Эквивалент в строительстве это

Федеральное государственное бюджетное учреждение плани­рует провести закупку (электронный аукцион) на выполнение работ по ремонту кровли здания. Для этого ранее был заключен договор на разработку проектной документации на ремонт кровли. В проектной документации указаны конкретные марки материалов, используемых для ремонта кровли.

Обязано ли учреждение указывать в проектной документа­ции слова «или эквивалент» в случаях указания на конкретные марки товаров, используемых в работе? Если обязано, то надо ли раскрывать их технические характеристики (параметры эквивалентности)?

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объ­екта капитального строительства должны осуществляться в соответствии с проектной документацией, определяющей архитектурные, функционально-технологические, конструк­тивные и инженерно-технические решения для обеспече­ния строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ).

Что такое эквивалент?

Состав проектной документации объектов капитально­го строительства, обязательный перечень разделов такой документации указаны в ч. 12 ст. 48 ГрК РФ и в Положении о составе разделов проектной документации и требова­ниях к их содержанию, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (далее — Положение № 87). При этом нормы ГрК РФ и Положения № 87 не содер­жат запрета на включение в состав проектной документации наименований товарных знаков материалов, используемых для выполнения работ, равно как не содержат указания на включение в описание используемых материалов слов «или эквивалент». Предметом регулирования законодательства о контрактной системе этот вопрос не является. Таким обра­зом, проектная документация может содержать указание на конкретные товарные знаки и наименования конкретных марок материалов.

При этом в рассматриваемой ситуации необходимо учиты­вать следующее.

Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муници­пальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия кон­тракта в соответствии со ст. 33 этого закона, устанавливающей единые требования, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупок вне зависимости от способа осуществления закупок.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ описание объ­екта закупки должно носить объективный характер, содержать функциональные, технические и качественные характеристи­ки, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке в соответствии с тре­бованиями, указанными в ч. 1 ст.

33 Закона № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 той же статьи).

В свою очередь, лицо, осуществляющее строительство, обе­спечивает соблюдение требований проектной документации, несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (ч. 3, 6 ст. 52 ГрК РФ).

Следовательно, при закупке работ по капитальному ремон­ту объекта капитального строительства путем проведения электронного аукциона в документации о таком аукцио­не указываются содержащиеся в проектной документации показатели (характеристики работ), связанные с определе­нием соответствия выполняемых работ потребностям заказ­чика (см. письма Минэкономразвития России от 13.10.2015№ Д28и-3073, ФАС России от 09.03.2016 № АЦ/14427/16).

Вместе с тем при описании характеристик работ в докумен­тации об электронном аукционе необходимо учитывать огра­ничения, установленные ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Читайте также:  Образец письма на готовность к строительству

Так, по общему правилу в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наи­менований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к това­рам, информации, работам, услугам, если эти требования влекут за собой ограничение количества участников закупки. Исключение составляет случай, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Далее норма п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ указывает слу­чай, в котором документация о закупке может содержать ука­зание на товарные знаки — обозначения, служащие для инди­видуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 1477 ГК РФ): если при выполне­нии работ, оказании услуг предполагается использовать това­ры, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением двух случаев (в этих случаях закон прямо предусматривает возмож­ность закупки товаров, обозначенных конкретным товарным знаком):

• несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

• закупка запасных частей и расходных материалов к маши­нам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудо­вание.

Каких-либо исключений из этого правила для случаев закупки строительных работ, выполняемых в соответствии с проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, Закон № 44-ФЗ не устанавливает.

В рассматриваемой ситуации проектная документация в описании используемых для строительства материалов содер­жит указания на конкретные товарные знаки.

В таком случае заказчику следует установить, совместимы ли товары, обозначенные другими товарными знаками, с товарами, используемыми заказчиком при осуществле­нии строительства, возможно ли обеспечить необходимое взаимодействие таких товаров с товарами заказчика. Данный вопрос является не правовым, а техническим, и его решение зависит от конкретных обстоятельств. При несовме­стимости таких товаров, невозможности обеспечить соответ­ствующее взаимодействие включать слова «или эквивалент» в описание объекта закупки не требуется (см. постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 № 06АП-2035/16, решение УФАС по Красноярскому краю от 23.05.2017 № 609).

Если же при производстве работ могут быть использованы товары, обозначенные другими товарными знаками (несо­вместимость отсутствует), в описании соответствующих мате­риалов в аукционной документации обязательно указываются слова «или эквивалент» (см. письмо Минэкономразвития России от 19.11.2015 № Д28и-3483, решение Якутского УФАС России от 09.12.2015 № 06-973/15т). В таком случае заказчик должен установить значения эквивалентности това­ров (подп. «а» п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

При этом следует обратить внимание, что критерии экви­валентности и совместимости (несовместимости) товаров в Законе № 44-ФЗ отсутствуют. Заказчик должен разработать такие критерии самостоятельно исходя из своей потребности в выполнении работ с определенными качественными харак­теристиками (см. также решение ФАС России от 31.03.2016 № К-493/16, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015 № 11АП-6034/15).

В заключение необходимо отметить позицию ФАС России, изложенную в Обзоре административной практики (прак­тики применения КоАП РФ) в сфере размещения зака­зов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2010 г.). Представители антимонополь­ной службы указали на право заказчиков при составлении задания разработчику проектной документации установить запрет на использование в ней указания на товарные знаки.

Читайте также:  Эрмитаж история строительства и архитектура зданий читать

В противном случае заведомое указание в проектной доку­ментации на конкретные марки материалов может быть рас­ценено антимонопольным органом как очевидный обход заказчиком требования запрета использовать наименования товарных знаков без сопровождения словами «или эквива­лент». Указанная позиция была сформирована еще в пери­од действия Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Закон № 94-ФЗ), но поскольку в рассматриваемой части нормы этого закона (ч. 3, 3.1 ст. 34 Закона № 94-ФЗ) по существу аналогичны положениям Закона № 44-ФЗ, сле­дует полагать, что она актуальна и в настоящее время.

Источник: moscowtorgi.ru

Эквивалент товара в тендерной документации 2022 г.

Эквивалент товара — это аналогичный требуемому товарному знаку продукт с идентичными техническими характеристиками (сорт, класс и т. д.). Подобное указание в проектных документах заказчика делается в соответствии с требованием обеспечения свободы конкуренции по 44-ФЗ.

1. Эквивалент товара: когда он нужен?

1) Участники торгов для победы в тендерной процедуре должны предложить минимальную цену. Но заявленный заказчиком товарный знак, как правило, является известным товарным брендом, и по определению обладает высокой ценой. Однако рынок предлагает множество дешевых аналогов известного продукта, которые не уступают своему известному собрату по техническим характеристикам. Вот тут для участников торгов и разворачивается поле для маневра: найти и предложить дешевый товар, о котором пока неизвестно конкурентам.

2) В торгах могут принять участие и производители товара-эквивалента. В этом случае принцип обеспечения конкуренции в 44 ФЗ станет стимулом для развития отечественного производителя, который может снизить цену почти до себестоимости продукта.

3) Заказчик может и не нуждаться именно в товарном знаке, заявленном в проектной документации, просто ему нужно сориентировать поставщиков в том, какого рода и уровня продукция его интересует. В этом случае термин «эквивалент» позволяет увеличить число участников закупки и дать заказчику возможность более широкого выбора (п. 1 ч. 1 ст. 33).

4) В торгах на ЭТП торговый знак может означать продукцию, необходимую для проведения работ, поэтому здесь обычно упоминание определенной товарной марки служит ориентиром для участников закупки, а не препятствием для участия в ней, если они не обладают продуктом названного заказчиком бренда, но их предложения позволяют использовать товар, возможно, даже с улучшенными техническими характеристиками по сравнению с товаром, прописанным в тендерной документации.

Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах!

2. В каких случаях товарный знак прописывается без указания «или эквивалент»?

В законодательстве прописаны два исключения, когда эквивалент требуемому товару невозможен (п. 1 ч. 1 ст. 33 № 44-ФЗ).

1) заказчику нужны запчасти и расходные материалы к конкретной технике или транспорту. Естественно, в некоторых случаях можно подобрать аналог (например, запчасти на Ford Focus 2 намного дешевле, чем аналогичные детали для автомобиля Mazda 3, несмотря на то, что они практически идентичны), но, в большинстве случаев, заказчику требуется именно указанный в документации товарный знак, в особенности если данное обстоятельство является обязательным условием гарантийного обслуживания техники заказчика.

2) если эквивалент требуемого товара системно или технологически несовместим с оборудованием заказчика. Речь может идти о высокотехнологичных продуктах, делающих использование товаров других производителей невозможным.

Указание на возможность поставки товара эквивалентного прописанному в документации обязательно и для государственных закупок, см. п. 3 ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ.

Но и в этом случае могут быть исключения, если заказчик приведет аргументы несовместимости аналогов заявленного к закупке товарного знака, подкрепив их технической документацией по обслуживанию оборудования.

Читайте также:  Как правильно рассчитать количество кирпичей на строительство дома

3. Видео-инструкция «Тендерная документация»

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Источник: cpp-group.ru

Рейтинг
Загрузка ...