Комплексное освоение территории с 2015 г. подразумевает не только случай жилищного строительства, но и любые другие случаи строительства. Договоры по комплексному освоению территории разделены сейчас на два взаимосвязанных договора: договор аренды земельного участка (регулируется ЗК РФ) и договор о комплексном освоении территории (регулируется ГрК РФ). Договор комплексного освоения территории может быть расторгнут с застройщиком только по решению суда, никаких соглашений сторон здесь не предусматривается. Кроме того, в настоящее время необходимо разрабатывать графики освоения территории с детальной регламентацией каждого мероприятия в целях более эффективного освоения земельных участков.
С 1 марта 2015 г. все земельные участки, которые касаются комплексного освоения территорий, жилищного строительства, образования участков в границах планировочной структуры для размещения многоквартирных домов, подтверждаются проектом межевания территории.
Необходимо отметить, что в России намечается кардинально новый подход к вопросам территориального планирования, в том числе с привлечением зарубежного опыта и инновационных технологий.
Как оформить разрешение на строительство
Попытка применения новых идей (западного опыта) планирования была осуществлена голландскими специалистами в г. Перми при разработке стратегического мастер-плана (СМП). В настоящее время такой документ, как СМП, отсутствует в системе градостроительной документации, поэтому эти документы не имеют юридической силы и могут рассматриваться только в качестве общего руководства или основы для разработки иных градостроительных документов, например разработки в рамках концепции мастер-плана градостроительного плана с учетом требований законодательства.
Стратегический мастер-план представляет собой видение перспективного развития города, определяющее его основные пространственные параметры, показатели и принципы развития, обозначает стратегию достижения поставленных задач, усиление роли градостроительной политики и методологию реализации долгосрочной стратегии развития города.
Исследователи отмечают, что если взглянуть с позиций структурнофункционального моделирования на новейшие мастер-планы зарубежных городов, то можно обнаружить ряд устойчиво повторяющихся трендов (основных блоков функций):
- — целеполагание;
- — адаптация;
- — интеграция;
- — поддержка моделей поведения.
Необходимо обозначить, что мастер-план ни в коей мере не замена генеральному плану, он представляет собой стратегию, концепцию развития мегаполиса. Мастер-план, предваряет генеральный план, в результате чего город получает самые современные планировочные решения социальных, экономических, транспортных, строительных, рекреационных проблем и вопросов землепользования.
В ходе подготовки мастер-плана горожане из пассивных наблюдателей превращаются в партнеров городского правительства, повышается доверие к власти. Каждый житель ощущает свою причастность к созданию документа и понимает, что будущее города зависит от него 1 . Кроме того, наличие мастер-плана города может выступать гарантом развития для инвесторов, четко обозначив ему точки интереса.
Земельный участок в Московской области для строительства дома
СМП даст возможность более полно учитывать экономические характеристики, в частности проводить зонирование территории с учетом прогнозируемых потребностей основных отраслей экономики города и участников различных сегментов рынка недвижимости. Привлечение внимания к аналитическим и прогнозным работам на рынке недвижимости, а также использование их результатов при создании мастер-плана территории мегаполиса поможет снизить риски принятия необоснованных менеджерских решений и повысит эффективность управления земельно-имущественным комплексом [1] [2] .
Однако, основываясь на зарубежном и в особенности российском опыте разработки мастер-планов, необходимо учесть следующие факторы [3] :
- — любая инновационная технология нуждается в пропаганде и разъяснении не только для специалистов, но и для жителей города (в противном случае может быть повторен негативный опыт Перми);
- — к разработке должно быть обязательно привлечено местное профессиональное сообщество, что позволит учесть местные и исторические тенденции развития данной территории, а также культурный и исторический опыт развития страны или региона;
- — необходимо наличие политической воли и политической ответственности перед жителями;
- — одним из стратегических направлений должно являться усиление роли ведения кадастровых и землеустроительных работ, обеспечивающих информационную основу планирования, в целях более эффективного управления земельными ресурсами города.
С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 373-ФЗ, привнесший существенные перемены в ГрК РФ и устанавливающий требования к документам по планировке территории, а также расширяющий список средств, которые позволяют осуществлять комплексное развитие территории.
Также с новым законом появилась и новая территориальная зона, названная «Комплексное и устойчивое развитие территории», в рамках которой проводится деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства, направленная на создание условий для наиболее эффективного использования различных земельных участков.
Комплексное и устойчивое развитие территории призвано обеспечить максимально эффективное использование земельных участков, которые на данный момент заняты ветхими и аварийными жилыми домами, гаражами и заброшенными промышленными зонами.
Комплексное и устойчивое развитие территории на данный момент осуществляется по одной из четырех форм:
- — развитие застроенной территории (ст. 46.1—46.3 ГрК РФ), которое подразумевает восстановление участков с ветхими (несоответствующими градостроительному регламенту), аварийными и подлежащими сносу многоквартирными домами, если возможность передачи земельных участков для муниципальных нужд отсутствует;
- — комплексное освоение территорий (ст. 46.4 ГрК РФ), проводящееся при первичном выделении земельного участка из публичных земель. При этом публичные слушания в отношении проектов планировки и межевания не требуются;
- — комплексное развитие территории по инициативе правообладателей участков (ст. 46.9 ГрК РФ), применяемое при строительстве вне- площадной инфраструктуры на публичных землях за счет правообладателей или арендаторов земельных участков (при этом до истечения срока аренды должно остаться не менее пяти лет). Публичные слушания также не проводятся;
- — комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления (ст. 46.10 ГрК РФ), используемое при необходимости реновации территории с ветхим нежилым фондом, ветхим малоэтажным жильем с изъятием участка и его передаче для коммерческого использования.
Необходимость в реформировании градостроительной области назревала долгое время, и предпосылками этих изменений стали недостаток свободных публичных земель, подходящих для крупной жилищной и коммерческой застройки; то, что аренда земельного участка потеряла инвестиционные черты (например, ограничили возможность изменения целей предоставления участка или вида разрешенного использования).
В качестве первого решения еще в 2006 г. в ГрК РФ была включена модель договора развития территорий как механизм совместной государственной и частной работы в сфере градостроительства, созданный для разрешения проблем по расселению из аварийного жилья. Основной проблемой этой программы стало правило, по которому дома расселяются по дате постановки на учет в статусе аварийных, что привело к малой заинтересованности инвесторов в точечной застройке, а также к социальной напряженности среди жителей аварийных домов.
Первым удачным решением в данной ситуации стало внедрение механизма развития застроенных территорий, задачей которого является комплексное расселение аварийных многоквартирных домов. Несмотря на относительно недавнее введение (2009 г.), некоторые муниципальные образования уже имеют опыт успешной реализации проектов развития застроенных территорий. Но и здесь не обошлось без проблем, так как интересные условия для застройщика оборачиваются тем, что зачастую на территориях, которые освобождаются после сноса аварийных строений, невозможно построить многоквартирные дома по современным требованиям, поскольку изначально дома строились в соответствии с другими градостроительными нормативами, пожарными и санитарными нормами.
На данный момент комплексное и устойчивое развитие территории является основной движущей силой развития территорий. С начала действия закона было представлено уже множество различных проектов развития заброшенных объектов промышленной и других зон.
Подводя итог, необходимо отметить, что территориальное планирование — важнейший метод планирования использования земельных ресурсов, применяемый на федеральном, региональном и местном уровнях.
Территориальное планирование направлено на обеспечение согласованного со стратегическими целями планирования устойчивого, комплексного развития Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В настоящее время документы территориального планирования позволяют увязать планы по развитию территорий с бюджетным планированием и обеспечить реализацию их путем выполнения мероприятий, предусмотренных государственными программами, федеральными целевыми программами, решениями главных распорядителей средств федерального, регионального и местного бюджетов, программами комплексного развития систем коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур и инвестиционными программами организаций коммунального комплекса (при наличии).
Источник: studme.org
Правовой режим земель, предназначенных для комплексного освоения территории
Веровская, Т. А. Правовой режим земель, предназначенных для комплексного освоения территории / Т. А. Веровская. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 67-71. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/182/10832/ (дата обращения: 10.10.2022).
Федеральным законом от 23.06.2014 года № 171-ФЗ и Федеральным законом от 21.07.2014 года № 224-ФЗ были введены в Градостроительный кодекс РФ статьи, посвящённые новым правовым институтам комплексного освоения территорий, освоения территорий с целью строительства жилья экономического класса, комплексного освоения территории с целью строительства жилья экономического класса. Указанные правовые институты имеют главную цель — создание новых благоприятных районов для проживания населения.
Подобный опыт имеется в странах Европы, например, а Англии, где был создан современный, общественный деловой центр Доклэндс в депрессивном районе порта, а также деловой центр Парижа — Дефанс, расположенный в 8 км от Лувра. [1, С. 138] В литературе отмечается, что институт комплексного освоения является одним из самых перспективных, так как он допускает освоение большой пустой территории, в то время, когда точечная застройка в городах практически исчерпала себя; происходит снижение затрат по сравнению с точечной застройкой на 10–15 %, а также повышается спрос покупателей, так как им выгодно приобретать жилье в новом обустроенном районе. На недавно проходившем Международном экономическом форуме в городе Санкт-Петербург также поднимался вопрос реформирования института комплексного освоения. Было отмечено, что в настоящее время только данный правовой институт способен повысить качество проживания посредством создания комфортной среды, вмещающей в себя как рабочие места, так и места для отдыха. В то же время для наиболее полной реализации данной цели указанный правовой институт необходимо реформировать, так как имеется много проблем, в частности связанных с тем, что предоставляемые льготы привлекают недобросовестных застройщиков, которые тормозят процесс создания новых территорий, или же проблемы, связанные с поддержкой добросовестных инвесторов. В данной статье мы проведем разграничение данных договоров, рассмотрим особенности правового режима земель данных территорий, а также обратим внимание на некоторые имеющиеся пробелы, которые не позволяют данным правовым институтам реализовать себя в полной мере.
Указанные три правовых института имеют свои особенности. При комплексном освоении территории инвестор осуществляет обязанности по подготовке документации по планировке территории, образованию земельных участков в ее границах, а также строительство объектов в соответствии с документацией по планировке территории.
Главной целью этого института является обеспечение территории объектами транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, то есть строительство школ, больниц, поликлиник, трубопроводов, линий электропередач, дорог, трамвайных путей и пр. В то же время застройщик может осуществлять строительство жилых объектов в соответствии с допустимыми параметрами документами территориального планирования. Договором может быть предусмотрена обязанность инвестора передать на определенных условиях в государственную или муниципальную собственность объекты инфраструктуры. Комплексное развитие территории может осуществляться не только в отношении пустого земельного участка, но и в отношении уже застроенного, но требующего реновации. Примером тому может служить проект комплексного освоения территории «Адмиралтейская слобода г. Казани», который предусматривал проектирование в условиях исторически сложившегося города. [2, С. 115]
Институт освоения территории с целью строительства жилья экономического класса предполагает строительство одного многоквартирного дома или жилого дома блокированной застройки, в которых все или определенная часть жилых помещений будут относиться к жилью экономического класса, подлежащих продаже лицам, имеющим право на их приобретение по установленной по результатам аукциона цене. Инвестор также обязуется осуществить благоустройство территории, то есть создание тротуаров, посредством асфальтирования или укладки тротуарной плитки, размещение скамеек, фонарей и пр.
Договор комплексного освоения территории с целью строительства жилья экономического класса включает в себя элементы двух выше рассмотренных договоров. Он предполагает обязанность инвестора по подготовке документации по планировке территории, образование земельных участков в ее границах, создание объектов транспортной, социальной, коммунальной инфраструктуры (заимствовано от договора комплексного освоения территории), а также возведение многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки или объектов индивидуального жилищного строительства, где все или определенная доля помещений относятся к жилью экономического класса, которые должны быть предоставлены по установленной цене лицам, имеющим право на приобретение такого жилья (заимствовано из договора освоения территории с целью строительства жилья экономического класса).
Правовой режим земель территорий, используемых для реализации указанных правовых институтов, устанавливается как нормами земельного, так и градостроительного законодательства. Из логики данных правовых институтов следует, что земельный участок должен относиться к категории земель населенных пунктов. Данный земельный участок должен находиться в публичной собственности.
Порядок предоставления земельного участка в указанных институтах разный. В случае с освоением территории и комплексным освоением территории с целью строительства жилья экономического класса сначала проводится аукцион на право заключения основного договора, а затем, как правило, с победителем или единственным участником такого аукциона заключается как основной договор, так и договор аренды земельного участка уже без проведения торгов (п.13.1 ч.2 ст.
39.6 ЗК РФ, ч.2, ст. 46.5 и ч.2 ст. 46.6 ГрК РФ). И в случае с комплексным освоением территории с целью строительства жилья экономического класса предусматривается образование из данного земельного участка на основании проекта межевания территории новых земельных участков, которые затем предоставляются инвестору в аренду без проведения торгов (п.5, п.7 ч. ст. 46.4 ГрК РФ).
Проект межевания территории при его отсутствии готовится застройщиком, который представляет его на утверждение в соответствующий орган власти (в Орловской области это Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области). [3] Затем на основании утвержденного проекта межевания территории инвестор осуществляет образование из земельного участка несколько земельных участков за свой счет (п.5 ч.4 ст. 46.4 ГрК РФ).
Иной порядок приобретения права на земельный участок территории, предназначенной для комплексного освоения. Данный участок предоставляется в аренду по результатам торгов (ч.2 ст. 46.4 ГрК РФ). Заключив договор о комплексном освоении территории, юридическое лицо разрабатывает проект планировки и проект межевания территории, после утверждения которых, оно обязано осуществить образование новых земельных участков из того, который был ему предоставлен по результатам аукциона. [4, С.111] Договор аренды в отношении вновь образованных участков заключается без проведения торгов (п.5 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
Как видим, первоначальный земельный участок в случаях комплексного освоения территории и комплексного освоения территории с целью строительства жилья экономического класса подлежит обязательному разделению на несколько земельных участков в соответствии с проектом межевания территории, разрабатываемым инвестором, что влечет за собой предоставление данных земельных участков на праве аренды застройщику без проведения торгов. Проект межевания территории, предназначенной для комплексного освоения, утверждается без проведения публичных слушаний (п.1 ч. 5.1 ст. 46 ГрК РФ).
Земельный участок для комплексного освоения территории предоставляется в аренду на срок от трех до пяти лет (п.4 ч.8 ст. 39.8 ЗК РФ). Пункт 9 ст.
22 ЗК РФ указывает, что арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, имеет право передавать третьему лицу свои права и обязанности по договору аренды в случае, если договор аренды заключен на срок более пяти лет. Пунктами 9.1 и 9.2 указанной статьи исключения предусмотрены для арендаторов, заключивших договор комплексного освоения территории с целью строительства жилья экономического класса или договор освоения территории с целью строительства жилья экономического класса.
Однако в последнем случае лица должны передать одновременно как права по договору аренды, так и по основному договору, что допускается только в отношении лиц, соответствующих установленным законом критериям (ч.1 ст. 46.8 ГрК РФ) и при наличии письменного согласия органа исполнительной власти, выступавшего в качестве стороны по данному договору. Выходит, что арендатор земельного участка, предназначенного для комплексного освоения территории, не вправе передать свои права и обязанности по этому договору третьим лицам, так как срок его заключения ограничен законом до 5 лет, а исключений для него не предусмотрено. Также можно сделать и следующий вывод: права и обязанности по основному договору могут быть переданы только в случае заключения договора комплексного освоения территории с целью строительства жилья экономического класса и освоения территории с целью строительства жилья экономического класса.
Обратим внимание на положение ч. 7 ст.46.5 ГрК РФ, где указывается право инвестора передать права и обязанности по договору комплексного освоения территории с целью строительства жилья экономического класса и по договору освоения территории с целью строительства жилья экономического класса. Части 9.1 и 9.2 ст.
22 ЗК РФ закрепляют право арендаторов передать свои права и обязанности по договору аренды вместе с правами и обязанностями по основному договору. Обратим внимание на положения ч. 9.2 ст.
22 ЗК РФ, где говорится, что допускается передача прав и обязанностей лицом, заключившим договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса по договорам аренды земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса. В литературе встречаются упоминания о том, что нередко инвесторы продают свои права в отношении некоторых земельных участков другим инвесторам, которые действуют не согласованно, в частности, они развивают только свои земельные участки, в результате отсутствуют единые пространства для отдыха и прогулок, малые площади озеленения и пр. [5] Однако была высказана и иная позиция по этому вопросу Благовещенским городским судом Амурской области по делу № 2–4969/11, где еще рассматривался вопрос о праве уступки права аренды на вновь образованные земельные участки из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства.
Хотя данного правового института уже нет, так как он был заменен тремя вышеперечисленными, но правовая позиция суда может быть учтена ввиду продолжения действия той нормы права, на которую он ссылается, а именно п. 9 ст. 22 ЗК РФ и ввиду аналогичных целей разделения первоначального земельного участка. Как пояснил суд, раздел участка осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, целью его разделения является размещение конкретных объектов. Несмотря на это использование земельных участков должно осуществляться совместно, в противном случае становится невозможным комплексное освоение. Следовательно, необходимо сохранение единого подхода и допустима передача прав и обязанностей только в отношении всех вновь образованных земельных участков одному лицу. [6]
Земельные участки, образованные из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, подлежит продаже арендатору, с которым был заключен договор в соответствии с Градостроительным кодексом без проведения торгов. Выкуп земельного участка арендаторами, предоставленного для комплексного освоения с целью строительства жилья экономического класса и освоения с целью строительства жилья экономического класса, осуществляется на общих основаниях, то есть по результатам торгов. Скорее всего такой подход законодателя обусловлен тем, что инвестор в первом случае не может измениться, так как ему не предоставлена возможность передать свои права и обязанности другому лицу, тогда как в двух других случаях инвестор может передать свои права и обязанности по основному договору, а значит и по договору аренды. Хотя формально договор аренды земельного участка в данных случаях заключается без проведения торгов, реально инвесторы проходят отбор на стадии проведения аукциона на право заключения основного договора, победитель которого заключает сразу два договора — основной и договор аренды. Предоставляемая законом возможность изменить инвестора при наличии права приобретения земельного участка в собственность без проведения торгов из государственной или муниципальной собственности позволяла бы обойти процедуру отбора на торгах.
В Постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного арбитражного суда от 20 марта 2014 года по делу № А09–5461/2013 указано, что правовой режим земельного участка, предназначенного для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства, устанавливается в том числе проектом планировки территории, который разрабатывается инвестором после заключения договора аренды земельного участка, а реализация жилищного строительства допускается только после комплексного освоения территории. [7] Действительно, в отношении современных правовых институтов комплексного освоения территории действует то же самое правило в отношении проекта планировки территории, однако график осуществления мероприятий по освоению территории, строительству и вводу в эксплуатацию иных объектов капитального строительства оговаривается сторонами самостоятельно в дополнительном соглашении к договору. Законом не оговаривается необходимость первоначального освоения территории, посредством строительства и ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а потом жилых домов, в связи с чем, на практике встречаются ситуации, когда жильцы уже сданных домов испытывают трудности из-за отсутствия объектов инфраструктуры или их недостаточности.
Существенный риск для инвестора представляет возможность изменение в период действия основного договора генерального плана. Изменения генерального плана могут сделать договор невыгодным для застройщика, так как он не сможет рассчитывать на получение той выгоды, которая предполагалась им при заключении договора. Например, по делу № А-32–14013/2015 судами было установлено, что допустимая площадь для расположения жилых домов снизилась в три раза после внесения изменений в градостроительный план, на основании чего суды первой и апелляционной инстанций признавали право арендатора не уплачивать арендную плату. [8]
В связи со всем вышеизложенным можно говорить о том, что все три рассмотренных правовых института хотя и имеют сходные черты, но в то же самое время имеют и достаточной количество отличий. Правовой режим земель данных территорий различается. Получить полное представление о правовом режиме земель рассмотренных территорий чрезвычайно сложно, так как устанавливается как нормами земельного и градостроительного законодательства, так и градостроительного регламента. Современное законодательство имеет и свои недостатки, которые порождают риски для добросовестных инвесторов. В то же время необходимо данные риски минимизировать, так как данный институт является чрезвычайно затратным для инвестора, но очень выгодным для публичной стороны, так как позволяет решать проблемы огромного масштаба в сфере жилья и создания необходимой инфраструктуры.
- Бабенко С. В. Проблемы и перспективы реализации концепции комплексного освоения территории в крупных городах России.//Журнал правовых и экономических исследований. — 201 г. — № 2. — С. 137–140.
- Дембич А. А., Закирова Ю. А. Методика комплексного освоения городской терри-тории на примере Адмиралтейской слободы г. Казань.//Известия Казанского госу-дарственного архитектурно-строительного университета. — № 2. — 2015. — С. 114–122.
- Положение об Управлении градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области. URL: http://orel-region.ru/index.php?head=6unit=276https://moluch.ru/conf/law/archive/182/10832/» target=»_blank»]moluch.ru[/mask_link]
Постановление Правительства РФ от 05.05.2007 N 265 «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства» (вместе с «Положением об отборе экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства»)
1. Провести в 2007 году отбор экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства (далее — проекты), при реализации которых будут отрабатываться организационные, технологические, правовые и финансовые механизмы комплексного освоения территорий, включающего помимо строительства жилых домов строительство объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, за счет средств различных источников финансирования.
2. Утвердить прилагаемое Положение об отборе экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства.
3. Определить, что при реализации проектов может быть предоставлена государственная поддержка за счет средств федерального бюджета в следующих (одной или нескольких) формах:
государственные гарантии Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства;
субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой;
субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки.
4. Государственная поддержка предоставляется в порядке, установленном для указанных в пункте 3 настоящего Постановления форм государственной поддержки, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в рамках реализации проектов и в соответствии с их компетенцией:
предусматривать за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов финансирование строительства объектов социального и коммунально-бытового назначения, здравоохранения, дошкольного, начального и среднего общего образования, инженерной и транспортной инфраструктуры, а также иных объектов, строительство которых связано с реализацией указанными органами полномочий по вопросам, относящимся к их ведению;
осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке выкуп объектов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, построенных за счет средств юридических лиц, осуществляющих реализацию проектов.
6. Рекомендовать юридическим лицам, осуществляющим реализацию проектов, при выкупе органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления объектов, указанных в пункте 5 настоящего Постановления, предоставлять им отсрочку и (или) длительную рассрочку оплаты стоимости приобретаемых объектов.
7. Рекомендовать Российскому открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России» и открытому акционерному обществу «Газпром» при подготовке инвестиционных программ, направленных на развитие систем энергоснабжения, учитывать потребности в обеспечении энергетическими ресурсами объектов, строящихся в рамках реализации проектов.
от 5 мая 2007 г. N 265
ОБ ОТБОРЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ
ПРОЕКТОВ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ В ЦЕЛЯХ
1. Настоящее Положение определяет порядок отбора экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства (далее — проекты), реализуемых в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».
2. Проекты должны соответствовать следующим критериям:
а) комплексное освоение территории, включающее жилищное строительство с объемами не менее 1 млн. кв. метров общей площади, строительство объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;
б) начало реализации — не позднее 2007 года, срок реализации — не более 10 лет;
в) консолидированность земельных участков для комплексного освоения и их принадлежность юридическому лицу, осуществляющему реализацию проекта, на праве собственности или ином законном основании;
г) наличие предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности документов территориального планирования, правил землепользования и застройки применительно к территории, предназначенной для комплексного освоения, а при отсутствии правил землепользования и застройки — наличие обязательства соответствующего органа местного самоуправления, предусматривающего утверждение указанных правил не позднее 1 января 2008 г.
3. Отбор проектов проводится конкурсной комиссией, которая осуществляет свою деятельность в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 39, ст. 3770; 2006, N 6, ст. 694; N 38, ст. 3986; 2007, N 2, ст. 379) (далее — комиссия).
4. Для участия в отборе проектов заинтересованное юридическое лицо по согласованию с высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предлагается осуществлять реализацию проекта, и соответствующим органом местного самоуправления представляет в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству заявку на участие в указанном отборе, которая в 3-дневный срок направляется Агентством в комиссию для рассмотрения.
5. Срок проведения отбора проектов, форма заявки, перечень прилагаемых документов и сроки их представления утверждаются Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации.
Сообщение о проведении отбора проектов и требования к представляемым документам размещаются на сайте Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в сети Интернет.
6. Комиссия проводит проверку проектов на соответствие их критериям, предусмотренным пунктом 2 настоящего Положения, и принимает решение об отборе проектов.
Решение комиссии оформляется протоколом. Информация о результатах отбора проектов в 10-дневный срок размещается на сайте Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в сети Интернет.
Источник: e-ecolog.ru