V. Особенности определения сметной стоимости оплаты
труда, эксплуатации машин и механизмов, материальных
ресурсов и оборудования при разработке локальных сметных
расчетов (смет) ресурсно-индексным методом
93. Размер средств на оплату труда рабочих (ОТтек) определяется в текущем уровне цен на основании сметных норм, данных об объемах работ, принятых в проектной и (или) иной технической документации и размещенных в ФГИС ЦС сметных цен на затраты труда по формуле (1) и в соответствии с положениями, указанными в пунктах 79 и 80 Методики.
94. Сметная стоимость эксплуатации машин и механизмов (ЭММтек) определяется в текущем уровне цен на основании данных о составе, времени эксплуатации и размещенных в ФГИС ЦС сметных ценах на эксплуатацию машин и механизмов по формуле (2) с учетом положений, изложенных в пунктах 81 — 84 Методики.
95. При отсутствии данных по отдельным строительным машинам и механизмам в ФГИС ЦС сметная цена их эксплуатации в текущем уровне рассчитывается как произведение сметной цены таких машин и механизмов в базисном уровне цен и индексов к группам аналогичных машин и механизмов.
96. Сметная стоимость материальных ресурсов (Мтек), а также оборудования определяется в текущем уровне цен на основании данных об их перечне, количестве и размещенных в ФГИС ЦС сметных ценах по формуле (4) и в соответствии с положениями, указанными в пунктах 85 — 89 Методики.
97. При отсутствии данных по стоимости отдельных материальных ресурсов и оборудования в ФГИС ЦС их сметная цена в текущем уровне цен рассчитывается как произведение сметной цены таких ресурсов в базисном уровне цен и индексов к группам аналогичных материальных ресурсов.
98. При отсутствии сметных цен по отдельным материальным ресурсам и оборудованию в ФГИС ЦС и ФССЦ (ТССЦ), их сметная цена формируется на основании расчета в соответствии с положениями пунктов 90 — 92 Методики.
VI. Особенности определения в локальных сметных
расчетах (сметах) сметных затрат на оборудование
99. При определении сметной стоимости строительства к стоимости оборудования относятся затраты на приобретение:
а) технологических линий, станков, установок, аппаратов, машин, механизмов, приборов и других устройств, совершающих различные технологические процессы, в результате которых производится энергия, вырабатывается полуфабрикат, готовый продукт или обеспечивается их перемещение, а также сопутствующие им процессы, обеспечивающие автоматизацию управления технологическими процессами, функции связи и контроля;
б) санитарно-технического оборудования, связанного с обеспечением работы технологического оборудования и технологических процессов;
в) поставляемых в комплекте с основным оборудованием обвязочных трубопроводов, трубопроводной арматуры, металлических конструкций, мерных участков кабелей с разделанными концами;
г) первоначального фонда инструмента, технологической оснастки и инвентаря, необходимых для эксплуатации вводимых в действие предприятий, зданий и сооружений;
д) транспортных средств, относящихся к подвижному составу транспортного хозяйства предприятий производственного назначения, используемых для перемещения грузов в ходе обслуживания технологических процессов переработки, выпуска продукции (подвижной состав для перевозки грузов по железнодорожным путям, автомобильные транспортные средства и прочие транспортные средства);
100. При формировании сметной стоимости в локальных сметных расчетах (сметах) отдельно выделяется сметная стоимость:
101. К инженерному оборудованию в локальных сметных расчетах (сметах) относится оборудование, несущее функциональную нагрузку в здании или сооружении и обеспечивающее заданные параметры эксплуатации объекта капитального строительства: подъемно-транспортное оборудование (лифты, эскалаторы, траволаторы и другое оборудование), оборудование систем инженерно-технического обеспечения, другое оборудование.
102. К технологическому оборудованию в локальных сметных расчетах (сметах) относится функциональное оборудование, используемое в технологических процессах переработки, выпуска продукции предприятий производственного назначения. Для объектов непроизводственного назначения к технологическому оборудованию относится оборудование, используемое для оказания услуг (медицинское оборудование, мультимедийное обучающее и развивающее оборудование и другое оборудование).
103. В локальные сметные расчеты (сметы) включается стоимость транспортных средств, относящихся к подвижному составу транспортного хозяйства предприятий производственного назначения, используемых для перемещения грузов в ходе обслуживания технологических процессов переработки, выпуска продукции (подвижной состав для перевозки грузов по железнодорожным путям, автомобильные транспортные средства и прочие транспортные средства). Перечень транспортных средств, подлежащих учету в сметной стоимости строительства, определяется заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств).
104. При определении сметной стоимости строительства не учитывается стоимость транспортных средств, не связанных с технологией производства и не участвующих в технологических процессах переработки, выпуска продукции, в том числе:
а) для объектов железнодорожного транспорта: подвижной железнодорожный состав (локомотивы, вагоны всех модификаций), в том числе и вагоны для строящихся и действующих метрополитенов, контейнеры, краны на железнодорожном ходу, передвижные тяговые подстанции и ремонтные единицы, путевые машины и механизмы;
б) для объектов воздушного транспорта: самолеты, вертолеты, двигатели к ним, авиационное оборудование пассажирского и грузового воздушного транспорта;
в) для объектов морского транспорта и внутреннего водного транспорта: морские суда и суда внутреннего водного транспорта всех наименований, контейнеры, паромы, плавучие доки и краны, землесосы и земснаряды, спасательные плавсредства и шлюпки, такелаж, электронавигационное оборудование;
д) для объектов автомобильного транспорта: грузовые и легковые автомобили, автобусы, автоприцепы, подвижной состав для объединенных железнодорожно-автомобильных предприятий, машины дорожного хозяйства;
ж) для объектов коммунального хозяйства: трамваи, автобусы, троллейбусы, машины для очистки и поливки улиц, а также другие машины коммунального хозяйства;
з) для объектов строительства: строительные машины, механизмы и транспортные средства строительных и монтажных организаций;
и) для объектов сельского хозяйства, а также по сельскохозяйственным предприятиям и организациям, входящим в состав других отраслей: тракторы, комбайны и другие посевные, почвообрабатывающие и уборочные машины, транспортные средства сельскохозяйственных предприятий и организаций;
к) для объектов связи: автомашины и другие транспортные средства для перевозки почты, почтовые железнодорожные вагоны;
105. В локальных сметных расчетах (сметах) на основании проектной документации учитываются затраты на приобретение производственного и хозяйственного инвентаря, лабораторного оборудования, инструмента для осуществления технологических процессов, предназначенных для первоначального оснащения строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства и их функциональной эксплуатацией.
Необходимость учета в сметной документации затрат на приобретение лабораторного оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря, в том числе мебели и инструмента, указывается в задании на проектирование.
106. К производственному инвентарю производственных зданий и помещений строящегося (реконструируемого) предприятия относятся предметы, способствующие осуществлению производственного процесса (рабочие столы, стулья для оснащения рабочих мест, верстаки, стеллажи, шкафы для хранения материалов, полуфабрикатов, готовых изделий, поддоны, инвентарь для осуществления мер по охране труда и другое).
107. К хозяйственному инвентарю строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства относятся предметы хозяйственного и служебного назначения, необходимые для обеспечения нормальных условий труда (офисная мебель, противопожарный инвентарь, персональные компьютеры, печатающие устройства, модемы и другая многофункциональная, копировальная и вычислительная техника).
108. К инструменту, необходимому для осуществления технологических процессов на строящемся (реконструируемом) предприятии, относятся технические средства, приспособления, обладающие индивидуальными (уникальными) свойствами и предназначенные для обеспечения условий изготовления (выпуска) конкретных видов продукции.
109. К лабораторному оборудованию относятся измерительные приборы, специальное оборудование для проведения экспериментов, испытаний, исследований, анализа (микроскопы, весы, анализаторы, прессы и другое лабораторное оборудование).
ИсточникУчет материалов в строительной организации
Учет материалов в строительных организациях – это важный процесс, который сопровожден определенными трудностями и нюансами, связанными с обширной номенклатурой стройматериалов и постоянно изменяющимися расценками на них. Не стоит забывать и о том, что строительство может вестись как из материалов заказчика, так и из материалов подрядчика или различных поставщиков. Контроль за этим также необходим. При отсутствии налаженного, а главное, упорядоченного учета ТМЦ, предприятие столкнется с большими финансовыми потерями и простоями в работе, так как доля затрат на материалы всегда велика, а их своевременная поставка необходима для соблюдения сроков выполнения работ.
Достоверность учетной информации позволит сформировать объективное представление о текущем положении дел в организации и сделать верный прогноз.
Использование программ автоматизации
Программы автоматизации позволяют быстро и успешно решать множество проблем предприятий любой сферы деятельности. Спорить с этим не станет никто. Но не все так просто.
Нередко для автоматизации учета материалов в строительстве применяются «обычные» бухгалтерские и складские приложения, функционал которых разрабатывался не для строительных организаций, а для торговых компаний. Еще раз отметим, что у таких «обыкновенных» программ есть масса достоинств и рабочих возможностей. Однако с их помощью свести на «нет» все трудности ведения учета материалов невозможно.
Еще один важный момент: отрасль строительства весьма специфична. Автоматизировать необходимо огромное количество участков деятельности: сметно-договорной отдел, управление проектами и договорами, учет материально-производственных запасов, техники, контроль расходов и доходов, а также непременно наладить их тесную интеграцию друг с другом.
Решение для небольших строительных компаний
Облачный сервис БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО 365
- Автоматизация учета без больших вложений;
- Оперативная отчетность по объектам;
- Доступ из любой точки мира;
- Низкая стоимость и быстрое подключение.
Рассмотрим актуальный пример. Программа «1С. Бухгалтерия 8» довольно функциональное и мощное решение, при помощи которого бухгалтерию ведут, в числе прочих, и строительные предприятия. Однако еще раз отметим, что у организаций, занятых в сфере строительства, есть особые потребности при ведении учета, связанные со специфическими взаимоотношениями между заказчиками СМР и подрядчиками, со специальной аналитикой, нестандартными бухгалтерскими формами.
Работая с типовой программой «Бухгалтерия 8», по праву считающейся образцом автоматизации бухгалтерии в РФ, строительные компании не могут автоматически выполнять некоторые хозяйственные операции. Бухгалтера вносят сведения вручную, тратят лишнее время и силы, собирают данные по различным разделам учета, вводят корректировочные проводки. Случается, что для получения необходимого среза деятельности, допустим, взаиморасчетов с субподрядчиком в разрезе объектов, бухгалтер должен предварительно выполнить сложнейшие расчеты.
Важно! Если вы хотите комплексно и профессионально решить вопросы учета материалов на своем строительном предприятии, откажитесь от использования типовых бухгалтерских и складских программ. Вам нужен специализированный под нужды строительства софт, способный справляться с большим количеством конкретных задач. Например, «БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО».
«БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО» — что это?
«БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО» — комплексное программное обеспечение, разработанное для автоматизации ключевых задач всех подразделений строительной компании. Еще раз обратим ваше внимание на два главных момента:
- Программа разработана специально для строительных предприятий различной величины. Существуют разные варианты поставки программного продукта, как для малого бизнеса, так и для крупных строительных холдингов.
- Все рабочие задачи по автоматизации строительного предприятия можно будет решать комплексно.
В отличие от других отраслевых и специализированных решений, система «БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО» является модульной. Используя софт, строительное предприятие может автоматизировать:
- Бухгалтерский учет заказчиков и подрядчиков;
- Процессы управления строительным оборудованием, автомобилями, спецтехникой;
- Подразделения материально-технического снабжения;
- Отделы продаж;
- Расчет зарплаты по отдельным объектам;
- Вопросы контроля над управленческим учетом, МСФО, консолидацией, деньгами.
В крупных и средних строительных организациях всегда есть большое количество отделов, работающих с разным ПО для формирования документов. К примеру, бухгалтерия использует «1С», договорной отдел – софт по документообороту, сметный отдел – сметное ПО. Разумеется, многочисленные отделы имеют между собой логическую связь. Однако обмен электронной документацией между ними затруднен или вовсе невозможен из-за разных форматов хранения документов. Иными словами, интеграция одних ПО с другим установленным софтом отсутствует. Как результат: выполнение двойной работы сотрудниками, срывы сроков строительства, большие затраты на обслуживание разрозненных информационных систем.
Используя комплексную систему «БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО», эту проблему можно решить. Программа создавалась на базе «1С:Бухгалтерия 8», и способна качественно автоматизировать учет деятельности разных отделов и подразделений подрядчиков, инвесторов, девелоперов, заказчиков-застройщиков и других игроков строительной сферы. В систему входят разнообразные модули, которые можно активировать в процессе возникновения соответствующих потребностей или одновременно.
Важно! Каждый отдельный модуль «БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО» разрабатывался и предназначается специально для решения конкретных задач отдельного участка деятельности или отдела строительных предприятий. Возможна интеграция системы с электронными торговыми площадками, складским оборудованием, GPS-приложениями и сметными программами.
Возвратимся к вопросу учета материалов в строительстве, и узнаем о том, что может предложить тут «БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО».
Учет стройматериалов в «БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО»
Система «БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО» дает возможность автоматизировать все процессы материально-технического обеспечения строительного производства от планирования до списания по объектам.
Для автоматизации участка МПЗ могут быть применены следующие модули системы БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО:
Подрядчик (основная поставка программы).
Как правило, используется бухгалтером. Софт позволяет не только вести взаиморасчеты с подрядчиками и заказчиками в разрезе возводимых объектов или учитывать страховые и гарантийные удержания, но и проводить анализ движения материалов по разным объектам. В частности, вести учет списания стройматериалов на строительные площадки по форме М-29 и осуществлять развернутую оценку движения материалов.
Модуль действительно интересен, так как позволяет полностью вести бухгалтерский учет строительной компании в разрезе объектов строительства, вести учет давальческих материалов и неотфактурованных поставок, строить отчеты по движению материалов.
Рассмотрим наиболее интересный функционал модуля «Подрядчик» для автоматизации учета материалов:
Документ «Приходный ордер на товары»
Документ предназначен для отражения операций поступления материалов без расчетных документов. Такие материалы могут быть списаны в производство до поступления в бухгалтерию финансовых документов. При поступлении финансовых документов реализована автоматическая корректировка стоимости материалов.
- Документом «Поступление в переработку» отражается поступление материалов на склад от заказчика
- Отчет «Материалы в переработке» позволяет проанализировать движение собственных материалов, переданных в переработку, в разрезе договоров.
- Отчет «Анализ движения материалов» показывает детальную аналитическую информацию по источникам поступления и направлениям списания материалов.
- Отчет «Материальный отчет (М-19)» предназначен для обобщения данных по остаткам и движению материалов с возможностью детализации по складам, субсчетам и МОЛ с учетом периодов «ответственности» МОЛ по складам.
Снабжение и склад
«Бесценный» софт для строительных организаций, так как именно благодаря ему можно с максимальной точностью планировать движение материалов и вести полный анализ всех операций по движению материалов от учета, перемещения с объекта на объект до списания.
Рассмотрим наиболее интересный функционал модуля «Снабжение и склад»
- Отчет «План-фактный анализ расхода МПЗ». Отчет предназначен для анализа расхода материалов и отклонения от сметных норм.
- Отчет «Анализ заявок на МПЗ». Контроль обеспечения материалами производится в отчете «Анализ заявок на МПЗ» и позволяет вывести информацию в необходимых разрезах: по дате выполнения, по объектам, по физическим лицам, по номенклатуре, по заявкам на МПЗ
- Отчет «Ведомость МПЗ на складах». Отчет позволяет проанализировать за указанный период начальные и конечные остатки, приход и расход материалов по складам в количественном и стоимостном выражении
Тендеры
Один из новых модулей системы БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО с расширенным функционалом по выбору поставщиков стройматериалов и поиску лучших цен их поставок. Предназначается для совместного использования с модулем Снабжение и склад. Данный модуль может быть интегрирован с электронной торговой площадкой «Закупай».
Мобильное приложение прораба
Мобильное приложение для быстрого учета и контроля за движением любых ценностей на объектах и приобъектных складах. Возможно использование на терминале сбора данных.
Важно! Все указанные модули доступны в облачном сервисе «БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО 365».
Как автоматизировать учет строительных материалов? Из видео узнайте больше о том, как организовать процесс списания материалов и отражения факта использования ресурсов, отслеживать лимиты на объектах и управлять закупками в строительстве на примере программного продукта БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО.
Что следует знать перед заказом того или иного модуля?
Любой модуль комплексной системы «БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО» будет полезен строительной организации. Помимо перечисленных версий, обратите внимание на такой софт, как:
- Заказчик;
- Продажа недвижимости;
- Управленческий учет;
- Управление НСИ (MDM);
- Зарплата;
- Казначейство и Бюджетирование;
- Автотранспорт и Механизация;
- Аренда;
- Спецодежда;
- Управление проектами.
Любой модуль обладает собственными функциональными особенностями, о которых вы можете узнать у наших специалистов.
Система «БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО» может быть заказана вами, с предварительным анализом нужд предприятия, в следующих вариантах поставки:
- Облачный сервис БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО 365
- БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО. Подрядчик плюс любые из модулей системы
- Комплексный вариант поставки – БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО. Холдинг, в составе которого все модули системы и БИТ.ФИНАНС.
Стоимость предложения напрямую зависит от набора поставки, но всегда окупается достижимыми результатами. Не отвлекаясь на будничные вопросы и доверив основные рабочие процедуры надежной программе автоматизации, строительная организация может избежать простоев, связанных с отсутствием материалов, издержек, появляющихся при продолжительном хранении ненужной продукции на складах, лишних финансовых затрат.
Важно! Перед тем, как заказать систему «БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО», можно не только получить подробную консультацию по выбору программы, и бесплатно попробовать ее в реальной работе своего предприятия. Без покупки «коробки» и установки решения можно воспользоваться тестовой, но при этом полноценной версией от разработчика в течение 14 дней.
Оставить заявку на тестовый период можно здесь. Остались вопросы? Закажите бесплатную консультацию наших специалистов!
Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку
Особенности учета транспортных расходов в бухгалтерском учете
Так, например, транспортные расходы могут возникнуть при возникновении сделок, связанных с куплей-продажей:
- оборудования,
- ОС,
- сырья,
- материалов,
- товаров,
- и т.п.
Транспортные расходы организаций, занимающихся торговлей, могут составлять весьма значительные суммы, что, в свою очередь, влечет за собой повышенное внимание к этим расходам как руководителя организации, так и проверяющих органов.
В этой связи бухгалтеру следует уделить особое внимание как бухгалтерскому, так и налоговому учету транспортных расходов.
В статье будут рассмотрены:
- требования действующего законодательства к порядку учета транспортных расходов для целей бухгалтерского учета,
- порядок оформления первичных документов, подтверждающих такие расходы,
- первичные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет транспортных расходов.
Для целей бухгалтерского учета расходы на транспортировку имущества включаются в стоимость такого имущества.
1. Транспортные расходы на доставку основных средств.
В соответствии с п.8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», суммы, уплачиваемые за доставку объекта ОС, учитываются в составе фактических затрат на приобретение/сооружение/изготовление ОС.
Это правило распространяется не только на ОС, созданные организацией или приобретенные по договору купли-продажи.
Так, в соответствии с п.25 и п.26 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, затраты по доставке объектов ОС:
- приобретенные по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами;
- полученных безвозмездно (по договорам дарения и т.д.),
Данные затраты отражаются по дебету счета учета капитальных вложений в корреспонденции со счетами учета расчетов.
При этом, в соответствии с п.31 Методических указаний по бухучету ОС, затраты по перемещению оборудования, не требующего монтажа:
- транспортных передвижных средств,
- свободно стоящих объектовОС,
- строительных механизмов,
- и др.,
По передвижным строительным машинам и механизмам, таким как:
- экскаваторы,
- канавокопатели,
- подъемные краны,
- камнедробилки,
- бетономешалки,
- и т.п.,
2. Транспортные расходы на доставку материально-производственных запасов.
В соответствии с положениями п.6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов, затраты по заготовке и доставке материально — производственных запасов (МПЗ)* до места их использования относятся к фактическим затратам на их приобретение, включаемым в себестоимость МПЗ, по которой они принимаются к бухгалтерскому учету.
*Для целей ПБУ 5/01 в качестве МПЗ принимаются активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п.:
- при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
- предназначенные для продажи;
- используемые для управленческих нужд организации.
Затраты на транспортировку увеличивают фактическую стоимость поступивших МПЗ вне зависимости от способа их поступления в организацию, в том числе:
- внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал,
- полученных по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия ОС и другого имущества,
- полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами.
* При использовании данной возможности, необходимо закрепить данный вариант учета в учетной политике для целей бухгалтерского учета организации.
Для корректного учета расходов на доставку МПЗ, необходимо иметь четкое представление, что именно относится к транспортным расходам.
Законодательство по бухгалтерскому учету МПЗ не оперирует отдельным определением транспортных расходов. Поэтому далее речь пойдет о транспортно-заготовительных расходах организаций.
В соответствии с п.70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально — производственных запасов, транспортно — заготовительные расходы — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.
В состав транспортно — заготовительных расходов входят:
1. Расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
2. Расходы по содержанию заготовительно — складского аппарата организации.В состав этих расходов включаются расходы на оплату труда:
2.1. Работников организации, непосредственно занятых:
- заготовкой,
- приемкой,
- хранением и отпуском
2.2. Работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов.
2.3. Работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников.
При этом, если вышеперечисленные работники организации, занимаются не только заготовкой, приемкой, хранением и отпуском материалов, но и ценностей, относящихся к внеоборотным активам, готовой продукции, полуфабрикатам собственной выработки и т.п., то допускается отнесение затрат по содержанию заготовительно — складского аппарата непосредственно на затраты на производство по соответствующим калькуляционным статьям накладных расходов.
Порядок применения конкретного метода учета и распределения транспортных расходов разрабатывается организацией самостоятельно с учетом требований действующего законодательства и закрепляется в положении по бухгалтерскому учету компании.
3. Расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды).
4. Наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям.
5. Плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях.
6. Плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету.
7. Расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов.
8. Стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли.
9. Другие расходы подобного характера.
Для выбора оптимального метода учета расходов на доставку МПЗ, необходимо изучить все возможные варианты, предусмотренные Методическими указаниями по бухучету МПЗ.
Итак, в соответствии с п.83 Методических указаний по бухучету МПЗ,транспортно — заготовительные расходы (ТЗР) организации могут учитываться в бухгалтерском учете следующими способами:
1. Способом отнесения ТЗР на отдельный счет «Заготовление и приобретение материалов» согласно расчетным документам поставщика.
2. Способом отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету «Материалы».
3. Способом непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально — производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).
Непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.
Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.
При этом, бухгалтеру необходимо определиться, пропорционально какой величине будут распределяться суммы транспортных расходов.
На наш взгляд, логичнее выполнять распределение исходя из стоимости МПЗ, так как при распределении пропорционально количеству материалов, бухгалтерия столкнется с разными единицами измерения количества.
В соответствии с п. 84Методических указаний по бухучету МПЗ,ТЗР учитываются по отдельным видам и (или) группам материалов.
При выборе такого обобщенного метода учета, его так же нужно закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета организации.
В соответствии с п.85Методических указаний по бухучету МПЗ, при применении метода учета ТЗР путем присоединения указанных расходов к счету «Заготовление и приобретение материалов» в состав отклонения в стоимости материалов (разницы между фактической себестоимостью приобретаемых материалов и их учетной ценой) входит сумма ТЗР и разница между стоимостью материала по договорной цене и его учетной ценой.
Сумма отклонений по окончании месяца (отчетного периода) в полном объеме списывается на счет «Отклонения в стоимости материальных ценностей».
В остатке по счету «Заготовление и приобретение материалов» у организации — покупателя может числиться только стоимость материалов, указанная в расчетных документах поставщика:
- счетах,
- счетах — фактурах,
- платежном требовании — поручении
- и т.п.,
ТЗР или отклонения в стоимости материалов, относящиеся к материалам (п.86 Методических указаний по бухучету МПЗ):
- отпущенным в производство,
- на нужды управления,
- на иные цели,
В соответствии с п.87 Методических указаний по бухучету МПЗ , списание отклонений в стоимости материалов или ТЗР по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости.
Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов.
Методические указания по бухучету МПЗ (п.88) предусматривают возможность применения упрощенных вариантов, для облегчения выполнения работ по распределению ТЗР или величины отклонений в стоимости материалов:
1. При небольшом удельном весе ТЗР или величины отклонений (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на счет «Основное производство», «Вспомогательное производство» и на увеличение стоимости проданных материалов.
2. Удельный вес ТЗР или величины отклонений (в процентах к учетной стоимости материала) может округляться до целых единиц (т.е. без десятичных знаков).
3. В течение текущего месяца ТЗР или величина отклонений могут распределяться исходя из удельного веса (в процентах к учетной стоимости соответствующих материалов), сложившегося на начало данного месяца.
Если это привело к существенному недосписанию или излишнему списанию отклонений или ТЗР (более пяти пунктов), в следующем месяце сумма списываемых (распределяемых) отклонений или ТЗР корректируется на указанную сумму прошлого месяца.
4. ТЗР или величина отклонений могут распределяться пропорционально их удельному весу (нормативу), закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, к учетной стоимости используемых материалов.
При этом если фактические размеры отклонений или ТЗР отличаются от нормативных размеров, в следующем месяце (отчетном периоде) сумма распределительных отклонений или ТЗР корректируется, т.е. увеличивается на недосписанную сумму или уменьшается на сумму, излишне списанную в прошлом месяце (отчетном периоде).
Остатки ТЗР или величина отклонений на начало каждого месяца (отчетного периода) рассчитываются исходя из удельного веса (норматива) ТЗР или отклонений, предусмотренных в плановых (нормативных) калькуляциях, к фактическому наличию материалов в учетных ценах.
5. ТЗР или отклонения могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости материалов) не превышает 5 процентов.
В соответствии с п.211Методических указаний по бухучету МПЗ, при отгрузке (отпуске) готовой продукции определяются суммы, подлежащие оплате покупателем, оформляется и предъявляется ему к оплате расчетный документ.
Суммы, подлежащие оплате покупателем, поставщик учитывает по дебету счета учета расчетов, которые состоят из в том числе из расходов по транспортировке продукции до пункта, обусловленного договором, и погрузке ее в транспортные средства (без НДС), подлежащие оплате покупателем сверх договорной цены готовой продукции:
- выполненные собственными силами и транспортом поставщика (кредит счета учета продаж);
- выполненные специализированной автотранспортной организацией, железнодорожным транспортом, авиацией, речным и морским транспортом и другими организациями (без налога на добавленную стоимость) или физическими лицами — с кредита счета учета расчетов;
Часть этих расходов, связанная с выполнением работ по транспортировке готовой продукции, подлежащая оплате покупателями сверх цены готовой продукции, списывается с кредита счета учета вспомогательных производств в дебет счета расходов на продажу.
Суммы, предъявленные к оплате, включая и величину налогов, причитающихся за оказанные транспортные услуги, проводятся по дебету счета учета расчетов в корреспонденции с кредитом счета учета продаж.
Затраты организации, связанные с транспортировкой готовой продукции, не подлежащие оплате покупателем отдельно, учитываются по дебету счета «Расходы на продажу» с кредита счета учета вспомогательных производств.
Первичные документы, на основании которых ведется учет траснпортных расходов
При совершении сделки купли продажи МПЗ, в момент передачи МПЗ от поставщика покупателю оформляются следующие документы:
- Товарная накладная по форме №ТОРГ-12,
- Товарно-транспортная накладная по форме №1-Т (ТТН),
- Другие необходимые документы (сертификаты соответствия, паспорта и пр.).
При заключении договора с транспортной компанией в момент оказания этой компанией услуг транспортировки, оформляется транспортная накладная.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» транспортная накладная — перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза.
В соответствии с п.2 ст.785 ГК РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Транспортная накладная подтверждает факт заключения договора перевозки.
В соответствии со ст. 8 Устава груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки груза не принимается (письмо Минтранса России от 20.07.2011г. №03-01/08-1980ис).
Форма и порядок заполнения транспортной накладной установлены Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011г. №272.
В транспортной накладной определяются условия перевозки груза, в том числе стоимость услуг перевозчика.
При этом, в настоящее время так же действуют и Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971г.
В соответствии с данными правилами, основным документом, предназначенным для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является ТТН.
Форма ТТН № 1-Т утверждена Постановлением Госкомстата от 28.11.1997г. №78.
Таким образом, в настоящее время действует и транспортная накладная, и накладная по форме № 1-Т.
И ТТН и транспортная накладная, отвечают всем требованиям, предъявляемым к документам, подтверждающим осуществление транспортных расходов организацией.
В настоящее время Минфин рекомендует использование двух документов – и ТТН и транспортной накладной, в случае, когда транспортировку груза выполняет транспортная компания.
Такая позиция изложена в Письме Минфина России от 22.12.2011г. №03-03-10/123:
«Таким образом, в случае наличия договора перевозки груза подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т, используемой в бухгалтерском и налоговом учете.
В случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.
В случае если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза.
В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т.»
«…На основании изложенного, в целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке груза автомобильным транспортом достаточно будет наличие надлежащим образом оформленного одного из документов:
- либо транспортной накладной
- либо товарно-транспортной накладной по форме N1-Т.»
Анализируя разъяснения, данные Минфином и ФНС, следует учитывать, что письма как Минфина так и ФНС носят рекомендательный, а не обязательный характер.
Бухгалтеру следует обеспечить наличие хотя бы одного документа из двух вышеуказанных (ТТН или транспортной накладной), что будет являться достаточным документальным подтверждением произведенных расходов на доставку грузов транспортной компанией.
Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА «Клерк.Ру»
Источник