Необходимо ли указание при осуществлении закупки строительных работ в соответствии с проектной сметной документацией в которой содержатся товарные знаки, используемых при выполнении работ товаров на «эквивалент»?
В силу пунктов 1 и 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Что такое эквивалент?
документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 — 3 настоящей части
На основании изложенных законоположений следует, что в случае, если в проектной документации при осуществлении закупки работ по строительству содержится указание на товарные знаки или производителей, то в документации о закупке должно содержатся условие о возможности использования эквивалента.
Обращаю Ваше внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Тывинское УФАС России, действующим законодательством Российской Федерации, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации, в связи с чем информация, указанная в настоящем письме, является мнением территориального антимонопольного органа.
Эквивалент. Часть 1. Эквивалент элемента. Задачи.
Источник: tuva.new.fas.gov.ru
Верховный суд РФ посчитал допустимым использовать товарный знак в проектной документации без фразы «или эквивалент»
В определении Верховного суда РФ от 8 июня 2021 г. N 308-ЭС21-7447 представлена позиция предусматривающая возможность указания товарного знака в проектной документации без сопровождения фразой «или эквивалент», которая дает сильную поддержку заказчикам, проводящим закупки строительных работ.
Предметом судебного спора стало решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее — УФАС), которое признало муниципальное казенное учреждене города Гуково «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Заказчик) нарушившим ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ в связи с включением в описание объекта закупки проектной документации, содержащей торговое наименование используемых при выполнении работ товаров, без указания на возможность использования эквивалента.
Заказчик объявил электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту канализационных коллекторов к документации которого прилагалась проектная документация, содержащая товарные знаки без фразы «или эквивалент». В решении УФАС выражалось мнение о том, что в случае, если проектная документация содержит указание на конкретные торговые знаки оборудования, заказчик должен предусмотреть в документации о закупке возможность использования подрядчиком эквивалентного оборудования, то есть должны быть одновременно выполнены правила пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
УФАС в своем предписании потребовало от Заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки отменить все сформированные в рамках осуществления закупки протоколы, внести изменения в аукционную документацию, продлить срок подачи заявок на участие в аукционе, совершить дальнейшие действия по проведению аукциона.
Заказчик с этим требованием не согласился, с связи с чем обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительными решения и предписания.
Суд первой инстанции встал на сторону УФАС, а все последующие инстанции признали позицию Заказчика обоснованной.
Суды посчитали позицию УФАС несостоятельной, поскольку применительно к буквальному содержанию пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе такая позиция подразумевает, по существу, введение дополнительного требования, не предусмотренного законом применительно к используемой в документации о закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства ранее утвержденной проектной документации.
При этом выполнение требований Закона о контрактной системе, направленных на создание конкурентных условий для осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, не должно ставить под угрозу публичные интересы в иных сферах, в том числе обеспечение безопасности в градостроительной деятельности.
Таким образом, вывод судов состоит в том, что указание товарного знака определенного производителя в отношении материалов, подлежащих применению при выполнении работ, обусловлено необходимостью обеспечения безопасности и описания конкретных проектных решений. При этом товар соответствующего качества и свойств может быть предложен несколькими подрядчиками.
Источник: razvitie.expert
Повлияет ли использование эквивалентных материалов на смету?
Добрый день. В состав документации к аукциону приложена смета, в которой указаны конкретные материалы (торговая марка единственного производителя) тех. требования к материалам или оговорка «или эквивалент» в документации отсутствуют. нарушает ли это ст.33 и как принудить заказчика изменить требования к закупке. повлияет ли использование эквивалентных материалов на смету?
Добрый день, во-первых, Вы можете написать письмо заказчику с просьбой уточнить описание объекта покупки, поскольку у Вас есть сомнения в правомерности отражения в смете указания на использование материалов определенного производителя.
В Законе N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указано, что
Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В случае отсутствия внятного ответа заказчика с разъяснением по Вашему вопросу напишите обращение в УФАС по Вашему региону, указав, что в действиях заказчика усматривается нарушение ст. 33 ФЗ № 44.
Источник: pravoved.ru