Рекомендация Р-81/2017-КпР «Незавершенные эксплуатируемые основные средства»
У организации существуют объекты, которые начинают эксплуатироваться до того, как будут завершены все работы, предусмотренные проектно-сметной документацией, договорами подряда и т.д. (далее – незавершенные эксплуатируемые объекты) и/или не получены разрешительные на ввод объекта документы.
Указанные выше объекты могут давать некоторый объем готовой продукции в результате его промышленного использования до завершения всех работ.
В этой связи возникает вопрос:
квалификации и учета незавершенных эксплуатируемых объектов.
РЕШЕНИЕ
1. Незавершенные эксплуатируемые объекты учитываются в составе основных средств, если данные объекты отвечают условиям признания основных средств в соответствии с п. 4 ПБУ 6/01.
2. Амортизация эксплуатируемых незавершенных объектов начисляется в общеустановленном порядке, начиная с месяца, следующего за месяцем фактического начала эксплуатации.
ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ
В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее – ПБУ 6/01) актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Исходя из п.п. 20 и 55 МСФО (IAS) 16 «Основные средства» (далее – МСФО 16) включение затрат в балансовую стоимость объекта основных средств прекращается, когда такой объект доставлен в нужное место и приведен в состояние, обеспечивающее его функционирование в соответствии с намерениями руководства предприятия, при этом амортизация актива начинается тогда, когда он становится доступен для использования, т.е. когда его местоположение и состояние позволяют осуществлять его эксплуатацию в соответствии с намерениями руководства.
Оригинал текста п. 20 МСФО 16:
«Recognition of costs in the carrying amount of an item of property, plant and equipment ceases when the item is in the location and condition necessary for it to be capable of operating in the manner intended by management. Therefore, costs incurred in using or redeploying an item are not included in the carrying amount of that item. For example, the following costs are not included in the carrying amount of an item of property, plant and equipment:
(a) costs incurred while an item capable of operating in the manner intended by management has yet to be brought into use or is operated at less than full capacity;
(b) initial operating losses, such as those incurred while demand for the item’s output builds up; and
(c) costs of relocating or reorganising part or all of an entity’s operations».
Оригинал текста п. 55 МСФО 16:
«Depreciation of an asset begins when it is available for use, ie when it is in the location and condition necessary for it to be capable of operating in the manner intended by management. Depreciation of an asset ceases at the earlier of the date that the asset is classified as held for sale (or included in a disposal group that is classified as held for sale) in accordance with IFRS 5 and the date that the asset is derecognised. Therefore, depreciation does not cease when the asset becomes idle or is retired from active use unless the asset is fully depreciated. However, under usage methods of depreciation the depreciation charge can be zero while there is no production».
В некоторых случаях объект способен функционировать до завершения всех работ. В этом случае необходимо оценить возможность начала эксплуатации объекта, а также необходимо оценить и существенность дальнейших затрат, предусмотренных в проектно-сметной документации, договорах подряда и т.д.
Статья 55 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) устанавливает случаи, когда организации необходимо получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а также перечень документов, которые требуется в этом случае предоставить. В соответствии с п.1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Согласно п. 3 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы, например, следующие документы:
- акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
- документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
- документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
- документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
- заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 ГрК РФ.
Таким образом, получение разрешения на ввод в эксплуатацию, можно рассматривать как одно из подтверждений готовности объекта к функционированию в запланированных целях.
Однако, поскольку данный документ удостоверяет соответствие объекта строительства, в частности, требованиям технических регламентов, энергетической эффективности, техническим условиям эксплуатации сетей инженерно-технического обеспечения, даже при его наличии возможны ситуации, при которых для обеспечения возможности использования объекта в целях, предусмотренных руководством, необходимо провести дополнительные работы, не влияющие на факт получения разрешения.
Пунктом 6 ст. 55 ГрК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
1) отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
Следовательно, при принятии решения о возможности эксплуатации объекта необходимо, в том числе, учитывать факт возможной задержки выдачи данного документа по административным, а не экономически обоснованным причинам.
Таким образом, незавершенный объект признается в составе эксплуатируемых внеоборотных активов на основе решения руководства организации с учетом следующих факторов.
- сроки получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
- предыдущий опыт, свидетельствующий о причинах отсутствия разрешения на ввод аналогичных объектов основных средств;
- требования законодательства по необходимости консервации объекта основных средств до получения разрешения на ввод.
В соответствии с п. 6 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Исходя из принципа приоритета экономического содержания над формой, объекты, по которым не закончены капитальные вложения, но которые используются в производстве, признаются в составе внеоборотных активов. В бухгалтерской (финансовой) отчетности такие объекты отражаются в составе показателя, детализирующего данные по группе статей «Основные средства».
10.03.2017, 16:44 | 14127 просмотров | 3258 загрузок
ИсточникЭксплуатируемый объект строительства это
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Практическое пособие по эксплуатации основных фондов объектов капитального строительства производственного назначения
Настоящее Практическое пособие входит в систему организационно-методических документов по оказанию инжиниринговых услуг при реализации инвестиционных проектов.
Положения Практического пособия направлены на реализацию положений Федерального закона N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а именно обеспечение безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации (пункт 1 статьи 36 [2]).
Практическое пособие содержит рекомендуемый порядок организации и осуществления работ при эксплуатации основных фондов объектов капитального строительства производственного назначения.
Пособие предназначено для специалистов действующих предприятий, а также организаций, привлекаемых для оказания услуг в процессе эксплуатации указанных объектов.
Введение
Для полноты изложения в Практическом пособии воспроизведены отдельные положения актов законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. При этом в тексте указаны ссылки на эти акты.
В Пособии приведена Библиография законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, с изменениями и дополнениями в редакции по состоянию на 1 июля 2010 года.
1 Область применения
Для объектов капитального строительства непроизводственного назначения (зданий, строений, сооружений жилищного фонда, социально-культурного и коммунального назначения, линейных объектов, а также иных объектов капитального строительства непроизводственного назначения) Пособие может быть использовано с учетом функционального назначения и характерных признаков этих объектов.
1.2 Настоящее Пособие направлено на повышение безопасности объектов капитального строительства, обеспечение рациональной и надежной эксплуатации зданий, строений и сооружений, на продление сроков эксплуатации основных фондов предприятий в период между нормативно установленными сроками капитальных ремонтов, а также на поддержание требуемых параметров эксплуатационных качеств объектов.
1.3 Пособие предназначено для практического использования специалистами действующих предприятий, а также организаций, привлекаемых для оказания услуг при выполнении работ по эксплуатации основных фондов.
2 Термины и определения
В настоящем Пособии применяются следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 объект капитального строительства: Здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подсобных построек (пункт 10 статьи 1 [1]).
2.2 нормальные условия эксплуатации: Учтенное при проектировании состояние здания или сооружения, при котором отсутствуют какие-либо факторы, препятствующие осуществлению функциональных или технологических процессов (пункт 11 статьи 2 [2]).
2.3 эксплуатация здания или сооружения: Использование здания или сооружения по функциональному назначению с проведением необходимых мероприятий по сохранению состояния конструкций, при котором они способны исполнять заданные функции с параметрами, установленными требованиями технической документации (пункт 2 приложения ГОСТ 27751* [47]).
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 54257-2010, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
2.4 текущий ремонт: Ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей (приложение 1 ВСН 58-88 (р) [16]).
2.5 сеть инженерно-технического обеспечения: Совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений (пункт 20 части 2 статьи 2 [2]).
2.6 система инженерно-технического обеспечения: Одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пункт 21 части 2 статьи 2 [2]).
3 Общие положения
3.1 Эксплуатация объекта капитального строительства включает в себя осуществление в процессе эксплуатации контроля за техническим состоянием этого объекта, а также проведение комплекса работ по поддержанию надлежащего технического состояния объекта капитального строительства, в том числе его текущий ремонт.
Под надлежащим техническим состоянием понимается поддержание параметров устойчивости, надежности и долговечности объектов капитального строительства, а также исправность и функционирование конструкций, элементов конструкционных систем таких объектов, технологического и инженерного оборудования, сетей инженерно-технического обеспечения и транспортных коммуникаций в соответствии с требованиями технических регламентов и проектной документации.
3.2 Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с порядком осуществления эксплуатации, установленным законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также инструкциями и иными документами, утвержденными в установленном порядке.
3.3 Общее руководство комплексом работ по обеспечению надлежащего технического состояния объектов возлагается, как правило, на главного инженера предприятия или заместителя директора по эксплуатации.
3.4 Ответственность за техническое состояние и условия эксплуатации отдельных зданий, строений и сооружений возлагается на руководителей структурных подразделений, на балансе или в ведении которых находятся эти здания и сооружения (отдельные помещения).
3.5 Руководитель службы эксплуатации объекта обязан извещать руководство, а также орган государственного надзора, осуществляющий государственный надзор при эксплуатации объектов капитального строительства, о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.
3.6 На каждый объект составляется технический паспорт по установленной форме.
4 Система эксплуатации основных фондов объектов капитального строительства
4.1 Система эксплуатации зданий, сооружений и оборудования включает комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий по контролю, техническому обслуживанию и текущему ремонту объектов капитального строительства, отдельных их систем и элементов, направленных на поддержание требуемых параметров эксплуатационных качеств этих объектов и тем самым на обеспечение безопасности, сохранности и продления сроков эксплуатации основных фондов.
Система также включает необходимые материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы, а также нормативно-техническую, организационно-распорядительную, проектную и эксплуатационную документацию (пункт 2.1 ВСН 58-88 (р) [16]).
Схема системы эксплуатации основных фондов объектов капитального строительства приведена в приложении 1 к настоящему Пособию.
4.2 Контроль за техническим состоянием объектов капитального строительства осуществляется путем проведения систематических наблюдений, плановых общих и частичных технических осмотров, неплановых осмотpoв, осмотров, проводимых сотрудниками предприятия, а также проверок, проводимых комиссиями вышестоящих органов и органами государственного надзора.
4.2.1 Систематическое наблюдение за эксплуатацией зданий, сооружений и оборудования осуществляется ежедневно руководителями структурных подразделений, за которыми закреплены соответствующие здания, сооружения или отдельные помещения, или специально на то уполномоченными лицами, установленными организационно-распорядительными документами организации.
В ходе проведения наблюдения проводится устранение выявленных недочетов силами работников структурного подразделения (ликвидация захламленности проходов, замена перегоревших лампочек и т.д.) или подготавливается и направляется заявка в соответствующую службу на устранение выявленных дефектов в процессе технического обслуживания или текущего ремонта.
4.2.2 Плановые общие технические осмотры осуществляются два раза в год — весной и осенью.
При общих технических осмотрах контролируется техническое состояние зданий или объектов в целом, включая все конструктивные элементы объектов капитального строительства, инженерные системы и оборудование, различные виды отделки и покрытий, все элементы внешнего благоустройства, транспортные коммуникации (автомобильные дороги и железнодорожные пути с искусственными сооружениями) и т.д. (пункт 3.3 ВСН 58-88 (р) [16]).
При весеннем осмотре проверяется готовность зданий и сооружений к эксплуатации в весенне-летний период и уточняются объемы ремонтных работ по зданиям и сооружениям, включенным в план текущего ремонта в год проведения осмотра, а также выявляются объемы работ по капитальному ремонту для решения вопроса о включении осматриваемых зданий в план капитального ремонта на следующий год (пункт 3.5 ВСН 58-88 (р) [16]).
Осенний общий осмотр зданий и сооружений производится перед наступлением отопительного сезона для проверки готовности их к эксплуатации в осенне-зимний период и в целях уточнения объемов ремонтных работ по зданиям и сооружениям, включенным в план текущего ремонта следующего года (п. 3.5 ВСН 58-88 (р) [16]).
Общие технические осмотры осуществляются специальными комиссиями, назначенными организационно-распорядительными документами директора предприятия, в которые включаются специалисты служб (отдела эксплуатации, отделов главного механика, главного энергетика, главного технолога и т.д.) (пункт 3.7 ВСН 58-88 (р) [16]).
Все дефекты конструкций зданий и сооружений, а также неисправности инженерного оборудования, выявленные при осмотре, записываются в акт общего осмотра зданий и сооружений, составляемый по форме, приведенной в приложении 2.
Кроме того, результаты осмотров отражаются в журналах учета технического состояния объекта капитального строительства (пункт 3.9 ВСН 58-88 (р) [16]). Форма технического журнала по эксплуатации зданий и сооружений приведена в приложении 3.
4.2.3 Частичные технические осмотры осуществляются штатными работниками служб предприятия или совместно с привлекаемыми специалистами сторонних организаций или надзорных органов по отдельному графику, утверждаемому директором предприятия.
При частичных технических осмотрах проверяется состояние отдельных конструктивных элементов или частей здания (сооружения) (фундаменты, несущий каркас, ограждающие конструкции, кровля и т.д.) или осуществляется целевое исследование хода выполнения принятых планов мероприятий (соблюдение противопожарных правил, состояние подъемно-транспортного, электрического и инженерного оборудования, соблюдение требований по охране труда, технике безопасности, промышленной санитарии, охране окружающей среды и т.д.).
В ходе осмотра на месте принимаются меры по устранению обнаруженных неисправностей и повреждений, которые препятствуют нормальной эксплуатации объекта, в сроки, определенные комиссией, но не более установленных в приложении 4 (приложение 6 ВСН 58-88 (р) [16]).
4.2.4 Неплановые осмотры проводятся после землетрясений, ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов, наводнений и других стихийных природных явлений, которые могут вызвать повреждения отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений или линейных объектов (линии связи, электропередачи, продуктопроводы, автомобильные и железные дороги и искусственные сооружения на них). Указанные осмотры проводятся также после аварий в системах тепло-, водо-, энергоснабжения, в сетях связи и при выявлении деформаций оснований зданий и сооружений (пункт 3.4 ВСН 58-88 (р) [16]).
В актах, составляемых по результатам осмотра, особое внимание обращается на устранение повреждений, угрожающих жизни людей и дальнейшему сохранению зданий и сооружений.
Неплановые осмотры проводятся в срочном порядке, но не позднее двух дней после стихийного бедствия или аварии.
4.3 Техническое обслуживание зданий и сооружений проводится в течение всего периода их эксплуатации и включает работы по поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации объектов предприятия в целом и их основных элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических, противопожарных и экологических требований, по соблюдению требований по охране труда и технике безопасности, по выполнению мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одновременно обеспечивается выполнение комплекса мер по предупреждению несанкционированного проникновения людей и животных на охраняемую территорию (пункт 3.1 ВСН 58-88 (р) [16]).
Перечень основных видов работ по техническому обслуживанию зданий и сооружений приведен в приложении 5 (приложение 4 ВСН 58-88 (р) [16]).
4.4 Текущий ремонт заключается в систематическом и своевременном проведении работ по предохранению частей зданий, сооружений и оборудования от преждевременного износа и устранению возможных мелких повреждений и неисправностей.
Текущий ремонт проводится с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или сооружения с момента завершения его строительства (реконструкции, капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). Как правило, эта периодичность может составлять от двух до пяти лет. При этом должны учитываться: срок эксплуатации объекта, природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние, режим эксплуатации и т.п. (пункт 4.1 ВСН 58-88 (р) [16]).
Примерный перечень работ по текущему ремонту зданий и сооружений приведен в приложении 6 (приложение 3 МДС 13-14.2000 [17]).
Работы по текущему ремонту подразделяются на плановые и непредвиденные.
4.4.1 Плановый ремонт производится по заранее составленному годовому Календарному плану-графику работ по текущему ремонту зданий по кварталам на основе данных и сведений, приведенных в актах общего и частичных осмотров зданий и сооружений, документов, подготавливаемых по результатам проверок, предписаний органов государственного надзора.
Форма Календарного плана-графика работ по текущему ремонту приведена в приложении 7.
Формирование Календарного плана-графика работ по текущему ремонту осуществляет структурное подразделение, на которое возлагается техническая эксплуатация объектов предприятия.
При этом проводятся следующие работы:
1) на основе данных и сведений указанных выше документов составляется Ведомость работ (дефектная ведомость) на текущий ремонт по каждому объекту в отдельности. При этом дается более точное описание работ, определяются виды работ и затрат в соответствии с технологической последовательностью их проведения, уточняются объемы работ в натуральном и стоимостном выражениях.
Форма Ведомости работ (дефектной ведомости) на текущий ремонт приведена в приложении 8;
2) на основе данных ведомостей работ подготавливается Сводная ведомость работ на текущий ремонт объектов. Сводная ведомость на текущий ремонт зданий и сооружений составляется в пределах общего лимита средств, выделенных предприятию на текущую эксплуатацию.
Форма Сводной ведомости работ на текущий ремонт приведена в приложении 9;
3) Сводная ведомость работ на текущий ремонт объектов предприятия утверждается главным инженером предприятия и служит основой для подготовки проекта Календарного плана-графика работ по текущему ремонту на очередной финансовый год.
4.4.2 Непредвиденный текущий ремонт производится в процессе эксплуатации зданий и сооружений и включает в себя работы, отсрочка которых не может быть допущена без ущерба для сохранения и нормальной технической эксплуатации объектов капитального строительства предприятия.
Для выполнения непредвиденного текущего ремонта по зданиям и сооружениям, которые не подлежат плановому текущему ремонту в рассматриваемом периоде, в Календарном план-графике работ рекомендуется предусматривать резервные суммы в пределах до 10 процентов от средств, выделенных на текущий ремонт.
4.4.3 Все работы по текущему ремонту фиксируются в техническом журнале по эксплуатации здания (сооружения).
Выполненные работы по текущему ремонту принимаются по Акту приемки работ (приложение 10). Приемка выполненных работ по текущему ремонту производится комиссией, назначаемой директором предприятия.
Указанный акт является окончательным документом приемки выполненных работ, в том числе работ по непредвиденному текущему ремонту, и служит основанием для учета и отчетности.
Для учета выполненных работ по текущему ремонту составляется Отчетная ведомость работ по форме, приведенной в приложении 11.
Источник«Транспортный» закон как инструмент модернизации магистральной инфраструктуры
31 июля был принят так называемый «транспортный» закон, направленный на ускорение реализации крупных инфраструктурных проектов путем снижения административных барьеров и упрощения процедур согласования (Федеральный закон № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон). Законопроект был внесен в Госдуму еще в конце 2019 г. и первоначально регулировал вопросы реализации проектов в сфере железнодорожного транспорта, однако в дальнейшем предмет регулирования был расширен.
По словам вице-премьера Марата Хуснуллина в интервью агентству «Интерфакс», нововведения в совокупности с другими законодательными поправками в сфере строительства, принятыми в весеннюю сессию этого года, «позволят сократить строительный цикл реализации проектов федерального значения на 18 месяцев».
Специальное регулирование будет действовать до 31 декабря 2024 г. и применяться к объектам транспортной инфраструктуры, строительство или реконструкция которых осуществляются в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р), а также, что важно, – к сопутствующим объектам капитального строительства.
К объектам инфраструктуры, в частности, могут быть отнесены:
- автомобильные дороги общего пользования или их участки, мосты и другие сооружения;
- объекты железнодорожного транспорта;
- морские и речные порты, объекты их инфраструктур, в том числе искусственные земельные участки, портовые гидротехнические сооружения;
- аэродромы и здания соответствующей инфраструктуры;
- транспортно-пересадочные узлы;
- объекты инженерной инфраструктуры, линии связи и иные сопутствующие объекты.
Конкретный перечень объектов утверждается правительством. При этом закон не исключает возможности включения в перечень уже реализуемых проектов (например, на базе государственно-частного партнерства).
Законом введен ряд особых правил в отношении оформления прав на необходимые для строительства земельные участки, особенности проектирования и прохождения экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов.
Возможность подачи проектной документации на экспертизу без проекта планировки
Зачастую одной из основных причин задержек сроков строительства линейных объектов являются длительные процедуры оформления документов в отношении занимаемых земельных участков. В связи с этим в целях сокращения сроков Законом предусмотрены упрощенные процедуры оформления ряда необходимых документов.
Так, отсутствие утвержденного проекта планировки территории не будет препятствием для направления проектной документации линейного объекта инфраструктуры на государственную экспертизу. Утвержденный проект планировки территории и (или) проект межевания необходимо будет представить на экспертизу не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания срока проведения указанной процедуры.
Изменение категории участков, установление публичных сервитутов и изъятие для нужд государства
Другим важным нововведением является отсутствие необходимости получения решения о переводе участка из одной категории земель в другую или о его отнесении к определенной категории земель. Сведения об отнесении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, к категории земель транспорта (за исключением случая, если такой участок отнесен к категории земель населенных пунктов) будут вноситься в ЕГРН по заявлениям указанных в Законе лиц на основании утвержденной документации по планировке территории.
Кроме того, закреплены дополнительные случаи установления публичных сервитутов:
- для строительства и реконструкции линейных объектов (за исключением тех, размещение которых делает невозможным дальнейшее использование участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования);
- для обеспечения строительства, реконструкции объектов инфраструктуры (включая, например, обустройство подъездных дорог к месту строительства).
В отношении участков, подлежащих изъятию для государственных нужд в целях строительства, определено, что, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает соглашение об изъятии в течение 45 дней с момента получения, уполномоченный орган либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии. В этом случае строительство не допускается до прекращения в установленном земельным законодательством порядке прав третьих лиц на такие участки.
Завершая обзор нововведений, касающихся оформления прав на земельные участки, отмечу, что Законом допускается выдача разрешения на строительство до образования земельных участков в соответствии с земельным законодательством на основании утвержденного проекта межевания территории и (или) плана участка и утвержденной схемы его расположения на кадастровом плане. В этом случае предоставления правоустанавливающих документов на земельный участок для выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства не требуется.
Этапы проектирования и строительства
Для линейных объектов транспортной инфраструктуры установлена возможность подготовки проектной документации и выдачи разрешения на строительство в отношении одного либо нескольких объектов капитального строительства или их частей (этапов строительства), которые входят в состав такого линейного объекта, но не могут быть введены в эксплуатацию автономно. Данное положение должно обеспечить возможность ускорения этапа проектирования объекта.
Экологическая экспертиза
До 31 декабря 2024 г. (включительно) оценка соответствия экологическому законодательству проектной документации объектов, предполагаемых к строительству в границах особо охраняемых природных территорий (если строительство и реконструкция указанных объектов в границах таких территорий допустимы), будет осуществляться при проведении госэкспертизы проектной документации. В таком случае проведение государственной экологической экспертизы не требуется.
Порядок получения технических условий и согласований
Если в связи с планируемым строительством линейных объектов необходимы реконструкция или капремонт существующих линейных объектов (например, пересекаемых автомобильных дорог), лица, осуществляющие их эксплуатацию, должны будут выдать необходимые технические условия в течение 20 дней. По общему правилу, в них запрещается включать обязательства, не связанные с реконструкцией или капитальным ремонтом линейных объектов, или требования, исполнение которых ведет к увеличению мощности, а также улучшению технических характеристик таких объектов. Более детальные требования к составу и содержанию технических условий должны быть установлены уполномоченным Правительством РФ органом.
Эти правила должны будут привести как к сокращению сроков согласования документации с владельцами таких объектов, так и к ограничению злоупотреблений со стороны указанных лиц.
Законом предусмотрено также, что срок согласования проектной документации в отношении учета предоставленных технических условий на подключение объектов инфраструктуры к инженерным сетям не должен превышать 10 дней.
Начало подготовительных работ до получения разрешения на строительство
Кроме того, Законом легализовано часто встречающееся на практике ведение подготовительных работ до получения разрешения на строительство. При этом такие работы не должны причинять существенного вреда окружающей среде и ее компонентам и могут выполняться со дня направления проектной документации на экспертизу.
Выполнение подготовительных работ допускается в отношении земельных участков, не обремененных правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута). Перечень видов работ, порядок их выполнения и экологические требования будут установлены правительством.
Временная эксплуатация объекта до получения разрешения на ввод
До получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры Закон допускает временную эксплуатацию указанного объекта в целях осуществления перевозки грузов и пассажиров при условии подтверждения технической готовности объекта.
Техническая готовность линейного объекта инфраструктуры определяется комиссией, в состав которой включаются представители лица, осуществляющего строительство, застройщика или технического заказчика, а также эксплуатирующей организации. Порядок формирования и функционирования комиссии, требования к техническому состоянию объекта, порядок подтверждения технической готовности, порядок осуществления такой временной эксплуатации и технического обслуживания названного объекта также должны быть определены правительством.
Несмотря на важность вводимых Законом изменений, представляется, что их нельзя считать полноценным механизмом работы строительной отрасли.
Во-первых, положения Закона будут иметь ограниченный во времени характер, а также распространять действие лишь на определенный перечень инфраструктурных проектов и не будут применяться в отношении строительства в других отраслях.
Во-вторых, некоторые предусмотренные законом упрощенные процедуры носят «точечный» характер (например, упрощенный порядок оформления градостроительной документации, возможность временной эксплуатации) – то есть не устанавливают механизмов для более эффективного соблюдения уже существующих требований законодательства, а скорее вводят ряд исключений, позволяя обеспечить ускоренную реализацию первостепенных для государства проектов.
При этом, несомненно, Законом довольно точно определены и проработаны основные «проблемные точки» в реализации любых крупных инфраструктурных проектов и, таким образом, задан вектор для системного совершенствования законодательства в данной сфере.
Источник