Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве это

Отправьте заявку, специалисты свяжутся с Вами в течение одного рабочего дня.

С целью значительного увеличения объемов ввода комфортного жилья и для предоставления гражданам качественных жилищно-коммунальных услуг Минстроем России формируется единое информационное пространство в строительной отрасли, в том числе благодаря внедрению информационных технологий во все смежные со строительством сферы.

Существенной модернизацией отрасли принято считать перевод всех проиводственных работ, финансируемых из государственного бюджета, на технологию моделирования строительства, которая призвана обеспечить контроль за всем циклом строительства и эксплуатации жилых домов и значительно упростить расчеты при капитальном ремонте.

Чтобы собрать все технологические процессы, проводится усовершенствование аппаратно-программных средств расчета и моделирования строительных работ, осуществлен переход к оказанию услуг государственной экспертизы в электронной форме, созданы и формируются информационные ресурсы в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства России – ФГИС ЦС, ГИС ЕГРЗ, ГИС ЖКХ, ИСОГД.

Что такое ФГИС? Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве

Приоритетными задачами остаются сокращение сроков выдачи разрешений на строительство и ввод ресурсного метода сметных расчетов. В данном аспекте значительное внимание уделено подготовке кадров и поиску наиболее производительных форматов коммуникации в профессиональном сообществе.

С момента учреждения Минстроя России в 2013 году, приняты программы развития отрасли: Национальный проект «Жилье и городская среда» и Проект стратегии развития строительной отрасли.

Что такое ФГИС ЦС

ФГИС ЦС – это Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве, состоящая из ряда подсистем и спроектированная для совместной деятельности организаторов и участников инвестиционно-строительных проектов. Основная подсистема, сформированная в качестве оператора сметных цен, наполняется данными от госучреждений и производителей строительных ресурсов специалистами Главгосэкспертизы России. Официальный сайт ФГИС ЦС расположен по адресу: fgiscs.minstroyrf.ru.

Внедрение данной информационной системы является ключевым этапом масштабного реформирования государственного управления ценообразованием в строительной отрасли, начатое по результатам заседания Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности в мае 2016 года. Очередной президиум Госсовета по вопросам развития строительного комплекса проводился в июне 2022 года.

В рамках бесплатного обучающего семинара «Процедура регистрации и представления информации юридическими лицами во ФГИС ЦС», который Главгосэкспертиза России провела 23 января 2018 года, начальник отдела сопровождения информационных систем в ценообразовании Управления методологии ценообразования и мониторинга цен строительных ресурсов Сергей Горбушин пояснил:

Чтобы зарегистрировать свою компанию на портале ФГИС ЦС, ее директор (либо уполномоченный представитель) сначала должен зарегистрироваться в базе сам как физическое лицо. «Когда физическое лицо регистрирует юридическое лицо, то при входе на портал госуслуг ему дают возможность выбрать, в каком статусе он планирует работать с системой в данный момент.

BIM 117 Карасева О.В. Новеллы ценообразования в строительстве 2020-2022

Программное обеспечение «Jinn-Сlient» необходимо для формирования электронной подписи документов в достоверной среде с целью подписания передаваемой во ФГИС ЦС информации. Программное обеспечение приобретается один раз у официального производителя или его партнеров.

Электронная подпись (УКЭП) служит для входа на портал госуслуг, тогда как подписание сведений, которые загружаются в систему, осуществляется при помощи программы «Jinn-Сlient», которая берет ключ из вашей электронной подписи, подписывает им, формирует подпись и возвращает его обратно.

Программное обеспечение «Континент TLS VPN» предназначено для защищенного доступа удаленных пользователей к ФГИС ЦС по сети связи общего пользования с целью обеспечения защиты передачи данных в сети «Интернет» между юридическими лицами и личным кабинетом системы.

Для получения УКЭП необходимо обратиться в один из аккредитованных удостоверяющих центров, список которых опубликован, в том числе, в Базе знаний на портале ФГИС ЦС. О том, какие существуют виды электронной подписи есть подробный ответ на сайте Минкомсвязи России .

Сроки получения подписи, добавил он, зависят от регламентов центров.

В качестве юрлица директор компании может пригласить в кабинет по ссылке любое другое физическое лицо, которое получит возможность также представлять организацию на площадке портала. При этом каждый сотрудник, работающий в системе, в том числе от имени компании, должен иметь свою электронную подпись.

Как работать на портале ФГИС ЦС

1. Доступ к информации ФГИС ЦС осуществляется через официальный сайт fgiscs.minstroyrf.ru без взимания платы. Для корректной работы на портале, в Базе знаний можно ознакомиться с обучающими материалами. Для пользователей системы «Главгосэкспертиза России» создала специальные инструкции о порядке работы ФГИС ЦС и регистрации в ней (юридических лиц):

    информационной системы;
    юридического лица;
  • Официальная инструкция по входу в личный кабинет ФГИС ЦС и о том как работать в системе.

2. Процедура регистрации на портале для юридических лиц и поставщиков стройматериалов проходит в четыре этапа:

  • Получение усиленной квалифицированной электронной подписи
  • Регистрация юридического лица на Едином портале госулуг РФ
  • Установка программного обеспечения «Jinn-Client»
  • Установка программного обеспечения «Континент TLS VPN»
  • Вход в ФГИС ЦС с помощью электронной подписи

Компоненты программной части информационно-аналитической системы:

  • Подсистема мониторинга цен строительных ресурсов
  • Подсистема «Федеральный реестр сметных нормативов» (ФРСН)
  • Подсистема «Классификатор строительных ресурсов» (КСР)
  • Подсистема хранения информации и истории ее изменений
  • Подсистема управления безопасностью
  • Подсистема интеграции
  • Портал ФГИС ЦС

В информационную систему заложены:

  • методики определения сметных цен строительных ресурсов
  • информация о ценах на стройматериалы, стоимости технических и трудовых ресурсов
  • утвержденные сметные нормативы (включенные в ФРСН)
  • укрупненные нормативы цен строительства
  • перечень юридических лиц и производителей строительных ресурсов

В связи с окончанием срока действия в декабре 2021 года сертификатов для программного обеспечения «Континент TLS VPN», пользователям ФГИС ЦС, использующим программное обеспечение «Континент TLS VPN Клиент» для работы с личным кабинетом ФГИС ЦС, необходимо установить новые сертификаты.

Новый сертификат сервера «Континент TLS VPN Сервер» размещен на Портале ФГИС ЦС в разделе «База знаний» — подраздел «Обучающие материалы» и доступен для скачивания по следующей ссылке: fgiscs.minstroyrf.ru/api/values/GetFileContent/ad4f77b4-881b-410c-b643-3cb6427f95a8

Для корректной установки сертификата необходимо ознакомиться с Инструкцией по переустановке сертификата сервера «Континент TLS VPN Сервер» и корневого сертификата УЦ, размещенной по ссылке: fgiscs.minstroyrf.ru/api/values/GetFileContent/b5198d48-37d4-4448-a13c-836e39276084

Сертификат Удостоверяющего Центра также был обновлен и размещен по ссылке: fgiscs.minstroyrf.ru/api/values/GetFileContent/531f0ba4-d527-42a0-8e55-96025b940ff0

Для оказания услуг по технической поддержке пользователей ФГИС ЦС в части предоставления консультаций по вопросам, возникающим в процессе подключения и работы с помощью средств криптографической защиты информации (Jinn Client, Континент TLS VPN Клиент, Крипто-Про), для всех пользователей системы доступна регистрация в специализированном «Личном кабинете пользователя СКЗИ» на сайте: skzi.infosec.ru, где также размещены контактные телефоны и адреса электронной почты, по которым можно получить бесплатную консультационную помощь.

Ценность реализации

Данный проект реализуется по инициативе Минстроя России для решения современных задач в строительной индустрии. Ключевая задача – уточнить требуемые бюджетные средства, выделяемые на капитальное строительство.

В руководстве стройкомплекса России считают, что реализация проекта обеспечит прозрачность ценообразования в отрасли, а также:

  • обеспечит определение максимально точной сметной стоимости объектов капитального строительства
  • систематизирует все процессы и процедуры формирования полного объема стоимостных показателей
  • минимизирует ошибки при подготовке сметной документации
  • сократит сроки проведения экспертизы и снизит сопутствующие издержки
  • предоставит достоверную информацию о ценах государственным организациям (Федеральной налоговой службе и т.п.)

В перспективе ожидается, что запуск информационной системы:

  • минимизирует риски завышения сметной стоимости
  • оптимизирует работу отрасли на всех стадиях инвестиционно-строительного проекта
  • поспособствует стабильности рынка подрядных услуг
  • стимулирует импортозамещение в строительстве
  • активизирует внедрение безопасных экологических материалов, энергосберегающих и современных технологий

О Порядке изменения цены контракта и корректировки сметы контракта

На сайте ФГИС ЦС (fgiscs.minstroyrf.ru/#/1315) открыт раздел посвященный Порядку изменения цены контракта и корректировки сметы контракта . В связи со значительным ростом стоимости строительных ресурсов специалистами Главгосэкспертизы России проводится разъяснительная работа о возможности применения корректирующего порядка пересчета сметной документации, оформления результатов конъюнктурного анализа и проведения повторной государственной экспертизы.

Нормативные правовые акты относящиеся к порядку корректировки сметы контракта:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.07.2021 № 500/пр «О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.12.2019 г. № 841/пр» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2021 № 64642)
  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.10.2021 № 728/пр «О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. № 841/пр» ( Зарегистрировано в Минюсте России 02.12.2021 № 66180)
  • Приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр (ред. от 07.10.2021) «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2020 № 57401)

Мониторинг цен строительных ресурсов

Ввод рыночных принципов ценообразования вызывает особый интерес в профессиональных сообществах строительной индустрии России. В рамках реформы ценообразования, Минстроем России решено осуществить переход на ресурсный метод сметных расчетов, принятый в международной практике, и обеспечить единый мониторинг цен строительных ресурсов во всех субъектах страны, учитывающего региональные особенности.

Мониторинг рыночных цен нужен для определения достоверной стоимости строительных материалов, технических и трудовых ресурсов. Федеральный контроль устанавливается не для регулирования цен на рынке, а для определения объективной стоимости строительной продукции. Достоверная цена стройматериалов — ключевое звено в решении новых задач, поставленных Правительством России. Полученные, по результатам мониторинга, сметные цены будут применяться для расчета начальной (стартовой) стоимости всех объектов капитального строительства, финансируемого из бюджета страны.

Читайте также:  Кому полагается субсидия на строительство дома

Всероссийский охват мониторинга очень важен для видения единой картины рынка строительных материалов и ресурсов; его регулярность и максимальная детализированность станет основой оптимального использования бюджетных средств.

Информация о ценах будет полезна не только для государственных заказчиков, но и для строительных компаний, физических лиц. Строительные компании, работающие в системе государственного заказа, должны будут отказаться от услуг поставщиков-посредников.

Ценность мониторинга

Главная задача и идея мониторинга заключается в удобном и оперативном предоставлении актуальных сметных цен по каждому конкретному региону от производителя, а не от посредника, как заведено прежде.

Подсистема Мониторинга цен строительных ресурсов позволит:
  • повысить качество ценообразования
  • систематизировать все процессы и процедуры, обеспечивающие определение максимально точной сметной стоимости объектов капитального строительства
  • исключить использование индексов удорожания и минимизировать риски завышения сметной стоимости
  • учитывать точные затраты на транспортную логистику или труд рабочих в конкретном регионе и т.п.
  • организовать новые форматы взаимодействия со всеми участниками рынка и выстроить современный подход к ценообразованию
Подсистема Мониторинга цен состоит из следующих разделов:
  • перечень юридических лиц
  • методики
  • сметные цены
  • архив

Федеральный реестр сметных нормативов

Федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН) – это открытая единая база сметных нормативов, используемых при составлении сметной документации для объектов капитального строительства, финансируемых из бюджета.

Посредством подсистемы ФГИС ЦС предоставляется доступ к сведениям, включенным в ФРСН, таким как:
  • Государственные сметные нормативы (Элементные сметные нормы, Методические документы, прочее)
  • Отраслевые сметные нормативы, элементные сметные нормативы, единичные расценки
  • Территориальные сметные нормативы, элементные сметные нормативы, единичные расценки
  • Индексы изменения сметной стоимости строительства
  • Информационные и разъяснительные документы
Подсистема ФГИС ЦС «Федеральный реестр сметных нормативов» состоит из следующих разделов:
  • сметные нормы и нормативы
  • нормативные правовые акты (Федеральные законы, Постановления Правительства, Приказы)
  • план разработки сметных нормативов
  • архив
Сведения по каждому разделу включают в себя следующее:
  • Порядковый номер
  • Наименование документа
  • Реквизиты приказа Минстроя России
  • Реквизиты регистрационного документа
  • Адрес размещения норматива на Портале ФГИС ЦС
Реализация функциональных возможностей подсистемы:
  • размещение сметных нормативов
  • просмотр в иерархическом виде и возможность навигации по ним
  • размещение плана разработки (включая перечень работ со сроками на текущий календарный год)

Приказ «Об утверждении Порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, а также предоставления сведений, включаемых в указанный реестр»

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №427 от 18 августа 2009 года, Приказом Министерства регионального развития РФ №296 от 15 июля 2009 года впервые утвержден Порядок формирования и ведения ФРСН и предоставления сведений, включаемых в реестр. Таким образом, сметные нормативы были разделены на 4 группы: государственные, отраслевые, территориальные и индивидуальные нормативы.

Далее, Порядок формирования и ведения ФРСН переутвержден приказом Госстроя №17/ГС от 5 февраля 2013 года.

Также существует проект нового приказа, который находится на рассмотрении. По информации Минстроя России, проект приказа разработан во исполнение пункта 10 плана мероприятий «Совершенствование технического регулирования, ценообразования и сметного нормирования, саморегулирования в строительной сфере и развития контактной системы (в части размещения государственных заказов на проектирование и строительство объектов капитального строительства)», утвержденного поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака от 30 декабря 2014 года №ДК-П9-9653.

Приказ Минстроя России от 2 июня 2015 г. № 413/пр «Об утверждении Классификации сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников»

Данным Приказом утверждена новая классификация сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства. В самостоятельный раздел помещены информационные, разъяснительные документы.

Индивидуальные сметные нормативы

Ранее, для строительства объектов за счет федерального бюджета, сметная документация составлялась с применением сметных нормативов, включенных в ФРСН, а если необходимые сметные нормативы в реестре отсутствовали, то по решению заказчика в установленном порядке могли разрабатываться индивидуальные сметные нормативы (ИСН). Теперь, Постановлением Правительства РФ №767 от 28 июля 2015 года установлено, что индивидуальные сметные нормативы, предназначенные для строительства объектов с бюджетным финансированием, могут разрабатываться и применяться только по решению Правительства РФ.

Подсистема ведения федерального реестра сметных нормативов

Разработка подсистемы осуществлена в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ №959 от 23 сентября 2016 года, который был принят на основании ключевого Федерального закона №369 от 3 июля 2016 года; согласно ему, утвержденные сметные нормативы включаются в ФРСН и подлежат обязательному применению при строительстве объектов, финансируемых из бюджета.

Ответственность

Обеспечение поддержки ФРСН в актуальном состоянии осуществляется Минстроем и подведомственной ему Главгосэкспертизой России.

Классификатор строительных ресурсов

Классификатор строительных ресурсов (КСР) — это систематизированный перечень, позволяющий по определенным кодам классифицировать строительные ресурсы (материалы, оборудование, машины и механизмы). Структура и принципы построения КСР соответствуют общим методологическим принципам построения общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), принятым и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N14-ст. Структура кода, принятого в классификаторе строительных ресурсов, содержит переходные ключи между гармонизированными классификаторами, позволяющие в автоматизированном режиме осуществлять обмен, синхронизацию, сопоставление и анализ информации получаемой различными ведомствами и организациями, включая международные системы классификации.

Классификатор строительных ресурсов разработан с целью унификации, автоматизации расчетов стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с применением прикладных программных продуктов, как для сметных расчетов так и для работы с информационными моделями.

В соответствии с классификатором, будет организована и структура библиотеки информационных ресурсов BIMLIB в дополнение к уже существующим разделам, категориям и подкатегориям. Проектировщики смогут выбрать материал, конструкции или оборудование из нескольких альтернативных вариантов, сопоставлять и анализировать информацию.

КСР является основой для осуществления мониторинга цен строительных ресурсов. Иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования предназначен для обеспечения информационной поддержки задач мониторинга.

Классификатор строительных ресурсов служит основой для:
  • Осуществления мониторинга стоимости строительных ресурсов
  • Формирования ресурсно-технологических моделей, предназначенных для расчета индексов изменения сметной стоимости строительства
  • Формирования ресурсной части сметных нормативов, включая:
  • государственные элементные сметные нормы (ГЭСН)
  • федеральные единичные расценки (ФЕР)
  • ресурсно-технологические модели для разработки нормативов цены строительства (НЦС)
  • ресурсно-технологические модели для разработки нормативов цены конструктивных решений (НЦКР)
Подсистема ведения классификатора строительных ресурсов обеспечивает:
  • Размещение классификатора строительных ресурсов
  • Навигацию по классификатору в информационной системе
  • Поиск по классификатору в информационной системе:
  • Наименование ресурса
  • Код ресурса
  • Единица измерения
  • Шифр по ФССЦ/ФСЭМ 2001
Подсистема ФГИС ЦС «Классификатор строительных ресурсов» состоит из следующих разделов:
  • Классификатор строительных ресурсов (материалы, оборудование, машины и механизмы)
  • Документы КСР и специальные формы (Порядок ведения, Заявка на изменение/на включение в КСР, Заявка на удаление)
  • Архив КСР
Реализация функциональных возможностей подсистемы:
  • размещение классификатора строительных ресурсов
  • возможность навигации, поиска и фильтрации информации по классификатору
  • возможность выгрузки классификатора

Установлено, что обновляться классификатор строительных ресурсов будет один раз в квартал.

В рамках актуализации классификатора осуществлено либо запланировано:
  • разработан порядок ведения классификатора
  • в классификатор будут включены позиции, востребованные на рынке строительной отрасли (из перечня уберут ресурсы, снятые с производства в России, а также ресурсы, запись которых выполнена таким образом, что однозначно классифицировать и идентифицировать их нельзя, и ресурсы, соответствующие утратившим силу нормативно-техническим документам и замененным нормативно-техническим документам)
  • все позиции будут приведены в соответствие с действующей нормативно-технической документацией
  • будут определены основные характеристики ресурсов, а затем произведено объединение позиций с аналогичными характеристиками

Главгосэкспертиза России рассматривает позиции классификатора на предмет их соответствия действующей нормативно-технической документации, в том числе техническим регламентам и документам, применяемым в национальной системе стандартизации.

По запросу с перечнем ОКВЭД2 получена информация от Росстата, ФТС России, Росморречфлота, Росавиации и ФАС России:
  • перечень юридических лиц, осуществляющих деятельность по производству
  • перечень юридических лиц, осуществляющих деятельность по предоставлению в аренду железнодорожных грузовых вагонов
  • среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации
  • действующие установленные тарифы на перевозку грузов железнодорожным видом транспорта

Правовая основа ФГИС ЦС

Поручения Президента России и Постановления Правительства России (подробнее: Минстрой России — реформа в строительстве)

  • Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 №1222 (ред. от 28.03.2017) «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия»
  • Письмо Госстроя №2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012, Письмо Минюста №01/57049-ЮЛ от 27.04.2018
  • Постановление Правительства РФ от 25.04.2016 №2831п-П9 «О внесении проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности»
  • Федеральный закон от 03.07.2016 № 368-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 03.07.2016 №369-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
  • Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 №1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов»
  • Постановление Правительства РФ от 23.09.2016 №959 «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве» (вместе с «Положением о федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве»)
  • Федеральный закон от 26.07.2017 №191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Разработчик и оператор ФГИС ЦС

На первом этапе разработку информационной системы вел «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» (ФАУ «ФЦЦС»). По поручению главы Минстроя России в конце 2016 года ФАУ «ФЦЦС» объединилось с ФАУ «Главгосэкспертиза России», которое и приняло функции по обеспечению работы ФГИС ЦС. Специалистами ведомства производится мониторинг и расчет цен на строительные материалы, рассмотрение технических решений, которые есть в проектной документации, а также проверка достоверности определения сметной стоимости.

Читайте также:  Основные счета учета в строительстве

Договор на разработку информационно-аналитической системы исполнило АО «БАРС Груп».

На данный момент, при взаимодействии с участниками рынка, Главгосэкспертиза России формирует актуальный перечень юридических лиц и производителей строительных материалов, которые обязуются предоставлять необходимую информацию для единой базы данных цен ФГИС ЦС.

Для создания эффективной системы технического регулирования, Главгосэкспертиза России и организации государственной экспертизы перешли к электронной форме взаимодействия с проектировщиками. Это не только оптимизирует временные и финансовые затраты участников строительства, но и минимизирует прямые контакты заказчика с экспертами, упрощает контроль за деятельностью экспертных органов, а также повлияет на формирование единого комплекса нормативных документов в области техрегулирования.

В рамках мероприятий по совершенствованию системы ценообразования и сметного нормирования регулярно проводятся семинары и совещания под председательством глав и заместителей глав ведомств строительного комплекса, где обсуждается процесс формирования сметной стоимости – от получения необходимых данных из ФГИС ЦС до получения положительного заключения экспертизы и перехода к реализации строительных проектов.

При подготовке описания информационной системы использовались материалы сайтов: fgiscs.minstroyrf.ru, gge.ru, mos.ru, rg.ru.

Источник: ergro.ru

Статья 57.2 ГрК РФ. Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (действующая редакция)

1. Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (далее — информационная система ценообразования) является государственной информационной системой, функционирующей на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, размещение и использование информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства.

2. В информационной системе ценообразования подлежит размещению следующая информация:

1) утвержденные сметные нормативы;

2) федеральный реестр сметных нормативов, содержащий сведения об утвержденных сметных нормативах;

3) укрупненные нормативы цены строительства;

4) методики определения сметных цен строительных ресурсов;

5) сметные цены строительных ресурсов;

6) перечень лиц, которые обязаны предоставлять информацию, предусмотренную частью 7 статьи 8.3 настоящего Кодекса;

7) иная информация, необходимость включения которой в информационную систему ценообразования установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Лица, которые обязаны предоставлять информацию, предусмотренную частью 7 статьи 8.3 настоящего Кодекса, получают санкционированный доступ к информационной системе ценообразования в целях размещения в ней указанной информации путем использования соответствующими юридическими лицами единой системы идентификации и аутентификации.

4. Доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к информации, размещенной в информационной системе ценообразования, осуществляется с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (далее в целях настоящей статьи — официальный сайт). Доступ указанных лиц к информации, предусмотренной частью 7 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне.

5. Правительством Российской Федерации утверждается положение об информационной системе ценообразования, в том числе:

1) требования к программным и техническим средствам ведения информационной системы ценообразования с учетом законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;

2) требования к информации, доступ к которой должен обеспечиваться посредством информационной системы ценообразования, и способам ее отображения;

3) порядок предоставления органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам доступа к информации, указанной в части 2 настоящей статьи, с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

6. Создание, развитие и эксплуатация информационной системы ценообразования обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.

7. Доступ к информации, размещенной в информационной системе ценообразования, осуществляется без взимания платы.

8. Правомочия обладателя информации, размещенной в информационной системе ценообразования, и обладателя прав на результаты интеллектуальной деятельности, связанные с созданием информационной системы ценообразования, в том числе на программные средства информационной системы ценообразования, от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

9. Информация, содержащаяся в информационной системе ценообразования, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне.

Комментарий к ст. 57.2 ГрК РФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи дается определение федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) с косвенным указанием цели создания — сбор, обработка, размещение и использование информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства.

Цель создания государственной информационной системы является важным элементом ее правового режима, позволяющим проверить обоснованность и корректность иных правовых норм, регулирующих создание и использование информационной системы. При этом установление цели создания системы через категории информации следует считать неудачным, поскольку остается вопрос, с какой целью обрабатывается эта информация. Цель создания государственной информационной системы должна опираться на полномочия государственных органов, государственные функции (государственные услуги), реализацию (оказание) которых она обеспечивает.

В пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части регулирования вопросов ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности» обосновывается лишь создание Единого государственного реестра сметных нормативов.

2. В ч. 2 комментируемой статьи утверждается открытый список видов информации, подлежащих размещению в информационной системе.

Первым пунктом значатся сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов. Если исходить из принципа целесообразности при создании государственных информационных систем, одни и те же сведения не должны дублироваться, т.е. включаться в состав нескольких информационных ресурсов.

Поскольку сметные нормативы составляют информационный ресурс соответствующего государственного реестра (ст. 8.4 ГрК РФ), то размещать их так же во ФГИС ЦС представляется нецелесообразным.

Логичнее всего предположить, что назначением ФГИС ЦС является в том числе ведение Единого государственного реестра сметных нормативов, т.е. реестр входит в состав информационных ресурсов системы. Такой подход неоднократно использовался при создании государственных информационных систем. Например, государственная информационная система в области средств массовой информации включает в себя сведения из реестра зарегистрированных средств массовой информации, сведения из реестра лицензий на телевизионное вещание, радиовещание и пр. (ст. 6.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации»).

Сметные нормативы — это сметные нормы и методики применения сметных норм и сметных цен строительных ресурсов, используемые при определении сметной стоимости строительства (п. 33 ст. 1 ГрК РФ).

Они утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве (ч. 3 ст. 8.3 ГрК РФ).

Правовой режим прочих категорий информации, размещаемых в системе, специально не установлен. Таким образом, в настоящее время они не могут рассматриваться как самостоятельные информационные ресурсы, отделимые от ФГИС ЦС.

К ним относятся методики определения сметных цен строительных ресурсов (утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, ч. 6 ст. 8.3 ГрК РФ) — данный информационный ресурс, как и реестр, представляет собой базу нормативных документов.

Частью информационного ресурса системы являются также сметные цены строительных ресурсов — сводная агрегированная в территориальном разрезе документированная информация о стоимости строительных ресурсов, установленная расчетным путем на принятую единицу измерения — официальный справочник цен.

Довольно необычно включение в информационную систему перечня лиц, которые обязаны предоставлять информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов. Порядок определения указанных лиц должен быть установлен Правительством РФ (ч. 7 ст. 8.3 ГрК РФ). Пожалуй, это оправданно лишь в случае, когда такие лица получают свой статус по собственной инициативе в соответствии с некоторой регистрационной процедурой — тогда данный перечень также будет представлять собой государственный реестр.

3. Как установлено в ч. 3 комментируемой статьи, эти лица, обязанные предоставлять информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов, получают санкционированный доступ к ФГИС ЦС для размещения информации путем использования Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Правила использования ЕСИА утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 584 «Об использовании федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». В соответствии с п. 8 этих Правил в ЕСИА осуществляется регистрация следующих категорий участников информационного взаимодействия:

а) физические лица;

б) юридические лица;

в) должностные лица государственных и муниципальных органов;

г) должностные лица органов и организаций, имеющих право на выдачу ключей простых электронных подписей, а также удостоверяющих центров;

д) государственные и муниципальные органы, иные организации;

е) государственные, муниципальные и иные информационные системы.

Из комментируемой нормы косвенно следует, что информацию в систему предоставляют именно юридические лица.

Мы отстаиваем позицию, что обязанности по предоставлению информации в систему на граждан и организации должны устанавливаться исключительно федеральным законом. В случае если обязанности и ответственность поставщиков информации, а также (как в рассматриваемом случае) порядок определения поставщиков информации устанавливаются подзаконными нормативными актами, не представляется возможность оценить обоснованность и целесообразность создания системы. Кроме того, ограничение прав и установление обязанностей может устанавливаться лишь федеральным законом в соответствии с общим конституционным принципом. Лишь в тех случаях, когда информацию в систему предоставляют государственные органы, их должностные лица или организации с государственным участием в размере 100%, их правовой статус может закрепляться правовыми актами Правительства РФ. Таким образом, выбранная законодателем конструкция представляется не вполне удачной.

Читайте также:  Строительство домов под ключ из кирпича отзывы

4. В ч. 4 комментируемой статьи устанавливается способ доступа к информации — предоставление посредством официального сайта. Данный способ используется для государственных информационных систем, информация в которых является преимущественно общедоступной. Предоставление посредством официального сайта, как правило, является бесплатным (что и установлено для ФГИС ЦС в ч. 7 комментируемой статьи).

До принятия подзаконных нормативных актов, детализирующих перечень сведений, хранящихся в системе, затруднительно установить, какая именно информация может представлять охраняемую законом тайну. Комментируемая норма ссылается на ч. 7 ст. 8.3 ГрК РФ, т.е. достаточно широкую категорию — «информация, необходимая для формирования сметных цен строительных ресурсов». В соответствии с ч. 1 ст. 8.4 ГрК РФ информация, составляющая государственную тайну, может присутствовать в федеральном реестре сметных нормативов.

5. ГрК РФ предусматривает обязательное принятие одного подзаконного акта — Положения о ФГИС ЦС, которое должно быть утверждено постановлением Правительства РФ (ч. 5 комментируемой статьи). В Положении должны быть закреплены требования к системе, детализированный состав информационных ресурсов и порядок доступа к ним. Отметим, что в подзаконной регламентации обязательно нуждается и порядок предоставления информации в систему, а также правовой статус оператора. В настоящее время Положение о федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2016 г. N 959.

6. Оператором, управомоченным на создание и эксплуатацию системы, является тот же государственный орган, который управомочен утверждать сметные нормативы и методики определения сметных цен строительных ресурсов (ч. 6 ст. 57.2). Оператор может делегировать полномочия подведомственным учреждениям.

Закон ничего не говорит о правомочиях оператора по ведению информационной системы (ввод информации, модификация, удаление, получение новой информации в результате обработки). Возможно, это связано с тем, что размещением информации в системе будут заниматься непосредственно ее поставщики (ч. 3 комментируемой статьи), но оператор в любом случае должен иметь правомочия, связанные с проверкой полноты и достоверности размещаемой в системе информации.

7. В соответствии с ч. 8 комментируемой статьи оператор ФГИС ЦС осуществляет от имени РФ правомочия обладателя информации, размещенной в системе, а также правомочия обладателя прав на результаты интеллектуальной деятельности, связанной с созданием системы (программные средства, базы данных, проектную документацию и т.д.). Обладатель информации обязан в том числе принимать меры по защите информации и ограничивать доступ к ней, если такая обязанность установлена федеральными законами (ч. 4 ст. 6 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

8. Часть 9 комментируемой статьи дублирует общую норму о необходимости защиты информации в государственных информационных системах применительно к ФГИС ЦС. Меры по защите информации, обязательные для операторов информационных систем (обладателя информации), установлены в ч. 4 ст. 16 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Меры по защите информации в государственных информационных системах урегулированы прежде всего в Приказе ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах». Требования к защите персональных данных содержатся в Постановлении Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. N 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Отв. ред Н.Н. Мельников «КОММЕНТАРИЙ К ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 Г. № 190-ФЗ»

МЕЛЬНИКОВ Н.Н., АМЕЛИН Р.В., БОРИСОВ А.А., ВОРОБЬЕВ Н.И., ВОРОБЬЕВА Л.В., ИВАНОВ А.В., МАЙБОРОДА В.А., МАКАРОВ О.В., НАЧИЧКО Ж.А., ПОВАРОВ Ю.С., БЕЛЯЕВ М.А., ГЕМПИК Е.А., КАЛИНИН А.А., КОНОВАЛЬЧИКОВА С.С., КОТУХОВ С.А., СУЛТАНОВ Р.С., 2017

Источник: www.zakonrf.info

Что такое ФГИС

Над контентом сметчик на дому

ФГИС, или Федеральная Государственная Информационная Система Ценообразования в строительстве, является, как можно понять из полного названия, системой, содержащей в себе информацию и аналитические данные о государственных информационных ресурсах. К ним относятся и различные информационные системы, относящиеся к градостроительной деятельности на территории Российской Федерации.

При этом необходимо отметить, что в то время как ФГИС ЦС — это система, касающаяся вопросов ценообразования в строительстве, в составе ФГИС существует также система территориального планирования, сокращенно — ФГИС ТП. В сервисе ФГИС ТП содержатся стратегии, проекты, документы территориального планирования и прочая полезная информация, необходимая для градостроительной деятельности.

ФГИС ЦС Минстроя РФ

Дело в том, что на сегодняшний день система ценообразования в строительстве ФГИС ЦС разработана и введена в действие Минстроем России. Официальный сайт в сети «Интернет» для системы находится по адресу https://fgiscs.minstroyrf.ru/.

ФГИС ценообразования в строительстве представляет собой достаточно обширный сервис, в котором собрано большое количество информации. В сервисе можно найти базу знаний, статистику, новостные статьи и даже ресурс помощи в пользовании системой.

Таким образом, чтобы получить представление о том, что такое ФГИС ЦС, прежде всего, следует обратиться к ресурсу на официальном сайте и изучить все его разделы. В тексте данной статьи будут кратко рассмотрены некоторые части системы.

В структуре Федеральной Государственной Информационной Системы ценообразования можно выделить три больших раздела, которые схематично приведены на рисунке 1. Первым разделом является Федеральный реестр сметных нормативов, вторым — Классификатор строительных ресурсов, а третьим — Мониторинг цен строительных ресурсов.

Все происходящие реформы системы ценообразования в строительстве по любому из перечисленных выше направлений также отражаются во ФГИС ЦС. Кроме того, необходимо отметить, что созданием, ведением и развитием системы ФГИС ЦС занимается Главгосэкспертиза России согласно Постановлению правительства РФ №1452 от 23.12.2016 г.

ФГИС

Рисунок 1. ФГИС ЦС

Федеральный реестр сметных нормативов в информационной системе ценообразования в строительстве

Как было отмечено выше, на рисунке 1 можно увидеть, что одним из разделов ФГИС ценообразования в строительстве является реестр, объединяющий в себе все актуальные и действующие сметные нормативы. На рисунке 2 приведена структура Федерального реестра.

Реестр

Рисунок 2. Федеральный реестр сметных нормативов

Раздел 1 ФГИС ЦС — это государственные сметные нормативы. В данном разделе собраны сведения обо всех нормативах государственного уровня с указанием наименования норматива, даты его внесения в реестр, а также регистрационного номера и прочей информации, облегчающей учет норматива в реестре.

Кроме того, реестр государственных нормативов системы ценообразования в строительстве содержит в своем составе различные примечания и адрес размещения норматива на официальном сайте Минстроя РФ. Для более удобного ориентирования в реестре каждый норматив имеет свой порядковый номер.

Так, например, под номером 57 в реестре государственных сметных нормативов ФГИС ценообразования в строительстве находится справочник базовых цен на проектные работы для строительства искусственных сооружений. При этом реестр содержит сведения об утверждающем документе — в данном случае это Письмо Росстроя №АП-2642/10 от 07.05.2004г. Регистрационным номером данного справочника является №68 от 15.12.2009г., а в примечаниях приведена информация об исключении норматива Приказом Минстроя России №140/пр от 27.02.2015г.

Раздел 2 сметных нормативов в Федеральной Государственной Информационной Системе ценообразования содержит схожие сведения, только относящиеся к Отраслевым сметным нормативам. Впрочем, аналогичный метод преподнесения информации характерен и для разделов 3 и 4, предназначенных для территориальных и индивидуальных сметных нормативов соответственно.

Необходимо отметить, что раздел территориальных сметных нормативов в системе ценообразования в строительстве в свою очередь имеет внутреннее деление на собственно территориальные нормативы и на нормативы, в которых отсутствует привлечение средств из федерального бюджета. Однако структура распределения информации в обоих подразделах является аналогичной остальным нормативным структурам в реестре.

Раздел со справочной информацией во ФГИС ЦС — это приведение сведений о письмах и разъяснениях, касающихся различных областей ценообразования таких, как применение справочников базовых цен, величина прогнозных индексов и т.д.

Классификатор строительных ресурсов в ФГИС ЦС Минстроя

Следующим большим разделом в системе ценообразования в строительстве является классификатор строительных ресурсов. Данный классификатор в свою очередь имеет деление на три объемных раздела: «Материалы», «Оборудование» и «Машины и механизмы».

Раздел «Материалов» является самым объемным в классификаторе и включает в свой состав несколько подразделов, в которых объединены ресурсы по тому или иному признаку. Каждый из подразделов имеет свой код ресурса, благодаря чему возможен наиболее эффективный поиск и ориентирование в Федеральной Государственной Информационной Системе ценообразования в данном разделе.

Так, например, код ресурса 01 во ФГИС ЦС — это «Материалы для строительных и дорожных работ», а ресурс с кодом 05 указывает на «Изделия из бетона, цемента и гипса». Всего в подразделе «Материалы» на сегодняшний день представлено 27 кодов ресурсов.

Схожий метод предоставления сведений характерен и для второго подраздела в классификаторе строительных ресурсов, то есть для раздела «Оборудование». Федеральная Государственная Информационная Система ценообразования в строительстве выделяет 11 кодов для ресурсов данного типа, которые объединяют в себе оборудование в зависимости от области применения.

Раздел «Машины и механизмы» в системе ценообразования в строительстве имеет указание лишь на один код ресурса, в котором собраны все строительные машины. Следует также отметить, что каждый код ресурса имеет внутреннее деление и кодировку не только в разделе «Машины и механизмы», но и в остальных разделах классификатора.

Мониторинг цен строительных ресурсов во ФГИС ценообразования в строительстве

Система ценообразования в строительстве включает в себя также и сведения о мониторинге цен на строительные ресурсы. В данном случае приводится перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые подразделяются не только по субъектам России, но также и по типу.

Во ФГИС ЦС Минстроя выделяются следующие типы юридических лиц: «Производитель, «Импортер», «Аренда ЖД», «Авиаперевозчик», «Речной транспорт», «Морской транспорт» и «Автоперевозчик». Такое разделение упрощает задачу поиска того или иного юридического лица и ускоряет процесс производства работ.

Таким образом, ФГИС ЦС — это сложная и динамично изменяющаяся система, позволяющая всем сторонам строительного процесса находить всю необходимую актуальную информацию о том или ином аспекте в ценообразовании. В связи с этим при составлении смет по форме №4, локальных ресурсных сметных расчетов или любых других сметных форм большое значение играет осведомленность специалиста сметного дела о текущей ситуации в системе ценообразования.

Источник: smetchik.com

Рейтинг
Загрузка ...