Эксплуатация машин затраты в строительстве

В соответствии с порядком определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений в сметных расчетах (сметах) затраты на эксплуатацию строительных машин определяются исходя из данных о времени использования (нормативная потребность) необходимых машин (в маш.-ч) и соответствующей цены 1 маш.-ч эксплуатации машин.

Нормативная потребность в строительных машинах может определяться:

— либо на основе выделения и суммирования в локальной ресурсной ведомости или в локальном ресурсном сметном расчете (смете) ресурсных показателей на машины, применяемые на объекте (при выполнении работы), с сопоставлением полученных

результатов с данными проекта организации строительства (ПОС), согласованного с подрядчиком, или проекта производства работ (ППР) и выбором наиболее приемлемого для пользователя вари- анта;

— либо сразу по данным ПОС, согласованного с подрядчиком, или ППР.

Оценка итоговых данных о потребности в строительных машинах осуществляется:

Ценообразование в строительстве в 2023 году. Серия 2

— в базисном уровне — по Сборнику сметных норм на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03 — 91);

— в текущем (прогнозном) уровне — на основе информации о текущих (прогнозных) ценах на эксплуатацию строительных машин.

Информация о текущих ценах на эксплуатацию строительных машин может быть получена от подрядных строительно-монтажных организаций, трестов (управлений) механизации или каких- либо других организаций, в распоряжении которых находится строительная техника.

Для определения стоимости 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин (C расчетным путем может быть использована формула

С=А+ 3+ Б+ Э+ С+ Г+ Р+ П,

где А — норматив постоянных эксплуатационных затрат — нормативные амортизационные отчисления на полное восстановление машин, руб./маш.-ч;

3 — норматив заработной платы рабочих, управляющих строительными машинами, руб./маш.-ч;

Б — норматив затрат на замену быстроизнашивающихся частей, руб./маш.-ч;

Э — норматив затрат энергоносителей, руб./маш.-ч;

С — норматив затрат смазочных материалов, руб./маш.-ч;

Г — норматив затрат гидравлической жидкости, руб./маш.-ч;

Р — норматив затрат на все виды ремонтов, техническое обслуживание и диагностирование машин, руб./маш.-ч;

П — норматив затрат на перебазирование машин с одной строительной площадки (базы механизации) на другую площадку, руб./маш.-ч.

Можно использовать для определения сметных затрат по эксплуатации строительных машин также формулу

где — единовременные затраты на 1 маш.-ч, руб./маш.-ч;— годовые затраты на 1 маш.-ч, руб./маш.-ч;

—эксплуатационные затраты на 1 маш.-ч, руб./маш.-ч;

Как учитывать расходы на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов I Литвинова. РУНО

—коэффициент, учитывающий накладные расходы управлений и баз по эксплуатации строительных машин.

Единовременные затраты учитывают стоимость перебазировки машин с базы на строительную площадку или с одной строительной площадки на другую. В единовременные затраты входят также затраты по монтажу, демонтажу, погрузке и разгрузке перебазируемых машин, а также затраты по использованию монтажных средств.

Годовые затраты соответствуют амортизационным отчислениям.

Текущий уровень сметных цен на соответствующий вид строительных машин может быть определен и на основе базисного уровня цен, приведенных в Сборнике сметных норм на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03 — 91), и индексов изменения стоимости, рассчитанных исходя из имеющейся информации о текущих ценах на эксплуатацию машин. При этом может быть использован как прямой счет (путем калькулирования), так и метод унифицированных ресурсно-технологических моделей (PTM) по соответствующим группам машин, в которых приводятся данныео потребности в материальных ресурсах (топливо, смазочные материалы, электроэнергия, запчасти, амортизация, затраты тру- да машинистов, а также рабочих, занятых на обслуживании и перебазировании машин, и другие статьи затрат), а также базисная стоимостная оценка этих ресурсов, сопоставляемая с текущим уровнем цен на эти ресурсы.

Источник: studfile.net

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМЕТНЫХ ЗАТРАТ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

Затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов определяются исходя из данных о времени использования (нормативной потребности) необходимых машин (в машино-часах) и соответствующей цены (сметной расценки) одного машино-часа (маш.-ч) эксплуатации машин и механизмов.

Нормативная потребность в строительных машинах определяется путем выделения и суммирования в локальном сметном расчете (смете) показателей стоимостных затрат эксплуатации машин (в том числе оплаты труда рабочих, занятых эксплуатацией машин и механизмов) и количества машино-часов их использования, взятых из соответствующих базовых нормативов ГЭСН-2001.

Как правило, при составлении смет стоимость машино-часа работы строительных машин и механизмов принимается по Сборникам сметных норм и расценок в ценах на 01.01.2000 г. или в текущем уровне цен на эксплуатации строительных машин и автотранспортных средств территориального уровня или федерального, с использованием поправочных коэффициентов для приведения в уровень цен региона.

Если в регионе существуют только сборники в базисном уровне цен, то используются индексы (коэффициенты) к статье прямых затрат «Эксплуатация строительных машин и механизмов» от базовых цен на 01.01.2000 г. к текущему уровню.

Сметные расценки в сборниках исчислены в расчете на 1 час календарного среднесменного времени эксплуатации машин, которое включает:

  • 1. время выполнения технологических операций (для автотранспортных средств, в т. ч. время их перемещения с базы механизации (строительной площадки) на строительную площадку (базу механизации);
  • 2. время замены быстроизнашивающихся частей, режущего инструмента и сменной (рабочей) оснастки;
  • 3. время перемещения машин по фронту работ в пределах строительной площадки;
  • 4. время технологических перерывов в работе машин при выполнении строительно-монтажных работ;
  • 5. время подготовки машин к работе и их сдачи в конце смены или по окончании работ;
  • 6. время на ежесменное техническое обслуживание машин;
  • 7. время перерывов в работе машиниста (машинистов экипажа, отдых, личные надобности), регламентированных законодательством о труде.

В Федеральном сборнике сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств показатели затрат на оплату труда рабочих, управляющих машинами, дифференцированы по тарифным разрядам и установлены исходя из суммы 1760 рублей в месяц для среднего тарифного разряда 4,3.

Нормативные показатели затрат на энергоносители исчислены исходя из сметных цен на:

  • 1. дизельное топливо с учетом его доставки до заправляемой машины 5,0 руб./кг;
  • 2. бензин с учетом его доставки до заправляемой машины — 5,2 руб./кг;
  • 3. сжатый воздух, получаемый от передвижных компрессорных станций, — 0,4 руб./ куб. м, получаемый от стационарных компрессорных станций, — 0,2 руб./куб. м;
  • 4. электроэнергию, получаемую от постоянных электрических сетей, во всех разделах сборника, за исключением раздела 18, раздела 19 (расценки 190101 и 190102) и раздела 20, — 0,4 руб./кВт-ч.

В разделах 18, 19 (расценки 190101 и 190102) и 20 сметная цена на электроэнергию принята в размере 0,27 руб./кВт-ч.

При получении электроэнергии от передвижных электрических станций затраты на электроэнергию, используемую строительными машинами, корректируются в сметах с учетом конкретно применяемых марок электрических станций.

Расход энергоносителей учтен в сметных расценках для летних условий производства строительно-монтажных работ. Затраты на повышенный расход энергоносителей при работе строительных машин и автотранспортных средств в зимнее время учитываются сметными нормами дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время.

Затраты на перебазировку строительных машин приводятся в графе 13 выходных таблиц сборника. Для строительных машин, по которым нормативные показатели затрат на перебазировку, охватывающие монтаж, демонтаж и транспортировку машин, в выходной таблице не приведены, эти затраты учитываются в локальных (объектных) сметах дополнительно отдельной строкой в соответствии с МДС 81-3.99 и конкретными условиями перебазировки машин. В тех случаях, когда фактические затраты на перебазировку строительных машин отличаются от нормативных показателей, приведенных в сборнике, более чем на 10 процентов, нормативные показатели корректируются в локальных (объектных) сметах отдельной строкой. В сметных расценках сборника учтены затраты на пусконаладочные работы, производимые при перебазировке строительных машин.

В разделе 40 «Сметные цены на эксплуатацию автотранспортных средств» учтены нормы накладных расходов в размере 120 процентов и прибыли в размере 65 процентов от фонда оплаты труда водителей.

Сметные расценки на плавучие земснаряды, станции перекачки, гидромонитор-но-насосно-землесосные установки и станции, на замораживающие станции являются комплексными и учитывают затраты по всему комплексу машин, входящих в состав соответствующего технологического комплекса.

Для машин, технические характеристики которых отличаются от учтенных в сборнике, допускается применять методы интерполяции и экстраполяции.

При использовании метода экстраполяции отклонение технической характеристики новой машины от крайнего значения параметрического ряда расценок сборника не должно превышать 10%.

Расценки сборника разработаны для машин отечественного производства. Для импортных строительных машин, не имеющих машин-аналогов отечественного производства, или применение машин-аналогов отечественного производства невозможно, следует разрабатывать индивидуальные сметные расценки.

Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин, дифференцированные по типоразмерным группам, объединены в следующие разделы, соответствующие видам строительных, монтажных, специальных строительных работ, работ по монтажу технологического оборудования, а также видам машин.

Разделы сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин дополняются и уточняются по мере внедрения в практику строительного производства новых средств механизации строительных, монтажных, специальных строительных работ и работ по монтажу технологического оборудования.

При необходимости калькулирования, например, дополнительной единичной расценки текущий уровень сметных цен на соответствующий вид строительных машин и механизмов может быть определен по расчетам, выполненным в соответствии МДС 81-3.99 «Методических указаний по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств», или на основе базисного уровня цен, приведенных в Сборниках текущих единичных расценок по графе на эксплуатацию строительных машин (ФБР и ТЕР), с применением соответствующих текущих (прогнозных) индексов изменения стоимости машин и механизмов.

Основной расчетной формулой является:

Смаш =А+Р+Б+З+Э+С+Г+П (1)

Где Смаш — сметная расценка на эксплуатацию машин;

Читайте также:  Некратные места в строительстве что

А — амортизационные отчисления на полное восстановление, руб. В основу расчета принимается средневзвешенная восстановительная стоимость, определенная на основе рыночных цен на машины данной типоразмерной группы;

Р — затраты на выполнение всех видов ремонтов, диагностирование и техническое обслуживание;

Б — затраты на замену быстроизнашивающихся частей;

3 — оплата труда плата машинистов;

Э- затраты на энергоносители;

С — затраты на смазочные материалы;

Г- затраты на гидравлическую и охлаждающую жидкость;

П — затраты на перебазировку машин.

Рассчитанный показатель Смаш. делится на годовой режим работы, определяемый по формуле:

Т = [365 — (52 х 2 + Пд + М + Р + П)] X Крс х Кс, (6)

Где 365 — количество дней в году;

  • 52 — количество недель в году;
  • 2 количество выходных дней в неделе;

Пд — количество праздничных дней в году;

М, Р, П — количество целодневных перерывов в работе машины в течение года (М — природно-климатические условия; Р — ремонт и техническое обслуживание; П — время перебазировки). Показатели М, Р, П устанавливаются на основе статистических данных;

К рс — нормативная продолжительность смены, маш.-ч/смена;

Кс — коэффициент сменности работы машины.

Восстановительная стоимость импортных машин определяется по формуле:

Вси= Цк + Зд + Зс. + Тп. + Тпр (7)

Цк — контрактная цена машин данной типоразмерной группы без учета стоимости запасных и быстроизнашивающихся частей. Показатель (Цк) в валютном эквиваленте принимается по контрактам или по данным фирм-изготовителей ма¬шин, входящих в данную типоразмерную группу;

Зд — затраты по доставке машин данной типоразмерной группы на основании контракта без включения затрат по доставке запасных и быстроизнашиваемых частей;

Зс — затраты по страхованию машин при их доставке (принимается по контракту);

Тп — ввозная таможенная пошлина;

Тпр — затраты на оформление таможенных процедур.

Порядок расчета сметных норм и расценок на эксплуатацию машин подробно изложен в МДС 81-3.99 «МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по разработке смет¬ных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств» (Госстрой России, 1999 г.).

Источник: vuzlit.com

Эксплуатация машин затраты в строительстве

При производстве строительно-монтажных работ необходимо применение строительных машин и механизмов: землеройной техники, башенных и автомобильных кранов и другого специализированного строительного оборудования.

При производстве работ в строительстве используются специальные строительные машины и механизмы (далее — СМиМ), которые или числятся на балансе строительно-монтажной организации, или привлекаются для работы по договорам со специализированными организациями — трестами (управлениями) механизации.

СМиМ включают в себя следующие группы:

— Землеройные и планировочные строительные машины (экскаваторы, бульдозеры)

— Подъемно-транспортная техника (башенные краны)

— Транспортная техника (технологический транспорт (трейлеры); грузовой транспорт; пассажирский транспорт).

Если строительная техника принадлежит организации, т.е. учитывается в составе ее основный средств, то затраты по содержанию учитываются непосредственно в составе затрат на производство строительно-монтажных работ по статье «Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования строительных машин и механизмов».

Если работы по производству строительно-монтажных работ выполняются совместно с управлением механизации, т.е. общестроительная организация привлекает строительную технику для производства работ принадлежащую управлению механизации. Такой способ производства работ принято называть совместным (условным) субподрядом. В этом случае все затраты по эксплуатации СМиМ учитываются в управлении механизации. Ежемесячно в соответствии с условием договора управление механизации предъявляет счета общестроительной организации на оплату отработанных машино-смен на данном объекте конкретной строительной машины (по договорной стоимости).

Если управление механизации предоставляет свою технику общестроительной организации в аренду, то в этом случае общестроительная организация осуществляет учет затрат по эксплуатации СМиМ как по собственной технике. Только вместо амортизации будут учитываться затраты по аренде этой техники.

К данным расходам относятся:

· Заработная плата сотрудников организации, занятых управлением строительными машинами и механизмами (механиков, машинистов, мотористов и других рабочих, занятых управлением машинами и механизмами), и линейного персонала при включении его в состав работников участков (бригад):

Д-т 25 К-т 70 — начислена заработная плата работникам, занятым обслуживанием строительных машин и механизмов;

· Начисление единого социального налога и страхового сбора от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на указанную выше заработную плату, что отражается проводкой: Д-т 25 К-т 69;

· Затраты материальных ресурсов, включая топливо и энергию на эксплуатационные цели, отражаемые проводкой:

Д-т 25 К-т 10, 60 — на стоимость материальных ресурсов, электроэнергии, топливо;

Расход горюче-смазочных материалов должен осуществляться по нормам, разработанным и утвержденным организацией на основании паспортных данных, или по централизованно утвержденным отраслевым нормам.

· Амортизационные отчисления по строительным машинам и механизмам, а также производственным приспособлениям и оборудованию, учитываемых в составе основных средств:

Д-т 25 К-т 02 — начислены амортизационные отчисления;

· Арендная плата (включая лизинговые платежи) за пользование арендованными строительными машинами и механизмами в размерах, установленных договором: Д-т 25 К-т 60;

· Затраты на техническое обслуживание и диагностирование строительных машин и механизмов: Д-т 25 К-т 76, 60;

· на проведение всех видов ремонтов строительных машин и механизмов, производственных механизмов: Д-т 25 К-т 76, 60, 23 (при наличии собственного ремонтно-механического цеха);

· затраты на перебазирование строительных машин и механизмов,

· затраты на перевозку и перемещение материалов и строительных конструкций в пределах стройки (объекта), включая заработную плату рабочих, занятых на погрузке и разгрузке, а также затраты на вывоз и ввоз грунта. Отражаются следующей бухгалтерской записью: Д-т 25 К-т 23 ,60;

· затраты на проведение всех видов ремонтов СМиМ в том случае, если учетной политикой организации предусмотрено создание резерва: Д-т 25 К-т 96;

Действующим законодательством для покрытия затрат, связанных с ремонтом машин и механизмов, относящимся к основным средствам подрядной строительной организации, предусмотрена возможность создания следующих видов резервов:

— ремонтный фонд — для покрытия затрат на проведение всех видов ремонтов. Размер фонда определяется исходя из балансовой стоимости СМиМ производственного назначения и нормативов отчислений, утверждаемых в установленном порядке строительной организации;

— резерв на капитальный ремонт машин и механизмов, в том числе и арендованных, если по условиям договора он производится за счет средств подрядной организации, и (или) на текущий и средний ремонты машин и механизмов.

Резерв на капитальный ремонт образуется ежемесячно в течение года исходя из размера предполагаемых расходов. Резерв на текущий и средний ремонты образуется в том случае, если их проведение предусмотрено в течение или в конце отчетного года и затраты на них составляют значительные суммы. В том случае, если строительная организация имеет структурное подразделение, которое осуществляет ремонтные работы, формирование резерва ежемесячно отражается проводкой Д-т 23 Кт- 96.

К вспомогательным производствам относятся организационно обособленные подразделения хозяйствующего субъекта, выделяемые при планировании и учете в состав неосновного производства.

Наличие различных видов вспомогательных производств является особенностью деятельности организаций строительного комплекса. Многие строительные организации, помимо осуществления основной деятельности, имеют в своем составе вспомогательные производства, такие как: цеха по изготовлению кирпичей, блоков и железобетонных изделий, специализированные транспортно—механизированные подразделения, ремонтные мастерские и др. [2]. Указанные расходы, как правило, учитываются по дебету счета 23 «Вспомогательные производства». При отпуске продукции (работ, услуг) основному производству списываются на счет 20 с кредита счета 23.

Организация должна вести учет использования строительных машин и механизмов на объектах строительства, применяя унифицированные формы первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78:

— рапорт о работе башенного крана (форма ЭСМ — 1). Используется для учета работы мостовых, шлюзовых, самоходных, портально-стреловых, стационарных, козловых и башенных кранов при почасовой оплате и является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы машинистам. Рапорт выписывается на декаду в одном экземпляре прорабом или уполномоченным лицом участка управления механизации и заполняется ежесуточно машинистами башенного крана.

Рапорт рассчитан для внесения данных о работе четырех машинистов при трехсменной работе башенного крана. Фамилия четвертого машиниста записывается при замене одного отсутствующего машиниста по причине болезни, отпуска и т.д., который будет продолжать работу на башенном кране. При последующей замене выписывается новый рапорт.

Объем выполненных работ заполняет должностное лицо, ответственное за нормирование и расчеты, на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому конструктивному элементу или виду работ.

Результаты работы и простоев крана, а также претензии к работе машинистов подтверждает заказчик подписью и штампом.

— путевой лист строительной машины (форма ЭСМ — 2). Для учета работы строительной машины на автомобильном ходу при почасовой оплате, а также является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу. Путевой лист выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом и выдается на смену, на день или декаду. Выезд и возвращение строительной машины оформляет диспетчер, механик, машинист.

Результаты работы и простоев строительной машины отражаются на оборотной стороне путевого листа и ежедневно подтверждаются подписью и штампом заказчика. Оформленный путевой лист подписывается машинистом, прорабом, начальником участка управления механизации, должностным лицом, ответственным за нормирование и расчеты, и передается в бухгалтерию.

— рапорт о работе строительной машины (механизма) (форма ЭСМ-3). Для учета работы строительной машины (механизма) при почасовой оплате и является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу. Рапорт выписывается в одном экземпляре должностным лицом, ответственным за нормирование и расчеты, прорабом или уполномоченным лицом.

Выдача горюче-смазочных материалов подтверждается подписью заправщика или машиниста (если получены талоны на горючее). Передача остатков горючего оформляется подписями ответственных лиц.

Читайте также:  Строительство городов из глины шумерские города государства кратко

Результаты работы и простоев строительной машины (механизма) отражаются на оборотной стороне рапорта и ежедневно подтверждаются подписью и штампом заказчика.

В конце декады рапорт подписывается машинистом, прорабом, начальником участка, должностным лицом, ответственным за нормирование и расчеты, и передается в бухгалтерию.

— рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма) (форма ЭСМ-4). Применяется в специализированных организациях, имеющих строительные машины (механизмы) на балансе, для оформления и учета выполнения задания на сдельные работы, измеряемые в натуральном выражении, и является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу.

Заполняется в одном экземпляре должностным лицом, ответственным за нормирование и расчеты, или уполномоченным лицом и выдается машинистам на весь период выполнения работы. Рапорт-наряд заполняется на одного заказчика.

Описание работ и условий производства, учет выполнения задания отражаются на оборотной стороне формы.

Выполнение работы строительной машиной (механизмом) подтверждается подписью и штампом заказчика.

При использовании документа в организациях, имеющих строительные машины (механизмы) на балансе, выполненные работы подтверждаются лицом, ответственным за их выполнение.

Заполненный рапорт подписывается должностным лицом, ответственным за нормирование и расчеты, прорабом, начальником участка и передается в бухгалтерию.

— карта учета работы строительной машины (механизма) (форма ЭСМ-5). Применяется при ручной обработке данных для учета отработанного времени строительной машиной (механизмом), а также для учета выполненного объема работ. Карта ведется в одном экземпляре. Заполняется на основании форм N ЭСМ-1, ЭСМ-2, ЭСМ-3, ЭСМ-4.

Целодневные простои на длительный период, связанные с планово-предупредительным ремонтом и т.д., записываются одной общей строкой.

При изготовлении бланков форм в типографии они могут быть сброшюрованы в виде журнала на соответствующей бумаге.

— журнал учета работы строительных машин (механизмов) (форма ЭСМ-6). Применяется для учета и контроля ежедневной работы больших и малых строительных машин (механизмов). Журнал ведется у заказчика строительных машин и в организациях, имеющих строительную технику на балансе. Журнал заполняется прорабом строительного участка.

— справка о выполненных работах (услугах) (форма ЭСМ-7).Применяется для производства расчетов организации с заказчиками и для подтверждения выполненных работ (услуг) строительными машинами (механизмами).

Составляется в одном экземпляре представителями заказчика и организации — исполнителя работ (услуг) на основании данных путевого листа (форма N ЭСМ-2) или рапортов (формы N N ЭСМ-1, ЭСМ-3).

Справка заверяется печатью заказчика, передается в бухгалтерию организации, которая использует ее как приложение к документу, выставляемому заказчику для оплаты.

На каждый рапорт (путевой лист) работы строительной машины (механизма) выписывается отдельная справка.

Стоимость работ (услуг) указывается в договорных ценах, по которым осуществляются расчеты заказчика с исполнителем (управлением механизации) [22].

Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов распределяются по видам или группам машин и механизмов. Ежемесячно рассчитывается фактическая себестоимость машино-часа (машино-смены) работы каждой группы машин.

Учтенные фактические затраты ежемесячно распределяются по объектам строительства (заказам) пропорционально отработанной каждой группой машин машино-часам (машино-сменам) или другим принятым методами.

Основанием для распределения затрат по эксплуатации строительных машин и механизмов служат данные первичных документов, сменных рапортов или отчетов механика. Для ежемесячного списания указанных затрат необходимо определить фактическую себестоимость одной машино-смены (машино-часа). После этого фактическая себестоимость машино-смены (машино-часа) умножается на количество машино-смен (машино-часов), отработанных каждой машиной на строительном объекте.

Отнесение данных затрат на себестоимость строительно-монтажных работ в регистрах бухгалтерского учета отражается Д-т 20 К-т 25.

Источник: studbooks.net

Определение стоимости эксплуатации строительных машин

Нормативные показатели стоимости эксплуатации дорожно-строительных машин и механизмов исчисляются в расчете на один машино-час среднесменного времени эксплуатации машин, которое включает:

  • — время, в течение которого машины выполняют технологические операции, в том числе для автотранспортных средств — время их перемещения с базы механизации (строительной площадки) на строительную площадку (базу механизации);
  • — время замены быстроизнашивающихся частей, режущего инструмента и сменной рабочей оснастки;
  • — время перемещения машин по фронту работ в пределах строительной площадки;
  • — время технологических перерывов в работе машин при выполнении СМР;
  • — время подготовки машин к работе и их сдачи по окончании работы;
  • — время на ежесменное техническое обслуживание машин;
  • — перерывы в работе машиниста (машинистов экипажа), регламентируемые законодательством о труде.

Как правило, при составлении смет стоимость машино-часа работы строительных машин и механизмов принимается по сборникам сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств территориального или федерального уровня, с использованием поправочных коэффициентов для приведения к уровню цен региона.

Сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории РФ, и применяются в обязательном порядке в строительстве, осуществляемом с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. В случае финансирования строительства из других источников применение указанных сметных норм и расценок на эксплуатацию машин носит рекомендательный характер.

Сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин подразделяются:

  • — на федеральные;
  • — территориальные;
  • — отраслевые.

Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин предназначаются для разработки ЕР на строительные, монтажные, специальные строительные работы, а также по монтажу технологического оборудования; для определения сметных затрат на объекте, когда продолжительность эксплуатации машин определяется по ППР или ПОС; для взаиморасчетов между подрядными строительными организациями и подразделениями строймеханизации.

Если в регионе существуют только сборники в базисном уровне цен, то используются индексы (коэффициенты) к статье ПЗ «Эксплуатация строительных машин и механизмов» от базисных цен на 1 января 2000 г. к текущему уровню. Числовые показатели приводятся с точностью до трех значащих цифр, при этом после запятой указывается не более двух значащих цифр. Округление показателей производится в соответствии с требованиями Перечня единиц физических величин, подлежащих применению в строительстве (СН 528-80).

Для определения стоимости эксплуатации машин, технические характеристики которых отличаются от учтенных в сборнике, допускается применение методов интерполяции и экстраполяции.

Расценки, приведенные в сборнике, разработаны для машин отечественного производства. Для импортных строительных машин, не имеющих машин-аналогов отечественного производства, а также в тех случаях, когда применение машин-аналогов отечественного производства невозможно, следует разрабатывать индивидуальные сметные расценки.

Стоимость одного машино-часа эксплуатации строительных машин определяется по следующей формуле:

где Смаш — размер одного машино-часа эксплуатации строительной машины, руб.; Л — размер постоянных эксплуатационных затрат — нормативные амортизационные отчисления на полное восстановление машин, руб/машино-час; 3 — размер оплаты труда рабочих, управляющих строительными машинами, руб/машино-час; Б — размер затрат на замену быстроизнашивающихся частей, руб/машино-час; Э — размер затрат энергоносителей, руб/машино-час; С — размер затрат смазочных материалов, руб/машино-час; Г — размер затрат гидравлической жидкости, руб/машино-час; Р — размер затрат на все виды ремонта машин, их техническое обслуживание и диагностирование, руб/машино-час; П — размер затрат на перебазирование машин с одной стройплощадки (базы механизации) на другую строительную площадку, руб/машино-час.

Размер постоянных эксплуатационных затрат — амортизационные отчисления на полное восстановление машин определяются по формуле

где Ц — балансовая (инвентарно-расчетная) стоимость (цена) машины, руб.; На — годовая норма амортизационных отчислений на полное восстановление по данному виду строительных машин, % / год; Т- нормативный годовой режим эксплуатации машин, машино-час/год.

Нормативный показатель амортизационных отчислений на полное восстановление для строительных машин определяется по формуле

где На — норма амортизационных отчислений, %/год. Показатели На принимаются по установленным Единым нормам амортизационных отчислений на машины данного вида и данной типоразмерной группы, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. № 1072, и в соответствии с действующими положениями по бухгалтерскому учету основных средств; КЛ — коэффициент к норме амортизационных отчислений, учитывающий отраслевую и региональную специфику использования строительных машин и автотранспортных средств при производстве СМР, а также интенсивность их использования (в дальнейшем изложении — коэффициент интенсивности). При разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию машин учитывается средний режим интенсивности использования машин, при котором КЛ = и соответствует основным значениям норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов; В(. — средневзвешенная восстановительная стоимость машин данной типоразмерной группы, учитывающая структуру парка по их маркам (моделям) на дату введения в действие сметной расценки, руб., определяемая по формуле

Здесь Ц-средневзвешенная цена франко-завод-изготовитель (продавец) по маркам (моделям) машин данной типоразмерной группы (или цена марки (модели) машины при определении нормативного показателя амортизационных отчислений на полное восстановление для машины конкретной марки), определяемая на основе рыночных цен на машины данной типоразмерной группы (без учета НДС), руб.; Зд — затраты на первоначальную доставку машины от продавца к потребителю с учетом транспортных расходов, затрат на погрузочно-разгрузочные работы, на тару, упаковку, заготовительно-складских расходов на дату введения в действие сметной расценки, руб.

Показатель Вс может определяться также по формуле

где К — коэффициент затрат на первоначальную доставку, который определяется по фактически сложившемуся уровню затрат, характерному для данного региона.

Нормативный показатель годового режима работы машины Т определяется по формуле

где 365 — количество дней в году; 52 — количество недель в году; 2 — количество нерабочих дней в неделе; II, — количество праздничных дней в году, устанавливаемых на каждый календарный год органами исполнительной власти с учетом особенностей субъектов РФ; М, Р, П — количество целодневных перерывов в работе машины в течение года (или рабочего сезона — для сезонно занятых машин), связанных соответственно:

  • — с природно-климатическими условиями: ветер, дождь, отрицательная температура, промерзание грунта- М;
  • — ремонтом, техническим обслуживанием, включая перевозку машины до ремонтной базы и обратно — Р:
  • — перебазировкой машины с одной строительной площадки (базы механизации) на другую строительную площадку (базу механизации) — П.
Читайте также:  Размер средств на строительство временных зданий

Показатели М, Р, П устанавливаются на основе среднегодовых статистических данных о работе машин; К — нормативная продолжительность рабочей смены, машино-час/ смена; Кс — коэффициент сменности работы машины в течение года, смена/день; исчисляется как отношение времени, отрабатываемого машиной за сутки в среднем в течение года (машино-час/день), к нормативной продолжительности рабочей смены (машино-час/смена).

Показатели годового режима работы строительных машин и автотранспортных средств, приведенные в приложении 4 к МДС 81-3.99, утвержденном постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 г., носят рекомендательный характер. При определении нормативного показателя годового режима работы строительных машин и автотранспортных средств следует руководствоваться порядком, предусмотренным п. 4.1 данных Методических указаний. Разница между суммой налога, учтенной в договорной цене, и суммой налога, подлежащей уплате в связи с изменением с 1 января 2004 г. ставки НДС, подлежит возврату в бюджет в установленном порядке.

Размер оплаты труда звена (команды) рабочих, управляющих машинами, определяется по ее фактическому (прогнозируемому) уровню или по применяемым в организации тарифным ставкам соответствующих разрядов с учетом доплат, надбавок, премий и других выплат.

Состав звена и тарифные разряды рабочих определяются согласно руководствам по эксплуатации машин с учетом ЕТКС.

Размер средств на оплату труда рабочих (строителей, механизаторов, водителей) в территориальных сборниках ЕР и территориальных сборниках сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств принят на основе данных статистической отчетности за ГУ квартал 1999 г., в которых отражены все надбавки и выплаты, включенные в расходы на оплату труда за указанный период, в том числе вахтовая надбавка или надбавка за разъездной характер работ. Вахтовая надбавка к тарифной ставке водителей, осуществляющих перевозку строительных грузов, учитывается при расчете оплаты труда водителей в текущем уровне цен при определении стоимости одного машино-часа работы автотранспортного средства.

Размер затрат на замену быстроизнашивающихся частей определяется по формуле

где Ц6ч — средневзвешенная свободная (рыночная) цена быстроизнашивающихся частей или их комплекта на машину, руб.; Тйч — средневзвешенный нормативный ресурс быстроизнашивающихся частей или их комплекта на машину, машино-час. Или по формуле

где 11^ — цена быстроизнашивающейся части данного вида франко — продавец, руб/ед. Показатель Ц-ч принимается на основе текущих (рыночных) цен на дату введения в действие сметной расценки на эксплуатацию машин данной типоразмерной группы; Здбч — затраты на доставку быстроизнашивающихся частей данного вида к потребителю с учетом транспортных расходов, включающих погрузо-разгрузочные работы, стоимость тары, реквизита и т.д., руб/ед.; 3||бч — оплата труда ремонтных рабочих, исключая машиниста (машинистов) машин данной типоразмерной группы, занятых на замене быстроизнашивающихся частей, руб/ед.; К(щ — количество быстроизнашивающихся частей данного вида, одновременно заменяемых на машине, ед.; Н и П — индивидуальные нормы соответственно НР и СП в долях от оплаты труда рабочих, занятых на замене быстроизнашивающихся частей; Гр — нормативный ресурс (срок службы) быстроизнашивающейся части данного вида, машино-час.

Размеры затрат на энергоносители, смазочные материалы и гидравлическую жидкость определяются путем умножения действующих текущих СЦ на нормы их расхода. Нормы расхода указанных материалов принимаются по соответствующим документам, паспортным данным или расчетным путем.

Размеры затрат на ремонт и техническое обслуживание машин данного вида, типа или типоразмерной группы определяются по формуле

где Вс — восстановительная стоимость машины, руб.; Т- годовой режим работы машин, машино-час/год.; Нр — норма годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание в процентах восстановительной стоимости машин соответствующей типоразмерной группы, определяется по формуле

Здесь ^(Р + ТО) — сумма среднегодовых затрат на ремонт Р и техническое обслуживание ТО машин данной типоразмерной группы, типа или вида машин, руб/год, которые включают:

  • — затраты на приобретение запасных частей и заменяемых агрегатов с учетом затрат на их доставку к потребителю, включая погрузочно-разгрузочные работы, стоимость тары, упаковки и т.д.;
  • — стоимость ремонтных материалов с учетом затрат на их доставку к потребителю;
  • — оплату труда ремонтных рабочих;
  • — затраты по эксплуатации ремонтных баз в части ПЗ, включая амортизацию и эксплуатацию технологического ремонтного оборудования, в том числе передвижных ремонтных мастерских;
  • — НР, связанные с организацией, осуществлением технического обслуживания и ремонта машин по индивидуальной норме;
  • — прибыль на основе индивидуальной нормы, по согласованию сторон;

^Вс — сумма показателей восстановительной стоимости машин данной модели (марки), типоразмерной группы, типа или вида в среднем за год.

При разработке нормативов на перебазирование машин, на которые эти нормативы отсутствуют в Сборнике сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, а также при разработке ИСН и расценок на эксплуатацию строительных машин учитываются дополнительные условия выполнения работ по перебазированию:

  • — способ перебазирования — своим ходом, на буксире, на трейлере (с демонтажем и без демонтажа машины);
  • — расстояние (время) перебазирования, включая затраты на монтаж, демонтаж, погрузку, разгрузку и перевозку машины;
  • — состав автотранспортных средств — количество и марка тягачей, прицепов, машин сопровождения;
  • — вид и типоразмерная группа крана, применяемого на монтаже, демонтаже, погрузке и разгрузке машины;
  • — количественный и квалификационный состав звена рабочих, занятых на работах по перебазированию машин, без учета машиниста машины, подлежащей перебазированию.

В случаях, когда фактические затраты на перебазировку строительных машин отличаются от нормативных показателей, приводимых в указанном Сборнике, более чем на 10%, нормативные показатели корректируются в локальных сметах отдельной строкой.

Пример формирования сметной расценки на эксплуатацию башенного крана

Определим сметную расценку на эксплуатацию башенного крана в Омской области согласно данным СибРЦЦС. Определение сметной расценки производится на основе методики определения стоимости эксплуатации машин, в соответствии с которой для определения сметной расценки необходимо рассчитать элементы стоимости.

Затраты на ремонт, диагностирование и техническое обслуживание определяются по формуле (5.30)

Значение В(. принимается равным средневзвешенной цене франко — завод-изготовитель — 735 100 руб.; Нр- норма годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание машин, которая в соответствии с МДС 12 8.2000 составляет 16,64%; Т- годовой режим работы (МДС81-3.99, стр. 34, п. 9гр. 6 прил. 4, V температурная зона).

Годовой режим работы предусматривает распределение календарного времени на рабочее время и учитывает количество рабочих дней в неделе, предпраздничных дней.

целодневных перерывов в работе, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом, перемещением с одного объекта на другой, природно-климатическими условиями — 2340 машино-час/год.

Затраты на замену быстроизнашивающихся частей определяются по формулам (5.28), (5.29) либо по следующей формуле:

Отсюда 3, = 96,16 х 0,035 = 3,37 руб.,

где 3, — затраты на замену быстроизнашивающихся частей; 3, — эксплуатационные затраты (96,16 руб.); Д3 — доля затрат на замену быстроизнашивающихся частей (3,5%).

Затраты на амортизационные отчисления и полное восстановление определяются по формулам (5.24) и (5.25):

А = (735 100 х 1,07 х 0,1): 2340 = 33,61 руб.,

где средневзвешенная цена франко — завод-изготовитель составляет 735100 руб.; коэффициент на первоначальную доставку строительной техники от продавца к потребителю с учетом затрат на погрузочно-разгрузочные работы, затрат на тару, упаковку, заготовительно-складские расходы по проведенным расчетам составляет 1,07; норма амортизационных отчислений принимается на основании Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР от 22.10.1990 № 1072 — 10%.

Оплата труда рабочих-механизаторов определяется по формуле

где От. — оплата труда механизаторов за один час, рассчитываемая на основе МДС 83-1.99; Отмес — размер оплаты труда механизаторов за один месяц, принимается ежеквартально по регионам, для Омской области оплата труда машиниста 5-го разряда — 1265,77 руб.; п — количество рабочего времени в месяц — 166 час. Отсюда От. = 1265,77 : 166 = 7,61 руб.

Затраты на энергоносители для машин с электроприводом определяются по формуле

где 3,, — затраты на энергоносители; ДО, -расход электроэнергии в час (суммарная паспортная мощность электродвигателя, установленного на кране) — 10,4 кВт/ч; К, — коэффициент использования электродвигателей по времени- 0,41; Кп -коэффициент использования электродвигателей по мощности — 0,9; ‘Г, — тариф за электроэнергию — 0,4 руб/кВт-ч; К3 — коэффициент, учитывающий пусковой момент электродвигателя.

Отсюда Зэ = 10,4 х 0,41 х 0,9 х 0,44 х1,1 = = 1,86 руб. ‘

Затраты на смазочные материалы определяются по формуле

где С — затраты на смазочные материалы; Нгы -норма расхода консистенционной смазки — 0,11 кг; Ц,» — стоимость (цена) консистенционной смазки за 1 кг с учетом затрат на их доставку до обслуживаемой машины — 7,30 руб.

Отсюда С = 0,11 х 7,30 = 0,80 руб.

Определение сметных затрат на перебазировку башенного крана из отдельных элементов осуществляется в соответствии с приведенной в табл. 5.2 моделью.

Таблица 5.2. Модель формирования сметных затрат на перебазировку башенного крана из отдельных элементов

Модель формирования сметных затрат на перебазировку башенного крана из отдельных элементов

Затраты, приведенные в модели, определяются специальными расчетами.

Таким образом, сметная стоимость одного машино-часа эксплуатации башенного крана в соответствии с формулой (5.22) составит

Сма,м = 33,61+52,27+3,37+7,61 + 1,86+0,8 = 99,52 руб.

Затраты на перебазировку в составе расценки в приведенном выше примере не учитываются. При составлении сметной документации указанные затраты должны предусматриваться дополнительно по данным ПОС и ППР. Однако в связи с ростом рыночной стоимости основных фондов увеличились амортизационные отчисления, возросли единовременные затраты, а также увеличились эксплуатационные затраты.

Источник: studme.org

Рейтинг
Загрузка ...