Фцп что это такое в строительстве

Федеральные целевые программы

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее — целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Монтаж фасада фиброцементными плитами

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Целевая программа состоит из следующих разделов:
характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
перечень программных мероприятий;
обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы.

К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования.

Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые к целям программы:
специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);
достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);

Видеоинструкция по монтажу фиброцементных плит LATONIT


измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.

Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII ПОСТАНОВЛЕНИЯ Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОТОРЫХ УЧАСТВУЕТ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ».

Шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.

Источник: www.programs-gov.ru

Федеральные целевые программы Российской Федерации

Определение целей, функций, задач реализации и финансирования федеральных целевых программ в Российской Федерации. Рассмотрение основных параметров и данных ФЦП «Жилище». Выявление проблем в области разработки и реализации федеральных целевых программ.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 13.03.2014
Размер файла 732,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

1. Федеральные целевые программы

1.1 Понятие Федеральных целевых программ в РФ

1.2 Структура федеральных целевых программ

1.3 Федеральные целевые программы, действующие в РФ

2.1 Основные данные о ФЦП «Жилище»

2.2 Основные параметры ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы

3. Политика государства в области ФЦП

3.1 Основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП

3.2 Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП

Введение

Актуальность темы исследования не вызывает сомнения, в связи с тем, что в настоящее время федеральные целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Объектом исследования является федеральные целевые программы РФ.

Предметом исследования является процесс разработки и реализации федеральных целевых программ, как инструмента финансировании бюджетных инвестиций.

Целью данной работы является анализ теоретических и практических аспектов федеральных целевых программ в РФ.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) Изучить теоретические основы федеральных целевых программ РФ;

2) дать характеристику и анализ ФЦП РФ.

3) определить цели, функции и задачи реализации и финансирования ФЦП;

4) изучение федеральных целевых программ и их роли в решении социально-экономических задач;

5) разработать направлений совершенствования федеральных целевых программ.

Поставленные в данной работе цели и задачи определили структуру курсовой работы, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе данной работы автором рассмотрены теоретические аспекты федеральных целевых программ, а именно понятие, виды, признаки, особенности и условия применения программно-целевых методов в РФ.

Во второй главе автор проводит анализ финансирования и исполнения федеральных целевых программ на примере ФЦП «Жилище».

В третьей главе автор описывает основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП и возможные пути их решения

Метод исследования — сбор, обобщение и систематизация информации, анализ, формализованное представление. Решение поставленной в курсовой работе цели осуществляется на основе системного подхода, логического и сравнительного анализа имеющихся теоретических и практических данных.

Теоретико-методологической основой исследования в области Центрального Банка России выступают труды известных российских и зарубежных авторов: А. Аникин, В. Виноградов, А. Вишневский, К. Гавальд, Г. Десмонд, Ю. Кашин, О. Лаврушин, И. Ларионова, И.Д. Мамонов, Г. Панов, Полтерович В.М., Поляка Г.Б., А. Потемкин и других.

Информационную базу работы составили законодательные акты, материалы зарубежной и отечественной периодической печати и интернет ресурсы.

1. Федеральные целевые программы

федеральная целевая программа

1.1 Понятие Федеральных целевых программ в РФ

В условиях рыночной экономики программно-целевой метод управления становится наряду с прогнозированием социально-экономического развития страны и ее регионов одним из основных инструментов осуществления государственной региональной экономической и социальной политики

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

В России первой программой в условиях превалирования государственной собственности был план ГОЭЛРО — комплексный государственный план электрификации страны, принятый в 1920 г. Гвоздецкий В.План ГОЭРЛО.Мифы и реальность // Наука и жизнь. — 2005. — № 5 Первое правительственное решение по федеральным целевым программам (ФЦП) было принято в конце 1993 г. — по программе «Топливо и энергия». После этого пошел лавинообразный процесс их «размножения».

До середины 1995 г. этот процесс носил исключительно волевой и бессистемный характер, так как нормативное регулирование в сфере разработки и исполнения ФЦП отсутствовало. И только после принятия закона о поставках продукции для федеральных государственных нужд было принято постановление правительства, которым утверждался порядок разработки и реализации ФЦП. Дмитриева О.Г. Экономическая диагностика. СПб.: Наука, 2008

Ключевой задачей развития Российской Федерации в настоящее время является переход к модели динамичного и устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени конкурентоспособности российской экономики, диверсификации производства и экспорта. Это предполагает смещение акцентов в государственной экономической политике с решения текущих задач обеспечения социальной и макроэкономической сбалансированности к политике, направленной на интенсификацию структурных изменений. Такие изменения, в свою очередь, означают удлинение горизонта планирования, повышение приоритета среднесрочных и долгосрочных целей развития, разработки соответствующих методов их достижения.

Одним из необходимых условий роста конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого развития является повышение эффективности государственного управления за счет проведения административной реформы, совершенствования методов бюджетирования, переход от “планирования ресурсов” к “планированию результатов”. Направленность управления на достижение конкретных целей (результатов) безотносительно к конкретной структуре органов власти и распределения функций предопределяет повышение роли и места программно-целевых методов управления. Игнатьева А.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие для студ. Вузов, обуч. по спец. «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». — М.: ЮНИТИ, 2010

Федеральные целевые программы являются в настоящее время основным, и по существу единственным отработанным и эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования в Российской Федерации. Основными особенностями и достоинствами этого инструмента являются Лаженцев В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. СПб.: Наука, 2007 :

— направленность на решение комплексных задач, стоящих перед Российской Федерацией как государством и как социально-экономической системой;

— более длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;

— системный подход к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;

— более открытый и гласный по сравнению с другими методами государственного финансирования порядок формирования программ и хода их реализации;

— высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий, обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета;

— наличие возможности оперативной и эффективной корректировки программных мероприятий, обеспечивающих гибкость проводимой политики, и возможности быстрого реагирования на изменение условий реализации программы;

— возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия органов власти различных уровней и частного сектора экономики.

1.2 Структура федеральных целевых программ

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения. Лаженцев В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. СПб.: Наука, 2007

Целевая программа состоит из следующих разделов: http://www.programs-gov.ru/ — «Федеральные целевые программы»

e характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

e основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;

e перечень программных мероприятий;

e обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;

e механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;

e оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевая программа также содержит паспорт федеральной целевой программы, в котором указываются: наименование, дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения, государственный заказчик, государственный заказчик-координатор, основные разработчики, цели и задачи программы.

К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования http://www.programs-gov.ru/ — «Федеральные целевые программы» :

Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые к целям программы: Лаженцев В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. СПб.: Наука, 2007

§ специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);

§ достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);

§ измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);

§ привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы. http://www.programs-gov.ru/ — «Федеральные целевые программы»

Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII Постановления Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 » О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программа и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация «. http://www.programs-gov.ru/ — «Федеральные целевые программы»

Шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

Читайте также:  Задание на осуществление авторского надзора за строительством пример заполнения

Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.

1.3 Федеральные целевые программы, действующие в РФ

Федеральные целевые программы являются важным инструментом эффективного использования средств федерального бюджета, позволяющим обеспечить концентрацию ресурсов на ключевых направлениях роста экономики и в ее конкурентоспособных секторах, в том числе с высоким инновационным потенциалом. Федоров Н.В., Кураков Л.П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов. М., 2009

Реализация ФЦП предусматривает инвестирование средств в развитие человеческого потенциала, осуществление природоохранных мероприятий и создание условий безопасной жизнедеятельности. Игнатьева А.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие для студ. Вузов, обуч. по спец. «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». — М.: ЮНИТИ, 2010

Федеральные программы разрабатываются в соответствии с Федеральным законом РФ от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Федеральным законом РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд», Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ.

В 2010 году на территории Российской Федерации действовало 53 федеральные целевые программы (46 подпрограмм), а в 2011 году это показатель вырос до 57 федеральных целевых программ (42 подпрограммы).

Рисунок 1. Доля ФЦП в расходной части федерального бюджета (млрд. руб) Данные Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития РФ — http://fcp.economy.gov.ru/

На основе этой диаграммы можно сделать вывод о том, что расходы на федеральные целевые программы от общего объема расходов федерального бюджета держатся на уровне 7,5% — 8,5%, так в 2010 году этот показатель составил — 7,53%, а в 2011 году — 8,65%. Т.е. увеличился на 1,13%, что может быть непосредственно связанно с тем, что в 2011 году предусмотрено начало новых ФЦП — будут финансироваться 4 новые ФЦП. Для более подробного ознакомления с ФЦП можно просмотреть полный список федеральных целевых программ в 2011 году.

В среднем на одну программу предусматривалось в 2009 году 15,7 млрд. рублей, в 2010 году -14,6млрд. рублей, а в 2011 году этот показатель планируется на уровне 16,2 млрд. рублей.

Далее можно проанализировать объем бюджетного финансирования, которые согласно Департаменту государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России, представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Объемы бюджетного финансирования федеральных целевых программ Данные Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития РФ «Объемы бюджетного финансирования ФЦП» — http://fcp.economy.gov.ru/

Объемы бюджетных ассигнований, млн руб

Прочие нужды

Чтобы проанализировать эти данные, их удобно представить в графическом виде — рисунок 2.

Рисунок 2. Объемы бюджетного финансирования федеральных целевых программ (млн руб) Данные Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития РФ «Объемы бюджетного финансирования ФЦП» — http://fcp.economy.gov.ru/

Таким образом, можно увидеть, что по объемам бюджетного финансирования лидирует «ГКВ» — они составляют более 50% от общего объема, далее располагаются «Прочие нужды» и на третьем месте — «НИОКР».

Что касается объемов бюджетного финансирования каждой ФЦП, то на рисунке 3 представлены 10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета в 2011 году.

Рисунок 3. Ранжирование программ по объемам бюджетного финансирования(10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета) (млн. рублей) Данные Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития РФ « Ранжирование программ» — http://fcp.economy.gov.ru/

Также необходимо определить приоритетные области финансирования федеральных целевых программ, которые представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Бюджетное финансирование федеральных целевых программ 2011 года в разрезе приоритетов (млн. рублей) Данные Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития РФ « Ранжирование программ» — http://fcp.economy.gov.ru/

В 2011 году приоритетным направлением бюджетного финансирования федеральных целевых программ является транспортная инфраструктура, второе место занимает развитие высоких технологий, а на третьем месте безопасность.

Итак, опираясь на приведенную статистику можно выделить следующие основные направления финансирования:

В 2011 — ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» составит 282,2 млрд, ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» — 88,4 млрд. руб.

Таким образом, развитие инфраструктуры и социальной сферы на протяжении последних лет является одним из наиболее приоритетных направлений финансирования ФЦП, и нынешний год не является исключением.

2. ФЦП «Жилище»

2.1 Основные данные о ФЦП «Жилище»

В ходе реализации Государственной целевой программы «Жилище», одобренной постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы «Жилище», одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 431, и первого этапа федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы (далее — Программа) были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации. http://www.fcpdom.ru/prog.php — ФЦП «Жилище»

За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.

Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004году в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации. Николаев С. «Недорогая альтернатива» — http://realty.lenta.ru/articles/2010/11/24/analitika/

Новые правовые условия создают основу для реализации на практике поставленных целей и требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.

Острота проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития Российской Федерации требуют реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, — преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения страны. http://www.fcpdom.ru/prog.php — ФЦП «Жилище» — «О программе»

В результате реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» должна быть сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации.

Второй этап реализации Программы (2006-2010годы) предусматривал продолжение преобразований в жилищной сфере, а также реализацию комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1050 срок реализации федеральной целевой программы «Жилище» и входящих в ее состав подпрограмм продлен на период 2011 — 2015 годов. http://lenta.ru/news/2011/03/31/kurator/ — «Медведев сменил куратора программы «Доступное жилье»

При этом наряду с ранее действующими подпрограммами и мероприятиями федеральной целевой программы «Жилище» добавились новые направления жилищного обеспечения, а также решения проблем жилищно-коммунального хозяйства.

2.2 Основные параметры ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы

Решение о разработке программы было принято распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1996-р.

Государственный заказчик — координатор Программы — Министерство регионального развития Российской Федерации

Государственные заказчики Программы — федеральные органы исполнительной власти, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации

Основной разработчик Программы — Министерство регионального развития Российской Федерации

Цели и задачи Программы определяются долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами государственной жилищной политики, а также целями и задачами приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» (далее — национальный проект), поскольку Программа является основным инструментом его реализации.

Общей целью национального проекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России.

Основными целями Программы являются формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

Основными задачами Программы являются Постановление Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 — ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы — ч.II :

создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса;

повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;

Размещено на http://www.allbest.ru/

обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с

Размещено на http://www.allbest.ru/

платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями.

Для достижения цели и решения основных поставленных в Программе задач будет реализован комплекс нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий.

Приоритетными направлениями Программы являются:

§ стимулирование развития жилищного строительства;

§ поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования;

§ выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;

§ повышение качества коммунальной инфраструктуры;

§ проведение научно-исследовательских работ.

По каждому из выделенных приоритетных направлений Программы предусмотрена реализация конкретных мер, на проведении которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия, которые реализуются в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы. Меры общего нормативного правового и организационного характера реализуются в рамках Программы в целом.

Для стимулирования развития жилищного строительства в приоритетном порядке необходимо обеспечить решение следующих задач Постановление Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 — ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы — ч.II :

o формирование нового сегмента жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности, экологичности и ценовой доступности, в том числе развитие малоэтажного жилищного строительства и новых форм участия граждан в жилищном строительстве;

o обеспечение земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурой;

o государственная поддержка внедрения новых современных технологий и проектов при осуществлении жилищного строительства, отвечающего стандартам жилья экономкласса, в том числе малоэтажного;

o разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей вовлечение в хозяйственный оборот дополнительных земельных ресурсов;

o модернизация и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов.

Кроме того, в рамках Программы будут решаться следующие задачи Постановление Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 — ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы — ч.II :

v упрощение порядка предоставления земель под малоэтажное жилищное строительство и индивидуальное жилищное строительство, в том числе жилищно-строительным кооперативам;

v развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации и административного протекционизма на рынке, дальнейшее развитие прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;

v развитие кредитования застройщиков в целях жилищного строительства;

v комплексное развитие территорий в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;

v комплексная застройка территорий, реконструкция и обновление существующей застройки;

v поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования.

Кроме того, в рамках Программы необходимо Постановление Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 — ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. — ч.III :

Ш обеспечить правовые условия для развития ипотечного жилищного кредитования и других механизмов финансирования населения для приобретения (строительства) жилья;

Ш совершенствовать унифицированную систему рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и обеспечить развитие рынка ипотечных ценных бумаг;

Ш совершенствовать систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

Ш оказывать содействие повышению уровня доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для населения;

Ш развивать новые рыночные институты и механизмы, формирующие инфраструктуру ипотечного жилищного кредитования и рынка жилья (бюро кредитных историй, небанковские кредитные организации, осуществляющие кредитные операции по предоставлению ипотечных кредитов на приобретение жилья, и др.);

Ш совершенствовать систему защиты прав граждан — приобретателей жилья и граждан, участвующих в финансировании жилищного строительства.

Ресурсное обеспечение Программы Постановление Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 — ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. — ч. V :

Предполагается, что общий объем финансирования Программы в 2011 — 2015 годах за счет всех источников финансирования составит 620,69 млрд. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета — 291,15 млрд. рублей, из них на управление реализацией Программы — 0,46 млрд. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов — 109,96 млрд. рублей;

за счет средств внебюджетных источников — 219,58 млрд. рублей, в том числе за счет средств инвесторов — 0,39 млрд. рублей, молодых семей — 219,19 млрд. рублей.

Стоит отметить, что в 2010 году ФЦП «Жилище» лидировала по объемам финансирования по направлению прочие нужды, что можно увидеть на рисунке 5.

Рисунок 5. Ранжирование программ по объемам бюджетного финансирования по направлению прочие нужды в 2010 году (10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета) (млн. руб.) http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Graphics/pub_dynamic_range_fcp_other/2010/ — Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России, «Анализ ФЦП»

А в 2011 году по объемам финансирования ФЦП «Жилище» уступила только ФЦП «развитие транспортной системы», что также наглядно представлено на рисунке 6.

Рисунок 6. Ранжирование программ по объемам бюджетного финансирования по направлению прочие нужды в 2011 году (10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета) (млн. руб.) http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Graphics/pub_dynamic_range_fcp_other/2011/ — Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России «Анализ ФЦП»

Реализация Программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих показателей (по сравнению с 2009 годом): Паспорт ФЦП «Жилище» — http://www.fcpdom.ru/prog.php

а улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации (рост жилищной обеспеченности с 22,4 кв. метра на человека до 24,2 кв. метра на человека);

а повышение доступности приобретения жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 4 года (в 2009 году — 4,8 года);

а увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств — с 12 до 30 процентов;

а увеличение годового объема ввода жилья с 59,8 млн. кв. метров общей площади жилья в 2009 году до 90 млн. кв. метров в 2015 году, в том числе не менее 20 млн. кв. метров на земельных участках, вовлеченных в оборот в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства»;

а строительство с 2012 года ежегодно не менее 30 процентов жилья в Российской Федерации на земельных участках, вовлеченных в оборот в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства»;

а увеличение доли ввода жилья, соответствующего стандартам экономкласса, к 2015 году до 60 процентов;

а содействие в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 2011 — 2015 годах 172 тыс. молодых семей;

а улучшение жилищных условий в 2011 — 2015 годах за счет средств федерального бюджета около 86,9 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством; Паспорт ФЦП «Жилище» — http://www.fcpdom.ru/prog.php

а завершение строительства 10 общежитий для студентов и аспирантов;

а завершение строительства и реконструкции 19 объектов коммунальной инфраструктуры;

а совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации в целях повышения доступности жилья для населения;

а создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе;

а переселение в 2011 — 2012 годах 480 тыс. семей из аварийного жилищного фонда за счет финансовой поддержки, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

Читайте также:  Строительство исаакиевского собора сколько лет

3. Анализ разработки и реализации ФЦП

3.1 Основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП

В настоящее время одной из целей государства является повышение результативности и эффективности федеральных целевых программ как инструмента решения крупных социально-экономических проблем.

Главные проблемы в этой области следующие:

Расходы федерального бюджета на реализацию ряда федеральных целевых программ не увязаны с возможностями бюджета в течение всего срока реализации программ. Некоторым государственным заказчикам федеральных целевых программ при утверждении программ удалось установить показатели их финансирования из федерального бюджета особенно с 2008-2009 годов, более чем в 2 раза превышающие его возможности. Принятые при утверждении программ объемы их финансирования из федерального бюджета оказались за пределами бюджетных возможностей. В процессе подготовки программ государственные заказчики необоснованно завышали потребность в средствах федерального бюджета, при этом значительные средства предлагалось использовать на текущую деятельность. Как показало время, на стадии формирования программ были недостаточно проработаны вопросы финансирования мероприятий программ из всех возможных источников и степень обязательности и гарантированности осуществления расходов, помимо федерального бюджета, со стороны участников программы. Якутенко И. «Слово и делл» — http://lenta.ru/articles/2010/07/20/gelfand/

Государственные заказчики при подготовке программ закладывают в показатели финансирования программных мероприятий значительные объемы средств из внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, используя это как важный аргумент в пользу принятия программы.

Нормативное регулирование финансирования расходов на реализацию федеральных целевых программ в настоящее время не устанавливает прямые и жесткие обязательства государственного заказчика по их финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.Ключкин А. «Скупость не порок» — http://lenta.ru/articles/2010/06/15/budjet/

Обязательства федерального бюджета формируются в рамках процедур учета затрат на программу при формировании бюджетных проектировок на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010), статья 184 .В статье 179 Бюджетного кодекса предусмотрена необходимость включения в федеральные целевые программы сведений о распределении объемов и источников финансирования по годам за счет всех источников. При этом, в ходе подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год необходимо увязывать расходы па реализацию федеральных целевых программ с объемами и параметрами финансирования, заложенными в перспективном финансовом плане. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010), статья 179

Это обстоятельство допускает возможность фактического пересмотра финансовых показателей, заложенных в программах при их утверждении, что позволяет государственным заказчикам федеральных целевых программ обоснованно (или необоснованно) вносить предложения о корректировке программ и их ресурсной части. Часто это происходит уже на второй год реализации программ. Изменение параметров финансирования приводит к необходимости корректировки целей и задач, смещения сроков реализации программных мероприятий в сторону их увеличения.

В ряде программ отсутствуют важнейшие показатели эффективности, определенные в количественном выражении, и необходимые программные показатели по годам реализации. Государственные заказчики достаточно охотно приводят общие показатели, отражающие в целом ход финансирования и ожидаемые результаты за весь период реализации программ в ущерб конкретным показателям, отражающим ход и результаты реализации программных мероприятий и этапы реализации федеральных целевых программах.

Отсутствие этих показателей обесценивает федеральную программу как целостный системный документ, направленный на достижение конкретных результатов, делает невозможным предметный и всесторонний анализ предлагаемых к реализации федеральных целевых программ, а также оценку результативности, эффективности и последующий контроль за их реализацией. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Рос. фонд правовых проблем, 2008.

Не всегда выделяемые бюджетные ассигнования соответствуют объему средств, необходимому для завершения строительства в нормативные сроки объектов, финансируемых по программе внешних заимствований (в том числе для приобретения дорогостоящего импортного оборудования для федеральных нужд). Это связано в том числе и с тем, что отсутствует синхронизация по срокам финансирования строительства объектов, включенных в программы внешних заимствований, и Федеральной адресной инвестиционной программы.

Сохраняет свою остроту и проблема перераспределения государственных капитальных вложений. Дмитриева О.Г. Экономическая диагностика. СПб.: Наука, 2008.

Отрицательные результаты в реализации с целевыми программами регионального уровня связаны с организационными, методическими, экономическими проблемами, отсутствием соответствующего законодательного и нормативного обеспечения.

В статье 192 Бюджетного кодекса говорится о федеральных целевых программах и федеральных целевых программах регионального развития, но каковы различия между ними, чем отличаются процедуры проектирования, реализации этих видов программ, нигде не оговорено. Хотя различия эти существенны.

Отмеченные недостатки свидетельствую о том, что существующий порядок недостаточно регламентирует отбор проблем, подлежащих программному решению. Это в значительной мере предопределяет случайность в выборе проблем, для решения которых следует использовать комплексные целевые программы, и создает предпосылки для появления чрезмерно большого количества разнообразных целевых программ, в результате чего становится невозможным обеспечить надлежащее качество проработки программ. Игнатьева А.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие для студ. Вузов, обуч. по спец. «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». — М.: ЮНИТИ, 2010.

Имеются недостатки в существующем законодательстве и в части проведения конкурсов разработанных программ, в статистической отчетности, и в организации их финансирования и формирования фонда развития регионов.

Назрела необходимость внесения коррективов и в плане софинансирования частным бизнесом расходов по реализации целевых программ. С одной стороны, установленные требования по соотношению бюджетных и внебюджетных средств при их реализации исполняются исключительно формально — путем предоставления ни к чему не обязывающих писем о намерениях или заинтересованности. С другой стороны, эти требования создают ограничения для вложения государством средств в те направления роста, где частной инициативы в принципе недостаточно.

3.2 Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП

Начнем с управленческих механизмов целевых программ, которые нуждаются в изменении. Эффективное межведомственное взаимодействие требуется не только на межпрограммном и программном уровнях, но и применительно к отдельным мероприятиям. Междисциплинарность многих программ обусловливает наличие даже на этом уровне нескольких государственных заказчиков, а значит, и здесь возникают проблемы выбора приоритетных объектов и распределения средств для реализации того или иного мероприятия между различными заказчиками. В отсутствие же правообеспеченных механизмов соответствующей координации возрастает риск несбалансированности программ, торга между ведомствами за ресурсы в процессе согласования и реализации целевых программ.

На практике целевые программы стали скорее способом бюджетного софинансирования множества разрозненных проектов, нежели средством обеспечения прогрессивных структурных сдвигов в экономике. Множественность направлений программного регулирования в сочетании с крайне низким уровнем программной и межпрограммной согласованности мероприятий привела лишь к распылению средств. Недостаточная результативность ФЦП во многом связана с нерациональной структурой их бюджетного финансирования.

Одним из основных направлений связанных с повышением эффективности федеральных целевых программ является поиск путей, обеспечивающих оптимальное решение проблем их формирования и реализации, включая финансирование.

Успешная реализация федеральных целевых программ определяется полнотой и своевременностью финансирования и прежде всего инвестиционных проектов. От этого зависит результативность федеральных целевых программ. Лаженцев В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. СПб.: Наука, 2007

С целью безусловного достижения в установленные сроки целей федеральных целевых программ, утвержденных Правительством Российской Федерации, необходимо подготовить предложения по упорядочению и систематизации государственных капитальных вложений в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, обеспечению финансирования федеральных целевых программ в установленные сроки и в полном объеме и первую очередь их инвестиционных проектов. Селиверстов В.Е. и др. Методологические основы разработки федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам//Регион: экономика и социология. — 2006. — № 6.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что главной проблемой в реализации ФЦП является недостаточное финансирование. Успешная реализация федеральных целевых программ определяется полнотой и своевременностью финансирования и прежде всего инвестиционных проектов. От этого зависит результативность федеральных целевых программ.

Заключение

Подводя итог работы, автором сделаны следующие выводы:

Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач в области государственного, экономического и социального развития Российской Федерации

Федеральные целевые программы — гибкий инструмент реализации долгосрочной экономической политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы. Они включают в себя конкретные цели и результаты, которые необходимо достигнуть исходя из сформированных приоритетов среднесрочной программы социально-экономического развития страны, а также перечень инвестиционных и инновационных проектов, обеспечивающих достижение этих целей и обоснованное ресурсное обеспечение, в том числе за счет федерального бюджета.

На сегодняшний день федеральные целевые программы это наиболее прозрачный инструмент проведения социально-экономической политики с использованием поддержки из федерального бюджета. Федеральные целевые программы, их необходимость, цели, задачи, набор мероприятий, время реализации и объемы их финансирования, в том числе из федерального бюджета, обсуждаются на заседаниях Правительства Российской Федерации, в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Одним из основных направлений связанных с повышением эффективности федеральных целевых программ является поиск путей, обеспечивающих оптимальное решение проблем их формирования и реализации, включая финансирование.

Успешная реализация федеральных целевых программ определяется полнотой и своевременностью финансирования прежде всего инвестиционных проектов. От этого зависит результативность федеральных целевых программ.

Таким образом, можно сделать вывод, что ФЦП, являясь сложным комплексным методом, позволяет наиболее эффективно решить большинство социально-экономических проблем, однако применение такого метода требует тщательной разработки и строго контроля за исполнением.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010)

2. Федеральные программы разрабатываются в соответствии с Федеральным законом РФ от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (ред. от 24.07.2007)

3. Федеральным законом РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд»(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)

4. Постановление Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 — ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы

5. Дмитриева О.Г. Экономическая диагностика. СПб.: Наука, 2008.

6. Игнатьева А.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие для студ. Вузов, обуч. по спец. «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». — М.: ЮНИТИ, 2010

7. Лаженцев В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. СПб.: Наука, 2007

8. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Рос. фонд правовых проблем, 2008.

9. Ратнер Н.М. Региональные диспропорции: оценка и пути преодоления. Екатеринбург: УрГЭУ, 2010

10. Федоров Н.В., Кураков Л.П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов. М., 2009

11. Гвоздецкий В.План ГОЭРЛО. Мифы и реальность // Наука и жизнь. — 2005. — № 5

12. Селиверстов В.Е. и др. Методологические основы разработки федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам//Регион: экономика и социология. — 2006. — № 6

13. http://www.gks.ru- Официальный сайт Росстата

14. http://finansmag.ru — журнал «Финанс»

15. http://www.programs-gov.ru/ — Федеральные целевые программы

16. http://fcp.economy.gov.ru/ — Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития РФ.

17. http://www.fcpdom.ru/prog.php — ФЦП «Жилище»

18. http://www.ach.gov.ru/ru/ — Официальный сайт Счетной палаты РФ

19. http://www.rbc.ru — официальный сайт «РосБизнесКонсалтинг»

20. http://www.inpravo.ru — Правовой портал

21. http://www.alti.ru — Бизнес портал Alti.ru

22. http://www.lenta.ru — информационный портал Лента.RU

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность финансирования федеральных целевых программ. Повышение эффективности реализации федеральных целевых программ. Основные проблемы в области разработки и реализации программ. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России».

курсовая работа [71,8 K], добавлен 18.01.2012

Федеральные целевые программы и их роль в исполнении бюджетов. Анализ итогов их реализации. Бюджетная классификация, ее особенности и структура. Механизмы контроля за реализацией программ: внешний и внутренний контроль. Завершение срока реализации.

курсовая работа [37,3 K], добавлен 12.08.2009

Федеральные целевые программы в исполнении бюджета. Бюджетная классификация, ее особенности и структура. Классификация органов, осуществляющих государственный финансовый контроль программ. Механизм контроля со стороны Президента Российской Федерации.

курсовая работа [37,6 K], добавлен 14.11.2010

Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирование и реализация. Показатели финансирования целевых программ на территории Приморского края. Отбор проблем для программной разработки. Экспертиза и оценка целевой программы.

дипломная работа [83,2 K], добавлен 08.09.2009

Порядок финансирования бюджетных инвестиций посредством целевых программ в Республике Татарстан и в целом по России. Нормативно-правовое регулирование финансирования целевых программ. Государственная финансовая политика в области бюджетных инвестиций.

Источник: revolution.allbest.ru

ФЦП – один из самых сильных, но одновременно самый сложный инструмент промышленной политики

Насколько мне известно, в России первое правительственное решение по федеральным целевым программам (ФЦП) было принято в конце 1993 г. – по программе «Топливо и энергия». После этого пошел лавинообразный процесс их «размножения». До середины 1995 г. этот процесс носил исключительно волевой и бессистемный характер, так как нормативное регулирование в сфере разработки и исполнения ФЦП отсутствовало. И только после принятия закона о поставках продукции для федеральных государственных нужд было принято постановление правительства, которым утверждался порядок разработки и реализации ФЦП. В соответствии с этим порядком федеральная целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных и еще много каких мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического и еще всякого разного развития в Российской Федерации.

То есть, по сути, эти программы рассчитаны на расшивку узких мест в развитии экономики?

Да, идея была действительно такая. Были нормативно определены три основных условия, когда требуется проблему федерального уровня важности решать программно-целевым способом.
Первое – когда невозможно комплексно решить проблему за счет действующего рыночного механизма; второе – когда для широкомасштабного распространения научно-технических достижений в силу их принципиальной новизны требуется государственная поддержка; третье – когда для решения проблемы требуется координация изменений в технологически сопряженных отраслях.
Таким образом, ФЦП были продекларированы в качестве программного инструмента промышленной политики. Однако инерция сложившегося в 1993-1995 гг. отношения к целевым программам как форме государственной поддержки отдельных предприятий, сочетающейся с жесткой межведомственной конкуренцией за ресурсы, не была преодолена. Приоритеты, в соответствии с которыми формировались программы, носили весьма условный характер. Например, в 2000 г. в разделе «Общефедеральные проблемы» были сгруппированы три ФЦП: по развитию государственной статистики, по улучшению ритуального обслуживания, по мировому океану.

Тут возникает два вопроса. Первый – порядок финансирования ФЦП, второй – ведомства, точнее их координация в рамках реализации ФЦП. Или за реализацию этих программ может отвечать исключительно одно государственное ведомство?

Начнем с финансирования.
Федеральные целевые программы финансируются за счет средств из федерального бюджета, но не только – используются также средства из бюджетов субъектов федерации, муниципальных образований и внебюджетные средства. Существует правило, что на один рубль бюджетных средств должно привлекаться 6 рублей внебюджетных средств.

Здесь сразу возникает некоторое идеологическое противоречие. Ведь если мы говорим, что федеральные целевые программы должны быть направлены на те области, где недостаточно эффективен рыночный механизм, то появляется вопрос, с какой стати там еще появятся 6 рублей внебюджетных средств, если это не выгодно частному бизнесу? А если это интересно частному бизнесу, то почему государство должно вкладывать туда свои средства? Получается, что государство начинает вмешиваться в те сферы, отрасли, где и так достаточно предпринимательской инициативы.
Теперь о том, что касается координации министерств. Федеральная целевая программа, отвечающая по содержанию нормативно установленным рамкам, как правило, является многодисциплинарной, когда чтобы добиться тех или иных сдвигов, необходимо обеспечить согласованную реализацию институциональных, организационных, финансовых мер в различных отраслях.

Читайте также:  Как называются профессии в строительстве

Таким образом, требуются усилия нескольких министерств и ведомств. В идеале согласованность, единую идеологию их действий и должна обеспечивать федеральная целевая программа. Но на практике, к сожалению, получается иначе. Чаще федеральная целевая программа представляет собой набор довольно разрозненных мероприятий, инвестиционных проектов, формально объединенных некоторой единой тематикой.

Если вернуться к финансированию, то можно сказать, что какая-то из ФЦП была финансирована полностью?

До 2000 года недофинансирование федеральных целевых программ было скорее правилом, чем исключением. На некоторые федеральные целевые программы выделялись лишь доли процента от запланированного в бюджете финансирования. Это приводило к распылению средств, омертвлению вложенных ресурсов.

Вы сказали — распыление, а слово – разворовывание — подходит?

Всегда возможна ситуация, когда государственные средства используются не по целевому назначению. Естественно эта беда не обошла стороной и ФЦП. По-моему, проблема больше в том, что исполнение ФЦП чаще оценивается на техническом уровне, то есть проводится формальный контроль правильности расходов по ФЦП, их распределения по объектам, по видам расходов и т.п. Что касается оценки бюджетного эффекта от реализации ФЦП, оценки влияния на развитие экономики в целом, то такого рода анализ встречается крайне редко.
Но продолжим обсуждение финансирования ФЦП. В последние годы ситуация с исполнением федерального бюджета радикально улучшилась. Если посмотреть на 2000-2001 год, то бюджетные обязательства по ФЦП исполнялись на уровне свыше 90%, что весьма неплохо.

Однако это сыграло и отрицательную роль, потому что привлекательность федеральных целевых программ резко повысилась для всех: для министерств и ведомств — как источника ресурсов, обеспечивающих некоторые распределительные полномочия; для бизнеса – как источника дешевых ресурсов. В результате в последнее время обострилась борьба за ресурсы реализуемых ФЦП и за формирование новых целевых программ. Кроме того, наметилась тенденция к тому, чтобы через федеральные целевые программы проводить те расходы, которые государство действительно должно осуществлять, но вовсе не через программную часть бюджета. В результате ряд ФЦП в 2002 г. направлен на решение проблем, которые, честно говоря, не требуют использования такого программно-целевого инструмента.

В 2000 году правительство открыто сказало: у нас очень большое количество ФЦП, мы теперь будем сокращать их количество. Это действительно произошло?

Не совсем так, а точнее вовсе не так. В 2000-м году была предпринята первая серьезная попытка сначала определить приоритеты, а потом в соответствии с ними сформировать необходимые целевые программы, при этом резко сократить количество программ, буквально до 20-30, так, по крайней мере, заявлялось. Были к этому неплохие предпосылки, связанные с тем, что, с одной стороны, уже прорабатывалась стратегия долгосрочного экономического развития России, с другой стороны, в 2000 году завершался срок выполнения 92 ФЦП. Однако неготовность предложить новые направления, неотработанность и противоречивость избранных приоритетов не позволили этого сделать, в результате на 2001 год правительство продлило более чем 50 целевых программ.
В 2001 году была продолжена работа по сокращению целевых программ, внешне результаты вроде бы ощутимые – в бюджете на 2002 г. запланирована расходы только по 47 программам. Однако, по оценкам моего коллеги, ведущего исследователя ИКСИ Алексея Соколова, реальная картина совсем иная.

Действительно, если в бюджете на 2001 год была запланирована реализация 127 программ, то в бюджете на 2002 год — 47 программ. Но каким образом было достигнуто столь резкое сокращение? Преимущественно путем сохранения прежних направлений в виде программ и подпрограмм внутри отдельных ФЦП. Общее количество федеральных целевых программ и подпрограмм в 2001 г. переваливало за 160, а в 2002 году их число приближалось к 140. Так что сокращение весьма незначительное.

Есть ли какие-нибудь примеры успешной реализации ФЦП?

Отвечу по аналогии с известным анекдотом: да, есть примеры успешной реализации отдельных мероприятий из отдельных федеральных целевых программ. Был бы рад познакомиться с человеком, который бы ответственно заявил об успешной реализации той или иной ФЦП в целом.

Конечно, можно программы различать — одна более успешная, другая менее успешная, одна более разумная, другая менее, но, чтобы ФЦП обеспечила достижение заявленного эффекта — я таких примеров не знаю. Здесь во многом сказывается проблема, которая связана с недофинансированием, потому что в этом случае возникает вопрос: как сокращать расходы по финансированию отдельных мероприятий программы.

Каждое мероприятие характеризуется своим порогом, при финансировании ниже которого оно неэффективно: если вы вложили меньше средств, то это просто омертвленные средства. Таким образом, если равномерно по всем программным мероприятиям начинают сокращать расходы, получается, что часть мероприятий выполнена, часть нет. В результате резко снижается программный потенциал ФЦП, потому что все мероприятия в идеале между собой связаны, в результате вы как бы вычеркиваете, исключаете важные мероприятия, без которых другие мероприятия, даже будучи завершенными и выполненные целиком, являются бессмысленными. К примеру, в ходе реализации конверсионных программ происходили иногда совершенно удивительные вещи: предусматривалась разработка гражданского самолета, работы по фюзеляжу финансировались нормально, а по двигателю резко сокращались, в результате ни о каком новом самолете и речи быть не могло.
Вот почему я не являюсь большим поклонником тех федеральных целевых программ, которые ориентированы на «координацию межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей».

Сейчас очень модным, почти хитовым экономическим словосочетанием является – промышленно-структурная политика, как можно соотнести ваши исследования по ФЦП с этим понятием?

Я попробую сделать шаг назад, ответить следующим образом. На протяжении всего периода реформ такой инструмент как ФЦП активно применяется. Более того, в 2002 г., несмотря на то, что относительные расходы бюджеты на ФЦП в целом существенно не изменились и составляют порядка 7% от общего объема запланированных расходов из федерального бюджета, был предпринят маневр в сторону увеличения финансирования программ, направленных на развитие реального сектора экономики, на повышение конкурентоспособности отраслей. Не споря с противниками промышленной политики, может быть стоит задуматься о том, что раз государственные средства расходуются на ФЦП, то желательно повысить эффективность таких расходов. По-моему, именно вследствие отсутствия промышленной политики, определяющей ограниченное число приоритетов экономического развития, федеральные целевые программы останутся инструментом выкачивания государственных ресурсов, а не обеспечения значимых сдвигов в экономике, стимулом к ее модернизации.
Помимо этого, сами нормативные основы, порядок формирования и реализации ФЦП нуждаются в существенной доработке

Как ФЦП соотносится с качеством госуправления?

ФЦП – по-видимому, один из самых сильных, но при этом и самый сложный инструмент промышленной политики. Применять его нужно в весьма ограниченных масштабах, а требования к качеству государственного управления при этом очень высоки. Без кардинального повышения эффективности работы государственного аппарата, совершенствования межведомственной координации неизбежна дальнейшая профанация самой идеи ФЦП.

Как Вы относитесь к подписанной недавно ФЦП «Электронная Россия» с точки зрения Интернет и с точки зрения предыдущего вопроса – совершенствование управленческого механизма, административных технологий?

В целом – хорошо, потому что это первая попытка государства создать условия для более динамичного развития нового сектора экономики. Можно утверждать, что, по крайней мере, были предприняты попытки оптимизировать и согласовать усилия в реализации этой программы частного бизнеса и государства: были проведены семинары и круглые столы с участием независимых экспертов, представителей бизнеса, в результате удалось снять часть мероприятий, которые вторгались в те сферы, где достаточно активен частный бизнес.

Второе, что удалось сделать – это предусмотреть выполнение пилотных проектов. Для любой долгосрочной ФЦП весьма высок риск морального устаревания и нерациональности выбора технических решений на этапе ее разработки. Наличие пилотных проектов обеспечивает гибкость программы, возможность ее адаптации к самым передовым решениям. Наконец, в рамках ряда мероприятий этой программы предусмотрено конкурсное распределение средств между исполнителями из различных регионов. Это позволит лучше учесть местные условия, обеспечит реализацию различных технических подходов к решению одной задачи.
Все это неплохо, но не удалось преодолеть ведомственную разобщенность министерств и ведомств, ряд мероприятий дублируют друг друга. В принципе были предложены новые схемы управления такой сложной программой: планировалось создание Координационного совета (для согласования интересов министерств и ведомств), Консультативного совета (для взаимодействия с бизнесом, общественной оценки эффективности программы), однако пока все это выглядит весьма туманно.

Источник: iq.hse.ru

Целевые программы как инструмент бюджетного планирования и прогнозирования

Целевые программы — обязательный компонент федерального, региональных и местных бюджетов, предусмотренный классификаци­ей бюджетных расходов. Из бюджетов всех уровней могут финанси­роваться целевые инвестиционные программы, программы решения отдельных приоритетных проблем социального, экологического, отрас­левого и т.п. характера, а также программы развития отдельных терри­торий.

Долгосрочные целевые программы должны разрабатываться го­сударственным органом исполнительной власти (органом местного самоуправления) и подлежать утверждению соответствующим зако­нодательным или представительным органом местного самоуправле­ния. Формирование общего перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти (органом местного самоуправления) в соответствии с прогнозом социально-экономиче­ского развития Российской Федерации и прогнозом социально-эко­номического развития соответствующей территории и приоритетами, определяемыми на основе этих прогнозов.

Целевая программа — специально разработанный для решения обоснованно приоритетной (федеральной, региональной или местной) проблемы комплекс мер политического, нормативно-правового, фи­нансового, экономического, социального, экологического, производ­ственного, исследовательского, информационного и иного характера, выстроенных в определенной последовательности и согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения.

Под программно-целевым методом («подходом») понимают те­оретические и научно-методические основы разработки и реализации целевых программ в вышеприведенном смысле, иначе говоря, научно-методические основы управления решением сложных проблем с ис­пользованием целевых программ.

Главное назначение каждой программы состоит в том, чтобы скон­центрировать ресурсы на целевом решении наиболее приоритетных проблем. Важнейшим условием результативности программ является отбор доказанно приоритетных проблем (задач), на которых стратеги­чески необходимо сосредоточить силы и средства бюджета. Уместно отметить, что все неудачи с реализацией большей части российских про­грамм имели первопричиной именно неконкретное, недоказанно при­оритетное целеполагание.

Одно из основных условий результативности программ связано с информационной обеспеченностью и на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При обосновании программно-целевых действий не только используется официальная статистика, но и осу­ществляется проведение специальных исследований (социологичес­ких, экологических и др.).

Сущностными характеристиками целевых программ являются следующие компоненты:

— обособленность расходов, включенных в целевые программы, от прочих расходов СБП;

— установление показателей финансирования в форме целевых индикаторов выполнения программы (количественная и качественная характеристики результатов деятельности СБП);

— использование оценки эффективности реализации целевых программ (соотношение результатов и затрат);

— ограничения на период реализации целевых программ (план-график реализации);

— наличие у целевой программы собственной целевой статьи расходов в бюджетной классификации;

— соответствие целевой программы целям и задачам деятельности СБП.

Принципиальное значение в рамках федерального бюджета име­ют федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры нано-индустрии в Российской Федерации на 2008—2010 гг.» и федераль­ные целевые программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического ком­плекса России на 2007—2012 гг.» и «Чистая вода».

Федеральные целевые программы (ФЦП) предназначены для решения важных отраслевых или межрегиональных проблем. Реше­ние о разработке каждой целевой программы принимается постанов­лением Правительства Российской Федерации, и после того как про­грамма подготовлена, она утверждается новым постановлением Правительства Российской Федерации. Обычно ФЦП включает опи­сание проблемы, основные цели и задачи, этапы, перечень мер в рам­ках программы, гарантии в отношении качества, механизм реализации,

управления программой и контроля за ней, анализ эффективности, экологическую и иную экспертизы и источники финансирования. По­мимо финансирования за счет средств федерального бюджета, програм­мы предусматривают финансирование из других источников (органы управления регионального или местного уровня и (или) частные ин­весторы), так что финансирование за счет средств федерального бюд­жета в среднем составляет всего 10% от общей суммы затрат, в то вре­мя как доля участия регионального бюджета в среднем еще ниже — 5%. Программы регионального развития представляют собой разно­видность федеральных целевых программ, реализуемых в конкретных регионах.

Реализация этих программ, как свидетельствуют их целевые ори­ентиры, должна обеспечить высокий потенциал новых перспективных исследований и разработок, который станет основой для технологи­ческого прорыва на рынках в 2014—2020 гг.

Ведомственные целевые программы (ВЦП). В 2004 г. Концеп­цией реформирования бюджетного процесса введены понятия «ведом­ственная целевая программа» и «ведомственная стратегия», которые рассматриваются как новый институт реализации программно-целе­вого подхода к управлению государственными и муниципальными фи­нансами. В Положении о разработке, утверждении и реализации ве­домственных целевых программ, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239, уре­гулированы вопросы типологии и содержания ВЦП, базовые проце­дуры их разработки, утверждения и реализации, контроля за ходом реализации, прекращения действия программы, методы формирова­ния индикаторов, обусловленных реализацией ВЦП, а также закреп­лено положение о представлении отчетов по реализации программ. При этом ВЦП некоторым образом отличаются от ФЦП (табл. 3).

Таблица 3 — Сравнительная характеристика ФЦП и ВЦП

Общие черты, свойственные ФЦП и ВЦП Различия между ФЦП и ВЦП
Формулировка цели и задач программ, соот­ветствующих приоритетам государственной политики, полномочиям ответственности органов исполнительной власти Уровень утверждения (ФЦП — Прави­тельство Российской Федерации, ВЦП — субъект бюджетного планиро­вания).
Описание (количественное) ожидаемых результатов реализации программ (непосредственные и конечные) Характер программы (ФЦП — межот­раслевой; ВЦП — внутриотраслевой
Обоснование потребностей в ресурсах для реализации программ, оценка внешних условий и рисков реализации программ Принцип планирования расходов (ФЦП — в соответствии с планами Правительства Российской Федерации; ВЦП — в соответствии с планами СБП)
Определение схемы управления программой Размеры программ и сроки действия (ФЦП более крупные по объемам и более долгосрочные, чем ВЦП)

Кроме этих типов программ существуют и региональные целе­вые программы (РЦП). РЦП и ВЦП представляют собой два типа еди­ных по принципу формирования и реализации, но различающихся по статусу бюджетных целевых программ. Они имеют также ряд разли­чий, которые воспроизводятся по аналогии с предшествующим срав­нительным анализом.

Последовательность разработки и реализации ВЦП:

1) решение о разработке ВЦП;

3) разработка проекта ВЦП;

4) разработка паспорта ВЦП;

5) характеристика основных мероприятий ВЦП;

6) план мониторинга результативности ВЦП;

7) анализ результативности ВЦП.

Под результативностью ВЦП понимается степень достижения планируемых результатов: конечного (при оценке реализации всей ВЦП) и непосредственного (при реализации одного или нескольких этапов программы). Под эффективностью ВЦП понимается соотно­шение результата мероприятий всей программы и затрат, обусловив­ших данный результат.

В области программно-целевого планирования началась разра­ботка нового для России метода Форсайта (или «предвидения»), ис­пользуемого для определения перспективных направлений научно-технического развития, увязанных с социально-экономическими условиями и последствиями использования новых технологий. Указан­ный выше метод используется в более чем 30 странах мира и представ­ляет собой процесс отбора стратегических направлений научного и тех­нологического развития на национальном уровне, который происходит с учетом мнений основных субъектов национальной инновационной си­стемы. Наибольшее развитие он получил в странах с развитыми гори­зонтальными связями и налаженными сетями взаимодействий, поддер­живаемыми на государственном уровне.

В России разработка метода Форсайта, как и многих других инициатив, пошла по ведомственному принципу. Минобранауки России, Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации (мининформсвязи Рос­сии), Министерство промышленности и энергетики Российской Фе­дерации (Минпромэнерго России) стали формировать собственные процедуры Форсайта.

Одновременно Минобранауки России заверши­ло начатый в 2005 г. пересмотр перечня приоритетных направлений и критических технологий. В итоге на смену девяти приоритетным на­правлениям и 52 критическим технологиям появился перечень из вось­ми приоритетных направлений и 35 критических технологий. Как сле­дует из сравнения нового и предшествующего списков приоритетов (табл. 5.4), они в значительной степени пересекаются.

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
Загрузка ...