Единый квалификационный справочник должностей строительство

1. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС состоит из четырех разделов: I — «Общие положения», II — «Должности руководителей», III — «Должности педагогических работников», IV — «Должности учебно-вспомогательного персонала».

3. Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Как найти квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

4. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

В разделе «Должностные обязанности» содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.

5. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

6. В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

Справочник «Должности» в ЗУП 8.3.

7. При разработке должностных инструкций по должностям работников, относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по должностям работников, свойственным другим видам экономической деятельности (медицинские работники, работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.), применяются квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях.

8. Должностное наименование «старший» применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старшего» может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Источник: ms.ifmo.ru

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (КСДС)

В Квалификационный справочник КСДС включены квалификационные характеристики около 250 должностей служащих. Справочник призван обеспечить, рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников в современных условиях развития рыночных отношений.

Значительные изменения, произошедшие за последнее десятилетие в экономических, социальных и организационно-технических отношениях, а также в практике применения квалификационных характеристик должностей служащих, обусловили необходимость их пересмотра, дальнейшего совершенствования с учетом нового этапа развития общества, новых требований к работникам, их знаниям и квалификации.

Во всех квалификационных характеристиках справочника КСДС осуществлена регламентация трудовых функций различных категорий служащих в целях обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности.

На основе квалификационных характеристик КСДС разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников, при составлении которых уточняются обязанности, предусмотренные в характеристиках, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, технологии выполнения трудовых процессов. При этом важно, чтобы службы управления персоналом как в квалификационных характеристиках, так и в должностных инструкциях обеспечивали точное соответствие наименования должностей ОКПДТР.

Квалификационный справочник КСДС содержит характеристики массовых должностей, общие для всех отраслей экономики, наиболее широко используемые на практике. Каждая квалификационная характеристика КСДС состоит из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Квалификационные требования».

Применение Квалификационного справочника КСДС способствует совершенствованию организации труда всех категорий служащих — руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей).

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих

В соответствии со ст. 143 Трудового кодекса РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производится с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих отраслей экономики Российской Федерации (ЕТКС) — нормативный документ, разрабатываемый в централизованном порядке в целях обеспечения единства в тарификации одинаковых по сложности работ как по отраслям производства, так и между отраслями, а также единства в тарификации рабочих равной квалификации.

В соответствии с ЕТКС производится присвоение квалификационных разрядов рабочим и составляются программы по подготовке и повышению их квалификации.

Источник: bstudy.net

Единый квалификационный справочник должностей служащих

10 чел. помогло.

ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ

Том I. Общие положения

Выпуск 1. Должности служащих для всех отраслей экономики

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ

I. Руководители

ДИРЕКТОР (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР, УПРАВЛЯЮЩИЙ) ОРГАНИЗАЦИИ

ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ

ДИРЕКТОР (ЗАВЕДУЮЩИЙ) ГОСТИНИЦЫ

ЗАВЕДУЮЩИЙ БЮРО ПРОПУСКОВ

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАМЕРОЙ ХРАНЕНИЯ

ЗАВЕДУЮЩИЙ КОПИРОВАЛЬНО-МНОЖИТЕЛЬНЫМ БЮРО

ЗАВЕДУЮЩИЙ МАШИНОПИСНЫМ БЮРО

ЗАВЕДУЮЩИЙ ПРОИЗВОДСТВОМ (ШЕФ-ПОВАР)

ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

МЕНЕДЖЕР ОТДЕЛА ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА И МАРКЕТИНГА

МЕНЕДЖЕР ОТДЕЛА СБЫТА

МЕНЕДЖЕР ПО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИМ СВЯЗЯМ

МЕНЕДЖЕР ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

МЕНЕДЖЕР ПО КАЧЕСТВУ

МЕНЕДЖЕР ПО ПЕРСОНАЛУ

МЕНЕДЖЕР ПО РЕКЛАМЕ

НАЧАЛЬНИК АВТОМОБИЛЬНОЙ КОЛОННЫ

НАЧАЛЬНИК (ЗАВЕДУЮЩИЙ) МАСТЕРСКОЙ

НАЧАЛЬНИК КОМАНДЫ СЛУЖЕБНОГО СОБАКОВОДСТВА

НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА КАДРОВ

НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА

НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА (ЛАБОРАТОРИИ, СЕКТОРА) ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ

НАЧАЛЬНИК ОХРАНЫ ОБЪЕКТА (УЧАСТКА)

НАЧАЛЬНИК ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОТДЕЛА

НАЧАЛЬНИК ЦЕХА (УЧАСТКА)

^ II. Специалисты

АДМИНИСТРАТОР БАЗ ДАННЫХ

АДМИНИСТРАТОР СЕРВЕРА (WEB-, ФАЙЛ-, ПОЧТОВОГО И ДР.)

АДМИНИСТРАТОР СЕТЕЙ (АДМИНИСТРАТОР СИСТЕМНЫЙ)

ДЕКЛАРАНТ (АГЕНТ ТАМОЖЕННЫЙ)

ИНЖЕНЕР ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ

ИНЖЕНЕР ПО НОРМИРОВАНИЮ ТРУДА

ИНЖЕНЕР ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

ИНЖЕНЕР ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ЭКОЛОГ)

ИНЖЕНЕР ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ИНЖЕНЕР ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ИНСПЕКТОР ПО КАДРАМ

ИНСПЕКТОР ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПОРУЧЕНИЙ

ИНСТРУКТОР-МЕТОДИСТ ПО СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ

ИНСТРУКТОР СЛУЖЕБНОГО СОБАКОВОДСТВА

МЕТОДИСТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ОЦЕНЩИК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ПОМОЩНИК РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

РИЭЛТЕР (АГЕНТ ПО ОПЕРАЦИЯМ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ)

СЕКРЕТАРЬ ПРИЕМНОЙ РУКОВОДИТЕЛЯ

СПЕЦИАЛИСТ ПО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПЕЦИАЛИСТ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ

СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНВЕСТИЦИЯМ

СПЕЦИАЛИСТ ПО КАДРАМ

СПЕЦИАЛИСТ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ

СПЕЦИАЛИСТ ПО МАРКЕТИНГУ

СПЕЦИАЛИСТ ПО НАЛОГОВОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

СПЕЦИАЛИСТ ПО СЕРТИФИКАЦИИ

СТАЖЕР РЕГИСТРАТОРА НЕДВИЖИМОСТИ

ТЕХНИК ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ

^ III. Другие служащие

АГЕНТ ПО СНАБЖЕНИЮ

ДЕЖУРНЫЙ БЮРО ПРОПУСКОВ

ДЕЖУРНЫЙ (ПО ВЫДАЧЕ СПРАВОК, ЗАЛУ, ЭТАЖУ ГОСТИНИЦЫ, КОМНАТЕ ОТДЫХА, ОБЩЕЖИТИЮ И ДР.)

ОПЕРАТОР ДИСПЕТЧЕРСКОЙ ДВИЖЕНИЯ И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

ОПЕРАТОР ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ

ОПЕРАТОР ПО ДИСПЕТЧЕРСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ЛИФТОВ

СЕКРЕТАРЬ НЕЗРЯЧЕГО СПЕЦИАЛИСТА

ЭКСПЕДИТОР ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ

Единый квалификационный справочник должностей служащих (ЕКСД) является нормативным документом, регламентирующим организацию труда служащих и обязателен для применения в организациях различных организационно-правовых форм в целях создания необходимых условий для рационального разделения труда между служащими; обеспечения единства при определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований; решения вопросов тарификации и оплаты труда; подготовки, повышения квалификации» подбора, расстановки и использования кадров в соответствии со специальностью и квалификацией и пр. ЕКСД также служит основой при разработке должностных инструкций, определяющих конкретные обязанности работников, их права и ответственность согласно занимаемой должности, с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Том I ЕКСД включает в себя Общие положения ЕКСД, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 г. № 32, а также квалификационные характеристики общеотраслевых должностей служащих, входящие в выпуск 1 ЕКСД «Должности служащих для всех отраслей экономики», утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 г. № 159 с последующими изменениями и дополнениями.

В Общих положениях Единого квалификационного справочника должностей служащих указаны сведения о назначении, структуре построения ЕКСД и порядок пользования квалификационными характеристиками должностей служащих.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ

1. Единый квалификационный справочник должностей служащих (далее — ЕКСД) является техническим нормативным правовым актом, цель которого — создание необходимых условий для рационального распределения трудовых функций в зависимости от сложности, количества, качества, условий труда и квалификации между руководителями, специалистами и другими служащими (техническими исполнителями) , обеспечение единства при определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.

ЕКСД обязателен для применения в организациях независимо от форм собственности в целях:

определения наименования должности служащего, его трудовой функции;

тарификации должностей и дифференциации оплаты труда;

организации подготовки, повышения квалификации, подбора, расстановки и использования кадров в соответствии со специальностью и квалификацией;

аттестации служащих и присвоения им квалификационных категорий;

разработки должностных инструкций, регламентирующих правовое положение служащих в организации и определяющих их задачи, функции, права, обязанности и ответственность согласно занимаемым ими должностям;

в других случаях, установленных законодательством Республики Беларусь.

2. Наименования должностей служащих, квалификационные характеристики которых включены в выпуски ЕКСД, соответствуют Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» ОКРБ-006-96, утвержденному приказом Белстандарта от 30 декабря 1996 г. N 234 (с изменениями) (далее — ОКПД).

ЕКСД состоит из выпусков с присвоенными им порядковыми номерами и предусмотренными в них квалификационными характеристиками должностей служащих, сгруппированных по видам экономической деятельности.

В основу построения выпусков ЕКСД положен должностной признак.

Структура каждого выпуска ЕКСД едина и построена в соответствии с установленной ОКПД классификацией служащих по категориям: руководители, специалисты и другие служащие (технические исполнители), которым в ОКПД присвоены коды категорий должностей — 1, 2 и 3 соответственно.

Читайте также:  Капитальный ремонт индивидуального строительства это

3. Должность — служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и степенью ответственности.

Специальность — совокупность приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида трудовой деятельности.

4. Базовое наименование должности — основное наименование должности, предусмотренное ОКПД и обусловленное сложившимися типовыми видами работ (должностными обязанностями).

Полное наименование должности — конкретное наименование должности, уточняющее характер выполняемой работником трудовой функции. Оно устанавливается путем добавления к базовому наименованию дополнительных сведений, а также производных должностей, предусмотренных ОКПД.

При этом соответствующее дополнение может быть помещено как после базового наименования, так и перед ним.

Во всех случаях должности служащего присваивается ее базовое наименование согласно ОКПД (например, директор, менеджер, инженер, экономист и т.д.), для которой ЕКСД предусмотрена квалификационная характеристика, а при необходимости — полное наименование должности (например, первый заместитель директора, менеджер по персоналу, инженер по охране труда, ведущий экономист по ценообразованию и др.).

При этом предусмотренные в наименовании должности слова, уточняющие место работы, сферу деятельности, специальность и т.д., в том числе и в скобках, могут применяться самостоятельно при установлении нанимателем конкретного наименования должности.

Например, в ОКПД под кодом 22765 включено наименование должности «Инструктор-методист по физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работе предприятия, учреждения, организации, колхоза, совхоза». В данном случае наниматель вправе установить конкретное наименование должности «Инструктор-методист по физкультурно-оздоровительной работе», «Инструктор-методист по физкультурно-оздоровительной работе совхоза» и т.д.;

под кодом 21325 включено наименование должности «Директор (заведующий) аптечных организаций (аптека, аптечный склад, база и др.)». В данном случае наниматель вправе установить конкретные наименования должностей руководителей этих организаций «Директор аптеки» или «Заведующий аптекой» и т.д.

Наименование должности того или иного работника может отражать:

характер выполняемой им работы, независимо от специализации организации или подразделения, в которых он работает (например, специалист по таможенному оформлению, инженер по научно-технической информации, ветеринарный врач и т.д.);

сведения, содержащие дополнительное указание специальности работника (врач-терапевт, специалист по маркетингу, инженер по организации труда и т.д.);

сферу его деятельности (мастер производственного обучения, горный мастер, агент торговый и т.д.);

режим работы (сменный мастер и т.д.);

место работы (мастер участка, энергетик цеха и т.д.).

При необходимости выполнения служащим двух или нескольких трудовых функций наименование его должности устанавливается с учетом наибольшего удельного веса работ, выполняемых в пределах той или иной функции.

В исключительных случаях могут устанавливаться двойные наименования должностей. Условием установления двойных наименований является наличие составляющих этих наименований в ОКПД и наличие квалификационных характеристик в ЕКСД, а также выполнение служащими в пределах этих трудовых функций работ (обязанностей), родственных по содержанию и равных по сложности в рамках одной специальности и квалификации (например, бухгалтер-кассир). Указанные должности имеют код должности (код категории) по первому их наименованию.

5. К категории руководителей относятся лица, в рамках определенных полномочий организующие, направляющие, координирующие и контролирующие деятельность организации, соответствующих структурных подразделений, работников.

Наименование должности руководителя зависит от уровня управления, организационной структуры, характера полномочий, ответственности и других факторов.

Наименования должностей руководителей устанавливаются в зависимости от объекта руководства:

руководители организации — лица, осуществляющие непосредственное управление организацией (директор, управляющий и т.п.);

руководители обособленных подразделений — лица, назначенные руководителем организации для управления деятельностью филиала, представительства и другого обособленного подразделения (директор (начальник) филиала и т.п.) и их заместители;

руководители структурных подразделений — лица, назначенные руководителем организации для управления деятельностью структурного подразделения (начальник отдела, мастер, заведующий лабораторией и т.п.) и их заместители.

Наименование должности «Генеральный директор» применяется для наименования должности руководителя организации, имеющей дочерние предприятия, подчиненные организации, обособленные подразделения при условии, что указанное наименование установлено учредительными документами, если иное не предусмотрено законодательством.

Наименование должности «Менеджер» относится к категории руководителей и устанавливается при условии наличия подчиненных ему работников.

6. К категории специалистов относятся лица, обладающие специальными знаниями, навыками, умениями и опытом работы по определенному виду профессиональной деятельности, получившие специальность по высшему (специалисты высшего уровня квалификации) или среднему специальному (специалисты среднего уровня квалификации) образованию, подтвержденному установленными законодательством видами документов.

7. В квалификационных характеристиках должностей специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование: без категории, вторая категория, первая категория, высшая категория.

Наименование базовой должности «Специалист» может быть применено только в тех случаях, когда работнику для решения вопросов, вытекающих из характера производства или вида деятельности, необходимы знания, полученные в объеме высшего или среднего специального образования, и его трудовые функции не предусмотрены должностными обязанностями квалификационных характеристик других должностей специалистов, других служащих, содержащихся в выпусках ЕКСД.

Наименование базовой должности «Инженер» применяется в тех случаях, когда работнику для выполнения должностных обязанностей необходимы инженерные знания, полученные в объеме высшего образования.

8. К категории других служащих (технических исполнителей) относятся лица, выполняющие регламентированные, периодически повторяющиеся работы, относящиеся к деятельности соответствующего структурного подразделения, под контролем непосредственного руководителя, специалиста.

Квалификационными требованиями должностей других служащих предусмотрено наличие у них профессионально-технического образования или общего среднего образования, специальной подготовки, в том числе по установленной программе без предъявления требований к стажу работы (агент, секретарь, экспедитор и т.д.).

9. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Квалификационные требования».

9.1. В разделе «Должностные обязанности» устанавливаются основные, наиболее характерные для конкретной должности трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность.

Конкретный перечень должностных обязанностей служащего с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их права и ответственность устанавливаются в должностных инструкциях.

9.2. В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний актов законодательства и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

9.3. В разделе «Квалификационные требования» предусматриваются уровень профессионального образования работника и требования к стажу работы, необходимые для выполнения возложенных на него должностных обязанностей.

10. Должностная инструкция является локальным нормативным правовым актом и разрабатывается и утверждается в организации самостоятельно.

Должностные инструкции, как правило, не разрабатываются на руководителей организаций, руководителей структурных подразделений.

Права, обязанности, полномочия и ответственность руководителя организации определяются в соответствующих учредительных документах, а руководителей структурных (обособленных) подразделений — в положениях об этих подразделениях.

Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей организации, структурных подразделений, других уровней управления определяются на основании квалификационных характеристик должностей соответствующих руководителей.

На заместителя руководителя организации (обособленного, структурного подразделения) возлагаются должностные обязанности соответствующего руководителя по управлению определенным направлением (видом) деятельности, а также выполнение обязанностей в случае временного его отсутствия (отпуска, болезни, увольнения).

Распределение должностных обязанностей между заместителями руководителя организации осуществляется на основании приказа (распоряжения) нанимателя.

В процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств при условии проведения мероприятий по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга трудовых функций служащих, обусловленных их должностными обязанностями. В этих случаях в должностные обязанности работника в установленном порядке нанимателем вносятся изменения и дополнения, предусматривающие выполнение обязанностей, содержащихся в квалификационных характеристиках других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации и изменения наименования должности.

11. В ЕКСД не включены квалификационные характеристики производных должностей служащих, поскольку их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в ЕКСД характеристик соответствующих базовых должностей либо должностей соответствующих руководителей.

При необходимости могут устанавливаться должности помощника руководителя организации, а также помощников специалистов по следующим наименованиям должностей: балетмейстер, воспитатель, главный режиссер, дирижер, кинооператор, кинорежиссер, лесничий, режиссер, санитарный врач, шкипер, хормейстер, энтомолог.

12. Наименование производной должности «старший» может применяться для должностей, по которым не установлено квалификационное категорирование, при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями (диспетчер, администратор, инспектор по кадрам и др.). Должность старшего может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы (при нецелесообразности создания отдельного структурного подразделения).

13. Наименование производной должности «ведущий» может применяться для должностей специалистов высшего уровня квалификации, по которым установлено квалификационное категорирование, при условии выполнения работником функций руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности организации или ее структурного подразделения либо обязанности по координации и методическому руководству исполнителями, с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях.

При этом производная должность «ведущий» является самостоятельной должностью, которая не категорируется.

14. Наименование производной должности «главный» может применяться для должностей руководителей при условии, если он возглавляет структурное подразделение или имеет в подчинении структурные подразделения (подчиненных работников в обособленных подразделениях) по определенному наименованием должности виду (направлению) деятельности организации (главный механик, главный энергетик, главный экономист и т.д.). Исключение составляют должности главный инженер, главный бухгалтер.

15. В ЕКСД не включены квалификационные характеристики государственных должностей государственных служащих, правовой статус которых регулируется Конституцией Республики Беларусь и нормами специальных законодательных актов Республики Беларусь; государственных должностей государственных служащих, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь назначаются (проходят согласование) Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, избираются либо утверждаются коллегиальным органом.

16. В порядке исключения на должности руководителей всех уровней управления, специалистов (без категории) и других служащих наниматель может назначить лиц, не имеющих образования и (или) стажа работы, предусмотренных квалификационными требованиями по соответствующей должности, если иное не установлено законодательством, с учетом деловых и профессиональных знаний, умений и навыков работника, наличия опыта работы по соответствующему направлению деятельности, инициативного и творческого отношения к работе и других факторов.

17. При назначении на должности руководителей и специалистов во внешнеэкономические и маркетинговые службы организаций, наряду с квалификационными требованиями, изложенными в квалификационной характеристике соответствующей должности, предъявляются дополнительные квалификационные требования:

высшее профессиональное образование по соответствующему направлению деятельности;

знание основ идеологии белорусского государства;

знание законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность государства;

владение иностранными языками в объеме, необходимом для работы с документами по профилю работы;

навыки работы на персональном компьютере;

опыт работы по направлению деятельности структурного подразделения (для руководителей).

18. В должностных обязанностях служащих, наряду с выполнением трудовых функций, предусмотренных соответствующей квалификационной характеристикой должности, предусматривается обязательное соблюдение на каждом рабочем месте требований по охране труда и пожарной безопасности. Кроме того, в должностных обязанностях руководителей предусматривается создание здоровых и безопасных условий труда для подчиненных им исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований нормативных правовых актов по охране труда и пожарной безопасности.

Читайте также:  Где получить разрешение на строительство септика

При назначении работника на ту или иную должность необходимо учитывать его знания соответствующих стандартов безопасности труда, норм, правил и инструкций по охране труда, средств коллективной и индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

19. Дополнения и изменения в выпуски ЕКСД вносятся Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь по представленным органами государственного управления проектам квалификационных характеристик должностей с соответствующим обоснованием.

20. Присвоение специалистам квалификационных категорий производится в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с квалификационными характеристиками должностей специалистов, предусмотренных ЕКСД, с учетом рекомендаций аттестационной комиссии.

При присвоении квалификационной категории учитывается сложность выполняемых специалистом трудовых функций, степень самостоятельности при их выполнении, его ответственность за выполненную работу, инициативное и творческое отношение к работе, эффективность и качество труда, а также опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, профессиональными знаниями и др.

21. Аттестация специалистов на присвоение квалификационных категорий (далее — аттестация) проводится в целях объективной оценки их профессионального уровня, морального и материального стимулирования профессионального роста, улучшения подбора и расстановки кадров, повышения ответственности работников за выполнение профессиональных обязанностей, развития творческой и деловой инициативы.

22. Квалификационные категории присваиваются по тем должностям специалистов, по которым квалификационными характеристиками ЕКСД предусмотрено внутридолжностное категорирование и в том порядке и на условиях, которые предусмотрены соответствующими квалификационными требованиями.

23. К аттестации допускаются специалисты, имеющие предусмотренные квалификационными характеристиками образование и стаж работы по соответствующим должностям.

При этом наниматель вправе в установленном порядке, предусматривать, наряду с требованиями квалификационной характеристики, дополнительные требования к знаниям, профессиональной подготовке, стажу работы и др. при присвоении квалификационной категории специалистам соответствующего направления деятельности.

24. Квалификационные категории присваиваются работникам последовательно (вторая, первая, высшая) и в дальнейшем их подтверждение не требуется, если иное не предусмотрено законодательством.

25. В порядке исключения специалисту, не имеющему квалификационной категории, и назначаемому (принимаемому) на должность может быть присвоена квалификационная категория при условии наличия у него стажа работы, предусмотренного квалификационными требованиями квалификационной характеристики соответствующей должности, в том числе опыта работы на руководящих должностях по данному направлению деятельности. При этом учитывается имеющийся у него практический опыт работы, а также деловые, личностные качества специалиста, уровень его профессиональных знаний, умений и навыков.

Более высокую квалификационную категорию специалисту в порядке исключения наниматель вправе присваивать также с учетом разработки и реализации им эффективных мер по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов. При этом условия, порядок присвоения квалификационных категорий по данному основанию, а также критерии оценки эффективности указанных мер предусматриваются в организации самостоятельно.

При работе по совместительству квалификационная категория специалисту может быть присвоена в том же порядке, как по основной должности.

Специалисты, работающие в условиях неполного рабочего времени, допускаются к аттестации для присвоения квалификационных категорий по занимаемой должности на общих основаниях.

26. Особенности присвоения квалификационных категорий специалистам в отдельных отраслях регулируется соответствующими нормативными правовыми актами.

27. Для присвоения специалистам квалификационных категорий в организациях создаются соответствующие аттестационные комиссии.

Аттестационные комиссии в своей деятельности руководствуются законодательством Республики Беларусь, соответствующими нормативными правовыми актами, квалификационными справочниками, а также настоящими Общими положениями.

Состав, численность аттестационной комиссии и другие условия присвоения квалификационных категорий могут определяться в организации с учетом порядка, предусмотренного Типовым положением об аттестации руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 31 октября 1996 г. N 84.

28. Основанием для проведения аттестации по присвоению квалификационных категорий специалистам является приказ (распоряжение) руководителя организации.

29. Представление к присвоению квалификационной категории специалисту согласно приложению вносится в аттестационную комиссию руководителем организации (структурного подразделения), в подчинении которого находится аттестуемый специалист, если иное не предусмотрено отдельными нормативными правовыми актами.

30. Аттестация проводится с участием аттестуемого специалиста и руководителя соответствующего структурного подразделения.

В случае неявки специалиста на заседание аттестационной комиссии аттестация на присвоение квалификационной категории переносится на другой срок.

31. Аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

присвоить соответствующую квалификационную категорию;

32. Результаты аттестации объявляются аттестуемому непосредственно после принятия решения.

33. На основании решения аттестационной комиссии наниматель издает приказ (распоряжение) о присвоении квалификационной категории специалисту, соответствующая запись в установленном порядке вносится в трудовую книжку.

Наниматель обязан ознакомить работника (под роспись с проставлением даты) с приказом (распоряжением) о присвоении квалификационной категории.

34. Трудовые споры, которые возникают по вопросам присвоения квалификационных категорий специалистам, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

к Общим положениям

справочника должностей служащих

к присвоению квалификационной категории

1. Фамилия, имя, отчество __________________________________________

2. Число, месяц, год рождения ______________________________________

3. Образование _____________________________________________________

(наименование учебного заведения)

4. Специальность, квалификация _____________________________________

5. Наименование организации, структурного подразделения ____________

6. Должность, квалификационная категория ___________________________

7. Общий стаж работы _______________________________________________

8. Стаж работы по специальности (в отрасли) ________________________

9. Стаж работы в предыдущей категории ______________________________

10. Повышение квалификации (прохождение переподготовки) ____________

11. Характеристика качества выполняемой работы _____________________

12. ____________________________________ представляется к присвоению

(фамилия, имя, отчество)

_______________________________ квалификационной категории.

(структурного подразделения) ___________ ____________________

С представлением ознакомлен ____________ __________________».

Выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех отраслей экономики» (далее — Справочник), утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 г. № 159 с дополнениями и изменениями, внесенными постановления­ми Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2002 г. NS 93, от 31.03.2003 г. № 35, от 19.05.2003 г. № 60, от 27.12.2004 г. № 160, от 30.03.2006 г. № 41, от 14.06.2006 г. № 67 и от 29.06.2006 г. № 75, явля­ется нормативным документом, регламентирующим организацию труда служащих в организациях всех отраслей экономики различных организационно-правовых форм.

Применение Справочника обеспечивает рациональное разделение труда между руководителями, специалистами и другими служащими (техническими исполнителями), единство при определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований, правильное решение вопросов подготовки, повышения квалификации, подбора, расстановки и использования кадров в соответствии со специальностью и квалификацией и пр.

Справочник служит основой при разработке должностных инструкций, опре­деляющих конкретные обязанности работников, их права и ответственность со­гласно занимаемой должности, с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

В Справочник включены квалификационные характеристики по 42 должностям руководителей, 73 — специалистов и 28 — других служащих (технических исполнителей).

Источник: rudocs.exdat.com

Письмо Минобрнауки России от 02.07.2021 N МН-18/1541-АО «О направлении информации (вместе с Разъяснениями по вопросам разработки положений об оплате труда в учреждениях, подведомственных Минобрнауки России (далее — учреждения))»

В связи с многочисленными обращениями федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (далее — учреждения), по вопросам приведения положений об оплате труда учреждений в соответствие с приказами Минобрнауки России от 1 февраля 2021 года N 70 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по видам экономической деятельности «Деятельность в области здравоохранения» и «Деятельность по уходу с обеспечением проживания», N 71 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование», N 72 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Научные исследования и разработки», N 73 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений» и «Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры» (далее — Примерные положения), а также по вопросам выделения дополнительных бюджетных средств Минобрнауки России направляет разъяснения по вопросам разработки положений об оплате труда в учреждениях и сообщает.

Минобрнауки России рекомендует учреждениям привести положения об оплате труда в соответствие с Примерными положениями по видам экономической деятельности в трехмесячный срок со дня государственной регистрации приказов Министерством юстиции Российской Федерации (дата регистрации Примерных положений — 20 апреля 2021 г.). При разработке положения об оплате труда в учреждении необходимо соблюдать следующие принципы:

обеспечение равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации — различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений;

обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников учреждений и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

ПО ВОПРОСАМ РАЗРАБОТКИ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА

В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНОБРНАУКИ РОССИИ

1. Системы оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы (далее — оклады), выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются в пределах фонда оплаты труда учреждения, сформированного из средств субсидий, поступающих из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), средств, поступающих от приносящей доход деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования (далее — финансовое обеспечение).

2. При определении наименования должностей работников необходимо руководствоваться Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (далее — ЕТКС), состоящим из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующие им тарифные разряды, требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС), состоящим из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих, а также соответствующими положениями профессиональных стандартов.

Применение указанных справочников направлено на сохранение единства тарификации работ, установление единых подходов к определению должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационным требованиям, правильный подбор и расстановку кадров, повышение деловой квалификации работников, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников.

Если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ), иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в ЕТКС и ЕКС или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Читайте также:  Требуется ли разрешение на строительство бани на собственном участке

3. Рекомендуемые минимальные размеры окладов работников учреждения устанавливаются на основе отнесения их профессий (должностей) к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ), утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Минимальные размеры окладов по ПКГ/квалификационным уровням приведены в Примерных положениях.

По должностям работников, не включенным в ПКГ, размеры окладов устанавливаются в зависимости от сложности труда в виде схем окладов, определяемых учреждением самостоятельно.

Следует учесть, что оклады пересматриваются учреждением только в случае, если они установлены в меньшем размере, чем в Примерных положениях. Минимальные размеры окладов, установленные Минобрнауки России в Примерных положениях, носят для учреждений рекомендательный характер и служат ориентиром по минимальному уровню оплаты труда работников по квалификационным уровням ПКГ, к которому учреждениям необходимо стремиться в случае, если оклады работников установлены в меньшем размере.

В случае недостаточности финансового обеспечения учреждения вправе постепенно доводить размеры окладов работников до рекомендованных минимальных значений. Минобрнауки России рекомендует разработать и утвердить план мероприятий по увеличению размеров должностных окладов, согласовав его с работниками или представителями работников. При этом для образовательных организаций высшего образования следует учесть норму пункта 5.15 Отраслевого соглашения по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021 — 2023 годы, утвержденного Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации 9 апреля 2021 г.

Также Минобрнауки России рекомендует пересмотреть структуру заработной платы работников в сторону увеличения окладной составляющей заработной платы и отказаться от неэффективных стимулирующих выплат, постоянных стимулирующих выплат, не мотивирующих к достижению поставленных перед учреждением целей.

Принятие Примерных положений не является основанием для снижения окладов, если они установлены в большем размере.

По ПКГ, не присутствующим в Примерных положениях, минимальные размеры окладов определяются руководителем учреждения с учетом уровня профессиональной подготовки работника, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении постановленных задач, стажа работы и других факторов.

4. Положение об оплате труда работников учреждения, разрабатываемое учреждением, должно предусматривать фиксированные размеры окладов применительно к соответствующим ПКГ и квалификационным уровням ПКГ. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, не допускается использование терминологии «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, применяемой в Примерных положениях.

5. Согласно критериям отнесения должностей служащих к ПКГ, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. N 525, отнесение профессий рабочих и должностей служащих к ПКГ осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих. Следовательно, минимальный размер оклада с ростом квалификационного уровня/ПКГ должен увеличиваться.

6. Статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что оклад (должностной оклад) является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37, и Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»), утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (далее — Справочники), для занятия определенной должности необходимо наличие соответствующего уровня квалификации, образования, уровня профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения предусмотренных должностных обязанностей.

В соответствии с законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), со дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона в оклады (должностные оклады) по должностям работников, занимающих в финансируемых за счет средств федерального бюджета научных организациях штатные должности, по которым в соответствии с квалификационными требованиями предусмотрены ученые степени, включаются размеры выплат за ученую степень, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учетом требуемых по соответствующим штатным должностям ученых степеней.

В соответствии с Федеральным законом в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования включаются размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней. В установленные на день вступления в силу настоящего Федерального закона оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.

Таким образом, у работников, занимающих должности, по которым Справочниками предусмотрено наличие ученой степени, должностные оклады должны быть увеличены с момента вступления в силу Федерального закона, следовательно, в штатном расписании учреждения надбавки за ученую степень отдельно не выделяются.

Согласно Справочникам лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

При этом стоит отметить, что работникам, занимающим аналогичные должности, по которым необходимо наличие ученой степени/ученого звания, но не имеющим степени/звания, в силу статьи 22 ТК РФ работодатель должен обеспечивать равную оплату за труд равной ценности.

Учитывая изложенное, при введении в действие Федерального закона оклады должны были быть повышены на 3 000 и 7 000 рублей по должностям, предусматривающим наличие соответствующей ученой степени.

Повышение оклада устанавливается всем работникам, занимающим соответствующие должности, вне зависимости от наличия у работника ученой степени.

За наличие квалификационной категории, установленной по результатам аттестации, почетного звания с наименованием «заслуженный», ученого звания и ученой степени рекомендуется применять повышающие коэффициенты к окладу с целью мотивации работников учреждений к повышению уровня квалификации, доплата по которым в свою очередь является стимулирующей выплатой.

Размеры окладов, повышающих коэффициентов к окладам прописываются в локальных нормативных актах учреждения с целью создания прозрачного механизма оплаты труда. Оклады по одинаковым наименованиям должностей, группам схожих должностей (с одинаковой сложностью выполняемых работ и уровнем квалификационной подготовки, а также с учетом дополнительных показателей квалификации, подтвержденных сертификатом, квалификационной категорией, стажем работы и другими документами, и сведениями) устанавливаются одинаковые. Дифференциация типовых должностей осуществляется на основе оценки сложности трудовых функций, выполнение которых предусмотрено при занятии соответствующей должности, по соответствующей профессии или специальности.

Дифференциация оплаты труда работников регулируется стимулирующими выплатами с учетом показателей эффективности деятельности работников, установленных в положении об оплате труда учреждения, либо локальном нормативном акте учреждения.

7. Пунктом 9 Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование», утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2021 г. N 71, а также пунктом 5.2.2 Отраслевого соглашения по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021 — 2023 годы, утвержденного Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации 9 апреля 2021 г., установлено, что на обеспечение размеров окладов (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям) рекомендуется направлять не менее 70 процентов фонда оплаты труда учреждения. Минобрнауки России рекомендует разработать и утвердить план мероприятий по доведению доли должностных окладов в структуре фонда оплаты труда работников учреждения до рекомендованного уровня, согласовав его с представителями работников. При этом с целью упрощения расчетов рекомендуется стремиться к соотношению суммы окладов, выплаченной в течение года всем работникам учреждения, к годовому фонду стимулирующих выплат всех работников, в размере 2,34 раза.

8. Компенсационные выплаты работникам учреждений устанавливаются в соответствии с разделом 3 Примерных положений.

9. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления принимаются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда, сформированного из финансового обеспечения. Объем средств на выплаты стимулирующего характера определяется учреждением самостоятельно. Также учреждение самостоятельно определяет виды выплат стимулирующего характера в соответствии с перечнем, приведенным в разделе 4 Примерных положений.

10. Рекомендуется включать в положение об оплате труда учреждения показатели эффективности деятельности работников в качестве основания для назначения работникам учреждения стимулирующих выплат. Показатели эффективности деятельности устанавливаются с учетом специфики сферы деятельности работников и утверждаются локальными нормативными актами учреждения, решениями Ученого совета учреждения или иными нормативными актами учреждения, в том числе возможно использование балльной системы оценки деятельности работников учреждения, разработанной учреждением.

11. Оплата труда руководителя учреждения регламентируется заключенным с Минобрнауки России трудовым договором.

12. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 — 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений приказами по соответствующим учреждениям.

13. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» штатное расписание учреждения включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения и утверждается руководителем учреждения. Также в штатном расписании учреждения отражаются сведения о структурных подразделениях учреждения. Фонд оплаты труда работников учреждения формируется руководителем учреждения исходя из финансового обеспечения.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Примерных положений, положение об оплате труда регулирует порядок оплаты труда работников учреждения за счет финансового обеспечения. Система оплаты труда работников учреждения устанавливается коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, утверждение штатного расписания относится к полномочиям руководителя учреждения, и оплата труда работников учреждения может осуществляться из различных источников в соответствии с коллективным договором, соглашением или иными локальными нормативными актами учреждения в соответствии с трудовым законодательством.

Источник: fzakon.ru

Рейтинг
Загрузка ...