Влияние автомагистралей на окружающую среду выражается в выбросах в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных и стационарных источников, а также в загрязнении поверхностных водных объектов, почв, образовании твердых отходов и создании повышенных уровней шума. Поэтому так важно стремиться к экологической безопасности дорог и минимизации их воздействия на природные экосистемы.
Экологически безопасное состояние дороги характеризуется: а) техническим состоянием дороги и дорожных сооружений; б) уровнем загрязнения природной среды придорожной полосы; в) влиянием технического состояния дороги на выбросы вредных веществ автомобильным транспортом [3].
При проектировании и размещении автомобильных дорог должно быть обеспечено выполнение требований по охране окружающей природной среды, учет ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических последствий функционирования дорог при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения. Достижение экологической безопасности автомобильной дороги должно носить превентивный характер, при этом важно руководствоваться геоэкологическими принципами, и проводить комплексное геоэкологическое обоснование проектирования [1].
Окружающий мир 3 класс (Урок№22 — Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.)
При соблюдении принципов геоэкологического проектирования автомобильных дорог обеспечивается экологически безопасное состояние дороги и придорожных территорий. Экологически безопасным считается такое состояние дороги, при котором нарушение и загрязнение природной среды придорожной территории, формируемые и обусловленные инженерными сооружениями и конструкциями дороги, отсутствуют или являются минимально возможными при существующих технологиях и современных требованиях народного хозяйства и когда созданы условия, обеспечивающие минимально возможное (при существующих технологиях и требованиях народного хозяйства) воздействие на природу со стороны транспорта, находящегося на дороге[4].
Проектируемая автомобильная дорога «Обход п. Атяшево» пролегает по Атяшевскому муниципальному району Республики Мордовия. Начало трассы находится на оси существующей дороги республиканского значения «р. п. Комсомольский – р. п. Атяшево – г. Ардатов – р. п. Тургенево – гр. Чувашии». Затем дорога делает поворот налево и берет новое направление в обход п. Атяшево.
По основному ходу проектируемой трассы предусматриваются подъездные участки к существующей дороге путем их примыкания с помощью устройства переходно-скоростных полос. Протяженность трассы составляет 9,1 км; строительная длина автодороги – 10 км 285 м [2]. Проектируемая трасса имеет 2 съезда и 3 пересечения с второстепенными дорогами.
Техническая категория дороги – III, ширина земляного полотна 12-23 метров. Площадь объекта землеустройства границ постоянной полосы отвода автодороги составляет – 124 460 м2 (12,4460 га). Общее направление трассы – юго-восточное. После завершения всех строительных работ автодороги «Обход п. Атяшево», проектом предусмотрено проведение рекультивации земель, нарушенных в ходе строительства [2].
Экологическая безопасность
По результатам прогнозной оценки воздействия объекта на окружающую природную среду установлено, что проектируемый объект автодорога «Обход п. Атяшево» учитывает принципы геоэкологического проектирования, соответствует требованиям природоохранного законодательства, и является безопасным объектом при условии реализации проектных решений в полном объеме. В разделе «Охрана окружающей среды» предусмотрены следующие мероприятия и положения:
1. Необходимо тщательно планировать отвод земель для нужд строительства, желательно под строительство автомобильных дорог отводить малопригодные для сельскохозяйственного производства земли, использование земель, занятых лесными угодьями, а, следовательно, их вырубка, только в случае крайней необходимости.
2. Для снижения уровня механического воздействия на почвенный покров необходимо предусмотреть:
— обязательное соблюдение границ отвода земель;
— за пределами отвода земли не допускать сведение древесно-кустарниковой растительности;
— снятый плодородный слой хранить во временном отвале для последующего использования при рекультивации;
— на биологическом этапе рекультивации учитывать видовой состав растений на данной территории для внесения как можно меньшего количества изменений;
— запрещается засыпка грунтом корневых шеек и стволов растущих деревьев и кустарников;
— для предохранения откосов земляного полотна от разрушающего действия воды и ветра укреплять их засевом многолетних трав;
— не допускать мойку машин и механизмов, техническое облуживание на необорудованных площадках;
— место строительства оснастить контейнерами бытовых и строительных отходов.
законодательства и является безопасным при условии реализации проектных решений в полном объеме.
3. По расчетам, в ходе строительства уровни загрязнения атмосферы от таких источников, как работающие двигатели строительных машин и механизмов, передвижная дизельная электростанция, сварочные и покрасочные работы, не будут превышать санитарных норм.
4. Планируемые работы не затрагивают особо охраняемых природных территорий; редкие и исчезающие виды растительного и животного мира, занесенные в Красную книгу РФ и Республики Мордовия, на данной территории отсутствуют.
5. В проекте предусмотрены мероприятия по расчистке самовыросшей древесно-кустарниковой растительности в количестве – 596 шт., попадающей в зону строительных работ на площади 0,0824 га.
6. Строительство проектируемой автодороги «Обход п. Атяшево» будет производиться в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Дады [2]. Качественный состав бытовых сточных вод в период строительства обычен для данного вида стоков, и специфических загрязняющих веществ в них не содержится. Обеспечение рабочих строителей питьевой водой будет производиться путем ежедневной доставки сертифицированной питьевой воды в передвижных емкостях, а сбор хозяйственно-фекальных стоков на месте ведения работ будет осуществляться в передвижную биотуалетную кабину.
7. В проекте представлен расчет объемов образования отходов производства и потребления IV-V классов опасности, указана схема сбора, временного хранения и удаления.
8. Строительство автодороги будет сопровождаться акустическим воздействием, основными источниками шума будут строительная техника и автотранспорт. Согласно проведенным расчетам, уровень шума от строительной техники не будет превышать нормативных значений, поэтому дополнительные мероприятия по защите от шума не требуются.
9. В проекте предусмотрена программа производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменения компонентов окружающей среды при строительстве и эксплуатации объекта проектирования.
Таким образом, при выполнении перечисленных мероприятий на рассматриваемом участке автодороги будет обеспечена экологическая безопасность объектов, будет минимизировано потенциальное неблагоприятное воздействие антропогенных факторов, и они будут способствовать качественному улучшению состояния животного и растительного мира в районе проектируемой автомобильной дороги «Обход п. Атяшево».
Список литературы
1. Дьяконов К. Н. Экологическое проектирование и экспертиза: Учебник для вузов. / К. Н. Дьяконов, А. В. Дончева. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 384 с.
2. Материалы проектной документации по строительству автомобильной дороги Обход п. Атяшево» // ООО «Трансмагистраль». – 2016. – 120 с.
3. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – СПб : НИИ Атмосфера, 2005. – 211 с.
4. Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов (ФДД., М., 1995 г.). – [Электронный ресурс] / Гарант. – Режим доступа : http : // garant. ru.
ГОРОДА: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж, Владивосток, Ярославль, Обнинск, Калининград, Орел, Тюмень, Томск, Тамбов, Тверь, Улан-Удэ, Смоленск, Саранск, Сочи, Ставрополь, Сыктывкар, Рязань, Пенза, Оренбург, Набережные Челны, Новгород Великий, Новороссийск, Магадан, Магнитогорск, Липецк, Калуга, Кемерово, Краснодар, Ижевск, Иваново, Иркутск, Забайкальск, Владимир, Вологда, Белгород, Брянск
Источник: izron.ru