытянутый шестиугольник с бастионами, пять из которых названы по имени сподвижников Петра, а один — Государевым. Профессиональное руководство осуществлял швейцарский архитектор и инженер Доменико Трезини, специально приглашенный Петром I.

Строили крепость русские солдаты, пленные шведы, крестьяне, согнанные по приказу царя со всех концов России, и даже каторжане, отбывавшие здесь свое наказание. Условия труда были тяжелыми, смертность от эпидемий, голода и холода была очень велика. Тем не менее работа не прекращалась ни на минуту.

Для своего времени Петропавловская крепость стала первоклассным образцом военно-инженерного искусства. При ее строительстве были использованы последние достижения западноевропейской фортификации. Высота ее стен — 9 м, толщина — около 20 м, со всех сторон ее окружает река.

Крепость строилась как фортификационное сооружение

Главная крепостная ограда следовала береговой линии, не оставляя и клочка суши для высадки неприятельского десанта. Выдвинутый вперед бастион увеличивал зону боя. Ни один вражеский корабль не мог подойти к крепости на расстояние выстрела, а ее орудия контролировали невский фарватер. Прорытый внутри крепости канал давал ее защитникам неограниченный ресурс питьевой воды.

С суши крепость защищал кронверк, образованный земляными насыпями и рвом. Крепостные стены сначала были тоже земляные, но уже в 1706 г. их начали перестраивать в камне. Позднее, в царствование Екатерины, обращенные к Неве стены облицевали гранитом.

Петербург, Петропавловская крепость — главная цитадель России. Подробное путешествие, фильм

Рассвет над Петропавловской Крепостью

Вид на Неве от Невских ворот Петропавловской крепости Цветная литография С.Ф. Галактионова по его же рисунку. 1821 г.

Правда, столь мощная крепость так ни разу и не приняла участия в реальных боевых действиях, поскольку благодаря построенной по приказу Петра I на острове Котлин другой крепости Кроншлот (с 1723 г. – Кронштадт) доступ к строящемуся городу вражеским кораблям был надежно закрыт.

Хотя Петропавловская крепость и возводилась прежде всего как оборонительное сооружение, однако изначально ее строительству придавался глубокий политический смысл: она должна была служить символом утверждения России на берегах Балтики и раскрывать ее новый статус великой морской державы. При Петре I в крепости размещались Сенат, казначейство, казармы, склады и даже аптека. Главным сооружением крепости стала церковь во имя святых апостолов Петра и Павла.

Вид одной из тюремных камер после 1924 г.

После утраты своего военного назначения Петропавловская крепость превратилась в государственную политическую тюрьму и оставалась ею в течение двухсот лет. Камер-юнкер Берхгольц, посетивший Россию в петровские времена, писал: «Крепость Санкт-Петербург, где находится колокольня, построена у самой Невы и имеет несколько толстых и высоких бастионов, уставленных большим числом пушек. Она есть. род парижской Бастилии: в ней содержатся все государственные преступники и нередко исполняются тайные пытки. Многие пленные шведские офицеры содержались в казематах, находящихся там под валом. Она имеет своего особого коменданта, и туда ежедневно назначается большой караул от здешних полков».

Одним из первых узников крепости стал царевич Алексей — сын самого Петра I, подозреваемый в измене. Затем в разное время в тюремном заключении здесь находились декабристы, народники, революционеры, после революции -царские министры, генералы, члены Временного правительства, участники Кронштадтского мятежа, члены Временного правительства.

С 1924 г. Петропавловская крепость стала музеем. Сейчас она объявлена историко-культурным заповедником, на ее территории находятся различные экспозиции и выставки Музея истории Петербурга.

Иоанновский равелин и Петровские ворота

На территорию крепости можно попасть через Иоанновский либо Кронверкский мост. Два равелина (Иоанновский и Алексеевский) прикрывали наиболее уязвимые места крепости — входы с запада и севера. Между равелинами и крепостной стеной были вырыты рвы (засыпанные в конце XIX в.), через которые перекинули подъемные мосты. Если вы идете от метро «Горьковская», то вам надо перейти Кронверкский проток по старейшему в городе Иоанновскому мосту (обратите внимание на маленький памятник зайцу слева от моста — напоминание о том, что мост ведет на Заячий остров). Затем заходим в Иоанновские ворота, построенные в царствование императрицы Анны Иоанновны и названные так в честь ее отца, брата Петра I. Это же имя носит и равелин, где расположены ворота.

Иоанновские ворота Петровские ворота

В Иоанновском равелине находятся кассы, где продаются билеты в музеи, имеющиеся на территории крепости. Можно купить билет только в собор, либо по единому билету можно посетить разные музеи и выставки. Подробные планы крепости, вывешенные на стендах, находящихся перед Петровскими воротами, помогут вам составить свой маршрут.

Еще в Иоанновском равелине находится музей «История космонавтики и ракетной техники». Казалось бы, при чем здесь космонавтика? А все дело в том, что в 1930-х гг. в крепости размещались испытательные стенды и мастерские Газодинамической лаборатории, где производились испытания первого в мире электротермического ракетного двигателя. Так что интересующиеся могут ознакомиться с историей советской ракетной техники. Тут можно увидеть двигатели ракет-носителей «Восток» и «Союз», полетные костюмы летчиков-космонавтов и другие космические реликвии.

Потерна — потайной ход в Государев бастион

Затем проходим через Петровские ворота, служившие при Петре парадным входом в крепость. Они построены в виде триумфальной арки по проекту первого архитектора Петербурга швейцарца Доменико Трезини и считаются великолепным образцом петровского барокко. Кроме того, уникальность Петровских ворот в том, что это единственное дошедшее до нас триумфальное сооружение начала XVIII в.

Сначала ворота были деревянными, затем их перестроили в камне. Их украшает деревянное резное панно на библейскую тему «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром», в аллегорической форме прославляющее победу России над Швецией в Северной войне. Низвергаемый с небес злой волшебник Симон воспринимался современниками как карикатура на шведского короля Карла XII. Стоящие в боковых нишах ворот мифологические женские скульптуры олицетворяли военные и государственные таланты Петра I. Ну и, конечно, привлекает внимание огромный двуглавый орел, отлитый из свинца (его вес впечатляет — 1069 кг).

Кроме того, из равелина в крепость можно было пройти через потерну — потайной ход в Государев бастион внутри крепостных стен. Не так давно ее отремонтировали и открыли для туристов. В потерне довольно романтично, но несколько прохладно.

Двор крепости и бастионы

Проходя через Петровские ворота, обратите внимание на толщину крепостной стены — более 20 м. Внутри ее находились двухэтажные камеры для орудий, казематы и связывавшие их лестницы и коридоры. За воротами слева виден Государев бастион с аппарелью для подъема пушек.

Инженерный дом Артиллерийский цейхгауз

Внутри крепости находится ряд старинных построек. Справа — здание артиллерийского цейхгауза (склада обмундирования и снаряжения), слева — Инженерный дом, где находились мастерские и склады инженерной команды, занимавшейся строительными и ремонтными работами в крепости. Сейчас в Инженерном доме расположен Музей старого Петербурга. С другой стороны Инженерного дома находится детская интерактивная экспозиция «Улица времени», представляющая собой символическую улицу, застроенную домами разных эпох. Особенность этой выставки в том, что детям разрешается в прямом смысле слова прикоснуться к истории, подержать в руках старинные предметы и попробовать использовать их по назначению.

В Невской куртине, ведущей от Государева к Нарышкину бастиону, расположена мастерская старинных видов графики «Печатня». Находящиеся здесь старинные печатные станки — не только экспонаты, но и действующее оборудование мастерской. Любой желающий может попробовать свои силы в создании литографии или монотипии. Кроме того, в Невской куртине находится экспозиция, рассказывающая об истории Петропавловской крепости.

Невские ворота — главный парадный вход в крепость со стороны реки — ведут на гранитную Комендантскую пристань, с которой открывается великолепный вид на Неву и ее противоположный берег. Отсюда каждую весну коменданты Петропавловской крепости открывали навигацию на Неве. Для этого существовал специальный торжественный ритуал.

По выстрелу из пушки комендант крепости торжественно переправлялся через Неву и вручал царю серебряный кубок, наполненный невской водой. Царь выплескивал воду из кубка и наполнял его серебряными рублями. Тогда комендант выходил из Зимнего дворца и давал сигнал взмахом платка. Крепость отвечала пушечным выстрелом, и навигация открывалась.

Кроме того, от Комендантской пристани отправляли осужденных на смертную казнь узников крепости к местам исполнения приговора, отчего в XIX в. Невские ворота в народе назывались Воротами смерти. Под аркой Невских ворот находятся памятные доски с отметками уровней сильнейших наводнений. Обратите внимание, что здесь оставлен так называемый «приямок» — показан тот уровень почвы, который существовал в XVIII в. Это позволяет представить всю мощь разбушевавшейся стихии.

Невские ворота со стороны причала

По повелению Екатерины II стены куртин и бастионов, выходящие на Неву, были «одеты камнем», о чем гласят надписи на них.

Петропавловская крепость — излюбленное место отдыха петербуржцев

Ныне от Комендантской пристани отчаливают прогулочные катера, а нагретый солнцем гранит привлекает к крепостным стенам любителей загара, которые уже с ранней весны принимают здесь солнечные ванны. Зимой здесь собираются «моржи», которые делают проруби во льду и купаются даже в морозы.

На Петропавловской крепости есть и свой песчаный пляж, где летом множество отдыхающих. Здесь загорают, играют в волейбол, устраивают конкурсы песчаной скульптуры. Что же касается купания, то оно здесь все-таки не рекомендуется — к сожалению, вода в Неве не настолько чиста.

С Комендантской набережной открывается один из красивейших в Петербурге видов. Справа — величественный купол Исаакиевского собора и рядом — золотая игла Адмиралтейства, здания Сената и Синода. Напротив — Дворцовая набережная, настоящая симфония в камне, созданная лучшими зодчими мира.

Этим видом можно полюбоваться и с высоты. По крышам Невской куртины от Государева до Нарышкина бастиона проходит обзорный пешеходный маршрут «Невская панорама» длиной 300 м (подъем сюда оплачивается отдельно, полный билет стоит 150 р., учащимся -120 р., пенсионерам -100 р.). Здесь проложены пешеходные мостки с перилами, подобные тем, что были до революции по всему периметру крепости и служили для обхода часовых. Иногда здесь устраивают выставки фотографии и живописи, посвященные городу. Невская панорама открыта ежедневно с 10.00 до 21.00.

Нарышкин бастион

Нарышкин бастион назван по имени отвечавшего за его постройку Кирилла Алексеевича Нарышкина, который был не только сподвижником Петра, но и его ближайшим родственником. На крепостной стене в центре этого бастиона привлекает внимание выразительный силуэт Флажной башни. Здесь поднимали флаг крепости, хранили ключи от крепостных ворот. «Для отдохновения императрицы Анны Иоанновны» был сооружен павильон, где можно было выпить чашечку кофе, любуясь невской панорамой. Сейчас кофе здесь не дают, зато на Нарышкином бастионе находится одна из лучших обзорных площадок в Петербурге, откуда открывается потрясающей красоты вид на Неву и на ее противоположный берег.

В 12 часов с Петропавловской крепости доносится пушечный выстрел

Каждый день ровно в полдень, сохраняя старинную петербургскую традицию, с Нарышкина бастиона раздается сигнальный выстрел из вестовой пушки. При Петре I пушка подавала сигнал к началу и прекращению работ в крепости, а также возвещала о подъеме уровня воды в Неве. Сейчас горожане проверяют по выстрелу точность хода своих часов.

Здание перед Невскими воротами — бывшая Гауптвахта, теперь здесь находится дирекция музея-заповедника. Неподалеку у главной аллеи стоит необычный бронзовый памятник Петру I, подаренный городу в 1991 г. ленинградским художником и скульптором Михаилом Шемякиным, ныне работающим в США. Памятник, стилизованный под известную «восковую персону» Петра, удивляет сознательным искажением пропорций фигуры -маленькая голова, чрезмерно широкие плечи, гротескно длинные кисти рук, колени и ступни. Говорят, что автор намеренно допустил эту несоразмерность, граничащую с эксцентричностью, для обострения восприятия противоречивой личности царя-реформатора. Хотя сам памятник и его установка в центре крепости до сих пор вызывают незатухающие споры и полярные оценки искусствоведов, тем не менее произведение Шемякина всегда окружено толпами туристов, норовящих потрогать длинные пальцы бронзового императора или залезть к нему на колени.

Рядом — двухэтажное здание Комендантского дома, где находилась просторная служебная квартира коменданта крепости и его канцелярия. Обязанности у коменданта были в основном военно-хозяйственные, в частности охрана крепости и надзор за тюрьмой. В этом доме неоднократно происходили допросы узников и судебные процессы. К примеру, до сих пор здесь сохраняется мемориальный зал, в котором в 1826 г. работал следственный комитет по делу декабристов.

Должность коменданта Петропавловской крепости была почетна и часто пожизненна, на нее назначались только особо доверенные заслуженные генералы. У восточной (алтарной) стены Петропавловского собора находится Комендантское кладбище, где с петровских времен хоронили комендантов, скончавшихся на своем посту. Всего здесь 19 захоронений.

Дом, где жили коменданты, сейчас превращен в интереснейший музей, посвященный дореволюционной истории Петербурга. Он охватывает различные стороны жизни горожан — торговлю, транспорт, банковское дело, повседневную жизнь города, развитие кино и фотографии. Тут можно увидеть городские пейзажи, образцы торговых вывесок, мебель, костюмы и предметы повседневного обихода тогдашних петербуржцев. Обратите внимание на замечательный «кукольный домик» — наполненный мельчайшими подробностями дореволюционного быта макет типичного петербургского доходного дома. А окунуться в атмосферу уличной жизни помогает специальное звуковое оформление ряда залов. Можно посмотреть здесь и кино начала XX в.

Петропавловский собор

Главное сооружение крепости — Петропавловский собор, один из немногих в Петербурге хорошо сохранившихся памятников архитектуры начала XVIII в.

Когда в 1703 г. Петр решил заложить крепость, прежде всего он повелел построить на этом месте деревянную церковь в знак своего намерения. Через 10 лет по проекту приглашенного царем архитектора Трезини ее начали перестраивать в камне. Сперва Трезини предполагал работать на берегах Невы всего год, и то если «климат не будет зело жесток здравию его», но, начав эту работу, увлекся ею и проникся дерзкими петровскими замыслами. Вероятно, поэтому силуэт возводимого им собора получился похожим на готовый отплыть корабль с высокой мачтой и поднятыми парусами.

В первую очередь, по желанию царя возвели высокую колокольню со шпилем. Она была необходима Петру как смотровая площадка, откуда можно было бы увидеть приближение шведов. Кроме того, ее строительство имело и политический смысл — она должна была стать доминантой, утвердить возвращение приневских земель России. Петр I лично нередко поднимался с иностранными гостями на стоявшую в лесах колокольню и показывал им оттуда панораму строившегося города.

Фигура ангела с крестом на шпиле Петропавловского собора

Шпиль колокольни увенчали фигурой ангела с крестом, парящего в вышине. Ангел над городом, по замыслу создателей, должен был оберегать новую российскую столицу от превратностей судьбы.

Постройка и отделка собора завершилась только к 1733 г. Петру не удалось дожить до этого знаменательного момента. В том году в День святых апостолов Петра и Павла (29 июня) на освящении собора присутствовала уже императрица Анна Иоанновна, которая, как писали «Санкт-Петербургские ведомости», «принимала от всех иностранных и здешних министров и дам о том поздравительные комплименты».

Почти четверть века собор сохранял неизменным свой облик. Но в середине XVIII в. от молнии загорелся шпиль колокольни. Поэтому при постройке нового шпиля Екатерина II повелела устроить «электрический отвод отвращению удара и поления от молнии происходящего».

Вид на Петропавловскую крепость и шпиль собора Часы-куранты и карильон

Хотя громоотвод и возымел желаемое действие, но над городом часто разражались «великие бури», которые гнули шпиль и портили фигуру ангела с крестом. Так, в 1829 г. во время одной такой бури ангел угрожающе накренился. Кровельщик Петр Телушкин, без лесов, ловко пользуясь приспособлениями из одних веревок, сумел подняться на верхушку шпиля и произвести необходимый ремонт. Этот подвиг потом повторили профессиональные альпинисты, которые во время Великой Отечественной войны закамуфлировали золоченый шпиль, чтобы он не мог служить ориентиром для фашистской авиации.

В XIX в. все сильнее стали чувствоваться разрушения деревянного остова шпиля. Было решено старый шпиль разобрать и заменить деревянные конструкции на металлические. При этом общая высота собора увеличилась на 16 м и достигла 122,5 м. По сей день Петропавловский собор является самым высоким архитектурным сооружением Петербурга и одной из ведущих доминант в панораме невских берегов. Выше его только современная телевизионная башня.

Читайте также:  Рейтинг компаний строительство каменных домов

Во время путешествия по Европе Петр I обратил внимание на часы-куранты, имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же он захотел иметь и в России. Куранты исполняли церковный и монархический гимн, в советское время их механизм переделали для исполнения гимна Советского Союза, сейчас же они снова играют государственный гимн Российской империи «Боже, царя храни».

Был здесь и карильон (колокольный инструмент, на котором играет музыкант). Оригинальный карильон сняли еще в XIX в., а в 2001 г. поставили новый, воспроизведенный для Петропавловского собора в Голландии. Там на средства спонсоров отлили 51 карильонный колокол. На одном из них надпись: «Да звонит сей колокол во славу России». Так что теперь здесь снова можно услышать колокольные концерты.

Интерьер собора

Построенный Трезини собор отличается от традиционных старинных православных храмов. В нем явно чувствуется влияние итальянской и североевропейской архитектуры. Вместо обычного пятиглавия собор завершает только один купол. В плане здание имеет форму вытянутого прямоугольника и является сооружением нетрадиционного для тогдашней России «зального» типа.

Если внешний облик собора достаточно прост и скромен, то его внутреннее убранство, напротив, отличается пышностью и торжественностью. Огромные окна, дающие много света, лепка, расписанные под мрамор массивные колонны, трофейные вражеские знамена — все это делает интерьер собора более похожим на богато украшенный парадный зал, чем на храм для молитвы. Под сводами находятся 18 картин на евангельские сюжеты — это тоже было новшество, до этого стены православных церквей украшали фресками. Картины доверили написать «иноземцу голландской земли» Георгу Гзелю, с которым Петр познакомился в Амстердаме, и двум русским «живописных дел мастерам» — Василию Игнатьеву и Андрею Матвееву.

Деревянный позолоченный иконостас барочных форм, выполненный в Москве по рисунку архитектора Зарудного, также необычен. Он имеет форму пышной триумфальной арки и является своеобразным памятником в честь заключения Ништадтского мира. Иконостас насыщен множеством резных арок, скульптур, поднятых щитов и скрещенных мечей, напоминавших о ратных подвигах России в Северной войне. Он был привезен из Москвы в разобранном виде, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой.

Царские врата с фигурами апостолов

В центре — царские врата с фигурами апостолов, по обе стороны от них — скульптуры благого вестника архангела Гавриила с лилией в руках и покровителя воинства архангела Михаила с мечом. За вратами видна алтарная сень, поддерживаемая резными винтообразными колоннами.

43 иконы для иконостаса были созданы в Петербурге артелью московских художников. Комиссия, принимавшая их работу, признала: «Оные святые образа написаны добрым иконным художеством из добрых красок». Две большие иконы по обе стороны царских врат изображают Богоматерь с Младенцем (по преданию, имеющую портретное сходство с женой Петра Екатериной I) и Иисуса в патриаршей одежде и митре московских царей.

Напротив иконостаса — нетрадиционная для православных церквей резная позолоченная кафедра, предназначавшаяся для произнесения проповедей. Ее украшают статуи апостолов Петра и Павла.

У противоположного пилона находится царское место — невысокий помост, обитый малиновым бархатом с золотым шитьем и увенчанный золоченой резной короной. Во время богослужения в соборе там стоял император. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.

По традиции императоры приходили в собор после коронации, чтобы испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы — попрощаться с могилами своих родителей. Храм сочетал в себе функции придворного и кафедрального собора, а также служил усыпальницей российских императоров и членов их семей.

Захоронения в соборе

Мысль превратить собор в императорскую усыпальницу принадлежала самому Петру. Первую гробницу в еще деревянной Петропавловской церкви установили, когда умерла двухлетняя дочь царя Екатерина. Затем, еще до завершения строительства каменного храма, здесь были похоронены жена царевича Алексея кронпринцесса Шарлотта, сестра Петра I Мария и сам царевич Алексей, умерший в казематах крепости. Они похоронены у входа под лестницей на колокольню.

Могила Петра Великого

Не был достроен собор и к моменту смерти самого Петра в 1725 г. Под звон колоколов и пушечную стрельбу гроб с его набальзамированным телом перенесли по льду Невы из Зимнего дворца в Петропавловскую крепость. Здесь его временно поставили в «нарочно построенную внутри собора деревянную пристройку», обитую внутри черным сукном, где он и простоял целых шесть лет.

После окончания строительства собора гроб был перенесен на выбранное императором еще при жизни место у иконостаса. Могила Петра самая правая в первом ряду, она отмечена бюстом царя, цветами и Андреевским военно-морским флагом. Рядом с ним похоронена его жена Екатерина I, пережившая мужа всего на два года. Третья в том же ряду — могила их дочери Елизаветы Петровны.

На протяжении двух столетий в соборе хоронили российских императоров и императриц, а также многих членов семьи Романовых. Каждого из них хоронили в отдельном склепе, первоначально отмечая место захоронения только мраморными плитами. Одинаковые беломраморные надгробия появились здесь позже. Надгробия коронованных особ украшены позолоченными двуглавыми орлами.

Петропавский собор — место погребения почти всех русских царей

В соборе погребены все русские цари, начиная с Петра I до Николая II, за двумя исключениями. Юный Петр II умер и похоронен в Москве, а младенцем свергнутый с престола и заклюнный в Шлиссельбургской крепости внучатый племянник Анны Иоанновны Иоанн VI был убит стражей при попытке освобождения из места заключения и там же предан земле. Еще стоит отметить, что муж Екатерины Великой Петр III, убитый в результате дворцового переворота, первоначально был похоронен не здесь, а в Александро-Невской лавре. И только через 34 года, после смерти самой Екатерины, их сын Павел повелел перенести останки отца в Петропавловский собор и похоронить обоих родителей, при жизни не слишком-то жаловавших друг друга, рядом. Их могилы находятся за захоронениями Елизаветы и Екатерины I.

Места захоронения Александра II и его жены Марии Александровны отличаются от других. Над ними установлены массивные надгробия, сделанные из монолитов зеленой алтайской яшмы и розового уральского орлеца (родонита). Каждое весит порядка 5-6 тонн. Таким образом, в преддверии празднования 300-летия дома Романовых в 1913 г. была отдана дань этому царю, прославившемуся освобождением крестьян от крепостной зависимости, но, несмотря на это, павшему от рук террористов и считавшемуся поэтому еще и царем-мучеником.

В советское время в Петропавловском соборе уже никого не хоронили. В 1922 г. он стал музеем.

Гробница Николая II

Новая могила появилась здесь только в июле 1998 г., но не в самом соборе, а в находящемся справа от входа приделе Святой Екатерины, где в прежние времена отпевали великих князей. Там были торжественно захоронены останки последнего российского императора Николая II, его семьи и близких людей, расстрелянных в 1918 г. в Екатеринбурге. На церемонии захоронения останков присутствовало множество известных политических деятелей (в том числе президент России Ельцин, губернатор Петербурга Яковлев и другие), а также потомки дома Романовых, приехавшие из-за границы. Но у православной церкви, несмотря на все проведенные экспертизы, есть сомнения в подлинности этих останков, поэтому местом их захоронения был выбран этот боковой придел.

В 2006 г. была исполнена последняя воля матери Николая II вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Она умерла в эмиграции в Дании в 1928 г. и там же была похоронена. Но она оставила завещание, где просила, когда появится такая возможность, перенести ее прах в Петропавловский собор и похоронить рядом с мужем Александром III, что и было выполнено после согласования всех деталей между российским и датским правительством.

Таким образом, в соборе появилась еще одна могила. Ее легко узнать по новому блестящему мрамору и золотым украшениям.

Великокняжеская усыпальница

Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, где предполагалось хоронить некоронованных членов императорской семьи. Она была выстроена рядом с собором в начале XX в. по желанию последнего русского царя (авторы проекта — архитекторы Д Гримм, А Томишко и Л. Бенуа). Благодаря умело найденным пропорциям здание усыпальницы и собор снаружи воспринимаются как единое целое. Внутри усыпальницу украсили мрамором и золоченой бронзой, был в ней и свой алтарь с иконостасом и замечательным запрестольным витражным образом «Воскресение Христово».

Новое строительство было вызвано тем, что к тому времени практически были уже исчерпаны возможности для новых захоронений в соборе. Усыпальница строилась с размахом — под ее полом заранее было заложено 60 склепов. В 1908 г. в ней состоялось первое погребение — в южной части, у алтаря, был похоронен сын Александра II великий князь Алексей Александрович. Всего к началу революции здесь насчитывалось 13 великокняжеских могил (в том числе восемь, перенесенных из Петропавловского собора).

В советское время судьба Великокняжеской усыпальницы складывалась довольно печально. Она сильно пострадала от наводнения 1924 г., после чего ее здание и интерьер были признаны не имеющими художественной ценности. Бронзовые украшения были сняты и отправлены на переплавку, надгробия разбиты. Позже в здании находилось книгохранилище, склад бумажной фабрики, музейная экспозиция,посвященная истории Петропавловской крепости.

В 1992 г. традиция захоронений в усыпальнице возобновилась: здесь был погребен правнук Александра II Владимир Кириллович. Туда же был перенесен прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в 1930-х гг. в эмиграции. В 2010 г. рядом с Владимиром Кирилловичем нашла свое последнее успокоение его вдова великая княгиня Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде. В связи с возобновившимися захоронениями в усыпальнице начались реставрационные работы, которые продолжаются до сих пор.

Петропавловская крепость зимой

Великолепный витраж из усыпальницы «Воскресение Христово», разрушенный взрывной волной во время войны, недавно воссоздан современными петербургскими мастерами. Временно, пока идет реставрация усыпальницы, он выставлен в отдельном помещении на выходе из собора.

Экскурсионный маршрут на колокольню Петропавловского собора. «Три века над городом»

С 1 мая по 15 сентября можно подняться на самое высокое сооружение исторической части города — колокольню Петропавловского собора. Экскурсионный маршрут позволяет увидеть механизм курантов и уникальный комплекс колоколов собора, С колокольни открывается потрясающий вид на город.

Соборная площадь

На площади перед Петропавловским собором стоит небольшой каменный павильон, называемый Ботным домиком. Ботный домик был построен для хранения ботика Петра I, небольшого парусно-гребного судна, на котором юный царь учился ходить под парусами. В 1723 г. этот ботик, названный самим императором «дедушкой русского флота», был торжественно доставлен в Петербург. Таким образом, эта постройка стала музеем одного экспоната и первым в России специальным музейным зданием. Высокая, сложного рисунка с изломом кровля украшена статуей-аллегорией Навигации.

В советское время петровский ботик передали в Военно-морской музей, а в Ботном домике поставили его копию. Сейчас в Ботном домике находятся музейные кассы и сувенирный магазинчик.

Напротив собора расположено здание Монетного двора — одного из старейших промышленных предприятий города, занимавшегося чеканкой монет, орденов и медалей. Он был переведен сюда из Москвы по указу Петра I в 1724 г. и до строительства специального здания занимал Трубецкой и Нарышкин бастионы.

Монетный двор работает по сей день, так же, как и прежде, выпуская российские монеты, медали и наградные знаки. Изготовление этой продукции требует секретности, так что внутрь Монетного двора посетителей не пускают. Тем не менее некоторые ее образцы представлены в нумизматическом магазинчике на Соборной площади (Петропавловская крепость, 6, Никольская куртина, тел. 233-93-03, открыт ежедневное 10.00 до 18.00).

Тюрьма Трубецкого бастиона

Через казематы Петропавловской крепости — главной российской политической тюрьмы — прошло огромное количество известных исторических личностей. Первым здесь был заключен несчастный царевич Алексей, сын Петра I от его брака с Евдокией Лопухиной, обвиненный в «измене и предательстве».

Вместе с ним в крепости находились бояре Кикин и Лопухин, князь Долгорукий, а вскоре доставили и сводную сестру Петра царевну Марию Алексеевну. Для расследования этого дела была создана Тайная канцелярия — политический застенок, наводивший ужас на Петербург и на всю страну. Казематы крепости заполнялись все новыми арестованными, под пытками у них вырывали признания. Впоследствии в крепости побывали герцог Бирон и фельдмаршал Миних, так называемая «княжна Тараканова» и Артемий Волынский, Новиков и Радищев и многие другие. Сначала заключенные сидели в казематах бастионов и куртин, затем были построены специальные тюремные здания.

Мрачный Трубецкой бастион

Трубецкой бастион, расположенный в юго-западном углу крепости, использовался как место заключения еще с XVIII в. Во второй половине XIX в. внутри его было выстроено специальное двухэтажное здание политической тюрьмы на 69 одиночных камер, вписанное в контуры бастиона. Эта тюрьма и сейчас производит гнетущее впечатление своими холодными, мрачными и сырыми помещениями.

Осужденные никогда не видели друг друга, их было запрещено посещать, многим не разрешали читать, писать и вообще заниматься чем бы то ни было. Коридоры были покрыты коврами, которые гасили звук шагов охранников. Благодаря этому тюремщики могли незаметно подкрадываться и через специальное отверстие в двери заглядывать в камеры, оставаясь незамеченными. Многие узники сходили с ума от полной тишины, бездействия и абсолютной изолированности от внешнего мира.

В тюрьме соблюдался режим особой секретности. Даже сами охранники не знали, кого они стерегут, — им не сообщались имена заключенных, которых они называли по номеру камеры. Иногда узники перестукивались друг с другом при помощи специального тюремного алфавита, напоминавшего азбуку Морзе. Пойманного за этим занятием жестоко наказывали — переводили в ледяной темный карцер, где держали на хлебе и воде.

Тюремная камера Троцкого

Теперь в тюрьме музей, рассказывающий о ее многочисленных узниках и условиях их содержания. Можно увидеть одиночные камеры с железной кроватью, прибитым к стене столиком и зарешеченным окном и даже заглянуть в жуткий карцер. Среди заключенных тюрьмы Трубецкого бастиона был народоволец Андрей Желябов, известный анархист князь Кропоткин, революционерка Вера Фигнер, брат Владимира Ленина Александр Ульянов (после окончания следствия казненный за покушение на жизнь царя Александра III), писатель Максим Горький и многие другие известные личности.

После Февральской революции 1917 г. всех арестантов выпустили, посадив на их место бывших царедворцев Николая II. После победы большевиков сюда отправили министров Временного правительства, а затем камеры заполнили противниками нового режима и просто заложниками, арестованными по ленинскому указу «О красном терроре». В это время в крепости шли массовые расстрелы. Так, во дворе тюрьмы большевиками были расстреляны четыре великих князя из семьи Романовых — Дмитрий Константинович, Павел Александрович, Георгий Михайлович и Николай Михайлович. Рассказывают, что перед расстрелом шестидесятилетний великий князь Николай Михайлович, известный историк, председатель Русского географического общества, всегда бывший в оппозиции к Николаю II, снял с себя сапоги и бросил их солдатам: «Носите, ребята, все-таки царские. » Последними узниками крепости стали моряки — участники Кронштадтского мятежа.

В 1924 г. тюрьма окончательно перестала функционировать и была превращена в музей. Не так давно ее закрывали на довольно продолжительное время на реставрацию. Сейчас она вновь открыта для посещения, хотя после проведенного в ней «евроремонта» во многом утратила тот дух подлинности, который был свойственен ей прежде.

Алексеевский равелин

Трубецкой бастион связывает с бастионом Зотова Васильевская куртина. Расположенные в ней Васильевские ворота ведут на территорию западного, Алексеевского равелина (названного в честь отца Петра I — царя Алексея Михайловича).

На территории Алексеевского равелина тоже существовала своя тюрьма для особо опасных преступников — Секретный дом, имевший дурную славу в городе. «Отсюда не выходят, отсюда только выносят», — говорили о нем. В стенах этой тюрьмы действовал один закон — личная воля императора. Он был изолирован от всей крепостной территории рвом с водой. На подъемном мостике находилась охрана, которой дано было право стрелять без предупреждения. Сюда могли прийти только четыре человека: сам император, генерал-губернатор, комендант крепости и смотритель тюрьмы.

Алексеевский равелин в 1870-е годы

Алексеевский равелин всегда был окутан множеством легенд, что объяснялось отсутствием в течение долгого времени каких-либо сведений о том, что в нем происходило. Именно с этим местом связана одна из самых волнующих и до сих пор не разгаданных тайн русской истории. Здесь в 1775 г. содержалась в заточении так называемая «княжна Тараканова», выдававшая себя за тайную дочь императрицы Елизаветы Петровны и наследницу престола. Ее трагическая история впоследствии стала основой для многочисленных домыслов. К примеру, многим известна картина художника Флавицкого, изображающая несчастную княжну, погибающую в каземате от наводнения 1777 г., хотя на самом деле узница умерла от чахотки еще за два года до этого.

В XIX в. в Секретном доме Алексеевского равелина ожидали приговора декабристы и члены кружка Буташевича-Петрашевского (одним из них был Достоевский), Бакунин, а Чернышевский даже написал там свой роман «Что делать?». В конце XIX в. Секретный дом был разобран, и на его месте выстроено здание для архива.

Кронверк

С севера, с суши Петропавловская крепость была прикрыта кронверком — земляными укреплениями, окруженными рвом с водой, а позднее бастионами и полубастионами. В XIX в. на их месте был построен Арсенал — огромное подковообразное мрачное здание из красного кирпича для размещения собрания оружия, знамен, орденов и других реликвий русской армии. Ныне в нем находится один из крупнейших военных музеев мира — Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, настоящий рай для любителей военной техники.

Рядом созданием музея в 1975г., в 150-ю годовщину восстания декабристов, на месте казни его пяти руководителей был открыт мемориальный обелиск, сделанный в виде гранитной пирамиды. На нем укреплен медальон с чеканными профилями пяти казненных у кронверка декабристов — Пестеля, Рылеева, Каховского, Муравьева-Апостола и Бестужева-Рюмина. Ужасная казнь постигла их — они были повешены.

Читайте также:  Как осветить начало строительства дома

Причем трое из пяти сорвались в яму под виселицей, так как некачественные веревки не выдержали тяжести их тел. Пришлось посылать за новыми веревками, а тем временем трое приговоренных ожидали, глядя на тела своих повешенных товарищей и на приготовленные гробы, хотя по бытовавшей тогда неписаной традиции сорвавшихся с виселицы следовало помиловать. «Бедная Россия! И повесить-то порядочно не умеют!» — произнес Сергей Муравьев-Апостол. Тела казненных оставались на виселице весь день. Ночью их сняли и зарыли где-то на острове Голодай.

На сооруженном в их честь обелиске высечены слова Пушкина, обращенные к его другу Пущину, сосланному в Сибирь за участие в декабрьском восстании:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья,
Напишут наши имена!

Музей истории денег

С осени 2016 года на территории Петропавловской крепости работает музей, посвящённый истории отечественного денежного обращения и технологиям производства бумажных и металлических знаков. Это один из самых интерактивных музеев Санкт-Петербурга. Экспозиция «История денег» расположена в здании Аннинского кавальера Головкина бастиона. Доминантой выставочного пространства является инсталляция «Миллион», состоящая из 1 000 000 монет номиналом 1 рубль каждая. Высота башни из монет составляет 3,2 м.

Часы работы: ежедневно с 10.00 до 20.00, кроме четверга. Касса закрывается на полчаса раньше. Экспозии можно осмотреть самостоятельно, либо в составе экскурсии – в 11:00, 13:00, 15:00, 18:30. Стоимость входных билетов составляет 200 руб. для взрослых, 100 руб. для льготных категорий граждан. Экскурсионная программа добавляет к цене билета 50 рублей.

Посетителям

  • Адрес: Заячий остров, Петропавловская крепость, 3. (метро «Горьковская»).
  • Тел.: 230-64-31, 230-03-29.
  • Петропавловский собор открыт ежедневно, кроме ср, с 10.00 до 18.00 (летом до 19.00). В летний сезон (с 1 мая по 30 сентября) работает без выходных.
  • Вход на территорию Заячьего острова с 06.00 до 22.00.
  • Основные экспозиции музея работают с 11.00 до 18.00 (летом до 19.00) ежедневно, кроме ср.
  • Единый билет 600 р. (учащиеся — 350 р., пенсионеры — 250 р.).
  • Петропавловский собор — 450 р. (учащимся — 250 р., пенсионерам — 200 р.)
  • Тюрьма Трубецкого бастиона — 200 р., учащимся — 120 р., пенсионерам — 120 р.

Стоимость билетов и время работы можно уточнить на официальном сайте Петропавловской крепости.

Источник: wikiway.com

Петропавловская крепость

Petropavlovskaya_krepostj_v_sankt_peterbyrge2.jpg

Петропавловская крепость была заложена 27 мая 1703 года для обороны русской территории. Крепость находится на Заячьем острове, Иоанновский мост соединяет Иоанновские ворота Петропавловской крепости с Петроградской стороной. В боевых действиях Петропавловская крепость участия не принимала. Официальное название Санкт-Петербургская крепость, в период с 1914 по 1917 года, крепость носила название Петроградской. В настоящее время крепость входит в состав Музея истории Санкт-Петербурга.

История крепости

Одно из первых изображений крепости на Заячьем острове (из учебных таблиц «Навигацкой школы» в Москве; составитель – Василий Киприянов, 1705 год).

C 1700 года Россия воевала со Швецией за выход в Балтийское море. К лету 1703 года России удалось отвоевать обратно земли в устьях Невы, которые были завоеванные Швецией ещё в 17 веке, и чтобы закрепиться и обезопасить себя от нападений, необходимо было создать оборонительные сооружения.

Захваченную крепость Ниеншанц Пётр I посчитал посчитал недостаточно укреплённой и решил залдожить новую крепость, чтобы навсегда закрепиться на данной территории, место для новой крепости выбрали на острове, который финны называли Енисаари (Заячий остров), а шведы — Люст-Эйланд (Веселый остров), с острова превосходно просматривались входы в рукава Невы из Финского залива. 27 мая 1703 года Петр I на острове была заложена крепость, которая и дала начало городу Санкт-Петербургу.

Название своё город получил в честь апостола Петра. Есть мнение, что чертёж первой земляной крепости принадлежит самому Петру I и французскому инженеру Жозефу Ламбера де Герена. По плану крепость включала в себя: 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк. В 1703 году Заячий остров был соединён с Петроградской стороной Иоанновским мостом.

Всего за четыре месяца удалось возвести оборонительные сооружения из дерева и земли. В боевых действиях Петропавловская крепость участия не принимала, но тем не менее являлась важным звеном в обороне Финского пролива в годы Северной войны.

Руководил строительством соратник Петра I Меншиков А. Строилась крепость при помощи солдат, пленных шведов и крестьян, определённое количество которых было вызвано из каждой губернии. Постройка дерево-земляной крепости была завершена в октябре 1703 года. Отмечали это событие и как в Москве,так и на берегах Невы.

Изначально крепость носила название Санкт-Петербургской, но в ходу было и другое название – Петропавловская – по имени собора Петра и Павла, расположенного в центре крепости, которое после 1917 становится официальным. Во время Октябрьской революции крепость стала полевым штабом Петроградского военно-революционного комитета, руководившего восстанием и взятием Зимнего дворца. В 1924 году в крепости открыли Музей, а с 1993 года Петропавловская крепость объявлена историко-культурным заповедником. В разное время на территории Петропавловской крепости строились и модернизировались как фортификационные сооружения так и здания хозяйственных нужд.

Большая часть зданий в настоящее время используется в качестве музейных помещений, но есть и функционирующие по своему прямому назначению строения как, например, Монетный двор.

Строения на территории Петропавловской крепости

Петропавловский собор

Деревянный Петропавловский собор был заложен 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла, и уже 1 апреля 1704 собор был освящён. 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметьева наш шведскими судами на Чудском озере. Каменный Петропавловский собор был заложен 30 мая 1712 года по проекту Трезини Д. и его постройка длилась 20 лет до 1732 года.

Строительство велось таким образом, что деревянная церковь оставалась внутри строящегося каменного собора. Деревянная церковь была разобрана и перенесёна в 1719 году на Городовой остров, где была поставлена на каменный фундамент и переименована в храм Апостола Матфея. Позже эта церковь также была перестроена в камне и простояла до Великой Отечественной войны.

Строительство собора,по приказу Петра I, начиналось с колокольни, которая была достроена лишь в 1720. Строительство начиналось с колокольни не случайно а исходя из стратегических соображений, так как она могла использоваться как наблюдательная площадка для обнаружения войск неприятеля. На колокольне были установлены часы-куранты ещё в процессе её строительства, не дожидаясь окончания, по приказу самого Петра I. Часы заиграли в августе 1720 года. По инициативе Петра I в колокольне мог бы быть установлен лифт, идею которого Пётр увидел у придворного механика саксонского курфюрста Андреаса Гертнера, но по неизвестным причинам идея так и не была воплощена в жизнь (некоторые материалы для лифты уже были закуплены).

Рисунок первой версии ангела на шпиле собора. Автор Трезини Д..Такой ангел был установлен с 1724 по 1756 год.

Создание шпиля Петропавловского собора началось зимой 1717 года, с заготовки стропил. Для работы над шпилем, 1 мая был приглашён голландский мастер Герман ван Болес, создавший проект 25-метрового шпиля и в течение нескольких лет занимающийся его реализацией. В сентябре 1718 года на шпиль было поднято яблоко.

В мае 1719 года Канцелярией городовых дел был заключён договор с рижским мастером Цимерсом Ф., согласно которому тот выковал 887 листов из красной меди. В апреле 1721 года был заключён договор с рижскими мастерами Штейнбейсом И.П. и Эберхардом И. В. на золочение медных листов,которое завершилось в ноябре 1723 года. Облицовка шпиля листами и установка ангела была завершена в 1724 году.Высота колокольни от фундамента до вершины креста составила 106 метров.После того, как собор был достроен, он стал самым высоким зданием в Санкт-Петербурге вплоть до 2012 года.

В мае 1722 года Трезини Д. было предложено установить на вершине колокольни ангела. Трезини изготовил чертёж, по которому фигуру изготовили крестьянин Меньшой И. и серебряного дела мастер Задубский Л. Но их работа была признана некачественной, поэтому ангел был переделан Штейнбесом и Эберхардом. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.

Медная фигура ангела (третья), установленная на шпиле до 1858 года. Музей истории. Петропавловская крепость.

Петропавловский собор стал объектом использования многих решений и подходов не применявшихся ранее. На его архитектурном решении сказалось влияние западных традиций. Стены гораздо менее толстые чем у традиционных русских храмов, большие окна, высокие узкие столбы (пилоны), только один купол (вместо обычного пятиглавия).

Этот собор стал примером для всех других церквей до середины 18 века. Далее по указу Синода храмы снова стали строиться пятиглавыми.Живопись внутри Петропавловского собора также является важной с точки зрения развития русского искусства. До этого стены храмов расписывали совершенно по другому, разрешалось воспроизводить только библейские сюжеты.

Здесь же применены в том числе и светские художественные орнаменты. Роспись стен храма принадлежит русским художникам Воробьёву и Негрубову. Плафоны в центральном нефе выполнил Пётр Зыбин.

После смерти Петра I в 1725 году гроб с его телом был помещён внутрь недостроенного собора, и ожидал там захоронения 6 лет. Позже рядом был также поставлен гроб с телом его жены Екатерины. В 1732 году, когда строительство храма было завершено, тела Петра I и Екатерину были захоронены у южной стены перед алтарём.

Первоначально на месте захоронений были установлены только мраморные плиты, без надгробий. Надгробия, выполненные из белых мраморных плит, были поставлены в 1760-х годах. Надгробия коронованных особ имеют по углам гербы. Два надгробия уникальны, захоронения Александра II и его жены Марии Александровны выполнены из яшмы и орлеца. Они монолитны, весят каждая порядка 5-6 тонн.

Иконостас Петропавловского собора считается уникальным. Иконостас выполнен в форме триумфальной арки, символизирующей победу России в Северной войне. Иконостас был выполнен в Москве в 1722-1726 годах в мастерской Ивана Зарудного из дуба и липы. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Трезини Д..

На производстве иконостаса было задействовано более 50 рабочих, которыми руководил Зарудный И. Во время изготовления постоянно уточнялись мелкий детали, поэтому авторство иконостаса приписывают обоим архитекторам Трезини Д. и Зарудному И. Иконостас привезли из Москвы в разобранном виде в 1727 году разобранным, а далее он был собран в самом соборе и покрыт позолотой.Иконы для иконостаса создавались ещё два года, под руководством Андрея Меркульева. Часть из этих икон сохранилась до настоящего времени, необычны их формы.

В центре иконостаса Петропавловского собора — царские врата со скульптурами апостолов. Под иконостас в 19 веке для усиления конструкции и защиты от воздействий окружающей среды было сооружено мраморное основание, деревянные врата были заменены на новые из бронзы, так как стары сильно изветшали.

После того как в Петропавловском соборе для захоронений не осталось места, рядом с храмом к 1908 году была построена усыпальница,связанная с собором при помощи коридора. Перед западным входом в 1904-1906 годах установили ограду по образцу ограды Летнего сада. В усыпальнице было решено хоронить только членов императорской семьи.

До начала Первой мировой войны успели перенести 8 захоронений из правого нефа собора. Кроме этого здесь успели похоронить ещё 5 великих князей. Всего в усыпальнице было предусмотрено 30 склепов.

В левой части центрального прохода в 1732 году Николасом Проскопом была оборудована кафедра. Она сделана из резного позолочённого дерева. В нижней части кафедры расположены картины, изображающие притчу о сеятеле. Выше расположены фигуры апостолов Петра и Павла, над ними — четыре евангелиста. На самом верху кафедры расположена фигура голубя, символизирующая святой дух.

В правой части центрального прохода расположено царское место. Оно также выполнено из позолоченного резного дерева, обтянуто бархатом. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился. Центральный неф освещают хрустальные люстры конца 18 века. Ближе к алтарю — подлинная, другие восстановлены после Великой Отечественной войны.

В Петропавловском соборе хранились трофейные знамёна, ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией. Сейчас оригиналы флагов находятся в музеях, на стенах размещены их копии. Освящение завершённого Петропавловского собора состоялось 29 июня 1733 года. Он приобрёл статус кафедрального и был таковым до открытия в 1858 году нового Исаакиевского собора.

Он стал самым большим зданием Санкт-Петербурга. Стены храма были окрашены в голубой цвет, пилястры и карниз — в белый, кровля, купола колокольни и алтарный купол — в тёмно-синий.

Внешний вид собора не менялся вплоть до 1756 года, когда в ночь с 29 на 30 апреля в шпиль ударила молния,и горящий шпиль упал нанеся большие повреждения собору: колокольня была полностью разрушена, большие повреждения крыши, разбит портик при входе, а в результате пожара расплавились колокола курантов. Иконостас удалось сберечь от огня, благодаря его разборной конструкции, чем и воспользовались солдаты князя Голицина, выносившие иконостас из собора по частям.

31 апреля был издан указ о скорейшем восстановлении Петропавловского собора. Со всех строек в срочном порядке были собраны строители, достаточно быстро восстановили крышу собора. В ходе реставрации форма крыши была изменена с двухскатной на более плоскую. Колокольню было принято решение восстановить в камне, на что понадобилось 20 лет.

Так как масса строения увеличилась в основание колокольни были вбиты сваи. Появилась дополнительная стена, в результате которой образовались дополнительные помещения. Таким образом в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню. Тогда же на втором ярусе колокольни появились волюты, до 112 метров увеличена высота шпиля, изменена форма барабана купола.

При Екатерине II был организован специальный архитектурный конкурс на реконструкцию собора. На конкурс были поданы несколько проекто в которых планировалось изменить облик собора, но по настоянию Екатерины II его начали восстанавливать по первоначальному проекту Трезини Д..

Новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауера.Возведением шпиля занималась бригада инженера Еремеева. Новый шпиль вырос со 112 метров до 117. Ангела выполнили по первоначальному рисунку. Новые куранты было предложено выполнить русскому часовому мастеру Миллеру.

Мастер на выполнение работы согласился, но отказался давать необходимые гарантии в результате чего договор с ним заключён не был. Тогда в результате проведённого конкурса победил голландский мастер Оорт-Крас, с которым был заключён договор, согласно которому гонорар мастеру выплачивался двумя частями: первая часть после презентации механизма, а вторая часть после установления курантов на колокольню.

Осенью 1760 года куранты доставили в Санкт-Петербург. Оорт-Красу была выплачена обещанная первая часть гонорара, однако из-за того, что колокольня ещё не была достроена куранты разместили на небольшой временной колокольне. Оорт-Крас скончался ещё до окончания работ по возведению новой колокольни. Установлены куранты были в конце 1770-х годов.

Второй вариант ангела на шпиле собора был уничтожен во время урагана 1778 года. Фигура была сломана сильным ветром.Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди. В проекте Ринальди центры тяжести креста и ангел были совмещены, фигура теперь фигура не «летела» держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он всё ещё вращался под порывами ветра, но уже лишь для стабилизации и уменьшения её парусности.

В конце 1820-х годов сильным порывом ветра у ангела,размещённого на шпиле, было оторвано крыло. Реставрация фигуры требовало сооружения лесов вокруг колокольни, что было очень затратно, но, властям на помощь пришёл молодой кровельщик из Ярославской губернии Пётр Телушкин. Он сам вызвался залезть на шпиль колокольни без лесов и починить ангела.

Причём оплату за свой труд он оставил открытой и оставил на совести властей. Полтора года длилось обсуждение данного варианта реставрации ангела, и в результате в октябре 1830 года работа Петром Телушкиным была выполнена. Посмотреть на работу мастера, использующего лишь верёвки с петлями и подвижным узлом, собралась многочисленная толпа. Продолжался ремонт шесть недель. За работу кровельщик получил награду в 3 000 рублей и серебрянную медаль «За усердие» на Аннинской ленте.

В середине XIX века вновь возникла необходимость в реставрации шпиля Петропавловского собора. В конкурсе на проведение работ инженер Журавский. Новый шпиль создан в 1857-1858 годах века на Урале, на Нивьянском заводе. Шпиль был изготовлен из металлического каркаса, обшитого медными позолоченными листами. Высота шпиля составила 47 метров, вес — 56 тонн.

Внутри шпиля находится лестница на 2/3 высоты, далее — выход наружу, к окончанию шпиля ведут скобы. Общая высота шпиля с крестом и фигурой ангела составляет 122,5 метра. Была заменена фигура ангела, которая незначительно изменила свой облик, в котором находится и сегодня. Одновременно с этим реконструкции подверглись и куранты, была добавлена минутная стрелка, и куранты стали играть одну из двух мелодий — «Коль славен наш Господь» и «Боже царя храни».

После революции 1917 года Петропавловский собор был признан памятником архитектуры, убранство собора удалось сохранить. Закрыт собор был в 1919 году, ценности же были вывезены. В здании собора был открыт Музей истории города. Военные трофеи передали в Эрмитаж и другие музеи. Великокняжеская усыпальница была разграблена, мраморные надгробья разбиты.

Долгое время там размещался склад. В 1930-х годах рабочими была выдвинута инициатива о замене ангела на рубиновую звезду, но запланированные работы не были выполнены из-за начала Великой Отечественной войны.Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной.

В 1992 году в восстановленной великокняжеской усыпальнице был похоронен член дома Романовых Владимир Кириллович. Очередное погребение в Петропавловском соборе состоялось в 1998 году, когда в Екатерининский предел перенесли останки Николая II и его семьи. Последней здесь была похоронена супруга императора Александра III. Её останки были перенесены сюда из Дании.

Читайте также:  Условия выдачи разрешения на строительство

Великокняжеская усыпальница

Великокняжеская усыпальница была построена в период 1896-1908 годов году по проекту архитектора Гримма Д.И. составленному в 1896 году, за реализацию и достраивание в разные года отвечали архитекторы Томишко А.О.(1896-1901 года), Бенуа Л.Н.(1901-1907 года), Стуколкин Н.Т (1907-1908 года). Бенуа Л.Н. были спроектированы интерьеры, галерея, соединяющая Петропавловский собор с усыпальницей, ограду перед Царским подъездом.

В проекте усыпальницы были использованы мотивы барокко и ренессанса, при проектировании усыпальницы отталкивались от архитектуры уже возведённого Петропавловского собора и усыпальница гармонично вписалась в общий архитектурный ряд. Великокняжеская усыпальница является одной из последних построек на территории Петропавловской крепости того времени.

При оформлении интерьеров были использованы сердобольский гранит, итальянский белый мрамор и лабрадор. На фасадах находятся три мозаики с иконами Божией Матери : Иверская, Казанская и Феодоровская, которые связаны с историей дома Романовых. Мозаики были созданы в мастерской Фролова В.А. и установлены в 1907 году. В период с 1906 по 1908 года был устроен придел во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского.

Изначально усыпальница предназначалась для погребения некоронованных членов императорской семьи (для лиц имевших титул великий князь и княжна), но, помимо этого в усыпальнице могли быть также погребены члены семьи Богарне, обладавшие титулом герцогов Лейхтенбергских и светлейших князей Романовских. Усыпальница рассчитана на 60 захоронений.В период с 1908 по 1915 года было произведено 13 захоронений членов императорской семьи.В 1992 году в усыпальнице был захоронен великий князь Владимир Кириллович а в 1995 в усыпальнице были перезахоронены его родители великий князь Кирилл Владимирович и его жена великая княгиня Виктория Федоровна.

С 1994 великокняжеская усыпальница находится в ведении Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Комплекс Санкт-Петербургского монетного двора

Монетный двор был переведен из Москвы в Петербург по указу Петра в 1724 г. и является одним из старейших промышленных предприятий города, датой основания считается 12 декабря 1724 года. Штамп на монетах с.п.б появился спустя 175 лет в 1899 году Изначально здание монетного двора находились в куртине между Нарышкиным и Трубецким бастионами.

В марте 1800 году был утверждён проект нового здания монетного двора по проекту Порто А. в июне этого же года началось строительство главного корпуса, которое закончилось в 1806 году. Длина главного фасада составляет 157 метров. Главное здание увенчано низким треугольным фронтоном. Боковые крылья заканчиваются круглыми башнями, перекрытыми куполами.

Своеобразие и выразительность композиции фасада, умелое решение плана позволяют отнести здание Монетного двора к числу лучших сооружений русской промышленной архитектуры России периода позднего классицизма. Постепенно рядом с главным корпусом стали появляться новые пристройки и здания, таким образом площадь монетного двора постепенно увеличивалась.

В 40-х года 19 века были дополнительно построены провиантские магазины, лаборатории отделения золота от серебра, штемпельная кузница,административный флигель и цехи медального передела и инструментальный. Строительство новых зданий закончилось в 1844 году. Параллельно с этим с период с 1810 по 1841 года территорию монетного двора обнесли забором с северной и западной сторон, с восточной стороны забор был возведен после 1917 года. После революции 1917 году к территории Монетного двора были присоединены Обер-офицерский и Плац-майорский дома.

На Монетном дворе чеканились монеты не только для Российской империи и её приемников, а также и для иностранных государств: нидерландские дукаты,турецкие пиастры. Также чеканились монеты для других монетных дворов России. Помимо чеканки монет на Монетном заводе производились также медальерные работы [1] Также а середине 18 века на территории завода была основана лаборатория разделения благородных металлов.

В августе 1941 года, в связи с начавшейся Великой Отечественной войной, основная часть оборудования Монетного двора была эвакуирована в Краснокамск и расположена в помещениях бумажной фабрики Гознака. В связи с блокадой Ленинграда и вступлением многих рабочих и служащих Монетного двора в отряды народного ополчения, на создаваемый Краснокамский монетный двор было откомандировано всего около сорока квалифицированных работников, которые в октябре пустили его в эксплуатацию. Краснокамский монетный двор по своей производственной мощности не удовлетворял возросшую потребность в орденах и медалях, а возможностей для его расширения не было. Поэтому Совет Народных Комиссаров СССР поручил Наркомфину СССР создать Монетный двор в Москве, которому были выделены производственные помещения на территории Московской печатной фабрики.

В настоящее время Санкт-Петербургский монетный двор — старейшее предприятие знаменитого российского объединения «Гознак» — считается ведущим производителем наград, орденов и медалей, памятных монет из драгоценных металлов, значков, памятных знаков. Наряду с государственными заказами предприятие выполняет работы по заказам частных лиц и фирм. Его продукция отличается высоким уровнем художественного оформления, безукоризненным качеством чеканки, неизменно пользуется признанием и устойчивым спросом как в России, так и за её пределами.

Буквенный монетный знак — СПБ, СПМ, СПМД, СП, СМ, Л, ЛМД.

Гауптвахта

Гауптвахта была построена в 1748-1749 годах и представляла собой одноэтажное здание с открытой галерей на главном фасаде, здание пришло на замену старой обветшавшей деревянной гауптвахте. Гауптвахта предназначалась для содержания в ней офицеров и нижних чинов, попавших под арест. В 1908 здание было перестроено, добавился второй этаж и вместо аркады были использованы четыре сближенных попарно колонны. Перестройка велась по плану Асмуса В.Ф. (предположительно).

С 1970 года и по настоящее время в здании находится дирекция Санкт-Петербургского Государственного Музея истории.

Источник: wiki.wargaming.net

Основание и строительство Петропавловской крепости

Петропавловская крепость возникла в период Северной войны со Швецией (1700—1721). Война велась за возвращение исконно русских приневских и прибалтийских земель, захваченных Швецией в начале XVII века. Эти земли входили в состав владений Великого Новгорода, по ним еще в IX веке проходила часть великого пути «из варяг в греки». Отсутствие выхода в Балтийское море тормозило развитие экономики Русского государства, а также необходимых политических, торговых и культурных связей со странами Западной Европы.

К началу XVIII века возвращение Балтийского побережья стало для Русского государства исторической необходимостью.

Карл Маркс в работе «Секретная дипломатия XVIII века» писал: «. ни одна великая нация никогда не существовала и не могла существовать в таком отдаленном от моря положении, в каком первоначально находилось государство Петра Великого».

Северная война началась для России неудачно; под Нарвой в 1700 году русская армия потерпела поражение. Но неудачи не остановили Петра I, прекрасно понимавшего историческую необходимость возвращения выхода в море.

Уже в 1702—1703 годах русские войска одержали первые победы над шведами. В эти годы военные действия велись в районе Ладожского озера и верховьев реки Невы. В том месте, где Нева берет начало, на небольшом островке находилась шведская крепость Нотебург. Она была основана новгородцами еще в XIII веке и называлась тогда Орешек.

В октябре 1702 года после двухнедельной осады русские войска овладели крепостью Орешек. О взятии ее Петр I писал: «Правда, что зело жесток сей орех был, однако, слава богу, счастливо разгрызен. Артиллерия наша зело чудесно дело свое исправила».

Крепость Орешек (Нотебург) была переименована в Шлиссельбург — Ключ-город. Она действительно являлась ключом к выходу в море.

В апреле 1703 года русские взяли другую шведскую крепость — Ниеншанц, расположенную при впадении в Неву Охты — тогда полноводной, большой реки. Ниеншанц был сильным шведским укреплением с пятью бастионами, с многочисленными крепостными постройками, возведенными по всем правилам фортификационного искусства.

Главную роль в штурме крепости сыграла русская артиллерия: ее сокрушительный огонь вынудил шведский гарнизон сдаться. Этот успех молодой русской артиллерии, созданной в короткое время ценой героических усилий, поддержала победа русских кораблей над шведскими в устье Невы в начале мая 1703 года. Выход в море был возвращен. Предстояло укрепить его. Для этого надо было создать мощную крепость.

Крепость Ниеншанц не могла обеспечить оборону устья Невы: она располагалась далеко от моря. На военном совете было принято решение искать место для новой крепости. Выбор пал на один из островов Невы, расположенных при разделении реки на три рукава: Большую Невку, Большую Неву и Малую Неву. Остров назывался Енисари (Заячий) или Люст Елант (Веселый остров).

Местоположение острова с военной точки зрения было удобно. Широкая полноводная Нева служила защитой крепости, а сама крепость прикрывала вход в Неву со стороны Финского залива, и с ее стен можно было вести обстрел территории на значительном расстоянии. Сравнительно небольшие размеры острова позволяли строить крепость так, чтобы «лишней земли не оставалось» и неприятель не мог высадить десант у ее стен.

В военном журнале Петра I, который велся в годы Северной войны, за 1703 год было записано: «По взятии Канец. отправлен воинский совет, тот ли шанец крепить или иное место удобное искать (понеже оный мал, далеко от моря и место не гораздо крепко от натуры), в котором положено искать нового места, и по нескольких днях найдено к тому удобное место остров, который называется Люст Елант (то есть Веселый остров), где в 16 день мая (в неделю пятидесятницы) крепость заложена и именована Санкт-Питербурх. »

Все флаги в гости будут к нам.

— писал об основании крепости-города столетием позже А. С. Пушкин.

Название крепости Санкт-Питербурх вскоре перешло на город, возникший на берегах Невы. Официально крепость называлась Санкт-Петербургской, но бытовало и другое название — Петропавловская — по построенному на ее территории каменному собору Петра и Павла.

День 16 мая 1703 года (27 мая по новому стилю), когда лопаты солдат и «работных людей» вонзились в сырую землю Заячьего острова, принято считать днем основания Петербурга.

В проектировании Петропавловской крепости немалая роль принадлежит Петру I. Контуры крепости определились естественными очертаниями берегов Заячьего острова. Она получила форму вытянутого шестиугольника с шестью выступающими угловыми бастионами, которые позволяли вести массированный фронтальный и фланкирующий артиллерийский обстрел подступов к крепости.

За строительством наблюдали сподвижники Петра I — А. Д. Меншиков, Г. И. Головкин, Н. М. Зотов, Ю. Ю. Трубецкой, К. А. Нарышкин. Их именами были названы крепостные бастионы. Один из бастионов назван в честь Петра I Государевым.

Бастионы соединяются между собой стенами — куртинами. Их, как и бастионов, шесть: Петровская, Невская, Екатерининская, Васильевская, Никольская, Кронверкская.

Сохранился чертеж, находившийся в коллекции Петра I. На нем изображен план Заячьего острова с намеченным на нем контуром крепости. Остров был небольшим— длиной около 750 метров и шириной около 360 метров. Чтобы увеличить его размеры, были созданы искусственные насыпные участки.

Работы велись «с крайним поспешанием», так как шведы не теряли надежды вернуть утраченные земли. В течение 1703—1706 годов крепость была возведена из земли и дерева.

Первые строители крепости и города работали в тяжелых условиях. 10 апреля 1704 года Меншиков приказал коменданту крепости Р. В. Брюсу:

«1. Велеть ходить на работу как после полуночи 4 часа ударит или как из пушки выстрелят, а работать им до восьмого часа, а со восьми, ударив в барабан, велеть им отдыхать полчаса, не ходя в свои табары.

2. После того работать им до 11 часов, а как ударит, чтоб с работы шли и отдыхали два часа.

3. Как час после полудня ударит, тогда идтить им на работу, взяв с собою хлеба, и работать велеть до 4 часов после полуден, а 4 часа ударит, велеть им отдыхать полчаса с барабанным о том боем.

4. После того идтить им на работу и быть на той работе покамест из пушки выстрелено будет».

Голод, болезни, изнурительный ручной труд уносили тысячи жизней. По словам современника, «сооружение еестоило множества народа. при тогдашней необыкновенной дороговизне съестных припасов и недостатке в одежде, люди как мухи умирали от голода и холода и там же хоронились».

Строительство крепости велось во время боевых действий со шведами. Шведский генерал Майдель 24 июля 1704 года доносил в Стокгольм: «Петербург очень хорошо основан и укреплен, его положение таково, что он может стать одновременно сильной крепостью и процветающим торговым городом. Если царь сохранит его в течение нескольких лет, то сила на море станет значительной».

В 1704 году, когда шведский отряд в 8000 человек и эскадра в составе 12 судов подошли к Петербургу и Кроншлоту, русские войска без особых потерь отбили противника. Был он отброшен со значительным уроном и на следующий год при попытке шведов снова овладеть городом и крепостью.

Однако земляная крепость не могла быть постоянным и надежным фортификационным сооружением. Когда Россия создала на Балтике свой флот, а граница на западе отодвинулась за Нарву, можно было, не опасаясь неожиданного нападения со стороны шведов, приступить к строительству более мощной, каменной крепости.

Перестройка Петропавловской крепости в каменную была начата 30 мая 1706 года и продолжалась с перерывами до 1740 года. Разрушение земляной крепости и возведение на новом свайном основании (под каменные стены крепости было забито около 40 000 свай) стен из кирпича и камня производились постепенно, на небольших участках, чтобы крепость не потеряла оборонительной способности. Южные бастионы были вынесены дальше в русло Невы.

На строительстве крепости преобладал ручной труд, но на более сложных работах — гидротехнических — применяли копры, водоливные машины с конной тягой и многое другое. Велись большие земляные работы. Их объем был равен почти 250 000 кубических метров. Газета «Ведомости» осенью 1703 года сообщала, что в крепости трудятся 20 000 подкопщиков.

Строительные материалы подвозили на специальных судах. В 1709 году в распоряжении коменданта крепости Брюса было 205 таких судов и 7623 грузчика.

Исполнителем воли Петра I по строительству каменной крепости стал архитектор Доменико Трезини. Итальянец по происхождению, он родился в Швейцарии, несколько лет работал архитектором при дворе датского •короля. В 1703 году Трезини, приняв предложение русского дипломата в Дании Измайлова, который по приказу Петра I отыскивал и приглашал на работу в Россию фортификаторов и архитекторов, приезжает в Петербург.

Трезини был первым архитектором молодой столицы. С 1706 года он приступил к «первейшей из главных работ» — перестройке Петропавловской крепости в каменную и возведению на ее территории разнообразных построек, чему посвятил почти 30 лет своей жизни.

Крепость создавалась как первоклассное военно-инженерное сооружение XVIII века. Бастионы и куртины сложены из кирпича и камня. Их высота 10—12 метров, ширина—до 20 метров. Они состоят из двух стен: наружной (эскарповой) толщиной до 8 метров и внутренней (валганговой) толщиной 2 метра.

Пространство между наружной и внутренней стенами в фасах бастионов (фасы — стороны бастиона, обращенные к неприятелю) засыпали песком, щебнем, землей. Во фланках бастионов (фланки — боковые стороны бастионов, соединяющие фасы с куртинами) устраивались казематы с амбразурами, предназначенными для установки орудий. Казематы в куртинах служили для хранения боеприпасов, вооружения, для размещения гарнизона.

С юго-востока крепость была неприступна благодаря полноводной Неве, с севера ее предохраняли пролив и дополнительные сооружения — земляной кронверк и кавальер.

Кронверк (вспомогательное укрепление из одного бастиона и двух полубастионов, соединенных куртинами) предназначался для прикрытия и поддержки артиллерийским огнем значительной части крепостной стены. Построен в 1705—1708 годах. Его земляные валы к августу 1708 года уже были одеты дерном. На них стояло 78 орудий. Валы были окружены рвом с водой.

Кавальер (вспомогательное сооружение внутри бастиона; служил для обстрела местности перед крепостью) был сооружен на территории бастиона Головкина.

Вдоль острова был вырыт канал длиной 400 и шириной 5 метров. По нему подвозили строительные материалы. В 1882 году канал засыпали.

В 1731 и 1733 годах началось возведение каменных равелинов (равелин — вспомогательное сооружение, расположенное впереди куртины и между двумя бастионами); они прикрывали крепостные ворота и куртины от огня артиллерии. Строительство их закончено в 1740 году.

С восточной стороны крепости был построен Иоанновский равелин, названный в честь старшего брата Петра I Ивана Алексеевича. Он прикрывал бастионы Государев, Меншиков, Петровскую куртину и Петровские ворота. С западной стороны крепости — Алексеевский равелин, названный в честь отца Петра I царя Алексея Михайловича. Равелин прикрывал бастионы Трубецкой, Зотов, Васильевскую куртину и Васильевские ворота.

Равелины отделялись от территории крепости рвами с водой. Через рвы были перекинуты подъемные мосты. В конце XIX века рвы засыпали.

Строительные работы в крепости велись и позже.

С течением времени кирпичные стены от непогоды стали разрушаться. В 70—80-е годы XVIII века стены крепости со стороны Невы на протяжении 700 метров были облицованы гранитом. С тех пор гранитные стены крепости с взлетающим ввысь золотым шпилем Петропавловского собора стали частью величественного архитектурного ансамбля, возникшего на берегах Невы.

Большое значение для судьбы крепости и молодого города имели победы русской армии над шведами под Полтавой в 1709 году и под Выборгом в 1710 году. Полтавская победа, по словам Петра I, явилась «камнем в основании Санкт-Петербурга», а взятием Выборга была «крепкая подушка в изголовье Санкт-Петербурга положена».

Выход в море защищала Кронштадтская крепость, основанная в 1704 году на острове Котлин.

В начале XIX века, когда Великое княжество Финляндское вошло в состав России, граница от Петербурга была отодвинута на северо-запад.

Во время войн крепость осматривали и приводили в боевую готовность. В Отечественную войну 1812 года и Крымскую войну 1853—1856 годов па крепостных стенах было увеличено количество орудий.

История Петропавловской крепости сложилась так, что после перестройки в каменную ей не пришлось принимать участия в военных операциях против внешнего врага.

На территории крепости в XVIII—XIXвеках были построены Петропавловский собор, Комендантский дом, Инженерный деловой двор, Ботный домик, Монетный двор и другие здания различного назначения.

Источник: www.gorod.infopiter.ru

Рейтинг
Загрузка ...