<Письмо>Минстроя России от 11.08.2017 N 28588-ХМ/08 (вместе с «Разъяснениями об основаниях отказа в предоставлении градостроительного плана земельного участка», «Разъяснениями об отсутствии возможности продления срока выдачи градостроительного плана земельного участка»)
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 августа 2017 г. N 28588-ХМ/08
По результатам проведенного 20 июля 2017 г. в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации семинара на тему: «Актуальные вопросы планировки территории», Минстрой России направляет разъяснения по наиболее значимым вопросам, заданным в рамках указанного семинара.
Минстрой России просит довести указанные разъяснения до органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих деятельность в области градостроительства, а также до органов местного самоуправления муниципальных образований.
Инструкция по разделке оптического кабеля ДПТ/ДПТс
ОБ ОСНОВАНИЯХ ОТКАЗА В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО
ПЛАНА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой, согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон N 210-ФЗ), понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.
При этом, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка (далее — ГПЗУ) является Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — ГрК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 57.3 ГрК РФ, в целях получения ГПЗУ правообладатель земельного участка (далее — Правообладатель) обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче ГПЗУ может быть подано Правообладателем через многофункциональный центр.
Частью 6 статьи 57.3 ГрК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 статьи 57.3 ГрК РФ, осуществляет подготовку, регистрацию ГПЗУ и выдает его Правообладателю. ГПЗУ выдается Правообладателю без взимания платы.
Таким образом, основанием для отказа в выдаче ГПЗУ является то обстоятельство, что заявитель не является Правообладателем.
#107 Диалектическая Поведенческая Терапия это……,
Согласно части 4 статьи 57.3 ГрК РФ в случае, если в соответствии с требованиями ГрК РФ размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории (далее — ДПТ), выдача ГПЗУ для архитектурно-строительного проектирования, а также для получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой ДПТ.
Подготовка ДПТ согласно части 2 статьи 41 ГрК РФ в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 указанной статьи.
Помимо осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий, предусмотрены и иные случаи, указанные в части 3 статьи 41 ГрК РФ, когда в целях размещения объектов капитального строительства подготовка ДПТ является обязательной.
Дополнительно отмечается, что в иных Федеральных законах, носящих специальный характер, содержатся нормы, предусматривающие обязательную подготовку ДПТ при застройке территории, так, например:
— в случае создания искусственного земельного участка (статья 9 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
— в случае размещения объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги (статья 22 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
— другие случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Необходимо особо отметить, что отсутствие утвержденной ДПТ, требование о подготовке которой установлено указанными специальными законами, не является основанием для отказа в выдаче ГПЗУ, так как частью 4 статьи 57.3 ГрК РФ предусмотрен отказ в выдаче ГПЗУ только в случаях обязательной подготовки ДПТ, установленных ГрК РФ, а не в иных федеральных законах.
Таким образом, основаниями для отказа в выдаче ГПЗУ, согласно действующему законодательству, являются:
1) обращение с заявлением о выдаче ГПЗУ лица, не являющегося его правообладателем;
2) отсутствует утвержденная ДПТ, если в соответствии с ГрК РФ размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии такой документации.
Учитывая, что в ГрК РФ не установлен четкий перечень оснований для отказа в выдаче ГПЗУ, такие основания включены в разработанный Минстроем России проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, а также отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд)» (далее — законопроект).
В законопроекте предусматриваются следующие основания для отказа в выдаче ГПЗУ:
— отсутствие утвержденной ДПТ, в случае, если в соответствии с федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии такой документации;
— обращение с заявлением о выдаче ГПЗУ лица, не являющегося его правообладателем;
— отсутствие основных сведений о земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости.
Отмечается, что в соответствии с действующим законодательством, отказ в выдаче ГПЗУ в связи с отсутствием основных сведений о земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости, а также в связи с отсутствием ДПТ, если ее подготовка является обязательной в соответствии с иными федеральными законами, нежели ГрК РФ, будет противоречить законодательству Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Дополнительно необходимо отметить, что согласно пункту 1 части 6 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, вправе требовать от заявителя документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца.
Согласно пункту 2.1 части 4 статьи 16 Федерального закона N 210-ФЗ при приеме запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и выдаче документов, многофункциональный центр обязан устанавливать личность заявителя на основании паспорта гражданина Российской Федерации и иных документов, удостоверяющих личность заявителя, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 21.1 Федерального закона N 210-ФЗ при обращении за получением государственной или муниципальной услуг в электронном виде, такое обращение может осуществляться с использованием электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
УТВЕРЖДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПЛАНИРОВКЕ ТЕРРИТОРИИ.
ОТНЕСЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА К ОБЪЕКТАМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО, РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
В целях решения проблем, возникающих при подготовке документации по планировке территории (далее — ДПТ) для размещения объектов на территории нескольких муниципальных образований или субъектов Российской Федерации, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 373-ФЗ) в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — ГрК РФ) внесены соответствующие изменения в статью 45 ГрК РФ.
В соответствии с установленным ГрК РФ порядком подготовки ДПТ уполномоченный орган на принятие решения о ее подготовке и ее утверждение определяется в зависимости от:
а) значения объекта (федеральное, региональное, местное), в целях размещения которого разрабатывается такая документация;
б) планируемого размещения объекта относительно границ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
в) источника финансирования строительства, реконструкции объекта капитального строительства (исключительно применительно к объектам регионального или местного значения, финансирование строительства, реконструкции которых осуществляется полностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, муниципального района, городского округа, поселения).
Так, частями 2 и 3.2 статьи 45 ГрК РФ установлено, что уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают решение о подготовке ДПТ (за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 ГрК РФ), обеспечивают подготовку ДПТ и утверждают ДПТ, предусматривающую размещение:
1) объектов федерального значения;
2) иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, за исключением случая, указанного в части 3.1 статьи 45 ГрК РФ. То есть к «иным объектам» относятся объекты регионального, местного значения, а также объекты, не являющиеся объектами ни федерального, ни регионального, ни местного значения, но планируется их расположение на территории двух и более субъектов Российской Федерации (исключение — объекты регионального значения, финансирование строительства, реконструкции которых осуществляется полностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и отсутствуют отказы в согласовании ДПТ уполномоченными органами власти «соседних» субъектов Российской Федерации);
3) объектов регионального значения, финансирование строительства, реконструкции которых осуществляется полностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в случае когда их размещение планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу, при условии наличия отказа в согласовании такой документации одним или несколькими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется строительство, реконструкция таких объектов регионального значения.
Порядок отнесения полномочий на принятие решения о подготовке и утверждение ДПТ установлен в отношении уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации частями 3, 3.1 и 4.2 статьи 45 ГрК РФ, согласно которым уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке ДПТ (за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 ГрК РФ), обеспечивают подготовку ДПТ и утверждают ДПТ, предусматривающую размещение:
1) объектов регионального значения, расположенные в границах одного субъекта Российской Федерации;
2) иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3.2 и 4.1 статьи 45 ГрК РФ. То есть к «иным объектам» в указанной части статьи 45 ГрК РФ относятся объекты местного значения, а также объекты, не являющиеся объектами ни федерального, ни регионального, ни местного значения, а размещение которых планируется в границах одного субъекта Российской Федерации, но на территориях двух и более муниципальных образований (исключение — объекты федерального значения, объекты местного значения, финансирование строительства, реконструкции которых осуществляется полностью за счет средств бюджета муниципального образования и отсутствуют отказы в согласовании ДПТ уполномоченными органами власти);
3) объектов регионального значения, финансирование строительства, реконструкции которых осуществляется полностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и размещение которых планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу, по согласованию с такими субъектами Российской Федерации и отсутствуют отказы в таком согласовании;
4) объекта местного значения муниципального района, городского округа, финансирование строительства, реконструкции которых осуществляется полностью за счет средств местного бюджета муниципального района, городского округа и размещение которого планируется на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов, имеющих общую границу, в границах субъекта Российской Федерации, в случае отказа в согласовании ДПТ одного или нескольких органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объектов местного значения муниципального района, городского округа.
По аналогии порядок отнесения полномочий на принятие решения о подготовке и утверждение ДПТ установлен в отношении уполномоченных органов местного самоуправления частями 4 — 5.2 статьи 45 ГрК РФ.
По вопросу отнесения объектов капитального строительства к объектам федерального, регионального или местного значения Минстрой России сообщает следующее.
Из содержания пунктов 18 — 20 статьи 1 ГрК РФ следует, что не все объекты федерального, регионального или местного значения подлежат отображению в документах территориального планирования, а лишь те, отображение которых предусмотрено актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (применительно к объектам федерального значения) или законами субъектов Российской Федерации (применительно к объектам регионального и местного значения).
При отнесении объекта к объекту того либо иного значения следует руководствоваться необходимостью в данном объекте для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и органов государственной власти Российской Федерации (применительно к объектам федерального значения), субъектов Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (применительно к объектам регионального значения), органов местного самоуправления (применительно к объектам местного значения).
Указанные полномочия должны быть установлены Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, решениями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Факт финансирования строительства, реконструкции объекта капитального строительства коммерческими организациями не исключает возможности отнесения объекта капитального строительства к объекту федерального, регионального либо местного значения.
Так, например, в соответствии с пунктом «и» статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральная связь находится в ведении Российской Федерации.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы связи не отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относят вопросы связи ни к компетенции субъектов Российской Федерации, ни к компетенции муниципальных образований.
Статьями 11 и 12 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» (далее — Федеральный закон N 126-ФЗ) определено, что федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории Российской Федерации.
Материально-техническую основу федеральной связи составляют единая сеть электросвязи Российской Федерации и сеть почтовой связи Российской Федерации. Единая сеть электросвязи Российской Федерации состоит из расположенных на территории Российской Федерации сетей электросвязи следующих категорий:
— сеть связи общего пользования;
— выделенные сети связи;
— технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования;
— сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.
В соответствии с пунктом 35 статьи 2 Федерального закона N 126-ФЗ электросвязью являются любые излучения, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.
В соответствии со статьей 14 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» обязанностью организаций, в том числе относящейся к частной форме собственности, является предоставление в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иных технических устройств.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» оповещение населения о чрезвычайных ситуациях осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил единой системы.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, обеспечение безопасности населения является исключительной компетенцией Российской Федерации.
Таким образом, вопросы регулирования правоотношений в области федеральной связи отнесены к исключительной компетенции Российской Федерации, а все объекты электросвязи и почтовой связи являются объектами федерального значения. Отнесение объектов связи к объектам регионального или местного значения, а также принятие решений о подготовке или утверждении ДПТ органами власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления не допускается, так как данные полномочия, согласно части 2 статьи 45 ГрК РФ, отнесены к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.
ОБ ОТСУТСТВИИ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОДЛЕНИЯ СРОКА ВЫДАЧИ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПЛАНА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
В связи с часто задаваемыми вопросами о возможности продления установленного срока подготовки градостроительного плана земельного участка (далее — ГПЗУ), Минстрой России сообщает.
Частью 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 статьи 57.3 ГрК РФ, осуществляет подготовку, регистрацию ГПЗУ и выдает его правообладателю земельного участка.
При этом отмечается, что в силу пункта 6 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 191-ФЗ) вплоть до утверждения правил землепользования и застройки, срок подготовки и утверждения ГПЗУ, установленный частью 17 статьи 46 ГрК РФ, мог быть продлен в следующих случаях:
а) направления в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами проекта ГПЗУ на рассмотрение на публичных слушаниях на срок, необходимый для организации и проведения публичных слушаний;
б) выявления уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления противоречий в документах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами необходимы для выдачи ГПЗУ и представлены в указанные уполномоченные органы лицом, обратившимся с заявлением о выдаче ГПЗУ, или получены в порядке межведомственного информационного взаимодействия, на срок, необходимый для уточнения соответствующих сведений.
1 июля 2017 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», согласно которым срок подготовки и регистрации ГПЗУ устанавливается частью 6 статьи 57.3 ГрК РФ, а не частью 17 статьи 46 ГрК РФ.
С момента вступления в действие новой редакции ГрК РФ, ГПЗУ исключен из видов документации по планировке территории.
На основании изложенного, указанные в пункте 6 части 1 статьи 4 Закона N 191-ФЗ случаи продления срока выдачи ГПЗУ применению не подлежат.
Минстрой России обращает внимание, что пунктом 6 части 1 статьи 4 Закона N 191-ФЗ предоставлялась возможность продления срока подготовки и утверждения ГПЗУ, установленного частью 17 статьи 46 ГрК РФ, не представляя такую возможность в отношении срока подготовки ГПЗУ, установленного частью 6 статьи 57.3 ГрК РФ.
На основании изложенного, продление срока выдачи ГПЗУ согласно действующему законодательству невозможно.
Источник legalacts.ruЛинейные объекты будут строиться по новым правилам
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разработало ряд нормативных правовых актов, направленных на регламентацию подготовки и оптимизацию состава документации по планировке территории (ДПТ) для размещения линейных объектов. Об этом стало известно в ходе заседания Межведомственной рабочей группы по совершенствованию порядка подготовки ДПТ для размещения линейных объектов, которое состоялось под председательством замглавы Минстроя России Юрия Рейльяна.
31 декабря 2015 года вступает в силу принятая еще в 2011 году норма Градостроительного кодекса, согласно которой для размещения линейных объектов необходима подготовка ДПТ. Кроме того, в 2015 году вступили в силу нормы земельного законодательства, предусматривающие образование земельных участков под линейные объекты федерального, регионального и местного значения исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. В связи с неоднозначностью норм действующего градостроительного законодательства, регламентирующего порядок проектирования, получение разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию линейных объектов создана Межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители Минстроя России, Государственной Думы, правительства Москвы и Московской области, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта, ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «Вымпелком», ОАО «МТС», ОАО «Мегафон», ОАО «Ростелеком», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Россети», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «РЖД».
В рамках заседания Минстрой России подчеркнул необходимость перехода от подготовки градостроительных планов земельных участков для размещения линейных объектов к подготовке документации по планировке территории. Эти изменения направлены на обеспечение безопасности, недопущение причинения вреда жизни и здоровью человека, а также нарушения прав добросовестных граждан на владение, распоряжение, пользование земельными участками и иными объектами недвижимости. Кроме того, ДПТ обеспечивает эффективность планировочных решений по размещению линейных объектов.
Кроме того, разработан законопроект, направленный на урегулирование порядка подготовки и утверждения документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов на территории двух и более субъектов Российской Федерации, муниципальных районов или поселений (городских округов) – предполагается, что такая документация будет рассматриваться одним уполномоченным органом, по принципу «одного окна». С учетом того, что линейные объекты, как правило, расположены на территории не одного десятка поселений или городских округов, это значительно упростит застройщику процесс подготовки исходно-разрешительной документации.
Разработан проект постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка подготовки документации по планировке территории», определяющий в том числе порядок внесения изменений в утвержденную ДПТ, порядок согласования ДПТ с органами государственной и муниципальной власти и порядок подготовки ДПТ в случае, если отсутствует Схема территориального планирования в определенной области экономики. Также Минстроем России подготовлен ведомственный приказ об утверждении требований к техническому заданию на подготовку ДПТ и исходным данным для ее подготовки.
Минстрой России приложит все усилия, чтобы не допустить очередного продления нормы о возможности подготовки ГПЗУ для размещения линейных объектов, так как обеспечение безопасности и соблюдения прав граждан является главной задачей органов власти. Но наряду с этим, министерство учтет все обоснованные предложения застройщиков при подготовке нормативно-правовых актов, регламентирующих четкий порядок разработки и утверждения документации по планировке территории для линейных объектов, которые, как ожидается, будут утверждены и вступят в силу до конца 2015 года.
Источник www.minstroyrf.gov.ruОсобенности подготовки и утверждения документации по планировке территории, строительства, реконструкции линейных объектов
Это теперь линии, которые обозначают границы территорий общего пользования. Исключена необходимость обозначать красными линиями и границы территорий, занятых линейными объектами или предназначенных для их размещения. Исключили дублируемость таких красных линий на чертежах ввиду того, что они обозначали изначально различные объекты.
Признан утратившим силу 742-й приказ Минстроя России, который определял этот порядок. В настоящее время красными линиями обозначаются исключительно территории общего пользования. Они устанавливаются, изменяются, отменяются исключительно документацией о планировке территории.
Если рассмотреть случаи о подготовке документации по планировке территорий в отношении линейного объекта, то должны ли быть в составе такой документации красные линии или не нет? Они должны отображаться в основной утверждаемой части документации по планировке территории, если мы планируем создавать территории общего пользования, то есть в иных случаях мы не дублируем границы зоны планируемого размещения.
Уменьшен срок внесения изменений в правила землепользования и застройки. Ранее он составлял от двух до четырёх месяцев, сейчас — от одного до трёх месяцев. Также появилось право без проведения публичных слушаний отклониться от предельных параметров не больше, чем на 10%, или однократно изменить вид разрешённого использования.
Основные особенности в проекте межевания для линейных объектов: были внесены изменения в 564-е Положение 2016 года. В отличие от площадных объектов значительно оптимизирован вопрос межевания. Виды разрешённого использования земельных участков, на которых у нас будут размещаться линейные объекты или на которых уже есть линейный объект, могут определяться такой документацией.
Также есть необходимость подготовить и отобразить на чертежах остальной утверждаемой части не только границы образуемых земельных участков, но и представить координаты характерных точек, таких образуемых земельных участков. Если достаточно детально и тщательно подойти к этому вопросу на этапе межевания территории, определить границы земельных участков, подлежащих образованию и изменению, то вопрос подготовки межевого плана можно выполнить в автоматическом режиме.
45-я статья Градостроительного кодекса дополнена новой частью — 12.12. Ранее при строительстве линейного объекта мы сталкивались с вопросами. Как быть с теми существующими линейными объектами, которые мы пересекаем? Как готовить в их отношении отдельную документацию по планировке территории? Кто их будет готовить?
Что делать, если границы при подготовке такой территории неясны? Сейчас появилась возможность начать с части 12.12, позволяющего предусмотреть реконструкцию существующего линейного объекта. Единственное условие — нужно будет согласовать такой проект планировки территории с органом, который был бы уполномочен на утверждение проекта планировки территории в отношении реконструируемого нами существующего линейного объекта.
Пример: допустим, требуется реконструировать линейный объект местного значения, который расположен на территории одного муниципального образования. Утверждать мы будем в федеральном органе исполнительной власти. Но зайти на согласование нужно в орган местного самоуправления, потому что он принимает решение об утверждении такой документации в отношении реконструируемого объекта. И наоборот: мы размещаем линейный объект местного значения и пересекаем федеральный объект. Тогда мы перед утверждением такой документации органами самоуправления должны согласовать такую документацию с федеральным органом исполнительной власти.
Также к полномочиям не только правительства, но и субъектов органов местного самоуправления отнесены вопросы утверждения порядков внесения изменений в документацию планировки территории, её отмены, признания её не подлежащей применению. На федеральном уровне принят акт: статья 15.91 в Постановлении Правительства от 1 ноября, в котором урегулирован порядок действий, как быть, если необходимо отменить документацию по планировке территории, признать её не подлежащей применению, утратившей силу или внести изменения. Определён круг лиц, кто вправе обратиться за внесением изменений в документацию по планировке территории, и значительно расширен круг лиц, кто может обратиться за признанием её утратившей силу.
В части вопросов планировки территории уточнено, что комплексное развитие территории может осуществляться также органом местного самоуправления самостоятельно. При этом границы территорий, подлежащих комплексному развитию, должны быть обозначены на карте ПЗЗ, и при принятии решения о развитии застроенной территории должна быть введена норма, аналогичная ранее комплексному развитию по инициативе органов местного самоуправления, что решение должно быть чётким и должно определять границы, подлежащие комплексному развитию. Требования к точности определения координат утверждены Росреестром 28 июля Приказом № 0260. Они аналогичны тем требованиям, которые применяются и для комплексного развития по инициативе органов местного самоуправления.
Ключевое для застройщика — это право при комплексном развитии по своей инициативе включать в границы нашей территории смежные земельные участки. То есть ранее мы могли осуществлять комплексное развитие по собственной инициативе только в границах той территории, где есть наш земельный участок или наш объект недвижимости. Сейчас мы можем дополнительно привлекать на развитие смежные земельные участки. Условие в том, что земельные участки должны быть в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц, должны предназначаться только для размещения транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, то есть не допускается включить эти земли для того, чтобы разместить на них жильё. Правила согласования включения таких земельных участков в границы нашей территории утверждены Постановлением Правительства № 1260.
Подготовка проектной документации значительно упрощена на стадии планировки территории. Ранее ключевая стадийность подготовки документации по планировке территории в отношении линейного объекта зачастую являлась обязательной. Только после утверждения такой документации планировки территории мы могли приступать к проектированию объекта.
Сейчас данная процедура упрощена благодаря дополнению 48-й статьи частями 11.1, 11.2: подготовка проектной документации линейного объекта федерального, регионального и местного значения может осуществляться одновременно с подготовкой документации по планировке территории. В данном случае мы архитектурно-строительное проектирование линейного объекта осуществляем на основании решений о подготовке. Единственное, что зайти на экспертизу мы можем только после утверждения документации по планировке территории, но мы её можем готовить одновременно.
Также в отношении площадных объектов федерального, регионального, местного значения упрощена процедура подготовки проектной документации в части получения правоустанавливающих документов на земельные участки. Это относится к случаям, если мы проектируем объекты капитального строительства на государственной и муниципальной земле и образование земельных участков ещё не завершено, но утверждён проект межевания территории или схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Мы не только можем обратиться за получением градостроительного плана земельного участка, но и без права на такой земельный участок начать архитектурно-строительное проектирование. Основные изменения в статье 57.3 «Градостроительный план земельного участка» в том, что обратиться за планом может не только правообладатель, но и иное лицо для строительства объектов федерального и регионального местоназначения. В данном случае выдаётся градостроительный план в отношении земельного участка, который по факту ещё не образован, но его образование предусмотрено проектом межевания и схемой расположения. Это вопрос времени. На основании такого градостроительного плана земельного участка, который ещё не образован и права на который ещё не установлены, можно осуществлять архитектурно-строительное проектирование.
К уникальным объектам были отнесены ветроэнергетические установки высотой более 250 метров. Также в соответствии с изменениями в Градкодексе была внесена необходимость получать разрешения для антенн, мачт, башен высотой до 50 метров. В настоящее время размещение таких объектов можно осуществлять без получения разрешения на строительство.
Но в 2018 году 341-м Федеральным законом Правительство Российской Федерации также было наделено правом определять случаи, при которых для строительства, реконструкции объекта не требуется получения разрешения на строительство. Такими правами раньше обладали исключительно субъекты Российской Федерации. Данные случаи устанавливались градостроительным кодексом и законодательством субъектов. В 2019 году было принято Постановление Правительства №1064, отменившее необходимость получать разрешение на строительство линий и сооружений связи, которые не особо опасны, не являются технически сложными. В данный момент данный акт признан утратившим силу.
Появилась систематизация выдачи градпланов в части того, что Минстрой России наделён полномочиями по утверждению порядка присвоения регистрационных номеров градостроительным планам земельных участков. Такой порядок присвоения номеров утверждён Приказом № 94 в 2019 году. Зачастую у муниципалитетов вызывает вопрос: где взять номер муниципального образования, номер субъекта. Необходимо руководствоваться тем номером, который присвоен Минюстом России и размещён в Реестре муниципальных образований. В основном порядок присвоения регистрационных номеров аналогичен порядку присвоения номера муниципального образования.
Что касается части освобождения территории земельных участков от ранее утверждённой документацией планировки территории федеральными органами исполнительной власти. Необходимо отметить, что правом на признание документации утратившей силу и внесение изменений наделены органы местного самоуправления.
То есть федеральные органы исполнительной власти имели временное полномочие на утверждение такой документации. Это и ФИФА 2018, и Сочи – Олимпийские игры, и Тихоокеанский форум. В данных случаях был срок начала этих полномочий и срок окончания. Вносить изменения после завершения проведения Олимпийских игр или Чемпионата мира по футболу федеральные органы не могли.
Тогда вставал вопрос, в каком порядке можно пренебречь теми планировочными решениями, которые уже утратили свою актуальность, и к кому необходимо обратиться. В данном случае вопрос решён в связи с принятием Постановления № 1171 от 4 августа 2020 года в рамках развития положения 283-го Федерального закона. Принимают такие решения органы местного самоуправления. В частности, применительно к территории Сочи это Сочи. Применительно к территории Тихоокеанского форума — это зачастую администрация города Владивостока.
В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в 2020 году Постановлением № 440 продлён срок действия разрешения на строительство, которых истекал до конца 2020 года. Также продлён срок применения проекта планировки территории и градостроительного плана земельного участка для целей экспертизы проектной документации и срок информации, указанной в градплане для целей получения разрешения на строительство.
При этом такое продление уже было в 2016 году, когда была введена статья 57.3 Градостроительного кодекса. Тогда было внедрено переходное положение, что все градостроительные планы, которые были выданы до 1 июля 2017 года, действуют минимум три года и максимум восемь лет. Это определяется законодательством субъекта. В данном случае у нас как у застройщика есть возможность использовать те градостроительные планы земельных участков, которые выданы ещё задолго до 2017 года.
ВРЕЗ
В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в 2020 году Постановлением № 440 продлён срок действия разрешения на строительство, которых истекал до конца 2020 года.
Архитектурно-строительное проектирование объектов капитального строительства, не являющихся площадными, входит в состав линейных объектов. Также исключён барьер, существовавший ранее, который требовали эксперты, проводящие экспертизу проектной документации, и органы, которые выдают разрешение на строительство. Исключена необходимость включать в состав проектной документации градостроительный план земельного участка, если размещение этого объекта уже предусмотрено документацией планировки территории. Дополнительно получать градостроительный план земельного участка, включать его в разделы проектной документации, представлять его на экспертизу или уполномоченному органу на выдачу разрешения на строительство не требуется.
Изменения были внесены в апреле 2020 года Постановлением Правительства № 98. Именно оно внесло изменения в положение о составе содержания разделов проектной документации.
В части 472-го Федерального закона в 2019 году упрощён порядок внесения изменений в документацию планировки территории в случае, если для размещения линейного объекта уточняется граница зоны планируемого размещения. Но не более, чем на 10%. В этом случае ряд согласований в принципе не требуется. Также введена возможность выделять этапы строительства после получения разрешения на строительство путём внесения изменений в проектную документацию.
202-й Федеральный закон 2020 года уточнил, что различие данных о площади вводимого в эксплуатацию объекта не более, чем на 5%, не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод его в эксплуатацию при условии, что количество этажей, помещений, машиномест в проектной документации соответствует тому, что фактически построено.
ВРЕЗ
254-м Федеральным законом внесён ряд ключевых кардинальных изменений, которые направлены на сокращение как процедур, так и сроков строительства. Специальные положения дают возможность построить магистральную инфраструктуру в кратчайшие сроки.
Но мы также внесли изменения в Градостроительный кодекс, которые распространяются и в общем порядке. Если рассмотреть специальный порядок, то положения 254-го Федерального закона действуют исключительно на те объекты, перечень которых утверждён распоряжением Правительства РФ. Основной момент — это то, что подготовка документации планируемой территорий таких объектов может исчисляться без учёта ранее утверждённых документов территориального планирования. Такая особенность была применена в ряде специальных законов. Это, как мы рассматривали, применимо и к Сочи, и к Олимпийским играм, поэтому это не новшество.
Второе: подготовка такой документации планируемых территорий в общем порядке может осуществляться и с подготовкой проектной документации. Проектная документация такого объекта может зайти на экспертизу без утверждения проектов планируемых территорий. Если в общем порядке сначала необходимо всё равно перед экспертизой утвердить документацию планируемых территорий и уже с утверждённой документацией зайти на экспертизу, то в отношении такой проектной документации, подготовленной в отношении таких линейных объектов, мы можем зайти на экспертизу без утверждённого проекта планировки территории. При этом положительное заключение такой экспертизы будет выдано только в случае, если за пять дней до даты окончания экспертизы дополнительно будет представлен уже утверждённый проект планировки территории.
Основное изменение, внесённое в общие положения Градостроительного кодекса, которые будут применяться в общих порядках, — это разделение понятий реконструкции линейного объекта и капитального ремонта. То есть Федеральным законом 254 уточнено, что является не реконструкцией, а капитальным ремонтом. Соответственно, пропадают требования получения разрешения на строительство, экспертизы проектной документации. «Не является реконструкцией, а является капитальным ремонтом магистрального газопровода» — это повышение категории, влекущее изменение зон с особенностями использования территории. Иными словами, изменение местоположения линейного объекта до сих пор является реконструкцией магистрального газопровода. Замена входящих в его состав трубопроводов, повышение их основных характеристик, которые позволяют увеличить их мощность, категорию, является в данный момент капитальным ремонтом.
Также Федеральным законом №254 закреплено право, которое раньше существовало только в специальных законах — проводить подготовительные работы до получения разрешения на строительство. Ранее мы до получения разрешения на строительство выполняли такие работы только в специальных случаях: строительство и Керченского моста. В данном случае мы можем приступить к началу выполнения подготовительных работ с даты направления проектной документации на экспертизу. То есть, не получив разрешения на строительство, мы можем выполнить ряд предварительных работ, перечень которых устанавливается правительством. Он уже установлен, далее мы его рассмотрим.
Также для строительства объектов федерального, регионального и местного значения установлена возможность получать разрешение на строительство в отсутствии правоустанавливающих документов. Основное уже было. Запараллелены вопросы подготовки территории и проектной документации, возможности выдачи градостроительного плана земельного участка до его образования. Когда мы понимаем, что задача образования земельного участка на основании утверждённого проекта межевания территории или схем расположения является вопросом времени, то также выдаётся разрешение на строительство на основании такого проекта межевания территории, такой схемы расположения земельного участка, без предоставления правоустанавливающих документов на такие земельные участки. Потому что их в природе ещё не существует, они ещё не образованы.
264-м Федеральным законом 2020 года в целом внесены не только изменения в части вопросов территориального планирования и подготовки правил землепользования и застройки. Также из полномочий федеральных органов исполнительной власти исключены меры по проведению экспертизы проектной документации объектов, размещение которых осуществляется на территории двух и более субъектов. В данном случае вопросы экспертизы такой проектной документации отнесены к полномочиям субъекта Российской Федерации. Вы можете застройщику по своему усмотрению направить проектную документацию на проведение экспертизы на территории, где располагается такой объект: это Москва, Московская область или Тверская область, независимо от принадлежности по территориальному принципу. Ранее такая проектная документация рассматривалась исключительно в Главгосэкспертизе.
Что касается перечня случаев, при которых не требуется разрешение на строительство. У Правительства Российской Федерации было право установить случаи, при которых подготовка документации по планировке территории не требуется. Дополнительно правительство наделено правом определять случаи, при которых также не требуется получать разрешение на строительство.
Кроме того, Правительство Российской Федерации ранее было наделено правом определять случаи, при которых размещение тех или иных объектов может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления в установлении сервитутов. Но законодательством субъектов дополнительно такие перечни были уточнены и расширены.
Получался неурегулированный вопрос, когда законодательством субъекта значительно расширялся перечень видов объектов, для которых не требуется разрешение на строительство, а в актах правительства таких упрощений в отношении планировки территорий не содержалось. Нужно было готовить документацию по планировке территорий в отношении тех или иных объектов, например, объектов связи, но при этом разрешение на строительство было отменено.
Проверить наличие документации планировки территории в принципе было невозможно, потому что за разрешением на строительство никто не обращался. Эти случаи гармонизированы. Выпущено новое Постановление Правительства № 1816 от 12 ноября 2020 года, вступило в силу 27 ноября 2020 года. Этим актом утверждены два перечня случаев: перечень случаев, для которых также требуется разрешение на строительство; перечень случаев, для которых не требуется подготовка документации планировки территории.
Этим актом внесены изменения в Постановление Правительства № 1300. Мы получили право размещать торговые, административные, городские, административно бытовые городки, офисы продаж застройщика на муниципальной государственной земле на основании решения о размещении в соответствии со статьёй 36.33 Земельного кодекса.
При каких случаях не требуется получать разрешение на строительство. Это газопроводы с рабочим давлением до 0,6 мегапаскалей в соответствии с частью 17 статьи 51 Градкодекса. Это антенны, мачты, башни связи, высота которых до 50 метров, также в соответствии с Градкодексом.
Далее в перечне Правительства раскрыто: линии связи, сооружения связи, которые не являются особо опасными и технически сложными. Их мы строим без разрешения. Подробнее это: линии электропередач классом напряжения до 35 киловольт, а также связанные с ними подстанции, тепловые сети давлением до 1,6 мегапаскалей, транспортирующие водяной пар, воду до 150 градусов, водопроводы всех видов до 500 миллиметров диаметром, сети водоотведения до 1000 миллиметров, а также линейные объекты, размещаемые на лицензионных участках месторождений всех видов, если эти объекты не являются уникальными, технически сложными или особо опасными, отдельно стоящие электроэнергетические установки высотой до 250 метров, автомобильные дороги четвёртой, пятой категории, местные улицы, дороги, пешеходные улицы, парковые дороги, велодорожки.
В отношении всех этих случаев не требуется получение разрешения на строительство. Два этих перечня полностью гармонизированы, и размещение данных объектов осуществляется без избыточных требований, которые невозможно проверить. Также, по сути, регистрируются в упрощённом порядке Росреестром на основании технического плана.
Что было дополнено в перечне случаев, для которых также не требуется документация по планировке территории. Второй пункт был изложен в той редакции, которая была раньше.
Но условия размещения площадного объекта капитального строительства, который проектируется в составе линейного, были в следующем случае: мы не требуем подготовку документации планировки территории, если площадной объект высотой 12 метров, этажность — 2 этажа, площадь — 500 квадратных метров. В данном случае такие объекты размещаются в упрощённом порядке без ДПТ. Увеличена площадь. Также осталась высота 12 метров, этажность — 2 этажа, но площадь уже 1,5 тысячи квадратных метров. Такие объекты размещаются без документации планировки территории.
Само постановление содержит отсылки на то, что, если эта проектная документация подлежит государственной экспертизе, то необходимо учитывать и экологические требования. Перечень, так или иначе, перечислен исчерпывающим образом. В основном это установка местных геодезических сетей, установка опознавательных знаков, заборов. Подготовительные работы также заключаются в прокладке временных инженерных сетей, то есть, по сути, на временные инженерные сети не только уже сейчас не требуется планировки территории, но и в принципе они осуществляются в рамках подготовительных работ.
Ответы на вопросы
Вопрос из зала: Каково определение правового режима земельных участков в случае, если на лесные и земельные участки утверждены правила землепользования и застройки территории, но имеются разночтения с лесоустроительными документами?
М.Е. Галь: Правовой режим лесных участков регулируется лесохозяйственным регламентом.
Вопрос из зала: Земельный участок находится в собственности, на нём планируется строительство двух нелинейных объектов. Проект планировки территории и проект межевания территории разработан. Красных линий в нём в отношении единого участка нет. Впоследствии собственник принял решение разделить земельный участок на два и на каждом построить объект. Нужно ли вносить какие-либо изменения в документацию по планировке территории в части красных линий?
М.Е. Галь: Необходимо просто понимать, что документация по планировке территории является обязательной для строительства и реконструкции линейных объектов, за исключением тех случаев, которые мы сейчас обозначили. Это те объекты, которые размещаются без документации.
В отношении площадных объектов, в отношении документов капитального строительства такая документация является обязательной в целях комплексного устойчивого развития территории. Если данная документация была утверждена в отношении территории, подлежащей комплексному устойчивому развитию, и намерения застройщика изменились, то получить разрешение на строительство с иными параметрами развития этой территории, не соответствующими такой документации, не получится. Необходимо будет вносить изменения в документацию планировки территории. Если эта документация была подготовлена в инициативном порядке и эта территория не подлежит комплексному устойчивому развитию в соответствии с решением органов мастного самоуправления, то застройщику изменять «красные линии» можно в инициативном порядке. Но в целом это вопрос к органам местного самоуправления.
Вопрос из зала: Просим разъяснить следующую ситуацию. Линейные объекты внесены в схему территориального планирования Российской Федерации как объект федерального значения. При этом определённые площадные нелинейные объекты капитального строительства включены в документацию по планировке территории как объекты местного значения. Вопросы:
1. Может ли быть две документации по планировке территории на одну территорию?
2. Минэнерго осуществляет экспертизу в отношении только линейных объектов. Они просят убрать объекты капитального строительства из документации по планировке территории. При этом Правительство Российской Федерации, которое будет осуществлять перевод, требует, чтобы в документах территориального планирования были отражены все объекты: и муниципального, и федерального значения. В каком виде нужно представить документацию в Правительство Российской Федерации?
М.Е. Галь: Документация по планировке территории представляется в Минэнерго России. Необходимо понимать, что документация по планировке территории подготавливается в соответствии с документами территориального планирования. Если аббревиатуры ДТП и ДПТ не перепутаны, то ситуация следующая.
Если на федеральном уровне рассмотреть распоряжение Правительства 162-Р от 2016 года, то этим распоряжением определены виды объектов федерального значения в области транспорта, отображение которых необходимо на схеме территориального планирования перед подготовкой документации по планировке территории. Это и магистральные трубопроводы, и сети газораспределения с рабочим давлением выше, чем 1,2 мегапаскаля.
Проектирование площадных объектов происходит в составе линейных объектов. То есть линейный объект сам по себе. Магистральный трубопровод включает в себя и линию специальной связи, и площадные объекты, и газорегуляторные пункты.
Поэтому они не только проектируются в составе линейных объектов, но и указываются в документации по планировке территории с теми объектами капитального строительства, которые входят в их состав. В отношении таких объектов предусмотрена необходимость их включения в состав проекта планировки территории в соответствии с 564-м положением.
Если вы подготавливаете документацию по планировке территории в отношении объектов, которые не отражены в схеме территориального планирования Российской Федерации, то такую документацию необходимо приводить в соответствие со схемой территориального планирования. Либо вносить соответствующие изменения в схемы территориального планирования Российской Федерации.
Отклонение от документов территориального планирования предусмотрено 254-м Федеральным законом в специальных исключительных случаях, как мы рассмотрели строительство магистральной инфраструктуры. В общих случаях, которые носят неспециальный характер, документы территориального планирования обязательны для их раскрытия в документации по планировке территории. И местоположение, и наименование, и остальные характеристики объектов, предусмотренные схемой территориального планирования должны совпадать с теми планировочными решениями, которые предусмотрены нашей документацией. При этом в схеме территориального планирования уточняется местоположение нашего объекта с точностью до населённого пункта, если он есть, или до муниципального образования. В данном случае, если в схеме территориального планирования предусмотрено местоположение планируемого объекта в сельском поселении или в городском округе, а мы предусматриваем его размещение документацией планировки территории в границах муниципального района или не заходим на территорию сельского поселения, то это расценивается как несоответствие документам территориального планирования.
Вопрос из зала: Кабельная линия связи зарегистрирована в 2007 году. В 2019 году зарегистрирована кабельная канализация. Она была перестроена в связи с выносом из зоны застройки здания части кабельной канализации. Данный объект зарегистрирован отдельно как самостоятельный.
Сейчас для внесения сведений в ЕГРН на основании действующего законодательства провели координирование кабельной канализации, зарегистрированной в 2017 году. Но с учётом изменений, исключив отдельно зарегистрированный участок, в связи с чем изменилась протяжённость. Требуется ли в данном случае проект реконструкции кабельной линии?
М.Е. Галь: Для линий и сооружений связи, не являющихся особо опасными и технически сложными объектами связи, не требуется ни подготовка документации планирования территории, ни выдача разрешения на строительство. В данном случае вопрос регистрации права осуществляется на основании технического плана и обращения застройщика. С 2019 года было значительно упрощено размещение кабельных линий связи, а в 2020 году оно максимально приведено к упрощению в части соотнесения и необходимости подготовки документации по планировке территории и необходимости получения разрешения на строительство.
Источник icped.ru