Факторы при строительстве городов

2. Принципы и основы планирования и организации города. Учет природных условий при проектировании жилищного и промышленного строительства в городе.

Градообразующий потенциал – это социально-экономические, научно-технические и производственные ресурсы города. Сведения о градообразующем потенциале необходимы для определения перспектив развития городских поселений. Оценка градообразующего потенциала выполняется на основе определения численности работников, занятых в определенных сферах хозяйственной деятельности, осуществляемой на территории городских поселений. Для этого выявляются градообразующие и неградообразующие факторы (функции), которые и определяют значение (роль) города в регионе или в стране.

· научно-образовательные (наличие и развитие учреждений высшего и среднего специального образования);

· инженерно-экономические (инженерное освоение территории, включая снос и перенос объектов, изъятие под застройку сельскохозяйственных и лесных земель, территорий месторождений полезных ископаемых);

Фасад как фактор формирования города | Елизавета Лихачева | Лекция

· социально-экономические (размещение предприятий торговли, общественного питания, зрелищных учреждений и административных служб);

· функциональные удобства территории (сокращение времени на поездки, транспортной усталости, санитарно-гигиенические условия);

К неградообразующим функциям относятся обслуживающие потребности города — учреждения здравоохранения, просвещения, культуры, коммунального хозяйства. Разделение на градообразующие и неградообразующие функции достаточно условно, поскольку определенная часть промышленных предприятий может выполнять обслуживающие город функции (например, хлебозаводы или предприятия общественного питания). Эта условность преодолевается благодаря отнесению к градообслуживающим кадрам 10% работников, занятых в промышленности, либо при помощи более точных расчетов работников, занятых на отдельных предприятиях. Общая расчетная численность градообразующих кадров определяется путем суммирования данных о занятости на действующих, строящихся новых и реконструируемых производственных объектах. Доля работников, занятых в градообслуживающих функциях от общей численности населения определяется на основе нормативов по оптимальной численности работников сферы обслуживания, как показано в таблице 1 (Пивоваров, 1999).

В целом для крупных и крупнейших городов, как показано в таблице 1, численность градообразующих кадров принимается 18—21% на первую очередь строительства и 23—27% на расчетный срок. Для средних и малых городов градообразующие кадры должны составлять соответственно 15—17 и 19—22%%. В зависимости от демографической структуры населения, для детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и учреждений физкультуры и спорта рекомендуется использовать повышающие или понижающие коэффициенты. Предлагаемые показатели ориентированы на повышение доли обслуживающих кадров в структуре занятых, поскольку опережающий рост занятости в сфере обслуживания характерен для всех городов мира. Для городов и населенных пунктов, имеющих предпосылки для дальнейшего развития, рекомендуется предусматривать резервы градообразующих кадров в пределах 10—15% общей численности градообразующей группы, обусловливаемые конкретными условиями формирования и развития города и наличием территориальных, трудовых, сырьевых и прочих ресурсов (Пивоваров, 1999).

🏠Ликвидность малоэтажных домов❗ Какие факторы влияют❓ Какие материалы более ликвидны в строительстве

Основы планировочной организации города. Городское планирование направлено на организацию рационального землепользования в поселениях, регулирование застройки и выполнение городом своих функций.

Оно поддерживает композиционную структуру городских территорий – развитие городского центра и связанных с ним районных центров, поддержание привлекательного силуэта города, включая зрительное восприятие его главных природных и архитектурных доминант. При проектировании выявляются территории интенсивного освоения и сосредоточения важных функций, обычно связанных с центром города и главными транспортными магистралями. Планировочные решения требуют серьезной инфраструктурной проработки. Главная особенность долгосрочного прогноза при проектировании урбанизированной системы в общем виде состоит в том, что нужно найти оптимальный вариант развития в ближайший период и различные возможные варианты развития в перспективе.

Селитебная территория ( часть территории населённого пункта, предназначенная для размещения жилой, общественной (общественно-деловой) и рекреационной зон, а также отдельных частей инженерной и транспортной инфраструктур ) занимает примерно половину территории современного города.

При этом жилая застройка брутто (в красных линиях) составляет примерно 50% селитебной территории, 15—20% ее занимают улицы и площади, 15—20% — участки городских общественных зданий и сооружений, остальные 10—15% — общегородские озелененные территории. В жилой застройке выделяются территории жилых зданий и сооружений без общественных учреждений, зеленых насаждений, проездов внутри микрорайонов, занимающие примерно 50% ее территории. Таким образом, собственно под застройку жилыми домами приходится 12—13% городской территории, что следует помнить при планировании размеров площадей, необходимых для современного города. Для укрупненных расчетов размеры селитебных территорий можно принимать в 10 га на 1000 жителей.

Под расчетными сроками проектирования понимается временная глубина, на которую разрабатывается проект. Обычно различаются первая очередь проекта (7—10 лет), расчетный срок (20—25 лет), перспектива за пределами расчетного срока (не регламентируется). Проектирование расселения и городов должно оперировать всеми уровнями прогнозов, включая сверхдолгосрочное прогнозирование. Для того чтобы избежать не поддающихся учету общественных потерь при реконструкции (т. е. при частичном разрушении) созданных огромных материальных фондов, а также невосполнимого в значительной мере ущерба природным ресурсам, проектирование городов должно с разной степенью детальности и различными методами учитывать все предвидимые этапы будущего.

При проектировании городов и систем расселения оптимальную структуру приходится искать при большой изменчивости и неопределенности многих составляющих ее элементов. Надо найти правильную планировочную структуру района или города, заведомо зная, что развитие многих элементов будущей структуры может пойти по разным вариантам. Многочисленные варианты входят в системы уравнений, которые представляют собой долгосрочные прогнозы при градостроительном проектировании. В каждом проекте сопоставляются несколько вариантов и рекомендуется наиболее оптимальный, который оказывается экономичнее по инвестиционным и эксплуатационным расходам и имеет убедительные градостроительные и санитарно-гигиенические преимущества.

В основу современной планировочной структуры города закладывается обеспечение его функционирования, наиболее эффективное и удобное для жителей. Нынешнее развитие российских городов характеризуется переходом от системы централизованных инвестиций в городское развитие к строительству нового жилья, ремонту и реконструкции низкокачественного и ветхого жилья центральных частей города за счет местных источников и частных инвестиций.

Городское планирование отказывается от централизованных мест досуга и быта в городских поселениях. Переход к рыночной экономике поставил вопрос об экономической целесообразности существования нерентабельных производств. Целый ряд северных городов, городов-спутников, моногородов, ориентированных на одно предприятие, оказались в бедственном положении без поддержки централизованных инвестиций. Рынок недвижимости в городах положил начало формированию деловых центров. Пригородный дачно-огородный пояс вокруг большинства российских городов положил начало субурбанизационному развитию пригородной зоны (Вагин, 2000).

При планировочной организации города выполняются функциональное зонирование территории (для промышленных, жилых, рекреационных и других видов использования); дифференциация транспортных магистралей; организация эффективной системы обслуживания; оснащение города всеми видами инженерного оборудования. Также создается экологическая инфраструктура поселений, включая единую систему зеленых насаждений и мероприятия по охране окружающей среды. Разработка планировочной организации городской территории начинается с анализа того, как будут затронуты эти зоны. Важным элементом планировочной организации территории является согласование и одобрение планов городскими жителями или их представителями. Изменения в территориальном зонировании должны осуществляться в соответствии с действующими нормативно-правовыми положениями и актами (Пивоваров, 1999; Вагин, 2000).

Общий размер территорий, необходимых для развития селитебной зоны, зависит от этажности и плотности застройки и географической зоны расположения города. В зависимости от территориально-географических особенностей городских поселений и располагающихся в них производств определяются размеры промышленных и санитарно-защитных зон. Главные требования к взаимному расположению промышленных и селитебных (жилых) районов включают:

· Территориальные: промышленные и жилые зоны не должны чередоваться, чтобы избежать ухудшения санитарно-гигиенических условий среды или усложнения инженерно-транспортных коммуникаций. Промышленные зоны не следует размещать так, чтобы они закрывали выход из селитебных районов к реке или берегу моря. Жилые зоны недопустимо располагать над зонами залегания полезных ископаемых.

· Санитарно-экологические: промышленные зоны должны развиваться при строгом соблюдении требований охраны воздушного бассейна, поверхностных и грунтовых вод, световой и шумовой нагрузки.

· Функционально-эстетические: оптимизация времени на передвижение, изменение облика города благодаря архитектуре современных промышленных предприятий и научно-технических центров.

Главная идея организации жилых микрорайонов заключается в том, чтобы разместить жилые дома среди зеленых насаждений, в непосредственной близости от мест обслуживания повседневного пользования (особенно школ и дошкольных детских учреждений), от сада микрорайона и спортивных площадок, таким образом, чтобы массовый городской транспорт как бы обтекал их, обеспечивая относительную тишину и безопасность. Проезды в микрорайонах трассируются так, чтобы обеспечить возможность подъезда к любому дому, но исключить возможность транзитного пересечения микрорайона насквозь из-за запретительных знаков и неудобного расположения сети проездов. На прилегающих к территории микрорайона улицах располагаются остановочные пункты городского транспорта. Группы микрорайонов объединяются в жилые районы с учреждениями периодического (не повседневного) обслуживания. В городском центре сосредоточиваются общегородские учреждения эпизодического пользования.

1. Повседневое обслуживание (микрорайон): детские сады (не далее 300 м от жилых домов), школа (не далее 500 м), магазины повседневного пользования (булочные, продуктовые и др.), спортивные площадки, аптеки, клубные помещения (встроенные), приемные пункты прачечной и мастерских по мелкому ремонту одежды и обуви, парикмахерская.

2. Периодическое обслуживание (жилой район): торговый центр, магазины, предприятия бытового обслуживания, ресторан, кафе, клуб, кинотеатр, поликлиника, спортивный центр с бассейном и спортивными залами, библиотеки, отделения связи.

3. Эпизодическое обслуживание (город): здания общественных организаций, торговые центры, специализированные магазины и ателье, рестораны, кафе, гостиницы, библиотеки, театры, концертные залы, вузы, выставочные залы и павильоны, музеи, универсальные зрелищно-спортивные залы, больницы, специализированные поликлиники, почтамты, телеграфы, телефонные станции. В пригородной зоне располагаются водные станции, пляжи, рестораны, мотели, рыболовные и охотничьи домики, туристические базы, дома отдыха и пансионаты.

При планировании развития городских поселений необходимо иметь сведения об объеме строительства и площади территории, которые прямо зависят от динамики городского населения. Таким образом. Для планирования городских поселений необходимо определить численность населения города на перспективу.

Условно городское население можно подразделить на три группы: I– градообразующая группа, II– обслуживающая группа и III — неработающее население (дети, домохозяйки, престарелые, инвалиды и др.). Удельный вес первой группы в составе городского населения составляет 33-38%% на первую очередь строительства и 25-35%% на перспективу.

Удельный вес второй группы зависит от величины города и составляет для крупных городов 23-26%%, для средних и малых городов и поселков – 19-22%%. Следует иметь в виду, удельный вес обслуживающей группы населения увеличивается по мере роста города, а удельный вес градообразующей группы населения снижается. Это связано с тем, что в больших городах наиболее развита система учреждений культурно-бытового обслуживания населения. Удельный вес неработающего (несамодеятельного) населения не зависит от величины городов и колеблется в пределах 46-48%%. На размер этой группы влияет возрастной состав городского населения

Прогноз численности населения по методу трудового баланса дает возможность определить, ориентировочно, необходимую степень обеспечения трудовыми ресурсами развитие экономики города. В его основе лежит установление соотношения между группами населения, занятого в градообразующих и неградообразующих сферах производственно-хозяйственной деятельности. Расчет проектной численности населения городаметодом трудового баланса по формуле:

Для крупнейших и крупных городов со значительным количеством маятниковых миграций, числитель формулы для расчета проектной численности населения следует принимать 100 (А-П), где П — количество трудящихся, приезжающих на работу в город и включаемых в состав группы градообразующих кадров. В состав несамодеятельного населения входят находящиеся в трудоспособном возрасте, но неработающие женщины, инвалиды и учащиеся, проходящие обучение с отрывом от производства. Кроме того, в расчетах учитываются работающие пенсионеры. Несмотря на столь подробный учет различных категорий городского населения, следует иметь в виду, что использование метода трудового баланса эффективно лишь на этапах краткосрочного и отчасти среднесрочного прогнозов, но мало результативно для оценки долгосрочных и сверхдолгосрочных перспектив.

При проектировании городов и систем расселения важное значение имеют анализ демографической структуры городского населения. В общем виде демографические структуры населения представляют собой выраженные в виде демографических показателей данные о распределении населения по территории или по отдельным половым, возрастным, брачным, семейным, этническим и социально-экономическим группам.

Структуры населения не только оказывают влияние на демографические процессы, но и являются результатом действия этих процессов в прошлом, на определенный момент исторического времени. Половая, возрастная, брачная и семейная структуры имеют непосредственное отношение к воспроизводству населения. Остальные же структуры являются экзогенными, то есть оказывают опосредованное (косвенное) влияние на демографические процессы. Сведения о характере и особенностях территориально-возрастной структуры городского населения позволяют строить предположения о будущих тенденциях рождаемости, смертности и воспроизводства городского населения в целом. Они позволяют прогнозировать рост производства, спрос на товары или услуги, служат основой для оценки вероятности возникновения проблем в экономической и социальной сферах и, наконец, позволяют планировать организацию и развитие городских систем.

При планировании расселения и городов необходим всесторонний и глубокий анализ населения и трудовых ресурсов, тщательное исследование возможных вариантов роста и изменения структуры населения.

Следует учитывать мозаичность и асимметрию демографической ситуации, а также постоянные изменения в структуре населения и занятости. По мере роста продолжительности жизни и совершенствования пенсионного обеспечения, увеличивается доля населения старших возрастов, часть которого продолжает трудиться.

В то же время снижение воспроизводства населения приводит к сокращению доли населения в трудоспособном возрасте, уменьшая численность занятых в производственных процессах. Кроме того, постиндустриальное развитие городских систем сопровождается увеличением занятости в сфере услуг, управлении, науке и научном обслуживании. Важно учитывать ожидаемые в ближайшие десятилетия изменения характера трудовой деятельности человека, обусловливающие рациональное использование квалификации и трудовых навыков населения. В процессе территориального планирования необходимо эффективно использовать исторически сложившееся распределение квалифицированных кадров и научно-технического потенциала. Все эти изменения должны быть ясно оценены и своевременно предусмотрены в процессе прогнозирования и проектирования.

Другим фактором, требующим учета при планировании городов и систем расселения, являются миграционные процессы. Под миграцией принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны или между государствами, обусловленную влиянием разнообразных факторов (социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических) или особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.

Таким образом, следствием миграций является изменение географии расселения. Миграции оказывают большое влияние на демографические процессы. Они приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают.

В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов повышается доля молодых возрастов и, как правило, возрастают темпы воспроизводства населения. В 2000 г., например, на долю молодежи в возрасте от 18 до 30 лет приходилось почти 40% всех внутренних мигрантов в России.

Миграции активно влияют на урбанизацию. Из-за оттока сельского населения в города с середины 20-х годов и до начала 80-х ХХ века численность городского населения в СССР увеличилась на 75 млн. человек. Во время хозяйственного освоения Сибири и Дальнего Востока численность населения росла преимущественно за счет мигрантов, возникли новые города и поселки — Норильск, Нижневартовск, Новый Уренгой, Нефтеюганск, Ноябрьск, Братск, Усть-Илимск, Комсомольск-на-Амуре, Тында и другие.

Читайте также:  Ссн что это такое в строительстве

В ближайшем будущем трудовая миграция будет приобретать все большую значимость для экономики России. Поэтому актуальной задачей представляется совершенствование национальной миграционной политики, которое может осуществляться по следующим направлениям:

· совершенствование действующего законодательства Российской Федерации в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права;

· заключение межгосударственных соглашений о регулировании потоков трудовых мигрантов и их правовом статусе с государствами-участниками единого экономического пространства;

· осуществление финансовой поддержки вынужденных мигрантов, создание центров временного размещения вынужденных переселенцев, компактных поселений, новых рабочих мест.

· совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов.

Реализация поставленных задач возможна при совместном участии федеральных органов исполнительной власти, в том числе Минтрудсоцразвития России, Минэкономразвития России, Минобразования и науки России, субъектов Российской Федерации, а также демографов, специалистов в области занятости и этнологов (Современная демографическая политика, 2005).

Основные количественные показатели, характеризующие миграционные процессы – число прибывших и выбывших из населенного пункта, региона или страну за определенный отрезок времени, а также разность между числом прибывших и числом выбывших (сальдо миграций). Географическое изучение миграций включает анализ миграционных потоков (их масштабы, интенсивность, направления), половозрастной, социальной и этнической структуры мигрантов, побудительных причин и социально-экономических следствий перемещения населения по территории.

Особого внимания заслуживает исследование международной и внутригосударственной миграционной подвижности рабочей силы, поскольку она оказывает наибольшее влияние на развитие современного общества. Исходной информационной базой для количественных расчетов и анализа служат данные переписей населения, официальные статистические материалы текущего учета движения населения.

Для изучения миграционных процессов используются методы математического моделирования. Наибольшее распространение получили факторные и гравитационные модели, относящиеся к моделям взаимосвязей, а также модели возрастно-половой структуры и модели миграционных потоков.

Источник: geourbanistika5.blogspot.com

Градостроительные факторы

Наиболее важными из них представляются: местоположение и размеры участка строительства, условия зрительного восприятия отдельного дома или комплекса, морфологические и архитектурно-художественные особенности окружающей застройки и ее функциональная структура. Все они активным образом влияют на формирование жилых зданий и застройки.

Местоположение и размеры участка. В городе, имеющем длительную историю развития, строительство жилых зданий может осуществляться в условиях реконструкции центральных районов и на вновь осваиваемых территориях. Участок может быть отведен на магистральной улице и внутри квартала, на городской площади и в пешеходной зоне, в составе жилого комплекса и в общественно-административном центре и т. д. Аналогичные ситуации встречаются и в новом городе. В селе разнообразие участков не так велико.

Задача архитектора каждый раз состоит в том, чтобы как можно полнее отразить в проекте дома и застройки в целом специфику ситуации.

В отечественной практике основным структурным элементом застройки селитебных территорий в городе остаются микрорайоны и жилой район. Необходимая для них территория назначается с учетом численности населения, этажности домов и климатического района согласно СНиП 2.07.01—89.

Кроме этого для определения размеров участков важна регламентируемая СНиП 2.07.01—89 норма озелененной территории.

В развитых зарубежных странах строительство жилья ведется чаще всего более мелкими образованиями. Аналогичный подход получает распространение и у нас, но главным образом, в условиях реконструкции.

Условия зрительного восприятия. Необходимость учета условий зрительного восприятия в архитектуре сооружений общеизвестна. Она была осознана еще в древности. Учесть условия зрительного восприятия — это значит придать архитектуре здания такие качества, которые выражают его принадлежность именно к данному месту строительства, к окружающей пространственной среде.

Существенным условием оказывается скорость передвижения зрителя. Пешеходу доступно детальное восприятие объекта. Проезжающий на транспорте успевает охватить лишь общие черты сооружений. Следовательно, застройка должна быть достаточно информативной для восприятия при разной скорости движения.

Разнообразие зрительного восприятия жилых зданий актуализирует все их характеристики: от общей формы до рисунка балконных ограждений и оконных переплетов. Пренебрежение любым информационным «слоем» приводит к обеднению архитектурных качеств застройки. Ближайший пример тому — панельные дома 60—70-х годов.

Морфология окружающей застройки. Для проектирования существенное значение имеют такие морфологические свойства окружающей застройки как геометрия ее планов, размерность зданий и образованных ими пространств.

Известно, что в любом городе, имеющем длительную историю, встречается целый ряд зон несхожих между собой по этим признакам. В каждой из них требуется особое решение. Так компоновка зданий и комплексов, размещаемых в исторических центрах, как правило, ориентирована на поддержание и даже повторение геометрических конфигураций и размерностей, свойственных окружению.

В районах, возникших в 60 — 70-е годы, наоборот, более предпочтительным может оказаться не уподобление, а контраст, достигаемый за счет уменьшения дворовых пространств и усложнения геометрических характеристик планов.

Еще одно важное свойство городской среды — этажность формирующих ее зданий. Отношение к ней неоднозначное.

В зонах строго регулируемой застройки, которые учреждаются для сохранения архитектурного и градостроительного наследия, определяется предельно допустимая высота вновь возводимых сооружений. Для каждого конкретного места ограничения устанавливаются индивидуально, на основе изучения ситуации.

Этажность проектируемых зданий может лимитироваться также и в целях сохранения обозреваемости ландшафтных и архитектурных достопримечательностей. Во всех прочих случаях этажность регулируется исходя из других соображений и в том числе композиционных.

В условиях реконструкции на принятие решений активно влияют типичные для окружающей застройки пластические особенности зданий. Отношение к подобным характеристикам окружающей застройки не поддается точной регламентации. Правда, в условиях реконструкции уместны принципы подобия, ассоциативные связи, а в некоторых случаях и прямое повторение форм. I

Композиционно-художественные особенности окружающей застройки. Еще не так давно, в 6-е — начале 70-х годов, основным критерием архитектуры любого здания была ее новизна, никак не соотнесенная с художественными ценностями той среды, для которой оно предназначалось. Сегодня ситуация совершенно иная. Архитектурное и градостроительное проектирование повернулось к наследию, к исторически сложившейся индивидуальности каждого города, района, улицы и квартала.

Чаще всего в центре внимания оказываются совершенно конкретные характеристики застройки: стилистические признаки, системы пропорций и масштабность, метроритмические закономерности, рисунок деталей, материал и фактура ограждающих конструкций, цвет и т. д.

В зарубежной практике кроме этого большое значение придается общественной оценке облика города, предпочтениям и пожеланиям жителей, определению особо значимых для населения качеств городской среды, раскрытию образных представлений о городе, сложившихся в сознании людей. Информация такого рода помогает более точно сформулировать проектную задачу и обоснованно выбрать средства для ее решения.

Учет перечисленных выше архитектурных и пространственных факторов позволяет органично вписать жилой дом, как часто говорят, в «контекст» среды. Контекстуализм проектных решений предполагает наличие у жилых зданий и комплексов ряда так называемых «средовых» характеристик.

Влияние функциональной структуры городской среды. В практике последних лет заметное место занимает строительство жилья в составе многофункциональных комплексов и в виде домов со встроенными или пристроенными учреждениями общественного назначения. Оно вызвано общей ориентацией градостроительства на формирование во всех частях города функционально разнообразной и насыщенной городской среды. В реализации этой политики жилые комплексы и дома с первыми общественными этажами обрели роль исходных многофункциональных модулей, хорошо зарекомендовавших себя в различных градостроительных ситуациях. Необходимость в них обусловлена особенностями функциональной структуры современной городской среды и некоторыми неблагоприятными тенденциями ее развития.

Дело в том, что городская среда в функциональном отношении неоднородна. В центре при малой доле жилья нарастает концентрация деловых, общественных, культурных и других функций. На периферии, наоборот, повсеместно ощущается их недостаток. К этому следует добавить, дефицит свободных территорий, высокую плотность размещения объектов в центре и разбросанность учреждений по территории новых районов. И там и там потребовались многофункциональные объекты.

В городском центре, на улицах городского значения строительство многофункциональных комплексов и домов со встроенными учреждениями позволяет сохранить плотность размещения общественных функций, поддержать характерную для этих мест непрерывность | фронта магазинов, предприятий обслуживания, питания и т. п., и одновременно преодолеть убыль жилого фонда. Принцип вертикального зонирования функций, предполагающий размещение жилья в верхних этажах, во-первых, обеспечивает надлежащий комфорт проживания, а, во-вторых, дает высокую интенсивность использования территории.

В новых районах указанные типы зданий становятся ядром будущих зон активной городской жизни, заметно повышают функциональную насыщенность среды, способствуют сокращению капиталовложений и сроков развертывания системы культурно-бытового обслуживания населения.

Состав учреждений и предприятий, объединяемых с жильем, каждый раз определяется индивидуально.

Источник: studbooks.net

Градостроительные факторы обоснования реконструкции исторических комплексов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Корнева Е.В.

В статье перечислены основные градостроительные факторы , которые используются в методах обоснования реконструкции исторических комплексов , находящихся в черте города. Также представлены формулы и таблицы для расчета вышеупомянутых факторов. При высокой динамике изменений в градостроительной среде и существующим дефицитом территориальных ресурсов, проведение реконструкции исторических комплексов становится необходимостью и требует тщательного исследования всех факторов влияния. С помощью предложенного метода можно определить наиболее «привлекательный», с точки зрения реконструкции , исторический объект, приспособление которого будет способствовать не только сохранности культурной ценности, но и развитию туристического сегмента, повышению экономического уровня и устойчивому развитию градостроительной среды . После проведения данного исследования составляются карты дифференциации территории города за градостроительными факторами .

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Корнева Е.В.

Текст научной работы на тему «Градостроительные факторы обоснования реконструкции исторических комплексов»

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ОБОСНОВАНИЯ РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ

Киевский национальный университет строительства и архитектуры, Киев, Украина Аннотация

В статье перечислены основные градостроительные факторы, которые используются в методах обоснования реконструкции исторических комплексов, находящихся в черте города.

Также представлены формулы и таблицы для расчета вышеупомянутых факторов. При высокой динамике изменений в градостроительной среде и существующим дефицитом территориальных ресурсов, проведение реконструкции исторических комплексов становится необходимостью и требует тщательного исследования всех факторов влияния. С помощью предложенного метода можно определить наиболее «привлекательный», с точки зрения реконструкции, исторический объект, приспособление которого будет способствовать не только сохранности культурной ценности, но и развитию туристического сегмента, повышению экономического уровня и устойчивому развитию градостроительной среды.

После проведения данного исследования составляются карты дифференциации территории города за градостроительными факторами.

Ключевые слова: реконструкция, исторический комплекс, градостроительная среда, градостроительные факторы, устойчивое развитие

URBAN FACTORS JUSTIFY THE RECONSTRUCTION OF OBJECTS

Kyiv National University of Construction and Architecture, Kiev, Ukraine Abstract

The article lists the major urban factors, which are used in the methods of study of reconstruction of historic complexes located in the city.

Also presented formulas and tables for calculating the above factors. With the high dynamics of change in an urban environment and the existing deficit of territorial resources, reconstruction of historical complexes become a necessity and requires careful study of all the factors of influence.

With the proposed method can determine the most «attractive» in terms of reconstruction, historical object, a device which will not only contribute to the preservation of cultural values, but also the development of the tourism segment, increase the level of economic development and sustainable urban environment. After conducting this research compiled maps of differentiation in the city for urban development factors.

Keywords: reconstruction, historical complex, urban environment, urban factors, sustainable development

При обосновании целесообразности и профессиональном планировании проведения реконструкции исторических объектов в условиях современного города, следует учитывать наиболее существенные градостроительные факторы.

При этом также, необходимо стремиться, чтобы реализованный проект реконструкции способствовал устойчивому развитию градостроительной системы. Градостроительные факторы обоснования реконструкции исторических комплексов представлены на Рис. 1.

Рис. 1. Градостроительные факторы обоснования реконструкции исторических комплексов

1. Оценка градостроительной ситуации, характеристика земельного участка и географического ландшафта (К1)

Основой для проведения анализа градостроительного расположения исторического комплекса служит генплан города, который разрабатывается после разработки проекта районного планирования территорий [5].

Планировочную структуру исторического города образуют следующие районы:

■ озелененные территории (рекреационные зоны);

■ прилегающие к центру территории, периферийные территории;

■ производственно-промышленные районы, районы железнодорожных вокзалов, аэропортов.

При определении данного фактора разрабатывается градостроительное обоснование и оценивается необходимость внесения изменений в генеральный план города.

Проводится сбор информации о характеристиках расположения участка реконструкции в существующей планировочной структуре города; размеров и площади участка; нормативных разрывов до окружающей застройки; актов на право постоянного пользования землей, а также владельцев на прилегающей территории; направлений использования, предусмотренных генеральным планом развития города; характеристики зеленых насаждений и других элементов благоустройства; рельеф участка (спокойный, равнинный, значение уклона и перепада высот по участку) отсутствие или наличие неблагоприятных теологически-оползневых и гидрогеологических воздействий на данный земельный участок.

Также изучаются требования к инженерной подготовке территории, мероприятия по ее инженерной защите (планирование рельефа), планировочных ограничений, распространяющихся на земельный участок, а именно:

■ зоны охраны памятников культурного наследия, археологических территорий, исторического ареала населенного пункта;

■ границы красных линий улиц — предоставленные на топографической съемке; санитарно-защитная зона объектов транспорта (автовокзалы) относительно жилой застройки;

■ санитарно-защитные зоны от объектов, которые являются источниками выделения вредных веществ, запахов, повышенных уровней шума, вибрации, ультразвуковых и электромагнитных волн, электронных полей, ионизирующих излучений;

■ зоны санитарной охраны от подземных и открытых источников водоснабжения, водозаборных и водоочистных сооружений, водоводов, объектов оздоровительного назначения и т.д.

Коэффициент благоприятности градостроительной ситуации при реконструкции исторического комплекса определяется как сумма вышеперечисленных факторов и с использованием Таблицы 1.

Фактор, что учитывает благоприятность градостроительной ситуации Оценка,ап количество баллов

Размещение исторического комплекса в существующей планировочной структуре города исторический центр, старый город 1,0

территории, что примыкают к центральным, рекреационные (озелененные) территории, периферия 0,5

производственно-промышленные районы, районы ж/д вокзалов, аэропортов 0

Направление использования, предусмотрено генерального плана развития города удовлетворительный 1,0

Термин пользования землей постоянный 1,0

Термин пользования историческим объектом постоянный 1,0

Состояние элементов благоустройства удовлетворительное 1,0

Рельеф участка равнинный (спокойный) 1,0

горный, с существенными высотными перепадами 0

Геологические и гидрологические условия благоприятные 1,0

Инженерная подготовка территории необходима, но отсутствует 0

предусмотрена; находится в удовлетворительном состоянии 0,5

Планировочные ограничения отсутствуют 1,0

существуют, в большом количестве 0

Анализ градостроительной ситуации, характеристики земельного участка и географического ландшафта необходим для:

■ Оценки соответствия современным требованиям исторического комплекта, что подлежит реконструкции;

■ Определение будущего туристического, коммерческого, культурно-образовательного и рекреационного потенциала исторического объекта;

■ Оценки масштабов и капиталовложений в реконструкцию исторического комплекса, а также будущей прибыли инвестора.

2. Экологическое состояние градостроительной среды (К2)

Безусловно, важным фактором при обосновании реконструкции исторических комплексов является благоприятная экологическая среда. Чем лучше экологическое положение в городе, где будет проходить реконструкция, тем больше вероятность привлечения инвестиций и дальнейшего развития данных территорий при инвестиционной деятельности. Сегодня загрязнять окружающую среду и чрезмерно потреблять природные ресурсы становится экономически невыгодным.

Также при обосновании реконструкции исторического комплекса можно провести экологическое прогнозирование, чтобы подтвердить рентабельность дальнейшего развития в данном направлении (реконструкции).

Экологическое прогнозирование — это научное предвидение возможного развития экосистем, обусловленное как природными, так и антропогенными процессами и влиянием. Оно основывается на оценке современной экологической ситуации и существующих тенденций, уровня и характера загрязнений окружающей среды на основе перспектив социально-экономического развития территории.

Читайте также:  Кем осуществляется надзор за ходом строительства скважин качеством выполнения

Чтобы рассчитать фактор обоснования реконструкции исторического комплекса, который учитывает экологическую ситуацию среды (К2), необходимо определить состояние воздуха и атмосферы (Индекс загрязнения атмосферы — ИЗА) — комплексный показатель, который равен сумме нормированных по ПДК и приведен к концентрации диоксида серы средних составляющих загрязняющих веществ. Для одного вещества:

Где С — средняя за год концентрация, мг/м3;

ГДКсс — среднесуточная ПДК, мг/м3, в случае отсутствия вместо нее принимается ГДКмр или ОБУВ (ГДКмр — максимальная разовая концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, мг/м3);

ОБУВ — ориентировочно безопасные уровни воздействия; к = 1,7 (класс опасности 1); к = 1,3 (класс опасности 2); к = 1,0 (класс опасности 3); к = 0,9 (класс опасности 4)

Фактор, который учитывает экологическую ситуацию региона, в котором проводится реконструкция исторического комплекса (К2) будет равен:

3. Состояние и развитость инженерно-транспортной инфраструктуры (К3)

Коэффициент, учитывающий состояние и развитость инженерно-транспортной инфраструктуры (К3) определяется, как сумма значений рп (количество баллов согласно Таблице 2).

Составляющая, которая учитывается при оценке инженерно-транспортной инфраструктуры Оценка, вп Количество баллов

Состояние проложенных водопровод удовлетворительное 1,0

инженерных коммуникаций неудовлетворительное 0

канализация удовлетворительное 1,0

электрические удовлетворительное 1,0

сети неудовлетворительное 0

Соответствие существующих удовлетворительное 1,0

инженерных сетей современных техническим достижениям требуют совершенствования 0,5

Соответствие полученных полное 1,0

технических условий, для частичное 0,5

данного объекта, перспективному уровню потребления не соответствуют 0

Основные транспортные удовлетворительный уровень развития 1,0

комплекса с другими зонами

города предусмотрены частично нуждаются в развитии 0,5

общегородского значения и комплексной транспортной требуют полного развития 0

Существование транспортно- автовокзал (ы) 1,0(п)

пересадочных узлов ж/д вокзал (ы) 1,0 (п)

Разновидность доступного автобус 1,0

общественного транспорта троллейбус 1,0

Состояние и развитость сети тротуаров и пешеходных дорожек для организации движения пешеходов. удовлетворительное 1,0

4. Состояние социальной инфраструктуры (К4)

Возможности социальной инфраструктуры в создании необходимых условий зависят от мощности ее экономического потенциала, который определяется ее современным состоянием и динамичностью, имеющимся объемам резервов и ресурсов.

Система расселения непосредственно предопределяет территориальную организацию социальной инфраструктуры, или локализуется в поселениях, где происходит жизнедеятельность людей.

Размещение социальной инфраструктуры играет важную роль в пространственной организации общественного производства, в частности, формировании территориально-производственных комплексов, создавая предпосылки для стабилизации трудовых ресурсов, расширение сферы приложения труда, регулирования миграционных процессов.

Одно из главных требований к социальной инфраструктуре, как территориальной подсистемы — абсолютная комплексность, т.е. необходимость одновременного согласованного развития всех звеньев.

Каждый объект социальной инфраструктуры образует в пространстве собственную зону притяжения (территорию действия) — ограниченную (преимущественно учреждения здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства), или ориентировочную, произвольное (большинство учреждений бытового обслуживания населения, торговли и общественного питания). Границы зоны притяжения объектов зависят от специфики функционирования предприятий, учреждений и сооружений, особенностей региональной системы расселения, развития дорожной сети и транспорта.

В обобщенном виде критерием оптимальности размещения социальной инфраструктуры является прежде территориальная доступность объектов. Учитывая все выше сказанное, коэффициент, учитывающий состояние и развитость социальной инфраструктуры К4 можно определять как сумму значений рп (количество баллов согласно Таблице 3).

Составляющая, что учитывается при оценке социальной инфраструктуры Оценка, уп Кол-во баллов

Социально- бытовая сфера Согласования с эксплуатирующей организацией (жилищно-коммунальное хозяйство) на обслуживание проведено 1,0

заведения торговли возможна организация в зоне исторического комплекса и существуют на прилегающих территориях 1,0

функционируют на прилегающих

территориях (без возможности 0,5

организации в зоне исторического комплекса)

Заведения общественного питания возможна организация в зоне исторического комплекса и существуют на прилегающих территориях 1,0

функционируют на прилегающих

территориях (без возможности 0,5

организации в зоне исторического комплекса)

Уровень обеспеченности достаточный 1,0

связью требует совершенствования 0

Социально- Существование присутствуют 1,0

культурная сфера действующих рекреационных объектов отсутствуют 0

Существование присутствуют (функциональное

действующих родство с историческим 1,0

учреждений культуры, комплексом)

искусства и имеются, но сотрудничество не 0,5

сотрудничества с ними отсутствуют 0

Возможность кино-и музыкальные фестивали 0,5

проведения имиджевых выставки 0,5

мероприятий в зоне исторического комплекса театрализованные представления 0,5

фольклорные фестивали 0,5

Расположение исторического находится в зоне влияния 1,0

комплекса относительно зоны

притяжения (территории действия)

объекта социальной инфраструктуры (в случае не находится в зоне влияния 0

существования нескольких зон притяжения баллы добавляются в

соответствии с количеством зон

Уровень согласованности полный 1,0

(совершенство аппарата частичный 0,5

управления)всех звеньев социальной инфраструктуры отсутствует 0

5. Архитектурно-художественные особенности исторического комплекса (К5)

Анализ архитектурно-художественных признаков исторического комплекса предполагает выявление его типичных и необычных архитектурных и эстетических особенностей, что нужно для формирования у инвестора представления о ценности данного объекта реконструкции, его уникальность и преимущества по сравнению с другими объектами историко-культурного наследия. Методики денежной оценки памятников используют интегральный коэффициент, учитывающий ценность памятника как объекта культурного наследия К5, который определяется с помощью применения показателей в Таблице 4 и рассчитывается по формуле:

К5 = 1 + Ки + Кгр + Кк + Кэ + Кин + Ку, (6)

где Ки — коэффициент, учитывающий историческую ценность;

Кгр — коэффициент, учитывающий градостроительную ценность;

Кк — коэффициент, учитывающий уникальность общего композиционного решения;

Кэ — коэффициент, учитывающий выразительность экстерьера;

Кин — коэффициент, учитывающий выразительность интерьера;

Ку — коэффициент, учитывающий утилитарную ценность.

Вид культурной Показатели Коэффи

до XIII ст. 2,1-2,5

Историческая XIII-XVI ст. 1,9-2

ценность времени создания (Ю): XVII — до середины XVIII ст. 1,7-1,8

вторая половина XVIII ст. 1,5-1,6

1800-1820 гг. 1,3-1,4

1821-1860 гг. 1-1,2

1861-1900 гг. 0,7-0,9

1901-1917 гг. 0,5-0,6

1918-1933 гг. 0,3-0,4

1934 — до даты оценки 0,1-0,2

Градостроительная роль местоположения в системе развития или в

ценность (Кг) природной среде:

повышение градостроительной ценности 0,1-0,5

обогащения среды в связи с наличием 0,1-0,3

достопримечательности (для памятников,

расположенных за пределами населенных пунктов)

эстетическая принадлежность памятника к творческому наследию

ценность: определенного автора, место памятника в культуре,

уникальность общего раритетность достопримечательности:

композиционного наличие единичных подобных объектов 0,6-0,8

решения (Кк) наличие незначительного количества подобных объектов 0,3-0,5

наличие значительного количества подобных 0,1-0,2

Выраженность высокая 0,6-0,7

экстерьера (фасадов) (Кэ)

Выраженность высокая 0,5-0,6

интерьера средняя 0,3-0,4

(внутреннего пространства) (Кин) низкая 0,1-0,2

утилитарная целесообразность решения типологических задач и

ценность(Ку) степень оригинальности архитектурно-конструктивного решения:

уникальное решение 0,5-0,6

редкое решение 0,3-0,4

распространенное (традиционное) решение 0,1-0,2

6. Соответствие исторического комплекса утвержденному функциональному назначению территории (К6)

Исследование данного фактора необходимо, поскольку, находясь в состоянии консервации, исторический объект, со временем, перестает соответствовать современному утвержденному функциональному назначению прилегающих территорий, которые продолжали развиваться и изменяться в соответствии с потребностями общества.

То есть, этот фактор отражает возможность гармоничного взаимодействия исторического комплекса, после реконструкции и уже сложившейся действующей среды.

Исследования функционального соответствия исторического комплекса отражают уровень приспособления «нового органа» (исторического объекта после реконструкции) к «организму» (существующей среды).

Ситуация, когда функциональное назначение исторического комплекса после реконструкции совпадает с утвержденным функциональным назначением территорий, на которых он расположен, является привлекательной для инвестора, поскольку исчезает необходимость дополнительных согласований в органах местного самоуправления.

Расчет соответствия исторического комплекса утвержденному функциональному назначению территории (К6) проводится с использованием Таблицы 5.

п/п Оцениваемый параметр оцениваемого фактора,

1. Соответствие исторического комплекса утвержденному функциональному зонированию полная 1,0

не соответствует 0

Учитывая вышеупомянутые факторы, градостроительное обоснование реконструкции исторического комплекса будет определяться по следующей формуле:

Огр = К1+К2+К3+К4+К5+К6 (7).

При высокой динамике изменений в градостроительной среде и существующим дефиците территориальных ресурсов, проведение реконструкции исторических комплексов становится необходимостью и требует тщательного исследования всех факторов влияния в современном городе.

Помимо экономических, политических и социальных факторов влияния, существенную роль также имеет группа градостроительных факторов, с помощью которых и обосновывается целесообразность проведения реконструкции.

В основе метода обоснования реконструкции исторических комплексов используется высказывание советского архитектора Гольца Георгия Павловича: «Необходимо изучить с особой тщательностью существующий город, так как строить приходится не на пустом месте, а включаясь в живой организм. Было бы недопустимо предлагать решения, оторванные от реальной ситуации города».

1. Агеев, С.А. Сохранение локальных исторических комплексов методами градостроительного регулирования : дис. . канд. арх. Наук / Агеев Сергей Александрович. — М., 2005. — 364 с.

2. Щенков, А.С. Современные проблемы консервации, реставрации и воссоздания объектов культурного наследия / А.С. Щенков. — М.: Архитектура и строительство.

3. Ройзман, А. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей / А. Ройзман, I. Гришина, I. Шахназаров. — М.: Инвестиции в России.

4. Ранинский, Ю.В. Памятники архитектуры и градостроительства / Ю.В. Ранинский.

— М.: Высшая школа, 1988. — 51 с.

5. Беккер, А.Ю. Современная городская среда и архитектурное наследие: эстетический аспект / А.Ю. Беккер, А.С. Щенков. — М.: 1984. — 146 с.

6. Градостроительная охрана памятников истории и культуры: сборник научных трудов.

— М.: Министерство культуры СССР; Научно-методический совет по охране памятников культуры, 1987. — 60 с.

1. Ageev S.A. Sohranenie lokal’nyh istorícheskih kompleksov metodami gradostroitel’nogo regulirovanija [Saving local historical methods of urban management systems (Kand. Dis)]. Moscow, 2005, 364 p.

2. Puppies A.S. Sovremennye problemy konservacii, restavracii i vossozdanija ob#ektov kul’turnogo nasledija [Modern problems of conservation, restoration and reconstruction of cultural heritage]. Moscow, 2004, no. 1, 24 p.

3. Roizman A. Kompleksnaja ocenka investicionnoj privlekatel’nosti i investicionnoj aktivnosti rossijskih regionov: metodika opredelenija i analiz vzaimosvjazej [Comprehensive assessment of investment attractiveness and investment activity of Russian regions: the method of determination and analysis of the relationship]. Moscow, 2001, no. 4, 28 p.

4. Raninsky Y. Pamjatniki arhitektury i gradostroitel’stva [Monuments of architecture and urban planning]. Moscow, 1988, 51 p.

5. Becker A. Sovremennaja gorodskaja sreda i arhitekturnoe nasledie: jesteticheskij aspekt [Modern urban environment and architectural heritage: the aesthetic aspect]. Moscow,1984, 146 p.

6. Gradostroitel’naja ohrana pamjatnikov istorii i kul’tury. Sbornik nauchnyh trudov [Urban planning protection of monuments of history and culture. Collection of scientific papers]. Moscow, 1987, 60 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Корнева Елена Валериевна

DATA ABOUT THE AUTHOR Еlena Kornyeva

Источник: cyberleninka.ru

Социально — демографические факторы в градостроительстве

При разработке градостроительных документов необходим всесторонний анализ населения, трудовых ресурсов, тщательное исследование по изменению численности и структур населения. Важное значение имеют показатели: половозрастная, семейная, социальная структуры населения, подвижность населения, величина и состав трудовых ресурсов, этнические особенности.

Информация о данных демографического характера в нашей стране построена на основе международной системы единиц измерения, методов сбора и оценки информации и позволяет вычислять и сравнивать множество параметров.

Органы государственной статистики применяют такие инструменты учета, как перепись населения, учет рождения, смертей и миграции населения, фиксация обучающихся в различных учебных заведениях, работающих по отраслям производства и культуры и др. Кроме того, существует множество разновидностей выборочных демографических обследований.

В то же время в градостроительной практике этих сведений бывает недостаточно. Органы госстатистики, как правило, не располагают данными о населении по микрорайонам города, отдельным кварталам, жилым массивам. В таких случаях как дополнительную информацию можно использовать данные учета паспортных отделов органов внутренних дел, специальных обследований.

Населениекак объект демографии — это совокупность людей, проживающих на определенной территории.

В демографической статистике различают два основных вида населения — постоянное и наличное. Постоянное население — совокупность людей, постоянно проживающих на данной территории или в данном населенном пункте. Наличное население — это совокупность людей, находящихся на данной территории или в данном населенном пункте в определенный момент. Наиболее точные данные о постоянном и наличном населении дают переписи населения. В промежутках между ними проводятся микропереписи, выполняются расчеты на основе текущего учета движения населения.

Численность постоянного и наличного населения особенно различается в курортных, приморских, туристических районах (особенно в период массового отдыха), в крупных и крупнейших городах, а также в пунктах транспортных пересадочных узлов, что непременно должно учитываться в градостроительном проектировании.

Численность населения — лишь общий количественный показатель, который дополняется рядом структурных характеристик: пол, возраст, национальный состав и др. Все это подвержено постоянному изменению по двум причинам: естественному движению и механическому (миграции).

Естественное движение населения — это обобщенное название совокупности рождений и смертей, изменяющих численность населения так называемым естественным путем. В качестве итога этих двух процессов, как разницы в числах, выступает прирост (или уменьшение) населения. Такое явление называется естественным приростом населения, которое может быть и отрицательным. Положительное сальдо естественного прироста называется воспроизводством населения.

Отношение количества родившихся (умерших) за год к среднегодовой численности населения в расчете на 1 000 чел. называется коэффициентом рождаемости (смертности).

Механическое движение населения — это его въезд и выезд на определенную территорию. Оно также может иметь как положительное, так и отрицательное сальдо.

В государственной статистике Российской Федерации текущий учет естественного и механического движения населения ведется на основании документе ЗАГСов и органов внутренних дел по половозрастным группам, что позволяет производить расчеты по численности и составу населения в период между переписями населения.

Термин «семья» в демографической статистике означает группу людей, проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство. Статистические термины «семья», «муж», «жена» могут не совпадать юридическими, так как учитываются независимо от оформления в законодательном порядке. Данные по этому показателю дают переписи населения и выборочные обследования.

Численность населения, как основной показатель экономического и социального развития нашей страны, начиная с середины 90 — х. имеет устойчивую тенденцию к общему снижению. Если в 1993 г. все население страны составляло 148,3 млн чел., то в 1998 — 146,7 млн чел., а в 2002 — 144,0 млн чел. Аналогичное положение складывается по многим крупным городам и даже сельским районам.

Обусловлено оно, прежде всего, низкой рождаемостью и высокой смертностью. Коэффициент рождаемости снизился с 10,7 (в 1992 г.) до 9,1 (в 2001 г.), а коэффициент смертности увеличился соответственно с 12,2 до 15,6. В последние годы наблюдается ежегодное снижение общей численности в возрастных группах: от 0 до 14 лет, от 55 до 59 лет, an 65 до 69 лет. По данным Госкомстата Российской Федерации, на начало 2001 г. из общей численности населения в возрасте моложе трудоспособного было 19,3%, в трудоспособном возрасте (мужчины 16 — 59, женщины 16 — 54) — 60,1% и старше трудоспособного — 20,6%.

Несмотря на то, что с 1990 по 2001 г. в целом по Российской Федерации ежегодно складывается положительное сальдо миграции, естественная убыль, как более высокий показатель, определяет общее снижение численности населения России.

Возрастно — половая структура населения России на 1 января 2001 г. представлена на рис. 5.1.Значительное превышение численности женщин над численностью мужчин в возрасте от 80 лет — результат людских потерь в годы Великой Отечественной Войны. Затем сказываются высокая детская смертность и снижение рождаемости в годы голода 30-х гг., далее — снижение рождаемости в 1941 — 1945 гг. Следующее снижение — первое «эхо» Отечественной войны, т. е. дети поколений, родившихся в 40 — е гг., последнее — второе «эхо» войны, а также результат нестабильной экономической и социальной обстановки страны в 90-е гг.

Читайте также:  С чего начинать строительство одноэтажного дома

Рис. 5.1. Возрастно-половая структура населения России на 1 января 2001 г.

Большое значение при проектировании систем расселения и отдельных населенных пунктов играют демографические прогнозы. По трем вариантам прогноза численности населения России до 2016 г. (низкому, среднему и высокому), разработанным Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, в России ожидается дальнейшее ее уменьшение. Согласно среднему варианту численность снизится в 81 из 89 субъектов Федерации.

При этом следует учитывать мозаичность и асимметрию демографической ситуации. Большое снижение численности населения наблюдается в европейской части страны (кроме Москвы), но одновременно продолжается рост в Дагестане, Калмыкии, Кабардино — Балкарии, Ингушетии, Республике Алтай и некоторых других регионах.

Кроме демографической статистики, необходимо учитывать многие показатели социальной статистики: уровень жизни, состояние благоустройства жилищного фонда и населенных пунктов, обеспеченность жилплощадью, численность людей с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) и другие, что позволяет производить расчеты по численности и составу населения в период между переписями населения.

Все эти факторы существенно влияют на формирование и развитие городов. Значение социально — демографической ситуации необходимо, прежде всего, для выявления трудовых ресурсов и источников обеспечения экономики рабочей силой, для выявления места-каждого города в единой системе расселения.

Кроме того, эти сведения необходимы для формирования градообразующей базы города, которая включает в себя:

· объекты, выполняющие внегородские функции;

· для расчетов строительства детских дошкольных учреждений и школ, учреждений культуры, здравоохранения;

· организации бытового обслуживания;

· для определения перспектив жилищного строительства;

· состава и направления использования свободных территорий города и ряда других задач.

В генеральном плане городского, сельского поселения среди основных технико — экономических показателей вслед за характеристикой территории предусмотрен раздел «Население», в котором отражены все важнейшие показатели: численность, естественное и механическое движение, возрастная структура, численность занятого населения по отраслям производства, науки и культуры, число семей и одиноких граждан, вынужденных переселенцев и беженцев.

В последующих разделах (жилищный фонд, объекты социального и культурно — бытового обслуживания, охрана природы и др.) предусмотрен ряд показателей с расчетами на количественный и качественный состав населения.

При проектировании расселения и городов необходимо также тщательное исследование возможных вариантов изменения роста и структуры населения. Вместе с тем проектировщик — градостроитель должен резервировать возможность непредвиденных изменений, не предусмотренных прогнозами.

Вопросы для повторения

1. Значение и роль градостроительной документации.

2. Основные виды градостроительной документации.

3. Какие органы выдают задание на разработку разных видов градов строительной документации?

4. Основополагающий долгосрочный документ стратегии территориального развития страны. Назовите обязательные положения этого документа.

5. В каких случаях разрабатываются консолидированные схемы градостроительного планирования?

7. Что определяется в генеральном плане поселения?

8. Что такое черта поселения?

9. Основные требования к разработке градостроительной документации.

10. Организация экспертизы градостроительной документации.

11. Порядок утверждения градостроительной документации.

12. Содержание и назначение государственных градостроительных нормативов и правил.

13. Дайте краткую характеристику нормативных документов разных уровней, используемых в градостроительстве.

14. Охарактеризуйте основные показатели социально-демографической статистики.

15. Роль социально — демографических показателей в решении градостроительных задач.

Глава 6. ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ И ЗАСТРОЙКА

ГОРОДОВ

6.1. Генеральный план города

Каждому городу необходимо иметь целевую стратегию градостроительного развития, которая определяет трудовую деятельность и благосостояние его жителей на многие годы. Выбирая основные приоритетные направления развития города (поселения), следует учитывать исторические особенности города, природно-климатические условия, в которых он находится, культурные традиции и т. д.

Важнейшим требованием к долгосрочной стратегии развитии города является учет реалий экономического состояния и развитии общества. Разработанные до 90 — х. гг. XX в. генеральные планы городов, рассчитанные на условия плановой социалистической экономики, централизованное финансирование строительства и управление из единого центра, в настоящее время не отвечают новым политическим, социальным и экономическим условиям.

Поэтому в последнее десятилетие в российских городах нарастало расхождение между территориальным планированием развития города и реальными процессами по развитию территории. В связи с этим в городах осуществлялась хаотичная застройка многих территорий. Поэтому в настоящее время в городах, особенно крупных и крупнейших, активизировалась работа по разработке новых генеральных планов. Заказчиками генеральных планов города и его пригородной зоны являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В генеральном плане определяются основные направления использования земель населенных пунктов для промышленного, жилищного и иного строительства, благоустройства и размещения мест отдыха с учетом интересов населения и государства. Генеральный план разрабатывается на период 15 — 20 лет, с выделением первой очереди на 5 — 10 лет.

Как правило, в настоящее время генеральные планы разрабатываются в две стадии: концепция генерального плана (концепция) и генеральный план города, другого поселения (генеральный план).

Концепция разрабатывается на территорию города и его пригородной зоны с целью определения долгосрочной стратегии и этапов их хозяйственного развития, а также функционально — планировочной организации на основе комплексного анализа экономических, социальных, экологических и градостроительных условий, исходя из ресурсного потенциала территории и рационального природопользования.

Генеральный план разрабатывается на территорию в пределах городской, поселковой черты и определяет территориальное устройство города, другого поселения, размещение общегородских, общепоселковых объектов социальной сферы, основные направления развития инженерных и транспортных систем, мероприятия по сохранению природного и исторического наследия, очередность освоения территории и строительства.

Границы проектирования для генеральных планов определяются:

· на уровне Российской Федерации — в консолидированных схемах градостроительного планирования федеральных округов (для генеральных планов Москвы и Санкт — Петербурга и их пригородных зон);

· на уровне субъекта Российской Федерации — в территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и их частей;

· на уровне местного самоуправления — в территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов.

При разработке генерального плана учитываются:

o особенности поселения, в том числе численность населения;

o специализация его производственного комплекса;

o значение поселения в системе расселения и административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации и страны в целом;

o особенности типов и форм собственности жилой застройки;

o состояние инженерной и транспортной инфраструктур и направления их модернизации;

o природно — ресурсный потенциал;

o природно — климатические, национальные и иные особенности.

Генеральные планы исторических поселений и поселений, имеющих памятники истории и культуры, разрабатываются с учетом историко-архитектурных исследований, историко — архитектурных опорных планов этих поселений и проектов зон охраны памятников истории и культуры.

Проектные материалы генерального плана состоят из двух блоков — чертежей и пояснительной записки.

Основные чертежи генерального плана:

-план современного использования территории города (опорный план);

— схема комплексной оценки территории;

— генеральный план (основной чертеж);

— схема зонирования территорий;

— схема транспортной инфраструктуры;

— схема инженерной инфраструктуры и благоустройства территории.

Графические материалы генерального плана города с расчетной численностью населения 500 тыс. человек и более выполняются в масштабе 1:25 000 — 1:10 000; для городов с расчетной численностью населения 100 — 500 тыс. чел. — в масштабе 1:10 000 — 1:5 000; для городов с расчетной численностью населения от 10 тыс. до 100 тыс. чел. — в масштабе 1:5 000; для города, а также другого поселения с расчетной численностью населения менее 10 тыс. чел. — в масштабе 1:2 000.

На плане современного использования территории (опорном плане) и генеральном плане (основном чертеже) показываются:

— существующие границы поселения и предложения по уточнению;

— земли федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной и частной собственности;

— планировочная структура поселения;

— распределение застройки по этажности и степени капитальности;

— сооружения и коммуникации транспортной инфраструктуры, магистральные сети и головные сооружения инженерной инфраструктуры;

— линии высоковольтной электропередачи;

— границы зон охраны памятников природы, истории и культуры, других объектов особого регулирования градостроительной деятельности, территории резерва.

На опорном плане также показываются границы оформленных отводов территорий для всех видов использования, а на проектном плане — территории и границы объектов первоочередной разработки градостроительной документации.

Схема комплексной оценки территории содержит оценку природно-ресурсного потенциала территорий, обеспеченности транспортной, инженерной, социальной и производственной инфраструктурами, а также экологического состояния территорий.

На схеме комплексной оценки территории показываются территории, в границах которых устанавливаются ограничения на осуществление градостроительной деятельности:

— зоны охраны памятников истории и культуры, историко — культурных комплексов и объектов, заповедные зоны;

— зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе округа санитарной (горно — санитарной) охраны;

— санитарные, защитные и санитарно — защитные зоны;

— водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;

— зоны санитарной охраны источников водоснабжения;

— зоны залегания полезных ископаемых;

— территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия;

— зоны различной градостроительной ценности территорий, иные зоны, установленные в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и влияющие на осуществление градостроительной деятельности.

На схеме зонирования территорий показываются зоны различного функционального назначения, их границы и виды использования их территорий: жилые, общественно — деловые, производственные, инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационные, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов и иные зоны режимных территорий, иные зоны в соответствии с местными условиями, а также зоны особого регулирования градостроительной деятельности. В указанных зонах могут выделяться подзоны. Зоны различного функционального назначения могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами.

Определенные в генеральном плане зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон являются основой для разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны.

На схеме транспортной инфраструктуры показываются существующие и проектируемые:

— территории и сооружения внешнего транспорта — железнодорожные пути и станции, аэропорты, морские и речные порты, причалы, пристани, мосты, путепроводы, тоннели, трубопроводы и др.;

— классификация улично — дорожной сети;

— линии наземного и подземного общественного пассажирского транспорта;

— размещение сооружений и устройств для хранения и обслуживания транспортных средств, иные сооружения транспортной инфраструктуры.

На схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие и проектируемые:

— головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры — водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация;

— линии высоковольтной электропередачи, основные объекты связи;

— территории, требующие значительного объема подсыпки или срезки грунта, дренирования, выторфовывания;

— сооружения инженерной защиты от неблагоприятных природных факторов;

— мероприятия по рекультивации нарушенных территорий, иные сооружения по инженерной инфраструктуре и благоустройству территорий.

Пояснительная записка генерального плана содержит:

— основные характеристики природно — климатических условий, национальных и исторических особенностей поселения;

— роль поселения в системе расселения и административно — территориальном делении региона и страны;

— аналитические материалы современного состояния;

— материалы, обосновывающие принятые проектные решения и их экономическую оценку;

— организационное и нормативное правовое обеспечение реализации генеральных планов, включая разработку правил землепользования и застройки, целевых программ и программ социально-экономического развития;

— основные технико — экономические показатели и копии основных графических материалов.

Технико — экономические показатели генерального плана (прилиложение 2) приводятся на исходный год его разработки и по этапам его реализации.

Обязательной составляющей пояснительной записки генерального плана являются разделы о защите поселений от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и мероприятия по гражданской обороне; об охране недр, окружающей природной среды, о рациональном использовании природных ресурсов и землеустройстве.

Первоочередные градостроительные мероприятия по реализации генерального плана разрабатываются с учетом реализации положений утвержденных федеральных целевых программ, целевых программ соответствующего субъекта Российской Федерации, местных целевых программ и программ социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, а также инвестиционных проектов, осуществляемых за счет собственных финансовых ресурсов бюджета поселения и иных источников финансирования.

Первоочередные градостроительные мероприятия по реализации генерального плана являются основой для формирования городской инвестиционной программы.

Обязательными положениями генеральных планов поселений являются:

1) установление зон различного функционального назначения и ограничений на использование территорий указанных зон при осуществлении градостроительной деятельности;

2) предложения по установлению границ городского или сельского поселения;

3) решения по совершенствованию и развитию планировочной структуры;

4) параметры развития и модернизации инженерной, транспортной, производственной, социальной инфраструктур во взаимосвязи с развитием федеральной, региональной и межселенной инфраструктур и благоустройству территорий;

5) предложения по предельным размерам земельных участков для индивидуального жилищного строительства;

6) предложения по установлению границ объектов градостроительной деятельности особого регулирования;

7) границы зон охраны памятников истории и культуры, особо охраняемых природных территорий;

8) меры по защите территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и мероприятия по гражданской обороне;

9) предложения по выделению территорий резерва для развития поселения;

10) меры по сохранению объектов историко-культурного и природного наследия;

11) меры по улучшению экологической обстановки;

12) первоочередные градостроительные мероприятия по реализации генерального плана, включая предложения по перечню объектов градостроительной деятельности, требующих разработки первоочередной градостроительной документации.

Проектные решения генеральных планов являются основой для комплексного решения вопросов организации планировочной структуры; территориального, инфраструктурного и социально — экономического развития поселений; разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих правовой режим использования территориальных зон и земельных участков; определения зон инвестиционного развития.

В России процесс градостроительного проектирования сосредоточен в проектно — исследовательских институтах, в которых сформированы проектные мастерские или отделы, осуществляющие разработку проектов с помощью специализированных отделов, разрабатывающих отдельные инженерные и другие вопросы. В последнее время возникло большое количество небольших специализированных проектных организаций, имеющих лицензии на осуществление проектной деятельности.

В состав авторского коллектива, работающего над разработкой генерального плана, как правило, входят архитектор — градостроитель (руководитель проекта), инженер — экономист (экономист — географ), инженеры — специалисты по оценке природных условий (физик — географ, геолог, климатолог, гидролог и др.), специалисты по инженерному обеспечению (транспорту, водоснабжению и канализации, энергоснабжению, озеленению, инженерной подготовке территории и др.). В круг задач экономиста входят:

ü анализ современного состояния города и обоснование перспектив его развития (оценка градообразующего потенциала и расчет населения);

ü обоснование проектной организации города (расчет объемов жилищного и культурно — бытового строительства, анализ и выбор совместно с другими специалистами вариантов территориального формирования города и развития его планировочной структуры);

ü определение необходимых капиталовложений для развития города (совместно со специалистами, проектирующими инженерные системы);

ü экономическая оценка территории;

ü комплексная оценка возможностей инвестиций, предпринимательского климата и других предпосылок инвестиционной политики в городе и разработка рекомендаций по их улучшению;

ü участие в составлении градостроительного устава (регламента) города и других документов правового характера (совместно с архитекторами и юристами).

Таким образом, генеральный план представляет собой документ, являющийся результатом интеграции усилий различных специалистов в создании комфортной среды жизнедеятельности, повышение разнообразия и привлекательности городской среды.

Источник: lektsia.com

Рейтинг
Загрузка ...