Фас в строительстве что это

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который обеспечивает защиту конкуренции или противостоит формированию монополий на рынке. Ведомство утверждено в соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 года № 314.

Из ФАС Контур.Фокус получает следующие данные:

  • реестр недобросовестных поставщиков
  • реестр субъектов естественных монополий

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей, подрядных организаций) по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 615-ПП

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) представляет собой список неблагонадёжных участников закупок. Обязанность по ведению РНП возложена на Федеральную антимонопольную службу.

Целью является пресечение сотрудничества с контрагентами, чья деловая репутация не отвечает требованиям благонадёжности, к тому же неэффективная деятельность способна сорвать планы госструктур, а также предприятий, в деятельности которых участвует государство.

Жалоба в ФАС / Причины и последствия обращения

Наличие записи в РНП лишает компанию права на участие в закупочных процедурах.

Порядок ведения реестра регламентируется следующими законодательными документами:

Условия для внесения записей в РНП следующие:

  • оттягиванием исполнителем момента заключения контракта
  • контракт был расторгнут по решению суда
  • односторонний обусловленный отказ заказчика в связи с выявлением нарушений со стороны исполнителя (только по 44-ФЗ)

Если договор расторгли по соглашению сторон, то данный факт не может являться причиной для включения компании в Реестр.

Внесение записей в РНП осуществляется на основании заявления от заказчика, в котором приведены все обстоятельства неудачного взаимодействия с контрагентом. Уполномоченный орган в течение 10 дней рассматривает заявление и изучает все представленные документы, после чего выносится решение о включении в РНП или отказе.

При внесении записи в РНП указывается следующая информация:

  • полное наименование компании с указанием ИНН
  • учредители с указанием ИНН
  • сроки проведения процедур, в ходе которых было выявлено нарушение
  • предмет, стоимость и срок исполнения договорных обязательств
  • причины внесения записи, дата расторжения договора (при наличии судебного решения или одностороннего отказа заказчика от сделки)
  • дата публикации на сайте

Запись о недобросовестных поставщиках заносится в Реестр сроком на два года, по истечении которого компания будет автоматически из него исключена.

В системе Контур.Фокус пользователю доступна информация о наличии в отношении интересующей компании записи в Реестре недобросовестных поставщиков.

Реестр субъектов естественных монополий

Реестр естественных монополий представляет собой список компаний, которые ведут деятельность в отсутствии конкуренции в определённой сфере экономики.

Главной целью является определение цен и тарифов на услуги естественных монополий и контроль вопросов определения таковых цен и тарифов.

Всё, что нужно знать о Федеральной антимонопольной службе (ФАС)! / Как пройти проверку ФАС?

На законодательном уровне естественные монополии разрешены в следующих отраслях:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов
  • перевозка ж/д транспортом
  • обеспечение электричеством
  • использование инфраструктуры водных путей внутри страны
  • захоронение отходов радиоактивного происхождения
  • организация услуг по водоснабжению и водоотведению
  • ледокольная проводка судов в акватории Северного морского пути
  • отсутствием конкурентов в конкретном сегменте рынка
  • возможностью диктовать ценовую политику
  • способностью создавать искусственные барьеры экономического или юридического характера при попытках других компаний составить конкуренцию в отдельном сегменте рынка

Реестр естественных монополий формируется на основании информации, которая поступает от федеральных органов исполнительной власти, а также заявлений, от организаций. У ФАС есть 6 месяцев на рассмотрение представленных документов. В случае если представленный пакет документов, не отвечает установленным требованиям или содержит неполный объём сведений, то специалисты вернут заявление в течение 10 дней.

Читайте также:  Для чего нужен песок при строительстве дорог

Отсутствие компании в реестре ФАС не означает, что у неё отсутствует статус естественной монополии. Он может присутствовать на основании положений ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147.

Естественные монополии при должном контроле со стороны государства способны мобилизовать значительные ресурсы в конкретной сфере деятельности и эффективно их реализовать в интересах обществ.

В системе Контур.Фокус пользователь может подключить публичные списки, где доступна информация о наличии контрагента в Реестре субъектов естественных монополий.

О Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)

Главная функция ФАС – это осуществление контроля за действиями участников рынка с целью защиты существующего уровня конкуренции в различных сферах экономико-хозяйственной деятельности.

Деятельность ФАС регламентируется Положением № 331, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года.

В ходе исполнения своей функции ФАС следит за соблюдением таких Федеральных законов как:

  • «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ
  • «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ
  • «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ

Ведомство осуществляет тарифное регулирование в сфере железнодорожных перевозок, в энергетической, газовой и прочих отраслях экономики. В компетенцию входит рассмотрение разногласий и досудебных споров между региональными властями, организациями и конечными потребителями.

В случае поступления жалобы о некорректности проведения процедуры закупок, действия антимонопольной службы следующие:

  • составить протокол об административном нарушении
  • предотвратить совершение преступления (если имеется такая возможность)
  • направить предписание о предотвращении правонарушения
  • вынести решение об отмене процедуры
  • обратиться в суд с исковым заявлением о признании совершённой закупки недействительной

Все обращения регистрируются в специальном реестре жалоб, а результаты их рассмотрения в базе ФАС.

Источник kontur-f.ru

Согласование сделок с ФАС: основные нюансы

ФЗ «О защите конкуренции» определяет случаи (ст. 27, 28 ФЗ «О защите конкуренции»), когда необходимо получить предварительное согласие ФАС на совершение сделок:

1) Создание и реорганизация коммерческих организаций, заключение соглашений о совместной деятельности.

При этом согласие на создание организации требуется, если уставный капитал оплачивается долями, акциями, имуществом, которые являются основными производственными средствами и (или) нематериальными активами другой коммерческой организации , но не денежными средствами. Менее понятным является понятие соглашений о совместной деятельности, однако антимонопольная служба отмечает их основные признаки.

К соглашениям о совместной деятельности относятся соглашения о создании совместного предприятии и иные соглашения, которые предполагают, что:

  • стороны объединяют ресурсы или осуществляют взаимные инвестиции;
  • стороны несут совместные риски в деятельности;
  • информация о деятельности является публичной (часто стороны дают пресс-релизы на своих сайтах).

Критерии понятны, но к соглашениям о совместной деятельности относится и ряд неочевидных примеров: например, отказ от переманивания клиентов или обязательство не применять разработки, выработанные в рамках совместной деятельности.

2) Сделки с акциями и долями коммерческих организаций, среди которых:

  • приобретение голосующих акций АО, если приобретатель получает право распоряжаться более чем 25 % акций при условии, что до этого лицо ими не распоряжалось или распоряжалось менее чем 25 % акций;
  • приобретение долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, если лицо получит право распоряжаться более чем 1/3 долей в уставном капитале, а ранее не распоряжалось ими или распоряжалось менее 1/3 долей
  • приобретение голосующих акций АО
  • получение в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом производственных средств и (или) нематериальных активов другого юрлица или ИП, если балансовая стоимость предмета сделки превышает 20 % балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов продавца;
  • приобретение прав, позволяющих определять условия осуществления хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа – чаще всего это сделки между иностранными компаниями за рубежом по покупке компании, имеющей дочернее общество в РФ ;
  • приобретение лицом более чем 50 % голосующих акций (долей) зарубежного юридического лица.
  1. Приобретение – это не только купля-продажа, но и получение любой возможности осуществлять право голоса в хозяйственных обществах путем заключения договоров поручения, доверительного управления, наследования.
  2. Норма распространяется на приобретение имущества российских юридических лиц. Но в то же время ФАС контролирует и сделки в отношении иностранных юрлиц, если они поставили в Россию товары (что означает поставку, оказание услуг или выполнение работ на территории РФ или в отношении лица, которое зарегистрировано в РФ) на сумму свыше 1 млрд рублей за предыдущий год.
Читайте также:  Организация учета имущества в строительстве

3. Критерии обязательного согласования сделки.

Указанные выше случаи еще не означают безусловную необходимость получения согласия ФАС. Чтобы говорить об обязательности получения согласия, сделки должны соответствовать определенным финансовым критериям, которые могут варьироваться от вида сделки.

В отношении сделок с акциями и долями согласование нужно, если:

  1. суммарная стоимость активов покупателя (+его группы лиц) и объекта экономической концентрации (+его группы лиц) превышает 7 млрд рублей или если их суммарная выручка превышает 10 млрд рублей,
  2. + стоимость активов объекта экономической концентрации (+его группы лиц) составляет 800 млн рублей (до 26 февраля 2022 г. эта сумма составляла 400 млн).
  1. Объект экономической концентрации – это лицо, чьи акции, доли или имущество приобретаются, но не обязательно продавец. Например, общество А продаёт обществу Б акции компании В, именно В и будет объектом экономической концентрации.
  2. Для расчетов денежных критериев необходимо учитывать суммарные показатели не только покупателя и лица, чьи акции/доли/имущество приобретаются, но и их группы лиц (если коротко, то учету подлежат активы аффилированных лиц – например, это владельцы более 50 % голосующих акций АО, директоры, их дети, родители, супруги, братья/сестры).

4. Как происходит согласование?

В зависимости от суммы сделки заявитель должен направить ходатайство с просьбой согласовать сделку в ФАС России или территориальный орган ФАС. К ходатайству прикладывается значительный перечень приложений, связанных с предоставлением бухгалтерской информации и сведений о корпоративной структуре юрлиц. Для рассмотрения ходатайства также необходима уплата государственной пошлины. Заявителями являются лица, осуществляющие слияние, присоединение или заключающие соглашение о совместной деятельности; все или один из учредителей вновь создаваемой организации; покупатели акций (долей) и (или) имущества. В течение 30 календарных дней ФАС рассматривает ходатайство и принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании сделки.

ФАС оценивает сделки на предмет их допустимости исходя из того, приведут ли они к ограничению конкуренции и могут ли привести к возникновению положительных эффектов для конкуренции и экономики. Например, в одном случае ФАС отказала лицам в согласовании сделку ввиду того, что осуществление сделки приведет к усилению их доминирующего положения на рынке цемента в географических границах Южного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа.

5. Каковы последствия уклонения от согласования?

В случае пренебрежения нормами об обязательном согласовании сделки, нарушителям грозят следующие серьезные последствия:

  • Штраф — до 500 тыс. рублей,
  • Признание сделки недействительной (для чего органы ФАС вправе обратиться с исковым заявлением в суд),
  • Ликвидация/реорганизация организации (если не было получено согласие на создание или реорганизацию новой компании).

При этом важно обратить внимание, что признание сделки недействительной или ликвидация/реорганизация компании произойдут лишь в том случае, если несогласованная сделка привела или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

Несмотря на кажущиеся значительные финансовые критерии сделок для согласования, «попасть» под необходимость согласия не столь трудно, ведь нормы учитывают суммарные активы аффилированных лиц, которых может быть немало. В то же время последствия несогласования являются существенными, учитывая крупную сумму штрафа, и «аннулирование» результата сделки. В связи с этим, сталкиваясь с созданием совместного предприятия или заключением сделки по купле-продаже акций, необходимо не упускать из вида грамотный анализ сделки на предмет соответствия антимонопольным требованиям, что позволит избежать ошибок и убытков.

Источник centraldep.ru

в сфере строительства и недвижимости

Контроль деятельности органов власти, компаний и иных организаций осуществляющих функции в сфере:

Читайте также:  Строительство водопровода нормы и правила

— выполнения инженерных изысканий;

— землеустройства, картографии и геодезии;

— подготовки проектной документации;

— строительства, реконструкции и капремонта, в т.ч. соблюдение сроков выдачи разрешительной документации;

— ценообразования в сфере строительства.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы:

1) на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Контроль деятельности органов власти, компаний и иных организаций осуществляющих функции в сфере: — выполнения инженерных изысканий; — землеустройства, картографии и геодезии; — подготовки проектной документации; — строительства, реконструкции и капремонта, в т.ч. соблюдение сроков выдачи разрешительной документации; — ценообразования в сфере строительства.

2) на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), организации, осуществляющей горячее водоснабжение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации, при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Такие жалобы рассматриваются в части:

— нарушения установленных сроков осуществления мероприятий по реализации проекта по строительству;

— предъявления требования осуществить мероприятия при реализации проекта по строительству, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий при реализации проекта по строительству;

— незаконного отказа в приеме документов, заявлений;

— предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае осуществления мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Источник fas.gov.ru
Рейтинг
Загрузка ...