Цели , принципы строительства и основы применения Вооруженных сил РФ
Билет № 2
Основными составляющими военного строительства являются строительство вооружённых сил, развитие и функционирование оборонно-промышленного сектора экономики государства, распределение материальных и людских ресурсов в интересах обороны. Важнейшая роль здесь отводится развитию военной науки, созданию органов управления, подготовке территории страны к обороне, а населения — к защите Отечества. Эти и другие составляющие были положены в основу строительства российской армии после распада СССР. Российская армия и флот фактически воссоздавались заново.
В марте 1992 г. в Российской Федерации было образовано Министерство обороны, выработана и начала реализовываться концепция строительства Вооружённых Сил России, определившая цели и приоритеты военной политики.
мая 1992 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О создании Вооружённых Сил Российской Федерации». В нём подтверждалась преемственность лучших боевых и героических традиций российской армии, использование Вооружённых Сил для защиты свободы и независимости России, обеспечения её безопасности и суверенитета.
ОБЖ 11 класс (Урок№15 — Особенности военной службы.)
В состав Вооружённых Сил вошли Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Войска противовоздушной обороны, Военно-Морской Флот.
В состав Военно-Морского Флота были включены четыре флота — Северный, Тихоокеанский, Балтийский, Черноморский, а также Каспийская флотилия.
Главной целью строительства Вооружённых Сил и других войск Российской Федерации провозглашалось создание и развитие войск (сил), способных обеспечить защиту независимости, суверенитета и территориальной целостности страны, безопасность граждан и других жизненно важных интересов общества и государства, соответствующих военно-политической и стратегической обстановке в мире и реальным возможностям страны.
В основу строительства Вооружённых Сил были положены следующие принципы:
·подконтрольность органов военного управления и должностных лиц органам государственной власти;
·соблюдение общегражданских политических прав и свобод и социальная защищённость военнослужащих в соответствии со спецификой военной службы;
·централизация военного руководства и единоначалие на правовой основе;
·соответствие организационной структуры, боевого состава и численности войск (сил) возлагаемым на них задачам, законодательству, международному праву и экономическим возможностям России;
·обеспечение высокого уровня профессионализма Вооружённых Сил и других войск Российской Федерации;
·обеспечение возможностей для наращивания боевой мощи Вооружённых Сил и других войск Российской Федерации адекватно возрастанию военной угрозы, заблаговременное накопление и подготовка мобилизационного резерва;
·учёт геополитического и геостратегического положения страны;
·использование отечественного и мирового опыта военного строительства.
Особенности военной службы
К настоящему времени сложились основы правового регулирования строительства Вооружённых Сил и обеспечения военной безопасности России. Оборонная функция государства органично следует из нормы, установленной частью 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации, где определено, что «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». В Конституции Российской Федерации содержатся отсылки к законам по вопросам обороны и военной безопасности, в том числе три отсылки к федеральным законам. Так, в соответствии с требованиями Конституции России приняты три федеральных конституционных закона по вопросам обороны и военной безопасности: «О военном положении», «О чрезвычайном положении» и «О военных судах Российской Федерации». Кроме того, отсылками Конституции Российской Федерации прямо либо косвенно предусмотрены следующие федеральные законы по вопросам обороны, строительства Вооружённых Сил и обеспечения военной безопасности Российской Федерации:
. Об обеспечении целостности и неприкосновенности государственной территории (ч. 3 ст. 4 Конституции);
. О государственных пенсиях, пособиях и иных гарантиях социальной защиты военнослужащих (ч. 2 ст. 7, ч. 1, 2 ст. 39 Конституции)
. О противодействии организациям, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции);
. О государственной тайне (ч. 4 ст. 29 Конституции);
. О воинской обязанности и военной службе (ч. 1, 2 ст. 59 Конституции);
. Об альтернативной гражданской службе (ч. 3 ст. 59 Конституции);
. Об обороне (п. «м» ст. 71 Конституции);
. О безопасности (п. «м» ст. 71 Конституции);
. Об оборонном производстве (п. «м» ст. 71 Конституции);
. О порядке продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества (п. «м» ст. 71 Конституции);
. О статусе и защите государственной границы (п. «н» ст. 71, п. «д» ст. 106 Конституции);
. О статусе Совета Безопасности Российской Федерации (п. «ж» ст. 83 Конституции);
. О возможности использования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (п. «г» ст. 102 Конституции);
. О ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации в области коллективной обороны и международной безопасности (п. «г» ст. 106 Конституции);
. По вопросам войны и мира (п. «е» ст. 106 Конституции).
В этих условиях остро стоит проблема, связанная с реализацией основных направлений развития Вооруженных сил Российской Федерации, способных противостоять современным вызовам.
Направления, связанные с совершенствованием Вооружённых Сил РФ, определены в Концепции строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации на период до 2020 года.
Она была утверждена Президентом России 19 апреля 2010 года. Основными из приоритетов являются:
совершенствование стратегических сил сдерживания в составе Стратегических ядерных сил и сил воздушно-космической обороны;
наращивание межвидовых группировок войск (сил) на стратегических направлениях;
создание системы управления Вооружённых Сил в соответствии с их перспективным составом и структурой;
реализация мероприятий по переоснащению соединений и воинских частей современными образцами вооружения, военной и специальной техники в рамках Государственной программы вооружения (ГПВ- 2020);
создание новой системы вузов и подготовки офицеров и сержантов;
решение комплекса вопросов социальной защищённости военнослужащих.
В Сухопутных войсках:
формирование комплектов войск на стратегических направлениях, соответствующих требованиям современных боевых действий, сбалансированных по боевым и обеспечивающим формированиям;
обеспечение мобильности воинских формирований и группировок войск.
В Военно-воздушных силах:
повышение возможностей авиации ВВС по выполнению задач и обеспечению боевых действий сухопутных и морских группировок Вооружённых Сил;
совершенствование группировки военно-транспортной авиации и аэродромной сети, обеспечивающих стратегическую мобильность Вооружённых Сил.
В Военно-морском флоте:
поддержание состава и боевой готовности группировки морских стратегических ядерных сил;
серийное строительство многоцелевых атомных подводных лодок, надводных кораблей дальней и ближней морских зон.
сохранение существующей структуры группировки наземных СЯС;
завершение перевооружения на ракетные комплексы пятого поколения.
В Космических войсках:
развёртывание формирований, оснащённых перспективными средствами предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства;
развёртывание полного состава орбитальных группировок перспективных космических систем.
В Воздушно-десантных войсках:
повышение качества подготовки войск с учётом межвидового характера современных войн и вооружённых конфликтов;
перевооружение на современные образцы вооружения, военной и специальной техники.
Положения концепции детализируются в рамках разработки документов среднесрочного (План строительства Вооружённых Сил РФ на очередные пять лет) и краткосрочного планирования (ежегодное уточнение Плана строительства Вооружённых Сил РФ), к которым разрабатываются соответствующие стоимостные обоснования.
Состав и качественное состояние Стратегических ядерных сил (СЯС) обеспечивают осуществление ядерного сдерживания агрессии против Российской Федерации. Дальнейшее их развитие обеспечит гарантированное парирование прогнозируемых изменений стратегического баланса сил, связанных в первую очередь с развёртыванием глобальной системы противоракетной обороны США, а также возрастающим потенциалом высокоточного оружия большой дальности США и НАТО. Сохранится трёхкомпонентная структура СЯС (наземные, морские, авиационные).
2. Обязанности военнослужащих
. Военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:
- быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
- строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);
- совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
- быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;
- дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации;
- соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
17. Военнослужащий должен быть честным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу, защищать командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части.
18. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов.
19. Военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Он должен соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия. Обо всех случаях, которые могут повлиять на исполнение военнослужащим его обязанностей, а также о сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику. За нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, связанное с унижением чести и достоинства, издевательством или сопряженное с насилием, а также за оскорбление одним военнослужащим другого виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности, а при установлении в их действиях состава преступления — к уголовной ответственности.
20. Военнослужащий обязан знать и соблюдать в повседневной деятельности требования безопасности военной службы. Он должен заботиться о сохранении своего здоровья, повседневно заниматься закаливанием, физической подготовкой и спортом, воздерживаться от вредных привычек (курения, употребления алкоголя), не допускать употребления наркотических средств и психотропных веществ.
21. По служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику, а при необходимости с разрешения непосредственного начальника — к старшему начальнику. По личным вопросам военнослужащий также должен обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости — к старшему начальнику. При обращениях (внесении предложения, подаче заявления или жалобы) военнослужащий руководствуется законодательством Российской Федерации и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.
22. Военнослужащий обязан знать и соблюдать нормы международного гуманитарного права, правила обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, медицинским персоналом, духовными лицами, гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.
23. Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, должен оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. В бою он обязан с честью выполнить свой воинский долг.
Если военнослужащий, находясь в беспомощном состоянии, в том числе вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен противником в плен, он должен искать и использовать любую возможность для своего освобождения и освобождения своих товарищей из плена и возвращения в свою воинскую часть. Военнослужащий, захваченный противником в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер. Он обязан сохранять честь и достоинство, не разглашать государственную тайну, проявлять стойкость и мужество, помогать другим военнослужащим, находящимся в плену, удерживать их от пособничества противнику, отвергать попытки противника использовать военнослужащего для нанесения ущерба Российской Федерации и ее Вооруженным Силам. За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также за интернированными в нейтральных странах сохраняется статус военнослужащих. Командиры (начальники) обязаны принимать меры по освобождению указанных военнослужащих в соответствии с нормами международного гуманитарного права.
На земле…
Приоритетным направлением деятельности Вооруженных сил РФ продолжает оставаться боевая учеба. За 2020 год ВС России провели свыше 6,5 тыс. мероприятий боевой подготовки, в том числе 4,5 тыс. учений. При этом количество двусторонних учений было увеличено на 16%, а интенсивность межвидовой направленности и подготовки войск выросла на 10%.
Основным мероприятием боевой учебы в этом году стало стратегическое командно-штабное учение «Центр-2019». В нем приняли участие воинские контингенты семи иностранных государств из состава ОДКБ и ШОС. Войска действовали на территории четырех государств (России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана).
В ходе проведения «Центра-2019» были отработаны новые формы военных действий: как сообщал министр обороны РФ Сергей Шойгу, с принятием нестандартных решений в сложной обстановке. Также военное ведомство проинформировало СМИ, что во время КШУ все органы управления и воинские контингенты успешно справились с поставленными на учении задачами. Значительно повысился уровень их оперативной и тактической совместимости.
Завершающим мероприятием годового цикла подготовки ВС РФ стало стратегическое командно-штабное учение «Гром-2019» по управлению стратегическими наступательными силами с выполнением практических пусков крылатых и баллистических ракет различного базирования.
Добавим, что еще одним крупным мероприятием боевой учебы в 2019 году станут военно-морские учения с участием Ирана, России и Китая, запланированные на 27 декабря в северной части Индийского океана.
В свою очередь, отечественный ОПК в уходящем году продолжал активно поставлять в Армию разнообразные «новинки». Например, в Ракетных войсках стратегического назначения три ракетных полка были перевооружены на современные ракетные комплексы с твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой «Ярс». Завершено создание ракетного комплекса «Авангард» с межконтинентальной баллистической ракетой, оснащенной гиперзвуковым планирующим крылатым боевым блоком. Ожидается, что первый ракетный полк, вооруженный данным комплексом, уже в ближайшее время заступит на боевое дежурство.
С начала декабря осуществляется боевое дежурство лазерных комплексов «Пересвет» в позиционных районах подвижных грунтовых ракетных комплексов с задачей прикрытия их маневренных действий.
В 2020 году продолжилось переоснащение Сухопутных войск и ВДВ на современные образцы бронетанковой техники, высокоточные ракетные и зенитные ракетные комплексы, а также комплексы РЭБ и системы управления. В течение года соединения и воинские части получили более 3300 новых и модернизированных образцов вооружения. Это позволило, в частности, в конце ноября закончить перевооружение Сухопутных войск на оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер-М», пришедший на смену тактическому ракетному комплексу дивизионного звена «Точка-У».
В течение года два зенитных ракетных полка были перевооружены на ЗРК С-400, а на полигоне «Капустин Яр» удалось успешно завершить государственные испытания ЗРК «Гибка-С». Также Минобороны к концу года получило от ОПК первый комплект новейшего ЗРК С-350 «Витязь».
С 1 декабря в Мордовии на боевое дежурство заступила радиолокационная станция загоризонтного обнаружения воздушных целей, обеспечивающая контроль воздушного пространства на Западном и Южном стратегических воздушно-космических направлениях на удалении до 2000 км от границы РФ.
Стоит упомянуть и о таком важнейшем с точки зрения военно-технического сотрудничества мероприятии, как завершение в 2019 году поставок всех элементов ЗРК С-400 в Турцию по контракту, который предусматривал поставку четырех дивизионов «четырехсотых» на общую сумму порядка 2,5 млрд долларов. Заметим, что это событие принесло нашей стране не только финансовую прибыль, но и заметные геополитические преференции.
…в небесах…
Пожалуй, одним из главных событий для ОПК России в 2020 году стало заключение в ходе форума «Армия» 46 госконтрактов на поставку в войска перспективных образцов вооружения и военной техники на общую сумму свыше 1 трлн рублей. В том числе были подписаны соглашения на поставку 76 многоцелевых истребителей пятого поколения Су-57 и 98 ударных вертолетов Ми-28НМ «Ночной охотник».
Авиационные соединения и воинские части ВС РФ за 2020 год получили свыше 150 единиц вооружения: военной и специальной техники.
В числе иных заметных событий 2020 года, так или иначе относящихся к сфере ВКС, стоит упомянуть следующие:
— первый полет перспективного тяжелого ударного беспилотника С-70 «Охотник»; — первый полет нового легкого транспортного самолета Ил-112В; — развертывание серийного производства сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев с крылом изменяемой стреловидности Ту-160М; — первое совместное воздушное патрулирование самолетами дальней авиации ВКС России и ВВС НОАК в Азиатско-Тихоокеанском регионе; — первый визит Ту-160 в ЮАР; — 48 вылетов российских стратегических ракетоносцев для военного присутствия в стратегически важных районах; — завершение реконструкции 19 аэродромов, на которых введено в эксплуатацию более 230-ти зданий и сооружений.
Кроме того, в этом году осуществляется отработка задач опытно-боевого дежурства авиационным ракетным комплексом «Кинжал» с гиперзвуковой ракетой (носитель — двухместный сверхзвуковой высотный всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31К). Были выполнены пуски этих ракет на полигонах, находящихся в различных климатических условиях, в том числе в Арктике. Одновременно продолжается развитие аэродромной сети, обеспечивающей расширение географии применения данного комплекса.
Продолжались испытания опытного образца тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А и многоцелевых истребителей пятого поколения Су-57. В частности, была проведена повторная апробация Су-57 в Сирии, в ходе которой все запланированные задачи были успешно выполнены.
Ну и, разумеется, нельзя не отметить то, что ВКС РФ на протяжении всего 2020 года продолжали оказывать эффективную поддержку контртеррористическим операциям, идущим на территории Сирии.
Источник: post1.su
ЕДИНОНАЧА́ЛИЕ
ЕДИНОНАЧА́ЛИЕ, принцип управления в разл. областях жизнедеятельности [экономике, политике, вооруж. силах (ВС) и др.], при котором разработка и принятие управленч. решений осуществляются руководителем (начальником, командиром) к.-л. органа, учреждения, предприятия, подразделения единолично, без согласования с кем-либо. Руководитель несёт персональную ответственность за результаты деятельности организации и наделён широкими полномочиями, необходимыми для выполнения своих функций. Е. противоположно коллегиальности, однако на практике оба принципа действуют в сочетании – решения обычно готовятся на коллегиальной основе, а принимаются и осуществляются по принципу Е. В ВС и др. военизированных структурах РФ (Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, органы внутренних дел, внутренние войска и т. п.) Е. является осн. принципом воен. руководства, при котором командиры (начальники) разл. степеней наделены всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчинённым и несут полную ответственность за все стороны жизни и деятельности вверенных им войск (сил флота), воинских частей, подразделений, органов и служб. В этом случае Е. обусловлено предназначением, закономерностями развития и особенностью деятельности воен. организации и выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решение, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. Имевший место в период Гражданской войны 1917–22 отказ от принципа Е. отрицательно сказался на процессе строительства Красной Армии, а нарушения его в 1990-х гг. в ВС РФ приводили к снижению воинской дисциплины.
Источник: bigenc.ru
Единоначалие в вооружённых силах
принцип военного руководства, при котором командиры (начальники) наделены всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчинённым, несут полную ответственность за все стороны жизни и деятельности войск. Выражается в праве командира единолично принимать решения, отдавать приказы, распоряжения, обеспечивать их выполнение. В ВС СССР, армиях других социалистических государств Е. — важнейший принцип военного строительства. Командиры-единоначальники ВС СССР проводят политику Коммунистической партии, неуклонно соблюдают ленинские принципы руководства, опираются иа партийные организации. КПСС твёрдо проводит линию на укрепление Е. в армии и на флоте.
Словарь военных терминов. — М.: Воениздат . Сост. А. М. Плехов, С. Г. Шапкин. . 1988 .
Смотреть что такое «Единоначалие в вооружённых силах» в других словарях:
Единоначалие (в Вооружённых Силах СССР) — Единоначалие в Вооружённых Силах СССР, форма единовластного управления подчинёнными войсками и учреждениями на основании прав, предоставляемых законами и регламентируемых уставами и приказами вышестоящих начальников. Командир является… … Большая советская энциклопедия
Единоначалие — I Единоначалие один из важнейших принципов управления социалистическим производством, заключающийся в предоставлении руководителям различных звеньев народного хозяйства такой полноты прав в принятии решений, которая необходима для… … Большая советская энциклопедия
Воинские звания и знаки различия РККА 1940—1943 — Вооружённые Силы СССР … Википедия
Комиссар (в воинском подразделении) — У этого термина существуют и другие значения, см. Комиссар. Комиссар (curator [oris, m]; commissarius [ii, m]; (лат.)) в воинском подразделении назначенный в подразделение, часть, соединение, объединение специальный представитель… … Википедия
Военное право — Военное право[1] (военное законодательство, законодательство военное), данные термины имеют следующее значение в России: отрасль права, которая в широком понимании охватывает все правовые вопросы, связанные с военным делом, система установленных… … Википедия
Военные комиссары — 1) представители Коммунистической партии и Советской власти в частях (на кораблях), учреждениях, соединениях Вооружённых Сил в период (с перерывами) 1918 42. Институт В. к. образован во время Гражданской войны. 4 марта 1918 постановлением … Большая советская энциклопедия
8-й стрелковый корпус (1-го формирования) — 8 й стрелковый корпус Годы существования 9 июня 1922 август 1941 … Википедия
Политические органы — в Вооружённых Силах СССР, руководящие органы Коммунистической партии Сов. Союза в Вооружённых Силах СССР. Задачи П. о. политическая работа среди военнослужащих, сплочение их вокруг КПСС и Сов. правительства, воспитание личного состава в… … Большая советская энциклопедия
Волконский, Александр Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Волконский … Википедия
Волконский, Александр — Михайлович (25 апреля 1866, Санкт Петербургская губерния 18 октября 1934, Рим) князь, военный дипломат, публицист, с 1930 г. католический священник византийского обряда. Содержание 1 Семья 2 Образование … Википедия
Источник: military_terms.academic.ru
ЕДИНОНАЧАЛИЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РФ
«. 33. Единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.
Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение. «
Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 29.07.2011) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»)
Источник: rus-official-terms.slovaronline.com