Давайте обратим внимание на основные принципы по организации выполнения электромонтажных работ в две стадии.
Порядок выполнения ЭМР.
Первая стадия
Первой стадией является подготовка объекта и оборудования для монтажа. Первым делом нужно обеспечить стабильную работу оборудования внутри здания.
Сюда включается монтаж опорных конструкций для электрооборудования, прокладка проводов и кабелей, установка шинопроводов, монтаж пластмассовых и стальных труб, прокладка скрытой проводки для отделочных и штукатурных работ и многое другое. Снаружи здания предварительных работ тоже хватает – нужно решить вопрос по заземлению сети и монтажу кабельных сетей. На первой стадии работы выполняются в здании по совмещенному графику. Производство основных строительных работ идут параллельно, также на этом этапе происходит защита проложенных труб и установленных конструкций от загрязнений и поломок.
Одновременно с этим в МЭЗ осуществляют предварительную сборку укрупненных блоков и узлов электрооборудования, заготовку узлов и пакетов осветительных и силовых электропроводок, а также проверку, регулировку и испытание электрооборудования, аппаратуры и т.п.
Электрика самостоятельно — Что нужно для начала электромонтажных работ (1 серия)
Вторая стадия работ
Ко второй стадии работ относят в первую очередь монтаж электрооборудования, прокладку кабелей для узлов и пакетов и обеспечение подключения электрооборудования. В таких электротехнических помещениях, как машинные залы, ЗРУ, камеры трансформаторов, туннели и каналы, вторая стадия работ происходит только после завершения всего комплекса отделочных и общестроительных работ. Так же к этому времени должны быть закончены монтаж сантехнических устройств и другие специальные работы.
В других производственных помещениях неэлектротехнического типа, таких как пролеты цехов, к электромонтажным работам второй степени приступают только после установки необходимого технологического оборудования, а также монтажа вентиляционных коробов и санитарно-технических трубопроводов. За порядок проведения ЭМР второй стадии, которые проходят одновременно с работами других смежных организаций, отвечает сводный сетевой график. В нем же отражаются все вопросы, касающиеся безопасности при совмещенных с разными организациями работах. Меры, указанные в графике предусматривают все защитные устройства, необходимые для смежных работ разными организациями в одном помещении.
Монтаж электротехнических устройств заканчивается проведением всех необходимых испытаний смонтированного электрооборудования, об успехе которых свидетельствует подписание соответствующего документа, который называется акт окончания монтажа. Испытание начинается в тот момент, когда электроустановка входит в эксплуатационный режим. После этого организация выполнения электромонтажных работ в две стадии завершается.
Для слежения за процессом монтажа всех электротехнических устройств ведется специальные журналы производства на каждом объекте работ. Эти журналы входят в перечень документов, которые электромонтажная организация передает заказчику. Там же находится перечень протоколов и актов всех проверок и проведенных испытаний.
Такой разный электромонтаж. Какие бывают виды электромонтажных работ на строящемся предприятии?
Бригада, как производственная единица
Бригада электромонтажников является первичной производственной единицей. Во главе каждой бригады находится бригадир, который отвечает за безопасность, трудовую деятельность и своевременное и качественное выполнение всех работ.
Бригады бывают:
Специализированные бригады выполняют один вид работ, например монтаж осветительных сетей, а комплексные – выполняют перечень работ разной специальности. Специализированные бригады имеют большую популярность в сфере ЭМР, однако комплексные бригады получают все большее распространение благодаря переходу на коллективный подряд.
Обеспечение бригад
Одним из самых важных условий для выполнения электромонтажных работ является обеспечение бригад всеми необходимыми материалами и техническим оборудованием. Своевременность обеспечения влияет на время работы и простоев.
Первым делом бригада должна быть обеспечена обработанными чертежами и схемами всей установки. Также должны присутствовать схемы и описания наиболее сложных электротехнических аппаратов и машин. Монтаж электрических устройств и ППР должен осуществляться строго с соответствующими технологическими инструкциями и картами.
Мелкий инструмент, разнообразные механизмы и приспособления должны быть в оснащении каждого члена бригады. Выдается он в соответствии с выполняемыми работами. Для обеспечения рабочих бригадным и индивидуальным инструментом в последнее время стало актуально использование специальных прицепов для бригад, работающих на специализированных участках, таких, например, как монтаж соединений, трансформаторов, контуров заземления и т.д.
Для удобности хранения и транспортировки инструментов бригады оснащаются специальными инструментальными передвижными контейнерами. Габариты его составляют 1700 х 1100 х 1500 мм. Ничего оригинального в конструкции инструментального контейнера нет – двустворчатые раздвижные двери с обеих сторон, а внутри полочки, ящики и выдвижные кассеты.
Так же для обеспечения всех членов бригады необходимыми инструментами по заявке бригадира в монтажную зону направляют инструментальную кладовую. Основная функция кладовой – это замена неисправных инструментов на новые.
Одежда работников
Комлектация объектов и персонала производится централизованно. Спецодежда работникам выдается в соответствии со специальностью и условиями:
Описание должности Производитель работ (Поток электромонтажных работ)
Требований к квалификации
Прораб ЭМР должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в строительстве на инженерно-технических должностях не менее 3 лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в строительстве на инженерно-технических должностях не менее 5 лет.
1. Прораб ЭМР проходит аттестацию по «Правилам устройства электроустановок», «Правилам эксплуатации электроустановок потребителей», Межотраслевым «Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок» один раз в год.
2. Прораб ЭМР проходит аттестацию по охране труда и промышленной безопасности 1 раз в 3 года.
3. Прораб ЭМР проходит аттестацию по «Правилам устройств и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» 1раз в 3 года.
4. Прораб ЭМР должен быть обучен пожарно-техническому минимуму для руководителя и ответственного за обеспечение пожарной безопасности в подразделении ОАО «NNN».
Обязанности / функции
1. Отвечает за сохранность товарно-материальных ценностей на строительном объекте, является материально ответственным лицом.
2. Организует производство электромонтажных работ на строительном объекте в соответствии с требованиями нормативно-технической, проектно-сметной документации и обеспечивает качество электромонтажных работ.
3. Организует проведение гарантийного обслуживания электрооборудования на законченных строительных объектах, согласно процедуре СМК 7.5.1 – 2 «Гарантийное обслуживание».
4. Осуществляет планирование и учет производственной деятельности, организацию труда подчиненного персонала.
5. Подает заявки на электроматериалы, изделия, конструкции, инструмент, инвентарь, необходимые для производственной деятельности потока ЭМР.
6. Организует и контролирует приемку, выгрузку, складирование и хранение изделий, материалов, поставляемых на строительный объект.
7. Обеспечивает проведение входного контроля электроматериалов и комплектующих изделий, поставляемых на строительный объект.
8. Обеспечивает учёт материалов и отчетность о выполнении объемов электромонтажных работ, с использованием специализированной программы SAP R/3.
9. Подготавливает фронт работ для субподрядных организаций, принимает непосредственное участие в приемке выполненных работ.
10. Участвует совместно с представителями электролаборатории Службы главного энергетика ОАО «NNN» в проведении лабораторных испытаний электроустановки жилого дома с составлением соответствующих «Актов».
11. Оформляет акты на скрытые работы, в соответствии с перечнем, установленным ИГАСН, осуществляет ведение исполнительной документации.
12. Участвует в работе приёмочной комиссии по сдаче-приёмке строительного объекта в эксплуатацию, осуществляет контроль за устранением в установленный срок недостатков и дефектов, выявленных комиссией.
13. Обеспечивает наличие и сохранность контрольно-измерительного оборудования на потоке ЭМР, осуществляет контроль за его своевременной поверкой.
14. Обеспечивает сохранность оборудования, инвентаря, приспособлений закрепленных за потоком электромонтажных работ.
15. Обеспечивает наличие и сохранность нормативно-технической, проектно-сметной, организационно-распорядительной документации, документов ИСМ на строительных объектах. По результатам проверок, дней качества и проведения внутренних аудитов функционирования системы менеджмента качества обеспечивает выполнение корректирующих и предупреждающих действий, относящихся к деятельности потока ЭМР.
16. Участвует в комиссиях по испытанию новых строительных материалов и комплектующих изделий.
17. Ежегодно участвует в проведении инвентаризации на строительных объектах совместно с комиссией по инвентаризации, назначенной приказом ОАО «NNN».
18. Участвует в обучении и повышении квалификации рабочих потока электромонтажных работ. Проводит обучение подчиненных ему рабочих правилам охраны труда и промышленной безопасности.
19. Систематически проводит работу по созданию и соблюдению безопасных условий труда, требований промышленной безопасности. Соблюдает требования по охране окружающей среды. Соблюдает и контролирует соблюдение подчиненным персоналом правил внутреннего трудового распорядка. Соблюдает и контролирует соблюдение подчинённым персоналом правил противопожарной безопасности.
ЭМР и ПНР на промышленном предприятии
Электромонтаж и пусконаладка в промышленности
Начнем с терминологии:
В 2009 году специалисты электромонтажной компании Строй-М участвовали в работах на вновь строящемся цементном заводе в близи города Новотроицк. Краткая характеристика объекта:
ООО «Южно-уральская Горно-перерабатывающая Компания»
Производственная мощность: выпуск 1 млн. 300 тысяч тонн цемента в год.
Проектную документацию по объекту разработало ОАО «Сибниипроектцемент». Было приобретено оборудование немецкого концерна KHD HUMBOLDT WEDAG International. Представители этой фирмы, во время строительства и запуска производства вели шефмонтаж, пуско-наладочные работы, отладку программы и технологического процесса. Монтажные работы и часть пуско-наладки выполнили Российские компании.
В связи с тем, что строительная часть по возведению зданий и сооружений объектов производилась с запаздыванием относительно графика, все остальные работы проводились в режиме цейтнота. Для сдачи объекта в срок, генеральным подрядчиком было привлечено несколько субподрядных организаций. Совместными усилиями объект был запущен в эксплуатацию и выведен на проектную мощность с не значительным опазданием относительно сроков графика производства работ.
Силами наших работников на объекте были выполнены:
Монтаж кабельных конструкций и трасс;
Монтаж кабельных конструкций и трасс (ЭМР)
Так как монтажом технологического оборудования занималось отдельное предприятие, оставалась необходимость лишь в подводе кабельных трасс к потребителям, контрольно-измерительным приборам и их подключение. По предоставленной проектной документации были выполнены работы по монтажу металлических конструкций из лотков открытого типа, труб. По ним были проложены кабельные трассы, а сами конструкции заземлены. Силовые питающие кабели от понижающей подстанции частично уложены в траншеи, остальная часть открыто на кабельных эстакадах. По завершении монтажа кабельных трасс, кабели были оконцованы муфтами, а жилы присоединены к электроустановкам и потребителям согласно проекту.
Пусконаладочные работы (ПНР)
Из-за необходимости сдать объект в кратчайшие сроки, электроиспытания пришлось проводить параллельно с завершением электромонтажных работ. Для этого были строго разграничены сегменты в которых были завершены работы по прокладке, подключению кабелей и те, где работы продолжались. Одним из уже готовых участков оказался «Многосекционный силос цемента с отгрузкой». Его мы и опишем как пример произведенных работ электролаборатории и пуско-наладке.
Многосекционный силос представляет собой огромную бетонную бочку для хранения готовой продукции с возможностью её отгрузки в самосвалы, вагоны железнодорожных составов или автоматизированной фасовки в мешки. Весь процесс полностью автоматизирован.
Основные характеристики объекта:
Наименование устройства | Количество | |||
Электроприводы конвейеров, желобов, транспортеров, талей, лифта, вентиляторов, т.д. |
Обогревательные элементы двигателей, желобов
Так как шкафы управления технологическим процессом были закуплены в сборе и имели сертификат о заводской проверке, то проводить дополнительные испытания пуско-регулирующей аппаратуры не целесообразно. Остальные же измерения и испытания были выполнены в полном объеме.
Технический отчет
по наладке электрооборудования.
Проекты 306-2-06-23-АСУТП.ЭМ, 306-2-06-23-АСУТП.АТХ,
306-2-06-23-ЭМ, 306-2-06-23-ЭМ1, 306-2-06-23-ЭО.
Протокол №1
«Проверки цепи между заземляющей магистралью и заземляемыми частями электрооборудования»
При составлении протокола были визуально осмотрены все цепи между заземлителем и заземляемыми установками, измерено значение сопротивления между заземлителем и каждой отдельно взятой установкой, полученные результаты сверены с нормативными. Для измерения сопротивления был использован Мост постоянного тока ММВ, предел измерения 0,05-50000 Ом, класс точности 1,5.
Результаты проверки показали не удовлетворительные значения сопротивления между заземлителем и заземляемой установкой на трех электродвигателях. Были составлены предписания по устранению выявленных недочетов. После устранения замечаний, цепи были повторно проверены. Результаты находятся в допустимых пределах.
На основании результатов по проверке цепи между заземляющей магистралью и заземляемыми частями электрооборудования было сделано заключение:
» Кабельные металлоконструкции, а так же трубная разводка имеют видимое соединение с естественными заземлителями. Соединения секций металлических кабельных лотков выполнено с применением царапающих шайб. Измеренное значение сопротивления цепи соответствует нормам ПУЭ, седьмое издание, раздел 1, гл. 1.8.При визуальном осмотре обрывы и неудовлетворительные контакты в цепях между заземлителем, заземленной установкой и ее элементами не установлены. Цепи заземления соответствуют нормам ПУЭ, седьмое издание, раздел 1, гл. 1.8; ПТЭЭП.»
Протокол №2
«Измерения сопротивления изоляции»
Для нормального функционирования электроустановок проводятся замеры сопротивления изоляции жил проводников. В кабелях: все жилы (L1,L2,L3. )между собой, каждую жилу в отдельности относительно нулевой шины(N) и шины заземления(PE). Полученные результаты сравниваются с нормативными, затем выносится заключение.
Замеры сопротивления изоляции жил кабелей произведены с использованием Мега омметра Ф4102/2, диапазон измерений 0-10000 МОм, класс точности 1,5.
В общей сложности было выполнено 388 замеров, соответствующих нормативам и сделано общее заключение: «Сопротивление изоляции проверенных жил кабелей соответствует нормативам ПУЭ седьмое издание, раздел 1. гл. 1.8.»
Протокол №3
«Проверки срабатывания защиты в системе питания с заземленной нейтралью
электроустановок до 1000 В.»
Данное испытание чаще упоминается как: «Проверка параметров петли Фаза-Ноль». Этот опыт оценивает цепь электропитания в целом и дает её качественную характеристику. Результатом же проведения испытания является оценка способности отключения пускорегулирующей аппаратуры при превышении номинальных значений в конкретной цепи.
Электроиспытания проводились с использованием Измерителя сопротивления петли фаза-нуль Sonel MZC-300, предел измерения 0,00-19,9, класс точности 2%.
На основании выполненных замеров, расчетов и сравнении их с нормативными, по каждой отдельной кабельной трассе было сделано общее заключение по объекту: Средства защиты и цепи зануления осмотрены визуально. Механические повреждения не установлены. Автоматы и предохранители в цепи нулевого провода отсутствуют. Сечение нулевого провода удовлетворяет требованиям ПУЭ, изд. седьмое, раздел 1, гл. 1.8. Цепи фаза-нуль соответствуют требованиям ПУЭ, изд. седьмое, раздел 1, гл.1.8.»
Протокол №4
В ходе работ по составлению протокола были выполнены следующие виды работ по испытанию и наладке электрооборудования:
В протокол внесены следующие записи:
Проверена работа электродвигателей в течение 1 часа с ненагруженным механизмом и под нагрузкой.
Заключение: Вышеперечисленное электрооборудование можно включать в длительную эксплуатацию.
Источник: dom-srub-banya.ru
Монтаж электрических установок — Производство электромонтажных работ
В основе правильной организации ЭМР лежат высокая степень их индустриализации и механизации и применение высокопроизводительной монтажной технологии.
Под индустриализацией понимают такое направление технического прогресса, при котором собственно электромонтажные работы на объекте сводятся к установке и подключению комплектных крупноблочных электротехнических устройств, изготовленных, смонтированных и проверенных на заводах, а также укрупненных монтажных узлов и блоков, собранных и предварительно отрегулированных в мастерских ЭМУ, т. е. вне монтажной площадки.
Под механизацией работ понимают выполнение ЭМР с помощью механизмов и приспособлений. Механизация работ, выполняемых в мастерских, осуществляется с помощью различных станков и механизмов. При этом для работ массового характера, например заготовки ошиновки, стальных и пластмассовых труб, электропроводок, крепежных конструкций и т. п., в мастерских крупных монтажных организаций из комплекса станков и механизмов создают специальные технологические линии, на которых последовательно производят все необходимые операции по обработке данной заготовки.
Механизация работ на монтажном объекте сводится главным образом к применению механизированных способов: установке крепежных деталей (забивание дюбелей с помощью строительно-монтажного пистолета, просверливание и прибивка отверстий и гнезд с помощью электросверлилок и электрических и пневматических молотков), опрессованию наконечников и соединительных гильз на жилах проводов и кабелей, а также применению подъемнотранспортных и других механизмов (автокранов, автопогрузчиков, электрокаров, автовышек, автоямобуров, кабельных транспортеров и т. п.). При ЭМР широко применяют электросварку и разные виды газовой сварки, а при монтаже соединений проводов ВЛ н жил кабелей — термитную сварку.
ВЫПОЛНЕНИЕ ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫХ РАБОТ В ДВЕ СТАДИИ
Остановимся на основном организационном принципе выполнения ЭМР на объекте монтажа в две стадии [2].
В первой стадии должны выполняться все подготовительные и заготовительные работы. Внутри зданий и сооружений производятся работы по монтажу опорных конструкций для установки электрооборудования, шинопроводов, прокладки кабелей и проводов, по монтажу троллеев для электрических мостовых кранов, по монтажу стальных и пластмассовых труб для электропроводок, по прокладке проводов скрытой проводки до штукатурных и отделочных работ, а вне зданий и сооружений — работы по монтажу кабельных сетей и сетей заземления. Работы первой стадии выполняют в зданиях и сооружениях по совмещенному графику одновременно с производством основных строительных работ, при этом применяются меры по защите установленных конструкций и проложенных труб от поломок и загрязнений.
В этот период вне монтажной зоны в МЭЗ производят предварительную заготовку узлов и пакетов силовых и осветительных электропроводок, сборку укрупненных узлов и блоков электрооборудования, предварительную регулировку, проверку и испытание электрооборудования аппаратуры и машин на стендах и т. п.
Во второй стадии выполняют работы по монтажу электрооборудования (укрупненных узлов и блоков), прокладке кабелей и проводов (узлов и пакетов), шинопроводов и подключению кабелей и проводов к выводам электрооборудования. В электротехнических помещениях (ЗРУ, машинных залах, помещениях распределительных щитов, постов и станций управления, камерах трансформаторов, кабельных полуэтажах, туннелях и каналах) работы второй стадии выполняют после завершения комплекса общестроительных и отделочных работ и по окончании работ по монтажу сантехнических устройств и других специальных работ.
В других (производственных неэлектротехнических) помещениях и зонах, в том числе в пролетах цехов, электромонтажные работы второй стадии выполняют после установки технологического оборудования, монтажа технологических, санитарно-технических трубопроводов и вентиляционных коробов. Электромонтажные работы второй стадии, выполняемые одновременно с работами смежных специализированных организаций, осуществляются в последовательности и в порядке, установленных сводным сетевым графиком. При этом в сетевом графике отражаются вопросы безопасности при совмещенном выполнении работ разными организациями. Эти меры должны предусматривать защитные устройства при необходимости одновременного производства работ на разных отметках в одном помещении.
Окончанием монтажа электротехнических устройств является завершение индивидуальных испытаний смонтированного электрооборудования и подписание рабочей комиссией акта о приемке электрооборудования после индивидуального испытания. Началом индивидуальных испытаний является момент введения эксплуатационного режима на электроустановке, объявляемого заказчиком на основании извещения пусконаладочной и электромонтажной организаций.
В процессе монтажа электротехнических устройств на каждом объекте строительства ведутся специальные журналы производства электромонтажных работ [12]. По завершении работ электромонтажная организация передает генеральному подрядчику документацию, предъявляемую рабочей комиссии согласно [65]. Перечень актов и протоколов проверок и испытаний определяется в [3] и в ведомственных нормативных документах, утверждаемых в порядке, установленном в [1].
Источник: forca.ru
Понятия и технология судовых электромонтажных работ
Электромонтажными работами (ЭМР) называют производственные операции, выполняемые в цехе и на судне, по подготовке, монтажу и испытаниям в действии электрооборудования и судовых кабелей.
Рис. 1 Крепление в кассетах пучков магистральных кабелей по борту машинного отделения
ЭМР производят региональные электромонтажные предприятия (ЭМП). Как правило, на каждом судостроительном предприятии расположен электромонтажный цех ЭМП, выполняющий ЭМР.
Под электрооборудованием в ЭМР понимают совокупность:
- Генерирующих;
- Потребляющих и преобразующих электрическую энергию устройств;
- А также радиоэлектронные;
- Навигационные;
- Автоматического управления системы;
- Системы связи и другие подобные.
Иными словами, любое устройство, прибор, изделие, к которым подключают кабели, входит в понятие «электрооборудование судна».
Рис. 2 Подвески для установки электрооборудования:
а — Г-образная подвеска; б — П-образная подвеска
Технологический цикл ЭМР проходит в несколько этапов, продолжительность и объем которых тесно связан с готовностью корпуса судна и ею определяется.
- Подготовительные работы в цехе;
- До и послеизоляционные подготовительные работы на судне;
- Монтаж электрооборудования;
- Монтаж кабелей;
- Регулировочно-сдаточные работы.
Проектирование технологии ЭМР состоит в:
- Разработке организационно-технологических методов их проведения;
- Способе проверки;
- Настройке;
- Регулировке электрооборудования и кабельной сети;
- Сдаче заказчику.
Практическое распространение получили методы организации электромонтажных и настроечно-сдаточных работ:
- Параллельный;
- Автономно-районный;
- Агрегатно-блочный.
Технологические этапы ЭМР предусматривают:
- Подготовительные работы в цехе по подбору электрооборудования по технологическим комплектам и бригадным участкам, а также заготовку на технологических барабанах мерных отрезков кабелей, в цехе изготавливают электромонтажные узлы и заготовки, осуществляют предмонтажную подготовку электрооборудования, которая включает расконсервацию оборудования, поступившего с завода-изготовителя, демонтаж (для хранения на межоперационный период) хрупких и бьющихся его частей, зачистку мест заземления оборудования, установку амортизаторов и перемычек заземления, технологическую комплектацию электрооборудования по помещениям и бригадным участкам;
- До изоляционные подготовительные работы на судне включают разметку (трасс) и установку креплений электрооборудования и кабелей;
- Послеизоляционные подготовительные работы предусматривают подготовку помещений судна к электромонтажным работам и монтаж части электрооборудования;
- Монтаж кабелей состоит в затяжке, укладке и креплении кабелей, вводу их в электрооборудование, в уплотнении мест прохода кабелей через палубы и переборки, заземлении металлических оболочек кабелей и корпусов электрооборудования;
- При монтаже электрооборудования осуществляют контактные и защитные оконцевания жил кабелей, их маркировку и подключение к электрооборудованию, на этом этапе производят также монтаж разъемных частей электрических соединителей;
- Регулировочно-сдаточные работы включают опробование электрооборудования в действии, сдачу его заказчику в ходе швартовных, ходовых и государственных испытаний.
Параллельный метод организации ЭМР применяют при суммарной длине прокладываемого кабеля до 100 км, когда под электромонтаж может быть сдан целый корпус судна. Параллельный метод основан на одновременном выполнении работ по затягиванию и подсоединению к оборудованию кабелей во всех подготовленных к монтажу помещениях судна с прокладкой каждого кабеля без промежуточной бухтовки. В первую очередь затягиваются магистральные кабели, затем местные.
Настроечно-сдаточные работы выполняют в целом корпусе судна (частично их могут осуществить на стендах). Параллельный метод позволяет провести монтаж электрооборудования в сжатые сроки, но требует сдачи судна под электромонтаж в один этап. При этом необходимо привлечение большого количества электромонтажников, единовременно работающих на судне.
Рис. 3 Свободная установка электрооборудования
а — на кронштейне; б — на каркасе
Автономно-районный метод организации применяют при секционном и блочном способах формирования корпуса судна и при суммарной длине прокладываемых кабелей свыше 100 км. ЭМР ведут в строительных районах, «островах» или блоках с представлением под электромонтаж автономно-монтажных районов независимо от готовности других районов судна. ЭМР выполняют на два этапа – по готовым районам, а затем и в целом корпусе. В каждом районе работы начинают с затяжки внутрирайонных кабелей.
Первоочередность затяжки зависит от:
- Соотношения количества местных и магистральных кабелей в каждом из автономно-монтажных районов;
- Наличия критических участков, находящихся на критическом пути графика постройки судна, и сложных электромонтажных узлов (с которых начинается электромонтаж);
- Расположения кабелей в узлах крепления и у оборудования;
- Конструктивных особенностей кабелей.
Межрайонные магистральные кабели прокладывают в несколько этапов по основным направлениям затяжки кабелей и, как правило, без промежуточных бухтовок. Автономно-районный метод обеспечивает высокий ритм и широкий фронт работ. Электрооборудование при проектировании судна размешают но возможности так, чтобы минимизировать количество кабельных связей между автономно-монтажными районами. Электрооборудование, к которому подсоединяется значительное количество магистральных кабелей, по возможности располагают в районах прохождения основных магистральных трасс или в помещениях, прилегающих к ним.
Для проведения настроечно-сдаточных работ в автономно-монтажных районах или в их группах до окончания электромонтажа по судну в целом электроэнергетическая система должна получать временное питание от береговой сети. В случае необходимости применяют временные щиты питания и переключатели, удовлетворяющие требованиям техники безопасности проведения настроечно-сдаточных работ.
Рис. 4 Монтаж пульта управления судном (ПУС)
Для подачи электроэнергии с берега на судно в процессе его постройки целесообразно выделять в отдельный этап «участок-схему» генерирования электрической системы (ГРЩ), распределительные щиты, кабельные связи. ЭМР «участка» должны быть выполнены на раннем этапе без ожидания подготовки других помещений судна под электромонтаж.
Агрегатно-блочный метод организации целесообразен при блочно-модульном способе формирования корпуса. Выполнение ЭМР тогда возможно вне стапеля, а массовые и трудоемкие производственные процессы и технологические операции в цехах, на участках и на рабочих местах могут быть механизированы. Если в цеховых условиях будут использовать ту же технологию и те же технические средства, что и на судне (без специализации работ и применения цеховых средств механизации), то сам по себе перенос основного объема работ с судна в цех не даст снижения трудоемкости. Зато происходит сокращение стапельного периода постройки и улучшение условий труда, а эффект от сокращения стапельного периода превосходит эффект от сокращения трудоемкости ЭМР.
Для электромонтажного предприятия применение агрегатно-блочного метода также дает эффект, так как происходит рост производительности труда, улучшение условий труда и повышение качества работ. Более равномерно распределяется занятость электромонтажников и сглаживаются пиковые загрузки на завершающих этапах постройки судна.
Рис. 5 Монтаж главного распределительного щита ГРЩ 380 В
При традиционной технологии постройки судов подсоединение электрооборудования к кабельной сети производят только в условиях судна. При блочно-модульной постройке судов возможен перенос части или полного объема ЭМР в цеховые условия.
При организации ЭМР суда разбивают на электромонтажные районы, территориально и по объему работ соответствующие бригадному участку. Районы характеризуются относительной функциональной автономностью размещенного электрооборудования и изолированностью корпусной конструкции. Разбивку на районы производят как по территориальному, так и по схемному признакам.
В качестве примера районов, образованных по территориальному признаку, можно привести:
- Машинно-котельные отделения малых и средних судов;
- Отдельные платформы этих отделений на крупных судах;
- Румпельное отделение;
- Группы вспомогательных и бытовых помещений (каюты, санузлы, пищеблоки);
- Отдельные палубы надстроек и мачты.
Примером районов, образованных по схемному признаку, могут служить специальные посты (в частности, посты управления). Для каждого электромонтажного района комплектуют рабочие чертежи, необходимые для установки электрооборудования Установка электрооборудования, подготовка и монтаж кабелей на судне и прокладки кабелей.
Порядок выполнения электромонтажных и регулировочно-сдаточных работ на судне определяется технологическим планом, который должен обеспечивать:
- Выполнение ЭМР в соответствии со сроками строительства судна без помех работам по корпусно-механической части;
- Первоочередной монтаж объектов, расположенных на критических путях, а также электросистем, обеспечивающих безопасность судна на плаву;
- Максимально возможную равномерность загрузки электромонтажного цеха в течение всего цикла электромонтажных и регулировочно-сдаточных работ.
Разработку технологического плана ЭМР производят на стадиях эскизного и технического проектирования судна. Далее план уточняют и детализируют при разработке рабочего проекта ЭМР головного и серийных судов.
Рис. 6 Монтаж главного распределительного щита РЩ 24 В
Основные этапы составления технологического плана предусматривают:
- Изучение проекта электротехнической части судна и технологии его постройки, анализ особенностей монтажа и сдачи электрооборудования с учетом возможностей ЭМП;
- Выбор метода организации электромонтажных работ на судне;
- Определение участков монтажа (при параллельной организации работ целый корпус, при автономно-районной – автономно-монтажные районы и целый корпус, при агрегатно-блочной – сборочные единицы, автономно-монтажные районы и целый корпус);
- Определение технологической трудоемкости подготовительных работ в цехе и на судне, ЭМР, регулировочно-сдаточных работ;
- Расчет технологической обитаемости участков монтажа, т. е. допустимое число рабочих в отсеке при ЭМР;
- Определение продолжительности выполнения ЭМР, а по технологическому и сетевому графикам постройки судна определяют их требуемую продолжительность;
- Разработку принципиального технологического графика выполнения ЭМР и графика контрагентских поставок оборудования;
- Разработку основных положений организации подготовки и выполнения ЭМР.
При наличии полной информации о судне на этапе рабочего проектирования весь объем работ, выполняемых ЭМП, разбивают на технологические комплекты.
Источник: sea-man.org
Что такое электромагнитное реле
Электромагнитное реле (ЭМР) представляет собой электромеханическое устройство, реагирующее на изменение параметра системы размыканием или замыканием контактов, основной задачей которого является выполнение коммутационных операций в электрических цепях. Срабатывание может выполняться под влиянием таких факторов как электрический ток, давление или уровень жидкости, световая энергия.
Основные сферы применения в системах автоматики
В большинстве случаев ЭМР применяют для переключений нагрузок при коммутационном токе 10–16 А в сетях переменного (220 В) или постоянного (5–24 В) тока. Такие технические характеристики позволяют использовать реле для защиты таких электроустановок как маломощные двигатели, нагреватели, электромагниты, другие потребители мощностью до 4 кВт. Кроме того, реле применяют для управления цепями
- КИПиА;
- систем сигнализации;
- промышленной автоматики;
- систем удалённого регулирования.
Особенно эффективны ЭМР при работе с низковольтными индуктивными нагрузками с малой постоянной времени (до 10 мс). При этом токовые перегрузки при пуске невелики, а при отключении оборудования не происходят скачки напряжения. Способность устройства коммутировать сложные нагрузки обеспечивается их комплектацией контактными группами, рассчитанными на соответствующие токи.
Преимущества и недостатки использования ЭМР
Основными аргументами в пользу использования в схеме управления электрическими цепями электромагнитного реле становится:
- стойкость к воздействию на сети импульсных перенапряжений;
- способность электроизоляции выдерживать до 5 кВ между контактами и управляющей катушкой;
- незначительное падение напряжения на контактах в замкнутом состоянии;
- возможность коммутации нагрузок до 4 кВт при размере менее 10 см³;
- низкие показатели тепловыделения;
- наличие гальванической развязки между контактной группой и цепями управления;
- сравнительно доступная стоимость.
Среди «минусов» такого технического решения стоит выделить ограниченный механический ресурс оборудования, высокое потребление тока, создание помех в момент срабатывания.
Устройство и принцип работы
Основу конструкции ЭМР составляет сердечник из немагнитного сплава с электрической катушкой, выполненной из медной проволоки, покрытой диэлектриком (лаком, синтетической или тканевой изоляцией). При подаче напряжения на вход происходит втягивание подвижного элемента, за счёт чего контакты движутся.
Также конструкцией предусмотрено наличие нескольких функциональных блоков:
- промежуточные элементы, которые обеспечивают срабатывание исполнительного механизма;
- управляющие компоненты, преобразующие электрическую энергию на входе в магнитное поле);
- исполнительные устройства (контакты), воздействующие непосредственно на цепи управления.
Выпускаются ЭМР с нормально замкнутыми, разомкнутыми контактами, аппараты смешанного исполнения.
Принцип действия электромагнитного реле основан на работе магнитного поля, силовые линии которого пронизывают сердечник при подаче на катушку электрического тока. В результате к сердечнику притягивается якорь, обладающий магнитными свойствами. В результате контактная группа размыкается или замыкается. При падении напряжения возвратная пружина возвращает подвижный элемент в исходное состояние.
Особенность конструкции промежуточных ЭМР заключается в наличии в составе устройства полупроводниковой приставки времени. Управление ею обеспечивается путём поворота резистора. Для уменьшения инерционных показателей аппарат может комплектоваться шихтованным сердечником.
Основные виды ЭМР
Реле ЭМР принято классифицировать по нескольким параметрам. Исходя из особенностей конструкции, разделяют контактные и бесконтактные устройства. В первом случае речь идёт об устройствах, которые при срабатывании воздействуют контактной группой на силовую цепь, обеспечивая соединение или разрыв в ней. Во втором — аналогичный результат достигается изменением одного из параметров (напряжения, силы тока, ёмкости, сопротивления).
В зависимости от способа присоединения оборудование разделяют на следующие виды.
- Первичное (устройство подключается непосредственно в цепи управления).
- Вторичное, предусматривающее необходимость присоединения к сети через измерительный трансформатор тока.
- Промежуточное, работающее от исполнительных органов других релейных устройств. Такой принцип действия позволяет обеспечить размножение сигнала или его усиление.
В зависимости от вида напряжения на входе выпускаются устройства постоянного и переменного тока. Первый вариант в свою очередь можно разделить на поляризованные и нейтральные. Его ключевое отличие заключается в чувствительности устройства к полярности источника питания (в зависимости от этого якорь меняет направление движения якоря).
Среди недостатков оборудования постоянного тока выделяют сравнительно высокую стоимость и необходимость использования в комплексе с блоком питания. Подобных проблем при эксплуатации ЭМР переменного тока не возникает, но их существенным «минусом» станет вибрация во время работы и пониженная чувствительность.
Реле тока
Реле тока предназначено для контроля этого параметра в цепях электропотребителей. Возможно подключение устройства к силовым цепям или с использованием измерительного трансформатора. Передача данных в другие цепи выполняется путём подключения сопротивления.
Основным конструктивным отличием токового реле является конструкция катушки. Для неё используется толстый проводник, который обладает малым сопротивлением и наматывается на сердечник небольшим количеством витков. Для контроля заданных параметров предусмотрена автоматизированная система включения/отключения.
Реле времени
В большинстве случаев реле времени устанавливают при необходимости формирования каскадов пуска при подключении оборудования высокой мощности. Такой подход позволяет избежать резких скачков нагрузки в момент включения техники, превышающих допустимые значения. Задержка по времени обеспечивается за счёт дополнительного короткозамкнутого контура, роль которого выполняет надетая на сердечник медная гильза.
Принцип работы реле времени основан на «гашении» напряжённости электромагнитного поля за счёт наличия противоположно направленного тока. В итоге формируется задержка, величина которой может составлять 0.07–0.15 с. Регулировка выполняется пружиной якоря ЭМР. Тот же эффект наблюдается при выключении электропитания, но задержка может составлять 0.5–2 с.
Особенности подключения: типовые схемы
Наиболее распространена схема подключения однофазной нагрузки через релейные контакты или магнитный пускатель для защиты приводных механизмов от возникающих при аварийных ситуациях колебаний напряжения. Её использование допускает возможность регулировки рабочих параметров системы в достаточно широком диапазоне. К примеру, можно установить оптимальную по величине задержку включения.
Типовая схема подключения через релейные контакты
На приведенной на рисунке схеме реле 220 В подключается напрямую к контролируемой сети. Это позволяет прибору измерить входное напряжение, определить его соответствие допустимым параметрам. Если значение укладывается в заданный диапазон, включается АПВ (автоматический повтор включения). С установленным временным промежутком происходит замыкание контактов и подключение к сети.
Схема с магнитным пускателем
Подключение однофазной нагрузки может быть выполнено по схеме, предусматривающей управление коммутационными операциями через магнитные пускатели. Основным отличием в её работе является тот факт, что изначально происходит включение/отключение МП, который в свою очередь подключает или отключает нагрузку. Устройство выбирают в соответствии с характеристиками подключаемого оборудования.
Схема подключения промежуточных реле
При использовании в схеме промежуточного электромагнитного реле её конфигурация зависит от характера подключаемых нагрузок. В большинстве случаев устройство выполняет функцию контактора, который эффективно распределяет электропитание между элементами нагрузки.
При этом нейтраль подключается к контакту катушки напрямую. Питающий фазный провод подсоединяется через кнопку «Стоп», которая срабатывает на размыкание. Её второй контакт также присоединяется к фазе системы. Для подключения нагрузки используются нормально-замкнутые, а для фазы — нормально-разомкнутые контакты промежуточного ЭМР.
Для обеспечения непрерывной подачи электропитания на катушку один из выходных контактов подключается к нагрузке. Контактная группа при этом замкнута. Для отключения нагрузки и ЭМР электрическая цепь разрывается при помощи кнопки «Стоп». В схему для управления нагрузкой большой мощности может быть дополнительно включён магнитный пускатель. Для управления реле может использоваться терморегулятор, датчики освещённости, движения.
Проверка при первом включении
После монтажа нового устройства или отремонтированного ЭМР (после перемотки его катушек) обязательно проведение проверки оборудования. Полный комплекс работ включает в себя следующие операции.
- Внешний осмотр, внутренняя диагностика и обслуживание (чистка, целостность пломб, состояние уплотнений, выводов).
- Проверка контактной группы, механизма. При обнаружении дефектов выполняется их регулировка.
- Тестирование ЭМР на соответствие фактических технических характеристик номинальным параметрам при срабатывании реле, возврате, удержании.
- Проверка электрической прочности изоляции.
- Проверка времени задержки при срабатывании или возврате.
- Тестирование системы в условиях работы при пониженном напряжении.
Регулировка ЭМР
Способ измерений в зависимости от типа реле может существенно отличаться. При регулировке важно учитывать следующие принципы.
- Ослабление возвратной пружины приводит к увеличению времени возврата и снижению напряжения срабатывания.
- Если увеличить начальный зазор между сердечником и якорем, скорость срабатывания увеличится, а напряжение будет больше. Такой же эффект наблюдается при регулировке конечного зазора в отношении скорости и напряжения возврата.
- С увеличением числа замыкающих/размыкающих контактов с одновременным увеличением давления пружины происходит повышение напряжение и скорости возврата и срабатывания соответственно.
Необходимо учитывать, что любые изменения напрямую влияют на работу контактной системы. Поэтому при регулировке параметров ЭМР необходимо выбрать положение, при котором возвратная пружина будет максимально натянута, а зазор сможет обеспечить наибольший ход якоря.
Основные параметры выбора реле
Контактная группа
Одним из ключевых параметров выбора ЭМР является конфигурация его контактов: механизм чаще всего срабатывает на размыкание, замыкание или переключение. При выборе необходимо учитывать следующие параметры:
- падение напряжения;
- номинальная нагрузка, при которой переключение выполняется с высокой надёжностью;
- предельно допустимые коммутируемые мощность, напряжение и ток;
- механическая и электрическая стойкость к износу;
- импульсный ток;
- минимальная нагрузка;
- материал изготовления контактов.
Технические характеристики
За основу при выборе электромагнитного реле 220 В принимают:
- рабочее напряжение и ток;
- чувствительность (минимальное значение подаваемой на обмотку мощности, при которой устройство способно переключаться);
- время срабатывания, отпускания, вибрации контактов;
- коэффициент возврата, составляющий для ЭМР разных типов от 0.1 до 0.98;
- ток срабатывания (его минимальное значение, при котором происходит переключение, замыкание или размыкание контактов);
- коэффициент запаса (от 1.4 до 2);
- частота коммутации реле.
Эксплуатация ЭМР, частые неисправности оборудования
Реле — устройство с ограниченным механическим ресурсом: в процессе его эксплуатации периодически сгорает, контакты изнашиваются, на их поверхности образуется нагар. Именно поэтому при плановом техобслуживании ЭМР обязательно требуется чистка. Кроме того, стоит учитывать, что оборудование любого типа рассчитано на определённое число срабатываний. Это связано с тем, что под действием искр и электрической дуги, которая формируется при коммутации, происходит постепенное разрушение металла.
Самыми частыми проблемами, возникающими при эксплуатации реле, становится обрыв провода катушки или возникновение в ней межвиткового замыкания. Признаками подобной неисправности может стать громкий гул ЭМР, отказ при включении. Внешне о локальном перегреве и межвитковом замыкании может свидетельствовать потемнения на катушке. Об износе контактов может свидетельствовать треск реле.
При отключении цепи ЭМР может остаться в активном состоянии, в этом случае происходит «залипание» контактов. Для проверки технического состояния катушки используют мультиметр или прозвонку. Если цепь замкнута, обрыва нет. При подаче напряжения на обмотку контактная группа должна сработать, а сопротивление цепи — равно нулю. В рамках планового обслуживания выполняется чистка оборудования от пыли, загрязнений.
Источник: profazu.ru