The Article represents a brief description of the subject ofa contractor’s agreement for survey operations given on the basis of the provisions of the RF Civil Code, RF Town-Planning Code, RF Government Decrees, Construction Rules and Regulations. The Article states different points of view related to the subject of the agreement: some authors implicitly consider a result of the production activity of the surveyor to be a subject of the agreement, others consider it to be this very activity simultaneously with obtaining the result of this activity. The author compares the notions: «engineeringsurveys» and «survey operations».
Specific features of the survey operations (operations related to the study of the natural conditions and man-caused factors; composite nature; intermediate nature) have been distinguished, and the work (activity) and the result of this activity has been individually characterized. Classification of the survey operations to be allocated into the binding and voluntary (recommended), the main and special categories has been represented. Some changes to be entered into the existing legislative acts, construction rules and regulations have been offered.The Article represents a brief description of the subject ofa contractor’s agreement for survey operations given on the basis of the provisions of the RF Civil Code, RF Town-Planning Code, RF Government Decrees, Construction Rules and Regulations. The Article states different points of view related to the subject of the agreement: some authors implicitly consider a result of the production activity of the surveyor to be a subject of the agreement, others consider it to be this very activity simultaneously with obtaining the result of this activity.
Нормативные документы для выполнения инженерных изысканий
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алжова Л. А.
Текст научной работы на тему «Предмет договора подряда на выполнение изыскательских работ»
вить платежеспособность должника, применены быть не могут. В свою очередь, кредиторы не могут рассчитывать на соразмерное удовлетворение их требований.
Вышеизложенные особенности ответственности государственных корпораций по их обязательствам позволяют сделать вывод, что и в данном аспекте государственные корпорации — субъекты гражданского права, наделенные особым статусом. Этот статус уникален не только для всех государственных корпораций в целом. Каждая их них имеет свои, присущие только ей, особенности.
Все они несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам, вместе с тем ни к одной из государственных корпораций не могут быть применены процедуры несостоятельности (банкротства). Данная норма понятна, ведь государственные корпорации наделяются большим объемом имущества со стороны государства, отчуждение которого является нежелательным. Но, с другой стороны, невозможность применения процедуры несостоятельности в случае недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме в совокупности с отсутствием норм о дополнительной ответственности учредителя приводит к нарушению прав кредиторов. В связи с этим представляется необходимым внести изменения в федеральные законы о создании государственных корпораций и дополнить их нормами о субсидиарной ответственности Российской Федерации по обязательствам указанных юридических лиц.
Инженерные изыскания площадки строительства
ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА ПОДРЯДА НА ВЫПОЛНЕНИЕ ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Ключевые слова: инженерные изыскания, изыскательские работы, договор подряда, результат работ, виды изысканий.
The Article represents a brief description of the subject ofa contractor S agreement for survey operations given on the basis of the provisions of the RF Civil Code, RF Town-Planning Code, RF Government Decrees, Construction Rules and Regulations. The Article states different points of view related to the subject of the agreement: some authors implicitly consider a result of the production activity of the surveyor to be a subject of the agreement, others consider it to be this very activity simultaneously with obtaining the result of this activity.
The author compares the notions: «engineeringsurveys» and «survey operations». Specific features of the survey operations (operations related to the study of the natural conditions and man-caused factors; composite nature; intermediate nature) have been distinguished, and the work (activity) and the result of this activity has been individually characterized. Classification of the survey operations to be allocated into the binding and voluntary (recommended), the main and special categories has been represented. Some changes to be entered into the existing legislative acts, construction rules and regulations have been offered.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и/или выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (ст. 758 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ 1 (далее — ГК РФ)).
Предмет договора подряда на выполнение изыскательских работ в науке представлен несколькими различными точками зрения. Одни авторы безоговорочно считают предметом договора результат производственной деятельности изыскателя, другие — саму эту деятельность и ее результат.
Так, В.А. Рассудовский определяет предмет договора на выполнение проектно-изыскательских работ как результат производственной деятельности подрядчика (техническую документацию), что, по его мнению, дает представление о цели договора и ориентирует подрядчика на своевременное обеспечение строек необходимой технической документацией. Производственную деятельность подрядчика и заказчика он называет объектом правового воздействия2.
Сторонники второй точки зрения считают, что предметом договора подряда на выполнение изыскательских работ является проведение изыскателем необходимых заказчику работ, которые должны завершаться представлением данных о проведенных изысканиях3. Данная позиция основана на том, что договор на выполнение изыскательских работ — это разновидность договора подряда, одним из конститутивных признаков предмета которого является то, что подрядчик обязуется выполнить определенную ра-
1 Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
2 Рассудовский В.А. Основные черты договора на проектно-изыскательские работы и его роль в дальнейшем улучшении капитального строительства // Советское государство и право. 1961, № 9. С. 124.
3 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Ч. 2 / под ред. проф. В.П. Мозолина и проф. М.Н.
Малеиной. М., 2006. С. 463. Автор — А.А. Рябов; Гражданское право.
Ч. II / под ред. проф. А.П.Сергеева, проф. Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 410. Автор главы А.П.
Сергеев; Гражданское право. Т. III. Обязательственное право / под ред. проф. Е.А. Суханова. М., 2006.
С. 689. Автор главы В.В. Витрянский.
боту, результатом которой является создание новой вещи либо восстановление, изменение, улучшение уже существующей. Отличие предмета договора подряда на выполнение изыскательских работ от иных видов договора подряда, по мнению сторонников данной точки зрения, в результате работ. Как пишет А.П. Сергеев, результат работы изыскателя — данные о проведенных изысканиях, основная ценность которых заключается в содержании этих материалов
Особой концепции относительно предмета договора на выполнение проектно-изыскательских работ придерживался О.С. Иоффе. Под предметом договора он понимал его объект, который, как и в отношениях по капитальному строительству, состоит из осуществления работ — деятельности подрядчика — (юридический объект) и результата этой деятельности (материальный объект). О.С. Иоффе критикует и первую, и вторую точки зрения, указывая, что «единства объекта быть не может, ибо, пока ведутся работы, нет еще результата, а когда результат достигнут, работы уже не ведутся „.Работы и результат должны рассматриваться как юридический и материальный объекты, а не как разные элементы единого объекта подрядного правоотношения»2.
Полагаю, что предметом исследуемого договора являются работы, которые изыскатель собственными и/или привлеченными силами выполняет по заданию заказчика, и полученный при их осуществлении результат. Наличие в предмете договора подряда двух элементов подтверждается нормами действующего законодательства.
Что касается такого элемента предмета договора подряда на выполнение изыскательских работ, как деятельность подрядчика, то его обязательное присутствие в предмете договора подтверждается ст. 760 ГК РФ, где указывается, что подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с заданием заказчика и иными исходными данными. Относительно результата — ст. 758 ГК РФ гласит, что оплате подлежат не просто изыскательские работы, а именно их результат в виде подготовленных материалов по проведенным исследованиям.
Вопрос о предмете договора имеет важное теоретическое и практическое значение. Отсутствие в ГК РФ положений о понятии и особенностях изыскательских работ, их видах зачастую приводит к тому, что стороны заключают обычный договор подряда, не учитывая специфику возникающих правоотношений по поводу проведения изысканий. Поэтому следует рассмотреть отдельно, что представляют собой деятельность подрядчика (изыскателя) и результат его деятельности.
1 Гражданское право / под ред. проф. А.П.Сергеева, проф. Ю.К. Толстого. С. 410.
2 Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 478.
Исторически договор подряда на выполнение изыскательских работ воспринимался связанным со строительной деятельностью. О.С. Иоффе называл договор на выполнение проектных и изыскательских работ как договор, примыкающий к подряду. Проектирование и изыскание как объект особого договора выделяются только применительно к капитальному строительству 1. Как считает В.В.
Витрянский, изыскательские работы имеют целью обеспечить технико-экономическое обоснование строительства объекта, определяя, что и где следует строить. Отсутствие в легальном определении сферы применения данного договора не мешает, по его мнению, сделать вывод, что речь идет о проектировании именно в этой сфере, исходя из отдельных статей соответствующего параграфа ГК РФ (например, ст. 761 ГК РФ)2.
Определение «изыскательские работы» и в ГК РФ, и в Градостроительном кодексе РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ 3 отсутствует. В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, введенном в действие Постановлением Госстандарта РФ от 06 ноября 2001г. № 454-ст, отдельно не выделяются изыскательские работы как вид экономической деятельности. В то же самое время в классификационную группировку 74.20.35 «Инженерные изыскания для строительства» Общероссийского классификатора входят: маркшейдерские работы, инженерно-геологические, экологические изыскания для строительства, проектные и строительно-монтажные работы, включая изыскательские работы, связанные с ремонтом и реставрацией. Судебные инстанции определяют договор подряда на выполнение изыскательских работ как договор, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательства по выполнению инженерных изысканий4.
Понятие инженерных изысканий раскрывается в п. 15 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.
Инженерные изыскания — это изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.
СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» (далее — СНиП 11-02-96)5 определяют инженерные изыс-
1 Иоффе О.С. Обязательственное право. С. 473.
2 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2008.
С. 153.
3 Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.
4 См., например: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 марта 2009 г. № Ф04-1810(3331-А-70-8) // СПС «КонсультантПлюс».
5 СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения». Приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 29 октября 1996 г. № 18-77 // Минстрой России. ПНИИС, 1997.
кания для строительства как вид строительной деятельности, обеспечивающей комплексное изучение природных и техногенных условий территории (региона, района, площадки, участка, трассы) объектов строительства, составление прогнозов взаимодействия этих объектов с окружающей средой, обоснование их инженерной защиты и безопасных условий жизни населения (п. 4.1 СНиП 11-02-96).
В связи с разночтением в действующих законодательных, нормативных и технических актах формулировок «инженерные изыскания» и «изыскательские работы» трудно сделать вывод о том, какое из этих понятий шире. Анализируя деловую и судебную практику, можно предположить, что термины «изыскательские работы» и «инженерные изыскания» идентичны. Однако на законодательном уровне данное утверждение не получило легального закрепления, в связи с чем считаем целесообразным привести в соответствие нормы ГК РФ, Градостроительного кодекса РФ об инженерных изысканиях и изыскательских работах и ст. 758 ГК РФ дополнить понятием «изыскательские работы».
Исходя из основных целей и понятия инженерных изысканий, можно выделить основные признаки изыскательских работ.
Первый характерный признак изысканий касается объема понятия «инженерные изыскания». К инженерным изысканиям относятся только те виды работ, которые проводятся для изучения природных условий строительства и техногенных факторов. Работы по сбору и обработке сведений экономического характера, проведение согласований по отводу земель для строительства, оценке угодий и сносимых сооружений и др. выполняются в рамках договоров услуг или подряда в зависимости от желаемого результата.
Второй характерный признак изыскательских работ — комплексность их проведения, то есть обязательное осуществление целого ряда изысканий (основных и/или специальных). Законом не установлено обязательное требование к заключению одного договора с подрядчиком на проведение комплекса работ, поэтому они могут выполняться разными специализированными организациями как одновременно, так и последовательно друг за другом, в зависимости от объема работ. Необходимость комплексного подхода до момента принятия технических регламентов, обусловленных Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»1, определяется актами технического нормирования (СНиПами), где устанавливаются состав и объем работ, технология и методика их выполнения для отдельных видов инженерных изысканий. Так, в п. 4.18 СНиП 1102-96 указывается, что инженерные изыскания для подготовки обоснований
1 Собрание законодательства РФ. № 52 (ч. 1). 2002.
инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений в соответствии с установленным порядком должны обеспечивать в результате выполненного комплекса полевых и камеральных работ получение необходимых и достаточных материалов.
Третий характерный признак инженерных изысканий — это взаимосвязь результата изысканий с отношениями по организации строительства. Исходя из того, что результат изыскательских работ лежит в основе разработки проекта и непосредственно строительства объекта, то окончательная оценка проектно-технической документации и данных, полученных в результате изысканий, может проявиться только в процессе строительства либо после его окончания при эксплуатации объекта.
Так, при некачественном выполнении морских инженерных изысканий грунтов существует риск неустойчивой постановки самоподъемной буровой установки на точку бурения скважины на морском дне и, как следствие, невозможности проведения бурения и гибели людей. С учетом этого обстоятельства ответственность подрядчика по договору на выполнение проектных и изыскательских работ за недостатки в выполнении этих работ и в их материальном результате распространяются на случаи, когда указанные недостатки обнаруживают себя в ходе строительства и последующей эксплуатации объекта, созданного на основе соответствующих работ и проектно-технической документации (п. 1 ст. 761 ГК РФ).
По поводу видов инженерных изысканий хотелось бы отметить, что нормативные акты закрепляют необходимость выполнения различных видов изысканий в соответствующих отраслях. С учетом этого, инженерные изыскания можно разделить на обязательные и добровольные (рекомендуемые), основные и специальные.
В настоящее время в действующем законодательстве отсутствует единый перечень обязательных видов инженерных изысканий. Обязательность выполнения изыскательских работ предусмотрена п. 1 ст. 47 Градостроительного кодекса, где указывается, что не допускается подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Конкретные виды изысканий регулируются строительными нормами и правилами. Результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, подлежат государственной экспертизе (п. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ).
В то же время в ст. 48,49 Градостроительного кодекса РФ названы объекты, в отношении которых проектная документация не готовится и государственная экспертиза проектной документации не проводится. Подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконст-
рукции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
Исходя из изложенного следует, что изыскания, проводимые для осуществления строительства объектов, не требующих подготовки проектной документации, являются добровольными. Однако примеры деловой практики показывают, что застройщики проводят инженерные изыскания и в случае отсутствия требования законодательства об этом с целью обезопасить себя и заказчика от возможных рисков, связанных с неблагоприятными природными условиями и техногенными факторами. Так, в последние годы ведется интенсивное строительство жилых комплексов, коттеджных поселков, индивидуальных домов, дач. Участки для индивидуальной застройки выделяют из фонда земель наименее продуктивных, испытавших техногенное воздействие и имеющих нарушенное природное сложение, где встречаются различные геологические разрезы, недоизучение которых может привести к негативным последствиям при строительстве и эксплуатации объекта. Уровень современной строительной техники весьма высок и строительство домов возможно на любых грунтах, но недостаточное изучение инженерно-геологических условий, а иногда игнорирование их при проектировании и строительстве, приводят в дальнейшем к неоднородным просадкам в разных частях здания, появлению трещин, кренов, аварийных ситуаций и, как следствие, полному разрушению зданий.
Чтобы избежать всех этих негативных процессов, представляется целесообразным исключить положение п. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ о добровольности проведения изысканий в отношении жилищного строительства.
В настоящее время, ввиду пробелов законодательства об обязательных видах изысканий, стороны конкретизируют эти условия в договоре. Так, договором подряда на выполнение изыскательских работ между заказчиком и подрядчиком предусмотрено выполнение морских инженерно-геологических изысканий для постановки плавучей буровой установки (ПБУ) на точки бурения 4-х скважин в Обской и Тазовской губах Карского моря. Подрядчик обязан выполнить следующие проектные и технические задачи: оценить рельеф дна, глубину моря, составить характеристику инженерно-геологических условий по каждой площади, оценить несущую способность грунтового основания, определить показатели физико-механических свойств грунтов, оценить гидрометеорологические факторы, влияющие на безопасность эксплуатации самоподъемной плавучей буровой установки (СПБУ) и плавучей буровой установки (ПБУ); провести наблюдение за скоростью и направлением ветра, высотой волн, скоростью течения и колеба-
нием уровня. Согласно Программы работ, являющейся неотъемлемой частью договора, данные инженерные изыскания являются составной частью поисково-разведочного бурения и проводятся в месте постановки ПБУ с целью изучения пригодности природных условий для размещения и эксплуатации ПБУ.
Норма п. 6 ст. 47 Градостроительного кодекса гласит, что перечень видов инженерных изысканий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнении этой статьи Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 19 января 2006 г. № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства»1, где утвержден Перечень видов инженерных изысканий (далее — Перечень) и Положение об их выполнении (далее — Положение). В Перечне изыскания разбиты на две группы — основные и специальные.
Положение, состоящее всего из 6 статей, не содержит каких-либо требований относительно выполнения инженерных изысканий и частично дублирует Градостроительный кодекс РФ. Нормы Положения носят бланкетный характер с отсылкой на технические регламенты, а до вступления указанных нормативных актов в силу — на нормативные технические документы федеральных органов исполнительной власти (обязательные требования действующих строительных норм и правил). Кроме того, в Положении отсутствуют какие-либо критерии обязательности выполнения инженерных изысканий и их соотношение с основными и специальными видами. В связи с вышеизложенным, необходимо дополнить Положение статьей с перечнем видов обязательных и добровольных инженерных изысканий. Следует заметить, что указанный перечень должен быть сформирован техническими специалистами в области строительства (инженерных изысканий) и не является предметом данного исследования.
К основным изысканиям согласно Перечня относятся: инженерно-геодезические изыскания; инженерно-геологические изыскания; инженерно-гидрометеорологические изыскания; инженерно-экологические изыскания; инженерно-геотехнические изыскания. Их проведение необходимо для выбора проектных решений и обоснования разработки проектов практически всех зданий и сооружений независимо от назначения, вида и конструкции. Однако приоритетность основных видов изысканий друг перед другом определяется в зависимости от вида строительства. Так, для обоснования проектов линий электропередачи превалирующее значение имеют инженерно-геодезические изыскания, проектов гидроэлектростанций — инженерно-геологические, проектов портовых сооружений — инженерно-гидрометеорологические.
1 Собрание законодательства РФ. 2006. № 4. Ст. 392.
Специальными изысканиями в соответствии с Перечнем являются: геотехнические исследования; обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций; поиск и разведка подземных вод для целей водоснабжения; локальный мониторинг компонентов окружающей среды; разведка грунтовых строительных материалов; локальные обследования загрязнения грунтов и грунтовых вод.
Перечень является закрытым как в отношении основных, так и специальных видов инженерных изысканий.
Согласно Постановлению от 19 января 2006 г. № 20, право определения содержания работ, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, принадлежит Министерству регионального развития РФ по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Приказом Министерства регионального развития РФ от 11 июля 2008 г. № 92 утверждено Положение о составе и объеме инженерных изысканий, необходимых для определения границ планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения 1. Инженерные изыскания, выполняемые для подготовки проектов схем территориального планирования Российской Федерации, должны выполняться в объеме, обеспечивающем получение необходимых для определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения материалов о природных условиях территории, на которой планируется строительство объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения.
В Приказе от 11 июля 2008 г. № 92 указываются виды работ, которые могут выполняться в составе основных видов изысканий, а также цели, которые объем указанных работ должен обеспечивать. Состав инженерных изысканий определяется заказчиком в зависимости от области подготовки проекта схемы территориального планирования, а также объектов капитального строительства (ст. 4 Положения), а объем работ и исследований определяется заказчиком по результатам обработки и анализа топографо-геодезических, аэрокосмических и других материалов ранее выполненных инженерных изысканий, содержащихся в соответствующих фондах, а также в системах обеспечения градостроительной деятельности (ст. 9 Положения).
Пункт 4.3 ст. 4 СНиПа 11-02-96 частично дублирует основные виды изысканий, утвержденные в Перечне, за некоторым исключением: дополнительно к основным видам отнесены изыскания грунтовых строительных материалов и источников водоснабжения на базе подземных вод, исключе-
1 «О составе и объеме инженерных изысканий, необходимых для определения границ планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения» // Российская газета. № 173, 15 августа 2008 г.
ны инженерно-геотехнические изыскания. Специальные виды в СНиП 1102-96 не представлены, но указывается, что к инженерным изысканиям для строительства также относятся: «геотехнический контроль; обследование грунтов оснований фундаментов зданий и сооружений; оценка опасности и риска от природных и техноприродных процессов; обоснование мероприятий по инженерной защите территорий; локальный мониторинг компонентов окружающей среды; геодезические, геологические, гидрогеологические, гидрологические, кадастровые и другие сопутствующие работы и исследования (наблюдения) в процессе строительства, эксплуатации и ликвидации объектов; научные исследования в процессе инженерных изысканий для строительства предприятий, зданий и сооружений; авторский надзор за использованием изыскательской продукции в процессе строительства в составе комиссии (рабочей группы); инжиниринговые услуги по организации и проведению инженерных изысканий».
Отнесение столь разных по своей правовой природе видов работ (услуг) к инженерным изысканиям нарушает целостность восприятия данного понятия и приводит к коллизии с нормами гражданского законодательства о научно-исследовательских работах, возмездном оказании услуг, строительном подряде и проектно-изыскательских работах.
На основании вышеизложенного, считаем целесообразным п. 4.3 ст. 4 СНиП 11-02-96 изложить в следующей редакции: «В состав инженерных изысканий для строительства входят следующие основные их виды: инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические изыскания, инженерно-геотехнические изыскания.
Специальными видами инженерных изысканий являются: геотехнические исследования; обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций; поиск и разведка подземных вод для целей водоснабжения; локальный мониторинг компонентов окружающей среды; разведка грунтовых строительных материалов; локальные обследования загрязнения грунтов и грунтовых вод.
При выполнении основных и/или специальных видов инженерных изысканий могут проводиться: геодезические, геологические, гидрогеологические, гидрологические, кадастровые и другие сопутствующие работы и исследования (наблюдения), а также научные исследования».
В договорной практике, как правило, указываются основные виды инженерных изысканий, а в программе работ или в задании заказчика — и основные, и специальные с разбивкой по видам работ.
Что касается результата работ, то выполнение изыскательских работ завершается передачей заказчику результата работ в виде заключений, опи-
саний, технических обмеров, справочных материалов и иных подобных документов. Материалы и результаты инженерных изысканий оформляются в виде отчетной документации о выполнении инженерных изысканий, состоящей из текстовой и графической частей, а также приложений к ней (в текстовой, графической, цифровой и иных формах) (ст. 6 Положения).
ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ПРИЗНАНИЯ ПРАВА КАК СПОСОБА ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
Ключевые слова: юрисдикционная (судебная) форма защиты, признание права, правоподтверждающий и правосоздающий характер, универсальный способ защиты, восстановление нарушенного права.
The article is devoted to the problem of defining law admition. The opinion review connected to the understanding of the subject under consideration is introduced and the analysis of current court arbitrazh practice is made. As a result of the survey held, there has been found the conclusion, that such a way of defence of civil rights as law admi-tion is used only in the form of court defence. At the same time it is offered to exclude from the Civil code of Russian Federation juristic dispositions, setting an opportunity for using such way of defence in administrative order as it is created today in point 3 section 222 CC ofRF. Summing up the results of the held analysis the conclusion about
Источник: cyberleninka.ru
Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. Проектирование и изыскания для капитального строительства
Проектирование для капитального строительства — процесс создания проекта объекта капитального строительства, является одной из стадий инвестиционного процесса в области капитального строительства. Изыскания для капитального строительства процесс подготовки (в ходе комплексного изучения природных условий района, площадки, участка, трассы проектируемого строительства, местных строительных материалов и источников водоснабжения) материалов, необходимых для разработки экономически целесообразных и технически обоснованных решений для проектирования и строительства объектов.
Проектирование может осуществляться в одну или две стадии. При проектировании в одну стадию разрабатывается рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости строительства. При проектировании в две стадии разрабатывается сначала проект со сводным расчетом стоимости строительства (первая стадия), а затем — рабочая документация (вторая стадия), составляемая на основе проекта после его утверждения в установленном порядке. Проектирование в две стадии осуществляется при строительстве технически сложных объектов и при сложных природных условиях строительства.
Правовой формой опосредствования отношений по разработке соответствующей проектно-сметной документации является договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
Понятия договора подряда па выполнение проектных и изыскательских работ, каких-либо указаний о нем в Основах гражданского законодательства 1961 г., как и в гражданских кодексах республик, входивших в состав СССР, не содержалось. Определение понятия такого договора давалось лишь в юридической литературе. Суть его сводилась к тому, что это плановый договор между социалистическими организациями на изготовление по заданию заказчика документации, необходимой для осуществления капитального строительства, причем указывалось на обязанность заказчика содействовать подрядчику в разработке упомянутой документации.
Впервые определение понятия этого договора было дано в Основах гражданского законодательства 1991 г., которое затем с некоторыми уточнениями было воспроизведено 11 ст. 758 ГК РФ.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Договор этот консенсуальный, двусторонний (взаимный) и возмездный. Значение рассматриваемого договора заключается в том, что изготовленная в его исполнение проектно-сметная документация определяет технико-экономические и другие качественные показатели подлежащих строительству (расширению, реконструкции, техническому перевооружению) предприятий, зданий и сооружений.
Подрядные отношения по выполнению проектных и изыскательских работ регулируются прежде всего специальными нормами, установленными в § 4 гл. 37 ГК РФ, применяются к указанным подрядным отношениям, если иное не определено соответствующими законодательными актами.
Нормы, регулирующие рассматриваемые подрядные отношения, содержатся во многих других нормативных правовых актах. Таковы, например:
- — Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ;
- — Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»;
- — постановление Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;
- — постановление Государственного комитета РФ но вопросам архитектуры и строительства от 29.10.1993 № 18-41 «О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в Российской Федерации».
Поскольку проектирование и изыскания для капитального строительства являются частью, определенной стадией инвестиционного процесса в этой сфере, на участников отношений по договору па выполнение проектных и изыскательских работ распространяется также действие Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Как и в договорных отношениях по строительному подряду, заключение договора на выполнение проектных и изыскательских работ, выбор партнера (контрагента), определение обязательств, любых других условий взаимоотношений, не противоречащих законодательству, является исключительной компетенцией сторон договора, а основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие отношения сторон, наряду с действующим законодательством является заключенный ими договор.
Сторонами договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ являются заказчик и подрядчик (проектировщик, изыскатель). В качестве них могут выступать те же лица, что и по договору строительного подряда. Однако заказчиком может выступать и подрядчик по упомянутому договору в тех случаях, когда обязанность по разработке соответствующей технической документации лежит на нем, а у него нет возможности выполнить такую работу самостоятельно.
В отношениях по проектированию и изысканиям для капитального строительства, особенно в условиях наличия значительного количества проектных и изыскательских организаций, проектировщиков и изыскателей — индивидуальных предпринимателей важное значение приобретает защита заказчиков от изготовления некачественной проектно-сметной документации. Достижению этой цели служит институт лицензирования -выдача разрешений (лицензий) на выполнение специальных видов работ, требующих соответствующей аттестации исполнителя. Перечень таких видов работ и порядок выдачи лицензий определяется законодательством.
Для договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, как и для договора строительного подряда, характерна система генерального подряда: договор на выполнение всего комплекса проектных и изыскательских работ заключается заказчиком с ведущей проектной организацией — генеральным подрядчиком, который для выполнения отдельных видов проектных и изыскательских работ, разделов и частей технической документации заключает субподрядные договоры со специализированными проектными и изыскательскими организациями. На выполнение отдельных видов работ, разделов или частей технической документации заказчик вправе с согласия подрядчика заключать прямые договоры.
Предметом договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ является результат работы подрядчика (проектировщика, изыскателя). Для проектных организаций — это изготовленная по заданию заказчика (генерального проектировщика) проектно-сметная документация (ее часть, раздел), необходимая для осуществления строительно-монтажных работ, а для изыскательских организаций — полученные по заданию заказчика (генерального проектировщика) материалы, необходимые для правильного и экономически целесообразного решения основных вопросов проектирования (изготовления проектно-сметной документации), строительства и эксплуатации предприятий, зданий и сооружений.
Задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации, обычно разрабатываются заказчиком и передаются им подрядчику. Но задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено и подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком. Отступить от требований, содержащихся в задании па проектирование и других исходных данных, подрядчик вправе только с согласия заказчика (ст. 759 ГК РФ).
Цена на подлежащую разработке техническую документацию оговаривается при заключении договора. В ее установлении участвуют заказчик и подрядчик (проектировщик, изыскатель) независимо от того, на какой форме собственности основывается их деятельность. Превышение затрат по сравнению с обусловленной договором ценой, допущенное подрядчиком без согласования с заказчиком, компенсируется проектировщиком, изыскателем за счет собственных средств.
Условия договора сохраняют силу на весь срок действия договора. В случаях, когда после его заключения законодательством устанавливаются условия, ухудшающие положение сторон, договор может быть изменен.
Работы по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ могут финансироваться за счет тех же средств, что и работы по договору строительного подряда. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заключается по усмотрению сторон, их взаимному соглашению.
Какие-либо «плановые основания» или «плановые предпосылки», обязательные для обеих сторон, отсутствуют. Договор может заключаться на выполнение как всего комплекса работ, так и отдельных их этапов, частей, разделов. Порядок заключения договора на выполнение проектных и изыскательских работ не определен. При его заключении стороны руководствуются общими положениями о заключении договора.
Договор подряда па выполнение проектных и изыскательских работ заключается в письменной форме. Обязательная для сторон форма такого договора отсутствует. Стороны вправе составить договор по произвольно разработанной ими самими форме.
Основная обязанность подрядчика (проектировщика, изыскателя) -выполнение предусмотренных договором работ в установленный им срок и в соответствии с заданием на проектирование и иными исходными данными, с соблюдением обязательных для него требований нормативно-технических документов по вопросам проектирования, в том числе строительных норм и правил, норм технологического проектирования, стандартов и технических условий на строительные материалы, детали и конструкции и др.
К обязанностям подрядчика относятся также:
— согласование готовой технической документации с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком согласование ее с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;
проведение защиты выполненной технической документации в утверждающей ее инстанции;
- — внесение по требованию утверждающей инстанции и в установленные ею сроки изменений в представленную на утверждение техническую документацию без дополнительной оплаты, если требования утверждающей инстанции не противоречат заданию на проектирование;
- — внесение без оплаты и в сроки по согласованию с заказчиком изменений в выполненную техническую документацию, связанных с исправлением допущенных в ней ошибок, и др.
Выполненную техническую документацию подрядчик вправе передавать третьим лицам только с согласия заказчика.
Основная обязанность заказчика — принять разработанную подрядчиком (проектировщиком, изыскателем) в соответствии с условиями договора техническую документацию и оплатить ее.
Заказчик также обязан, если иное не предусмотрено договором:
- — использовать техническую документацию только на цели, предусмотренные договором, не передавать ее третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика;
- — оказывать подрядчику содействие в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре;
- — участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления;
- — возместить подрядчику дополнительные расходы, вызванные изменением исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика;
- — привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному к заказчику третьим лицом в связи с недостатками составленной технической документации или выполненных изыскательских работ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в Российской Федерации независимо от источников финансирования, форм собственности до их утверждения подлежат государственной экспертизе органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственной экспертизы. Организация и проведение государственной экспертизы в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, осуществляется для следующих видов объектов капитального строительства (за исключением объектов, находящихся в ведении федеральных ядерных организаций):
- а) объекты, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;
- б) объекты, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
- в) объекты обороны и безопасности, иные объекты, сведения о которых составляют государственную тайну (за исключением объектов, государственная экспертиза в отношении которых отнесена указами Президента РФ к полномочиям федеральных органов исполнительной власти);
- г) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального значения в случае, если при проведении работ по их сохранению затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов;
- д) особо опасные и технически сложные объекты;
- е) уникальные объекты;
- ж) автомобильные дороги федерального значения;
- з) объекты, связанные с размещением и обезвреживанием отходов производства и потребления I—V классов опасности;
- и) объекты, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
- к) объекты капитального строительства, строительство или реконструкция которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (за исключением объектов, государственная экспертиза в отношении которых отнесена указами Президента РФ к полномочиям федеральных органов исполнительной власти).
Приемка технической документации оформляется актом. Обязательная для сторон форма такого акта законодательством не установлена, он составляется в произвольной форме, разрабатываемой самими сторонами. В акте обычно отмечается, соответствует ли техническая документация условиям договора, дается ее краткое описание, фиксируется эффективность технической документации и на основании чего она определена, указывается обусловленная договором цена, а также размер надбавки или скидки к цене в процентах с учетом выполнения условий договора. Исходя из обусловленной цены и выплаченного аванса, а также размера надбавки и скидки, в акте указывается сумма, подлежащая перечислению подрядчику (проектировщику, изыскателю). Окончательная оплата за полностью выполненную техническую документацию производится после ее приемки и подтверждения заказчиком соответствия проектных решений технико-экономическим показателям, установленным в задании на проектирование, при положительном заключении экспертизы.
Изменение содержания договора подряда па выполнение проектных и изыскательских работ может иметь место при внесении заказчиком изменений в техническую документацию при условии, что вызываемые этим дополнительные работы по стоимости превышают 10% указанной в смете общей стоимости строительства. В этом случае составляется согласованная сторонами дополнительная смета.
Расторжение (прекращение) договора возможно также по инициативе любой из сторон в случае систематического нарушения контрагентом договорных обязательств с возмещением виновной стороной другой стороне убытков, возникших у нее в связи с расторжением договора. Основанием для расторжения договора является и признание заказчика в установленном порядке несостоятельным (банкротом).
В ГК РФ содержатся указания об ответственности лишь подрядчика по данному договору. Он несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации или данных изыскательских работ. При обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно устранить эти недостати, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или договором не установлено иное (ст. 761 ГК РФ).
Заказчик за нарушение условий этого договора должен нести ответственность в полном объеме в соответствии с положениями ст. 15, 393 ГК РФ.
Источник: studme.org
Договор (контракт), техническое задание и программа инженерно-геологических изысканий
Особенностями современного проведения инженерно-геологических изысканий для строительства и реконструкции зданий и сооружений на городских территориях являются: резкое ускорение темпов ведения всех видов строительных работ; нередкое ограничение финансирования изыскательских работ; стеснённые условия проведения инженерно-геологических изысканий на территории города.
По этим причинам в большинстве случаев не выполняются в полном объёме требования соответствующих нормативных документов. Нередко изыскатели и проектировщики используют «табличные» значения характерных грунтов, установленные как среднее для территории крупного региона, в большинстве случаев без дифференциаций по генетико-стратиграфическим признакам. Не учитывается техногенная изменённость состава, строения и свойств массива грунтов основания строительных объектов.
Ведение инженерно-геологических изысканий регламентируется основным нормативным документом в строительстве «Строительными нормами и правилами» СНиП 11-02 – 96 «Инженерные изыскания для строительства». Данный документ определяет порядок, состав, объём и виды выполняемых работ изысканий для различных этапов проектирования, строительства и эксплуатации объектов и различных геологических обстановках, а так же состав документации по результатам изысканий, порядок их предоставления и приёмки, а так же ответственность исполнителей и заказчиков (проектировщиков).
Инженерно-геологические изыскания
Инженерно-геологические изыскания — производственный процесс получения, накопления и обработки инженерно-геологической информации для обеспечения строительного проектирования исходными данными об инженерно-геологических условиях района (площадки, участка, трассы).
Под инженерно-геологическими условиями понимается совокупность компонентов геологической среды, которые могут оказать влияние на проектируемые здания и сооружения (рельеф и геоморфология, геологическое строение, подземные воды, состав, состояние и свойства грунтов, опасные геологические процессы).
Одной из важнейших задач инженерно-геологических изысканий является прогнозирование возможных изменений в сфере взаимодействия проектируемого сооружения с геологической средой.
Договор (контракт), техническое задание и программа инженерно-геологических изысканий
Содержание этих важнейших проектно-изыскательских документов регламентируется СНиП 11-02-96.
Основанием для производства инженерно-геологических изысканий является договор (контракт) между Заказчиком (финансирующей, проектной или строительной организацией) и Исполнителем инженерно-геологических изысканий. Обязательными приложениями к договору должны быть техническое задание, календарный план работ и смета, а при наличии требования Заказчика и программа инженерно-геологических изысканий.
Техническое задание на выполнение инженерно-геологических изысканий составляется Заказчиком и передается в изыскательскую организацию.
В техническом задании указываются местоположение площадки (или трассы) предполагаемого строительства, вид проектируемого сооружения, стадийность (этап) проектирования, конструктивные особенности проектируемых зданий и сооружений, намечаемый тип фундаментов (свайный, плита, ленточный), этажность, наличие мокрых технологических процессов, подвальных помещений, допускаемые величины деформаций, предполагаемая нагрузка на грунты основания и другие сведения.
Для трасс коммуникаций указывается предполагаемая глубина их заложения, протяженность, диаметр и материал трубопроводов и др.
При небольшом объеме намечаемых инженерно-геологических работ (несложные объекты II и III уровня ответственности, простые инженерно-геологические условия, высокая степень геологической изученности) допускается взамен программы составление технического предписания на производство изысканий.
Материалы инженерно-геологических изысканий, передаваемые Заказчику в виде технического отчета, подлежат обязательной государственной экспертизе.
Источник: studopedia.ru