Диспетчерское управление в строительстве это

централизация (концентрация) оперативного контроля и координация управления производственными процессами с целью обеспечения согласованной работы отдельных звеньев предприятия или группы предприятий для достижения наивысших технико-экономических показателей, выполнения графиков работ и производственной программы. Д. направлена на обеспечение равномерности загрузки всех звеньев предприятия, непрерывности, ритмичности и экономичности выполнения всех процессов основного производственного цикла, бесперебойной работы вспомогательных и обслуживающих участков.

Вследствие изменения состава производимой продукции, корректив, вносимых в методы и технологию её изготовления, разного уровня выполнения программы различными рабочими и производственными участками, а также в связи с перебоями из-за ремонта оборудования, нарушения графика поставки материалов и т.п. нарушаются предварительно установленные пропорции и ритм. В задачу Д. входит регулирование процесса производства с целью восстановления действующих или установления новых пропорций и ритма работы предприятия. Д. охватывает контроль и управление технологическими процессами, контроль и оперативное распределение материальных и энергетических ресурсов, транспортных средств, учёт работы машин и механизмов, повышает безопасность и точность движения транспорта. Способствуя предотвращению простоев оборудования и потерь рабочего времени и выполнению заказов в срок, Д. оказывает положительное влияние на экономику производства.

Оперативное ведение и управление

Простейшая форма диспетчерской службы возникла в период промышленной революции 18—19 вв. в связи с переходом от кустарного и полукустарного к фабрично-заводскому производству. Первоначально основной функцией диспетчерской службы было распределение рабочей силы, сырья и материалов и учёт готовой продукции.

С развитием крупносерийного и поточно-массового производств, с возникновением производственных связей между смежными предприятиями, созданием крупных промышленных и энергетических объединений, а также быстрым совершенствованием транспорта Д. стала необходимой для оперативного руководства сложным комплексом технологических процессов, взаимодействия отдельных звеньев транспортных систем. Примитивная диспетчерская служба уступила место современной Д., основанной на совершенных методах управления и контроля с применением новейших средств связи, автоматики, промышленного телевидения, телемеханики и вычислительной техники. Д. стала одним из важнейших средств управления в промышленности, энергетике, на транспорте, в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и др. (см. Автоматизация производства).

Структура Д. зависит от характера и масштаба объекта управления. Простейшая в современном понимании Д. осуществляется главным образом с помощью диспетчерской двусторонней телефонной связи с объектами. Небольшие предприятия, строительные площадки располагают обычно одним диспетчерским пунктом (См. Диспетчерский пункт). На крупных объектах с разветвлённой или многоступенчатой структурой (например, энергосистема) действуют несколько местных диспетчерских пунктов и один центральный, координирующий их деятельность.

Фильм о Системном операторе ЕЭС

Д. в энергетике осуществляет оперативное управление электростанциями, подстанциями, линиями электропередачи и отдельными крупными установками потребителей. Диспетчерская служба призвана обеспечить бесперебойность и надёжность работы энергосистемы, распределение электроэнергии в соответствии с графиком нагрузки, поддержание установленных для энергосистемы параметров (напряжение, частота в электросети, температура и давление пара и температура воды в тепловых сетях), максимальную экономичность работы энергосистемы в результате оптимального использования различных источников энергии: тепловых, гидроэлектрических, атомных и др. электростанций, теплоэлектроцентралей, центральных котельных и т.д.

Диспетчер энергосистемы контролирует и координирует совместную работу нескольких электростанций и электрических сетей в рамках одной энергосистемы. В зависимости от масштаба системы управление ею может быть сосредоточено на одном диспетчерском пункте либо на нескольких, деятельность которых координируется с центрального диспетчерского пункта (см.

Единая электроэнергетическая система). Любые изменения режима и состояния элементов энергосистемы (включение и отключение линий электропередачи, остановка и пуск агрегатов на электростанциях, покрытие пиковых нагрузок, доставка топлива, проведение профилактических работ и т.п.) возможны только с ведома и по указанию соответствующего диспетчера.

Информация о состоянии объектов поступает к диспетчеру от дежурных операторов, инженеров, техников-смотрителей, контролёров либо собирается, регистрируется и обрабатывается автоматизированными системами сбора и обработки данных (см. Автодиспетчер). Полученная информация отображается различными средствами индикации и сигнализации на пульте диспетчера, на экранах контрольных телевизионных установок и специализированных устройств отображения. Диспетчерские пункты крупных энергосистем, как правило, оснащаются электронными управляющими машинами.

Промышленные предприятия (группы предприятий) с непрерывным производственным процессом, ход которого может быть описан математически, используют логические устройства или управляющие вычислительные машины для автоматической обработки поступающей информации. Несколько иные задачи Д. предприятий с дискретным производственным процессом, главным образом потому что даже изделие средней сложности содержит десятки, а иногда и тысячи деталей с различной технологией изготовления. Математическое описание таких процессов с целью автоматизации всего производственного цикла очень сложно. В этом случае в задачу диспетчерской службы входит не только контроль работы конвейеров и поточных линий (выпуск конечного продукта), но и обязательно координация деятельности всех участков, цехов, отделов, лабораторий, складов, вплоть до вспомогательных служб, обеспечивающих ритмичную, высокопроизводительную работу главного конвейера.

При производстве особо сложной продукции, представляющей собой крупные агрегаты и промышленные комплексы, в изготовлении которых участвуют несколько самостоятельных предприятий (смежных, кооперированных), часто разных отраслей промышленности при участии научно-исследовательских и проектных организаций, возникла новая форма Д. — межзаводская. Такая диспетчерская служба широко использует, наряду с обычной документацией и техникой, метод сетевого планирования и управления. Одно из направлений развития Д. предусматривает сочетание регулирования процессов с выбором оптимального распределения операций по станкам, агрегатам, линиям, что позволяет снизить время переналадки оборудования и повысить производительность труда. Любой перебой в производстве фиксируется средствами Д., и ответственность за потери, связанные с нарушением производственного процесса, возлагается на звенья, по вине которых возник этот перебой. Дальнейшее совершенствование Д. позволит освободить руководителей производства (мастеров, начальников цехов) от трудоёмкой работы по обеспечению производства сырьём, материалами и полуфабрикатами, регулированию хода изготовления продукции и т.п. и сосредоточить их внимание на работе с коллективом трудящихся, решении технических, организационных и экономических задач.

Структура и организация диспетчерской службы на автомобильном, воздушном, водном и ж.-д. транспорте вследствие специфики отдельных видов транспорта и различий в их технической оснащённости значительно отличаются от диспетчерской службы на промышленном предприятии; имеет общую для всех видов транспорта цель: обеспечить надёжность и бесперебойность перевозок пассажиров и грузов. Особенность Д. на транспорте — непрерывное изменение обстановки на линиях, на начальных и конечных пунктах, значительная изменяемость графиков движения и загруженности транспортных средств в течение суток, месяца, года, что связано с сезонностью в работе отдельных отраслей промышленности, продолжительностью рабочего дня, периодом отпусков, дачным сезоном, загородными поездками в выходной день, состоянием погоды на трассе и т.д. Основные задачи Д. на транспорте: непрерывный контроль состояния подвижного состава, его технической готовности, состояния графиков погрузочно-разгрузочных работ и соблюдения расписания движения; обеспечение пассажиров билетами и необходимой путевой информацией. На крупных ж.-д. узлах, в аэропортах, речных и морских портах Д. предусматривает создание нескольких диспетчерских пунктов, работа которых координируется главным диспетчером с центрального пункта, оснащённого современными средствами радио- и телефонной связи, автоматики, телемеханики и вычислительной техники. Отдельные диспетчерские пункты, как правило, организуют в районе погрузочно-разгрузочных работ, при билетных кассах, в депо, гаражах, на стоянках автобусов, при вспомогательных службах на пунктах связи и т.п.

Д. в строительстве осуществляется при помощи современных средств связи, автоматического учёта и контроля. В задачи строительной диспетчерской службы входят: контроль выполнения оперативных планов строительства и своевременного обеспечения строительства рабочими, материалами, конструкциями, строительными машинами, транспортом; согласование работы строительных участков и устранение простоев рабочих и машин и др. неполадок.

Диспетчерская система управления строительством охватывает все элементы строительного производства и его обслуживания. Общая схема диспетчерской службы в строительном тресте включает главного диспетчера в центральном аппарате треста, участкового диспетчера в строительно-монтажных управлениях и на участках, цеховых диспетчеров на производственных предприятиях, транспортных и др. диспетчеров в обслуживающих хозяйствах. Каждый диспетчер действует в пределах своего участка, общее оперативное руководство и контроль в объёме всего треста осуществляются главным диспетчером. Диспетчерские пункты оборудованы современными средствами связи, контроля, сбора и регистрации информации. Здесь же сосредоточиваются все оперативно-учётные данные и имеется ряд оперативных графиков и таблиц, по которым диспетчер может судить о состоянии производства на любой момент, комплексно охватывая весь ход работ по отдельным строительным участкам, управлениям и по тресту в целом.

Д. в сельском хозяйстве осуществляется диспетчерской службой совхоза или колхоза и охватывает все производственные участки хозяйства, включая оперативное планирование, сбор и обработку производственной информации, решение конкретных задач по материально-техническому обеспечению, устранение причин, нарушающих режим работы на полевых станах, фермах, в звеньях и отделениях. В отдельных крупных хозяйствах (отделениях, фермах, гаражах и т.д.) в период напряжённых полевых работ могут создаваться диспетчерские посты. Диспетчерский пункт обычно располагается в центральной конторе. Д. в сельском хозяйстве может охватывать целые районы и даже области для централизованного контроля и управления с.-х. производством.

Лит.: Малов В. С., Мешков В. К., Диспетчерские пункты энергетических систем, М. — Л., 1955; Эйхенвальд А. В., Сочинский A. Р., Оперативно-производственное планирование и диспетчирование на машиностроительном заводе, М., 1957; Буданцев Ю., Электронные помощники диспетчера, М., 1963; Бабенко А. С., Диспетчерская служба в сельском хозяйстве, М., 1967; Железные дороги, под ред. М. М. Филиппова, М., 1968; Технология и организация строительного производства, под ред. И. Г. Галкина, М., 1969; Вальденберг Ю. С., Белостоцкий А. А., Абизов Р. М., Вычислительная техника на промышленном транспорте, М., 1970.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Источник: dic.academic.ru

Диспетчеризация в строительстве — реферат

Формы оперативного управления строительным производством. В строительстве существует две основные формы оперативного управления: управление по месячным планам-графикам и диспетчерское управление по недельно-суточным графикам.

В большинстве организаций оперативная работа ведется по месячным планам без детализации заданий в недельных и суточных графиках. Контроль выполнения плана производится по декадным отчетам управлений, участков и других подразделений треста. В таком же масштабе времени планируются поступление ресурсов и работа транспорта.

В этом случае оперативный контроль за ходом производства осуществляется лично руководителями строительных организаций выборочно или по сигналам с мест. В аппарате треста (в производственном отделе) и строительном управлении отдельным работникам ПТО поручают кураторство — наблюдение за отдельными участками производства.

Куратор должен вести наблюдение за отдельными участками производства. Куратор должен знать плановое задание подшефного подразделения и ход его выполнения. Свои обязанности он осуществляет, используя информацию с мест, а также путем личного посещения строительства. Обнаружив или получив сигнал об отклонении в ходе работ, куратор обязан принять меры.

Такая система оперативного управления является начальным этапом диспетчеризации, ограниченным выполнением функций выборочного контроля и учета. Большинство возникающих вопросов в этом случае не находят оперативного разрешения. Другим существенным недостатком такой системы является отвлечение внимания руководителей всех рангов, включая высшее звено, на решение многочисленных, большей частью мелких и несложных текущих задач в ущерб выполнению своих основных функций.

Индустриализация, углубление специализации и рост темпов строительства требуют четкого и быстродействующего механизма оперативного регулирования хода производства. Этим положением определяются необходимость и значение диспетчерского управления.

Читайте также:  Кислород для чего используется в строительстве

Диспетчеризация — особая форма управления, предусматривающая обособление в отдельную централизованную службу функций оперативного руководства строительным производством и соответствующую этой форме совокупность методов и технических средств управления.

Для того, чтобы диспетчерская служба могла выполнить свои обязанности, она должна строиться при соблюдении ряда условий, которые могут быть сформулированы как требования полномочности, компетентности и оснащенности.

Полномочность диспетчера на стройке должна выражаться в предоставлении ему полноты власти, необходимой для решения всех вопросов оперативного управления без вмешательства руководителя организации. Одним из основных средств повышения авторитета главного диспетчера является назначение его заместителем главного инженера треста (управления) по оперативному управлению. Делегирование (передача) полномочий руководителя диспетчеру составляет основную черту диспетчерского руководства.

К диспетчерскому персоналу, особенно к главному диспетчеру, предъявляются высокие требования в смысле профессиональных и личных качеств. Первое необходимое условие — это безусловная компетентность. Главным диспетчером должен быть опытный руководитель производственник, до этого выполнявший работы на уровне руководителя тех подразделений, контролировать и регулировать деятельность которых он призван. Диспетчер должен обладать организаторскими способностями, хорошей памятью и быстрой реакцией. Волевые качества — целеустремленность, настойчивость, решительность — должны сочетаться с безусловной корректностью поведения при выполнении своих обязанностей.

Решающим фактором в диспетчеризации является оснащенность ее современными средствами коммуникаций и компьютерной техники. Применение стационарной и мобильной связи, а также электронной почты позволяет значительно повысить основное качество диспетчерской службы — оперативность.

Функции диспетчерской службы вытекают из основного содержания оперативно-диспетчерского управления строительством и могут быть представлены по этапам управленческого цикла в следующем виде:

сбор, передача, обработка и анализ оперативной информации о ходе выполнения СМР, поступающей от организаций и подразделений, а также о допущенных отклонениях от графиков работ;

участие в рассмотрении недельно-суточных графиков СМР, поставок материалов, работы механизмов и транспорта;

контроль за выполнением недельно-суточных графиков всеми подрядными организациями, промышленными и транспортными предприятиями треста, внешними поставщиками и другими участниками производства, обеспечение постоянного взаимодействия общестроительных специализированных и других организаций и подразделений, участвующих в строительстве;

оперативное регулирование хода производства, координации работ, решение текущих вопросов, передача исполнителям оперативных распоряжений руководства;

проведение ежедневных диспетчерских совещаний;

подготовка рапорта руководству о выполнении сменно — и не-дельно-суточных графиков.

Кроме того, диспетчерская служба подготавливает и участвует в оперативных совещаниях, проводимых руководством, контролирует диспетчерские службы подведомственных организаций, координирует действия производственных подразделений в аварийных ситуациях и т. д.

В состав системы диспетчеризации входят: сеть диспетчерских пунктов; диспетчерский персонал; оперативно-диспетчерская информация и документация; комплекс технических средств связи и других устройств, обеспечивающих сбор, хранение, передачу, обработку и отображение оперативно-диспетчерской информации.

Оперативно-диспетчерское управление осуществляется диспетчерским персоналом из специально оборудованных пунктов: главного диспетчерского пункта (ГДП) — в тресте (или в другой аналогичной по мощности структуре), диспетчерского пункта — в строительном управлении и управлении производственно-технологической комплектации, передвижного диспетчерского пункта (ПДП) — на строительных участках.

В районах строительства крупных промышленных комплексов и при застройке жилых массивов может создаваться объединенная диспетчерская служба.

Состав и количество диспетчерского персонала определяются штатным расписанием за счет установленной численности административно-управленческого аппарата. Диспетчерский персонал организации состоит из главного (старшего) диспетчера, сменных диспетчеров и дежурных операторов.

Эффективность применения диспетчеризации в строительстве

Эффективность диспетчерского управления в строительстве подтверждается сравнительным анализом работы объектов, где оперативное управление происходит по месячным планам без недельно-суточных графиков и диспетчеризации, со стройками, где диспетчеризация и планирование осуществляются по недельно-суточным графикам. При диспетчерском управлении улучшается оперативное руководство производством: линейный аппарат освобождается от вопросов обеспечения; сокращается время на орг.мероприятия, устраняются непроизводительные потери рабочего времени машин, транспорта и рабочих; сокращаются непроизводительные потери времени производственным персоналом на получение необходимых указаний и распоряжений от руководства; обеспечивается ритмичность и непрерывность суточного планирования.

Наблюдения и хронометраж работы производственного персонала показали явные преимущества диспетчеризации, что отражено в табл.1

Источник: studentbank.ru

Руководство по диспетчеризации в ремонтно-строительных организациях

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку «Купить» и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Оглавление

1. Общие положения

2. Организация оперативно-диспетчерского управления

Диспетчерская информация и документация

Организация работы диспетчерского персонала

3. Организация диспетчерской связи

Оборудование диспетчерских пунктов

Приложение 1. Схема организации оперативно-диспетчерского управления в ремонтно-строительном тресте (примерная)

Приложение 2. Состав диспетчерского персонала треста и его подразделений (примерный)

Приложение 3. Недельно (декадно) — суточный график производства работ (примерный)

Приложение 4. Недельно (декадно) — суточный график автотранспортных грузоперевозок

Приложение 5. Недельно (декадно) — суточный график (примерный) работы строительных машин

Приложение 6. Недельно (декадно) — суточный график-заявка обеспечения производства материально-техническими ресурсами (примерный)

Приложение 7. Выписка из месячного плана-графика технического обслуживания и ремонта строительных машин

Приложение 8. Наряд на поставку строительных машин

Приложение 9. Наряд-заказ на выполнение работ

Приложение 10. Ведомость наличия и технического состояния автотранспорта

Приложение 11. Товарно-транспортная накладная

Приложение 12. Сведения о выходе автомашин на линию и выполнении заявок автотранспортом

Приложение 13. Журнал диспетчера треста

Приложение 14. Журнал состояния диспетчерской связи

Приложение 15. Рекомендации по выбору каналов связи и вспомогательного оборудования

Приложение 16. Организация работы с автоматом ЭПРА

Приложение 17. Общие требования к помещениям диспетчерских пунктов

Приложение 18. План размещения оборудования передвижного диспетчерского пункта (примерный)

Дата введения Добавлен в базу Актуализация
01.01.2021
01.10.2014
01.01.2021

Этот документ находится в:

  • Раздел Строительство
  • Раздел Справочные документы
  • Раздел Директивные письма, положения, рекомендации и др.
  • Раздел Экология
  • Раздел 91 СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И СТРОИТЕЛЬСТВО
  • Раздел 91.200 Технология строительства
  • Раздел 91.200.01 Технология строительства в целом

Организации:

30.12.1970
Утвержден Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР
Разработан ЛНИИ АКХ им. К.Д. Памфилова Минжилкомхоза РСФСР
Издан Стройиздат 1974 г.

Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:

Руководство по диспетчеризации в ремонтно-строительных организациях

МИНИСТЕРСТВО жилищно-коммунального ХОЗЯЙСТВА РСФСР

ленинградский научно-исследовательскип институт

ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ АКАДЕМИИ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ИМ. К. Д. ПАМФИЛОВА

ОРГАНИЗАЦИОННО-НАЛАДОЧНЫИ ТРЕСТ «ОРГРЕМЖИЛСТРОИ»

РУКОВОДСТВО ПО ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИИ В РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Утверждено Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 30 декабря 1970 г.

МОСКВА СТРОЙИЗДАТ 1974

а) количество показателей оперативной информации должно быть ограниченным, но обеспечивающим возможность своевременного регулирования процессов производства;

б) оперативная информация, проходящая от объектов через сеть диспетчерских пунктов до ГДП треста, должна охватывать данные о ходе выполнения работ, отклонениях от плановых заданий с расшифровкой их причин.

2.28. Оперативная информация подразделяется на периодическую и текущую.

Периодическая информация охватывает оперативные данные по тем показателям, которые заранее определяются соответствующими документами (планами, графиками, приказами). Сроки и порядок представления периодической информации устанавливает руководство треста.

Текущая информация охватывает оперативные данные, которые не могут быть заранее регламентированы документами и возникают в процессе производства работ.

2.29. Порядок прохождения оперативной информации в тресте и ее обработки при наличии функционирующей системы, автоматизированной системы управления ремонтно-строительным производством определяется проектом АСУ.

2.30. Диспетчерский персонал осуществляет свою работу на основе недельно(декадно)-суточных графиков производства работ, работы строительных машин и оборудования, автотранспортных грузоперевозок и недельно (декадно)-суточных графиков-заявок обеспечения производства материально-техническими ресурсами (приложения 3, 4, 5 и 6). Диспетчерская служба специализированных подразделений по эксплуатации строительных машин и оборудования руководствуется также выпиской из графика технического обслуживания и ремонта средств механизации (приложение 7), нарядами на поставку строительных машин (приложение 8), наряд-заказами на работы, выполняемые в порядке субподряда (приложение 9). Диспетчерская служба специализированных подразделений по эксплуатации автотранспорта руководствуется помимо недельно (декадно)-суточных графиков ведомостью наличия и технического состояния автомашин (приложение 10), товарно-транспортными накладными (приложение 11) и сведениями о выходе автомашин на линию и выполнении заявок автотранспортом (приложение 12).

Недельно (декадно)-суточные графики ремонтно-строительных, строительных, строительно-монтажных, специализированных, дорожно-строительных управлений, составляемые для диспетчерского управления производством, в этих подразделениях могут иметь более широкую номенклатуру объектов и производственных ресурсов, чем графики, предназначенные для управления производством на уровне треста, так как последние включают только работы, объекты и ресурсы, контролируемые и рас-преде.пяемыеггрестом.

2.31. Недельно (декадно)-суточные графики являются основой оперативного управления. В этих графиках детализируются и конкретизируются работы, предусмотренные месячными оперативно-производственными планами, календарными планами и сетевыми графиками, с учетом информации об их выполнении, результатов ее обработки и принятых решений.

Недельно (декадно)-суточные графики производства работ в ремонтно-строительных (строительных и др.) управлениях и на хозрасчетных участках разрабатывают начальники участков при участии производителей работ и мастеров в среду каждой недели (четвертый день каждой декады). Графики содержат набор физических объемов работ на неделю (декаду) с распределением их выполнения по суткам.

Одновременно с недельно (декадно)-суточными графиками производства работ на участках составляют недельно (декадно)-суточные графики-заявки обеспечения производства материально-техническими ресурсами.

Начальники участков (в организациях с безучастковой структурой — производители работ и мастера) в среду (четвертый день декады) представляют недсльно(декадно)-суточные графики и графики-заявки в планово-производственные отделы управлений, где составляются сводные графики и графики-заявки по управлению.

Сводные графики, утвержденные начальником управления, в четверг (пятый день декады) утром представляются в производственно-технический отдел ремонтно-строительного треста в двух экземплярах. Аналогичным образом представляются з производственно-технический отдел треста графики хозрасчетных участков.

Специализированные организации, выполняющие работы в порядке внутреннего субподряда, представляют в трест графики, согласованные с генеральными подрядчиками.

Начальник производственно-технического отдела треста с участием главного диспетчера, группы СПУ (или ПОР), главного механика, главного энергетика, начальника планового отдела, начальника управления производственно-технологической комплектации (УПТК) или конторы материально-технического снабжения (КМТС) или отдела снабжения, начальника управления (участка) механизации, представителей подведомственных тресту промышленных предприятий и подсобных производств в четверг (пятый день декады) рассматривают поступившие сводные графики производства работ и графики-заявки управлений и хозрасчетных участков, при необходимости вносят коррективы (с доведением их до сведения первичных организаций). На основании сводных графиков производства работ и графиков-заявок производственный и плановый отделы составляют сводный график производства работ по тресту; подразделения или отделы аппарата треста, ведающие материально-техническим

снабжением, составляют сводный график материально-технического обеспечения; подразделения, ведающие эксплуатацией средств механизации и автотранспорта, составляют графики работы строительных машин и оборудования и графики автотранспортных грузоперевозок; промышленно-производственные и подсобные предприятия треста составляют графики изготовления деталей и полуфабрикатов. В четверг (пятый день декады) подготовленные графики рассматриваются у главного инженера треста.

Недельно(декадно)-суточные графики утверждает управляющий трестом, а в его отсутствие — главный инженер треста в пятницу (еженедельно), на шестой день декады (ежедекадно) с 11 до 13 ч. Утверждение графиков на диспетчерском совещании начинается с доклада главного диспетчера об ожидаемых результатах выполнения недельно (декадно)-суточных графиков заканчивающейся недели (декады) и объемах работ, принимаемых на следующую неделю (декаду). В ходе утверждения графиков руководитель треста принимает окончательное решение по спорным вопросам. При утверждении графиков ведется протокол, в котором записываются все распоряжения, указания и решения, принимаемые руководителем треста. Протокол поступает в ГДП для контроля за ходом выполнения указаний.

Читайте также:  Разрешение на строительство охранная зона

Изменения в графиках управлений, принятые при утверждении, вносятся в графики участков, которые утверждаются начальниками управлений.

Один экземпляр утвержденных графиков остается в производственном отделе треста, второй поступает главному диспетчеру, третий передается подразделениям-исполнителям.

В этот же день с 14 до 16 ч проводится диспетчерское совещание в первичных организациях.

Оперативным документом, в котором фиксируются поступившие заявки на материально-технические ресурсы и результаты их распределения между подразделениями треста (управления), решения диспетчерских совещаний и их исполнение, является журнал диспетчера треста (управления) (приложение 13).

2.32. Состояние диспетчерской связи регистрируется в специальном журнале (приложение 14).

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО ПЕРСОНАЛА

2.33. Диспетчерский персонал осуществляет свою работу из диспетчерского пункта, оснащенного необходимыми техническими средствами связи, учета и контроля. Приступая к работе, диспетчер знакомится с записями в журнале диспетчера, состоянием производства работ и принимает от обслуживаемых нм подразделений донесения о готовности к выполнению оперативных заданий и обеспечении работ необходимыми ресурсами.

2.34. В течение смены диспетчер осуществляет мероприятия, исходя из сложившейся обстановки, отдавая свои распоряжения и обслуживаемым подразделениям. В случае необходимости диспетчер связывается с руководителями соответствующих подразделений и вызывает их на место производства работ.

2.35. При необходимости уточнения состояния работ диспетчер выезжает на объекты, поддерживая при этом связь с диспетчерским пунктом. Для этой цели в распоряжение диспетчерского персонала выделяется автотранспорт, оборудованный радиосвязью.

2.36. В конце смены диспетчер отмечает в журнале мероприятия, необходимые для проведения последующей работы.

2.37. При многосменной работе дежурство диспетчеров и операторов ведется непрерывно. Смена их производится в установленное руководством треста время.

2.38. Все донесения и сводки о выполнении работ и отклонениях от сроков, предусмотренных в оперативном графике, а также о нарушениях в обеспеченности ресурсами систематизируются и отражаются в диспетчерской документации.

2.39. На основании полученных с мест и обработанных донесений составляется сводный рапорт за истекшие сутки (смену) и разрабатываются мероприятия, обеспечивающие выполнение оперативного плана в дальнейшем.

2.40. Диспетчерский персонал треста и его подразделений в процессе работы оперативно взаимодействует с административно-управленческим аппаратом и функциональными подразделениями треста, а также диспетчерским персоналом или руководством (при отсутствии диспетчерской службы) субподрядных организаций.

2.41. Четкость оперативной работы диспетчерских служб обеспечивается руководством соответствующих подразделений треста путем:

установления порядка взаимодействия диспетчерского персонала с другими инженерно-техническими работниками и контроля за его выполнением;

привлечения диспетчерского персонала к обсуждению планов и графиков работ;

принятия практических мер в соответствии с информацией, поступающей от диспетчеров;

привлечения диспетчерского персонала субподрядных организаций к участию в оперативно-диспетчерских совещаниях со своевременным представлением необходимой информации.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СВЯЗИ

3.1. Основными принципами организации диспетчерской связи в ремонтно-строительных организациях являются:

максимальный охват всех подразделений и объектов треста соответствующими средствами связи;

объединение всех технических средств передачи информации в единую систему связи;

обеспечение максимальной эффективности используемых средств связи.

3.2. Для обеспечения прямой связи диспетчера областного (краевого, республиканского) треста с диспетчерскими пунктами управлений, расположенных в районных центрах, с использованием существующей проводной междугородней телефонной связи, могут быть предусмотрены следующие варианты:

а) организация прямой междугородней телефонной связи по системе ДГТС (двухсторонняя групповая телефонная связь). В этом случае студия ДГТС организуется на междугородней телефонной станции (или в диспетчерском пункте треста), в которой периодически проводятся диспетчерские совещания [явочным порядком для представителей аппарата треста и его подразделений, расположенных в пределах города, где расположен трест, и безъявочно — для подразделений, расположенных в области (крае, республике)]. Методика и порядок проведения диспетчерского совещания разрабатываются заранее. В период проведения диспетчерского совещания представители районных подразделений треста должны находиться на студии телефонной станции своего районного центра;

б) организация последовательных переговоров с каждым пунктом с периодичностью, предусмотренной договором с областным (краевым, республиканским) управлением связи в заранее обусловленное договором время;

в) организация телеграфной связи треста со всеми подразделениями. В этом случае в диспетчерских пунктах треста и всех его подразделений управлением связи устанавливаются телетайпы и вся периодическая и систематическая информация передается в виде телеграмм. При этом должны быть разработаны методика сбора и обработки информации и передачи решений руководства треста, а также форма фиксирования результатов сбора и обработки информации. Телетайпная связь создает условия для передачи информации в любое время суток, даже в отсутствие абонента. Подобная система связи стабильна

в работе. Эксплуатацию и ремонт оборудования принимает на себя управление связи, а затраты включены в абонентную плату.

Варианты «а», «б» и «в» могут быть использованы самостоятельно и во взаимодействии друг с другом.

3.3. При организации автономной прямой диспетчерской телефонной (проводной и беспроводной) связи на диспетчерских пунктах должны иметься следующие технические средства:

аппаратура внутренней административной связи;

аппаратура внешней связи (ближнего и дальнего радиусов действия);

аппаратура сбора, обработки и хранения поступающей информации;

средства наглядного отображения поступающей информации.

Диспетчерские пункты трестов и управлений оснащаются равнозначными комплексами средств связи и оборудования для сбора и обработки информации. ДП вспомогательных подразделений треста — управление (участок) механизации, спецавто-хозяйство — дополнительно оснащаются мнемосхемами (магнитные щиты со схемой района и ферромагнитными фишками, обозначающими транспортные средства) для наглядного отображения дислокации строительных машин и транспортных средств по подразделениям треста. Диспетчерские пункты ремонтно-строительного участка и объекта имеют только аппаратуру связи.

Оборудование диспетчерских пунктов

3.4. На главном диспетчерском пункте треста устанавливаются автоматическая телефонная станция, диспетчерский пульт, коротковолновая и ультракоротковолновая радиостанции, пишущее и запоминающее устройство. Рекомендации по выбору каналов связи и вспомогательного оборудования приведены в приложении 15.

Пульт диспетчера оснащается:

а) аппаратурой оперативной связи типа «Псков-2» для прямой проводной телефонной связи с подразделениями треста;

б) аппаратурой административной связи «Псков-2» для прямой проводной телефонной связи с аппаратом треста;

в) радиостанцией типа «Гранит» для связи с подразделениями треста, и с передвижными средствами на расстоянии от треста в радиусе 30 км;

г) радиостанцией типа «Гроза» для связи с подразделениями треста, расположенными на расстоянии до 400 км;

д) радиостанцией типа «Родник» для связи с диспетчерскими пунктами подразделений, расположенных на расстоянии более 400 км;

УДК 69.059.25 ; 658.514

Руководство по диспетчеризации в ремонтно-строительных организациях.

М., Стройиздат, 1974. 41 с. (М-во жил.-коммун, хоз-ва РСФСР, Лснингр. науч.-исслед. ин-т Акад. коммун, хоз-ва им. К. Д. Памфилова. Орг.-наладоч-ный трест «Оргремжнлстрой»).

Руководство составлено на основе разработанных ЦНИИОМТП Госстроя СССР «Инструкции по применению диспетчеризации в строительстве» (СН 370-67), «Рекомендаций по разработке и внедрению диспетчеризации в общестроительном тресте», «Рекомендаций по разработке и внедрению диспетчеризации в тресте строймеханизации» и «Рекомендаций по разработке и внедрению диспетчеризации в автотранспортном тресте» с учетом особенностей ремонтно-строительного производства.

Руководство разработано лабораторией организации и технологии капитального ремонта жилых домов Л НИИ АКХ им. К. Д. Памфилова и отделом внедрения научных разработок треста «Оргремжнлстрой» МЖКХ РСФСР.

Руководство предназначено для инженерно-технических работников и диспетчерского персонала ремонтно-строительных трестов в качестве методического пособия при внедрении и функционировании системы диспетчеризации.

С пожеланиями и замечаниями по Руководству обращаться по адресу: 193019, Ленинград, Хрустальная ул., 18, ЛНИИ АКХ.

Составители: В. Л. Вольфсон и Р. Г. Комисарчик

Инструит.-нормат., IV и.—25—73

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Диспетчеризация представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, осуществляемых специальной службой управления производством, обеспечивающих планомерное и ритмичное выполнение строительных 1 работ.

1.2. Диспетчерская служба является центральным органом оперативного управления производством. В состав службы входят:

1) диспетчерские пункты;

2) диспетчерский персонал;

3) оперативно-диспетчерская информация и документация;

4) комплекс технических средств связи и других устройств, обеспечивающих сбор, хранение, передачу, обработку и отображение оперативно-диспетчерской информации.

1.3. Диспетчеризация создается и развивается как составная часть автоматизированной системы управления ремонтно-строительным производством.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1. Сеть диспетчерских пунктов включает: главный диспетчерский пункт (ГДП) в тресте 2 3 ; диспетчерские пункты (ДП) в первичных организациях — ремонтно-строительных (РСУ), строительных, строительно-монтажных (СМУ), специализированных ремонтно-строительных управлениях и хозрасчетных участках, управлениях производственно-технологической комплектации (УПТК), а также в подсобных и промышленных производственных предприятиях, подведомственных тресту или его подразделениям (комбинатах производственных предприятий, заводах строительных деталей и конструкций, подсобных производствах и т. д.), обслуживающих хозяйствах (специализированных автохозяйствах, автобазах и др.); диспетчерские пункты нехозрасчетных участков (ДПУ), подведомственных ремонтно-строительным и другим управлениям или тресту (приложение 1).

При проектировании сети диспетчерских пунктов исходят из конкретных условий работы треста и его подразделений, объема работ первичных организаций, их отдаленности от треста, предприятий, обслуживающих хозяйств, объема и характера информации.

2.2. Состав и численность диспетчерского персонала определяются штатным расписанием за счет установленной численности административно-управленческого аппарата и лимитов по труду (приложение 2).

Права и обязанности диспетчерского персонала

2.3. На должность диспетчеров назначаются лица, имеющие инженерно-техническое образование и практический опыт оперативной работы на производстве.

2.4. Диспетчерский персонал призван оперативно решать вопросы, связанные с обеспечением планомерного, ритмичного выполнения работ в подразделениях треста (управления).

2.5. Диспетчерский персонал несет ответственность за своевременное принятие мер по предупреждению и ликвидации последствий нарушений нормального хода работ, а также за достоверность и своевременность передаваемой информации.

2.6. Распоряжения диспетчерского персонала должны четко выполняться всеми звеньями производства. Распоряжение главного (старшего) диспетчера может быть обжаловано руководству только после его выполнения. Все оперативные распоряжения руководства должны передаваться только через диспетчера.

2.7. При функционировании диспетчерской службы текущие вопросы должны решаться только диспетчерским аппаратом. Руководство треста (управления, участка) может отдавать в особых случаях прямые распоряжения руководству подведомственных подразделений с последующим уведомлением диспетчерского персонала.

2.8. В каждом ремонтно-строительном тресте на основе настоящего Руководства разрабатываются и утверждаются администрацией положения, в которых определяются права и обязанности каждого должностного лица диспетчерского персонала.

Главный (старший) диспетчер треста, ремонтно-строительного управления и управления (участка) механизации

2.9. Главный (старший) диспетчер треста (РСУ, СМУ, УМ) подчиняется непосредственно главному инженеру треста (РСУ, СМУ, УМ) и является его помощником по оперативным вопросам. 4

2.10. Главный (старший) диспетчер руководит работой подчиненных ему диспетчеров и операторов.

2.11. В своей работе главный (старший) диспетчер пользуется настоящим Руководством и другими документами по вопросам управления производством.

2.12. Главный (старший) диспетчер имеет право:

отдавать оперативные распоряжения в пределах утвержденного плана работ руководству и диспетчерам подведомственных подразделений;

требовать от руководства и диспетчеров подведомственных подразделений и субподрядных организаций необходимые данные о ходе выполнения работ.

2.13. Главный (старший) диспетчер обязан:

а) участвовать в составлении, обсуждении и корректировке оперативных планов и графиков работ;

б) оперативно контролировать выполнение плановых заданий;

в) разрешать спорные оперативные вопросы между подразделениями, участвующими в работах;

г) оперативно разрешать вопросы по предупреждению и ликвидации нарушений, возникающих в процессе выполнения работ;

д) проверять отгрузку внешними поставщиками и собственными производственными предприятиями строительных материалов, деталей и полуфабрикатов;

е) контролировать обеспеченность подведомственных подразделений материально-техническими ресурсами;

ж) следить за выполнением утвержденных разнарядок на расстановку и перемещение рабочих бригад, машин и оборудования, а также на перевозки строительных материалов, деталей, полуфабрикатов;

з) анализировать данные о результатах выполнения производственной программы и плана материально-технического обеспечения производства;

и) подготавливать совместно с другими службами и отделами треста (управления) сводные рапорты руководству об итогах работы за сутки (неделю);

Читайте также:  С чем связано строительство

к) подготавливать и передавать вышестоящей организации обобщенные данные о ходе выполнения работ;

л) подготавливать и проводить оперативно-диспетчерские совещания;

м) контролировать выполнение решений, принятых на оперативно-диспетчерских совещаниях;

н) координировать действия подразделений при пожарах, несчастных случаях, авариях и других чрезвычайных происшествиях (до прибытия руководства этих подразделений).

2.14. В обязанность главного (старшего) диспетчера участка механизации дополнительно входит:

а) контроль за выполнением утвержденных разнарядок на расстановку и перемещение строительных машин;

б) принятие мер по предупреждению и устранению нарушений в работе строительных машин;

в) участие в осуществлении мероприятий по эффективному использованию строительных машин и оборудования.

Сменный (дежурный) диспетчер треста

(ремонтно-строительного управления, хозрасчетного участка)

2.15. Сменный диспетчер треста (РСУ) подчиняется главному (старшему) диспетчеру треста (РСУ) и в отсутствие главного (старшего) диспетчера выполняет его функции (при двухсменной работе сменный диспетчер выходит на работу во вторую смену).

2.16. Сменный диспетчер в пределах утвержденного оперативного плана работ выполняет следующие обязанности;

а) собирает, обрабатывает и передает оперативную информацию о ходе выполнения работ подведомственными подразделениями и субподрядными организациями. В случае отклонения от плановых заданий подготавливает необходимые мероприятия по их устранению;

б) собирает и обобщает оперативные заявки от подведомственных подразделений на материально-технические ресурсы и транспорт;

в) контролирует обеспечение подведомственных подразделений необходимыми материально-техническими ресурсами;

г) осуществляет технический анализ и обобщает данные о ходе выполнения работ за период дежурства для доклада главному (старшему) диспетчеру;

д) передает оперативную информацию по установленным показателям в ДП вышестоящей организации;

е) передает оперативные распоряжения руководства треста (РСУ) соответствующим исполнителям;

ж) участвует в подготовке оперативно-диспетчерских совещаний;

з) получает и передает метеорологические данные в подведомственные подразделения.

Сменный (дежурный) диспетчер КМТС (УПТК, КПП, ЗСДиК)

2.17. Сменный диспетчер КМТС (УПТК, КПП, ЗСДиК) подчиняется главному (старшему) диспетчеру треста.

2.18. Сменный диспетчер КМТС (УПТК, ЗСДиК):

а) участвует в составлении и корректировке недельно-суточных графиков в части распределения строительных материалов, изделий, полуфабрикатов и конструкций между подразделениями треста;

б) осуществляет оперативный учет и контроль за своевременным поступлением строительных материалов, изделий, полуфабрикатов и конструкций от предприятий-поставщиков на базу КМТС (УПТК, КПП, ЗСДиК);

в) проверяет обеспеченность базы КМТС (УПТК, КПП, ЗСДиК) автотранспортом и грузоподъемными машинами и механизмами;

г) составляет и своевременно выдает базам КМТС (УПТК, КПП, ЗСДиК), а также транспортной службе выписки из оперативного плана распределения и поставок грузов;

д) оказывает практическую помощь базе КМТС (УПТК, КПП, ЗСДиК) в предотвращении и устранении последствий неполадок в случае возникновения их в процессе работы;

е) участвует в подготовке оперативно-диспетчерских совещаний;

ж) собирает, обрабатывает и передает оперативную информацию в ГДП треста;

з) подготавливает рапорт руководству КМТС (УПТК, КПП, ЗСДиК) о ходе выполнения оперативных планов распределения и поставок строительных грузов.

Сменный (дежурный) диспетчер специализированного автохозяйства треста

2.19. Сменный диспетчер подчиняется начальнику автохозяйства и главному (старшему) диспетчеру треста.

2.20. Сменный диспетчер в пределах утвержденного оперативного плана работ:

а) собирает, обрабатывает и передает оперативную информацию о работе автотранспорта. В случае отклонений от плановых заданий подготавливает необходимые мероприятия по их устранению;

б) осуществляет оперативный контроль за выполнением сменных нарядов-заказов по выпуску на линию автотранспорта и его работой в течение смены;

в) собирает данные о техническом состоянии автотранспорта;

г) уточняет на смену потребность различных организаций и предприятий в автотранспорте;

д) составляет на последующую смену наряд-задание по количеству и маркам выделяемых транспортных средств, а также по объему перевозимых грузов;

е) докладывает главному диспетчеру треста о невыполнении сменно-суточных графиков на перевозку грузов;

ж) передает в ДП обслуживаемой организации и вышестоящего подразделения фактическое выполнение сменно-суточных заданий за прошедшие сутки;

з) принимает участие в подготовке оперативно-диспетчерских совещаний треста;

и) заполняет план-карту фактического распределения автотранспорта по заказчикам;

к) выполняет оперативные распоряжения главного диспетчера треста;

л) ведет журнал диспетчера.

Сменный (дежурный) диспетчер управления (участка) механизации (УМ)

2.21. Сменный (дежурный) диспетчер подчиняется главному (старшему) диспетчеру УМ и в отсутствие главного (старшего) диспетчера выполняет его функции (при двухсменной работе подразделения сменный диспетчер выходит на работу во вторую смену).

2.22. Сменный диспетчер в пределах утвержденного оперативного плана работ выполняет следующие обязанности:

а) собирает, обрабатывает и передает оперативную информацию о работе строительных машин. В случае отклонений от плановых заданий подготавливает необходимые мероприятия по устранению этих отклонений;

б) получает заявки от обслуживаемых организаций (заказчиков) на строительные машины для корректировки недельносуточного графика на последующие сутки;

в) осуществляет оперативный контроль и регулирует выполнение работ строительными механизмами, выявляет причины, препятствующие нормальной работе, оказывает помощь в устранении неполадок;

г) анализирует и обобщает данные по выполнению механизированных работ за период дежурства для доклада главному (старшему) диспетчеру;

д) передает оперативные данные в вышестоящую организацию;

е) контролирует выполнение решений, принятых на оперативно-диспетчерских совещаниях;

ж) участвует в подготовке оперативно-диспетчерских совещаний.

2.23. При подчинении автохозяйства управлению механизации сменный диспетчер выполняет дополнительно функции сменного диспетчера автохозяйства.

Диспетчер ремонтно-строительного участка

2.24. Диспетчер участка подчиняется непосредственно начальнику участка (старшему производителю работ), являясь его помощником по оперативным вопросам, и выполняет следующие обязанности:

а) участвует в корректировке недельно-суточных графиков работ, составляет оперативные заявки на материально-технические ресурсы;

б) проверяет подготовку фронта работ и наличие материально-технических ресурсов;

в) следит за правильным использованием на участке материально-технических ресурсов;

г) принимает меры по предупреждению и устранению последствий неувязок бригад и строительных машин;

д) поддерживает постоянную связь с ДП РСУ и субподрядных организаций;

с) доводит до сведения исполнителей и контролирует выполнение оперативных распоряжений вышестоящего руководства;

ж) анализирует ход выполнения работ и передает обобщенные данные старшему производителю работ и в диспетчерский пункт РСУ.

Оператор диспетчерского пункта

2.25. Оператор диспетчерского пункта подчиняется непосредственно сменному (дежурному) диспетчеру и выполняет следующие обязанности:

а) принимает оперативные сводки, донесения, заявки от подведомственных подразделений, обрабатывает их по установленной форме и передает сменному диспетчеру;

б) заносит в журнал диспетчера поступающие в диспетчерский пункт распоряжения и сообщения;

в) контролирует своевременность передачи из подведомственных подразделений необходимой оперативной информации;

г) ведет учет распоряжений руководства и вышестоящих организаций, а также решений, принятых на оперативно-диспетчерских совещаниях;

д) участвует в подготовке материалов к оперативно-диспетчерским совещаниям;

е) передает подведомственным подразделениям оперативные распоряжения, вызывает требуемых абонентов и выполняет вспомогательные функции;

ж) выполняет в отсутствие сменного диспетчера его функции.

ДИСПЕТЧЕРСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ДОКУМЕНТАЦИЯ

2.26. Для осуществления оперативно-диспетчерского управления производством диспетчерскому персоналу треста и его подразделений необходимо располагать соответствующей оперативной информацией.

2.27. При определении содержания информации в тресте рекомендуется исходить из следующих основных принципов:

Здесь и далее под «строительными» подразумеваются ремонтно-строительные, строительно-монтажные и специальные ремонтно-строительные и строительные работы.

Здесь и далее имеются в виду ремонтно-строительные тресты и прирав ненные к ним организации.

Источник: standartgost.ru

Диспетчеризация производства

Диспетчеризация производства

Диспетчеризация производственных процессов – одна из наиболее актуальных проблем современных предприятий, поскольку именно от методов организации и планирования потоков работ в цехах зависит эффективность всего производства. Для ее решение необходимо внедрение автоматизированных систем, которые позволяют оперативно, точно и адекватно оценивать и анализировать текущую ситуацию, принимать обоснованные и своевременные управленческие решения.

Диспетчеризация как процесс управления

Существует схема разделения структуры производственного предприятия на уровни стратегического, тактического и оперативного управления. Диспетчеризация относится к оперативному уровню управления и работает исключительно с производственной информацией.

До недавнего времени диспетчеризация осуществлялась в ручном режиме силами диспетчерской службы или с использованием систем, работа которых основана на базе знаний о процессах, происходивших в прошлом. И в том, и в другом случае было сложно оценить текущее состояние производственной системы и спрогнозировать возможные сбои в работе.

На смену устаревшим подходам к управлению производственными процессами пришли автоматизированные информационно-вычислительные системы, которые позволяют повысить эффективность диспетчеризации за счет мониторинга ситуации в реальном времени, оперативного перепланирования с учетом неожиданных изменений графика и возможности построения точных прогнозов.

Системы диспетчеризации многократно упрощают управление, экономят рабочее время сотрудников и исключают ошибки в принятии решений, которые могут быть обусловлены человеческим фактором.

Цели диспетчеризации

Диспетчеризация – это заключительный этап оперативно-производственного планирования, обеспечивающий непрерывный систематический контроль выполнения планов и графиков изготовления продукции, координацию работы связанных между собой звеньев производства (цехов, участков, рабочих мест), ликвидацию последствий, возникающих из-за отклонений от установленного регламента работы.

Цель диспетчерского управления заключается в выполнении плановых заданий, подготовленных на этапе планирования производства. При этом работа должна быть организована таким образом, чтобы все ресурсы, задействованные в изготовлении изделия использовались максимально эффективно, соблюдались сроки выполнения заказов, а на выходе получался продукт надлежащего качества.

Достижение этих целей возможно при определенных условиях:

  • наличие выполнимых и обоснованных производственных программ, заданий и взаимосвязанных графиков работы всех подразделений, которые устанавливают нормативных ход производства, и позволяют проводить сравнение с фактическим положением дел, выявляя отклонения;
  • обеспечение всех подразделений предприятия необходимыми ресурсами: технической документацией, сырьем, материалами, инструментами и т.д.;
  • использование процессного управления, при котором предусмотрен гибкий подход к имеющимся ресурсам с возможностью их перераспределения для предотвращения отклонений;
  • возможность оперативной корректировки графиков и заданий в ходе изготовления продукции.

Соблюсти эти условия можно с помощью MES-системы, которая представляет собой инструмент для автоматизации производственного планирования и диспетчеризации.

Задачи и функции диспетчеризации

Основными задачами диспетчера являются:

  • контроль и координация производственных процессов;
  • обеспечение равномерности загрузки оборудования;
  • поддержание непрерывности, ритмичности и экономичности выполнения всех процессов;
  • предотвращение простоев оборудования и потерь рабочего времени.

Производство – это живой организм, в котором одновременно происходит множество процессов, изменений и постоянно случается что-то непредвиденное. Задача диспетчерской службы – внимательно отслеживать все процессы, мгновенно реагировать на любые сбои и непрерывно искать способы улучшения.

К функциям систем диспетчеризации относятся:

  • глобальный мониторинг ситуации в цехе, на отдельных участках и рабочих местах, осуществляемый в реальном времени;
  • получение и обработка исходных данных от верхнего звена управления предприятием;
  • планирование и учет операций перемещения сырья, полуфабрикатов;
  • перераспределение материальных потоков исходя из изменений производственной ситуации;
  • оперативное управление запасами и производственными ресурсами;
  • контроль соблюдения норм технологических регламентов;
  • мониторинг и прогнозирование фактического состояния технологического оборудования;
  • мониторинг и управление качеством производства;
  • прогноз и предотвращение возникновения сбоев, отказов и аварийных ситуаций;
  • формирование диспетчерской отчетности о состоянии производственных процессов, выполнении планов.

Диспетчеризация в СНАРЯД | MES

СНАРЯД | MES – система оперативного управления, позволяющая оптимизировать производство и сделать его более гибким и эффективным за счет быстрой реакции на происходящие события. Она включает два уровня: внутрицеховое краткосрочное планирование и диспетчеризацию.

Преимущества системы обусловлены использованием технологий искусственного интеллекта и нового класса алгоритмов – мультиагентных вычислений. Ее внедрение обеспечивает:

  • достижение максимальной прозрачности каждого процесса, происходящего внутри цеха;
  • возможность управления исходя из текущей ситуации;
  • понимание реальных изменений во всей логистической системе предприятия;
  • реализацию наиболее эффективных на данный момент времени методов организации работ;
  • возможность мгновенной оценки доступных ресурсов.

Для создания единого информационного пространства промышленного предприятия СНАРЯД | MES может интегрировать с другими программными продуктами: системами APS, ERP, АИС «Диспетчер».

Источник: adeptik.com

Рейтинг
Загрузка ...