Экспертиза автодорог — это квалифицированное независимое обследование, в ходе которого определяется фактическое состояние и характеристики автомобильных дорог общего пользования, площадок для стоянки транспорта, подъездных путей к различным объектам, придомовых площадок и инженерных сооружений, относящихся к автодорожной инфраструктуре.
Это исследование является частным случаем строительной технической экспертизы. Его проведение возможно по требованию заказчика или исполнителя работ, а также по постановлению работника следственных органов или суда в рамках рассмотрения уголовного дела или гражданского спора.
В Москве экспертизы автодорог проводятся специализированными коммерческими компаниями. Для оказания этой услуги у экспертного бюро должны быть предусмотренные законом разрешительные документы. А сами исследования выполняют эксперты с профильным образованием и опытом работы в этой сфере. Они имеют сертификаты, подтверждающие их право на проведение экспертизы. Специалисты несут уголовную ответственность за достоверность и объективность экспертного заключения.
Актуальные вопросы применения современной нормативной базы 2022 — Строительная экспертиза
Лицензии и допуски
Что исследует экспертиза автомобильных дорог
От качества автомобильных дорог и площадок напрямую зависит безопасность грузовых и пассажирских перевозок. Характеристики покрытия и качество полотна влияют на скорость движения машин, а также безаварийное движение ТС по дорогам.
Прокладка дорог представляет собой сложный технологический процесс, который регламентирован большим количеством государственных стандартов, строительных норм и правила. Поэтому эксперты при проведении исследований измеряют и вычисляют большое количество различных показателей:
- Расчетная нагрузка на полотно;
- Расчетная скорость движения транспортных средств;
- Пропускная способность дорог, развязок, объектов транспортной инфраструктуры;
- Видимость на полотне в различных погодных условиях;
- Характеристики подсыпок и уклонов насыпи автомобильной дороги;
- Характеристики дорожного покрытия.
Помимо ГОСТ, СНиП, ВСН и ТУ, специалисты при проведении исследования определяют соответствие параметров дорожного полотна составленному ранее проекту, исполнительной документации, техническому заданию. Эксперт может определить объем проводимых работ, характеристики использованных материалов, стоимость фактически выполненных операций с учетом потраченных материалов.
Как выбрать эксперта для строительной экспертизы — Экспертное сопровождение
Когда необходимо проведение экспертизы автодороги?
Независимая строительная экспертиза дорожного полотна проводиться по пожеланию заказчика, исполнителя или эксплуатирующей участок дороги организации. Для начала работ следует подать в адрес экспертной компании соответствующий запрос, который должен содержать вопросы к экспертам.
Обследование автодорог осуществляется в следующих случаях:
- На окончательном этапе строительства и перед вводом в эксплуатацию. При этом определяется объем и фактическая стоимость произведенных работ, реальные показатели дорожного покрытия, а также соответствия общепринятым стандартам и проектно-сметной документации;
- Когда необходима экспертная оценка состояния дороги на момент начала ремонтных работ, определения технологии или фактического объема и стоимости;
- Непосредственно на этапе строительства для определения объема выполненных работ и соблюдения технологии, а так же для изучения параметров строительных материалов и т. п.
Экспертиза автодороги — это отличный инструмент для контроля нового строительства или качества ремонта, выполняемого подрядной организацией. Такое обследование назначают если:
Источник: www.nep.expert
XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ДОРОГ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СТРОИТЕЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Экспертиза дорог представляет собой разновидность строительной экспертизы. Обследовать дорожное полотно можно в виде отдельного мероприятия, а также в комплексе с общим набором экспертиз объекта строительства (если дороги входят в его состав). Объектом для экспертизы дороги может служить автодорога, шоссе, тротуар, трасса, примыкающие к объектам площадки, пешеходная зона, асфальтированные или бетонированные площадки, отведенные под парковки или стоянки.
Как правило, экспертиза дорог заказывается в следующих ситуациях:
превышены обозначенные в договоре сроки укладки дорожного полотна (ремонта, реконструкции);
исполнитель существенно выбивается за оговорённый бюджет, в больших объёмах запрашивает дополнительные денежные средства для успешного окончания работ;
присутствуют сомнения в качестве работ, осуществлённых в ходе укладки (ремонта, реконструкции) дорожного покрытия — необходима экспертная оценка;
планируется строительство, ремонт, реконструкция или демонтаж дороги;
заказчику необходимо получить достоверные данные относительно текущего состояния полотна, степени его изношенности;
требуется проверить дорожное полотно на соответствие всем требованиям действующей нормативной документации.
Иными словами, экспертиза дорог нужна для того, чтобы провести оценку качества работ по укладке дорожного полотна и выявить его фактическое состояние, а также ответить на вопрос о том, какие нарушения были совершены исполнителем в ходе производства работ.
При исследовании завышения объемов и стоимости выполненных работ, должны учитываться стоимость обнаруженных недоделок, когда объект сдан в эксплуатацию по акту приемки без недоделок; учитываться разница в стоимости работ и материалов, принятых по проекту и фактически использованных, если выявлена неравноценная замена материалов и конструкций на более дешевые, а также стоимость завышения по расходу основных строительных материалов по сравнению с проектно-сметной документацией. Ход производства такой экспертизы можно разделить на несколько этапов.
На первом этапе эксперт проверяет достоверность сметной стоимости объекта на основании рабочих чертежей, а именно объемы работ. Также проверяются расценки, применяемые в смете. Следующим этапом является проведение натурного осмотра и изъятие образцов для исследования (при применении инновационных неразрушающих методов потребность в образцах отпадает). Вне зависимости от применяемых методов, основной целью второго этапа является установление объемов фактически выполненных работ и используемых материалов.
Таким образом, в классическом процессе проведения экспертизы должны быть выполнены следующие исследования:
проведен анализ смет на достоверность определения проектной стоимости работ;
произведено контрольное бурение с целью проверки соответствия выполненных работ проектной, сметной и исполнительной документации;
проведены лабораторные испытания контрольных образцов;
проведен анализ актов приемки выполненных работ оформленных к сметам, на соответствие состава, объема и стоимости выполненных строительно-монтажных работ проектно-сметной, договорной и исполнительной документации, обязательным государственным требованиям, результатам натурных исследований.
Как отмечалось ранее, экспертиза дорог чаще всего проводится с использованием разрушающей методики — высверливание кернов. Данный подход не всегда рационален, поскольку является довольно трудоёмким, однако отказываться от него нецелесообразно: результаты, полученные в ходе такого исследования, отличаются высокой точностью и достоверностью.
Однако неразрушающие методы в последние годы тоже активно набирают популярность. Например, широко применяется технология радиолокационного зондирования. Действие которого основано на принципе работы электромагнитной волны короткой продолжительности в многослойных средах, приеме отраженного сигнала и его преобразовании. Приборы георадары отличаются компактностью и малым весом (от 1,3 до 16 кг), могут работать в широком диапазоне температур (от -41С до +41С) и обеспечивают высокую производительность при фиксировании среды в полевых условиях (в среднем от 4 до 31 км за смену). При правильном алгоритме проведения и использовании соответствующего оборудования неразрушающего контроля георадарное обследование позволяет с необходимой достоверностью определять:
толщину конструктивных слоев дорожных одежд,
тип, степень влажности и плотности грунтов земляного полотна и подстилающего основания;
положение уровня грунтовых вод, а также кривой скольжения на оползневых участках
пространственное очертание подошвы геологических слоев под телом насыпи
местоположение зон разуплотненных грунтов, пустот и инфильтрации подземных вод.
Другими словами, с помощью таких приборов неразрушающего контроля, как георадары, можно получить все данные, необходимые для безошибочной установки и ликвидации причин деформаций дорожного покрытия. Не менее важно, что даже при самом примерном подсчете стоимость самих изыскательских работ при этом составляет неизмеримо меньшие суммы по сравнению с затратами, необходимыми на поддержание и восстановление дорожных покрытий.
Зайнашева Ю.В., Крылова М.И., Нарежная Т.К. Роль исполнительной документации при проведении строительно-технической экспертизы земляных работ // Современные наукоемкие технологии. — Пенза, 2018. — №8. – С. 84-88
Нарежная Т.К., Крылова М.И, Анохина Д.Г. Техническое регулирование, как рычаг управления качеством в строительстве// Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-3 (59-3) С. 617-620
Должников С.Л. Исполнительная техническая документация как доказательная база фактически выполненных объемов и видов строительных работ // Российский строительный комплекс. – М., 2012. — №3
Медведев А.В., Слепкова Т.И. Эталонные проекты в организации строительного производства// Международный студенческий научный вестник. 2016. № 3-2. С. 249-250
Манухина Л.А., Нарежная Т.К., Дехтярь Е.В., Современные тенденции проведения экспертизы duediligence на российском рынке// Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-2 (79-2). С. 1092-1096
Источник: scienceforum.ru