Основными параметрами являются пролет (Lo), шаг колонн (Во), высота (Но):
• Пролет — расстояние между модульными осями отдельных опор в направлении, соответствующем основной несущей конструкции покрытия (стропильной).
• Шаг колонн — расстояние между модульными осями отдельных опор в направлении, перпендикулярном пролету.
• Высота одноэтажного производственного здания — расстояние от уровня чистого пола до низа несущей (стропильной) конструкции покрытия.
• Сетка колонн — расположение разбивочных осей колонн в плане. Она обозначается как произведение пролета на шаг колонн, например, 12×6, 24×12 м.
Все параметры производственного здания — шаг, пролет, высота помещения, размеры конструктивных элементов, зазоры между ними назначаются на основе ЕМС, кратными модулю. Установлен основной модуль М= 100 мм.
ВМС введена с целью ограничения типоразмеров конструкций и деталей. Размеры объемно планировочных компонентов должны быть кратные укрупненному модулю: ширина пролетов и шаг колонн — 10М, высота этажей величине М, 2М, ЗМ.
ЕМС Почта России БЕСПРЕДЕЛ!!!
В соответствии с этим ширина пролетов принимается равной 12, 18, 24, 30, 36м и более, кратной 6 м. шаг колонн 6 и 12 м, высота помещений одноэтажных зданий — равной 3.6; 4.2; 4.8; 5.4; 6.0; 7.2; 8.4; 9.6; 10.8; 12.6; 14.4; 16.2; 18 м.(прил. 1).
В ЕМС различают три категории размеров объемно-планировочных и конструктивных элементов: номинальные (кратные модулю), конструктивные (отличающиеся от номинальных на величину нормированных швов и зазоров) и натуральные (фактические, отличающиеся от конструктивных величиной установленных допуском — 5 мм). Например, при шаге колонн, равном 6 м, длина плит покрытия принята следующая:
— номинальная — 6000 мм;
— конструктивная — 5980 мм;
— фактическая — 5980±5 мм.
4.3. Колонны.
Одноэтажные промышленные здания проектируются в основном полнокаркасными, стоечно-балочной системы и пространственные.
Каркасы проектируют железобетонные, металлические и смешанные. Для обеспечения жесткости каркаса промышленного здания применяют металлические вертикальные связи между колоннами и горизонтальные связи между несущими элементами покрытия.
Каркасы одноэтажного промышленного здания состоит:
2. фермы (стропильные, подстропильные)
3. связи (вертикальные, горизонтальные)
4. подкрановые балки (в зданиях с мостовыми кранами)
Для перемещения грузов в производственных зданиях предусматривается подъемно-транспортное оборудование в виде
![]() |
• подвесных кранов (кран-балка)
• мостовых опорных кранов
Почему доставка EMS лучше доставки Почтой России?
Размеры пролетов и шагов колонн в плане измеряются между модульными осями, которые, пересекаясь, образуют сетку колонн и служат системой координат для плана здания. Оси. идущие вдоль пролетов здания, называют продольными и обозначают заглавными буквами русского алфавита (снизу вверх) оси, пересекающие пролеты, называют поперечными и обозначают цифрами (слева направо).
Колонны в системе каркаса воспринимают вертикальные и горизонтальные нагрузки постоянного и временного характера для массового и индивидуального строительства разработаны типовые конструкции
— Без опорных мостовых кранов:
• для зданий высотой от 3. 14,4 м
— С опорными мостовыми кранами грузоподъемностью:
• грузоподъемностью до 32 т и высоте здания от 8,4. 14,4 м
• с кранами до 50 т и высоте от 14,4. 18 м
Выбор колонн зависит:
1. от высоты здания;
2. от наличия и грузоподъемности кранового оборудования;
3. от ширины пролета и шага колонн.
— Колонны фахверка. При расстоянии между крайними колоннами каркаса более 6 м необходимы фахверковые колонны для крепления стен. Их можно принимать сборными
железобетонными или стальными, У торцовых колонн основного каркаса для крепления стен устраивают стальные фахверковые колонны из прокатных профилей, длину торцовых фахверков колонн принимают на 100. 500 мм меньше основных колонн, чтобы образовать необходимый зазор между их верхом и нижним поясом стропильных конструкций. На высоту покрытия фахверковые колонны наращивают стальными надставками двутаврового сечения.
4.4. Несущие конструкции покрытий одноэтажных зданий из сборного железобетона и стали.
В качестве несущих конструкций покрытий из сборного железобетона могут применяться из балок и ферм (стропильных и подстропильных элементов)
Балка — это горизонтальная несущая конструкция. Балки из сборного железобетона применяют при устройстве односкатных, многоскатных и плоских покрытий зданий с пролетами от 6 до 24м.
При несовпадении в зданиях шага колонн по наружным и средним рядам при скатных и плоских кровлях применительно к рассмотренным стропильным балкам разработаны подстропильные балки. Шаг подстропильных балок составляет 6, 12м.
Сечение балок зависит от нагрузок, ширины пролета, шага колонн.
Фермы — это несущая стержневая конструкция покрытия. Фермы по сравнению с балками обладают лучшими технико-экономическими показателями: меньшей массой, возможностями использования межферменного пространства. Фермы из сборного железобетона эффективны для перекрытия пролетов 18 и 24 м.
В зависимости от очертания стропильные фермы подразделяют на:
• с параллельными поясами
Сегментные раскосные фермы предназначены для покрытий зданий с неагрессивной средой, а также со слабо- и среднеагрессивными газовыми средами.
Безраскосные фермы можно применять с шагом 6 и 12 м для покрытий со скатной и малоуклонной кровлями. Фермы для малоуклонных кровель (3,3%) имеют дополнительные стойки над верхним поясом, которые служат опорами для плит размерами 3х6 и 3×12 м. Применение безраскосных ферм по сравнению с сегментными позволяет лучше использовать межферменное пространство. Кроме того, они более просты в изготовлении, их можно эксплуатировать в зданиях агрессивной средой.
Фермы с параллельными поясами и полигональные используют реже, так как они имеют большую высоту на опоре, из-за чего увеличивается высота стен и неполезный объем здания, а также возникает необходимость в дополнительных связях в покрытии.
Для устройства покрытий в неотапливаемых зданиях применяют треугольные фермы под кровлю из асбестоцементных или металлических профилированных листов.
Стальные несущие конструкция покрытия, как и железобетонные, могут быть решены с подстропильными элементами или без них. В качестве стропильных конструкций наибольшее распространение получили фермы, реже балки сплошного сечения и рамы.
В зависимости от размера перекрываемого пролета, конструкции кровли, состояния воздушной среды в здании и климата местности стальные фермы изготавливают с параллельными поясами, полигональными и треугольными.
Фермы с параллельными поясами применяют для плоских и малоуклонных кровель (1,5%) в отапливаемых зданиях. Полигональные фермы с уклоном верхнего пояса 1:8 применяют для скатных покрытий из рулонной кровли, а треугольные с уклоном верхнего пояса 1:3.5 — для однопролетных, неотапливаемых зданий с наружным водостоком под кровлю из асбестоцементных или стальных листов. Подстропильные фермы.
Для стропильных ферм из прокатных уголков проектируют подстропильные фермы с параллельными поясами длиной от 12 до 24 м. Высота ферм составляет 3130 мм, они имеют опорную стойку из двутавра, в нижней части которой предусмотрен столик для опирания стропильных ферм.
Выбор ферм зависит:
1. от размера пролета;
2. от состояния воздушной среды (отапливаемое, не отапливаемое; агрессивная, не агрессивная среда);
3. от климатических условий;
Покрытия по прогонам.
Прогоны выполняют из железобетона и металла. Железобетонные прогоны из-за большой массы применяют редко, хотя они позволяют экономить сталь до 8 кг на 1 м 2 покрытия. Прогоны длиной 6 м имеют сплошное сечение, а при длине 12 м- решетчатое. К стропильным конструкциям прогоны крепят с помощью уголков и болтов.
При прогонной схеме покрытия применяют легкие конструкции ограждения: асбестоцементные и металлические листы, асбестоцементные панели каркасного и коробчатого типа, панели экструзионные, настилы с использованием профилированных стальных и алюминиевых листов, а также плиты из армоцемента и легких бетонов. Для устройства неутепленных покрытий используют асбестоцементные волнистые и стальные профилированные листы, армоцементные и железобетонные плиты.
Металлические покрытия послойной сборки выполняют двух- и трехслойными. Наиболее распространенны трехслойные покрытия с рулонной кровлей. Основанием ограждающей конструкции является оцинкованный профилированный настил длиной от 3 до 12м с толщиной листа 0,8—150 м. Раскладку настила начинают от торца здания с последующей укладкой по нему слоев пароизоляции, утеплителя и рулонной кровли.
Покрытия без прогонов.
На их устройство меньше расходуется металла и они менее трудоемки по сравнению с покрытиями по прогонам. Для устройства безпрогонных покрытий используют крупноразмерные панели, которые опирают непосредственно на несущие конструкции покрытия, длину панелей принимают равной шагу стропильных конструкций покрытия (6 и 12 м). а в ряде случаев — величине пролета (18 и 24 м). Ширину панелей увязывают с размерами несущей конструкции покрытия и с учетом нагрузки, действующей на покрытие. Обычно ширину панелей принимают 3 м, а доборных — 1,5 м.
Чаще всего в безпрогонных покрытиях применяют железобетонные панели. Такие панели используют в качестве несущего настила утепленных и холодных покрытий.
Существенный недостаток покрытий с использованием таких плит является необходимость трудоемкого устройства пароизоляции, утеплителя и водоизоляционного ковра в построечных условиях, условиях. Кроме того, покрытия плитами из железобетона имеют большую массу. В целях совмещения в одной плите несущих и ограждающих функций были разработаны плиты из легких бетонов (плоские и ребристые), а также комбинированные плиты, в которых несущие продольные ребра выполнены из тяжелого бетона, а полка плиты — из легких бетонов.
Функции несущих и ограждающих элементов с уменьшенными трудозатратами на монтаже хорошо совмещены в конструкциях покрытия с плитами «на пролет». Плиты такого типа укладывают вдоль пролета, опирая на подстропильные балки или фермы. В практике строительства нашли применение плиты типа сводчатой оболочки (КЖС), в форме коробчатых настилов и П—образного сечения.
Плиты типа КЖС размером 3×18 м имеют профиль, очерченный по квадратной параболе. С продольных сторон плита усилена ребрами — диафрагмами переменной высоты.
Плиты коробчатого сечения имеют двухпустотное сечение 2000×900 мм с консольными свесами верхней полки по 500 мм.
4.7.Правила привязки конструктивных элементов зданий к модульным координационным осям.
Разработка плана цеха начинается с вычерчивания продольных и поперечных модульных осей, определяющих основные параметры здания о пролеты и шаг колонн. Устанавливается необходимость устройств деформационных швов (температурных, осадочных) и назначается их положение. Деформационные швы устраивают в местах примыкания взаимно перпендикулярных
![]() |
![]() |
![]() |
Рис. 1. Привязка колонн и стен к разбивочным осям:
а — крайних колонн и стен к продольной оси; б — торцевых колонн и стен к поперечной оси; в — колонн поперечного температурного шва; г — колонн взаимно перпендикулярных пролетов
пролетов, в местах перепада высот пролётов, а так же через 60. 72 м в железобетонном каркасе и через 180-230 м — в стальном.
К модульным осям необходимо привязать основные конструктивные элементы -колонны, стены, рамы ворот.
Под привязкой понимают расстояние от модульной оси до грани или геометрической оси конструктивного элемента.
В одноэтажных производственных зданиях следующие правила привязок:
· колонны крайних рядов к продольным осям имеют «нулевую привязку», т.е. наружные грани совмещаются с продольной осью в зданиях:
1. без мостовых кранов с железобетонным каркасом при любой высоте, со стальным и смешанным каркасом при высоте до низа несущих конструкций покрытия не более 9,6 м;
2. с мостовыми кранами грузоподъемностью до 30 т при шаге колон 6 м и высоте не более 14,4 м в железобетонном каркасе, и высоте не боле 9.6 м в стальном и смешанном каркасах;
· наружные грани колонн крайних рядов смещаются с продольны осей на 250 мм наружу в зданиях с мостовыми кранами грузоподъемностью до 50 т при шаге колонн 6 м и высоте более 14,4 м в железобетонно каркасе, и высоте более 9,6 м в
стальном и смешанном каркасах, а так при шаге колонн 12 м (для пропуска фахверковых колонн):
1. средние колонны имеют «осевую привязку», те. их геометрические оси совмещаются с продольными;
2. колонны крайних и средних рядов к поперечным модульным осям имеют «осевую привязку», кроме торцовых и в температурных швах;
3. геометрические оси торцовых колонн смещаются с поперечной модульной оси на 500 мм внутрь, что дает возможность размещения колон торцового фахверка;
4. поперечные температурные швы в зданиях устраивают на двух колоннах, при этом ось температурного шва совмещается с модульной, геометрические оси колонн имеют смещение с модульной оси на 500 внутрь температурного блока;
5. примыкание двух взаимно перпендикулярных пролетов одинаковой высоты устраивается на двух колоннах со вставкой С=500 или 1000 мм;
6. перепад высот между пролетами одного направления или взаимно перпендикулярного устраивается на двух колоннах со вставкой С, величина которой принимается в зависимости от привязки колонн к модульным осям и толщины наружной стены в верхней
![]() |
![]() |
Рис. 2. Привязка колонн к разбивочным осям в местах перепада высот: а — пролетов одного направления; б — взаимно перпендикулярных пролетов.
части повышенного пролета по табл. 1.
7. колонны торцового фахверка к поперечной модульной оси имеют нулевую привязку; колонны продольного фахверка к модульным ос имеют такую же привязку, как колонны каркаса;
8. привязка стен к модульным осям определяется привязкой основных колонн каркаса. Между стеной и колонной предусматривается зазор 30 мм, необходимый по условиям их крепления.
Вставка С в местах перепада высот между пролетами
Привязка колонн | Вставка С толщине стены |
при параллельных пролетах | при взаимно перпендикулярных пролетах |
0 и 0 | |
0 и 250 | |
250 и 250 | — |
Стены
Наружные стены промышленных зданий классифицируют по ряду признаков. По характеру статической работы они бывают несущие, самонесущие и ненесущие (навесные).
Несущие стены возводят в зданиях бескаркасных и с неполным каркасом. Их выполняют из кирпича, мелких и крупных блоков. Выполняя одновременно несущую и ограждающую функции, такие стены воспринимают массу покрытия, перекрытий, ветровые усилия и иногда нагрузки от подъемно-транспортного оборудования. Несущие стены опирают на фундаменты по типу гражданских зданий.
Самонесущие стены несут собственную массу в пределах всей высоты здания и передают ее на фундаментные балки. Ветровые нагрузки, воздействующие на стены, воспринимает каркас здания или фахверк. Стеновое заполнение связывают с каркасом гибкими или скользящими анкерами, не препятствующими осадке стен. Высоту самонесущих стен ограничивают в зависимости от прочности материала и толщины стены, шага пристенных колонн, величины ветровой нагрузки и т.д. Самонесущие стены выполняют из кирпича, блоков или панелей.
Ненесущие (навесные) стены выполняют в основном ограждающие функции. Их масса полностью передается на колонны каркаса и фахверка за исключением нижнего подоконного яруса, опирающегося на фундаментные балки. Колонны воспринимают массу ненесущих стен через обвязочные балки, ригели фахверка или опорные стальные столики. В промышленных зданиях навесная конструкция стен наиболее распространена.
По конструктивному исполнению стены могут быть монолитными и сборными из кирпича, мелкоразмерных и крупноразмерных блоков, панелей и листов. Каждый из этих конструктивных видов, в свою очередь, может иметь другую классификацию, например по видам используемых материалов, количеству их слоев и т.п.
По теплотехническим качествам стеновые конструкции могут быть утепленные и холодные. Утепленные конструкции стен применяют в отапливаемых зданиях с нормальным температурным режимом или с повышенной влажностью, возводимых в северных и средних районах. Холодные конструкции стен назначают в неотапливаемых зданиях, в которых технологический процесс связан с выделением избыточного количества тепла, а также в зданиях, возводимых в южных районах с жарким климатом.
Для обеспечения устойчивости торцевых кирпичных стен большой высоты принимают специальные меры, среди которых наиболее распространенной является использование фахверка, который устанавливается с шагом 6, 12м.
Ворота.
В зависимости от принципа действия ворота подразделяют на распашные, откатные, подъемные, раздвижные и подъемного типа.
В свою очередь, распашные ворота могут быть распашными складчатыми, в которых одно из полотен разделено на две части, складывающиеся по вертикальной оси при открывании. Откатные ворота могут иметь одно отодвигающееся в сторону полотно или два полотна, отводящиеся при открывании в разные стороны.
Иногда откатные ворота выполняют раздвижными складчатыми, когда полотна дополнительно складываются по вертикальной оси. В подъемных воротах различают подъемно-складчатые, подъемно-поворотные и телескопические разновидности конструкций открывания. Выбор способа открывания ворот зависит от интенсивности движения транспорта, размеров пространства перед воротами для открывания и требуемой степени герметизации помещений. Все виды ворот могут быть выполнены с ручным или механизированным открыванием.
Распашные ворота применяют в зданиях различного назначения для проезда безрельсового и рельсового транспорта в помещения с категориями производств пожарной опасности В, Г и Д. Распашные ворота не допускается применять в зданиях с агрессивной средой и в качестве противопожарных.
Откатные ворота применяют в зданиях для проезда рельсового и безрельсового транспорта с интенсивностью движения 50-100 циклов в сутки. Их можно устраивать в угловых пролетах, а также в пролетах, имеющих шаг колонн 12 м. Откатные ворота с открыванием полотен в две стороны (раздвижные ворота) обладают большей надежностью, долговечностью и пропускной способностью.
Все типы откатных ворот, как правило, выполняют из легких несущих элементов рам и полотен. Рамы и обвязку полотен выполняют из гнутых профилей или из прямоугольных труб, а полотна из легких панелей типа «сэндвич», профилированных листов и др.
Откатные ворота могут иметь размеры 3×3; 3,6×3,6; 4,2×4,2 и 4,8х х5,4 м. Их, как и распашные, не разрешается применять в зданиях с агрессивной средой и в качестве противопожарных. Ворота подъемного типа применяют в условиях большой интенсивности движения транспорта (около 100 циклов в сутки).
В условиях весьма интенсивного движения применяют ворота распашного, откатного и подъемного типов с механизированным открыванием, автоматическим управлением и воздушно-тепловыми завесами (автобусные, троллейбусные парки, трамвайное депо и др.). Механизм привода в таких конструкциях ворот размещают в верхней части ворот на внутренней или наружной поверхностях стены. Внутренний привод допускается во невзрывоопасных помещениях. Ворота подобного типа не считаются эвакуационным выходом.
Выбор способа открывания ворот зависит:
1. интенсивности движения транспорта;
2. размеров пространства между воротами для открытия;
3. требования степени герметизации помещения.
Правила расстановки ворот:
1. не менее двух;
2. должен быть один сквозной проезд;
3. ворота ставятся через пролет;
4. расстояние от любого рабочего места по техники безопасности до выхода должно составлять не более 75м.
Перегородки.
Количество перегородок в производственных зданиях стремятся сделать, по возможности минимальным, так как они затрудняют перепланировку помещений, ухудшают естественное освещение и воздухообмен.
Конструкции перегородок решают в соответствии с требованиями прочности, устойчивости, огнестойкости, индустриальное возведения, а в отдельных случаях — с требованиями звуко-, термоизоляции и других специальных требований. Наиболее целесообразны перегородки сборно-разборной конструкции.
В зависимости от функционального назначения различают перегородки выгораживающего и разделительного типа.
Выгораживающие перегородки устанавливают на неполную высоту помещения. Их применяют для ограждения кладовых, мест, опасных для прохода, трансформаторных подстанций и других подсобных помещений.
В отечественной практике наиболее распространены
• консольные сетчатые стальные перегородки
• панельные из асбестоцементных листов.
Сетчатые стальные перегородки выполняют двух типов. Первый тип изготавливают на месте из стальной сетки, поставляемой в рулонах или картах нужного размера, и стоек, из горячекатаных или гнутых уголков. Стойки устанавливают с шагом 1,5 м и крепят к конструкциям пола самозаанкеривающимися болтами. Сетка крепится к стойкам прижимными накладками с помощью болтов.
Высота перегородок этого типа принята 1,8 м. Второй тип стальных сетчатых перегородок монтируют из щитов заводской готовности, номенклатура которых предусматривает, кроме рядовых, поворотные, с раздаточными окнами и дверные. Высота перегородок из щитов может быть 1,8 и 2,4 м. Щиты состоят из каркаса, который выполняют из стальных гнутых уголков, и заполнителя из сварной или плетеной одинарной стальной сетки. Щиты устанавливают на покрытие пола и крепят к нему самозаанкеривающимися болтами. Между собой щиты соединяют болтами.
Выгораживающие панельные перегородки из асбестоцементных листов устраивают высотой 2.4 и 3,6 м. Их монтируют из панелей и стоек. Панели состоят из плоских асбестоцементных листов толщиной 10 мм и стальной обвязки из труб прямоугольного сечения. Асбестоцементные листы крепят к обвязке стальными гнутыми уголками и алюминиевыми профилями.
Панели делают глухими, с дверными полотнами и с раздаточными окнами. Размеры глухих панелей могут быть 6×2,4; 6×1,2; 3×2,4; 3×1,2; 1,5×1,2 и 1.5×2,4 м, а с дверными полотнами и с раздаточными окнами — 1,5×2,4 м. Консольные стойки имеют высоту 3842 и 2512 мм. Их выполняют из гнутых замкнутых сварных профилей (100×3 мм) или из холодногнутых швеллеров. Стойки устанавливают через 6 м и крепят к бетонному подстилающему слою фундаментными болтами с коническим концом.
Выгораживающие перегородки могут быть выполнены и из других материалов и конструкций, например из профилированных или плоских стальных листов, стекла и пластиков. Иногда перегородки делают комбинированными, когда нижнюю часть перегородок выполняют глухой, а верхнюю из сетки или светопрозрачных материалов.
Разделительные перегородки предназначены для полной изоляции смежных помещений. Их возводят на всю высоту здания или этажа. По конструктивному решению разделительные перегородки могут быть монолитными и сборными. Монолитные конструкции, в том числе из мелкоштучных материалов, имеют преимущественное применение.
Вертикальные связи.
Вертикальные связи располагают в середине температурных блоков в каждом ряду колонн. При шаге колонн 6 м по верху всех колонн дополнительно устанавливают продольные распорки. Связи по колоннам делают крестовыми (при шаге колонн 6 м) и портальными (при шаге 6 и 12 м в более высоких зданиях с использованием крупногабаритного транспорта).
Вертикальные связи обеспечивают:
1. свободные перемещения конструкций в обе стороны;
2. снижению температурных напряжений в колоннах;
3. жесткость и устойчивость в продольном направлении.
Этажерка.
Этажерка предназначена для размещения технологического оборудования на открытых площадках и в зданиях, с зонированием по вертикали. Состав этажерок:
1. колонны (400×400)
2. ригели промежуточного сечения (400×800)
3. плиты (1,5×6;1,2×6;1×6 м; Н=400 мм)
Ригели предназначены для использования в составе междуэтажных перекрытий. Ригели устанавливаются на консоли железобетонных колонн и соединяются с колоннами сваркой, арматурой из закладных деталей и замоналичиваются.
Горизонтальные связи.
Для повышения устойчивости одноэтажного промышленного здания в продольном направлении предусматривают систему горизонтальных связей между несущими элементами покрытия.
Их устраивают по нижним поясам стропильных конструкций по периметру здания и по краям температурного блока.
Связи в покрытиях выбирают:
1. с учетом вида каркаса
2. типа покрытий
3. высоты здания
4. вида внутрицехового, подъёмно-транспортного оборудования, его грузоподъемности и режим работы.
Железобетонные каркасы одноэтажных промышленных зданий.Сборный вариант железобетонного каркаса одноэтажного здания состоит из поперечных рам, объединенных в пространственную систему продольными конструктивными элементами (плитами, прогонами, подкрановыми и обвязочными балками, подстропильными конструкциями и др.) и связями (рис. XI-3). Поперечную раму образуют колонны, жестко заделанные в фундаменты, и ригели, шарнирно соединенные с колоннами. В качестве ригелей могут выступать балки, фермы и другие несущие конструкции.
Колонны в системе каркаса воспринимают вертикальные и горизонтальные нагрузки постоянного и временного характера. В силу этого конструкции колонн должны отвечать повышенным требованиям прочности, жесткости и устойчивости. Для массового индустриального строительства разработаны типовые конструкции сборных железобетонных колонн для зданий без мостовых опорных кранов и для зданий с опорными мостовыми кранами.
Длину колонн выбирают с учетом высоты здания (от пола до низа несущих конструкций покрытия) и глубины заделки в фундаменты. Размеры сечения колонн зависят от нагрузки и длины колонн, их шага и расположения (в крайних или средних рядах).
Все типовые колонны предназначены для применения в том случае, когда верх фундаментов под них имеет отметку — 0,150.
При использовании в покрытиях железобетонных подстропильных конструкций длина колонны средних рядов принимается на 600 мм меньше, чем в покрытиях только со стропильными конструкциями.
Фундаменты под колонны в виде отдельных опор по способу возведения подразделяют на монолитные и сборные.
Монолитный фундамент состоит из подколонника с отверстием (стаканом) для заделки колонн и ступенчатой плотной части.
Высота унифицированных фундаментов составляет 1,5 и от 1,8 до 4,2 м с градацией через 0,6 м, размеры их подошв в плане от 1,5×1,5 до 6,6×7,2 м с модулем 0,3 м, а размеры подколонников в плане — от 0,9×0,9 до 1,2×2,7 м (через 0,3 м). Высоту ступеней принимают 0,3 и 0,45 м с совмещением уступов, обеспечивающих уклон 2:1.
Под спаренные колонны в местах деформационных швов устраивают монолитные фундаменты с двумя раздельными стаканами (рис. Х1-5, в). Установлены следующие размеры стаканов: глубина 0,8, 0,9 и 1,25 м; размеры по верху и дну соответственно на 150 и 100 мм больше размеров сечения колонн (рис. XI-5, е)
В целях унификации и сокращения числа типоразмеров колонн верх монолитных и сборных фундаментов располагают на 150 мм ниже отметки ±0.000. Это позволяет монтировать колонны при засыпанных котлованах, после устройства подготовки под полы и прокладки подземных коммуникаций.
Железобетонные подкрановые и обвязочные балки.Подкрановые балки с уложенными по ним рельсами образуют пути движения мостовых кранов. Они придают зданию также дополнительную пространственную жесткость.
Железобетонные подкрановые балки могут иметь тавровое или двутавровое сечение (рис. XI-7, а, б). Первые предусматривают при шаге колонн 6 м, вторые — при шаге 12 м. Железобетонные подкрановые балки устанавливают под краны грузоподъемностью до 32 т.
К колоннам балки крепят сваркой закладных элементов и анкерными болтами (рис. XI-7, в).
Во избежание ударов мостовых кранов о колонны торцового фахверка здания на концах подкрановых путей устраивают стальные упоры с амортизаторами — буферами из деревянного бруса (рис. XI-7, д).
Обвязочные балки служат для опирания кирпичных и мелкоблочных стен в местах перепада высот смежных пролетов, а также для повышения прочности и устойчивости высоких самонесущих стен.
Несущие конструкции покрытия из сборного железобетона,решаемые по плоскостной схеме, могут состоять только из стропильных и из стропильных и подстропильных элементов (см. рис. XI-3).
Несущие конструкции, состоящие только из стропильных элементов, применяют при одинаковом шаге колонн по крайним и средним рядам, а с применением подстропильных элементов-ког-да шаг колонн по наружному и среднему рядам различен. Например, часто шаг колонн по наружному ряду принимают 6 м, а по среднему -12 м.
Выбор оптимального варианта несущих конструкций, т.е. с использованием подстропильных конструкций или без них, зависит от необходимости применения укрупненной сетки колонн
по технологическим соображениям, от ограждающих конструкций покрытия, способов передачи нагрузок на элементы каркаса и др.
Стальные каркасыодноэтажных зданий по конструктивным схемам решают аналогично железобетонным. Исключение составляют некоторые конструктивные решения с применением облегченных вариантов.
Колонны. В зависимости от габаритов здания, наличия и вида подъемно-транспортных средств и конструкций покрытия применяют колонны сплошного и сквозного типов с постоянным или переменным по высоте сечением (рис. XI—11).
Колонны сплошного постоянного сечения (рис. XI—11, а) используют в зданиях без мостовых кранов высотой до 8,4 м. Их выполняют из двутавров с параллельными гранями полок
Верх колонн (оголовок) решают в зависимости от способа соединения со стропильными конструкциями.
В зданиях без опорных мостовых кранов высотой от 9,6 до 18 м применяют колонны сквозного двухветвевого сечения с двухплоскостной безраскосной решеткой (рис. XI—11, б). Ветви колонн выполняют из двутавров от № 20 до № 70. Расстояние между ветвями (ширина колонн)
Для зданий высотой от 8,4 до 9,6 м, оборудованных мостовыми опорными кранами грузоподъемностью до 20 т, разработаны колонны сплошного постоянного сечения, а для зданий с кранами до 50 т и высотой от 10,8 до 18 м — двухветвевые колонны (рис. XI—11, в, г).
При использовании в зданиях кранов грузоподъемностью более 50 т, а также при их двухъярусном расположении или на случай предполагаемого расширения производства применяют колонны раздельного типа.
Фундаменты под стальные колонны устраивают монолитными столбчатого типа без отверстия (стакана). Их размеры принимают такими же как и для сборных железобетонных колонн. Базы крепят к фундаментам анкерными болтами.
Стальные подкрановые балкипо статической схеме подразделяют на разрезные и неразрезные. Преимущественно распространены разрезные балки, так как они просты по конструкции, менее чувствительны к осадкам опор, несложны в монтаже, но по сравнению с неразрезными имеют большую высоту и более металлоемки. Неразрезные балки сложнее монтировать и перевозить.
По сечению подкрановые балки подразделяют на сплошные и решетчатые. Балки сплошного сечения, устанавливаемые при шаге колонн 6 м и небольшой грузоподъемности кранов, изготавливают из прокатного двутавра с усилением верхнего пояса стальным листом или уголками (рис. XI-13, а).
Для зданий или открытых крановых эстакад с размерами пролетов 18, 24, 30 и 36 м и с шагом колонн 6 и 12 м, оборудованных мостовыми электрическими кранами грузоподъемностью от 5 до 50 т, применяют балки сплошного сечения в виде сварных двутавров.
Подкрановые балки опирают на консоли колонн и крепят анкерными болтами и планками (рис. XI—13, д, е). Между собой балки соединяют болтами, пропущенными через опорные ребра. В уровне подкрановых путей при кранах тяжелого режима работы предусматривают площадки для сквозных проходов шириной не менее 0,5 м, ограждаемые по всей длине. В местах расположения колонн проходы устраивают сбоку колонн или через лазы в них.
Стальные рельсы под краны крепят к балкам парными крюками или лапками (рис. XI—13, ж, з). Расстояние между парами креплений по длине пути принимают 750 мм. На концах подкрановых путей устраивают упоры — амортизаторы, как и при железобетонных балках, исключающие удары кранов о торцевые стены здания.
Стальные несущие конструкции покрытия,как и железобетонные, могут быть решены с подстропильными элементами или без них. В качестве стропильных конструкций наибольшее распространение получили фермы, реже балки сплошного сечения и рамы.
Фермы. В зависимости от размера перекрываемого пролета, конструкции кровли, состояния воздушной среды в здании и климата местности стальные фермы изготавливают с параллельными поясами, полигональными и треугольными (рис. Х1-15).
Фермы с параллельными поясами применяют для плоских и малоуклонных кровель (1,5%) в отапливаемых зданиях. Полигональные фермы с уклоном верхнего пояса 1 : 8 применяют для скатных покрытий из рулонной кровли, а треугольные с уклоном верхнего пояса 1 : 3,5 — для однопролетных, неотапливаемых зданий с наружным водостоком под кровлю из асбестоцементных или стальных листов.
Покрытия со стальными фермами можно применять в зданиях, оборудованных мостовыми кранами грузоподъемностью до 50 т или подвесными кранами грузоподъемностью до 5 т. Фермы рассчитаны на установку световых и аэрационных фонарей всех типов.
Шаг стропильных ферм зависит от ограждающей конструкции покрытия и может составлять от 3 до 12 м.
Подстропильные фермы. Для стропильных ферм из прокатных уголков проектируют подстропильные фермы с параллельными поясами длиной от 12 до 24 м. Высота ферм составляет 3130 мм, они имеют опорную стойку из двутавра, в нижней части которой предусмотрен столик для опирания стропильных ферм.
Способы водоотвода и область их применения. Взависимости от температурного режима помещений, профиля и конструкции покрытия, протяженности скатов и количества выпадающих осадков в районе строительства отвод дождевых и талых вод с покрытий промышленных зданий может быть наружным и внутренним.
Источник: poisk-ru.ru
Единая модульная система
Организация строительного производства существенно отличается от организации промышленного производства.
В промышленности выпускаемая продукция находится в движении, а орудия труда неподвижны. Поэтому здесь создаются благоприятные условия для хорошей организации производственных процессов, стационарных условий труда и технологии производства.
В строительной индустрии наоборот продукция неподвижна, а подвижны орудия труда. Кроме того, производственный процесс происходит на открытом воздухе, в различных климатических и природных условиях.
Поэтому большое значение имеет индустриализация строительства, применение машинных методов производства. В связи с этим все большее значение приобретают типизация, унификация и стандартизация.
Рекомендуемые материалы
Основу для стандартизации в проектировании, изготовлении изделий и строительстве создает применение единой модульной системы (ЕМС).
ЕМС – совокупность правил согласования размеров объемно-пространственных и конструктивных элементов зданий на базе единого модуля М, равного 100 мм.
В основу ЕМС положен принцип кратности основных размеров зданий и их конструктивных элементов, сборных конструкций и изделий единой величине – основному модулю М-100.
Модульная система определяет объемно-планировочное и конструктивное решение зданий и является основой методики проектирования любых зданий.
Для повышения степени типизации размеров зданий наряду с основным модулем М-100 ЕМС использует также производные – укрупненные и дробные модули. Образуются они умножением единого модуля М на целые и дробные коэффициенты.
Производные укрупненные модули (мультимодули ПМ) применяются при назначении размеров, превышающих 100 мм. Они равны основному модулю М-100, увеличенному в целое число раз. Для жилых и общественных зданий установлен следующий предпочтительный ряд из семи величин мультимодулей: 2М, 3М, 6М, 12М, 15М, 30М, 60М, которые равны соответственно 200, 300, 600, 1200, 1500, 3000, 6000 мм.
Укрупненные модули применяют при назначении основных объемно-планировочные и конструктивных размеров зданий (расстояние между осями несущих конструкций, размеры шагов и пролетов, высота этажа, толщина стен), а также типоразмеров крупных сборных конструкций.
Укрупненные модули 6М и 12М применяются для назначения размеров шага несущих стен или сетки колонн. Исходному модулю 3М кратны номинальные размеры перекрытия, покрытия, длины перегородок и т.д.
Для более мелких деталей: толщина некоторых материалов (плиток, листов и др.) – назначают дробный модуль.
Используются шесть дробных модулей и они составляют: 1/2М, 1/5М, 1/10М, 1/20М, 1/50М, 1/100М, т.е. 20, 50, 10, 5, 2 и 1 мм соответственно.
Кроме толщины некоторых материалов, дробные модули используются при назначении зазоров в соединениях между сборными строительными конструкциями и изделиями.
Основные и производные модули используют при выборе расстояний между условными модульными плоскостями. Пространственное расположение элементов здания обозначают с помощью трехмерной системы этих плоскостей.
Расстояния между модульными плоскостями принимаются кратными основному модулю или нескольким взаимосвязанным укрупненным модулям. Следы плоскостей называют разбивочными осями.
Разбивочные (координатные) оси наносят на план тонкими штрих-пунктирными линиями и маркируют в кружках буквами и цифрами.
Поперечные координатные оси обозначают цифрами слева направо.
Продольные – заглавными буквами снизу вверх.
На чертежах разрезов зданий кроме расстояний между координатными осями выносят отметки уровней (высоты, глубины) элементов конструкций зданий. Их обозначают условным знаком и указывают в метрах с десятичными знаками, отделенными от целого числа точкой.
Местоположение элемента относительно разбивочных осей определяют привязкой. Разбивочные оси (линии на чертеже) имеют заданные координаты, которые и определяют положение отдельных элементов и конструкций сооружения, т.е. их привязку. Привязку выражают расстоянием между разбивочной осью и гранью или геометрической остью элемента.
Привязку несущих элементов осуществляют в соответствии с указаниями СНиП. Например, в зданиях с несущими стенами разбивочные оси располагают по оси этих стен. В каркасных зданиях геометрические оси колонн средних рядов совмещают с пересечением разбивочных осей. Расположение крайнего ряда иногда определяют привязкой по грани колонн, если это не противоречит конструктивному решению здания.
Элементы привязывают к осям с помощью линейных размеров, определяющих расстояние.
ЕМС при проектировании зданий предусматривает 3 вида размеров: номинальные, конструктивные, натурные (фактические).
Размер, однозначно установленный в проекте, называют номиналом. Проектное расстояние между разбивочными осями называется номинальным модульным размером (Lн). Номинальным называется также размер между условными гранями конструктивного или сборного элемента здания, включающий в себя примыкающие части зазоров или швов.
Его назначают всегда кратным основному или укрупненному модулю. Например, Lн = ПМ = 60М = 6000 мм. Размер конструктивного элемента называют конструктивным номиналом.
Вам также может быть полезна лекция «21 Болеутоляющие средства».
Это проектный размер по граням конструктивного элемента, который меньше номинального размера на величину регламентированного зазора (s) или шва между конструкциями или сборными элементами:
Фактический размер элемента, выполненного в натуре, называют натурным.
Натурные размеры всегда отличаются от номинальных. Существуют разрешенные отклонения натурных размеров от номинальных. Их называют допуском.
Допуск (D) – максимально допустимое отклонение фактического размера конструктивного или сборного элемента в большую или меньшую сторону. Указывает на пределы, в которых могут колебаться действительные размеры конструктивного или сборного элемента здания. Допуски бывают: 1) изготовительные – указывают на точность изготовления сборного элемента; 2) установочные – указывают на точность установки сборного элемента при монтаже; 3) разбивочные – указывают на точность разбивки координатных осей здания.
Источник: studizba.com
Единая модульная система в строительстве
Совокупность правил, позволяющих увязать размеры сборных конструкций с объёмно-планировочными элементами зданий, называют единой модульной системой (ЕМС). Увязку размеров ведут так, чтобы они были кратны 100 мм. Эту величину принимают за основной модуль (М). При выборе размеров для длины или ширины сборных конструкций пользуются укрупнёнными модулями (6000, 3000, 1500, 1200, 600, 300, 200 мм), соответственно обозначаемыми 60М, ЗОМ, 15М, 12М, 6М, ЗМ, 2М. При назначении размеров сечения сборных конструкций применяются дробные модули (50, 20, 10, 5, 2, 1 мм), обозначаемые 7гМ, 1/5М, V10M, V20M, VsoM, V100M.
Взаимное расположение конструктивных элементов здания в пространстве фиксируется системой пересекающихся координационных плоскостей с расстоянием между ними, кратным укрупнённому модулю. Основные конструкции здания (стены, перекрытия) совмещают с координационными плоскостями. На планах и разрезах зданий вместо координационных плоскостей указывают координационные линии, маркируемые буквами и цифрами. На чертежах разрезов показывают отметки, т.е. уровень (высоту) поверхности относительно пола первого этажа.
Монтируя сборные железобетонные конструкции, необходимо учитывать размеры швов и зазоров между уложенными элементами. Для этого в ЕМС предусмотрены размеры: координационные — определяющие расстояние между условными границами конструктивного элемента (с учётом половины ширины зазора или шва) или расстояние между координационными осями здания на чертеже; конструктивные — определяющие проектные размеры сборных конструкций без учёта величины зазоров или швов (5, 10, 15, 20 мм); натурные, т. е. фактические размеры изготовленной конструкции.
Проектирование и строительство полносборных зданий основано на строгом соблюдении требований Единой модульной системы.
Основные конструктивные элементы гражданских здании
Конструктивные элементы здания в зависимости от назначения могут быть ограждающими, т.е. изолирующими помещения от внешней среды или разделяющими их одно от другого; несущими, т.е. воспринимающими нагрузки от вышележащих конструкций, установленной мебели, оборудования и т.д.; совмещающими одновременно несущие и ограждающие функции.
В зданиях различают подземную и надземную части. Фундаменты, стены подвалов и другие конструктивные элементы, находящиеся ниже уровня пола первого этажа, относят к подземной части. Конструктивные элементы, расположенные ниже уровня пола первого этажа, а также надземную часть.
Основные конструктивные элементы гражданских зданий: фундамент — подземная часть здании, принимающая нагрузки от вышележащих конструкций и передающая их на грунт; стены (наружные и внутренние) —вертикальные ограждения, защищающие помещения от воздействия внешней среды и отделяющие помещение от другого. Они воспринимают нагрузку перекрытий и передают их на фундамент.
По характеру воспринимаемых нагрузок на стены они могут быть: несущими — воспринимающие нагрузки от собственного веса и опирающимися на них конструктивными элементами; самонесущими — воспринимающими нагрузку только от собственного веса.
Ригели — горизонтальные конструктивные элементы, являющиеся опорами для панелей межпанельного перекрытия. Перегородки — вертикальные ограждения, разделяющие смежные помещения. Лестницы — конструктивные элементы, предназначенные для перемещения между этажами.
Крыша — завершающая часть здания и защищающая от воздействия внешней среды. По конструктивному решению крыши бывают: чердачные, имеющие проводник между перекрытием верхнего этажа и крышей. Окна — светопрозрачные ограждения, предназначенные для освещения и проветривания помещений. Двери — подвижные ограждения, обеспечивающие проход между помещениями, а также вход в здание и выход из него.
В полносборных гражданских зданиях все конструктивные элементы (фундаменты, стены, перекрытия) монтируют из конструкций и деталей заводского изготовления.
Кроме этих основных показателей принимают во внимание долговечность, огнестойкость и другие требования. Окончательный выбор конструктивных элементов производят по показателям стоимости, трудоёмкости и расхода материалов.
Эксперты отмечают, что спрос на недвижимость за рубежом существовал даже в самые сложные кризисные времена.
Главным фактором для покупателей является не только место расположения дома и планировка квартиры.
Выделяют три типа аренды загородной недвижимости: дома для постоянного проживания, дачи на летний/зимний сезон.
Источник: www.domwest.ru
Емс что это такое строительство
Современное индустриальное строительство возможно лишь при соблюдении определенных правил координации размеров объемно-планировочных и конструктивных элементов зданий, строительных изделий и оборудования на базе единого модуля. Основу для такой координации создает единая модульная система (ЕМС), с помощью которой при проектировании и строительстве зданий устанавливают все главные размеры здания и его конструктивных элементов кратными модулю 100 мм.
Величина основного модуля, координирующего размеры элементов здания, равная 100 мм, обозначается буквой «М». Производными модуля считают укрупненные модули (для крупных элементов) и дробные (для более мелких элементов или как добавочные), образуемые умножением величины основного модуля М, соответственно, на целые или дробные коэффициенты (рис. 81). Производные укрупненные модули, равные 6000, 3000, 1500, 1200, 600, 300, 200 мм, обозначают, соответственно, как 60М, 30М, 15М, 12 М, 6 М, 3 М и 2 М; модуль 100 мм= 1 М, а дробные 50, 20, 10, 5, 2,1 мм – 1/2 М, 1/5 М, 1/10 М, 1/20 М, 1/50 М и 1/100 М. При проектировании по ЕМС предусматривают следующие размеры объемно-планировочных и конструктивных элементов: номинальные модульные, конструктивные и натурные. Поминальные модульные размеры устанавливают между разбивоч-ными осями зданий, а также между условными гранями отдельных строительных конструкций и деталей.
Конструктивные размеры отличаются от номинальных на величину нормированного зазора и эти размеры должны быть возможно близкими к ним. Натурные, или фактические, размеры объемно-планировочных и конструктивных элементов отличаются от конструктивных в пределах установленных допусков. При отсутствии возможности в какой-нибудь части проекта здания полной взаимоувязки размеров конструктивных элементов, выпускаемых предприятиями строительной индустрии, применяют дополнительные элементы, называемые доборными. Изготовлять эти элементы можно с подготовкой «по месту» непосредственно на строительной площадке.
Отдельные отступления от ЕМС разрешаются при проектировании уникальных зданий, экспериментальных, восстанавливаемых или реконструируемых, а также косоугольных и криволинейных частей зданий.
Источник: stroy-server.ru