Директивные требования проекта строительства

Содержание

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку «Купить» и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ содержит основные теоретико-методические положения, общие для всех видов проектных решений и задач проектирования, рекомендуемые к использованию при разработке частных методик по оценке и выбору специфических проектных решений.

Оглавление

Понятия и определения

Объекты технико-экономической оценки и принципы формирования вариантов

Магеррамов Вагиф: «Организация работы по управлению и контролю строительства на объекте»

2. Основные принципы технико-экономической оценки и выбора проектных решений

Метод сравнительной экономической эффективности

Учет фактора времени

Учет ограничений по ресурсам

Учет факторов неопределенности

3. Критерий эффективности и состав показателей

4. Методы определения стоимостных и натуральных показателей

Затраты на строительство (приведенные затраты на строительство, сметная стоимость строительства) . . . .

Экономическая оценка территорий, отводимых под строительство

Издержки при эксплуатации

Эффект от ускорения строительства

Экономическая оценка социальных результатов

Экономическая оценка влияния проектируемого объекта на окружающую среду

Эффект в сфере использования продукции

5. Особенности технико-экономической оценки некоторых видов проектных решений

Оценка конструктивных и объемно-планировочных решений зданий и сооружений массового применения

Обоснование вариантов проектных решений реконструкции объектов

Оценка целесообразности разработки индивидуального проектного решения предприятия, производственного здания, сооружения вместо привязки типового проекта

Принципы оценки целесообразности изменений проекта на стадии его реализации

Оценка новых конструктивных решений по результатам экспериментального строительства

6. Примеры расчета

Приложение 1. Система методических материалов по выбору проектных решений в строительстве (проект)

Приложение 2. Показатели экономической оценки территорий, отводимых под строительство

Приложение 3. Показатели для определения социально-экономического эффекта

Приложение 4. Коэффициент для расчета величины накладных расходов

Приложение 5. Показатели точности нормативов, используемых для определения затрат на строительство

Приложение 6. Показатели для определения затрат на обустройство рабочих в осваиваемых районах

Приложение 7. Показатели для приведения разновременных затрат и результатов

Телевизионный проект FREEДОМ | Утро 9.02.2023, 7:00

Приложение 8. Обозначения наиболее распространенных показателей в формулах

Дата введения Добавлен в базу Актуализация
01.01.2021
01.09.2013
01.01.2021

Этот документ находится в:

  • Раздел Строительство
  • Раздел Справочные документы
  • Раздел Директивные письма, положения, рекомендации и др.
  • Раздел Экология
  • Раздел 93 ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
  • Раздел 93.010 Гражданское строительство в целом

Организации:

Разработан НИИЭС
Разработан МИИТ
Разработан ЦНИИпроект Госстроя России
Разработан НИИОСП Госстроя СССР
Издан Стройиздат 1982 г.

Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:

ЦНИИП градостроительства Госгражданстроя

Рекомендации

по реализации схем

научно-исследовательский и проектный институт по градостроительству

(ЦНИИП градостроительства) Госгражданстроя

Рекомендации

по реализации схем

Москва Стройиздат 1987

3. РЕАЛИЗАЦИЯ СХЕМ И ПРОЕКТОВ РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКИ ОБЛАСТНЫМИ, КРАЕВЫМИ, РЕСПУБЛИКАНСКИМИ (АССР)

ОТДЕЛАМИ И УПРАВЛЕНИЯМИ ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ, ГОССТРОЯМИ АВТОНОМНЫХ И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК, НЕ ИМЕЮЩИМИ ОБЛАСТНОГО ДЕЛЕНИЯ

3,1. На областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик, как правило, тем же самым постановлением обл(край)-исполкома, Совета Министров автономной республики или союзной республики, не имеющей областного деления, которым утверждается схема или проект районной планировки, возлагается контроль за выполнением этого постановления, а тем самым, по существу, за реализацией районной планировки.

3 2. Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных республик и союзных республик, не имеющих областного деления, должны:

а) осуществлять реализацию проектных предложений районной планировки;

б) передавать материалы районной планировки в постоянное или временное пользование («Основные положения», полные тома или отдельные разделы, выписки и выкопировки из них) другим организациям, принимающим хозяйственные решения, относящиеся к компетенции районной планировки;

в) вести дежурные планы;

г) вести отчетность по реализации районной планировки, организовывать корректировку схем и проектов районной планировки и их отдельных разделов.

3.3. В целях лучшей реализации проектных предложений областным, краевым, республиканским (АССР) отделам и управлениям по делам строительства и архитектуры, госстроям автономных республик и союзных республик, не имеющих областного деления, следует получать от проектной организации четыре экземпляра пояснительной записки схемы или проекта, графические материалы в подлиннике, четыре альбома фотокопий графических материалов. При этом графические материалы должны удовлетворять требованиям, изложенным в прил. 2 настоящих Рекомендаций, проектный план вы-

полнен таким образом, чтобы все его элементы, перечисленные в прил. 2, были хорошо читаемы. В равной степени это требование относится и к фотокопиям проектного плана.

3.4- После рассмотрения и утверждения схемы или проекта районной планировки областному, краевому, республиканскому (АССР) отделу или управлению по делам строительства и архитектуры, Госстрою автономной республики или союзной республики, не имеющей областного деления, следует заказать дополнительно проектной организации выпуск и размножение типографским способом «Основных положений» к схеме или проекту районной планировки (200—250 экземпляров для схем и 100—200 экземпляров для проектов). «Основные положения» должны удовлетворять по содержанию требованиям, изложенным в прил. 1 настоящих Рекомендаций.

3.5. При реализации предложений схем и проектов районной планировки, касающихся отдельных городов, областным, краевым, республиканским (АССР) отделам и управлениям по делам строительства и архитектуры, госстроям автономных и союзных республик необходимо координировать свои действия с главными архитекторами этих городов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ

3.6. Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик могут осуществлять реализацию проектных предложений районной планировки:

а) выдавая задания на проектирование организациям, проводящим проектные работы, детализирующие полностью или частично схемы или проекты районной планировки;

б) участвуя в подготовке и принятии решений другими организациями;

в) при согласовании проектов решений других организаций;

г) входя с инициативами в местные организации разного уровня и ранга.

3 7. Основные виды проектных работ, через которые, выдавая задания на проектирование, можно реализовать

проектные предложения схем и проектов районной планировки — генеральные планы городов, поселков, сельских населенных пунктов и др., пятилетние и годовые планы размещения жилищно-гражданского и коммунального строительства, проекты планировки зон отдыха, санаторно-курортных комплексов, спортивных, охотничьих, туристских и иных баз отдыха и спорта, схемы и проекты землеустройства, мелиорации.

3.8. Участие областных, краевых, республиканских (АССР) отделов и управлений по делам строительства и архитектуры, госстроев автономных и союзных республик в подготовке и принятии другими организациями, а также организациями, в которых они являются рабочими органами, решений, относящихся к компетенции районной планировки, может иметь следующие формы:

а) участие в работе межведомственных комиссий по размещению промышленных предприятий, комиссий по районной планировке, комиссий по охране окружающей среды и в подготовке ими решений;

б) участие в работе специальных комиссий по выбору площадок для крупного промышленного, сельскохозяйственного и гражданского строительства, по выбору трасс инженерных коммуникаций;

в) участие в работе конференций и технических совещаний, подготавливающих рекомендации административным и хозяйственным органам для принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции районной планировки или близким к ним.

3.9. Главный путь реализации районной планировки областными, краевыми, республиканскими (АССР) отделами и управлениями по делам строительства и архитектуры, госстроями автономных и союзных республик — учет ими проектных предложений схем и проектов районной планировки при согласовании решений других организаций. Основную массу таких согласований составляют:

а) согласования отводов земель;

б) согласования титульных списков на строительство промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, рекреационных, коммунально-бытовых объектов, а также складов различных ведомств и организаций.

3.10. Поскольку на областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных рес-

публик возлагаются основные обязанности по реализации схем и проектов районной планировки, им следует в целях более полной ее реализации выходить с инициативами в местные организации разного уровня и ранга по внедрению в жизнь отдельных предложений районной планировки. Эти инициативы могут носить самый различный характер. Как правило, они должны прежде всего касаться тех предложений схем и проектов районной планировки, для реализации которых в области, краег республике нет соответствующих территориальных органов и необходимо обращаться в учреждения и организации, находящиеся за пределами области, края, республики. Более всего, это предложения схем и проектов районной планировки по развитию путей сообщения и транспорта союзного и республиканского подчинения, рекреационного хозяйства союзного и республиканского значения, строительству инженерных сооружений, охране окружающей среды, формированию систем группового расселения.

Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик должны выходить с основными инициативами по реализации предложений районной планировки в обл (край) исполком или Совет Министров республики, а те в необходимых случаях — в союзные или республиканские (союзных республик) организации и ведомства.

3.12. Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик, участвуя в подготовке и принятии решений другими организа-

циями или согласуя такие решения, должны добиваться того, чтобы перераспределение территории области, края, республики между основными категориями землепользователей осуществлялось в соответствии с предложениями схем и проектов районной планировки.

3.13. Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик, выдавая задания на проектирование и участвуя в подготовке и принятии хозяйственных решений другими организациями или согласуя такие решения, должны добиваться того, чтобы:

а) при реконструкции и расширении промышленных предприятий не превышалась предельная численность занятых в промышленности области, края, республики намеченная схемой районной планировки;

б) новые промышленные предприятия тех отраслей и подотраслей промышленности, размещение которых районной планировкой признано нежелательно, не размещались в пределах области, края, республики;

в) те действующие в области, крае, республике промышленные предприятия союзно-республиканского подчинения, дальнейшее расширение которых по факторам районной планировки нежелательно, не расширялись;

г) создаваемым в области, крае, республике филиалам расположенных здесь крупных промышленных предприятий отводились территории для строительства в тех населенных пунктах, которые намечены для этого схемой или проектом районной планировки.

3.14. Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик, выдавая или согласуя задания на разработку генеральных планов городов и поселков городского типа, участвуя в подготовке и принятии хозяйственных решений другими организациями, должны:

а) предусматривать вынос из городов или ликвидацию санитарно-вредных промышленных производств в тех случаях, когда это предложено проектом районной планировки;

б) рекомендовать размещение промышленных зон, новь1х производственных предприятий, новых производств действующих предприятий на тех площадках.

которые намечены в схемах и проектах районной планировки.

3.15. Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик, выдавая или согласовывая задания на разработку генеральные планов городов, поселков, сельских населенных пунктовупятилетних планов и годовых планов размещения жилищно-гражданского и коммунального строительства, других видов проектных работ, должны учитывать рекомендации схем и проектов районной планировки по формированию структуры сети городских поселений области, края или республики, а именно:

а) развитию городов какой величины следует отдавать предпочтение;

б) какие города желательно развивать, а какие ограничивать в развитии;

в) предложения по созданию новых городов.

Эти же рекомендации следует учитывать, участвуя в подготовке и принятии хозяйственных решений другими организациями и согласуя решения других организаций.

3.16. Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик, выдавая или согласуя задания на разработку генеральных планов городов и других населенных мест, должны предусматривать в них расчетную численность населения этих населенных мест ь соответствии с предложениями схем и проектов районной планировки, а также учитывать предложения проектов районной планировки по раздельному размещению производства и жилья в разных населенных пунктах. Предложения схем и проектов районной планировки по расчетной численности населения следует учитывать и при участии в подготовке и принятии решений другими организациями по строительству каких-либо объектов, влияющих на расчетную численность населения, или таких объектов, объемы (размеры) которых выбираются с учетом численности населения.

3.17. Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик по разделу «Сельское хозяйство» должны:

участвуя в разработке и согласовании титульного списка строительства производственных сельскохозяй-

ственных объектов, а также промышленных, транспортных, складских и других предприятий агропромышленного комплекса межрайонного значения, — контролировать соблюдение принятых в схеме районной планировки местоположения и мощности объектов;

согласуя задания на проектирование производственных сельскохозяйственных и других объектов межрайонного значения, связанных с отраслью сельского хозяйства, — добиваться отражения в них определенных схемой районной планировки данных о типе объекта, его мощности, местоположении и назначении;

согласовывать закрепление областным, краевым, республиканским агропромышленным комитетом за

межрайонными перерабатывающими предприятиями сырьевых зон, обеспечивая выполнение установленного схемой районной планировки функционального зонирования территории и учитывая предусмотренные в ней систему центров и транспортную инфраструктуру области, края, республики;

согласуя задания на разработку специализированных схем размещения и развития сельского хозяйства, комплексных межотраслевых и других целевых программ, разрабатываемых областным, краевым, республиканским агропромышленным комитетом, обращать внимание на соответствие установленных в них объемов и размещения сельского производственного строительства предложениям схемы районной планировки;

утверждая задания на составление проектов районной планировки групп районов и отдельных административных районов, а затем согласовывая выполненные проекты, следить за тем, чтобы в них находили отражение относящиеся к этим районам расчетные показатели и проектные предложения схем районной планировки по сельскохозяйственному производственному строительству.

3.18. Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик по разделу «Сельское расселение» должны:

разрабатывая совместно с областной, краевой плановой комиссией, Госпланом республики проекты планов размещения капитального непроизводственного сельского строительства, согласуя эти проекты и предложения областного, краевого, республиканского агропро-

мышленного комитета о распределении по районам ассигнований из бюджета на строительство жилых домов, детских дошкольных учреждений, клубов и других объектов культурно-бытового назначения, коммунального хозяйства и дорог, учитывать предложения схемы районной планировки о приоритетности социально-экономического развития отдельных районов;

оказывать техническое содействие РАПО и хозяйствам в деле развертывания необходимого жилищного, социально-культурного и дорожного строительства в порядке реализации предложений схем районной планировки по созданию благоприятных условий для закрепления населения и работников агропромышленного сектора в первую очередь наиболее дефицитных специальностей и рационального перераспределения трудовых ресурсов;

при утверждении заданий на проектирование специализированных схем развития сельской социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, рассмотрении и утверждении самих схем, а также проектов районной планировки соблюдать установленные в схеме районной планировки пропорции между объемами городского и сельского производственного и непроизводственного строительства в районах, между капитальным строительством в ведущих сельских центрах расселения и объемами реконструкции и благоустройства сел, сохраняемых без активного развития;

Читайте также:  Строительные компании по строительству загородных домов отзывы

утверждая задания на разработку проектов районной планировки и согласуя выполненные проекты, требовать соблюдения основных принципов развития сети сельских поселений, сформулированных в схеме районной планировки данной области в части сочетания опережающего развития каркаса местной системы расселения (структуры ведущих центров и дорог общего и внутрихозяйственного пользования) с реконструкцией и благоустройством остальных сел, рационального использования имеющегося строительного фонда сельских населенных пунктов независимо от их величины, обоснованности проектируемого выбытия сел, руководствуясь предложениями схемы о рекомендуемых изменениях в количественном составе поселений сельской местности;

обеспечить техническое содействие областному, краевому, республиканскому агропромышленному комитету в ускоренном формировании в соответствии с рекомендациями схем

и проектов районной планировки структуры ведущих центров расселения — районных и кустовых размещением и строительства в них на кооперативных началах крупных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения за счет средств централизованных фондов комитета;

утверждая или согласуя задания на разработку генеральных планов ведущих системообразующих центров расселения, — районных и кустовых (городов, поселков городского типа и сел), а также тех сельских поселков различного народнохозяйственного профиля, в которых рекомендуется размещать основные объемы жилищногражданского строительства, проектов инженерного оборудования и благоустройства прочих сельских поселений, рассматривая и согласуя выполненные проекты, следить за тем, чтобы были приняты установленные проектами районной планировки показатели по численности населения и градообразующей группы населенных пунктов.

3.19. Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик должны:

а) следить за тем, чтобы новое культурно-бытовое строительотво в сельской местности намечалось в первую очередь в населенных пунктах, выбранных схемами или проектами планировки в качестве центров межрайонных, районных, кустовых и внутрихозяйственных систем расселения;

б) , в случае если возникает вопрос о создании в области, крае, республике одного или нескольких объединенных научных центров, рекомендовать их размещение на площадках, намеченных в схемах районной планировки;

в) согласуя решения о выделении площадок под строительство новых предприятий строительной индустрии, рекомендовать их размещение в составе районных баз строительной индустрии, предложенных схемой районной планировки.

3 20. Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик, выдавая задания на проектирование, участвуя в подготовке и принятии другими организациями хозяйственных реше-

ний, согласуя решения других организаций, должны добиваться того, чтобы:

а) крупные объединенные складские комплексы межрайонного и выше значения, а также отдельные крупные базы с особыми условиями размещения, создавались на тех площадках, которые для этой цели намечены схемами или проектами районной планировки;

б) осуществлялся постепенный перенос части существующих складов на объединенные площадки, намеченные проектом районной планировки.

3.21. Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик, должны:

а) согласуя отводы земель, участвуя в подготовке и принятии решений другими организациями, следить за тем, чтобы выделенные районной планировкой в пределах области, края или республики территории функциональных зон и подзон, транспортно-коммуникационные коридоры, использовались в строгом соответствии с установленными для них режимами;

б) выдавая или согласуя задания на разработку генеральных планов городов, оговаривать в них в случаях, предусмотренных районной планировкой, изменения городской черты, и развитие городов за пределами существующей городской черты на тех площадках, которые намечены схемой или проектом районной планировки.

3.22. На основании схем и проектов районной планировки областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик должны регулярно выступать с инициативами по следующим планировочным вопросам:

а) по проведению конкретных мероприятий с целью преобразования отдельных групп взаимосвязанных мест в групповые системы населенных мест;

б) по проведению конкретных мероприятий по планировочному включению сети сельских населенных мест в перспективные групповые системы населенных мест.

3.23. Областные, краевые, республиканские отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик должны:

а) согласуя отводы земельных участков под учреждения культурно-бытового обслуживания — межрайонные.

УДК 711.2

Рекомендованы к изданию решением секции по проблемам районной планировки и расселения ЦНИИП градостроительства Г осг раж дан строя.

Рекомендации по реализации схем и проектов районной планировки/ЦНИИП градостроительства.— М.: Стройиздат, 1987. — 124 с.

Даны рекомендации по реализации и использованию материалов схем и проектов районной планировки Советами народных депутатов и их органами, местными и центральными ведомствами и учреждениями. Детально рассмотрено, какому учреждению или ведомству какую работу по реализации проектных предложений районной планировки и в какой форме следует проводить. Внесены предложения по дополнительному тиражированию проектных материалов, ведению дежурных планов и регулярной отчетности по районной планировке.

Для проектировщиков и научных работников, специализирующихся в области районной планировки.

4902030000 -371 047 (01) — 87

Инструкт.-нормат., I вып. — 117—86

районные и межхозяйственные, следить за тем, чтобы эти учреждения концентрировались в городах, поселках и селах, намеченных схемой или проектами районной планировки в качестве центров культурно-бытового обслуживания;

6) выдавая или согласуя задания на разработку генеральных планов городов и поселков, предусматривать создание в них учреждений культурно-бытового обслуживания такой емкости, которая предусмотрена схемой или проектом районной планировки, т. е. с расчетом на обслуживание как населения этих городов и поселков, так и населения тяготеющих к ним территорий.

3.24. Областные, краевые, республиканские (АССР) отделы и управления по делам строительства и архитектуры, Госстрой автономных и союзных республик должны:

а) производя согласование отводов земель под объекты рекреационного назначения, следить за тем, чтобы их размещение производилось в соответствии с намеченными в схеме или проекте районной планировки показателями по рекреационной емкости и размерам территории рекреационных районов и зон, по составу и единовременной численности лечащихся, отдыхающих и туристов;

б) выдавая задания на проектирование курортнорекреационных объектов, предусматривать проведение рекреационного оборудования (лесомелиорация, создание микроландшафтных участков, реконструкция и оформление водостоков и дорожно-тропиночной сети, малые архитектурные формы и т. п.) тех прилегающих к ним территорий, которые намечены схемой или проектами районной планировки;

в) участвуя в разработке и принятии решений о строительстве объектов, прилегающих к территориям, для которых схема или проект районной планировки намечает рекреационное благоустройство, добиваться того, чтобы этими решениями предусматривалось проведение такого благоустройства за счет строящегося объекта;

г) выдавая задания на проектирование, принимая решения и осуществляя контроль, следить за тем, чтобы программы рекреационного освоения областей, краев или республик осуществлялись в соответствии с намеченными в схемах и проектах районной планировки перечнями новых и расширяемых курортно-рекреационных

Широкое развитие районной планировки как вида проектных работ выдвигает на первый план реализацию того, что намечено в схемах и проектах районной планировки.

Главная задача настоящих Рекомендаций — конкретизировать пути и приемы реализации проектных решений учреждениями и организациями различных ведомств на разных территориальных уровнях управления.

Редакционная коллегия; В.Н. Белоусов, В.В. Владимиров, Л.А. Кранц, Е.Е. Лейзерович, А.С.

Хохлов, В.Ш. Юровский.

Работа выполнена ЦНИИП градостроительства: канд. геогр. наук

(разд. 2),И.Н. Гоибенкина [ (разд. 3, прил. Л), Л.А. Канардоеа (разд. 3, прил.

1), И.В. Лысых (разд. 3, прил. 1), С.Г. Россина (разд. 3, прил. 1), И.Г. Рубинштейн (прил. 1), Н.И.

Чернобаееа (разд. 3, прил. 1), В.Ш. Юровский (разд. 1—3, прил. 1, 3, 4), канд. экон. наук Л.А. Кранц (разд. 3—5, прил.

1), канд. архит. А.С. Мейснер (разд. 3, прил. 1), архит. А.С.

Хохлов (разд. 3, прил. 1,2).

Е.Е. Лейзерович (руководитель темы, рззд. 1—4, прил. 1,4, общая редакция работы), кандидаты техн. наук В.Б. Беляев (разд. 3, прил.1), В.В. Владимиров (разд. 3, 4, прил. 1, 5) ЛГ.В. дубботин](разд.

3, прил. 1), И.А. Толстой (разд. 3, прил. 1): инженеры Г.И.

Амелькова (разд. 4), В.В. Вайсера

Авторами отдельных разделов являются чл.-корр. Академии художеств СССР Я. И. Жуков (ПромстройНИИпрооект) — разд. 5, канд. геогр. наук В. И, Нудельман (Гироград) — разд. 5, прил. 4, архитекторы И. И. Сенкевич (Госстрой БССР) — разд. 5, НХ П. Шулепин (Госплан СССР) — разд.

5, инженеры Ю. 3. Пушкин (ГлавАПУ Мособлисполкома) — разд. 3, Е. С. Шопхоев (Госплан РСФСР) — разд. 5.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Рекомендации излагают пути реализации исполнительными комитетами Советов народных депутатов и подчиненными им организациями конкретных проектных предложений схем и проектов районной планировки.

В Рекомендациях рассмотрены также возможности использования проектных материалов районной планировки республиканскими (союзных республик) и союзными организациями (см. разд. 5).

1.2. На основе утвержденных схем и проектов районной планировки исполнительным комитетам Советов народных депутатов, советам министров автономных и союзных республик следует принимать хозяйственные решения, относящиеся к компетенции районной планировки как вида хозяйственной деятельности.

1.3. Компетенция районной планировки как хозяйственной деятельности включает в себя:

а) распределение территории между административными районами, городами, сельскохозяйственными предприятиями и иными крупными землепользователями сельской местности (с последующим закреплением в административно-территориальном делении, схемах и проектах землеустройства);

б) установление целесообразных размеров производственной деятельности действующих заводов, фабрик,

совхозов и колхозов с точки зрения наличия природных и трудовых ресурсов, обеспечения населения изделиями первой необходимости и скоропортящимися продуктами питания, недопущения нарушения экологического равновесия;

в) определение возможности размещения новых производственных предприятий на подведомственной территории;

г) выбор площадок для нового крупного производственного строительства;

д) определение массивов и участков территории — объектов мелиоративных работ и работ по инженерной подготовке территории;

е) установление определенного режима использования отдельных территорий;

ж) проведение мероприятий по поддержанию экологического равновесия как на всей территории, охватываемой районной планировкой, так и в отдельных ее частях;

з) формирование систем населенных мест, регулирование направленности территориального развития, установление границ и проектной численности населения городов и поселков городского типа, проведение в жизнь мероприятий по трансформации сельского расселения;

и) выбор мест размещения объектов науки и научного обслуживания, культурно-бытового обслуживания, массового отдыха населения;

к) выбор направлений трасс инженерных коммуникаций и определение мест размещения объектов инженерной инфраструктуры;

л) установление и соблюдение режимов использования и охраны памятников истории и материальной культуры.

1.4. Настоящие Рекомендации исходят из того, что все хозяйственные решения, относящиеся к компетенции районной планировки, целесообразно принимать только на основе утвержденных схем и проектов районной планировки.

1.5. Рекомендации являются документом, учет которого необходим при разработке и реализации схем и проектов районной планировки, наряду с «Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и

пунктов» (ВСН 38-82) и «Руководством по составлению схем и проектов районной планировки» (1978). Вопросы реализации схем и проектов районной планировки с достаточной подробностью не рассматриваются и не регламентируются, поэтому Рекомендации возможно считать на данном этапе основным методическим пособием по реализации схем и проектов районной планировки.

1.6. Те проектные предложения схем и проектов районной планировки, которые подлежат реализации в соответствии с ВСН 38-82, излагаются в «Основных положениях» схем и проектов районной планировки. Полный перечень проектных предложений, которые должны содержаться в «Основных положениях» схем и проектов районной планировки, приводится в прил. 1. Этот перечень уточнен и значительно дополнен по сравнению с приведенным в Руководстве по составлению схем и проектов районной планировки (М.: Стройиздат, 1978).

1.7. Реализация целого ряда рекомендаций схем и проектов районной планировки связана с определенным фиксированным использованием конкретных территорий и должна осуществляться с применением графических материалов. В прил. 2 приведен перечень требований, которым должны отвечать графические материалы в интересах наиболее полной реализации схем и проектов районной планировки.

1.8. Под реализацией районной планировки понимаем принятие каких-либо хозяйственных решений на основе содержащихся в схемах и проектах районной планировки предложений и рекомендаций.

По характеру проведения в жизнь формы реализации районной планировки делятся на конструктивную и регулятивную. Конструктивная реализация районной планировки — это реализация ее предложений внесением их полностью или частично в государственные планы. Предложения районной планировки регулятивного характера подразделяются на позитивные (в основном рекомендации по использованию земель под различные виды строительства) и ограничительные — по ограничению роста крупных городов, предотвращению концентрации населения в местах, неблагоприятных для его проживания, предотвращению ухудшения состояния водного и воздушного бассейнов, резервированию территорий в целях сохранения для наиболее эффективного в перспективе вида хозяйственной деятельности и т. д. 1

1.9. Проектные предложения схем и проектов районной планировки реализуются на различных территориальных уровнях: республиканском, областном (краевом, автономной республики, автономной области), районном, сельскохозяйственных предприятий, сельсоветов. Каждый из территориальных уровней обусловлен наличием системы учреждений или отделов учреждений, получающих и использующих материалы районной планировки, проводящих в жизнь ее решения.

2. РЕАЛИЗАЦИЯ СХЕМ И ПРОЕКТОВ РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКИ ОБЛИСПОЛКОМАМИ, КРАЙИСПОЛКОМАМИ,

СОВЕТАМИ МИНИСТРОВ АВТОНОМНЫХ И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК 2 3 4 5 6 7 8

2.1. В соответствии с принятым Законом СССР «Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов», исполнитель^ ные комитеты местных Советов народных депутатов рассматривают и утверждают схемы и проекты районной планировки. В автономных республиках и в тех союзных республиках, которые не имеют областного деления, это делает Совет Министров республики.

В решение, утверждающее схему или проект районной планировки, необходимо включать перечень основных мер, направленных на реализацию проектных реще-ний районной планировки:

а) указания конкретным отраслевым и функциональным органам исполкомов местных Советов по обязательному использованию материалов схем и проектов районной планировки при решении ими вопросов, затрагивающих компетенцию районной планировки, и обязательному привлечению при решении этих вопросов архитектурно-планировочных органов;

б) поручения архитектурно-планировочным органам

по обеспечению координации деятельности с отраслевыми, функциональными и межведомственными органами по вопросам реализации схем и проектов районной планировки, а также требования к ним по осуществлению контроля за этой реализацией;

в) поручения плановым комиссиям исполкомов местных Советов по обязательному привлечению архитектурно-планировочных органов к разработке планов экономического и социального развития с активным использованием предложений схем и проектов районной планировки;

г) указания о необходимости обращения к республиканским и союзным организациям (министерствам, ведомствам) с предложениями об учете в разрабатываемых ими отраслевых схемах и проектах решений и предложений схем и проектов районной планировки;

д) предложения о выполнении или корректировке, в развитие утверждаемых схем и проектов районной планировки, других проектно-планировочных работ (генеральных планов городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов и др.).

2.2. Облисполкомам, крайисполкомам, советам министров автономных республик следует в той части своей деятельности, которая относится к компетенции районной планировки, руководствоваться предложениями схем и проектов районной планировки. В соответствии с этим в распоряжение председателя, заместителей председателя облисполкома, крайисполкома, Совета Министров автономной республики должны направляться «Основные положения» схем и проектов районной планировки.

2.3. Деятельность облисполкомов, крайисполкомов, советов министров автономных республик по реализации проектных предложений районной планировки осуществляется тогда, когда с учетом этих предложений:

а) ведется обсуждение вопросов, относящихся к компетенции районной планировки, на заседаниях исполнительных комитетов и президиумов исполнительных комитетов областных и краевых Советов народных депутатов, советов министров автономных республик и бюро советов министров автономных республик, подготавливаются и принимаются их постановления и решения;

б) ведется обсуждение вопросов, относящихся к компетенции районной планировки, на заседаниях постоянных и временных комиссий областных и краевых Советов

народных депутатов, Верховных Советов автономных республик и принимаются их решения;

в) принимаются текущие распоряжения председателя и заместителей председателя облисполкома, крайисполкома, Совета Министров автономной республики, относящиеся к компетенции районной планировки.

2.4. Непосредственный контроль за соответствием постановлений, решений, принимаемых сессиями и заседаниями облисполкомов, крайисполкомов, советов министров автономных республик, проектным предложениям районной планировки целесообразно осуществлять заместителю председателя облисполкома, крайисполкома, Совета Министров автономной республики, ведающему вопросами строительства. Ему же следует согласовывать проекты распоряжений председателя облисполкома, крайисполкома, Совета Министров автономной республики, относящиеся к компетенции районной планировки.

Читайте также:  Срок строительства дома из газобетона

2.5. В тех случаях, когда реализация какого-либо предложения схемы или проекта районной планировки зависит от организации или учреждения, находящегося за пределами области, края, автономной республики, облисполкомам, крайисполкомам, советам министров автономных республик необходимо обращаться к этим организациям и учреждениям. Соответствующие предложения должны подготавливаться областным, краевым или республиканским отделом или управлением по делам строительства и архитектуры, Госстроем автономной республики совместно с областной (краевой) плановой комиссией или Госпланом автономной республики.

2.6. Облисполкомы, крайисполкомы, советы министров автономных республик рассматривают отчеты по реализации схем и .проектов районной планировки, составляемые областными, краевыми отделами и управлениями и госстроями автономных республик.

2.7. В союзных республиках, не имеющих областного деления, мероприятия, указанные в пп. 2.1—2.6, следует проводить советам министров союзных республик.

Источник: standartgost.ru

О понятиях «Проектная деятельность» и «Управление проектами»

Проектная деятельность

Проектная деятельность стимулирует развитие новых технологий в стране, повышение качества жизни населения, улучшение показателей эффективности работы предприятий. Все это невозможно без реализации инновационных проектов. А управление инновациями требует применения нестандартных подходов и новых методов мышления.

Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел к этой проблеме. Альберт Эйнштейн

Что такое проект и проектная деятельность

Понятие «проект» в разных ситуациях трактуется по-разному. Это и начальная версия какого-либо документа, и часть проектно-сметной документации. Но в теории управления проектами данный термин используют для обозначения специфического вида деятельности по созданию чего-то нового.

О понятии «проект»

Проектом можно назвать разработку нового продукта, технологии или услуги, проведение научного исследования, осуществление организационных изменений в компании или внедрение информационной системы на предприятии.

Реализация проекта осуществляется проектной командой во главе с руководителем проекта.

Проект всегда нацелен на определенный результат:

  • материальный объект или продукт;
  • документ (или комплект документов) как результат исследовательского проекта;
  • способность предоставлять услуги (новая технология, дистрибуция или открытие организации, оказывающей услуги).

Так что же такое проект? Национальный российский стандарт в области управления проектами ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» дает такую формулировку:

«Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений».

Определение проекта

Исходя из определения, проект обладает следующими признаками:

  1. Направленность на достижение конкретной цели;
  2. Координированное выполнение работ;
  3. Ограниченность ресурсов (в т.ч. по времени и бюджету);
  4. Уникальность получаемого продукта.

Признаки проекта

Именно эти четыре характеристики отличают проекты от других видов деятельности.

Примеры проектов и причины их инициации

Существуют различные классификации проектов в зависимости от их отнесения к сферам деятельности, структуры, масштаба, длительности и сложности проекта. При этом проекты, как правило, инициируются исходя из следующих соображений:

  1. Требования рынка (автомобилестроительная компания инициирует проект по изготовлению более экономичных автомобилей в ответ на нехватку бензина);
  2. Стратегические возможности/нужды предприятия (тренинговая компания инициирует проект по созданию нового курса обучения в целях увеличения прибыли);
  3. Требования заказчика (энергетическая компания инициирует проект по строительству новой подстанции для электроснабжения нового промышленного района);
  4. Научно-технический прогресс (производитель медицинского оборудования инициирует проект по разработке прибора с использованием достижений в нанотехнологии);
  5. Законодательные требования (производитель химических веществ инициирует проект по разработке требований к обращению с новым токсичным материалом).

Отличия проектного управления от традиционного

Любая деятельность выполняется в течение определенного периода времени и связана с затратами финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Кроме того, любая разумная деятельность, как правило, целесообразна, т.е. направлена на достижение определенного результата. И тем не менее в одних случаях к управлению деятельностью подходят как к управлению проектом, а в других случаях – нет.

Операционная деятельность организации – это функция, направленная на непрерывное выполнение действий по производству одного и того же продукта или предоставлению повторяющейся услуги. Серийный выпуск продукции не имеет заранее определенного конца во времени и зависит лишь от наличия и величины спроса. Когда исчезает спрос, производственный цикл кончается. Примеры: производственные операции, технологические операции и бухгалтерские операции.

Основное отличие проекта от производственной системы заключается в том, что проект является однократной, не циклической деятельностью.

Для того чтобы вид деятельности мог считаться проектом, необходимо выполнение ряда условий:

  • деятельность должна носить комплексный характер;
  • достижение целей деятельности должно быть связано с последовательно-параллельным выполнением работ;
  • ограничения по времени, финансовым, материальным и трудовым ресурсам должны иметь особое значение в процессе выполнения комплекса работ;
  • продолжительность и стоимость деятельности должны явно зависеть от организации всего комплекса работ;
  • применяемые технологии, оборудование, а также условия выполнения деятельности и ее результаты носят в определенной степени уникальный характер.

Проектная деятельность - создание автомобиля

Операционная деятельность - конвеер

Проектная деятельность требует управления проектами, а операционная деятельность требует управления бизнес-процессами или операциями.

Отличия проектной деятельности от операционной

Отличия проектной деятельности от операционной

Однако в последнее время проектный подход все чаще применяется и к процессам, ориентированным на непрерывное производство. Например, выполнение определенных заказов, имеющих договорные сроки поставки. Проекты зачастую используются как средство выполнения стратегического плана организации.

О понятии «проектный менеджмент»

В соответствии с процессной моделью управление проектами, или как еще называют проектный менеджмент (project management), определяется следующим образом:

«Управление проектом – это процесс применения особых знаний, навыков, методов, средств и технологий к проектной деятельности с целью достижения или превышения ожиданий участников проекта».

Более полное определение управления проектами можно сформулировать так: это профессиональная творческая деятельность по руководству людскими и материальными ресурсами путем применения современных методов, средств и искусства управления для успешного достижения заранее поставленных целей при определенных требованиях к срокам, бюджету и характеристикам ожидаемых результатов проектов, осуществляемых в рыночных условиях в социальных системах.

Управление проектом включает планирование, организацию, мониторинг и контроль всех аспектов проекта в ходе непрерывного процесса достижения его целей.

Управление проектами в различных отраслях имеет гораздо больше общего, чем различий. В подтверждение этого тезиса можно сослаться на реальную практику западных менеджеров, которые сегодня могут руководить проектами в области строительства атомной электростанции, а завтра – разработкой программного обеспечения. Методология управления проектами применима для проектов любого масштаба и сложности, позволяя в каждом конкретном случае выбирать адекватные ситуации методы, подходы, средства и инструменты.

Известный закон Мерфи гласит: «Любую техническую проблему можно преодолеть, имея достаточно времени и денег», а следствие Лермана уточняет: «Вам никогда не будет хватать либо времени, либо денег». Именно для преодоления сформулированной в следствии Лермана проблемы и была разработана методика управления деятельностью на основе проекта. А распространение данной методики управления на различные сферы деятельности является дополнительным доказательством ее эффективности.

Основные ограничения, накладываемые на проект

Если попросить опытного менеджера описать, как он понимает свою основную задачу в выполнении проекта, то, скорее всего, он ответит: «Обеспечить выполнение работ в срок, в рамках выделенных средств и в соответствии с техническим заданием».

Именно эти три момента: время, бюджет и объем работ, влияющие на качество и конечный результат проекта, находятся под постоянным вниманием руководителя проекта. Их также можно назвать основными ограничениями, накладываемыми на проект.

Зачем управлять проектами

Хотя разные менеджеры и руководители проектов трактуют понятия «проект» и «проектное управление» по-разному, во всех определениях четко просматриваются такие особенности проекта, как:

  • комплексность задач и работ,
  • ориентация этого комплекса на достижение определенных целей и ограничения по ресурсам.

Проект является сложным объектом, поэтому для эффективного выполнения проектов необходима система управления ими, использование которой и позволяет достичь цели и запланированных результатов.

«Пытаться управлять проектами без проектного управления – это как пытаться играть в футбол без плана игры» — Karen Tate, президент и основатель The Griffin Tate Group

Футбол

Общие рецепты управления проектами на первый взгляд просты и понятны, так как в их основе – структурированный опыт и здравый смысл. Проект надо начать с постановки и согласования цели, спланировать путь ее достижения, выполнить предусмотренные работы и успешно закончить проект, достигнув цели, как было запланировано. Но сложности возникают практически всегда – в реальной жизни редко удается сделать так, как было запланировано, или реалистично запланировать уникальную деятельность.

Причины проблем, возникающих в процессе реализации проектов

Чаще всего источниками проблем, с которыми сталкиваются менеджеры проектов, являются :

  • недостаточное качество и эффективность исполнения работ;
  • несогласованность в действиях отдельных участников проекта;
  • неэффективное управление ресурсами;
  • дублирование действий;
  • неэффективное использование специалистов узкого профиля;
  • отсутствие системы оперативной отчетности;
  • отклонение от расписания: поздние завершения и задержки с сопутствующими перерасходами средств и выплатами неустоек, предусмотренных контрактом.

Основной причиной неудач является отсутствие системного подхода к процессу управления проектами, непонимание того, что все процессы проектной деятельности взаимосвязаны, а все элементы проекта оказывают взаимное влияние друг на друга.

Применение системного подхода позволяет рассматривать проект как сложный объект, которым можно управлять с применением различных методов, принципов и механизмов проектного управления.

Системный подход при управлении проектами

Системный подход предполагает постоянный контроль за ходом выполнения проекта, выявление отклонений фактического хода выполнения работ от запланированного и принятие корректирующих действий вплоть до согласованной с заинтересованными лицами корректировки основных параметров проекта – сроков, бюджета, характеристик результатов и даже целей.

системный подход

Схема управления проектом на основе системного подхода.

При управлении проектом также нужно помнить о том, что на него оказывают влияние различные аспекты внешней среды: политические, экономические, социальные, научно-технические. Также возможно взаимное влияние нескольких проектов друг на друга в связи с общностью рынков сбыта, сырья, труда и других в рамках выполнения проектов.

окружение проекта

Взаимодействие проекта с внешней средой.

Таким образом, имеет большое значение проектной деятельности как системы управления проектами. При этом управляемыми параметрами проекта являются:

  • объемы и виды работ по проекту;
  • стоимость, издержки, расходы по проекту;
  • временные параметры, включающие продолжительность, сроки, взаимосвязи работ;
  • ресурсы, требующиеся для осуществления проекта, в том числе: человеческие, финансовые, материально-технические, информационные;
  • качество проектных решений, применяемых ресурсов и компонентов проекта.

Преимущества проектного метода управления и его недостатки

Проектно-ориентированное управление (или проектный подход)  это такой управленческий подход, при котором отдельно взятые задачи, решаемые в рамках деятельности организации, рассматриваются как отдельные проекты, к которым применяются принципы и методы управления проектами. Необходимость планирования множества проектов и рационального использования ресурсов компании обеспечивает не только выживание организации в сложных условиях, но и ее непрерывное развитие.

Проектно-ориентированное управление позволяет достичь планируемых показателей деятельности, увеличить гибкость и динамичность компании, сократить сроки реализации проекта, повысить качество получаемых результатов и обеспечить готовность компании к организационным изменениям.

К дополнительным преимуществам проектного метода управления, как средства достижения целей, можно отнести следующие:

  • четкое определение приоритетов деятельности;
  • однозначная формулировка целей;
  • формализованный учет рисков и поиск путей их недопущения;
  • оптимальное распределение ресурсов;
  • наличие актуальной информации о проекте в режиме online;
  • закрепленные регламенты взаимодействия участников проекта;
  • наличие базы данных, содержащих унифицированные шаблоны проектных документов, положения и инструкции;
  • повышение мотивации персонала.

К недостаткам проектного метода управления можно отнести следующие факторы:

  • Переход на проектный менеджмент может затянуться из-за незнания руководства основ управления проектами или из-за саботажа руководителей среднего уровня, которые могут потерять свое влияние.
  • Недостаток ресурсов. Распыление средств между разными проектами может негативно отразиться на основной операционной деятельности компании, особенно если она ограничена в финансовых возможностях.
  • Необходимость поиска квалифицированного проектного менеджера, без которого проект может буксовать. Часто приходится привлекать управленца со своей командой со стороны.

Однако, несмотря на все сложности, проектное управление во всем мире набирает обороты. Оно не стоит на месте, оперативно развивается и постоянно соответствует ситуации, сложившейся на данный момент времени.

Проектно-ориентированное управление особенно необходимо компаниям, выполняющих множество проектов, объединенных общей программой. К таким проектно-ориентированным компаниям относятся организации, работающие в области инвестиционной деятельности, строительства, научно-технических разработок, консалтинга, разработок новой продукции, инноваций и др. Успешное функционирование таких компаний напрямую связано с успешным выполнением проектов, например для ИТ-компаний, как правило, это заказное программное обеспечение, или/и разработка и внедрение информационных систем.

Проектный менеджмент и типовые роли участников проекта

Чем больше масштаб проекта, тем большее количество людей и организаций, преследующих свои интересы, участвует в его реализации. У каждого из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу. Активные участники проекта, несущие ответственность за результат определенной работы, составляют команду проекта.

Команда проекта — это группа людей, объединенных на период реализации проекта с целью достижения его целей.

В окружении проекта обычно выделяют следующих участников:

  1. Заказчик — будущий владелец и пользователь результатов проекта.
  2. Инвестор — сторона, выделяющая средства для реализации проекта.
  3. Руководитель проекта — лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами и распоряжению ресурсами.
  4. Исполнитель — организация, выполняющая работы, связанные с реализацией проекта.
  5. Подрядчик — юридическое лицо, выполняющее работы в соответствии с контрактом.
  6. Поставщик — организация, ответственная за материально-техническое обеспечение проекта.
  7. Проектировщик — организация, ответственная за разработку проектно-сметной документации.
  8. Консультант — фирма и/или специалисты-эксперты для оказания консультационных услуг.

Понятие команды проекта и роли ее участников подробнее отражены в соответствующей статье.

Руководитель проекта и требования к нему

Руководитель проекта совершенно не обязан знать специфические особенности каждого процесса, его дело использовать свой опыт и знания для подбора и наиболее эффективного распределения специалистов внутри проекта. Он также должен управлять влиянием различных заинтересованных сторон извне в соответствии с требованиями, предъявляемыми к проекту для успешного достижения конечного результата.

Руководитель проекта

К компетенциям руководителя проекта относятся:

  1. Знания о проектном менеджменте;
  2. Навыки проектного управления (т.е. опыт ведения проектов в разных сферах деятельности);
  3. Личностные качества, т.е. поведение проект-менеджера.

Основная функция руководителя проекта состоит в том, чтобы контролировать выполнение трех основных параметров проекта: качество работ, время и бюджет.

Стандарты управления проектами

Признание проектного менеджмента научной дисциплиной повлекло за собой разработку методических документов, призванных повысить эффективность управления проектами. Например международные стандарты управления проектами, такие как PMBoK (Project Management Body of Knowledge) — руководство к своду знаний по управлению проектами, разработанный PMI, ICB (International Competence Baseline) — международные требования к компетенции менеджеров проектов, разработанный IPMA и ISO 10006-97, разработанный техническим комитетом ISO/TC 176 «Управление качеством и обеспечение качества» Всемирной федерации национальных органов стандартизации.

На основе международных стандартов разрабатываются и национальные стандарты управления проектами. Например в России используется ГОСТ Р 54869–2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом».

Основные элементы системы управления проектами

Система управления проектами состоит из следующих элементов:

  • Методология проектного управления – нормативно-регламентная база, определяющая правила проектного управления и закрепляющая ответственность и полномочия участников;
  • Структурное подразделение (Проектный офис), целью которого является поддержка и развитие проектного управления;
  • Информационная система управления проектами.

ИСУ РБ

При этом управление проектами осуществляется с применением основных принципов, методов и инструментов проектного управления на протяжении всего жизненного цикла проекта и в разрезе различных процессов управления проектами, которые рассмотрены ниже.

Методологии управления проектами

Методологий управления проектами много, одни бывают в виде инструментов (типа Agile), другие в виде большой книги с набором правил и инструментов (типа PMBoK – свод знаний об управлении проектами). Выбор зависит от вида проекта и целей, которые необходимо достичь в процессе реализации проекта.

методологии-1

Ниже перечислены основные методологии, используемые в проектной деятельности:

методологии-2

Все методы управления проектами имеют свои достоинства и недостатки. Применение методологии управления проектом сильно зависит от целей, типа и контекста проекта.

Ключевые принципы и функции проектного управления

Принципы проектного управления сильно отличаются от функционального:

  • Деятельность направлена на инновации и создание уникального продукта;
  • Нацеленность на достижение конкретного результата, а не выполнение процесса;
  • Работа в условиях неопределенности, постоянные изменения;
  • Круг задач может меняться в зависимости от различных факторов воздействия и стадии жизненного цикла проекта;
  • Нет четкого распределения полномочий участников проекта;
  • Наличие конфликтных ситуаций как следствие распределения ресурсов внутри проекта и между проектами.
Читайте также:  Проект строительства ЖК олимпийский

Результат работы проектной команды определяется достижением конечной цели. Таким образом, управление направлено на то, чтобы в условиях неопределенности достигнуть требуемого результата за определенное время с ограниченными ресурсами.

Для этого руководителю проекта необходимо грамотно собрать проектную команду и организовать работу. При этом нужно использовать технологии и управленческие решения, которые распространяются на все функции управления проектами:

  • целеполагание (поставка цели и промежуточных результатов);
  • планирование (работ, сроков, бюджета, контрактов, материальных и трудовых ресурсов);
  • организация (работ по плану, офиса и трудовых ресурсов, информационного обмена);
  • мотивация (разработка и внедрение системы стимулирования всех участников работ);
  • контроль ( стоимости и сроков выполнения, качества работ и результатов, мероприятий по уменьшению рисков, выполнения договоров);
  • анализ и регулирование (корректировка планов, целей, ресурсов).

Процессы управления проектом

Управление проектом требует результативного управления всеми его процессами.

Процесс — это набор взаимосвязанных действий и операций для создания заранее определенного продукта, услуги или результата.

Процессы управления проектами связаны с областями знаний проектного менеджмента, к которым относятся:

Чтобы достичь цели проекта с учетом установленных ограничений, руководство должно обладать знаниями в вышеперечисленных областях.

Инструменты проектного менеджмента

Инструменты управления проектами значительно облегчают работу руководителя проекта и проектной команды в целом.

Они позволяют распределять ресурсы, планировать мероприятия и нивелировать риски. Данные инструменты тесно перекликаются с методами, используемыми в проектном управлении:

  • Метод календарно-сетевого планирования и метод критического пути предполагают использование диаграммы Ганта. Для этого специально созданы программные продукты, такие как Microsoft Project или его аналоги. Redmine , Wrike , Taiga , GanttProject — платные аналоги. SCIM, OpenProj , ProjectLibre, GanttProject , Trello, ABC Roster, FreeMind — бесплатные.
  • Управление рисками использует иерархическую структуру рисков и матрицу вероятности и воздействия.
  • Метод критической цепи с акцентом на управление ресурсами использует матрицу ответственности и систему бюджетирования.
  • Также используются такие инструменты, как система управления изменениями, система управления конфигурацией.
  • Для совместной работы и повышения эффективности проектной команды созданы специальные приложения и программные продукты (Битрикс 24, Jira, Asana, ActiveCollab, Slack, Wrike, Evernote, Trello, Basecamp).

Данные инструменты проектного менеджмента используются во всех процессах управления проектами и на всех этапах жизненного цикла проекта.

Фазы жизненного цикла проекта

Понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для руководителя проекта. Именно текущая фаза определяет задачи членов команды проекта, используемые методики и инструментальные средства.

Жизненный цикл проекта – это промежуток времени между появлением обоснованной концепции проекта и административным завершением проекта.

Любой проект проходит через определенные фазы в своем развитии. Фазы жизненного цикла могут различаться в зависимости от сферы деятельности и системы организации работ.Наиболее традиционным является разбиение проекта на четыре крупные фазы:

  1. Инициация проекта.
  2. Планирование проекта.
  3. Исполнение проекта.
  4. Завершение проекта.

Как внедрить проектное управление на предприятии

Внедрение проектного управления – это тоже организационный проект, который включает следующие группы процессов:

  • Построение организационной структуры для управления проектами;
  • Подготовка и обучение персонала основам проектного управления;
  • Разработка алгоритма действий и внедрение корпоративной системы управления проектами.

Внедрение корпоративной системы управления проектами на предприятии всегда сопровождается следующими этапами:

  1. Выделение процессов, требующих проектного управления (проектов);
  2. Формирование реестра проектов и расстановка приоритетов;
  3. Создание проектного офиса, распределение ролей и назначение ответственных за внедрение проектного управления;
  4. Определение методологии управления проектами на предприятии;
  5. Определение бюджета на внедрение системы управления проектами и источников финансирования;
  6. Анализ предложений на рынке ПО и выбор информационной системы управления проектами;
  7. Внедрение корпоративной системы управления проектами.

Внедрение новых современных технологий и стандартов позволяет быстро и эффективно перейти на проектное управление. Однако, руководство компании может столкнуться с трудностями, к которым нужно быть заранее готовым:

  • сопротивление сотрудников вводимым изменениям;
  • недостаток мотивации персонала;
  • непредвиденные расходы и превышение бюджета на внедрение системы управления проектами;
  • перегруженность проектными задачами, появившимися в довесок основным функциональным обязанностям.

Чтобы обеспечить правильный старт и обезопаситься от негативных последствий внедрения проектного управления необходимо:

  • взять за основу современные методы и инструменты управления проектами, используя мировой опыт,
  • привлечь экспертов в области проектного управления;
  • обязательно документировать каждый этап внедрения;
  • заложить резерв времени на внедрение новой системы и дополнительные источники финансирования;
  • сформировать систему ключевых показателей, иначе границы проекта размываются и понимаются неоднозначно всеми участниками процесса.

Главная задача при внедрении проектного управления в организации – это заручиться поддержкой со стороны высшего руководства. Также необходимо укрепить веру сотрудников в эффективное использование проектного менеджмента. Для это нужно сделать процессы внедрения системы управления проектами простыми и понятными для всех сотрудников.

Всякий гениальный план прост, ведь чем меньше сложностей, тем меньше вероятность случайного прокола. Гарри Гаррисон

Источник: pmskills.ru

Проектирование промышленных зданий: особенности, этапы

Перед строительством крупных сооружений, порой подразумевающих площади свыше нескольких гектаров, обязательно проводить проектирование промышленных зданий. Этот процесс должен отвечать современным законодательным требованиям и стандартам, а также вестись в условиях строгой технической обеспеченности.

Из каких разделов состоит проект? На какие нормы ориентироваться, и какие документы собирать? Как рассчитать эффективность планируемого строительства, и во сколько это все обойдется? Ответы на все эти вопросы вы найдете ниже!

Основы проектирования промышленных зданий и сооружений

проектирование зданий

Под проектированием объектов промышленности понимается комплекс решений по возведению промышленных зданий и сооружений. Проектная работа осуществляется строго в соответствии с различными нормами и правилами. Несоблюдение данных требований или допущение в них ошибок несут угрозу безопасности людей и могут причинить вред окружающей среде.

Производственные объекты капитального строительства отличаются от общественных (за исключением объектов узкого назначения) более разветвленной инфраструктурой. Промышленные здания могут вмещать в себя помещения производства, складского хранения, административно-бытовые зоны. Сложность проектирования объектов такого типа подразумевает разделение процесса на этапы.

Строительство объектов промышленности — весьма длительное и дорогостоящее мероприятие. Поэтому здесь особенно важно решать задачи экономического характера. Принятие решения о строительстве основывается прежде всего на спросе на тот продукт, который планируется выпускать. Причем возведение промышленного объекта должно быть экономически целесообразным.

Для определения спроса анализируется текущая рыночная ситуация по определенным формулам. В частности, подсчитывается приблизительный доход и окупаемость будущего предприятия. Данный расчет проводится в рамках технико-экономического обоснования (ТЭО).

Данным документом подтверждается экономичность проектирования предприятия и его эксплуатации. Помимо указанных экономических показателей, в ТЭО определяется производственная мощность объекта, устанавливается потребность в материалах и сырье, уточняется расположение проектируемого объекта, определяются вопросы логистики и транспорта.

Также в технико-экономическом обосновании рассчитываются себестоимость продукции, производственные расходы, требуемые капиталовложения. Определяется экономическая эффективность этих инвестиций. Документ не только облегчает решение кратковременных вопросов, касающихся строительства предприятия и его материального обеспечения. По ТЭО можно также планировать стратегию дальнейшего развития данного объекта.

Виды промышленных зданий

проектирование зданий

Проектирование зданий промышленного назначения начинается с выбора типа постройки в зависимости от нужд производства. Существует 16 основных отраслей производства, по каждой из которых разработаны определенные нормы строительства: электроэнергетика, машиностроение, металлургия, текстильная промышленность и т. д.

По сфере деятельности выделяют следующие виды промышленных объектов:

1. Производственные здания и сооружения

Включают в себя множество цехов: первичной переработки сырья, термообработки, непосредственного производства продукции, покрасочных работ, упаковки, других технологических операций. К данным сооружениям предъявляются повышенные требования безопасности. Обязательно должны внедряться системы пожаротушения и оповещения. В цехах промышленных объектов необходимо обеспечивать достаточное освещение природного, искусственного и комбинированного типа. Уровень освещенности определяется видом производства и регламентируется соответствующими СНиПами.

2. Объекты энергетики

Сюда относят всевозможные ТЭЦ, котельные, электрические развязки, трансформаторные подстанции. При проектировании объектов этого типа главная задача состоит в обеспечении максимальной изоляции оборудования с доступом для специалистов ко всем органам управления. Организация помещений для энергоснабжения внутри зданий и сооружений других типов требует предварительного согласования с проверяющими ведомствами.

3. Складские, логистические и хозяйственные объекты

Предназначены для решения двух крупных задач:

— обслуживание и стоянка транспорта и технологического оборудования;
— хранение сырья и готовой продукции на всех этапах производства.

В данных постройках могут храниться в том числе опасные и воспламеняющиеся материалы, поэтому к таким объектам предъявляются особые требования безопасности. Крупные строения амбарного типа должны иметь повышенную несущую способность, если в таких строениях планируется складировать тяжелые предметы.

4. Вспомогательные объекты

Используются для бытового обслуживания (столовые, душевые комнаты, раздевалки, бытовки и т. п.), а также для размещения офисов с компьютерной техникой. Данные объекты могут располагаться внутри промышленных предприятий либо являться отдельными комплексами. Это зависит от конкретного проекта. Обустройство вспомогательной зоны внутри большого промышленного комплекса требует предварительного подведения инженерных сетей. На производстве зачастую используется более высокое электрическое напряжение, поэтому для офисных целей могут потребоваться понижающие трансформаторы.

Требования и нормы проектирования промышленных зданий

проектирование зданий

Проектирование промышленных зданий — это работа специалистов нескольких направлений. Все исполнители должны руководствоваться действующей нормативной базой, состоящей из:

— строительных норм и правил (СНиПов);
— технических правил (ТП);
— санитарных норм (СН);
— ГОСТов.

Среди всех разделов проекта один обязательно должен быть посвящен экологическим вопросам, в том числе минимизации загрязнения окружающей среды вредными выбросами.

Требования, предъявляемые к строящимся промышленным объектам, определяются спецификой деятельности и принадлежностью к одной из трех групп промышленности: добывающей, обрабатывающей, энергетической. Каждая отрасль включает в себя промышленные предприятия и обслуживающие организации, общей целью которых является выпуск однотипной продукции по схожей технологии с использованием одного и того же типа сырья.

проектирование зданий

Перечислим основные отрасли:

Машиностроение.
Оборонная промышленность.
Двигателестроение.
Авиационная промышленность.
Судостроение.
Автомобилестроение.
Железнодорожное машиностроение.
Космическая промышленность.
Сельскохозяйственное машиностроение.
Электронная промышленность и микроэлектроника.
Пищевая промышленность.
Легкая промышленность.
Нефтеперерабатывающая промышленность.
Добыча природных ресурсов.
Металлургия.
Энергетика.

проектирование зданий

Проектирование промышленных зданий предприятий осуществляется с учетом конкретных отраслей и специфики технологии производства. По функциональному назначению выделяют:

Производственные объекты.
Энергетические объекты.
Складские и транспортные сооружения.
Вспомогательные постройки.

В процессе проектных работ формируются объемно-планировочные и конструктивные решения, опирающиеся на требования ГОСТ 28984-2011. Производственные здания проектируются таким образом, чтобы сотрудники предприятий, не занятые непосредственно на производстве, были максимально защищены от его вредного воздействия.

При проектировании многоэтажных промышленных зданий необходимо учитывать ограничение по высоте в 6 этажей. Помещения внутри комплекса располагаются с учетом запланированного технологического потока так, чтобы любые возвратные движения готовой или промежуточной продукции были исключены, если это изначально не заложено технологией производства. В рабочих зонах производственных помещений необходимо обеспечивать концентрацию вредных веществ не выше ПДК.

Кроме того, требуется соблюдать гигиенические требования СанПин. В проектируемом промышленном объекте необходимо обеспечить нормальную работу оборудования для реализации технологического процесса. Иными словами, здание должно отвечать эксплуатационным требованиям. Среди прочего отдельное внимание уделяется ограждающим конструкциям: определяются их тип и используемые материалы. Также проектировщики должны определиться с внутрицеховым транспортом, рассчитать его проектную грузоподъемность.

В технических требованиях указываются требуемые параметры прочности, устойчивости и долговечности объекта. В соответствии с этими требованиями решается, возможно ли возводить здание индустриальными методами. Наконец, определяется архитектурный облик будущего промышленного объекта.

Необходимые документы при проектировании промышленных зданий

проектирование зданий

Проектирование осуществляется по исходным данным, в числе которых следующие материалы:

правоустанавливающая документация на земельный участок;
сведения о существующих и сносимых объектах на участке;
кадастровые планы земельных участков в границах проектирования;
техническое задание на проектирование;
копия распорядительного документа на проектные работы;
градостроительный план земельного участка (проекты планировки и межевания, если объект линейный);
технические условия на инженерное оборудование территории, подключение к внешним коммуникациям с указанием точек подключения;
материалы геодезических, геологических, экологических и метеорологических изысканий;
задание на проектирование мероприятий ГО и ЧС.

Техзадание, документация на землю и план участка обычно предоставляются заказчиком. Остальные материалы выдаются различными ведомствами.

Структура проекта промышленного здания

проектирование зданий

Предпроектная стадия

На данном этапе собираются необходимые материалы для непосредственного проектирования, принимаются объемно-планировочные решения, выбирается место расположения здания, проводятся инженерные изыскания. В рамках последних особенно важно получить данные о состоянии почвы и грунта, а также подземных слоев под территорией строительства. На основе этих сведений будет обеспечиваться прочность и устойчивость здания. Также изучаются природно-климатические условия местности, определяется расположение наземных и подземных водных источников.

Архитектурное проектирование промышленного здания

Внешний вид объекта разрабатывается в зависимости от его функционального назначения и планируемых технологических процессов. В отличие от разработки архитектурного решения бытовых, офисных и общественных зданий, где главную роль играет дизайн и художественная ценность, здесь проектировщики исходят строго из норм и правил. От типа промышленного объекта зависит, какие материалы будут использоваться в строительстве, каких размеров будет само сооружение в целом и отдельные помещения в частности. Также действующие нормативы регламентируют тип несущих конструкций, перекрытий и покрытий, схемы освещения.

Конструктивное проектирование промышленного здания

Помимо расположения объекта, его внешнего облика, важную роль играет прочность и надежность сооружения. В рамках раздела, посвященного конструктивным решениям, определяются материалы и методы строительства. Данная работа также опирается на требования строительных правил и норм.

Промышленные здания проектируются по различным конструктивным схемам. Обычно выбирается каркасный метод возведения, при котором показатели прочности, жесткости и устойчивости обеспечиваются каркасом из ригелей в продольном или поперечном направлении либо безригельной рамной конструкцией. Выбирают конкретный вариант исходя из проектных нагрузок, а также в зависимости от функциональных, экономических и эстетических требований.

Инженерные решения

В рамках инженерного раздела проекта ведется разработка инженерных сетей различного назначения: системы вентиляции и кондиционирования, отопления, пожаротушения; канализация и водопровод; электросети, в том числе слаботочные (охранная и пожарная сигнализация); локальные компьютерные сети; системы видеонаблюдения и т. д. Одной из важнейших и самых сложных коммуникаций на промышленном объекте является сеть электроснабжения.

Обоснованность проектирования и строительства промышленного здания на примере

проектирование зданий

В технико-экономическом обосновании при проектировании гражданских промышленных зданий и объектов обороны содержатся сведения о предполагаемых объемах производства и реализации продукции, производственных затратах, рентабельности и прибыльности. В нынешних рыночных условиях в ТЭО также необходимо включать данные о рынках сбыта, спросе на продукт, результатах маркетинговых мероприятий.

Расчет показателей эффективности инвестиций в строительство разберем на примере.

Имеется земельный участок. Необходимо определить, насколько эффективным будет его использование.

Стоимость данной земли составляет 10 млн рублей. При условном годовом коэффициенте капитализации данного рынка, равном 12 %, прибыль с этого участка составит 10 х 0,12 = 1,2 млн рублей в год без какого-либо производства на участке.

Если же возвести на этой земле промышленный объект, его рыночный коэффициент капитализации составит 13 % в год. Допустим, решено организовать производство определенной продукции. В первую очередь нужно определить чистую годовую прибыль предприятия, равную итоговому доходу за вычетом всех расходов (налоги, заработная плата, арендная плата, расходы на приобретение оборудования, прочие затраты). Спрос на выбранную для производства продукцию достаточно высок.

Рассчитаем общую эффективность строительства. Годовая прибыль с земельного участка, как мы выяснили, равна 1,2 млн рублей. На строительные работы нужно затратить 400 млн рублей. Значит, минимальная прибыль должна составлять: 400 х 0,13 = 52 млн рублей в год. Общая минимальная годовая прибыль: 1,2 + 52 = 53,2 млн рублей.

Итак, использование затратного метода расчета позволяет проанализировать, насколько эффективными будут вложения в данный проект.

На этапе предпроектных работ проектировщики пытаются минимизировать себестоимость затрат, выбирая для строительства дешевые земельные участки рядом с транспортными путями, по которым будет доставляться сырье и отгружаться готовая продукция. Предпринимаются и другие меры удешевления проекта.

проектирование зданий

В статье мы разобрали основные особенности проектирования промышленных зданий, в том числе целых предприятий в комплексе. Пункты типового проекта рассмотрены лишь вкратце, и помимо технологии производства в проектной документации должны присутствовать разделы, посвященные организации строительно-монтажных работ, охране труда и окружающей среды, пожарной безопасности. Это достаточно трудоемкая работа, выполняемая большим коллективом специалистов.

Источник: www.proektant.ru

Рейтинг
Загрузка ...