Рапорт о работе строительной машины либо механизма (формы ЭСМ-3) представляет собой документ, очень похожий многими графами на путевой лист строительной машины формы ЭСМ-2. Важное его отличие — в назначении и самом виде используемой техники.
Для каких наименований техники может использоваться
Всего в российской номенклатуре строительных машин, а также механизированных строительных инструментов числится более тысячи разнообразных типоразмеров. Более того, новые модели появляются регулярно и все больше расширяют этот список.
Если разделять машины и механизмы по роду выполняемых работ (а это весьма условное деление, так как есть много моделей, которые совмещают функционал и могут быть дополнительно укомплектованы), то получится следующая группировка:
- Землеройные машины. Это экскаваторы (в том числе — многоковшовые), гидромеханические аппараты, скреперы, грейдеры, бульдозеры.
- Уплотняющие разновидности. Катки статические или виброуплотняющие, гидровибраторы, виброуплотняющие поверхностные машины и пр.
- Буровые модели. К ним относятся бурильные пневматические молотки, а также станки ударноканатного, вращательного или пневмоударного вида.
- Сваебойные машины. Это вибромолоты, вибропогружатели, разнообразное копровое оборудование, дизельные молоты и т.д.
- Подъемно-транспортные. Самые распространенные этого вида – башенные краны, подъемные краны, автокраны разных моделей.
- Погрузочно-разгрузочные. Козловые краны различной грузоподъемности, подъемники разных моделей и пр.
- Транспортные. Плитовозы, панелевозы, автоцементовозы.
- Дробильно-сортировочные. Передвижные дробильно-сортировочные установки.
- Смесительные. Автобетономешалки.
- Бетоноукладочные, в частности, бетоносмесители, автобетоносмесители.
- Арматурные. Гибщики арматуры разных конструкций, оборудование для ее сварки, натяжки.
- Отделочные. Штукатурные агрегаты, растворонасосы, мозаично-шлифовальная машина и пр.
- Дорожные.
- Механизированный инструмент.
Естественно, перечень неполный.
Закон Бернулли
Все оборудование, которое может быть описано рапортом о работе строительной машины, можно найти в СНиП 3.01.01-85 об организации строительного производства.
К примеру, в виде такого рапорта о работе строительной машины могут поступать отчеты о работе генераторов на каком-либо виде топлива, стационарных и передвижных бетононасосов.
В любом случае при принятии решения о форме документа нужно руководствоваться представленным перечнем. Механизм или машина должны относится к одному из приведенных разделов.
Составные части рапорта
Бумага заполняется с двух сторон. На титульной стороне перечисляются данные о дате составления рапорта, его номере, форме по ОКУД и ОКПО. В верхней части титульного листа, помимо фразы «Рапорт о работе строительной машины (механизма)» с номером бумаги, обязательно должно находиться наименование двух организаций: заказчика и исполнителя строительных работ. Также указывается название, марка машины и управляющее ею лицо.
Устройство печей Кузнецова. Что такое колпаковая печь.
После, справа, в рапорте расположена маленькая табличка с графами для указания:
- кода вида совершаемой операции;
- периода работы, с какого по какое число (практика показала, что удобнее всего оформлять рапорт на декаду);
- участка или колонны (при наличии);
- инвентарного и табельного номера механизма (машины), ее марки либо модели.
Вводная часть документа занимает достаточно много места. Последующее пространство документа занято разделенной надвое таблицей.
В левой части таблицы указывается порядковый номер записи, название и адрес объекта, на котором работала машина.
В правой части таблицы – данные о расходе топлива. Указывается его вид, сколько всего выдавалось, сколько было на начало смены и сколько осталось в конце, сопоставляется фактически потраченное количество с нормативными.
Если в течение нескольких дней территория не менялась, то возможно объединение нескольких строк в одну во втором столбце.
Оборотная сторона рапорта о работе строительной машины содержит также двойную таблицу. Левая ее часть заполняется заказчиком. Он обязан указать:
- точные сроки, в которые была выполнена работа;
- код, название и адрес объекта;
- код вида работы, этапы;
- стоимость выполненных работ;
- были ли простои, сколько времени длились и по чьей вине возникали;
- свою подпись.
Владелец машины в правой части оборотной стороны указывает всю информацию, необходимую для верного начисления заработной платы: работал ли машинист в ночные часы, в выходные либо праздничные дни. Внимание уделяется также сверхурочным часам (первым двум и последующим).
Подводятся итоги таблицы, высчитывается средняя стоимость одного машино-часа по данным конкретно этого рапорта.
Также на задней стороне документа находится отдельная таблица для фиксирования объема выполненных работ машинистом. Прописывается их единица измерения, количество. Есть возможность указать несколько фамилий, если работа выполнялась не одним специалистом. Также присутствуют графы для указания разряда, табельного номера работника, количества отработанных часов (отдельно указываются ночные, сверхурочные).
В самом конце предусмотрены подписи ответственных лиц с расшифровкой, место для возможных претензий заказчика к выполненным работам.
Кем оформляется
В большинстве случаев ответственность за верное заполнение всех граф рапорта ложится на прораба. Также для заполнения рапорта может быть специально назначен ответственный сотрудник отдельным приказом руководителя.
Нюансы
Стоит помнить о том, что для каждой рабочей смены выделяется своя строка. Возможно объединять строки названия объекта, на котором производятся работы. Но подпись машиниста и заказчика должна проставляться в каждой из строк по мере выполнения работы.
При сдаче рапорта о работе строительной машины в бухгалтерию на нем должна стоять подпись прораба и машиниста. После произведенных расчетов по заработной плате на второй стороне подписывается тот, кто их производил (бухгалтер) и руководитель организации.
Что такое РАПОРТ и как правильно его написать.
Что такое РАПОРТ и как правильно его написать.
Такой документ, как рапорт, относится к служебной документации. Поэтому знать, как его правильно писать, нужно практически каждому. В данной статье пойдет речь именно об этом. Что собой представляет рапорт? Существуют ли особенности составления подобных документов?
Для более понятного разъяснения наши эксперты подготовили образец рапорта с пояснительными комментариями.
Что такое «рапорт»
Само слово «рапорт» имеет французские корни, в дословном переводе означает «докладывать». И действительно, такой документ является в первую очередь донесением или докладом, который предоставляется вышестоящему руководящему работнику в устном или письменном варианте. Чаще всего такие доклады используются в военном деле (например, командир принимать рапорт от военнослужащего, имеющего звание ниже).
Рапорт стоит писать, в зависимости от цели просьбы или изложения фактов:
- Для получения:
- отпуска;
- компенсации за съем жилья;
- подъемного пособия.
- На подписание контракта:
- до определенного возраста;
- сверх установленного предельного возраста;
- на три года, пять лет, десять лет.
- На увольнение по завершении контрактных условий.
- Для приема дел и должности.
- Для оплаты расходов на приобретение чего-либо.
- Постановке в очередь на получение жилья.
- Для выезда за пределы воинского гарнизона/части.
Помимо перечисленных видов рапорта, на каждом производстве существуют свои индивидуально установленные документы подобного типа. Поэтому чтобы научиться правильно писать рапорт, нужно знать его особенности, относящиеся конкретно к определенной сфере, в которой он используется (это может быть и военная сфера деятельности, и хозяйственная, и производственная, и экономическая). Так, в гражданском делопроизводстве рапорт принято называть «заявлением». Но смысл документа от этого не меняется, только название.
Учимся правильно писать рапорт
Как уже говорилось, рапорт представляет собой устное или письменное донесение о чем-либо, которое составляется по специальной форме. Что же нужно знать для того, чтобы правильно составить подобный документ? Дело в том, что устная форма не очень отличается от письменной. Но специалисты рекомендуют сначала подготовить письменный вариант документа, который позже использовать при устном докладе.
Его особенности написания заключаются в следующем:
- В верхнем правом углу указываются данные адресата (то есть кому рапорт подается), с указанием должности руководящего работника, Ф. И. О.
- Ниже записываем свои данные – от чьего имени ведется доклад (с указанием своей должности, Ф. И. О.).
- Посередине строчки указывается название данного документа (в нашем случае «Рапорт»).
- С абзаца следующей строчки начинают излагать суть самого донесения или доклада, в зависимости от темы изложения (например, это может быть просьба о предоставлении отпуска или отчет о проделанной ранее работе за отчетный период времени).
- Внизу текста слева с начала строки указывается дата написания этого документа – ДД/ММ/ГГ (например, 16.01.2018 или 15.02.2018).
- Справа на этой же строке, где отмечается дата, ставится подпись докладчика.
Основные условия написания рапорта:
- не нужно многословности и расплывчатости;
- текст должен быть кратким и содержать самую суть доклада;
- мысли излагаются без лирических отступлений.
Придерживаясь данных правил, вы сможете правильно писать рапорт на различные темы.
Обычно образцы оформления служебной документации находятся в кадровых органах управления, например, в отделе кадров или в бухгалтерии. Наши специалисты подготовили несколько образцов, как писать подобные документы на различную тематику.
№ 1: образец — прием дел и должности
Рапорт
Докладываю, что дела и должность начальника отдела кадров принял.
№ 2: образец на получение отпуска
Прошу Вас предоставить мне, Михайлову Леониду Васильевичу, отпуск основного типа за 2015 год сроком на 28 дней с 12 октября 2016 года с учетом времени на дорогу.
Отпуск собираюсь проводить (указать точное место).
Также прошу выдать ВПД на проезд к месту проведения отпуска и обратного возвращения (расчет производится на трех человек – членов моей семьи). Проезд совершается двумя видами транспортных средств: от станции Санкт-Петербург до станции Белгород – на поезде, от станции Белгород до станции Керчь – на автобусе.
Прошу о выплате денежной компенсационной суммы, рассчитанной на санаторно-курортное лечение, а также материальную помощь за прошлый 2015 год на трех человек – на меня и членов моей семьи.
- Жена – Михайлова Екатерина Андреевна, 1989 г. р.
- Сын – Михайлов Виктор Леонидович, 2012 г. р.
Исполнение обязанностей начальника отдела кадров прошу временно передать бухгалтеру Киселевой Валентине Семеновне.
10.01.18 Начальник отдела кадров /Подпись/ Михайлов.
№ 3: образец предоставление служебного жилья
Прошу предоставить мне, а также проживающим совместно со мной членам семьи (жене и сыну) служебное жилое помещение по месту назначения прохождения контрактной воинской службы согласно с ФЗ – закон «О статусе военнослужащих» (статья № 15, часть 1). По месту назначения прохождения контрактной службы жилого помещения для проживания не имею.
№ 4: образец по накопительно-ипотечной системе
Прошу Вас представить на меня, капитана Васильева Павла Геннадьевича, 1975 г. р. (паспортные данные), участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с 5 января 2014 г (регистрационный номер), информацию для получения целевого займа на жилье с целью заключения в установленном законодательством порядком договора на приобретение жилья.
Этим документом я подтверждаю свое согласие на истребование уполномоченным органом федерального значения из доверительного управления накоплений для обеспечения жильем, которые учтены на накопительном счете на мое имя сроком до трех месяцев с момента подписания свидетельства о праве участника накопительно-ипотечной системы по обеспечению жильем военнослужащих для получения целевого займа на покупку жилья.
С правами и обязанностями участника накопительно-ипотечной системы, установленными Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 370 «О предоставлении участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов», ознакомлен.
Жилье буду приобретать в г. Воронеже.
Информацию следует передать по адресу:…
Приложение N 2. Рекомендуемый образец. Журнал регистрации рапортов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации о получении разрешений на участие в управлении некоммерческими организациями
- ДОКУМЕНТ
- Главная
- Приказ Министра обороны РФ от 29 ноября 2018 г. N 689 «Об установлении Порядка получения разрешения Министра обороны Российской Федерации или должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации, которым предоставлено право назначения на воинские должности, на участие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями (кроме политической партии и органа профессионального союза, в том числе выборного органа первичной профсоюзной организации, созданной в Министерстве обороны Российской Федерации) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления»
- Приложение. Порядок получения разрешения Министра обороны Российской Федерации или должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации, которым предоставлено право назначения на воинские должности, на участие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями (кроме политической партии и органа профессионального союза, в том числе выборного органа первичной профсоюзной организации, созданной в Министерстве обороны Российской Федерации) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления
- Приложение N 2. Рекомендуемый образец. Журнал регистрации рапортов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации о получении разрешений на участие в управлении некоммерческими организациями
Типовые документы учета рабочего времени
Оформление услуг аренды экскаваторов-погрузчиков происходит в несколько этапов.
Первый этап- это подписание договора аренды. На этом этапе стороны договариваются об условиях аренды, цене, возможных нюансах.
Второй этап- фиксирование рабочего времени в рапорте о работе строительной машины формы ЭСМ-3, или в путевом листе ЭСМ-2. Фиксируется количество отработанного на объекте времени, подписывается оператором экскаватора и прорабом, начальником участка или другим ответственным лицом со стороны заказчика.
Далее по записям в рапорте или путевке составляется акт о выполненных работах/услугах, в котором фиксируется общее количество часво за период, рапорт обычно подписавается директорами заказчика и исполнителя, или другими уполномоченными лицами.
Кроме того, факт работы строительной машины, и ответственность представителя заказчика за команды, отдаваемые оператору экскаватора, может фиксироваться в специальном журнале ЭСМ-6, это делается для избежания возможных недоразумений, которые могут возникнуть в непредвиденных случаях. Например, при разрывах пордземного кабеля, или трубы.
На этой страничке мы выложили для вас первичную документацию, обычно используемую для учета рабочего времени при аренде строительной техники, пользуйтесь на здоровье!
Договор аренды эскаваторов-погрузчиков
Путевой лист строительной машины типовая межотраслевая форма ЭСМ-2, файл EXCEL
Журнал учета работы строительных машин типовая межотраслевая форма ЭСМ-6, файл EXCEL
Догументы необходимые при аренде спецтехники
Здравствуйте. необходимо обратиться к соответствующим положениям.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАТИСТИКЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 1997 года N 78
Об утверждении унифицированных форм первичной
учетной документации по учету работы строительных
машин и механизмов, работ в автомобильном
транспорте
1. По учету работы строительных машин и механизмов
Рапорт о работе башенного крана ( форма N ЭСМ-1)
Применяется в специализированных организациях для учета работы мостовых, шлюзовых, самоходных, портально-стреловых, стационарных, козловых и башенных кранов при почасовой оплате и является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы машинистам. Рапорт выписывается на декаду в одном экземпляре прорабом или уполномоченным лицом участка управления механизации и заполняется ежесуточно машинистами башенного крана.
Рапорт рассчитан для внесения данных о работе четырех машинистов при трехсменной работе башенного крана. Фамилия четвертого машиниста записывается при замене одного отсутствующего машиниста по причине болезни, отпуска и т.д., который будет продолжать работу на башенном кране. При последующей замене выписывается новый рапорт.
Объем выполненных работ заполняет должностное лицо, ответственное за нормирование и расчеты, на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому конструктивному элементу или виду работ. Результаты работы и простоев крана, а также претензии к работе машинистов подтверждает заказчик подписью и штампом. При заполнении документа рекомендуется применять следующие коды простоев по вине владельца машины и по вине заказчика.
По вине владельца машины:
неисправность машины 01
техническое обслуживание 02
внеплановый ремонт 03
отсутствие горюче-смазочных материалов 04
перебазирование и переоборудование машины 05
отсутствие машиниста 06
По вине заказчика:
отсутствие материалов и конструкций 07
отсутствие фронта работ 08
необеспеченность подъездных путей 09
отсутствие силовой энергии и освещения 10
недостатки транспортных средств 11
прочие простои 12
В конце декады рапорт подписывается машинистами, должностным лицом, ответственным за нормирование и расчет, прорабом, начальником участка и передается в бухгалтерию. Работа башенных кранов, состоящих на балансе специализированной организации, оформляется по форме N ЭСМ-6.
Путевой лист строительной машины ( форма N ЭСМ-2)
Применяется в специализированных организациях для учета работы строительной машины на автомобильном ходу при почасовой оплате, а также является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу. Путевой лист выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом и выдается на смену, на день или декаду. Выезд и возвращение строительной машины оформляет диспетчер, механик, машинист. Результаты работы и простоев строительной машины отражаются на оборотной стороне путевого листа и ежедневно подтверждаются подписью и штампом заказчика.
Рекомендуется применять коды простоев, приведенные к форме N ЭСМ-1.
Оформленный путевой лист подписывается машинистом, прорабом, начальником участка управления механизации, должностным лицом, ответственным за нормирование и расчеты, и передается в бухгалтерию.
Справка для расчетов за выполненные работы (услуги) ( форма N ЭСМ-7)
Применяется для производства расчетов организации с заказчиками и для подтверждения выполненных работ (услуг) строительными машинами (механизмами). На каждый рапорт (путевой лист) работы строительной машины (механизма) выписывается отдельная справка. Составляется в одном экземпляре представителями заказчика и организации-исполнителя работ (услуг) на основании данных путевого листа (форма N ЭСМ-2) или рапортов (формы NN ЭСМ-1, ЭСМ-3). Справка заверяется печатью заказчика, передается в бухгалтерию организации, которая использует ее как приложение к документу, выставляемому заказчику для оплаты. Стоимость работ (услуг) указывается в договорных ценах, по которым осуществляются расчеты заказчика с исполнителем (управлением механизации).
docs.cntd.ru/document/9054561
Составление акта об оказании услуг (выполнении работ) обязательно, только если такое требование предусмотрено гражданским законодательством или заключенным договором. Такого мнения придерживается Минфин России (письмо от 13 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/750).
В свою очередь Гражданский кодекс РФ прямо предписывает составлять акт об оказании услуг (выполнении работ) лишь при выполнении работ по договору строительного подряда (п. 4 ст. 753 ГК РФ). О составлении акта упоминается и в статье 720 Гражданского кодекса РФ, которая распространяется на все виды договора подряда. Однако в ней сказано, что наряду с актом стороны могут составить и другой документ, удостоверяющий приемку.
В остальных случаях составлять акт не обязательно. Поэтому факт выполнения работ (оказания услуг) для целей бухучета и налогообложения может быть подтвержден иным документом (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 1 ст. 252 НК РФ).
когда составление акта не является обязательным, работы (услуги, права) можно учесть в бухучете и при налогообложении на основании договора (либо иных документов, подтверждающих факт выполнения работы, оказания услуги, отчуждения права) (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п.1 ст. 252 НК РФ).
Для этого, например, пропишите в договоре следующее условие. Если заказчик по факту оказания услуг, указанного в договоре, не предъявляет претензий к исполнителю, услуга считается оказанной (работы выполненными). При этом в качестве документов, подтверждающих факт оказания услуг, могут, в частности, выступать:
договор;
счет на оплату;
платежные документы.
предоставление в пользование строительной организации
строительных машин и механизмов (как с экипажем, так и без экипажа), в том
числе башенных кранов;
транспортные услуги;
услуги по предоставлению энергии всех видов на строительную
площадку и другие подобные работы и услуги.
на работы и услуги, непосредственно связанные со
строительством объектов и включаемые в состав прямых расходов (например, услуги механизмов);
на прочие работы и услуги, включаемые в состав косвенных
расходов, связанных с производством строительных работ в целом (например,
услуги по предоставлению энергии всех видов).
акт приема-передачи выполненных работ;
акт об оказании услуг.
договор;
счет на оплату;
платежные документы.
Подтверждает данный подход Минфин России в письмах от 4 мая
2012 г. № 03-03-06/1/226 и от 17 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/778. *
Вместе с тем, это не касается работ (услуг), по которым
приемка в обязательном порядке должна оформляться отдельным документом.
Например, по строительному подряду, по которому акт обязателен (п. 4 ст. 753 ГК РФ).
Если организация является плательщиком НДС, то, кроме
документов, подтверждающих отгрузку готовой продукции (выполнение работ, оказание услуг), она должна выставить организации-покупателю (заказчику) счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ).
Источник: arbatcredit.ru
Форма на механизмы в строительстве
Крановые механизмы в строительстве
Как уже отмечалось, кран имеет следующие основные механизмы: подъема груза, подъема и опускания крановых стрел, вращения (поворота) и передвижения.
Схемы основных механизмов крана приведены на рис. 1.
Механизм подъема
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
В любой грузоподъемной машине механизм подъема груза является основным. Независимо от конструктивных форм его выполнения он включает в себя следующие части (рис. 1, а): грузозахватное приспособление — крюк для штучных грузов или грейфер для сыпучих материалов, блоки, стальной канат, барабан, передаточный редуктор, состоящий из нескольких пар зубчатых колес, двигатель и тормоз.
В механизмах подъема с машинным приводом груз подвешивается к крюку, прикрепленному к подвижной обойме канатного полиспаста. Сбегающий с неподвижного блока полиспаста канат навивается на барабан лебедки, связанной с двигателем зубчатой передачей. Первая передача от двигателя выполняется цепной или ременной. В реверсивной лебедке тормоз устанавливают на валу двигателя, при этом в качестве тормозного шкива используется одна из половин втулочно-пальцевой муфты. В механизмах подъема с фрикционной лебедкой тормоз устанавливают непосредственно на барабане лебедки и тормозной шкив выполняется с ним заодно.
В конструктивном отношении лебедки, устанавливаемые на кранах, подразделяются на одновальные и двухвальные.
Режим работы крана определяется по режиму работы механизма подъема груза.
При расчете механизма подъема должны быть известны основные исходные данные:
а) вес поднимаемого груза Q;
б) высота подъема;
в) скорость подъема груза в м/мин;
г) режим работы;
д) схема подвески груза (кратность грузоподъемного полиспаста).
Рис. 1. Схемы крановых механизмов:
а — подъемного; б — передвижения грузовой тележки; в — поворотного
Расчет механизма подъема с индивидуальным электрическим приводом производится в следующей последовательности.
Механизмы изменения вылета
Механизмы изменения вылета кранов разделяют на:
а) изменяющие вылет за счет изменения угла наклона стрелы;
б) изменяющие вылет с помощью тележки, передвигающейся по горизонтальному или наклонному поясу фермы стрелы крана (рис. 1, б).
Изменение вылета путем изменения угла наклона стрелы может производиться с помощью канатных полиспастов, подъемных винтов, реек или специальных устройств — гидравлических, кривошипно-шатунных и др., сохраняющих горизонтальный путь груза. Передвижение тележки с грузозахватным устройством по ферме горизонтально установленной стрелы может производиться от собственного механизма передвижения или с помощью канатной тяги.
Для изменения угла наклона стрелы применяют реверсивные или фрикционные лебедки. Реверсивные стрелоподъемные лебедки чаще всего имеют редуктор с червячной передачей и тормозом. Фрикционные лебедки, осуществляющие подъем стрелы на режиме двигателя, а опускание на тормозе — под действием собственного веса стрелы, снабжаются специальной муфтой, которая при определенной скорости вращения барабана соединяет ее с трансмиссией, после чего опускание стрелы производится уже на режиме двигателя.
Усилие в канате стрелового полиспаста изменяется в зависимости от вылета и нагрузки, приложенной к оголовку стрелы. Величину этого усилия определяют аналитически или графически (разложением сил по направлениям стрелы и стрелового полиспаста). Максимальное расчетное усилие в стреловом полиспасте будет возникать при наибольшем вылете стрелы.
Все механизмы изменения вылета должны снабжаться указателями вылета. Ограничение крайних положений стрелы должно обеспечиваться конечными выключателями, которые рекомендуется дублировать. В крайних положениях стрелы должны устанавливаться буфера (пружинные или резиновые), которые обычно рассчитываются на нагрузку, вызванную максимальным моментом двигателя.
Для производства ремонта механизмов изменения вылета должны быть предусмотрены стопорные устройства, фиксирующие стрелу в заданном положении.
Механизмы вращения (поворота)
Эти механизмы служат для вращения поворотной части крана вместе со стрелой. Обычно такой механизм состоит из двигателя, червячного редуктора и пары открытых шестерен.
Червячный редуктор, обязательно несамотормозящийся, выполняется с фрикционным сцеплением, рассчитанным на 25%-ную перегрузку, которая может возникнуть при резком торможении или пуске. На муфте, соединяющей редуктор с валом двигателя, ставится тормоз, который применяется для предотвращения самопроизвольного поворота крана; при необходимости обеспечить точную остановку над грузом или над местом установки груза; при необходимости срочной остановки поворотной части крана.
Механизм вращения может быть установлен на неповоротной или на поворотной части крана. В первом случае неповоротная часть крана снабжается зубчатым венцом, с которым входит в зацепление шестерня приводного механизма; во втором случае зубчатый венец крепится на поворотной части крана.
В строительных кранах применяют зубчатые и канатные механизмы вращения.
В кранах с зубчатым механизмом вращения (рис. 1, в) на неповоротной части неподвижно укрепляется зубчатый венец большого диаметра, а на поворотной — приводной механизм, шестерня которого находится в зацеплении с зубчатым венцом. Эта шестерня связана с двигателем несколькими зубчатыми передачами. Необходимое при повороте торможение обеспечивается тормозом.
В кранах с канатным механизмом вращения к поворотной части крепится поворотный круг, на который навивается канат, жестко связанный с ним винтовыми стяжками. Концы канатов укрепляются сверху и снизу на барабане, при вращении которого один из них сматывается, а второй наматывается. При этом вращается круг и вместе с ним поворотная часть крана. Барабан получает вращение от двигателя через зубчатые передачи. Для торможения поворотной части крана служит тормоз.
Выбор каната и лебедки для механизма вращения крана производится по усилию, необходимому для преодоления момента сил сопротивления вращению, который складывается из момента сил трения в опорах поворотной части, момента сил инерции масс груза, стрелы и противовеса и момента от ветровой нагрузки.
Источник: stroy-technics.ru