АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА / НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / ROAD / ECOLOGICAL RISK / ENVIRONMENTAL SAFETY IN CONSTRUCTION / NEGATIVE IMPACT ON THE ENVIRONMENT
Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Лукашевич Ольга Дмитриевна, Лукашевич Виктор Николаевич
Рассматриваются особенности дорожно-транспортного сектора в контексте преодоления негативных последствий глобального экологического кризиса. Охарактеризованы эколого-ориентированные направления развития дорожного строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог . Выделены перспективные исследования и инновации: разработка способов повышения устойчивости асфальтобетонных покрытий дорожных одежд; изучение возможностей использования отходов местных промышленных предприятий (например, кубовых остатков химической отрасли) для модифицирования дорожных битумов; замена природных каменных материалов для верхнего и нижнего слоев дорожных покрытий на отходы камнедробления; использование отходов пластмасс, резины в качестве полимерных модификаторов.
Экологическая безопасность в городской среде
Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Лукашевич Ольга Дмитриевна, Лукашевич Виктор Николаевич
Исследования изменений показателей свойств волокон дисперсной арматуры в асфальтобетонных покрытиях под воздействием природно-климатических факторов
Применение шлаковых заполнителей в составе асфальтобетона для повышения долговечности дорожных покрытий
Определение температуры нагрева поверхности выбоины дорожного покрытия при производстве ремонтных работ с применением горячих асфальтобетонных смесей
Расчет температуры асфальтобетона при устройстве стыков многополосных дорожных покрытий нежесткого типа
IMPROVEMENT OF ENVIRONMENTAL SAFETY IN CONSTRUCTION AND ROAD SERVICE
The paper considers the road transportation sector in the context of the negative impacts of the global economic and financial crises on the environment. The ecology-oriented development of the road construction, road repair and maintenance are described herein. The promising research and innovation development in Siberia includes the ways to increase the stability of asphalt concrete pavements, studying the possibilities of waste utilization produced by the local industrial enterprises (for example, stillage residues of the chemical industry) for the road asphalt modification; replacement of rock materials used in the upper and lower layers of the pavement coatings by by-passed stone, utilization of plastics scrap and rubber in polymer modification.
Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ
УДК 625.7:502/504 DOI: 10.31675/1607-1859-2020-22-5-200-210
О.Д. ЛУКАШЕВИЧ, В.Н. ЛУКАШЕВИЧ,
Экологические стандарты строительства
Томский государственный архитектурно-строительный университет
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Рассматриваются особенности дорожно-транспортного сектора в контексте преодоления негативных последствий глобального экологического кризиса. Охарактеризованы эколого-ориентированные направления развития дорожного строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог. Выделены перспективные исследования и инновации: разработка способов повышения устойчивости асфальтобетонных покрытий дорожных одежд; изучение возможностей использования отходов местных промышленных предприятий (например, кубовых остатков химической отрасли) для модифицирования дорожных битумов; замена природных каменных материалов для верхнего и нижнего слоев дорожных покрытий на отходы камнедробления; использование отходов пластмасс, резины в качестве полимерных модификаторов.
Ключевые слова: автомобильная дорога; экологический риск; экологическая безопасность строительства; негативное воздействие на окружающую среду.
Для цитирования: Лукашевич О.Д., Лукашевич В.Н. Пути повышения экологической безопасности при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2020. Т. 22. № 5. С. 200-210. DOI: 10.31675/1607-1859-2020-22-5-200-210
O.D. LUKASHEVICH, V.N. LUKASHEVICH, Тоmsk State University of Architecture and Building
IMPROVEMENT OF ENVIRONMENTAL SAFETY IN CONSTRUCTION AND ROAD SERVICE
The paper considers the road transportation sector in the context of the negative impacts of the global economic and financial crises on the environment. The ecology-oriented development of the road construction, road repair and maintenance are described herein. The promising research
and innovation development in Siberia includes the ways to increase the stability of asphalt concrete pavements, studying the possibilities of waste utilization produced by the local industrial enterprises (for example, stillage residues of the chemical industry) for the road asphalt modification; replacement of rock materials used in the upper and lower layers of the pavement coatings by by-passed stone, utilization of plastics scrap and rubber in polymer modification.
Keywords: road; ecological risk; environmental safety in construction; negative impact on the environment.
For citation: Lukashevich O.D., Lukashevich V.N. Puti povysheniya ekologi-cheskoi bezopasnosti pri stroitel»stve i ekspluatatsii avtomobil»nykh dorog [Improvement of environmental safety in construction and road service]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel’nogo universiteta — Journal of Construction and Architecture. 2020. V. 22. No. 5. Pp.
200-210. DOI: 10.31675/1607-1859-2020-22-5-200-210
Понятие «экологическая безопасность», которое (в широком понимании) характеризует состояние защищенности окружающей природной и социальной среды от тех или иных воздействий, в последние 30 лет стало все шире распространяться на сферу строительства. Термин «экологическая безопасность автомобильной дороги» (далее ЭБ АД), согласно [1], включает в себя защищенность природы и социума от воздействия автомобильной дороги на всех этапах ее жизненного цикла: строительства, реконструкции, эксплуатации, содержания и ремонта. Критерием экологической безопасности при этом являются приемлемые количественные значения санитарно-гигиенических нормативов или соответствие экологических параметров рамкам фоновых значений для конкретной территории. Выполнение этих условий обеспечивает устойчивость естественных экосистем на территориях, прилегающих к автотранспортной системе, в течение неопределенно долгого времени.
Системность понятия «экологическая безопасность автомобильной дороги» требует выделения и осмысления всех его подсистем и составляющих их компонентов; выявления количественных и качественных параметров для их оценивания; обоснованных ограничительных величин (предельно допустимых концентраций, уровней воздействия и т. п.); четкого целеполагания и определения функций. На этой основе должны формироваться как межотраслевая интеграция, так и согласованный, внутренне непротиворечивый комплекс мероприятий, методов, а также документов (нормативных, технических), которые призваны обеспечить действенность природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий. Все проектные решения (от организационно-управленческого до технологического и экономического уровней) должны основываться не только на соблюдении природоохранного законодательства, но и на инновациях, напрямую или косвенно связанных с ресурсо-, энергосбережением и рациональным природопользованием.
Внимание к повышению экологической безопасности в сфере строительства и эксплуатации автомобильных дорог объясняется обострением экологического кризиса, процессами глобализации, включением нашей страны в общеевропейские природоохранные программы, что потребовало обновления содержания нормативно-правовой базы в области экологического законодательства РФ. В этом контексте в отраслевом дорожном методическом докумен-
те «Экологическая безопасность автомобильной дороги: понятие и количественная оценка» [1] даны подробные рекомендации, касающиеся выполнения работ по строительству, ремонту, эксплуатации автомобильных дорог, охарактеризованы планирование и реализация мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности и минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. Экологизация касается всех этапов строительства АД: изысканий, проектирования, заготовительных и транспортных работ, строительно-монтажных работ, контрольно-испытательной деятельности.
Чтобы охарактеризовать направления повышения ЭБ АД, выделим две подсистемы источников экологической опасности: а) дорожно-транспортная и б) транспортные средства. Первая включает в себя автомобильные дороги разных типов (асфальтобетонные, цементобетонные, гравийные), вторая -легковые автомобили и большегрузный транспорт. Обе подсистемы продолжительно или краткосрочно (в зависимости от большого числа внешних факторов и их сочетания) воздействуют на объекты окружающей среды. Такие инженерные сооружения, как земляное полотно, путепроводы, мостовые переходы, водоотводные и водопропускные устройства, а также состояние обочин АД, разнообразные объекты дорожной инфраструктуры (АЗС, остановочные комплексы и др.) влияют на состояние почвы, качество атмосферного воздуха, чистоту водных объектов, находящихся в зоне их воздействия. В рамках данной статьи основное внимание уделяется первой подсистеме.
Совокупность эколого-ориентированных мероприятий для дорожного строительства, согласно действующей нормативной документации, включает:
— сокращение отводимых земельных площадей (с максимальным сбережением сельскохозяйственных угодий);
— уменьшение количества природных ресурсов, применяющихся в строительстве (почва и грунт, лес, минеральные материалы и др.);
— сохранение плодородного слоя почвы и рекультивация земель;
— соблюдение условий, не допускающих превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в воздухе, воде, почве; обеспечение уровня шума, не превышающего предельно допустимых значений;
— устранение возможности возникновения и развития в результате дорожно-строительной деятельности или функционирования дорожно-транспортных объектов процессов эрозии, заболачивания и осушения почв, появления оползней;
— предотвращение действий, следствием которых становится ухудшение условий существования людей, животных и растений;
— недопущение нанесения эстетического и историко-архитектурного ущерба существующему ландшафту;
— предотвращение происшествий и уменьшение тяжести их последствий, в том числе экологических, например связанных с авариями, сопровождающимися разливом нефтепродуктов, пожарами.
Важность учета перечисленных аспектов дорожного строительства отмечается во многих публикациях, в том числе в работах [1—6].
Строгое соблюдение мероприятий, направленных на повышение экологической безопасности АД, имеет особое значение в условиях Западной Сиби-
ри, что связано с региональными экстремальными природно-климатическими факторами. Содержание дорог в зимних условиях накладывает на дорожно-транспортные организации дополнительные обязанности [7]. От их выполнения зависит количество дорожно-транспортных происшествий. В этой связи необходимо отметить внимание к проблеме снижения аварийности, особо выделенной в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в соответствии с которым планируется снизить к 2024 г. до 50 % количество аварийно опасных участков, до 4 чел. на 100 тыс. населения число погибших в дорожно-транспортных происшествиях.
Анализ и обобщение научно-технической литературы по рассматриваемой проблеме позволяет авторам заключить, что управление и регламентирование природоохранной деятельности в дорожно-хозяйственной сфере сводится, главным образом, к выполнению эколого-ориентированных мероприятий, в обобщенном виде представленных на рисунке. Высокое качество АД (и напрямую связанная с ним экологическая безопасность) достигается при системном объединении всех составляющих жизненного цикла.
Основные эколого-ориентированные мероприятия в дорожно-строительной и дорожно-транспортной сфере
Отдельным вопросам в рамках рассматриваемого нами концепта «Экологически безопасная дорога высокого качества» посвящены публикации [8—10], освещающие вопросы ресурсосбережения и охраны окружающей среды, актуальные для России и других стран. К сожалению, большинство разработок ученых не находят широкого применения в российской дорожно-строительной практике, оставаясь на уровне НИР и ОКР, часто — регионального масштаба. Необходимо большее использование доступных эффективных технологий отечественных и зарубежных предприятий, положительного опыта работы в сходных геоэкологических условиях.
Одним из направлений снижения антропогенной нагрузки на природную среду является создание новых «зеленых» технологий [11].
«Зелеными» технологиями в дорожном строительстве, по-нашему мнению, можно назвать такие, в которых утилизируются отходы производства и потребления и одновременно — благодаря высокому качеству полученной дорожной инфраструктуры — сокращаются время и материальные ресурсы, требуемые для поддержания АД в надлежащем состоянии в процессе эксплуатации. Реализация «зеленых» технологий позволит с использованием зарубежного и отечественного опыта успешно реализовать нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Наибольший интерес представляют:
— разработка способов повышения устойчивости асфальтобетонных покрытий дорожных одежд [12, 13];
— изучение возможностей использования отходов местных промышленных предприятий (например, кубовых остатков химической отрасли) для модифицирования дорожных битумов [14];
— замена природных каменных материалов для верхнего и нижнего слоев покрытий АД на отходы камнедробления [15];
— использование отходов пластмасс вместо дорогостоящих полимерных модификаторов [16-18].
Указанные литературные источники [12—18] отражают многообразие исследовательских работ по экологизации дорожного строительства. Подробно остановимся только на некоторых из них.
Научно-техническая литература по удешевлению строительства и повышению надежности и долговечности автомобильных дорог за счет использования при строительстве инженерных сооружений крупнотоннажных промышленных отходов достаточно обширна. Вторичная переработка, но не хранение на полигонах, захоронение или сжигание отходов, состоящих из полимерных материалов, является экологически целесообразным и экономически эффективным решением. При этом удается сохранить природные сырьевые ресурсы, стимулируется развитие безотходных, ресурсосберегающих технологий, освобождаются территории свалок, происходит оздоровление компонентов окружающей среды. Так, для улучшения характеристик дорожного вяжущего предлагается применять предварительно обработанную резиновую крошку из старых автомобильных шин, вовлекать в процесс получения асфальтобетонных смесей полимерные отходы, которые до настоящего времени утилизируются в недостаточной степени, накапливаясь на несанкционированных свалках и полигонах [19—22].
Авторами данной работы на основании многолетних исследований [17-19] разработана технология дисперсного армирования асфальтобетонной смеси с использованием полимерных волокон. При этом достигается решение экологической и технической проблем: утилизация отходов искусственных волокон и пластмасс и одновременно повышение долговечности и надежности дорожного покрытия. В соответствии с авторским техническим решением [19] традиционная технологическая схема производства асфальтобетона оснащается дополнительным цехом (участком), обеспечивающим внедрение в массу асфальтобетона волокнистых материалов, создающих эффект армирования и придающих сдвигоустойчивость и трещиностойкость дорожному покрытию, изготовленному из модифицированной асфальтобетонной смеси. Отличительной особенностью разработки является упрочнение структуры дорожного покрытия по всему объему, а не в пределах небольшого слоя (как, например, при использовании геотекстиля и геосеток).
В ОДМ 218.3.087-2017 «Рекомендации по применению асфальтобетонных смесей на основе металлургических шлаковых материалов для условий Центрального федерального округа» обосновано вовлечение в процесс получения асфальтобетона шлаковых материалов. К ним относятся гранулированные доменные шлаки, шлаковые и шлакопемзовые пески, ваграночные шлаки, применение которых способствует экономии природного сырья при создании дорожных покрытий.
На основе анализа научных публикаций, устных сообщений и выступлений, сведений о ходе реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на профессионально-ориентированных сайтах авторами составлена таблица, в которой систематизированы и проанализированы основные причины недолговечности дорожного полотна, показаны негативные последствия и предложены способы подавления влияния факторов, снижающих долговечность полотна АД.
Анализ причин недолговечности дорожного полотна и способы преодоления её последствий
Фактор, влияющий на долговечность дорожного полотна Негативные последствия Способы решения проблемы Уровень решения проблемы
Недостаточное финансирование и его задержка Несоблюдение межремонтных сроков Проведение капитального ремонта каждые 5 лет +
Использование дешевых некачественных материалов Контроль качества материалов +
Использование устаревшей техники Налаживание выпуска современных отечественных дорожно-строительных машин + +
Фактор, влияющий на долговечность дорожного полотна Негативные последствия Способы решения проблемы Уровень решения проблемы
Недостаточное финансирование и его задержка Отсутствие у органов управления дорожным хозяйством стимулов для качественного выполнения работы Создание стимулов работников дорожно-хозяйственного сектора к своевременному и качественному выполнению работ + +
Отставание во внедрении новых технологий дорожного строительства Низкое качество дорожных работ Простаивание техники и работников при неблагоприятных температурно-влажностных условиях Внедрение вместо классических способов строительства и ремонта АД новых современных материалов, литого асфальта, цементобетонных покрытий + +
Нарушение стандартов, нормативов, технологий Преждевременное разрушение дорожной одежды Строгое соблюдение ГОСТ, СНиП, ТУ, регламентов + +
Отсутствие современной нормативно-технической и сметной документации Устаревшая документация тормозит внедрение инноваций Своевременное обновление и гармонизация с мировыми образцами научно-технического законодательства, научно-технической и иной документации +
Природно- климатические условия Разрушение верхних слоев покрытия водой при переходе через нулевую температуру Совершенствование строительных материалов и технологий (например, тонкослойных защитных покрытий) +
Высокая интенсивность нагрузок на дорогу Преждевременное разрушение всех слоев дорожной одежды Запрет на проезд большегрузного транспорта по дорогам низкой категории Разработка и внедрение новых материалов и технологий дорожного строительства + +
Проведенная оценка показывает сложность и многоаспектность проблемы долговечности АД. Вновь обращаясь к материалам нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», отметим его актуальность
и заинтересованность широкого круга россиян (представителей власти, бизнеса, социума) в неукоснительном исполнении поставленных в нем задач.
К сожалению, в то время как в нашей стране существуют дорожные карты в «зеленом» строительстве, пока нет понимания необходимости развития «зеленого» дорожного строительства.
Не создано федеральной программы для поддержки «зеленого» дорожного строительства, не разработана система льгот для организаций, готовых реа-лизовывать инновационные «зеленые» проекты, вследствие чего они практически не применяются. Во внедрении госпрограммы для поддержки «зеленых» дорожно-строительных технологий заинтересовано население, экологические организации (государственные и общественные), а также прогрессивные строительные фирмы, однако понимания важности экологической ориентации на глубинном уровне у инвесторов и подрядчиков пока нет.
Основные причины -представление о том, что строительство и эксплуатация «зеленой» дороги на 20-50 % дороже, чем обычной; нежелание усложнять технологический процесс; а также неразработанность общедоступного банка данных о пригодных для утилизации в дорожном строительстве отходах (их видах, количестве, поставщиках и т. д.). Перспективы развития «зеленых» дорожно-строительных технологий, безусловно, есть. Пусть с запозданием, по сравнению с экологически ориентированными странами, «зеленое» градостроительство уверенно завоевывает свои позиции. Примерами тому являются сооружения сочинской Олимпиады, чемпионата мира по футболу, «Сколково». Технологий «зеленого» дорожного строительства пока немного, только некоторые зарубежные образцы можно адаптировать к российским условиям, в частности [20, 23].
Безусловно, есть проблема нехватки специалистов, способных проектировать и строить АД с учетом экологических технологий. Очевидно, что необходимо совершенствование учебных планов и образовательных программ, а также постоянный обмен опытом между строителями из разных стран.
В заключение отметим, что в последние 20 лет у бизнес-структур в России наметился интерес (хотя и слабый) бизнеса к строительству экологически безопасных дорог высокого качества. Однако его реализация тормозится из-за ряда причин, и главное — из-за отсутствия системного подхода к данной проблеме. Необходимо совершенствование действующего законодательства; государственные усилия по обеспечению сотрудничества между поставщиками и переработчиками отходов, между представителями крупного, среднего и малого бизнеса с координирующей ролью и субсидированием государственными субсидиями убыточных технологических стадий; мотивация бизнеса через послабление налогового бремени; создание программ по обеспечению экологической безопасности при обращении с отходами, предназначенными для переработки в качестве компонентов дорожно-строительных материалов.
1. Экологическая безопасность автомобильной дороги: понятие и количественная оценка : отраслевой дорожный методический документ. Утв. распоряжением Минтранса России от 31.12.2002 № ОС- 1181-р / Министерство транспорта РФ ; Гос. служба дорожного хозяйства. Москва, 2002.
2. ОДН 218.5.016-2002. Показатели и нормы экологической безопасности автомобильной дороги. Изд. офиц. — Отрасл. дор. нормы / Министерство транш. Российской Федерации ; Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор). Москва, 2003. 44 с.
3. ОДМ 218.2.013-2011. Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам : отраслевой дорожный методический документ. Москва : Росавтодор, 2012. 160 с.
4. Справочное пособие по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов (управление и регламентирование природоохранной деятельности в дорожном хозяйстве с учетом требований стандартов серии ГОСТ Р ИСО 14000) / Росавтодор. Москва : Информавтодор, 2000. 180 с.
5. Глухое А.Т., Медведев Д.С. Проектирование экологических мероприятий // Новости в дорожном деле : науч.-техн. информ. сб. / Информавтодор. Москва, 2003. Вып. 3. С. 23-30.
6. Евгеньев И.Е., Савин В.В. Защита природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. Москва : Транспорт, 1989. 239 с.
7. Подольский В.П., Самодурова Т.В., Федорова Ю.В. Экологические аспекты зимнего содержания дорог. Воронеж : Воронеж. гос. арх-строит. акад., 2000. 152 с.
8. Евгеньев И.Е., Курденкова И.Б. Пособие по охране окружающей среды при производстве дорожно-строительных материалов. Москва : ГП «Информавтодор», 2002. 180 с.
9. Петросян Т.О., Сидоренко В.Ф. Экологическая безопасность автомобильных дорог // Вестник Волгоградского гос. архитектурно-строительного ун-та. Серия: Строительство и архитектура. 2012. № 28 (47). С. 332-336.
10. Автомобильные дороги: безопасность, экологические проблемы, экономика: Российско-Германский опыт / под ред. В.Н. Луканина, К.-Х. Ленца. Москва : Логос, 2002. 607 с.
11. Сайт передовых зеленых технологий в России и за рубежом. URL: http://greenevolu-tion.ru/blogs/tri-glavnye-probl (дата обращения: 25.09.2020).
12. Конорева О.В., Муравьев Ю.А. Анализ современных методов повышения устойчивости асфальтобетонных покрытий к колееобразованию // Инженерный вестник Дона. 2016. № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3802
13. Николенко М.А., Бессчетнов Б.В. Повышение длительной трещиностойкости асфальтобетона дорожных покрытий // Инженерный вестник Дона. 2012. № 2 URL: ivdon.ru/ ru/magazine/archive/n2y2012/856.
14. Лескин А.И., Гофман Д.И., Катасонов М.В., Вовко В.В., Скоробогатченко Д.А. Использование местных отходов химической промышленности в составленных вяжущих // Вестник Волгоградского гос. архитектурно-строительного ун-та. Серия: Строительство и архитектура. 2018. № 53 (72). С. 83-91.
15. Мавлиев Л.Ф., Буланов П.Е., Вдовин Е.А., Захаров В.В., Гимазов А.Р. Модификация дорожно-строительных материалов на основе отходов камнедробления, обработанных цементом, введением природного песка и метилсиликоната калия // Известия КГАСУ. 2016. № 1 (35). С. 247-254.
17. Лукашевич В.Н., Погорелый А.В. Увеличение срока службы дорожных покрытий за счет дисперсного армирования и двухстадийной технологии приготовления асфальтобетонных смесей // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2001. № 2. С. 45-51.
18. Лукашевич В.Н., Ефанов Н.Е. Исследование влияния технологии приготовления асфальтобетонных смесей на процессы старения асфальтового вяжущего при использовании волокнистых сорбентов в качестве дисперсной арматуры // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2012. № 2. С. 191-196.
19. Lukashevich V., Efanov I., Vlasov V., Lukashevich O. Asphalt concrete pavement reinforced with chemical fibers // MATEC Web of Conferences. 216. 01013 (2018). URL: https://doi. org/10.1051 /matecconf/201821601013. Polytransport Systems-2018
20. Abdullah M.E., Abd Kader S.A., Putra Jaya R., Yaacob H., Abdul Hassan N., Che Wan C.N. Effect of Waste Plastic as Bitumen Modified in Asphalt Mixture // ISCEE 2016: 2016 Interna-
tional Symposium on Civil and Environmental Engineering. Wuhan, China, MATEC Web of Conferences. 2017. P. 103.
21. Brasileiro L., Moreno-Navarro F., Tauste-Martinez R., Matos J., Rubio-Gamez M.d.C. Reclaimed Polymers as Asphalt Binder Modifiers for More Sustainable Roads: a Review // Sus-tainability. 2019. 11 (3). 646.
22. Chakraborty A., Mehta S. Utilization minimization of waste plastic in construction of pavement: A review. International Journal of Engineering Technology Science and Research. 2017. V. 4. No. 8. Рр.
2394-3386.
23. Costa L.M.B., Silva H.M.R.D., Peralta J., Oliveira J.R.M. Using waste polymers as a reliable alternative for asphalt binder modification — Performance and morphological assessment. Construction and Building Materials. 2019. V. 198. Pp.
237-244.
Сведения об авторах
Источник: cyberleninka.ru
Дороги и дорожное строительство в городе. Проблема отходов. Особенности среды обитания в сельской местности
2. Дороги и дорожное строительство в городе Проблема отходов Особенности среды обитания в сельской местности
3. План урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
План урока
Влияние транспортно-дорожного комплекса на воздух, землю и здоровье
человека
Экологические требования к дорожному строительству в городе
Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе
Контроль за качеством строительства дорог
Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе
Твердые бытовые отходы и способы их утилизации
Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.
Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности
4. Влияние транспортно-дорожного комплекса на воздух и здоровье человека
1. Автотранспорт один из основных источников шума в городах и вносит значительный вклад в
тепловое загрязнение окружающей среды.
2. 89% всех выбросов приходится на выбросы автомобильного транспорта и предприятий
дорожно-строительного комплекса:
1) нетоксичные вещества: азот, кислород, водяные пары, углекислый газ;
2) угарный газ — для него характерно большое сродство с гемоглобином крови, снижает
обеспеченность тканей кислородом, нарушает углеводный и фосфорный обмен. Воздействие
на организм человека зависит от концентрации СО в воздухе: 0,0016% — безвредно; 0,01 хроническое отравление при длительном вдыхании; 0,05 — слабое отравление через 1ч.; 1% потеря сознания после нескольких вдохов;
3) окислы азота NОx более опасны, чем СО: 0,0001-0,0003% — порог восприятия запаха; 0,0013%
— порог раздражения слизистых оболочек носоглотки, глаз; 0,001%-0,002% — образование
метагемоглобина в крови; 0,004-0,008% — отёк лёгких, воспаление дёсен и т. д. При
концентрации 0,085 мг/м3 и выше возможно внутреннее кровоизлияние, смерть от
асфиксии.
При постоянном воздействии растворов азотной кислоты срок службы железобетонных
конструкций снижается в 4-5 раз.
5. Влияние транспортно-дорожного комплекса на воздух и здоровье человека
4) Углеводороды CnHm и окислы азота приводят к фотохимическому смогу;
5) Формальдегид — бесцветный газ с резким запахом, воздействие которого на организм
человека зависит от концентрации в воздухе: 0,00037% — безвреден; 0,007% — лёгкое
раздражение дыхательных путей и слизистых оболочек носа и глаз; 0,018% — сильное
раздражение с осложнениями.
6) Акролеин — бесцветная жидкость с характерным запахом. В объёмной концентрации в
воздухе 0,00008% — безвреден; 0,00016% — восприятие запаха; 0,0005% — трудно переносим;
0,002% — непереносим; 0,014% — приводит к смерти через 10 мин;
7) Сажа, особенно в дизельных двигателях, на ней конденсируются CnHm, в том числе
бензапирен-3,4.
8) Тетраэтилсвинец способен накапливаться в растениях, животных, в организме человека. При
содержании свинца в крови 7мг/мл происходят нарушение процесса кровообращения, он
повреждает мозг детей, печень и почки взрослых, нарушает функции нервной системы,
приводя к параличу.
6. Влияние транспортно-дорожного комплекса на землю и здоровье человека
7. Экологические требования к дорожному строительству в городе
На дорогах в пределах населенного пункта организованный сбор воды с поверхности
проезжей части, с последующим ее отводом в места, исключающие загрязнение источников
водоснабжения.
Шумозащитные мероприятия при прокладке автомобильной дороги (дорогу проектируют в
выемках, возводят шумозащитные земляные валы, барьеры; разводят часть транспортного
потока на другие улицы, строят экранизирующие здания и шумопоглощающие стены;
осуществляют посадку зеленых насаждений).
Ровность дороги и покрытия способно сократить количество вредных выбросов для грузовых
автомобилей на 13%, а для легковых − на 9%.
В асфальтобетоне, битума должно быть не более 4,7%.
Трассирование дорог с преобладающим движением транзитного и грузового
автомобильного транспорта осуществляется, как правило, с учетом защитных зон от
селитебных территорий и зон массового отдыха, а также от зон охраны а памятников,
охраняемого природного ландшафта и водоохранных зон в соответствии с требованиями
СНиП 2.07.01-89.
8. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе
Грунты: песчаные (0,05—2 мм), пылеватые Гравийные материалы: рыхлая
(размером 0,005—0,05 мм) и глинистые
горная порода или искусственную
(меньше 0,005 мм).
смесь из округлых обломков
прочных горных пород различной
крупности — преимущественно от
2 до 70 мм.
Булыжник — валунный
грубоокатанный камень
размером до 25 см;
Шашка — продукт
искусственного разрушения
горных пород.
Щебень получают в результате
дробления скальных пород;
размер щебеночных частиц от 2
до 70 мм.
Минеральные
вяжущие материалы
используют главным
образом в виде
цемента и извести.
Органические вяжущие
материалы используют в основном
в виде битумов и дегтя.
Контроль за качеством строительства дорог
Проверку согласованной проектной документации.
Тестирование сооружений конструкции.
Тестирование сданного в эксплуатацию объекта.
Проверку проведения строительных работ на соответствие
положенным требованиям и нормам.
• Лабораторную проверку образцов поверхности покрытия и
исходных материалов.
«Отлично» — работы выполнены с особой тщательностью и техническими показателями,
превосходящими нормативные показатели;
«Хорошо» — работы выполнены в полном соответствии с проектом и нормативными показателями;
«Удовлетворительно» — работы выполнены с малозначительными отклонениями от технической
документации, согласованными проектной организацией и заказчиком, но не снижающими
показателей надежности, прочности, устойчивости и эксплуатационных качеств или при
соблюдении условий, соответствующих установленным правилам приемки для
удовлетворительной оценки качества работ.
«Неудовлетворительно» — работы не принимаются приемочной комиссией и подлежат
переделке.
10. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов
11. Один городской житель за год жизни формирует одну тонну разнообразных отходов.
Классификация отходов
бытовые – отходы жизнедеятельности человека;
строительные – остатки строительных материалов, мусор;
промышленные – остатки сырья и вредные вещества;
сельскохозяйственные – удобрения, корма, испорченные
продукты;
радиоактивные – вредные материалы и вещества.
12. Время разложения конкретных материалов:
деревянные доски, обувь и банки жестяные –
10 лет;
детали из железа – 20 лет;
жвачки – 30 лет;
аккумуляторы для автомобилей– 100 лет;
пакетики из полиэтилена – 100-200 лет;
шины от авто – 140 лет;
одноразовые подгузники для детей – 300-500
лет;
одежда – 5 месяцев
13. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации
1. Сбор и захоронения отходов на полигонах и свалках (90%). Подходит для мусора не подверженного
самовозгаранию.
«-»:
• используется большое количество земли,
• выделяются вредные и опасные вещества, поступающие в воздух и подземные воды,
• место для захоронения отходов, выбрать нелегко, т.к. оно должно соответствовать всем необходимым
нормам и требованиям проектирования.
• потери отходов при перевозки для сбора и захоронения.
2. Утилизация путем компостирования — переработку веществ, которые подвергаются легкому гниению, в
органические удобрения, предполагает интенсивное воздействие на отходы аэробной микрофлоры с
саморазогревом массы.
«-»:
• такое удобрение является сильно загрязненным, в том числе осколками стекла, а находящиеся в нем
тяжелые металлы, при попадании в почву активно усваиваются растительностью, а в дальнейшем и
животными, человеком.
3. Утилизация путем термической переработки: пиролиз (и плазменный пиролиз) – сжигание без доступа
воздуха или инертной атмосфере и сжигание. При этом сокращается объем, обеззараживаются отходы.
Применять такой способ можно для получения тепловой и электрической энергии.
«-» сжигания:
• выделение смеси токсичных газообразных веществ: хлороводорода, хлора, фосгена, диоксинов;
• технологически процесс очень сложный с разными степенями доочистки.
14. Вторичная переработка
Из отходов отсортировывают:
• Черные, цветные и драгоценные металлы
• Бой стекла
• Бумага и картон
• Полимерная тара
• Резина
• Остатки древесины
• Остатки пищи, продукты, с вышедшими сроками
годности
Развитие вторичной переработки в России тормозится отсутствием налаженной системы
сортировки отходов.
15. Утилизация промышленных отходов
К промышленным отходам относят:
• Остатки сырья и материалов, которые используются в производстве
• Побочные продукты производства – мусор, жидкости, газы
• Некондиционная и бракованная продукция
• Вышедшие из эксплуатации механизмы и оборудование
Безвозвратные отходы — нет полезных компонентов, подвергают захоронению на полигонах и сжиганию.
Токсичные, химически активные и радиационные вещества, перед сжиганием или захоронением
обезвреживают:
• Токсичные отходы, содержащие ртуть, мышьяк, свинец, цинк, олово, кадмий, никель, сурьму
• Отходы гальванического производства
• Органические лаки, краски, растворители
• Нефтепродукты
• Ртутьсодержащие отходы
• Отходы, которые имеют в составе радиационные компоненты
Обезвреживание отходов
Хвосто – и шламонакопители
Могильник атомных отходов
Отвалы и терриконы
Отстойники для сточных вод
17. Основные способы вторичной переработки промышленного мусора
Крошение резины для
использования в
качестве наполнителей,
производства
строительных
материалов.
Использование древесных отходов и стружки
для производства отделочных плит и бумаги.
Сепарация черных и цветных металлов,
промышленных сплавов, типа победита с целью
вторичной переплавки.
Изготовления из
полимерных
отходов
гранулята
Получение из
горючих отходов
энергии
электрического
тока и тепла.
18. Медицинские отходы (СанПиН 2.1.7.2790-10)
К числу опасных медицинских отходов относятся:
Все предметы, которые находились в контакте с больными опасными и особо
опасными заболеваниями.
Остатки лекарственных средств, дезинфицирующих жидкостей.
Остатки оборудования, в котором используются соли ртути и радиоактивные
элементы.
Органические отходы – биоматериал из патолого — анатомических отделений,
операционных, иммуноглобулины, вакцины.
19. Проблемы утилизации и переработки отходов в России
1. Наличие множества несанкционированных свалок.
2. Комбинированные отходы, к примеру, ртутные лампы можно утилизировать как
стекло – по низшему классу опасности.
3. Помещение на свалку самовозгараемых отходов.
4. Современные методы утилизации отходов на мусороперерабатывающих заводах
слишком дорогие, на полигонах утилизируют значительно дешевле.
5. Слабость законодательной базы и экономического стимулирования предприятий по
вторичной переработке. Эталоном является утилизация отходов на предприятии.
6. Отсутствие инфраструктуры и налаженного процесса сортировки отходов.
20. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности
21. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности
• Экологическая безопасность.
• Главный недостаток — в некоторых селах недостаточно развиты коммуникации: нет
газопроводов, канализации, водопроводов, что существенно усложняет быт жителей
села.
• Хороший уровень жизни селян напрямую связан с уровнем развития сельского
хозяйства.
• Упадок сельскохозяйственного производства порождает безработицу, что в свою
очередь ведет к таким проблемам как пьянство и повышение уровня преступности.
22. Сельское хозяйство и его экологические проблемы
распашка земель и устранение естественной растительности зоны;
рыхление почвы отвальным плугом;
использование в процессе земледелия ядохимикатов и минеральных удобрений;
мелиорация земель;
перевыпас — то есть выпас скота в количествах превышающих способности пастбищ к восстановлению;
непереработанные отходы животноводческих комплексов;
загрязнение поверхностных вод (рек, озёр, морей) и деградация водных экосистем при эвтрофикации;
загрязнение грунтовых вод;
сведение лесов и деградация лесных экосистем (обезлесивание);
нарушение водного режима на значительных территориях (при осушении или орошении);
опустынивание в результате комплексного нарушения почв и растительного покрова;
уничтожение природных мест обитаний многих видов живых организмов и как следствие вымирание
и исчезновение редких и прочих видов.
23. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.
1.
2.
3.
4.
5.
Точное земледелие: используются новейшие технологии, такие как системы глобального
позиционирования (GPS, ГЛОНАСС, Galileo), специальные датчики, аэрофотоснимки и снимки со
спутников, а также специальные программы для агроменеджмента. Собранные данные
используются для планирования высева, расчёта норм внесения удобрений и средств защиты
растений (СЗР), более точного предсказания урожайности и финансового планирования.
Почвозащитное земледелие: обработка почвы без оборота пласта и оставление на поверхности
почвы менее ценную часть урожая, при этом в почве ускоряются восстановительные процессы,
возрастают коэффициенты гумификации органического вещества и потенциальное почвенное
плодородие, наблюдается влагонакопительный эффект.
Органическое сельское хозяйство: происходит сознательная минимизация использования
синтетических удобрений, пестицидов, регуляторов роста растений, кормовых добавок. Для
увеличения урожайности, борьбы с вредителями и сорняками, активнее применяется эффект
севооборотов, органических удобрений (навоз, компосты, пожнивные остатки, сидераты и др.),
Хомобиотический оборот — класс безотходных технологий в сельском хозяйстве, промышленности
(пищевой, целлюлозобумажной и т. п.) и в коммунальном хозяйстве, которые позволяют связать
растениеводство, животноводство и переработку отходов в единый комплекс.
Химизация сельского хозяйства — широкое внедрение достижений химии во все с/х процессы,
связанные с созданием, защитой и хранением урожая, применение минеральных удобрений,
химических средств борьбы с вредителями и болезнями с/х раст. и сорняками (дезинфицирующие
вещества, протравители, фунгициды, интектициды, химическая стерилизация почвы и т. д.).
24. Задача
Применение ядохимикатов для борьбы с сорняками и насекомыми-вредителями сельского
хозяйства, с одной стороны, дает прирост урожая, с другой – приводит к гибели ни в чем не
повинных животных. К тому же сотни видов вредителей приспособились к ядохимикатам и
плодятся, как ни в чем не бывало (клещи, клопы, мухи…).
Почему применение ядохимикатов приводит к гибели животных разных видов?
Почему может сформироваться приспособленность насекомых-вредителей к
ядохимикатам?
25. Ответы
Через цепи питания животные получают большую дозу химикатов и гибнут. Среди насекомых-вредителей
есть особи, более устойчивые к ядохимикатам, чем остальные. Они выживают и дают устойчивое к яду
потомство. При этом численность особей насекомых-вредителей восстанавливается очень быстро, так как
яды вызывают гибель естественных врагов.
Источник: ppt-online.org
«Экологические требования дорожному строительству в городе»
Вступая в трудовую жизнь люди должны иметь четкое представление о том, что природные ресурсы не бесконечны. Они хорошо должны знать законы природы, понимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и оценивать последствия вмешательства в естественное течение процессов. При этом важно укрепить такую жизненную позицию: небрежное, безответственное отношение к природе безнравственно; чувство ценности окружающей нас природы обогащает духовный мир человека, возвышает его моральные принципы. Ведь, по словам писателя С. П. Залыгина, «отношение человека к окружающей среде — это уже и сам человек, его характер, его философия, его душа, его отношение к другим людям».
Источник: znanio.ru
Экологические требования к дорожному строительству в городе
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Методические рекомендации по охране окружающей среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог
1 РАЗРАБОТАН ФГУП «РОСДОРНИИ»
2 ВНЕСЕН Управлением строительства и проектирования автомобильных дорог, Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ содержит рекомендации по охране окружающей среды при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог и направлен на повышение экологической безопасности автомобильных дорог и мостовых сооружений, снижение их негативного экологического воздействия.
1.2 Положения настоящего методического документа предназначены для применения строительными и эксплуатационными организациями, выполняющими работы по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог в сфере дорожного хозяйства.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ 17.1.2.04-77 Государственный стандарт. Охрана природы. Гидросфера. Показатели состояния и правила таксации рыбохозяйственных водных объектов.
ГОСТ 17.1.5.02-80 Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов.
ГОСТ 17.5.1.01-83 Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения.
ГОСТ 17.5.1.03-86 Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель.
ГОСТ 2761-84 Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора.
ГОСТ 20444-85 Государственный стандарт Союза ССР. Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики.
ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения.
ГОСТ 31330.1-2006 (ИСО 11819-1:1997) Межгосударственный стандарт. Шум. Оценка влияния дорожного покрытия на транспортный шум. Часть 1. Статистический метод.
3 Термины и определения
В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 водоотведение: Любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.
3.2 дернина: Поверхностный слой почвы, переплетённый живыми и мёртвыми корнями, побегами и корневищами многолетних трав.
3.3 загрязняющее вещество: Вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
3.4 землевание: Мероприятие по уходу за газоном, заключающееся в расстилании слоя перегнойной земли по поверхности участка.
3.5 залужение: Система мероприятий по поддержанию и повышению продуктивности (путем укрепления дернины, загущения), применяемая на склонах, балках, речных террасах, холмах и т.д.
3.6 лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов: Ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.
3.7 лимит на размещение отходов: Предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов, с учетом экологической обстановки на данной территории.
3.8 максимальный уровень звука: Уровень звука непостоянного шума, соответствующий максимальному показанию измерительного, прямопоказывающего прибора (шумомера) при визуальном отсчете, или уровень звука, превышаемый в течение 1% длительности измерительного интервала при регистрации шума автоматическим оценивающим устройством (статистическим анализатором).
3.9 нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ: Нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
3.10 норматив образования отходов: Установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
3.11 окружающая среда: Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
3.12 охрана окружающей среды: Деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
3.13 отходы: Остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.
3.14 Отходы производства и потребления в дорожном хозяйстве: Остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершению определенного технологического процесса в дорожной организации и не используемые при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры.
Примеры. 1 Отфрезерованный асфальтобетон или остатки асфальтобетона, полученные, в результате обрубки кромок покрытия не являются отходами, если они используются дорожными организациями; но являются отходами при вывозке на утилизацию в иную организацию.
2 Снег, собираемый при очистке автомобильных дорог, не является отходом дорожного хозяйства, т.к. он образуется не в результате технологического процесса выполняемого дорожными организациями, но при его вывозке должны соблюдаться требования, установленные методическими рекомендациями [1] и разделом 13 настоящих методических рекомендаций.
3.15 паспорт отходов: Документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
3.16 предельно допустимый выброс: Норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
3.17 предельно допустимая концентрация (ПДК): Концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе — не оказывающая в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного действия на настоящее или будущие поколения, не снижающая работоспособности человека, не ухудшающая его самочувствия и санитарно-бытовых условий жизни.
3.18 предельно допустимая концентрация (ПДК) химического вещества в почве: Комплексный показатель безвредного для человека содержания химических веществ в почве.
3.19 сточные воды: Воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
3.20 эквивалентный (по энергии) уровень звука: Уровень звука постоянного шума, который имеет то же самое среднеквадратическое значение звукового давления, что и исследуемый непостоянный шум в течение определенного интервала времени в дБА.
4 Общие требования по охране окружающей среды при выполнении строительных и ремонтных работ на автомобильных дорогах и мостовых сооружениях
Использование земель осуществляется в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ [2] и направлено на обеспечение сохранности экологических систем.
Строительные и эксплуатационные организации, в ведении которых находятся земельные участки, занятые под строящуюся или эксплуатируемую автомобильную дорогу, проводят мероприятия по:
— защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, в результате которых происходит деградация земель;
— защите полосы отвода автомобильных дорог от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, ликвидации последствий загрязнения и захламления земель;
— рекультивации нарушенных земель.
4.2 Охрана атмосферного воздуха
Охрана атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ [3].
Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
При размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов дорожной инфраструктуры (АБЗ, карьеров, других производственных площадок) не должны превышаться нормативы качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами.
При размещении объектов дорожной инфраструктуры, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, учитывают фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны для предприятий, для автомобильных дорог — санитарные разрывы. Размеры таких санитарно-защитных зон и санитарных разрывов определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией предприятий, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 [4].
В проектах на строительство участков автомобильных дорог, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, предусматриваются меры по снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Размещение объектов дорожной инфраструктуры, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается в установленном порядке с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами.
При эксплуатации объектов дорожной инфраструктуры, в случае превышения установленных нормативов, осуществляется очистка выбрасываемых в атмосферу газов. Выбор газоочистного оборудования и степень очистки газов осуществляется в соответствии с расчетами, выполненными в томе предельно допустимых выбросов.
Транспорт и строительная техника, работающие в дорожной организации, подлежат проверке на соответствие выбросов загрязняющих веществ в отработавших газах, установленным нормам при ежегодном прохождении технического осмотра.
Следует по возможности, для улучшения экологической обстановки на объектах транспортной инфраструктуры переходить на использование газового топлива и других более экологически чистых видов энергии.
4.3 Охрана водных ресурсов
Охрана водных ресурсов осуществляется в соответствии Водным кодексом Российской Федерации от 03 июня 2006 г. N 74-ФЗ [5]. Охрана водных ресурсов является важнейшей составной частью охраны окружающей среды, среды обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов.
Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Не разрешается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты:
— содержащие природные лечебные ресурсы;
— отнесенные к особо охраняемым водным объектам.
Не разрешается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах:
— зон санитарной охраны источников питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения;
— первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
— рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон, участков массового нереста, нагула рыбы и расположения зимовальных ям.
В целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, в соответствии Водным кодексом Российской Федерации от 03 июня 2006 г. N 74-ФЗ [3] для всех рек и водоемов установлены водоохранные зоны (см. приложение Б), территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых установлен специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Сброс, в пределах водоохранных зон, разрешается только после очистки загрязненных стоков до установленных нормативов, рекомендуется использовать очищенные воды в системах оборотного и повторного водоснабжения.
Сброс стоков с концентрацией веществ ниже ПДК или в пределах установленного НДС осуществляется в водоемы без очистки, за исключением вышеприведенных водных объектов, где не разрешается сброс сточных вод и (или) дренажных вод.
Для уменьшения выноса загрязняющих веществ с поверхностным стоком должны осуществляться мероприятия:
Источник: docs.cntd.ru