Экологические требования при строительстве и эксплуатации объектов

8. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов

1. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов.

2. Экологические требования при вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации объектов.

3. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики.

4. Экологические требования при эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники.
^ Методические рекомендации

Экологические требования, или требования в области охраны окружающей среды, представляют собой определенные обязательные предписания, правила, предъявляемые к субъектам, ведущим хозяйственную и иную деятельность. В обобщенном виде экологические требования сформулированы в Федеральном законе «Об охране окружающей среды».

Экологические разрешения и декларации о воздействии на окружающую среду

Статья 34 Закона содержит общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Статьи 35 — 39 Закона конкретизируют эти требования; каждая статья посвящена требованиям в области охраны окружающей среды на различных стадиях производственного процесса: размещение (ст.

35), проектирование (ст. 36), строительство и реконструкция (ст. 37), ввод в эксплуатацию (ст. 38), эксплуатация и вывод из эксплуатации (ст. 39) зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Прежде всего, общим и основным требованием является обязанность субъектов указанной деятельности соблюдать законодательство в области охраны окружающей среды и обязанность предусматривать мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, при техническом перевооружении действующих объектов граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны осуществлять меры по максимально возможному снижению выброса загрязняющих веществ с использованием малоотходной и безотходной технологии, комплексного использования природных ресурсов, а также мероприятия по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов и отходов.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Экология в Таиланде. Экологическое строительство на Пхукете (Eng Sub)

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

В связи с тем, что некоторые виды деятельности представляют особую опасность для состояния окружающей среды, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» для них установлены специальные экологические требования. В рамках изучаемой темы выделим 2 группы таких требований:

1) экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики (ст. 40 Федерального закона «Об охране окружающей среды»):

– при проектировании и строительстве тепловых электростанций должны предусматриваться их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства;

– при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации гидроэлектростанций должны учитываться реальные потребности в электрической энергии соответствующих регионов, а также особенности рельефов местностей;

– при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций, должны обеспечиваться охрана окружающей среды от радиационного воздействия таких установок, соблюдаться установленный порядок и нормативы осуществления технологического процесса, требования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также должны осуществляться государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, приниматься меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей среды и населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и общепринятыми принципами и нормами международного права, обеспечиваться подготовка и поддержание квалификации работников ядерных установок.

2) экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники (ст. 41 Федерального закона «Об охране окружающей среды»):

– общие экологические требования в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды.
Задачи

172. В Астраханской области по утвержденному проекту ЗАО «Уран-С» были введены в эксплуатацию ядерная установка и временный пункт хранения радиоактивных отходов. Для удобства работающих на установке сотрудников в непосредственной близости от установки были размещены объекты общественного питания (столовая) и подсобные помещения, которые не предусмотрены проектом. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору вынесла постановление о привлечении ЗАО «Уран-С» к административной ответственности.

^ Какие нормы экологического законодательства нарушены ЗАО «Уран-С»?
173. В процессе деятельности ООО «Вилт» образуются твердые коммунальные отходы, отходы от эксплуатации автомобилей; производится выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, как от передвижных источников, так и от работы отопительного котла; часть металлических отходов размещена вне контейнеров в связи с их переполнением. При этом у ООО «Вилт» отсутствует проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Обнаружив указанные нарушения, контролирующий орган вынес предписание о приостановлении деятельности общества. ООО «Вилт» не согласилось с решением о приостановлении деятельности и обратилось в суд с требованием признать действия контролирующего органа незаконными.

Какие нормы экологического законодательства нарушены обществом? Какие действия должен был совершить контролирующий орган после обнаружения нарушений? Какое решение примет суд?
174. Прокуратурой г. Волгограда проведена проверка соблюдения ООО «Газфильтр» природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что ООО, осуществляя деятельность по производству машиностроительной продукции, использует четыре газовых котла, которые введены в эксплуатацию без соблюдения утвержденный технологии. Прокурор вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое направил для рассмотрения в Комитет по охране окружающей среды. Комитет признал «Газфильтр» виновным в совершении административного правонарушения. Посчитав названное постановление незаконным, ООО обжаловало его в арбитражный суд, заявив, что «требование о соблюдении утвержденной технологии должно соблюдаться лишь при эксплуатации зданий, строений и сооружений, а не котлов».

Читайте также:  Требования о сносе объектов строительства

Нарушены ли нормы экологического законодательства ООО «Газфильтр»? Какое решение должен принять суд?
175. ООО «Заслон», осуществляя строительство производственных объектов по утвержденному проекту, ввиду нехватки материальных средств изменило стоимость проектных работ за счет исключения из работы установки по сбору и утилизации отходов, которые будут образовываться в результате его деятельности. Руководитель «Заслона» планировал осуществить такую установку через некоторое время после ввода в эксплуатацию объектов, когда появятся свободные средства. Комитет по охране окружающей среды вынес постановление о привлечении ООО к административной ответственности и приостановил строительство.

^ Какие нормы экологического законодательства нарушены обществом? Законны ли действия Комитета по охране окружающей среды?
176. Проверяя деятельность ООО «Техстрой» 19 января 2007 г., Управление по технологическому и экологическому надзору по Тамбовской области обнаружило, что реконструкция школы-интерната № 8 под комплекс спортшколы осуществляется без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Усмотрев в таких действиях нарушение экологического законодательства, Управление вынесло постановление о привлечении общества к административной ответственности. ООО «Техстрой» обжаловало постановление, заявив, что с 1 января 2007 г. не требуется положительное заключение государственной экологической экспертизы в связи с редакцией Закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ. Управление заявило, что реконструкция началась 1 ноября 2006 г., на тот момент положительное заключение государственной экологической экспертизы требовалось, поэтому реконструкция без него – нарушение экологического законодательства.

^ Кто прав в споре? Какое решение должен принять суд?
177. В связи с нарушением ООО «Просервис» экологических требований, Комитетом природных ресурсов Волгоградской области 22 февраля 2005 г. выдано предписание о приостановлении эксплуатации технологического оборудования, вырабатывающего касторовое масло до приведения производственной деятельности в соответствие с действующими экологическими требованиями. При проверке выполнения требований 24 ноября 2005 г. природоохранного законодательства на предприятии, принадлежащем обществу, установлено, что в нарушение ранее выданного предписания на предприятии осуществляется деятельность по производству касторового масла. ООО «Просервис» заявило, что предписание о приостановлении деятельности незаконно, поскольку у Комитета нет таких полномочий; приостановить деятельность предприятия может только суд.

^ Кто прав в данной ситуации? Каковы должны быть дальнейшие действия Комитета природных ресурсов?
178. Во время строительства атомной станции в Калужской области обнаружилось, что для размещения последнего реактора необходимо расширение площади строительства, поскольку на отведенном месте грунт не выдержит планируемой нагрузки. Подходящее место для реактора нашлось на территории водоохранной зоны р. Калки. Однако строительство реактора на новом месте может повлечь ухудшение состояния окружающей среды. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору обратилось в суд с заявлением о прекращении строительства.

Можно ли приостановить или прекратить строительство по указанному основанию? В полномочия какого органа государственной власти входит принятие решения о прекращении или приостановлении сооружения подобных объектов (ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения)?
179. В ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства на земельном участке, используемом предприятием «Агат», выявлены следующие нарушения: на поверхности виден минеральный грунт, рядом расположен плодородный слой почвы, что свидетельствует о том, что покрытие плодородным слоем произведено неравномерно, имеются отдельные участки с захламлением ветками, обломками деревьев лесозащитных полос. Контролирующим органом был составлен протокол о нарушении природоохранного законодательства.

^ Какие нормы экологического законодательства нарушены в данном случае? Какой ответственности подлежит указанное предприятие?
180. На расстоянии 2 км от села Зубровка Пензенской области началось строительство военного аэродрома. Жители села обратились в прокуратуру с жалобой на шум, и высказали свои опасения по поводу близости нахождения военного объекта от населенного пункта. По их мнению «военные объекты являются источниками выделения в окружающую среду токсичных веществ, шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, статического электричества и ионизирующих излучений», они могут отрицательно сказаться на окружающей среде и их здоровье.

^ Какое разъяснение должна дать жителям прокуратура?
181. На специальном полигоне, принадлежащем воинской части № 95571 Министерства обороны РФ, проходили войсковые учения с участием нескольких батальонов других воинских частей с применением военной техники. Так как места для учений не хватало, были задействованы земли за пределами полигона, что привело к нарушению почвенного покрова, повреждению лесной растительности. Управление по охране окружающей среды предъявило иск о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и привлекло к ответственности воинскую часть за невыполнение обязанности по рекультивации земель. Воинская часть вред возместила, однако с привлечением к ответственности за невыполнение обязанности по рекультивации земель не согласна, так как рекультивация не входит в ее обязанности.

^ Разрешите спор.
Нормативные акты

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 2009. № 1, ст. 2; № 4, ст. 445.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 1994. № 35, ст. 3648; 2009. № 48, ст. 5717.

Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» // СЗ РФ. 1995. № 48, ст. 4552; 2009. № 52. Ч. 1, ст. 6450.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» // СЗ РФ. 1995. № 48, ст. 4556; 2009. № 51, ст. 6151.

Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» // СЗ РФ. 1996. № 3, ст. 141; 2008. № 30. Ч. 2, ст. 3616.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» // СЗ РФ. 1997. № 30, ст. 3589; 2009. № 52. Ч. 1, ст. 6450.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // СЗ РФ. 1997. № 30, ст. 3588; 2009. № 52. Ч. 1, ст. 6450.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14, ст. 1650; 2009. № 1, ст. 17.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2, ст. 133; 2009. № 52. Ч. 1, ст. 6450.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 2002. № 52. Ч. 1, ст. 5140; 2010. № 1, ст. 6.

Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15, ст. 769; СЗ РФ. 2008. № 26, ст. 3022.

Читайте также:  Газопровод как объект капитального строительства

Постановление Минстроя России от 24 апреля 1995 г. № 18-39 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства РДС 11-201-95» // СПС «КонсультантПлюс», 2010.

Приказ Минприроды РФ от 29 декабря 1995 г. № 539 «Об утверждении Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс», 2010.
Литература

Абанина Е.А., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный), 2-е издание, переработанное и дополненное // СПС «КонсультантПлюс», 2010.

Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2005.

Бринчук М.М. О достоинствах нового Федерального закона «Об охране окружающей среды» // Экологическое право. 2002. № 3.

Васильева М.И. Новое в Федеральном законе «Об охране окружающей среды»: комментарий. М., 2002.

Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. «Федеральный закон «О техническом регулировании»: достоинства и недостатки» // Законодательство и экономика. 2004. № 5.

Гусева Т.А., Чапкевич Т.Е. Комментарий к Федеральному закону «О техническом регулировании» (постатейный). М., 2005.

Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М., 2008.

Косаренко Н.Н. Экологическое право России. М., 2004.

Косаренко Н.Н. Экологическое право России. Ростов-на-Дону, 2004.

Круглов В.В. Организационно-правовые вопросы охраны окружающей среды в промышленности. Свердловск, 1989.

Круглов В.В. Организационно-правовые проблемы охраны окружающей среды в промышленности России. Екатеринбург, 2000.

Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: учебное и справочное пособие. М., 1999.

Источник

Экологические требования при строительстве хозяйственных объектов.

Экологическим законодательством Российской Федерации установлено, что все хозяйственные объекты промышленного типа подлежат оценке на соответствие экологическим и природоохранным требованиям на стадиях проектирования строительства и эксплуатации. При этом анализу подлежит не только влияние будущего промышленного объекта на качество природной среды, восстановление природных ресурсов, но и оценка возможных демографических и социальных последствий от его деятельности в отдаленной перспективе.

Размещение, строительство и эксплуатация объектов промышленности должны в строгом порядке соответствовать СНиП, природоохранным и санитарным нормам и требованиям и проходить по утвержденным в органах государственного контроля планам и проектам (положительная оценка экологической экспертизы).

На начальном этапе проектирования промышленного предприятия специалисты составляют материальный баланс производственной и хозяйственной деятельности, показатели которого сравниваются с возможностями самоочищения окружающей среды. А разработка комплекса природоохранных мероприятий для восстановления экологического баланса актуальна уже непосредственно в процессе проектирования объектов основных фондов предприятия.

Выбор площадки для застройки

Одним из главных проектных документов любого промышленного объекта становится Генеральный план, мероприятия которого также должны соответствовать экотребованиям законодательства. Так, с точки зрения ООС и рационального природопользования в Генеральном плане отражают:

  • план распределения территории застройки на зоны в соответствии с требованиями экологической, пожарной, санитарной безопасности;
  • мероприятия по обеспечению нормальных условий проживания жителей близлежащих территорий;
  • разработка инфраструктуры для работников будущего предприятия (медпункты, места для проживания и другие объекты социальной инфраструктуры);
  • разработка мероприятий для защиты населения от влияния производственного процесса на здоровье и самочувствие людей;
  • мероприятия по предотвращению загрязнения почвы вредными веществами, отходами, биологическими компонентами и т.д.;
  • мероприятия по предотвращению загрязнения водных ресурсов;
  • методы предотвращения загрязнения атмосферы и повреждения озонового слоя;
  • мероприятия по благоустройству зоны застройки и прилегающих территорий.

При выборе места застройки также необходимо учитывать чтобы положения Генерального плана промышленного объекта соответствовали мероприятиям по экономическому развитию выбранного региона, города, населенного пункта, его транспортному, энергетическому, дорожному, коммуникационному обеспечению. Так, основанием для выбора зоны застройки выступает технико-экономическое обоснование, в котором отражена обеспеченность предполагаемой для строительства территории всеми видами ресурсов (трудовые, продовольственные, энергетические и т.д.).

Например, при выборе места для промышленного объекта с выбросами в атмосферный воздух следует учитывать показатель розы ветров и силу преобладающих ветров по отношению к жилым районам, а также предусмотреть санитарно-защитные зоны.

Выбирая территорию для строительства и разрабатывая план расположения объектов основных фондов предприятия, следует руководствоваться главным принципом: здания, транспорт, производственная техника и коммуникационные сети должны быть расположены таким образом, чтобы не только обеспечивать максимальную выгоду от капиталовложений, но и соответствовать правилам рационального природопользования и требованиям безопасности труда.

К этапу эксплуатации переводятся только те промышленные предприятия, которые организованы в соответствии со всеми экологическими требованиями: наличие современных систем для очистки воздуха, водных ресурсов, утилизации и хранения отходного материала, аппаратов для контроля степени загрязнения природной среды и т.д. Также незаконным считается ввод в эксплуатацию объектов, на территории которых не завершены мероприятия по благоустройству и строительству инфраструктуры, рекультивации земель, восстановлению природных ресурсов и т.д.

Обеспечение экологической безопасности строительства

Дата публикации

Статья просмотрена:

Библиографическое описание:

Емельяненко, К. М. Обеспечение экологической безопасности строительства / К. М. Емельяненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (191). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/archive/191/48178/ (дата обращения: 19.11.2020).

В статье кратко описаны основные факторы, негативно влияющие на окружающую среду при осуществлении строительства. Рассмотрены основные требования обеспечения экологической безопасности строительства. Описан принцип нормирования качества окружающей среды. Рассмотрены основные меры защиты окружающей среды при осуществлении строительного производства.

Ключевые слова: экологическая безопасность, строительство, проектирование, качество окружающей среды,экологические нормативы качества.

Значимость экологической безопасности с каждым годом растёт. Это связано с постоянным увеличением населения городов, ростом масштабов коммерческой и производственной деятельности. На территории городов концентрируется потребление энергии и ресурсов, образуется громадное количество отходов, искусственные и естественные системы оказываются перегруженными, а управление этими системами и регулирование их функций становится все более затруднительным. Общая неблагоприятная ситуация усугубляется новым строительством, быстрым ростом численности городского населения. В результате ущерб, причиняемый окружающей среде, и затраты на ее охрану становятся настолько крупными, что это создает угрозу для здоровья людей и ухудшает условия их жизни. «Города стали основными «горячими экологическими точками». Они срочно нуждаются в том, чтобы их состоянию уделялось особое внимание при оценке качества среды на уровне генплана, экологической оценке застройки и конкретных проектов, а также при планировании охраны и рационального использования окружающей среды в масштабе территории города с пригородами». [1]

Экологическая безопасность — допустимый уровень негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и человека.

Строительство является одним из наиболее серьезных факторов негативного воздействия на окружающую среду. Антропогенное влияние строительства проявляется на всех этапах производства — начиная с добычи строительных материалов заканчивая эксплуатацией построенных объектов.

На этапе строительства наиболее существенными негативными влияниями на окружающую среду являются:

‒ загрязнения атмосферного воздуха газопылевыми выбросами (строительная техника и автотранспорт, сварочные и лакокрасочные работы и т. д.);

‒ загрязнения подземных и сточных вод (заправка техники и автотранспорта, проливы бетонной смеси и различных растворов и т. д.);

Читайте также:  Определение реконструкция объекта капитального строительства

‒ негативных воздействий на акустическую среду (Строительная техника, свайные работы и т. д.);

‒ загрязнения окружающей среды строительными отходами;

‒ нарушение естественного ландшафта местности.

Основные требования обеспечения экологической безопасности в строительстве регулируются нормативными актами, принимаемыми компетентными государственными органами. Наиболее важные положения по вопросам использования и охраны окружающей природной среды предусмотрены в нормах Конституции РФ.

Особое место в системе экологического законодательства занимают федеральные законы, регулирующие как общие вопросы природопользования и охраны окружающей среды, так и правовой режим отдельных видов природных ресурсов.

К числу основных законов можно отнести Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды». В нем описаны следующие требования по обеспечению экологической безопасности на этапах строительства:

Также наряду с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», обеспечение экологической безопасности при производстве строительства регламентируют такие законодательные акты, как: Федеральный закон от 04 мая 1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации», Федеральный закон от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации».

Закон обеспечивает право граждан на благоприятную природную среду, определяет полномочия граждан и общественных экологических организаций требовать соблюдения всех правил и норм, прописанных в законодательстве.

Любой проект строительства обязательно должен содержать раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (ПМ ООС). В нём должны содержаться меры защиты, рационального использования, восстановления ресурсов. В случае необходимости, в разделе ПМ ООС приводятся меры восстановления природной среды для ликвидации экологических последствий.

Раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» разрабатывают в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

В раздел охраны окружающей среды должны содержаться следующие подразделы:

‒ охрана атмосферного воздуха;

‒ охрана и рациональное использование водных ресурсов;

‒ охрана земельных ресурсов;

‒ охрана растительного и животного мира;

‒ защита от шума и других физических факторов воздействия.

В соответствии с СП 48.13330.2011 «Организация строительства» на этапе проектирования в составе проекта организации строительства (ПОС), а также на стадии строительства в составе проекта производства работ (ППР), учитываются технологии выполнения природоохранных мер: рекультивация земель, предотвращение потерь природных ресурсов, предотвращение вредных выбросов в почву и атмосферу.

В основе всех природоохранных мер лежит принцип нормирования качества окружающей среды. Качество окружающей среды — это степень соответствия потребностям людей и технологическим требованиям ее характеристик. Этот термин означает установление нормативов предельно допустимых воздействий человека на окружающую среду.

Чем меньше предельное значение экологических нормативов, тем выше качество окружающей среды. Соответственно, высокое качество требует больших затрат, особо чувствительных средств контроля и эффективных технологических решений. Вследствие непрерывного развития общества нормативы качества окружающей среды буду все больше ужесточаться.

Основные экологические нормативы качества и воздействия на окружающую среду:

‒ предельно допустимая концентрация вредных веществ (ПДК);

‒ предельно допустимый уровень (ПДУ) физических воздействий (шума, вибрации, ионизирующих излучений и др.).

‒ предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ;

‒ предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ;

‒ допустимое изъятие компонентов природной среды;

‒ норматив образования отходов производства и потребления.

3) комплексные показатели:

 допустимая антропогенная нагрузка на окружающую природную среду;

 экологическая емкость территории. [3]

Даже при соблюдении всех правил и норм строительства новых объектов и их эксплуатации, негативное воздействие на экологию сохраняется. Что связано с постоянным увеличением потребностей, развитием общества, появлением новых строительных технологий. Для минимизации негативных воздействий на окружающую среду, при осуществлении строительного производства, должны постоянно разрабатываться меры ее защиты (Табл. 1).

Меры защиты окружающей среды при осуществлении строительного производства

Меры защиты

Результат

Использование мобильных фильтровентиляционный агрегатов, использование строительной техники на электроприводе.

Снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха газопылевыми выбросами.

Устройство временных сетей канализации, обеспечение повторного применения воды устройством резервуаров-отстойников.

Снижение загрязнения подземных вод, снижение уровня потребления водных ресурсов.

Защита животного мира

Использование строительной техники на электроприводе, устройство виброзащитных и шумозащитных экранов.

Снижение негативных воздействий на акустическую среду

Оборудование выездов со строительной площадки пунктами мойки (очистки) колес, оборудование контейнеров для хранения мусора плотно закрывающейся крышкой.

Снижение уровня загрязнения окружающей среды строительными отходами.

В заключение можно сказать, что требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые к проектированию и строительству зданий и сооружений, являются основным регулирующим фактором обеспечения экологической безопасности. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать нормативы, разрабатывать новые требования и организационно-технологические решения, учитывающие состояние экологической обстановки и степень загруженности территории.

С развитием общества негативное влияние человека на окружающую среду растет с каждым годом, в связи с чем на земле стремительно развивается экологический кризис. И если не будут приниматься кардинальные природоохранные меры, окружающей среде будет нанесен непоправимый ущерб.

Эконормы на этапе эксплуатации

С экологической точки зрения процесс эксплуатации промышленного объекта регламентируется законодательно установленными нормами, правилами и стандартами, которые отражают предельно допустимые значения загрязнения окружающей среды (нормы сброса сточных вод, образования отходного материала, нагрузки на землю, выбросов вредных веществ и т.д.) и размер экологических выплат. Возможен вариант увеличения предельно допустимых эконормативов, однако это влечет за собой и дополнительные эковыплаты в государственный бюджет.

В случае несоблюдения экологических требований и стандартов наступает правовая ответственность в виде наложения штрафов, приостановления деятельности предприятия, лишения свободы (за особо грубые, общественно опасные нарушения экологического законодательства).

Чтобы выполнять экостандарты и соответствовать требованиям экологического законодательства промышленное предприятие обязано реализовывать основные направления экоменеджмента и экологизации производства:

  • введение ресурсосберегающих технологий, внедрение экологически безопасного оборудования и техники;
  • разработка и внедрение систем по очистке воды, воздуха и земель замкнутого типа;
  • внедрение комплексных безотходных технологий для рационального использования природных ресурсов;
  • внедрение альтернативных источников энергии (солнечные батареи, ветряки, термальные источники и т.п.);
  • использования вторичного сырья для удовлетворения собственных нужд и использования в хозяйственно-бытовой деятельности;
  • регулярная посадка зеленых насаждений для очистки воздушного пространства.

В процессе эксплуатации промышленного объекта важным документом, который отражает его соответствие требованиям экостандартов, становится экологический паспорт. Экопаспорт содержит такую информацию: учредительные данные о предприятии, статданные по экологической, экономической, производственной деятельности, информацию об изготовленном товаре, объемы потребляемой энергии, лицензионные документы на природопользование, данные о землепользовании, перечень мероприятий по ООС и т.д.

Специалисты предлагают услуги комплексного сопровождения промышленных объектов в процессе разработки и реализации экологической политики и ООС. Экологи с многолетним опытом работы разработают оптимальные схемы экологизции производственного процесса с учетом особенностей производства, места расположения, финансовых возможностей компании. Наши специалисты помогут сделать вашу компанию не только успешной и эффективной, но и экологически безопасной!

Источник
Рейтинг
Загрузка ...