Вроде бы только порадовались, что законодатель сам и достаточно оперативно исправляет собственные недочеты в своей работе, но оказывается, что не все вопросы сняты… Вот, пожалуйста, первые вопросы…
Влияет ли недострой на стоимость земли: решение ВС
Компания взяла крупный кредит в банке, отдав взамен залоговые права на земельный участок. Несколько лет на участке велось строительство, но должник не вернул кредит – и банк потребовал продать землю. При этом суды при определении стоимости участка не учли цену недостроенного здания. ВС их поправил.
В 2014 году «Эргобанк» выдал «Региональной инвестиционной компании» кредиты под залог земельного участка. Общество не вернуло долг, поэтому банк в судебном порядке потребовал продать участок и вернуть ему деньги (дело № А40-122389/2019).
Суды удовлетворили иск, оценив стоимость участка в 318 млн руб. – как и прописывали стороны в договоре ипотеки земельного участка. При этом три инстанции отказались включить в стоимость участка объект незавершенного строительства.
«Региональная инвестиционная компания» обратилась с жалобой в Верховный суд. Заявитель сослался на принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов. Заявитель настаивает на изменении стоимости предмета залога в связи с возведением на земельном участке объекта незавершенного строительства, которая не была учтена судами при обращении взыскания на этот участок в пользу банка.
Экономколлегия проверила доводы жалобы, разобралась в деле и решила вернуть спор на новое рассмотрение в АСГМ.
ИсточникКакие объекты облагаются исходя из кадастровой стоимости . Если с налогообложением недвижимости физических лиц в настоящее время более или менее понятно (с 2020 года в субъектах он исчисляется исходя из кадастровой стоимости (кроме Севастополя), то с налогообложением объектов недвижимости организаций дела обстоят сложнее. … объекты недвижимости и незавершенного строительства , размещенные на участках земли с назначением «ведение личного подсобного хозяйства», «садово-огородническая деятельность» и/или «ИЖС» … Их кадастровая стоимость должна быть определена и внесена в ЕГРН (Подпункт 1 п. 7 ст. 378.2. НК РФ).
Неясности с исчислением налога на имущество по кадастровой стоимости в 2020 году после поправок остаются
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ)), вступающей в силу с 01.01.2020, определено, что объектами налогообложения по налогу на имущество организаций будут являться:
- недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, то есть как среднегодовая стоимость;
- недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, то есть как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
При этом в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ в редакции Закона № 325-ФЗ следовало исчислять налог исходя из кадастровой стоимости по:
«иным объектам недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 32 настоящего Кодекса, не предусмотренных в подпунктах 1 — 3 настоящего пункта.»
Таким образом, из поправок, внесенных Законом № 325-ФЗ в статью 378.2 НК РФ (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ и подп. 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ), следовало, что с 1 января 2020 года вне зависимости от факта упоминания недвижимого имущества в соответствующем региональном Перечне, если кадастровая стоимость имущества установлена, то подлежит уплате налог на имущество организаций, исчисленный по этой кадастровой стоимости.
То есть данные изменения влекли обязанность налогоплательщиков с 01.01.2020 исчислять налог на имущество по кадастровой стоимости фактически по всем объектам недвижимости, по которым определена кадастровая стоимость. При этом не имело значения, содержится ли недвижимость в региональном перечне, к какому типу относится эта недвижимость и т. д.
В связи с резонансом, вызванным предстоящим порядком исчисления налога на имущество по кадастровой стоимости по всей недвижимости (который многократно увеличивал налоговую нагрузку на налогоплательщиков), были внесены изменения в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Так, 28 ноября 2019 года был принят Федеральный закон № 379-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. ЗЗЗ.33 и 378.2 части II НК РФ» (далее — Закон № 379-ФЗ), уточняющий перечень недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость.
Такими объектами согласно новой («последней») редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ считаются:
«жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства».
При этом приходится признать, что и в этот раз не обошлось без неясностей.
Так, в данной формулировке остается не вполне понятным смысловое назначение союза «а также», который разделяет перечисляемые объекты налогообложения и с точки зрения правил русского языка позволяет толковать новую формулировку подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ одним из двух вариантов.
Вариант 1: союз «а также» не имеет самостоятельной смысловой функции и использован исключительно для интонационного «разбавления» текста из 8-ми однородных членов предложения (жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения, сооружения). Таким образом, в целях кадастрового налогообложения критерий расположения объекта на определенном земельном участке относится ко всем перечисленным объектам.
Вариант 2: союз «а также» является смысловым разделителем перечисленных объектов на две самостоятельные части:
1) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства,
2) а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения, сооружения, расположенные на земельных участках.
То есть в целях кадастрового налогообложения критерий расположения объекта на определенном земельном участке относится только ко второй части объектов, перечисленных после союза «а также». Таким образом, первая часть объектов – жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства – облагаются по кадастровой стоимости независимо от назначения земельного участка, на котором они расположены, то есть в любом случае при наличии у них кадастровой стоимости.
Вместе с тем, по нашему мнению, законодатель всё же имел в виду первый вариант формулировки подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, то есть предполагал кадастровое налогообложение по отношению ко всем перечисленным в данной норме объектам исключительно в зависимости от вида земельного участка; если же объект, в том числе жилье, гараж, машино-место, НЗС находится на ином земельном участке, то он облагается по среднегодовой стоимости (и только если относится к основным средствам организации).
Так, например, в Толковом словаре Ефремовой[1] приведено следующее толкование союза «а также»:
«Употребляется при соединении однородных членов предложения или предложений в составе сложносочиненного предложения, указывая на их тождественность или близость по значению; соответствует по значению словам: в равной мере, равным образом, тоже, вместе с».
В защиту данной позиции можем сослаться также на имеющийся в нашем распоряжении текст письма Минфина РФ от 10.10.2019 № 03-05-05-01/77851 за подписью И. В. Трунина, в котором Минфин, еще до Закона № 379-ФЗ, предпринял попытку «успокоить» налогоплательщиков по вопросу «тотального» кадастрового налогообложения всех иных объектов недвижимости:
«…
Вместе с тем, поскольку включение новых объектов налогообложения налогом на имущество организаций реализовано через ссылку на положения главы 32 Налогового кодекса «Налог на имущество физических лиц», при применении новых норм исходя из системного толкования положений Налогового Кодекса следует исходить из того, что речь идет лишь о тех объектах имущества, которые могут находиться в собственности физических лиц — налогоплательщиков налогом на имущество физических лиц и в отношении которых налог на имущество физических лиц должен уплачиваться исходя из кадастровой стоимости таких объектов
Таким образом, руководствуясь положениями главы 32 Налоговою кодекса, полагаем, что в качестве иных объектов недвижимою имущества, подлежащих налогообложению налогом но имущество организаций по кадастровой стоимости, выступают принадлежащие организациям жилые помещения, садовые дома, жилые строения, гаражи и машино-места, объекты незавершенного строительства, а также хозяйственные строения, расположенные на садовых и приусадебных участках, т.е. ограниченный перечень имущества.
Вместе с тем нельзя исключать и иное – по Варианту 2 – толкование последней редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, которое может быть основано на том, что роль союза «а также» заключается в противопоставлении двух групп перечисленных объектов по критерию их нахождения или ненахождения на определенном земельном участке.
Так, например, можно встретить и такой анализ правил применения союза «а также»[2]:
«Союз а также объединяет предыдущее множество объектов в одну семантическую группу и добавляет к ним выделенный объект. Это может быть сделано либо с целью противопоставления, либо просто с целью присоединения к упомянутому множеству объекта другой природы…».
Официальные комментарии по данному вопросу пока отсутствуют.
Таким образом, по нашему мнению, с 2020 года по кадастровой стоимости организации следует облагать следующие объекты:
- коммерческую торгово-офисную недвижимость, включенную в региональный перечень (подп. 1-3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ)
- жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (если по данным объектам определена кадастровая стоимость).
По остальным объектам, учитываемым на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, налоговая база определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, то есть как среднегодовая стоимость.
Мнение «Налоги и финансовое право» может не совпадать с мнением редакции «Клерка». Хотите высказаться сами?
ИсточникПорядок учета объектов незавершенного строительства . Расходы по недостроенным объектам в учете показываются нарастающими итогами. … Если во время проверки объекта был обнаружен брак, то он включается в состав затрат. Вопрос: Следует ли организации уплачивать налог на имущество, если у нее на балансе имеется недостроенное здание, которое сдается в аренду, но разрешение на ввод в эксплуатацию еще не получено? Посмотреть ответ. … Порядок перевода объекта из категории незавершенного строительства в завершенное предполагает подписание Акта приема-передачи актива, отражение его стоимости в учете. Бланки актов приведены в постановлении Госкомстата от 11 ноября 1999 г. под № 110.
Есть ли кадастровая стоимость у объектов незавершенного строительства
02.03.2019 вступил в силу приказ Минэкономразвития РФ от 24.09.2018 № 514 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» (далее — Порядок), которым установлен новый порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и земельных участков, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет, и кадастровая стоимость которых определяется филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области в рамках предоставленных полномочий.
Начиная с 02.03.2019, в соответствии с новым Порядком, стало возможным определение кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства. Ранее механизмы определения кадастровой стоимости данных объектов недвижимости отсутствовали.
На значение кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства будет влиять степень его готовности, проектируемое назначение и проектируемое значение основной характеристики.
В случае изменения степени готовности или изменения проектируемого значения основной характеристики объекта незавершенного строительства (или объекта незавершенного строительства), в сведениях ЕГРН о котором содержится кадастровая стоимость, его кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению степени готовности (или пропорционально изменению проектируемого значения основной характеристики объекта незавершенного строительства).
ИсточникКадастровая стоимость — это сумма, в которую регион оценивает недвижимость в границах своей территории. Ее устанавливают для зданий, сооружений, помещений, земли, объектов незавершенного строительства , гаражей, машино-мест и других объектов недвижимого имущества. О государственной кадастровой оценке — закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ. На кадастровую стоимость влияют площадь, материал, год постройки, разрешенное использование, наличие коммуникаций, экономическая ситуация в регионе и еще много других факторов.
Есть ли кадастровая стоимость у объектов незавершенного строительства
регистрационный N 53245
УТВЕРЖДЕН
приказом Минэкономразвития России
от 24 сентября 2018 года N 514
Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях:
а) осуществления государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
б) внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) о ранее учтенном объекте недвижимости;
в) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений:
о значении площади (в отношении земельного участка, здания, помещения, машино-места);
о проектируемом значении основной характеристики (в отношении объекта незавершенного строительства);
о степени готовности (в отношении объекта незавершенного строительства);
о категории земель (в отношении земельного участка);
о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка);
о назначении, проектируемом назначении (в отношении здания, помещения, объекта незавершенного строительства);
об основной характеристике (в отношении объекта незавершенного строительства);
о кадастровой стоимости объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса (в отношении единого недвижимого комплекса).
2. Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящего Порядка (далее — определение кадастровой стоимости), осуществляется уполномоченными лицами территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав, или в случае принятия решения таким органом о наделении полномочиями по определению кадастровой стоимости в соответствии с частью третьей статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности) — уполномоченными лицами подведомственного такому органу бюджетного учреждения (далее — уполномоченные лица) в течение 10 рабочих дней с момента возникновения основания определения кадастровой стоимости.
Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3813; 2010, N 30, ст.3998; 2011, N 1, ст.43; N 49, ст.7024; 2014, N 23, ст.2928; N 30, ст.4226; 2016, N 27, ст.4294.
3. Результаты определения кадастровой стоимости отражаются в акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащем сведения в объеме, предусмотренном статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сведений, предусмотренных пунктами 3, 4, 6, 7, 14-20, 22, 24, 26 части 4 и пунктами 1, 2, 5-8, 14-16, 18-20, 22-24 части 5 указанной статьи, а также сведения:
об основании(ях) определения кадастровой стоимости, предусмотренных пунктом 1 настоящего Порядка;
о пункте настоящего Порядка, в соответствии с которым определяется кадастровая стоимость объекта недвижимости;
об удельном показателе кадастровой стоимости объектов недвижимости, использованном при определении кадастровой стоимости;
об определенной в соответствии с настоящим Порядком кадастровой стоимости;
об уполномоченном лице, его утвердившем (фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), должность).
Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст.4344; 2016, N 27, ст.4294; 2017, N 31, ст.4796; 2018, N 32, ст.5134.
4. Акт определения кадастровой стоимости объектов недвижимости составляется на бумажном носителе или в форме электронного документа, утверждается уполномоченным лицом.
5. Для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с настоящим Порядком используются средние и минимальные значения удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденных в соответствии со статьей 24.17 Закона об оценочной деятельности (далее — удельные показатели кадастровой стоимости).
6. В предусмотренных настоящим Порядком случаях использования наименьшего из средних значений удельного показателя кадастровой стоимости такое значение удельного показателя выбирается из соответствующих средних значений удельных показателей кадастровой стоимости.
7. При отсутствии удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных в соответствии со статьей 24.17 Закона об оценочной деятельности, в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 13 настоящего Порядка, для определения кадастровой стоимости используются рассчитанные в соответствии с настоящим Порядком значения удельных показателей кадастровой стоимости.
II. Определение кадастровой стоимости здания, объекта незавершенного строительства
8. Кадастровая стоимость здания (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 настоящего Порядка) определяется путем умножения площади здания:
а) на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости зданий соответствующего назначения для кадастрового квартала, в котором расположено такое здание;
б) на наименьшее из средних значений удельного показателя кадастровой стоимости зданий соответствующего назначения для кадастровых кварталов, смежных с кадастровым кварталом, в котором расположено здание (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпункте «а» настоящего пункта);
в) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости зданий соответствующего назначения для населенного пункта, в котором расположено здание (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, и расположения здания в границах населенного пункта);
г) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости зданий соответствующего назначения для муниципального района (городского округа), в котором расположено здание (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах «а» — «в» настоящего пункта, и расположения здания в границах населенного пункта или в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, и расположения здания вне границ населенных пунктов);
д) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости зданий соответствующего назначения для муниципальных районов (городских округов), граничащих с муниципальным районом (городским округом), в котором расположено здание (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах «а» — «г» настоящего пункта);
е) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости зданий соответствующего назначения для субъекта Российской Федерации (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах «а» — «д» настоящего пункта).
9. В случае изменения площади здания, в сведениях ЕГРН о которых содержится кадастровая стоимость, их кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади.
10. Кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства с проектируемым назначением здания, сооружения, строительство которых не завершено, «жилое», «нежилое», «многоквартирный дом» (за исключением случаев изменения проектируемого значения основной характеристики и степени готовности объекта незавершенного строительства) определяется путем умножения степени готовности объекта незавершенного строительства на показатель, определяемый в соответствии с правилами определения кадастровой стоимости зданий, предусмотренными пунктом 8 настоящего Порядка, с использованием значений удельных показателей кадастровой стоимости для назначений зданий, которым соответствует проектируемое назначение здания, сооружения, строительство которых не завершено, объекта незавершенного строительства.
11. В случае изменения степени готовности объекта незавершенного строительства, в сведениях ЕГРН о котором содержится кадастровая стоимость, его кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению степени готовности.
12. В случае изменения проектируемого значения основной характеристики объекта незавершенного строительства, в сведениях ЕГРН о котором содержится кадастровая стоимость, его кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению такого значения.
III. Определение кадастровой стоимости помещения, машино-места
13. Кадастровая стоимость помещения (за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящего Порядка) определяется путем умножения площади помещения:
ИсточникЯвляются ли объекты незавершенного строительства объектами недвижимости. Объектами недвижимости являются земельные участки и прочно связанные с ними объекты , которые нельзя перенести без ущерба их назначению (например, по общему правилу, нельзя перенести здание как объект недвижимости и не нарушить его целостность). … Если у владельца ОНС нет прав на земельный участок (например, было право аренды на период строительства , но срок аренды земельного участка истек), то вместе с регистрацией прав на ОНС осуществляется регистрация прав и на земельный участок. Процесс регистрации ОНС можно поделить на три этапа. Составление технического плана.
Определение кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства
02.03.2019 вступил в силу приказ Минэкономразвития РФ от 24.09.2018 № 514 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» (далее — Порядок), которым установлен новый порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и земельных участков, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет, и кадастровая стоимость которых определяется филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области в рамках предоставленных полномочий.
Начиная с 02.03.2019, в соответствии с новым Порядком, стало возможным определение кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства. Ранее механизмы определения кадастровой стоимости данных объектов недвижимости отсутствовали.
На значение кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства будет влиять степень его готовности, проектируемое назначение и проектируемое значение основной характеристики.
В случае изменения степени готовности или изменения проектируемого значения основной характеристики объекта незавершенного строительства (или объекта незавершенного строительства), в сведениях ЕГРН о котором содержится кадастровая стоимость, его кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению степени готовности (или пропорционально изменению проектируемого значения основной характеристики объекта незавершенного строительства).
ИсточникЯвляются ли объекты незавершенного строительства объектами недвижимости, если их не поставить на кадастровый учет? Пока сведения по ОНС не будут включены в ЕГРН, незавершенка не рассматривается как объект гражданских прав. Поэтому до обращения в Росреестр нужно получить технический план. … Законодательные акты не содержат требования о минимально необходимой степени готовности объекта для проведения кадастрового учета. Регистрация незавершенного строительства завершится отказом, если по техническому плану не будет видна определенная степень готовности. Кадастровый учет и справки на объект незавершенного строительства (ОНС) в 2022 году. Вопросы эксперту.