Дороги древнего Рима технология строительства

Все мы слышали древнее высказывание о том, что все дороги ведут в Рим. Древние римляне создали развитую дорожную сеть общей протяжённостью около 100 тысяч километров, связавшую столицу Империи с её многочисленными владениями. На протяжении тысячелетий славу римским дорогом обеспечило не столько их количество, сколько безупречное качество: каменное покрытие римских дорог служило многим народам долгие века после падения Римской Империи и до сих пор во многих странах Европы сохранились участки римских дорог.

С расширением территории Римской империи возникала всё большая потребность в быстром перемещении товаров с подвластных территорий в столицу и римских войск, готовых в любую минуту стать на защиту рубежей государства или быстро подавить внезапно вспыхнувшее восстание рабов.

Как римляне строили дороги

Прямые, как лучи, римских дорог расходились на все четыре стороны света от столицы Римской империи, и позволяли римской армии оказываться у границы или населённого пункта раньше, чем враг успевал напасть.
Простая и понятная организация дорожной сети помогала без труда попасть в Рим торговым караванам, для этого достаточно было на каждой дорожной развилке поворачивать на более широкую дорогу.

Все дороги ведут в Рим. Вы можете добраться до вечного города почти по 500 000 маршрутов со всего континента.

Огромная дорожная сеть требовала развития инфраструктуры: постройки постоялых дворов, кузниц, конюшен – всё это строилось по мере строительства полотна дороги, чтобы к завершению работ новое направление сразу становилось обеспеченным и ночлегом, и питанием путешествующих, и возможностью сделать небольшой ремонт транспорту или подковать лошадь.

Технология строительства римских дорог.

Дорожное полотно строили на века, поэтому и к строительству дороги применялись особые технологии, защищающие полотно дороги от разрушения. Многослойный разнородный насыпной материал, высокий бордюрный камень по краям дороги и дренажная система придавали дорожному покрытию не только особую долговечность, но и защищали дорогу от разрушений во время частых дождей или при перепадах температур.

римские дороги строили не рабы и даже не наёмные рабочие, а армейские подразделения — римские легионеры.

Как дороги древнего Рима сохранились до наших дней | Древний Рим

Главные римские дороги строили не рабы и даже не наёмные рабочие, а армейские подразделения, так как строительство дорог имело стратегическое значение, и рассматривалась как военный объект. Именно поэтому при строительстве дороги закладывался невероятный запас прочности, рассчитанный на агрессивное обращение.

Обязательным условием при строительстве дороги была доступность эксплуатации дороги при любой погоде, поэтому полотно дороги не только возвышалось на 40-50 см над землёй, но и имело покатую форму, на дороге не скапливалась вода во время дождя, а сливалась по водостокам придорожных дренажных канав.

Одной из особенностей древних римских дорог была их прямолинейность. Свернуть в сторону дорога могла только из-за очень серьёзного препятствия, но чаще всего в горе прокладывался тоннель, а реку строился мост. Пологие холмы и вовсе не считались серьёзным препятствием на пути строителей дороги, а путникам приходилось преодолевать крутые спуски и подъёмы в холмистой местности.

Римские стандарты
Насыпной состав дорожного покрытия из разнообразных природных материалов и и его толщина были примерно одинаковыми по всей империи, а ширина римской дороги создавалась для одной цели: для того, чтобы могли свободно разъехаться две военные колесницы, или два продовольственных обоза, или отряд всадников.

Помпеи, 79 г. н.э. — римские дороги, колея и пешеходный переход

Ширина римских дорог по всей империи была стандартной и соответствовала размеру римской боевой колесницы, запряжённой двумя лошадьми. Длина оси стандартной римской колесницы равнялась 4 футам 8.5 дюймам — это размер двух лошадиных крупов! И сегодня расстояние между колеями железнодорожного полотна в Англии равняется 4 футам 8.5 дюймам.

Самые узкие дороги в сельской местности принадлежали частным лицам и служили для обеспечения их владений продовольствием и товарам. Ширина частных сельских дорог не превышала 4 метров, если движение осуществлялось в двух направлениях, или 2,5 метров при одностороннем движении. Между небольшими городами и деревнями дороги были четырёхметровой ширины, этого вполне хватало для разъезда небольших крестьянских повозок. Самые широкие дороги в Римской империи достигали 6 – 12 метров, по ним с довольно высокой скоростью могла двигаться целая конная армия всадников и колесничных.

На центральных и некоторых второстепенных дорогах устанавливались тяжёлые каменные столбы, испещрённые надписями. Надписи на камне сообщали путнику расстояние до ближайшей деревни или города, до крупного перекрёстка, до Рима или до границы. Римская миля (от лат. mille — тысяча— это единица длины в Древнем Риме, равная расстоянию в 1000 шагов (mille passuum — тысяча шагов) или 5000 римских футов (англ. foot — ступня). Древняя римская миля в 1000 шагов по 5 футов = 8 стадиям = 1478,7 метра

После строительства римских дорог приморские города и крупные порты разбогатели, товары, с прибывших кораблей тут же разгружались и по дорогам развозили по всей империи, что значительно повысило товарооборот и привело к расцвету торговли.
Первые римские дороги именовались по названию города к которому они вели и по имени правителя, построившего дорогу. Например, Соляная дорога протяженностью 242 км от римских Соляных ворот стены Аврелия и до Адриатического побережья, построена в IV веке до н.э.

Аппиева дорога (Via Appia) протяжённостью 540 км построена как военная дорога в 312 году до н.э. под руководством Аппия Клавдия Цека. Стратегически важная для империи Аппиева дорога соединяла римскую Капую и Брундизий с основным портом на Адриатическом побережье, связывавшим Римскую Империю с Грецией и странами Востока.

Постумиева дорога (Via Postumia)построенная консулом Спуриусом Постуминусом в 148 году до н. э., соединяла северные города Римской Империи, и служила для перемещения римских войск на границе с Галлией, и соединяла крупные порты на западном и восточном побережье Италии. Постумиева дорога пролегала от Генуи через горы к Дертоне (Тортона), затем через Пласентию (Пьяченца), от неё пересекала реку По, достигала Кремоны, откуда поворачивала на Восток к Бедриакуму (Кальватоне), где раздваивалась: левое направление вело к Вероне, а правое к Аквилее через Мантую и Джемону.

Читайте также:  Строительство дома что положить в фундамент

Эгнатиева дорога (Via Egnatia) — одна из самых масштабных дорог римских Римской империи времён завоеваний территорий Балкан протянулась на 1120 км, ширина дороги – около 6 метров. Эгнатиева дорога, построена в 146 году до н. э. про-консулом Гаем Эгнатием пересекла римские провинции Иллирик, Македонию и Фракию, (территории современной Албании, Македонии, Греции и Турции), и заканчивалась дорога в Византии.

Римская дорога из Кентербери в Рим

Ломбардный путь. Поездка занимала приблизительно три месяца, проходила через современную Францию, Швейцарию и Италию. Англосаксонские паломники ездили в Рим довольно регулярно, даже ежегодно. Первое упоминание об англосаксонском паломничестве есть в записи в 799 году нашей эры.

В Риме уже была колония англосаксов на территории города — Борго (Borgo, от древнеанглийского «бурх» — burh, что означает «город-крепость») был основан в конце 7 века королем Ине из Уэссекса и платили десятину для церкви в Риме. В более поздние годы финансировалась школа саксонского языка или саксонская школа для обучения англосаксонских паломников в Риме и оказания им поддержки вдали от дома и семьи.

Источник: ru-sled.ru

Феномен римских дорог: Как они смогли сохраниться более 2000 лет и почему используются до сих пор

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

До появления первых скоростных шоссе с асфальтобетонным покрытием еще оставалось больше двух тысяч лет, а римляне уже умели сооружать дороги, во многом не уступавшие современным. Смогут ли нынешние автомагистрали просуществовать века и оставаться по-прежнему востребованными, вопрос спорный. А вот римские дороги такую проверку временем уже прошли.

Феномен римских дорог

Удивительно, но мастерство дорожного строительства римляне частично переняли у этрусков и карфагенян – то есть представителей даже более ранних цивилизаций. Первые римские дороги – тогда просто выровненные и утрамбованные полосы земли, соединявшие населенные пункты, – появились примерно в 500 году до н.э. К 490 году до н.э. относится строительство Виа Латина – одной из древнейших дорог между Римом и Капуей, дороги, знаменитой еще и тем, что вдоль нее расположены раннехристианские катакомбы.

Красными линиями обозначены дороги, которыми были оборудованы провинции Римской империи. Фото: Википедия

Красными линиями обозначены дороги, которыми были оборудованы провинции Римской империи. Фото: Википедия

Позже начали сооружать дороги с гравийным покрытием, вымощенные камнями наподобие плитки – такими сейчас видят античные магистрали туристы. Качественные и многочисленные дороги нужны были Риму для укрепления своего могущества на обширных территориях: империи требовалось обеспечить как можно более быстрое и простое транспортное сообщение между провинциями, для передвижения как войск, так и чиновников.

Довольно быстро всю выгоду появления таких магистралей оценили торговцы. В те времена, когда для ведения бизнеса использовали в основном морские маршруты, римские купцы освоили перемещение товаров по суше. Дорогами пользовались и сами римские граждане, выступая при этом и возницами или пассажирами экипажей, и пешеходами.

Так выглядела карета времен Римской империи

Римские дороги были предназначены для перемещения пешком, верхом, а также на колесницах или колясках-каретах, запряженных лошадьми или мулами. Грузы перевозили на телегах, которые тянули волы. Закон устанавливал минимальную ширину дороги – около 2 метров 30 сантиметров, фактически же эта величина достигала 7 метров. Таким образом, два встречных экипажа могли свободно разъехаться.

Уровень развития древнеримской дорожной сети поражает воображение: к наступлению эпохи поздней империи в 113 провинциях насчитывалось не меньше 370 крупных дорог, а общая протяженность транспортных артерий, связывавших города огромного государства, составляла около 400 тысяч километров. На территории одной лишь Великобритании (речь о названии острова) было проложено около четырех тысяч километров дорог – а ведь это была одна из самых дальних провинций империи.

Помпеи

Технологии строительства дорог по-древнеримски

Если бы не было эпохи Средних веков, и Новое время просто пришло на смену античности, развивая и совершенствуя все ее достижения, можно лишь гадать, до какого уровня поднялось бы строительство дорог по всему миру. Ведь самые старые автомобильные маршруты существуют гораздо меньше времени, чем римские дороги – срок эксплуатации последних исчислялся не десятилетиями, а веками, порой достигая тысячи лет и даже больше.

Аппиева дорога

Представить качество современных шоссе, технологии строительства которых совершенствовались бы на протяжении пятисот лет, — это могло бы стать интересным мысленным экспериментом. Римляне еще до наступления новой эры вывели несколько удачных формул для строительства дорожных сетей.

Дороги были прямыми настолько, насколько это оказывалось возможным. Так делали для удешевления ремонта. Римляне не строили свои «проспекты» раз и навсегда, и, разумеется, время от времени покрытие приходилось ремонтировать. Маловероятно, чтобы в те годы ремонт дороги вызывал больше энтузиазма у населения, чем сейчас, к тому же, это оборачивалось серьезными расходами для казны. Прямую, а значит, максимально короткую дорогу, чинить было проще и дешевле.

Тротуар в Помпеях

Второй отличительной особенностью дорожного строительства было использование местных, найденных неподалеку материалов из открытых карьеров. Был ли это песок, гравий или щебень – дорогу сооружали из «того, что под рукой». В создании дороги принимали участие разные мастера. На первом этапе работал землемер, производивший расчеты и измерения и расставлявший вехи вдоль маршрута.

Проект дороги составлял инженер, учитывавший особенности местности, а за непосредственную реализацию брались строители – либо рабы, либо солдаты. Участок, которому предстояло стать частью дороги, занижали, выравнивая и утрамбовывая нижний, земляной слой. На него укладывали крупные камни величиной с ладонь и больше – это был фундамент будущей дороги. Следующий уровень представлял собой смесь щебня, битого камня, иногда извести или песка, если его можно было добыть поблизости. Верхний слой дороги состоял из мелкого гравия, песка, извести или покрывался землей; он был одновременно мягким и прочным.

Читайте также:  Как при строительстве должен стоять дом

В городах дороги были вымощены крупными камнями

В городах дороги мостили, выкладывая поверх вышеупомянутых слоев массивные камни – так, чтобы поверхность дороги была плоской. Современный вид сохранившихся с античности дорог (как, например, в Помпеях) может навести на мысль, что перемещение по римским дорогам было сравнимо с современной ездой по ухабам, но едва ли это было так. Не следует забывать о веках, прошедших со времени строительства или последнего ремонта этого покрытия, а еще – о воздействии на поверхность дороги климатических и разных других факторов. Не приходится сомневаться в том, что дороги, когда они использовались римлянами, представляли собой гораздо более ровную и удобную для перемещения поверхность.

«Мильный камень»: на нем можно было прочитать информацию о строительстве дороги и о той местности, в которой находился путешественник

«Мильный камень»: на нем можно было прочитать информацию о строительстве дороги и о той местности, в которой находился путешественник

Вымощенные дороги можно было встретить только в городах. Исключением стала только первая мощеная на всей протяженности Виа Аппиа, или Аппиева дорога, которую уже в древности поэты называли «царицей дорог». Она была построена в 312 году до н.э. военачальником и государственным деятелем Аппием Клавдием Цеком, получив, согласно традиции, имя своего создателя-цензора.

Верхняя часть дорожного покрытия была изогнута таким способом, чтобы обеспечить сток в случае дождей. По краям дороги делали тротуар и укладывали бордюрные камни. Таким образом, ничего принципиально нового в устройстве дороги человечество за последние две тысячи лет не придумало. Существуют даже версии, что римляне использовали для верхнего слоя дорог бетонные смеси (которые действительно умели производить).

«Золотой мильный камень» на месте римского Форума

Судьба римских дорог

Римская империя к началу новой эры оказалась пронизана сетью дорог, от города Рима отходило три десятка крупных магистралей. На Форуме в центре города был установлен «золотой мильный камень» – от него отсчитывали расстояние по дорогам империи.

Вдоль дорог устраивали нечто вроде мотелей – каждые 25 – 30 километров путешественник мог отдохнуть, накормить животных, обеспечить им уход. Часто вокруг таких «дорожных гостиниц» вырастало целое селение – ведь количество путешествующих римских чиновников не уменьшалось. А еще маршруты, ведущие в Рим (или из Рима) часто становились местом последнего упокоения граждан: по закону устраивать погребения в черте городе не разрешалось, поэтому умерших хоронили вдоль крупных дорог.

Историки продолжают открывать все новые фрагменты римских дорог - в первую очередь проводя поиски вблизи городов

Историки продолжают открывать все новые фрагменты римских дорог — в первую очередь проводя поиски вблизи городов

И в падении Рима дорогам была отведена своя роль – важная и довольно мрачная: наличие удобных маршрутов только помогало варварам в их продвижении по империи. Обычай прокладывать дороги по кратчайшему расстоянию обеспечивался строительством мостов, даже тоннелей, болотистые территории пересекали конструкции на сваях. Все это существенно облегчило задачи завоевателей.

Фрагменты римских дорог сохранились по всей Италии и даже за ее пределами, а еще – на территории Помпей и Геркуланума – городов, погребенных когда-то под пеплом Везувия. Кроме того, множество современных шоссе проходят поверх античных дорог. В Италии из Рима в Тоскану ведет Виа Кассия, во Францию – Виа Аурелия. Даже в Египте сохранился «римский след» — это Виа Адриана, некогда основанная императором Адрианом в память о юноше Антиное, утонувшем в Ниле.

Мавзолей на Аппиевой дороге

Одной из важнейших функций римских дорог было обеспечение проезда курьеров – гонцов, доставлявших почтовые сообщения. В истории регулярной почты это стало важной вехой. А вот как появились почтовые марки, некоторые из которых стоят целое состояние.

Источник: kulturologia.ru

Все дороги ведут в Рим

Римские дороги (Romea Via) изначально строились в военных целях и потому назывались viae militares. По мере освоения римлянами окраин своей империи дороги играли всё более значительную экономическую роль — именно они позволяли ассимилировать значительные территории и способствовали созданию римского мира (Pax Romana).

Первые упоминания о римских дорогах можно найти в таком источнике как Законы двенадцати таблиц (Leges duodecim tabularum), составленном в 451–450 годах до н.э. — в этом документе устанавливались и регламентировались размеры и юридический статус дорог. Было установлено, что ширина дороги на прямых участках должна составлять 8 футов (2,45 м), на поворотах — 16 футов (4,9 м). Собственников придорожных участков обязали огораживать дорогу в том случае, если её не мостили камнем (в ином случае путники могли передвигаться, где пожелают).

​Участок Аппиевой дороги. italy4.me - Все дороги ведут в Рим | Warspot.ru

Участок Аппиевой дороги.
italy4.me

Первая известная нам мощённая камнем дорога была построена цензором Аппием Клавдием Цеком в 312 году до н.э., проходила она из Рима до города Капуя, имела 195 км в длину и строилась с военной целью. После подавления восстания Спартака в 71 году до н.э. вдоль Аппиевой дороги было распято шесть тысяч захваченных в плен рабов. Диодор Сицилийский писал, что изначально на более чем половине протяжённости дорогу вымостили массивными камнями, и что на это была потрачена почти вся государственная казна.

Классификация

Так как многие сферы жизни Римской империи носили упорядоченный характер, на основе источников можно дать точную классификацию её дорог. Основой будут служить произведения землемера Сикула Флакка и юриста Домиция Ульпиана. Согласно их классификации, в империи имелось три типа дорог:

  • viae publicae (consulares, praetoriae или militares);
  • viae privatae (rusticae, glareae или agrariae);
  • viae vicinales.

Viae publicae — общественные, преторианские, военные и консульские дороги. Они являлись основными дорогами империи, принадлежали государству и строились за счёт налогов. Управление ими осуществлялось дорожным смотрителем (curator viarum), ширина составляла от 6 до 12 м.

​Участок Постумиевой дороги, построенной консулом Спуриусом Постуминусом в 148 году до н.э. clipartxtras.com - Все дороги ведут в Рим | Warspot.ru

Участок Постумиевой дороги, построенной консулом Спуриусом Постуминусом в 148 году до н.э.
clipartxtras.com

Читайте также:  Как ускорить сроки строительства

Viae privatae являлись частными дорогами. Зачастую они сооружались владельцами поместий для собственного удобства и хозяйственного использования. Ширина составляла от 2,5 до 4 м — всё зависело от пожеланий хозяина и его финансовых возможностей.

Viae vicinales — наиболее распространённый тип римских дорог. По сути, речь шла о просёлочных дорогах, соединявших городки и деревни в одной местности.

​Участок римской дороги, Испания. baavar.mn - Все дороги ведут в Рим | Warspot.ru

Участок римской дороги, Испания.
baavar.mn

Технологии постройки

Процесс прокладки дороги начинался с того, что римские землемеры (mensor) производили разметку. До нас дошли названия и чертежи некоторых инструментов, которыми они пользовались в своих измерениях. Грома — аналог угломера, позволявший проводить перпендикулярные прямые; хоробат — устройство для определения уклона; диоптр служил для установки направления на объект. В целом римляне старались делать дороги как можно более прямыми, а на поворотах увеличивали их ширину, чтобы встречные повозки могли разъехаться.

Вопреки расхожему мнению, гласящему, что постройкой дорог и прочих инфраструктурных объектов в Древнем Риме занимались рабы, эту работу зачастую производили легионеры. Это подтверждают многочисленные письменные свидетельства и изображения на триумфальных арках. С учётом особенностей рельефа римские дороги не строились по единому плану. Даже на одной дороге обычно имелись участки с разным качеством покрытия.

​Легионеры прокладывают дорогу, современный рисунок. fb.ru - Все дороги ведут в Рим | Warspot.ru

Легионеры прокладывают дорогу, современный рисунок.
fb.ru

Методы дорожного строительства были довольно прогрессивными даже с точки зрения наших дней. Сначала на местности выкапывалось углубление, и производился водоотвод, а затем начиналась укладка слоёв. Обычно использовались материалы, добытые из местных источников.

В основание, как правило, укладывали крупные каменные блоки (statumen — подпора, устой), затем насыпался слой гравия (rudus — обломки камней, щебень) и завершающий слой (summum dorsum верхняя поверхность). Последний слой состоял из песка, земли и мелкого камня, который хорошо утрамбовывался. Мощёные пути составляли относительно небольшую часть от общей протяжённости дорожной системы. Общей чертой римских дорог была выгнутая поверхность, способствовавшая тому, что дождевая вода стекала в дренажные канавы, не задерживаясь на поверхности.

​Римская дорога в разрезе. fb.ru - Все дороги ведут в Рим | Warspot.ru

Римская дорога в разрезе.
fb.ru

Во время постройки дорог большое внимание уделялось возведению переправ через реки. Хорошо сохранились многочисленные каменные мосты той эпохи — зачастую это настоящие произведения инженерного искусства, превзойдённого только в XX веке.

​Строительство дороги, изображённое на колонне Траяна. eh-resources.org - Все дороги ведут в Рим | Warspot.ru

Строительство дороги, изображённое на колонне Траяна.
eh-resources.org

Для упрощения определения расстояний и ориентации вдоль дорог устанавливались мильные камни (miliarium). Они располагались не на определённом расстоянии друг от друга, как это делают сейчас. Обычно на таких камнях просто указывалось расстояние до ближайшего населённого пункта. Сами камни обычно были довольно массивными — их вес мог достигать нескольких тонн, а размеры варьировались от 1,5 до 4 м в высоту. Кроме указания расстояний, на камне высекали имя императора, в чьё правление он был установлен.

​Мильный камень. litbook.ru - Все дороги ведут в Рим | Warspot.ru

Мильный камень.
litbook.ru

В 20 году до н.э. император Октавиан Август установил в Риме так называемый «Золотой мильный камень» (Milliarium Aureum), представлявший собой колонну из позолоченной бронзы. На нём были отмечены названия крупнейших городов империи и расстояния до них. По сути, император Август зародил традицию вести отсчёт расстояний от «нулевого километра».

​«Золотой мильный камень», Рим. peaxy.net - Все дороги ведут в Рим | Warspot.ru

«Золотой мильный камень», Рим.
peaxy.net

В ходе строительства обычно создавалась и прочая инфраструктура, сопутствующая дорогам. Вдоль пути возводились многочисленные почтовые станции, постоялые дворы и склады. На каждых 10–15 км пути римляне старались разместить почтовую станцию (mutatio), где можно было сменить лошадей.

На несколько небольших станций (в 30–50 км друг от друга) приходилась одна крупная (mansio), где можно было не только сменить лошадей, но и остановиться на ночлег, обычно здесь же располагались харчевня и кузница. Интересной особенностью, которая в ряде стран дошла до наших дней, было то, что крыши зданий на крупных станциях красились в красный цвет. Дороги также служили немаловажным подспорьем для курьерской службы (Cursus publicus) — благодаря налаженной дорожной системе гонцы могли преодолевать до 80 км пути за день.

​Римский мост в Мериде. tiptotrip.ru - Все дороги ведут в Рим | Warspot.ru

Римский мост в Мериде.
tiptotrip.ru

Вдоль дорог в Римской империи размещались различные культовые сооружения, зачастую на выезде из города со временем образовывались большие участки захоронений.

Картография

По мере развития древнеримской дорожной сети возникла необходимость создания карт. Обычно карты рисовались на свитках, местность на них была изображена в крайне искажённом виде, законы перспективы и масштабирования не применялись.

Бо́льшую часть информации можно было получить из описаний-итинерариев (itinerarium), где указывались длина участков дорог, расстояния между городами, места размещения постоялых дворов и различные препятствия, возникающие на пути. В 44 году до н.э. Юлий Цезарь и Марк Антоний поручили составить итинерарий географам Зенодоксу, Феодоту и Поликлиту. Их работа длилась более 25 лет и не прерывалась даже тогда, когда в Римской республике полыхало пламя гражданской войны.

​Пейтингерова скрижаль, фрагмент с Италией и Римом. confinelive.it - Все дороги ведут в Рим | Warspot.ru

Пейтингерова скрижаль, фрагмент с Италией и Римом.
confinelive.it

Результат работы был выгравирован на каменной плите и выставлен возле Пантеона в Риме. Кроме того, современным историкам известен итинерарий Антонина (Itinerarium Antonini Augusti), составленный во времена правления императора Каракаллы (211–217 годы н.э.).

Наиболее известной картой империи является Пейтингерова скрижаль (Tabula Peutingeriana) — пергаментная копия древнеримской карты, сделанная в XIII веке и состоящая из одиннадцати листов. Длина карты составляет 6,75 м, ширина — 0,34 м, на ней отмечены римские дороги, города, географические особенности местности. Исходя из Пейтингеровой скрижали, теоретическая длина дорог составляла более 200 000 км. Оригинальная карта создавалась между I и V веками н.э. (предположительно, для императора Октавиана Августа), на протяжении веков в неё вносили правки и дополнения.

​Римские дороги в Британии. commons.wikimedia.org - Все дороги ведут в Рим | Warspot.ru

Римские дороги в Британии.
commons.wikimedia.org

Дороги являлись скелетом древнеримского государства, связывая между собой части империи, позволяя быстро перебрасывать войска в нужную точку и способствуя экономической экспансии римлян в завоёванных провинциях. Римские легионы нередко прокладывали дороги даже на вражеских территориях.

Источник: warspot.ru

Рейтинг
Загрузка ...