Если земельный участок не предусматривает строительство

Содержание

Условно все основания можно условно разделить на 2 группы: основания добровольного прекращения и основания принудительного прекращения прав на земельные участки.

Основания добровольного прекращения:

1. Ликвидация юридического лица;

2. Смерть гражданина и отсутствие соответствующих наследников;

3. Отчуждение земельного участка другим лицам в порядке, установленном гражданским законодательством;

4. Добровольный отказ от прав на земельный участок.

Процедура различна для собственников и лиц, не являющихся собственниками

Собственник земельного участка может отказаться от своего права путем подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. С момента государственной регистрации прекращения права частной собственности возникает муниципальная собственность городского округа, поселения либо муниципального района, если земельный участок находится на межселенной территории, если иное не установлено федеральными законами.

Чем рискует владелец земельного участка без межевания, как узнать, было ли оно: отвечаю на вопросы

Если участок находится в бессрочном постоянном пользовании, на праве пожизненного наследуемого владения, заявление об отказе подается в компетентный орган; к заявлению прилагаются документы, удостоверяющие право на земельный участок, кадастровый паспорт земельного участка, документы, удостоверяющие личность, а также решение учредителя в отказе, если правообладателем являются государственные муниципальные учреждения, государственные муниципальные предприятия, фонды исторического наследия Президентов, прекративших исполнение своих полномочий, органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Заявление рассматривается в течение 1 месяца и копия принятого решения в 3-дневный срок направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права.

Если право постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения не было зарегистрировано, то оно прекращается с момента принятия данного решения, за исключением отказа от права в связи с образованием земельного участка.

Орган, принявший решение, уведомляет в течение недели налоговый орган о принятом решении. Если право было зарегистрировано, то орган, который принял решение, в недельный срок должен обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о прекращении данного права.

Основания для принудительного прекращения:

1. При обращении взыскания на земельный участок по долгам его собственника;

2. Неиспользование земельного участка в соответствии с его целевым назначением, использование земельного участка с нарушением законодательства (ст. 54 ЗК; ст.ст. 284-286 ГК);

3. Реквизия – применяется в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства.

Решение о реквизии принимает исполнительный орган субъекта РФ. Реквизия может иметь временный характер, тогда собственник земельного участка может требовать возврата земельного участка.

Пустой — ГПЗУ! Как быть и что делать?

Реквизия осуществляется на возмездной основе (выкуп по рыночной стоимости).

4. Изъятие земельного участка дл государственных или муниципальных нужд (следует отличать от реквизии).

Основания для изъятия предусмотрены в ст. 49 ЗК РФ. Исходя из этой нормы, основания для изъятия частных и федеральных земель могут быть предусмотрены только федеральными законами. Для региональных и муниципальных земель – дополнительные основания могут быть установлены Законами субъектов РФ. Решение об изъятии принимают федеральные органы (это полномочия правительства РФ и Министерства экономического развития), органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Это решение подлежит государственной регистрации и собственник – землевладелец, землепользователь земельного участка должен быть извещен о предстоящем изъятии не менее, через 1 год, а также должен быть извещен о дате государственной регистрации такого решения.

Изъятие или выкуп земельного участка допускаются до иссечения года только с согласия собственника, землевладельца, землепользователя.

Сочи: до 2014 г. на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков в целях размещения Олимпийских объектов, а также земельных участков, находящихся в границах, прилегающих к Олимпийским территориям.

Решение об изъятии для размещения в целях размещения олимпийских объектов и развития соответствующей территории государственной регистрации не подлежит. О принятом решении собственник-землевладелец, землепользователь уведомляется в течение 7 дней с момента принятия такого решения, а также в течение 7 дней решение подлежит публикации.

Собственник продолжает осуществлять владение, пользование, распоряжение земельным участком в полном объёме; вправе нести необходимые для содержания земельного участка затраты; при этом собственник несет риск отнесения затрат и убытков на него, если в этот период он осуществляет застройку земельного участка, либо осуществляется иные затраты, существенно увеличивающие стоимость земельного участка. Риск отнесения убытка на собственника означает, что эти убытки собственнику возмещены не будут.

Если на земельном участке находится жилой дом, то возмещению подлежат рыночная стоимость земельного участка и жилого дома, которые соответственно включают в себя:

1) все убытки, связанные с изменением места проживания;

2) убытки, связанные с поиском нового жилого помещения;

3) расходы, связанные с временным проживанием до поиска нового жилого помещения;

4) расходы, связанные с переездом (напр., погрузочно-разгрузочные расходы);

5) расходы на оформление права собственности на жилое помещение;

6) все иные убытки, вызванные досрочным прекращением обязательств и упущенная выгода.

При изъятии земельного участка компенсируется рыночная стоимость земельного участка, рыночная стоимость объектов недвижимости, расположенных на земельном участке и иные убытки, включая упущенную выгоду.

Выкупная цена определяется соглашением сторон.

Если собственник не согласен с изъятием у него земельного участка, то орган, принявший решение об изъятии, может предъявить в суд иск о выкупе земельного участка. Такое исковое заявление может быть направлено не позднее 3-х лет с момента уведомления собственника о предстоящем изъятии земельного участка.

При изъятии земельного участка для строительства Олимпийских объектов должен быть заключен договор с оценщиком об оценке изымаемого земельного участка. В течение 20-ти дней со дня получения отчета об оценки составляется проект соглашения с собственником о выкупе земельного участка.

Если в течение 2-х месяцев с момента, когда собственнику предоставлена возможность ознакомиться с Проектом соглашения, такое соглашение заключено не было, то компетентный орган вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельного участка. Решение суда об изъятии земельного участка подлежит немедленному исполнению.

5. Отчуждение земельного участка, который не может в силу закона принадлежать данному лицу в силу закона на праве собственности;

Здесь действуют нормы исключительно гражданского законодательства. Речь идёт о прекращении права собственности, которое возникает на законном основании (например, земельный участок переходит по наследству к иностранному гражданину).

Процедура: такое лицо обязано в течение 1-го года произвести отчуждение земельного участка. По общему правилу этот годичный срок начинает течь с момента возникновения права собственности на земельный участок. Исключения могут быть предусмотрены федеральными законами, в частности Законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” (в нем закреплено, что такие собственники обязаны произвести отчуждение в течение 1-го года с момента, когда лицо узнало, что лицо не может быть собственником).

Если в течение года собственник не произвел отчуждение, то по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, участок подлежит принудительной продаже с торгов по решению суда, либо передачи в государственную, муниципальную собственность с возмещением собственнику рыночной стоимости земельного участка.

Если отчуждению подлежал земельный участок сельскохозяйственного назначения, то в суд обращается орган исполнительной власти субъекта РФ.

Если нет желающего приобрести участок, и торги считаются несостоявшимися, то этот участок должен приобрести субъект РФ, либо в случаях, установленных законом субъекта РФ – орган местного самоуправления.

6. Национализация земельных участков.

Национализация земельных участков – это обращение земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц в государственную собственность на основании федерального закона и с предварительным возмещением рыночной стоимости земельного участка.

Права и обязанности субъектов, использующих землю.

Собственники земельных участков имеют право:

1) самостоятельно хозяйствовать на земле:

2) использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды:

3) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;

4) собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;

5) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;

6) участвовать в решении вопросов мелиорации их земель;

7) на получение стоимости земельного участка в случае его выкупа при предоставлении для государственных и общественных нужд, а также на возмещение убытков в соответствии со статьей 97 настоящего Кодекса;

Землевладельцы, землепользователи и арендаторы обладают всеми правами собственников земельных участков, за исключением случаев, установленных пунктами 7 и 8 настоящей статьи, а также правом на компенсацию вложенных затрат на повышение плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, в случаях, предусмотренных пунктом 12 статьи 39 настоящего Кодекса (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. — Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 52, cm. 5085).

Статья 53 Обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны:

1) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

2) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель в порядке, установленном статьями 100 и 101 настоящего Кодекса;

3) своевременно вносить земельный налог или арендную плату;

4) не нарушать права других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;

5) своевременно представлять в соответствующий Совет народных депутатов установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель;

6) вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными нормами и правилами по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами.

При аренде земли у местных Советов народных депутатов возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земли, указанным в договоре, а при аренде земли у собственника — с согласия собственника. В случае досрочного расторжения договора аренды по инициативе собственника он обязан возместить арендатору в полном объеме все нанесенные им убытки, включая упущенную выгоду. Статья 54.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства Ст. 30.

Порядок предоставления ЗУ для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

1. Предоставление ЗУ для строительства из земель, находящихся в государственной собственности, осущ-тся с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

2. Предоставление ЗУ для строительства в собственность без предварительногосогласования мест размещения объектов осуществляется исключительно наторгах (конкурсах, аукционах) в соот со ст. 38 ЗК.

3. Предоставление ЗУ для строительства с предварительным согласованием местразмещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в п 1 ст 20 зк, — в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям длястроительства зданий, строений, сооружений религиозного иблаготворительного назначения — в безвозмездное срочное пользование на срокстроительства этих зданий, строений, сооружений.

4. Предоставление ЗУ для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию ЗУ :

— подготовка проекта границ ЗУ и установление его границ на местности;

— определение разрешенного использования ЗУ;

— определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

— принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении ЗУ без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

— публикация сообщения опроведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении ЗУ без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) гос-ный кадастровый учет ЗУ в соот с правилами, предусм-ми ст. 70 зк;

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже ЗУ или продаже права на заключение договора аренды ЗУ или предоставление ЗУ в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юр-кого лица, заинтересованных в предоставлении ЗУ. Передача ЗУ в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи ЗУ в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды ЗУ в результате предоставления ЗУ без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

5. Предоставление ЗУ для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор ЗУ и принятие в порядке, установленном ст. 31 зк, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию ЗУ;

3) гос-ный кадастровый учет ЗУ в соответствии с правилами, предусм-ми ст70 зк;

4) принятие решения о предоставлении ЗУ для строительства в соответствии с правилами, установленными ст 32 зк. 6. В случае, если ЗУ сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осущ-тся в соответствии с подпунктом 3 и 4 п. 4 наст. ст. 7.

Решение исполнительного органа гос-ной власти или омс, предусм-х статей 29ЗК, о предоставлении ЗУ для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:

1) гос-ной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении ЗУ в постоянное (бессрочное) пользование;

2) заключения договора купли-продажи и гос-ной регистрации права собственности покупателя на ЗУ при предоставлении ЗУ в собственность;

3) заключения договора аренды ЗУ и гос-ной регистрации данного договора при передаче ЗУ в аренду.

8. Решение или выписка из него о предоставлении ЗУ для строительства либооб отказе в его предоставлении выдается заявителю в 7-ый срок со дня его принятия.

9. Решение об отказе в предоставлении ЗУ для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

10. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении ЗУ для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган гос-й власти или омс, предусм-е ст. 29 зк, предоставить ЗУ с указанием срока и условий его предоставления.

11. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соот с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления ЗУ для нужд с/х производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

12. Иностранным гр-нам, лицам без гражданства и иностранным юр-ким лицам ЗУ для строительства могут предоставляться в порядке, установленном настоящей ст., в соответствии с пу. 2 ст. 5, п. 3 ст. 15, п.1 ст. 22 и п. 4 и 5 ст.28 ЗК.

Ст. 31.

Выбор ЗУ для строительства

1. Гражданин или юр-ое лицо, заинтересованные в предоставлении ЗУ для строительства, обращаются в исполнительный орган гос-ной власти или ОМС, предусматриемый ст. 29 ЗК, с заявлением о выборе ЗУ и предварительном согласованииместа размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера ЗУ, испрашиваемое право на ЗУ. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

2. ОМС по заявлению гражданина или юр-кого лица либо по обращению предусматриемый ст. 29 ЗК исполнительного органа гос-ной власти обеспечивает выбор ЗУ на основе документов гос-ого земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных фед-ми законами, с соответствием гос-ми органами, ОМС, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании ЗУ и об обеспечении этих ЗУ объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур,технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении ЗУ, предоставляются бесплатно соот-ми гос-ми органами, ОМС, муниципальными организациями в 2-х недельный срок со дня получения запроса от ОМС.

3. Омс городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении ЗУ для строительства. Гр-не, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы ТОС имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в тч путем выкупа, ЗУ для госу-х и муниц-х нужд и предоставлением этих ЗУ для строительства.

При предоставлении ЗУ в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в тч путем выкупа, ЗУ для гос-х или муниц-х нужд и предоставления ЗУ для строительства объектов, размещение кот-х затрагивает законные интересы указанных народов и общностей. Исполнительные органы гос-ной власти или ОМС, предусм-е ст. 29 ЗК,принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов.

Читайте также:  Что такое международное строительство

4. ОМС информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов ЗУ, находящихся в гос-ной или муниц-й собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для гос-х и муниц-х нужд находящихся соот-но в их пользовании и владении ЗУ, в связи с предоставлением этих ЗУ для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить зу для гос-х или муниц-х нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юр-х лиц, ОМС информирует собственников этих ЗУ об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены фед-ми законами, законами субъектов РФ.

5. Результаты выбора ЗУ оформляются актом о выборе ЗУ для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарнозащитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные омс проекты границ каждого ЗУ в соотс возможными вариантами их выбора.В случае предполагаемого изъятия, в тч путем выкупа, ЗУ для гос-х или муницх нужд к акту о выборе ЗУ также прилагаются расчеты убытков собственников ЗУ, землепользователей, землевладельцев, арендаторов ЗУ, потерь с/х производства или потерь лесного хозяйства.

6. Исполнительный орган гос-ной власти или ОМС, предусм-е ст. 29 ЗК,принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта,утверждающее акт о выборе ЗУ в соответствии с одним из вариантов выбора ЗУ, или об отказе в размещении объекта.

7. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ ЗУ или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в 7-ый срок со дня его утверждения.

8. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта явл-ся основанием последующего принятия решения о предоставлении ЗУ для строительства и действует в течение 3 лет.

В случае осуществления собственником ЗУ, землепользователем,землевладельцем, арендатором ЗУ строительства на зу или иного его улучшения после информирования о возможном изъятии, в тч путем выкупа, ЗУ для гос-х или муниц-х нужд собственник ЗУ, землепользователь, землевладелец,арендатор ЗУ несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных сстроительством на ЗУ или с иным его улучшением.

В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении ЗУ не было принято, лица, права кот-х были ограничены, вправе требовать возмещения от исполн-го органа гос-ной власти или омс, предусм. ст. 29 ЗК и принявших такое решение, понесенных убытков независимо от продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

9. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.

В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган гос-ной власти или ОМС, предусм-е ст. 29 ЗК и принявшие такое решение, возмещает гражданину или юр-му лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

10. В субъектах РФ — городах фед-го значения Москве и Санкт-Петербурге выбор ЗУ для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, если иное не предусмотрено законами этих субъектов РФ. Ст. 32. Принятие решения о предоставлении ЗУ для строительства.

1. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ ЗУ являются основанием установления в соотс заявками граждан или юр-х лиц, заинтересованных в предоставлении ЗУ для строительства, и за их счет границ такого ЗУ на местности и его гос-ного кадастрового учета в порядке,установленном ФЗ.

2. Исполнительный орган гос-ной власти или ОМС, предусм-е ст. 29 ЗК, на основании заявления гражданина или юр-ого лица, заинтересованных в предоставлении ЗУ для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) ЗУ в 2-ый срок принимает решение о предоставлении ЗУ для строительства.

3. При предоставлении испрашиваемого ЗУ в результате его изъятия, в тч путем выкупа, для гос-х или муниц-х нужд одновременно с решением о предоставлении ЗУ принимается решение о соответствующей форме изъятия такого ЗУ.

4. Условия предоставления ЗУ для госу-х или муниц-х нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием этих ЗУ у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением дог-в их аренды, а также возмещение в соотв-и с правилами, предусмо. ст. 58 ЗК, потерь с/х производства или потерь лесного хозяйства.

Условия могут также предусматривать права других лиц, обременяющие предоставляемые ЗУ, или предусм. ст. 56 ЗК ограничения использования ЗУ. Ст. 33. Нормы предоставления ЗУ.

1. Предельные (макс. и мин.) размеры ЗУ, предоставляемых гр-нам в собственность из находящихся в гос-ной или муниц-ой собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – н.п.а ОМС.

2. Макси. размеры ЗУ, предоставляемых гр-нам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами п. 1 насто. Ст., устанавливаются: ФЗ- из земель, находящихся в феде-й собственности; законами субъектов РФ — из земель, находящихся в собственности субъектов РФ; нормативными правовымиактами ОМС — из земель, находящихся в собственности мун-ных образований.

3. Для целей, не указанных в п. 1 наст. Ст.и, предельные размеры ЗУ устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной,градостроительной и проектной документацией.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства и для комплексного освоения в целях жилищного стороительства. Статья 30.1.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

1. Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, — в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

2. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

3. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Статья 30.2. Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

1. Земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.

2. Предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 настоящего Кодекса.

3. Арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, обязан выполнять требования, предусмотренные подпунктами 6 — 8 пункта 3 статьи 38.2 настоящего Кодекса.

4. Арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, имеет право, предусмотренное пунктом 9 статьи 22 настоящего Кодекса, независимо от срока договора аренды такого земельного участка. При этом к новому правообладателю переходят обязанности по выполнению указанных в пункте 3 настоящей статьи требований, касающихся комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства.

5. Арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, в границах ранее предоставленного земельного участка имеет исключительное право, если иное не предусмотрено федеральным законом, приобрести указанные земельные участки в собственность или в аренду.

6. Собственник или арендатор указанных в пункте 5 настоящей статьи земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства, обязан выполнить требования, предусмотренные подпунктом 8 пункта 3 статьи 38.2 настоящего Кодекса.

7. При обороте указанных в пункте 5 настоящей статьи земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства, к новым правообладателям переходят обязанности по выполнению требований, предусмотренных подпунктом 8 пункта 3 статьи 38.2 настоящего Кодекса.

8. В случае неисполнения обязанностей, указанных в пунктах 3, 4, 6 и 7 настоящей статьи, а также в случае ненадлежащего их исполнения права на земельные участки могут быть прекращены в соответствии с настоящим Кодексом и гражданским законодательством.

9. В случае неисполнения обязанностей, указанных в пунктах 3, 4, 6 и 7 настоящей статьи, а также в случае ненадлежащего их исполнения взимается неустойка в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения таких обязанностей, от размера арендной платы или размера земельного налога за каждый день просрочки, если договором не предусмотрено иное.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение.

Ст. 35. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение.

1. При переходе права собственности на здание, строение, сооружение,находящиеся на чужом ЗУ, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части ЗУ, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования ЗУ определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования ЗУ.

2. Площадь части ЗУ, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК.

3. Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом ЗУ, имеет преимущественное право покупки или аренды ЗУ, которое осущ-ся в порядке,установленном гражданским законода-вом для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в гос-ной или муниц-й собственности, применяются правила, установленные п.1 ст. 36 ЗК.

4. Отчуждение здания, строения, сооружения,находящихся на ЗУ и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с ЗУ, за исключением следующих случаев:

1) отчуждение части здания, строения,сооружения, которая не м.б выделена в натуре вместе с частью ЗУ;

2) отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на ЗУ, изъятом из оборота в соответствии со ст. 27 ЗК.

Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте ЗУ и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с ЗУ, если ФЗ разрешено предоставлять такой ЗУ в собственность граждан и юр-ких лиц. Не допускается отчуждение ЗУ без находящихся на нем здания, строения,сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на ЗУ,принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на ЗУ, размер которой пропорционалендоле в праве собственности на здание, строение, сооружение.

5. Иностранные граждане, лица без гражд-ва и иностр-е юр-ие лица — собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на чужом ЗУ, имеют преимущественное право покупки или аренды ЗУ в порядке, установленном наст ст., и в соответствии с п 2 ст 5, п 3 ст 15, пу 1 ст22 и пи 4 и 5 ст 28 ЗК. Президент РФ может установить перечень видов зданий, строений, сооружений, на которое это правило не распространяется.

Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

Ст. 36. Приобретение прав на земельные участки, которое находятся в гос-ной или муниц-ной собственности и на которых расположены здания, строения,сооружения.

1. Граждане и юр-кие лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на ЗУ, находящихся в гос-ной или муниц-й собственности, приобретают права на эти ЗУ в соответствии с ЗК. Исключительное право на приватизацию ЗУ или приобретение права аренды ЗУ имеют гр-не и юр-кие лица — собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, кот-е установлены ЗК, ФЗ.

Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на ЗУ, находящихся в гос-ной или муниц-ной собственности, эти ЗУ предоставляются в собственность бесплатно. Религиозным организациям,имеющим в соответствии с фз на праве безвозмездного пользования здания,строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения,расположенные на ЗУ, находящихся в гос-ной или муниц-ной собственности, эти ЗУ предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.

2. В существующей застройке ЗУ, на которых находятся сооружения, входящие в состав кондоминиума, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, кот-е установлены Фз «О товариществах собственников жилья».

3. Если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом ЗУ, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного ЗУ в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусм. ЗК, фз. Если в здании, находящемся на неделимом ЗУ, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного ЗУ в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК, ФЗ.

При этом договор аренды ЗУ заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании. Федеральные казенные предприятия и гос-е или муниц-е учреждения — правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования ЗУ для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.

Читайте также:  Где можно найти заказы по строительству

4. В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом ЗУ,закреплены за несколькими федеральными казенными предприятиями и гос-ми или муници-ми учреждениями, данный ЗУ предоставляется одному из этих лиц на основании решения собственника ЗУ в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования ЗУ для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

5. Для приобретения прав на ЗУ гр-не или юр-кие лица, указанные в настоящей ст., совместно обращаются в исполнительный орган гос-ной власти или ОМС, предусме ст. 29 ЗК, с заявлением о приобретении прав на ЗУ с приложением его кадастровой карты (плана).

6. Исполнительный орган гос-ной власти или ОМС, предусм-е ст. 29 ЗК, в 2-ый срок со дня поступления указанного в п.5 настоящей ст. заявления принимает решение о предоставлении ЗУ в собственность бесплатно в соот. С п.2 ст. 28 ЗК, а в случаях, указанных в п. 1 ст.и 20 ЗК, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли- продажи или аренды ЗУ и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

7. В случае отсутствия кадастровой карты (плана) ЗУ ОМС на основании заявления гражданина или юр-кого лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК исполнительного органа гос-ной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении ЗУ, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) ЗУ и утверждает проект его границ. Границы и размеры ЗУ определяются с учетом фактически используемой площади ЗУ в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодва. Границы ЗУ устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных ЗУ (при их наличии), естественных границ ЗУ.

8. Исполнительный орган гос-ной власти или ОМС, предусм-е ст. 29 ЗК, в 2-ый срок со дня представления проекта границ ЗУ принимает решение о предоставлении этого ЗУ лицам, указанным в п.5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ ЗУ. На основании проекта границ ЗУ за счет указанных лиц устанавливаются границы ЗУ на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) ЗУ.

9. Иност-е гр-не, лица без гражд-ва и иностр-е юр-кие лица — собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение ЗУ в собственность в порядке, установленном настоящей ст., и в соответствии с п. 2 ст. 5, п. 3 ст.15 и п. 4 и 5 ст. 28 ЗК.

Право пользования земельным участком собственником недвижимости. Последствия утраты собственником недвижимости права пользования земельным участком.

Статья 40. Права собственников земельных участков на использование земельных участков

1. Собственник земельного участка имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

2. Собственник земельного участка имеет право собственности на:

1) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;

Статья 272. Последствия утраты собственником недвижимости права пользования земельным участком.

1. При прекращении права пользования земельным участком, предоставленного собственнику находящегося на этом участке недвижимого имущества (статья 271), права на недвижимость, оставленную ее собственником на земельном участке, определяются в соответствии с соглашением между собственником участка и собственником соответствующего недвижимого имущества.

2. При отсутствии или недостижении соглашения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, последствия прекращения права пользования земельным участком определяются судом по требованию собственника земельного участка или собственника недвижимости. Собственник земельного участка вправе требовать по суду, чтобы собственник недвижимости после прекращения права пользования участком освободил его от недвижимости и привел участок в первоначальное состояние.

В случаях, когда снос здания или сооружения, находящегося на земельном участке, запрещен в соответствии с законом и иными правовыми актами (жилые дома, памятники истории и культуры и т.п.) либо не подлежит осуществлению ввиду явного превышения стоимости здания или сооружения по сравнению со стоимостью отведенной под него земли, суд с учетом оснований прекращения права пользования земельным участком и при предъявлении соответствующих требований сторонами может: признать право собственника недвижимости на приобретение в собственность земельного участка, на котором находится эта недвижимость, или право собственника земельного участка на приобретение оставшейся на нем недвижимости, либо установить условия пользования земельным участком собственником недвижимости на новый срок.

3. Правила настоящей статьи не применяются при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 283), а также прекращении прав на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования (статья 286).

Защита прав собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков. Вмешательство в деятельность собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, связанную с использованием земли, со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается, за исключением случаев нарушения земельного законодательства.

Нарушенные земельные права подлежат восстановлению в порядке разрешения земельных споров, предусмотренном статьями 115-123 настоящего Кодекса. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме.

Споры о возмещении убытков рассматриваются судом или арбитражным судом. Права собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов могут быть ограничены в интересах других природопользователей, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством республик, входящих в состав РСФСР. Статья 55.

Источник: studopedia.ru

Категория земельного участка не установлена что делать

Главное по теме: «Категория земельного участка не установлена что делать» с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

  • 1 Если категория земель не установлена
  • 2 Категория земельного участка не установлена что делать?
  • 3 Характеристика земель населенных пунктов: состав, виды разрешенного использования

Если категория земель не установлена

Хочу купить участок в СНТ с щитовым домиком. Но он стоит на участке категория земли которого: не определена. Дом на участке не зарегистрирован. Скажите, что за собой повлечет покупка такого участка с домом. Участок в собственности.

Похожие темы

если дом не зарегистрирован то купить его вы не можете.

тут либо вы покупаете только земельный участок (дом идет как неоформленное строение)

либо вы ждете пока собственник оформит строение и покупаете дачный домик и з.у.

В договоре купли-продажи нельзя указывать наличие на земельном участке строений, иначе сделка не пройдёт государственную регистрацию.

В соответствии с законодательством о «дачной амнистии» (93-ФЗ от 30.06.06 и др.) права собственности на такие строения могут быть зарегистрированы по декларации или кадастровому паспорту. Декларация заполняется собственником, никаких подтверждений правильности сведений декларации по объекту недвижимости не требуется. С какими сведениями заполнили – с такими и зарегистрируют.Вот только хозяину необходимо было регистрировать.

Спасибо за ответ!

При продаже одного только участка также возможны некоторые проблемы — потребуют справку об отсутствии строений, а Вы ее получить не можете, т.к. в БТИ уже есть информация о доме. В идеале конечно хорошо бы зарегистрировать строение.

При продаже участка в СНТ указывать наличие или отустствие на нем именно щитового. а не жилого дома вовсе не обязательно. Если участок в собственности заключайте договор покупки без проблем.

Отсутствие указания на категорию земель в документах государственного кадастра недвижимости (в том числе в кадастровом паспорте земельного участка) может послужить основанием для признания незаконным правовых актов о предоставлении земельного участка, недействительными договоров, предметом которых являются земельные участки, т.к. в зависимости от категории земель определяется правовой режим земельного участка, в том числе его оборотоспособность, зависит порядок предоставления земельных участков, определение надлежащего субъекта, имеющего полномочие на распоряжение земельным участком в случае предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности

если не установлена категория земель, земельный участок не имеет целевого назначения и должен быть отнесен, в соответствии со ст. 103 ЗК РФ, к категории земель запаса, только земли запаса не имеют целевого назначения. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию. Использование земельного участка, категория земель которого не определена, запрещено.

В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним целевое назначение имущества должно быть определено . Представление на государственную регистрацию документов, не отражающих информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (в том числе и о назначении имущества), является основанием для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним . Если Вы приобрели такой участок приступите к определению категории земли. Без этого использование такого участка не возможно.

Категория земельного участка не установлена что делать?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 30 марта 2010 г. N Д23-1060 «По вопросам отнесения ранее учтенных земельных участков к определенной категории земель»

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю по вопросам отнесения ранее учтенных земельных участков к определенной категории земель и сообщает.

1. По вопросу внесения в государственный кадастр недвижимости (далее — кадастр) сведений о категории земель в отношении ранее учтенного земельного участка, расположенного в границах населенного пункта.

В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК) установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в состав таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

При этом, исходя из части 3 статьи 8 Закона N 172-ФЗ, для внесения сведений о категории земель соответствующих земельных участков в кадастр в орган кадастрового учета направляются сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона N 172-ФЗ.

Кроме того, пунктом 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 618 (далее — Положение), определены документы, представляемые органом местного самоуправления в орган кадастрового учета в случае установления (изменения) границ населенных пунктов.

Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, орган кадастрового учета вносит в кадастр сведения о категории земель вышеуказанного ранее учтенного земельного участка в случае представления органом местного самоуправления в установленном порядке документов, предусмотренных пунктом 11 Положения, а также сведений о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов. В данном случае не требуется принятия в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N 172-ФЗ нормативного правового акта органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Кроме того, указанный порядок не предусматривает участия правообладателя земельного участка, в частности, не предусматривает необходимости его обращения в орган кадастрового учета в целях внесения в кадастр сведений о категории земель.

Вместе с тем внесение сведений о категории земель в кадастр в отношении соответствующего земельного участка может быть также осуществлено по инициативе правообладателя такого участка.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в случае, если категория земель не указана в документах кадастра, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой предоставлялся такой земельный участок.

В этой связи (если орган местного самоуправления не представил в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия вышеуказанных документов, необходимых для внесения в кадастр сведений о категории земель) правообладатель вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением об отнесении земельного участка к землям определенной категории. Отнесение земельного участка к определенной категории земель в данном случае осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 Закона N 172-ФЗ. При этом согласно части 7 статьи 14 Закона N 172-ФЗ сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в течение тридцати дней бесплатно вносятся в кадастр по заявлению правообладателя земельного участка.

2. По вопросу о возможности приостановления государственной регистрации прав либо отказа в государственной регистрации прав в связи с отсутствием в кадастре сведений о категории земель в отношении ранее учтенных земельных участков, предоставленных до вступления в силу ЗК для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 137-ФЗ) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации), имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП).

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона о регистрации, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом о регистрации.

При этом особенности государственной регистрации прав собственности граждан на земельные участки, предоставленные до введения в действие ЗК для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, установлены статьей 25.2 Закона о регистрации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.2 Закона о регистрации в целях государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок может быть предоставлен любой документ, подтверждающий право гражданина на соответствующий земельный участок.

Согласно пункту 6 статьи 25.2 Закона о регистрации истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на вышеуказанный земельный участок не допускается.

Необходимо отметить, что Закон о регистрации не содержит оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации ранее возникшего права собственности на соответствующий земельный участок по причине отсутствия в кадастре, а также в представленных на государственную регистрацию документах сведений о принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Кроме того, согласно положениям части 11 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) отсутствие в кадастре кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о кадастре, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации.

Также необходимо отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в кадастр сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости). Перечень уникальных характеристик объекта недвижимости установлен частью 1 статьи 7 Закона о кадастре. При этом категория земель относится к перечню дополнительных сведений об объекте недвижимости, вносимых в кадастр.

Читайте также:  Картины в строительстве что это

Вместе с тем в случаях, указанных в пункте 9.1 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, государственный регистратор обязан проверить наличие законных оснований для государственной регистрации прав собственности на указанные в данном пункте земельные участки (установить отсутствие запрета на предоставление соответствующего земельного участка в частую собственность). При этом необходимо учитывать, что ЗК в ряде случаев связывает наличие ограничения оборотоспособности земельного участка с определенной категорией земель (статья 27 ЗК).

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, государственная регистрация ранее возникшего права собственности на земельный участок, указанный в пункте 1 статьи 25.2 Закона о регистрации, или ранее возникшего права в отношении земельных участков, не указанных и пункте 1 статьи 25.2 Закона о регистрации (без одновременной регистрации перехода права или сделки), не зависит от наличия в кадастре, а также в представленных на государственную регистрацию права документах сведений о принадлежности земельного участка к определенной категории земель. В иных случаях для осуществления государственной регистрации прав необходимо наличие в кадастре сведений о категории земель соответствующего земельного участка.

Директор
Департамента недвижимости
А.И. Ивакин

Письмо Министерства экономического развития РФ от 30 марта 2010 г. N Д23-1060 «По вопросам отнесения ранее учтенных земельных участков к определенной категории земель»

Характеристика земель населенных пунктов: состав, виды разрешенного использования

Любой город или иное поселение предусматривает несколько зон, в которых располагаются земли разного целевого назначения.

На них ведётся застройка территории, предусматривающая различные характеристики зданий и сооружений.

Они распределяются на территории согласно видам разрешённого использования.

В сатье рассмотрим состав ЗНП, классификатор ВРИ, а также узнаем какая деятельность не допустима на данной земле.

Состав ЗНП

Земельные участки поселений

  • на участки, предусмотренные для расположения жилых домов;
  • участки, где строительство жилых зданий ведётся или только планируется.

В соответствии с Градостроительным кодексом, земли поселений делятся на соответствующие территориальные зоны, допускающие возведение домов разной этажности. Малоэтажные здания, менее трёх этажей, предусмотренные для проживания одной семьи и не допускающие разделения на квартиры, возводятся в пределах территорий, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство.

[1]

Что входит в понятие ЗНП?

Это место заселения застроенного земельного массива, имеющее разновидность сельского или городского типов поселений. Является административной единицей. Управляется органами местного самоуправления и входит в состав государственной системы. Ими могут являться:

  • города и городские округа;
  • посёлки, сёла, деревни и т.п.

Отделяется от прочей территории муниципальных земель границами, которые установлены соответствующими законодательными актами и внесены в Государственный кадастр недвижимости согласно нормам Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.15 г. Территория поселений, в том числе городская, считается действительной только внутри установленных границ, что дано в положении п.1 статьи 83 ЗК РФ, а установление состава земель этой категории рассматривается в статье 85 ЗК РФ.

Статья 83 ЗК РФ. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов

  1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
  2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Здесь располагаются различные фрагменты инфраструктуры поселения, требующиеся для организации, функционирования и жизнеобеспечения этой системы. Разное функциональное назначение зон города соответствует различным способам их размещения на всей его площади.

Зонирование территории — что это такое?

  • поверхности земли;
  • расположение надземных объектов;
  • расположение подземных объектов.
Видео (кликните для воспроизведения).

Зонирование предусматривает совокупное использование участка вместе с наземными и подземными коммуникациями по типовым правилам, предусмотренным для всех видов поселений. На основании зонирования территории города выделяются кварталы и зоны:

  • жилые;
  • административные;
  • общественно деловые или бизнес кварталы;
  • инженерных и транспортных инфраструктур;
  • для сельскохозяйственного использования;
  • специального назначения;
  • зелёные зоны, культурно-исторические и иные рекреационные места.

Их перечень дан в п.1 статьи 85 ЗК РФ. Кварталы располагаются в центе городского поселения, по окраинам зонирование ограничивается без квартальным разделением, ориентируясь на целевое назначение зон. Сельское поселение тоже разделяется на зоны без определения кварталов.

Целевое назначение

Независимо от разнообразия зон, включённых в административную единицу, они все ориентированы исключительно на сохранение и развитие поселения, и могут служить только целям, связанным с организацией проживания и получения необходимых услуг гражданами населённого пункта.

Классификатор ВРИ

Все виды целевого назначения ЗНП отражены в классификаторе. Классификатор – документ № 709 от 30.09.2015 г., утверждённый Приказом Минэкономразвития РФ. Но так как состав данных земель многофункциональный, в совокупности включает в себя целевое назначение, соответствующее и другим категориям ЗУ, согласно п.1 статьи 85 ЗК РФ.

Категория земель по целевому назначению код Вид разрешённого использования
Земли населённых пунктов 2.0 Жилая застройка
2.1 Малоэтажная жилая застройка
2.2 Приусадебный участок ЛПХ
2.3 Блокированная жилая застройка
2.4 Передвижное жильё
2.5 Среднеэтажная жилая застройка
2.6 Многоэтажная (высотная) жилая застройка
2.7 Обслуживание жилой застройки
3.0 Общественное использование объектов кап. строительства
3.1 Коммунальное хозяйство
3.2 Социальное обслуживание
3.3 Бытовое обслуживание
3.4 Здравоохранение
3.5 Образование, просвещение
3.6 Культурное развитие
3.7 Религиозное развитие
3.8 Общественное управление
3.9 Обеспечение научного развития, научной деятельности
3.10 Ветеринарное обслуживание
4.0 Предпринимательство
4.1 Деловое управление
4.2 Торговые центры
4.3 Рынки
4.4 Магазины
4.5 Банки и страховые организации
4.6 Общепит
4.7 Гостиничный сервис
4.8 Досуг и развлечения
4.9 Транспортный сервис
5.0 Отдых и рекреация
5.1 Спорт
5.2 Природно-познавательный туризм
5.3 Охота, рыбалка
5.4 Причалы, предназначенные для маломерных судов
5.5 Поля для гольфа и конных прогулок

Виды разрешенного использования

  1. Малоэтажная застройка может достигать трёх этажей, но здесь недопустимо разделение дома на квартиры. Могут строиться хозяйственные постройки, гаражи и иные подсобные сооружения. Допускается насаждение плодовых деревьев, кустарников и разведение сада, огорода. Те же нормы распространяются на земли ЛПХ и блокированную жилую застройку.
  2. Передвижное жильё допускает формирование палаточных лагерей, кемпингов и проживание в вагончиках.
  3. Жилые дома средней этажности не должны превышать 8 этажей, они обязательно должны быть разделены на 2 и более квартир. Здесь предусматривается озеленение и благоустройство приусадебной территории, расположение гаражей и автостоянок.
  4. Высотные здания – от 9 этажей должны быть разделены на квартиры для проживания граждан.

Зона, предусматривающая расположение земель с ВРИ под шифром 3.0, относится к общественному пользованию. Она может служить следующим целям:

В бизнес зону с шифром 4.0 входят все организации, регулирующие предпринимательскую деятельность, в том числе – офисы компаний, их управленческие и административные центры. Также здесь размещаются объекты, участвующие в бизнесе и использующиеся для извлечения прибыли. В их числе:

  • торговые и торгово-развлекательные центры;
  • рынки;
  • магазины;
  • гостиницы;
  • кафе и рестораны;
  • игровые и ночные клубы;
  • помещения для предоставления транспортных услуг;
  • банки;
  • страховые компании.

  • в зелёных зонах поселений;
  • в спортивных залах и клубах;
  • в санаториях и профилакториях;
  • в спортивных и детских лагерях;
  • в лесном или горном массиве.

Такие земли могут использоваться как государством или муниципалитетом, так и арендаторами, предоставляющими соответствующие услуги.

Деятельность, недопустимая на таких земельных участках

Здесь не допускается делать ничего из того, что не служит целям развития города или посёлка. В особенности, если такое действие может повлечь для граждан населённого пункта ухудшение качества жизни.

В силу этого недопустимо нижеследующее:

  1. Нарушать градостроительный ландшафт, произвольно застраивая территорию.
  2. Наносить порчу экологии поселения, в том числе – при систематическом выбросе в атмосферу, в озёра или реки, на поверхность почв отходов от вредных производств.
  3. Использовать городскую среду для животноводства. Иным образом вести сельскохозяйственную деятельность за пределами участков под ЛПХ.
  4. Устраивать в населённом пункте свалки, в том числе – свалки радиоактивных и иных отходов.
  5. Размещать кладбища и проводить захоронения.
  6. Вырубать деревья в зелёной зоне, застраивать места размещения зелёных зон жилыми домами.
  7. Вести торговлю в не предусмотренных для этого местах.

При обнаружении перечисленных и аналогичных нарушений, следует подать жалобу в Роспотребнадзор.

Перевод в другие категории

  • сельскохозяйственных земель;
  • земель промышленности и специального назначения.

Также советуем ознакомиться с полезной информацией о кадастровой оценке ЗНП.

В целом процедура разрешена, но вопрос зависит от нюансов. Главное в порядке перевода – изменение границ населённого пункта, так как данные земли располагаются за его пределами. В этом случае требуется соблюдать следующий порядок:

  1. Получить кадастровую выписку с кадастровым номером земельного массива.
  2. Получить план застройки с выпиской из градостроительного плана, удостоверенного в администрации населённого пункта или в отделе градостроительства и архитектуры.
  3. Подать в администрацию или в департамент по землеустроительству запрос об изменении границ населённого пункта, с приложением кадастровой и градостроительной выписки.
  4. Приложить проект освоения данной территории или иные мотивы и обоснования переноса границ. Подать запрос о переводе данных земель в другую категорию.
  5. После получения разрешения от администрации, нужно провести регистрацию новых границ населённого пункта, подав заявление и выписку из административного решения в Росреестр.
  6. На основании внесения новых сведений о границах населённого пункта и их переводе в другую категорию, в ГКН, процедура считается совершившейся.

ЗНП – это категория земель, на которых расположены города и другие поселения. Они делятся на зоны, каждая из них соответствует определённому ВРИ, опираясь на нормативы классификатора. Согласно зонированию, располагаются жилые кварталы, деловые и торговые зоны, установлены места расположения административных зданий. Допустим перевод в другие категории при условии изменения границ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Решившись на покупку или аренду земли, потенциальные владельцы или наниматели хотят разобраться:

  • что обозначают эти категории,
  • какие бывают,
  • чем отличаются и для они нужны?

Ответы на эти вопросы мы подробно рассматриваем на этой странице.

Категории земельных участков — что это такое?

  • по своему химическому составу,
  • степени плодородности,
  • близости расположения к населенным пунктам и пр.,

и в зависимости от их качества и характеристик они подразделяются на категории (ст. 7 ЗК РФ).

Всего выделено 7 основных категорий земель по их целевому назначению:

  • сельскохозяйственные;
  • земли населенных пунктов;
  • те участки земли, которые используются для размещения промышленных предприятий, авто- и железных дорог, объектов связи, обороны и пр. специальных нужд;
  • земли, признанные особо охраняемыми территориями и размещенными на них особо охраняемыми объектами;
  • площади под лесами;
  • участки земли под озерами, реками, океанами и пр. – водного фонда;
  • земли запаса.

Категория – одна из самых важных характеристик, по принадлежности к которой может быть выделен интересующий участок именно под то или иное целевое использование.

Например, для фермерского хозяйства не могут быть выделены земли иных категорий, кроме одной, единственно подходящей – сельхозназначения.

О категориях более подробную информацию можно получить в статье «7 категорий земель и их назначение«.

Наделов земли без присвоения категорий не должно быть: вся территория Российской Федерации разделена по принадлежности к целевому назначению, и это зафиксировано в документах.

Для чего они нужны

Разделение на категории нужно, чтобы по картам, выкопировкам, схемам можно было увидеть и узнать, где именно находятся те или иные участки.

Когда гражданин обращается к муниципалитету, местным властям или иному собственнику с просьбой выделить ему надел земли под конкретную цель, то специалисты смогут дать ответ, имеется ли в данном районе свободный участок запрашиваемой площади, который может быть использован для выбранной гражданином цели.

Если, предположим, категория земель идентифицирована как отведенная под особо охраняемые объекты, то ни под постройки, ни под дачи, ни под иные цели такие участки переданы в собственность или в аренду быть не могут.

В каждом правоустанавливающем документе, а также бумагах, сопровождающим проведение сделок на участки, должно быть указано, к какой именно категории эта земля отнесена.

Принцип деления по целевому назначению

Принцип деления на категории основан на возможности использования земли как нерукотворного природного ресурса в целях, позволяющих максимально сберечь этот невосполнимый ресурс, не растрачивая его ценнейших качеств на нецелевые нужды.

Проводятся исследования, в том числе и лабораторные, для определения физико-механических характеристик и состава грунтов, что дает возможность выделить особо плодородные участки.

В процессе деления учитываются различные моменты, как, например, перспективные планы развития населенных пунктов, или устройства трасс под движение авто- или железнодорожного транспорта – эти зоны исключаются из площадей, которые могли бы быть отнесены, например, к сельхозугодьям.

Основные принципы законодательства по этому вопросу разъяснены в ст.1 ЗК РФ.

Наиболее распространенные

Самых широко известных категорий несколько.

Земли населенных пунктов могут быть переданы в пользование гражданам и организациям под строительство многоэтажное, или под ИЖС, то есть под постройки, если запрашивался надел именно для таких целей, которые совпадают с категорией земли.

Категория сельскохозяйственных угодий предназначается под ведение сельскохозяйственных работ – под посевы зерновых культур, огородничество и пр. Эти грунты обладают особыми качествами — плодородием, и их недопустимо отводить под другие цели, хотя в исключительных случаях они могут быть переведены в иную категорию.

Об этой категории земель можно прочесть в статье.

[3]

Как определить по карте муниципальных зон

Установить правовой статус любого участка, независимо от того, кому он принадлежит, теперь можно несколькими способами, наиболее распространены такие из них:

[2]

  • по электронной кадастровой карте;
  • по запросу в ЕГКН о выдаче выписки (чрез интернет, лично, через МФЦ).

При занесении данных о землях в базу данных кадастра по каждому объекту уточняется статус участка – в чьей собственности, площадь, к какой категории отнесен и т.п. Информация это не закрытая и доступна каждому.

Более подробно о том, как узнать категорию надела земли, можно почерпнуть сведения из специального материала.

Проще всего, если известен кадастровый номер.

В этом случае проще всего воспользоваться публичной кадастровой картой.

Нужно отыскать примерное месторасположение на ней искомого надела, навести на эту площадь курсор.

Далее, высветится номер, а ниже – вся информация о земельном участке, его характеристики, в том числе и категория.

Если остались вопросы, как узнать по кадастровому номеру подробности о наделе, то все нюансы изложены в статье.

Может оказаться, что ни к одной из категорий земля не причислена, тогда такую важную характеристику обязательно следует прояснить.

Для этого можно подать заявление местным властям, так как именно они и наделены правами, наравне с Федеральным правительством, присваивать участкам ту или иную категорию.

Подробно о том, что делать, если категория не определена, рассказано в тематической статье.

Иногда обстоятельства вынуждают менять категорию оформленного в собственность участка. Это процедура вполне законная, но заниматься этим вправе только уполномоченные органы и лица.

Например, гражданин жаждет получить надел под строительство дома, выбрал район, запросил в этом районе надел. Получив свидетельство о праве собственности, кадастровый паспорт, гражданин видит, что в строке «категория» указано: «земли сельскохозяйственного назначения», а строить там не разрешается. Но выход есть: можно попытаться изменить назначение участка.

Порядок изменения категории земель можно уточнить в этом материале.

Обычно процедура проходит по такому алгоритму:

  • написать ходатайство с просьбой перевести участок в иную категорию, адресовав в соответствующие органы;
  • приложить к своему заявлению необходимые бумаги;
  • передать пакет на рассмотрение;
  • в течение 1 мес. ждать известий о результате.

Среди прилагаемых документов, кроме кадастрового паспорта, правоустанавливающих бумаг, выписки из ЕГРН, персональных документов подателя ходатайства, должно быть заключение экологической экспертизы.

Именно последний документ и является решающим при принятии решения.

Чаще всего меняют категорию сельхоз. земли, о чем можно более детально ознакомиться в статье.

Могут ли отказать и оставить обращение без изменений? Да, в этом случае будет заявителю передан мотивированный отказ, со ссылками на требования законов и на результаты экологической экспертизы.

Нередко отказ является следствием неправильно оформленного ходатайства, неполной комплектации нужными бумагами, при таком исходе следует повторить попытку, устранив все замечания.

Отмена категорий и переход к зонированию

Деление на категории признано малоперспективным направлением в учете и распределении земель, и в Правительстве РФ активно ведется подготовка к внедрению нового законопроекта, который утвердит изменения к ЗК РФ.

С 2018 г. планируется перейти к зонированию территорий. Зонирование вместо 7-ми категорий включает 14 зон, среди которых будут жилая, промышленная и пр. Процесс перевода из одной зоны в другую планируется упростить.

Бездумный и безразличный подход к делению земель на категории недопустим, каждый случай следует рассматривать индивидуально. Важно главный ресурс страны сохранить, особенно это касается плодородных земель. Разумеется, будет развиваться промышленность, осваивая новый территории, и будет продолжаться развитие жилищного строительства.

Перевод из одной зоны в другую должен проводиться специалистами, небезразличными к соблюдению интересов государства, но это возможно, так как деление на зоны – условное.

Информация о землях по-прежнему доступна, и каждый может выбрать свободный участок, чтобы оформить право пользования им на 5, 10, 49 лет или иной промежуток времени, но только в пределах, разрешенных для каждой из зон.

Все земли в России имеют свою категорию, в зависимости от ее характеристик и месторасположения.

Выделены 7 основных категорий. Самыми популярными и известными из них являются земли населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения.

Видео (кликните для воспроизведения).

В некоторых случаях возможно изменение категории отдельных участков. Чаще всего это изменение статуса сельхозземель на земли поселений в связи с ростом территории населенных пунктов.

Источник: ooosan-ros.ru

Рейтинг
Загрузка ...