На данном практическом занятии формируются компетентности:
– способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности ОК-4;
– умение использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности ОПК-8.
Цели :
В результате выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов, вы сможете:
– охарактеризовать основные источники экологического права;
– проанализировать роль и значение экологических правоотношений;
– проанализировать роль государства в реализации экологических правоотношений;
– оценить значение права собственности на природные ресурсы;
– проанализировать правовой режим особо охраняемых природных территорий.
Ключевые слова: окружающая среда, природные ресурсы, государственный экологический мониторинг, экологический контроль, экологическая экспертиза, особо охраняемая природная территория.
Форма работы: индивидуальная и в подгруппах.
Задание №1. Используя правовую базу «Консультант плюс», найдите и перечислите основные источники экологического права (не менее 5):
Экологическое право за 6 минут
Задание 1. Подготовить 5 контрольных вопросов на тему:
– Право землепользования, виды землепользования:
– Понятие и состав экологических правонарушений:
Оглашение результатов. Обсуждение результатов.
Задание 2.Учебная группа студентов делится на три подгруппы для выполнения заданий. По итогам обсуждения отвечает одна подгруппа, остальные или соглашаются, или предлагают свой вариант ответа:
В предложенных вариантах ответа выберите правильный вариант.
1. Какие природные объекты (ресурсы) находятся в собственности государства, а какие – могут находиться в частной собственности? Объясните свой ответ:
1. Земля, земли отдельных категорий, земельные участки.
2. Воды, водные объекты, вода.
3. Леса, лесные участки, древесина.
4. Недра, участки недр, полезные ископаемые.
5. Животный мир, объекты животного мира, животные.
6. Растительный мир вне лесов (парки, сады, лесополосы на полях, деревья).
7. Атмосферный воздух.
8. Озоновый слой.
9. Околоземное космическое пространство.
Какие компоненты природной среды находятся в общенародном достоянии?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие природные объекты (их части) можно использовать на основании договора аренды?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. К специальному природопользованию относятся.
1. Застройка земельных участков.
2. Заготовка древесины.
3. Сбор грибов и ягод в лесах.
4. Добыча полезных ископаемых.
5. Устройство колодца на приусадебном участке.
Экологическое право
6. Забор воды для нужд города, промышленности, сельского хозяйства.
7. Купание в реках и озерах.
8. Охота и рыболовство.
9. Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.
3. Компенсационные платежи при вырубке зеленых насаждений не взимаются:
1. При проведении рубок ухода и санитарных рубок зеленых насаждений.
2. При восстановлении нормального светового режима в жилых и общественных зданиях.
3. При вырубке сухостойных и аварийных деревьев.
4. При вырубке деревьев для ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций.
5. При вырубке деревьев в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций.
6. При вырубке деревьев в зонах планируемого строительства капитальных объектов.
7. При уплотнении застройки сложившихся микрорайонов.
8. При вырубке деревьев и кустарников на приусадебных (садовых, дачных) участках.
Задание 3.
Садоводческое товарищество огородило протекавший из леса ручей, превратив его в небольшой водоем, и объявило его своей собственностью.
Соответствуют ли закону действия садоводческого товарищества. Аргументируйте свой ответ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Изучите ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» 14.03.1995г. и выполните следующие задания:
1. Укажите, какие факторы учитываются при принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Определите значение (федеральное, региональное и местное) для каждого вида ООПТ:
Категория ООПТ | значение |
Государственный природный заповедник | |
Национальный парк | |
Природный парк | |
Государственный природный заказник | |
Памятник природы | |
Дендрологические парк и ботанический сад |
Рефлексивный отчет
Проведите рефлексивный анализ данного практического занятия по трем составляющим:
рефлексия содержания работы, когда предметом анализа и обсуждения становится учебный материал, с которым вы работали (что узнали – знания):
рефлексия хода работы, когда предметом анализа и обсуждения становится ваша деятельность над учебной ситуацией (как узнали и какие умения освоили):
рефлексия личностного и профессионального роста (что из изученного вы можете использовать для своего развития):
Практическое занятие 11
Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 601 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Экологические требования при строительстве и реконструкции хозяйственных и иных объектов
В ходе осуществления строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов, соответствующие общественные отношения могут попадать под действие норм экологического, гражданского, земельного, административного и иных отраслей права.
Например, гражданско-правовой аспект отражен в нормах § 3 «Строительный подряд» гл. 37 ГК, регулирующих отношения строительного подряда.
Так, в соответствии со ст. 751 ГК, на стадии строительства (реконструкции) объекта подрядчик, осуществляющий это строительство, обязан соблюдать все требования проекта, санитарные и строительные требования, нормы и правила, а также требования в области охраны окружающей среды. Он не вправе использовать в ходе осуществления работ материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, или выполнять его указания, если это может привести к нарушению обязательных для сторон требований к охране окружающей среды и безопасности строительных работ.
Проведение природоохранных мер в строительстве затруднено быстрой сменой экологических процессов, происходящих на строительной площадке. При этом в процессе строительства участвуют несколько сторон: генеральные подрядчики, заказчики, инвесторы, субподрядчики. Подрядчик, как правило, мало заинтересован в обеспечении экологичности построенного объекта и самого процесса строительства, поскольку этот объект предстоит эксплуатировать не ему. Тот факт, что на крупных строительных площадках действует сразу несколько подрядных организаций, усложняет контроль за процессом строительства [1] .
На решение данной проблемы направлена ст. 37 Закона об охране окружающей среды.
Согласно данной статье, строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться но утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ.
Общие экологические требования к строительству различных хозяйственных и иных объектов предусматривает ч. 6 ст. 52 ГрК, согласно которой лицо обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
Реализация последнего требования подробно раскрывается в Федеральном законе от 30.12.2009 № 384-Φ3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Данный регламент предусматривает, что строительство здания или сооружения должно осуществляться с применением строительных материалов и изделий, обеспечивающих соответствие здания или сооружения требованиям указанного Федерального закона и проектной документации. Строительные материалы и изделия должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании. Лицо, осуществляющее строительство здания или сооружения, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно осуществлять контроль за соответствием применяемых строительных материалов и изделий, в том числе строительных материалов, производимых на территории, на которой осуществляется строительство, требованиям проектной документации в течение всего процесса строительства.
Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы при проживании и пребывании в нем человека не возникало вредного воздействия на человека в результате физических, биологических, химических, радиационных и иных воздействий.
Специальные экологические требования и ограничения к процессу строительства предусмотрены в целях охраны отдельных видов природных объектов от антропогенного воздействия.
Такие экологические требования упоминаются в ст. 105 ЛК (о запрете капитального строительства в зеленых зонах и лесопарках), ст. 21 ЛК (об установлении закрытого перечня видов деятельности, для которых допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на землях лесного фонда), ст. 60 В К (при строительстве гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты).
Источник: studme.org
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРОИТЕЛЬСТВУ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ
Законодательство развитых стран содержит ряд нормативных документов, регулирующих экологические требования в сфере строительства и предписывающих соблюдение природоохранных нормативов при осуществлении строительной деятельности.
Регулированию строительства в Германии посвящен Baugesetzbuch — Свод строительных законов или, иными словами, Строительный закон [1] , который, кроме прочих требований к строительству, содержит и ряд экологических предписаний. Строительный закон един для всей Германии. Однако особое значение имеют строительные предписания каждой отдельной федеральной земли.
Параграф 1а Строительного закона именуется «Дополнительные инструкции к охране окружающей среды». Он содержит ряд важнейших требований, в частности устанавливает, что при формировании планов строительства в целях охраны окружающей среды необходимо соблюдать следующие инструкции:
- • обращаться осторожно и экономно с землей и водными ресурсами;
- • при строительстве учитывать возможность дополнительного предъявления требований для конструктивного использования земельных площадей, в частности требований повторной эксплуатации таких площадей;
• в целях сельского хозяйства или жилищного строительства использовать земельные площади необходимого размера.
Вместо законодательных предписаний встречаются также договорные соглашения, обеспечивающие снижение рисков на предоставленных общиной площадях.
Защита атмосферы при строительстве должна производиться путем осуществления мероприятий, которые противодействуют изменению климата и обеспечивают адаптацию к климатическим переменам.
Строительный закон Германии устанавливает, что при формировании планов строительства нужно учитывать: интересы охраны окружающей среды, включая природу и ландшафт, в том числе в части воздействия на животных, растения, землю, воду, воздух, климат, а также биологическое разнообразие; задачу сохранения природы, включая цели программы «Natura 2000»; воздействие окружающей среды на человека и его здоровье, а также на население в целом; воздействие окружающей среды на объекты культурного достояния и прочее имущество; квалифицированное обращение с отходами и осушением; использование обновляемой энергии, а также экономное и эффективное использование энергии; состояние ландшафта; право на выбросы и защиту от выбросов вредных веществ.
В Российской Федерации также уделяется значительное внимание соблюдению экологических требований в сфере строительной деятельности. В соответствии с п. 2 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципе обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Важной новеллой в сфере экологического регулирования является принятие нового государственного стандарта: Минприроды России утвердило Национальный стандарт оценки соответствия объектов недвижимости экологическим требованиям — ГОСТ Р 54964— 2012 «Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости» [2] (далее — Стандарт).
«По словам замминистра природных ресурсов и экологии РФ Р. Гизатулина, основная задача утвержденного стандарта — задавать ориентиры экологических требований в строительстве для всех участников процесса: от заказчиков и разработчиков до мастеров, что позволит сократить до минимума ущерб окружающей среде, наносимый в ходе строительных работ» [3] .
Документ включает в себя ряд экологических требований к объектам недвижимости, в том числе по использованию экологически чистых строительных материалов легального происхождения и энергоэффективных источников энергии, по экономному потреблению воды и активному использованию строительных отходов.
В Стандарте есть раздел, содержащий термины и определения. Важным аспектом является соответствие ряда приведенных в Стандарте терминов и определений терминам, включенным в иные нормативные документы, например «микроклимат помещения», «отходы потребления». Стандарт прямо указывает на содержащие данное определение ГОСТы. Но есть в нем и иные термины, не встречавшиеся ранее в нормативных документах. И это, безусловно, имеет существенное значение, поскольку снижает уровень неопределенности термина и предотвращает разногласие в толковании.
Согласно Стандарту проектирование и строительство объектов недвижимости следует осуществлять по рекомендуемым показателям, приведенным в нем, при обязательном соблюдении минимальных экологических требований. В соответствии с п. 4.1 Стандарта формирование экологических требований к объектам недвижимости основано на соблюдении принципа устойчивого развития общества.
В соответствии с п. 4.2 Стандарта реализация принципа устойчивого развития сопряжена с социально-культурным, экологическим и экономическим аспектами человеческой деятельности, которые являются пропорционально взаимовлияющими, взаимозависимыми, с пересекаемыми векторами воздействия, определяющими набор и соотношение категорий, отражающих устойчивость среды обитания в качестве целевой задачи обеспечения развития общества в сфере строительства.
Социально-культурный аспект формирует категории оценки потребностей современного поколения. Экологический аспект — категории оценки потребления природных ресурсов, отражающие стремление человека обеспечить следующим поколениям справедливое право на пользование невозобновляемыми и возобновляемыми ресурсами Земли. Экономический аспект формирует категории оценки соотношения потребностей и потребления, отражающие стремление современного поколения к снижению стоимости жизненного цикла объекта недвижимости.
Экологические требования к объектам недвижимости определены совокупностью следующих базовых категорий: экологический менеджмент; инфраструктура и качество внешней среды; качество архитектуры и планировка объекта; комфорт и экология внутренней среды; качество санитарной защиты и утилизации отходов; рациональное водопользование и регулирование ливнестоков; энергосбережение и энергоэффективность; охрана окружающей среды при строительстве, эксплуатации и утилизации объекта; безопасность жизнедеятельности.
Каждая базовая категория представлена отдельной группой определяющих ее критериев. Так, например, базовая категория «инфраструктура и качество внешней среды» определяется следующими критериями, соблюдение которых обязательно: выбор участка под строительство; доступность общественного транспорта; доступность объектов социально-бытовой инфраструктуры; обеспеченность придомовой территории физкультурно-оздоровительными, спортивными и игровыми площадками; озелененность территории; ландшафтное орошение; близость водной среды и визуальный комфорт; инсоляция прилегающей территории; защищенность придомовой территории от шума, вибрации и инфразвука; освещенность и защищенность территории от светового загрязнения, от ионизирующих и электромагнитных излучений; доступность экологического транспорта и зданий для маломобильных групп населения.
Источник: studref.com
Законодательство в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
Одной из причин негативных экологических тенденций в России является несовершенство правового инструментария. Его отличают фрагментарность и непрямой характер действия, что вкупе с частыми перестройками природоохранительных органов не способствует улучшению качества окружающей среды. Намечаемый на ближайшее время рост производства может значительно ухудшить экологическую ситуацию в силу наличия как минимум двух негативных тенденций: природоемкости традиционных российских технологий и столь же традиционной экстенсивности хозяйствования.
Понятно, что усилия, предпринятые в какой-то области права (совершенствование уголовной ответственности за экологические преступления, законодательства об административных правонарушениях, экологическое страхование, экологическое лицензирование), вряд ли окажутся долговременно эффективными. Но их полезность возрастет многократно, если каждое такое усилие будет являться составной (и непротиворечивой) частью некоего механизма, работающего на одну цель — поддержание благоприятного качества окружающей среды.
Каждое экологизированное правовое предписание Уголовного кодекса Российской Федерации, документов об экологическом аудите, планировании, нормировании должно быть не просто нужным само по себе и ситуативно правильным, но и вписанным как составная часть в механизм управления качеством окружающей среды.
Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружаю- щей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации.
Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.
Общие законопроекты.
1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (с изменениями от 15.04.98).
3. Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.
4. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ.
Блок законопроектов по экологической безопасности.
1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.
2. Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №б8-ФЗ.
3. Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.06.96 № 86-ФЗ с изменениями от 12.07.2000 № 96-ФЗ.
4. Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ.
5. Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.
6. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ (с изменениями от 30.12.01).
7. Федеральный закон «Об отходах производства и потреблениях от 24.06.98 № 89-ФЗ (с изменениями от 29.12.2000 № 169-ФЗ).
Блок законопроектов по радиационной безопасности населения.
1. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170-ФЗ (с изменениями от 28.03.02 № 33-ФЗ).
2. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ.
3. Федеральный закон «О финансировании особо радиационно- опасных и ядерно-опасных производств и объектов» от 03.04.96 № 29-ФЗ.
4. Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ.
Блок законопроектов по природным ресурсам.
1. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.
2. Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.95 № 167-ФЗ.
3. Федеральный закон «О штате за пользование водными объектами» от 06.09.98 № 71 -ФЗ (с изменениями от 07.08.01 № 111-ФЗ).
4. Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99 № 94-ФЗ (с изменениями от 30.12.2000).
5. Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.01 № 136-ФЗ.
6. Федеральный закон «Об индексации ставок земельного налога» от 14.12.01 № 163-ФЗ.
7. Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.01 № 101-ФЗ.
8. Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.
9. Федеральный закон «О недрах» от 03.03.95 № 27-ФЗ (с изменениями от 08.08.01).
10. Федеральный закон «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» от 21.07.97 № 112-ФЗ.
11. Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 № 22-ФЗ.
12. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.
13. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 169-ФЗ.
14. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ.
15. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 № 155-ФЗ.
16. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 № 187-ФЗ (в ред. от 08.08.01).
17. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.01 № 49-ФЗ.
Законодательство Российской Федерации в области экологической информации
В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:
1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;
2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;
3) государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;
4) юридическая ответственность правонарушителей.
В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.
Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.
Система экологического законодательства , руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:
В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.
В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РФ(ФЗ № 136 от 25.10.2001 г.), Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», Лесной кодекс РФ (ФЗ № 200 от 04.12.2006 г.), Водный кодекс РФ( ФЗ № 74 от 03.06.2006 г.), Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законодательные и нормативные акты.
В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.
Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.
Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.
По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В 16 главах Закона закрепляются следующие правовые положения:
· основы управления в области охраны окружающей среды;
· права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
· экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
· нормирование в области охраны окружающей среды;
· оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
· требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
· зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
· государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
· контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
· научные исследования в области охраны окружающей среды;
· основы формирования экологической культуры;
· международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны окружающей природной среды . Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды — производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 Закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов и т. д.
Другим источником экологического права служат Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ. В нем есть норма, обеспечивающая экологические права граждан. Так, ст. 18 говориться, что: « Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды…»
Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.
Круг экологических вопросов, по которым могут издаваться указы и распоряжения Президента РФ, практически не ограничен. В их числе следует назвать Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 238 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства РФ также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
Немаловажную роль играют нормативные правила — санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции и публикации в газете «Российские вести». Согласно Конституции РФ субъекты Федерации также вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению.
Так, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст. 7) дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни. Он также дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо состоянию окружающей среды. В законах о местном самоуправлении, налогообложении юридических лиц отражены различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и т. д.
Источник: nikolskoesp.ru
Экологическое право в 2021 году // Переломный год. Тренды и прогнозы
2021 год стал знаменательным для экологии: окончательно оформился переход к предупреждению экологического вреда, а государство в лице Росприроднадзора жестко встало на путь борьбы с нарушениями бизнеса. Это вылилось в целый ряд изменений, которые постепенно находят свое отражение в правоприменительной практике. Отметим самое важное.
Тренды в экологии в 2021 году:
1. Главный принцип контрольной деятельности – превенция
31 июля вступил в силу 248-ФЗ. Новый закон и постановление Правительства РФ от 30.06.2021 №1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» установили принципиально иную систему экологического контроля. Теперь она учитывает цель контроля (нивелирование рисков причинения вреда и ликвидацию уже причиненного вреда).
Ранее ФЗ№294 регулировал только то, что непосредственно связано с процедурой контроля: организацию и проведение проверок, а также права государственных органов, их должностных лиц, и природопользователей при осуществлении государственного контроля (надзора).
Теперь контроль начинается задолго до проведения проверки. Сначала создаются условия для информирования контролируемых лиц об обязательных требованиях, о способах их соблюдения, и только потом проводятся контрольные мероприятия. И более того, на их проведении и применении мер воздействия государственные органы не останавливаются.
Нормативно закреплен поворот к природопользователю: если раньше цепочка контроля-надзора выглядела как «выявление нарушения – наказание», то теперь это «создание условий – выявление нарушения – наказание – анализ причин нарушения –корректировка обязательных требований».
Закон и Положение об экологическом контроле зафиксировали принцип добросовестного соблюдения обязательных требований. Он предполагает, что при осуществлении государственного контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда, выступает приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. Программа таких мероприятий утверждается ежегодно и включает перечень профилактических мероприятий, сроки и периодичность их проведения.
В русле поворота к превенции был введен также досудебный порядок урегулирования споров с госорганами. С 2023 до обращения в суд жалобу на решения, действия (бездействие) экологических госорганов необходимо будет подавать через территориальные органы соответствующего контролирующего лица (Росприроднадзор, Росводресурсы и пр.). Подача жалобы осуществляется через личный кабинет природопользователя или через информационные системы иного экологического ведомства в порядке, предусмотренном Положением об экологическом контроле.
В действительности, в правоприменительной практике уже давно наметился поворот к досудебному урегулированию. Так, при обжаловании предписаний об устранении нарушений обязательных экологических требований в спорах об экологическом вреде судьи нередко учитывали при вынесении решения, предпринял ли природопользователь меры к разъяснению неясных положений предписания и вариантов его исполнения до суда, заявлялись ли претензии при проведении проверки, предпринимал ли природопользователь меры к устранению вреда и пр.
2. Дело Норникеля стало прецедентным для разрешения споров о возмещении экологического вреда в пользу государства
В феврале суд обязал Норникель выплатить 146 млрд. рублей в бюджет РФ экологического вреда за разлив дизтоплива в Норильске. Данное дело укрепило прогосударственный уклон в делах о возмещении экологического вреда, подтверждая, что теперь размер экологической ответственности может достигать внушительных для бизнеса сумм.
Уже довольно продолжительное время в России подход к вопросу возмещения вреда разрешается не в пользу частных лиц. Так, еще в 2015 году Конституционный суд РФ признал, что компенсация вреда служит одним из публичных платежей за пользование природными ресурсами и поэтому проведение иных мероприятий по предотвращению и уменьшению негативного воздействия (в рамках исполнения документов ГЭЭ и прочих мероприятий) не освобождает его от деликтной ответственности за экологический вред.
Одним из наиболее часто используемых аргументов предприятий было отсутствие доказательств деградации экосистем и истощения природных ресурсов, что является ключевым признаком в определении экологического вреда по Закону об охране окружающей среды. И суды соглашались с этим доводом.
Со временем в практике стал преобладать формальный подход и теперь суды выносят положительные решения даже при отсутствии доказательств деградации и истощения, но при наличии доказательств, обосновывающих компоненты формулы расчета вреда. Самого факта наличия нарушений в деятельности предприятия достаточно для взыскания вреда – этот же вывод подтвердил и суд, рассматривая иск против Норникеля.
Однако при таком формальном подходе особую остроту принимает вопрос о несправедливости, относительности методик расчета вреда. В деле Норникеля, как и в иных спорах этой категории, была затронута проблема неоднозначного толкования некоторых пунктов методики, что и привело к разным расчетам вреда (сумма вреда отличалась в 7 раз). Однако суд толковал методику в пользу наиболее строгой ответственности лица. При таком подходе шансы природопользователей уменьшить сумму вреда предоставив иное обоснование компонентов формулы катастрофически снижаются.
Суд сделал в этом деле и еще более важный вывод – даже при успешном прохождении проверки деятельности лица со стороны госорганов, ответственным за ее соответствие действующему законодательству и техническим требованиям остается природопользователь. Несмотря на согласование плана ликвидации нефтеразливов со всеми контролирующими органами суд признал компанию ответственной за соответствие сообщаемых в плане данных реальной деятельности природопользователя.
3. Экологические платежи становятся окрашенными
В настоящее время в третьем чтении принят закон о целевом использовании экологических платежей (платы за НВОС, компенсаций по искам о возмещении вреда, штрафов за административные правонарушения в сфере экологии и пр.). Долгое время этот вопрос возмущал представителей профессионального сообщества (ими выдвигалось даже предложение вернуться к экологическим фондам), так как суммы экологических платежей не использовались на нужды экологии. Это вызывало возмущение и со стороны природопользователей, так как борьба с бизнесом в экологии воспринималась как новый способ пополнения бюджета. Теперь вопрос разрешен.
Согласно изменениям в Закон об охране окружающей среды экологические платежи направляются на выявление и оценку объектов накопленного вреда, организацию работ по его ликвидации, на иные мероприятия по предотвращению экологического вреда, сохранению природной среды и пр.
Что можно сказать о прогнозах?
1. Мы движемся к тому, что в будущем судебные споры с госорганами в экологии будут минимальны. И если госорган будет выходить в суд с иском, то шанс его удовлетворения будет близок к 100%.
Уже сейчас суды отменяют предписания, удовлетворяют требования по искам об ущербах и привлекают к административной ответственности только если органом были допущены очень серьезные нарушения. Совокупность незначительных несоответствий требованиям закона (например, невозможность отследить пломбировку проб по всей совокупности проверочных документов, привлечение к ответственности за негативное воздействие на компоненты окружающей среды только на основе материалов аэрофотосъемки и пр.) в большинстве случаев не принимается судом во внимание.
Экологическое право все больше сближается с налоговым как в части процедур, так и в части тенденций судебной практики.
2. Экологический вред будут взыскивать все чаще, а суммы будут увеличиваться
Если обратиться к судебной практике, можно увидеть, что в основном судебная практика по делам о возмещении экологического вреда складывается не в пользу природопользователей. Дело Норникеля “пробило” небывалую планку в 146 млрд. рублей, укрепив тренд на взыскание вреда. И если раньше судьи прислушивались к аргументам о недоказанности деградации экосистем и истощения природных ресурсов (квалифицированный признак вреда по Закону об охране окружающей среды), то сейчас такой довод не будет услышан. Есть все данные для расчета вреда по методике – вред будет взыскан.
3. Экологический аудит (комплаенс), менеджмент и страхование станут основными инструментами природопользователей
Государственная политика в сфере возмещения экологического вреда ужесточается. Природоохранные органы оперативнее реагируют на сообщения о причинении вреда природе, чаще выходят в суд с исками о возмещении вреда, рассчитывают вред в размере максимально возможной суммы и пр.
В спорах об экологических проверках суды также все реже занимают сторону природопользователя, даже при наличии успешно оспоренных дел об административных правонарушениях.
В свете таких изменений природопользователю дешевле и эффективнее вкладывать средства в экологический аудит (комплаенс) и менеджмент, заключать договоры страхования и выстраивать отношения с природоохранными ведомствами вне суда, чем сражаться с госорганами в зале судебных заседаний.
Такие меры поддерживаются законодателем – отдельный пласт нормативных изменений связан с поворотом в сторону предотвращения вреда (это и изменения в контрольно-надзорной деятельности, и введение мероприятий по ликвидации вреда по окончании эксплуатации предприятий, и планов ликвидации накопленного вреда и прочее).
Подводя итоги, отметим, что в целом фокус на предупреждение вреда – это единственно возможный и работающий при современной динамике развития общества подход к охране экологии. Сейчас в экологии появляется все больше системности и логики: законодательство предусматривает не только мероприятия контроля и меры воздействия, но и меры предупреждения вреда, его ликвидации, и теперь уже даже целевого расходования средств экологических платежей. Экологические органы стали работать гораздо лучше, нарушения при проверках значительно сократились, однако даже в этом случае бизнес регулярно становится жертвой формального подхода. При общей атмосфере недоверия к бизнесу суды нередко не смягчают перегибы практики. Природопользователям необходимо понимать, что в дальнейшем судебная практика будет все чаще склоняться в сторону государства, поэтому лучший выбор сейчас – развивать экологическую службу на предприятии, проводить качественный экологический аудит и оценку эколого-правовых рисков.
Источник: zakon.ru