Факторы влияющие на развитие строительства

В странах с развитой рыночной экономикой строительная отрасль развивается по законам рынка и подвержена воздействию конъюнктуры и колебаний экономического цикла. Вместе с тем строительство имеет свои характерные особенности, отличающие его от других отраслей и диктующие необходимость специфических форм организации и управления строительным производством. Сложность и многообразие производства продукции строительной отрасли охватывает различные объекты — от односемейных жилых домов до крупных промышленных предприятий и инженерных сооружений. Технология строительных работ постоянно совершенствуется.

Неповторяемость объектов строительства. Каждый строительный объект является по сути уникальным, поскольку он возводится с учетом конкретных физических условий, функционального назначения, индивидуальных требований заказчика, финансовых возможностей и множества других факторов.

Стационарным характер строительной продукции. Создаваемый объект не может быть перемещен. Продукция производится на потребителя и потребляется в одном и том же месте. Поэтому строительный рынок является по существу рынком строительных работ.

6.10 Факторы, влияющие на инвестиции.

Многообразие участников строительною процесса,в который вовлечены проектные, строительные, инжиниринговые фирмы, заказчики объектов, производители и поставщики строительных материалов и оборудования, финансовые учреждения и государственные органы. При этом отмечается разнообразие строительных фирм по их размерам и специализации — от мелких кустарных и семейных фирм до гигантов строительной индустрии с миллиардным оборотом.

Относительно медленная оборачиваемость напитала в строительстве и связанная с этим необходимость прибегать к кредитам, особенно при возведении крупных объектов.

Более высокая по сравнению с другими отраслями степень риска.

Указанные особенности оказывают влияние на характер функционирования строительного рынка экономически развитых стран, в основу которого положен конкурентно-контрактный подход, обеспечивающий в условиях рыночной экономики наибольшую эффективность строительного производства.
Конъюнктура рынка строительства складывается под воздействием целого ряда факторов, основным из которых является цикличность развития рыночного воспроизводства. Кроме этого, на спрос воздействуют факторы нециклического характера, как постоянно действующие (демографические изменения; политика, проводимая государством; научно-технический прогресс; сезонность и прочее), так и действующие эпизодически (стихийные бедствия, войны, забастовки и др.).

Указанные факторы оказывают различное влияние на составляющие спроса на продукцию строительства — потребительский спрос на жилье, спрос на здания и сооружения производственного назначения, предъявляемый частными компаниями, спрос на здания и сооружения со стороны государства (на объекты инфраструктуры), а также спрос на ремонтно-восстановительные работы на существующих объектах.

Цикличность развития строительства в основном соответствует общему экономическому циклу, однако имеет свои особенности, связанные с характером строительной отрасли.

Факторы, влияющие на развитие строительной отрасли в России

Строительство как отрасль, участвующая в создании основных производственных фондов, тесно связано с развитием научно-технического прогресса. С одной стороны, совершенствование техники и технологий строительного дела позволяет строительной индустрии выполнять новые, ранее недоступные ей задачи, соответствующие современному уровню производительных сил общества. С другой стороны, НТП в отраслях-потребителях продукции строительства видоизменяет спрос, вынуждая строительные фирмы осваивать новые для них сферы деятельности.

Одним из показателей развития отрасли является уровень расходов на проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Как показывают имеющиеся данные, по этому показателю строительная индустрия намного отстает от других отраслей экономики. Например, в США отношение расходов на НИОКР в области строительства к общему объему строительных работ равняется 0,12%, тогда как отношение всех расходов на НИОКР к ВНП (а его можно рассматривать в качестве среднего показателя для всех отраслей экономики) составляет по стране — 2,4%. Аналогичное положение наблюдается и в других развитых странах.

Роль государства. Влияние государства на формирование экономической конъюнктуры многообразно, однако строительство играет здесь особую роль. В этой отрасли государственная экономическая политика проявляется с наибольшей силой. На государственные заказы приходится от 25 до 50% общего объема строительных работ, выполняемых в ведущих индустриальных странах. Кроме того, на состояние строительного рынка воздействуют и мероприятия, осуществляемые государством в рамках его бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики.

Значение управления. В зарубежной практике достаточно четко прослеживается внимательное отношение к учету закономерностей и законов управления (менеджмента), нашедших отражение в мировой практике, причем достаточно высокий виток эволюционного развития убедительно высветил степень значения управленческого аспекта деятельности.

За рубежом применяются разнообразные формы организации в зависимости от конкретных инвестиционных задач. В том случае, когда важен, прежде всего, фактор времени (производственное строительство), используется проектно-строительный тип организации с совмещением отдельных этапов инвестиционного цикла. Удовлетворение специфических запросов потребителя, соответствие повышенным эстетическим и другим социальным стандартам (жилье, объекты социальной инфраструктуры) находят наиболее полное воплощение в рамках традиционных форм организации. Сочетание качественных и временных параметров достигается при использовании различных форм управления строительством или управления контрактом.

Некоторые сравнения не в нашу пользу

Учитывая сходство ситуации в России и Украине представляют интерес некоторые сравнения.

Проектирование. Перестройка хозяйственного механизма в строительном комплексе России пока не коснулась сферы проектирования. Средние сроки проектирования промышленных объектов, не превышающие за рубежом 1 года, растягиваются до 3-5 лет (из которых до 60% уходит на рассмотрение, согласование, утверждение). Это ведет к моральному старению технических и технологических решений еще до начала строительства. При этом рост сметной стоимости, не обусловленный ростом мощностей, свидетельствует о низком качестве проектов, недостаточной обоснованности и сильном влиянии внеэкономических факторов при принятии инвестиционных и проектных решений.

Сравнение экономических показателей развития сферы проектирования в СНГ и США показывает, что при реализации примерно равных объемов капитальных вложений в странах СНГ занято вдвое больше проектантов, чем в США, а в крупных проектных организациях (с численностью занятых 100 и более человек) в 10 раз больше. При этом средняя численность занятых в расчете на одну крупную организацию у нас составляет около 430 человек, в США — немногим более 140 человек, а выполняемый такой организацией среднегодовой объем проектно-изыскательских работ составлял соответственно 2,2 млн. и 23,4 млн. долларов. К этому можно добавить, что доля затрат на проектно-изыскательские работы в общей сумме капитальных вложений в СНГ составляет 2% и в течение 20 лет остается неизменной, а в США, например за период 1977-1987 гг., она возросла с 4,3% до 6,3%.

Строительные материалы. Масштабы применения наиболее прогрессивных видов материалов и конструкций в США значительно превосходят достигнутый отечественный уровень. Так, в капитальном строительстве США в 20 раз больше используется алюминия, в 8,7 раза — изделий из синтетических смол и гипсовых изделий, в 2,7 раза — конструкций из модифицированной клееной древесины. В строительстве в странах СНГ применяется значительно меньше стальных конструкций из экономичных профилей проката.

Численность субъектов строительной деятельности. При довольно близких с США объемах строительных работ в СНГ численность строительных организаций — трестов, СУ, СМУ и ПМК — в 40 раз меньше (соответственно 35000 и 1,4 млн.). По-прежнему продолжается тенденция на всемерную концентрацию строительного производства, что неизбежно ведет, к его дальнейшей монополизации. В развитых странах свободный выбор заказчиком строительной фирмы в соответствии с его интересами и потребностями обеспечивается широким и разнообразным рынком строительных услуг, и, в первую очередь, существованием наряду с крупными и средними фирмами огромного количества (67% общего их количества) мелких высокоспециализированных строительных фирм семейного и кооперативного типа, что обеспечивает полное удовлетворение спроса на строительную продукцию.

Управление инвестиционный процессом и ею организация. К настоящему времени в странах СНГ не удалось еще создать систему управления инвестиционным процессом. Нынешняя система управления страдает ведомственной разобщенностью главных участников процесса создания основных фондов, не нацелена на конечные результаты, отличается многоуровневостью и излишней централизацией. В результате инвестиционный цикл оказывается разорванным на отдельные этапы, на его стыках происходят наибольшие потери времени и средств, страдает качество строительной продукции. Инвестиционный процесс нуждается в нормализации, а сложившаяся в этой области практика — в радикальной перемене.

Пока используются преимущественно традиционные формы организации инвестиционного процесса с последовательным осуществлением отдельных его стадий, что приводит к значительному растягиванию всего инвестиционного цикла. В инвестиционном процессе еще слабо функционирует система договорных отношений, гарантий и санкций.

Все издержки покрываются за счет государственного бюджета. Размеры платы за срыв установленных планом сроков ввода в действие мощностей недостаточны. За рубежом, например, предусматривается взимание с подрядчика 15-18% сметной стоимости объекта в случае задержки ввода объекта свыше 6 месяцев. Кроме того, подрядчиком предоставляются гарантии сроком на 2-5 лет, в течение которых все дефекты и недоделки устраняются им бесплатно. Существует и другой эффективный рычаг экономического воздействия заказчика на подрядчика — удержание значительных сумм на оплату законченных строительных работ с последующей выплатой в конце срока строительства при условии выполнения всех договорных обязательств.

Источник: studopedia.ru

Анализ институциональных условий и факторов развития строительной отрасли Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Обложка

Статья описывает факторы, влияющие на развитие строительной отрасли Ханты-Мансийского автономного округа — Югры с точки зрения институционального подхода. В статье проведен анализ федеральной и региональной нормативной правовой базы, регулирующей отношения «основных игроков» строительной отрасли, а также организационной структуры и институтов развития отрасли.

Ключевые слова

Полный текст

Строительная отрасль является одной из базовых отраслей экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ). Современное развитие строительного комплекса, безусловно, определяется совокупностью факторов, прямо или косвенно влияющих на отрасль.

Факторы, влияющие на развитие строительной отрасли в автономном округе, можно классифицировать на природно-климатические, социальные, экономические, научно-технические и институциональные.

С точки зрения институционального подхода, взаимоотношения между «основными игроками» отрасли определяются набором институциональных ограничений, которые и определяют направление развития отрасли. Институты являются основополагающими факторами функционирования экономических систем и являются ключом к пониманию взаимоотношений между обществом и экономикой.

Целью исследования является изучение строительной отрасли автономного округа с точки зрения институционального подхода, в том числе анализ институциональных факторов развития строительной отрасли в автономном округе.

Задачами исследования являются:

  • изучение истории развития отрасли;
  • изучение строительных организаций и организаций, производящих строительные материалы;
  • анализ нормативно-правовой базы, регулирующей строительную отрасль (федеральной и региональной);
  • анализ организационной структуры управления и институтов развития отрасли;
  • классификация факторов, влияющих на развитие строительной отрасли и определение степени влияния факторов на развитие отрасли.

При написании статьи были использованы: научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях, нормативно-правовые акты Российской Федерации и автономного округа, статистические сборники.

Основным источником статистических данных статьи является сборник Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации «Регионы России. Социально-экономические показатели». Кроме того, использовались статистические данные рубрики «Предпринимательство» сайта Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.

Информация о предприятиях, организационной структуре и институтах развития строительной отрасли автономного округа основана на данных с официальных сайтов и Инвестиционного портала автономного округа.

Анализ влияния факторов внешней среды на развитие строительных предприятий рассмотрен на основе работ Цукановой О. А., Сун Ц.

В рамках анализа нормативно-правовой базы рассмотрены нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона автономного округа «О градостроительной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Также рассмотрены основные документы программно-целевого планирования строительной отрасли: государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и государственная программа автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Институциональными факторами развития строительной отрасли являются нормативно-правовая база, организационная структура управления, институты развития.

Читайте также:  Строительство безопасного и удобного жилья является примером деятельности

«Основными игроками» строительной отрасли являются строительные предприятия. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации в 2015 году в строительной отрасли автономного округа осуществляли свою деятельность 7054 предприятий [1].

Первые строительные предприятия в автономном округе появились в 1960-ых годах. Основным направлением их деятельности было строительство предприятий нефтяной и газовой промышленности.

В Сургуте для строительства предприятий нефтяной промышленности 12 февраля 1966 года на основании Приказа Министерства газовой промышленности СССР на базе Строительного управления № 9 был образован трест «Сургутгазстрой». В период с 1995 по 1997 год на базе «Сургутгазстрой» было создано несколько организаций с четкими дифференцированными функциями [2].

В 1985 году была создана строительная компания «Варьёганнефтеспецстрой». За 30 лет работы компания реализовала множество самых различных проектов, среди которых отмечены значимые объекты Ханты-Мансийского автономного округа: аэропорт в Ханты-Мансийске, биатлонный центр, участок автодороги Ханты-Мансийск – Нягань.

Основные направления деятельности: строительство и реконструкция автодорог, строительство и реконструкция аэродромов, строительство кустовых оснований буровых установок и подземных путей к ним, промышленное и гражданское строительство, общестроительные работы, укрепительные работы, строительство подпорных сооружений, индивидуальное строительство, благоустройство территории. Компания владеет производственными мощностями, которые позволяют осуществлять выпуск строительных материалов и доставлять их на объекты техникой собственного автопарка [3].

В 1996 году в Сургуте начала свою деятельность компания «Еврострой-С». Среди объектов, построенных компанией в Сургуте, можно отметить газоперерабатывающий завод, аэропорт, здания городской и районной администрации, налоговой инспекции и налоговой полиции, развлекательный комплекс «Аквилон», Дворец бракосочетаний.

Кроме строительных организаций строительную отрасль также представляют организации, производящие строительные материалы. Согласно информации Инвестиционного портала автономного округа, в регионе осуществляют деятельность в сфере «Промышленность строительных материалов» следующие компании [5].

Таблица 1 – Перечень крупнейших предприятий в сфере «Промышленность строительных материалов» по данным портала Инвест-Югра

Название

Вид деятельности

Перечень производимой продукции

Мощность производства

Описание производства

Когалымское городское муниципальное унитарное предприятие «Управление производственно-технологической комплектации»

промышленность строительных материалов

бетон, раствор, керамзитобетон, сборный железобетон, каркасы

12000 куб. м/год, 1000 куб. м/год, 500 куб. м/год, 20 шт/год, 200 шт/год

производство товарного бетона и строительного раствора

промышленность строительных материалов

тротуарная плитка «волна», «кирпичик», камень бордюрный бк-4, бк-5

5064 м 2 , 6006 шт.

производство строительных изделий

промышленность строительных материалов

древесностружечная плита (дсп); ламинированная древесностружечная плита (лдсп)

265,0 тыс. куб. м дсп в год, в т. ч. ламинирование до 60 % выпускаемого дсп в год

производство древесно-стружечных плит

ОАО «Завод промышленных строительных материалов»

промышленность строительных материалов

конструкции и детали сборные железобетонные

промышленность строительных материалов

блок перегородочный керамзитобетонный трехщелевой, бордюр дорожный, бордюр тротуарный, керамзитоблок, плитка тротуарная «кирпич»

блок – 1500 куб. м, бордюр дорожный – 8400 куб. м, бордюр тратуарный – 9000 куб. м, керамзитоблок – 1500 куб. м, плитка тротуарная – 5000 куб. м

производство изделий из бетона, гипса и цемента

ООО «ИТС», директор

промышленность строительных материалов

металлоконструкции, 3-д панели, несъемная опалубка, плиты перекрытия и пр.

600000 тыс. кв. м жилья в год, 50 тыс. кв. м жилья в месяц

производство пластмассовых изделий, используемых в строительстве

промышленность строительных материалов

1) асфальтобетонная смесь крупнозернистая; 2) асфальтобетонная смесь мелкозернистая

выпуск асфальто-бетонной смеси

ООО «Няганская промышленно-строительная компания»

промышленность строительных материалов

24000 куб. метров

производство и реализация строительных материалов

промышленность строительных материалов

производство и реализация строительных материалов

Продолжение таблицы 1

промышленность строительных материалов

ограждения, элементы благоустройства, стеллажи и др.

трубогибочный станок, кузнечный молот, гильотина, станок художественной ковки

производство строительных металличес-ких изделий

промышленность строительных материалов

пенобетонные блоки, технологическая щепа

производство изделий из бетона для использования в строительстве

ООО «СОВЕТСКИЙ ЗАВОД ЖБК»

промышленность строительных материалов

производство изделий из бетона для использования в строительстве

ООО «СТЕНОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ»

промышленность строительных материалов

промышленность строительных материалов

круглая лесопромышленность, пиломатериалы, техническая щепа

4 лесопильных станка, 1 рубительная машина, 2 лесозаготовительных комплекса

производство деревянных строительных конструкций, пиломатериала

промышленность строительных материалов

производство оцилиндрованного бревна, пиломатериалы, изготовление баннеров, полиграфия, визитки, буклеты и др., доски

пил – 3000 куб. в год, бревно – 4000–4500 тыс. куб. продукции в год, 4 станка

1) производство пиломатериалов, деревообработка; 2) изготовление наружной рекламы, производство рекламы

промышленность строительных материалов

резиновая крошка, резиновая плитка

50 тонн крошки, 500 кв. м плитки в месяц

переработка отработанных автопокрышек

промышленность строительных материалов

продукт минерализации люминофора (ТУ 2111-002-29496068-2010)

продукт получается в результате сульфидирования и минерализации ртути в люминофорах люминисцентных и энергосберегающих ламп в процессе их обезвреживания раствором демеркуризатора Э-2000Т, поступающего внутрь ламп дозировано или произвольно, за счёт энергии их вакуума, а также вводимого в предварительно измельчённые лампы или ртутьсодержащий люминофор принудительно

Продолжение таблицы 1

ООО Дорожно-строительная компания «Няганьавтодорстрой»

промышленность строительных материалов

производство и реализация строительных материалов

Открытое акционерное общество «ЗАВОД ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ»

промышленность строительных материалов

конструкции и детали сборные железобетонные (тыс. куб. м); конструкции стен и перегородок сборные железобетонные (тыс. куб. м); бетон, готовый для заливки (тыс. куб. м)

производство изделий из бетона, гипса и цемента (сборный железобетон)

Открытое акционерное общество «ЗАВОД ПРОМЫШЛЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ»

промышленность строительных материалов

конструкции и детали сборные железобетонные (тыс. куб. м); бетон, готовый для заливки (тыс. куб. м)

производство дорожных и пустотных плит, строительных и сетевых свай (сборный железобетон)

Унитарное муниципальное предприятие «Управление производственно-технической комплектации»

промышленность строительных материалов

1) товарный бетон (плитка тротуарная, камень бордюрный); 2) стеновые материалы (кирпич, сплиттерная плитка, пустотелый блок)

1) 3,4 тыс. м 3 ; 2) 2,5 млн шт. усл. кирпича

производство стенных материалов и товарного бетона методом вибропрессования

Унитарное муниципальное предприятие «Управление производственно-технической комплектации»

промышленность строительных материалов

плитка тротуарная, блок пустотелый, камень бордюрный, сплиттерная плитка

завод по изготовлению бетонных изделий

Продолжение таблицы 1

Филиал ДОАО «Центрэнергогаз», ОАО «Газпром» (в г. Югорск), ПТУ «Казымгазремонт» (в пгт. Андра)

промышленность строительных материалов

выполнение ремонтных, монтажных, пусконаладочных работ и работ по техническому перевооружению газоперекачивающего, энергомеханического, насосно-компрессорного, теплоэнергетического оборудования, приборов и систем автоматического регулирования и контроля тепловых процессов и водного режима теплоэнергетических установок на объектах добычи, транспорта и переработки газа ОАО «Газпром»

основным видом деятельности общества является «предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования общего назначения, не включенного в другие группировки»

Филиал Общества с ограниченной ответственностью «СИБУР-ГЕОСИНТ» в г. Сургуте

промышленность строительных материалов

материалы нетканые (млн кв. м)

производство материалов из полипропилена

По итогам 2014 года в автономном округе насчитывалось всего 2 предприятия в отрасли с выручкой от продажи товаров и выполненных услуг свыше 1 млрд рублей: ОАО «Завод Промстройдеталей» и ОАО «ЗЖБИ», остальные предприятия (порядка 150 компаний) значительно отстают по масштабам своих производств от других регионов.

Для реализации строительных проектов в округ ежегодно завозится из других регионов Российской Федерации: цемент – 100 % – около 300–500 тыс. т; щебень – 100 % – около 1,3–1,5 млн куб. м; строительный песок – 80 % – около 1,5–2,5 млн куб. м; кирпич – 89 % – в пределах от 80 до 95 млн штук; минплита – 100 % – около 150–210 тыс. куб. м; облицовочная керамическая плитка – 100 % – более 1,0 млн кв. м; сухие смеси – 100 % – около 55 тыс. т [6].

Автономный округ обеспечивает себя железобетонными деталями и конструкциями почти на 50 %, кирпичом и мелкоштучными стеновыми материалами – на 12–15 %, строительным песком – на 36 %. Щебень и цемент практически полностью завозится к нам из других регионов.

Помимо имеющихся запасов природных ресурсов, разработка которых ведется предприятиями горнопромышленного комплекса, дополнительным источником сырья для строительной индустрии могут выступать отходы добывающей промышленности и лесопромышленного комплекса.

Кроме того, лесопромышленный комплекс, как отрасль производства строительных материалов, является одной из отраслей, которые смогут обеспечить диверсификацию экономики автономного округа в будущем. Автономный округ занимает пятое место среди регионов России по общим запасам древесины – более 3,2 миллиарда кубометров. В округе созданы производственные комплексы, позволяющие выпускать все виды продукции деревообработки, за исключением целлюлозно-бумажного производства.

Снижение зависимости от внешних поставок и создание производственных мощностей на территории округа является одним из приоритетов Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 марта 2013 года № 101-рп. Территория региона богата различными минерально-сырьевыми и лесными ресурсами, пригодными для развития производства местных строительных материалов. В округе имеются разведанные запасы титан-циркониевых россыпей, строительного, кварцевого песка, песчано-гравийных смесей, глинистых пород, кирпичных, керамзитовых, каолиновых глин, торфа и проч. Развитие строительной промышленности с использованием местного сырья является одним из ключевых решений сложившейся в округе жилищной проблемы.

Классификация факторов, влияющих на развитие строительной отрасли, позволит более детально проанализировать влияние каждой группы факторов. Можно выделить следующие группы факторов: природно-климатические, социальные, экономические, научно-технические и институциональные. Вышеуказанные факторы можно рассматривать в разрезе 3 уровней: внутрирегиональные, общефедеральные, внешние (мировые) факторы.

Таблица 2 – Факторы, влияющие на развитие строительной отрасли в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Внутрирегиональные

Общефедеральные

Внешние (мировые)

Природно-климатические факторы (географические)

резкие перепады температур, сильные ветры, большое количество выпадаемых осадков (дождевой и снеговой режимы), дефицит пригодных для строительства земель

расположение региона (отдаленность относительно других регионов)

отдаленность региона от границ Российской Федерации

Социальные факторы (демография)

быстрый рост численности населения региона, при низкой плотности расселения

глобальные изменения в демографической структуре мирового населения

инвестиционный климат региона, темп роста доходов населения региона

«уровень здоровья» экономики страны

экономические отношения между странами

уровень развития инновации в строительной отрасли автономного округа

уровень развития инновации в строительной отрасли Российской Федерации

уровень развития инновации в строительной отрасли зарубежных стран

региональная политика и приоритеты финансирования различных проектов из регионального бюджета

государственная политика и приоритеты финансирования различных проектов из федерального бюджета

Нормы международного права, касающиеся строительной отрасли и транспортировки

Касаемо природно-климатических факторов, стоит отметить, что автономному округу свойственны резкие перепады температур, сильные ветры, большое количество выпадаемых осадков (дождевой и снеговой режимы). При строительстве домов в автономном округе важно предусмотреть хорошее отопление стен и полов, усиленную нагрузку на фундамент, а также на крышу, хорошую гидроизоляцию, водоотвода, снегозащитную застройку и другое.

Все это увеличивает стоимость строительства объектов недвижимости. Кроме того, стоимость строительства увеличивается за счет транспортных расходов на перевозку строительных материалов в связи с отдаленностью поселений автономного округа друг от друга и от других регионов. Не во всех районах региона есть железнодорожные и автомобильные пути. В некоторые районы автономного округа добраться возможно только воздушным и речным транспортом.

Стоит отметить, что автономный округ испытывает дефицит качественных, пригодных для широкого спектра строительных работ, земель, который вызван сложными природно-климатическими условиями.

Несмотря на быстрый рост населения, стоит отметить низкую плотность расселения – 3,08 чел./км² в 2017 году, с преимущественным расселением в городах. Также особенностью региона является большая отдаленность населенных пунктов друг от друга. Удельный вес городского населения в 2017 году – 92,33 % [6]. Автономный округ традиционно занимает одно из первых мест по уровню рождаемости среди регионов с преимущественно русским населением.

Резкий рост численности населения напрямую влияет на объемы строительства как жилых, социальных и производственных объектов. В период с 1970 по 1980 годы в регионе строились в короткие сроки целые города, что является одной из особенностей развития автономного округа.

Существует большое количество экономических факторов, которые прямо или косвенно влияют на строительную отрасль автономного округа. Например, в их число входит доступность кредита для бизнеса, величина ставок и субсидирование государством ипотечного кредитования, налоговая политика государства, инвестиционный климат, «уровень здоровья» экономики страны, темп роста доходов населения.

Читайте также:  Как ввести незавершенное строительство

В регионе нашли распространение различные формы поддержки инвестиционных проектов в отрасли строительства. В том числе в форме субсидий из окружного бюджета. В округе также реализуются проекты государственно-частного партнерства, в рамках которых муниципальные образования за счет средств окружного бюджета и собственных средств в течение нескольких лет выкупают у инвесторов социально значимые объекты недвижимости.

Кроме того, в автономном округе наблюдается формальный недостаток земель для потенциальной инвестиционной деятельности, обусловленный правовой структурой земельного фонда. К землям лесного фонда отнесено более 90 % всей территории региона, или порядка 486,6 тыс. кв. м, ещё около 4 % площади региона являются землями запаса, около 1,6 % – землями особо охраняемых природных объектов. В дополнение к указанным категориям стоит отметить и земли водного фонда (5,0 тыс. кв. м) и земли сельскохозяйственного назначения (6,1 тыс. кв. м). Таким образом, на объекты капитального строительства остаётся немногим более 1 % всех земель региона. Подобная ситуация лишает автономный округ преимущества по доступности земельных ресурсов как фактора инвестиционной привлекательности перед другими регионами, а также требует дополнительных издержек на преодоление административных барьеров в части перевода земель из одной категории в другую [6].

Научно-технические или инновационные факторы – это совокупность факторов, отражающих уровень достижений науки и техники, способных оказать существенное влияние на совершенствование производственных процессов, применяемых комплексом и его отраслями на базе внедрения новой техники, технологии, прогрессивных форм организации труда и производства с целью повышения его эффективности [7].

Анализируя научно-технические факторы, стоит отметить, что строительная отрасль во всем мире консервативна и инертна. Нововведения в строительной отрасли, не меняя радикально технологического уклада, обеспечивают снижение стоимости строительства и эксплуатации жилья, сокращение сроков строительства, повышение качества и комфортности. Например, переход к сборно-монолитному каркасному домостроению, использование технологии несъемной опалубки, улучшение качества бетона за счет различного рода добавок, улучшающих его конструкционные свойства, внедрение различных новых материалов. Нововведения приводят к снижению материалоемкости производства, а технологические операции выносятся за пределы стройплощадки. Много внимания уделяется комплексному решению вопросов энергосбережения в жилых зданиях, развитию когенерационных схем энергоснабжения (совместная выработка электро- и тепловой энергии), внедрению эффективных способов утилизации мусора и очистки сточных вод (центрифужные и мембранные технологии, новые технологии сбраживания сырого остатка).

Касаемо институциональных факторов стоит отметить, что на развитие строительной отрасли существенно влияет государственная политика и приоритеты финансирования различных проектов из федерального бюджета. Немаловажный фактор для рынка жилищного строительства – уровень развития и доступности ипотечного кредитования, в том числе государственные программы по поддержке этого направления. Следовательно, среди институциональных факторов наибольшее влияние оказывают общефедеральные факторы.

Основным законом, регулирующим строительную деятельность в Российской Федерации, является Градостроительный кодекс Российской Федерации. Он регламентирует:

  • планирование, застройку и благоустройство сельских и местных поселений, а также формирование их инженерной, автомобильной и социальной инфраструктуры;
  • основы разумного природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания граждан;
  • ответственность и принципы взаимодействия всех участников правоотношения в целом и в частных случаях [8].

Кроме того, акт определяет компетенцию должностных лиц, а также права и ответственность организаций, работающих в сфере строительства.

Строительная отрасль в Российской Федерации регулируется следующими федеральными законами:

  • Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
  • Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
  • Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;
  • Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

Для «строительного» законодательства характерен большой объем нормативного материала. При этом правовые нормы тесно переплетены с нормами технического характера. Они, как правило, включаются в единые нормативные документы. Примером являются Строительные нормы и правила (далее – СНиП).

СНиП – это свод общих норм и требований к организации строительного производства, проектированию объектов и ведению строительных работ. СНиПы содержат и правовые, и технические нормы. Соблюдение СНиПов – это юридическая обязанность участников строительного процесса. Кроме того, нормативное регулирование строительства отличается от других разделов права своей детализацией.

В целях повышения доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, а также повышения качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, постановлением Правительства Российской Федерации № 323 от 15 апреля 2014 года утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [9].

Анализируя региональные нормативные правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ), стоит отметить закон автономного округа от 18 апреля 2007 года № 39-оз «О градостроительной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», который является основным законом в области градостроительной деятельности на территории автономного округа. В нем прописаны полномочия Думы, Губернатора, Правительства автономного округа в области градостроительной деятельности.

В целях упорядочения процедуры утверждения заданий на проектирование и проектной документации для строительства, реконструкции объектов капитального строительства государственной собственности автономного округа и муниципальной собственности, софинансирование которых предусмотрено из бюджета автономного округа, а также автомобильных дорог общего пользования, проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляется с привлечением средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 августа 2012 года № 297-п утвержден порядок осуществления вышеуказанной деятельности.

Перечень случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 июля 2014 года № 257-п.

Мероприятия, касающиеся строительства объектов недвижимости на региональном уровне включены в ряд государственных программ автономного округа.

С целью стимулирования жилищного строительства в округе реализуются мероприятия государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2016–2020 годах», утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 408-п от 9 октября 2013 года. Программа состоит из 7 подпрограмм:

  • «Содействие развитию предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения»;
  • «Содействие развитию градостроительной деятельности»;
  • «Содействие развитию жилищного строительства»;
  • «Развитие сектора жилья для целей коммерческого найма»;
  • «Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан»;
  • «Обеспечение реализации государственной программы»;
  • «Содействие внедрению композитных материалов в строительной отрасли».

Согласно данным по достижению основных целевых показателей государственной программы за январь–май 2017 года общий объем ввода жилья организациями всех форм собственности, включая индивидуальных застройщиков, составил 192,5 тысяч квадратных метров, или 24,1 % от годового плана [11].

Строительство, реконструкция объектов, предназначенных для размещения организаций образования и здравоохранения, предусмотрено мероприятиями государственных программ «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016–2020 годы» и «Развитие здравоохранения на 2016–2020 годы».

В рамках государственных программ автономного округа в 2016 году осуществлялось проектирование и строительство 142 объектов с общим объемом финансирования 8530,6 млн рублей, в том числе 41 объект государственной собственности на 1936,3 млн рублей; 101 объект муниципальной собственности за счет всех источников финансирования. В 2017 году за счет средств бюджета автономного округа осуществляется проектирование и строительство 146 объектов с общим объемом финансирования 7190,2 млн руб., в том числе 36 объектов государственной собственности с объемом 2277,3 млн рублей и 110 объектов муниципальной собственности с объемом 4912,9 млн рублей [5].

Организационная структура управления строительной отраслью в автономном округе представлена Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент строительства Югры), его подведомственными учреждениями и Службой жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Жилстройнадзор Югры).

Департамент строительства Югры является исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере строительства, архитектуры, градостроительной деятельности, жилищной сфере в части обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями, предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, содействия развитию рынка недвижимости, в том числе развитию системы ипотечного кредитования [12].

22 февраля 1992 года распоряжением главы Администрации Ханты-Мансийского автономного округа было создано подведомственное учреждение Департамента строительства – Управление капитального строительства Ханты-Мансийского автономного округа – как полноценная структура для исполнения функций заказчика при строительстве объектов, финансируемых из окружного бюджета.

Учреждение выступает основным заказчиком по строительству и реконструкции объектов гражданского назначения на территории округа, финансируемых за счет средств окружного бюджета, инвестиций в рамках программы «Сотрудничество», и выполняет широкий комплекс задач и функций, сопряженных с реализацией целевых строительных программ.

За весь период деятельности в рамках исполнения функций заказчика при строительстве объектов, финансируемых за счет средств бюджета автономного округа, учреждением было освоено капитальных вложений на 63,6 млрд рублей и построено 364 объекта с общей суммой основных фондов 56,1 млрд рублей. Основной объем бюджетных инвестиций в эти годы направлялся на реализацию окружных целевых программ социального направления: строительство объектов образования, здравоохранения, культуры, транспорта, связи, берегоукрепления и жилищного строительства.

В рамках всех инвестиционных программ на территориях муниципальных образований округа было построено и введено в эксплуатацию 485 объектов на территории округа с общей суммой основных фондов 110,2 млрд рублей, в том числе 105 объектов образования, 91 объект жилого назначения, 22 объекта спорта, 30 объектов культуры, 36 объектов здравоохранения, 25 объектов транспорта и связи и многие другие [13].

20 июля 2007 года распоряжением Правительства автономного округа № 302-рп создано подведомственное учреждение Департамента строительства – бюджетное учреждение автономного округа «Югорский институт развития строительного комплекса».

Предпосылкой создания учреждения явилась необходимость объединения научного и производственного персонала в сфере строительного комплекса. Первоочередными задачами являлось создание материальной базы для обеспечения качественного и непрерывного процесса проектирования и выполнения научно-исследовательских работ в области строительства, архитектуры и градостроительства, а также, как результат, внедрение инновационных разработок в данную сферу.

Специалисты учреждения постоянно осуществляют оказание методической помощи, консультации, готовят заключения и информационные справки, а также техническую документацию по вопросам проектирования, строительства и эксплуатации объектов строительства в автономном округе. Кроме проектных работ специалистами выполняется разработка предпроектной документации с целью определения возможности и целесообразности дальнейшего проектирования объектов капитального строительства. Учреждение принимало участие в проектировании более 20 объектов на территории автономного округа, таких как Шахматная академия, Биатлонный центр, участвовало и в доработке проекта «Самаровский останец».

Кроме того, одной из приоритетных задач для «Югорского института развития строительного комплекса» является разработка социально значимых типовых проектов или проектов повторного применения для строительства их на территории автономного округа. Среди них малоэтажные жилые дома, объекты здравоохранения (врачебная амбулатория), пожарное депо на 2 автомобиля, участковые пункты полиции [14].

Читайте также:  Производственные нормы в строительстве что это

Жилстройнадзор Югры является исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по государственному региональному контролю (надзору) в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства, градостроительной деятельности, энергосбережения. В его состав входит 8 территориальных отделов инспектирования: Березовский, Мегионский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Няганский, Сургутский, Урайский, Ханты-Мансийский [15].

Кроме того, в автономном округе осуществляет свою деятельность саморегулируемая организация «Союз строителей Югры», являющаяся институтом развития строительной отрасли.

Основными направлениями деятельности Союза являются: консолидация предприятий и организаций строительной отрасли Югры; участие в разработке законопроектов и иных нормативных актов, направленных на создание оптимальных условий развития строительного сектора России; популяризация профессии строителя, кадровая политика, взаимодействие с образовательными учреждениями; вопросы ценообразования строительства и инвестиций; участие в окружных социально-экономических программах в области строительства и строительной индустрии; аналитические исследования и информирование членов Союза о состоянии и развитии инвестиционно-строительной сферы; развитие межрегионального сотрудничества в сфере строительства и смежных с ним отраслях.

Еще одним институтом развития строительной отрасли в регионе, оказывающим поддержку в области инновационной деятельности, является Технопарк высоких технологий, который участвует в развитии инновационных технологий и создании инновационной среды в регионе.

На 13 июля 2017 года в Технопарке высоких технологий автономного округа зарегистрирован 21 резидент, представляющий строительную отрасль.

Среди инновационных технологий в строительной отрасли, предлагаемых резидентами Технопарка автономного округа, следует отметить:

  • использование электронных систем, позволяющих производить автоматический контроль энергообеспечения зданий;
  • строительство многоэтажных жилых домов (до 6 этажей) с деревянным каркасом;
  • использование трехслойных стеновых теплоэффективных блоков при строительстве «теплых домов»;
  • технологии укрепления грунтов с добавлением органоминерального стабилизатора «ANT», а также технологии производства асфальтобетона путем вторичной переработки асфальтной крошки с добавлением органоминерального стабилизатора;
  • производство нового строительного материала «Щепоблок» из неликвидной древесины и речного песка;
  • адаптация передовых строительных технологий по производству пенополистирольных 3D панелей под суровые природно-климатические условия региона;
  • производство инновационных строительных материалов на основе пенобетона с использованием арматуры из композитных материалов и намагниченной воды [5].

Таким образом, анализ институциональных условий и факторов развития строительной отрасли показал, что в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре строительная отрасль получила широкое развитие и имеет все предпосылки для того, чтобы стать инвестиционно привлекательной и конкурентоспособной.

На сегодняшний день созданы достаточно полные институциональные условия развития отрасли. А именно: разработана федеральная и региональная нормативная правовая база, создана организационная структура управления отраслью как на федеральном, так и на региональном уровнях, организована работа институтов развития отрасли.

В ходе исследования не были учтены неформальные институты развития строительной отрасли, также не был проведен корреляционный анализ взаимовлияния факторов. Проведение указанного анализа требует осуществления дополнительных исследований.

Согласно представленной классификации факторов развития стоит отметить, что институциональные факторы являются основополагающими и, кроме того, что особо важно, ими можно управлять, в отличие от природно-климатических и социальных факторов. Управление научно-техническими и экономическими факторами возможно путем изменения институтов. Следовательно, инструментами достижения устойчивого экономического роста в отрасли являются эффективные федеральная и региональная нормативная правовая база, организационная структура, институты развития.

Источник: journals.eco-vector.com

научная статья по теме ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА Экономика и экономические науки

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА - тема научной статьи по экономике и экономическим наукам из журнала Экономика и предпринимательство

Текст научной статьи на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА»

Исследование факторов, влияющих на развитие жилищностроительного комплекса региона

Аннотация. В статье рассматриваются факторы, влияющие на развитие жилищностроительного комплекса региона, мониторинг административных барьеров на примере анализа количества процедур и сроков их прохождения в г. Ижевске. Ключевыми из них являются длительные сроки получения застройщиком отдельных видов согласований, а также несоблюдение некоторыми о рганизациями, предоставляющими услуги в про цессе реализации проекта по строительству жило го дома, установленного законодательством порядка прохождения процедур. Предложены мероприятия по снижению административных барьеров.

Abstract. The article discusses the factors affecting the development of building complex in the region, monitoring of administrative barriers on the example of the number of procedures and timing of their passage in Izhevsk. From them long dates of receipt the builder of separate types of coordination, and also non-compliance by some organizations providing services in the course of implementation of the project under construction of a house, the order of passing of procedures established by the legislation are key. The measures to reduce administrative barriers are offered.

Ключевые слова: строительство, жилищно-строительный комплекс, региональная экономика, инвестиции, мониторинг администативных барьеров, исследование факторов.

Keywords: construction, building complex, regional economics, investment, monitoring of administrative barriers, factors research.

является одной из важнейших подсистем регио нальной экономики. Его значимость о пределяется место м и ролью жилища в системе общечеловеческих и социально -экономических ценно стей: оно является необходимым условием жизнедеятельности и развития чело века.

Регио нальный жилищный комплекс представляет со бо й сложную динамическую социально -экономическую систему,

о беспечивающую фо рмирование качественно й жизненной среды человека. Текущее состояние и развитие жилищного комплекса мо жет быть как следствием инвестицио нно й

привлекательности региона, так и основой для его фо рмирования. В частно сти, региональный жилищный комплекс мо жет стать ключевым факто ром при принятии решений инвесторами о вло жении финансо вых средств в производство, расположенное в определенно м

административно-территориальном о бразовании[1,2].

Место строительства в системе национальной экономики определяется его ролью «преобразователя» инвестиционных ресурсов в форме капитальных вложений. О бо бщенно оно характеризуется долями в о сновных показателях ресурсного обеспечения экономики: 5,6% в ВВП (Валовой Внутренний Продукт), 1,6% в основных фондах экономики, 8,1% среднегодовой численно сти занятых в

экономике, 3,4% в инвестициях в о сновной капитал в 2013 году[ 7].

Обеспечение населения качественным жильем в необходимых объемах является одной из сложнейших проблем для любой нацио нально й экономики. В про цессе перехода к рыно чнымым отношениям в жилищной сфере потребовалось решить ряд задач, направленных на формиро вание новых условий ее функцио ниро вания. Жилищная политика в данной о бласти включала несколько направлений: жилищное строительство , управление жилищным фондом, о беспечение доступности жилья для тех категорий граждан, которые не в состоянии самостоятельно его прио бретать. К середине 2000-х гг. в Ро ссии были созданы осно вные базовые институты в жилищной сфере: частная со бственно сть на жилье, рынок жилья, ипотечное кредитование приобретения жилья[3].

Вместе с тем, сло жившаяся в Ро ссии жилищная система далека от европейских но рм. В настоящее время Россия значительно уступает развитым странам по уровню жилищной обеспеченности (см. рис. 1) [3].

Конечно же, на данную статистику влияют различные причины и факторы не то лько на государственном уро вне, но и региональном.

Journal of Economy and entrepreneurship, Vol. 8, Nom. 4-2

В.П. Грахов, Ю.Г. Кислякова, О.Ф. Калинина Исследование факторов, влияющих на развитие жилищно-строительного комплекса региона

Минимальный стандарт ООН

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Рис. 1. Количество квадратных метров жилой площади на душу населения в странах Европы, США и России, %.

В насто ящее время строительный комплекс регионов, в то м числе в Удмуртской Республике, в процессе сво его функционирования ощущает на себе влияние различных факторов, осуществляющих на него как положительное, так и отрицательное воздействие, и кото рые напрямую влияют на формирование инвестицио нно й стратегии.

Эти факторы мо гут о казывать прямо е или косвенное воздействие на развитие строительного комплекса. Поэтому считаем необходимым отразить и обобщить такие факторы в группы.

Факто ры прямо го

воздействия (ФПВ) оказывают влияние на деятельность непо средственно инвестиционно-строительного комплекса.

воздействия (ФКВ) влияют на смежные отрасли и комплексы, изменяя принципы их функцио ниро вания, что в сво ю очередь о тражается на ито гах деятельности всего строительного комплекса [5].

Общее влияние факторов (ФВ) о пределяется по формуле (1).

К факторам прямо го воздействия относят факторы, которые воздействуют на макро уровне, на уровне региона, на уровне строительного комплекса. По своей сущно сти эти факторы мо жно классифицировать на финансо во-экономические, политические,

социальные, технологические, экологические, о рганизационно управленческие, право вые и др.

К факто рам, воздействующим на уровне государства, мо жно о тнести следующие: налоговая и экономическая политика государства; темпы инфляции по стране; цено вая политика; наличие эффективно действующей но рмативно-законодательной базы в о бласти строительства; наличие законодательной базы, регулирующей процесс инвестиро вания; социальная политика государства; наличие сырья и ресурсов в стране.[13]

На наш взгляд, к региональным факторам мо жно о тнести следующие факто ры[3]:

1. Финансо во-экономические: экономическое состояние региона, экономическое состояние инвестицио нно-стро ительно го комплекса (ИСК), наличие инвесторов в регионе, уро вень инвестицио нно й привлекательности регио на, уровень инвестицио нной привлекательности ИСК, наличие финансо вых механизмо в, спо со бствующих развитию процесса инвестиро вания в регионе, уровень цен на объекты строительства, экономическая политика кредитных организаций в регионе, наличие денежных ресурсов в регионе, эффективно сформированное налоговое пространство регио на, наличие экономических связей с другими регионами.

2. Политические: региональная налоговая политика, наличие интереса к комплексу со стороны региональных органо в власти, спо со бы участия региональных органов власти в инвестицио нно м про цессе, в частности наличие инвестиционных программ, участие в инвестицио нных про ектах в качестве инвестора, заказчика, по ручителя, жилищная политика в регионе.

3. Социальные: эконо мический уровень жизни населения, формирующего спро с на жилье, предпочтения потребителей в процессе выбо ра продукции и формирования заказа, степень обеспеченности жильем населения, степень потребности в жилье, социальная защищенность населения региона.[10,12]

4. Технологические: архитектурные особенности региона, наличие инновационных технологий в области строительства и степень их внедрения в производство, наличие предприятий по производству строительных материалов, изделий и конструкций.

5. Правовые: наличие нормативно -законодательной базы, регулирующей инвестицио нные процессы в регионе, высо коразвитые правовые отношения между участниками инвестицио нно-строительного процесса, наличие и степень развития но рмативно й базы для осуществления процесса строительства, сфо рмированный механизм по ручительства в регионе, наличие экологического законодательства и др.[9,11]

6. Гео графические: географические особенности региона, в частно сти рельеф местно сти, качество по чвы, климат, наличие транспортных связей с другими регионами.

О днако в настоящее время, по нашему мнению, все более явным становится фактор, препятствующий развитию жилищно -стро ительно го комплекса региона -административные барьеры.

В частно сти, к таковым относят процедуры оформления разрешительной и градостроительной документации, о формление земельных участков и другие административные процедуры.

Мониторинг административных барьеров в жилищно-строительном комплексе г. Ижевска, на примере анализа количества процедур и сроков их прохождения, позволяет сделать вывод о крайне высоком уровне барьеров в жилищном строительстве. По д процедурой при этом понимается любое взаимо действие представителей компании-застро йщика с

Экономика и предпринимательство, № 4 (ч.2), 2014 г.

о рганом, организациями или иными лицами, которые предо ставляют государственные или муниципальные услуги либо услуги, необходимые для выпо лнения таких услуг. В соответствии с методикой Всемирного банка («doing business» ) было определено , что каждый документ или со гласо вание, получаемые застройщиком, представляют со бо й отдельную про цедуру.

Мониторинг проводился на основании а

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: naukarus.com

Рейтинг
Загрузка ...