Оформление примыканий от объекта дорожного сервиса (строительство переходно-скоростных полос)
Вопрос № 1: Требуется ли для данных работ разрешение на строительство?
Ответ: Для строительства, реконструкции и ремонта примыканий от объекта дорожного сервиса (строительство переходно-скоростных полос) разрешение на строительство не требуется, требуется согласие владельца дороги и ТУ.
Статья 20 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
Пункт 4. «Капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий в отношении автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев таких автомобильных дорог. При этом с владельцами таких автомобильных дорог должны быть согласованы порядок осуществления работ по ремонту указанных пересечений и примыканий и объем таких работ.» (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 243-ФЗ);
Пункт 5.1. «Согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1 и 4 настоящей статьи, должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий (далее в настоящей статье — технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).» (часть пятая.1 введена Федеральным законом от 17.07.2009 № 145-ФЗ);
ст. 22, Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Пункт 11. «Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (далее в настоящей статье — технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).» (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ)
Статья 26. Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
Пункт 8. «Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей (далее в настоящей статье — технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).» (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ)
Вопрос № 2: Как оформить в собственность объект строительства?
Ответ: Никак. Согласно общим нормам, для оформления права собственности на возведенный объект требуются: разрешение на строительство (если такое разрешение предусмотрено для строительства конкретного объекта), акт ввода в эксплуатацию и правоустанавливающие документы на землю, на которой построен объект, либо документы, подтверждающие возможность размещения объекта без правоустанавливающих документов на земельный участок. Этих документов у Вас не будет.
Согласно пункта 10 ст. 40 федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута
Разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию выдает Федеральное дорожное агентство – Росавтодор, оно же предоставляет в аренду участки под строительство отводов и примыканий, оно же передает автомобильные дороги общего пользования находящиеся в федеральной собственности, в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги».
Однако, как было указано выше, при строительстве переходно-скоростных полос разрешение на строительство, а, следовательно, и решение о вводе в эксплуатацию не выдается.
Более того, по смыслу ст. ст. 87, 90 Земельного кодекса Российской Федерации; ст. 3, ч. 7 ст. 20 и ч. 6 ст. 22 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 № 504, элементы автомобильной дороги общего пользования являются федеральной собственностью.
Так, к федеральной собственности относится имущество, относящееся к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью: дорога автомобильная с усовершенствованным капитальным типом дорожного покрытия элементы федеральных автомобильных дорог: земляное полотно, дорожная одежда, обочины, откосы, кюветы, водоотводные лотки, ливнестоки, канавы, дренаж, укрепительные сооружения, площадки отдыха и стоянки автотранспорта с эстакадами для осмотра днища автомобилей, упорными стенками и навесами (беседками), переходно- скоростные полосы, съезды на пересечениях с транспортными развязками, пересечения и примыкания, железнодорожные переезды, сигнальные столбики (тумбы), эстакады (подходы к автодорожным мостам и путепроводам с укрепительными сооружениями и без них), лестничные сходы, автобусные остановки и автопавильоны (с заездными карманами и посадочными площадками), очистные сооружения, водопропускные трубы, скотопрогоны, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 (ред. от 23.11.2017) «О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов»).
Таким образом, для оформлении права собственности на созданный объект необходимо оформить права на земельный участок, на котором строится переходно-скоростные полосы (выкуп или договор аренды). Но при этом, элементы дороги общественного пользования являются федеральной собственностью, то есть, передача их в собственность частным лицам на законодательном уровне не предусмотрена. В то же время, они являются элементами съездов к придорожному сервису, поэтому их строительство и ремонт осуществляется за счет средств собственников придорожного сервиса.
Поскольку строящийся объект переходно-скоростные полосы – элемент дороги, являющийся федеральной собственностью, мы считаем, что законное оформление его в частную собственность не предоставляется возможным.
Конечно, можно попробовать подать документы на регистрацию права собственности объекта, фактически введенного в эксплуатацию, но для этого, помимо документов, подтверждающих строительство объекта, необходимо оформление в аренду земельного участка с обозначением границ, в пределах которых расположен объект строительства, границы также должны быть отражены в проекте (паспорте объекта).
При этом, если Росреестр откажет в регистрации права собственности, правомерность такого отказа скорее всего подтвердит и суд (так показал анализ имеющейся судебной практики). К примеру, подобные случаи нашли отражение в Постановление ФАС Центрального округа от 31.08.2011 по делу № А14-7325/2010/192/4, Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2012 по делу № А68-10906/11. При этом у Вас уже будет договор аренды и обязанность вносить арендную плату. Отказаться от этого договора будет проблематично.
Автор статьи: юрист «Правового бюро «ТРИБУН» Миронов А.В.
Юридическая фирма «Правовое бюро «ТРИБУН». Все права защищены.
ИсточникДорога как объект капитального строительство
Путин дал старт автомобильному движению по участкам М-12 и М-5 — Недвижимость РИА Новости, 08.09.2022
Президент России Владимир Путин дал старт автомобильному движению по участку магистрали М-12, по отремонтированной трассе М-5, а также по Екатеринбургской. Недвижимость РИА Новости, 08.09.2022
МОСКВА, 8 сен — РИА Новости. Президент России Владимир Путин дал старт автомобильному движению по участку магистрали М-12, по отремонтированной трассе М-5, а также по Екатеринбургской кольцевой автодороге.Все три объекта увязаны в общий транспортный коридор от Санкт-Петербурга до Челябинска и Тюмени.Трасса М-12 длиной 811 километров объединит 17 крупнейших региональных центров. Она пройдет по Московской, Владимирской, Нижегородской областям, в Чувашии и Татарстане. Также началось движение по первому пусковому комплексу нулевого этапа федеральной трассы М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань в Московской области. Автомобилисты смогут проехать от Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) до пересечения с федеральной дорогой А-108 «Московское большое кольцо» в районе города Орехово-Зуево по трем полосам движения, минуя перегруженную федеральную дорогу М-7 «Волга».На этом участке протяженностью 23 километра строители возвели 11 сооружений, в том числе мосты через реки Клязьма и Вырка. В следующем году будет открыто движение по второму пусковому комплексу нулевого этапа М-12 — от Московского скоростного диаметра (МДС) до ЦКАД протяженностью 42,5 километра.Автодорогу М-5 между Екатеринбургом и Челябинском удалось капитально отремонтировать с опережением сроков. Из-за высокой интенсивности движения — до 15 тысяч автомобилей в сутки — двухполосный участок не справлялся с потоком транспорта. Теперь весь маршрут имеет четыре полосы движения. Перспективная интенсивность движения на нем составит почти 19 тысяч автомобилей в сутки.Также строители завершили строительство кольцевой автодороги вокруг Екатеринбурга. Президент дал старт движению по третьему пусковому комплексу ЕКАД от автодороги Екатеринбург — Полевской до автодороги М5 «Урал» протяженностью 11,4 километра. Запуск движения по данному участку замкнет ЕКАД на два года раньше запланированного срока. Кроме того, планируется продолжить ее увязку с маршрутом Казань — Екатеринбург. А на входе в Екатеринбург протяженностью 26,6 километра ее намерены расширить с четырех до шести полос движения.
Источник