В последнее время мы немало слышим о действиях ДРГ и их ликвидации. В данном материале разберёмся, как расшифровывается ДРГ, и что это означает.
ДРГ – это диверсионно-разведывательная группа; подразделение специального назначения, которое, как понятно из расшифровки, занимается разведкой и диверсиями в тылу противника во время войны или незадолго до неё.
Основные цели ДРГ:
- Дезорганизация тыловых учреждений.
- Выведение из строя промышленности, военных объектов, транспорта, связи.
- Сбор информации о противнике: передвижение, местонахождение, вооружение, военный потенциал и т.п.
Если нет возможности уничтожить важные объекты, то они могут быть помечены для последующих бомбардировок или действий штурмовых отрядов.
ДРГ – это небольшие подразделения численность до 20 человек. Как правило, ДРГ имеют хорошую военную подготовку и могут действовать на территории противника независимо от основной армии длительное время.
Все про бетон: состав, марки, способы применения
Так как ДРГ действует в тылу, имеется необходимость доставки таких групп. Осуществляется это разными способами – скрытым переходом линии фронта, десантированием, высадкой с катеров или подводных лодок. Если речь идёт о запланированной войне, то ДРГ могут быть заранее внедрены в потенциальный тыл врага для сбора информации в предвоенное время и своевременных диверсий после начала военных действий.
Есть, правда, то, что запрещено делать ДРГ в рамках норм международного и военного права. Запрещено осуществлять диверсионную деятельность против мирного населения, медицинских учреждений и Красного Креста, объектов гражданского и гуманитарного назначения. И если Вы сейчас подумали про украинские ДРГ, убивающие мирных граждан, то это просто террористы. Ничего необычного.
Спящие ДРГ – это ДРГ, которые уже внедрены в стан противника, возможно, это обычные свиду гражданские, которые по сигналу организуются в диверсионно-разведывательные группы и начинают вести свою деятельность.
Источник: proslo.ru
Что такое стройбат: расшифровка, род войск и условия службы
Что такое стройбат, в общих чертах знает большинство граждан, особенно старших поколений. Негласное название указанных подразделений – «Королевские войска». Их можно отнести к легендарным военным частям времен СССР. Правда, чаще всего это связано с негативной стороной реальности, поскольку многие призывники категорически не хотели туда попадать, а некоторые представители военного руководства выступали против существования его вообще. Суть несения службы и ее особенности в строительных батальонах отображены во множестве анекдотов и комедийных фильмов.
История образования
Чтобы понять, что такое стройбат, необходимо обратиться к истории создания данных подразделений. Военно-строительные отряды начали формироваться зимой 1942 года для ремонта и восстановления объектов на территориях, освобожденных от фашистских захватчиков.
Марка и класс бетона. В чём отличия?
Понятие «стройбат» официально вывели из обращения в 70-х годах прошлого столетия. Тем не менее термин остался частью армейского и гражданского жаргонного лексикона. Сами себя военнослужащие строительных батальонов называли иронично «Королевскими войсками». Существует две версии похождения этого наименования:
- По причине многочисленности личного состава. В 80-х насчитывалось свыше 350 тысяч человек, что превышало в несколько раз количество бойцов погранвойск, морской пехоты и ВДВ, вместе взятых.
- Второй вариант возникновения самоназвания связан с конструктором С. Королевым, поскольку все советские космодромы возводились силами «стройбатовцев».
«Королевские войска»
Строительные войска были учреждены в 1942 году, когда необходимо было отстраивать заново разрушенные во время немецкой оккупации здания. В последующие десятилетия советский стройбат стал выполнять и другие функции. Например, силами солдат стройбатов строились автодороги, жилые здания и различные хозяйственные объекты.
Работы проводились ударными темпами, что совсем неудивительно, учитывая численность стройбатовцев. В восьмидесятые годы в этих войсках служили около 400 000 человек. Из-за многочисленности стройбаты Советской Армии и стали называть «королевскими войсками». Но с настоящей королевской честью и доблестью эти войска имели мало общего.
Условия службы
Среди советских призывников войска стройбата не считались престижным местом несения армейской службы. Такое отношение вызвано тем, что указанные подразделения к обучению военному делу относились лишь формально. Невзирая на это, юноши, вступающие в ряды строительных батальонов, получали ряд преимуществ перед новобранцами других родов войск.
Например, в соответствии с приказом Минобороны от 1977 года, служащим стройбата начислялась зарплата. Правда, из нее удерживались сборы на питание, культурные мероприятия, банно-прачечные услуги, прочие виды довольствия. Средняя сумма, удерживаемая на то время в пользу так называемой «вещевой задолженности», составляла порядка 30 рублей.
Что написано в военных билетах служивших в стройбате
Считается, что люди, служившие в стройбате, имеют какую-то особую отметку в военном билете. На самом деле это далеко не так.
Строительные войска – это были военные части, но только без особой подготовки. Там не отрабатывались навыки стрельбы и автоматы в руках эти солдаты действительно не держали.
Однако это были военные части, а значит, в военном билете отмечали, что солдат проходил службу в стройбатальоне, указывалась специальность, к примеру, водитель или каменщик. Никакие особые отметки в документе не проставлялись.
Отслужившим в стройбате выдавались такие же военные билеты, как и всем остальным. Они ничем не отличались. Вся информация о том, что стройбатовцы получали другие военные билеты, не соответствует действительности.
Эти войска не были престижными, но благодаря им после Великой Отечественной войны восстановлены и построены многие объекты. Солдаты в шутку называли стройбат «королевскими войсками».
Финансовая поддержка
Продолжим подробнее узнавать, что такое стройбат? Заработная плата у военных данного рода войск варьировалась от 110 до 250 рублей в месяц. Итоговая цифра зависела от специальности бойца. Самыми «дорогими» считались профессии крановщиков и экскаваторщиков. Денежное пособие накапливалось на счету военнослужащего, выдаваясь на руки при увольнении в запас.
В случае крайней необходимости боец мог переслать деньги близким людям, с разрешения командира соответствующего уровня. За время службы человек мог накопить несколько тысяч рублей. Кроме того, часто стройбатовцы подрабатывали на «халтурах». Такса за один трудовой день составляла порядка 10-15 руб. Прапорщики и офицеры указанных подразделений получали льготы, позволяющие оперативно решать имеющиеся жилищные проблемы.
КРИТИКА СТРОЙБАТА
Сам факт существования военно-строительных отрядов не раз подвергался критике высшим военным руководством, которое считало подобные формирования неэффективными и даже «нелегальными».
В 1956 году министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский докладывали, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба … должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР».
Специалисты обращали внимание на то, что производственная деятельность военно-строительных частей была плохо организована, а их материально-бытовое обеспечение находилось на крайне низком уровне. Один из негативных примеров связан с военно-строительным отрядом №1052, который в ноябре 1955 года был размещен в недостроенном помещении
Комиссия выявила недопустимые бытовые и санитарные условия содержания служащих. Рабочим приходилось спать одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца они были лишены возможности мыться в бане, менять белье, в результате чего у многих завелись вши
Один из негативных примеров связан с военно-строительным отрядом №1052, который в ноябре 1955 года был размещен в недостроенном помещении. Комиссия выявила недопустимые бытовые и санитарные условия содержания служащих. Рабочим приходилось спать одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца они были лишены возможности мыться в бане, менять белье, в результате чего у многих завелись вши.
Комплектация
Многих интересует вопрос, связанный со стройбатом: это какие войска? Ради справедливости стоит отметить, что официально эти части называются «инженерными». В советское время отряды пополнялись преимущественно новобранцами, окончившими строительные учебные заведения. Нередкими представителями «стройбатовцев» стали сельские жители, умеющие обращаться с разного рода инструментами. Еще один сегмент личного состава – неблагополучная молодежь, нередко с судимостью.
Одним из основных критериев отбора в строительные батальоны был национальный признак, хотя официально это негде не подтверждается и умалчивается. Стоит отметить, что доля представителей народов Кавказа и Средней Азии составляла порядка 85-90 процентов личного состава «стройбатов». Род войск этой категории для них считали приемлемым по причине плохого знания русского языка. Многих призывников отпугивал как раз национальный состав подразделений.
Чем отличался стройбат от других рядов войск
Было принято считать, что в стройбат направляли только неблагополучных призывников, однако это далеко не так. Туда мог попасть любой парень призывного возраста, если эти войска не были укомплектованы.
О стройбате времён СССР ходило очень много шуток. Считалось, что американцы не понимали, что такое строительные войска. Они рассказывали о мужественных советских десантниках, пограничниках и моряках, упоминали и о стройбате: «Эти вообще звери, им даже автоматы в руки не дают».
Действительно, в строительных войсках не было военной подготовки, их главной задачей была стройка с утра до вечера. Сами солдаты шутили, говоря, что главное оружие для них — это лопата и мастерок.
В стройбат направляли даже тех призывников, которые по состоянию здоровья не могли служить в других войсках. Именно поэтому «откосить» от этих войск было очень тяжело.
Люди, служившие в стройбате, вспоминают, что были даже хромые и косые солдаты, те, которые должны быть комиссованными. Было очень много кавказцев, процветала жёсткая дедовщина. В военкоматах молодых призывников часто пугали стройбатом.
Критические замечания
Многие военачальники самого высокого ранга критиковали строительные отряды и выступали за их расформирование. Специалисты, кроме нарушения конституционных прав, отмечали слабую организованность производственной деятельности строительных батальонов, наряду с низким материально–техническим обеспечением. Сам маршал Жуков вместе с начальником генштаба Соколовским указывали на то, что военнослужащие должны проходить срочную службу в рядах вооруженных сил, а не на строительных площадках и объектах гражданских министерств СССР.
Что такое стройбат, можно понять на одном из реальных примеров. Осенью 1955 года военно-строительное подразделение № 152 размещалось в недостроенном помещении. Прибывшая комиссия выявила вопиющие нарушения в плане бытового и санитарного содержания солдат. Температура в спальных комнатах едва превышала три градуса, бойцы неделями не мылись и не меняли белье, страдали от педикулеза и прочих заболеваний.
Существует ли сейчас в России стройбат
Многие призывники наслышаны о том, что во время СССР были строительные войска – стройбат. Молодые люди интересуются, если сейчас в России такие батальоны и кто может в них попасть.
Раньше призывников, которые уклонялись от службы или были неблагонадёжными, пугали стройбатом. Если говорить о существовании таких строительных отрядов сегодня, их нет. В 1990 году Михаил Горбачёв вынужден был подписать указ об их расформировании. Однако длительное время государству так и не удавалось решить этот вопрос и только в 2005 году вышло распоряжение правительства, которое положило начало полной ликвидации стройбата.
В современной российской армии нет стройбата в том виде, который был во времена СССР. Последние строительные части прекратили своё существование в 2009 году. В связи с чем, молодые призывники могут не бояться, что их отправят строить различные здания или дачи генералам, как это было во времена Союза, хотя для солдат это было хорошей службой. Их кормили, поили и часто они жили вне казармы, а это значит, что не по уставу.
Интересные факты
Служба в строительных отрядах, как может показаться на первый взгляд, была вовсе не безопасной. Об этом свидетельствуют следующие факты:
- Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС. Около 70 % рабочего контингента в зараженной зоне составляли именно представители стройбатов.
- В 1988 году подразделения направлялись в Армению для возобновления поселений после разрушительного землетрясения.
- Строительство административных и жилых зданий, а также формирование фортификационных сооружений в период Афганской кампании.
- В 1982 году подразделения стройбата находились в порту Стэнли (Фолклендские острова) для модернизации посадочной полосы. Как раз в тот период произошло вторжение британских военных, оспаривавших права на территорию с Аргентиной. Советские бойцы заминировали подходы к аэропорту, в течение трех дней удерживали объект, вооружившись трофейным оружием. Только приказ из Москвы позволил остановить локальное противостояние, солдатам пришлось сложить оружие.
Горячие районы
Бытует мнение, что нести службу в строительных войсках безопаснее, чем где-либо. Это спорный вопрос. «Стройбатовцы» были откомандированы на ликвидацию аварии в Чернобыле на АЭС. Они насчитывали более 70% всех ликвидаторов. Через пару лет их отослали убирать последствия землетрясения в Армении и отстраивание населенного пункта. Служили и в Афганистане.
Перед ними стоял вопрос расквартирования военного состава. Городки нужно было благоустроить соответственной инфраструктурой, гражданскими и военно-административными сооружениями.
Первоначально солдаты жили в палаточных укрытиях с элементарными бытовыми удобствами. Это плохо отражалось на боеготовности армии. ВСО в короткие сроки обеспечили солдатам хозяйственные здания, фортификационные строения по периметру воинских управлений. Строились склады для боеприпасов, аэродромы.
За время пребывания строительных отрядов в Афганистане, а это более 6 лет, были сооружены сотни городков со всей нужной инфраструктурой. Обустройство дорог, мостов было в попечительстве отечественных военных строителей.
Информация: Отряды направлялись за рубеж на строительство объектов военных сил республики. С их помощью строились не только объекты космической отрасли, но и машиностроительные заводы, расстраивалась авиационная промышленность, производился ремонт и строительство водных судов, подводных танкеров. Ими было сооружено около 17 миллионов квадратных метров общественного благоустроенного жилья, более 2-х тысяч километров автомобильных дорог республиканского значения.
Источник: safari-in-africa.ru