Строительство составляет особую отрасль материального производства. Она отличается тем, что в этом случае конечный продукт представляет собой недвижимость по ее природе: создаваемые и подготовленные к вводу объекты, которые, пользуясь терминологией ст. 130 ГК, прочно связаны с землей, и по этой причине «перемещение. невозможно без несоразмерного ущерба их назначению».
Эти объекты индивидуальны (даже построенные по одному и тому же проекту, они отличаются один от другого) и рассчитаны по общему правилу на продолжительную, обычно многолетнюю эксплуатацию. К этому можно добавить и то, что строительство ведется на открытом воздухе, нередко на действующих предприятиях, продолжается по общему правилу длительное время, в виде общего правила обладает повышенной опасностью для окружающих, вследствие чего проводится на основе согласованных с компетентными органами проектов, предполагает активное участие заказчика (его представителей) в ходе выполнения работ. Эти и иные особенности строительства предопределили специфику опосредствующих соответствующие отношения договоров.
Лекция. Договор подряда. Виды подряда. Ершова Ю.В.
В силу ст. 740 (п. 1) ГК по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Строительный подряд может включать строительство или реконструкцию предприятия, жилого дома или другого здания, сооружения или иного объекта, а также неразрывно связанные со строящимся объектом работы: монтажные, пусконаладочные и др. (см. п. 2 ст. 740 ГК).
Для договора подряда на капитальное строительство с присущей ему сложностью охватываемых отношений в большей мере, чем для любого другого подрядного договора, характерно смешение элементов различных договоров. Соответственно в литературе справедливо отмечалось, что этот договор, «помимо чисто подрядных, опосредствует также элементы целого ряда иных видов отношений: поставки, имущественного найма, услуг, хранения, экспедиции, перевозки, кредитно-расчетных и некоторых других» .
Гражданские правоотношения и их структурные особенности: Сборник статей. Свердловск, 1975. С. 66 (автор — С.А. Верб).
Основное отличие рассматриваемого договора наиболее полно выражается в специфической форме строительного подряда — строительстве «под ключ». Речь идет о случаях, когда договор, заключаемый между заказчиком и подрядчиком, предусматривает выполнение последним цикла «проектирование — строительные, монтажные и специальные строительные работы, предусмотренные строительными нормами и правилами, — сдача объекта в эксплуатацию» . По договоренности между сторонами заказчик может принять на себя часть связанных со строительством обязательств (например, по обеспечению материальными ресурсами). Однако и при этом подрядчик продолжает нести ответственность за передачу заказчику созданного объекта «под ключ», поскольку на нем лежит обязанность сдать в соответствии с условиями договора объект готовым к эксплуатации. При строительстве промышленных объектов на подрядчика обычно возлагается обязанность передать одновременно технический проект, техническую документацию и инструкции для эксплуатации.
Подряд. Подрядчик. Договор подряда. Договор строительного подряда. Акт выполненных работ.
Строительство. Заключение договоров. Приемка законченных объектов. Стандарты и технические условия. Экспертиза. М., 1996.
С. 59.
Одна из особенностей правового регулирования строительного подряда выражается в том, что отношения сторон могут продолжаться и после сдачи результата работ. Имеется в виду принятие подрядчиком на себя обязанности после завершения строительства оказывать различного рода услуги, связанные с эксплуатацией объекта, включая и такие, как, например, обучение работников заказчика, подготовка различного рода инструкций по эксплуатации и др. Объем, стоимость и прочие характеристики такого рода услуг определяются в самом договоре строительного подряда. В этих случаях имеется в виду заключение широко используемого в международной строительной практике договора «продукция на руки», при котором в обязанность подрядчика входит не только завершить строительство всего объекта, но и передать персоналу заказчика технические и управленческие навыки и знания, необходимые для успешной эксплуатации объекта. Природа подрядных отношений позволяет дополнительно включить в такой договор все обязательства, о которых идет речь, и соответственно обеспечить успешный результат осуществленной профессионально деятельности, как равно предусмотреть и другие формы последующего сотрудничества.
Практика, направленная на то, чтобы расширить традиционные рамки подряда, предусмотрев в нем элементы других договоров, отражена теперь в ГК. Речь идет о включении в п. 2 ст. 740 ГК, посвященный выяснению существа договора строительного подряда, указания на то, что подрядчик может принять на себя обязанность обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия заказчиком в течение предусмотренного в договоре срока.
Допустимо включение в договор условия, которым запрещается обязанность подрядчика устранять по требованию заказчика и за его счет недостатки, за которые подрядчик ответственности нести не должен. Если такое условие содержится в договоре, подрядчик сможет освободить себя от соответствующей обязанности и ответственности за ее нарушение только в случае, если ему удастся доказать, что обнаруженные недостатки не связаны непосредственно с предметом договора либо подрядчик не в состоянии их устранить по не зависящим от него причинам.
В подобных ситуациях речь идет о договорах, которые включают элементы подряда и возмездного оказания услуг, а значит, в силу п. 3 ст. 421 ГК к ним, если иное не предусмотрено соглашением или не вытекает из существа смешанного договора, возможно применение в соответствующей части, помимо норм о строительном подряде, также статей главы, посвященной договору возмездного оказания услуг.
Важнейшим отличительным признаком, которым руководствовался законодатель при выделении строительного подряда в составе главы «Подряд», служит характер работ и особая область, в которой они осуществляются. Таким образом, строительным является обладающий общими признаками подряда договор, который используется в соответствующей сфере, с учетом присущей ей специфики. По этой причине не исключены случаи, когда в отношении одних и тех же по характеру работ будет применяться различный по характеру договорный режим.
Примером могут служить монтажные работы. Если они связаны со строительством, то могут рассматриваться как разновидность строительных работ, составляя таким образом предмет строительного подряда. Вместе с тем монтаж в виде сборки такого же оборудования, приобретенного для себя промышленным предприятием, это — обычный подряд. Наконец, если соответствующую обязанность принял на себя поставщик оборудования, налицо осложненный вариант купли-продажи (поставки).
В свое время разошлись мнения Госстроя СССР и Госарбитража СССР по еще одному договору. Первый рассматривал договор капитального ремонта как разновидность подряда, а второй выступал за признание его самостоятельным договором, считая по этой причине невозможным применять к договору на капитальный ремонт нормы о договоре подряда на капитальное строительство . В то же время большинство авторов склонны были поддерживать вторую точку зрения.
Так, И.Л. Брауде указывал на то, что «основным признаком капитального строительства является создание новых капитальных объектов (сооружений, предприятий, строений) и реконструкция существующих объектов: капитальная надстройка или пристройка, создание новых цехов, сооружение новых мощностей и т.д. В отличие от капитального строительства капитальный ремонт не создает новых объектов. Капитальный ремонт производится в целях восстановления отдельных элементов основных фондов (строений, сооружений и т.д.). Своевременное производство капитального ремонта обеспечивает сохранность предприятий, зданий и сооружений, их правильное функционирование» <**>.
См. об этом: Брагинский М.И. Совершенствование законодательства о капитальном строительстве. М.: Стройиздат, 1982. С. 109 и сл.
<**>Отдельные виды обязательств. С. 152 — 153 (автор — И.Л. Брауде). См. также: Фаткутдинов З. Вопросы применения договора подряда на капитальный ремонт жилых и производственных помещений // Советская юстиция. 1972.
N 4. С. 22.
ГК учел, что специфика соответствующего договора и связь его со строительным подрядом могут по-разному оцениваться контрагентами. По отмеченной причине был избран средний путь: сторонам предоставлена возможность, учтя особенности складывающихся отношений, признать по соглашению между собой, что к заключенному ими договору будет применяться правовой режим, установленный для строительного подряда. Соответственно п. 2 ст. 740 ГК ввел на этот счет диспозитивную норму, которая лишь презюмирует распространение на договор выполнения одного вида ремонтных работ — работ по капитальному ремонту — правил о договоре строительного подряда . Следовательно, если в договоре на выполнение работ по капитальному ремонту предусмотрено, что нормы договора о строительном подряде к нему не применяются, тем самым предопределено действие по отношению к этому договору общих положений о подряде, т.е. статей § 1 гл. 37 ГК <**>.
Соответственно, ссылаясь на указанную норму ГК, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в одном из решений по делу, связанному с исполнением работ по капитальному ремонту, указал: «К отношениям сторон следует применять правила, относящиеся к договору строительного подряда, так как в договоре не указано иное» (Ведомости Высшего Арбитражного Суда РФ. 1999. N 4. С. 33).
<**>Такую позицию занимает арбитражная практика. Примером может служить дело по иску подрядчика, возникшее в связи с неоплатой выполненных работ по ремонту двигателя. Основанием для удовлетворения иска Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ признал ст. 702, помещенную Гражданским кодексом в параграф «Общие положения о подряде» (Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2001. N 10.
С. 26).
Статьи § 3 «Строительный подряд» гл. 37 ГК распространяются и на работы по удовлетворению бытовых или других личных потребностей выступающего в роли заказчика гражданина (например, на работы по строительству жилого дома, гаража или дачи). Однако в соответствующих случаях статьи указанного параграфа, как уже отмечалось в предшествующей главе, действуют вместе с нормами о договоре бытового подряда. При определении источников правового регулирования договора строительного подряда в рассматриваемых случаях следует иметь в виду отмеченную уже выше цель специального режима договоров бытового подряда: то, что он установлен именно для защиты прав потребителей. По этой причине к договору на удовлетворение соответствующих потребностей заказчика-гражданина должны применяться нормы о защите прав потребителей, содержащиеся не только в законах о защите прав потребителей и иных правовых актах, принятых в соответствии с ними, но также в статьях вышеуказанного § 3.
История развития института. В дореволюционной России, подобно другим современным ей государствам, подрядные отношения в области строительства как специального объекта правового регулирования не получили развития. И то, что договор подряда — на это обращалось внимание в гл. 1 настоящей книги — был урегулирован не сам по себе, а вместе с поставкой, не оказалось случайным. В частности, применительно к строительству, если не считать казенного подряда, которому были посвящены специальные акты, основной правовой формой служили отношения, объектом которых был главным образом индивидуальный труд (имеется в виду выделенный законодательством впоследствии трудовой договор).
Правовое регулирование договоров, используемых в сфере строительства в послереволюционный период, прошло несколько этапов. Каждый из них выражал неодинаковую оценку этих договоров со стороны законодателя.
Начало положил Декрет СНК СССР от 1 декабря 1919 г. . В нем проявилось весьма настороженное отношение к строительству как определенному виду деятельности, которая олицетворяла тогда для законодателя в наибольшей степени то, против чего была направлена революция, — частное хозяйство и частный рынок. По отмеченной причине еще в большей степени, чем поставка, строительный подряд подлежал особому контролю со стороны государства.
С этой целью было установлено, что о каждом договоре подряда, имевшем предметом проведение строительства и связанных с ним работ, кем бы такой договор ни заключался, необходимо было сообщать финансовым органам. Некоторое время спустя Постановлением СТО от 24 ноября 1920 г. <**>государственным учреждениям и предприятиям, а также общественным организациям вообще запретили вступать в подрядные отношения; при этом ранее заключенные договоры объявлялись с 1 января 1921 г. аннулированными. Это означало, что строить для себя можно было только своими силами. Так подрядный способ был вытеснен хозяйственным, который, как подчеркивал И.Л. Брауде, сводился к тому, что «капитальное строительство ведется для своих нужд, своими средствами (строительными механизмами, инвентарем и рабочей силой)» <***>.
СУ РФ. 1919. N 62. Ст. 571.
<**>СУ РФ. 1921. N 3. Ст. 29.
<***>Брауде И.Л. Договоры по капитальному строительству в СССР. М.: Госюриздат, 1952. С. 102.
В результате единственным заказчиком в области строительства, ведущегося на началах подряда, осталось государство, притом именно казна.
В указанный период потребности оборота в правовом регулировании подрядных отношений вполне удовлетворяла глава VII («Подряд») Гражданского кодекса 1922 г. с ее общим для всех видов подряда режимом. Отмеченное было связано с тем, что за пределами Кодекса, как было в нем прямо указано (ст. 235), действовал специальный акт, регулировавший отношения, в которых в роли заказчика выступали от имени государства его органы. Имелось в виду Положение о государственных подрядах и поставках (см. § 5 настоящей главы).
Особый интерес к строительному подряду начал проявляться главным образом на рубеже 20 — 30-х гг., когда стала ясной невозможность решения без него крупнейших хозяйственных задач, поставленных к тому времени государством. В таких условиях все большее значение приобретали специализированные государственные строительные предприятия, что нашло прямое выражение, в частности, в Постановлении СНК СССР от 1 июня 1928 г. .
СЗ СССР. 1928. N 38. Ст. 297.
Новый этап в развитии законодательства в соответствующей сфере был связан с Постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР от 11 февраля 1936 г. . Им был провозглашен переход на подрядный способ ведения строительных работ. Соответственно признавалось, что указанный способ наилучшим образом обеспечивает создание и дальнейший рост крупной строительной индустрии, опирающейся на передовую технику и постоянные строительные кадры. В этих целях учреждались строительные тресты, призванные заменить собой существовавшие на промышленных предприятиях строительные подразделения.
СЗ СССР. 1936. N 9. Ст. 70.
В подобных условиях стала остро ощущаться потребность в разработке кодифицированных актов, охватывающих отношения, которые выделились в особую отрасль — строительство . Эту роль сыграли прежде всего тесно связанные между собой и принятые в один и тот же день Правила о договорах подряда на капитальное строительство и Правила финансирования строительства Промбанком СССР. Эти акты регулировали существенную часть отношений, опиравшихся на особые принципы того, что именовалось «социалистическим хозяйствованием». В соответствии с проявлявшейся в то время общей тенденцией к умалению значимости Гражданского кодекса для договорных отношений между организациями специальные акты, посвященные строительному подряду, вытеснили общие статьи ГК о подряде.
Так, первые Правила о договорах подряда на капитальное строительство были утверждены 26 февраля 1938 г. (СЗ СССР. 1938. N 9. Ст. 58). Вторые — 24 августа 1955 г. (Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по строительству. М., 1956. С. 123). Третьи — 24 декабря 1969 г. (СП СССР.
1969. N 15. Ст. 82).
Правила о договорах подряда на капитальное строительство неоднократно менялись . При этом последние по времени издания Правила были утверждены 26 декабря 1986 г. <**>, а свое действие, как это видно из самого их названия, соответствующие акты распространяли на отношения в области «капитального строительства». Обращение к обычному толкованию каждого из этих двух терминов могло помочь определить границы охватываемой ими области.
Об истории развития правового регулирования подрядных отношений в строительстве см.: Брауде И.Л. Договоры по капитальному строительству в СССР. С. 108 и сл. Отдельные виды обязательств (автор — И.Л. Брауде).
С. 246 и сл.; Варшавский К.М. Подряды и поставки в Союзе ССР. М.: Госюриздат, 1925.
<**>СП СССР. 1987. N 4. Ст. 19; СП СССР. 1990. N 25. Ст.
118.
Первый из них — «строительство». «Строить» означает «сооружать» — «производить постройку чего-нибудь», а второе («капитальное») — «дорогой, стоящий больших денег» .
Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. I. М., 1935. С. 1311, а также: Т. IV. 1939.
С. 562.
В данном конкретном случае понятие «капитальное строительство» имело специфический смысл. Речь шла об отношениях между государственными, а также между государственными и кооперативными организациями по поводу выполнения работ, финансируемых главным образом непосредственно из бюджета. Эти отношения опирались на обязательные для каждой из сторон плановые акты, а сами работы предполагали строгий государственный контроль за началом, ходом и завершением строительства. В результате именно в области капитального строительства сложился к тому времени по сути самый жесткий организационно-правовой режим.
В подтверждение можно сослаться на то, как решались соответствующие вопросы в первых из принятых Правилах (1938 г.). Ими предусматривалось, что подрядные договоры заключаются на строительство, включенное в утвержденные титульные списки.
На каждый год строительства должны были заключаться годовые договоры по ценам сметы с учетом утвержденного для данной стройки размера снижения стоимости строительства. Материально-техническое снабжение обеспечивалось по выделенным фондам и контингентам в соответствии с нарядами и правами на получение ресурсов. Утвержденные в то же время Правила финансирования строительства предполагали, что Промышленный банк СССР, на который непосредственно возлагалось аккумулирование предназначенных для всего строительства средств (главным образом бюджетных), был обязан проверять подрядные договоры. И в случае, если включенные в них объекты не были обеспечены утвержденными техническими проектами и сметами или сумма годового договора превышала титул, финансирование в соответствующей части следовало прекратить.
Отмеченные исходные начала правового регулирования подряда на капитальное строительство сохранялись и позднее. Так, даже Правила 1986 г. устанавливали, среди прочего, что договор подряда заключается на весь период нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений или их очередей, включенных в план капитального строительства и имеющих утвержденные в установленном порядке титульные списки. Соответственно изменение договоров допускалось только в случае изменения министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик утвержденных годовых планов капитального строительства.
Последние по времени Правила финансирования строительства, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 8 октября 1965 г. (ст. 156), возлагали обязанность на Стройбанк СССР, через который в то время шло практически обеспечение денежными ресурсами по всей стране строек, осуществлять контроль за строительством, предоставляя этому Банку для указанной цели право применять самые строгие экономические санкции по отношению к тем, кто не выполняет планы ввода в действие мощностей и основных фондов, задания по снижению себестоимости строительно-монтажных работ и др.
СП СССР. 1965. N 21. Ст. 156.
См. об этом, в частности: Барышев М.И. Правовые вопросы капитального строительства в СССР. М.: Госюриздат, 1958. С. 61.
Не удивительно поэтому, что, как уже отмечалось в гл. 1 настоящей книги, принятый в 1964 г. Гражданский кодекс признал подряд и подряд на капитальное строительство самостоятельными договорами.
При этом дифференциация правового регулирования подрядных отношений оказалась столь резкой, что законодатель отказался от использованного им в ряде других случаев приема — отсылки к родственным договорам (имеются в виду содержавшиеся в этом Кодексе указания на субсидиарное применение норм о купле-продаже к договору мены (ст. 255 ГК), имущественного найма — к договору безвозмездного пользования имуществом (ст.
342 ГК), поручения — к договору комиссии (ст. 404 ГК) и др.). Таких отсылок в главе 31 ГК 1964 г. «Подряд на капитальное строительство» к главе «Подряд» не оказалось. Отсутствовали отсылки к главе «Подряд» и в специальных актах об этом договоре.
Различие между договорами подряда и подряда на капитальное строительство выражалось в их субъектном составе (в первом сторонами могли выступать любые участники гражданского оборота, а во втором — только социалистические организации), в предмете (договор подряда опосредствовал выполнение любых работ, а договор подряда на капитальное строительство — лишь строго определенных), в содержании (в то время как в договоре подряда речь шла о выполнении работ на свой риск, в договоре подряда на капитальное строительство обязанность подрядчика состояла в том, чтобы построить и сдать объект в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией; кроме того, как уже отмечалось ранее, предполагалось возложение риска случая на заказчика). Наконец, особое значение придавалось тому, что договор подряда на капитальное строительство имел непременным основанием обязательный для сторон плановый акт .
Именно административные по своей сути элементы договора подряда на капитальное строительство, вместе с активной ролью заказчика, служили основанием для признания того, что «подрядный договор по строительству в социалистическом праве — это не разновидность договора подряда, а особый договор, самостоятельный тип договора в системе договоров» (Брауде И.Л. Указ. соч. С. 151).
Основы гражданского законодательства 1991 г., возвратившись тем самым к ГК 1922 г., признали договор подряда на капитальное строительство разновидностью подрядного договора. Соответственно из определения договора подряда на капитальное строительство была исключена ссылка на плановые его основы, и одновременно предполагалось ограничение вмешательства государства в установление взаимных прав и обязанностей сторон. При столь существенных изменениях в правовом режиме обоих договоров отпала необходимость в формировании договора строительного подряда как отдельной главы ГК. Все сводилось к тому, что указанному договору была посвящена одна из статей (ст. 95), помещенная в главу 12 «Подряд».
С учетом вступивших в действие Основ Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 14 августа 1993 г. предусмотрело, что Правила о договорах подряда на капитальное строительство 1986 г. на территории Российской Федерации не действуют.
Собрание актов Российской Федерации. 1993. N 4. Ст. 3189.
Многие ранее принятые акты не могут применяться теперь уже по той причине, что они вступили в противоречие с действующим Кодексом.
Источник: uristinfo.net
5.3. Договор строительного подряда
В соответствии сп. 1 ст. 740 ГК по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Регулирование данного вида подрядных отношений осуществляется нормами § 3 гл.
37 ГК «Строительный подряд». Общие положения о подряде, содержащиеся в § 1 этой главы, применяются, если иное не установлено предусмотренными в ГК правилами о строительном подряде.
Нормы, регулирующие отношения по строительному подряду, содержатся во многих других нормативных правовых актах. К ним, в частности, относятся: •
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ; •
Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»; •
Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; •
Закон РФ от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»; •
Федеральный закон от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».
В случаях, когда по договору строительного подряда выполняются работы для удовлетворения бытовых или других личных потребностей гражданина, к нему применяются правила § 2 гл. 37 ГК «Бытовой подряд» (п. 3 ст. 740 ГК).
Кроме того, при регулировании отношений строительного подряда применяются актырекомендательногохарактера. Таким актом, в частности, служит принятое Минстроем России 10 июня 1992 г. Руковод- ство по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации.
Сторонами договора строительного подряда являются заказчик и подрядчик.
В качестве заказчиков могут выступать инвесторы, осуществляющие капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством РФ, а также уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые реализуют инвестиционные проекты (п.
2, 3 ст. 4 Федерального закона от «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»).
Подрядчиками могут быть строительные, строительно-монтажные, проектно-строительные и другие организации, действующие в сфере строительного производства, а также граждане-предприниматели. Для выполнения соответствующих видов работ они должны иметълицензию (п. 4 ст. 4указанного Федерального закона).
При осуществлении капитального строительства широко применяется система генерального подряда, при которой заказчик заключает договор с одной строительной организацией — генеральным подрядчиком, привлекающим для выполнения отдельных комплексов работ специализированные организации в качестве субподрядчиков. Генеральными подрядчиками и субподрядчиками могут являться и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
С согласия подрядчика заказчик заключает договоры на выполнение определенных монтажных и иных специальных работ по данному объекту строительства с другими подрядными монтажными и иными специализированными организациями. Такие заключаемые заказчи- комдоговорыпринятоназыватьи/штшидогово/>ялш.
Предметом договора строительного подряда (субподряда) является конечный результат деятельности подрядчика (субподрядчика). По договору строительного подряда — это соответствующий объект строительства (предприятие, здание, сооружение), сдаваемый подрядчиком заказчику, а по договору субподряда — законченный комплекс определенных работ (монтажных, санитарно-технических и др.), составляющих часть работ по объекту строительства в целом и сдаваемых субподрядчиком генеральному подрядчику.
Различаютследующи евидыдоговорастроительного подряда: •
договоры на выполнение строительно-монтажных и иных работ по объекту в целом; •
договоры на выполнение отдельных комплексов монтажных и иных специальных строительных работ; •
договоры на выполнение пусконаладочных работ.
Гели иное не предусмотрено договором, правила о договоре строительного подряда относятся также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений (п.
Договор строительного подрядадолжен быть заключен в письменной форме. При этом может использоваться форма (образец) договора, являющаяся приложением к упомянутому выше Руководству по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации.
Существенными условиями договора строительного подряда являются условия о предмете, цене и сроке договора.
При определении цены договора стороны могут руководствоваться Порядком определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений (приложение к письму Госстроя России от 29.12.1993 № 12-349).
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 708 ГК срок договора строительного подряда определяется по соглашению сторон путем указания в договоре начального и конечного сроков выполнения работы. По соглашению сторон в договоре могут быть установлены также сроки завершения от- дельныхэтановработ, если договором предусмотрена сдача результата выполненной работы сначала по этапам, а затем в целом по объекту строительства.
Как правило, в договоре строительного подряда предусматриваются гарантийные обязательства подрядчика на построенные здания и сооружения либо выполненные комплексы работ.
Для заключения договора строительного подряда необходимо предварительное получение определенных документов. Для заказчика таким документом является разрешение на строительство, выдаваемое федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией (ст. 51 Градостроительного кодекса), а для подрядчика—лицензия (разрешение) наосуществлениестроительной деятельности.
Осуществляя строительство, подрядчик обязан соблюдать строительные нормы и правила (СНиПы), другие технические нормы и правила, а также требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ (ст. 751 ГК).
На подрядчике лежит обязанность обеспечить стройку необходимыми материалами, в том числе деталями и конструкциями, а также оборудованием, если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик (ст.
Обязанностью подрядчика является также возведение здания, сооружения или иного объекта строительства либо выполнение иных строительных работ и сдача заказчику результата выполненных по договору строительного подряда работ в срок, установленный договором.
Закон предусматривает некоторые специфические обязанности заказчика по договору строительного подряда. Так, заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны со- ответствовать содержащимся в договоре условиям, а при отсутствии таких условий — обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
Заказчик обязан в случаях и в порядке, предусмотренных договором строительного подряда, передавать подрядчику в пользование необходимые для осуществления работ здания и сооружения, обеспечивать транспортировку грузов в его адрес, временную подводку сетей энергоснабжения, водо- и паропровода, оказывать другие услуги.
Оплата вышеуказанных услуг производится в случаях и на условиях, предусмотренных договором строительного подряда (ст. 747 ГК).
От заказчика требуется также передать подрядчику документы, подтверждающие разрешение соответствующих органов на производство работ в местах прохождения подземных коммуникаций, в зоне воздушных линий электропередачи и линий связи.
В соответствии со ст. 748 ГК заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику.
Заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки.
Характерной особенностью строительного подряда является сотрудничество сторон (ст. 750 ГК).
Ввиду специфического и сложного характера объекта договора строительного подряда особо регламентируется сдача и приемкаработ, выполненных по данному договору (ст. 753 ГК). В предусмотренных законом или иными правовыми актами случаях в приемке результата работ должны участвовать представители государственных органов и органов местного самоуправления.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными. Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.
Приемку законченных строительством объектов производит заказчик или уполномоченное инвестором другое лицо. Заказчик может привлекать к приемке пользователя объекта (эксплуатирующую организацию), разработчиков технической документации, специализированные организации и других юридических и физических лиц, создавая при необходимости приемнуюкомиссию.
В случаях, когда это предусмотрено законом или договором строительного подряда либо вытекает из характера работ, выполняемых по договору, приемке результата работ должны предшествовать предварительные испытания. Соответственно приемка осуществляется только при положительном результате таких испытаний (п. 5 ст. 753 ГК).
Приемка законченного строительством объекта оформляется ак- томприемки.
Подрядчик обязан своевременно устранить недоделки и дефекты, выявленные в процессе приемки строительно-монтажных работ.
Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится после окончательной сдачи результата работы (п. 1 ст. 711 ГК).
Вместе с тем значительная стоимость и длительность капитального строительства требуют авансирования деятельности подрядчика. Однако требовать выплаты аванса или задатка он вправе только в случаях и размере, указанных в законе или договоре (п. 2 ст. 711 ГК).
Своюспецификуимеет ответственностьподрядчиказакачествора- бот. Согласно ст. 754 ГК подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, какпроизводственнаямощностьпредприятия.
Если иное не предусмотрено договором строительного подряда, подрядчик гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором на протяжении гарантийного срока. Установленный законом гарантийный срок может бьпь увеличен «соглашением сторон (ст. 755 ГК).
При предъявлении требований, связанных с ненадлежащим качеством работ, применяются правила п. 1—5 ст. 724 ГК. При этом предельный срок обнаружения недостатков в соответствии с п. 2,4 указанной статьи составляет пять лет (ст. 756 ГК).
Если договором строительного подряда за его неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотрено взыскание неустойки (штрафа, пени), убытки взыскиваются за ее вычетом
Источник: lawbook.online
ДОГОВОР
— соглашение двух или более сторон (лиц), которое устанавливает для его участников определенные права и обязанности. В стр-ве договор определяет для заключающих его орг-ций (проектных, строит.-монтажных и др.) и предприятий (по произ-ву строит, материалов, деталей и конструкций, оборудования и пр.) такие права и обязанности, к-рые направляют их деятельность на достижение установленных нар.-хоз. планом результатов по возведению или реконструкции зданий и сооружений.
Участники договора наделены правами юридич. лица и действуют на началах хозрасчета. Заключая договор, являющийся правовой формой хозрасчетных связей, стороны детализируют установленное для них плановое задание, конкретизируют свои обязательства по его выполнению, устанавливают сроки и взаимную материальную ответственность за выполнение взятых на себя обязательств. Этим самым договор содействует наилучшему исполнению планового задания, а поскольку материальная ответственность в виде уплаты неисправным контрагентом неустойки (пени, штрафа) или возмещения причиненных убытков определяется договором, а не планом, создается реальная возможность сторонам, заключившим договор, взаимно контролировать друг друга рублем.
Контроль за надлежащим исполнением принятых по договору обязательств укрепляет хозрасчет и ликвидирует обезличку в ответственности за выполнение гос. планового задания, составляющего основу договора. В связи с тем, что стр-во в соответствии с решением Ноябрьского (1962) пленума ЦК КПСС выделено в самостоятельную отрасль нар. х-ва, роль и значение договора возрастают.
Договор на выполнение проектных и изыскательских работ. С 1959 проектные организации переведены на хозрасчет. Их взаимоотношения с заказчиками проектов стали осуществляться теперь на основе договора. Заказчиками проектов являются предприятия, орг-ции, главные управления или отделы министерств, ведомств, совнархозов и исполкомов депутатов трудящихся, общественные орг-ции, колхозы. Договор на выполнение проектных и изыскательских работ заключаются, как правило, между организацией-заказчиком и ведущей проектной орг-цией (генеральным проектировщиком) на выполнение всего комплекса проектных и изыскательских работ.
Проектная орг-ция для выполнения отдельных видов проектных и изыскательских работ (напр., по электроснабжению, водоснабжению и пр.) привлекает специализированные проектные и изыскательские орг-ции (субподрядчиков). В этом случае ведущая проектная орг-ция заключает с ними договор, в к-рых определяет состав и сроки выполнения работ, увязывая их со сроками, обусловленными в Д. с заказчиком. Отношения, к-рые возникают между проектными орг-циями и подчиненными ей филиалами и отделениями, оформляются нарядом-заказом.
Ведущая проектная орг-ция объединяет работу специализированных проектных орг-ций. Она несет перед заказчиком полную ответственность за качество проектов, взаимную увязку всех его частей, правильное определение сметной стоимости стр-ва и комплексное представление проектов и смет в установленные сроки. Специализированные проектные орг-ции несут ответственность перед ведущей проектной орг-цией.
Исходные данные, необходимые для выполнения проектных и изыскательских работ, заказчик обязан предоставить ведущей проектной орг-ции в объеме и в сроки, обусловленные в договором. С целью повышения ответственности за качество проектов на проектные орг-ции возложена обязанность принимать непосредственное участие в составлении заданий на проектирование.
Предметом рассматриваемого договора является конечный результат производственной деятельности проектной орг-ции, подготовленная ею комплексная технич. документация. Приемка заказчиком и утверждение проектной документации не освобождает проектную орг-цию от ответственности и обязанности исправления ошибок и упущений, допущенных ею в проектных и изыскательских материалах и обнаруженных в дальнейшем. Разработанные проектной орг-цией проекты и сметы должны получить заключение государственной экспертизы и только после этого они поступают на утверждение в порядке, установленном Советом Министров СССР.
Обязательства проектной орг-ции не заканчиваются сдачей заказчику технич. документации. Развитие техники зачастую опережает разработанные в проектах технич. решения, и они иногда стареют до претворения их в жизнь. В необходимых случаях проектные орг-ции с разрешения инстанций, утвердивших проекты, обязаны по дополнит, соглашению с заказчиками вносить в ранее разработанные проекты и сметы изменения, обусловленные применением новых прогрессивных технич. решений и норм проектирования.
Заказчик должен своевременно оформить в банке финансирование проектных и изыскательских работ и оплачивать разработанную технич. документацию по согласованной смете, прилагаемой к договору в качестве его неотъемлемой части.
Договор помимо личной ответственности руководителей и исполнителей, предусматривает имущественную ответственность сторон. Взаимоотношения проектных орг-ций с заказчиками проектов подробно регулируются Правилами о договорах на выполнение проектных и изыскательских работ, к к-рым приложены формы договора, наряда-заказа, дополнительного соглашения, акты готовности работ и др.
Договор подряда на капитальное строительство. Преобладающая часть (более 85% всего объема) капитального стр-ва выполняется подрядным способом, т. е. постоянно действующими строительными и монтажными орг-циями, состоящими на хозрасчете и находящимися в ведении республиканских строит, министерств, Гос. производств, комитетов и др. ведомств.
Стр-во новых зданий и сооружений, выполнение отдельных комплексов строительно-монтажных работ, а также реконструкцию действующих иредприяг тий они производят по заданию заказчиков на договорных началах. Функции заказчиков выполняют действующие предприятия и орг-ции или специально создаваемые совнархозами, министерствами и ведомствами дирекции строящихся предприятий, к-рым по Госплану выделяются средства на капитальные вложения.
Они являются титуло- держателями и распорядителями ассигнований и кредитов, отпускаемых для стр-ва. Д., к-рый заключает подрядная строительная орг-ция с заказчиком, наз. Д. подряда на капитальное стр-во. По этому Д. подрядная строительная орг-ция — подрядчик — обязуется за своей ответственностью, своими силами и средствами в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией построить и в установленные сроки сдать заказчику предусмотренные планом готовые для ввода в действие объекты (здания и сооружения), а заказчик должен предоставить подрядчику строительную площадку, своевременно обеспечить произ-во строительно-монтажных работ проектно-сметными документами, финансированием и оборудованием, принять и оплатить законченные стр-вом объекты. Д. подряда могут заключаться также на стр-во, к-рое разрешается заказчикам осуществлять сверх государственного плана за счет спец. источников финансирования (фонд предприятия, сверхплановая прибыль, фонд ширпотреба и др.) и за счет кредитов, предоставляемых банком заказчику (на затраты по внедрению новой техники, на стр-во кинотеатров и др.).
Проектно-сметная документация, передаваемая заказчиком подрядчику, устанавливает объем, характер, качество подлежащих выполнению работ, а также их стоимость, определяя тем самым задание подрядчику.
Договор заключаемый подрядной строительной или монтажной орг-цией с заказчиком, детализирует установленное плановое задание по стр-ву и конкретизирует обязательства сторон по его выполнению. Т. о., подрядный договор содействует улучшению организации стр-ва и выполнению планового задания. Оплата подрядчику за выстроенный им объект производится по прейскурантным ценам, а за объекты, для к-рых такие цены еще не установлены, но сметам, составленным по рабочим чертежам.
Основные положения Д. подряда устанавливаются Основами советского гражд. законодательства Союза ССР и союзных республик, принятыми Верховным Советом СССР, и Правилами о подрядных договорах по строительству, утвержденными постановлением Совета Министров СССР.
Д. подряда возлагает на заказчика и подрядчика определенные права и обязанности. Заказчик является организатором всего стр-ва в целом, подрядчик — организатор и исполнитель всех строит.-монтажных работ на строит, площадке. Оба они ответственны за выполнение государственного задания по стр-ву. Поэтому их права и обязанности неразрывно связаны и обусловлены.
Заказчик заключает Д. подряда на весь объем общестроительных, специальных и монтажных работ по возведению новых объектов и реконструкции действующих предприятий с генеральным подрядчиком, к-рый для выполнения комплексов отдельных работ привлекает специализированные и монтажные подрядные орг-ции на правах субподрядчиков. Генеральный подрядчик отвечает за выполнение всех работ по объекту, производимых как им самим, так и его субподрядчиками.
Генеральный под-/ рядчик, являясь организатором работ на строительной площадке, руководит стр-вом всего комплекса и координирует деятельность всех субподрядных орг-ций, работающих на строительной площадке. Взаимоотношения генерального подрядчика с субподрядными орг-циями строятся на основе субподрядного договора. В этом Д. заказчиком является генеральный подрядчик. Осуществляя руководство и неся ответственность за положение дел на строительной площадке, генеральный подрядчик имеет право, не вмешиваясь в оперативную и производственную деятельность субподрядчиков, давать им обязательные к исполнению распоряжения, касающиеся выполнения работ, в соответствии с условиями, предусмотренными в субподрядном договору. Генеральному подрядчику предоставлено право, на основе согласованных с субподрядчиками годовых графиков выполнения работ но объектам, устанавливать совмещенные квартальные, месячные, недельно-суточные графики производства работ, обязательные для всех орг-ций, участвующих в стр-ве данного объекта.
При стр-ве некоторых объектов генеральный подрядчик может не брать на себя обязательства по монтажу оборудования. В этих случаях заказчик вправе заключить Д. на произ-во этих работ непосредственно с поставщиком оборудования или со специальной монтажной орг-цией. Такой Д. наз. прямым подрядным Д. Так же именуется Д., к-рый заключает застройщик, осуществляющий стр-во хозяйственным способом, со специализированной или монтажной орг-цией на выполнение отдельных комплексов или видов спец. строительных и монтажных работ. В практике прямой подрядный Д. зачастую смешивают с субподрядным Д. Отличительной чертой прямого подрядного Д. является то, что работы по этому Д. выполняются для застройщика, в то время как по субподрядному Д. работы производятся для генерального подрядчика.
Для заключения договора подряда на капитальное строительство установлены жесткие условия, только при наличии к-рых может быть заключен договор: 1) включение стр-ва в план капитальных работ (титульный список); 2) наличие утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации; 3) наличие плана (лимита) финансирования стр-ва; 4) размещение заказов на оборудование, обеспечение к-рым возложено на заказчика; 5) включение стр-ва в план работ подрядной строительной орг-ции. Своевременное оформление документов, необходимых для заключения Д., входит в обязанность заказчика.
Стороны не имеют права менять утвержденную форму типового подрядного Д. Они не могут также устанавливать условия, отличные от тех, к-рые содержатся в Правилах о подрядных Д. по стр-ву и в типовом Д. В типовых Д. установлен точный и обязательный перечень документов и материалов, конкретизирующих и уточняющих условия Д Они должны разрабатываться и подписываться сторонами одновременно с Д. и являются его составными частями. Неотъемлемой частью подрядного Д. являются особые условия к нему, в к-рых стороны должны обусловливать вопросы, связанные с индивидуальными особенностями ведения каждого конкретного стр-ва.
Обеспечение стр-ва всеми материалами, необходимыми для выполнения строительно-монтажных работ, предусмотренных подрядным Д., лежит на обязанности подрядчика. В соответствии с этим осуществляется планирование материально-технического снабжения для капитального стр-ва. Исключение составляют только некоторые материалы, снабжение к-рыми возложено на заказчика.
Основной обязанностью подрядчика является возведение объектов (зданий и сооружений), предусмотренных Д., и сдача их в законченном виде заказчику в установленные сроки. Строительно-монтажные работы по возведению заказанных объектов подрядчик обязан вести в точном соответствии с проектно-сметными документами и рабочими чертежами, полученными от заказчика, соблюдая технические условия на производство работ и Правила производства и приемки строительных и монтажных работ, установленные СНиПом.
Заказчик имеет право в любое время проверять ход и качество выполнения работ и качество строительных материалов. На него возложена обязанность осуществлять контроль и технический надзор за строительством.
По окончании подрядчиком стр-ва готовый для ввода в действие объект принимается в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией, назначаемой в установленном Советом Министров СССР порядке.
В стр-ве широко применяются и другие хоз. Д.: Д. поставки, регулирующий взаимоотношения по обеспечению стр-ва материалами, строит, конструкциями и деталями, оборудованием и пр.; Д. п о транспортировке грузов на строит, площадку автотранспортом, железной дорогой, водным и воздушным транспортом; Д. на снабжение стр-ва электрической и тепловой энергией, газом и пр.
Лит.: Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, М., 1962; Правила о договорах на выполнение проектных и изыскательских работ, в сб.: Законодательство о капитальном стр-ве в СССР, т. 1, разд. 6, М., 1961; Правила о подрядных договорах по стр-ву, там же, т. 2, разд. 13; Черняк М. Я., Новые правила о подрядных договорах по строительству, М., 1957; Правовые вопросы строительства в СССР, М., 1960; Басин Ю. Г., Правовые вопросы проектирования в строительстве, М., 1962.
Генеральный подрядный договор на капитальное строительство заключается заказчиком с одной строительной организацией —генеральным подрядчиком, .
www.bibliotekar.ru/spravochnik-35/24.htm
Генеральный подрядный договор на капитальное строительство заключается заказчиком с одной строительной организацией —генеральным подрядчиком, . .
bibliotekar.ru/spravochnik-153-2-tehnika/46.htm
Источник: www.bibliotekar.ru
2.1 Порядок заключения договора строительного подряда
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (п. 1 ст. 740 ГК РФ).
Сравнивая данное определение с легальным определением договора обычного подряда (п. 1 ст. 702 ГК РФ), нетрудно заметить, что наряду с предметом договора существенными условиями договора строительного подряда являются цена и срок договора, без согласования которых договор не может считаться заключенным.
Порядок заключения договора регулируется ст. 432-449 ГК РФ, в соответствии с которыми договор заключается путем направления предложения заключить договор одной стороной и принятия направленного предложения другой стороной.
Предложение заключить договор называется офертой, а лицо, его направившее, — оферентом.
Принятие предложения называется акцептом, а лицо, его принявшее, — акцептантом [77, с. 27].
Нередко договор строительного подряда заключается не по соглашению сторон, а путем проведения подрядных торгов (ст. 447 ГК РФ).
Путем проведения торгов может быть заключен любой договор, если только это не противоречит его существу. Подрядные торги проводятся в обязательном порядке, если заказчиком выступает государственный орган, а объектом строительства является объект для государственных нужд.
Торги могут быть проведены в форме либо конкурса, либо аукциона. Разница между ними заключается в том, что на аукционе выигравшим признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложит лучшие условия.
В свою очередь, и аукцион, и конкурс может быть открытым или закрытым. В первом случае участником аукциона или конкурса, а следовательно, и его победителем может быть любое лицо; во втором — только лица, специально приглашенные для участия в конкурсе (аукционе).
В случаях, когда предметом торгов является право на заключение договора (договора строительного подряда), соответствующий договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней после завершения торгов и оформления протокола, если иной срок не был указан в извещении о проведении торгов. Уклонение одной из сторон от оформления договорных отношений дает право другой стороне обратиться в суд с требованиями как о понуждении к заключению договора, так и о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными, что влечет за собой недействительность и договора, заключенного по их результатам.
Аукцион или конкурс, в которых принял участие только один участник, признаются несостоявшимися.
В случае выигрыша торгов оферент получает право на заключение договора строительного подряда.
В соответствии со ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой и с гражданами (именно к таким сделкам относится договор строительного подряда) должны заключаться в простой письменной форме (т. е. не требуют нотариального удостоверения). Договор строительного подряда обычно заключается путем подписания единого документа.
Однако договор строительного подряда в письменной форме может быть заключен и без подписания единого документа с помощью обмена различными документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (ст. 434 ГК РФ) [78, с. 30].
Так в постановление ФАС Московского округа [33]: «ООО (подрядчик) обратилось с иском в суд о понуждении НИИ (заказчика) к исполнению договорных обязательств в виде оплаты выполненных работ и взыскании процентов вследствие просрочки по их оплате.
Как следует из материалов дела, стороны заключили договоры подряда на выполнение ремонтно-строительных работ в помещениях и объектах НИИ. Кроме того, подрядчик выполнял работы не только по заключенному сторонами договору, но и на основании писем и протоколов совещаний НИИ и ООО.
На основании п.2 ст. 434 ГК РФ суд сделал вывод, что стороны заключили договор строительного подряда путем обмена письмами, передачи технической документации, составления смет и актов приема выполненных работ. Поэтому доводы НИИ об отсутствии оснований для оплаты несостоятельны».
Заключение договора строительного подряда предполагает правильное определение сторонами условия о предмете. Предмет договора строительного подряда является существенным условием, без согласования которого договор считается незаключенным [61, с. 3 — 6].
Предметом по договору строительного подряда, как и договора обычного подряда является процесс выполнения работы и ее результат деятельности подрядчика, имеющий конкретную овеществленную форму. Им может быть объект нового строительства, в том числе сданный «под ключ»: реконструкция и техническое перевооружение действующего предприятия; капитальные ремонт здания или сооружения; монтаж технологического или энергетического и другого специального оборудования; выполнение пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Договор строительного подряда может охватывать как весь комплекс работ по объекту, так и часть из них. В случаях, предусмотренных договором, подрядчик может принимать на себя обязанность не только сдать построенный им объект в эксплуатацию, но и обеспечить его эксплуатацию в течении указанного в договоре срока.
Анализ юридической литературы по проблемам исследования предмета договора строительного подряда позволяет выделить несколько подходов (концепций) относительно данного существенного условия. Наиболее распространенной является концепция унитарного (единого) предмета договора строительного подряда, которая имеет два направления.
В рамках первого направления предмет рассматриваемого договора представлен в качестве законченного и готового к сдаче объекта строительства. Так, например, А.А. Каравайкин [66, с. 144 — 147] указывал, что предметом договора подряда на капитальное строительство является результат труда, производственной деятельности подрядчика в виде построенного здания или сооружения. В рамках второго направления предмет договора строительного подряда представлен в виде деятельности подрядчика по возведению объекта строительства.
В юридической литературе также получила широкое распространение концепция двух предметов договора строительного подряда: материального, представляющего результат работ, и юридического — деятельности сторон при исполнении договора строительного подряда. Так, по мнению О.С.
Иоффе, договор подряда на капитальное строительство имеет два предмета: материальный — сооружение, создание которого предусмотрено планом, и юридический — деятельность подрядчика, на которую вправе притязать заказчик [65, с. 35]. Иногда в юридической литературе предмет договора строительного подряда при отсутствии всякой аргументации вообще рассматривается в качестве отношений сторон. Так, например, Л.Ю. Грудцына и А.А. Спектор указывают на то, что предмет рассматриваемого договора образуют «отношения, связанные с созданием недвижимого объекта, вновь создаваемого или подлежащего улучшению» [59, с. 218].
Предмет исполнения обязательства по договору строительного подряда образует, с одной стороны, деятельность сторон по возведению или реконструкции здания (сооружения), с другой — само здание (сооружение) как результат выполненной подрядчиком работы.
В связи с этим наиболее предпочтительней выглядит концепция единого предмета договора строительного подряда, который имеет две составляющие — выполнение строительных работ и результат такого выполнения.
Предмет договора может определяться не только в тексте самого договора, но и в технической документации. Отсутствие утвержденной в установленном порядке технической документации не является безусловным основанием для признания договора незаключенным.
ФАС Уральского округа в постановлении пояснил, что отсутствие утвержденной в установленном порядке технической документации не является безусловным основанием для признания договора подряда незаключенным.
Срок договора строительного подряда. В договоре строительного подряда необходимо указывать два срока: срок начала и срок окончания работы. Условия о начальном и конечном сроках выполнения работ являются существенными условиями договора подряда. При отсутствии соглашения по указанным условиям договор считается незаключенным.
Соглашение по сроку выполнения подрядных работ может быть изложено как в самом договоре, так и в дополнительных соглашениях к нему, календарном графике выполнения работ, в приложениях и взаимной переписке сторон. В соответствии с п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 договор строительного подряда считается незаключенным, если в нем отсутствует условие о сроках выполнения работ [12].
Источник: pravo.bobrodobro.ru